Жительница уфы эльвира санатуллина инициировала судебное разбирательство

Конституционное право

Можно ли обжаловать отказ в приеме заявления и если да, то по ка­ким основаниям?

Решение обжаловать можно. Заявление должны были в любом случае принять, а отказ возможен только при существенном нарушении требований.

С заявлением о приобретении гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вправе обратиться иностранные граждане и лица без гражданства, оформившие разрешение на временное проживание с последующим получением вида на жительство без соблюдения условий о пятилетнем сроке проживания, если указанные граждане и лица имеют одно из нижеследующих оснований: 1. Имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации….

Для упрощенного получение (оформления) гражданства РФ (России) иностранному гражданину потребуются: вид на жительство, паспорт состоящего в гражданстве РФ нетрудоспособного родителя,

А также документы, которые подтверждают: существование законного источника средств к существованию, владение русским языком, свидетельство о рождении заявителя, нетрудоспособность родителя, состоящего в гражданстве РФ, просьбу заявителя об отказе от имеющегося иного гражданства

Статья 32. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации

1. Заявление по вопросам гражданства Российской Федерации подается по месту жительства заявителя:

а) лицом, проживающим на территории Российской Федерации, — в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции;

б) лицом, проживающим за пределами Российской Федерации и не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, — в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации.

2. Заявление подается заявителем лично.

В упрощенном порядке все вопросы, связанные с принятием в Российское гражданство или с выходом из него, решаются соответствующим территориальным или федеральным органом исполнительной власти, который выполняет функции надзора и контроля миграции.

В упрощенном порядке заявления о получении Российского гражданства или о выходе из него рассматриваются в продолжение шести месяцев. Срок рассмотрения документов и заявления отсчитывается со дня их подачи. Заявление и пакет документов должны быть оформлены надлежащим образом.

Итоговое решение по вопросам гражданства России оформляется в письменной форме, при этом обязательно указываются основания принятия того или иного решения.

3. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное
разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа
МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в го­ловных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин — такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со стать­ей 55 Конституции возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к граж­данству РФ и документа учета постоянного места жительства, преду­смотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные пра­вила Конституции не противоречат. Тем не менее, решение Верховного Суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, на­пример, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточ­ного основания считать, что конституционные права мусульманок на­рушены. Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях — нет?

Конституция Российской Федерации (ч. 3 ст. 55) допускает возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина, но только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (ст. 10) документом, удостоверяющим гражданство Российской Федерации, является паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица.

Паспортно — регистрационная система едина для всей страны. Ее действие направлено на упорядочение передвижения как российских граждан, так и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также на розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов, на укрепление государственной и общественной безопасности. Она играет важную роль в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, а также предупреждения и раскрытия преступлений. В основном требования паспортной системы относятся к тому, чтобы паспорт гражданина соответствовал действительной ситуации:

1. фотография: по ней должна быть узнаваема личность гражданина (возраст, четкие черты лица).

2. фамилия, имя, отчество – должен меняться с учетом изменений

3. место жительства или место пребывания.

Регистрация по месту жительства и пребывания ограничивает право на свободу передвижения и выбор места жительства, что не является правомерным. Технически реализация большинства основных прав и свобод оказывается обусловленной наличием регистрации.

3. Имеют ли право иностранные граждане на доступ к государственной службе в Российской Федерации?

Иностранные граждане в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» ст. 12 не могут быть избранными в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также участвовать в референдуме Российской Федерации и референдумах субъектов Российской Федерации.

Постоянно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане в случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, имеют право быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в местном референдуме.

Согласно ст. 14 этого федерального закона Иностранный гражданин не имеет права находиться на муниципальной службе, быть принятым на работу на объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности Российской Федерации. Перечень таких объектов и организаций утверждается Правительством Российской Федерации.

Тема № 11. Теория государственного устройства

1. Составьте сравнительную таблицу признаков федеративной и унитарной форм государственного устройства.

Признаки федеративного государственного устройства

Признаки унитарного государственного устройства

Территория федерации – на территории государственноподобных образований – субъекты федерации, последние, в свою очередь, – на местные территориальные единицы.

Территория унитарного государства, как правило, непосредственно делится на политико-административные и (или) административно- территориальные единицы

В федеративных государствах, наряду с федеральной конституцией, собственные основные законы имеют субъекты федерации

В унитарных государствах действует единственная конституция – конституция общенационального характера.

В федеративных государствах существует двухуровневая система законодательства и права: наряду с федеральными законами в каждом субъекте федерации действуют свои законы.

Унитарные государства, как правило, характеризуются единой правовой системой и системой законодательства

В федеративных – каждый субъект федерации обладает системой органов государственной власти, аналогичной системе федеральных органов.

В унитарных государствах органы государственной власти включают в себя только общенациональные парламент, правительство, главу государства, суды.

В федеративных, наряду с федеральным гражданством, имеется, как правило, гражданство субъектов федерации

В унитарных государствах существует только общенациональное гражданство

2. Опишите наилучшую (идеальную), по Вашему мнению, форму государственного устройства (в т. ч. ее конкретный вид) с позиции ин­тересов граждан государства.

По форме государственного устройства наилучшим является федерация.

В качестве её структурных составных частей – выступают субъекты Федерации. Все субъекты, независимо от их видов, должны быть равноправны как во взаимоотношениях между собой, так и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.

Федеративное устройство государства должно быть основано на основании государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти государства и органами государственной власти субъектов, равноправии и самоопределении народов, проживающих в государстве. Разграничение предметов ведения и полномочий касается всех сфер деятельности государственных органов, но в первую очередь это относится к законодательной сфере. Согласно Конституции все предметы ведения и полномочия подразделяются на три основные группы: предметы ведения и полномочия, относящиеся только к Федерации и составляющие её исключительную компетенцию; предметы ведения и полномочия, относящиеся к совместному ведению РФ в целом и её субъектов; предметы ведения и полномочия, принадлежащие исключительно субъектам Федерации.

В сравнении с унитарным государством федеральное устройство обладает рядом преимуществ:

Установлены правовые гарантии сохранения языка, культуры, обычаев национальных групп.

Равномерное экономическое и социальное развитие всех частей государства

Способность эффективно решать политические и социально-экономические проблемы и кризисы на местах.

Но для лучшего устройства – необходимо рациональное распределение полномочий между центральной властью и субъектами с предоставлением им больших полномочий в вопросах, которые касаются интересов граждан, проживающих в том или ином субъекте Федерации.

Тема №12. Федеративное устройство России

1. Обозначьте особенности федеративного устройства России.

Конституционные основы национально-государственного устройства Российской Федерации установлены нормами гл. 1 Конституции РФ, которая не может быть изменена в обычном законодательном порядке, а требует для своего изменения фактически принятия новой Конституции. Такое положение направлено на недопустимость кардинального изменения всей системы федеративных отношений в России. Кроме того, основы конституционного строя распространяют суверенитет Российской Федерации на всю ее территорию, включая все без исключения ее субъекты, а Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Только Российская Федерация вправе обеспечивать целостность и неприкосновенность своей территории, следовательно, целостность и неприкосновенность всех входящих в ее состав территориальных единиц.

В качестве конституционной основы федеративного устройства Российской Федерации закреплены такие принципы, как: государственная целостность; единство системы государственной власти; разграничение предметов ведения полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов; равноправие и самоопределение народов Российской Федерации.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации равноправны между собой. Закрепляя принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации, Конституция в качестве одного из важнейших принципов закрепляет принцип единого и равного гражданства Российской Федерации, независимо от оснований его приобретения, а каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и имеет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Основные вопросы, регулирующие федеративное устройство России, нашли свое отражение в гл. 3 Конституции. Всего в составе Российской Федерации 83 самостоятельных субъектов, построенных как по национальному, так и по территориальному принципам. Это означает, что в Российской Федерации принцип федерализма сочетается с принципом унитаризма и автономии, обеспечивая тем самым государственную целостность Российской Федерации как единого, самостоятельного государства. Очень важно, что текстом основного закона РФ закреплен поименный состав субъектов Федерации, что означает, что любое изменение общего состава субъектов Федерации требует, как минимум, внесения изменений в саму Конституцию.

Государственная целостность РФ означает отсутствие права выхода субъектов из состава Федерации (т.е. реализации права сецессии). Поскольку субъекты Федерации входят в состав единого государства с территорией, включающей территории всех субъектов, то любое отделение части этой территории будет неизбежно означать нарушение целостности государства. Как правило, современные федеративные государства не предусматривают в своих основных законах права субъектов на выход из состава Федерации.

Отсутствие принципа добровольного выхода субъектов Российской Федерации из состава единого целостного государства не противоречит принципам демократического общества и вполне соответствует общемировым тенденциям развития федерализма. Вместе с тем, Конституция Российской Федерации допускает принятие в состав единого государства и образование в нем нового субъекта на основе федерального конституционного закона.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Задания и методические указания по выполнению

Кафедра теории и истории государства и права

Составитель:О. Н. Томилова

Конституционное право Российской Федерации: задания и методические указания по выполнению контрольных работ / Новосиб. гос. аграр. ун-т. Юрид.фак.; сост. О. Н. Томилова.- Новосибирск, 2010.- 51с.

Методические указания составлены на основе Государственного образовательного стандарта. Предназначены для студентов заочной формы обучения. Содержат вопросы, задачи по каждой теме курса «Конституционное право Российской Федерации, список экзаменационных вопросов, а также перечень нормативно-правовых актов и список рекомендуемой литературы.

Утверждены и рекомендованы к изданию методической комиссией юридического факультета (протокол № 8 от «18» марта 2010г.)

аграрный университет, 2010

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с учебным планом слушатели и студенты заочной, заочной ускоренной формы обучения и бакалавры обязаны выполнить контрольную работу по конституционному (государственному) праву Российской Федерации. Цель выполнения работы состоит в том, чтобы закрепить необходимые знания по изучаемому предмету, научиться пользоваться соответствующими нормативными актами и специальной литературой в практической деятельности.

В задании представлено 15 вариантов. Слушатели выбирают вариант контрольной работы в зависимости от двух последних цифр номера зачетной книжки.

Контрольная работа, выполненная по другому варианту, рецензированию не подлежит и возвращается слушателю.

Контрольная работа выполняется на стандартных листах формата А4, имеющих поля: верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм, правое – 20 мм, левое – 30 мм, пронумерованных по центру внизу страницы. Шрифт Times New Roman, размер 14, межстрочный интервал 1,5.

По желанию студентов к основному тексту могут быть добавлены различные приложения в виде таблиц, схем, графиков и других материалов, иллюстрирующих содержание работы

Работа должна быть написана грамотно и разборчиво. Объем работы определяется ее содержанием, но не должен быть менее 25 страниц.

Каждый вариант контрольной работы состоит из двух частей: теоретической части и задачи. Первая часть раскрывает вопросы определенной темы конституционного (государственного права) права, а вторая содержит задачи, для решения которых требуется обязательное использование нормативно-правовых актов. Для изложения теоретической части работы в задании даются примерные вопросы, темы, которые слушатель обязан раскрыть при подготовке контрольной работы. Кроме того, в вопросы темы слушатель имеет право вносить дополнения, но изменять формулировку темы и условия задачи не разрешается.

Работа должна содержать: вариант, название темы; план работы; ответы на вопросы; список нормативно-правовых актов и используемой литературы. Срок выполнения контрольных работ устанавливается учебным отделом и должен строго соблюдаться студентами. Контрольная работа со значительными недостатками зачету не подлежит, и с рецензией преподавателя возвращаются слушателю.

Повторно написанная работа по первоначальному варианту сдается вместе с незачтенной.

Теоретические вопросы должны быть увязаны с практической деятельностью. Все основные положения контрольной работы должны содержать ссылки на законодательство, литературу, указанную в заданиях и методических указаниях, нормативный материал, а также соответствующие материалы в журналах «Законность», «Государство и право», «Конституционное и муниципальное право РФ» и др.

При выполнении задания слушатель должен не механически переписывать материал из первоисточников, учебников, нормативных актов, а излагать свое понимание вопросов темы.

Приступая к решению задачи, необходимо уяснить ее содержание, а также изучить соответствующий раздел учебника, нормативный материал и дополнительную литературу. Решая задачу, нужно дать правильную юридическую квалификацию фактическим обстоятельствам, основанную на нормах права (статьях нормативных правовых актов).

Важнейшей частью решения задачи является мотивировка вывода, которая должна содержать ссылку на соответствующий нормативный акт. В конце решения задачи дается заключительный вывод, который должен быть полным, развернутым и аргументированным.

ВАРИАНТЫ ТЕМ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Вариант №1

Конституционные основы осуществления деятельности правоохранительных органов

Понятие, место и роль правоохранительных органов в государственном механизме Российской Федерации. Прокуратура РФ: порядок формирования, принципы деятельности, компетенция. Принципы организации и деятельности милиции в Российской Федерации. Место и роль адвокатуры в механизме охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Задачи

1. Прокурор Читинской области обратился в Читинский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству положения ст. 55 Устава Читинской области о том, что председатель Читинской областной думы подписывает законы области, и ст. 61 Устава о том, что глава администрации (губернатор) области обнародует законы области, удостоверяя их обнародование путем издания постановления.

По мнению прокурора, в первом случае законодатель Читинской области незаконно расширил полномочия председателя областной думы, наделив его правом обнародования принятых думой законов, а во втором случае ограничил главу администрации в праве выбора формы обнародования принятых законов.

Решите дело, применив положение Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Какие две формы удостоверения обнародования закона закреплены в указанном ФЗ? Вправе ли субъект РФ самостоятельно выбрать одну из этих форм и закрепить ее в своем законе? Означает ли подписание закона руководителем законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ удостоверение обнародования закона или это означает лишь удостоверение подлинности его текста?

2.Оформите в виде схемы классификацию органов государственной власти Российской Федерации.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г. №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. № 2202, в ред. от 25.12.2008 г.// Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 47.- Ст.4472.

3. О милиции: Федеральный закон от 18.04.1991г. №1026-1, в ред. от 26.12.2008 г. // Собрание законодательства РФ. – 2008. – 29 декабря.

4. Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31.05.2002 г. №63-ФЗ, в ред. от 23.07.2008 г.// Собрание законодательства РФ. — 2002. — №23. — Ст.2102.

5. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 05.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. -1999. — № 41. — Ст. 5005.

Вариант№2

Регионы (субъекты) Российской Федерации

Понятие и характеристика региона РФ. Понятие субъекта РФ. Соотношение терминов «регион» и «субъект» РФ. Параметры региона как субъекта РФ. Регионы РФ как коллективный субъект права. Правоспособность и дееспособность региона. Юридические признаки региона. Правовое положение субъекта. Виды субъектов.

Задачи

1. Внимательно прочитайте Закон РФ от 19.02.1993 г. №4530-1 «О вынужденных переселениях» и постановление Конституционного суда РФ от 21.11.2002 г. № 15-П по делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 3 и абзаца первого пункта 6 статьи 9 Закона РФ «О вынужденных переселениях» в связи с жалобой гражданина М.А. Мкртычяна.

Кто может быть признан вынужденным переселенцем? Поясните основания получения и утраты статуса вынужденного переселенца, а также срок действия указанного статуса. Почему Конституционный суд РФ признал лишение лица статуса вынужденного переселенца (в случае если оно осуждено по вступившему в силу приговору суда за совершение преступления) не соответствующим Конституции РФ, ее ст. 2, ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 1 ст. 45 и ч. 3 ст. 55?

2. Внимательно прочитайте ч. 4 ст. 15 Конституции РФ и постановление Пленума Верховного суда РФ от 10.10.2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных дого­воров Российской Федерации». Сформулируйте понятия: «обще­признанные принципы международного права», «общепризнанные нормы международного права», «международные договоры Рос­сийской Федерации». Приведите примеры каждого из указанных понятий применительно к отрасли конституционного (государст­венного) права РФ.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 23.07.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1995. — №52.- Ст. 5110.

Вариант №3

Задачи

1. Законодательной думой Хабаровского края был принят закон Хабаровского края «Об уполномоченном представителе коренных малочисленных народов Севера в Хабаровском крае». В п. 3 ст. 5 краевого закона установлен порядок участия граждан в собрании по избранию уполномоченных представителей коренных малочис­ленных народов Севера. В частности, установлен возрастной ценз для участия в таком собрании — достижение на день проведения собрания возраста 18 лет.

Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании противоречащей федеральному законодательству этой нормы закона Хабаровского края в части установления возрастного ценза, ссылаясь на то, что она в оспариваемой части противоречит п. «в» ст. 71 Конституции Российской Федерации; ч. 2 п. 2 ст. 8 Федерального закона от 30.04.1999 г. № 82-ФЗ (ред. от 05.04.2009 г.) «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Рос­сийской Федерации»; ст. 11 Федерального закона «Об общих прин­ципах организации общин коренных малочисленных народов Се­вера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации».

Проанализируйте вышеперечисленные федеральные законы и ре­шите дело.

2. Оформите в виде таблицы классификацию норм конституционного права по различным основаниям.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. Об утверждении Положения об Администрации Президента Российской Федерации: Указ Президента РФ от 6 апреля 2004г. № 490. в ред. от 21.10.2008 г. // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №15. — Ст.1395.

3. О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе: Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849, в ред. от 30.04.2009 г. // Собра­ние законодательства РФ. — 2000. — № 20. — Ст. 2112.

4. О полномочных представителях Президента Российской Федерации в Совете Федерации Федерального собрания Российской Федерации и Государственной думе Федерального собрания Российской Федерации: Указ Президента РФ от 22.06.2004 г. №792, в ред. от 21.10.2008 г.// Собрание законодательства РФ.- 2004.- №26. -Ст.2651.

5. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: Федеральный закон от 30.04.1999 г. №82-ФЗ, в ред. от 05.04.2009 г. // Собрание законодательства РФ. – 1999. -№18. — Ст.2208.

6. Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации: Федеральный закон от 0.07.2000 г. №104-ФЗ, в ред. от 02.02.2006 г. // Собрание законодательства РФ. — 2000. — №30. — Ст.3122.

Вариант №4

Задачи

1. Изучите Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 г. в действующей редакции «О Правительстве Российской Фе­дерации» и Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. (ред. от 25.12.2008 г., с изм. от 22.06.2009 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнитель­ной власти». Сформулируйте законодательную дефиницию «Пра­вительство Российской Федерации». Какие элементы входят в сис­тему федеральных органов исполнительной власти? Перечислите полномочия федерального министерства, федеральной службы, федерального агентства. Поясните особенности руководства неко­торыми федеральными органами исполнительной власти.

2. Перечислите принципы гражданства Российской Федерации. Поясните содержание каждого принципа.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. О Конституционном суде РФ: Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. №1-ФКЗ (ред. от 02.06.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 13.-Ст.1447.

3. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 30.12.2008 г., с изм. и доп. от 10.01.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51- Ст.5712.

4. О гражданстве Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 г. (в ред. от 28.06.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 22.- Ст.2031.

5. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314, в ред. от 25.12.2008 г., с изм. от 22.06.2009 г. // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №11. — Ст.945.

6. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 12.05.2008 г. №724, в ред. от 31.12.2008 г., с изм. от 01.03.2009 г. // Собрание законодательства РФ. — 2008. — №20. — Ст. 2290.

Вариант №5

Задачи

1.На основе Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ, «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Указа Президента РФ 27.12.2004 г. №1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти ) субъекта Российской Федерации» поясните порядок наделения гражданина РФ полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ.

2. Оформите в виде таблицы классификацию основных (конституционных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в Российской Федерации. Укажите основания классификации.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Международное право в документах. — М., 1982.

3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 05.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. -1999. — № 41. — Ст. 5005.

4. О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации: Указ Президента РФ от 27.12.2004 г. №1603, в ред. от 11.02.2006 г. // Собрание законодательства РФ. — 2004. — №52 (ч. 2). — Ст.5427.

Вариант №6

Российской Федерации

Три модели внесения изменений в Конституцию РФ. Понятия «поправки» и «пересмотр». Основания внесения поправок и пересмотр Конституции РФ. Конституционное собрание: порядок формирования и принципы деятельности. Процедура принятия новой Конституции в Российской Федерации.

Задачи

1. Прокурор Приморского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления губернатора Приморского края «О создании департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края», поскольку оно, по мнению прокурора, противоречит Конституции РФ и федеральному законодательству. Указное постановление губернатора края издано с нарушением пределов его компетенции. Система органов государственной власти субъектов РФ, утверждается в заявлении, должна соответствовать основам конституционного строя, общим принципам организации исполнительных органов государственной власти, установленным федеральным законом, и составлять единую систему — исполнительную власть в РФ.

Оспариваемым постановлением губернатора Приморского края создан департамент образования, науки и социальной зашиты на базе двух самостоятельных структур исполнительной власти администрации Приморского края (департамента образования и науки, и управления социальной защиты населения администрации Приморского края ) путем их слияния, причем управление социальной защиты включено в состав департамента на правах структурного поздравления, руководитель которого будет находиться в непосредственном подчинении руководителя вновь образованного департамента образования, науки и социальной защиты населения администрации Приморского края.

Решите дело на основе положений Конституции РФ и Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Должен ли субъект РФ при создание системы органов исполнительной власти копировать структуру федеральных органов исполнительной власти?

2. Изучите Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 г. №5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». Схематично изо­бразите процедуру подготовки и проведения референдума РФ с указанием субъектов и сроков процессуальных действий.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ: Федеральный закон от 4 марта 1998 г. // Собрание законодательства РФ -1998.-№ 10.- Ст. 1146.

3. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. № 5- ФКЗ (ред. от 24.04.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 27.-Ст. 2710.

4. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 05.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. -1999. — № 41. — Ст. 5005.

Вариант №7

Задачи

1. Управление министерства юстиции РФ по Камчатскому краю обратилось в суд с заявлением о ликвидации религиозной организации Духовного управления мусульман азиатской части России – «Религиозного объединения мусульман Камчатского края», сославшись на то, что при создании указанной организации были допущены грубые нарушения закона. Так, в нарушение п.4 ст.8 и п.2 ст.9 Федерального закона от 26. 09.1997 г. №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в состав организации не входят три местные религиозные организации одного вероисповедания, поэтому упомянутую организацию нельзя признать централизованной религиозной организацией. Кроме того, учредители данной организации не проживают в одной местности либо в одном городском или сельском поселении, как того требует п.3 ст.8 названного ФЗ.

Согласно Единому государственному реестру юридических лиц, учредителями организации являются совершеннолетние физические лица, в количестве 13 человек, проживающие в трех муниципальных образованиях Камчатского края.

Поскольку указанная организация не является местной, заяви­тель просил в соответствии с п. 2 ст. 69 ГК РФ ликвидировать юри­дическое лицо — религиозную организацию «Религиозное объединение му­сульман Камчатского края».

Оцените правомерность данного требования. В каких случаях, согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозные организации могут быть ликвидированы? Кто может быть учредителем местной религиозной организации? Ограничивается ли деятельность местной религиозной организации территорией одного муниципального образования?

2. Сформулируйте понятие «федеративное государство». Оформите в виде таблицы классификацию федеративных государств по различным основаниям.

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. О Правительстве Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. (в ред. от 30.12.2008 г., с изм. и доп. от 10.01.2009 г) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51- Ст.5712.

3. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. (в ред. от 23.07.2008 г.) // Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 39. — Ст.4465.

Вариант №8

Регламенты палат Федерального собрания Российской Федерации и их внутренняя организация

Федеральное собрание РФ является постоянно действующим органом, поэтому требуется четко организованный порядок его работы. Порядок работы регулируется Регламентом палат. Определите роль руководителей палат, назначение комитетов и комиссий. Назовите основные из них, определите их статус и назначение, а также значение депутатских фракций. Рассмотрите общий и специальный порядок работы палат Федерального собрания РФ. Порядок голосования и принятия решений. Парламентские слушания. Аппарат палаты. Рассмотрите другие принципиальные аспекты организации и деятельности палат Федерального собрания РФ.

Задачи

1.Н., будучи депутатом Государственной думы Федерального собрания РФ, при голосовании за проект Федерального закона «О бюджете Российской Федерации на 2010 г.» подал голос против данного законопроекта. Тем самым он нарушил решение, принятое на заседании депутатской фракции ЛДПР, о консолидированном голосовании за данный законопроект. На заседании депутатского объединения было принято решение о лишении депутата Государственной думы Н. депутатских полномочий.

Правомерно ли решение депутатской фракции о лишении Н. депутатских полномочий в данной ситуации. Аргументируйте ваш ответ.

2. Изучите закон Свердловской области от 10.03.1999 г., с изм. от 14.06.2005 г. «О правовых актах в Свердловской области» и дайте письменное определение следующих терминов: «правовой акт», «нормативный правовой акт», «ненормативный (индивидуальный) правовой акт», «правотворчество», «реквизиты правового акта», «содержательная часть правового акта».

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. Регламент Совета Федерации ФС РФ от 30 января 2002 г. (в ред. от 06.10.2006 г.): Постановление Совета Федерации ФС // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №7. – Ст.635.

2. Регламент Государственной думы ФС РФ от 22 января 1998 г. (в ред. от 17.11.2006 г.): Постановление Государственной думы ФС // Регламент Совета Федерации — 2006. — № 48. — Ст.4993.

Вариант №9

Задачи

1. Что означают «высшая юридическая сила и прямое действие Конституции Российской Федерации»? В постановлении Пленума Верховного суда РФ от 31 декабря 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» указаны случаи, когда суд, разрешая дело, применяет нормы Конституции РФ непосредственно. Перечислите эти случаи. Поясните порядок обращения в Конституционный суд РФ с запросом о конституционности примененного или подлежащего применению закона судом, рассматривающим конкретное дело.

2. Прокурор Сахалинской области обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству п. 3 ст. 23 Устава Сахалинской области от 9 июля 2001 г. в части, предусматривающей принятие Сахалинской областной думой двумя третями голосов от установленного числа депутатов постановления о самороспуске.

Оцените ситуацию на основе анализа положений Федерального закона от 06.10.1999 г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Какие общие принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ закреплены в указанном законе? Может ли законодательный (представительный) орган государственной власти субъектов РФ самостоятельно решать вопросы организационного, правового, информационного, материально-технического и финансового обеспечения своей деятельности?

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Россий­ской Федерации: Федеральный закон РФ от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 05.04.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. -1999. — № 41. — Ст. 5005.

3. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в рефе­рендуме граждан Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ (в ред. от 03.06.2009 г.) // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 24.- Ст.2253.

Вариант №10

Задачи

1. Изучите Федеральный закон от 17.06.1996 г. №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» и постановление Конституционного суда РФ от 03.03. 2004 г. По делу о проверке конституционности ч. 3 ст. 5 ФЗ «О национально-культурной автономии» в связи с жалобой граждан А. Х. Дитца и О А. Шумахер. Могут ли местные национально-культурные автономии в пределах одного субъекта РФ образовать две подлежащие государственной регистрации региональные национально-культурные автономии граждан РФ, относящих себя к определенной этнической общности? Аргументируйте ваш ответ.

2. Восстановите порядок признания лица беженцем с детальным описанием каждого этапа процедуры. Какие органы государственной власти решают подобные вопросы?

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. №1-ФКЗ (ред. от 10.06.2008 г.) // Собрание зако­нодательства РФ. — 1997. — № 9. — Ст. 1011.

3. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. (в ред. от 23.07.2008г.) // Российская газета. — 1997.-№126, 3 июня.

4. О национально-культурной автономии: Федеральный закон от 17.06.1996 г. №74-ФЗ, с изм. от 24.02.2009 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. — №25. — Ст.2965.

Вариант №11

Задачи

1. Прокурор г. Задрынска возбудил уголовное дело против группы скинхэдов, которые ворвались в помещение, принадлежащее местному отделению организации «Свидетелей Иеговы», разбили обрядовую утварь и разогнали собравшихся. Дело было возбуждено по ст. 148 Уголовного кодекса РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести».

Защитник обвиняемых заявил, что дело подлежит прекращению, поскольку Конституция Российской Федерации не раскрывает понятия «права на свободу совести» и не дает определение религиозного обряда. Действия, совершаемые членами организации «Свидетели Иеговы», не являются религиозным обрядом. Кроме того, Конституция РФ не содержит санкции на нарушение нормы о свободе совести, а, следовательно, в составе данной нормы при наличии гипотезы и диспозиции отсутствует санкция.

Разрешите спор, основываясь на нормах действующего законодательства. Подлежит ли дело прекращению на основании изложенных доводов защиты? В чем специфика такого элемента конституционно-правовой нормы, как санкция? Обладают ли нормы Конституции свойствами прямого действия?

2. С учетом последних изменений и дополнений Регламента Государственной думы Федерального собрания РФ и Регламента Совета Федерации Федерального собрания РФ составьте схему этапов отрешения Президента РФ от должности. Помимо краткой характеристики каждого из этапов процедуры импичмента необходимо сделать ссылки на соответствующие положения Регла­ментов палат российского парламента, а также на нормы Федераль­ного конституционного закона от 12.07.1994 г №1-ФКЗ «О Конституционном суде Россий­ской Федерации».

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. О Конституционном суде РФ: Федеральный конституционный закон от 12 июля 1994 г. №1-ФКЗ, в ред. от 02.06.2009 г. // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 13.-Ст.1447.

3. О беженцах: Федеральный закон от 19 февраля 1993 г., в ред. от 23.07.2008г. // Российская газета. — 1997. -№126, 3 июня.

4. О вынужденных переселенцах: Закон РФ от 19 февраля 1993 г., в ред. от 23.07.2008 г. //. Собрание законодательства РФ. — 1995. — №52.- Ст. 5110.

5. Регламент Конституционного суда РФ от 1 марта 1995 г. № 2-1/6.

6. Регламент Совета Федерации Федерального собрания РФ от 30 января 2002 г., в ред. от 06.10.2006 г.: Постановление Совета Федерации Федерального собрания РФ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — №7. — Ст.635.

7. Регламент Государственной думы ФС РФ от 22 января 1998 г., в ред. от 17.11.2006 г.: Постановление Государственной думы Федерального собрания РФ // Собрание законодательства РФ — 2006. — № 48. — Ст.4993.

Вариант №12

Особенности подготовки и принятия Конституции Российской Федерации 1993 г.

Подготовка и принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Теоретические основы учредительной власти. Необходимость и условия принятия Конституции РФ. Конституционная комиссия. Конституционное совещание. Голосование по проекту конституции.

Качественные отличия Конституции РФ 1993 г. от предшествующих Конституций советского периода: конституционный строй; права, свободы и обязанности граждан; избирательная система; территориальное устройство; система органов власти.

Задачи

1. В государственном внешкольном образовательном учреждении – Дворце творчества юных Санкт-Петербурга – было организовано изучение православной религии с исполнением отдельных религиозных обрядов и совершением паломничеств к святым местам. Комитет по образованию на запрос петербургского отделения мусульман России с требованием дать правовую оценку происходящему ответил, что не усматривает в действиях подведомственной организации нарушения закона.

Обучение построено на научной основе, оно осуществляется в рамках добровольного внешкольного посещения, поэтому никаких оснований считать эту деятельность противоречащей закону нет.

Отделение мусульман России подало обращение прокурору Санкт-Петербурга с требованием принять меры прокурорского реагирования, поскольку пропаганда религии, несмотря на конституционные положения об отделении церкви от государства, осуществляется за государственный счет. Научным такое обучение считаться не может, так как явно отдается предпочтение одной конфессии и не соблюдается равенство вероисповеданий. В преподавании ислама в той же организации было отказано по тем соображениям, что это будто бы «воинственная религия».

Какое решение должен принять прокурор?

2. Первый Президент России избирался по Конституции РСФСР 1978 года в 1991 г. сроком на пять лет. В 1996 г. он был переизбран уже по Конституции РФ 1993 г. сроком на четыре года. Могло ли данное лицо баллотироваться на пост Президента РФ в 2000 г.?

Рекомендуемые источники

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г., с учетом внесенных в нее поправок от 30.12.2008 г.№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Собрание законодательства РФ. — 2009. — №4. — Ст. 445.

2. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 г. №3266-1, в ред. от 13.02.2009 г. // Собрание законодательства РФ. – 1996. — №3. — Ст.150

3. О мерах по завершению подготовки новой Конституции РФ: Указ Президента РФ от 12 мая 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 20. — Ст. 1757.

4. О созыве Конституционного совещания и завершении подготовки проекта Конституции РФ: Указ Президента РФ от 20 мая 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1993. -№21. — Ст. 1903.

5. О порядке работы Конституционного совещания: Указ Президента РФ от 2 июня 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ. — 1993. — № 23. — Ст. 2105.

6. Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 де­кабря 1993 г., утвержденное Указом Президента РФ от 15 октября 1993 г. // САПП РФ. — 1993. — № 42. — Ст. 3995.

Вариант №13

Задачи

1. Жительница Уфы Эльвира Саниатуллина инициировала судебное разбирательство по вопросу о соответствии Конституции РФ Приказа МВД России, который запрещает фотографироваться на паспорт в головных уборах. По мнению заявительницы, это правило противоречит свободе вероисповедания, поскольку ношение покрывала (или хиджаба) для женщин – такое же обязательное требование ислама, как чтение Корана. Кроме того, ограничение прав граждан в соответствии со ст. 55 Конституции РФ возможно только Федеральным законом. Ссылаясь на ту же статью Конституции РФ, другой житель Уфы потребовал, чтобы в паспорт была вклеена фотография, где он улыбается во весь рот.

Возражая на заявление, МВД РФ заявило, что осуществление прав не должно ущемлять права и охраняемые законом интересы других лиц, в целях обеспечения безопасности которых и установлена паспортная система. Паспорт, выполняющий одновременно функции удостоверения личности, документа, подтверждающего принадлежность лица к гражданству РФ и документа учета постоянного места жительства, предусмотрен многими федеральными законами, а правила выдачи паспортов устанавливаются подзаконными актами. Следовательно, указанные правила Конституции РФ не противоречат.

Тем не менее, решение Верховного суда РФ и внесенные в соответствии с ним изменения в Приказ МВД предусмотрели возможность фотографироваться в хиджабах, хотя, например, в штате Флорида (США) суд посчитал, что поднятие хиджаба для моментального фотографирования не представляет собой достаточного основания считать, что конституционные права мусульманок нарушены.

Может ли паспортная система ущемлять либо ограничивать права человека и при каких условиях? В каких случаях ограничения прав граждан, связанные с паспортами, правомерны, а в каких случаях — нет?

Смотрите еще:

  • Гражданские служащие в вооруженных силах Приказ Минобороны РФ от 14 декабря 2009 г. N 1396 "О вопросах, связанных с обращениями за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации" (не вступил в […]
  • Какой срок ликвидация ооо Каковы сроки ликвидации ООО в добровольном порядке? Сроки ликвидации ООО в добровольном порядке определены действующим законодательством весьма условно — установлен минимальный срок, в течение которого учредители могут […]
  • Сайт дома под снос в москве Списки домов под снос по программе реновации в Москве На странице представлены списки домов под снос по программе реновации в Москве. Так как количество сносимых пятиэтажек составляет 5171 дом, мы разделили список по […]
  • Каким образом работники могут защищать свои трудовые права и свободы Статья 45 Конституции РФ 1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. 2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными […]
  • Выписки из егрп 1 день Как можно срочно заказать выписку из ЕГРП (ЕГРН)? Выписка из ЕГРП срочно может понадобиться в любой момент. Существует ли в принципе такая государственная услуга, расскажем далее. В нашей статье также размещены ссылки […]
  • Договор социального найма жилого помещения необходимые документы Как заключить договор социального найма? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. По договору социального найма гражданам, относящимся к […]