Внесение изменений в список

Внесение изменений в список

_____________________________________________
(наименование субъекта Российской Федерации)

_______________________________________________________________________
(наименование муниципального образования)

УЧАСТКОВАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ИЗБИРАТЕЛЬНОГО УЧАСТКА №_____

О заявлении ___________________________________
(инициалы, фамилия)
о внесении изменений в список избирателей избирательного участка
на выборах депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва,
назначенных на 18 сентября 2016 года

«___» с ен т ября 20__ г о да в ___ часов ___ минут (вр е мя у к азы в а е тся в с л учае под а чи заяв л ения в д ень г о л о с о в ания) в уча с т к о в ую избир а тельную к о миссию п о с т упило зая в ление (фамилия, имя, отч е ст в о), гражданина Р о ссийс к ой Ф е дерации, об изменении с в е дений о не м( о ней), вкл ю ченных в список избир а телей на избир а тельн о м участ к е, в с в яз и с тем, ч т о он(она) сменил(а) фамилию. При э т о м (фамилия, инициалы) пр е дъяви л( а) до к у менты, п о дт в ерждающие данный фа к т: __________________________________________________________________________________________________.

У к азанные св е дения были про в ерены чер е з выш е с т о ящую избир а тельную к омиссию в органах вну т ренних дел. В участ к о в ую избир а тельную к о миссию п о с т упила справ к а (наимено в ание органа внутренних д е л ли б о выш е ст о я щ ей ко миссии) о т о м, ч т о (фамилия, имя, отч е ст в о), гражданин Р о ссийс к ой Ф е дерации, действительно _________________________________________________________________________.

Учиты в ая вышеизл о ж енн о е , участ к о в ая избир а тельная к о миссия избир а тельно г о участ к а № ______

1. У до в лет в орить зая в ление (фамилия, имя, отч е ст в о).

2. Вн е с ти и з менения в список избир а телей, ис к л ю чив данные о (фамилия, имя, отч е ст в о ), вкл ю ченные в список избир а телей п о д н о мер о м _____, и вкл ю чить персон а льные данные (фамилия, имя, отч е ст в о) в список доп о лнительно.

3. Проинфо р миро в а ть заявителя (инициалы, фамилия) о приня т о м решении.

Председатель участковой избирательной комиссии

Какие сейчас сроки для изменения данных в списке аффилированных лиц?

В мае было созвано собрание акционеров ОАО. Обсуждали вопрос избрания нового совета директоров. После длительных споров было принято решение заменить одного из пяти членов. Во всех эмоции настолько зашкаливали, что забыли выложить изменения в списке Аффилированных лиц. Более того, когда начали пересматривать документацию, увидели, что и за прошлый квартал список не опубликован. Так вывесили с протоколом собрания акционеров и список Аффилированных лиц. Исправились, хотя и с опозданием. Сейчас идет срок подачи отчетности за ІІ квартал. Как тут поступить не знаю. Стоит ли снова исправляться и вывесить изменения, а потом в срок список или уже в конце июня все вместе делать? Я читала, что сейчас законодательство не регулирует сроки, когда ОАО должно вносить изменения в список аффилированных лиц. Действительно ли это так?

Ответы юристов (3)

Доброго Вам дня!

Согласно п. 8.5.3. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР РФ от 04.10.2011 N 11-46/пз-н, акционерное общество обязано опубликовать на странице в сети Интернет текст списка аффилированных лиц, составленного на дату окончания отчетного квартала, не ранее даты окончания отчетного квартала и не позднее 2 рабочих дней с даты окончания отчетного квартала, а тексты изменений, произошедших в списке аффилированных лиц, — не позднее 2 рабочих дней с даты внесения соответствующих изменений в этот список.
Пукнктом 8.7.1. Положения установлена обязанность акционерного общества раскрывать сообщения о раскрытии акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц в ленте новостей не позднее 1 дня с момента опубликования акционерным обществом на странице в сети Интернет списка аффилированных лиц.

Текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, — с даты его опубликования в сети Интернет.

Изменения надо обязательно опубликовать на сайте, а вот уже 2-3 июля (не раньше 1 июля, не позже 3 июля) опубликовать список в внесенными изменениями, и не позднее 10:00 следующего дня сделать сообщение в ленте о раскрытии списка.

А вот за несвоевременное нераскрытие предыдущего списка будьте готовы к возможному штрафу по п. 2 ст. 19.151 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц — от семисот тысяч до одного миллиона рублей.

Срок привлечения к ответственности — 1 год с момента совершения правонарушения.

А оно считается совершенным на 3й рабочий день после окончания отчетного квартала.

Судебная практика плачевная, даже за просрочку в несколько дней ФСФР штрафует, и суды правомерность наказания подтверждают. Малозначительность не проходит.

БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!

С 1 сентября 2012 года необходимо будет осуществлять всё раскрытие (кроме опубликования в ленте) только на странице в сети Интернет, предоставляемой одним из распространителей информации на рынке ценных бумаг (п. 1.7. Правил). То есть до этого времени уже должен быть заключен договор с одним из информагенств.

Есть вопрос к юристу?

Также немаловажно и положение п. 8.5.4 указанного Положения, в соответствии с которым текст списка аффилированных лиц акционерного общества должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока — с даты его опубликования в сети Интернет.
Текст изменений, произошедших в списке аффилированных лиц акционерного общества, должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 месяцев с даты истечения срока, установленного настоящим Положением для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, — с даты его опубликования в сети Интернет.

Согласно п. 2 ст. 93 Закона об АО общество обязано вести учет своих аффилированных лиц и представлять отчетность о них в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Аффилированные лица не позднее 10 дней с даты приобретения ими акций обязаны письменно уведомить общество о принадлежащих им акциях с указанием их количества и категорий (типов).

В случае получения обществом такого уведомления, а также если обществу станет известно из иных источников об изменениях в составе аффилированных лиц, оно обязано внести изменения в список аффилированных лиц и опубликовать их на своей странице в Интернете в установленный Положением срок.

Изменения составляются, как правило, в той же форме, что и сам список аффилированных лиц. При этом для каждого изменения указывается дата внесения, описывается содержание и приводятся сведения об аффилированном лице до и после внесения корректив. Если основания аффилированности прекращаются, приводится пояснение о том, что лицо перестало относиться к аффилированным лицам данного общества.

Срок раскрытия (опубликования) изменений в список аффилированных лиц акционерного общества составляет два рабочих дня с даты внесения изменений. Текст изменений должен быть доступен на странице в Интернете в течение не менее трех месяцев с даты истечения срока, установленного для его опубликования в сети, а если он размещен там после истечения данного срока, — с даты публикации в Интернете.

Напомним, что изменения в список аффилированных лиц, как и сами списки, в соответствии с п. 8.1.1 Положения обязаны раскрывать все открытые акционерные общества, а также те закрытые акционерные общества, которые осуществили публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг.

Ответственность за непредставление (нераскрытие) информации

Статьей 15.19 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг как владельцами ценных бумаг, так и эмитентами, а также иными участниками рынка.

Так, согласно ч.3 ст. 15.19 КоАП РФ непредставление (нераскрытие) или нарушение владельцами ценных бумаг, а также аффилированными лицами акционерных обществ и лицами, которые в соответствии с федеральным законом признаются заинтересованными в совершении обществом сделки, порядка и сроков представления (раскрытия) информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, влечет административный штраф в следующих размерах:

  • для граждан — от 1000 до 2000 руб.;
  • для должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
  • для юридических лиц — от 300 000 до 500 000 руб.

Еще более суровая ответственность предусмотрена в отношении эмитентов, нарушивших порядок и сроки раскрытия информации.

Согласно ч. 2 ст. 15.19 КоАП РФ нераскрытие или нарушение эмитентами порядка и сроков раскрытия информации, предусмотренной федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами, равно как и раскрытие информации не в полном объеме, недостоверной, а также вводящей в заблуждение информации влечет административный штраф:

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. (или дисквалификацию на срок от года до двух лет);
  • для юридических лиц — от 700 000 до 1 000 000 руб.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Список участников ООО

С 2009 года на ООО возложена обязанность ведения списка участников. При этом не имеет значение ни количество учредителей, ни давность существованиях юридического лица.

Однако, по прошествии нескольких лет не все названные организации исполняют должным образом соответствующие требования, а их руководители с трудом представляют себе содержание рассматриваемого документа.

Назначение списка и законодательное регулирование его ведения

Основные положения, содержащие указание на необходимость наличия данного документа присутствуют в ст.31.1 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Однако, указанная норма достаточно скудна, поэтому во многих организация, особенно крупных предлагается вводить внутренний локальный акт, который бы закреплял основные правила формирования списка и предоставления соответствующей информации.

Так документ может создаваться в форме инструкции, регламента, положения и т.п.

Законодательное регулирование вопросов ведения списка участников достаточно ограниченное, т.к. устанавливаются только основные требования к его содержанию, не фиксируются правила оформления. Это позволяет разработать на каждом предприятии свой порядок наиболее приемлемый и целесообразный.

Одним из важных моментов является определение его назначения, цели ведения. В связи с тем, что этот документ содержит в себе все основные актуальные сведения о распределении долей в уставном капитале общества, а также их владельцах, то именно последние являются главными потенциальными потребителями соответствующих сведений. Также выписки из списка предоставляются при совершении нотариальных действий, и в иных случаях (по требованию банковских, аудиторских и иных организаций) как в силу закона, так и в рамках обычной деловой практики.

Правила ведения данного документа

Законодательство об ООО устанавливает следующие требования к содержанию списка участников в части отражающихся в нем сведений. В него подлежит внесению следующая информация:

  • данные каждого участника ООО;
  • сведения о размере доли в уставном капитале, принадлежащей каждому участнику (учредителю), и ее оплате;
  • данные о размере доли, которая принадлежит обществу, и моменте ее перехода к обществу.

Обязанность по ведению списка участников возложена на единоличный исполнительный орган ООО. При этом отсутствие каких-либо ограничений позволяет генеральному директору или иному лицу, выполняющему функции единоличного исполнительного органа, делегировать свои полномочия кому-либо (например, другому сотруднику ООО – юристу, корпоративному секретарю и т.п.).

Анализ нормативных актов организаций, ведущих реестры, позволяет сделать выводы о том, что в них устанавливаются порядок ведения и создания, сроки предоставления участниками персональных данных, внесения их в информационную базу, порядок предоставления сведений и формы соответствующих документов (анкеты участников, выписки и т.п.). Однако, в ООО с одним участником/учредителем создание подобных документов, за исключением выписок, не целесообразно.

В связи с тем, что законодательное нововведение в отношении рассматриваемого вопроса вступило в силу 01.07.2009., то все ООО должны были начать вести список именно с данной даты. Те же организации, кто был создан после этого, исполняет соответствующую обязанность с момента своей регистрации. Документы формируются на протяжении всего срока существования общества.

Правила хранения

Так как список участников ООО является, по сути, внутренним локальным актом юридического лица, его хранение осуществляется в том же порядке, что и для иных документов ООО. Список участников может вестись в электронном виде, в том числе с помощью специальных программ, но при этом обязательно должен быть и его вариант на бумажном носителе.

С учетом сроков ведения списка хранение всех содержащихся в нем сведений производится в течение всего срока деятельности предприятия.

Рекомендации по оформлению

Как уже указывалось, законодатель не установил определенной формы списка участников. Поэтому каждому ООО необходимо разработать свой формат либо воспользоваться наработками других организаций при соблюдении главного требования по содержанию в нем сведений. В процессе заполнения и использования формы списка могут видоизменяться и дорабатываться. Например, некоторые организации берут за основу регламенты ведения списков акционеров, содержание которых вырабатывалось в течение длительной практики реестродержателей.

Что же конкретно необходимо указывать в реестре (списке) участников ООО? В силу требований закона информацию об участников. При этом необходимо учитывать, что эти сведения должны в полной мере соответствовать тем, которые содержатся в ЕГРЮЛ. Участниками ООО могут быть как физические, так и юридические лица.

Поэтому параметры предоставляемой ими информации различны:

  • об организации-участнике Общества вносятся следующие сведения – наименование (полное и краткое), номер и дата госрегистрации, адрес (местонахождения и фактический), контактные данные (номера телефонов, факса, электронная почта), ФИО руководителя исполнительного органа, ИНН, ОГРН;
  • о гражданине – ФИО, основные паспортные данные (с указанием адреса регистрации).

Размеры долей указываются также в соответствии с данными, содержащимися в ЕГРЮЛ, в процентах либо в виде дроби, а также отражаются основания и даты приобретения прав в отношении соответствующих долей (например, сведения о договоре купли продажи, либо о выходе участника, либо его исключении, в результате которых ООО приобрело право на долю в уставном капитале). Целесообразно вносить сведения и об обременениях (например, залогах). Кроме того отражаются сведения о сроках оплаты долей (с указанием просто факта оплаты, либо дат такой оплаты, внесения вкладов).

Участники ООО вправе ознакомиться с его документами, включая список. Они (или их представители) также вправе давать распоряжения в отношении отражения информации в реестре участников, а если их права нарушаются, то защищать их в судебном порядке. Раннее ВАС РФ выработал позицию, которой можно руководствоваться при решении вопросов связанных с форматом запросов участников и предоставления им соответствующей информации. Так, например, допускается предоставлять не заверенные копии истребуемых документов, если участник не настаивает в своем обращении на их заверении. Тем не менее, сведения из списка участников выдаются посредством выписки. Поэтому важным является вопрос о правилах ее оформления.

Как оформить список участников ООО в программе «Юрайт» смотрите в следующем видеоматериале:

Исходя из традиционного подхода, что выписка – некая копия части документации, которая подписывается (заверяется) уполномоченными лицами организации, можно сделать вывод, что это документ который по структурированию содержащейся в нем информации должен быть аналогичен самому реестру.

Образец Выписки из списка участников ООО

Отсутствуют требования оформления выписки на бланке организации, однако в большинстве организаций он составляется именно так. И как любой исходящий документ должен содержать определенные реквизиты – номер, дату, наименование и т.п. Кроме того, подлежит отражению дата, на которую сформирована эта выписка, причем она не обязательно совпадает с исходящей. Все зависит от запроса (требования) лица ее получающего.

Наказание за нарушение ведения списка участников

Преодоление всех бюрократических сложностей, связанных с возложенной на ООО обязанности по ведению реестра (списка) участников, вполне компенсируется тем, что вследствие надлежащего с исполнения обязательств организация и ее должностные лица избегают привлечения к ответственности. Так КоАП РФ установлены санкции за отсутствие списка участников, а именно – штраф в размере 2,5-5 тыс. рублей в отношении должностных лиц, а 200-300 тыс. рублей в отношении организаций.

Одной из причин внесения изменений в данный список является процедура выхода участника из состава ООО, более детально об этом процессе смотрите в следующем видеоролике:

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума

Статья 17. Составление списков избирателей, участников референдума

1. В целях реализации прав избирателей, участников референдума соответствующими комиссиями составляются списки избирателей, участников референдума на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума и представляемых в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.

2. В списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.

3. Если на основании международного договора Российской Федерации иностранные граждане имеют право на участие в выборах в органы местного самоуправления и местном референдуме, то в списки избирателей, участников референдума при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума в соответствии с законом включаются иностранные граждане, достигшие на день голосования возраста 18 лет и не подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 настоящего Федерального закона, постоянно проживающие на территории муниципального образования, в котором проводятся указанные выборы, референдум.

4. Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, – факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права, права на участие в референдуме) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, – другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.

5. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, не включаются в списки избирателей, участников референдума и не учитываются при определении числа избирателей, участников референдума при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме.

6. Сведения об избирателях, участниках референдума формирует и уточняет глава местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения, а в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководитель территориального органа исполнительной власти города федерального значения. Сведения об избирателях, участниках референдума – военнослужащих, находящихся в воинской части, членах их семей и о других избирателях, участниках референдума, если они проживают на территории расположения воинской части либо зарегистрированы в установленном порядке при воинской части по месту их службы, формирует и уточняет командир воинской части. Сведения об избирателях, участниках референдума, проживающих за пределами территории Российской Федерации или находящихся в длительных заграничных командировках, формирует и уточняет руководитель дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Указанные сведения направляются уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом в территориальные комиссии (избирательные комиссии муниципальных образований), при отсутствии таковых – в окружные избирательные комиссии, а в случаях, предусмотренных законом, – в участковые комиссии сразу после назначения дня голосования или после образования этих комиссий.

7. Список избирателей, участников референдума составляется соответствующей комиссией, в том числе с использованием ГАС «Выборы», отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума на основании сведений, представляемых по установленной форме уполномоченным на то органом или уполномоченным должностным лицом.

7 1 . Лица, представляющие сведения об избирателях, участниках референдума, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления.

8. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, референдума Российской Федерации участковые комиссии, сформированные на избирательных участках, участках референдума, образованных за пределами территории Российской Федерации, вправе составлять список избирателей, участников референдума до дня голосования – по письменным обращениям, а в день голосования – по устным обращениям явившихся в участковую комиссию граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках.

9. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти, референдуме Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой комиссией в список избирателей, участников референдума при его явке в день голосования в помещение участковой комиссии для голосования.

10. Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей, участников референдума только на одном избирательном участке, участке референдума. При выявлении территориальной комиссией (окружной избирательной комиссией, избирательной комиссией муниципального образования) факта включения гражданина Российской Федерации в списки избирателей, участников референдума на разных избирательных участках, участках референдума на одних и тех же выборах, одном и том же референдуме соответствующая комиссия до передачи списков избирателей, участников референдума в участковые комиссии проводит работу по устранению ошибки или неточности в указанных списках.

11. Список избирателей, участников референдума составляется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, участниках референдума, включаемые в список избирателей, участников референдума, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, квартирам). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя, участника референдума. В списке избирателей, участников референдума должны быть предусмотрены места для проставления избирателем, участником референдума подписи за каждый полученный им бюллетень, серии и номера своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также для внесения суммарных данных по каждому виду выборов, референдума и для проставления подписи члена участковой комиссии, выдавшего бюллетень (бюллетени) избирателю, участнику референдума.

12. Первый экземпляр списка избирателей, участников референдума подписывают председатель и секретарь комиссии, составившей список. На избирательных участках, участках референдума, образованных на территории воинской части, в отдаленной или труднодоступной местности, список избирателей, участников референдума подписывают председатель и секретарь участковой комиссии. Список избирателей, участников референдума заверяется печатями соответственно территориальной комиссии (окружной избирательной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования) и (или) участковой комиссии. Порядок и сроки изготовления, использования второго экземпляра списка избирателей, участников референдума, его передачи соответствующей участковой комиссии, заверения и уточнения определяются комиссией, организующей выборы, референдум.

13. Соответствующая территориальная комиссия (окружная избирательная комиссия, избирательная комиссия муниципального образования) передает по акту участковым комиссиям первый экземпляр списка избирателей, участников референдума конкретного избирательного участка, участка референдума не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Участковая комиссия вправе разделить первый экземпляр списка избирателей, участников референдума на отдельные книги. Каждая такая книга не позднее дня, предшествующего дню голосования, должна быть сброшюрована (прошита), что подтверждается печатью соответствующей участковой комиссии и подписью ее председателя.

14. Участковая комиссия уточняет список избирателей, участников референдума в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей, участников референдума. Выверенный и уточненный список избирателей, участников референдума не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой комиссии и заверяется печатью участковой комиссии.

15. Участковая комиссия за 20 дней до дня голосования представляет список избирателей, участников референдума для ознакомления избирателей, участников референдума и его дополнительного уточнения.

16. Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, вправе обратиться в участковую комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, участников референдума, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей, участников референдума. В течение 24 часов, а в день голосования в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо принять решение об отклонении заявления с указанием причин такого отклонения, вручив заверенную копию этого решения заявителю. Решение участковой комиссии об отклонении заявления о включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума может быть обжаловано в вышестоящую комиссию или в суд (по месту нахождения участковой комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу (заявление) в трехдневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования – немедленно. В случае если принято решение об удовлетворении жалобы (заявления), исправление в списке избирателей, участников референдума производится участковой комиссией немедленно. Исключение гражданина Российской Федерации из списка избирателей, участников референдума после его подписания председателями и секретарями соответствующих комиссий и заверения его печатями этих комиссий в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящей статьи, производится только на основании официальных документов, в том числе сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя, участника референдума в список избирателей, участников референдума на другом избирательном участке, участке референдума, а также в случае выдачи избирателю, участнику референдума открепительного удостоверения. При этом в списке избирателей, участников референдума, а также в базе данных ГАС «Выборы» указывается дата исключения гражданина Российской Федерации из списка, а также причина такого исключения. Запись в списке избирателей, участников референдума заверяется подписью председателя участковой комиссии, а при выдаче открепительного удостоверения – подписью члена комиссии, выдавшего открепительное удостоверение, с указанием даты внесения этой подписи. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую комиссию об изменении указанных в пункте 5 статьи 16 настоящего Федерального закона сведений об избирателях, участниках референдума, включенных в список избирателей, участников референдума на соответствующем участке.

17. Избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем за три дня до дня голосования. Информация об этом передается в участковую комиссию, где данный избиратель, участник референдума включен в список избирателей, участников референдума по месту жительства, через соответствующую территориальную комиссию (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории того же субъекта Российской Федерации) либо избирательную комиссию субъекта Российской Федерации (если место жительства избирателя, участника референдума находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Участковая комиссия в графе «Особые отметки» списка избирателей, участников референдума делает отметку: «Включен в список избирателей (участников референдума) на избирательном участке (участке референдума) №» с указанием номера избирательного участка, участка референдума и при необходимости наименования субъекта Российской Федерации. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.

18. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей, участников референдума после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей, участников референдума запрещается.

19. После официального опубликования результатов выборов, референдума информация об избирателях, участниках референдума, содержащаяся в списках избирателей, участников референдума, может использоваться для уточнения сведений об избирателях, участниках референдума в регистре избирателей, участников референдума.

1. Изменения, внесенные в комментируемую статью Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 93-ФЗ, призваны уточнить некоторые процедуры на этапе составления списков избирателей (участников референдума). Составление списков избирателей (участников референдума) – одно из наиболее важных для целей реализации активного избирательного права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации избирательное действие. Только при условии включения в список избирателей (участников референдума) гражданин может получить бюллетень (пункт 5 статьи 64 комментируемого Федерального закона). Вопрос о признании за гражданином права быть включенным в список избирателей (участников референдума) по своему политико-правовому значению относится к числу конституционных, поскольку он непосредственно связан с правом граждан на участие в свободных выборах, являющихся высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти 1 . Кроме того, на основании данных, содержащихся в списках избирателей (участников референдума), устанавливается число избирателей (участников референдума), принявших участие в голосовании на выборах (референдуме), одной из составляющих, позволяющей определить результаты выборов, референдума. Основой для составления списков избирателей (участников референдума) являются сведения, полученные с использованием Государственной системы регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации и представляемые лицами, указанными в пункте 6 комментируемой статьи. Составление списков избирателей (участников референдума) является одной из форм использования сведений об избирателях (участниках референдума), собранных и систематизированных с использованием указанной системы, что нашло отражение в новой редакции Положения о Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, принятой 29 декабря 2005 года (постановление ЦИК России № 164/1084-4).

_____________
1 См.: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 ноября 1995 года № 14-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 10 Закона Республики Северная Осетия от 22 декабря 1994 года «О выборах в Парламент Республики Северная Осетия–Алания» // СЗ РФ. 1995. № 48. Ст. 4692.

2. Комментируемый пункт устанавливает обязательность включения в список избирателей (участников референдума) всех граждан, обладающих на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме. Понятия активного избирательного права и права на участие в референдуме даны соответственно в подпунктах 26 и 51 статьи 2 комментируемого Федерального закона. Статья 32 Конституции Российской Федерации и статья 4 комментируемого Федерального закона наделяют активным избирательным правом и правом на участие в референдуме гражданина Российской Федерации, достигшего возраста 18 лет, дееспособного и не содержащегося в местах лишения свободы по приговору суда. Указанными правами обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах соответствующего избирательного округа, округа референдума, а в случаях, предусмотренных законом в соответствии с пунктом 4 статьи 4 комментируемого Федерального закона и гражданин, место жительства которого расположено за пределами соответствующего избирательного округа.

3. Комментируемый пункт обеспечивает возможность реализации установленного международными договорами Российской Федерации права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в местном референдуме иностранных граждан, достигших 18 лет и постоянно проживающих на территории муниципального образования, в котором проводятся муниципальные выборы, местный референдум (по вопросу о том, граждане каких иностранных государств имеют указанные права см. комментарий к пункту 10 статьи 4). Подпадающие под действие пункта 3 статьи 4 комментируемого Федерального закона граждане иностранных государств, с которыми у Российской Федерации имеются соответствующие договоры, не обладают избирательными правами (т.е. если они признаны судом недееспособными или содержатся в местах лишения свободы по приговору суда). Положения комментируемого пункта направлены на обеспечение исполнения международных договоров Российской Федерации.

4. Комментируемый пункт устанавливает правовые основания для включения граждан в список избирателей (участников референдума) и изложен в новой редакции: в него внесены редакционные изменения, направленные на исключение неоднозначного восприятия установленных положений. На практике такое неоднозначное восприятие нередко приводило к тому, что, несмотря на отсутствие законодательного закрепления в законах субъектов Российской Федерации права граждан участвовать в выборах, например, по месту пребывания, в списки избирателей (участников референдума) включались граждане, место жительства которых находилось за пределами избирательного округа, т.е. они не обладали активным избирательным правом 1 .

Также норма дополнена возможностью установления комментируемым Федеральным законом и иными законами перечня лиц, которые для целей составления списков избирателей (участников референдума) вправе устанавливать факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории избирательного участка. В прежней редакции комментируемого Федерального закона такими полномочиями наделались только органы регистрационного учета. Внося указанные изменения, законодатель, в частности, исходил из того, что факт нахождения избирателя в месте временного пребывания может устанавливаться не только органами регистрационного учета, но и, например, руководителем организации, в которой избиратель временно пребывает.

Комментируемый пункт устанавливает, что основанием для включения в список избирателей (участников референдума) гражданина на избирательном участке, участке референдума по общему правилу является установленный органами регистрационного учета факт нахождения его места жительства на территории этого участка. Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О пра­ве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» 2 определяет в качестве места жительства жилой дом, квартиру, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также помещение, в котором гражданин проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), социального найма, договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных федеральным законодательством. Исключением из общего правила является возможность включения в список избирателей (участников референдума) гражданина, находящегося в месте временного пребывания, в двух случаях: при наличии у него открепительного удостоверения либо прямое установление в комментируемом Федеральном законе, ином законе при условии наличия у него активного избирательного права (см. комментарий к пункту 17 статьи 17).

_______
1 См., например: определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года по делу № 85-Г04-7.
2 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 32. Ст. 1227; СЗ РФ. 2006. № 31. Ч.1. Ст. 3420.

К местам временного пребывания относятся либо определенные вышеуказанным Законом Российской Федерации места пребывания, а именно, гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, больница, туристская база, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, где он проживает временно, либо иные места временного пребывания, например, следственные изоляторы. Так, например, в пункте 5 статьи 27 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что избиратели, обучающиеся по очной форме обучения и зарегистрированные по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения), включаются в список избирателей по месту нахождения общежития (образовательного учреждения) 1 .

Вопрос о включении гражданина в список избирателей (участников референдума) по месту пребывания (при наличии у него активного избирательного права) не следует отождествлять с предусмотренной пунктом 4 статьи 4 комментируемого Федерального закона возможностью наделения активным избирательным правом отвечающих определенным, объективным, критериям граждан, место жительства которых находится за пределами избирательного округа: если законом не предусмотрено наделение активным избирательным правом таких граждан, то в списки избирателей (участников референдума) по месту временного пребывания могут включаться только граждане, чье место жительства расположено в пределах избирательного округа.

Согласно статье 3 вышеуказанного Закона Российской Федерации граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Место жительства либо место пребывания гражданина устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, которыми согласно статьям 4 и 5 указанного Закона Российской Федерации являются в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной полосе или закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО), в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, – территориальные органы указанного федерального органа исполнительной власти, в остальных населенных пунктах – местная администрация. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 года № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» полномочия по осуществлению регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, оформлению и выдаче основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, Федеральной миграционной службе.

_____________
1 См.: определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2006 года по делу № 24-Г06-1 по вопросу о соответствии требованиям комментируемого Федерального закона аналогичной нормы закона субъекта Российской Федерации (Республики Адыгея). При этом, как отмечается в указанном определении, сведения об указанных избирателях, представляемые в ТИК в соответствии с пунктом 4 статьи 17 комментируемого Федерального закона, частью 2 статьи 15 Закона Республики Адыгея от 4 августа 2005 года № 351 «О выборах депутатов Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея» должны содержать информацию об их регистрации по месту жительства на территории Республики Адыгея до регистрации по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения). Указанная информация в течение трех дней после ее получения передается ТИК в ТИК по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения) и факт регистрации избирателя по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения) является основанием для исключения избирателя из списка избирателей по месту его жительства до регистрации по месту пребывания в общежитии (по месту нахождения образовательного учреждения).

Регистрация и снятие гражданина с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства осуществляются органом регистрационного учета в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации 1 и приказом МВД России 2 , которым утверждена Инструкция о применении указанных правил. При регистрации и снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства в их паспортах проставляется оттиск соответствующего штампа. Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства. В подтверждение факта регистрации по месту пребывания гражданину выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания. Формы штампов и свидетельства установлены указанным выше приказом МВД России. Регистрация и снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения (без выдачи какого-либо документа, подтверждающего факт регистрации).

5. Комментируемый пункт посвящен особенности включения в списки избирателей (участников референдума) военнослужащих, проходящих военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях. Такие военнослужащие, если их место жительства до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, где расположена соответствующая воинская часть, военная организация или учреждение, не включаются в списки избирателей (участников референдума) и не учитываются при определении числа избирателей (участников референдума) при выборах в органы местного самоуправления, на местном референдуме. В данном случае комментируемым Федеральным законом осуществляется ограничение избирательных прав в целях защиты прав и законных интересов жителей соответствующих муниципальных образований, что допустимо в соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Необходимо отметить, что в случае совмещения, например, федеральных выборов и выборов органов местного самоуправления при реализации положений комментируемого пункта не совпадут списки избирателей (участников референдума). В такой ситуации целесообразно списки избирателей (участников референдума) составлять для каждого вида выборов, референдумов отдельно. Эта особенность учтена в Государственной системе регистрации (учета) избирателей, участников референдума в Российской Федерации, а именно, при осуществлении командиром воинской части регистрации (учета) избирателей, участников референдума, находящихся в пределах расположения воинской части, отдельно выделяются военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, если их место жительства до призыва на военную службу не было расположено на территории муниципального образования, где расположена соответствующая воинская часть.

_____________
1 См.: постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (в редакции от 22 декабря 2004 года) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2939.
2 См.: приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 октября 1995 года № 393 (в редакции от 16 сентября 2002 года) «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Российские вести. 1995. № 233.

При проведении федеральных и региональных выборов военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, голосуют по месту прохождения службы. Согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане, призванные на военную службу снимаются с регистрационного учета по месту жительства на основании сообщения военного комиссара. Следовательно, помещение, в котором они проживают в период службы (казарма), может рассматриваться в качестве жилого помещения, являющегося местом жительства военнослужащего срочной службы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 35 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» 1 , а также пункта 2 статьи 2 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, граждане Российской Федерации, не проходившие военную службу, обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования, до заключения контракта имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. После заключения контракта при условии нахождения их места жительства в пределах расположения воинской части эти военнослужащие не подпадают под ограничения, указанные в комментируемом пункте, являются избирателями и, следовательно, должны включаться в списки и учитываться при определении числа избирателей на муниципальных выборах, участников местного референдума.

6. Комментируемый пункт определяет круг субъектов, формирующих и уточняющих сведения об избирателях (участниках референдума) для последующей передачи их в соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума с целью составления списков избирателей (участников референдума). Эта обязанность возлагается на те же органы и должностных лиц, которые осуществляют регистрацию (учет) избирателей, участников референдума на соответствующей территории в соответствии со статьей 16 комментируемого Федерального закона. В число лиц, формирующих и уточняющих сведения об избирателях (участниках референдума), включены руководители дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации, однако в соответствии с пунктом 8 комментируемой статьи, а также частью 4 статьи 16 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и пунктом 6 статьи 26 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» список избирателей по избирательному участку, образованному за пределами территории Российской Федерации, составляется соответствующей участковой избирательной комиссией не на основании таких сведений, а по обращениям граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации либо находящихся в длительных заграничных командировках, в связи с чем не требуется представление сведений руководителями дипломатических представительств, консульских учреждений.

___________
1 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.

7. Комментируемый пункт возлагает обязанность по составлению списков избирателей (участников референдума) на соответствующие комиссии, которыми, как правило, являются ТИК. Учитывая, что основной массив сведений об избирателях, участниках референдума содержится в регистре избирателей, участников референдума, формирование которого предусмотрено пунктом 9 статьи 16 комментируемого Федерального закона, при составлении списков избирателей (участников референдума) соответствующая комиссия вправе использовать ГАС «Выборы», поскольку выполнение этой трудоемкой работы отдельно по каждому избирательному участку, участку референдума без использования технических средств в настоящее время практически нельзя себе представить.

7 1 . Статья дополнена комментируемым пунктом, в котором речь идет об ответственности лиц, представляющих сведения об избирателях (участниках референдума), за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их представления. Административная ответственность за нарушение установленного законом порядка представления сведений об избирателях (участниках референдума) либо представление недостоверных сведений соответствующим избирательным комиссиям, комиссиям референдума должностным лицом, на которое законом возложена эта обязанность, установлена статьей 5.4 КоАП РФ.

8. Комментируемый пункт устанавливает порядок составления списков избирателей (участников референдума) участковыми комиссиями, сформированными на участках, образованных за пределами территории Российской Федерации при проведении федеральных выборов и референдума Российской Федерации, так как согласно пункту 4 статьи 3 комментируемого Федерального закона гражданам Российской Федерации, проживающим за пределами территории Российской Федерации либо находящимся в длительных заграничных командировках, гарантируется участие только в федеральных выборах и референдуме Российской Федерации.

9. Норма комментируемого пункта является юридической гарантией реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, находящихся за пределами Российской Федерации, но не относящихся к категориям, указанным в пункте 8 комментируемой статьи, в случае, если они не имели возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно. В этом случае участковые комиссии вправе включать указанных граждан в список избирателей (участников референдума) при их явке в день голосования в помещение участковой комиссии.

10. Комментируемый пункт содержит норму, обязывающую избирательные комиссии, комиссии референдума при составлении и уточнении списков принять все меры для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей (участников референдума) только на одном избирательном участке, участке референдума. Избиратель (участник референдума) на одних и тех же выборах, референдуме имеет право проголосовать только один раз и, следовательно, только на одном участке. Исполнение указанных требований призвано обеспечить реализацию одного из основных конституционных принципов – принцип равенства граждан Российской Федерации при осуществлении ими своих избирательных прав, права на участие в референдуме. Кроме того, исполнение этой нормы позволяет исключить искажения в сведениях об общем числе избирателей (участников референдума), об избирателях (участниках референдума), включенных в список, и, следовательно, искажения в результатах выборов, референдума. Обеспечить действие данной нормы обязаны комиссии, которые составляют и уточняют список (см. пункты 13 и 14 комментируемой статьи). Гражданин, включенный в список избирателей (участников референдума) более чем на одном участке, должен быть исключен в порядке, предусмотренном пунктом 16 комментируемой статьи, из списка на всех иных участках, кроме одного – либо по месту жительства, либо по месту временного пребывания на основании открепительного удостоверения или личного письменного заявления.

11–16. Комментируемые пункты достаточно подробно описывают процедуру составления списков избирателей (участников референдума), их уточнения и устанавливают сроки выполнения отдельных ее этапов. В комментируемый пункт 16 внесены уточнения редакционного порядка, в нем также учтена новация комментируемого пункта 17, предусмотрена возможность исключения гражданина из списка избирателей (участников референдума) на основании сообщения вышестоящей комиссии о включении избирателя (участника референдума) в список на другом участке. Положение комментируемого пункта 16 о внесении в базу данных ГАС «Выборы» сведений о дате исключения гражданина из списка избирателей (участников референдума), а также причин исключения должно реализовываться с учетом пункта 19 комментируемой статьи и статьи 16 комментируемого Федерального закона. Комментируемый пункт 16 закрепляет право гражданина на уточнение сведений о себе в списке и предусматривает, что каждый гражданин Российской Федерации вправе обратиться в соответствующую участковую комиссию как с заявлением о включении его в список избирателей (участников референдума), так и об устранении ошибки или неточности в сведениях о нем, которые вносятся в список избирателей (участников референдума), к ним относятся: фамилия, имя, отчество; год (дата) рождения; адрес места жительства, а на федеральных выборах и паспортные данные или данные документа, его заменяющего (если эти данные были внесены в список при его составлении). Возможность внесения в список избирателей (участников референдума) при его составлении данных паспорта или заменяющего его документа предусмотрена частью 7 статьи 75 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и пунктом 7 статьи 69 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации».

17. Новеллами комментируемого пункта являются изменение срока подачи гражданином в комиссию заявления о включении его в список избирателей (участников референдума) по месту временного пребывания, а также закрепление обязанности участковой комиссии, принявшей решение о включении гражданина в указанный список по месту временного пребывания, проинформировать об этом соответствующую участковую комиссию, где этот избиратель (участник референдума) включен в список избирателей (участников референдума) по месту жительства. Кроме того, в комментируемом пункте устанавливается механизм передачи этой информации – через ТИК (в случае, если место жительства гражданина находится в том же субъекте Российской Федерации), либо через ИКСРФ (в случае, если место жительства гражданина находится на территории другого субъекта Российской Федерации). Новацией комментируемого пункта является также возможность законодательного закрепления включения в список избирателей (участников референдума), не имеющих регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, на специально образованном участке, либо на участке, определенном решением вышестоящей комиссии.

18. Комментируемый пункт устанавливает запрет на внесение изменений в список избирателей (участников референдума) после окончания голосования и начала подсчета голосов. Согласно пункту 2 статьи 68 комментируемого Федерального закона подсчет голосов начинается сразу после окончания времени голосования. В соответствии с пунктом 1 статьи 64 комментируемого Федерального закона время начала и окончания голосования на выборах, референдуме, устанавливается законом. Данная норма направлена на предотвращение возможности сознательного искажения (изменения) результатов выборов, референдума. Выявленные после указанного срока нарушения могут служить основанием для признания судом выборов, референдума недействительными, если такие нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей, участников референдума (пункты 3 и 4 статьи 77 комментируемого Федерального закона).

19. Новеллой комментируемой статьи является комментируемый пункт, закрепляющий возможность использования после официального опубликования результатов выборов, референдума информации об избирателях (участниках референдума), содержащейся в списках избирателей (участников референдума), для уточнения сведений о них в регистре избирателей, участников референдума. При уточнении указанных списков в период подготовки к выборам, референдуму информация об изменениях сведений об избирателях (участниках референдума) может поступать из органов регистрационного учета, органов записи актов гражданского состояния, военных комиссариатов и т.п. напрямую в участковые комиссии. Данная норма направлена на сохранение и учет этой информации при ведении регистра избирателей, участников референдума.

Смотрите еще:

  • Соглашение об алиментах задним числом Взыскание алиментов задним числом Здравствуйте. Подскажите пожалуйста, могу ли я взыскать алименты с бывшего мужа за семь предыдущих лет, при условии что развелись мы только в прошлом году, но все эти годы вместе не […]
  • Покупка и продажа акций самара Покупка и продажа акций самара Хотите внести предложения по работе компании и оценить качество ее услуг? Пожалуйста, заполните анкету для клиентов и отправьте ее по адресу [email protected] . […]
  • В какой срок должно быть рассмотрено дело об административном правонарушении Сроки в административном процессе Срок давности привлечения к административной ответственности Давность привлечения к административной ответственности Срок вынесения постановления по делу об административном […]
  • Федеральный закон 213 ст 13 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" Федеральный закон от 13 […]
  • Коап 1455 Решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. N 7-1455/17 Решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. N 7-1455/17 Судья Московского городского суда Симаров А.В., рассмотрев жалобу О.Н.Н. на […]
  • Не рассчитали при увольнении статья Работодатель при увольнение не рассчитал здравствуйте!Подскажите пожалуйста я вот отработала 4 месяца по трудовой и уволилась по собственному желанию меня должны расчитать или нет? Ответы юристов (1) Конечно, в […]