Взять под опеку второго ребенка

Опека и приемная семья

Добрый день, Ольга!
Хочу взять ребенка, которого увидела в федеральной базе данных. Статус в анкете: усыновление, опека. Почти все документы сданы специалисту органов опеки, за исключением справки о собственнике жилья (через 2 дня предоставлю ее в органы опеки). Собственником квартиры является моя мама. В нескольких разговорах я озвучивала этот момент специалисту, но о том, что мама должна тоже как и муж заполнить заявление, мне не сказали. Сейчас выясняется, что мама должна подъехать для заполнения этого бланка. Также специалист ООП при беседе со мной настаивала на том, что мои документы не могут быть рассмотрены на приемную семью из-за того, что ребенку 3,3 года. Дети в приемную семью направляются ТОЛЬКО ПОСЛЕ 7 ЛЕТ! Я растерялась, но тут же попросила ее сослаться на регламентирующий документ. После чего я услышала что-то невнятное из уст специалиста. И она отправила меня к начальнику отдела. Ответ начальника ООП — до 7 лет в приоритете по СК РФ усыновление. Я еще раз озвучила, что возраст в СК РФ не указан и я приоритетным считаю нахождение ребенка в семье, где ему дадут любовь, заботу и тепло. Тогда мне начали навязывать мальчика именно в нашем городе 7-ми лет либо кого-то из коррекционного детского дома. Я настаивала на том ребенке, которого выбрала. В ответ услышала, что ребенка я вряд ли получу, т.к. у них «ТОЛПЫ ЖЕЛАЮЩИХ УСЫНОВИТЬ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ ДО 7 ЛЕТ»! В итоге сошлись на том, что они мне уже не отказывают, но требуют документы на мужа: копию паспорта, справку о доходах. 1) Правомерно ли их требование, если только я оформляю все документы по приёмной семье. 2) Когда я озвучила о том, что необходим будет № телефона рег.оператора и направление в соседний город, мне тут же начали говорить о непонятном вероятном почти на 100% отказе органов опеки, т.к. у них толпы усыновителей. Могут ли местные органы опеки повлиять на решение органов опеки того города, где находится ребенок?

Ольга, добрый день!

Вы повели себя очень грамотно, когда потребовали ссылки на конкретные статьи закона. Как видите, утверждения сотрудников ООП вовсе не так обоснованны, как вам пытаются представить. Теперь по каждому утверждению отдельно:

(1) Ни ваша мама, ни ваш супруг не обязаны подавать в ООП какие-либо документы, кроме согласия на принятие вами ребенка в приемную семью. Даже если они собственники жилья. Недаром требования о том, чтобы ваша мама приехала для заполнения бланка сотрудник ООП озвучил в устной форме.

(2) Никаких требований к минимальному возрасту приемного ребенка семейное законодательство не содержит. В приемной семье может воспитываться и грудной младенец, если у него есть статус на устройство в замещающую семью.

(3) Приоритет усыновителей касается детей всех возрастов, но заключается он в том, что если на одного и того же ребенка одновременно претендуют двое реальных кандидатов, но один готов принять под опеку, а второй усыновить — предпочтение отдается второму. Если претендент всего один и на опеку, то ради теоретического усыновления в будущем отказать в передаче под опеку ООП не вправе.

(4) Не советую слушать предположения сотрудников ООП по вашему месту жительства, как вас встретят в ООП другого города. Эти органы совершенно независимы друг от друга, никакого направления от ваших ООП вам не нужно, чтобы обратиться в ООП другого города с целью подбора ребенка. Заключение о возможности быть приемным родителем — это все, что требуется.

С уважением,
Ольга Митирева

Я попросила «приёмную семью», мне сказали, что «приёмную семью» оформляют только, если я беру ребенка-инвалида или от 3-х детей. Я специалисту опеки указал на то, что я планирую взять 3 -х детей. Получила ответ, а вдруг вы возьмете одного, нет пишите заявление на безвозмездную опеку, а потом мы вас если что переведем на приемную семью, как будут у вас трое детей. Я сделала так, как мне велели. Я решила, что меня дезинформировали.
Сегодня позвонили с опеки, сказали, что доки готовы, что все хорошо, могу выбирать детей. Я приехала, ознакомилась с документами, но ничего подписывать не стала. Объяснила, что я посоветовалась с юристами и настаиваю на статусе приемной семьи, что планирую брать троих детей, что мне очень важно получать дополнительные выплаты. Специалист сразу озлобился, позвонила начальнику опеки и ушла. Минут через 10 вернулась и сказала, что опекунские документы она забирает, в свободной форме попросила написать заявление, что прошу поменять форму первичного заявления с просьбой дать мне статус опекуна на статус приемной семьи. И сказала, что все переделает на приемную семью.
И далее специалист опеки с нами провела определенную беседу: что я обязана взять нездорового ребенка хотя бы одного и всего я должна взять трое детей минимум (1 из всех должен быть инвалид). И как поняла я, что при принятии первого ребенка в семью мне одобрят опеку, потом второго ребенка- опеку и когда я уже выберу 3 ребенка, то сделают приемную семью. В описании данной истории прошу ответить на вопросы: 1) Законно ли мне изначально навязали подписать заявление на опекунство? 2) Действительно ли я обязана взять в приемную семью больного ребенка, и еще минимум троих детей? 3) Когда я возьму своего первого ребенка в семью — могут ли со мной заключить договор на безвозмездную опеку, пока не выберу и не соберу всех троих детей? 4) Как мне бороться с опекой, как себя вести? Где я права, где права опека?

Елена, добрый день!

Прежде всего хочу поддержать вас в желании действовать согласно закону и с учетом собственных интересов, а не «так, как мне велели». Как видите, это уже дает плоды, хотя и не сразу. Закон никак не обязывает вас принимать «трое детей минимум (1 из всех должен быть инвалид)». В следующий раз попросите сотрудника ООП показать конкретную статью закона, которая налагает на вас подобные ограничения (ее не существует).

Однако с заключением о возможности быть опекуном, исполняющим обязанности возмездно, вы имеете право настаивать на заключении договора о ПС в отношении и первого, и второго ребенка. Можно сейчас не спорить, а заняться этим вопросом, когда вы уже получите акт о назначении вас опекуном, исполняющим обязанности возмездно, в отношении конкретного ребенка и приедите с ним домой.

Поэтому ответы на ваши вопросы таковы: 1) незаконно, 2) семейное законодательство такой обязанности не устанавливает, 3) и 4) скорее всего будет попытка устно вас «отвадить» (как и при получении заключения), но если вы будете вести общение с ООП только в письменном виде, как описано тут, то есть все шансы на успех.

С уважением,
Ольга Митирева

Здравствуйте!
Подскажите, пожалуйста, как следует правильно действовать в следующей ситуации: мы с мужем в сентябре получили заключение о возможности стать опекунами, и встали на учет в двух опеках по области (одна — местная, по адресу нашей регистрации, вторая — находится в другом районе). За 2 с лишним месяца наши опеки не предложили нам ни одного варианта. Но я довольно часто просматривала детей в базе. И, узнав, что один мальчик находится в Доме Ребенка при опеке, в которой мы состоим на учете, и что у него несколько недель назад появился статус «усыновление», я позвонила работнику опеки, чтобы узнать о ребенке подробнее. Из разговора я узнала главное — на ребенка сейчас нет ни согласия, ни кандидатов на знакомство, НО на мой вопрос о возможном приезде с целью знакомства с мальчиком, мне было высказано следующее: у ребенка статус усыновления еще не подтвержден (что странно, учитывая факт лишения матери родительских прав еще 19 сентября), поэтому опека НЕ СОБИРАЕТСЯ ПРЕДЛАГАТЬ ЕГО НИКОМУ до 19 марта, когда пройдет полгода с момента лишения прав, НЕ СОБИРАЕТСЯ ВЫДАВАТЬ НАПРАВЛЕНИЕ на знакомство потенциальным опекунам или усыновителям до 19 марта, и только после этой даты опека планирует ПРЕДЛАГАТЬ ребенка усыновителям в ПОРЯДКЕ очереди (мы с мужем 140-какие-то), и если только все кандидаты откажутся, то позвонят нам. Отсюда у меня вопрос: ребенок находится в федеральной базе, у него статус «усыновление и опека», на него сейчас нет кандидатов, имеем ли мы право приехать в опеку сейчас и потребовать направление на знакомство с мальчиком, либо письменный отказ с аргументацией? Если письменный отказ нам предоставят, следует обратиться в прокуратуру? И как сделать это правильно, чтобы не испортить отношения с опекой в расчете на положительный отзыв при дальнейшем усыновлении?

Яна, добрый день!

В вашей ситуации единственно правильное решение — это именно «приехать в опеку сейчас и потребовать направление на знакомство с мальчиком, либо письменный отказ с аргументацией». Как описано вот тут и вот тут.

Ни в коем случае не удовлетворяйтесь устными отказами, тем более по телефону, тем более, когда сотрудник ООП явно саботирует семейное устройства ребенка, у которого уже сейчас есть статус на опеку и приемную семью.

С уважением,
Ольга Митирева

добрый день!
Меня зовут Марианна, я приемная мама, дочери 10 лет (в семье с 11.2015). Обращаюсь к Вам за консультацией по следующему вопросу: мне стало известно, что у Гали есть младшая сестра, которая находится по заявлению матери в ДД до 26 ноября 2016г.
В течении года я была на связи,и в ноябре 2016 обратилась в органы опеки с целью уточнения статуса Снежаны. Мне ответили, что органы опеки планируют инициировать иск о лишении род.прав матери/ до 26 ноября мать не явилась, ребенка не забрала. Но акт об оставлении ребенка в учреждении опека и ДД не оформили. сейчас у меня новое заключение, скан которого я отправила органы опеки по электр.почте.
получила ответ, что объявилась мать Снежаны, в связи с чем акт об оставлении ребенка они не оформили. но органы опеки готовят документы для обращения в суд с иском о лишении родительских прав. Сейчас ждут документы из полиции о матери. И пока Снежана будет в ДД. И намекнули, что вообще они могут взять с матери новое заявление о помещении ребенка в ДД.
Никто не заинтересован в устройстве ребенка в семью. Ни органы опеки, ни детский дом.
Как мне сказала и.о. уполномоченного по правам ребенка Республики, если бы органы опеки были заинтересованы передать ребенка в семью, они бы это сделали. и статус ребенок мог получить гораздо раньше.
Проконсультируйте, пжл, если ли возможность воздействовать на органы опеки? может быть они все же найдут возможность устройства ребенка в семью до решения суда о лишении род.прав? почему органы опеки и ДД не составили акт об оставлении ребенка в учреждении? 23 ноября я была в ДД, мне говорили о том, что мать не могут разыскать. Откуда она появилась до 26 ноября не понятно.
как я могу быть уверенна, что я буду единственным кандидатом на устройства Снежаны в семью?
СПАСИБО!

Марианна, добрый день!

Ваши вопросы и сомнения совершенно справедливы. У ребенка уже сейчас есть статус на опеку (вот тут подробнее) и никакой законной необходимости удерживать его в детском учреждении нет.

Правильно ли я понимаю, что общение и с ООП, и с Уполномоченным было исключительно устным. Если так, считайте, что вы никуда еще и не обращались. Необходимо все ваши замечания и запросы оформлять только в виде письменных заявлений или жалоб. Например, вы могли бы подать в ООП по месту нахождения ребенка письменное заявление с просьбой назначить вас опекуном и требовать на него только письменный ответ. Копию заявления направить Уполномоченному. Только так чиновники начинают реальную работу по устройству ребенка.

С уважением,
Ольга Митирева

Здравствуйте, ситуация следующая:
У жены умерла тетя, осталось 8 детей. Никто из родственников не может взять всех сразу, идет обсуждение с опекой о вариантах. В опеке утверждают, что для нас с женой возможен вариант только оформления опеки, а приемной семьей мы быть не можем, т.к. являемся родственниками, законно ли такое их решение? Разница ведь довольно существенна в выплатах — либо 2500 на одну жену как опекуна, либо по 16000 на каждого супруга как приемного родителя. Остальные выплаты и льготы я так понимаю одинаковы. В семейном кодексе прямого запрета для приемной семьи быть родственниками нет.

Дмитрий, добрый день!

Вы совершенно правы — никаких подобных ограничений в семейном законодательстве не установлено. Вам следует подавать в ООП письменное заявление с просьбой назначить вас опекуном и требовать на него только письменный ответ.

На будущее советую вам действовать по принципу: «Кто утверждает, тот и доказывает». В данном случае именно сотрудник ООП должен показать вам конкретную статью закона, согласно которой «приемной семьей мы быть не можем, т.к. являемся родственниками».

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Как оформить опеку (попечительство) над несовершеннолетним

Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть кандидатом в опекуны (попечители).

Заявление с просьбой дать заключение о возможности быть опекуном (попечителем) и прилагаемые к нему документы могут быть поданы гражданином в орган опеки и попечительства лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», или регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), или официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии. По вопросам готовности субъекта Российской Федерации к предоставлению государственной услуги в электронном виде гражданам необходимо обращаться в органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на которые возложены полномочия по опеке и попечительству над несовершеннолетними.

В случае личного обращения в орган опеки и попечительства по месту своего жительства граждане Российской Федерации, желающие стать опекунами (попечителями), при подаче заявления с просьбой дать заключение о возможности быть опекунами (попечителями) должны предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий его личность, и предоставить следующие документы:

а) заявление с просьбой о назначении его опекуном;

б) справка с места работы лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать опекуном, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

в) выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающие право пользования жилым помещением либо право собственности на жилое помещение, и копия финансового лицевого счета с места жительства;

г) справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие имеющейся или имевшейся судимости, уголовного преследования (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, против общественной безопасности, а также имеющейся неснятой или непогашенной судимости за тяжкие или особо тяжкие преступления;

д) медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданное в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации;

е) копия свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);

ж) письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на прием ребенка (детей) в семью;

и) копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, в порядке, установленном пунктом 4 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей, и лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено). Форма свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации утверждена приказом Минобрнауки России от 20 августа 2012 г. N 623.

л) копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

В случае если гражданином не были представлены самостоятельно документы, предусмотренные подпунктами «в», «г» и «л», указанные документы запрашиваются органом опеки и попечительства в соответствующих уполномоченных органах посредством межведомственного информационного взаимодействия. Для направления запросов о предоставлении этих документов гражданин обязан предоставить в орган опеки и попечительства сведения, предоставление которых необходимо в соответствии с законодательством Российской Федерации для получения этих документов.

В случае если гражданином не были представлены копии документов, указанные в подпунктах «е», «и» и «л», орган опеки и попечительства изготавливает копии указанных документов самостоятельно (при наличии представленных гражданином оригиналов этих документов).

Документы, предусмотренные подпунктами «б» — «г» принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, документ, предусмотренный подпунктом «д», — в течение 6 месяцев со дня его выдачи.

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в течение 3 дней со дня представления документов производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя. В случае представления документов с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», регионального портала государственных и муниципальных услуг (функций), официального сайта органа опеки и попечительства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо через должностных лиц многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг, с которыми у органа опеки и попечительства заключены соглашения о взаимодействии, гражданином представляются сотруднику органа опеки и попечительства оригиналы указанных документов. Отсутствие в органе опеки и попечительства оригиналов документов на момент вынесения решения о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном) является основанием для отказа в назначении опекуна (в выдаче заключения о возможности гражданина быть опекуном).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном указываются в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (далее — акт обследования).

Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, подписывается проводившим проверку уполномоченным специалистом органа опеки и попечительства и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

Акт обследования оформляется в 2 экземплярах, один из которых направляется (вручается) гражданину, выразившему желание стать опекуном, в течение 3 дней со дня утверждения акта, второй хранится в органе опеки и попечительства.

Акт обследования может быть оспорен гражданином, выразившим желание стать опекуном, в судебном порядке.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа.

На основании заявления об осуществлении опеки на возмездной основе орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна, исполняющего свои обязанности возмездно, и заключает договор об осуществлении опеки в порядке, установленном Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном — в форме заключения.

Акт о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна либо заключение о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Вместе с актом о назначении опекуна (об отказе в назначении опекуна) или заключением о возможности (невозможности) гражданина быть опекуном заявителю возвращаются все представленные документы и разъясняется порядок обжалования соответствующего акта или заключения. Копии указанных документов хранятся в органе опеки и попечительства.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном действительно в течение 2 лет со дня его выдачи и является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

Шаг 2. Подбор ребенка

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть усыновителем, выданное в порядке, установленном Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 г. N 275, в случае отсутствия у него обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о назначении его опекуном представляет в орган опеки и попечительства указанное заключение и документы, предусмотренные подпунктами «а» и «ж» пункта 4 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.

Заключение о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) является основанием для постановки его на учет в качестве кандидата в опекуны (попечители), после чего орган опеки и попечительства предоставляет гражданину информацию о ребенке (детях), который может быть передан под опеку (попечительство), и выдает направление для посещения ребенка (детей) по месту жительства (нахождения) ребенка (детей).

Заключение о возможности быть опекуном (попечителем) является основанием для обращения гражданина, выразившего желание стать опекуном, в установленном законом порядке в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, в другой орган опеки и попечительства по своему выбору или в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (т.е. орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на который возложены функции регионального оператора или Министерство образования и науки Российской Федерации). Контактная информация размещена в разделе «Куда идти усыновителю».

При этом специального направления на подбор ребенка, выданного органом опеки и попечительства по месту жительства кандидатов в опекуны (попечители), не требуется.

Основанием для получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, в органе опеки и попечительства по месту жительства является заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью.

Гражданин, выразивший желание стать опекуном и имеющий заключение о возможности быть опекуном, имеет право:

а) получить подробную информацию о ребенке и сведения о наличии у него родственников;

б) обратиться в медицинскую организацию для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка, передаваемого под опеку, с участием представителя учреждения, в котором находится ребенок, в порядке, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.

10(2). Гражданин, выразивший желание стать опекуном, обязан лично:

а) познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;

б) ознакомиться с документами, хранящимися у органа опеки и попечительства в личном деле ребенка;

в) подтвердить в письменной форме факт ознакомления с медицинским заключением о состоянии здоровья ребенка.

Для получения документированной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях или федерального банка данных о детях гражданин предъявляет соответствующему оператору паспорт и представляет:

заявление гражданина о своем желании принять ребенка на воспитание в свою семью и с просьбой ознакомить с находящимися в государственном банке данных о детях сведениями о детях, соответствующих его пожеланиям

заполненную анкету гражданина, желающего принять ребенка на воспитание в свою семью;

заключение органа опеки и попечительства о возможности гражданина быть опекуном (попечителем).

Соответствующий оператор рассматривает заявление и представленные документы в 10-дневный срок со дня их получения.

В случае несоответствия представленных документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор возвращает гражданину документы с указанием письменно причин отказа в предоставлении запрашиваемой им информации о ребенке, оставшемся без попечения родителей.

При соответствии документов требованиям законодательства Российской Федерации соответствующий оператор предоставляет гражданину для ознакомления сведения о ребенке, информация о котором соответствует его пожеланиям.

При согласии гражданина взять под опеку (попечительство) предложенного ему ребенка, соответствующий оператор выдает ему направление на посещение этого ребенка.

Направление выдается на посещение одного ребенка и действительно в течение 10 дней с даты его выдачи. Срок действия направления может быть продлен соответствующим оператором при наличии оснований, препятствующих гражданину посетить ребенка в установленный срок (болезнь, служебная командировка и др.).

Сведения о ребенке, оставшемся без попечения родителей, на посещение которого выдано направление одному гражданину, не могут быть одновременно сообщены другому гражданину.

Гражданин обязан в установленный для посещения ребенка, оставшегося без попечения родителей, срок проинформировать в письменной форме соответствующего оператора о результатах посещения этого ребенка и принятом им решении.

Шаг 3. Установление опеки (попечительства)

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста десяти лет, осуществляется с его согласия.

В том случае, если гражданин принял решение об оформлении опеки (попечительства) над ребенком, орган опеки и попечительства принимает акт о назначении опекуна (попечителя), который является основанием возникновения отношений между опекуном или попечителем и подопечным. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя может быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно.

При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя. Право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора.

Акт органа опеки и попечительства о назначении или об отказе в назначении опекуна или попечителя может быть оспорен заинтересованными лицами в судебном порядке.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Размер и порядок осуществления выплат опекунам ребенка

Каждый человек, который по каким-либо причинам решил стать опекуном интересуется одним и тем же вопросом – какие положены выплаты за опекунство над ребенком?

Какими нормами закона регулируется этот вопрос? Как можно оформить получение пособия?

В каком размере и какие документы могут потребоваться? Существуют ли какие-то региональные надбавки или нет?

Рассмотрим все эти вопросы подробно.

Законодательное регулирование

Вопрос выплат пособий опекуну регулируется практически таким же законодательством, как порядок вступления в такую форму устройства, как “опекун”.

Если конкретизировать этот вопрос, то речь идет о таких законодательных актах, как:

  • Федеральным законом №48;
  • статей 32 Гражданского Кодекса РФ;
  • статьей 35 Гражданского Кодекса РФ;
  • статьей №146 Семейного Кодекса РФ.

Помимо этих законодательных актов существует еще и Постановление Правительства РФ, которое гарантирует получение финансовой помощи от государства опекуну, который оформил опеку над несовершеннолетними детьми.

Стоит отметить, что действующим законодательством допускается возможность предоставления опекунам дополнительной надбавки к пособиям либо же отдельных дополнительных выплат. Решение об этом принимаются непосредственно на региональном уровне в конкретном регионе проживания. По этой причине наличие дополнительных выплат либо надбавок необходимо узнавать в отделе социальной защиты населения по своему месту проживания.

В каких случаях положены выплаты

В частности речь идет о таких условиях:

  • опекун является дееспособным гражданином, который еще не относится к гражданам пенсионного возраста: для мужчин – возраст не старше 60 лет, для женщин – до 55 лет;
  • опекун не получает либо же перестал получать официальный доход (в этом случае имеется в виду отсутствие официального места работы);
  • опекун осуществляет уход непосредственно за ребенком, который является инвалидом.

При соблюдении этих условий, можно беспрепятственно оформить пособие при опекунстве над ребенком. По сути, эти условия, можно сказать, довольно-таки расплывчатые и под них попадает каждый опекун.

Виды и размеры пособий

В 2018 году при опекунстве можно оформить получение таких выплат:

  • ежемесячное пособие на несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 12 лет в размере 15 000 рублей. В том случае, если несовершеннолетний ребенок старше 12 лет, размер пособия составляет порядка 20 000 рублей;
  • единовременная государственная помощь по факту передачи несовершеннолетнего ребенка опекуну в размере 14 500 рублей;
  • дополнительные региональные выплаты, которые определяются и рассчитываются в каждом конкретном регионе органами местного самоуправления.

Однако, помимо этих выплат, сам несовершеннолетний ребенок имеет право рассчитывать на дополнительную финансовую помощь, которая может иметь следующий вид:

  • алименты, в случае если его родители живы;
  • пособие по инвалидности, если у него есть соответствующее медицинское подтверждение.

Безусловно, размеры помощи, которые могут быть получены непосредственно самим опекуном немаленькие, но в первую очередь необходимо помнить о том, что все эти средства должны быть потрачены непосредственно на саго ребенка – его воспитание и организацию быта.

В том случае, если органы опеки и попечительства установят факт нерационального использования денежных средств можно не только потерять ежемесячное пособие (его перестанут начислять), но также и лишиться своего статуса опекуна.

Порядок оформления выплат

Процесс оформления не сложный и с этим может справиться любой опекун при своем желании.

Рассмотрим весь порядок по очередности.

Куда следует обратиться

Для того чтобы оформить выплаты на ребенка необходимо обратиться в территориальный отдел социальной защиты населения по месту своего проживания.

При этом необходимо помнить об одном нюансе, перед походом в отдел социальной защиты необходимо обратиться в отдел опеки и попечительства для оформления договора о приемной семье, без этого соглашения оформить выплаты будет невозможно.

Какие документы необходимо предоставить

Базовый перечень документов состоит из таких компонентов:

  • подлинник договора о приемной семье;
  • подлинник паспорта опекуна;
  • свидетельство о рождении ребенка, которого взято под опеку;
  • справку о заработной плате. Стоит отметить, что часто ее не требуют, но все-таки иметь ее при себе желательно;
  • справку, которая подтверждает либо опровергает факт наличия официального места работы;
  • заявление на получение пособия. Этот документ составляется при сотруднике отдела социальной защиты населения под его чутким руководством во избежание каких-либо ошибок;
  • справку о прохождении несовершеннолетним ребенком учебы в каком-либо учебном заведении.

Стоит также отметить, что если опекун является многодетным, то для увеличения суммы пособия он в обязательном порядке должен предъявить документ, который подтверждает этот статус.

Другие способы оформления пособия

Территориальный орган отдела социальной защиты населения является не единственным органом, куда можно обратиться.

Каждый опекун при оформлении имеет полное право обратиться:

  • в многофункциональный центр предоставления услуг;
  • воспользоваться интернет-порталом “Госуслуги”.

Если говорить об МФЦ, то обращаться можно в ближайших центр, который расположен по месту проживания опекуна. Перечень документов является таким же самым, как и при обращении в территориальный отдел социальной защиты населения.

Еще проще обстоят дела с порталом в интернете “Госуслуги”. Поскольку вся процедура осуществляется в домашних условиях либо же в другом месте, где есть выход в интернет.

Порядок оформления заключается в следующем:

  • перейти на официальный сайт “Госуслуги”;
  • перейти в раздел “Получить услугу”;
  • из предоставленного перечня указать оформление пособия по опекунству над ребенком;
  • загрузить копии документов в формате JPEG;
  • дождаться принятия решения;
  • получить пособие.

Единственным нюансом при оформлении через интернет является тот факт, что если личного кабинета у опекуна на сайте нет, необходимо будет пройти регистрацию. Она не занимает много времени, но сама проверка персональной информации займет до 5-7 рабочих дней.

Кто может оформить

В том случае, если опекун по каким-либо причинам не может заниматься оформлением пособия самостоятельно (например, работает), то за него это может сделать любой другой человек.

Однако при этом необходимо будет составить на такого человека нотариально заверенную доверенность, которая будет являться подтверждением того, что он имеет на это полное право.

Принятие решения

Вне зависимости от того, каким образом были поданы все документы, решение принимается до 10 календарных рабочих дней, после чего предоставляется ответ о начислении пособия либо же отказе.

Дополнительные региональные выплаты по опекунству над ребенком

В зависимости от того, в каком именно регионе проживает тот или иной опекун, он вправе рассчитывать на дополнительную региональную финансовую поддержку.

Рассмотрим на примере некоторых регионов.

В столице РФ каждый опекун, который берет несовершеннолетнего ребенка непосредственно из детского дома, имеет полное право рассчитывать на дополнительную финансовую помощь, а именно, 5500 руб. на первого ребенка, 14 500 — на второго и последующих. При единовременном усыновлении троих и более детей — 50 000 руб.

Несмотря на то, что суммы небольшие, помощь все-таки оказывается местными властями, а это не может не радовать.

Екатеринбург

Единовременное пособие составляет 57 054 руб., на ребенка старше 10 лет, а также братьев и сестер — 228 218 руб., на ребенка-инвалида — 456 435 руб.

Ежемесячные пособия на детей-сирот — 7962 руб. (до 7 лет), 8758 руб. (от 7 до 12 лет), 9157 руб. (от 12 до 18 лет). Если ребенок-инвалид — 10 351 руб. (до 7 лет), 11 385 руб. (от 7 до 12 лет), 11 904 руб. (от 12 до 18 лет).

Вознаграждение за 1 ребенка — 3750 руб., если воспитывает единственный приемный родитель — 5300 руб.

Каждый опекун имеет полное право рассчитывать на ежемесячную региональную надбавку к выплатам в размере 1265 руб на ребенка-инвалида.

В этом регионе органы местного самоуправления решили не просто предоставить региональную надбавку для опекунов, а в качестве определенной компенсации.

В частности речь идет о компенсации за оплату детского сада, который посещает несовершеннолетний ребенок, над которым установлено опекунство.

Размер ежемесячного пособия при усыновлении в Перми — 19 272,95 руб. с коэффициентом 1,15, в некоторых районах с коэффициентом 1,20 — 20 110,91 руб.

Единовременная выплата — 100 000 руб.

5000 рублей — при поступлении ребенка в 1 класс.

В этом регионе как такового дополнительного пособия не предусмотрено, но параллельно с этим единовременная помощь при оформлении опекунства определяется с учетом местного коэффициента.

По этой причине, единовременная помощь здесь выплачивается в районе 19 272,95 рублей.

На содержание детей-сирот, переданных в семью — 7556 руб. (ежемесячно на содержание), 6112,25 руб. — базовая сумма вознаграждения родителям.

Дополнительные виды помощи:

  • 464 руб. — на проезд на каждого школьника или студента;
  • 28 654 руб. — единовременная выплата на покупку мебели;
  • 41 306 руб. — единовременно при достижении 18-ти лет.

О размере данных выплат смотрите в следующем видеоматериале:

Смотрите еще:

  • Мировой суд ленинского района 2 участок оренбург Мировой судебный участок №7 Ленинского района г. Оренбурга Пименова Оксана Александровна понедельник - пятница: с 8-30 до 17-00 понедельник - пятница: с 9-00 до 16-30 пер. Аэродромный, по четной стороне - полностью, […]
  • Где взять справку что не получаю алименты Где взять справку, что не получаю алименты на ребенка по своему месту прописки? Доры день!Где я могу взять справку ,что не получаю алименты на ребенка?По своему месту прописки или месту прописки отца.? Ответы юристов […]
  • Статья 202 часть 1 Статья 202 часть 1 1. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных […]
  • Закон республики армения о гражданстве республики армения 2018 ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ от 16 ноября 1995 года №ЗР-16 О гражданстве Республики Армения (В редакции Законов Республики Армения от 03.12.1997 г. №ЗР-157, 04.11.1999 г. №ЗР-5, 12.04.2001 г. №ЗР-157, 09.04.2002 г. […]
  • Судебная практика по ст 159 ч 4 ук рф Приговор суда по ч. 4 ст. 159 УК РФ | Судебная практика П Р И Г О В О РИменем Российской Федерации г. Москва 25 декабря 2016 годаСудья Головинского районного суда г. Москвы Кострюкова К.П.,при секретаре Пугачеве С.С.с […]
  • Алименты на детей от разных матерей Как платить алименты на двоих детей от разных матерей У моего мужа есть дочь от первого брака. На нее он платил алименты по исполнительному листу. Но сейчас он не работает. Куда делся исполнительный лист после его […]