Закон полиции статьи 19 24

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Комментарий к Ст. 19 федерального закона «О полиции» в РФ

1. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция обязана уведомить близких родственников или близких лиц гражданина. Причем сначала принимаются меры к уведомлению близких родственников. И только если уведомить таковых нет возможности, к примеру, близких родственников у лица нет, уведомлению подлежит кто-либо из числа близких лиц гражданина, которому причинен физический вред.

2. Законодатель не требует уведомлять не являющихся близкими родственниками иных родственников. Последние могут быть уведомлены, если они являются близкими лицами лица, которому причинен вред здоровью.

4. В ч. 5 комментируемой статьи отсутствует требование уведомления близких родственников или близких лиц гражданина, погибшего в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Между тем мы бы рекомендовали осуществление и данной разновидности уведомления.

5. Под прокурором в ч. 6 комментируемой статьи 19 ФЗ о Полиции понимается надзирающий прокурор. Обычно таковым является прокурор обслуживаемого органом внутренних дел, в котором трудится сотрудник полиции, района (города).

6. О понятиях «преступление» и «административное правонарушение» см. комментарий к статье 2 ФЗ «О полиции».

10. См. содержание и комментарий к ст. 5 закона «О полиции», п. 3 ч. 1 ст. 12, ст. ст. 21, 23 настоящего Федерального закона.

Закон полиции статьи 19 24

1. Сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации. Не допускается принятие на вооружение полиции специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов, которые наносят чрезмерно тяжелые ранения или служат источником неоправданного риска.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, сотрудник полиции при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении полиции оружие.

4. Сотрудник полиции обязан проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки сотрудников полиции определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Право на применение световых и акустических специальных средств, а также средств разрушения преград имеет сотрудник полиции, получивший в установленном порядке соответствующий допуск.

7. Сотрудник полиции, не прошедший проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, проходит аттестацию на соответствие замещаемой должности. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности сотрудник полиции отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

8. Превышение сотрудником полиции полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

9. Сотрудник полиции не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если несиловые способы не обеспечивают выполнения возложенных на полицию обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям сотрудника полиции.

2. Сотрудник полиции имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3)для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в полицию, конвоирования и охраны задержанных лиц, лиц, заключенных под стражу, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления сотруднику полиции, причинения вреда окружающим или себе;

7) для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков;

8) для пресечения массовых беспорядков и иных противоправных действий, нарушающих движение транспорта, работу средств связи и организаций;

9) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование сотрудника полиции об остановке;

10) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

11) для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия.

2. Сотрудник полиции имеет право применять следующие специальные средства:

1) палки специальные — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

2) специальные газовые средства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

3) средства ограничения подвижности — в случаях, предусмотренных пунктами 3 , 4 и 6 части 1 настоящей статьи. При отсутствии средств ограничения подвижности сотрудник полиции вправе использовать подручные средства связывания;

4) специальные окрашивающие и маркирующие средства — в случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

5) электрошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

6) светошоковые устройства — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 , 7 и 8 части 1 настоящей статьи;

7) служебных животных — в случаях, предусмотренных пунктами 1-7 , 10 и 11 части 1 настоящей статьи;

8) световые и акустические специальные средства — в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

9) средства принудительной остановки транспорта — в случаях, предусмотренных пунктами 9 и 11 части 1 настоящей статьи;

10) средства сковывания движения — в случаях, предусмотренных пунктами 1-5 части 1 настоящей статьи;

11) водометы — в случаях, предусмотренных пунктами 7 , 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

12) бронемашины — в случаях, предусмотренных пунктами 5 , 7, 8 и 11 части 1 настоящей статьи;

13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия, — в случаях, предусмотренных пунктом 11 части 1 настоящей статьи;

14) средства разрушения преград — в случаях, предусмотренных пунктами 5 и 7 части 1 настоящей статьи.

3. Сотрудник полиции имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

1. Сотруднику полиции запрещается применять специальные средства:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции;

2) при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.

2. Специальные средства применяются с учетом следующих ограничений:

1) не допускается нанесение человеку ударов палкой специальной по голове, шее, ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца;

2) не допускается применение водометов при температуре воздуха ниже нуля градусов Цельсия;

3) не допускается применение средств принудительной остановки транспорта в отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров (при наличии пассажиров), транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, а также в отношении мотоциклов, мотоколясок, мотороллеров и мопедов; на горных дорогах или участках дорог с ограниченной видимостью; на железнодорожных переездах, мостах, путепроводах, эстакадах, в туннелях;

4) установка специальных окрашивающих средств на объекте осуществляется с согласия собственника объекта или уполномоченного им лица, при этом сотрудником полиции принимаются меры, исключающие применение указанных средств против случайных лиц.

3. Применение водометов и бронемашин осуществляется по решению руководителя территориального органа с последующим уведомлением прокурора в течение 24 часов.

4. Иные ограничения, связанные с применением сотрудником полиции специальных средств, могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

5. Допускается отступление от запретов и ограничений, установленных частями 1 и 2 настоящей статьи, если специальные средства применяются по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

1. Сотрудник полиции имеет право обнажить огнестрельное оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 23 настоящего Федерального закона.

2. При попытке лица, задерживаемого сотрудником полиции с обнаженным огнестрельным оружием, приблизиться к сотруднику полиции, сократив при этом указанное им расстояние, или прикоснуться к его огнестрельному оружию сотрудник полиции имеет право применить огнестрельное оружие в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.

Статья 19. Закона РФ О полиции
Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщитьлицам, в отношении которых предполагается применение физическойсилы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что онявляется сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении ипредоставить им возможность и время для выполнения законныхтребований сотрудника полиции. В случае применения физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия в составеподразделения (группы) указанное предупреждение делает один изсотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своемнамерении применить физическую силу, специальные средства илиогнестрельное оружие, если промедление в их применении создаетнепосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудникаполиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетомсоздавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц,в отношении которых применяются физическая сила, специальныесредства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемогоими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться кминимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившемутелесные повреждения в результате применения физической силы,специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, атакже принять меры по предоставлению ему медицинской помощи ввозможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результатеприменения сотрудником полиции физической силы, специальных средствили огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но неболее 24 часов уведомляет близких родственников или близких лицгражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либонаступления его смерти в результате применения сотрудником полициифизической силы, специальных средств или огнестрельного оружияуведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить безизменения место совершения преступления, административногоправонарушения, место происшествия, если в результате применения имфизической силы, специальных средств или огнестрельного оружиягражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результатекоторого причинен вред здоровью гражданина или причиненматериальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждомслучае применения специальных средств или огнестрельного оружиясотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либоруководителю ближайшего территориального органа или подразделенияполиции и в течение 24 часов с момента их применения представитьсоответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полицииприменяет физическую силу, специальные средства и огнестрельноеоружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясьприказами и распоряжениями руководителя этого подразделения(группы).

Статья 19. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязан сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что он является сотрудником полиции, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. В случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в составе подразделения (группы) указанное предупреждение делает один из сотрудников полиции, входящих в подразделение (группу).

2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или сотрудника полиции либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Сотрудник полиции при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Сотрудник полиции обязан по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник полиции обязан сообщить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего территориального органа или подразделения полиции и в течение 24 часов с момента их применения представить соответствующий рапорт.

9. В составе подразделения (группы) сотрудник полиции применяет физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в соответствии с федеральным законом, руководствуясь приказами и распоряжениями руководителя этого подразделения (группы).

Статья 23. Применение огнестрельного оружия

1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

5) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ;

6) для отражения группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан;

7) для пресечения побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц.

2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах 5 и 6 части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Сотрудник полиции также имеет право применять огнестрельное оружие:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если управляющее им лицо отказывается выполнить неоднократные требования сотрудника полиции об остановке и пытается скрыться, создавая угрозу жизни и здоровью граждан;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции;

3) для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения по основаниям, предусмотренным статьей 15 настоящего Федерального закона;

4) для производства предупредительного выстрела, подачи сигнала тревоги или вызова помощи путем производства выстрела вверх или в ином безопасном направлении.

4. Сотрудник полиции имеет право применять служебное огнестрельное оружие ограниченного поражения во всех случаях, предусмотренных частями 1 и 3 настоящей статьи, а также в случаях, предусмотренных пунктами 3, 4, 7 и 8 части 1 статьи 21 настоящего Федерального закона.

5. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен сотруднику полиции, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции.

6. Сотрудник полиции не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

Проект Федерального закона «О полиции»: достоинства и недостатки

ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ПОЛИЦИИ»: ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

А. В. ЧЕРНОВ, И. П. ПАРФИНЕНКО, Н. Ю. ЖИГАЛОВ Г. М. ТАМБОВЦЕВА, А. Н. ШАЛАМОВА, Е. А. ГОНЧАР

——————————— Chernov A. V., Parfinenko I. P., Zhigalov N. Yu., Tambovtseva G. M., Shalamova A. N., Gonchar E. A. Draft Federal Law «On Police»: the advantages and disadvantages.

Чернов А. В., начальник ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации. Парфиненко И. П., заместитель начальника института по служебно-боевой подготовке ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, кандидат юридических наук. Жигалов Н. Ю., заместитель начальника института по учебной работе ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, доцент, кандидат юридических наук. Тамбовцева Г. М., профессор кафедры уголовного права и криминологии ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, доцент, кандидат юридических наук. Шаламова А. Н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, доцент, кандидат юридических наук. Гончар Е. А., начальник отдела воспитательной работы ФГОУ ВПО ВСИ МВД России, доцент, кандидат философских наук.

В статье рассматриваются главы 1 — 8 и 10 проекта Закона «О полиции» с точки зрения их социальной сущности, практической значимости, реализуемости и законодательной техники.

Ключевые слова: проект Закона, милиция, полиция, новелла, социальная функция полиции, правовая основа, права и свободы граждан, беспристрастность, контроль, надзор.

The article deals with Chapter 1 — 8 and 10 of the draft law «On Police» in terms of their social nature, the practical relevance, feasibility and legislative techniques.

Key words: bill, militia, police, story, the social function of the police, the legal framework governing the rights and liberties, fairness, control, supervision.

Современная Россия находится на этапе больших преобразований. Пришло время, которое требует изменений, позволяющих качественно улучшить жизнь граждан нашей страны. Строится новая парадигма отношений в государственных структурах. Президент РФ Дмитрий Медведев в своем выступлении на совещании по проекту нового Закона подчеркнул, что это очень ответственный и важный этап, впервые выносимый на столь широкое обсуждение, затрагивающий интересы любого гражданина. Перемены, происходящие в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, касаются не только самих милиционеров, но и каждого гражданина нашей страны. Профессиональные функции милиции: защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства являются одними из самых важных в жизни любого цивилизованного государства. История послереволюционной, советской, российской милиции знает примеры мужества и героизма своих сотрудников и по праву гордится этим. При этом понятие «милиция», в последнее время это особенно заметно, перестало соответствовать современным требованиям. Если вспомнить историю его появления, то смысл «народная охрана, народное ополчение», с акцентированием на определении «народный», которым наделялось это название в начале становления советской власти, стало неактуальным. Сегодня обществу не так интересно социальное происхождение тех, кто осуществляет охранные и защитительные государственные функции, как важно то, насколько эти люди обладают профессионализмом и компетентностью в деле, которое они выполняют. С этой точки зрения появление полиции выглядит абсолютно оправданным. Исторически термин «полиция» означал «государственный порядок, строй, город» или «гражданская администрация», что также близко к сегодняшнему пониманию функций правоохранительной системы. При этом переименование придаст большее соответствие мировым стандартам. Так как на сегодняшний момент совсем небольшое количество стран, в основном страны с социалистическим прошлым, сохранило название «милиция» для правоохранительных структур. Обсуждая проект Федерального закона «О полиции» (далее — Проект), следует отметить его несомненную актуальность и своевременность, так как реформирование органов внутренних дел фактически начато, но не имеет соответствующего — адекватного — законодательного подкрепления. Нормы действующего Закона Российской Федерации «О милиции» (далее — Закон) нуждаются подчас в существенных дополнениях и изменениях, что и обусловливает значимость рассматриваемого законопроекта. ——————————— Проект Федерального закона «О полиции» // Российская газета. 2010. N 179. Закон Российской Федерации «О милиции».

Закон РФ «О милиции» (с последними изменениями от 22 июля 2010 г.) состоит из 8 разделов и 40 статей, а предлагаемый к рассмотрению Проект насчитывает 57 статей в 11 главах соответственно. Подобное изменение в структуре и объеме проектируемого Закона позволяет надеяться на большую детализацию организационно-правовых основ деятельности полиции. Остановимся, с нашей точки зрения, на важном обстоятельстве, которое необходимо отметить. В проекте Федерального закона отсутствует статья, в которой дается толкование понятий и терминов, используемых в документе с учетом положений действующего законодательства. К ним мы можем отнести: «задержание», «оцепление», «блокирование» и др. При отсутствии такой нормы отдельные положения документа могут трактоваться неоднозначно. Представляют наибольший интерес с точки зрения как их социальной сущности, так и практической значимости и реализуемости, а также с позиции законодательной техники следующие главы и статьи Проекта. Глава 1 Проекта корреспондирует с соответствующим разделом 1 Закона и носит название «Общие положения». В ст. 1 «Полиция и ее назначение» Проекта дается определение полиции, в целом созвучное определению милиции по смыслу Закона. Некоторые отличия проявляются в том, что полиция призвана защищать права и свободы не только российских граждан, но и иностранных граждан и лиц без гражданства, что, полагаем, является существенным дополнением, гарантирующим осуществление конституционных прав и свобод указанных лиц. В этом видится одно из проявлений социальной функции полиции, призванной не наказывать, а защищать людей. По замечанию Министра внутренних дел Р. Г. Нургалиева , «вектор социальной милиции» является правоохранительным институтом правового демократического государства, который стоит на страже конституционных прав и свобод. При этом, по мнению Министра, необходимо отказаться от старого представления о милиции как о «карающем мече диктатуры пролетариата» и совершить эволюционный переход к социальной полиции, необходимость работы которой продиктована потребностями российского общества. ——————————— URL: http:// www. gzt. ru/ addition/ — ministr — vnutrennih — del — rashid — nurgaliev — o — proekte-/ 318471.html

Полагаем, обсуждаемый проект ставит перед собой именно такую задачу — оформление социальной полиции. Считаем излишним упоминание в статье жизни и здоровья как объектов защиты полиции, так как понятие конституционных прав и свобод включает и защиту жизни и здоровья. Отметим, что размытая формулировка Закона «защита интересов общества и государства» трансформировалась в Проекте в формулу «охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности». Вместе с тем в Проекте отсутствует указание на виды и формы собственности, подлежащие защите полицией, что, по нашему мнению, не вполне корректно. Вызывает сомнения существование ч. 3 ст. 1 Проекта, гласящей, что «состав и структура полиции определяются Президентом Российской Федерации». Полагаем, что Конституция РФ , равно как и Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» , достаточно точно называет порядок определения структуры федеральных органов исполнительной власти. Президентом России определяются функции федерального органа исполнительной власти лишь в том случае, если он осуществляет руководство таким органом. При этом определение состава и структуры составных частей конкретного федерального органа исполнительной власти не является полномочием Президента России. Таким образом, если полиция будет являться лишь частью системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, предполагается наличие и других составных частей (уже существующих — внутренние войска и др.). В этом смысле особое внимание Президента РФ к составу и структуре одной составляющей федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел представляется необоснованной и ставящей полицию в более зависимое положение (смена президентов должна будет означать возможную смену состава и структуры полиции, что вряд ли будет способствовать ее слаженной и стабильной работе). ——————————— Конституция Российской Федерации. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации».

Следует обратить внимание на основные направления деятельности полиции, закрепленные в ст. 2 «Основные направления деятельности полиции» Проекта. В отличие от действующего Закона Проект дополняет деятельность полиции несколькими существенными положениями, а именно: розыск лиц и похищенного имущества, обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за оборотом оружия и частной детективной и охранной деятельностью. Отметим, что в действующем Законе названные новые направления деятельности содержатся в статье об обязанностях милиции, что не добавляет особой новизны Проекту, но систематизирует основные направления деятельности полиции. Действующий же Закон определяет задачи более разрозненно, используя бланкетную норму «. иные задачи на милицию могут быть возложены только настоящим Законом». Статья 2 Проекта привычную задачу об обеспечении безопасности личности (ст. 2 Закона) преломляет в свете государственной защиты участников уголовного судопроизводства, судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (п. 10 ст. 2 Проекта). Проект также говорит об охране имущества и объектов по договорам (п. 9 ст. 2 Проекта) вместо защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ст. 2 Закона). Кроме того, определяя перечень лиц, которым полиция обеспечивает свою помощь в защите прав и законных интересов, Проект не ограничивается физическими и юридическими лицами (ст. 2 Закона), а называет также федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица. Полагаем, предлагаемые формулировки Проекта можно счесть более конкретными. Вместе с тем считаем, что ст. 2 Проекта нуждается в ряде существенных дополнений, одно из которых, в частности, должно касаться введения новых направлений деятельности полиции только путем внесения изменений и дополнений в существующий Закон о полиции, а не при помощи иных федеральных законов, в том числе и конституционных. Заслуживает отдельного внимания вопрос о правовой основе деятельности полиции, отраженный в ст. 3 «Правовая основа деятельности полиции» и ст. 4 «Правовая основа деятельности милиции» Проекта и Закона соответственно. Ряд положений Проекта совпадает с положениями Закона: называются Конституция РФ, международные договоры РФ, федеральные законы и Закон о полиции. В отличие от действующего Закона, Проект называет общепризнанные принципы и нормы международного права, а также федеральные конституционные законы в качестве правовой основы деятельности полиции, что, несомненно, является положительным моментом. Однако Проект крайне исчерпывающе определяет иные нормативные правовые акты, составляющие правовую основу, — названы лишь нормативные правовые акты Президента РФ и Правительства РФ. Действующий Закон содержит более широкий их перечень, обозначая общим смысловым понятием «нормативные правовые акты». Таким образом, Проект изымает из правовой основы деятельности полиции, к примеру, акты палат парламента, действующие декларации РФ, судебные решения, прежде всего решения Конституционного Суда РФ, внутригосударственные договоры. Следует отметить, что в целом Проект использует общее понятие «нормативные правовые акты» при определении полномочий руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции (ч. 2 ст. 4 «Организация деятельности полиции» Проекта). Кроме того, ч. 1 ст. 6 «Законность» Проекта совершенно отчетливо называет все нормативные правовые акты в качестве основы деятельности полиции. Полагаем, соответствующее положение следует отразить в тексте ст. 3 «Правовая основа деятельности полиции» Проекта. Более того, вызывает сомнения тот факт, что в качестве правовой основы деятельности полиции Проект не называет Конституции, уставы, иные нормативные правовые акты субъектов России, хотя ст. 72 Конституции РФ «защита прав и свобод человека и гражданина. обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности» отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, что означает возможность субъектов РФ принимать по этим вопросам региональные законы и иные нормативные правовые акты . При этом следует учитывать и предусмотренную Проектом необходимость выступления с отчетом о деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами субъектов РФ (ч. 4 ст. 8 «Открытость и публичность» Проекта). ——————————— Конституция Российской Федерации.

Глава 2 Проекта «Принципы деятельности полиции» не имеет соответствующего раздела в Законе, где принципы лишь обозначены, но не раскрыты. Однако ряд положений Проекта и Закона является схожим. В основном (кроме отдельных положений об уважении прав и свобод человека и гражданина, законности и гласности/открытости деятельности, некоторых положений о беспристрастности) глава о принципах деятельности полиции является новеллой Проекта. Принцип соблюдения прав и свобод граждан, названный в Проекте, имеет схожее с существующим в Законе содержание. Однако формула Закона — «человек и гражданин» — вместо используемой в Проекте «гражданин» представляется более отвечающей целям и смыслу Проекта, как они обозначены в его ст. 1. Полагаем, в качестве упущения Проекта нужно обозначить отсутствие указания на конституционность прав и свобод, подлежащих соблюдению полицией. Кроме того, логичнее было бы представить необходимость сообщения задержанным основных процессуальных прав, а не только права на юридическую помощь (ч. 4 ст. 5 «Соблюдение прав и свобод граждан» Проекта) в качестве обязанности сотрудника полиции. Соответствующая практика существует, например, в США (правила Миранды). Думается, нельзя обойти вниманием ч. 5 ст. 5 «Соблюдение прав и свобод граждан» Проекта, предполагающую возможность сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия в случаях, предусмотренных Федеральным законом. Данное положение Проекта, как и Закона (ст. 11 «Права милиции» Закона), вступает в прямое противоречие с ч. 1 ст. 24 и ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, которые гласят, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Это право не подлежит ограничению даже Федеральным законом. Статья 7 «Беспристрастность» Проекта, содержащая принцип беспристрастности, включает положения ч. ч. 3 и 4, которые больше подходят кодексу профессиональной этики, а не законодательному акту. Более того, указание в ч. 3 ст. 7 Проекта на необходимость уважения обычаев и традиций исключительно народов России противоречит ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом. Глава 3 Проекта соответствует третьему разделу Закона, носит наименование «Обязанности и права полиции» и содержит большее количество обязанностей полиции. При этом следует отметить, что большинство нововведений Проекта, по сути, отражает реально осуществляемые на практике обязанности полиции (ст. 12 Проекта). В качестве примера можно привести предусмотренную проектом обязанность полиции выдавать уведомление о приеме и регистрации заявления гражданина, что практически уже имеет место в реальной деятельности милиции. Проект уделяет повышенное внимание обязанностям полиции, связанным с оборотом оружия. Вызывает интерес обязанность полиции проводить проверку знания правил и наличия навыков безопасного обращения с оружием лиц, впервые его приобретающих. Это обстоятельство порождает разумный вопрос о том, кто и в каком порядке будет производить подобные проверки. Для реализации названной обязанности возникнет необходимость в дополнительной правовой регламентации, вероятнее всего, на уровне ведомственных нормативных актов. Отметим также такие существенные новеллы в сфере обязанностей полиции, как принятие мер по предупреждению экстремизма, выявлению и пресечению экстремистской деятельности, оказание содействия пограничным органам федеральной службы безопасности, проведение обязательной государственной геномной регистрации, дача заключений о допуске к службе авиационной безопасности. Нельзя обойти вниманием тот факт, что большинство обязанностей полиции связано корреспондирующими нормативными правовыми актами, многие из которых нуждаются в существенной переработке, например перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией. Хотелось бы отметить, что появление отдельной гл. 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения», определяющей меры государственного принуждения, которыми будет наделена полиция, — новелла в современном правотворчестве, поскольку в одном акте указаны виды мер, основания их применения и сроки. Это удобно для изучения гражданами и в работе правоприменителей. В ст. ст. 19 — 24 гл. 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» Проекта, регламентирующих применение полицией мер государственного принуждения, таких как: физическая сила, специальные средства и огнестрельное оружие, существовавшие ранее недостатки и неясности ст. ст. 12 — 16 Закона фактически не устранены. Так, в ст. 19 «Порядок и условия применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия» необходимо регламентировать алгоритм действий сотрудников полиции после применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия и отразить требования о соблюдении мер личной безопасности сотрудниками полиции и требования по обеспечению безопасности граждан при предоставлении доврачебной помощи после применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. По аналогии с существующим законодательством по деятельности других правоохранительных органов, в том числе с Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», Таможенным кодексом Российской Федерации, считаем возможным в ст. 23 «Применение огнестрельного оружия» характеризовать только применение оружия без разделения его на применение с производством выстрела на поражение человека и применение оружия без производства выстрела на поражение человека. Положения гл. 6 «Правовое положение (статус) сотрудника полиции», 7 «Прохождение службы в полиции» и 8 «Социальная защита сотрудника полиции» Проекта осложнены известной усеченностью указанных правовых конструктов. Законопроект не включает социальный пакет сотрудников полиции. Комментируя данное положение, Министр внутренних дел РФ Р. Г. Нургалиев отметил, что эта задача, требующая дополнительной финансовой проработки, будет решена специальным законом о денежном довольствии и социальной защите сотрудников органов внутренних дел. Кроме того, вопросы прохождения службы будут более детально урегулированы в новом законе о службе в органах внутренних дел, работа над которым уже ведется . В качестве нововведения можно отметить, что Проект содержит значительно обновленный перечень оснований увольнения со службы: 23 основания против 16 в действующем Законе (ст. 42 «Увольнение со службы в полиции» Проекта). Основания для увольнения дополнены такими, как: неоднократное нарушение служебной дисциплины, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, отчисление из образовательного заведения, лишение специального звания полиции, прекращение гражданства и некоторые другие. ——————————— URL: http:// www. gzt. ru/ addition/ — ministr — vnutrennih — del — rashid — nurgaliev — o — proekte-/318471.html

Вместе с тем такое основание для увольнения, как лишение специального звания полиции, является заранее «неработающей нормой». Порядок лишения специального звания предусмотрен как уголовная ответственность (п. «в» ст. 44 Уголовного кодекса РФ), соответственно, в данном случае можно применять другое основание для увольнения, предусмотренное п. 15 ст. 42 «Увольнение со службы в полиции» Проекта (в связи с осуждением за преступление после вступления в законную силу приговора суда). Иных оснований для лишения специального звания в Проекте и в действующем законодательстве не предусмотрено. Глава 10 «Контроль и надзор за деятельностью полиции» Проекта посвящена гарантиям законности и обеспечения прав граждан в деятельности полиции. При этом следует отметить, что по сравнению с действующим Законом законодатель расширяет возможности государственных органов, должностных лиц и граждан по осуществлению контроля за деятельностью полиции. Так, в ст. 52 «Общественный контроль деятельности полиции» Проекта предлагается ввести общественный контроль деятельности полиции, который вправе осуществлять граждане РФ, Общественная палата РФ, общественные наблюдательные комиссии и общественные советы, образуемые при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах, входящих в его систему, что, несомненно, является положительной тенденцией приближения общественности к деятельности органов полиции. Вместе с тем анализ ст. 9 «Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан» Проекта показал, что деятельность общественных советов по контролю за работой полиции нецелесообразна. Соответствующие полномочия способна выполнять Общественная палата Российской Федерации и общественные палаты субъектов России. Несмотря на критику многих авторов при обсуждении Проекта, необходимо отметить, что принятие нового Закона не только меняет название профессиональной структуры, но и означает новый этап реформирования правоохранительных органов.

Смотрите еще:

  • Ук рф 1741 Определение Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. № 1741-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Подчасова Антона Валерьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 2.4 статьи 6, […]
  • Фз 184 ст 8 Федеральный закон «О Техническом регулировании» 2018 года (N 184-ФЗ (редакция 2018)) Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, […]
  • Непецино земельный участок Продажа участка в Непецино, Коломенский р-н Поиск земельного участка на карте: Московская область, Непецино Купить Арендовать Сортировка: по рейтингу Продам земельный участок, назначение: для ведения личного […]
  • Взыскание судебных издержек в арбитражном процессе Судебные расходы на представителя: реально ли взыскать их в полном объеме? Взыскать в полном объеме расходы на оплату услуг представителя, которые составляют значительную долю судебных издержек, на практике довольно […]
  • Приговор суда по ч1 ст 108 ук рф Решение Верховного суда: Определение N 11-О12-66 от 03.10.2012 Судебная коллегия по уголовным делам, кассация КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. М о с к в а Зоктября 2012г. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда […]
  • Нарушение прав человека статья Статья 136 УК РФ. Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, […]