Воспитание юристов

Воспитание юристов

В XXI веке армянское общество объективно испытывает острую потребность в высокообразованных и целеустремленных специалистах юридической профессии, способных эффективно решать задачи создания и укрепления законодательной и правовой базы государства. Решение данной задачи требует нового поколения юристов, обладающих высоким уровнем теоретико-правовых знаний, профессиональными навыками их применения и высоким уровнем воспитанности профессионально значимых личностных качеств. Задача высшего образования состоит в том, чтобы студенты не только приобретали глубокие знания юриспруденции, но и становились настоящими юристами, людьми с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, несущими ответственность за свои действия и поступки.

Следовательно, перед системой высшего профессионального образования сегодня стоит задача, помимо передачи знаний и умений как одной из основных функций высшего образования, также воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих специалистов, необходимых для осуществления профессиональных компетенций.

В современной педагогической науке достаточно глубоко разработаны многие аспекты воспитания будущего специалиста в системе высшего образования.

Образовательный процесс вузов базируется на данных и рекомендациях многих наук, среди которых важное место занимают психология и педагогика высшей школы. Эти науки разрабатывают важнейшие вопросы воспитания и обучения студентов, определяют пути совершенствования содержания, организации и методики педагогического процесса в вузе, выявляют и помогают внедрять в практику наиболее эффективные способы деятельности преподавателей и обучаемых. Поэтому работники вузов, и в первую очередь преподаватели, должны хорошо владеть психолого-педагогическими знаниями и умело использовать их в своей творческой деятельности [1, с. 5].

Для того чтобы понять, в каком направлении и как будет развиваться система высшего образования в XXI веке, необходимо как минимум выйти за пределы этой системы.

Это возможно, если посмотреть на систему образования не локально, а глобально. Действительно, в последние десятилетия в различных науках и сферах человеческой деятельности все больше внимания обращается на глобализацию.

Глобализирующийся мир XXI века вовлекает в свою орбиту множество новых информационно-познавательных, образовательных взаимодействий и обменов, которые существенно изменяют человеческие представления о социальности, целях, ценностях и смыслах образования и качества жизни человека XXI века [2, с. 5].

В условиях глобальной информатизации и активного облика культурных ценностей человек XXI века будет стоять перед выбором, ему постоянно придется самоопределяться: каким ценностям отдать предпочтение – национальным, т.е. армянским, или тем, которые отражают европейские, американские, российские или азиатские стандарты и ценности.

Быстрота обмена культурными ценностями потребует от человека XXI века исключительной мобильности и высокого уровня способности к самоопределению.

По мнению С.Д. Смирнова, нет более спорной проблемы в педагогике и психологии высшей школы, чем проблема воспитания студентов. «Надо ли воспитывать взрослых людей?», «Стоит ли и корректно ли это делать?» – разговоры такого рода часто можно услышать в вузовских кулуарах и на официальных собраниях. Ответ на эти вопросы зависит от того, как понимать воспитание. Если его понимать как воздействие на личность с целью формирования нужных воспитателю, вузу, обществу качеств, то ответ может быть только отрицательным. Этот подход часто называется технократическим и трактует воспитание как проектирование и направленное формирование личности в соответствии с так или иначе понятыми общественными, национальными, классовыми, конфессиональными и другими интересами. Если как создание условий для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, создание оптимальных (наиболее благоприятных) условий для саморазвития личности, реализации заложенных в ней сущностных сил, максимально возможной самоактуализации человека, то ответ должен быть однозначно положительным [5, с. 150].

Вуз служит не только и, может быть, не столько для передачи специальных знаний, сколько для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. Его, как представителя определенной культуры, характеризует не только специфический набор знаний и умений, но и определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения и т.п. Поэтому специалист не только передает студенту знания и профессиональные умения, но и приобщает его к определенной культуре, и, чтобы эта культура развивалась и воспроизводилась, необходимы живые люди, живое человеческое общение.

Эту истину свыше ста лет назад хорошо сформулировал К.Д. Ушинский: «Только личность может действовать на развитие и определение личности, только характером можно образовать “характер”» [6, с. 64]. Воспитывать – это в значительной степени означает строить систему взаимоотношений между людьми. В современной педагогике начинает преобладать подход к воспитанию не как к целенаправленному формированию личности в соответствии с выбранным идеалом, а как к созданию условий для саморазвития личности.

Главная задача воспитателя – раскрыть перед воспитуемым широкое поле выборов, которое часто не открывается самим ребенком, подростком, юношей из-за его ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний и неосвоенности всего богатства культуры.

Еще одно принципиальное требование к организации процесса воспитания состоит в неизменно уважительном отношении к личности воспитуемого, как к полноценному и равноправному партнеру в любой совместной деятельности. Идея равенства, партнерства и взаимного уважения друг к другу лежит в основе так называемой педагогики сотрудничества, принципы которой совершенно неоспоримы в вузовском обучении.

Смена парадигмы образования на личностную и гуманистическую предъявляет новые требования к выпускнику вуза, будущему специалисту. Помимо передачи знаний и умений как одной из основных функций высшего образования необходимо воспитывать еще и профессионально значимые личностные качества будущих специалистов, необходимых для осуществления профессиональных компетенций.

Это особенно актуально тогда, когда речь идет о подготовке юристов в рамках высшей школы. Профессиональная деятельность юриста содержит в себе огромный моральный потенциал, так как, являясь представителем государственной власти, юрист призван осуществлять свои профессиональные компетенции, непосредственно затрагивая права и интересы людей. Каждый день сталкиваясь с ситуациями морального выбора, будущий юрист должен обладать помимо профессиональных знаний и умений такими личностными качествами, в опоре на которые он оказался бы способным справляться с возникающими в его работе трудностями. Такими качествами являются совесть, справедливость и ответственность, образуя собой единое целостное образование – триаду. Они являются «ядром» нравственной сущности личности и специалиста-юриста.

Формирование и развитие личностно значимых качеств юриста в образовательном процессе осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Наряду с получением в образовательном учреждении определенных уровней знаний, умений и навыков по предстоящей профессии важное значение имеет формирование у обучающихся профессионально-деловых, личностных и коллективистских качеств, определяющих социальную основу юриста. Эта задача решается в процессе профессионального воспитания студентов. Ее сущность состоит в том, чтобы помочь обучающимся в подготовке к жизни, самоопределению в ней и в профессиональной деятельности; в выработке у себя трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе; в проявлении активной жизненной позиции, направленной на совершенствование нашего общества; в интеграции в национальную и мировую культуру [7, с. 260].

Русский православный философ И.А. Ильин писал:

«Образование без воспитания – дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке волка.

Человек, лишенный патриотизма, легко продаст и силы, и ум, и – если сможет – богатства страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках» [3, с. 309].

О значении нравственного воспитания говорил и К.Д. Ушинский, который написал:

«Мы смело высказываем убеждение, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями и разъяснение каждому его личных интересов. Чем сильнее в человеке нравственность, тем легче ему в самом себе рассмотреть ее требования и то, что может быть приложено к каждому члену общества» [6, с. 162].

В настоящее время в науке четко сформулированы цель и актуальность воспитания человека как гражданина своего Отечества, как профессионала, как семьянина и как личности: для современной жизни нужны самостоятельные, разумные, находчивые во всем, настойчивые в достижении своих целей и любящие труд, умственно и нравственно развитые специалисты, как непосредственные участники жизни семейной, общественной и государственной.

Цели воспитания определяются ценностными установками, которые провозглашает современное армянское общество, конкретизируя их в соответствующих нормативных актах.

Воспитание и обучение студентов – это две взаимосвязанные стороны единого образовательного процесса, цель которого заключается в содействии становлению и развитию профессионально компетентной личности юриста, обладающего профессионально и социально значимыми качествами для успешного выполнения профессиональной деятельности. Успешность воспитания в определяющей степени зависит от того, созданы ли необходимые условия для саморазвития личности в ходе вузовского обучения, в какой степени сформирована установка каждого студента на самовоспитание и самообразование [4, с. 261].

В педагогике выделяют три вида целей воспитания:

1) общая цель, соответствующая представлениям общества об идеале личности;

2) педагогические цели на определенном этапе становления и развития личности (цели воспитания в образовательном учреждении с учетом возраста обучающегося);

3) оперативные цели, которые ставятся при изучении отдельной учебной дисциплины, проведении учебного занятия или воспитательного мероприятия. Цели воспитания – это ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием специально организованных воспитательных действий, включая самовоздействие.

Исходя из целей юридического образования, можно сформулировать следующие задачи воспитания студентов в юридическом вузе:

– формирование у студентов научного мировоззрения, основу которого составляют профессионализм, гражданственность, нравственность, приверженность закону;

– развитие положительной учебной мотивации, творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в учебной и общественной деятельности;

– гармоничное, целостно-ориентированное развитие личности каждого студента на единой основе его возможностей и требований профессиональной юридической деятельности;

– усвоение общечеловеческих и национальных ценностей гуманистических и демократических традиций, развитие таких профессионально важных качеств, как справедливость, доброта, честность, бескорыстие, ответственность, стремление к истине, человеколюбие, понимание, независимость;

– обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе.

Сущность воспитательной работы состоит в создании благоприятных условий для самовоспитания студента путем раскрытия перед ним поля возможных выборов и их последствий; при этом окончательное решение всегда должен принимать сам воспитываемый. Если цель обучения состоит в усвоении необходимых для специалиста профессиональных знаний и умений, то цель воспитания заключается в усвоении общих и специальных форм поведения.

Эффективность воспитания во многом зависит от знания и учета преподавателями и сотрудниками вуза закономерностей и принципов воспитания.

Знание закономерностей воспитательного процесса позволяет:

– создавать условия, при которых воспитание будет протекать в соответствии с действием объективных закономерностей, а не вопреки им (игнорирование законов с неизбежностью приводит к обострению противоречий, повторению ошибок и нелогичности в воспитательной работе);

– утверждать продуктивную практику воспитательной работы, освобождаясь от стереотипов и постигая суть движения от устаревших педагогических представлений к новым, более эффективным;

– прогнозировать изменения в системе воспитательной работы, осуществление которых обеспечивает ее оптимизацию.

К.М. Левитан выделяет следующие педагогические закономерности воспитания применительно к юридическому вузу.

1. Обусловленность целей и задач воспитательной работы конституционными, мировоззренческими, нравственно-этическими ориентирами и позициями, правовыми рамками образовательной и профессиональной юридической деятельности.

2. Соответствие системы и процесса воспитания требованиям нормативных документов, научно-методических рекомендаций.

3. Усиление цивилизационно-технологического компонента в развитии социально и профессионально компетентной личности юриста. Данная закономерность выражается в необходимости эффективной социализации на общечеловеческом и конкретном уровнях посредством сопоставления вариантов и опыта мировой практики, применения целостных педагогических технологий, ориентированных на использование творческого потенциала студентов.

4. Развитие и проявление личности студента как результат его самовыражения в учебной деятельности и повседневном общении. Проживая жизнь в неповторимо-индивидуальном варианте, студент должен получать достаточно конструктивных воспитывающих импульсов, которые ориентируют его и способствуют продуктивной самореализации.

5. Зависимость эффективности воспитания от интенсивности воспитательной работы и самовоспитания, реальных условий и качества взаимоотношений всех субъектов воспитательного процесса. В соответствии с данной закономерностью необходимо обеспечивать нормальные условия жизни и деятельности студентов и педагогов с целью наилучшего удовлетворения всего комплекса их потребностей, которое возможно в реальной ситуации. Особое внимание важно уделять гармоничному сочетанию воспитания и обучения [4, с. 265].

6. Воспитательная работа в вузе должна осуществляться на основе принципов воспитания, которые выдвигаются в рамках выявленных закономерностей.

7. Содержание воспитания в юридическом вузе обусловлено его целями, структурой профессионально значимых качеств личности юриста. Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных учебных дисциплин, внеаудиторной воспитательной работы и условий вуза в целом.

Содержание воспитания, таким образом, образует целостная система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт профессиональной личности юриста, устойчивых привычек поведения, которыми овладевают студенты в соответствии с поставленными целями и задачами. Хорошо организованное воспитание в юридическом вузе должно подготовить студента к эффективному исполнению трех главных социальных ролей в его жизни – гражданина, профессионально компетентного юриста, семьянина. Следовательно, здесь требуется специфическая воспитательная работа, направленная на выработку и формирование соответствующих внутренних компонентов отношений личности – потребностей, чувств, взглядов, убеждений, привычек поведения.

Результат профессионального воспитания – профессиональная воспитанность будущего юриста. Это личностная характеристика, включающая в себя профессиональные знания, умения, ценностное отношение, которое выражается в способности решать профессионально-ориентированные задачи различного уровня сложности.

Воспитание юристов

Премия «Юрист года» — высшая юридическая премия Российской Федерации. Премия Учреждена Указом Президента РФ от 8 октября 2009 года № 1129 «О высшей юридической премии «Юрист года», присуждается ежегодно 3 декабря — в профессиональный праздник юристов России — День юриста.

Присуждение премии осуществляется Общероссийской общественной организацией «Ассоциация юристов России».

Согласно Указу Президента РФ № 130 от 4 февраля 2008 года «Об установлении Дня юриста» в России установлен профессиональный праздник —День юриста, который ежегодно отмечается 3 декабря.

Ежегодно высшей юридической премией отмечаются юристы, внесшие значительный вклад в формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка, защиту прав и законных интересов граждан, а также за значительный вклад в развитие российской юридической науки. Премия является признанием заслуг высококвалифицированных юристов перед обществом и государством.

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Секция: 10. Юриспруденция

XXX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ЮРИСТОВ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Наиболее важным фактором в формировании личности будущего юриста является этическое воспитание, культура личности, его нравственность. Нравственная культура юриста является залогом обеспечения духовных ценностей в сферах правотворчества и правоприменения.

Сегодня стало заметно, что категории морали и нравственности стали уходить на далеко не первый план, и многие юристы стали забывать, что значит честь, достоинство, порядочность, уважение к другим людям, вежливость и другие качества, которые характеризуют его как человека и как профессионала в своем деле. Нарушения общественной морали, норм социальной справедливости, представлений о гражданской чести и ответственности представителями юридического сообщества, в том числе их неправомерное и безнравственное поведение, приводят к недоверию со стороны общества к их деятельности и к государству вообще. Но стоит отметить тот факт, что «моральная деградация» охватывает не только специалистов в области юриспруденции, но и общество, государство в целом.

А.В. Оболонский констатирует, что назрела проблема «возрождения» морали и воспитания общества в духе морально-этических принципов, ведь «этика и есть сердце демократии» [1, c. 394] поскольку последняя предполагает доверие граждан к ее институтам, которое невозможно без подчинения деятельности этих институтов базовым этическим принципам.

На сегодняшний день подготовка высокопрофессиональной личности юриста невозможна без становления духовно-нравственной культуры. Духовно-нравственная культура – это система ценностей человека, а также совокупность таких нематериальных элементов культуры как нравственность, нормы поведения, знания, символы, обычаи, традиции. Эти ценность позволяют не только успешно адаптироваться в обществе, но и существовать в нём без вреда для себя и других [2, с. 23]. Юрист должен быть не только профессионалом в знании законов и правильном их применении, но и должен быть морально и нравственно безупречен. Юридическая этика способствует в формировании профессиональной культуры юристов, уважению и гуманному отношению к гражданам.

Все мы знаем, что целью юридического образования является формирование высокопрофессиональной личности юриста, ориентированной на общечеловеческие ценности. К сожалению, в учебном процессе мало уделяется этической стороне их деятельности. Поэтому фундаментом служит сначала общество, центром которого является семья как малая социальная группа, в которой и начинается воспитание индивида, друзья, а уже потом образовательные учреждения должны подкреплять этическое семейное воспитание в рамках обучения профессиональной деятельности. Образовательный процесс представляет собой необходимое пространство для этического развития будущего специалиста. Вуз должен предусматривать в учебном процессе как этические дисциплины, так и внеучебные мероприятия посвященные духовному развитию студента – проведение творческих конкурсов и вечеров, посвященных этическому и нравственному росту личности, внутривузовские и межвузовские спортивные соревнования, групповые походы в музеи, церкви, возможность участия в научных конференциях, особое внимание хочется чтобы студентов приобщали к практическим занятиям, например, встреча с уже состоявшимися сотрудниками служб, обучение просвещению в области права обычных граждан, работа с социально-незащищенными группами населения. Всё вышеперечисленное будет способствовать формированию высоконравственной студента-специалиста.

В Иркутском государственном университете по направлению «Юриспруденция» присутствует такая дисциплина как «Профессиональная этика юриста», что является, несомненно, важной частью обучения, однако не все студенты воспринимают всерьёз эту дисциплину. Предполагается, это обусловлено тем, что этические кодексы отдельных категорий работников в юридическом сообществе, изучаемые в данном учебном курсе, недостаточно нормативно закреплены, не имеют санкций за нарушения его положений. Сама по себе дисциплина не имеет достаточного количества научных исследований и ждет своего дальнейшего развития.

Этическое воспитание юриста по своей природе не заканчивается окончанием высшего учебного заведения. Взаимодействие личности юриста с окружающими людьми является как уже отметили, основой этического воспитания. В поддержку точки зрения на необходимость создания института, контролирующего и пресекающего несоблюдение этических норм профессиональных работников во время исполнения ими служебных обязанностей, можно сказать, что такие институты будут способствовать соблюдению необходимого морально-нравственного поведения юриста, будет возможность применить ответственность за нарушение этических норм, потому что такие нарушения не будут положительно развивать гражданское общество, и будут способствовать развитию в стране коррупции и лжи у государственных служащих и у гражданских юристов, что потом резко скажется на рациональном применении законов. Соблюдение моральных установок является важной предпосылкой функционирования правового государства. Однако сама реализация этой идеи может потребовать довольно значительного количества времени и осознании юридическим сообществом такого явления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что процесс формирования морально-нравственной личности юриста начинается с детства, семьи и продолжается всю его профессиональную деятельность. Правила, регламентирующие профессиональную этику, должны закреплять подлежащие обязательному исполнению нравственные требования и нормы, так как они формируют чувство профессионального долга, ответственности перед гражданами, обществом и государством за последствия осуществления своей деятельности. Без соблюдения нравственного закона, невозможно эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Каждому будущему юристу необходимо всегда помнить о том, что он вскоре будет являться лицом общества, государства, так как непосредственно юристы работают с нормативно-правовыми актами, которые регламентируют обязанности, права, свободы и законные интересы граждан, и от того, как юристы будут позиционировать себя обществу, будет зависеть развитие гражданского общества России.

Воспитание юристов

Лекция № 6. Воспитание нравственной личности юриста – основная цель педагогики профессиональной деятельности юриста

По мере усложнения различных сторон юридической деятельности растут требования, предъявляемые к лично­сти человека, который избрал профессию юриста в качестве ос­новной жизненной цели.

По мнению учёных (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000; Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалёва. М., 1998; Горлинский И.В. Педагогическая система гибкого обучения специалистов в высших учебных заведениях МВД России. М., 1997.), организационный процесс подготовки человека к юри­дической деятельности должен состоять из последователь­ности этапов: профориентации, профотбора, профессио­нального воспитания, обучения и усовершенствования.

Одним из наиболее важных ее аспектов должен быть профотбор студентов юридических вузов и факультетов, что будет способствовать улучшению состава работников правоохранительных органов. Профотбор предполагает целенаправленную деятель­ность вузов и органов прокуратуры по отбору абитуриентов и распределению студентов по специализации на основе и с учетом необходимых и противопоказанных для определен­ной профессии качеств и свойств личности и отбор в про­цессе стажировки в следственных органах.

При профотборе необходимо обратить внимание на направленность личности абитуриента.

По направленности личности можно установить мотивы выбора абитуриентом профессии юриста. Выделяются следующие типы профессиональной мотивации, которые необходимо устанавливать в ходе собеседования, при наличии которых не рекомендуется включать в состав студентов юридических факультетов.

1. Ситуативный тип профессиональной мотивации

Решающее влияние на выбор профессии оказывают в данном случае факторы, характеризующие внешнюю ситуацию абитуриента: влияние материальных соображений, места жительства, внешний престиж профессии, ее роман­тическая притягательность.

К ситуативным мотивам относится стремление к пре­стижному положению в обществе без выраженного интере­са к специальности как таковой. И, наконец, ситуативным, но сильным методом может оказаться влияние родителей или других близких родст­венников. которые на протяжении длительного времени внушают абитуриенту мысль о том, что он непременно дол­жен стать юристом. Ситуативный тип мотивации прогностически неблагоп­риятен, так как связан с тенденцией к разочарованию в своей деятельности, неудовлетворенности ею и как следст­вие этого формальному отношению к своим обязанностям.

2. Конформистский тип профессиональной мотивации

В этом случае выбор профессии происходит под влия­нием референтной (т.е. субъективно высоко значимой) группы, нормы которой для человека являются главным регулятором поведения. Такой выбор осуществляется аби­туриентами, как правило, без учета особенностей своей личности, ее действительной направленности, способно­стей. Этот вариант мотивации встречается у лиц, случайно оказавшихся на службе в органах МВД или на технической работе в органах юстиции, а также у детей представителей юридических профессий.

Конформистским типом является также мотив стрем­ления не отстать от сверстников (например, одноклассни­ков), избравших данную специальность, а также обуслов­ленное влиянием внешней среды стремление во что бы то ни стало получить высшее образование.

3. Компенсаторный тип мотивации

Данная мотивация встречается у лиц, избирающих юридический путь как область деятельности, в которой имеется возможность преодолеть в себе слабые стороны ха­рактера (неуверенность, тревожность, мнительность, замк­нутость, переживание личной несостоятельности, некомму­никабельность) благодаря овладению профессией, требую­щей проявления мужества, самостоятельности, решитель­ности и подобных качеств.

В процессе обучения студентов с компенсаторным ти­пом мотивации отмечаются два варианта развития лично­сти. В других случаях происходит гиперкомпенсация слабых сторон личности, в результате которой формируется чрез­мерная тенденция к доминированию, стремление к лидер­ству, решительность, эмоциональная холодность, проявле­ние жестокости. При компенсаторном типе чрезвычайно сильно стрем­ление достичь успеха, даже если для этого нет объективных предпосылок: высокого интеллекта, умения вступать в кон­такт с людьми и т.д. Поэтому компенсаторный тип прогностически также неблагоприятен.

4. Криминальный тип мотивации

Этот тип мотивации встречается среди абитуриентов крайне редко, но требует безусловного выявления. Он ха­рактеризуется неявной антисоциальной направленностью, как правило, маскируемой правильными речевыми форму­лировками. Эти лица стремятся использовать юридическое образование в своих целях, которые не соответствуют высо­ким требованиям, предъявляемым моральному облику юриста. Для них характерны нечестность, беспринцип­ность, склонность к авантюре, стереотипность в ответах на вопросы, знакомство только с внешней стороной деятель­ности юристов.

5. Криминалистический тип мотивации

При криминалистическом типе мотивации уже в пери­од обучения в вузе обнаруживаются нарушения обществен­ного порядка, поведения в быту, правонарушения.

Опыт работы молодых специалистов показывает, что далеко не все выпускники юридических вузов психологиче­ски подготовлены к следственной работе и обладают необ­ходимыми профессионально важными качествами.

Сила и характер влияния внутреннего состояния на протекание психических процессов зависит в первую оче­редь от нравственного облика личности, ее характера, спо­собности управлять собой, подавлять свои чувства во имя долга и необходимости. Эти качества необходимо воспиты­вать у будущих следователей еще в стенах университета (Васильев В.Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. М., 1991. С. 183-198.).

Важным качеством юриста является потребность в самовоспитании и самопознании. В зависимости от знания себя и характера от­ношения к себе определяется содержание и направленность активности личности в работе над собой. Самосознание формируется в процессе познания других людей, а также самого себя.

В процессе общения люди познают и оценивают друг друга. Важным фактором в развитии личности будущего следователя, прокурора, судьи является устойчивый интерес к правоохранительной дея­тельности. Именно ярко выраженный профессиональный интерес является важнейшим условием самовоспитания личности студента, потому что он в огромной мере способ­ствует наиболее целенаправленной, сознательной работе студента над собой.

В последние годы появилось новое обстоятельство, требующее повышенного внимания к формированию личности юриста у сту­дентов юридических образовательных учреждений. Общественные перемены последнего десятилетия в России заметно отразились на молодых людях, сделавших свой профессиональный выбор. Так, мотивация поступавших и обучавшихся в образовательных учреж­дениях МВД в 70–80-х годах и поступавших во второй половине 90-х различна. В нынешней структуре мотивов реже отмечаются романтические и общественные мотивы (например, раньше мотив желания – участвовать в борьбе с преступностью – был в первой пятерке мотивов, а сейчас находится в конце третье­го десятка). Приобретают больший вес материальные мотивы (иметь стабильный заработок, получать льготы, быть более защи­щенным).

Эти и другие данные свидетельствуют о том, что особенности личности поступающих сейчас в юридические вузы не упрощают, а усложняют задачу формирования личности юриста у них. Успех в решении задач образовательным учреждением требует повыше­ния внимания ко всей системе мотивации студентов, курсантов, слушателей, начиная с профориентационной работы среди моло­дежи, приоритетного изучения и оценки мотивов выбора профес­сии у поступающих на учебу, отбора только тех, у кого можно сформировать профессионально важные черты личности юриста, сотрудника правоохранительных органов.

В образовательных учреждениях подготовка к профессиональной деятельности юриста должна способствовать формированию профессионального портрета личности юриста; кладутся государственные квали­фикационные требования к выпускникам соответствующего уров­ня, ступени образования, государственные и ведомственные стан­дарты по направлениям подготовки и специальностям.

Структура общего профессионального портрета лич­ности юриста включает в себя такие основные свойства:

· профессиональный уровень правовой культуры.

Профессиональный уровень правовой культуры обычно приписывают юристам и всем тем, кто связан с правовой деятельностью. При непосредственном и частом выполнении юридически значимых действий они совершенствуют свои знания, степень понимания государственно-правовых явлений и свою профессиональную деятельность. Очень часто эту деятельность осуществляют должностные лица. Высокая правовая культура должностных лиц является условием обеспечения реализации субъективных прав и юридических обязанностей в обществе, гарантией соблюдения законности и правопорядка. Согласно примечанию к ст. 285 УК РФ должностными лицами являются индивиды, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют функции представителя власти либо выполняют организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсковых и воинских формированиях страны. Под лицами, занимающими государственные должности в Российской Федерации, понимаются индивиды, которые работают в должностях, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными, законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственного органа. Под лицами, занимающими государственные должности субъектов Российской Федерации, понимаются лица, занимающие должности, уста­новленные конституциями или уставами субъектов Российской Федерации для испол­нения полномочий государственных органов (Иванников И.А. Концепция правовой культуры // Правоведение №3. 1998. С. 15.).

В системе разделения властей нет ни одной ветви власти, где не работали бы юристы. Совокупность правовых государственных органов часто принято называть правоохранительными органами. Правоохранительные органы призваны способ­ствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступности, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения конституции и иных законов, уважения правил общежития.

Профессиональная юридическая направленность базируется на общей направленности личности студента (отражающей чело­веческие, гражданские позиции, понимание ею смысла жизни, сво­его места в ней, особенности мировоззрения, жизненных идеалов, потребностей, стремлений, планов жизни и др.), сформировав­шейся до поступления в образовательное учреждение и продол­жающей развиваться в течение всей жизни.

Морально-психологические особенности личности юриста включают следующие свойства (качества):

– моральные знания и убеждения;

– навыки, умения и привычки высоконравственного поведе­ния на службе и в быту;

– морально-психологические установки и ценностные ориен­тации, выражающие степень внутреннего принятия юристом оп­ределенной группы моральных норм, окрашенных глубоким лич­ностным смыслом, а поэтому ставших личностными ориентирами в поведении и профессиональных действиях. Они становятся крите­риями в решении вопросов справедливости, должного, допустимо­го и запретного;

– морально-психологические качества – устойчивые лично­стные особенности нравственного поведения.

Профессиональные способности – профессионально развитые деловые качества, влияющие на успех в овладении профессией, результаты работы и прогрессивный рост их.

Деловые способности — комплекс качеств, нужных для успе­ха в делах. Это – активность, инициативность, самостоятель­ность, упорство в достижении цели, организованность, плано­вость, предусмотрительность, решительность, умение работать с людьми, дисциплинированность, готовность к взаимодействию, работоспособность. Особой группой деловых способностей и ка­честв выступают организаторские и управленческие способности.

Способности к действиям в экстремальных условиях – во­ля, мужество, смелость, стойкость, выдержка, самообладание, ус­тойчивость к риску, физическая сила и ловкость, быстрота реак­ции, осмотрительность, расчетливость, профессионально-психоло­гическая устойчивость. Они особенно нужны сотрудникам МВД, ФСБ, налоговой полиции, государствен­ной охраны, военнослужащим внутренних войск и др.

Специальные способности – особые качества, которые нуж­ны сотрудникам разных юридических специальностей: высокое чувство ответственности, принципиальность, обостренная наблю­дательность, способность и склонность анализировать события до деталей, криминалистическое видение фактов, стойкость к ответ­ственности, выдержка, невозмутимость, способность к перевопло­щению, ораторские способности, «музыкальный» слух, находчи­вость и др. (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С.160.)

Одним из главных нравственно-психологических качеств является духовность. Духовность повышает и эффективность профессиональной деятельности юриста, выводя ее за пределы конкретной юридической ситуации и достижения чисто юридического результата. Она дополняет действия юриста поступ­ками (Поступок – сознательное действие личности, ориентированное и регулируемое общественными, человеческими, моральными ценностями, самоопределение человека в отношении норм долга, ответственности, справедливости, совести, чести в данной жизненной и профессиональной ситуации, занятие позиции по их соблюдению или нарушению и оцениваемое по этим показателям.) и поднимает деятельность до уровня общественной полезно­сти и культуры, осмысленного стремления юриста к достижению более полного, общественно значимого результата (вклада в укре­пление законности и правопорядка, защиту прав, свобод и имуще­ства граждан, общественных ценностей, борьбы с преступностью, продвижение к правовому государству и обществу) и использова­нию только культурных и цивилизованных способов его получе­ния. Юрист обязан, по выражению А.Ф. Кони, «не только казаться, но и быть справедливым» (Кони А.Ф. Собр. соч.: В 8 т. М., 1967. Т. 4. С. 54.).

Важную роль в формировании нравственности личности юриста имеет образо­вание. В Государственном образовательном стандарте по специ­альности «юриспруденция» четко и детально прописаны показатели образованности юриста – дипломированного специалиста. Юрист должен, в частности:

– быть знакомым с основными учениями в области гумани­тарных и социально-экономических наук, способным научно ана­лизировать социально значимые проблемы и процессы, уметь использовать методы этих наук в различных видах профессиональ­ной и социальной деятельности;

– знать Конституцию Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношение человека к человеку и обществу, окружающей среде, уметь учитывать их при разработке экологических и социальных проектов;

– иметь целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в неживой и живой природе, понимать возможно­сти современных научных методов познания природы и владеть ими на уровне, необходимом для решения задач, возникающих при выполнении профессиональных функций;

– быть способным вести профессиональную деятельность в иноязычной среде;

– иметь научное знание о здоровом образе жизни, владеть умениями и навыками физического самосовершенствования;

– владеть культурой мышления и искусством логического анализа, знать его общие законы и уметь в письменной и устной речи правильно (логично) их выстраивать;

– уметь на научной основе организовывать свой труд, вла­деть компьютерными методами сбора, хранения и обработки ин­формации, применяемыми в сфере его профессиональной деятель­ности;

– быть способным в условиях развития науки и изменяющей­ся социальной политики и переоценки накопленного опыта к ана­лизу своих возможностей, уметь приобретать новые знания, ис­пользуя современные информационные образовательные техноло­гии;

– понимать сущность и социальную значимость своей буду­щей профессии, основные проблемы дисциплин, определяющих конкретную область его деятельности, видеть их взаимосвязь в целостной системе знаний;

– быть способным в профессиональной сфере на основе сис­темного подхода строить и использовать модели для описания и программирования различных явлений, осуществлять их качест­венный и количественный анализ;

– быть методически и психологически готовым к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

Особую роль в становлении нравственной личности принадлежит воспитанию. Для этого важно применять методы воспитания (таблица 34.). По мнению А.М. Столяренко, воспитание студента – это целенаправленный процесс ока­зания помощи студенту в подготовке к жизни, самоопределении в ней и профессиональной деятельности, в выработке у себя трудо­любия, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, природе, нацеленности на совершенствование общества, ин­теграции в национальную и мировую культуру (Столяренко А.М. Юридическая педагогика. Курс лекций. М., 2000. С. 167.). В широком смысле воспитание отождествляется с социализацией, т.е. рассматривается как процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта. Этот объективный воспитательный процесс представляет широкое, многостороннее взаимодействие социальных субъектов между собой, с окружающей природной и социальной средой.

Таблица 34. Методы воспитания.

В узком смысле воспитание рассматривается как процесс целенаправленного и систематического воздействия субъекта воспитания на объект в интересах привития ему качеств, соответствующих воспитательным целям (таблица 35.) и задачам.

Таблица 35. Цели воспитания.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов деятельности, которое обеспечивает подготовку граждан к общественной жизни и труду, формирование их как гармонично развитого индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности. Характер взаимосвязей и воспитательные функции каждого субъекта регулируются действующим законодательством, педагогическими принципами и направлены на обеспечение успешности труда.

Основными задачами воспитания являются следующие:

· Формирование научного мировоззрения у воспитуемых, основу которого составляют патриотизм, профессионализм, нравственность и приверженность закону;

· Развитие положительной мотивации в труде, творческого отношения к выполнению своих обязанностей, добросовестности и активности в решении практических задач;

· Гармоничное, целостно-ориентированное развитие каждого воспитанника на единой основе его возможностей и требований производства;

· Овладение общечеловеческими ценностями, историческим опытом и патриотическими традициями Отечества;

· Обеспечение высокой культуры общения и взаимоотношений в коллективе на основе уважения к закону;

· Активизация роли воспитания в едином и целостном укладе повседневного труда и жизни.

Таблица 36. Виды воспитания.

Воспитание подразделяется на (таблица 36.):

Патриотическое воспитание направлено на распространение среди воспитанников конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовность к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявленьям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма.

Правовое воспитание призвано обеспечить формирование правового сознания и культуры труда и повседневной жизни в соответствии с требованиями законов, принятых принципов и норм. Оно связано с формированием уважения к Конституции РФ, к законам и правопорядку.

Одним из составляющих правового воспитания юриста на наш взгляд является уровень его правовой культуры, также, которая по мнению В.П. Сальникова, есть «особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структуированию по различным основаниям» (Сальников В.П. Правовая культура // Актуальная проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибуллина. Уфа, 1995. С. 150-151.). Правовую культуру и личность он рассматривает «как одну из категорий общечеловеческих ценностей, как важнейший результат общедемократических завоеваний прогрессивного человечества. Она становится неотъемлемым компонентом цивилизованности и правового государства» (Сальников В.П. Правовая культура // Актуальная проблемы теории права / Под ред. К.Б. Толкачева и А.Г. Хабибуллина. Уфа, 1995. С. 130.).

Нравственное воспитание питается общечеловеческими и национальными нравственными ценностями, формирует сознание гражданского долга, привычки соблюдать нормы морали и в быту, человеческого отношения с товарищами, бережного отношения к материальным ценностям.

Государст­венный образовательный стандарт по специальности «юриспруден­ция» содержит положение о том, что юрист должен обладать гражданской зрелостью и высокой общественной активностью, профес­сиональной этикой, правовой и психологической культурой, глу­боким уважением к закону и бережным отношением к социальным ценностям правового государства, чести и достоинству граждани­на, высоким нравственным сознанием, гуманностью, твердостью моральных убеждений, чувством долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальностью и независимостью в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее ох­раны и социальной защиты, необходимой волей и настойчивостью в выполнении принятых правовых решений, чувством нетерпимо­сти к любому нарушению закона и собственной профессиональной деятельности.

В начале работы в правоохранительных органах моло­дые сотрудники нередко имеют меркантильные интересы (например, «работать, что­бы заработать и приобрести. »), а по мере роста воспитанности, увлеченности работой происходит перестройка мотивации и начи­нают набирать вес и силы, лежащие внутри работы: интерес к процессу работы, к ее результатам, признанию другими этих ре­зультатов, к возможностям самореализации и др. Во всем этом сотруднику надо оказать помощь.

Таблица 37. Принципы воспитания.

Для этого будущих юристов необходимо готовить со студенческой скамьи. Подготовка к профессиональной деятельности юриста должна строиться на следующих педагогических принципах (таблица 37):

1. Принцип опережающего характера воспитания и педагогиче­ского оптимизма. В правоохранительных органах нередко встре­чается пессимизм в отношении необходимости воспитания. В обстановке общего снижения уровня нрав­ственности и культуры общества, нажитых нечестным путем ог­ромных богатств, подрыва веры в порядочность власти и ее слу­жения интересам общества и народа, недопустимо низкого уровня жизни работников правоохранительных органов и др. возникают сомнения в возможности достижения положительных результатов в воспитании. Данный принцип ориентирует работу с кадрами не на приспособление к тому, что есть, а на то, что должно быть, на побуждение сотрудников к утверждению в своем окружении, в своей работе, в пределах доступного норм жизни и службы, не унижающих человека, а обеспечивающих за­щиту его прав и свобод, торжество справедливости и наказание зла.

2. Принцип педагогического оптимизма обязывает организатора работать с верой в успех, в достижение позитивных изменений к лучшему. Эта вера придает силы, побуждает к поискам, не позво­ляет отчаиваться при неудачах, накладывает неизгладимый отпе­чаток на применяемые методы и произносимые слова, оказывает воодушевляющее и внушающее влияние на сотрудников. Такую веру надо передавать и самим сотрудникам.

3. Принцип гражданственности характеризует фундаменталь­ную зависимость содержания всей воспитательной работы с персо­налом от особенностей российского общества, происходящими в нем переменами и необходимостью создания условий для его бла­гополучия и процветания в ближайшей перспективе.

4. Принцип гуманистической направленности соответствует ведущей тенденции развития российского общества, отвечающей и мировым тенденциям. Гуманизм – система взглядов, ставящих человека в центр всех интересов, рассматривающих жизнь как высшую социальную ценность, а заботу о человеке как высшее предназначение общества. Важнейшими ценностями его выступают справедливость, права и свободы, честность и порядочность, тру­долюбие, забота о ближних и других людях, уважение личного достоинства, недопустимость насилия и др.

5. Принцип профессионально-правовой направленности также имеет специальное значение в системе воспитания сотрудников правоохранительных органов, выступая важнейшей основой спе­цифики их профессионального воспитания.

6. Принцип индивидуального подхода – одна из важнейших специфик воспитания в процессе деятельно­сти.

7. Принцип обеспечения включенности личности сотрудника и его возможностей в профессиональную деятельность. Только труд, увлекающий человека, интересный, захватывающий его мысли и желания, побуждающий к самоотдаче максимально пло­дотворно продвигает его по пути личностного роста и одновремен­но успеха самого труда.

Сочетание разных педагогических принципов в профессиональной подготовке необходимо для достижения цели подготовки юристов-профессионалов.

Формирование нравственно совершенной личности было и остаётся одним из центральных направлений воспитания граждан, работников различных профессий. Вместе с тем в обществе есть профессии, для представителей которых нравственное воспитание имеет особое значение. К числу представителей подобных профессий относятся и сотрудники правоохранительных органов.

Много внимания нравственному становлению личности уделяли И.Кант, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский. В основе системы воспитания А.С. Макаранко и В.А. Сухомлинского, по существу, лежало именно нравственное развитие человека. Эти и многие другие мыслители, воспитатели и общественные деятели исходили из того, что воспитание личности происходит и как целенаправленный процесс, и как формирование её под влиянием объективных условий жизни, и как самовоспитание.

По мнению А.С. Макаренко (Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище // Соч.: В 7 т. М., 1958. Т. 5. С. 410-411.), нравственное воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования у человека этических знаний, моральных потребностей, идейно-нравственных убеждений, моральных качеств и чувств, устойчивых и привычных норм поведения, соответствующих нравственному идеалу.

Применительно к системе нравственного воспитания в правоохранительных органах особое значение имеют такие понятия, как «служебный (воинский) долг», «профессиональная честь», «личное достоинство». Нередко эти понятия служат в качестве критериев самооценки сотрудника. Человек определяет свою линию поведения или конкретный поступок, исходя из своего представления о профессиональной чести, служебном достоинстве, гражданском, сыновьем или служебном долге.

Важной задачей нравственного воспитания является формирование у каждого сотрудника прочных моральных убеждений. Моральные убеждения (наряду с политическими, правовыми, эстетическими, религиозными или атеистическими) существенно влияют на все стороны деятельности и поведения человека, поскольку представляют собой те укоренившиеся в его сознании принципы, нормы, идеалы, категории этики, которым он считает необходимым следовать. Предопределяя линию поведения человека, его конкретные поступки, моральные убеждения выступают в качестве мотивов, то есть показывают, во имя чего человек совершает те или иные действия либо проявляет бездействие; какие преследует цели (нравственные или безнравственные, с личной выгодой или с пользой для коллектива, общества и т.д.). В силу этого моральные убеждения могут быть как положительного содержания (высоконравственного), так и негативного (безнравственного, аморального). Особо необходимо выделить моральные убеждения защитника общественного порядка и законности.

Формирование у сотрудников необходимых качеств неотделимо от воспитания у них нравственных чувств. Моральные чувства оказывают заметное влияние на общее развитие каждой личности. «Воспитать настоящий характер, – писал А.С. Макаренко, – значит воспитать человеческое чувство. Я уверен, что если мы не воспитаем человеческого чувства как нужно, то, значит, мы ничего не воспитаем» (Макаренко А.С. Доклад в педагогическом училище. 1958. Т.5. С. 410-411.).

Большинство моральных качеств и чувств сотрудников имеет профессиональное значение. Многие моральные качества и чувства сотрудников изложены в нормативных актах: Присяге, Дисциплинарном уставе органов внутренних дел, Уставе милиции Российской Федерации, ряде приказов и указаний МВД, ФСБ и др.

Важное воспитательное и побудительное воздействие на будущих юристов, особенно молодых, оказывает творческое и активное обсуждение таких этических категорий, как долг, честь, совесть, личное достоинство, справедливость, добро и зло. Обсуждение этих категорий может проходить, например, в ходе тематического вечера: «Как ты понимаешь смысл «профессиональной чести» («чести мундира»)?

Большую помощь в нравственном становлении юристов могут оказать разрабатываемые на местах специальные памятки, инструкции, где излагаются вопросы профессиональной этики, нравственные требования к работникам, правила поведения на службе и в быту, даются рекомендации по самовоспитанию.

Организация и осуществление нравственного самовоспитания включает: изучение сотрудником общезначимых социально-качественных параметров личности цивилизованного общества, а также специфических качеств личности специалиста правоохранительных органов (профессиограммы); самопознание и критическую самооценку деятельности и поведения, потребностей и способностей, сил и возможностей; планирование работы над собой, постановку целей, выработку программы и правил нравственного самовоспитания; изучение средств, методов и приёмов самовоспитания; изучение практики самовоспитания выдающихся личностей – представителей избранной профессии, педагогов, мыслителей, деятелей науки, культуры и политики; повышение собственной активности во всех сферах деятельности.

Существуют следующие методы самопознания и нравственного самовоспитания. Самонаблюдение как динамический процесс принимает форму самоконтроля. Самоконтроль предполагает наличие установки и критическое отношение к отклонениям от неё. Это – одна из важнейших функций самопознания личного состава правоохранительных органов и в то же время метод его самовоспитания (Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов: Учеб. пособие / Под ред. Г.В. Дубова и А.В. Опалёва. М., 1998. С. 340-370.).

В практике самопознания и самовоспитания специалистов правоохранительных органов широко применяется самоанализ. Нельзя допускать также односторонней направленности самоанализа, увлекаться, например, анализом только своих отрицательных или только положительных черт. Следует развивать и поощрять строгую самооценку специалистов. В ходе работы над собой специалисты правоохранительных органов прибегают к самоучёту и самоотчёту. Способность отдавать себе отчёт во всех своих действиях – важное качество сотрудника.

В процессе нравственного самовоспитания применяется метод самопринуждения – особая функция воли, направленная на принуждение себя совершать определённые действия.

Средством борьбы с вредными привычками, нездоровыми настроениями выступает самообладание. Самообладание – это способность «не терять» себя в минуты опасности, подавлять в себе страх, другие сильные отрицательные чувства, сохранять ясность ума и силы воли.

Значение самодисциплины в правоохранительных органах общеизвестно, но задача состоит в том, чтобы превратить дисциплину в самодисциплину. Это полная власть над самим собой в интересах дела, которому служишь, повышения боеспособности и боеготовности подразделения.

Одним из важнейших методов самовоспитания является самокритика.

Условия службы и обстоятельства жизни требуют и таких методов самовоспитания, как самоограничение и самоотказ, самообязательство и др.

Решение задач по укреплению конституционной законности, защите правопорядка в стране, становлению и возвышению личности в значительной степени обусловлено уровнем самосознания и самовоспитания самих блюстителей прав и порядка.

Для успешного выполнения своих функций юрист должен отличаться рядом качеств, отвечать определенным требованиям.

Основные профессиональные особенности работы юриста пред­ставляют собой, в сущности, те же деловые и нравст­венные качества, которые должны быть присущи всем российским людям, всем работникам, выполняющим го­сударственные, общественно-политические функции.

Вместе с тем среди этих общих деловых и иных ка­честв человека и специалиста необходимо выделить ведущие, главные, имеющие перво­степенное значение в юридической
работе.

Юристы должны обладать следующими основными качествами: принципиальность, правильное понимание своего общественного, государственного долга. Эти качества, важные для любого специалиста, в юридиче­ской работе проявляются непосредственно; от них во многом зависит главное – осуществление специаль­ных функций этой работы; высокая деловая квалификация, профессиональное мастерство, т. е. овладение таким уровнем юридических знаний и профессионального умения, который соответ­ствует современной юридической науке, требованиям юридической практики. Каждый юрист должен глубоко знать законодательство и юридическую практику, иметь развитое, юридическое мышление, быть искусным мастером, до тонкости освоившим все секреты ведения юридических дел, выполнения своих профессиональных функций; высокий нравственный уровень в работе, в личной жизни. Деятельность юриста, его жизнь должны быть подчинены этическим нормам, нормам общей культуры, выработке в себе таких качеств, как чувство долга, честность, совестливость, уважи­тельное отношение к людям, внимание к ним и др.

Категория долга – одна из важнейших в этике вообще и среди категорий профессиональной этики юриста в особенности. Долг – это об­щественная необходимость, выраженная в нравственных тре­бованиях к личности. Выполняя требования долга, личность выступает как носитель определенных моральных обязанностей перед обществом, который осознает их и реализует в своей дея­тельности. Многие великие мыслители высоко ценили чувство долга. И. Кант пи­сал, что долг – это именно то великое, что возвышает человека над самим собой. «Не забывай долга, – как бы вторит ему А. Блок, – это единственная музыка. Жизни и страсти без долга нет» (Воронцов В.П. Симфония разума. М., 1980. С. 114.).

Служебный долг сотрудника правоохранительных органов, бу­дучи составной частью общественного долга, является нравствен­ным в его объективном и субъективном выражении. Моральная ценность объективного содержания долга состоит в том, что он под­чинен решению самой высокой и справедливой задачи: защиты прав и свобод личности, обеспечению безопасности своей страны, укреп­лению правопорядка.

Человек с высокоразвитым чувством долга может подняться над своими субъективными желаниями и страстями, подчинить всего себя требованиям долга, которые как бы растворяют в себе все личное.

Нравственный долг сотрудников правоохранительных органов имеет объективную и субъективную стороны. Объективная опреде­ляется потребностью защиты безопасности государства и общества, обеспечения прав и свобод его граждан. Субъективная представляет четко сформулированные задачи, поставленные государством перед правоохранительными органами: сознательность и ответственность сотрудников при выполнении возложенных на них задач по укреплению правопорядка, защите безопасности государства и общества, прав и свобод его граждан; готовность и способность каждого со­трудника осознать требования нравственного долга, свое место и роль в общем деле, определить свое внутреннее отношение к долгу, предъявить высокие требования к самому себе (Кузнецова Н.Ф. Уголовное право и мораль. М., 1967.).

Все отношения, которые прямо выражают и закрепляют профессиональный долг, обладают нравственным и правовым автори­тетом. Отступление от норм морали, как правило, всегда является одновременно и нарушением юридических норм. В требованиях юридически оформленного профессионального долга, выраженного в присяге, уставах, наставлениях, инструкциях, заключена и материальная оценка и правовая норма.

Следовательно, профессиональный долг представляет собой единство правовой и нравственной сторон, так как моральные тре­бования совпадают с государственной волей.

Профессиональная деформация — негативные проявления из­менений в личности профессионала, вызванные противоречивым влиянием профессиональной деятельности и отрицательно сказы­вающиеся на ней. В сущности, это регресс в воспитании и разви­тии личности. Он особенно опасен у сотрудников правоохрани­тельных органов, ибо профессиональная деформация чаще всего становится причиной нарушений законности, особенно таких, как рукоприкладство, угрозы оружием, незаконные задержания и аре­сты, силовое принуждение к даче признательных и свидетельских показаний, неадекватное ситуации применение оружия и др.

Профессиональная деформация, как правило, захватывает личность в целом. У следователей, например, она обнаруживается в склонности к косности, рутине, волоките, правовом нигилизме, ложной корпоративности («чести мундира»), карьеризме, индивидуализме, альянсу с коммерческими структурами (в лучшем случае регулярным дармовым выпивкам, в худшем – предательству интересов службы) (Калугина Н.Г. Некоторые особенности профессиональной деформации следователя // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1998. № 2 (8). С. 14-17.). Все это дополнительные свидетельства того что следователем надо не только родиться и обладать особым складом ума, но быть и личностью, умеющей сопротивляться де­формирующему влиянию деятельности и обстоятельств.

К сожалению, с каждым годом подвергается деформирующим влияниям все больше сотрудников.

Профессиональная деформация всегда возможна при слабости правовоспитательной работы в правоохранительном органе.

При возникновении подозрений принимают­ся индивидуализированные меры для проверки достоверности воз­никших подозрений. Если последние подтвердятся, проводится усиленная индивидуальная правовоспитательная работа при по­стоянном индивидуальном контроле, оценке ее результатов, по­вышении требовательности. К этой работе должны привлекаться практические психологи и педагоги, если они есть в штатах пра­воохранительного органа.

Правильно поступают руководители, которые используют все местные возможности для улучшения жизни сотрудников: помощи им в решении квартирных проблем, жизни семьи, приобретении имущества, осуществлении заготовок, выделении садовых участ­ков, финансовых доплат за счет местного бюджета, выдаче денеж­ных премий и др.

Радикально же прекратить деформирующие влияния и ис­ключить ненужные испытания прочности духа можно лишь соз­дав уважающую законы власть, исключив положение, когда есть люди, над которыми закон не властен, решительно улучшив мате­риальное положение сотрудников правоохранительных органов, служащих народу, преданных служению Закону. История учит, что ничто так дорого не обходится государству и народу, как «де­шевые» правоохранительные органы.

Специфика деятельности правоохранительных органов связана с тем, что их сотрудникам, как правило, приходится иметь дело с негативными сторонами нашей жизни, подвергаться воздействию аморальных явлений, работать в экстремальных условиях, с большой морально-психологической и физической нагрузкой, что приводит порой отдельных работников к так называемой профессиональной деформации.

Это объясняется многими причинами, в том числе состоянием нравственного воспитания в служебном коллективе, семейно-бытовыми условиями жизни сотрудников, показателями оперативно-служебной деятельности, морально-психологическим климатом в коллективе, зрелостью общественного мнения, авторитетом руководителей.

Воспитательная работа по предотвращению или локализации моральной деформации предполагает:

1) учёт морально-психологических, политических и деловых качеств сотрудника, степень его субъективной предрасположенности к деформации;

2) анализ основных факторов, вызывающих «профессиональную деформацию» у тех или иных категорий сотрудников или военнослужащих;

3) учёт состояния служебного коллектива (половозрастного состава, стабильности, показателей служебной деятельности, морально-психологической атмосферы и т.д.);

4) проведение комплекса мер воспитательного характера, создающих заслон на пути к нравственной деформации.

Особое внимание заслуживают молодые сотрудники. Испытывая большие трудности морально-психологического характера, молодые люди нередко неадекватно воспринимают те или иные действия своих коллег, средства и методы служебной деятельности, остро переживают ошибки, неудачи, вызванные отсутствием опыта, порой болезненно реагируют на замечания начальников, проявляют сомнения в правильности профессионального выбора. В этих условиях многое зависит от подготовленности юристов к профессиональной деятельности.

Право­вое воспитание представляет собой неотъемлемую часть воспитания в целом.

Правовое воспитание – это воспитание святости за­кона, нетерпимости к произволу, убежденности в тор­жестве истины, справедливости в любой конфликтной ситуации, в торжестве правосудия. Сюда же, несомнен­но, включается утверждение в сознании гражданина своего высокого положения как личности в обществе вообще, своей неприкосновенности и личной безопасности, недопустимости по отношению к себе каких бы то ни было незаконных действий.

Уважение к праву должно стать настолько личным убеждением, чтобы этот процесс охватил эмоциональ­ную сферу человека. Каждый человек должен быть предель­но нетерпимым к нарушениям законности, про­явлениям произвола, несправедливости, а главное – он должен быть активным борцом за закон­ность, испытывать внутреннюю потребность вступить в бой с любым правонарушителем.

В современных условиях правовое воспитание и пропаганда должны рассматриваться не как дополни­тельная, вспомогательная работа юриста, а как работа, охватываемая его прямыми, профессиональными функ­циями. Поэтому и качество деятельности юристов-прак­тиков должно определяться не только показателями, ха­рактеризующими ведение юридических дел, но и той юридической атмосферой, тем «климатом» права и за­конности, который наступает в результате выполнения ими профессиональных обязанностей, всей их работы по правовому воспитанию, подъему правовой культуры населения.

Фундаментом правового воспитания выступает морально-психологическая подготовка сотрудника. Дефекты в ней – нече­стность, непорядочность, безответственность, утраченное чувство долга и чести, ощущение вседозволенности, профессиональная неустойчивость, жадность, продажность и т.п., выступают главной личной причиной нарушений законности, особенно таких, как: корыстные злоупотребления, превышение власти, укрытие престу­плений от учета, мздоимство, коррумпированность.

В системе про­фессионального юридического образования и профессиональной подготовки в органах первостепенное внимание уделяется изуче­нию законов, обстоятельному, глубокому и максимально прочно­му (П. Сергеич. (П.С. Пороховщиков). Искусство речи на суде. М., 1988. С. 122.).

Методика занятий и изучения законов и законности действий эффективна, если она ориентирована на сознательность и глубину усвоения знаний, превращение их в убеждения, связь с практикой.

В ходе всех занятий, воспитательных мероприятий, а также личных бесед уделяется повышенное внимание формированию у сотрудников убеждения в необходимость обеспечения правозаконности своей профессиональной деятельности, т.е. реализации своих властных полномочий исключительно на основе правовых норм, признанных обществом и закрепленных прежде всего в Конституции РФ, а также соответствующих ей законах и подза­конных актах. При этом уделяется внимание раскрытию закона, правовой нормы как высшей меры справедливости.

Особое направление, приучающее к уважению норм деятель­ности, – укрепление служебной дисциплины. Привычка к дисци­плинированному поведению положительно сказывается на воспи­тании привычки к соблюдению законности.

В заключение необходимо отметить, что формирование у юристов уважения к закону является сдерживающим фактором профессиональной деформации.

Одним из реальных плодов российской судебной реформы стало принятие нравственного кодекса представителей судебной власти. Совет судей Российской Федерации 21 октября 1993 года принял документ, который называется Кодекс чести судьи Российской Федерации (Всероссийская правовая газета «Юридический вестник». 1993. № 23. С. 3.). Это Кодекс профессиональной судейской этики, имеющий своеобразную природу. Принят он после его обсуждения судьями и органами судейского сообщества. Кодекс опирается на закон, так как конкретизирует и развивает требования к судье, содержащиеся в Законе «О статусе судей в Российской Федерации». Но, кроме того, он содержит положения чисто нравственного свойства – регулирует нравственную деятельность судьи как при исполнении профессиональных функций, так и во внеслужебной деятельности.

Судья должен быть свободным от влияния общественного мнения, от опасений перед критикой его деятельности.

Кодекс чести судьи уделяет внимание необходимости обеспечить высокую культуру общения со стороны представителей судебной власти. Судья должен проявлять терпение, вежливость, тактичность и уважение к участникам судебного разбирательства и другим лицам, с которыми
он общается при исполнении служебных обязанностей. Этого
же судья должен требовать от работников аппарата
суда.

Судьям запрещается делать публичные заявления, комментарии, выступать в прессе по делам, находящимся в производстве суда, до вступления в силу постановлений, принятых по ним.

Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его объективности, справедливости и неподкупности. Участие судьи в общественной деятельности возможно, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьёй своих профессиональных обязанностей. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях политического характера или в других политических акциях. Контакты судьи с органами законодательной и исполнительной власти возможны, но если при этом не оказывается давление на судью в связи с выполнением им своих профессиональных обязанностей «и не возникает сомнений в его объективности».

Кодекс запрещает судье личные, финансовые и деловые связи, которые могут отрицательно сказаться на его репутации и профессиональной деятельности.

Кодекс чести судьи обязывает судью «избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство».

Судья, следователь, прокурор не должны вступать в контакты с участниками процесса, их родственниками и другими заинтересованными лицами вне служебной обстановки. Подобного рода общение даже при безупречном поведении может быть использовано недобросовестно, во вред репутации должностного лица, для его дискредитации и осложнения производства по делу.

Следователь, прокурор не вправе давать кому-либо обещания по поводу того, какое решение будет принято по делу, направляемому в суд.

В делах служебных и вне службы юрист руководствуется высоким чувством ответственности своего положения и достоинства своей профессии, проявляя заботу об авторитете своего звания. В частности, он обязан быть разборчивым в выборе способов использования свободного времени; ему противопоказаны экстравагантность в одежде (во внеслужебное время); необдуманные или легкомысленные поступки. Он не может стать на позицию постороннего наблюдателя в случае, когда в его присутствии совершается правонарушение или аморальный поступок, не может пройти мимо беспорядков, могущих породить преступление или черезвычайное происшествие.

В личной жизни от юриста требуется скромность, умеренность, порядочность. Он должен проявлять заботу о воспитании членов семьи, соблюдении ими нравственных норм.

Следователь, прокурор, судья в общении с другими гражданами на службе и вне её обязан безупречно соблюдать нравственные нормы. Всё его поведение, внешность должны быть образцом соблюдения требований этики.

Только обладая необходимыми качествами и правилами поведения в профессиональной и внеслужебной деятельности, работники правоохранительных органов и органов правосудия могут достичь успехов в работе, авторитета и признанности среди граждан.

Смотрите еще:

  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • 39 173 гпк рф 39 173 гпк рф Судебный участок № 126 Еланского района Волгоградской области О П Р Е Д Е Л Е Н И Е р.п. Елань Волгоградской области 14 марта 2012 года Мировой судья судебного участка № 126 (Еланский район) […]
  • Как продать квартиру неприватизированную и с долгом Как продать неприватизированную квартиру с долгами по ЖКХ? Здравствуйте. Вопрос стоит в том,что у моей семьи есть 2х комнатная квартира. В которой я прописана,но к своему счастью не проживаю. Они ее целиком и полностью […]
  • Адвокат завгородний Адвокат завгородний ЗАПИСНАЯ КНИЖКА НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ РЕКЛАМА ТРИБУНА ФОТОАЛЬБОМ МАГАЗИН ГОСТЕВАЯ КНИГА ФОРУМ ГАЗЕТА БИЗНЕС-АДВОКАТ ЖУРНАЛ ДОМАШНИЙ АДВОКАТ ПОДПИСКА СУДЫ г.МОСКВЫ Контактная информация: […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Как не потерять стаж при увольнении Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на […]