Усыновление ребенка санкт-петербурга

Усыновление ребенка санкт-петербурга

Региональный оператор ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей

Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга

190000, Санкт-Петербург, Антоненко пер., д.6

Телефон: (812) 576-26-31
Факс: (812) 576-26-30

Ржаненков Александр Николаевич
Председатель Комитета
Телефон: (812) 576-24-61

Сухачева Надежда Геннадьевна
Начальник управления по опеке и попечительству Комитета
Телефон: (812) 576-24-87
Адрес эл. почты: [email protected]

Гордеева Ольга Витальевна, Паршина Елена Вениаминовна

Региональный оператор ГБД
Телефон: (812) 576-25-27, 576-26-30
Адрес эл. почты: [email protected],

Прием: с понедельника по четверг с 10.00 до 17.00

Булашева Татьяна Николаевна, Елкина Наталья Владимировна
Специалисты по опеке и попечительству
Телефон: (812) 576-26-31, 576-26-33
Адрес эл. почты: [email protected], [email protected]
Прием: с понедельника по четверг с 10.00 до 17.00

Муниципальное Образование Балканский Отдел опеки и попечительства

192283, Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 30, корп. 3,

Ворогушина Оксана Владимировна,

Начальник отдела опеки и попечительства

email: , тел/факс 244-50-84, 244-50-85

Специалисты: Изотова Елена Анатотльевна, Григорьев Александр Викторович,

Гурина Вероника Николаевна

Фрунзенский районный суд
города Санкт-Петербурга
192007, г. Санкт-Петербург
ул. Курская, д. 3
Тел.: (812) 712-84-41

Санкт-Петербургский городской суд
196128, г. Санкт-Петербург
ул. Бассейная, д. 6

Усыновление ребенка в Санкт-Петербурге: пошаговая инструкция

Усыновление или удочерение ребенка – достаточно запутанная процедура, в одиночку разобраться со всеми правилами и требованиями бывает непросто. Для обращения в суд необходимо подготовить основательный перечень свидетельств, выписок и справок.

«М16-Консалтинг» рассказывает об усыновлении через суд ребенка из детского дома или детей супруга/супруги, а также о том, какие основания предусмотрены для отмены усыновления.

Условия для усыновления

Чтобы взять приемного ребенка из детдома или усыновить родного малыша вашей второй половины от предыдущего брака, обязательно, чтобы и потенциальные родители, и дети соответствовали предусмотренным для усыновления законодательством условиям. Рассмотрим отдельно ситуации с опекой над детьми из детского дома и оформлением прав на детей супруги.

В каких случаях можно усыновить приемных детей?

Законами предусмотрен перечень условий, при которых ребенок может рассчитывать на новую семью. При этом достаточно, чтобы актуальным было хотя бы одно условие из перечня.

  • Сиротство в силу смерти родителей или признания их пропавшими;
  • Недееспособность родителей, признанная судом;
  • Лишение родителей их прав;
  • Официально оформленный отказ матери в роддоме;
  • Согласие на усыновление биологических родителей;
  • Отсутствие какой-либо информации о биологических родителях (актуально в случаях, когда ребенок был найден или подкинут).

Требования, предъявляемые к потенциальным родителям

В данном случае закон содержит перечень оснований, при которых усыновителям запретят брать ребенка. В частности, это коснется лиц:

  • Признанных судебным органом недееспособными или ограничено дееспособными;
  • Ограниченных в родительских правах или лишенных их судебным решением;
  • Имеющих судимость (исключение – для реабилитированных усыновителей);
  • Повинных в ситуациях, которые повлекли за собой отмену усыновления или отстранение от опекунских обязанностей;
  • Не имеющих постоянного местожительства;
  • Не имеющих постоянного дохода в необходимом размере (то есть в объемах, которые позволяют удовлетворить нужды на воспитание приемных детей);
  • Проживающих в условиях, которые не соответствуют имеющимся требованиям – маленькие размеры, плохое состояние жилья;
  • Имеющих заболевание из перечня, установленного действующими законами. К ним относятся туберкулез, наркозависимость, онкология, психические и инфекционные болезни, болезни, повлекшие за собой инвалидность.

Оформление прав на ребенка мужа или жены

В этом случае закон предусматривает ряд поблажек потенциальному родителю. В частности, не имеет значения размер заработка усыновителя при условии, что совокупный доход семьи превышает установленный минимум.

Однако отчим или мачеха должны соответствовать другим имеющимся требованиям, касающимся отсутствия судимости и состояния здоровья. Разумеется, сами потенциальные родители должны быть согласны на усыновление.

Соответствующее согласие потребуется и от биологических родителей, которые не проживают с ребенком, но при этом исполняют свои обязанности, то есть выплачивают алименты и участвуют в жизни малыша. Если этого не происходит, согласие от недобросовестного родителя суду не требуется.

Главное условие в этом случае: усыновитель должен состоять в официально зарегистрированных семейных отношениях с родителем ребенка. Если же речь идет о гражданском браке, то оформление родительских прав невозможно.

Документы для усыновления

  • Автобиография потенциального родителя, написанная в свободной форме. В тексте следует отобразить информацию об образовании, службе, собственном жилье – его наличии или отсутствии, личные характеристики, причины для оформления родительских прав. Документ не нуждается в нотариальном заверении;
  • Заявление об усыновлении;
  • Документальное подтверждение отсутствия судимости;
  • Справка из медучреждения о состоянии здоровья потенциального родителя;
  • Справка о зарплате;
  • Выписка о месте проживания;
  • Документальное подтверждение прав собственности на жилье;
  • Документ, подтверждающий факт регистрации брачных отношений (при наличии);
  • Документальное свидетельство того, что жилое помещение, в котором будет проживать приемный ребенок, соответствует всем требованиям.

В отдельных случаях могут понадобиться такие документы, как согласие от матери или отца, когда речь идет об оформлении родительских прав новым супругом, согласие биологических родителей (бывших супругов) на передачу своих прав, а также характеристика со службы.

Порядок усыновления ребенка

Итак, мы разобрались, какие документы нужны для усыновления ребенка. После того, как вы перепроверили пакет собранных бумаг и убедились, что ничего не забыли, можете начать процедуру с посещения органов опеки и попечительства.

В территориальном органе вы подаете все собранные документы, после чего ждете 5 дней. За это время ведомство проверит поданные бумаги и выдаст заключение, в соответствии с которым вы имеете право на усыновление. Только после этого вы можете претендовать на оформление родительских прав. Для этого необходимо переходить к следующему этапу – обращаться в суд.

Судебный процесс

Без этого этапа усыновление невозможно. Именно суд примет окончательное решение о том, можете ли вы стать родителем этого малыша или нет.

В судебный орган вы обращаетесь с полученным на предыдущем этапе заключением, а также иском, составленным по всем правилам. Поскольку требования к документу в случае оформления прав на ребенка из детдома или на детей супруги/супруга разнятся, лучше обратиться за помощью к юристу. Профессионал учтет все нюансы конкретной ситуации и отобразит в иске сведения, которые помогут оптимизировать процесс усыновления.

В судебном заседании участие будут принимать потенциальные родители, сотрудник органов опеки, а также прокурор. Если ребенку исполнилось 10, его также пригласят и попросят высказать свое мнение. Суд прислушается к позиции ребенка.

Все дела об усыновлении находятся под охраной, то есть являются тайными. В ходе процедуры вы можете ходатайствовать не только о смене фамилии и отчества малыша, но также и о новом имени и даже дате рождения.

По итогам процесса родителям будет выдано новое свидетельство о рождении малыша с внесенными правками.

Отмена усыновления

Данная процедура также проходит только через суд. Инициировать ее могут усыновители, биологические родители, сам ребенок, если он уже получил паспорт, а также должностные лица – прокурор или работники органов опеки.

К основаниям для отмены относятся нарушение детских прав и интересов, жестокое обращение с ребенком и неисполнение родителями их обязанностей.

После отмены суд может обязать уже бывших родителей выплачивать ребенку алименты.

Как ускорить процедуру усыновления?

Помощь профессионального юриста по семейному праву позволит сократить время на сбор и оформление всех необходимых бумаг, обращение в соответствующие органы и получение положительного результата. Именно это вам предлагает «М16-Консалтинг»!

Усыновление / Удочерение

Одно из самых важных прав каждого ребенка − право на воспитание в семье. Стать приемным родителем… Ежеминутно несколько человек во всем мире принимают это решение.

Существует несколько форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Преимущественной формой устройства детей является усыновление. Усыновление влечет за собой такие же юридические последствия, какие наступают последствие рождения ребенка, поскольку усыновленный ребенок приравнивается к родному.

Опека — форма устройства малолетних граждан не достигших возраста четырнадцати лет (с четырнадцати лет попечительство) при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны, попечители) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия.

Опекуны (попечители) выполняют свои обязанности безвозмездно либо по договору о приемной семье (на возмездных условиях). Приемным родителям за исполнение опекунских обязанностей выплачивается вознаграждение.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 423 от 18.05.2009 г. утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

Если вы:

  • Любите детей, но пока их у вас нет.
  • Верите, что человек способен изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство.

Но, возможно:

  • Вы не знаете, с чего начать процесс усыновления или как установить опеку.

Подробную информацию об оформлении документов с целью постановки на учет Вас как кандидата в усыновители (опекуны, попечители) Вы можете получить у главного специалиста по опеке и попечительству Местной администрации МО пос. Стрельна.

Актунович Елена Геннадиевна, каб. № 5, тел. 421-36-54

В региональном банке данных в Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга имеются сведения о детях, подлежащих передаче на воспитание в семью. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга находится по адресу: 190000, Санкт-Петербург, пер. Антоненко, д.6, тел. 576-26-31, каб. 101, 105, 106. Приемные дни по вопросам усыновления: вторник с 10 час. до 13 час., четверг с 14.час. до 17 час., http://gov.spb.ru/gov/otrasl/trud).

Вам в помощь:

Информацию по вопросам подготовки граждан принять ребенка на воспитание в семью Вы можете найти на сайте ГУ «Центр помощи семье и детям» Санкт-Петербурга: www.center-help.ru.

В Санкт-Петербурге реализуется городская социальная программа «Ищу маму». Обновляется база данных детей, нуждающихся в устройстве в семью на сайте www.sirota-spb.ru.

1. Семейный кодекс Российской Федерации.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации.

3. Указ Президента Российской Федерации о некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей от 28.12.2012 г. № 1688.

4. Федеральный закон № 48-ФЗ от 28.04.2008 г. «Об опеке и попечительстве».

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14.09.2009 г. № 334 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 423 (утверждены формы акта обследования условий несовершеннолетних граждан).

7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014г. № 561.

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан постоянно проживающих на территории Российской Федерации». (редакция 02.07.2013).

11. Приказ Министерства образования и науки РФ от 18.06.2009 г. № 212 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432».

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074«О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 г. и на плановый период 2014-2015 годов».

13. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»15.Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10.09.1996 г. № 332 «О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями.

14. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».

15. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2013 г. № 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью или патронатную семью».

16. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 11.04.2013 г № 218н «Об утверждении порядка диспансеризации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью».

17. Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 22.08.2013) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

18. Постановление правительства Санкт-Петербурга от 20 августа 2013 г. № 596«О предоставлении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга».

В заявлении об усыновлении должны быть указаны Фамилия, имя, отчество усыновителей, место их жительства, фамилия, имя, отчество и дата рождения усыновляемого ребенка, наличие у него братьев и сестер, обстоятельства, обосновывающие просьбу усыновителей (усыновителя) об усыновлении ребенка, и документы, подтверждающие эти обстоятельства, просьба об изменении фамилии, имени и отчества, места рождения усыновляемого ребенка, а также даты его рождения (при усыновлении в возрасте до года), о записи усыновителей (усыновителя) родителями (родителем) в записи акта о рождении.

Ст. 271 ГПК РФ. Документы, прилагаемые к заявлению об усыновлении.

Документы, которые необходимо представить в суд в случае усыновления отчимом или мачихой:

Граждане РФ, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

1. Краткая автобиография;

2. Справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или иной документ), подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, выразившего желание стать усыновителем, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) другой документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

3. Выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или иной документ, подтверждающий право пользования жилым помещением, либо право собственности на жилое помещение и копия финансового лицевого счета с места жительства; справка о регистрации Ф-9, характеристика жилого помещения справка Ф-7;

4. Справка органов внутренних дел об отсутствии судимости за умышленное преступлении против жизни и здоровья граждан (Информационный центр ГУМВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области: Санкт-Петербург, Литейный проспект, д. 6, тел.: 573-34-26, 573-33-72), МФЦ Петродворцового района;

5. Медицинское заключение государственного или муниципального лечебно профилактического учреждения о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (бланк установленного образца);

6. Копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

7. Копия паспорта гражданина.

Документы, перечисленные в подпунктах 2 – 4 действительны в течение года со для их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья – в течение 6 месяцев.

Усыновление детей посторонними гражданами производится в соответствии с Правилами передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 29.03.2000 г. №275).

Усыновление гражданами Российской Федерации, постоянно проживающими на территории Российской Федерации, детей, являющихся гражданами Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации, желающие усыновить ребенка, подают в орган опеки и попечительства по месту своего жительства заявление с просьбой дать заключение о возможности быть усыновителями с приложением следующих документов:

1. краткая автобиография;

2. справка с места работы лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход указанного лица, или справка с места работы супруга (супруги) лица, желающего усыновить ребенка, с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев и (или) иной документ, подтверждающий доход супруга (супруги);

3. копия финансового лицевого счета и выписка из домовой (поквартирной) книги с места жительства или документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение;

4. справка органов внутренних дел, подтверждающая отсутствие обстоятельств, указанных в подпунктах 9, 10 и 11 пункта 1 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации;

5. медицинское заключение медицинской организации о состоянии здоровья лица, желающего усыновить ребенка, оформленное в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;

6. копия свидетельства о браке (если состоят в браке);

7. копия свидетельства или иного документа о прохождении подготовки лица, желающего усыновить ребенка, в порядке, установленном пунктом 6 статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации (кроме близких родственников детей, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей). Форма свидетельства утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации;

8. копия пенсионного удостоверения, справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или иного органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (для лиц, основным источником доходов которых являются страховое обеспечение по обязательному пенсионному страхованию или иные пенсионные выплаты).

Документы, перечисленные в подпунктах 2 — 4 настоящего пункта, действительны в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение 6 месяцев.

Орган опеки и попечительства дает разъяснения гражданам Российской Федерации по вопросам, связанным с усыновлением, а также обеспечивает информирование граждан, желающих усыновить либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью, о детях, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, а также оказывает содействие в подготовке таких документов.

В целях подготовки заключения о возможности граждан быть усыновителями орган опеки и попечительства в течение 7 дней со дня представления документов производит обследование условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка, в ходе которого определяется отсутствие установленных Семейным кодексом Российской Федерации обстоятельств, препятствующих усыновлению ребенка.

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности граждан быть усыновителями указываются в акте обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка (далее — акт обследования).Акт обследования оформляется в течение 3 дней со дня проведения обследования условий жизни лиц, желающих усыновить ребенка.

Орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о возможности граждан быть усыновителями, которое является основанием для постановки их на учет в качестве лиц, желающих усыновить ребенка, либо решение о невозможности граждан быть усыновителями с указанием причин отказа.

Решение органа опеки и попечительства о возможности граждан быть усыновителями либо решение о невозможности граждан быть усыновителями оформляется в форме заключения.

Заключение о возможности (невозможности) граждан быть усыновителями направляется (вручается) органом опеки и попечительства заявителю в течение 3 дней со дня его подписания.

Постановление Правительства РФ от 29.03.2000 N 275 (ред. от 10.09.2015) «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства».

СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 125. Порядок усыновления ребенка

1. Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора (в ред. Федерального закона от 27.06.1998 N 94-ФЗ).

2. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации № 275 от 29.03.2000 г.

Статья 127. Лица, имеющие право быть усыновителями

1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:

  • лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
  • лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
  • лиц, отстраненных от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
  • бывших усыновителей, если усыновление отменено судом по их вине;
  • лиц, которые по состоянию здоровья не могут усыновить (удочерить) ребенка. Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку, попечительство, взять в приемную или патронатную семью, устанавливается Правительством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование лиц, желающих усыновить (удочерить) детей, оставшихся без попечения родителей, проводится в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ) лиц, которые на момент установления усыновления не имеют дохода, обеспечивающего усыновляемому ребенку прожиточный минимум, установленный в субъекте Российской Федерации, на территории которого проживают усыновители (усыновитель);
  • лиц, имеющих или имевших судимость, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности;(в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 386-ФЗ)
  • лиц, имеющих неснятую или непогашенную судимость за тяжкие или особо тяжкие преступления;(абзац введен Федеральным законом от 23.12.2010 N 386-ФЗ)
  • лиц, не прошедших подготовки в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи (кроме близких родственников ребенка, а также лиц, которые являются или являлись усыновителями и в отношении которых усыновление не было отменено, и лиц, которые являются или являлись опекунами (попечителями) детей и которые не были отстранены от исполнения возложенных на них обязанностей);(абзац введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 351-ФЗ, в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
  • лиц, состоящих в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лиц, являющихся гражданами указанного государства и не состоящих в браке.(абзац введен Федеральным законом от 02.07.2013 N 167-ФЗ)

1.1. При вынесении решения об усыновлении ребенка суд вправе отступить от положений, установленных абзацами восьмым, двенадцатым и тринадцатым пункта 1 настоящей статьи, с учетом интересов усыновляемого ребенка и заслуживающих внимания обстоятельств.(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.12.2004 N 185-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 23.12.2010 N 386-ФЗ, от 30.11.2011 N 351-ФЗ).

1.2. Положения, установленные абзацами восьмым, двенадцатым и тринадцатым пункта 1 настоящей статьи, не распространяются на отчима (мачеху) усыновляемого ребенка.

УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ

Интернет-проект Министерства образования и науки РФ
Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Санкт-Петербург

Таблица 1. Региональные нормативно-правовые акты в области семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и поддержки замещающих семей

(Название, номер, дата)

Ссылка на документ или приложение копии документа

Закон Санкт-Петербурга от 21.11.2007 N 536-109 «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 № 1666 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»

Закон Санкт-Петербурга от 17.02.2010 № 93-31 «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 07.09.2010 № 1194 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О случаях и порядке выплаты вознаграждения опекунам или попечителям за счет средств бюджета Санкт-Петербурга»

Закон Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» от 22 ноября 2011 года N 728-132»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.07.2014 № 561 «О реализации главы 4 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

П остановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.11.2014 № 1044
«О реализации главы 3 «Социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 06.07.2015 N 560

«О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 N 481».

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 «О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации»

постановлением Правительства Санкт-Петербурга
от 25.12.2015 № 1196 «О переименовании, изменении целей и предмета деятельности санкт-петербургских государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Закон Санкт-Петербурга от 26.12.2014 N 717-135 «О социальном обслуживании населения в Санкт-Петербурге»

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29.12.2014 N 1290

«О Порядке межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения»

* Нормативный правовой акт Санкт-Петербурга размещен в программах «Кодекс», «Консультантлюс».

Таблица 2. Региональный сайт по семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая специализированные сайты для замещающих родителей

Ссылка в сети Интернет

Таблица 3. Региональные некоммерческие организации, занимающиеся съемкой видеосюжетов о детях-сиротах, работающие в сфере семейного устройства детей-сирот, оказывающие методическую помощь приемным семьям и детям-сиротам, занимающиеся сопровождением и постинтернатной адаптацией детей-сирот.

Название некоммерческой организации

Направления деятельности / проекты

Адрес сайта в сети Интернет

Санкт-Петербургский Общественный Благотворительный фонд «Родительский мост»

1. Подбор и подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

2. Организация деятельности по распространению и внедрения опыта по работе с принимающими семьями группы риска по вторичным отказам, в том числе опекунов пожилого возраста, что является актуальным, а также проведение социально-психологическое консультирование семей и приемных детей на этапе адаптации ребенка в семье. Сопровождение замещающих семей. Психологическая, юридическая, педагогическая, социальная помощь замещающим семьям, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Санкт-Петербургское региональное общественное движение помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Петербургские родители»

1. Подбор и подготовка граждан, выразивших желание принять детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью.

2. Сопровождение и поддержка приемных семей, в том числе семей, воспитывающих детей-инвалидов. Консультирование по вопросам семейного, жилищного, гражданского законодательства Российской Федерации, а также оказание помощи приемной семье (социальный патронаж, психологический патронаж и консультирование, работа по урегулированию конфликта, связанного с воспитанием детей, а также конфликтных отношения между членами семьи путем поиска компромисса.

Северо-Западный Благотворительный Фонд помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Дети ждут»

Сопровождение замещающих семей.

Психологическая, юридическая, педагогическая, социальная помощь замещающим семьям, семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации

Таблица 4. Инновационные проекты семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Территория реализации проекта, контакты, сайт

Описание проекта, результаты

Таблица 5. Мероприятия и информационные проекты по популяризации и развитию семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, развитие сообщества замещающих семей (проведение информационных/рекламных кампаний, форумов, организация клубов приемных семей, развитие ассоциаций и других объединений приемных семей и др.).

Название проекта / мероприятия

Описание проекта, результаты

Телевизионный проект «День ангела»

В целях устройства на воспитание в семьи российских граждан детей, оставшихся без попечения родителей, между Комитетом по социальной политике Санкт-Петербурга подписано соглашение с телекомпанией «Петербург – 5 канал» о создании телевизионных программ с участием несовершеннолетних. Программа «День ангела» представляет собой праздник для конкретного несовершеннолетнего и состоит из двух частей: интервьюирование ребенка с целью узнать о его мечтах и желаниях, а также сами сюрпризы, исполняющие эти желания. В эфир уже вышли 49 программ (в 2013 году – 3, в 2014 году -14, в 2015 г. – 16, за период с 01.01.2016 по 13.10.2016 — 16), где приняли участие 64 несовершеннолетних воспитанников детских домов Санкт-Петербурга в возрасте от 5 до 15 лет. За время осуществления данного проекта 33 ребенка переданы на воспитание в семьи граждан.

На сайте ежемесячно размещаются фотографии и производная информация из регионального государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и проживающих на территории Санкт-Петербурга. Созданы видеосюжеты о детях, оставшихся без попечения родителей, и размещены на сайте: в 2015 году — 30 видеосюжетов (устроено в семьи – 6 детей);- в 2016 году – 10 видеосюжетов.

Таблица 6. Инновационные проекты и технологии сопровождения замещающих семей и профилактики возвратов детей-сирот из замещающих семей.

Кем и где реализуется

В целях оказания социально-психологической помощи замещающим семьям используются современные методики (кинотерапия, игротерапия, арттерапия, сказкотерапия, песочная терапия, куклотерапия), игровые тренинги и программы развития творческого мышления, коммуникативных навыков для успешной социализации детей и подростков.

Не реже одного раза в квартал на заседании социального консилиума в ЦСПСД проводится оценка качества и эффективности, предоставленных в соответствии с ИП социальных услуг, при необходимости ИП корректируется.

Наиболее востребованными среди указанной категории семей являются социально-психологические услуги (индивидуальное консультирование и групповые занятия с психологом, диагностика причин нарушения поведения ребенка и трудностей в обучении, психологическая коррекция с использованием различных методов терапии, содействие в восстановлении социального статуса несовершеннолетних, помощь в снятии психотравмирующих ситуаций).

В целях организации работы по социальному сопровождению замещающих семей в каждом районе Санкт-Петербурга организовано межведомственное взаимодействие исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга и учреждений, организаций, работающих с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. На заседаниях межведомственных групп, в состав которых входят представители ЦСПСД, КЦСОН, органов опеки и попечительства, общественных организаций, обсуждаются проблемы, выявленные в процессе сопровождения замещающих семей и детей, принятых на воспитание, для решения которых привлекаются ресурсы организаций и учреждений системы социальной защиты населения, здравоохранения, занятости населения, правоохранительных органов, а также общественных организаций.

В Санкт-Петербурге функционирует 16 районных центров социальной помощи семье и детям (ЦСПСД);

3 отделения для детей с ограниченными возможностями здоровья и отделения по работе с семьей и детьми в Комплексных центрах социального обслуживания населения (КЦСОН);

7 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних (СРЦ).

— уменьшение числа «вторичных отказов»;

— увеличилось количество детей, устроенных в семьи;

— улучшилось качество жизни семей, принявших детей на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей

В Санкт-Петербургском государственном учреждении «Центр помощи семье и детям» организованы и проводятся групповые и индивидуальные занятия по сопровождению семей, принявших на воспитание детей, а также регулярные встречи в «Родительском клубе», направленные на психологическую поддержку и обмен опытом между семьями, уже принявшими детей на воспитание.

Тематический план встреч составляется специалистами Центра, которые являются ведущими таких встреч, и учитывает пожелания и интересы участников Клуба.

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр помощи семье и детям» (Центр),

— уменьшение числа «вторичных отказов»;

— увеличилось количество детей, устроенных в семьи;

— улучшилось качество жизни семей, принявших детей на воспитание в семью детей, оставшихся без попечения родителей

Таблица 7. Проекты наставничества для замещающих семей

Краткое описание проекта, результаты

Сайт в сети Интернет

Районные Центры социального обслуживания семьи и детей (ЦСОСД)

В районных ЦСОСД Санкт-Петербурга созданы специализированные отделения, службы сопровождения замещающих семей по месту их жительства. Основными задачами указанных подразделений являются защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в семьях граждан, профилактика вторичных отказов от детей, переданных под опеку (попечительство) или в приемные семьи, а также оказание замещающим семьям социально-экономической, социально-правовой, социально-психологической, социально-педагогической, социально-медицинской помощи. На базе отделений и служб функционируют различные клубы для опекунов и приемных родителей («Семья» и «Приемный родитель» в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга, «Доверие» в Калининском районе Санкт-Петербурга, «Счастливая семья» в Московском районе Санкт-Петербурга, «Самые близкие» во Фрунзенском районе Санкт-Петербурга и другие).

Инновационные технологии по устройству воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (работа организации для детей-сирот).

В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481
«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», а также Плана мероприятий по совершенствованию деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного заместителем министра образования и науки Российской Федерации В.Ш. Кагановым от 12.06.2014, на основании распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга от 07.10.2014 № 64-рп «О создании рабочей группы по вопросам реализации постановления Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481» создана рабочая группа, которая занимается вопросами, реструктуризации и реформирования организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Санкт-Петербурге.

В Санкт-Петербурге функционирует 45 организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 15 организаций для детей-сирот системы образования, 10 организаций для детей-сирот системы здравоохранения, 20 организаций для детей-сирот системы социального обслуживания, в том числе санкт-петербургские государственные бюджетные стационарные учреждения социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии».

В настоящее время в Санкт-Петербурге в 17 общеобразовательных учреждениях имеются интернатные отделения, в 4 из указанных образовательных учреждений функционируют структурные подразделения «Детский дом», а также в 1 организации для детей-сирот, оказывающей социальные услуги, Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 5» (далее – ДДИ № 5), организовано пятидневное и дневное пребывание детей, имеющих законных представителей (родителей, опекунов, попечителей).

Интернатные отделения школ-интернатов работают круглосуточно в режиме 5-ти дневной рабочей недели. В интернатные отделения принимаются дети, проживающие в семьях, и не имеющие медицинских противопоказаний, по заявлению родителей (законных представителей). В соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прием детей в школы, в том числе в школы-интернаты, относится к компетенции школы. Как правило, в интернатные отделения принимаются дети, место жительства которых удалено от школы, и детям необходимо пользоваться общественным транспортом. Кроме того, в администрации школ обращаются органы опеки и попечительства с ходатайствами о приеме детей, семьи которых находятся в трудной жизненной ситуации. В соответствии с Уставами образовательных учреждений, в целях сохранения семейного воспитания родители забирают детей домой на выходные дни и в период школьных каникул.

На основании устава ДДИ № 5 является стационарным медико-социальным учреждением, предназначенным для временного пятидневного проживания детей-инвалидов, нуждающихся в предоставлении социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Государственным заданием образовательных учреждений и ДДИ № 5 предусмотрено предоставление образовательных услуг, а также социального обслуживания в полустационарной форме, включая оказание предоставления социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-трудовых, социально-правовых услуг, в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг.

Также организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют свою деятельность в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.05.2014
№ 481«О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей», в том числе оказывают содействие по устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан, а также осуществляют сопровождение замещающих семей.

Реализация права на образование детей-сирот.

Право на образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – детей-сирот), в Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Детям-сиротам предоставляется бесплатное дошкольное образование, начальное, основное общее образование, среднее общее образование, среднее профессиональное образование и высшее профессиональное образование в государственных образовательных организациях, расположенных на территории Санкт-Петербурга.

9 общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга со структурным подразделением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, и 6 профессиональных образовательных учреждений, находящихся в ведении Комитета по образованию, имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности. Услуга по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, в том числе адаптированных образовательных программ, а также среднего профессионального образования является основным видом деятельности указанных учреждений.

В отношении детей-сирот, находящихся на воспитании в организациях для детей-сирот, в том числе в государственных бюджетных стационарных учреждений социального обслуживания «Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии», образовательный процесс осуществляется в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга, приближенных к их месту проживания.

Организация отдыха детей-сирот, воспитывающихся в замещающих семьях.

Законом Санкт-Петербурга от 22.11.2011 № 728-132 «Социальный кодекс Санкт-Петербурга» в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлена мера социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления. В соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15.03.2012 № 242 « О мерах по реализации главы 6 «Социальная поддержка в сфере организации отдыха и оздоровления детей и молодежи в Санкт-Петербурге Закона Санкт-Петербурга «Социальный кодекс Санкт-Петербурга», осуществляется предоставление мер социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в замещающих семьях. Все дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, нуждающиеся в отдыхе и оздоровлении, обеспечиваются путевками в организации отдыха и оздоровления в летний, осенний, зимний периоды.

Новости Минобрнауки

14.03.2018 г. Число детей-сирот в России сократилось на 15% в 2017 г. — до 50,2 тыс.

Число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сократилось за 2017 г. до 50,2 тыс. человек. Об этом сообщается в материалах к заседанию коллегии Минобрнауки.

«По состоянию на 30 декабря 2017 г., в государственном банке данных находились сведения о 50,2 тыс. человек. В 2017 г. численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных, сократилась на 15,1%», — говорится в документе.

Отмечается также, что всего в 2017 г. были устроены в семьи более 64 тыс. детей.

Кроме того, в документе говорится, что число записей в банке данных детей-сирот сократилось с 2005 г. в 3,7 раза за счет усыновления и различных форм семейного устройства детей.

21 Сентября 2018

В Москве прошел финал всероссийского конкурса «Созвездие»

17 Сентября 2018

В детских домах появятся пространства для развития творческого потенциала детей

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов о детях, оставшихся без попечения родителей, относящихся к категории трудноустраиваемых

13 Сентября 2018

Создание видеосюжетов детей, оставшихся без попечения родителей, в субъектах Российской Федерации, имеющих на учете в региональных банках данных сведения о более 1000 детей, оставшихся без попечения родителей

Информационно-консультационный портал Министерства образования и науки РФ.

2016 Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

Смотрите еще:

  • Гк рф аналогия права и аналогия закона Аналогия закона и аналогия права. В случае пробелов в праве их восполнение осуществляется за счет аналогии права (ст. 6 ГК РФ), т.е. исходя из принципов. « Принципы гражданского права (ст. 1 ГК РФ): признание […]
  • Статья 58 6 Статья 58 6 center"> И з истории статьи 58-10 УК РСФСР Недавно в Москве в продаже появился каталог " 58-10 . Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской пропаганде и агитации. Март 1953 - 1991". […]
  • Уголовные дела против свидетелей иеговы Свидетели Иеговы в России Мониторинг средств массовой информации В Орле завели уголовное дело, за то что верующий год назад рассказал о достоинствах своей религии Из СМИ стало известно, что Следственный комитет […]
  • Какие отчеты сдают ооо на усн Какие отчеты сдают ооо на усн Уведомление о переходе на УСН необходимо подать в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок […]
  • Техническое обеспечение на атп Система материально-технического снабжения Основными задачами материально-технического снабжения АТП являются: своевременное обеспечение предприятия всеми материалами, необходимыми для бесперебойной работы подвижного […]
  • Статья 11 фз об образовании в рф Статья 11 фз об образовании в рф Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса […]