Сумма долга составляет с состоянием на

Содержание:

Виды государственного долга

  • Государственные финансы и финансовая политика государства
  • Бюджетная система и ее основные принципы
  • Типы бюджетных систем
  • Уровни бюджетной системы РФ

Государственный внутренний и внешний долг

Функционирование механизма государственного кредита ведет к образованию государственного долга.

Государственный долг — сумма выпущенных, но не погашенных государственных займов с начисленными процентами, которая должна быть выплачена вместе с процентами к определенной дате или через определенный срок.

Различают капитальный и текущий государственный долг.

Капитальный государственный долг — это вся сумма выпущенных и не погашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по ним, на определенную дату.

Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил.

Общегосударственный долг России включает федеральный долг (задолженность Правительства РФ), государственный долг субъектов РФ и долг муниципальных образований.

Государственный долг в зависимости от вида валюты подразделяется на внутренний долг (выражаемый в валюте РФ) и внешний долг (выражаемый в иностранной валюте).

Внешний долг — это долг иностранным государствами, организациями, лицами. Он очень обременителен для страны, так как нужно отдавать ценное сырье, товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты и погасить долг. Если платежи по внешнему долгу составляют 20-30% поступлений от внешнеэкономической деятельности, то страна попадает в разряд должников и привлечение новых займов для этой страны будет весьма затруднительно.

Внутренний долг государства — это долг своему населению, т.е. долговые обязательства правительственных органов перед юридическими и физическими лицами.

Долговые обязательства государства представляют собой следующее:

  • Кредиты, полученные правительством.
  • Государственные займы, осуществленные посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства или Центрального банка.
  • Другие долговые обязательства, гарантированные Правительством РФ.

Внутренний долг вызывает необходимость перераспределения доходов внутри страны.

Классификация и виды государственного долга

Различают следующие основные виды государственного долга в зависимости от признака, положенного в основу классификации (рис. 1).

Внутренний и внешний государственный долг — наиболее значимая классификация долговых обязательств государства по источнику заимствования. В Российской Федерации долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте, учитываются в составе внешнего долга; долговые обязательства в рублевом выражении включаются в состав внутреннего долга. Помимо валюты займа в настоящей классификации может учитываться и другой признак — категория держателей государственных ценных бумаг или кредиторов (резиденты или нерезиденты).

В зависимости от периодичности обслуживания и погашения долговых обязательств в составе государственного долга можно выделить его капитальную и текущую составляющие. Капитальный государственный долг — вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты по этим обязательствам. Текущий долг включает долговые обязательства государства, по которым наступил срок погашения.

Рис. 1. Классификация государственного долга

Активный и пассивный государственный долг — характеристика долгов в зависимости от их социально-экономического значения и использования в качестве инструмента экономической политики государства. Активная составляющая государственного долга — это заимствования, размещаемые с целью финансирования конкретных социально-экономических программ, инвестиционных проектов, реализация которых рассчитана на средне- и долгосрочный период. Пассивный государственный долг — привлечение займов для финансирования текущих расходов и покрытия дефицита бюджета.

Определенное значение для характеристики общего состояния долговой зависимости государства имеет понятие чистого государственного долга — положительной или отрицательной величины, определяемой путем вычитания из совокупного объема долговых обязательств и зарубежных активов государства суммы долгов других стран перед данным государством. В практике также часто используется понятие «чистых заимствований» как разницы между привлечением и погашением долговых обязательств.

Говоря о совокупном объеме долговых обязательств и учитывая различный уровень управления ими, следует выделять понятия муниципального, государственного и общегосударственного долга. Последнее понятие более широкое и включает задолженность не только Российской Федерации, но и субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований.

Кроме того, как показывает практика управления государственным долгом, данная классификация требует уточнения и дополнения путем включения в состав общегосударственного долга долговых обя
зательств государственных предприятий. Так, согласно международным стандартам, внешний долг государственного сектора в расширенном определении охватывает внешнюю задолженность органов государственного управления, органов денежно-кредитного регулирования, а также тех банков и нефинансовых предприятий, в которых органы государственного управления и денежно-кредитного регулирования напрямую или опосредованно владеют 50 и более процентами капитала или контролируют их иным способом.

В пределах каждого вида государственного долга можно выделить формы долговых обязательств. Так, долговые обязательства могут существовать в облигационной и безоблигационной формах: ценные бумаги, коммерческие, финансовые и бюджетные кредиты, бюджетные ссуды, гарантии и поручительства.

Долговые обязательства можно также группировать в зависимости от условий их функционирования. Так, например, облигационные займы принято классифицировать последующим признакам:

  • по эмитентам — центральные и территориальные;
  • обращаемости на рынке — рыночные и нерыночные;
  • категориям кредиторов;
  • оформлению — документарные и бездокументарные;
  • срочности — краткосрочные (с периодом обращения до одного года), среднесрочные (от года до пяти лет) и долгосрочные (более пяти лет);
  • доходности — купонные (процентные), бескупонные (беспроцентные, с нулевым купоном) и выигрышные;
  • условиям погашения — с правом досрочного и без права досрочного погашения и др.

Таким образом, классификация государственного долга может быть построена по нескольким детализированным уровням (ступеням), что имеет немаловажное значение для корректного и полного учета государственного долга и эффективного управления им. Следует отметить, что в Российской Федерации до настоящего времени не создана универсальная, отвечающая требованиям мировых стандартов система учета долговых обязательств органов власти всех уровней. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает лишь общие требования относительно структуры государственного и муниципального долга и необходимости ведения долговой книги.

Сумма долга составляет с состоянием на

Федеральные органы управления

Органы денежно-кредитного регулирования

Государственный внешний долг России в преобладающей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится свыше 85%, в том числе более 60% – на долги бывшего СССР. Всю внешнюю задолженность за пределами компетенции федеральных органов управления, субъектов Федерации и органов денежно-кредитного регулирования официальная статистика Банка России учитывает как долги частного сектора, выделяя долги банков и прочих секторов экономики. За период 2002-й – I квартал 2008 г. эта группа долгов (в средствах массовой информации их еще именуют корпоративным долгом) увеличилась более чем в 12 раз, превысив задолженность государственного сектора почти в 11 раз. Преобладающая доля частных долгов (примерно 60%) приходится на прочие секторы, однако по темпам роста лидируют долги банков: за указанный период они выросли в 15 раз (прочие частные долги – в 11 раз).

Следует подчеркнуть, что в приведенном распределении внешнего долга по названным категориям заемщиков присутствует определенная условность. Среди должников – банков и нефинансовых предприятий есть и такие, которые частично или полностью принадлежат государству. Тем не менее, в официальной структуре внешнего долга их относят к негосударственному сектору, ибо в сфере международного движения капиталов они действуют по тем же законам и правилам, которыми руководствуются частные заемщики. Такие банки и предприятия самостоятельно распоряжаются имеющимися активами и сами отвечают по возникающим обязательствам без участия государства и без использования государственных средств.

В Российской Федерации внешняя задолженность в форме банковского кредита играет значительно большую роль, чем в виде облигаций и акций. Это отличает Россию от других стран, так как в мире сейчас преобладают облигационные займы, а не банковские кредиты. Однако после соглашения с Лондонским клубом, ситуация изменилась в пользу еврооблигаций.

В целом можно выделить и положительные моменты в вопросе государственного внешнего долга: снижается общий объем долга; повышается доля рыночных инструментов (ОВГВЗ); снижается долговая нагрузка на экономику.

Состояние внешнего долга

Внешняя задолженность — это не только российская, но и глобальная проблема мирового сообщества. Россия по объемам долга еще не стала лидирующим должником. По оценке Мирового банка Россия относится к числу стран со средним уровнем внешнего долга, уступая США, Германии и др.

Как видим, в России обрисовалось критическое состояние внешней задолженности.

Поэтому необходимо систематизировать причины и последствия непродуманного наращивания внешнего долга России. Основными причинами являются следующие.

Во- первых, это потребности депрессивной переходной экономики России в условиях десятилетнего спада производства, инфляции, неудачных рыночных реформ, кризиса государственных финансов.

Во — вторых, в России сложилась порочная практика формирования бюджетных доходов за счет внешних займов, часто еще не полученных, что порождало бюджетные проблемы, например, при отказе МВФ предоставить обещанный кредит.

В — третьих, не прекращающееся «бегство» капитала по нелегальным и легальным каналам истощает российскую экономику и вынуждает компенсировать ее внешними заимствованиями.

В- четвертых, ошибочная экономическая политика усугубила долговую проблему.

Прежде всего, это относится к переоформлению советских внешних долгов и активов.

В итоге советский долг — государственный и частный (101,3 млрд. долл.) — достиг почти половины внешнего долга России, причем он растет в результате накопления процентных платежей.

К тому же советские внешние долговые активы, перешедшие к России (официально около 140 млрд. долл.) и имущественные (2,7 млрд. долл. — 2700 объектов недвижимости) активы не дали ожидаемых валютных поступлений. Бюджетная эффективность поступлений от товарных поставок развивающихся стран в погашение их долгов низкая (около 20 %).

В настоящее время внешняя задолженность России составляет примерно 120 млрд. долл., что согласно международной классификации не является критическим уровнем для страны и, следовательно, не требует со стороны кредиторов проведения операций по ее снижению.

Однако, график обслуживания долга является напряженным, а страна будет находиться на пределе возможностей по осуществлению внешних выплат в требуемых размерах.

Кроме того, произойдет значительный рост платежей по внешнему долгу (прежде всего из-за начала выплат по еврооблигациям и увеличения платежей международным финансовым организациям и кредиторам Парижского клуба), пик которых приходился на 2003 г., когда было выплачено более 18 млрд. долл. США.

Таким образом, вопрос урегулирования внешней задолженности России перед иностранными кредиторами является на сегодняшний день ключевым для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах.

Как мы уже отмечали, внешний долг РФ формировался в неблагоприятных экономических и политических условиях и в преобладающей своей части является наследием СССР.

После разделения СССР новые независимые государства столкнулись с сильным давлением стран-кредиторов (в основном промышленно развитых стран Запада) и были вынуждены подписать в октябре 1991 г. «Меморандум о взаимопонимании», который определил совместную и солидарную ответственность республик по долгам СССР. Только после этого страны «большой семерки» согласилась предоставить отсрочку по платежам СССР,

что было необходимо для открытия выхода на международные финансовые рынки, нормализации отношений с иностранными инвесторами и международными финансовыми организациями. Таким образом, в начале 90-х гг. РФ стала наследницей 100-миллиардного «советского» долга, который на сегодняшний день не только составляет подавляющую долю внешней задолженности страны, но и продолжает увеличиваться, достигнув к 2000 году 106 млрд. долл.

В течение пяти лет после распада СССР Россия была вынуждена проводить переговоры с кредиторами, прежде всего, входящими в Парижский и Лондонский клубы кредиторов, и ежегодно реструктуризировать платежи по внешнему долгу с тем, чтобы суммы платежей соответствовали финансовым возможностям страны.

Напомним, что большая часть долга Советского Союза (более 75%) приходится на частные иностранные банки и финансовые компании, объединенные в Лондонский клуб кредиторов, и на промышленно развитые государства Запада, входящие в Парижский клуб, в рамках и по правилам которых обсуждаются и принимаются решения о порядке реструктуризации, погашения и обслуживания внешних долгов развивающихся стран.

Эти организации, хотя и являются неформальными, то есть находятся вне рамок международной юрисдикции, играют значительную роль в мировой финансовой системе наряду с МВФ и Всемирным Банком.

Переговоры России с клубами кредиторов в течение первых пяти лет были направлены на достижение долгосрочного соглашения с ними о глобальной реструктуризации всего долга бывшего СССР.

Однако только в апреле 1996 г. было достигнуто принципиальное соглашение с Парижским клубом о реструктуризации около 40 млрд. долл. задолженности государствам-кредиторам, которое было уникальным для его деятельности как по длительности сроков погашения, так и по сумме долга. Соглашение предусматривало многолетнюю реструктуризацию долга и изменение порядка платежей по ранее реструктурированным суммам, в результате которых временная структура государственного внешнего долга существенно улучшилась. Годом позже было заключено соглашение с Лондонским клубом частных кредиторов на аналогичных условиях.

В то же время продолжалась политика заимствования значительных средств как на внешнем, так и на внутреннем рынках, что привело к быстрому росту непосредственно российской части долга и в конечном итоге к финансовому кризису, начавшемуся в 1998 г., который перечеркнул

согласованные в 1996- 1997 гг. условия обслуживания внешнего долга.

Уже в августе 1998г. Россией впервые был пропущен платеж по долгу перед Парижским клубом, однако кредиторы, понимая невозможность выполнения обязательств в условиях финансового кризиса, не стали предпринимать специальных мер по возврату кредитов или объявления России банкротом.

В результате руководство страны было вынуждено разделить долг на «советскую» часть (полученную до 1991 г.), платежи по которой были приостановлены, и «российскую», которая обслуживалась в безусловном порядке, и добиваться проведения новых раундов переговоров с кредиторами по «советским» долгам.

Специфика формирования внешнего долга России обусловливает особенности его состава и структуры.

Прежде всего, речь идет о преобладании в составе долга нерыночных долговых инструментов и обязательств.

Более 66 млрд. долл. внешних обязательств приходилось на начало 2001 г. на соглашения по кредитам с иностранными государствами, в т.ч.:

— со странами- членами Парижского клуба кредиторов — 48,4 млрд. долл.;

— другими странами — официальными кредиторами — 3,1 млрд. долл. Причем основную сумму долга составляет долг бывшего СССР.

Составлено по: Ведомости, 2000,13 сентября, С.3

Второй значительной статьей внешнего государственного долга является коммерческая задолженность иностранным коммерческим банкам и фирмам. В 2000 году ее размеры составляли 39,4 млрд. долл., причем задолженность в

рамках Лондонского клуба кредиторов составляла преобладающую ее часть — 30, 1 млрд.

Среди негативных моментов в составе внешнего долга следует отметить появление кредитов Центрального банка РФ в размере 6,4 млрд. долл. США, хотя подобные кредиты запрещается использовать для покрытия бюджетного дефицита с 1994 года.

Управление таким долгом на основе стандартных подходов, используемых долговыми агентствами развитых стран (регулярное рефинансирование с использованием преимуществ текущей ситуации на финансовых рынках, проведение процентных и валютных свопов и т.д.), весьма затруднительно.

Рассмотрим современное состояние структуры государственного внешнего долга, в частности на 2003 год и его верхние пределы на начало 2004 года в соответствии с его параметрами, включенными в федеральный бюджет РФ.

Следует отметить, что по сравнению с вышерассмотренной структурой внешнего долга за период 2000- 2001 ( см. табл. 4. ) кардинальных изменений не произошло. По- прежнему основная доля долговых обязательств приходится на кредиты иностранных государств — 41,5 %, а также на еврооблигации — 31,4%. Тем не менее, некоторые изменения произошли на рынке коммерческой задолженности, которую удалось полностью перевести в разряд государственных ценных бумаг.

Источник: Проект структуры государственного внешнего долга на 1.01.04. Справочные материалы Правительства РФ к проекту федерального бюджета на 2003 год.

В целом за 2003 год планировалось сократить общий объем государственного долга до размера 123,7 млрд. долл. Этому способствовала ситуация на мировых рынках и в самой российской экономике. В течение последних двух лет, с одной стороны, произошло улучшение платежного баланса и государственного бюджета. С другой стороны, промышленный рост в течение 2000 г., более чем двукратное увеличение золотовалютных резервов Центрального банка, проведение независимой внешней и внутренней политики, отсутствие согласованной с МВФ экономической программы, своевременное осуществление платежей по внешней задолженности делали практически об —

реченными на неудачу дальнейшие переговоры о списании части внешнего долга.

Кроме того, долг перед странами-кредиторами, входящими в Парижский клуб, остался практически единственной категорией российского долга, которая может быть отнесена к его «советской» части, платежи по которой могут быть прекращены в случае вполне возможного возникновения финансовых затруднений у России, тем более что текущий экономический и промышленный рост носит пока неустойчивый характер и вызван, прежде всего, положительным эффектом девальвации рубля в 1998 г.

На начало 2004 года общий объем государственного внешнего долга прогнозируется в сумме 119,1 млрд. долл. США.

Структура внешнего государственного долга РФ

Источник: Проект структуры государственного внешнего долга на 1.01.04. Справочные материалы Правительства РФ к проекту федерального бюджета на 2003 год.

Выплаты по кредитам правительств иностранных государств — 53,8 млрд. долл., государственные ценные бумаги РФ, выраженные в иностранной валюте — 44,7 млрд. долл.

При этом, акцент в политике государственных заимствований делается на снижение внешнего долга (вне зависимости от реального финансового состояния и потребностей развития). Это, во- первых, снижает потенциал этого важнейшего института развития национальной экономики, особенно в условиях ее активной интеграции в мировое экономическое сообщество; во- вторых, компенсация его снижения ростом внутреннего государственного долга означает использование внутренних ресурсов на покрытие внешних долгов (нельзя не учитывать смещение при этом финансовых ресурсов в сторону государственных заимствований на внутреннем финансовом рынке в ущерб корпоративным заимствованиям).

Масштабность размеров процентных расходов, снижение возможности государственного финансирования социально- экономических нужд страны со всей очевидностью противоречат социально — экономической обстановке в ближайшие годы. Опасность состоит в том, что неуклонное проведение такой политики и сокращение перераспределительной функции бюджетной системы не обеспечиваются развитием инфраструктуры финансового рынка и его перераспределительным механизмом. Очевидно, что заведомое сужение объемов поступлений финансовых ресурсов в оборот, тем более в неразвитой системе бюджетного финансирования, исходно блокирует расширение внутреннего рынка — потребительского и инвестиционного спроса и рост экономики.

В связи с внешним долгом следует еще раз вернуться к вопросу формирования Стабилизационного фонда, так как он создается за счет так называемого профицита бюджета, не учитывающего погашение внешнего долга. Очевидно, что формирование расходов бюджетной сферы ограничивается рамками отчислений средств профицита бюджета около 83,4 млрд. руб. в Стабилизационный фонд.

Следует также отметить, что формирование Стабилизационного фонда и финансового резерва к концу 2004 года в размере более чем 350 млрд. руб. (11 млрд. долл.), его размещение в ценных бумагах иностранных государств с основной направленностью на обеспечение выплат по внешнему долгу создают прецедент официального выведения значительной части государственных доходов из процесса перераспределения финансовых ресурсов и обеспечения условий ускоренного экономического роста. Утечка капитала из финансового оборота национальной экономики (около 25-30 млрд. долл. в среднем за последние годы и возможным ростом в 2004году) в сочетании с выведением финансовых ресурсов из бюджетной системы в масштабах, в целом сравнимых с объемом федерального бюджета, обостряет проблему дефицита финансовых ресурсов в экономике и влияет на сведение государственного регулирования к полной его неспособности.

Практически политика обслуживания и погашения государственного долга становится фактором, не обеспечивающим задачу удвоения к 2010г. ВВП и преодоления бедности, снижения опасности техногенных катастроф, запредельного износа фондов и в целом обеспечения перевода экономики на уровень развития высоких технологий.

Определенной проблемой федерального бюджета 2004г. может стать структурное смещение государственного долга от внешнего к внутреннему по аналогии с ситуацией, характерной для периода с 1995 года по август 1998г.:

— закрепление монополии государства на финансовом рынке с использованием всей мощи бюджетного механизма — установления доходности ГКО и ОФЗ, доминирующем участии Сбербанка РФ и других государственных банков, а также Банка России.

— предоставление коммерческим банкам возможности использовать в качестве банковских ресурсов средств бюджета, находящихся на счетах Центрального банка РФ;

— расширение доступа иностранных инвесторов на внутренний финансовый и кредитный рынок и другие ситуации.

Очевидно, что обеспечение равных условий заимствований на

внутреннем и внешнем рынке для государства и экономических агентов реального сектора должно быть положено в основу проведения активной бюджетно- налоговой политики.

В целом на данном этапе конвертация внешнего долга во внутренний представляется оправданной, если учитывать, что большую долю во внутреннем долге начинают занимать долгосрочные ОФЗ. Да и сам внутренний долг составляет менее 7% от ВВП. Все это пока позволяет не ожидать ситуации 1998г. Однако осторожность в этом деле необходима. Надо тщательно отслеживать движение и структуру внутреннего долга.

Резерв по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Сомнительным долгом признается долг перед организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично.

Об этом свидетельствуют, в частности:

либо нарушение должником срока оплаты;

либо информация о финансовых проблемах должника.

Сомнительным долгом может быть признана любая дебиторская задолженность, в том числе отраженная по дебету счетов 60, 62, 76.

Также сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному займу, отраженная на субсчете 58-3 «Предоставленные займы».

Резерв по сомнительным долгам создается для того, чтобы в бухгалтерской отчетности организации данные о ее дебиторской задолженности были достоверны.

Такой резерв в бухгалтерском учете является оценочным значением. Его создание, увеличение или уменьшение в обязательном порядке должны отражаться в составе расходов или доходов.

Порядок создания и использования резерва необходимо закрепить в учетной политике.

Резерв по сомнительным долгам и инвентаризация

Основанием для создания резерва по сомнительным долгам являются результаты инвентаризации дебиторской задолженности на последний день отчетного периода.

Размер резерва определяется отдельно в отношении каждого должника. Оцениваются его реальное финансовое положение и вероятность погашения задолженности.

Способы создания резерва по сомнительным долгам

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете формируется следующим образом:

определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);

отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом способе размер отчислений в резерв по сомнительным долгам рассчитывается ежеквартально (ежемесячно) в процентах от суммы долга в зависимости от длительности просрочки.

При этом способе резерв по сомнительным долгам создается по каждому сомнительному долгу в сумме, которая, по мнению организации, не будет погашена в срок.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

Учет операций по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам

Начисление или уменьшение (восстановление) резерва оформляется с использованием бухгалтерской справки-расчета.

Для расчета резерва сумма долга учитывается с НДС.

Проводки по созданию и использованию резерва по сомнительным долгам будут такими:

Отражение в бухгалтерском учете

На дату создания (увеличения) резерва

Создан или доначислен резерв по сомнительным долгам

На дату списания безнадежного долга за счет резерва

Д 63 — К 62 (60, 76, 58-3)

Безнадежный долг списан за счет резерва по сомнительным долгам

На дату восстановления резерва в части погашенного долга

Восстановлен резерв в части погашенной дебиторской задолженности

Резерв по сомнительным долгам и бухгалтерская отчетность

В бухгалтерской отчетности сомнительные долги отражаются так:

— в виде сомнительной задолженности по строке 1230 баланса за минусом резерва по сомнительным долгам.

— отчисления в резерв по сомнительным долгам отражаются по строке 2350 «Прочие расходы» отчета о финансовых результатах.

Резерв по сомнительным долгам в налоговом учете

В налоговом учете налогоплательщик не обязан создавать резерв сомнительных долгов.

Формирование резервов по сомнительным долгам в налоговом учете является правом налогоплательщика и осуществляется в соответствии с требованиями, установленными в ст. 266 НК РФ.

Для целей налогообложения прибыли сомнительным признается долг покупателя по оплате отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), если этот долг одновременно:

не погашен в срок, установленный договором;

не обеспечен залогом; или поручительством; или банковской гарантией.

Долги заемщиков и поставщиков (по поставке товаров (работ, услуг) или по возврату аванса), а также долги по уплате договорных санкций и оплате переданных имущественных прав (требований) в налоговом учете сомнительными долгами не признаются.

В налоговом учете суммы отчислений в резерв по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

В налоговом учете исчисление резерва по сомнительным долгам производится следующим образом:

по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;

по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.

Одновременно сумма создаваемого резерва не может превышать10% от выручки без НДС отчетного периода.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов.

Аналитический учет ведется по каждой задолженности, по которой создан резерв.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

ПОГАСИТЬ КРЕДИТ

Будь то «хороший долг» или «плохой долг», любой из них может привести к серьёзным последствиям. Задолженность может привести к целому ряду эмоциональных и психологических проблем.

Долг — это намного больше, чем деньги.

Если брать средние данные, по статистике Центробанка России каждый россиянин в возрасте с 18 до 60 лет имеет задолженность в 117 000 рублей.

Общая задолженность составляет 10,6 триллионов рублей (по состоянию на февраль 2016 года). Так что если у вас нет кредита, то у кого-то он в 2 раза больше.

Влияние долгов на человека.

Существует множество самых разных кредитов: на машину, потребительский, ипотека из этого с уверенностью можно предположить, что большинство россиян имеет какой-то долг.

Задолженность влияет на людей по-разному и все относятся к ней по-разному. В то время как один беспокоится из-за кредита всего в 100 000 рублей, другой ещё и толком не думал о долгах, пока не увидел сумму кредитов, переваливающую за миллион рублей.

Рассмотрим влияние долгов на человека. Вне зависимости от типа и суммы задолженности, есть несколько самых распространённых психологических и эмоциональных проблем, связанных с ней.

1. Депрессия и тревожность

Доктор Джон Газергуд из университета Ноттингема изучил связь между задолженностью и депрессией или тревогой. В его исследовании выясняется, что лица с долгами, более чем в два раза подвержены рискам пошатнуть своё психическое здоровье, в том числе получить депрессию и сильную тревогу.

Вместе с ростом долга растёт уровень стресса и депрессии.

Тревожные чувства могут появляться, если постоянно беспокоиться о деньгах. Испытывая сильные эмоции от чувства «навалившегося груза» и некоторую безнадёжность. Его исследование раскрывает, что 29% людей с большим долгом испытывают чувство тревоги сильнее, чем другие.

В свою очередь, Королевский колледж современной психиатрии собирал и исследовал результаты более 50-и научно-исследовательских работ в течение долгого времени и обнаружил, что мужчины и женщины, имеющие кредиты с более высокими процентными ставками чаще сообщают о симптомах депрессии.

Супруг или молодой человек могут постоянно винить вас.

Долг — помеха для каждого, особенно когда он препятствует браку, партнёрству или же семье.

Это распространённая ситуация — просто винить партнёра за всё подряд: большой долг, потеря работы, зарабатывание недостаточного количества денег или же привычки тратить много денег.

Все, что привело к большой задолженности.

3. Денежные ссоры — самая частая причина развода

Влияние долгов на человека и влезание в них имеет серьёзные последствия для семейного благополучия.

Большинству не нужен никто со стороны: они винят сами себя и свои решения, которые привели их к этой ситуации.

Вы не только можете психологически пострадать из-за постоянного недовольства вами, но и начать винить других в этом.

Вы можете возмущаться начальником, который мало вам платит или не повышает вас в должности.

Вы можете возмущаться членами семьи или друзьями, которые вам должны. Если вы молоды, то можете начать винить банки, которые не объяснили толком условия займов.

Будь то чрезмерные расходы, неудачный выбор карьеры или что-то ещё. С сожалением смотреть в прошлое — не редкость в таких случаях.

4. Бегство от задолженности

В то время как некоторые чувствуют на себе неподъёмный груз в виде долга, другие пытаются полностью о нём забыть. Это часто встречается на практике, они как будто забывают о задолженности, несмотря на постоянные напоминания и звонки из банка.

Если бежать от долгов, их сумма несомненно увеличится за счёт пени и штрафов за неуплату.

К сожалению, даже если у них есть силы игнорировать свой долг, это лишь временное облегчение, вдобавок такое поведение ведёт к непрерывному росту долга.

В очередной раз разбирая полученную почту, такой человек, может просто не открывать конверты из банка с напоминаниями и забывать о них, не отвечать на телефонные звонки, когда звонит кредитор и так далее.

Самое худшее, что такое игнорирование может привести к застреванию в долговой яме намного глубже и придётся платить намного больше.

Можно отрицать серьёзность задолженности, а можно подумать, как покупать наиболее рационально то, что для вас дорого.

Долг со стрессом всегда идут рука об руку. Думая о горе долгов любой будет беспокоиться и думать о том, как их погасить и удастся ли от них когда-нибудь избавиться.

Долг — это привычка.

Наличие огромной задолженности повысит получение стресса на работе, так как её потеря будет означать катастрофические последствия.

И всегда, когда нужно тратить деньги, например на еду, бензин или транспорт, стресс может только усилиться.

Стресс, вызванный долгом, влияет не только на работу, но и на повседневную жизнь. Он может превратить удовольствие в пытку. Долговой стресс может уничтожить любое удовольствие, которое обычно возникает при тратах денег.

Например, если новые туфли, покупка телефона или ужин с друзьями в нормальных условиях сделали бы вас счастливее, при наличии стресса, вызванным долгом, стресс только усиливается.

6. Гнев и разочарование

Независимо от нашего жизненного опыта, с задолженностью трудно жить. Однако, она может расстроить и привести в ярость.

Одно дело — взять кредит на учебу, для повышения квалификации и потенциального увеличения дохода.

Но совсем другое дело — влияние долгов на человека, вызванных непредвиденными событиями, такими как потеря работы, развод, кража авто, смерть родственника, срочный ремонт машины или же непредвиденная травма, приведшая к медицинским расходам.

Более того, задолженность может служить постоянным мучительным напоминанием о негативных событиях, которые привели к долгу.

Долг из-за трат, привнесших радость в вашу жизнь, например, хорошо проведённый отпуск, походы по магазинам и в рестораны или покупка автомобиля радует единовременно, а потом приходится годы расплачиваться за сиюминутное удовольствие.

7. Сожаление

Просматривание кучи чеков и подсчёт общей суммы, отсутствие сбережений, несомненно, ведёт к сожалению. Вы можете сожалеть о покупках, которые сделали, не сэкономив достаточно денег.

8. Стыд и смущение

Хотите вы того или нет, но материальные ценности в обществе связаны с успехом.

Если у вас долги, неудивительно, что вы испытываете смущение и стыд по этому поводу.

Вы можете чувствовать себя неловко из-за того, что не зарабатываете достаточно денег, что вы их должным образом не экономите и что ваше финансовое положение мешает вам жить нормальной жизнью.

Зачастую долг — это табу и большинство не хотят, чтобы друзья и семья знали об их ситуации.

Многие не решаются рассказывать об их задолженности на кредитке. Но этот подход может привести к увеличению долга, так как мы всё ещё изображаем свободного от долгов человека.

Говорим «да» дорогим развлечениям, покупкам подарков, которые нам не по карману и продолжаем пытаться идти в ногу со временем, ведь «все вокруг на что-то тратят деньги».

Вы можете начать опасаться последствий, иногда сопровождающих долг. Даже если вы регулярно его оплачиваете, возможно, вы боитесь что вашу квартиру заберет банк или вам начнут звонить коллекторы.

Вы можете бояться потерять работу или ещё чего-нибудь неожиданного, например, попасть в аварию, тогда не чем будет платить кредит.

Задолженность может привести и к другим страхам: страх того, что будет дальше, страх никогда не выбраться из долговой ямы и страх того, как это повлияет на ваши семейные отношения.

Освобождение, восторг и благодарность

Что-что? Это лишь несколько из положительных эффектов долга — то есть, его погашения.

Когда люди гасят долги, они говорят, что у них на душе становится легче. У меня было именно так.

Лучше забыть всё как страшный сон, что поможет избавиться от негативных последствий, связанных с долгом, начиная от стресса и заканчивая низкой самооценкой.

Освобождение от долгов — это не только освобождение от долгов. Это освобождение от беспокойства.

Полное избавление от этой душевной занозы приведёт к заметному улучшению не только психического, но и физического самочувствия.

Если вы готовы начать действовать и начать систематически выбираться из долгов, вот несколько полезных постов, чтобы начать:

Анна Черепанина

Леди, путешественница, инвестор 🙂

Самые свежие посты от Анна Черепанина
  • 7 продуктов пчеловодства и их применение — Август 29, 2018 246
  • Как изменить жизнь к лучшему: решаем 6 финансовых задач — Август 20, 2018 548
  • 52 недели на пути к богатству — Август 8, 2018 602

Интересные статьи

Как превратить платеж по автокредиту в миллион

Как показывают исследования, ежедневные траты не позволяют большинству россиян откладывать деньги, и делать сбережения —. Читать далее

7 качеств людей, свободных от долгов

Первая семья смогла за год выбраться из долговой кредитной ямы и выплатить 500 000 рублей, зарабатывая. Читать далее

Зачем копить 50 000 рублей если при этом есть не выплаченный кредит

Открываю рубрику #Черепанина_ответыНавопросы Первый вопрос от Елены к статье 4 ловушки, которых стоит избегать, когда дело. Читать далее

Вы говорили эти 6 вещей про свою кредитку?

Это удручающая и жестокая правда: кредитки заставляют людей влезать в долги намного быстрее, чем раньше. Читать далее

Отличие плохого кредита от хорошего

Выгоден ли кредит, или он губит вашу жизнь? Все зависит от вида кредита, причины, по. Читать далее

Создайте свой План по погашению задолженности

Если вы увязли в яме с долгами, создание плана по их погашению является лучшим шагом. Читать далее

ДА ЧТО ТАМ За ГРАМОТЕИ ВАМ ПИШУТ? и т. д. Да и суть сама… «Если брать средние данные, по статистикИ. Центробанка России каждый россиянин в возрасте с 18 до 60 лет имеет задолженность в 117 000 рублей». — элементарные грамматические ошибки Много воды в текстах — нудно и, бОльшая часть инфы этой известна даже школьнику. А депрессия от того что нет денег, а не долги — все долги кредитные, они для повышения денежной массы- чтобы чаще печатать для украсть (смыть). Потому и процент такой. Ведь если всем без исключения раздать даже весь бюджет — т. е. все деньги, а принести они должны вдвойне — это как? А это только вот так, что все они должны многое продать и остаться ни с чем — даа — добрый у нас народ — терпеливый и экономически глуп как пробка. А если стараться жить по предназначению и при этом видеть на каждом углу плоды всей этой связки — как тут не быть депрессии?

Анна Черепанина

Сергей, благодарю Вас за комментарий и за то, что указали на ошибку.
Этот грамотей я, Анна Черепанина 🙂 собственной персоной, признаю, что не получила серебряную медаль в 11 классе как раз из-за русского языка. Мне всегда было сложно писать сочинения и тем более делать это грамотно.
Вместе с тем, мечтаю о том, чтобы дети и подростки изучали навыки общения с деньгами, а их родители были свободны от кредитов, поэтому пишу.
Прошу прощения, что с Вашей точки зрения делаю это нудно и рассказываю то, что известно даже школьнику, но делаю это от чистого сердца.
Я 5 лет хотела обсуждать вопросы важности ведения бюджета, наличия неприкосновенного запаса, создания пассивного дохода с максимальным количеством обычных российских людей, с семьями, детьми. Не делала этого, в том числе, из-за глубинного страха, что все узнают, что я очень плохо пишу сочинения (в данном случае статьи), да еще и с ошибками.
Поэтому я очень признательна Вам, за то что указали (или показали, вроде, верно указали) на ошибку. Вы как моя любимая учительница по литературе, она помогала становится мне лучше с каждым сочинением. Теперь практически всем все равно, как я пишу и делаю ли ошибки в словах. И тут такой подарок, Вы человек, который обратили мое внимание на ошибку, снова тренируете меня в этом направлении.
Вы единственный кто написали об этой ошибке, еще раз низкий поклон Вам за это. Понимаю, что пишу, с вашей точки зрения нудно, но, вдруг, Вы решите что-то прочитать на сайте и увидите ошибку, заранее прошу прощение за это и буду раза Вашему замечанию в комментариях или на почте, а то так и придется сгорать со стыда.
Всех Вам благ и долгих лет жизни.

Смотрите еще:

  • Ст 135 трудового кодекса российской федерации Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 135 ТК РФ: официальный текст Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 135 ТК РФ содержит основные правила установления работникам вознаграждения за труд (зарплаты). Рассмотрим вопросы, […]
  • Мат капитал в 2018 году на второго ребенка Материнский капитал в 2018 году В 2018 году размер материнского капитала составляет 453026 рублей. Оформить именной сертификат могут семьи, в которых с 1 января 2007 года был рожден (усыновлен) второй или последующий […]
  • Как вернуть деньги за забронированный тур Отказ от тура: можно ли вернуть все деньги и как это сделать? На фоне нынешней лихорадки на финансовом рынке, неспокойной обстановки в странах арабского мира и Азии, постоянных скандалов вокруг туроператоров и […]
  • Как вернуть деньги за путевку в детский лагерь Как получить компенсацию за путевку в детский лагерь при отказе от путешествия? Все родители стремятся отправить детей летом в оздоровительный лагерь, потому что набраться сил перед учебой непременно нужно. Прошли […]
  • Заявление об уходе с работы на час раньше Заявление об увольнении Упростите работу с документами! Онлайн-сервис для автоматического заполнения документов Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Печать документов с изображением […]
  • Областной военный комиссариат свердловской области официальный сайт Военкоматы Екатеринбурга: адреса и телефоны На данной странице находятся адреса и контактные телефоны военных комиссариатов в Екатеринбурге. С помощью данного списка вы можете с легкостью найти интересующий вас ОВК. […]