Законодательные и исполнительные органы рк

Законодательство Казахстана

База данных «Законодательство Казахстана» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Государственное устройство Казахстана

Органы государственного управления

Согласно Конституции, Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления, имеющее три независимые ветви власти: исполнительную, законодательную и судебную.

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. Президент Республики — символ и гарант единства народа и государственной власти, незыблемости Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Президент Республики обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом. Президент избирается на пять лет из граждан не моложе 40 лет, проживающих в республике не менее 10 лет и свободно говорящих на государственном (т.е. казахском) языке.

Исполнительную власть осуществляет Правительство Республики Казахстан.

Правительство возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство является коллегиальным органом и во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики, а в случаях, предусмотренных Конституцией, — перед Мажилисом Парламента и Парламентом. Члены Правительства подотчетны палатам Парламента в случае, предусмотренном подпунктом 6 статьи 57 Конституции.

Правительство образуется Президентом Республики Казахстан в порядке, предусмотренном Конституцией.

Законодательную власть осуществляет двухпалатный парламент.

Парламент Республики Казахстан является высшим представительным органом Республики, осуществляющим законодательные функции. Парламент состоит из двух палат: Сената и Мажилиса, действующих на постоянной основе.

Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учетом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества.

Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом. Депутат Парламента не может быть одновременно членом обеих палат.

Срок полномочий депутатов Сената — шесть лет, срок полномочий депутатов Мажилиса — пять лет.

Законодательная власть фактически контролируется президентом. Правительство подотчетно президенту, но не парламенту.

Судебную власть осуществляет Конституционный суд и система местных судов.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. В случаях, предусмотренных законом, уголовное судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей. Судами Республики являются Верховный суд Республики, местные и другие суды Республики, учреждаемые законом. Судебная система Республики устанавливается Конституцией Республики и конституционным законом. Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Судебная власть распространяется на все дела и споры, возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики. Решения, приговоры и иные постановления судов имеют обязательную силу на всей территории Республики.

Местные органы власти

В административном отношении Казахстан разделен на 14 областей, столичный город Астану и города Алма-Ата и Ленинск (центр управления космодромом Байконур), имеющие статус области (до 1997 в стране существовало 19 областей, 5 из которых впоследствии были упразднены). Депутаты местных советов избираются прямым голосованием из граждан старше 20 лет, не являющихся членами Мажилиса. В то же время акимы (губернаторы) областей назначаются президентом и ответственны только перед ним. В октябре 1998 указ президента Назарбаева определил, что в течение 7 лет будет осуществлен переход к прямым выборам всех руководителей местных органов власти.

Политические партии

Конституция 1995 разрешает деятельность политических партий после того, как они официально зарегистрированы; ни одна партия не может навязывать свою идеологию государству. Запрещается создание религиозных партий. Хотя в стране действует более 100 объединений и движений, которые можно считать политическими партиями, лишь несколько из них зарегистрированы. Три партии были созданы по инициативе президента Назарбаева. К ним относится Социалистическая партия, являющаяся преемницей распущенной Коммунистической партии Казахстана. В 1991 был зарегистрирован Народный конгресс. В октябре 1992 была создана Партия национального единства, считающаяся в настоящее время партией президента. У партии уже сменилось несколько лидеров. В 1994 была разрешена регистрация Коммунистической партии, запрещенной после путча в августе 1991. Существуют также Крестьянский союз, Национально-демократическая партия «Желтоксан», а также объединения «Азамат» и «Азат», в которые входят по несколько мелких партий и оппозиционных деятелей. Интересы русского меньшинства выражают движения «Лад» и «Единство». Интересы казахских националистов выражает движение «Алаш».

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

Исполнительная власть РК

Главная > Реферат >Государство и право

Алматинский университет энергетики и связи

Кафедра социальных дисциплин

Семестровая работа №2

По дисциплине: политология

«Исполнительная власть в РК»

Студент гр. ТЭС-08-4

1. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти……………..….4

2. Структура исполнительной власти……………………………………………6

3. Роль исполнительной власти в экономической и политической жизни Казахстана………………………………………………………………………..11

Структура власти представляет собой совокупность институтов,

осуществляющих воздействие, реализующих доминирование, обеспечивающих манипулирование в процессах развертывания властных отношений. Многоаспектность данного понятия обуславливает и соответствующую типологию элементов структуры: законодательные, исполнительные, судебные.

По своей сути исполнительная власть — власть правоприменительная, в

задачи которой входит исполнение законов. Само понятие исполнительной

власти возникло в ходе разработки концепции разделения властей. Однако

это не означает, что ранее в структуре власти данный элемент

отсутствовал. Во времена Древнего мира и средневековья в монархических

государствах функции исполнительной власти выполняли главы этих стран,

являвшиеся одновременно и источниками законодательного нормотворчества.

В республиках же доиндустриальной эпохи исполнительная власть

осуществлялась различными высшими должностными лицами (консулы в Древнем Риме, дожи в Венеции, государственный капитаны в Генуе, посадники и архиепископы в Новгороде). В Новое и Новейшее время сложилась конституционная практика, согласно которой в президентских республиках исполнительная власть принадлежит президенту: в конституционных монархиях и парламентских республиках главой исполнительной власти номинально считается монарх или президент, но реально эту роль выполняет глава правительства.

По природе исполнительная власть неразрывно связана с процессом

повседневного управления страной, что предопределяет определенный и

динамичный характер ее деятельности, требующей соответствующей

нормативной базы в виде многочисленных подзаконных актов, издаваемых в

пределах ее компетенции. Эффективность функционирования исполнительной власти возможна лишь при условии, если создана устойчивая, централизованная, жестко иерархичная ее вертикаль, позволяющая точно и своевременно проводить в жизнь принятые решения.

1. Конституция РК о целях и задачах исполнительной власти

Исполнительная власть – один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами, такими как подзаконодательное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти – организация практического исполнения Конституции РК и законов Республики Казахстан в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Исполнительная власть есть способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, а также право и возможность подчинять своей воле других. Отличительным признаком этой ветви власти выступает то, что она реализуется в отношении как к коллективным так и индивидуальным элементам государственно-организованного общества, то есть в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоприменительного (правоисполнительного) характера. Это является наиболее важной характеристикой исполнительной власти, поскольку раскрывает ее особую государственно-правовую природу, позволяет разграничить исполнительство такого рода и исполнительство, присущее любой организованной ячейке социума в качестве средства управления собственными делами (самоорганизация).

Будучи ветвью единой государственной власти, исполнительная власть не тождественна виду государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности — не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. А потому исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности: власть — сущностное выражение этой деятельности, ее функциональной направленности и компетенционной определенности, то есть категория базового характера. Следовательно, исполнительная власть не тождественна государственному управлению, поскольку оно выступает определенным видом государственной властной деятельности.

Принципиальное качество и назначение исполнительной власти выражаются в особом виде государственной деятельности, в правоприменительной ее сути. Причем в отличие от правоприменительной судебной власти (где исполнение требований закона осуществляется преимущественно в негативных случаях) для исполнительной власти характерно в основном правоприменение позитивного характера, то есть

прямое исполнение требований законодательства в целях нормальной и эффективной работы находящихся под ее воздействием объектов экономики, политики, права, культуры и т.п.

Исполнительная власть реализуется через деятельность специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией. В государственно-властном механизме она представлена органами исполнительной власти. Через деятельность государственных органов — субъектов исполнительной власти, исполнительная власть приобретает динамические качества. Согласно Конституции Республики Казахстан исполнительная власть представлена Правительством и главами местных администраций (акимы).

В распоряжении субъектов исполнительной власти находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы, армия и иные воинские формирования, милиция, важнейшие средства коммуникации, исправительно-трудовые учреждения, служба внутренней и внешней безопасности и т.п. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти, приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, именуемых исполнительными органами, являющимися органами государственного управления.

Согласно ст. 66 Конституции Республики Казахстан функциями исполнительной власти являются:

— Разработка основных направлений социально-экономической политики государства, его обороноспособности, безопасности, обеспечения общественного порядка и организация их осуществления;

— организация управления государственной собственностью;

— управление учреждениями и предприятиями государственного сектора;

— разработка мер по проведению внешней политики Республики.

Главная задача исполнительной власти – правоисполнительная деятельность, т.е исполнение действующих законов и, иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектами права.

2. Структура исполнительной власти

Субъектом исполнительной власти являются органы исполнительной власти. Орган исполнительной власти — это государственная организация, часть системы органов государственной власти в Республики Казахстан, учрежденная самим государством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизни государства и общества посредством пользования специальных форм и методов осуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой, компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.

Как уже отмечалось, высшим исполнительным органом Республики Казахстан является Правительство. В соответствии с Конституцией Республики Казахстан Правительство осуществляет исполнительную власть Республики Казахстан, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. Правительство во всей своей деятельности ответственно перед Президентом Республики Казахстан, а также подотчетно Парламенту. Правительство образуется Президентом Республики. В состав Правительства входят члены Правительства – Премьер-министр, его заместители, министры и иные должностные лица республики. Премьер-министр назначается Президентом РК с согласия Парламента. Предложения о структуре и составе Правительства вносятся Президенту Республики Казахстан Премьер-министром республики в десятидневный срок после назначения Премьер-министра.

Правительство — это орган высшей общей компетенции, поскольку в процессе его деятельности воплощаются все функции государства. Правительство обеспечивает осуществление Конституции Республики Казахстан законов, указов Президента нормативного характера. Правительство Республики Казахстан наделяется полномочиями, отнесенными к компетенции исполнительной власти, это:

— разработка основных направлений социально-экономической политики, безопасности;

— обеспечение общественного порядка, обороноспособности;

— руководство центральными и местными исполнительными органами;

— подготовка и представление Парламенту республиканского бюджета, обеспечение его исполнения и отчет об этом;

— управление государственной собственностью;

— внесение в Мажилис проектов законов и обеспечение их выполнения;

— выработка мер по проведению внешней политики.

Правительство Республики Казахстан на основе и во исполнение законов и иных актов Парламента, указов, постановлений и распоряжений Президента РК издает постановления, организует и проверяет их исполнение

непосредственно или через подведомственные ему органы.

Члены правительства коллегиально ответственны за решения, принимаемые правительством, даже, если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительно о своем несогласии.

Правительство РК действует в пределах срока полномочий Президента и слагает полномочия перед вновь избранным Президентом, продолжая выполнять свои обязанности до формирования нового состава правительства.

Конституция Республики Казахстан не устанавливает срока функционирования Правительства РК, но закрепляет две формы прекращения его деятельности – сложение полномочий и отставку.

Освобождение от должности премьер-министра означает прекращение

полномочий всего правительства.

Министерство — является центральным исполнительным органом республики, осуществляющим руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством — межотраслевую координацию (например, Министерство государственных доходов).

Министерства образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом РК. Министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом.

Заместители министров назначаются, как правило, правительством по представлению премьер-министра. Кроме того, в министерствах образуются коллегии как консультативные, координационные и совещательные подразделения, которые могут принимать решения, проводимые в жизнь приказами министра.

В структуре министерства образуются департаменты, главные управления (управления), комитеты, которые осуществляют непосредственное управление порученными сферами деятельности министерства.

Министерства, как правило, имеют территориальные подразделения, которые находятся в двойном подчинении: соответствующему министерству по вертикали и местной администрации — по горизонтали (например, отделы образования, финансовые отделы и др.).

Министерства несут ответственность за состояние и дальнейшее развитие порученных им отраслей управления, научно-технический прогресс, наиболее полное удовлетворение потребностей государства во всех видах продукции этих отраслей.

Министерства осуществляют руководство порученными отраслями, они полномочны, решать все вопросы в пределах предоставленных им прав, призваны в своей деятельности осуществлять контакты и деловое сотрудничество с другими министерствами и ведомствами в разработке и решении межотраслевых вопросов.

Министерства в пределах своей компетенции издают акты на основе и во исполнение законов и иных решений вышестоящих органов государственной власти и управления, указов Президента.

Акты министерств издаются в форме приказов, инструкций, указаний.

Будучи центральным органом исполнительной власти, министерства наделены различными полномочиями, например: выдают разрешения (лицензии) на различные виды деятельности (МВД выдает разрешение на приобретение и хранение оружия, Министерство финансов — на выпуск ценных бумаг и др.); регистрируют различные объекты (предприятия, общественные и религиозные объединения, жилые строения); осуществляют надзорные и контрольные функции (финансовый контроль со стороны Министерства финансов); нормотворческая деятельность (разработка проектов законов в пределах своей компетенции); правоприменительная

деятельность (по вопросам административного производства) и др.

Агентство — центральный исполнительный орган РК, не входящий в состав Правительства. Образуется, реорганизуется и упраздняется Президентом Республики по предложению Премьер-министра Республики.

Агентство осуществляет руководство соответствующей отраслью (сферой) государственного управления, а также в пределах, предусмотренных законодательством, — межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции (например, Агентство РК по чрезвычайным ситуациям, Агентство РК по регулированию естественных монополий и защите конкуренции, Агентство РК по инвестициям и т.д.).

Структура агентства утверждается его руководителем -председателем, и состоит, как правило, из департаментов и управлений. Актами агентства являются приказы председателя агентства.

Ведомство — орган, который выполняет отдельные межотраслевые, управленческие либо специальные подотраслевые функции в рамках министерства. Зачастую это разрешительные, контрольные и надзорные функции.

Среди ведомств можно выделить две основные группы:

— создаваемые при правительстве

— образуемые и действующие в составе министерств (Комитет уголовно-исполнительной системы при МВД РК; Комитет налоговой полиции министерства государственных доходов).

Ведомства первой группы образуются, реорганизуются и упраздняются Президентом, второй группы — как Президентом, так и Правительством.

Канцелярией принимаются адресованные руководству Правительства и Руководителю Канцелярии документы, подписанные первым руководителем государственного органа (организации) или лицом, на которое официально возложено исполнение обязанностей первого руководителя, либо лицом, официально уполномоченным первым руководителем подписывать документы, адресованные руководству Правительства и Руководителю Канцелярии, (далее — руководитель). Документы с иной адресацией и за подписью других должностных лиц не принимаются.

Канцелярией не принимаются: информация, представление которой не предусмотрено установленной отчетностью; просьбы о продлении сроков

уплаты налогов; обращения органов — разработчиков с просьбой дать поручение о рассмотрении подготовленных ими проектов нормативных правовых актов и иных документов заинтересованными государственными органами или межведомственными комиссиями, рабочими органами которых являются центральные исполнительные органы; корреспонденция в запечатанных конвертах (за исключением секретной, по кадровым вопросам и иногородней); документы, подготовленные с нарушением требований настоящего Регламента и Инструкции по делопроизводству в Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан, утвержденной постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 января 2001 года N 168 «Об

утверждении некоторых инструкций»

Местными исполнительными органами (раздел VIII Конституции РК) являются институты Акимов соответствующих административно-территориальных единиц. Они являются представителями Президента и Правительства РК. Акимов областей, городов республиканского значения и столиц назначает на должность Президент РК по представлению Премьер-министра, а акимы иных административно-территориальных единиц назначаются вышестоящими по отношению к ним акимами.

К основным направлениям деятельности акимов относятся;

— разработка и представление на утверждение маслихата проектов программ экономического и социального развития соответствующей административно-территориальной единицы и обеспечение их исполнения;

— представление на утверждение маслихата проекта бюджета и обеспечение его исполнения;

— управление коммунальной собственностью;

— назначение на должность и освобождение от нее руководителей структурных подразделений местной администрации;

— координация деятельности организаций по управлению коммунальной собственностью в соответствии с полномочиями, делегированными вышестоящим исполнительным органом;

— регулирование земельных отношений в соответствии с земельным

— принятие решений о ссудах, займах и других долгосрочных обязательствах.

При акиме может быть создан консультативно-совещательный орган — коллегия, состав которой утверждается акимом.

По вопросам, отнесенным к его ведению, аким принимает постановления и распоряжения.

Деятельность местных исполнительных органов осуществляется на принципах:

— подотчетности Президенту и правительству, вышестоящим главам администрации;

— подконтрольность соответствующему представительному органу по вопросам его ведения;

— обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан;

— самостоятельности и независимости в пределах своей компетенции;

— сочетания государственных и местных интересов;

— ответственности за свою деятельность и принимаемые решения.

Для организационного, правового и материально-технического обеспечения деятельности акимов создается аппарат.

3. Роль исполнительной власти в экономической и политической жизни Казахстана

В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.

Значение исполнительной власти заключается в следующем:

1. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной, административно-политической сферах, в созидательной и охранительной деятельности. В ней сосредоточена вся реальная практическая работа по осуществлению законов, актов высшего руководства. Она переводит политические проблемы в организационные. Исполнительная власть обязана объединять энергию, усилия граждан, наводить порядок и в нормальных, и в экстремальных условиях.

Закон является только абстрактной нормой, намечающей модель поведения людей. Для его исполнения необходимы организующие, координирующие и контролирующие действия государства. Их осуществляет исполнительная власть, имеющая дело с действительными явлениями жизни и выполняющая задачи постоянного, целенаправленного управления людьми, а через них — имуществом и общественными процессами.

2. Исполнительная власть — это систематическая, непрерывная организация, направленная на сохранение социальной системы, ее укрепление, развитие.

3. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, т. е. осуществляется везде, где функционируют человеческие коллективы. Она непосредственно организует оборону страны, охрану государственной и общественной безопасности, деятельность государственных предприятий и учреждений, осуществляет общее руководство негосударственными организациями (регистрация, лицензирование, налогообложение, контроль), с помощью правовых норм воздействует на граждан и организации. Она в процессе исполнения актов высшего руководства осуществляет еще и правотворчество, и юрисдикционную деятельность (наказывает, разбирает споры).

Исполнительная власть сама обеспечивает безопасность страны, руководит многими предприятиями, учреждениями и в то же время создает условия для того, чтобы в обществе действовали муниципальные, общественные, частные механизмы саморегуляции.

4. Существенный признак исполнительной власти — наличие в ее непосредственном ведении огромных ресурсов — правовых, информационных, экономических, технических, идеологических, организационных. В ней сконцентрирована фактическая государственная мощь. По существу, только она наделяет конкретных субъектов правами, выделяет им ресурсы, осуществляет правоприменительное, правонаделение.

5. Ведая огромными ресурсами, исполнительная власть непосредственно их не использует, она не производит продукцию, не лечит, не учит, она распоряжается действиями людей, природными и иными ресурсами, чтобы

организовать производство, образование, здравоохранение и др.

Исполнительная власть — это исполнительно-распорядительная власть, в процессе исполнения велений вышестоящей власти она издает огромное количество распоряжений — административных актов (о выделении, приеме, призыве, поощрении, наложении взысканий и др.).

6. В непосредственном ведении исполнительной власти находятся вооруженные силы, полиция (милиция), органы госбезопасности, специализированные принудительные учреждения. Субъекты исполнительной власти используют имеющиеся у них фактические и правовые возможности для осуществления внесудебного, административного принуждения. Принудительность, опора на силу, возможность самостоятельно осуществлять физические, организационные и иные меры принуждения в административном порядке — важная черта исполнительной власти.

7. Названные выше признаки содержания исполнительной власти— универсальность, принудительность, организующий характер — детерминируют ее организационную форму — единую, большую по объему, иерархически построенную государственную исполнительную власть. Единство многоуровневой административной машины — важнейшая основа единства государства.

Однако необходимо учитывать, что действующим законодательством Республики Казахстан фиксируются функции и компетенция не самой исполнительной власти, как государственно-правового института, а лишь субъектов, реализующих ее на том или ином уровне государственной организации.

Исполнительная власть, а конкретнее — ее «силовые» министерства (обороны, внутренних дел, безопасности и др.), олицетворяет принудительную силу государства, а потому является предметом постоянного внимания со стороны политических сил и общественности, стремящихся не допустить чрезмерных ограничений свободы.

Столь же велика позитивная роль, а вместе с нею и опасность экономических министерств и ведомств, которые, содействуя свободной экономике и росту благосостояния, одновременно могут своим регулированием непомерно ограничить право частной собственности и свободу предпринимательства. В социально-культурной сфере от исполнительной власти в немалой степени зависит практическая реализация принципа социальной справедливости и государственная поддержка культуры.

Выполняя в целом безусловно полезную и необходимую функцию, исполнительная власть почти во всех странах и на всех уровнях обнаруживает в себе тенденцию к разбуханию государственного аппарата, коррупции, чиновничьему произволу. Обилие разного рода министерств и ведомств объективно требует высокой координации их деятельности, что, увы, достигается далеко не всегда. Постоянной и повсеместной проблемой

является установление деловых бесконфликтных взаимоотношений между исполнительной властью и властями законодательной и судебной. Эта проблема становится более острой в федеративных государствах, где вертикаль исполнительной власти постоянно сталкивается с трудностями распределения компетенции между центром, субъектами федерации и местным самоуправлением.

И, тем не менее, роль исполнительной власти во всех государствах весьма велика и характеризуется тенденцией к усилению. К этому побуждают общее усложнение международной жизни и внутренней обстановки во многих странах, потребности экономики и растущие социальные нужды. Исполнительная власть реагирует на предъявляемые ей обществом требования поиска новых путей эффективной деятельности частыми реорганизациями внутренней структуры, обновлением методов деятельности.

Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти Республики Казахстан, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями.

Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющимися органами государственного управления.

Исполнительная власть представлена системой органов государственного управления, к которым относятся Правительство, министерства, государственные комитеты и ведомства Республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий.

Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, которая по своему содержанию является исполнительной и распорядительной. В соответствии с законодательством они обладают государственно-властными полномочиями, в т.ч. по изданию правовых актов и их реализации. В целом эти органы наделены широкими полномочиями самостоятельного правотворчества, правоприменения и правоохраны. Подзаконность деятельности органов исполнительной власти — важнейший момент в их правовом положении. Во всей своей деятельности они должны строго следовать требованиям Конституции, законов, выполнять и в пределах своей компетенции способствовать их выполнению другими.

1. Конституция Республики Казахстан. – Алматы, 1995.

Законодательные и исполнительные органы рк

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЕТВЬ ВЛАСТИ КАЗАХСТАНА

Рекомендовано Ученым советом Костанайского социально-технического университета им. академика З.Алдамжар

Рекомендовано Ученым советом НИИ государства и права имени Гайрата Сапаргалиева

Абдиров Н. М., д.ю.н., профессор, депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Председатель Правового совета при партии «Нур Отан»

Малиновский В. А., д.ю.н., профессор, член Конституционного Совета Республики Казахстан

Законодательная ветвь власти Казахстана / Турецкий Н. Н. — 2-издание, 2015.

Данная монография является вторым дополненным изданием. См.: первое издание

В работе рассматриваются различные аспекты деятельности Парламента Казахстана: история развития казахстанской модели парламентаризма, правовое положение депутатов, контрольные полномочия, работа политических фракций, Общественной Палаты при Мажилисе и других институтов, представленных в Парламенте.

В монографии проанализированы этапы нормотворческой деятельности: планирование, разработка, научная экспертиза, принятие законодательных актов, действие нормативных правовых актов (во времени, пространстве, по лицам), толкование и правовой мониторинг.

Автором данного монографического исследования работал депутат IV созыва Мажилиса Парламента Республики Казахстан, который на основе практического опыта работы излагает свою точку зрения на имеющиеся проблемные аспекты в законотворческом процессе и предлагает собственные, открытые для обсуждения предложения по его совершенствованию.

Монография предназначена для магистрантов, докторантов, преподавателей юридических вузов, разработчиков законодательных актов, депутатов, а также для широкого круга читателей, интересующихся вопросами казахстанского парламентаризма.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

ТУРЕЦКИЙ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ

Директор НИИ государства и права имени Гайрата Сапаргалиева, секретарь Казахстанского союза юристов, заместитель председателя Правового совета при НДП «Нур Отан», доктор юридических наук.

Закончил юридический факультет Казахского государственного университета им. С. М. Кирова. В 1999 году защитил кандидатскую диссертацию по теме: «Необходимая оборона по уголовному праву Республики Казахстан». В 2005 году защитил докторскую диссертацию по теме: «Теоретические проблемы обстоятельств, исключающих преступность деяния, по уголовному законодательству Республики Казахстан».

Работал исполнительным директором Казахской криминологической ассоциации, редактором журнала «Предупреждение преступности», директор специализированного учебного центра ДСО «Динамо». Период 2007-2011 гг. депутат IV созыва Мажилиса Парламента РК.

Область научных исследований: парламентское право, уголовное право, уголовно-исполнительное право, криминология, оперативно-розыскная деятельность.

Автор 6 монографий и более 300 научных и учебно-методических работ, среди них:

«Необходимая оборона» (пособие, в соавторстве, 1996); «Необходимая оборона, правовые аспекты» (монография, 2000); «Отдельные аспекты законодательства Республики Казахстан об оружии» (в соавторстве, 2001); «Практические рекомендации субъектам охранной деятельности в Казахстане» (пособие, 2002); Комментарий к Уголовному кодексу Республики Казахстан (в соавторстве, 2003); «Причинение вреда при задержании лица, совершившего посягательство» (монография, 2003); «Криминология» (учебник, в соавторстве, 2004); «Преступления против личности» (учебное пособие, в соавторстве, 2004); «Обстоятельства, исключающие преступность деяния по уголовному законодательству Казахстана» (монография, 2005); «Терроризм: понятие и классификация» (пособие, в соавторстве, 2005); Комментарий к Закону Республики Казахстан «Об охранной деятельности» (в соавторстве, 2006); «Холодное оружие» (в соавторстве, 2007); «Необходимая оборона по уголовному законодательству Казахстана» (монография, 2008); Комментарий к Закону Республики Казахстан «О профилактике бытового насилия» (в соавторстве, 2010); Комментарий к Закону Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» (в соавторстве, 2010); Комментарий к Закону Республики Казахстан «О профилактике правонарушений» (в соавторстве, 2011); Комментарий к Закону Республики Казахстан «О равных правах и равных возможностях мужчин и женщин» (в соавторстве, 2011); «Мажилис Парламента независимого Казахстана» (коллективная монография, 2011); «Парламентское право Республики Казахстан» (учебник, в соавторстве, 2011); «Законодательная ветвь власти Казахстана» (монография, 2011); «Қазақстан билігінің заң шығарушы тармағы» (монография, 2011); «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» (учебное пособие, 2012); комментарий к Закону Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией» (под общей редакцией, 2012г.); комментарий к Законам Республики Казахстан «О противодействии терроризму» и «О противодействии экстремизму» (под общей редакцией, 2013г.); комментарий к Закону Республики Казахстан «О нормативных правовых актах» (ответственный редактор, 2014г.), комментарий к Конституционному закону Республики Казахстан «Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов» (2014 г.).

Имеет государственные награды Республики Казахстан. Благодарность Президента Республики Казахстан. За особый вклад в улучшение положения детей и защиту их прав в Республике Казахстан награжден знаком международной организации Детский фонд Организацией Объединенных Наций — UNICEF KAZAKHSTAN.

Информация о Костанайском социально-техническом университете им. академика З.Алдамжар

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

За период становления суверенного Казахстана кардинально обновлены все отрасли национального законодательства, принимаются последовательные меры, позволяющие вывести нормотворческий процесс на новый качественный уровень. Неслучайно предметом пристального внимания правоведов и практиков являются вопросы совершенствования механизмов правового регулирования в правотворческом и правоприменительном процессе.

Необходимость дальнейшего развития национального законодательства продиктована развитием мировой экономики и политики, процессов глобализации, создания новых межгосударственных союзов, а также внутренней динамики развития страны.

В этой связи в Послании Президента Республики Казахстан — Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что «…необходимо начать очередной этап модернизации национальной правовой системы. Законодательство должно не только защищать национальные интересы, но и синхронизироваться с динамично развивающейся международной правовой средой». Это положение развивает Концепцию правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденную Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858, в которой закреплено: «В целях повышения эффективности нормотворческой деятельности необходимо продолжить работу по систематизации действующего законодательства, дальнейшей консолидации в разрезе отраслей законодательства; освобождению его от устаревших и дублирующих норм, восполнению пробелов в правовом регулировании, устранению внутренних противоречий в действующем праве; минимизации отсылочных норм в законах и расширению практики принятия законов прямого действия в рамках круга вопросов, по которым в соответствии с Конституцией могут приниматься законодательные акты. Комплексное развитие казахстанского законодательства и эффективное применение основных направлений правовой политики государства будут способствовать дальнейшему укреплению режима законности, соблюдению конституционных прав и свобод человека и гражданина, обеспечению устойчивого социально-экономического развития страны, укреплению казахстанской государственности».

Законодательные полномочия возложены на Парламент Республики Казахстан, состоящего из двух Палат: Сената и Мажилиса.

Правовой основой возникновения и успешного становления казахстанского Парламента как высшего представительного органа законодательной власти явились нормы Конституции Республики Казахстан, а также Конституционного закона «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов», Закона Республики Казахстан «О комитетах и комиссиях Парламента Республики Казахстан», Регламент Парламента, регламентов Сената и Мажилиса. При этом азбукой нормотворческого процесса является Закон Республики Казахстан «О нормативных правовых актах».

За годы независимости Казахстана Парламентом была проделана огромная работа, состоялось становление современного казахстанского парламентаризма. Первый Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, оценивая деятельность Парламента, отметил: «…сегодня мы со всей уверенностью можем констатировать, что профессиональный двухпалатный Парламент как высший представительный орган, осуществляющий законодательные функции, не только состоялся, но и успешно прошел проверку временем».

После конституционной реформы 2007 года существенно изменилась конфигурация государственного управления в сторону более значимой роли Парламента и политических партий. Стоит отметить, что полноценный Парламент может существовать и развиваться лишь в определенных политических условиях. Прежде всего, необходимы достаточно высокое политическое и правовое сознание населения, высокая степень демократизации, наличие развитого гражданского общества, многопартийность — как средство отражать и представлять взгляды и интересы различных групп общества. При этом диалоговой площадкой совершенствования законотворческого процесса стала сформированная при Мажилисе Общественная палата.

Двухпалатный профессиональный Парламент Казахстана сегодня является неотъемлемой частью казахстанского общества и вносит большой вклад в успешное проведение социально-экономических и политических реформ в стране. На будущее у страны огромные планы, а это значит, что Парламенту предстоит создавать законы нового поколения.

В монографии «Законодательная ветвь власти Казахстана» анализируется история развития законодательного органа Республики, правовое положение Парламента, его основные, в т.ч. контрольные полномочия. Сделан глубокий анализ вопросов становления и перспектив развития казахстанской модели парламентаризма.

Работа интересна также с точки зрения изучения теоретических и практических проблем, объединяющих в себе основополагающие категории правотворчества, а также содержание процедурных вопросов целостного механизма принятия нормативных правовых актов. В монографии раскрыты все этапы нормотворческой деятельности: планирование, разработка, оформление, принятие, внесение изменений и дополнений, признание утратившим силу либо разработку нового акта, научная экспертиза, введение в действие, опубликование, действие нормативных правовых актов (во времени, в пространстве, по лицам), толкование и правовой мониторинг.

Автором данного монографического исследования является доктор юридических наук Н.Н.Турецкий, подготовивший более 300 публикаций (среди них комментарии, учебники, монографии, пособия, статьи, в том числе и зарубежом), переведенные на казахский и английский языки. Автор имея опыт практической работы в Парламенте Казахстана, излагает свою точку зрения на имеющиеся проблемные аспекты в законотворческом процессе. Высказывают свои небесспорные, но интересные соображения, и предлагает собственные идеи по совершенствованию законотворческого процесса, казахстанского парламентаризма и других вопросов. Выводы и рекомендации, отмеченные в данном исследовании, будут способствовать дальнейшему совершенствованию национального законодательства.

Выражая уверенность в научной и практической ценности настоящего издания для теории и практики конституционно-правового строительства, полагаю, что результаты данного исследования послужат благодатной основой для дальнейшего научного осмысления актуальных вопросов и развития казахстанского парламентаризма. Сделанные выводы особо актуальны для разработчиков нормативных правовых актов, ученых, практиков, экспертов, депутатов, государственных служащих и всех других лиц, интересующихся вопросами правотворчества и законодательства.

Председатель комитета по законодательству и судебно-правовой реформы Мажилиса Парламента Республики Казахстан, Председатель Казахстанского союза юристов

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Добавить комментарий
  • Показать изменения
  • Судебные решения

Глава 1. Становление законодательной ветви власти

1.1 Верховный Совет, его деятельность

В настоящее время Парламент Республики является законодательной ветвью власти в Казахстане. Но длительный период в истории становления законодательные полномочия принадлежали Верховному Совету Казахской ССР.

Деятельность Верховного Совета можно условно разделить на несколько периодов. За основу следует взять законодательство, а точнее Конституции. Так, первым периодом следует признать время с 1937 по 1978 гг., вторым периодом — с 1978 г. по 1993 г., третьим периодом — с 1993 г. по 1995 г.

Верховный Совет как высший представительный орган впервые был учрежден на основе Конституции Казахской ССР 1937 года, а затем — Конституции Казахской ССР 1978 года, и хотя он сохранил свое название, полномочия существенно были изменены в Конституции Республики Казахстан 1993 года.

1. Представительная власть как форма проявления народной демократии была издавна присуща казахстанскому обществу. Она видоизменялась в зависимости от существующей политической системы. Современный казахстанский Парламент пришел на смену «однозвенному» органу представительной власти Республики Казахстан, который назывался Верховным Советом.

В Конституции Казахской Советской Социалистической Республики, принятой на X Всеказахском Съезде Советов 26 марта 1937 года, записано: «Высшим органом государственной власти Казахской ССР является Верховный Совет Казахской ССР. Верховный Совет Казахской ССР осуществляет все права, наделенные Казахской ССР согласно статьям 13 и 19 Конституции Казахской ССР, поскольку они не входят, в силу Конституции, в компетенцию подотчетных Верховному Совету Казахской ССР органов Казахской ССР: Президиума Верховного Совета Казахской ССР, Совета Народных Комиссаров Казахской ССР и Народных Комиссариатов Казахской ССР. По Конституции 1937 г. Верховный Совет Казахской ССР является единственным законодательным органом Казахской ССР» [1] .

Первые выборы в Верховный Совет Казахской ССР были проведены 24 июня 1938 года. Выборы проводились на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Формирование депутатского корпуса Верховного Совета проходило на безальтернативной основе под жестким контролем Коммунистической партии. Кандидаты в депутаты подбирались по классовому, партийному, национальному, половозрастному и другим квотам. Высшие чиновники государственных органов, руководители партийных, комсомольских и профсоюзных органов выдвигались кандидатами в депутаты согласно занимаемой должности, в связи с чем процедура проведения выборов часто носила формальный характер.

Согласно Конституции 1937 года сессии Верховного Совета Казахской ССР созываются Президиумом Верховного Совета Казахской ССР два раза в год. Внеочередные сессии созываются Президиумом Верховного Совета Казахской ССР по его усмотрению или по требованию одной трети депутатов Верховного Совета Казахской ССР.

Президиум Верховного Совета является рабочим органом Верховного Совета Казахской ССР, который избирается Верховным Советом и подотчетен Верховному Совету Казахской ССР во всей своей деятельности.

Президиум Верховного Совета Казахской ССР:

а) созывает сессию Верховного Совета Казахской ССР;

б) дает толкование законов Казахской ССР, издает указы;

в) производит всенародный опрос (референдум);

г) отменяет постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров Казахской ССР, а также решения и распоряжения областных Советов депутатов трудящихся в случае их несоответствия закону;

д) в период между сессиями Верховного Совета Казахской ССР освобождает от должности и назначает отдельных Народных Комиссаров Казахской ССР по представлению председателя Совета народных комиссаров Казахской ССР с последующим внесением на утверждение Верховного Совета Казахской ССР;

е) присваивает почетное звание Казахской ССР и удостаивает наград;

ж) осуществляет право помилования граждан, осужденных судебными органами Казахской ССР.

По истечении полномочий Верховного Совета Казахской ССР Президиум Верховного Совета Казахской ССР назначает новые выборы в срок не более двух месяцев со дня истечения полномочий Верховного Совета Казахской ССР. По истечении полномочий Верховного Совета Казахской ССР Президиум Верховного Совета Казахской ССР сохраняет свои полномочия вплоть до образования вновь избранным Верховным Советом Казахской ССР нового Президиума Верховного Совета Казахской ССР. Вновь избранный Верховный Совет Казахской ССР созывается Президиумом Верховного Совета Казахской ССР прежнего созыва не позже, как через месяц после выборов.

Таковы были основные полномочия Президиума Верховного Совета Казахской ССР по Конституции 1937 года. Кроме законодательных, на него возлагался ряд других полномочий.

Первый период, как видно, характеризовался определенной стабильностью законодательного органа.

Во втором периоде происходили важные исторические события, которые по мере развития демократии в стране, развала СССР и создания суверенного независимого государства — Республики Казахстан, фундаментально меняли полномочия Верховного Совета, поэтому на втором периоде мы остановимся подробнее.

2. На основе общесоюзной Конституции от 20 апреля 1978 года была принята Конституция Казахской ССР. В новом Основном Законе провозглашался суверенитет Казахстана, основные права и свободы личности, право свободного выхода республики из Союза ССР, право самостоятельной внешнеполитической деятельности.

По Конституции Казахской ССР 1978 года Верховный Совет Казахской ССР также определен высшим органом государственной власти.

В статье 97 Конституции Казахской Советской Социалистической Республики 1978 года было установлено, что Верховный Совет Казахской ССР правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и настоящей Конституцией к ведению Казахской ССР.

Принятие Конституции Казахской ССР, внесение в нее изменений; утверждение государственных планов экономического и социального развития Казахской ССР, государственного бюджета Казахской ССР и отчетов об их выполнении; образование подотчетных ему органов осуществлялось исключительно Верховным Советом Казахской ССР.

Законы Казахской ССР принимались Верховным Советом Казахской ССР или народным голосованием (референдумом), проводимым по решению Верховного Совета Казахской ССР [2] .

В соответствии с Конституцией КазССР 1978 года, Советы, в том числе Верховный Совет Республики, обладали юридическим полноправием. Власть осуществлялась ими без разделения ее на ветви, хотя эти ветви в какой-то мере и в то время существовали. Но исполнительно-распорядительные органы не были выделены в самостоятельную систему — она находилась в системе Советов и создавалась и распускалась Советами. Конечно, это право существовало юридически, а фактически у Советов, в том числе у Верховного Совета, также не было полноправия — оно принадлежало Коммунистической партии, точнее ее высшим органам. В юридическом плане Верховный Совет направлял и деятельность органов исполнительной власти, в том числе и Правительства. Правительство отчитывалось перед Верховным Советом. «Совет Министров КазССР ответственен перед Верховным Советом и ему подотчетен», — так гласила статья 117 Конституции КазССР 1978 года [3] .

Таким образом, в советском государстве был признан принцип верховенства Верховного Совета. Он был правомочен решать все вопросы, отнесенные Конституцией СССР и Конституцией Казахской ССР к ведению Республики. Иначе говоря, Верховный Совет имел право решать все вопросы государственной жизни страны. В этом заключалась сущность единовластия высшего представительного органа. Верховный Совет Казахской ССР не был Парламентом, поскольку не было разделения власти и постоянно работающего высшего представительного органа.

По мнению Г.С. Сапаргалиева, Верховный Совет Казахской ССР не был подлинным Парламентом в силу неприятия принципа разделения государственной власти на ветви, а также в силу подчиненного положения Верховному Совету СССР [4] . Данное утверждение никоим образом не означало полного отрицания его роли в государственном строительстве.

Как известно из истории, конец 80-х годов знаменовал начало распада советского государства. В начале 1990-х годов в Казахской ССР, а затем в Республике Казахстан был принят ряд законов, которые внесли значительные поправки в Конституцию 1978 года.

В политической истории становления суверенного Казахстана особая роль принадлежит Верховному Совету двенадцатого созыва. Выборы состоялись в марте 1990 года. В условиях, когда еще сохранялось влияние административно-командной системы, впервые высший представительный орган был избран на широкой демократической основе. В предвыборной борьбе за 360 депутатских мандатов участвовало более 2 тысяч претендентов. В подавляющем большинстве из 270 территориальных округов выборы проводились на альтернативной основе. Впервые 90 депутатов избирали общественные организации, среди избранных известные ученые Салык Зиманов, Оразалы Сабденов, Гани Калиев и другие.

В результате всенародного волеизъявления более 85 % депутатов были избраны впервые. Впервые было обеспечено самое широкое представительство научной и творческой интеллигенции. Было создано 14 комитетов Верховного Совета, которые работали на постоянной основе, в отличие от предыдущих одиннадцати созывов Верховного Совета, когда депутаты собирались на заседания только несколько раз в году.

Верховный Совет двенадцатого созыва представлял собой такой законотворческий орган, в работе которого активно использовались элементы профессионального парламента.

Одним из условий успешной работы этого Верховного Совета стало то, что в его работе принимали участие депутаты, избранные от 24 общественных организаций.

Верховный Совет двенадцатого созыва сыграл особую роль, которая заключалась в принятии ряда важнейших политико-правовых документов, заложивших фундамент независимости Казахстана, в становлении парламентаризма в стране. В период работы Верховного Совета двенадцатого созыва был принят ряд важнейших правовых актов, законодательно обеспечивших проведение реформ в 90-х годах.

К ним следует отнести:

1) Закон Казахской ССР «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» от 24 апреля 1990 года, которым был утвержден пост Президента Казахской ССР [5] .

2) Декларация «О государственном суверенитете Казахской ССР» от 25 октября 1990 года, в которой впервые была закреплена неделимость и неприкосновенность территории, страна определена как субъект международного права, введен институт гражданства, а также равноправие форм собственности. В Декларации впервые был провозглашен принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную. При этом Верховный Совет осуществляет исключительно законодательную власть.

3) Конституционный закон Республики Казахстан «О государственной независимости Республики Казахстан» от 16 декабря 1991 года, который провозгласил государственную независимость нашей страны. Конституционный закон РК «О государственной независимости Республики Казахстан» провозгласил принцип разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви.

4) В Конституцию Казахской Советской Социалистической Республики от 20 апреля 1978 года следующими законами были внесены изменения: Законом КазССР от 24.04.90 г.; Законом КазССР от 20.11.90 г.; Законом КазССР от 15.02.91 г.; Законом КазССР от 20.06.91 г.; Законом КазССР от 25.06.91 г.; Законом КазССР от 25.08.91 г.; Законом Республики Казахстан от 24.12.91 г.; Законом Республики Казахстан от 18.01.92 г.; Законом Республики Казахстан от 02.07.92 г.

Так, Законом Казахской Советской Социалистической Республики от 15 февраля 1991 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» были внесены изменения следующего содержания: Часть вторая статьи 80 изложена в следующей редакции: «Верховный Совет Казахской ССР и местные Советы народных депутатов избирают председателей Советов. Верховный Совет имеет свой Президиум» [6] .

Далее, Законом Казахской Советской Социалистической Республики от 20 июня 1991 года № 687-ХII «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» были внесены следующие основные нововведения: Статья 105. Президиум Верховного Совета Казахской ССР:

— осуществляет подготовку сессий Верховного Совета Казахской ССР;

— организует планирование работы по подготовке проектов законов Казахской ССР и вносит свои предложения на рассмотрение Верховного Совета Казахской ССР;

— координирует деятельность комитетов Верховного Совета Казахской ССР, создает депутатские и иные комиссии;

— организует проведение народных обсуждений проектов законов Казахской ССР и других наиболее важных вопросов государственной жизни и ряд других полномочий.

Была изменена компетенция Президиума Верховного Совета Казахской ССР [7] .

В 1992 году были внесены важные изменения в Конституцию 1978 года, в которых определялись субъекты законодательной инициативы. Так, Законом Республики Казахстан от 2 июля 1992 года № 1491-XII «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Казахской ССР» внесены изменения и дополнения:

Часть 1 статьи 101 изложена в следующей редакции: «Право законодательной инициативы в Верховном Совете Республики Казахстан принадлежит народным депутатам Республики Казахстан, Председателю Верховного Совета Республики Казахстан, комитетам Верховного Совета Республики Казахстан, Президенту Республики Казахстан, Кабинету Министров Республики Казахстан, Верховному Суду Республики Казахстан, Высшему арбитражному суду Республики Казахстан, Генеральному прокурору Республики Казахстан» [8] . Как видим, Конституцией было закреплено восемь субъектов законодательной инициативы.

В целом Верховный Совет двенадцатого созыва за время своей работы рассмотрел и принял более 250 законов и свыше 500 постановлений. Подавляющее большинство из них были впервые приняты как законы независимого Казахстана. Все эти изменения и принятие новых законодательных актов оказало влияние и на последующий процесс разработки проекта новой Конституции (1993 г.).

По мнению С.А. Абдильдина, Председателя Верховного Совета двенадцатого созыва: «… к моменту обсуждения и принятия новой Конституции действовавший Основной закон, образно выражаясь, буквально весь оказался «в заплатках». Можно прямо сказать — налицо был снижающий ее авторитет. Ведь ни одна из сессий Верховного Совета не обходилась без внесения поправок в Конституцию, то есть во весь рост встала проблема принятия нового основного закона, принципиально иного по компетенции, содержанию и структуре» [9] .

Следует отметить, что Конституция 1978 года начального периода существенно отличалась по содержанию от заключительного периода ее действия. Однако, несмотря на кардинальные изменения, Конституция 1978 года сохранила «элементы» советской правовой системой, которая «тормозила» развитие демократии в Казахстане.

3. Принятие Конституции Республики Казахстан от 28 января 1993 г. подводит определенную черту, завершая правовое отделение Казахстана от советского прошлого, и является важным шагом в становлении нового правового механизма суверенного государства.

«Принятию Конституции 1993 года предшествовали несколько лет упорной работы по преодолению стереотипов, десятилетиями складывавшихся в умах людей, решению множества объективных и субъективных проблем, возникающих в ходе кардинального реформирования государства и общества. Да, иногда наши решения носили половинчатый, компромиссный характер. Допускались ошибки, что неизбежно в любом новом деле. Все это находило отражение в деятельности государственных институтов и в законодательстве того времени, носившем ярко выраженный переходный характер» [10] .

Разработка и обсуждение первой Конституции Казахстана сопровождались политическими баталиями, налицо была опасность перерастания общественной дискуссии в открытый политический конфликт.

Верховный Совет двенадцатого созыва 28 января 1993 года принял первую постсоветскую Конституцию Казахстана. Конституция Республики Казахстан 1993 года состояла из IV основных разделов и раздела о переходных положениях, 21 главы, 131 статьи и приложения перечня конституционных законов. По формальным параметрам структура данной конституции гораздо более соответствовала практике современного конституционализма, чем прежний текст Основного Закона. В разделах последовательно освещались основы конституционного строя, права и свободы граждан, основы устройства общества, государственные институты, гарантии соблюдения конституции.

Конституция 1993 года решила ряд актуальных проблем. В частности, она произвела серьезное усиление исполнительной власти, способной оперативно реагировать на изменения в обществе и управлять процессами экономической жизни, а также заложила основы для преодоления противоречий между новой президентской формой правления и старой системой советов.

Конституция открыла простор для положительной динамики развития казахстанского общества, отказавшись от однопартийного политического правления, монопольно-государственной экономической системы, идеологии государственного авторитаризма, т.е. был сделан большой юридический шаг в сторону рыночной экономики.

В преамбуле появилась формула о незыблемости казахской государственности. Сама Республика Казахстан определялась как форма государственности самоопределившейся казахской нации. Государственным языком отныне был назван только один — казахский язык. Русский язык был обозначен как язык межнационального общения.

Казахстан объявлялся демократическим, светским и унитарным государством, в котором единственным источником власти выступал народ. Никакая идеология не могла быть установлена в качестве государственной. Декларировался принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную с использованием системы сдержек и противовесов. Важной новацией стала формула о прямом действии Конституции. Международно-правовые акты о правах и свободах человека, признанные Казахстаном, должны были иметь приоритет над внутренним законодательством.

В главе 10 Конституции, посвященной общественным объединениям, появилась отдельная статья 56, где в предельно общих фразах упоминалось о политических партиях. При этом порядок их образования и прекращения деятельности, как было записано, должен устанавливаться отдельным законом. Но этого как раз на практике сделано не будет.

Раздел III, посвященный государственным институтам, в целом отражал изменения в подходах к конституционализму, свойственные большинству постсоветских государств. Государство объявлялось официальным представителем народа и выразителем его воли, действующим в рамках законно установленных полномочий (ст. 59, 60). В то же время такая декларативность конституционных норм, как покажут последующие события, не станет серьезным препятствием для тех сил, которые вознамерятся действовать вразрез с нормами Основного Закона.

На первом месте в перечне органов государственной власти в Конституции 1993 года значился Верховный Совет. Статьей 62 было установлено, что «Верховный Совет является единственным законодательным и высшим представительным органом Республики Казахстан», а статьей 67, что «Депутат Верховного Совета является представителем народа Республики». Верховный Совет Республики Казахстан избирается сроком на 5 лет.

Конституционные полномочия Верховного Совета, прописанные в статьях 64-74, совершенно однозначно говорят о том, что Верховный Совет не обладал прерогативами, характерными для парламентской республики. Верховный Совет не формировал правительство на основе победившего партийного большинства и не мог самостоятельно распоряжаться судьбой Кабинета Министров. Верховный Совет не избирал и главу государства, а полномочия последнего отнюдь не были номинальными, как в парламентских республиках.

Весьма важно, что Верховный Совет в соответствии с Конституцией 1993 года обладал определенными, но далекими от международных стандартов, контрольными полномочиями.

Так, статьей 64 установлены основные полномочия Верховного Совета Республики Казахстан:

1) принимает Конституцию Республики Казахстан, вносит в нее изменения и дополнения;

2) принимает законы и иные решения, осуществляет контроль за их исполнением;

3) дает официальное толкование законов республики;

4) принимает решения об изменении границ Республики Казахстан; устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства республики;

5) утверждает республиканский бюджет и контролирует его исполнение, вносит изменения в бюджет, устанавливает государственные налоги и сборы;

6) определяет денежную систему Республики Казахстан;

7) принимает решение о проведении референдума;

8) решает вопросы о государственных займах и оказании республикой экономической и иной помощи;

9) избирает координирующие, рабочие, контрольные и иные свои органы;

10) дает согласие на назначение Президентом Республики Премьер-Министра, заместителей Премьер-Министра Республики Казахстан, министров иностранных дел, обороны, финансов, внутренних дел, Председателя Комитета национальной безопасности и глав дипломатических представительств Республики Казахстан;

11) избирает Конституционный суд;

12) избирает Верховный Суд, Высший арбитражный суд Республики Казахстан и определяет порядок формирования нижестоящих судов;

13) назначает Генерального прокурора Республики Казахстан;

Смотрите еще:

  • Адвокат действующее вещество АДВОКАТ КАПЛИ для животных: собак и кошек форма выпуска: капли профилактика и избавление от блох, вшей, власоедов демодекоз отодектоз саркоптоз энтомозы кишечные нематодозы дирофиляриоз СПОСОБ […]
  • Мнение ребенка лишение родительских прав Мнение ребенка при лишении родительских прав Судья может выслушать мнение ребенка в процессе о лишении родительских прав. Ребенку в таком случае, должно быть не менее 3 лет. Но если, ребенок, не достигший этого […]
  • Порядок заполнения формы 6 воинский учет Порядок заполнения формы № 6 Открыть в формате Word Порядок заполнения формы № 6 I. Отчет составляется по строго установленной форме с учетом возможности использования вычислительной техники для ее обработки. II. К […]
  • Какая может быть причина развода Основные причины разводов Как сказал классик, каждая семья несчастлива по-своему. И всё-таки социологи сумели обобщить материалы опросов и выделить основные причины разводов и несколько отличные от них мотивы, или […]
  • Закон республики армения о гражданстве республики армения 2018 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ от 16 ноября 1995 года №ЗР-16 О гражданстве Республики Армения (В редакции Законов Республики Армения от 03.12.1997 г. №ЗР-157, 04.11.1999 г. №ЗР-5, 12.04.2001 г. №ЗР-157, 09.04.2002 г. […]
  • Требуется юрист нижневартовска Требуется юрист нижневартовска Банк вакансий Нижневартовского центра занятости населения Все вакансии Вакансии для инвалидов 12 Октября 2018 file: Загрузить Вакансии Нижневартовского ЦЗН 12 Октября 2018 file: […]