Воинская обязанность понятие и содержание

Основные понятия о воинской обязанности

3.1. Основные понятия о воинской обязанности

«Воинская обязанность — это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны» (Ожегов С. И. Словарь русского языка).

В Федеральном законе «Об обороне» указано, что в целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации и устанавливается воинская обязанность граждан.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

Воинская обязанность предусматривает:

— воинский учет;
— обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
— прохождение военной службы по призыву;
— пребывание в запасе;
— призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативно-правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

— призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;
— прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация — комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение — особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах, выражается в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время — период фактического нахождения государства в состоянии войны. Характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и межгосударственных отношений, введением законов военного времени.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Президент российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против РФ, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

Смирнов А. Т., Основы безопасности жизнедеятельности: Учеб. для учащихся 11 кл. общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. И. Мишин, В. А. Васнев. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2002. — 159 с. — ил.

Сборник конспектов уроков по ОБЖД скачать, календарно-тематическое планирование, учебники по всем предметам онлайн

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь — Образовательный форум.

Определение, характеристики и основные понятия о воинской обязанности

Основные понятия о воинской обязанности регламентируются национальным законодательством. Перед рассмотрением всех нюансов данного вопроса следует обратиться к основным положениям, которые будут приведены далее.

Об определении

Каждый молодой человек по достижении совершеннолетнего возраста обязан нести службу в армии, отдавая год своего времени Вооружённым Силам. Воинская обязанность и военная служба – основные понятия, с которыми приходится сталкиваться в этот период и на протяжении дальнейшей жизни. Содержание и все нюансы рассматриваемого вопроса определены законодательством государства и подразумевают:

  • организацию призыва в период военного положения или военной службы;
  • организацию прохождения службы в рядах армии в период мобилизационной подготовки;
  • организацию призыва на период мирного времени.

Мобилизационный период

Мобилизация представляет собой слаженные мероприятия, целью которых является оперативный перевод Вооружённых Сил, экономики, иных сил и средств на военное положение. Данный термин входит в основные понятия о воинской обязанности.

В связи с этим важно рассмотреть определение военного положения. ВП – это правовой режим государства в целом или нескольких его частях, который вводится в результате возникновения исключительных обстоятельств (военной агрессии либо ее угрозы).

Основные понятия о воинской обязанности тесно связаны с термином «военное время». Это фактический период нахождения государства или ряда стран в состояние войны. Характерной особенностью данного понятия является полная реорганизация всех отраслей жизни общества. Кроме того, на протяжении военного времени действует определённый свод законов.

Содержание повинности

Понятие воинской обязанности и военной службы включает в свою структуру ряд положений:

  • постановка на воинский учёт. Каждый молодой человек, родившийся в России, обязан в будущем по достижении совершеннолетия отслужить в рядах армии. С этой целью ведутся картотеки учёта данных мальчиков, подростков и мужчин в каждом районе;
  • подготовка к военной службе, а именно прохождение медицинской комиссии;
  • осенне-весенний призыв на службу;
  • прохождение службы в течение периода, определённого законодательством;
  • отправление в запас;
  • прохождение военных сборов.

Различные нормативные документы содержат основные понятия о воинской обязанности. Воинский учёт также урегулирован ФЗ «Об обороне». Президент страны, являясь верховным главнокомандующим, вправе объявить мобилизационное положение и призвать на службу лиц, пребывающих в запасе.

Организация учёта

Основные понятия о воинской обязанности в обязательном порядке касаются организации воинского учёта. Так, призыву подлежат все граждане мужского пола, которые достигли призывного возрастного периода. Закон предусматривает перечень лиц, на которых положения о воинской обязанности не распространяются:

  • граждане, которые в законодательном порядке освобождены от прохождения военной службы;
  • женщины при отсутствии воинской специализации;
  • лица, которые в установленном порядке получили право прохождения альтернативной гражданской службы;
  • осужденные к лишению свободы;
  • граждане, постоянно проживающие за пределами государства.

Военные комиссариаты обязаны организовать не только сбор призывников, но и анализ предоставленных данных о лицах мужского пола. Там, где вышеназванные организации отсутствуют, обязанности возлагаются на органы местного самоуправления.

В обязательном порядке на каждого призывника собирается следующая информация: ФИО, дата и место рождения, семейное положение, образование и место работы, годность или негодность к военной службе, владение иностранными языками, антропометрические данные, возможность прохождения альтернативной службы, военные сборы, наличие или отсутствие судимости.

О первоначальной подготовке

Первоначальная подготовка к военной службе осуществляется в 17-летнем возрасте. Со 2 января по 31 марта каждый молодой человек должен явиться по месту регистрации. Данным процессом занимается специальная комиссия, создаваемая, как правило, в каждом районе или городе, при условии малочисленного населения.

На школу также накладывает определённый отпечаток воинская обязанность. ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности) – предмет, который знакомит подростков с основами несения службы. Администрация образовательного учреждения обязана обеспечить условия для работы приёмной комиссии и своевременное прибытие учеников по соответствующему адресу.

Первоначальные мероприятия

Если гражданин не учится, не осуществляет трудовую деятельность, то он обязан явиться в военкомат для того, чтобы лично встать на воинский учёт. Как правило, такие учреждения находятся вблизи от места проживания. Особа женского пола, получающая воинскую специальность, обязана явиться для постановки на учёт в течение года после окончания обучения.

Организация службы необходима для того, чтобы произвести отбор будущих солдат в ряды российской армии. Так, со школьниками, студентами и молодыми людьми в целом проводится психологическая работа, а именно с целью выявления пригодности к прохождению службы. Попутно анализируются личные анкеты и все необходимые данные, проверяется состояние здоровья. Понятие воинской обязанности и военной службы в обязательном порядке включает вышеназванные пункты.

Обязанности, касающиеся учёта

У молодых людей существует ряд обязанностей, которые выглядят следующим образом:

  • своевременно вставать на воинский учёт по месту жительства. В тех населённый пунктах, где таковой орган отсутствует, функции комиссариата выполняют органы местного самоуправления;
  • своевременно являться в военную часть после получения повестки;
  • с целью исключения из списка солдат, отслуживших установленный срок и уволенных в запас, явиться в течение двух недель в соответствующий орган по месту жительства или пребывания;
  • сняться с воинского учёта в случае переезда на новое место жительства и встать по новому адресу.
  • бережно относиться к хранению военного билета, в случае его утери или порчи незамедлительно обратиться в соответствующие органы для восстановления.

Именно так представлены основные понятия о воинской обязанности. ОБЖ в период школьных лет более подробно раскрывает все нюансы будущей службы. Более того, в рамках учебных занятий практически все школьники в большей или меньшей степени знакомятся с правилами несения службы и отдачи долга Родине.

Правовые основы военной службы

Воинская обязанность и ее содержание. Понятие о воинской обязанности

Воинская обязанность – это установленный законом долг граждан нести службу в рядах Вооруженных Сил и выполнять другие обязанности, связанные с обороной страны.

Содержание воинской обязанности граждан Российской Федерации определено Федеральным законом РФ «О воинской обязанности и военной службе»

В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность определяется соответствующими законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и предусматривает:

• призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

• прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.

Мобилизация– комплекс мероприятий по переводу на военное положение Вооруженных Сил, экономики государства и органов государственной власти страны.

Военное положение– особый правовой режим в стране или отдельной ее части, устанавливаемый решением высшего органа власти при исключительных обстоятельствах и выражающийся в расширении полномочий военных властей, возложении на граждан ряда дополнительных обязанностей и определенных ограничений.

Военное время– период фактического нахождения государства в состоянии войны. Оно характеризуется существенными изменениями во всех сферах жизни государства и в межгосударственных отношениях и введением в действие законов военного времени.

Содержание воинской обязанности

В соответствии с Федеральным законом РФ «Об обороне» Президент Российской Федерации, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии или непосредственной угрозы агрессии против Российской Федерации, возникновения вооруженных конфликтов, направленных против нашей страны, объявляет общую или частичную мобилизацию, вводит на территории страны или в отдельных ее местностях военное положение, отдает приказ о ведении военных действий.

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение воинской обязанности и расскажите о ее содержании

2. Что, согласно Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе», предусматривает воинская обязанность?

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) .

Воинская обязанность понятие и содержание

ВОИНСКАЯ ОБЯЗАННОСТЬ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ

Понятие, основное содержание и формы реализации воинской обязанности в Российской Федерации

Воинская обязанность установлена в целях реализации гражданами Российской Федерации обязанности по защите Отечества, установленной ч. 1 ст. 59 Конституции Российской Федерации, и является одной из форм соответствующей конституционной обязанности российских граждан. Назначением воинской обязанности является обеспечение Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов личным составом (военнослужащими) в мирное время, а также в период мобилизационного развертывания, в период военного положения и в военное время.

Воинская обязанность не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, а также на граждан Российской Федерации, проживающих вне территории Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации реализуется в следующих формах:

– обязательная подготовка к военной службе;

– призыв на военную службу;

– прохождение военной службы по призыву;

– пребывание в запасе;

– призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Под воинским учетом понимается государственная система учета и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов. Функционирование системы воинского учета обеспечивается Минобороны России, ФМС России, СВР России, ФСБ России, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Воинский учет граждан Российской Федерации организуется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и Положением о воинском учете, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

Воинский учет осуществляется постоянно и охватывает все категории граждан, подлежащих воинскому учету, в целях обеспечения полного и качественного укомплектования призывными людскими ресурсами Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в мирное время, а также обеспечения в периоды мобилизации, военного положения и в военное время:

а) потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований в мобилизационных людских ресурсах путем заблаговременной приписки (предназначения) граждан, пребывающих в запасе, в их состав;

б) потребностей органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций в трудовых ресурсах путем закрепления (бронирования) за ними необходимого количества руководителей и специалистов из числа граждан, пребывающих в запасе, работающих в этих органах и организациях.

Основным требованием, предъявляемым к системе воинского учета, является постоянное обеспечение полноты и достоверности данных, определяющих количественный состав и качественное состояние призывных и мобилизационных людских ресурсов.

Воинский учет подразделяется на общий и специальный. На общем воинском учете состоят граждане, которые не забронированы за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время. На специальном воинском учете состоят граждане, которые в установленном порядке бронируются за органами государственной власти, органами местного самоуправления или организациями на период мобилизации и на военное время.

Основными задачами воинского учета являются:

а) обеспечение исполнения гражданами воинской обязанности, установленной законодательством Российской Федерации;

б) документальное оформление сведений воинского учета о гражданах, состоящих на воинском учете;

в) анализ количественного состава и качественного состояния призывных и мобилизационных людских ресурсов для их эффективного использования в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства;

г) проведение плановой работы по подготовке необходимого количества военно-обученных граждан, пребывающих в запасе, для обеспечения мероприятий по переводу Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов с мирного на военное время, в период мобилизации и поддержание их укомплектованности на требуемом уровне в военное время.

Воинскому учету подлежат:

а) граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (призывники);

б) граждане, пребывающие в запасе (военнообязанные):

– мужского пола, пребывающие в запасе;

– уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

– успешно завершившие обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончившие указанные образовательные учреждения;

– не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

– не прошедшие военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванные на военную службу по каким-либо другим причинам, по достижении ими возраста 27 лет;

– уволенные с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленные на воинский учет в военных комиссариатах;

– прошедшие альтернативную гражданскую службу;

– женского пола, имеющие военно-учетные специальности, указанные в Перечне военно-учетных специальностей, а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет (приложение к Положению о воинском учете) 21 .

Не подлежат воинскому учету граждане:

а) освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»;

б) проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;

в) отбывающие наказание в виде лишения свободы;

г) женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;

д) постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;

е) имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.

Обязательная подготовка к военной службе как форма исполнения воинской обязанности введена в целях улучшения подготовки граждан к военной службе и овладения ими военно-учетными специальностями. Система обязательной подготовки гражданина к военной службе предусматривает:

– получение начальных знаний в области обороны;

– подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учреждении среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций;

– подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

– медицинское освидетельствование и медицинское обследование;

– проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение навыков в области гражданской обороны предусмотрено государственными образовательными стандартами общего и профессионального образования. Федеральные органы исполнительной власти в пределах их компетенции определяют федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, которые должны включать в себя: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и требования к уровню подготовки выпускников.

Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и на учебных пунктах организаций осуществляется при изучении учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», в который введен раздел «Основы военной службы», а в учреждениях среднего профессионального образования «Основы военной службы» преподаются в качестве самостоятельной дисциплины.

Обязанность организации работы по военно-патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации возлагается на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления во взаимодействии с органами военного управления в пределах своей компетенции.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин осуществляется в порядке, предусмотренном Положением о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Организация и проведение мероприятий по военно-профессиональной ориентации и профессиональному психологическому отбору граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, а также осуществление мероприятий по военно-профессиональной ориентации граждан, подлежащих призыву на военную службу, возложены на военные комиссариаты.

Подготовка граждан по основам военной службы предусматривает проведение с ними ежегодных учебных сборов. В ходе сборов изучаются: размещение и быт военнослужащих, организация караульной и внутренней служб, элементы строевой, огневой, тактической, физической и медицинской подготовки, а также вопросы радиационной, химической и биологической защиты войск. В процессе учебных сборов проводятся мероприятия по военно-профессиональной ориентации. Учебные сборы, как правило, организуются на базе воинских частей. В местах, где нет воинских частей, учебные сборы организуются при образовательных учреждениях, военно-патриотических молодежных и детских общественных объединениях, а также на базе оборонно-спортивных оздоровительных лагерей.

Граждане, подлежащие призыву на военную службу, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Порядок проведения военно-врачебной экспертизы регламентируется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым постановлением Правительства Российской Федерации.

Пребывание в запасе является одной из форм исполнения гражданами воинской обязанности. Запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан:

1) уволенных с военной службы с зачислением в запас Вооруженных Сил Российской Федерации;

2) успешно завершивших обучение по программе подготовки офицеров запаса на военных кафедрах при государственных, муниципальных или имеющих государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и окончивших указанные образовательные учреждения;

3) не прошедших военную службу в связи с освобождением от призыва на военную службу;

4) не прошедших военную службу в связи с предоставлением отсрочек от призыва на военную службу или не призванных на военную службу по каким-либо другим причинам по достижении ими возраста 27 лет;

5) уволенных с военной службы без постановки на воинский учет и в последующем поставленных на воинский учет в военных комиссариатах;

6) прошедших альтернативную гражданскую службу;

7) женского пола, имеющих военно-учетную специальность.

Запас СВР России и запас ФСБ России создаются в порядке, определяемом Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Законодатель предусмотрел подразделение граждан, состоящих в запасе, на три разряда. Такое деление обусловлено необходимостью дифференцировать граждан по возрастным группам в связи с возложением на них в случае необходимости различных (по интенсивности, по наличию требований к уровню подготовки и т. п.) задач по обеспечению обороноспособности государства (см. таблицу 1).

Состав запаса Вооруженных Сил Российской Федерации

Возраст граждан,
пребывающих в запасе

Солдаты, матросы, сержанты,
старшины, прапорщики и мичманы

Майоры, капитаны 3 ранга,
подполковники, капитаны 2 ранга

Полковники, капитаны 1 ранга

Лица, пребывающие в запасе, первого и второго разрядов, в случае мобилизации, как правило, направляются в части постоянной готовности. Пребывающие в запасе третьего разряда предназначаются в тыловые формирования, медицинские структуры или строительные части.

Граждане женского пола, пребывающие в запасе, относятся к третьему разряду: имеющие воинские звания офицеров пребывают в запасе до достижения ими возраста 50 лет, а остальные – до достижения ими возраста 45 лет.

Гражданин, пребывающий в запасе и достигший предельного возраста пребывания в запасе или признанный в установленном порядке не годным к военной службе по состоянию здоровья, переводится военным комиссаром либо должностным лицом иного органа, осуществляющего воинский учет, в отставку и снимается с воинского учета.

Для подготовки к военной службе граждане, пребывающие в запасе, могут призываться на военные сборы. Под военными сборами понимается проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, мероприятий по подготовке граждан к военной службе.

Военные сборы подразделяются следующим образом:

а) учебные сборы:

– в составе воинских частей (подразделений) на штатных воинских должностях, на которые граждане предназначены (приписаны) для прохождения военной службы в военное время (учебные сборы приписного состава);

– по подготовке граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям (учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям);

– по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса;

б) сборы по проверке боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов (проверочные сборы).

Продолжительность военных сборов, место и время их проведения определяются Минобороны России, другими федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. При этом продолжительность военных сборов не может превышать двух месяцев, а общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин за время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.

Призыв граждан на военные сборы осуществляется военными комиссариатами на основании указов Президента Российской Федерации.

Началом военных сборов считается:

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых к месту проведения военных сборов осуществляется в день их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день зачисления гражданина в списки личного состава воинской части;

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых к месту проведения военных сборов осуществляется в дни, следующие за днем их отправки из военного комиссариата (пункта сбора), – день убытия гражданина из военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Окончанием военных сборов считается:

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка которых в военный комиссариат осуществляется в день их отправки с места проведения военного сбора, – день исключения гражданина из списков личного состава воинской части;

– для граждан, призванных на военные сборы, доставка (прибытие) которых в военный комиссариат осуществляется в дни, следующие за днем их отправки с места проведения военного сбора, – день прибытия гражданина в военный комиссариат, указанный в командировочном удостоверении гражданина (старшего команды), выданном военным комиссариатом.

Организация проведения военных сборов возлагается на федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Организация проведения военных сборов граждан, предназначенных (приписанных) в специальные формирования, создаваемые на военное время, осуществляется центральными органами военного управления Минобороны России по заявкам соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Количество призываемых на военные сборы граждан устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации с учетом потребности в подготовке специалистов, необходимых для укомплектования Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских частей и специальных формирований.

Сведения о количестве граждан, призываемых на учебные сборы, и сроках проведения учебных сборов доводятся военными комиссариатами до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и руководителей организаций.

На военные комиссариаты возлагаются следующие функции:

а) отбор граждан для призыва на учебные сборы во взаимодействии с комплектуемыми воинскими частями;

б) организация медицинского освидетельствования граждан, призываемых на учебные сборы;

в) оповещение и призыв граждан на военные сборы;

г) организация перевозки граждан, призванных на военные сборы, от военного комиссариата (пункта сбора) до места проведения военных сборов и обратно;

д) компенсация расходов организаций и граждан, связанных с проведением военных сборов.

От военных сборов освобождаются граждане женского пола, а также:

1) граждане, забронированные за органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями на период мобилизации и в военное время;

2) сотрудники органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

3) гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации;

4) летно-технический состав, а также рабочие и служащие авиационного и железнодорожного транспорта, непосредственно осуществляющие и обеспечивающие перевозки или занятые обслуживанием и ремонтом самолетов (вертолетов), аэродромной техники, подвижного состава и устройств железнодорожного транспорта;

5) плавающий состав судов морского флота, а также плавающий состав речного флота и флота рыбной промышленности – в период навигации;

6) граждане, непосредственно занятые на посевных и уборочных работах, – в период проведения таких работ;

7) граждане, являющиеся педагогическими работниками образовательных учреждений;

8) граждане, обучающиеся по очной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в образовательных учреждениях;

9) граждане, обучающиеся по заочной форме обучения в образовательных учреждениях, – на период экзаменационных и зачетных сессий и написания дипломной работы;

10) граждане, уволенные с военной службы, – в течение двух лет со дня увольнения в запас;

11) граждане, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;

12) граждане, имеющие основания для отсрочки от призыва на военную службу;

13) граждане, пребывающие за пределами Российской Федерации;

14) члены Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), граждане, временно исполняющие обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

15) граждане, представленные в установленном порядке законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации в качестве кандидатур высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), – до принятия решения об отклонении представленной кандидатуры или о наделении ее полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

16) граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу;

17) граждане, отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

18) граждане, имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

19) граждане, в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

О призыве граждан на военные сборы извещаются руководители предприятий. В извещении руководителю предприятия время отвлечения граждан в связи с их призывом на военные сборы указывается с учетом сроков прохождения сборов, времени на дорогу до воинской части и обратно.

Сроки проведения учебных сборов приписного состава должны согласовываться с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Основными задачами учебных сборов приписного состава являются:

а) проверка реальности установленных сроков (нормативов) выполнения мобилизационных мероприятий;

б) подготовка воинских частей (подразделений) к действиям в условиях проведения мобилизации, военного положения и военного времени;

в) подготовка военных комиссариатов к проведению мобилизации людских и транспортных ресурсов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

г) совершенствование гражданами военных знаний, умений и навыков при исполнении должностных обязанностей;

д) подготовка граждан к выполнению первоочередных работ по переводу воинских частей с мирного на военное время.

Для проведения учебных сборов приписного состава осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени. Подготовка граждан на учебных сборах приписного состава проводится на штатных воинских должностях и осуществляется по программам боевой подготовки (учебных сборов приписного состава), разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся военные сборы.

На учебные сборы по подготовке граждан по военно-учетным специальностям призываются граждане, как правило, предназначенные для доукомплектования воинских частей до штатов военного времени. В целях накопления в запасе подготовленных по военно-учетным специальностям и воинским должностям граждан, необходимых для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации и восполнения потерь войск (сил) в ходе войны, также могут призываться граждане первого разряда из остатков ресурсов комплектующих военных комиссариатов. На указанных учебных сборах проводятся:

а) подготовка офицеров запаса на вышестоящие должности;

б) подготовка офицеров запаса из числа прапорщиков и мичманов, сержантов и старшин, солдат и матросов запаса;

в) подготовка, переподготовка граждан и совершенствование их военных знаний, умений и навыков по требуемым военно-учетным специальностям и воинским должностям, в том числе на новых образцах вооружения и военной техники;

г) подготовка к военной службе граждан, ранее не прошедших военную службу, с присвоением им соответствующих военно-учетных специальностей.

Подготовка граждан по военно-учетным специальностям и воинским должностям проводится в учебных воинских частях, при военно-учебных заведениях, в воинских частях, имеющих соответствующие условия для размещения обучаемых, необходимую учебную материально-техническую базу и личный состав, способный осуществлять подготовку обучаемых по программам проведения учебных сборов по подготовке граждан по военно-учетным специальностям, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти, в воинских частях которых проводятся учебные сборы.

По завершении учебных сборов проводится проверка усвоения гражданами пройденного программного материала со сдачей зачетов и делается заключение об их подготовленности с указанием того, на какую воинскую должность они могут быть предназначены (приписаны). При необходимости им присваивается военно-учетная специальность. Гражданин, успешно сдавший зачеты, может быть представлен к присвоению очередного воинского звания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учебные сборы по обслуживанию материальных средств неприкосновенного запаса проводятся для оценки состояния вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, их технического обслуживания, проверки работоспособности (для военной техники – контрольного пробега) и пригодности, переконсервации и постановки (закладки) на хранение, а также для изучения обслуживаемых вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса и совершенствования гражданами практических знаний по их эксплуатации и применению.

На учебных сборах не менее 25 % учебного времени отводится на техническую и специальную подготовку.

Учебные сборы проводятся в соответствии с планами воинских частей по освежению и переконсервации материальных средств неприкосновенного запаса, проведению технического обслуживания и ремонта вооружения, военной техники, других материальных средств неприкосновенного запаса, содержащихся на длительном хранении.

Проверочные сборы проводятся в целях определения уровня боевой и мобилизационной готовности воинских частей и военных комиссариатов, проверки реальности сроков (нормативов) выполнения спланированных мероприятий по мобилизации людских и транспортных ресурсов, переводу воинских частей с мирного на военное время (отмобилизованию и переводу воинских частей на военное время) и проведению их боевого слаживания, а также совершенствования знаний, умений и навыков граждан по воинским должностям, на которые они предназначены (приписаны) по мобилизации. Проведение проверочных сборов осуществляется Минобороны России на основании указов Президента Российской Федерации. Для проведения проверочных сборов осуществляется полный или частичный перевод воинских частей на штаты военного времени с призывом граждан, приписанных к этим воинским частям, и проведением боевого слаживания (слаживания). После перевода воинских частей с мирного на военное время воинские части могут подвергаться проверке на их способность выполнять задачи по предназначению.

Граждане, призванные на военные сборы, подлежат обязательному личному страхованию на случай гибели (смерти), ранения (контузии) или заболевания, полученных в период прохождения сборов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Материальное обеспечение граждан, проходящих военные сборы, включает:

– обеспечение продовольствием по нормам пайка, установленным для личного состава воинских частей, проводящих военные сборы;

– обеспечение имуществом по установленным нормам;

– финансовое обеспечение в связи с призывом на военные сборы и прохождением военных сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение предусматривает выплату (возмещение):

а) за время участия в мероприятиях, связанных с призывом на военные сборы:

– среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;

– расходов по проезду граждан от места жительства к военному комиссариату (пункту сбора) и обратно;

– расходов по найму (поднайму) жилья;

б) за время прохождения военных сборов:

– оклада по воинской должности, предусмотренной штатом воинской части, и оклада по воинскому званию;

– коэффициентов (районных, за прохождение военных сборов в высокогорных районах, за прохождение военных сборов в пустынных и безводных местностях) за прохождение военных сборов в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, к окладу по воинской должности и окладу по воинскому званию и процентных надбавок в размерах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях;

– среднего заработка (пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учета в государственном учреждении службы занятости населения) или минимального размера оплаты труда для граждан, не работающих и не состоящих на учете в государственном учреждении службы занятости населения;

– командировочных (суточных) при доставке (проезде) граждан от военного комиссариата (пункта сбора) к месту проведения военных сборов и обратно.

Гражданам, пребывающим в запасе, могут быть присвоены первые и очередные воинские звания, но не выше воинского звания полковника или капитана 1 ранга.

Гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено, если указанный гражданин приписан или может быть приписан к воинской части (предназначен или может быть предназначен в специальное формирование) для призыва на военную службу по мобилизации на должность, для которой штатом военного времени предусмотрено воинское звание, равное или более высокое, чем воинское звание, присваиваемое гражданину, пребывающему в запасе, а очередное воинское звание, кроме того, – по истечении установленного срока пребывания в предыдущем воинском звании. При этом, гражданину, пребывающему в запасе, воинское звание может быть присвоено после прохождения им военных сборов и сдачи соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке.

Для пребывания в запасе в следующих воинских званиях устанавливаются сроки:

а) рядовой или матрос – пять месяцев;

б) младший сержант или старшина 2 статьи – один год;

в) сержант или старшина 1 статьи – два года;

г) старший сержант или главный старшина – три года;

д) прапорщик или мичман – три года;

е) младший лейтенант – два года;

ж) лейтенант – три года;

з) старший лейтенант – три года;

и) капитан или капитан-лейтенант – четыре года;

к) майор или капитан 3 ранга – пять лет;

л) подполковник или капитан 2 ранга – шесть лет.

По решению министра обороны Российской Федерации (директора СВР России, директора ФСБ России) гражданину, пребывающему в запасе, с высокой профессиональной подготовкой и большим опытом работы по специальности, применимой на военной службе, имеющему воинское звание офицера, срок пребывания в воинском звании может быть сокращен.

Гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной, первое воинское звание офицера может быть присвоено министром обороны Российской Федерации в аттестационном порядке:

а) имеющему высшее профессиональное образование – лейтенанта;

б) имеющему среднее профессиональное образование – младшего лейтенанта.

Очередное воинское звание гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, может быть присвоено:

а) солдату, матросу, сержанту, старшине, прапорщику и мичману:

– до старшины или главного корабельного старшины включительно – военным комиссаром;

– до старшего прапорщика или старшего мичмана включительно – военным комиссаром субъекта Российской Федерации;

б) офицеру – до полковника или капитана 1 ранга включительно – министром обороны Российской Федерации.

Очередное воинское звание может быть присвоено гражданину, пребывающему в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации:

а) до старшего лейтенанта включительно – при положительной аттестации;

б) от капитана или капитан-лейтенанта до полковника или капитана 1 ранга включительно – при прохождении им военных сборов по должности, соответствующей очередному воинскому званию, и сдаче соответствующих зачетов либо в аттестационном порядке при наличии опыта работы по специальности, родственной военно-учетной (военной службы на соответствующих офицерских должностях).

Гражданину, лишенному воинского звания, военным комиссаром одновременно с постановкой на воинский учет присваивается воинское звание рядового.

Гражданам, пребывающим в запасе СВР России и ФСБ России, очередные воинские звания присваиваются в аттестационном порядке с учетом возможности их дальнейшего использования на воинских должностях.

Права должностных лиц по присвоению воинских званий, порядок присвоения воинских званий и проведения аттестации указанных граждан определяются соответственно директором СВР России и директором ФСБ России.

Контрольные вопросы и задания:

1. Раскройте понятие воинской обязанности граждан Российской Федерации и назовите ее основные формы.

2. В чем состоит предназначение воинского учета граждан Российской Федерации?

3. Охарактеризуйте порядок обязательной подготовки граждан к военной службе.

4. Расскажите о пребывании граждан в запасе как форме реализации воинской обязанности.

5. Какие цели и задачи решаются при проведении военных сборов граждан?

6. Как осуществляется материальное обеспечение граждан, призванных на военные сборы?

Смотрите еще:

  • Мировой суд в марфино СУДЕБНЫЙ УЧАСТОК № 96 РАЙОНА МАРФИНО (МИРОВОЙ СУД): ТЕЛЕФОНЫ, АДРЕС, РЕКВИЗИТЫ Судебный участок № 96 района Марфино города Москвы В районе Марфино СВАО города Москвы 1 судебный участок - № 96 и 1 должность мирового […]
  • Исковое заявление на взыскание алиментов и установление отцовства Образец искового заявления «Исковое заявление об установлении отцовства и взыскании алиментов» • Примерный образец искового заявления об установлении отцовства и взыскании алиментов. • Важно: обращаясь в суд с исковым […]
  • Право частной собственности отменяется навсегда Право частной собственности отменяется навсегда ИЗВЕСТИЯ Центрального Исполнительного Комитета И ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА РАБОЧИХ и СОЛДАТСКИХ ДЕПУТАТОВ № 209. Суббота. 28 октября 1917 г. В виду созыва в течение […]
  • Освобождение от ареста и исключение из описи имущества Освобождение имущества от ареста ( исключение имущества из акта описи) Случайное включение в опись ареста должника (осужденного) имущества, принадлежащего другим лицам либо имущества граждан, на которое не может быть […]
  • Фку уфсин рф по ск Контактная информация Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю Адрес: Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, 355031, ул. Партизанская, 8 а Начальник управления: генерал-майор […]
  • Воинская часть 05812 св Воинская часть 05812 св =============== С 2014 года процедура ПРЕДСТАВЛЕНИЯ устанавливается как ОБЫЧНАЯ-ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ.ОБЫЧНАЯ - представление военнослужащих по прибытии к новому месту службы.ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ - давнишние […]