Земельный участок используется не по целевому назначению

Содержание:

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 46-ФЗ статья 8.8 настоящего Кодекса изложена в новой редакции

Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению

См. комментарии к статье 8.8 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ в часть 1 статьи 8.8 настоящего Кодекса внесены изменения

1. Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ в часть 2 статьи 8.8 настоящего Кодекса внесены изменения

2. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 2.1 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 0,3 до 0,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее трех тысяч рублей; на должностных лиц — от 0,5 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 2 до 10 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двухсот тысяч рублей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 354-ФЗ статья 8.8. настоящего Кодекса дополнена частью 2.1

2.1. Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, если такой земельный участок приобретен по результатам публичных торгов на основании решения суда о его изъятии в связи с неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением законодательства Российской Федерации и (или) если в отношении земельного участка у уполномоченного органа исполнительной власти по осуществлению государственного земельного надзора имеются сведения о его неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства Российской Федерации в течение срока, указанного в пункте 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», —

влечет наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двух тысяч рублей; на юридических лиц — от 1 до 6 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей.

3. Неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в случае, если обязанность по использованию такого земельного участка в течение установленного срока предусмотрена федеральным законом, —

влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от 3 до 5 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее четырехсот тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

4. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Нецелевое использование земельного участка. Как доказать отсутствие оснований для ответственности / опубликовано в журнале «Арбитражная практика №4, 2013.

— Можно ли признать нецелевое использование земельного участка, если деятельность на нем не соответствует той, для которой предоставлялся участок?

— Как разграничить неиспользование земель и невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель?

— В каких случаях привлекают к ответственности за наличие на участке сорной растительности?

Порой собственники или арендаторы земельных участков, приобретая земельный участок, не придают особого значения тому факту, что земля это природный объект, который находится под определенным контролем и охраной государства. Уполномоченные органы вправе контролировать — соответствует ли деятельность, осуществляемая на участке его целевому использованию; каким образом и как часто осуществляются мероприятия по улучшению земли на участке. И в случае каких-то несоответствий контролирующие органы без промедления могут привлечь нарушителя к административной ответственности за правонарушения в области охраны земельных ресурсов. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает несколько составов таких правонарушений, за которые предусмотрена административная ответственность. Первый из них касается ответственности за невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7). По второму можно привлечь нарушителей, использующих земельный участок не по целевому назначению, невыполняющих обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст.8.8. КоАП РФ). Субъекту предпринимательской деятельности важно понимать какие его действия (бездействие) могут повлечь за собой административную ответственность, а какие находятся на грани между допустимым и недопустимым. И как отстоять свое право осуществлять деятельность, не нарушая закон.

В период освоения земельного участка пользователь обязан проводить мероприятия по защите земель Субъекты предпринимательской деятельности, не производящие на своем земельном участке мероприятия по уничтожению сорной растительности могут быть привлечены к административной ответственности в порядке ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Правонарушения, предусмотренные ст.ст. 8.7 и 8.8 КоАП РФ порой бывает очень сложно разграничить. Такое деяние как неиспользование земель тесно граничит с невыполнением обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв, использованием земельного участка не по целевому назначению, нерациональным использованием или использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения методами, существенно снижающими плодородие почв, невыполнением или несвоевременным выполнением обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

Доказать, что сельскохозяйственные угодья не используются на основании зарастания сорной растительностью весьма сложно. Поскольку вместе с фактом наличия соответствующих растений должны исследоваться многие другие факторы: какова площадь заросшего земельного участка, насколько находящаяся на участке растительность препятствовала выращиванию сельхозпродукции и др. Это усложняет процесс доказывания факта неиспользования земельного участка. В связи с этим уполномоченные органы чаще всего квалифицируют зарастание земельного участка, как факт неисполнения землепользователем обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв. При такой квалификации не требуется доказывать связь между неиспользованием земельного участка и его зарастанием.

Так, по одному из дел управление Федеральной службы по ветеринар-ному и фитосанитарному надзору, по результатам проверки на принадлежащем обществу на праве собственности земельном участке, привлекло его к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.7. КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа сорок тысяч рублей. Управление обосновывала наличие вины общества во вменяемом ему правонарушении на основании следующих фактов. Управление указало, что обществом не выполнялись установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. На территории принадлежащего обществу земельного участка было обнаружено про-израстание сорной растительности.

Не согласившись с выводами управления, общество обратилось в суд с требованием о признании недействительным вынесенного постановления. Свою жалобу общество мотивировало тем, что участок был приобретен в октябре месяце, и в связи с климатическими особенностями осуществление сельскохозяйственных работ на нем было невозможно. Так же общество указало, что ГОСТ 16265-89 «Земледелие. Термины и определения.» предусматривает, что решение об осуществлении тех или иных сельхозработ определяет непосредственно само хозяйство. Кроме того, пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон №101-ФЗ) предусматривает срок освоения земельного участка не менее двух лет.

Проанализировав доказательства, представленные сторонами, суд отказал в удовлетворении требований общества, основываясь на следующем. Согласно оспариваемому постановлению, заявителю по делу вменено бездействие, выразившееся в неисполнении установленных требований по улучшению земель и охране почв, такие как, возделывание сельскохозяйственных культур, сенокошение.

В соответствии с нормами Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 2 ст. 36). Один из основных принципов земельного законодательства, закрепляет приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В соответствии с законодательством собственники и другие пользователи земельных участков обязаны соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий (ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон о госрегулировании земель)).

ЦИТАТА. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) сохранению почв и их плодородия;… 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям) (подпункты 1, 3 п. 1 ст. 13 ЗК РФ).

На данном участке было выявлено несоблюдение норм законодательства, выразившееся в зарастании земельного участка сорной травой. Таким образом, вина заявителя выразилась в невыполнении законодательно установленных требований к использованию земель в соответствии с их целевым назначением. А также в не проведении обязательных мероприятий по улучшению, защите земель, предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства, что повлекло к зарастанию земельных участков сорными растениями.

Суд отклонил довод заявителя со ссылкой на положения ГОСТа 16265-89, в силу которых решение об осуществлении тех или иных сельскохозяйственных работ определяет непосредственно само хозяйство. Поскольку приобретая в собственность земельный участок сельскохозяйственного назначения, общество знало, и должно было знать о необходимости несения бремени по его содержанию в соответствии с требованиями земельного законодательства. Суд посчитал, что у общества было достаточно времени для осуществления полевых работ, в том числе с учетом климатических особенностей (с октября одного года по май следующего года). Однако общество не предприняло необходимых мер для освобождения земельного участка от сорняков. Апелляционная инстанция оставила в силе решение суда первой инстанции (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2012 по делу №А54- 6394/2012).

Таким образом, бездействие выраженное в не проведении и не организации мероприятий по защите земель от сорняков и других негативных (вредных) воздействий, то есть — не выполнение обязательных мероприятий, предусмотренных земельным законодательством для собственников земельных участков сельскохозяйственного назначения, не является тождественным освоению земельных участков. Освоением земельного участка является использование его для ведения сельскохозяйственного производства или иной, связанной с сельскохозяйственным производством, деятельности. Ссылка на двухгодичный срок, законодательно установленный для освоения земельных участков, является в данном случае неправомерной (п. 5 ст. 6 Закона №101-ФЗ).

Нецелевое использование участка — его использование не по назначению, установленному для соответствующей категории земель Законом предусмотрено, что собственники и иные пользователи обязаны эксплуатировать земельные участки в соответствии с их целевым назначением. Но можно ли понимать под нецелевым использованием участка осуществление на нем деятельности, не выходящей за рамки целевого назначения, установленного для той или иной категории земель? Суды, рассматривая споры, связанные с обжалованием вынесенных органами госземконтроля постановлений о привлечении к административной ответственности по ст. 8.8 КоАП РФ, не дают однозначного ответа на этот вопрос.

В одних случаях, если земельный участок используется в иных целях, чем те, для которых он предоставлен, суды признают, что такое использование должно быть признано не соответствующим целевому назначению. А виновные лица должны быть привлечены к административной ответственности. При этом свои решения суды мотивируют тем, что под «целевым использованием» земельного участка следует признать такое использование, которое соответствует цели, установленной при его предоставлении (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2012 по делу №А40-61772/2012).

В других же случаях арбитражные суды, напротив, указывают, что если изменение направленности деятельности, осуществляемой на земельном участке, не выходит за рамки целевого назначения, установленного для той или иной категории земель, то и нет оснований для привлечения к административной ответственности (постановления ФАС Поволжского округа от 02.12.2010 по делу №А65-14490/2010, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.01.2012 по делу №А50-19927/2011 ) .

На наш взгляд, доктрина о том, что использование земельных участков, предоставленных для строительства и последующей эксплуатации определенных объектов, носит строго целевой характер, неверна. По сути, в ее рамках понятие «целевое назначение» часто приравнивается к понятию «цель, для которой предоставлялся земельный участок». Данный подход прочно укоренился в правосознании. Однако он не соответствует действующему законодательству, поскольку в нем отсутствуют какие-либо нормы, которые прямо или косвенно приравнивали бы целевое назначение земли к конкретной цели, ради которой земельный участок предоставлен.

Целевое назначение является критерием, на основании которого происходит деление земель на категории (ст. ст. 1 и 7 ЗК РФ). То есть целевое назначение устанавливается именно для той или иной категории в целом, а не для отдельных участков.

Так, по одному из дел общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления управления Росреестра о привлечении к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Обществу принадлежал на праве собственности земельный участок, предназначенный под строительство мотеля. А фактически земельный участок использовался для размещения башни связи и здания с помещениями, в которых размещалась банковская организация. Данный факт, по мнению управления Росреестра, свидетельствовал о нецелевом использовании земельного участка и нарушал нормы ст. 7 ЗК РФ. Оспаривая постановление управления Росреестра в суде, общество ссылалось на отсутствие вины в совершении вменяемого правонарушения. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается собственником самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Решением суда первой инстанции оспариваемое постановление было признано незаконным и отменено полностью. Суд основывал свои выводы на следующем. Ответственность по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ наступает за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.

ЦИТАТА. «Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту…» (ст. 42 ЗК РФ).

Факт использования обществом земельного участка под размещение башни связи и здания с помещениями банковской организации подтверждался материалами дела. Судом было установлено, что земельный участок, принадлежащий обществу, отнесен к категории — земли поселений.

Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные чертой от земель других категорий (ст. 83 ЗК РФ).

Землепользователи могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования (п. 3 ст. 85 ЗК РФ). Определяющим фактором при отнесении земельного участка к той или иной группе разрешенного использования является установление видов деятельности, при осуществлении которых используется соответствующий объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке.

То есть, нецелевое использование земельного участка, за которое предусмотрено наказание по п.1 ст. 8.8 ЗК РФ связано с использованием земельного участка не по назначению, установленному для соответствующей категории земель.

Спорный земельный участок, согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности, отнесен к землям поселений, то есть к землям населенных пунктов. В рамках рассмотрения спора, управлением Росреестра не были приведены обстоятельства, свидетельствующие об использовании обществом земельного участка не для целей, установленных для земель, относящихся к категории земель населенных пунктов.

Вид разрешенного использования — «под строительство мотеля» был указан при кадастровом учете земельного участка до приобретения его обществом. Кадастровый учет земельного участка был произведен правопредшественником. При этом актами органов местного самоуправления были оформлены разрешения на строительство обществом на спорном земельном участке объектов недвижимости, используемых им в настоящее время для размещения организации и башни связи. Суд посчитал, что если в государственном кадастре продолжает значиться иное использование земельного участка (под строительство мотеля), данное обстоятельство не свидетельствует о нецелевом использовании обществом земельного участка. С учетом изложенного суд пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения (постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 19. 07.2012 года по делу А54-4514/2012 ).

Таким образом, для того, чтобы определить нецелевое использование земельного участка, следует охарактеризовать целевое назначение используемого участка. Вместе с тем, непродолжительный период владения земельным участком не может являться основанием невыполнения обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Ответственность за использование земельных участков не по целевому назначению

юридические науки

  • Чистогашев Михаил Николаевич , бакалавр, студент
  • Институт истории и права Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова
  • ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
  • АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ
  • ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК
  • КАТЕГОРИЯ И РАЗРЕШЕННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Похожие материалы

Деление земель по целевому назначению на категории, является одним из важных принципов земельного законодательства, в силу которого правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства подп. 8 п. 1 ст. 1 Земельный Кодекс РФ (далее ЗК РФ) [1].

Статья 40 ЗК РФ [1] предусматривает, что собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В соответствии с абз. 2 ст. 42 ЗК РФ [1] собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.03.2014) [4], Определении Верховного Суда Российской Федерации от 09.06.2015 N 18-КГ15-65 [5], постройка будет считаться созданной на земельном участке, не отведенном для этих целей, если она возведена с нарушением правил целевого использования земли (ст. 7 ЗК РФ) либо вопреки правилам градостроительного зонирования (ст. ст. 35 — 40 ГрК РФ, ст. 85 ЗК РФ, правила землепользования и застройки конкретного населенного пункта, определяющие вид разрешенного использования земельного участка в пределах границ территориальной зоны, где находится самовольная постройка).

Исходя из положений ст. 42 ЗК РФ [1], собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Таким образом, можно установить, что использовать земельный участок не по целевому назначению запрещено действующим законодательством РФ.

Рассматривая вопрос ответственности за нецелевое использование земель сельскохозяйственного назначения, следует отметить контролирующие органы, которые осуществляют надзор за соблюдением земельного законодательства в данной сфере. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 N 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» [4], к службам наделенным такими полномочиями относятся: Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и их территориальные органы.

Размеры штрафов за нецелевое использование земельных участков определены в ст. 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) [3].

Определяя состав административного правонарушения предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ можно обратиться к Постановлению Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 19АП-6724/2015 по делу N А48-2797/2015 [5], где суд разъяснил, что норма ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ включена в главу 8 КоАП РФ «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» и относится к административным правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования. Объектом правонарушения, административная ответственность за которое установлена приведенной нормой, являются отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. Объективная сторона выражается в использовании земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. Субъектами могут выступать граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков. Субъективная сторона характеризуется виной.

В соответствии со ст. 284 Гражданского Кодекса РФ (далее ГК РФ ) [2] земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

«Следует отметить, что судебная практика по вопросу изъятия у собственника земельного участка, предназначенного для ведения сельского хозяйства, на котором построен жилой дом или возведено жилое строение, отсутствует, в связи с чем можно сделать вывод, что на сегодняшний день нарушение в данной части часто остается незамеченным контролирующими органами. Однако при покупке и строительстве на землях сельскохозяйственного назначения следует осознавать риск привлечения к ответственности собственника земельного участка в соответствии с действующим законодательством» [6].

Список литературы

  1. Земельный кодекс: Федеральный закон от 25.10.2001 N 136-ФЗ. Принят Государственной Думой. 28 сентября 2001 года. Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года: в ред. Федер. закона N 373-ФЗ
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 N 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.10.1994: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации: в ред. Федер. закона от 07.02.2017 N 12-ФЗ// «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994, N 32, ст. 3301
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 N 195-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20.12.2001: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации: в ред. Федер. закона от 26.12.2001 // «Российская газета», N 256, 31.12.2001, в ред. от 27.11.2017 N 336-ФЗ // «Российская газета», N 270, 29.11.2017
  4. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре//Постановление Правительства РФ от 02.01.2015 N 1, //»Собрание законодательства РФ», N 2, 12.01.2015, ст. 514.// ред. от 08.09.2017
  5. Постановление Девятнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 N 19АП-6724/2015 по делу N А48-2797/2015
  6. Можно ли построить жилой дом или жилое строение на земельном участке категории «земли сельскохозяйственного назначения»? (Кистанова Е.)//http://xn7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/24691

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Земельный участок используется не по целевому назначению

Ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.

Пунктом 1 ст. 25, п. 1 ст. 26 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что права на земельные участки ( постоянного (бессрочного) пользования, пожизненно наследуемое владение, собственный земельный участок граждан и юридических лиц) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Рациональное использование и охрана земель регулируются нормами земельного, гражданского и экологического законодательства.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе:

1. использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

2. сохранять знаки установленные на земельных участках в соответствии с законом (межевые, геодезические и т. д. )

3. осуществлять мероприятия по сохранению природы;

4. если освоение земель предусмотрено специальным договором, то проделать работу в установленные этим договором сроки;

5. осуществлять уплату за земельный участок и т. д.

Целевое назначение предоставляемых субъектам земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может быть используем им только в соответствии с установленным назначением. Признаки целевого назначения участка обозначены в самом его определении.

Использованием земель не по целевому назначению, т. е. не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, являются изменение режима земель, нарушение землеустроительных проектов, результатов отводов и предоставления земельных участков; осуществление непредусмотренных видов деятельности, например, когда вместо производства сельскохозяйственной продукции осуществляется строительство какого — либо объекта.

Ответственность за нарушение требований вышеуказанных норм законодательства, предусмотрена ст. 8. 8 КоАП РФ – использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока влечет наложение административного штрафа на физических лиц – от 1тысячи до 1, 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 2 до 3 тысяч, на юридических лиц от 40 до 50 тысяч.

Следует отметить, что данная норма содержит три формальных состава правонарушения: использование земель не по целевому назначению; неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства; невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв.

Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и юридические лица, а также должностные лица.

Дела об административных правонарушениях предусмотренных ст. 8. 8 КоАП РФ рассматриваются должностными лицами Управления Росреестра Калужской области, Управления Росприроднадзора Калужской области, Управления Россельхознадзора Калужской области.

Использование земли не по целевому назначению

Про использование земли не по целевому назначению.

Магазин стройматериалы находится на собственной земле категории ИЖС, после прохождения публичных слушаний по переводу земли глава администрации не подписал перевод.

Может ли администрация закрыть магазин по жалобе соседей, либо каких либо еще замечаний?

Ответы юристов (7)

Здравствуйте!

Нет, администрация сама таким правом не обладает. В данном случае заинтересованные лица, в том числе сама администрация, вправе жалобу написать в департамент государственного строительного надзора Москвы с требованием привлечь собственника к административной ответственности и в рамках производства по делу об адм. правонарушении применить такую меру обеспечения как временный запрет деятельности (п.10 ч.1 ст.27.1 КоАП РФ). Данный орган в рамках гос. строительного надзора вправе выдать предписание об устранения нарушения и по своему усмотрению применить данную меру обеспечения производства по делу, что на практике бывает крайне редко.

Есть вопрос к юристу?

Приветствую Вас. Я так понимаю, что речь идет о использовании земли не по целевому назначению. Это влечет административную ответственность. Администрация закрыть магазин не может в принципе.

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи,

-влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Если будет жалоба в прокуратуру то может быть выдано предписание об устранении нарушений, которое Вы обязаны будете выполнить.

Помимо привлечения Вас к административной ответственности соответствующими надзорными органами, администрация поселения вправе обратиться в суд, признать магазин (если он является отдельным строением) самовольной постройкой, нарушающей законодательство (в данном случае градостроительное зонирование и вид разрешенного использования) и потребовать его сноса. Если решение суда состоится в пользу администрации, то магазин могут снести.

Нецелевое использование земли — формальное нарушение. Что-то мне подсказывает, что и магазин у вас — самовольное строение. есть смысл в судебном порядке признать право собственности на строение, если я не ошибся, и дело обстоит именно так. Что касается отказа в изменении целевого назначения, то оно может быть так же обжаловано в судебном порядке.

Практика признания права собственности на самовольно возведеннные строения положительная есть. Снести строение на вашей земле, которая у вас в частной собственности, задача тоже нетривиальная, и особо никому это не нужно.

Скорее всего помимо прав на землю должно было выдаваться разрешение на открытие магазина органом в сфере потребительского рынка.

Администрация до проведения публичных слушаний знала о нахождении на территории земельного участка магазина?

Вы имеет возможность обжаловать решение администрации о переводе земли из категории ИЖС в иную.

Согласно ФЗ от 21.12.2004 N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»

Cтатья 3. Порядок рассмотрения ходатайств о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую

4. По результатам рассмотрения ходатайства исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления принимается акт о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо акт об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую в следующие сроки:

1) в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, — Правительством Российской Федерации;

2) в течение двух месяцев со дня поступления ходатайства — исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления

Публичные слушания не могут служить отказом или удовлетворением вашего требования о переводе земли. Согласно закону администрация решает переводить участок или нет самостоятельно и на основании закона.

Статья 4. Основания отказа в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую
Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:

Перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае:
1) установления в соответствии с федеральными законами ограничения перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо запрета на такой перевод;
2) наличия отрицательного заключения государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
3) установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.

Так что если вам отказали не по вышеуказанным причинам, смело обращайтесь в суд, а можно заодно и в прокуратуру.

Публичные слушания часто бывают формальными проплаченными массовками.

Смотрите еще:

  • Ст 88 коап рф с комментариями Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению 1. Использование земельного участка […]
  • Федеральный закон 213 ст 13 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" Федеральный закон от 13 […]
  • Ч 1 ст 3 гпк Статья 3 ГПК РФ. Право на обращение в суд Текущая редакция ст. 3 ГПК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год 1. Заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском […]
  • Государственная пошлина в суд общей юрисдикции по гражданским делам Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 июня 2014 г. […]
  • Адвокат роман рязань Запись на стене Рязанским районным судом рассмотрено ходатайство об УДО 18 мая 2016 года Рязанским районным судом Рязанской области рассмотрено ходатайство адвоката в интересах осуждённого Дмитриченко Павла […]
  • Пособие при рождении второго ребенка 2016 Пособия на детей в 2016 году Актуально на: 18 января 2016 г. Порядок расчета пособий на детей в 2016 году не поменялся. Однако изменились максимумы и минимумы различных «детских» пособий. Это связано с индексацией […]