Земельный участок на условиях служебного надела

Служебный земельный надел

Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков (п. 2 ст. 24 Земельного кодекса РФ).

Основанием выделения работникам служебного земельного надела служит решение соответствующей организации о выделении работнику служебного земельного надела при наличии заявления работника.

Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены.

Субъектами прав на служебные наделы являются работники отдельных отраслей экономики, категории которых, а также условия предоставления которым служебных наделов устанавливаются законодательством РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 24 Положения о государственной лесной охране должностным лицам государственной лесной охраны РФ на время работы в лесной охране предоставляются служебные земельные наделы (пахотная земля и сенокосы) в порядке, на условиях и в размерах, устанавливаемых законодательством соответствующего субъекта РФ.

В соответствии с п. 3.11 Положения о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного 03 мая 1995 г., лесничий обязан предоставлять работникам государственной лесной охраны служебные земельные наделы и другие льготы, предусмотренные законодательством.

Особенности прекращения права на служебный надел вытекают из служебных отношений работников и организаций отдельных отраслей экономики.

Обладание служебным земельным наделом напрямую связано с трудовыми отношениями служащих. Увольнение работника из штата организации влечет за собой изъятие предоставленного земельного участка. Единственным основанием отсрочки изъятия служит необходимость окончания сельскохозяйственных работ.

В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

В случае выхода на пенсию право пользования служебным наделом прекращается после смерти правообладателя, за исключением перехода служебного надела на праве безвозмездного срочного пользования несовершеннолетним детям или престарелым членам семьи работника.

В этих случаях право безвозмездного срочного пользования прекращается с момента достижения совершеннолетия детьми работника или смерти престарелых членов его семьи.

Сохранение служебного надела за временно отсутствующим работником возможно лишь при условии возвращения его на прежнее место работы после прохождения срочной военной или альтернативной службы либо окончания обучения.

Трудоустройство временно отсутствующего работника после учебы или армии в другую организацию служит основанием для изъятия служебного надела администрацией предприятия.

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

СТ 24 ЗК РФ

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.

Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 24 Земельного кодекса РФ

Комментируемая статья содержит общие положения о возможности предоставления земельных участков в безвозмездное пользование.

Необходимо отметить, что Законом N 171-ФЗ предусмотрена замена права безвозмездного срочного пользования на право безвозмездного пользования. Это связано с общей тенденцией гармонизации земельного и гражданского законодательства и направлено на исключение споров о правовом регулировании данного права.

Так, безвозмездное пользование урегулировано главой 36 ч. 2 ГК РФ. Предмет договора безвозмездного пользования определен ст. 689 ГК РФ, согласно которой по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.

Законом 171-ФЗ комментируемая статья была дополнена пунктом, согласно которому договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с ГК РФ и ЗК РФ. Необходимость такого уточнения связана с тем, что целый ряд особенностей заключения договора безвозмездного пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности (порядок заключения, стороны, сроки и др.), предусмотрен главой V.1 ЗК РФ.

Важно также отметить, что в соответствии с ч. 18 ст. 34 Закона N 171-ФЗ земельные участки, предоставленные до 1 марта 2015 г. в безвозмездное срочное пользование, считаются предоставленными в безвозмездное пользование. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, содержащие слова «безвозмездное срочное пользование», не требуется.

В качестве новеллы следует обратить внимание, что Законом N 171-ФЗ основания предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, перенесены в ст. 39.10 ЗК РФ. При этом перечень таких оснований претерпел существенные изменения (подробнее см. комментарий к ст. 39.10 ЗК РФ).

Комментируемой статьей предусмотрено, что земельные участки (независимо от формы собственности) могут предоставляться в безвозмездное пользование в виде служебного надела. Хотя п. 2 комментируемой статьи регулирует вопросы предоставления служебных наделов без указания формы собственности на земельные участки, исходя из содержания данного пункта, а также принимая во внимание основные принципы гражданского законодательства (прежде всего свободу договора), представляется, что положения указанной нормы подлежат применению в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С 1 января 2017 г. п. 2 комментируемой статьи излагается в новой редакции . Так, уточняется, что в качестве служебных наделов могут предоставляться являющиеся таковыми земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий. Следует отметить, что возможность предоставления земельных участков из земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий ранее также была предусмотрена ст. 10.2 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ), п. 5 ст. 11, п. 4 ст. 16 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
———————————
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 206-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства» (СЗ РФ. 2016. N 26 (ч. I). Ст. 3875).

При этом предоставление земельных участков в качестве служебных наделов осуществляется в безвозмездное пользование в соответствии с комментируемой статьей.

В целом изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г., направлены в основном на уточнение сфер деятельности организаций, работники которых имеют право на получение служебных наделов, и фактически не меняют существующее правовое регулирование.

Согласно п. 2 комментируемой статьи категории работников организаций отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ.

Долгое время указанные вопросы на федеральном уровне были урегулированы только Постановлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, и охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота» (Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 112). С 1 марта 2015 г. данное Постановление утратило силу .
———————————
Постановление Правительства РФ от 22 октября 2014 г. N 1090 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов и отдельных положений нормативных правовых актов Российской Федерации и РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов СССР» (СЗ РФ. 2014. N 44. Ст. 6059).

Следует отметить, что согласно комментируемой статье служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков. Согласно ст. 47 ЗК РФ право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением следующих случаев. Право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности. Кроме того, право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, принятого на обучение, на весь срок получения образования; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Прекращение права на служебный надел оформляется решением организации, предоставившей такой служебный надел в пользование.

Работник, прекративший трудовые отношения с организацией, предоставившей служебный надел в пользование, имеет право использовать этот служебный надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Глава V. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ

Комментарий к главе V

Федеральным законом от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» из комментируемой главы был исключен целый ряд статей (28 — 34, 36, 38 — 39), направленных на регулирование порядка предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Это обусловлено тем, что ЗК РФ с 1 марта 2015 г. дополнен новой главой V.1, полностью посвященной указанным вопросам. При этом необходимость введения их нового правового регулирования была связана со значительным числом пробелов и коллизий в данной сфере.

Так, наличие в ЗК РФ разных процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели их предоставления — для строительства и для целей, не связанных со строительством, не учитывало того факта, что зачастую разрешенное использование земельного участка допускает строительство на нем, а также предусматривает и возможность использования такого земельного участка без его застройки. Такая правовая неопределенность нередко приводила к формированию разной практики применения ст. 34 ЗК РФ . Указание в ст. 34 ЗК РФ о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, только гражданам также приводило к отсутствию однозначной практики применения ст. 34 ЗК РФ в отношении юридических лиц.
———————————
См., напр.: Определение Верховного Суда РФ от 24 марта 2010 г. N 5-Г10-14 .

Правоприменительная практика выявила также ряд существенных проблем при реализации процедуры предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для строительства. Например, из содержания п. п. 3, 4, 6 ст. 30 ЗК РФ можно было сделать вывод, что при наличии сформированного земельного участка его предоставление должно было осуществляться только без предварительного согласования места размещения объекта (т.е. на торгах или без проведения торгов при условии предварительной публикации и отсутствия заявлений иных лиц), даже в случае его предоставления для строительства объектов государственного или муниципального значения .
———————————
Учитывая, что такая ситуация не способствовала решению государственных и муниципальных задач, Департаментом недвижимости Министерства экономического развития РФ было дано разъяснение о возможности предоставления земельного участка по процедуре выбора земельного участка, находящегося в федеральной собственности, для строительства объектов недвижимости в постоянное (бессрочное) пользование государственным и муниципальным учреждениям, а также в аренду государственным и муниципальным предприятиям (письмо от 13 марта 2009 г. N Д23-651 ).

Запрет в п. 11 ст. 30 ЗК РФ предоставления земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта при размещении таких объектов в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, в свете отсутствия в Градостроительном кодексе РФ 2004 г. понятия «градостроительная документация о застройке», приводил к тому, что основной принцип разграничения случаев предоставления земельных участков на торгах и без проведения торгов характеризовался правовой неопределенностью . Кроме того, сложившаяся судебная практика свидетельствовала, что выполнение процедуры предварительного согласования места размещения объекта не всегда обеспечивало дальнейшее предоставление земельного участка без проведения торгов даже для крупных инфраструктурных проектов, имеющих важное социальное и экономическое значение, поскольку, по мнению Высшего Арбитражного Суда РФ, в случае если на земельный участок, в отношении которого осуществлялась процедура выбора с предварительным согласованием места размещения объекта, претендует нескольких лиц, право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п. 4 ст. 30 ЗК РФ .
———————————
См., напр.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 июля 2013 г. N 1633/13 .

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2010 г. N 4224/10 .

В связи с этим ЗК РФ Законом N 171-ФЗ был дополнен отдельной главой, содержащей во многом принципиально новые подходы к регулированию порядка предоставления находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков с учетом недостатков ранее действовавшего законодательства в данной сфере, выявленных пробелов и коллизий и сложившейся судебной практикой (подробнее см. комментарий к главе V.1 ЗК РФ).

В комментируемой главе сохранены в основном статьи, регулирующие общие положения о возникновении, переходе прав на земельные участки независимо от формы собственности на них.

Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками (действующая редакция)

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.

Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 24 ЗК РФ

1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок.

Условия безвозмездного срочного пользования, в том числе срок, в течение которого действует данное право, определяются законом (в частности, Кодексом) и договором с собственником, заключение которого предусмотрено п. 2 ст. 264 ГК РФ. Согласно п. 3 ст. 264 ГК РФ владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться земельным участком, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Целесообразно также иметь в виду, что коммерческие организации не вправе передавать имущество в безвозмездное пользование лицам, являющимся учредителями (участниками), руководителями, членами органов управления или контроля таких организаций (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться указанным в п. 1 ст. 24 Кодекса субъектам, является исчерпывающим и не должен толковаться расширительно. Дело в том, что изложенные правила представляют собой строго ограниченный круг исключений из общего принципа платности использования земли, установленного в ст. 65 Кодекса (см. указанную статью и комментарий к ней).

Согласно п. 6 ст. 87 Кодекса в безвозмездное срочное пользование для сельскохозяйственного производства и иного использования могут предоставляться земли промышленности и иного специального назначения.

В зависимости от того, какой субъект гражданского права является собственником земельного участка, предоставляемого в безвозмездное срочное пользование, основаниями возникновения указанного права могут быть закон, административный акт или договор.

В случаях когда в безвозмездное срочное пользование предоставляются земельные участки из земель, находящихся в частной собственности, отношения, связанные с использованием таких земельных участков, должны регулироваться договором безвозмездного пользования (договором ссуды). По такому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором. Правила о договоре ссуды установлены в ст. ст. 689 — 701 гл. 36 ГК РФ.

Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК РФ зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей.

2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, комментарий к ст. 93 ЗК РФ). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК РФ (см. комментарий к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК РФ и др.).

Решение о предоставлении служебного надела в случаях, указанных в п. 2 ст. 24 Кодекса, принимает не орган государственной власти или орган местного самоуправления (см. ст. 29 Кодекса), а та организация, в которой работник осуществляет трудовую деятельность.

На федеральном уровне предоставление служебных наделов помимо Кодекса регулирует Постановление Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 (в ред. Постановлений Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1972 г. N 248 и Правительства РФ от 26 февраля 1992 г. N 119) «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота». Указанное Постановление определяет размеры служебных земельных наделов (пахотной земли и сенокоса), предоставляемых на одну семью, и категории работников, которым предоставляются такие наделы.

Субъекты Российской Федерации принимают законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие предоставление служебных наделов.

Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное пользование земельными участками

Новая редакция Ст. 24 ЗК РФ

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Земельные участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий, являющиеся служебными наделами, предоставляются в безвозмездное пользование в соответствии с настоящей статьей.

Категории работников организаций транспорта, лесной промышленности, категории работников лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются указанным работникам на время установления трудовых отношений на основании их заявлений по решению соответствующих организаций.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 24 ЗК РФ

Из п. 1 комментируемой статьи следует, что на праве безвозмездного срочного пользования земельные участки предоставляются на относительно небольшой срок и, как правило, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Земельные участки из земель, находящихся в собственности граждан и юридических лиц, могут передаваться на основании гражданско-правового договора, а кроме того, из земель организаций отдельных отраслей экономики (транспорта, лесной промышленности и др.), а гражданам — в виде служебного надела.
———————————
Срок использования земельного участка, принадлежащего землепользователю на правах безвозмездного срочного пользования, определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Срок служебных наделов ограничен сроком исполнения трудовых обязанностей землепользователем.

Категории работников, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления, в силу п. 2 комментируемой статьи устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ (о прекращении права на служебный надел см. комментарий к ст. 47 ЗК). Согласно правовой позиции ВС РФ основным условием предоставления служебного надела является наличие трудовых отношений работника с организацией. Постоянное проживание работника по месту жительства как условие предоставления служебных наделов не предусмотрено.
———————————
См.: Определение ВС РФ от 13.06.2012 по делу N 74-АПГ12-5 // .

Согласно ст. 689 ГК по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При этом к договору безвозмездного пользования в силу прямого указания ГК применяются некоторые положения о договоре аренды, а договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации. Судебная практика в целом идет по пути признания необходимости государственной регистрации договора безвозмездного срочного пользования, заключенного на срок не менее года (см. Постановление ФАС СЗО от 03.10.2011 N А42-9170/2010 , Постановление ФАС СКО от 23.03.2011 N А53-13922/2010 , Постановление ФАС ДО от 26.05.2010 N Ф03-3469/2010) . Однако в Постановлении ФАС ВСО от 07.04.2008 N А33-12027/07-Ф02-1109/08 суд указывал, что «Гражданским и Земельным кодексами Российской Федерации не предусмотрена государственная регистрация договора безвозмездного (срочного) пользования земельным участком».
———————————
.

Законопроектом N 444365-6 «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», предлагается внести изменения в комментируемую статью. Название статьи «Безвозмездное срочное пользование земельными участками» в законопроекте заменено на «Безвозмездное пользование земельными участками», а п. 1 авторы законопроекта предлагают сделать более емким.

Другой комментарий к Ст. 24 Земельного кодекса Российской Федерации

1. Комментируемая статья определяет условия предоставления земельных участков на титуле безвозмездного срочного пользования. На данном титуле могут быть, во-первых, предоставлены земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, во-вторых, земельные участки, находящиеся в частной собственности, и, в-третьих, земельные участки, которые используются организациями.

В первом случае основанием приобретения права безвозмездного срочного пользования является административный акт органа исполнительной власти или органа местного самоуправления. Срок пользования земельным участком не может превышать один год.

Во втором случае таким основанием служит гражданско-правовой договор, в котором указывается срок, на который предоставляется земельный участок.

В третьем случае земельный участок может быть предоставлен только гражданам — работникам определенных организаций в виде служебного земельного надела на период действия трудовых отношений. Понятие «трудовые отношения» закреплено в ст. 15 ТК РФ. Трудовые отношения — отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В-четвертых, на данном титуле могут использовать земельные участки религиозные организации. В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных организациях» религиозной организацией признается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.

Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества). Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях (ст. 16 Закона).

В соответствии со ст. 21 названного Закона в собственности религиозных организаций могут находиться здания, земельные участки, объекты производственного, социального, благотворительного, культурно-просветительского и иного назначения, предметы религиозного назначения, денежные средства и иное имущество, необходимое для обеспечения их деятельности, в том числе отнесенное к памятникам истории и культуры.

Согласно ст. 22 названного Закона религиозные организации вправе использовать для своих нужд земельные участки, здания и имущество, предоставляемые им государственными, муниципальными, общественными и иными организациями и гражданами, в соответствии с законодательством РФ. Передача религиозным организациям в пользование по функциональному назначению культовых зданий и сооружений с относящимися к ним земельными участками и иного имущества религиозного назначения, осуществляется безвозмездно.

В-пятых, на данном титуле может быть предоставлен земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемое полностью за счет бюджетных средств, на срок строительства этого объекта.

В Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», в ст. 3 определены понятия «государственные нужды» и «муниципальные нужды».

Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ) для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (нужды субъектов РФ).

Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.

В соответствии со ст. 4 названного Закона государственными заказчиками, муниципальными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов РФ или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в установленном порядке действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, либо иных гражданско-правовых договоров.

В соответствии со ст. 9 названного Закона государственным или муниципальным контрактом считается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд. Такого рода контракт заключается в порядке, предусмотренном ГК и иными федеральными законами с учетом положений названного Закона. Заказ признается размещенным со дня заключения государственного или муниципального контракта или иных договоров.

Наконец, в-шестых, на данном титуле предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, предусмотренных Лесным кодексом РФ (ст. 71).

2. Если земельный участок находится в частной собственности, то он может быть передан в безвозмездное срочное пользование на основании договора безвозмездного пользования (договора ссуды). По этому договору одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а ссудополучатель в свою очередь обязуется вернуть ту же вещь в том же состоянии, в котором он эту вещь получил, с учетом нормального износа либо в ином состоянии, обусловленном договором. Такое определение договора безвозмездного пользования содержится в ст. 689 ГК РФ.

Предметом договора безвозмездного пользования закон признает вещь, прямо не говоря о земельном участке. Однако земельный участок может быть предметом этого договора в силу трех следующих обстоятельств. Во-первых, ст. 130 ГК РФ, закрепляя классификацию вещей на движимые и недвижимые, относит к числу недвижимых вещей земельные участки. Во-вторых, к регулированию отношений по договору ссуды применяются правила ст. 607 ГК РФ, которая относит к числу объектов аренды земельные участки. В-третьих, ст. 694 ГК РФ, определяя права третьих лиц на вещь, передаваемую в безвозмездное пользование, упоминает сервитут, т.е. право ограниченного пользования чужим земельным участком согласно ст. 274 ГК РФ.

Главное отличие договора ссуды от договора аренды состоит в том, что он имеет безвозмездный характер. Данное обстоятельство обусловливает закрепление в законодательстве ряда положений, отражающих специфику этого договора по сравнению с нормами, определяющими содержание договора аренды. Основной целью регламентации отношений, вытекающих из договора безвозмездного пользования, является прежде всего ограничение сферы применения договора ссуды. Кроме того, возникает необходимость ограничить также права ссудополучателя, на которого в отличие от арендатора не возлагается обязанность выплаты арендной платы за предоставление возможности пользования его имуществом.

Ссудодателем может быть собственник имущества — земельного участка или иное лицо, управомоченное на то законом или собственником. Однако если ссудодателем является коммерческая организация, то она не вправе передать свой земельный участок в безвозмездное пользование учредителям этой коммерческой организации, ее участникам, руководителям или членам органов управления и контроля такой коммерческой организации (п. 2 ст. 690 ГК РФ).

Предоставление земельного участка в безвозмездное пользование ссудополучателя является основной обязанностью ссудодателя. Предоставляемый земельный участок должен находиться в состоянии, соответствующем условиям договора и его назначению. Что касается обязанности ссудодателя передать вместе с вещью ссудополучателю и все ее принадлежности и относящиеся к ней документы, то это положение практически не применимо к случаям передачи земельных участков. Это объясняется тем, что такими документами могут быть лишь документы, удостоверяющие право собственности на землю. Исходя из характера договора ссуды, передача таких документов не является необходимой. Кроме того, непередача таких документов ссудополучателю не может явиться препятствием для использования земельного участка.

В ст. 692 ГК РФ специально урегулированы последствия неисполнения ссудодателем условий договора, т.е. непредоставления земельного участка в безвозмездное пользование ссудополучателя. В этом случае ссудополучатель не имеет права требовать передать ему вещь в натуре, как это предусмотрено договором аренды. Ссудополучатель имеет возможность требовать от ссудодателя расторгнуть договор и возместить причиненный ему реальный ущерб.

В ст. 693 ГК РФ установлена ответственность ссудодателя за недостатки земельного участка, переданного в безвозмездное пользование. Ответственность наступает лишь в случаях, когда ссудодатель умышленно или по грубой неосторожности не оговорил при заключении договора безвозмездного пользования недостатки предоставляемого земельного участка. В данной ситуации ссудополучатель может потребовать от ссудодателя безвозмездно устранить обнаруженные недостатки. Он вправе устранить недостатки вещи собственными средствами, а от ссудодателя потребовать возмещения своих расходов, например на осушение переувлажненного земельного участка и т.п. Кроме этого ссудополучатель вправе потребовать расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.

Ссудодатель не отвечает за недостатки земельного участка, которые были им оговорены при заключении договора, либо были заранее известны ссудополучателю, либо должны были быть обнаружены ссудополучателем во время осмотра участка или при его передаче.

Передача земельного участка в безвозмездное пользование согласно ст. 694 ГК РФ не влечет изменения или прекращения прав третьих лиц на этот земельный участок (сервитут, право залога и т.п.). Однако при заключении договора ссудодатель обязательно должен предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на такой земельный участок. Если ссудополучатель не был предупрежден ссудодателем о правах третьих лиц на земельный участок, который был ему предоставлен, то в этом случае он имеет право потребовать расторжения договора и возмещения понесенного им ущерба.

На ссудополучателя возлагаются обязанности по содержанию переданного ему земельного участка. Он должен поддерживать переданный ему в безвозмездное пользование участок в исправном состоянии и, если потребуется, нести расходы на его содержание, если иное не предусмотрено договором безвозмездного пользования (ст. 695 ГК РФ). Конкретные обязанности ссудополучателя в отношении переданного ему земельного участка сформулированы в ст. 42 ЗК РФ. Эти обязанности выражаются главным образом в требованиях обеспечения рационального использования и охраны земель.

В ст. 696 ГК РФ урегулированы вопросы, связанные с риском случайной гибели или случайного повреждения вещи, переданной в безвозмездное пользование. По общему правилу риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. 211 ГК РФ). Поскольку в отношениях, вытекающих из договора ссуды, собственником вещи всегда остается ссудодатель, то на нем лежит и риск случайной гибели или случайного повреждения вещи. Однако риск случайной гибели или случайного повреждения вещи может быть возложен на ссудополучателя. Это положение относится к случаям, когда ссудополучатель использовал вещь (предоставленный ему участок земли) не в соответствии с договором безвозмездного пользования или ее назначением; передал ее третьему лицу без согласия ссудодателя; мог с учетом фактических обстоятельств предотвратить ее гибель или порчу, пожертвовав своей вещью, но предпочел сохранить свою вещь. Что касается безвозмездного пользования земельным участком, то указанные последствия возможны только в случаях порчи земельного участка, поскольку земля обладает признаком неуничтожимости.

Ответственность за вред, причиненный третьему лицу в результате использования земельного участка, являющегося предметом договора ссуды, несет ссудодатель, если не докажет, что вред причинен вследствие умысла или грубой неосторожности ссудополучателя или лица, у которого эта вещь оказалась с согласия ссудодателя (ст. 697 ГК РФ).

Согласно ст. 698 ГК РФ ссудодатель вправе потребовать досрочного расторжения договора безвозмездного пользования в следующих случаях. Например, ссудополучатель использует вещь не в соответствии с договором или назначением вещи — использует земельный участок не по целевому назначению. Ссудополучатель не выполняет обязанностей по поддержанию вещи в исправном состоянии или ее содержанию — не выполняет обязанностей по охране земель, предусмотренных земельным законодательством. Возможны ситуации, когда по вине ссудополучателя происходит существенное ухудшение состояния вещи — земельного участка. Основанием для досрочного расторжения договора закон признает передачу земельного участка третьему лицу без согласия ссудодателя.

В свою очередь ссудополучатель вправе потребовать расторжения договора при наличии следующих оснований: при обнаружении недостатков, делающих нормальное использование земельного участка невозможным или обременительным, о наличии которых он не знал и не мог знать в момент заключения договора; если участок в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, окажется в состоянии, непригодном для использования; если при заключении договора ссудодатель не предупредил его о правах третьих лиц на передаваемый земельный участок; при неисполнении ссудодателем обязанности передать участок.

Статья 699 ГК РФ предусмотрела упрощенную процедуру одностороннего отказа от договора. Так, ссудополучатель вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования при соблюдении обязательного условия — известить ссудодателя о намерении отказаться от договора не позже чем за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения. Такое же право имеет ссудодатель при соблюдении условия об извещении об этом ссудополучателя, но только по договору безвозмездного пользования, в котором не указан срок его действия.

Статья 700 ГК РФ определяет порядок изменения сторон в договоре безвозмездного пользования. Нормы этой статьи преследуют цель обеспечить защиту прав и законных интересов ссудополучателя. Так, ссудодатель, являясь собственником вещи — земельного участка, вправе произвести его отчуждение или передать его в возмездное пользование другому лицу. Однако в этом случае к новому собственнику или пользователю земельного участка перейдут все права по ранее заключенному договору безвозмездного пользования, а его права в отношении земельного участка будут обременены правами ссудополучателя. Это означает, что переход права собственности на земельный участок, ранее переданный в безвозмездное пользование, либо передача этого участка земли в возмездное пользование третьему лицу не затрагивает прав ссудополучателя, который в этом случае остается пользователем данного земельного участка.

Гражданское законодательство предусматривает, что смерть гражданина или ликвидация юридического лица являются основаниями прекращения обязательства (ст. 418, 419 ГК РФ). Иная ситуация складывается в отношениях, вытекающих из договора безвозмездного пользования. В этих случаях права и обязанности ссудодателя по договору безвозмездного пользования переходят к наследнику умершего гражданина или правопреемнику ликвидированного юридического лица либо к иному лицу, к которому перешло право собственности на вещь. В то же время смерть гражданина или ликвидация юридического лица ссудополучателя, если иное не предусмотрено договором, представляет собой основание для прекращения договора безвозмездного пользования (ст. 701 ГК РФ).

Необходимо также подчеркнуть, что к отношениям по безвозмездному пользованию имуществом (земельными участками) применяется ряд норм, регулирующих арендные отношения. Так, к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абзацем первым п. 2 ст. 610, п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ (п. 2 ст. 689 ГК РФ). В связи с этим при заключении договора безвозмездного пользования следует учитывать правила, предусмотренные указанными статьями ГК РФ.

3. Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Служебные земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. В случае, когда на служебном наделе произведен посев сельскохозяйственных культур, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая. Основания прекращения права на служебный земельный надел установлены в ст. 47 ЗК РФ (см. комментарий).

В постановлении Совета Министров РСФСР от 20 марта 1965 г. N 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота» установлены размеры служебных земельных наделов.

Вопросы предоставления служебных земельных наделов регулируются также нормативными актами федеральных органов исполнительной власти. Например, действует Положение о порядке использования земель федерального железнодорожного транспорта в пределах полосы отвода железных дорог, утвержденное приказом МПС России от 15 мая 1999 г. N 26Ц. Согласно п. 19 этого Положения железные дороги предоставляют отдельным категориям работников в полосе отвода служебные земельные наделы для сельскохозяйственного использования в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Норма, касающаяся предоставления работникам государственной лесной охраны в установленном порядке служебных земельных наделов, предусмотрена в п. 3.11 Положения о лесничем Федеральной службы лесного хозяйства России, утвержденного Рослесхозом 3 мая 1995 г.

Смотрите еще:

  • Гражданский кодекс рф ст 139 Статья 139 ГК РФ. Утратила силу с 1 января 2008 года. - Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ. Новая редакция Ст. 139 ГК РФ Утратила силу с 1 января 2008 г. Комментарий к Ст. 139 ГК РФ 1. Комментируемая статья […]
  • Гражданский кодекс часть вторая принят Гражданский кодекс часть вторая принят Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ […]
  • Стороны в договоре дарения недвижимости Договор дарения По договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему […]
  • Код вычета 118 в справке 2 ндфл Коды в 2-НДФЛ Актуально на: 26 января 2018 г. В конце 2015 года была утверждена форма справки по форме 2-НДФЛ (утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/[email protected] ). Разного рода коды в 2-НДФЛ используются во многих […]
  • Адвокат роман рязань Запись на стене Рязанским районным судом рассмотрено ходатайство об УДО 18 мая 2016 года Рязанским районным судом Рязанской области рассмотрено ходатайство адвоката в интересах осуждённого Дмитриченко Павла […]
  • В течение какого времени нужно прописать ребенка Социалка | В течение какого времени нужно прописать новорожденного? Владимир Михайлович Юдин Заместитель руководителя УФМС России по Пензенской области Любовь | 17.12.2013 17:18 Здравствуйте! Скажите, в течение какого […]