В соответствии с конституцией рф жилищное законодательство находится

Источники жилищного законодательства – Конституция и Жилищный кодекс

Исходя из вышесказанного можно выделить следующие группы источников жилищного законодательства на основании их юридической силы в соответствии со ст. 5 ЖК РФ:

1) Конституция РФ — ее нормы служат правовой основой развития российского законодательства в целом, в систему которого входит и жилищное законодательство. Она имеет высшую силу и прямое действие. Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

2) ЖК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти) — в соответствии со ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Необходимо уточнить содержание таких понятий, как закон, федеральный закон, подзаконный акт. Закон — это нормативно-правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в предусмотренном порядке представительным органом государственной власти или решением народа на референдуме и регулирующий важные общественные отношения.

Основными видами законов, в зависимости от уровня органа, его принявшего, являются:

а) федеральные законы, которые подразделяются на федеральные законы, которые принимаются Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания РФ и являются основным видом законов, и федеральные конституционные законы, которые регулируют только вопросы, указанные в Конституции. К таким вопросам относятся военное положение, чрезвычайное положение, изменение статуса субъекта Федерации, о референдуме, о судебной системе и др.;

б) законы субъектов Федерации. Они принимаются по вопросам исключительного ведения субъектов РФ и вопросам совместного ведения субъектов РФ и Федерации законодательными органами субъектов Федерации. Порядок и процедура их принятия конкретизированы в конституциях и уставах соответствующего субъекта.

Взаимодействие указанных нормативных актов осуществляется в следующем порядке. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

Жилищное законодательство. Понятие жилищного законодательства. Виды источников жилищного права.
Жилищный кодекс, другие федеральные законы регламентируют жилищные отношения, которые согласно ст. 72 Конституции РФ являются предметом.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и ее субъектов. Оно складывается из основополагающих актов РФ (Основы законодательства, кодексы, федеральные законы).

Жилищное законодательство — совокупность законов и иных I. Источники гражданского права – гражданское законодательство, а также.
Пока Жилищный кодекс РФ не принят Федеральным Собранием РФ, следует руководствоваться.

Жилищное законодательство. Жилищный кодекс. Жилищный кодекс РСФСР принят в 1983 г. Жилищный кодекс включает почти все жилищно-правовые нормы, содержавшиеся ранее в ГК РСФСР (глава «Наем жилого помещения»), а также содержит много новых норм.

В соответствии с конституцией рф жилищное законодательство находится

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 5 Жилищного кодекса РФ

Статья 5 ЖК РФ. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Вернуться к оглавлению документа : Жилищный кодекс РФ (с комментариями)

Комментарии к статье 5 ЖК РФ, судебная практика применения

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», даны следующие разъяснения:

«..разрешая споры, возникшие из жилищных отношений, судам необходимо учитывать, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации) и включает в себя Жилищный кодекс Российской Федерации, принятые в соответствии с ним другие федеральные законы, а также изданные в соответствии с ними указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ). При этом наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений имеет Жилищный кодекс Российской Федерации. В случае выявления судом несоответствия норм иных актов жилищного законодательства положениям Жилищного кодекса Российской Федерации должны применяться нормы этого Кодекса (часть 8 статьи 5 ЖК РФ).

Принимая во внимание, что жилое помещение может выступать объектом как гражданских, так и жилищных правоотношений, судам следует иметь в виду, что гражданское законодательство в отличие от жилищного законодательства регулирует отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением жилым помещением как объектом экономического оборота (например, сделки с жилыми помещениями, включая передачу в коммерческий наем жилых помещений)».

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 5 Жилищного Кодекса РФ

1. Конституция РФ является правовой основой развития жилищного законодательства. Она имеет высшую юридическую силу, поэтому законы и иные правовые акты, принимаемые в России, должны полностью соответствовать Конституции РФ.

Систему жилищного законодательства образуют федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти также являются источниками жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ).

Согласно ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента РФ не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (ч. 3 ст. 5 ЖК РФ).

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ (ст. 115 Конституции РФ).

2. Жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Согласно ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Вне пределов совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

По вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, субъекты РФ вправе — до принятия соответствующих федеральных законов — осуществлять собственное правовое регулирование. При принятии соответствующего федерального акта их законы приводятся в соответствие с федеральным.

Следует отметить, что разграничение полномочий не означает «разделение» предметов регулирования между Российской Федерацией и ее субъектами. Общие подходы и единообразие требований к содержанию и использованию жилищных фондов вызывают необходимость единообразного регулирования ряда вопросов. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы регламентируются субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией. То же касается вопросов, отнесенных к их ведению. Так, ЖК РФ определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия их на учет в качестве нуждающихся (ст. 51, 52, п. 3 ст. 12). Что касается порядка ведения такого учета, то согласно ч. 7 ст. 52 Кодекса его устанавливают законы субъектов РФ. Кодексом к ведению субъектов РФ отнесены, в частности, вопросы установления порядка определения общей площади предоставляемого жилья (ч. 9 ст. 57), установления размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения для расчета субсидий (ч. 1 ст. 159). См. также комментарии к ст. 12 — 14.

3. Жилищное законодательство состоит из ЖК РФ, принятых в соответствии с ним федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

Как следует из положений комментируемой статьи, наибольшую юридическую силу в регламентации жилищных отношений имеет Жилищный кодекс РФ: в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в иных актах, положениям ЖК РФ применяются нормы Кодекса (ч. 8).

В связи с этим обратим внимание на следующее.

Жилищное законодательство содержит нормы разных отраслей законодательства, и прежде всего гражданского (наличие договорных отношений, вопросы права собственности на общее имущество многоквартирного дома, распоряжения собственностью, организации и деятельности жилищных кооперативов, ТСЖ и проч.).

Согласно ст. 3 ГК РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, следовательно и в ЖК РФ, должны соответствовать ГК РФ. Таким образом, в случае несоответствия между такими нормами Жилищного и Гражданского кодексов предпочтение должно быть отдано ГК РФ. Такое несоответствие прослеживается, в частности, в вопросах конкурсного отбора управляющей организации (ст. 161 ЖК РФ). Решение о проведении этого конкурса принимает орган местного самоуправления независимо от того, имеет ли он собственность в многоквартирном доме.

Вместе с тем по правилам проведения открытого конкурса его организатором может быть собственник имущества или обладатель имущественных прав либо специализированная организация по договору с собственником или обладателем имущественного права (ст. 447 ГК РФ).

И далее, ч. 5 ст. 161 ЖК РФ обязывает собственников жилых помещений в многоквартирном доме заключить договор управления, тогда как ими не была выражена воля на проведение конкурса по отбору управляющей организации.

4. Федеральные законы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ принимаются соответствующими органами в пределах их полномочий.

Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение Кодекса, других федеральных законов, указов Президента РФ. ЖК РФ содержит большой перечень вопросов, подлежащих решению Правительством РФ. В частности, утверждение типового договора социального найма жилых помещений (ст. 63), установление перечня заболеваний, при которых совместное проживание с лицами, страдающими ими, в одной квартире невозможно (ст. 51), установление порядка отнесения помещения к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100), утверждение порядка пересчета платежей за коммунальные услуги (ст. 155), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальные услуги (ст. 159).

5. Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты на основании Кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов.

Акты жилищного законодательства с точки зрения их юридической силы находятся в определенной «подчиненности»: каждый последующий акт, определяемый в комментируемой статье (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д.), должен соответствовать предыдущим. Так, указы Президента РФ не должны противоречить Кодексу, другим федеральным законам; постановления Правительства РФ принимаются во исполнение Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ.

6. Органы местного самоуправления могут принимать акты, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом как Российской Федерации, так и ее субъекта отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (см., например, ч. 4 ст. 49 ЖК РФ). Согласно ЖК РФ органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156).

7. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления обозначены в комментируемой статье в составе жилищного законодательства.

Такая позиция представляется сомнительной. Согласно ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Следовательно, систему жилищного законодательства образуют:

федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (федеральное жилищное законодательство);

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ).

8. Акты высших органов судебной власти, подлежащие обязательному применению, также следует упомянуть в комментарии к ст. 5. Это, в частности, Постановления Конституционного Суда РФ: от 05.02.1993 N 2-П, которым отмечено, что договор найма жилого помещения при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом; от 23.06.1995 N 8-П, которое установило, что временное отсутствие гражданина само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением; от 03.11.1998 N 25-П, которым снято ограничение в приватизации комнат в коммунальной квартире .

Судебная практика по жилищным спорам: Сб. постановлений, решений и определений федеральных судов. М., 2001. С. 58, 72, 97.

Позиции данных Постановлений реализованы в ЖК РФ. Так, ст. 71 устанавливает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из членов его семьи не изменяет их прав и обязанностей по договору. Согласно ст. 84 выселение из жилого помещения может иметь место только на основании решения суда.

Заслуживает внимания и Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Этим Постановлением предусмотрено, что при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии регистрации (ранее — прописки), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими помещение и на каких условиях (п. 13).

9. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31.10.1995 N 8 разъяснил, что суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (п. 6).

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

В соответствии с конституцией рф жилищное законодательство находится

Законодательные акты, которые могут
пригодиться при создании ТСЖ

ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС
Статья 5 .

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

1. Под жилищным законодательством следует понимать совокупность комплексных нормативных актов, т.е. нормативных актов, содержащих нормы разных отраслей права (частного и публичного), регулирующих отношения в жилищной сфере.

Жилищное законодательство состоит из ЖК, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (п.2 коммент. ст.).

2. Среди указанных нормативных правовых актов ведущим актом, цементирующим всю систему жилищного законодательства, является ЖК. Это следует из положения о том, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в иных нормативных правовых актах, положениям ЖК применяются положения ЖК (п.8 коммент. ст.).

ЖК, являясь комплексным нормативным актом, регулирует отношения, возникающие в жилищной сфере: собственно жилищные отношения, административные отношения и некоторые другие.

Наряду с отраслевыми кодексами (например, ГК РФ, УК РФ) возможно формирование комплексных кодексов, регулирующих разными методами разнородные отношения, возникающие в связи с определенным видом деятельности или определенной сферой общественной жизни. Комплексный характер носят, например, Земельный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и некоторые другие, включая Жилищный кодекс РФ. В таких кодексах регулируется соответствующая сфера, в которой возникают отношения разного рода (гражданские, административные и некоторые другие).

ЖК, являясь специальным нормативным актом, включающим нормы частного и публичного права, действует наряду с ГК РФ, регулирующим имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения, включая жилищные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников (п.1 ст.2 ГК РФ), и другими федеральными законами, регулирующими соответствующие отношения, включая административные, основанные на власти и подчинении.

В принципе стыковка частных и публичных правоотношений, складывающихся в жилищной сфере, могла быть обеспечена и без ЖК, а только ГК РФ и специальными законами, регламентирующими различные стороны жилищной сферы (управление жилищным фондом, учет граждан, нуждающихся в жилье, отношения в жилищных кооперативах, товариществах собственников жилья и т.д.). Законодатель пошел по пути объединения норм, регулирующих отношения в жилищной сфере, в единый ЖК. Это не исключает того, что наряду с ГК РФ и ЖК будут действовать и другие федеральные законы в жилищной сфере. Это означает, что в процессе правоприменения (и правотворчества) необходимо будет устанавливать соотношение норм ГК РФ, ЖК и других федеральных законов, регулирующих отношения в жилищной сфере.

3. Жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ (подп.“к” п.1 ст.72 Конституции РФ). Это означает, что нормативные правовые акты в жилищной сфере могут издаваться как органами власти РФ (например, п.3-5 коммент. ст.), так и органами власти субъектов РФ (например, п.6 коммент. ст.) в соответствии с их нормотворческой компетенцией. Акты жилищного законодательства могут издаваться и органами местного самоуправления в пределах их полномочий (п.7 коммент. ст.).

Определяя систему жилищного законодательства, комментируемая статья определяет соотношение различных нормативных актов, составляющих систему жилищного законодательства. При этом следует учитывать также нормы ст.6-9 ЖК.

Как уже отмечалось выше, акты жилищного законодательства с точки зрения их юридической силы находятся в определенной иерархии: международные договоры РФ; федеральные законы, устанавливающие изъятия из ЖК и касающиеся, например, участия иностранцев в жилищных отношениях (п.3 ст.4 ЖК); Жилищный кодекс; иные федеральные законы, положения которых должны соответствовать ЖК; подзаконные нормативные правовые акты федеральных органов, законы и иные нормативные правовые акты органов власти субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

4. Подзаконные нормативные правовые акты в жилищной сфере принимаются определенными федеральными органами в пределах их полномочий.

Так, указы Президента РФ, регулирующие отношения в жилищной сфере, не должны противоречить ЖК и другим федеральным законам (п.3 коммент. ст.). Следует назвать Указы Президента РФ: от 29 марта 1996 г. N 431, которым одобрены Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы «Жилище” (СЗ РФ. 1996. N 14. Ст.1431); от 28 января 1998 г. N 102, которым придан статус президентской федеральной целевой программе «Государственные жилищные сертификаты” (СЗ РФ. 1998. N 5. Ст.567, 615; N 14. Ст.1577; N 50. Ст.6166).

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в жилищной сфере, могут издаваться лишь на основании и во исполнение ЖК, других федеральных законов и нормативных указов Президента РФ (п.4 коммент. ст.). В качестве примеров можно привести следующие постановления Правительства РФ: от 17 сентября 2001 г. N 675 «О Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 годы» (СЗ РФ. 2001. N 39. Ст.3770); от 30 июля 2004 г. N 392 «О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг» (СЗ РФ. 2004. N 32. Ст.3339); от 30 августа 2004 г. N 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» (СЗ РФ. 2004. N 36. Ст.3671).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы, регулирующие отношения в жилищной сфере, могут издаваться лишь в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК, другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ (п.5 коммент. ст.).

Компетенция органов государственной власти РФ в жилищной сфере, включая нормотворческую компетенцию в указанной сфере, определена ст.12 ЖК.

5. Поскольку жилищное законодательство отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ, акты жилищного законодательства принимаются также органами власти субъектов РФ. Представительные органы власти субъектов РФ (законодательные собрания, думы и др.) вправе принимать законы субъекта РФ, включая законы, регулирующие отношения в жилищной сфере. Исполнительные органы власти субъектов РФ (правительства, администрации, губернаторы, комитеты и т.д.) принимают подзаконные нормативные акты, в том числе акты, регулирующие отношения в жилищной сфере.

Законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в жилищной сфере, могут приниматься органами государственной власти субъектов РФ в пределах их полномочий на основании ЖК, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (п.6 коммент. ст.). Компетенция органов государственной власти субъекта РФ в жилищной сфере, включая нормотворческую компетенцию, определена ст.13 ЖК. Так, в Санкт-Петербурге действует Закон от 16 июля 2001 г. «О жилищной политике Санкт-Петербурга» (Вестник Законодательного Собрания. 2001. N 15).

6. Нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в жилищной сфере, могут приниматься также органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии с ЖК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.7 коммент. ст.). Например, органами местного самоуправления могут быть приняты правила учета муниципального жилищного фонда и другие нормативные правовые акты в жилищной сфере, принятие которых допускается в соответствии со ст.14 ЖК.

7. В числе правообразующих актов в жилищной сфере могут быть названы также акты Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ. Однако указанные акты не относятся к законодательным, они по существу представляют собой акты судебного толкования, обязательные для применения (см.: Толстой Ю.К. Жилищное право. М., 1996. С.13).

Так, сохраняют актуальность постановления Конституционного Суда РФ от 25 апреля 1995 г. по делу о проверке конституционности ч.1 и 2 ст.54 Жилищного кодекса РСФСР, от 23 июня 1995 г. по делу о проверке конституционности ч.1 и п.8 ч.2 ст.60 Жилищного кодекса РСФСР, от 3 апреля 1998 г. по делу о проверке конституционности пп.1, 3 и 4 ст.32 и пп.2 и 3 ст.49 Федерального закона «О товариществах собственников жилья», от 3 ноября 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», от 24 октября 2000 г. по делу о проверке конституционности положений п.13 ст.39 Закона РФ «Об образовании», от 24 мая 2001 г. по делу о проверке конституционности положений ч.1 ст.1 и ст.2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера» (СЗ РФ. 1995. N 18. Ст.1708; N 27. Ст.2622; 1998. N 15. Ст.1794; N 45. Ст.5603; 2000. N 44. Ст.4399; 2001. N 22. Ст.2276).

Представляют интерес также постановления Пленума Верховного Суда РФ: от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», от 26 декабря 1984 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР», от 24 августа 1993 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в российской Федерации», от 3 апреля 1987 г. N 2 «О практике применения судами жилищного законодательства”, от 11 октября 1991 г. N 11 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами” (см.: Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. М., 1999).

1. Система жилищного законодательства

Основу жилищного права образует система жилищного законодательства: федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; законы и иные нормативные акты субъектов РФ; акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти.

Как уже отмечалось, Конституция РФ является правовой основой развития жилищного законодательства. Она имеет высшую юридическую силу; законы и иные правовые акты, принимаемые в России, должны соответствовать Конституции РФ.

В соответствии с Конституцией РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Данное положение основано на ч. 1 ст. 72 Конституции РФ.

Систему жилищного законодательства образуют федеральные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты; законы и иные нормативные акты субъектов РФ. Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и других федеральных органов исполнительной власти также являются источниками жилищного законодательства. 1.2.

По предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (ст. 76 Конституции РФ). Вне пределов ведения РФ и совместного ведения субъекты РФ осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Действующее законодательство позволяет органам власти субъектов РФ до принятия соответствующих федеральных законов по вопросам, отнесенным к предметам совместного ведения, осуществлять собственное правовое регулирование. При принятии соответствующего федерального закона законы субъектов РФ приводятся в соответствие с федеральным законом.

Следует отметить, что разграничение полномочий не означает «разделение» предметов регулирования Российской Федерацией и субъектами РФ. Единые общие подходы и единообразие требований к содержанию и использованию жилищных фондов вызывает необходимость общего регулирования ряда вопросов. Исходя из общих норм федеральных законов, эти вопросы подлежат регламентации субъектами РФ в той мере, в какой они не урегулированы Российской Федерацией, а также вопросы, отнесенные к их ведению Российской Федерацией.

Так, ЖК определяет основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, порядок принятия на учет в качестве нуждающихся (ст. 51, 52, п. 3 ст. 12). Что касается порядка ведения такого учета, то согласно ст. 52 ЖК таковой подлежит установлению законом субъекта РФ (ч. 7). Кодексом отнесены к ведению субъектов РФ, в частности, вопросы установления порядка определения общей площади предоставляемого жилья (ч. 9 ст. 57), установление размеров региональных стандартов нормативной площади жилого помещения для расчета субсидий и проч. (ч. 1 ст. 159).

1.3. Согласно ч. 2 ст. 5 ЖК жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов, изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (ч. 2 ст. 5 ЖК).

Как следует из положений данной статьи, наибольшую юридическую силу в регламентации жилищных отношений имеет Жилищный кодекс. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в иных актах, положениям ЖК применяются положения Кодекса (ч. 8 ст. 5 ЖК).

В связи с вопросом о приоритете норм ЖК обратим внимание на следующее.

Жилищное законодательство содержит нормы разных отраслей, и прежде всего гражданского законодательства (наличие договорных отношений, вопросы права собственности на общее имущество многоквартирного дома, распоряжения этой собственностью, организация и деятельность жилищных кооперативов, ТСЖ и проч.).

Обратимся к ст. 3 ГК. Согласно этой статье нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, следовательно, и в ЖК, должны соответствовать Гражданскому кодексу. Таким образом, в случае несоответствия между нормами ЖК и ГК предпочтение должно быть отдано ГК.

Такое несоответствие прослеживается, в частности, в вопросах конкурсного отбора управляющей организации (ст. 161 ЖК). Решение о проведении такого конкурса принимает орган местного самоуправления, независимо от того, имеет ли он собственность в многоквартирном доме (ч. 4). Вместе с тем по правилам проведения открытого конкурса его организатором может быть собственник имущества или обладатель имущественных прав либо специализированная организация по договору с собственником или обладателем имущественного права (ст. 447 ГК). И далее, ч. 5 ст. 161 ЖК обязывает собственников жилых помещений в доме заключить договор управления, тогда как ими не была выражена воля на проведение конкурса по отбору управляющей организации.

1.4. Федеральные законы, законы субъектов РФ, иные нормативные правовые акты федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ принимаются соответствующими органами в пределах их полномочий.

Постановления Правительства РФ могут издаваться на основании и во исполнение ЖК, других федеральных законов, указов Президента РФ. Кодекс содержит большой «перечень» вопросов, подлежащих решению Правительством РФ. В частности, утверждение Типового договора социального найма (ст. 63), установление порядка отнесения помещения к специализированному (ст. 92), утверждение типовых договоров найма специализированных жилых помещений (ст. 100), определение порядка изменения размера платы за содержание и ремонт жилья (ст. 156) и порядка изменения размера платы за коммунальные услуги (ст. 157), определение порядка предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг (ст. 159).

Органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты на основании Кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов (ч. 6 ст. 5 ЖК).

Акты жилищного законодательства с точки зрения их юридической силы находятся в определенной «подчиненности». Каждый последующий акт, определяемый в ст. 5 (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и т.д. — ч. 3-7), должен соответствовать предыдущим.

Органы местного самоуправления могут принимать акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с ЖК, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Согласно Конституции РФ (ст. 132) органы местного самоуправления могут наделяться законом как РФ, так и субъекта РФ отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (см., например, ч. 4 ст. 49 ЖК). Согласно ЖК органы местного самоуправления устанавливают норму предоставления жилья, учетную норму (ст. 50), определяют размер платы за наем жилого помещения, его содержание и ремонт (ст. 156) и т.д.

Нормативные правовые акты органов местного самоуправления обозначены в ст. 5 в составе жилищного законодательства.

Такая позиция представляется сомнительной. Обратимся к ст. 72 Конституции РФ, согласно которой жилищное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Следовательно, систему жилищного законодательства образуют:

федеральные жилищные законы и иные принятые в соответствии с ними нормативные правовые акты (федеральное жилищное законодательство);

законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ (жилищное законодательство субъектов РФ). 1.6.

Следует также упомянуть акты судов РФ, подлежащие обязательному применению и, главным образом, способствующие защите прав и законных интересов граждан. Это, в частности, постановления Конституционного Суда РФ:

от 05.02.93 № 2-П, которым отмечено, что договор найма жилого помещения при отсутствии согласия нанимателя может быть расторгнут только судом;

от 23.06.95 № 8-П, установившее, что временное отсутствие гражданина само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением;

от 03.11.98 № 25-П, которым снято ограничение на привати-

зацию комнат в коммунальной квартире27.

Позиции данных постановлений реализованы в ЖК. Так, ст. 71 ЖК устанавливает, что временное отсутствие нанимателя жилого помещения по договору социального найма, кого-либо из членов его семьи не влечет изменения их прав и обязанностей по договору. Если ЖК РСФСР предусматривал возможность выселения в административном порядке, то согласно ЖК выселение из жилого помещения возможно только по решению суда (ст. 84).

Заслуживает внимания и ряд постановлений Пленума Верховного Суда РФ, в частности: о применении судами Конституции РФ (от 31.10.95 № 8); Постановление Пленума ВС СССР от 03.04.87№ 2.

Так, упомянутое постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.95 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»28предусматривает, что при рассмотрении дел, связанных с признанием права пользования жилым помещением, необходимо учитывать, что данные, свидетельствующие о наличии или отсутствии регистрации (ранее прописки), являются лишь одним из доказательств того, состоялось ли между нанимателем (собственником) жилого помещения, членами его семьи соглашение о вселении лица в занимаемое ими помещение и на каких условиях (п. 13).

1.7. Согласно ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Более того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Пленум Верховного Суда РФ от 31.10.95 установил, что суд не вправе основывать свое решение на неопубликованных нормативных актах, затрагивающих права, свободы, обязанности человека и гражданина (п. 6). 1.8.

Федеральные жилищные законы действуют на всей территории России, если сфера действия закона прямо не ограничена. Так, согласно ст. 57 ЖК по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта).

Действие закона может быть распространено на определенные категории граждан (например, положения раздела IV «Специализированный жилищный фонд» ЖК определяют порядок предоставления и пользования жилыми помещениями, предназначенными для определенных категорий граждан). 1.9.

Акты жилищного законодательства по общему правилу вступают в силу со дня их опубликования, если не указан иной срок (Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»29; Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»30). Так, Законом о введении в действие Жилищного кодекса РФ для ЖК установлен срок введения в действие с 1 марта 2005 г. Это обеспечивало соответствующим государственным органам (и не только им) возможность принятия необходимых мер к его применению. 1.10.

Жилищный кодекс устанавливает правила применения жилищного законодательства в случаях пробелов в законодательстве. Такие пробелы восполняются путем применения:

закона, регулирующего сходные отношения (аналогия закона);

общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права).

Для применения аналогии закона необходимо наличие предусмотренных ст. 7 ЖК условий: жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников этих отношений; отсутствие норм законодательства, прямо регулирующих такие отношения; наличие схожего законодательства, а также его непротиворечие существу соответствующих отношений.

Применяя аналогию закона, необходимо найти самую близкую по основным признакам норму из всех имеющихся в законодательстве.

При отсутствии норм жилищного законодательства, которые можно применить по аналогии закона, права и обязанности участников отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства — аналогия права и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Смотрите еще:

  • Конституционное право государственное устройство рф Конституционное право России Учебники для вузов 3.2.4. Федеративное государство Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная […]
  • Гк рф аналогия права и аналогия закона Аналогия закона и аналогия права. В случае пробелов в праве их восполнение осуществляется за счет аналогии права (ст. 6 ГК РФ), т.е. исходя из принципов. « Принципы гражданского права (ст. 1 ГК РФ): признание […]
  • Статья 11 фз об образовании в рф Статья 11 фз об образовании в рф Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса […]
  • Непосредственный объект ст 105 Непосредственный объект ст 105 Родовым объектом убийства является личность (по названию раздела VII УК РФ «Преступления против личности»). В теории права существует мнение, что между понятиями «личность» и «человек» […]
  • Статья 58 6 Статья 58 6 center"> И з истории статьи 58-10 УК РСФСР Недавно в Москве в продаже появился каталог " 58-10 . Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской пропаганде и агитации. Март 1953 - 1991". […]
  • Техническое обеспечение на атп Система материально-технического снабжения Основными задачами материально-технического снабжения АТП являются: своевременное обеспечение предприятия всеми материалами, необходимыми для бесперебойной работы подвижного […]