Закон о рекламе медицинских учреждений

Медицинские услуги снова разрешили рекламировать

30 июня, после официального опубликования, вступил в силу Федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 190-ФЗ «О внесении изменения в статью 24 Федерального закона «О рекламе», разрешающий рекламировать медицинские услуги во всех средствах массовой информации.

Чуть больше месяца потребовалось депутатам Госдумы Сергею Калашникову и Леониду Огулю, чтобы понять, что действующий порядок рекламы медуслуг необходимо менять, и предложить свой вариант поправок. Предыдущая редакция ч. 8 ст. 24 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-Ф3 «О рекламе» (далее – закон о рекламе) начала действовать 1 января 2014 года. Она предусматривала, что медицинские услуги, наряду с лекарственными препаратами, отпускаемыми по рецепту врача, методами профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также некоторыми медицинскими изделиями разрешалось рекламировать только в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в специализированных печатных изданиях. В соответствии с данной нормой, клиники не могли на баннере в центре города разместить информацию о проведении МРТ, массажа, пломбирования зубов и многого другого. До этого медицинские услуги, методы профилактики, диагностики и медицинской реабилитации можно было рекламировать в любом СМИ.

Инициативная группа парламентариев обратила внимание законодателя на правовые противоречия, появившиеся после внесенных в ноябре прошлого года изменений. Так, ч. 7 ст. 24 закона о рекламе устанавливает требования к содержанию рекламы, согласно которым при рекламе медицинских услуг необходимо размещение предупреждения о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией или получения консультации специалистов. Исключением из этого правила является размещение такой рекламы в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, а также в специализированных печатных изданиях и в случаях, если потребители такой рекламы – исключительно медицинские и фармацевтические работники. Вместе с тем, согласно ч. 8 ст. 24 закона о рекламе, реклама медицинских услуг может размещаться только в специализированных медицинских и фармацевтических средствах массовой информации. Налицо правовая коллизия, поскольку законодатель установил требования к рекламе медицинских услуг в неспециализированных изданиях, в которых запрещено размещение такой рекламы.

Помимо этого, за отмену вступившей в силу 1 января 2014 года нормы выступало все предпринимательское сообщество, поскольку данные законодательные изменения негативно сказались на доходах как рекламораспространителей, так и медорганизаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. По словам Константина Симкина, сопредседателя Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО, в течение полугода действия запрета на рекламу медицинских услуг предприниматели добивались его отмены.

И наконец, норма ч. 8 ст. 24 закона о рекламе в предыдущей редакции привела к ограничениям доступа потребителя к информации о предоставляемых клиниками медицинских услугах, к снижению его осведомленности и возможности выбора медицинской организации. Николай Марченко, генеральный директор ООО «Доктор Анна», так высказался о проблеме: «Норма о частичном запрете рекламы медицинских услуг снижает информированность населения. Например, человек знает, что в определенном источнике он может получить информацию о различных медицинских услугах. Вдруг такая информация пропала. Что думает обыватель, что медицинские учреждения закрылись? Но ведь это не соответствует действительности!«

В свете имевшихся недостатков в частичном запрете рекламы медицинских услуг представляется весьма целесообразным вернуть эту норму и продолжать борьбу с недобросовестной рекламой другими способами. Что и сделал законодатель.

Константин Симкин, сопредседатель Ассоциации частных клиник Москвы и ЦФО:

«Новеллы Федерального закона от 25 ноября 2013 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации», безусловно, сильно мешали нормальной работе рынка, а главное – все равно действовали лишь условно. Например, нельзя было рекламировать услугу УЗИ, но можно было указывать, что в клинике есть кабинет диагностики; нельзя было писать «ведение беременности», но можно – «имеется акушер-гинеколог». В итоге в первую очередь страдали потребители (на защиту которых якобы и был направлен закон), которые перестали получать полную и достоверную информацию о предлагаемых услугах. Поправки от 30 июня фактически отменяют все эти изменения, возвращая рынок к прежнему статусу, и помогают привести законодательство в соответствие со сложившейся практикой. В итоге выигрывают все: и пациенты, и клиники, и рекламные компании».

Николай Марченко, генеральный директор ООО «Доктор Анна»:

«Развитие частного бизнеса, в том числе здравоохранения – это будущее России. На это делается определенная ставка. А как можно развиваться при наличии запретов на рекламу? Получается, что медицинский бизнес находится в неравных условиях по сравнению с другими видами деятельности. Так быть не должно».

Некоторые особенности рекламы медицинских услуг (Мандрюков А.)

Дата размещения статьи: 23.11.2015

Возросшая конкуренция в сфере оказания платных медицинских услуг заставляет медицинские организации прибегать к широкому рекламированию своей деятельности.
На первый взгляд в рекламировании медицинских услуг нет ничего сложного, однако правоприменительная практика показывает, что, несмотря на наличие огромного количества профессиональных участников в сфере распространения рекламы, контролирующие органы выявляют значительное количество нарушений законодательства.
О том, каковы требования к рекламированию медицинских услуг и какую ответственность за их нарушение устанавливает современное законодательство, пойдет речь в настоящей статье.

Понятие рекламы и требования к ней

Понятие рекламы содержится в п. 1 ст. 3 Федерального закона N 38-ФЗ .
———————————
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с определением, приведенным в данной норме, реклама — это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Из указанного определения можно сделать вывод, что реклама является прежде всего информацией, однако не каждая информация, в том числе информация о деятельности организации, является рекламой.
Еще в Постановлении Президиума ВАС РФ от 20.10.2011 N 7517/11 было указано, что для разграничения понятий информации и рекламы имеют значение предусмотренная федеральным законом обязательность размещения в целях доведения до потребителя и место размещения. Размещаемые сведения о реализуемых товарах представляют собой необходимую информацию о товарах и не являются рекламой.
Кроме того, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 22.05.2012 N 15805/11 сформулировал позицию о том, что в силу ст. 9 Закона о защите прав потребителей исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим работы. Исполнитель размещает указанную информацию на вывеске. До сведения потребителя должна быть доведена в том числе информация о виде деятельности исполнителя, если вид деятельности, осуществляемый последним, подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию.
———————————
Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».

В качестве примера можно привести Постановление ФАС СЗО от 16.05.2014 N А56-36055/2013, в котором суды пришли к выводу, что вывеска клиники не носит рекламный характер, а служит целям идентификации организации, обозначения места ее нахождения, перечня услуг, относящихся к деятельности клиники, в целях доведения такой информации до сведения потребителей.

Примечание. Если медицинская организация размещает сведения, носящие информационный характер и касающиеся ее деятельности, информация не будет признаваться рекламой.

Общие требования к рекламе закреплены в ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ. Прежде всего, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная и недостоверная реклама не допускается. Понятия недостоверной и недобросовестной рекламы не даны, указаны лишь их формы.
Например, недобросовестной рекламой признается реклама, содержащая некорректное сравнение рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются иными продавцами. Распространение медицинской организацией рекламы с некорректным сравнением с использованием таких словосочетаний, как «самая низкая цена в городе», «лучшие врачи города только у нас», «мы лучшие, и с этим надо смириться», является недобросовестной рекламой (Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.02.2012 N А75-8297/2011).
Довольно часто недостоверная реклама имеет место при рекламировании товаров, которые не являются лекарственными средствами (БАД и т.п.). Например, в Постановлении ФАС ВВО от 21.10.2013 N А82-11188/2012 арбитры признали недостоверной рекламу геля. При его рекламировании неоднократно перечислялись конкретные заболевания, назывались их причины и одновременно упоминался гель как средство, оказывающее лечебно-профилактический эффект, рассказывалось о положительном эффекте, который оказывают отдельные составляющие геля на конкретные системы организма и органы при нарушении их деятельности, что является нарушением п. 10 ч. 3 и п. 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ.

Примечание. Недостоверной рекламой признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об объекте рекламирования, порядке его продажи и т.п.

Требования к рекламированию медицинских услуг

Применительно к медицинским услугам следует отметить: в п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ N 58 указано, что понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг .
———————————
Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе».
Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 27.12.2011 N 1664н.

Пункт 10 ст. 2 Федерального закона N 323-ФЗ раскрывает содержание понятия «медицинская деятельность». Пленум ВАС отметил, что понятие «медицинская деятельность» шире, чем понятие «медицинская услуга», поэтому правила, установленные ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, не распространяются на рекламу медицинской деятельности, не связанной с оказанием медицинских услуг и лекарственными средствами.
———————————
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

В качестве примера можно привести Постановление ФАС ВСО от 07.05.2013 N А19-14728/2012. В нем суд указал, что реклама лечебно-оздоровительного учреждения была неправомерно признана нарушавшей ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ. Она не содержала рекламу медицинских услуг, в том числе методов лечения, в ней была приведена информация о природных лечебных ресурсах (радоновых источниках), лечебно-оздоровительной местности, корпусе пансионата, но отсутствовали сведения о медицинской услуге «ванны радоновые» и применяемых при оказании такой услуги методах лечения.
Реклама медицинских услуг, согласно ч. 1 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ, не должна:
— содержать ссылки на конкретные случаи излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате применения объекта рекламирования (п. 2);
— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с использованием объекта рекламирования (п. 3);
— создавать представление о преимуществах объекта рекламирования путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для его государственной регистрации (п. 4);
— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья (п. 5).

Примечание. Основные требования к рекламе медицинских услуг установлены ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с ч. 7 ст. 24 Федерального закона N 38-ФЗ реклама медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.
Перечисленные выше требования не предъявляются:
— к рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий;
— к рекламе, размещаемой в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях;
— к иной рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские и фармацевтические работники.
При этом продолжительность указанного предупреждения напрямую зависит от места распространения рекламы:
— в радиопрограммах — не менее 3 с;
— в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании — не менее 5 с и не менее 7% площади кадра;
— в рекламе, распространяемой другими способами, — не менее 5% рекламной площади (рекламного пространства).
Кроме того, после вступления в силу Федерального закона N 317-ФЗ не допускается реклама медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (п. 9 ст. 7 Федерального закона N 38-ФЗ).
———————————
Федеральный закон от 25.11.2013 N 317-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Не следует забывать и о п. 7 ст. 7 Федерального закона N 38-ФЗ, в соответствии с которым не допускается реклама товаров, на производство и (или) реализацию которых требуется получение лицензий или иных специальных разрешений, в случае отсутствия таких разрешений. Данное требование подлежит применению и к рекламе медицинских услуг. Примером служит Постановление ФАС ВВО от 23.05.2013 N А28-6510/2012.
Суть дела заключается в том, что по заказу индивидуального предпринимателя в рекламном ежемесячном издании была размещена реклама об услуге перманентного макияжа. Однако медицинская лицензия у индивидуального предпринимателя отсутствовала. Суды указали, что согласно Номенклатуре медицинских услуг дермапигментация (перманентный татуаж, код услуги A17.30.001) входит в разд. А и относится к медицинским услугам. В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона N 99-ФЗ медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») относится к лицензируемому виду деятельности и может осуществляться на территории РФ только при наличии лицензии.
———————————
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

На основании анализа указанных норм арбитры пришли к выводу, что перманентный макияж не входит в состав бытовых услуг ОКУН и является медицинской услугой, его рекламирование в отсутствие лицензии на ведение медицинской деятельности не допускается.
Говоря о требованиях к рекламе медицинских услуг, нельзя не остановиться на требованиях законодательства, касающихся образа работника медицинской организации. Например, согласно п. п. 4 и 6 ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 38-ФЗ в рекламе не допускаются:
— использование образов медицинских работников, за исключением их использования в рекламе медицинских услуг, средств личной гигиены, рекламе, потребителями которой являются исключительно медицинские работники, рекламе, распространяемой в местах проведения медицинских выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий, рекламе, размещаемой в печатных изданиях, предназначенных для медицинских работников. Например, в Постановлении АС СКО от 13.03.2015 N А63-9114/2014 суд признал незаконным распространение образовательным учреждением наружной рекламы с использованием образов медицинских работников: парня и двух девушек, одетых в белые халаты, на одной из девушек надет медицинский колпак;
— указание на лечебные свойства, то есть на положительное влияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такого указания в рекламе медицинских услуг, в том числе методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации.
Кроме того, в силу п. 6 ст. 21 Федерального закона N 38-ФЗ реклама алкогольной продукции не должна размещаться в том числе в медицинских организациях на расстоянии ближе чем 100 м от занимаемых ими зданий, строений, сооружений (Постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 29.07.2014 N А45-1432/2014, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.02.2013 N А44-6486/2012, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2013 N 17АП-5198/2013-АК).

Ответственность за нарушение законодательства о рекламе

Если ранее административная ответственность за нарушение законодательства о рекламе медицинских услуг предусматривалась ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ, то теперь (с началом действия с 22.10.2013 Федерального закона N 200-ФЗ ) указанное правонарушение выделено в отдельную ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ.
———————————
Федеральный закон от 23.07.2013 N 200-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе» и статью 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

В настоящее время нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе медицинских услуг, в том числе методов лечения, влечет наложение административного штрафа:
— на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
— на юридических лиц — от 200 000 до 500 000 руб. Налицо увеличение минимального размера административного штрафа.
Поэтому если издательство размещает рекламу медицинских услуг, которая нарушает требования Федерального закона N 38-ФЗ, то оно также может быть привлечено к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ. Так, в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 N 10АП-15995/2014 суд признал правомерным привлечение информационного агентства к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3 КоАП РФ за размещение рекламы медицинской услуги в форме статьи без пометки «реклама» или «на правах рекламы» и без предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Примечание. Исходя из разъяснений, приведенных в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ N 58, субъектами административной ответственности за нарушение Федерального закона N 38-ФЗ могут быть рекламодатель, рекламопроизводитель и рекламораспространитель.

Следует отметить, что в некоторых случаях суды признают административные правонарушения малозначительными (ст. 2.9 КоАП РФ), правда, в основном в отношении рекламораспространителей (Постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 N А29-6382/2014).
Как уже было указано, установленный минимальный административный штраф для юридических лиц является достаточно высоким (200 000 руб.).
Однако законодательство позволяет снизить его размер. Еще в Постановлении КС РФ от 25.02.2014 N 4-П было отмечено, что размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам за административные правонарушения, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме 100 000 руб. и более, может быть снижен судом ниже нижнего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией.
Указанное разъяснение было воспроизведено и в ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере меньше его минимального размера, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи разд. II КоАП РФ, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 руб.
Медицинская организация также может быть привлечена к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно за установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента.

Примечание. Имеются судебные решения, в которых суды снижали минимальный размер административного штрафа (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2015 N 10АП-15995/2014).

В качестве санкции предусмотрен административный штраф:
— для должностных лиц — от 3000 до 5000 руб.;
— для юридических лиц — от 500 000 до 1 000 000 руб.
В качестве примера приведем Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.10.2012 N А63-11451/2012, в котором суд признал правомерным привлечение клиники к административной ответственности по ст. 14.37 КоАП РФ за самовольную (без соответствующего разрешения) установку шести рекламных конструкций с указанием услуг, оказываемых медицинским центром.

В заключение кратко сформулируем основные выводы.
1. Признание информации рекламой медицинских услуг напрямую зависит от наличия медицинской услуги в Номенклатуре медицинских услуг.
2. Законодательство о рекламе предъявляет к рекламе медицинских услуг достаточно высокие требования, в частности устанавливает запрет:
— на указание конкретных случаев излечения от заболеваний;
— на выражение благодарности;
— на ссылки на факт проведения исследований, отсутствие предупреждения о наличии противопоказаний к применению и использованию медицинских услуг, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов;
— на рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности, отсутствие лицензии и т.д.
3. За нарушение требований законодательства о рекламе медицинских услуг медицинская организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 5 ст. 14.3, а в некоторых случаях и по ст. 14.37 КоАП РФ (нарушение требований к установке и эксплуатации рекламной конструкции).

Закон о рекламе медицинских товаров и услуг

В России не существует отдельный закон о рекламе медицинских услуг и лекарств в 2018 году. Однако в законодательстве представлены прочие правовые документы, на основании которых можно составить общий список требований, предъявляемых к рекламе в сфере медицины.

Реклама медицинских услуг и препаратов: законодательная база

В российском законодательстве представлены несколько основных юридических актов, на которые опираются специалисты для установления правовой деятельности в сфере рекламы медицинских товаров. Главными документами являются:

  • закон «О лекарственных средствах»;
  • ФЗ 38 «О рекламе»;
  • законопроект «О наркотических средствах и психотропных веществах»;
  • закон «Об обращении лекарственных средств»;
  • постановление Правительства России о муниципальном контроле за оборотом медицинских изделий.

Главным актом, на который опираются специалисты, является федеральный закон о рекламе. Депутаты Госдумы одобрили его в первом чтении в 1995 г. Информация о медицинских услугах содержится в статье № 24, в которой приведены основания для рекламной деятельности в этой сфере.

Требования к рекламе медицинских услуг и товаров

Основания для рекламы медицинских услуг появились в ФЗ 38 в 2014 г. Именно тогда парламентарии одобрили законопроект, вносящий дополнительные поправки в правовой акт. Официальный текст документа разрешил рекламу медицинских услуг во всех средствах массовой информации.

Согласно внесенным изменениям, рекламировать услуги этой сферы можно лишь с указанием специальной информации. В сообщении должно содержаться предупреждение о возможных ограничениях и противопоказаниях. Кроме того, в него должна входить рекомендация с призывом ознакомиться с инструкцией или получить дополнительную врачебную консультацию перед применением.

Законодательный акт регламентирует длительность сообщения. При рекламе на радио она не может быть дольше 3 сек., при демонстрации по телевидению или в кино сообщение должно длиться 5 сек.

Однако требования закона о рекламе не распространяются на пропаганду товаров и услуг, которая предназначена для проведения специализированных медицинских выставок, семинаров и проч. Также исключение действует для типографий, если они выполняют заказ от сотрудников медицинских учреждений.

Закон о рекламе в 2018 году: изменения

Последние изменения в действующем законопроекте существенно не повлияли на его смысловую составляющую. Поправки коснулись уточнения определенных специализированных терминов для того, чтобы рекламодатели перестали путать некоторые понятия. Определен термин «медицинские услуги». Они представляют собой вмешательство врача или прочий комплекс предоставления медицинской помощи, оказывающий профилактическое, диагностическое либо лечебное воздействие. У термина «медицинская деятельность», согласно внесенным изменениям, определение намного шире.

Поправки официально запретили использовать в рекламе точные медицинские услуги. Табу наложили на применение следующих наименований:

  • рентген;
  • ультразвуковое исследование;
  • кардиограмма;
  • магнитно-резонансная томография;
  • протезирование;
  • любые разновидности анализов либо процедур, выдача врачебной документации.

Закон не разрешает применять любые словосочетания, если они при этом непосредственно относятся к обеспечению здравоохранения, либо представляют информацию о конкретных врачебных действиях. Сюда относят такие слова и фразы:

  • консультирование;
  • прием и обследование;
  • медицинский осмотр;
  • врачебная помощь;
  • лечение и проч.

Также запрещено использовать точное название медицинского оборудования (например, томограф). Исключение составляет реклама конкретной разновидности техники.

Кроме того, 8 пункт изложили в новой редакции. Согласно внесенным поправкам, он разрешает рекламу медицинских изделий и услуг в том случае, если пропаганда ведется во время медицинских семинаров и выставок, которые посещают только квалифицированные специалисты.

Какие требования предъявляют к рекламе медикаментов

В законодательном акте все требования к рекламе медицинских товаров делятся на две смысловые группы. В первую входят основные стандарты. Они определяют пропаганду все видов услуг, вне зависимости от того, входят ли они в сферу медицины либо нет. Реклама должна соответствовать нормам добросовестности и предоставлять правдивые сведения.

Вторая группа включает специальные правила, касающиеся только медицинских препаратов. На пропаганду в этой сфере накладываются определенные ограничения:

  • нельзя обращаться непосредственно к гражданам, которым еще не исполнилось 18 лет;
  • информация не должна содержать мнимые понятия о плюсах конкретной услуги или товара. Сюда входит отсылка к исследованиям, которые проводятся в обязательном порядке;
  • пропаганда не может формировать у потенциального клиента ощущение того, что он обязан приобрести препарат, чтобы быть здоровым;
  • запрещено использовать словосочетания, которые могут вызвать чувство о необязательном обращении к специалистам;
    нельзя обещать покупателям 100% гарантию того, что препарат поможет излечиться, либо делать акцент на его безопасности и
  • отсутствии побочных эффектов;
  • не разрешается представлять субъект пропаганды как положительный БАД;
  • запрещено использовать выражения о том, что натуральный состав гарантирует результативность и безопасность препарата.

Закон не просто определяет список правил, которые следует применять во время трансляции лекарственных препаратов, но и устанавливает штрафы для нарушителей правового акта. Для тех, кто не соблюдает законодательные нормы, предусмотрены следующие административные взыскания:

  • штраф от 2 до 2.5 тыс. руб. для физических лиц;
  • штраф от 10 до 20 тыс. руб. для госслужащих;
  • штраф от 200 до 500 тыс. руб. для организаций.

В какое время разрешена реклама медицинских услуг

Парламентарии предусмотрели некоторые поблажки для рекламодателей. Законопроект не устанавливает определенных временных рамок для демонстрации рекламы медицинских услуг и товаров.

Такие бонусы не действуют для пропаганды спиртосодержащей продукции, которая разрешена лишь в ночное время. Ответственность за нарушение установленных требований несет распространитель рекламы.

Предлагаем скачать закон о рекламе в действующей редакции по следующей ссылке. В документе представлена главная информация, касающаяся пропаганды в сфере медицины.

Согласно действующему законодательству, пропаганда медицинских услуг и товаров в СМИ должна вестись с определенными ограничениями. Нет запрета на время трансляции объявлений, однако нельзя использовать некоторые формулировки и словосочетания. Для тех, кто нарушает закон, предусмотрены внушительные штрафные санкции, сумма которых может достигать полумиллиона рублей.

Требования к рекламе медицинских услуг

Федеральный закон № 38 от 13.03.2006 года «О рекламе» содержит две группы требований к рекламе медицинских услуг:

— общие требования (распространяются в целом на рекламу и в том числе на рекламу медицинских услуг);

специальные требования (распространяются только на рекламу медицинских услуг).

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Реклама должна бытьдобросовестной. Недобросовестной признается реклама услуг, которая:

1) содержит некорректные сравнения рекламируемых медицинских услуг с находящимися в обороте аналогичными услугами, оказываемыми другими медицинскими организациями («Мы лечим лучше всех!», «Мы лечим лучше большинства», «Мы не допускаем ошибок в отличие от большинства!» и пр.);

Очевидно, что понятие «корректности» или «некорректности» оценочное, поэтому решения по указанному пункту принимаются государственными органами на основе собственного усмотрения и представления о том, что является «корректным».

2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию физического или юридического лица, в том числе компании — конкурента;

3) представляет собой рекламу услуги, реклама которой запрещена данным способом (например, реклама медицинских услуг без предупреждения о необходимости консультации врача);

4) является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством

  1. Реклама должна бытьдостоверной. Недостоверной признается реклама услуг, которая содержит несоответствующие действительности сведения:

1) о преимуществах рекламируемых услуг перед находящимися в обороте аналогичными услугами, которые предоставляются другими клиниками

Например, одно время в г. Екатеринбурге одна из частных стоматологических клиник раздавала рекламные флайеры (листовки) примерно с таким текстом «Только у нас: гарантия на имплантацию 10 лет!». Это была недостоверная реклама, поскольку на операцию имплантации не может быть дана гарантия, гарантия дается производителем на сам «шуруп», который устанавливается в кость вместо собственного корня, однако, потребители таких тонкостей не знали и на рекламу «велись».

2) о любых характеристиках услуги, в том числе о ее природе, методиках, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения оказания, сроках службы, сроках годности работ;

Так, использование в рекламе слов «лучший», «первый», «номер один», «единственный» должно быть обосновано конкретным критерием, по которому осуществлялось сравнение с аналогичными товарами.

Если же в рекламе не будет указан такой критерий сравнения, то она должна считаться недостоверной, поскольку не содержит соответствующих действительности требований о преимуществах рекламируемого товара.

(Выводы сделаны судами при рассмотрении конкретных дел: см., к примеру, Определение ВАС РФ от 27.04.2012 N ВАС-5177/12 по делу N А75-7096/2011, Постановления ФАС Московского округа от 11.06.2009 N КА-А40/4929-09 по делу N А40-66281/08-72-610, ФАС Поволжского округа от 14.07.2011 по делу N А65-24482/2010, Пятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2012 N 05АП-5020/2012 по делу N А59-510/2012).

3) о перечне оказываемых услуг, а также о возможности их приобретения в определенном месте или в течение определенного срока;

4) о стоимости или цене услуг, порядке их оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях их оказания;

5) о гарантийных обязательствах исполнителя работ;

6) об исключительных правах на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица;

7) о результатах исследований и испытаний тех или иных методик в медицине;

8) о предоставлении дополнительных прав или преимуществ клиенту-потребителю услуг;

9) об объеме оказываемых и рекламируемых услуг;

10) об исполнителе услуг.

  1. В рекламе медицинских услуг не допускается:

— использование иностранных слов и выражений, если это искажает смысл рекламируемого товара;

— указание на то, что деятельность медицинской организации одобряется, поддерживается органами государственной власти;

Пример: в детской поликлинике № 3 ДГБ № 8 г. Екатеринбурга рядом с кабинетами вакцинопрофилактики висят плакаты, фактически рекламирующие вакцины и их производителей (под видом просветительского плаката), а вверху плаката мелкими буквами надпись «При поддержке Министерства здравоохранения Свердловской области» — яркий пример нарушения законодательства о рекламе.

ВНИМАНИЕ: относительно использования образа медицинского работника, пп.4 ч. 5 ст. 5 ФЗ «О рекламе» вкупе со ст. 24 указанного закона дает возможность различного толкования, чем пользуются, в том числе, суды и ФАС. См. подробнее .

Рекомендации по использованию изображений врачей:

  1. На всякий случай, всегда подписывайте фотографии конкретных врачей, если они используются в оформлении вашего сайта, как сделано на первой странице сайта.
  2. Старайтесь, чтобы рядом с фотографией специалиста всегда был текст информационного характера, а не рекламного.
  3. Берите их письменное согласие на использование изображения.

Пример того, как НЕЛЬЗЯ использовать врача в рекламе (когда его «МНЕНИЕ» является 100% рекламой): есть сайт http://www.nepromokashka.ru/ — рекламируют спец.подгузники для детей для приучения к горшку – начинается с видео, в котором врач невролог «высказывает свое МНЕНИЕ относительно того, как зависит развитие мышления от навыка пользования горшком» — все бы ничего, если бы в речи врача звучали фразы «Да, доказано тем-то и тем-то, что приучение к горшку в срок способствует развитию головного мозга». Но врач-невролог СРАВНИВАЕТ одноразовые подгузники с рекламируемыми в пользу последних, называя прямо их бренд. Это не мнение и не информационное выступление, это прямая реклама медицинского изделия фактически с использованием образа врача (которому потенциальные потребители подспудно изначально доверяют).

  1. В рекламе медицинских услуг не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина.
  2. Если медицинская реклама нацелена на несовершеннолетних (например, некоторые косметологические услуги, дерматологии), должны соблюдаться следующие требования:

— реклама не должна побуждать несовершеннолетних к тому, чтобы они убедили родителей приобрести ту или иную услугу (например, фраза «косметология для подростков обязательна!» http://www.deltaclinic.ru/vopros_vrachu/kosmetologiya/kosmetologiya-dlya-podrostkov/, http://www.doclotarev.ru/ugrevaya-syp/podrostkovaya-ugrevaya-syp/)

— реклама не должна создавать у несовершеннолетних представление о доступности конкретной медицинской услуги людям с любым уровнем достатка;

— реклама не должна создавать у несовершеннолетних впечатление о том, что получение медицинской услуги создает для них преимущество перед сверстниками либо формировать комплекс неполноценности у тех, кто не может воспользоваться данной услугой;

— реклама не должна формировать у несовершеннолетних комплекс неполноценности, связанный с их внешней непривлекательностью .

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ:

  1. Реклама медицинских услуг не должна:

— содержать ссылки на конкретные примеры излечения от заболеваний, улучшения состояния здоровья человека в результате оказания ему той или иной медицинской услуги (например, http://www.bubnovsky.org/patents/ );

— содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с оказанными им услугами (в связи с тем, что они ими воспользовались);

ПРИМЕЧАНИЕ: Если вы замечали, большинство сайтов медицинских организаций содержат и примеры конкретных излечений, и отзывы благодарных пациентов. Причем, не только сайты частных клиник (http://doctor-roshal.ru/institute/today/thanks/, http://doctor-roshal.ru/institute/today/thanks/, http://www.g-mc.ru/site/index/history/, http://mamadeti.ru/story/.

Как обойти ограничение:

Ограничение это фактически можно обойти, сославшись (в случае проверки) на Приказ Минздрава РФ от 30.12.2014 года № 956Н.

Суть приказа: в ФЗ № 323 «Об охране здоровья граждан в РФ» предусмотрена независимая оценка качества (ст. 79.1), для проведения данной оценки Минздрав определил, какая информация должны быть размещена в сети интернет. В частности, в приказе указано, что должна быть информация «Об отзывах потребителей услуг, а также должна быть обеспечена возможность выражения мнений получателями медицинских услуг об их качестве (анкетирование)». Таким образом, это фактически противоречие в законодательстве, но оно нам на руку. Единственная рекомендация – отзывы и пациенты должны быть реальными людьми, вы, при необходимости, должны иметь возможность подтвердить, что: а) они действительно получали услуги; б) что это действительно их отзыв.

— создавать представление о преимуществах медицинской услуги (методики), ссылаясь на факт проведения исследований, являющихся обязательными для нее (подобные исследования являются само собой разумеющимся для того, чтобы медицинскую методику можно было применять, гарантируют ее безопасность для граждан, а не являются ее преимуществом);

Пример, когда в рекламе дается информация «Все наши технологии лечения внесены в государственный реестр медицинских технологий!» — поскольку, это естественно, без внесения в реестр их применять просто нельзя. То есть, это не преимущество, это норма.

— содержать утверждения или предположения о наличии у потребителей рекламы тех или иных заболеваний либо расстройств здоровья.

Пример: наверное, все встречали рекламу различных способов борьбы с паразитами, которая гласила примерно следующее «Человек даже не подозревает, что внутри него живет до 3 килограммов паразитов!» — пример прямого нарушения закона о рекламе.

  1. Реклама медицинских услуг должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

ЗАЧЕМ ВСЕ ЭТО СОБЛЮДАТЬ:

За нарушение требований Закона «О рекламе» предусмотрены внушительные штрафы:

« (…) 5. Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей»

Смотрите еще:

  • Уголовный кодекс с комментариями 2011 Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 […]
  • Замена паспорта свидетельство о рождении детей При замене паспорта гражданина России представлять свидетельство о рождении не требуется Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что гражданин обязан представлять в территориальный орган МВД свидетельство о […]
  • Новый уголовный кодекс 2014 Уголовный кодекс Российской Федерации Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (внесены правки от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 […]
  • Кто в организации ведет воинский учет Военный учет граждан, организация и отчетность в военкомат ВОИНСКИЙ УЧЕТ в организации, отчетность в военкомат, воинская обязанность, законодательство о военной службе, воинском учете На каждом предприятии есть […]
  • Налоговый резидент статья 207 Статья 207. Налогоплательщики 1. Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а […]
  • Статья 6 фз 214 Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с […]