Защита прав человека в военное время

Страницы истории

Тема 19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

Для обозначения комплекса норм, непосредственно связанных с правами и свободами личности, используется понятие «международное гуманитарное право».

Международное гуманитарное право – совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Необходимость гуманитарного права была осознана человеческим сообществом, когда мировая история продемонстрировала, что право войны оставалось решающим в международных отношениях.

Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867), Петербургской декларации (1868), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

– устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

– военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

– мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

– вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

– запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

– оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914–1918) и Второй (1939–1945) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

Поэтому возникла острая необходимость утверждения незыблемых принципов международного урегулирования и защиты прав человека.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско (США) открылась Конференция по вопросу создания международной организации. Вскоре представители 51 государства подписали Устав Организации Объединенных Наций (ООН). Официально ООН появилась на свет 24 октября 1945 г., когда ее Устав был ратифицирован Великобританией, Китаем, Советским Союзом, США, Францией и большинством других подписавших его государств.

Среди принципов и норм, выработанных ООН, которые составляют фундамент современного международного права, выделим следующие:

– Принцип равноправия и самоопределения народов.

– Принцип уважения прав человека.

– Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

– Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

Устав ООН явился первым в истории международных отношений многосторонним договором, который заложил основы широкого развития сотрудничества государств по правам человека.

Огромным событием явилось то, что международное право обратило внимание на человека, который был фактически неинтересен для его старых норм. Принцип уважения прав человека стал общепризнанным.

В статье 1 (п. 3) Устава ООН указывается, что одной из целей организации является осуществление международного сотрудничества «в поощрении уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Таким образом, принцип уважения прав человека утвердился в качестве одного из основных принципов международного права в 1945 г.

К источникам современного международного гуманитарного права [22] относятся:

• Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.

• Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

• Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

• Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

• Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г.

• Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Появились основополагающие документы в области прав человека для государств различных регионов мира: Европейская конвенция защиты прав человека и основных свобод (1950); Американская конвенция прав человека (1969); Африканский устав прав людей и народов (1986); Каирская декларация прав человека в исламе (1990).

В своей деятельности международные органы, осуществляющие контроль за соблюдением прав человека, используют следующие основные механизмы:

Рассмотрение жалоб , которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует.

Судебные дела . В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека: Европейский суд по правам человека; Межамериканский суд по правам человека; Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества).

Процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады.

В Европейский суд по правам человека может обратиться любой человек, находящийся под юрисдикцией страны, являющейся членом Совета Европы. Его защита распространяется на граждан РФ с 1998 г.

Существуют определенные правила обращения в этот суд:

– следует жаловаться лишь на нарушение прав, охваченных Конвенцией о защите прав человека и основных свобод;

– жаловаться может только сам потерпевший и лишь на нарушения, произошедшие после ратификации его страной документов о вступлении в Совет Европы, при этом все меры и виды внутригосударственной защиты должны быть им исчерпаны и др.

Неисполнение решения данного суда может привести к приостановлению членства страны в Совете Европы, а затем, возможно, и исключению из него.

В условиях мирного времени Европейский суд по правам человека есть основной орган по защите этих прав.

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов, являются:

– Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

– Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты ) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

– Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

– Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

– Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

– Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Еще в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г., Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

Образец задания

A1. Верны ли следующие суждения о сущности международных стандартов в области прав человека? А. Международные стандарты в области прав человека – это международные обязательства государства, которые оно должно соблюдать в ходе военных действий. Б. Международные стандарты в области прав человека – это принятые на себя государствами обязательства в отношении граждан других государств, находящихся на их территории.

Тема 13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

1. Международное гуманитарное правосовокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

2. Историческая справка о международном гуманитарном праве. Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

— устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

— военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

— мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

— вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

— запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

— оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

Ход Первой (1914—1918 гг.) и Второй (1939—1945 гг.) мировых войн продемонстрировал, что большинство положений указанных деклараций и конвенций остались проигнорированными.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

  • Принцип равноправия и самоопределения народов.
  • Принцип уважения прав человека.
  • Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).
  • Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

3. Источники современного международного гуманитарного права относятся:

  • · Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,
  • · Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,
  • · Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,
  • · Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,
  • · Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,
  • · четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.
  • · другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

4. Механизмы по контролю за соблюдением прав человека:

  • рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует
  • судебные дела. В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:
    • Европейский Суд по правам человека;
    • Межамериканский суд по правам человека;
    • Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)
    • процедура представления докладов самими государствами, содержащих информацию о том, как права человека соблюдаются на национальном уровне; доклады открыто обсуждаются, в том числе и неправительственными организациями, которые параллельно составляют свои альтернативные доклады

5. В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

6. Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

Защита прав человека в военное время

РАЗДЕЛ 8. ПРАВО

8.19. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени

В ходе Второй мировой войны обнаружились недостатки в международном регулировании прав и свобод человека. Как известно, Организация Объединенных Наций (ООН)возникла в ответ на агрессию и преступления против человечности, совершенные фашизмом в годы войны. Этим и объясняется специальное включение положения о развитии и поощрении уважения к правам и основным свободам человека в число целей ООН.

Функции и полномочия Организации Объединенных Наций в области прав человека чрезвычайно разнообразны. Ее структурные подразделения принимают рекомендации, выносят решения, созывают международные конференции, подготавливают проекты конвенций, проводят исследования, оказывают консультативную и техническую помощь отдельным странам. В ряде случаев они осуществляют и контрольные функции за соблюдением государствами обязательств, взятых по Уставу ООН и иным международным соглашениям.

Главную ответственность за выполнение функций ООН по содействию всеобщему уважению и соблюдению основных прав и свобод человека несет Генеральная Ассамблея ООН и под ее руководством Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС). Вопросы прав человека обычно включаются в повестку дня Генеральной Ассамблеи на основании соответствующих разделов доклада ЭКОСОС и решений, принятых Генеральной Ассамблеей на предыдущих сессиях. Иногда они также предлагаются для обсуждения другими главными органами ООН, государствами-членами Организации и Генеральным секретарем.

Рекомендации, принимаемые Генеральной Ассамблеей, как в области прав человека, так и по другим вопросам, согласно Уставу ООН не являются юридически обязательными для государств- членов ООН. Но, несомненно, резолюции, за принятие которых голосовали все или подавляющее большинство государств-членов Организации, могут свидетельствовать о существовании определенных принципов и норм международного права, обязательных для всех государств.

В 1946 году ЭКОСОС учредил в качестве своего вспомогательного органа Комиссию по правам человека. Члены Комиссии избираются на три года. Комиссия собирается на ежегодные шестинедельные сессии и принимает свои решения большинством голосов присутствующих и принимающих участие в голосовании членов. В ее функции с момента создания входила подготовка предложений и докладов Совету относительно международного Билля о правах человека; международных деклараций и конвенций о гражданских свободах, положении женщин, свободе информации и других подобных вопросах; защиты меньшинств; предотвращения дискриминации по признакам расы, пола, языка или религии; любых других вопросов, касающихся прав человека. Комиссия осуществляет исследования, дает рекомендации, предоставляет информацию и выполняет другие поручения ЭКОСОС. Подготовка крупных исследований обычно поручается специальным докладчикам. Завершенные исследования служат основой для принятия Комиссией различного рода решений.

Одним из первых поручений Комиссии стала работа с международным Биллем о правах человека. Напомним, что в настоящее время Билль включает следующие международные соглашения: Всеобщую декларацию прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах; второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни.

Основную идею перечисленных международных документов выражает следующий принцип: «идеал свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды, может быть осуществлен, только если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, также как и своими политическими правами».

Пакт о гражданских и политических правах закрепил принцип международного права, согласно которому фундаментальные права и свободы должны соблюдаться в любой ситуации, включая периоды вооруженных конфликтов. Некоторые ущемления прав человека в связи с введением чрезвычайного или военного положения, в принципе, допускаются, но это не должно вести к дискриминации, нарушать основополагающие права человека, которые должны соблюдаться всеми государствами мира, независимо от того, являются ли они участниками Пакта.

В 1976 году был создан Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов, которые избираются государствами-участниками из числа своих граждан и обладают «высокими нравственными качествами и признанной компетентностью в области прав человека». Одной из основных функций Комитета является рассмотрение докладов государств-участников о претворении в жизнь на их территории прав человека, причем участники предоставляют как общую информацию о состоянии прав и свобод человека, так и о реализации каждого конкретного права. Комитет изучает представленные доклады и делает определенные замечания, рекомендации. Участник должен рассмотреть их и может представить свои отзывы по сделанным замечаниям. Подобная процедура может быть осуществлена и по заявлению государства-участника о невыполнении своих обязательств другим государством.

Очевидно, что права и свободы человека в первую очередь должна защищать национальная судебная система, но иногда она не принимает справедливого, с точки зрения гражданина, решения. В этом случае он может обратиться с жалобой в Комитет по правам человека. Если Комитет сочтет жалобу приемлемой (т. е. установит, что возможности решения дела в суде государства-нарушителя исчерпаны), об этом сообщается соответствующему государству, которое имеет возможность в течение шести месяцев представить письменные объяснения по существу вопроса, а после этого автор жалобы может дать отзыв на разъяснения государства. За время своей деятельности Комитет рассмотрел сотни жалоб и вынес по ним соответствующие рекомендации. Большинство из них были приняты государствами к исполнению. Именно разбор индивидуальных сообщений позволяет делать выводы о соответствии законов, судебной и административной практики того или иного государства требованиям Пакта. Исполняя решение Комитета, приведя свое законодательство в соответствие с Пактом, государство тем самым создает условия для того, чтобы впредь подобных нарушений прав человека не совершалось.

ООН создан и ряд других органов по защите прав человека, например, прав женщин, прав ребенка. Таким образом, органы ООН рассматривают как общие вопросы прав человека, так и специальные, относящиеся, в частности, к защите прав человека в период вооруженных конфликтов. Эти же органы обсуждают и вопросы ответственности за преступное нарушение прав человека.

Однако в настоящее время деятельность органов ООН в области прав человека еще очень несовершенна: созданная система организаций громоздка, в ее работе наблюдается дублирование, рассмотрение ряда вопросов из года в год переносится. Поскольку деятельность этих организаций носит сессионный характер, они не способны принимать экстренные меры в условиях кризисов. В качестве меры по разрешению этой ситуации была учреждена должность Верховного комиссара ООН по правам человека, а также Верховного комиссара ООН по правам беженцев, которые координировали бы практическую работу ООН по защите прав человека в мирное время и в периоды военных конфликтов.

Большое значение правозащитная деятельность имеет в странах Европы. Все европейские организации видят в качестве безусловного приоритета защиту прав человека, расширение индивидуальных свобод. Можно сказать, что современная европейская цивилизация базируется на идее независимости и ценности человеческой личности.

Влиятельной европейской региональной организацией является Совет Европы. 4 ноября 1950 года в Риме его членами была принята Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, которая вступила в силу 3 сентября 1953 года.

На основании этой Конвенции были образованы два органа — Европейская комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека, которые наделены полномочиями по рассмотрению сообщений государств, отдельных лиц, неправительственных организаций и групп лиц о нарушении их прав участниками Конвенции. Отдельные индивиды, неправительственные организации и группы лиц имеют возможность направлять петиции непосредственно в Суд. В связи с этим Европейская комиссия по правам человека была упразднена, и единственным органом защиты прав человека стал Суд.

Для рассмотрения дел Суд учреждает комитеты из трех судей, палаты из семи судей и большие палаты из семнадцати судей. Вопросы о приемлемости жалоб решаются комитетами из трех судей. Это связано с непрерывным возрастанием числа жалоб, по которым необходимо принимать оперативные решения. Сами же дела решаются палатами. Большие палаты обсуждают наиболее серьезные вопросы, а также дела, переданные им по требованию участвующих в споре сторон.

Решения Суда обязательны для государств-участников, и за их осуществлением наблюдает Комитет министров Совета Европы. Таким образом, созданный механизм является, по сути дела, наднациональной властью.

Любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна не только присоединиться к Европейской конвенции, но и внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из прецедентного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Сейчас, когда Россия вступила в Совет Европы и ратифицировала Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод, российское законодательство и юридическую практику необходимо будет привести в соответствие с европейскими стандартами. Подобная практика предписана Конституцией РФ (ст. 15 п. 4).

Защите прав человека отводится значительное место в работе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

В перспективе, видимо, произойдет объединение существующих в Европе региональных органов в единую организацию, в которую войдут все государства континента. Постепенно зреют политические предпосылки интеграции всей Европы, что неизбежно приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека.

Динамика развития международных отношений свидетельствует, что международной регламентации стали подвергаться многие проблемы, относившиеся ранее к внутренней компетенции государств. Одним из наиболее неоднозначных вопросов является применение смертной казни.

Всеобщая декларация и Пакты, провозгласив право каждого на жизнь, не запрещали смертной казни. Пакт запрещал выносить смертный приговор лишь за преступления, совершенные лицами моложе восемнадцати лет, и применять его в отношении беременных женщин.

Защита прав человека в военное время

Раздел V. ПРАВО

Теоретический материал (экспресс-курс)

Тема 13. Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)

На современном этапе основными нормами международного гуманитарного права, применяемого в период вооружённых конфликтов, являются:

— Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

— Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

— Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

— Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

— Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

— Ограничивается право сторон в конфликте и их вооружённых сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Международное право, регулируя вооружённые конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.

В XX в. международное право обратило особое внимание на защиту прав детей. Ещё в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию, призывающую мужчин и женщин всего мира создавать детям условия для нормального духовного и физического развития. После окончания Второй мировой войны, в 1945 г. Генеральная Ассамблея ООН создала Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ).

К источникам современного международного гуманитарного права относятся:

— четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.

— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

— Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.

— Конвенция Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека 1995 г. и другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Международное гуманитарное право выполняет важные функции.

Функции международного гуманитарного права

§ 36*. Международная защита прав человека в условиях военного времени

§ 36*. Международная защита прав человека в условиях военного времени

Эта важная, комплексная деятельность была бы бесплодна, если бы не опиралась на мощный массив международных документов о правах человека.

В соответствии с Итоговым документом Венской встречи, подписанным в январе 1989 г., наша страна признала примат международного права над внутренним. Отныне не может быть оправданий отступлениям в отечественных законах от стандартов международного права.

О международном механизме защиты прав человека в мирное время мы говорили в § 35. Здесь коснемся путей защиты прав человека в военное время, которые предусмотрены международным гуманитарным правом (МГП).

В документах МГП используется понятие, которое звучит непривычно для нас, – «комбатанты». Что это такое? Комбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил сторон, находящихся в конфликте, и имеющие право принимать непосредственное участие в военных действиях. Комбатантами являются:

а) военнослужащие, входящие в личный состав сухопутных, военно-морских и военно-воздушных сил;

б) партизаны, личный состав ополчений и добровольческих отрядов, если они имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных, имеют определенный, явственно видимый издалека отличительный знак, соблюдают в своих действиях правила ведения войны, открыто носят оружие во время каждого военного столкновения, а также в то время, когда находятся на виду у противника в ходе развертывания в боевые порядки, предшествующего началу нападения, в котором они должны принять участие;

в) экипажи торговых морских судов и самолетов гражданской авиации воюющих сторон, если они переоборудованы в военные.

Ключевыми в документах МГП являются понятия: «военнопленные», «военные преступления», «военные преступники».

Военнопленные – в международном праве лица из состава вооруженных сил одной воюющей стороны, захваченные во время вооруженного конфликта другой стороной и находящиеся в ее власти до окончания военных действий. Режим военнопленных определяется IV Гаагской конвенцией о законах и обычаях сухопутной войны 1907 г., III Женевской конвенцией об обращении с военнопленными 1949 г. и принятыми в 1977 г. в Женеве Дополнительными протоколами I и II к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. В соответствии с этими документами государства должны обращаться с военнопленными человеколюбиво (IV Гаагская конвенция), без всякой дискриминации по причинам расы, цвета кожи, религии или веры, пола, происхождения или имущественного положения (III Женевская конвенция), языка, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, рождения или иного статуса или каких-либо других подобных критериев (Дополнительные протоколы I и II). Военнопленными считаются лица, находящиеся – в международном конфликте – во власти держащего в плену государства, а в конфликте не международного характера – во власти ответственного командования данной воюющей стороны (п. 1 ст. II Дополнительного протокола II), которые и несут ответственность за обращение с военнопленными. Сторона, держащая в плену военнопленных, обязана обеспечить бесплатно их содержание, достаточное нормальное питание, врачебную помощь, размещение в помещениях, предоставляющих гарантию в отношении гигиены; к женщинам должно быть отношение со всем полагающимся их полу уважением. Военнопленные могут привлекаться к работам, по характеру невраждебным своей стране и на условиях справедливой оплаты. По окончании военных действий и в связи с мирным урегулированием военнопленные должны возвращаться на родину.

Военные преступления – исключительно серьезные нарушения законов и обычаев войны: убийства, истязания и увод в рабство или для других целей гражданского населения оккупированной территории; убийства или истязания военнопленных или лиц, находящихся в море; убийства заложников; ограбление общественной или частной собственности; бессмысленное разрушение населенных пунктов; разорение, не оправданное военной необходимостью; принуждение военнопленного служить в вооруженных силах неприятельской державы; взятие заложников; нападение неизбирательного характера, затрагивающего гражданское население и гражданские объекты; нападение на установки или сооружения, содержащие опасные силы (атомные электростанции, плотины, гидроузлы); нападение на лиц, прекративших участие в военных действиях, и др. Перечень военных преступлений дан в статье 6 Устава Международного военного трибунала 1945 г., статье 130 Конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., статье 147 Конвенции о защите гражданского населения 1949 г., статье 85 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям о защите жертв войны 1949 г. и т. п.

Военные преступления в одних случаях могут квалифицироваться как международные преступления (совершенные деяния связаны с преступной деятельностью государства), а в других – как преступления международного характера, к числу последних относятся единичные, случайные преступления, совершенные в районе военных действий индивидами из корыстных и иных личных побуждений (грабеж, убийство, насилие над населением на оккупированной территории и др.). Они не связаны с государством и представляют собой так называемые «эксцессы исполнителей». Дела о таких преступлениях подсудны не международным военным трибуналам, а национальным военным судам.

Согласно Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г., к военным преступлениям срок давности не применяется. Совместные усилия государств по уголовному преследованию лиц, виновных в совершении военных преступлений, регламентируются Принципами международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества, принятыми резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН в 1973 г.

Военные преступники – лица, совершившие преступления против мира, человечности, против законов и обычаев войны. Они несут индивидуальную уголовную международную ответственность. В соответствии с Московской декларацией СССР, США и Великобритании от 2 июля 1943 г. главные военные преступники, т. е. лица, чьи преступления не связаны с определенным географическим местом, подлежат суду международных военных трибуналов, в то время как остальные (неглавные военные преступники) должны нести уголовную ответственность перед судами отдельных государств.

За мелкие преступления можно попасть в тюрьму, за великие – войти в историю.

Э. Севрус, российский литератор

Международный военный трибунал для суда над главными нацистскими военными преступниками заседал в Нюрнберге с 20 ноября 1945 г. по 1 октября 1946 г. Суду были преданы 24 высших государственных и военных деятеля фашистской Германии, в том числе Г. Геринг, Г. Гесс, И. фон Риббентроп, В. Кейтель, Э. Кальтенбруннер, А. Розенберг, А. Зейс-Инкварт, А. Шпеер, К. фон Нейрат, Г. Крупп, М. Борман (заочно), которым было предъявлено обвинение в планировании, подготовке, развязывании и ведении агрессивных войн, в военных преступлениях и преступлениях против человечности. Состоялось 403 открытых судебных заседания. Были допрошены 116 свидетелей, 143 свидетеля дали письменные показания. Кроме того, были представлены и исследованы многочисленные документы, касающиеся деятельности преступных организаций (гестапо, гитлеровского правительства, генштаба и др.).

За злодеяния, совершенные во время Второй мировой войны, главные немецкие и японские военные преступники – руководители фашистской Германии и милитаристской Японии по приговорам Нюрнбергского и Токийского трибуналов понесли суровую уголовную ответственность: 12 немецких и 7 японских главных военных преступников были приговорены к смертной казни, большинство остальных – к пожизненному или длительному тюремному заключению. Судебные процессы над неглавными военными преступниками состоялись в СССР, Польше и других странах.

Каково современное положение в области международного гуманитарного права? Сложившееся в настоящее время международное гуманитарное право включает нормы и принципы, предназначенные для регулирования отношений воюющих сторон в связи с вооруженными конфликтами как международного, так и немеждународного характера. Современные акты МГП не содержат применявшейся прежде оговорки si omnes («если все»), позволявшей воюющему отказаться от соблюдения норм того или иного соглашения, если хотя бы одна из сторон конфликта не является его участником. Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г. и Дополнительные протоколы I и II 1977 г. к ним содержат, напротив, как «основные гарантии» перечень действий, которые «запрещаются и будут оставаться запрещенными в любое время и в любом месте для любого участника войны». Этими актами комбатантами признаются лица, принадлежащие не только к регулярным вооруженным силам и ополчениям воюющих сторон, но и к партизанам и участникам движения Сопротивления, при этом действующим как на не занятой еще противником территории, так и на занятой им. Запрещается использование наемников, которые не обладают правами комбатанта или военнопленного. Не допускается нападение на гражданское население и на невоенные объекты. Воюющие не свободны в выборе средств и методов ведения войны. Запрещенными средствами ведения войны признаются такие средства, как яды, отравленное оружие, ядовитые и удушливые газы, оружие неизбирательного действия и др. Военная оккупация рассматривается лишь как временное занятие территории противника, ни в каком случае не дающее права на аннексию. Морская война регламентируется рядом специальных актов, имеющих целью ограничить произвол воюющих в отношении торгового судоходства и лиц, терпящих кораблекрушение.

Вопросы для самоконтроля

1. Кто такие комбатанты?

2. Кого МГП относит к военнопленным? Как следует обращаться с ними?

3. В чем выражаются военные преступления? Кого следует считать военными преступниками?

4. Какое возмездие понесли главные военные преступники после окончания Второй мировой войны?

5. Охарактеризуйте современное положение в области международного гуманитарного права.

Что представляет собой международное гуманитарное право? Это международное публичное право как система юридических принципов и норм, регулирующих международные отношения и выражающих относительно согласованную волю государств. Субъектами международного права выступают государства, объектом регулирования – международные (межгосударственные) отношения. Нормативные источники создаются государствами на основе соглашения, обеспечение норм международного права происходит путем применения индивидуального или коллективного принуждения, пределы и формы которого определяются специальными принципами и нормами международного права.

Теперь легче определить, что такое международное гуманитарное право (МГП). Оно представляет собой совокупность международных конвенционных и обычных норм, составляющих так называемые правила ведения войны, или законы и обычаи войны, регулирующих отношения между воюющими государствами, а также между ними, с одной стороны, и нейтральными – с другой, и имеющих своим назначением гуманизацию средств и методов ведения войны.

Учимся защищать свои права. Информация к размышлению и действию

Регламентация МГП стала приобретать форму конвенций в основном во второй половине XIX в. и коснулась главным образом правил обращения с больными и ранеными воинами (Женевская конвенция 1864 г.) и ограничения средств войны, приносящих излишние страдания (Петербургская декларация 1868 г.). На I Гаагской конференции мира в 1899 г. были приняты 3 конвенции и 3 декларации; в 1907 г. – 13 конвенций и 1 декларация. В этих актах были зафиксированы нормы МГП для сухопутной, морской, воздушной войны, правила нейтралитета, а также некоторые обязательства государств, имевшие целью предупреждение войн. В 1909 г. они были дополнены Лондонской декларацией о МГП для морской войны.

Конвенция о защите гражданского населения во время войны (Извлечения)

Статья 14

Еще в мирное время Договаривающиеся Стороны, а после начала военных действий стороны, находящиеся в конфликте, могут создавать на своей собственной территории, а в случае необходимости, на оккупированных территориях, санитарные и безопасные зоны и местности, организованные таким образом, чтобы оградить от действий войны раненых и больных, инвалидов, престарелых, детей до 15-летнего возраста, беременных женщин и матерей с детьми до 7-летнего возраста.

В самом начале конфликта и в течение его заинтересованные стороны могут заключать соглашения о взаимном признании созданных ими зон и местностей. Для этой цели они могут применять положения проекта соглашения, приложенного к настоящей Конвенции, внося в него возможные изменения, которые они сочли бы необходимыми.

Державы-Покровительницы и Международный комитет Красного Креста призываются содействовать облегчению создания и признания этих санитарных и безопасных зон и местностей.

Статья 15

Либо непосредственно, либо через нейтральную Державу или гуманитарную организацию любая находящаяся в конфликте сторона может обратиться к неприятельской стороне с предложением о создании в районах, где идут бои, нейтрализованных зон, предназначенных для защиты от связанных с боями опасностей следующих лиц, без всякого между ними различия:

a) больных и раненых комбатантов и некомбатантов;

b) гражданских лиц, не участвующих в военных действиях и не выполняющих никакой работы военного характера во время их пребывания в этих зонах.

Как только находящиеся в конфликте стороны договорятся о местоположении, руководстве, снабжении и контроле намечаемой нейтрализованной зоны, составляется письменное соглашение и подписывается представителями сторон, находящихся в конфликте. Это соглашение установит начало и продолжительность нейтрализации этой зоны.

Смотрите еще:

  • Гараж в кооперативе строитель Гараж в кооперативе строитель Объявление: Гараж в кооперативе Строитель Добавил(а): Виталий Добавлено: в 00:00, 28 сентября 2018 Номер объявления: 311006 378 , Просмотры: 2309 Объявление […]
  • Квартиры за материнский капитал пятигорск Квартиры за материнский капитал пятигорск Дом под материнский капитал в Минеральных водах Ставропольский край Продается дом в селе Грушевское, Ставропольского края. Дом отдельно стоящий, кирпич, частично саман, […]
  • Статус личности конституционное право Образовательный портал - все для студента юриста. IV.Основы конституционного статуса личности РФ. 1. Понятие конституционно-правового статуса личности. Конституционно-правовой статус личности - это […]
  • Выплаты по беременности и родам в иркутской области Выплаты и пособия на ребенка в Иркутской области и Иркутске в 2018 году Пособия и выплаты на детей в регионах Выплаты и пособия на ребенка в Иркутской области и Иркутске в 2018 году Детские пособия установлены […]
  • Очередь на жилье в лен обл Программа молодая семья в Ленинградской области в 2018 году Программа "Молодая семья" в Ленинградской области предусматривает меры государственной поддержки молодежи путем предоставления социальных выплат на […]
  • Новая форма 18 воинский учет бланк 2018 Структурные подразделения / Отдел по мобилизационной и специальной работе / Общая информация Информация для работников организаций, ответственных за ведение воинского учета Все организации вне зависимости от […]