Стороны в процессе по делу об административном правонарушении

Раздел 6. Административное принуждение и ответственность

Тема 16. Производство по делам об административных правонарушениях

2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Производство по делу об административном правонарушении ведут субъекты процесса: лицо, уполномоченное возбуждать дело об административном правонарушении (статьи 27.2, 27.3, 28.3, 28.4 КоАП); лицо, уполномоченное рассматривать дело (ст. 22.1, глава 23 КоАП); лицо, уполномоченное пересматривать постановление по делу (ст.30.1 КоАП). Это те уполномоченные лица, которые наделены правом принятия решений в производстве по делу (решений о возбуждении дела или отказе в возбуждении дела, о назначении наказания или прекращения производства и т.д.).

Кроме субъектов процесса в производстве участвуют и другие лица, статус которых определяется нормами главы 25 КоАП.

Все лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях, могут быть разделены на две группы.

1. Лица, участвующие в производстве. Это те лица, которые имеют собственный или представляемый интерес в отношении исхода дела, чьи права затрагиваются принятым постановлением. Это лицо, в отношении которого производство ведется, потерпевший, их законные представители, защитник и представитель.

2. Лица, содействующие производству. Эти лица не имеют своего интереса в исходе производства, они содействуют его осуществлению в силу своих профессиональных обязанностей или в процессе выполнения гражданского долга. Это эксперты, специалисты, переводчики и свидетели и понятые.

Лица, участвующие в производстве.

Права лица, в отношении которого ведется производство по делу, указаны в статье 25.1 КоАП РФ. Важнейшим правом является право знать о том, что в отношении этого лица возбуждено дело об административном правонарушении и о времени и месте его рассмотрения. Присутствие лица на рассмотрении дела является его обязанностью. В случае неявки лицо может быть подвергнуто приводу.

Потерпевший – это лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Его права перечислены в ст. 25.2 КоАП. Они совпадают с правами лица, в отношении которого ведется производство. Основным материальным (не процессуальным) правом потерпевшего является право требовать возмещения имущественного вреда в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении.

КоАП Российской Федерации разделяет представительство, основанное на законе, и представительство, основанное на договоре.

О законных представителях речь идет в статьях 25.3 и 25.4 КоАП. В зависимости от того, чьи интересы надо представлять – физического или юридического лица, законными представителями могут быть разные лица. Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. На практике в качестве законного представителя юридических лиц выступают их руководители.

Большое внимание в деятельности органов, рассматривающих дела об административных правонарушениях, уделяется вопросам подтверждения полномочий лица, выступающего представителем.

Говоря о защитнике и представителе, мы ведем речь о договорном представительстве. Защитник оказывает помощь лицу, привлекаемому к ответственности, а представитель – потерпевшему. В этих качествах могут выступать любые лица, не только адвокаты. Права и обязанности защитника и представителя являются равными, в этом воплощается принцип равноправия сторон.

Лица, содействующие производству.

В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению. Основной обязанностью свидетеля является обязанность явиться по вызову и дать правдивые показания, а главным правом – право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников. Свидетель предупреждается об ответственности за отказ от дачи показаний или дачу ложных показаний.

В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Понятой обязан засвидетельствовать своей подписью факт совершения процессуальных действий, при которых он присутствует. В некоторых случаях понятой может быть вызван на рассмотрение дела об административном правонарушении и опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств. В отличие от эксперта, специалист не дает заключения (заключение эксперта является источником доказательств), а поясняет все устно, или письменно, но вне рамок проведения экспертизы.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения. Эксперт проводит экспертизу, после чего составляет заключение. Эксперт несет ответственность за отказ от проведения экспертизы или дачу ложного заключения. Работа эксперта, как и работа специалиста, оплачивается.

В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении. Переводчик обязан переводить полно и точно, в противном случае он несет ответственность.

Потерпевшему, его законным представителям, свидетелю, специалисту, эксперту, переводчику и понятому возмещаются расходы, понесенные ими в связи с явкой в суд, орган, к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Возмещение расходов производится в соответствии с правилами, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 4 марта 2003 г. «О порядке и размерах возмещения расходов некоторых участников производства по делам об административных нарушениях и оплате их труда».

Отдельного внимания заслуживает статус прокурора в производстве по делу об административном правонарушении. Прокурор обладает широкими полномочиями:

1) он вправе возбудить дело об административном правонарушении;

2) он обязательно извещается о времени и месте рассмотрения дела о привлечении к ответственности несовершеннолетнего;

3) он осуществляет надзор за соблюдением законов при производстве по делам об административных правонарушениях, за исключением дел, находящихся в производстве суда. Для этого прокурор наделяется правом участвовать в этих делах;

4) он вправе приносить протесты на вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях (ст. 30.11 КоАП), то есть уже после того, как участники производства утратили право на обжалование.

Глава 21. ЛИЦА, УЧАСТВУЮЩИЕ В ПРОИЗВОДСТВЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ.

Статья 268. Права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вправе: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, иного специалиста в отрасли права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу. Дело об административном правонарушении рассматривается в присутствии лица, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью первой статьи 44, статьями 51, 146, 160, 1602, 173, частью третьей статьи 178, статьями 185, 1851, частью первой статьи 1853, статьями 1857 и 187 настоящего Кодекса, присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, обязательно. В случае уклонения его от явки по вызову органа внутренних дел или судьи районного, районного в городе, городского или горрайонного суда — это лицо может быть органом внутренних дел (милицией) подвергнуто приводу.
Законами Украины могут быть предусмотрены и иные случаи, когда явка лица, привлекаемого к административной ответственности, в орган (к должностному лицу), разрешающий дело, обязательна.
(В ред. от 29.05.85 г., 21.08.87 г., 27.04.89 г., 07.03.90 г., 04.05.90 г., 18.01.91 г., 01.10.96 г., 05.04.2001 г., 02.06.2005 г.)

Статья 269. Потерпевший.
Потерпевшим является лицо, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или имущественный вред.
Потерпевший вправе знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, обжаловать постановление по делу об административном правонарушении.
Потерпевший может быть опрошен в качестве свидетеля в соответствии со статьей 272 настоящего Кодекса.

Статья 270. Законные представители.
Интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, и потерпевшего, являющихся несовершеннолетними или лицами, которые в силу своих физических или психических недостатков не могут сами осуществлять свои права по делам об административных правонарушениях, вправе представлять их законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители).
Законные представители вправе знакомиться с материалами дела; заявлять ходатайства; от имени лица, интересы которого они представляют, приносить жалобы на решение органа (должностного лица), рассматривающего дело.

Статья 271. Защитник.
В рассмотрении дела об административном правонарушении может участвовать адвокат, иной специалист в области права, который по закону имеет право на оказание правовой помощи лично или по поручению юридического лица. Эти лица имеют право знакомиться с материалами дела; заявлять ходатайства; по поручению пригласившего их лица, от его имени подавать жалобы на решение органа (должностного лица), рассматривающего дело, а также имеют другие права, предусмотренные законами Украины.
Полномочия адвоката на участие в рассмотрении дела удостоверяются ордером, выдаваемым адвокатским объединением, или соответствующим поручением на ведение дела.
(В ред. от 05.04.2001 г.)

Статья 272. Свидетель.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, о котором имеются данные, что ему известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу.
По вызову органа (должностного лица), в производстве которого находится дело, свидетель обязан явиться в указанное время, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы.

Статья 273. Эксперт.
Эксперт назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, в случае, когда возникает необходимость в специальных познаниях.
Эксперт обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам.
Эксперт вправе знакомиться с материалами дела, относящимися к предмету экспертизы; заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения; с разрешения органа (должностного лица), в производстве которого находится дело об административном правонарушении, задавать лицу, привлекаемому к ответственности, потерпевшему, свидетелям вопросы, относящиеся к предмету экспертизы; присутствовать при рассмотрении дела.

Статья 274. Переводчик.
Переводчик назначается органом (должностным лицом), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
Переводчик обязан явиться по вызову органа (должностного лица) и сделать полно и точно порученный ему перевод.

Статья 275. Возмещение расходов потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам.
Потерпевшим, свидетелям, экспертам и переводчикам возмещаются в установленном порядке расходы, понесенные ими в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.
За лицами, вызываемыми в качестве потерпевших, свидетелей, экспертов и переводчиков, сохраняется в установленном порядке средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в орган (к должностному лицу), в производстве которого находится дело об административном правонарушении.

гид по правам человека

Процесс об административных правонарушениях

Если вам вменяется совершение административного правонарушения, вам вменяется нарушение закона, но ваше правонарушение не достаточно тяжкое для уголовной ответственности.

пример Например, полиция вменяет вам превышение скорости или Служба государственных доходов вменяет вам уклонение от уплаты налогов в небольшом размере.

Ваше дело будет рассмотрено в процессе об административных правонарушениях, который схож с уголовным процессом. Административное правонарушение отличается от уголовного правонарушения тем, что оно считается менее тяжким.

Оспаривание или вызов в суд

Есть две ситуации, которые могут вовлечь вас в процесс об административных правонарушениях:

1. Когда вы желаете оспорить административное наказание
Если вы не согласны с административным наказанием, назначенным вам государственным учреждением, вы можете оспорить это решение в процессе об административных правонарушениях. Для этого вы должны следовать обычной процедуре оспаривания.

2. Когда вы вызваны в суд
Некоторые административные правонарушения должны быть рассмотрены непосредственно судом. В таком случае, государственное учреждение направляет ваше дело в суд. В свою очередь суд вызовет вас для участия в судебном разбирательстве. Если после судебного разбирательства вы не согласны с исходом и желаете обжаловать решение, вы можете это сделать в вышестоящем суде. Прочитать больше об обжаловании.

Право на справедливое судебное разбирательство

Фундаментальные права и гарантии, которые вы имеете в рамках процесса об административных правонарушениях, называются правом на справедливое судебное разбирательство.

Есть ряд важных гарантий на справедливое судебное разбирательство, которые применимы к процессу об административных правонарушениях таким же образом, как к уголовному судебному разбирательству. Эти гарантии включают в себя равенство обеих сторон дела (вы и государственное учреждение), право на защиту и право представлять доказательства. Однако некоторые гарантии могут применяться менее строго, чем в уголовном деле. Стандарт, применимый к каждому делу, зависит от тяжести правонарушения и наказания, которое может быть назначено.

пример Если вам вменяется курение в публичном месте и вы требуете устное слушание в суде апелляционной инстанции, суд будет иметь большую свободу решения о необходимости такого решения по сравнению с такой необходимостью в деле о вождении автомобиля в состоянии опьянения.

Об этом Гиде

Этот Гид разъясняет лишь те гарантии, которые вы имеете при рассмотрении дела в суде.

59. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях.

Участники производства по делу.

1) Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу (правонарушитель).

1) знакомится с обстоятельствами дела

2) представлять свои материалы по данному делу

3) заявлять на кассацию и ходатайство

4) пользоваться юр консультациями и юр литературой

2) Потерпевший — физ или юр лицо, которому админ правонарушением причинён

физический, моральный или имущественный вред.

Потерпевший имеет те же права, что и правонарушитель.

3) Законные представители физ лица. Ими являются родители, усыновители, опекуны или попечители, что должно быть утверждено соответствующими документами.

4) Законные представители юр лица — защиту законных прав и интересов юр лица, осуществляют его законные представители, иные лица, признанные в соответствии с законом или учредительными документами органом юр лица. Их полномочия подтверждаются документами.

5) Защитники представителя.

Правонарушитель может участвовать в защите, а у потерпевшего защиту предоставляет представитель, но у каждого из них может быть адвокат.

В качестве свидетеля по делу может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела подлежащие установлению. Свидетель обязан явиться на рассмотрение дела и ответить на поставленные вопросы.

1) не свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников

2) вправе дать показания на своём родном языке

3) если в качестве свидетеля выступает гражданин до 14 лет, до обязательно присутствие при допросе психолога либо педагога, либо родителей.

В качестве понятого может быть привлечено любое незаинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружение, закрепление, и изъятию доказательств, а так же в применении технических средств.

совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в технике, искусстве и т.д., достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

совершеннолетние лицо, владеющие языками и навыками судоперевода

Может выносить протест и знакомится с материалами дела. Обязательно присутствуют при рассмотрении дел несовершеннолетних.

Вопрос 2. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Участники производства условно могут быть разделены на четыре категории:

1) лица, интересы которых затрагиваются производством по делу об административном правонарушении. Это лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении (ст.

2) лица, защищающие или представляющие интересы других лиц, — законные представители физического лица (ст. 25.3 КоАП), законные представители юридического лица (ст. 25.4 КоАП), защитник и представитель (ст. 25.5 КоАП);

3) лица, выполняющие процессуальные функции, — свидетель (ст. 25.6 КоАП), понятой (ст. 25.7 КоАП), специалист (ст. 25.8 КоАП), эксперт (ст. 25.9 КоАП), переводчик (ст. 25.10 КоАП), прокурор (ст. 25.11 КоАП);

4) лица, рассматривающие и разрешающие дела об административных правонарушениях.

Перед анализом прав и обязанностей участников производства по делам об административных правонарушениях представляется целесообразным провести их классификацию. Однако при этом важен не поиск новых критериев, а отбор тех оснований для классификации, которые имеют реальное практическое значение. Мы предлагаем упорядочить участников производства по делам об административных правонарушениях по следующим основаниям.

По признаку государственно-властных полномочий:

— участники, обладающие государственно-властными полномочиями,

— участники, не обладающие таковыми.

Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор. К ним относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители юридического лица; защитник и представитель.

Во вторую группу входят участники, которые различаются по степени заинтересованности в деле и подразделяются на тех, кто имеет личную заинтересованность в исходе дела, и тех, кто не имеет личной заинтересованности в исходе дела. К ним относятся — свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик (т.е. лица, которые своими знаниями и опытом работы в определенной сфере помогают основным участникам производства осуществлять возложенные на них функции, а также реализовать имеющиеся у них процессуальные права и обязанности).

По способу разрешения дел об административных правонарушениях:

— коллегиальные органы (комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

— иные коллегиальные органы, создаваемые в соответствии с законами субъекта Федерации) и должностные лица, обладающие полномочиями по разрешению дел об административных правонарушениях единолично, от имени государственного органа.

По объему полномочий:

— органы (должностные лица), в чью компетенцию входит совершение первичных процессуальных действий по выявлению административных правонарушений, составление протокола и передача материалов органу (должностному лицу), правомочному разрешать дело по существу;

— органы (должностные лица), в чью компетенцию входит как производство первичных процессуальных действий, так и рассмотрение дел об административных правонарушениях по существу; органы (должностные лица), только рассматривающие дела об административных правонарушениях по существу.

Можно также выделить индивидуальных и коллективных субъектов

Индивидуальные субъекты, в отношении которых осуществляется производство по делу об административном правонарушении, подразделяются на:

— субъектов общей административной ответственности (которые, в свою очередь, делятся на граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства)

— субъектов специальной административной ответственности,

которые помимо общих признаков (вменяемости и возраста) обладают признаками специальными, в частности — признаками должностного лица.

Необходимо отметить, что предложенная классификация носит условный характер и используется нами лишь для того, чтобы наиболее детально исследовать права и обязанности участников производства по делам об административных правонарушениях.

Каждый из участников производства имеет свой правовой статус, обусловленный той ролью, которую он (участник) выполняет в ходе осуществления производства. КоАП РФ закрепляет процессуальные права и обязанности, признавая за всеми участниками производства по делам об административных правонарушениях административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Описание участников производства по делам об административных правонарушениях необходимо начать с тех из них, которые не обладают государственно-властными полномочиями, а имеют личную заинтересованность в исходе дела. Им предоставлен широкий объем процессуальных прав, гарантированных Конституцией РФ и действующим российским законодательством.

К участникам производства по делам об административных правонарушениях относятся:

— лицо, в отношении которого ведется производство;

— законные представители юридического лица;

— защитник и представитель;

КоАП РФ не содержит нормативного определения понятия «лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении». Однако по смыслу комментируемой статьи таковым следует признавать лицо, в отношении которого в установленном главой 28 Кодекса порядке возбуждено дело об административном правонарушении. Исходя из Общей части КоАП, им может быть;

1) физическое лицо — гражданин Российской Федерации, иностранный гражданин и лицо без гражданства, достигшие 16-летненго возраста и признанные вменяемыми (ст. 2.3, 2.6, 2.8 КоАП);

2) должностное лицо — лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно распорядительные или административно хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации (ст. 2.4 КоАП);

3) военнослужащий и иное лицо, на которое распространяется действие дисциплинарных уставов (ст. 2.5 КоАП);

4) юридическое лицо — организация, образованная в соответствии с российским законодательством (ГК РФ), и иностранная организация, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (ст. 2.6, 2.9 КоАП).

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, 25.1 КоАП РФ вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.

Право ознакомления с материалами дела, составленными без непосредственного участия указанного лица (результаты экспертиз, медицинских освидетельствований и т.п.), по всей видимости, также подразумевает возможность данного участника производства знать, в совершении какого административного правонарушения он обвиняется. В связи с этим целесообразно дополнить ст. 25.1 КоАП РФ отдельным положением, где было бы прямо указано на то, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знать, в совершении какого административного правонарушения оно обвиняется. Несомненно, это было бы дополнительной гарантией прав и законных интересов данного участника производства по делу об административном правонарушении.

1. Раскрывая содержание права на ознакомление со всеми материалами дела об административном правонарушении, необходимо отметить, что оно является одним из важных прав лица, привлекаемого к административной ответственности: это право обеспечивает возможность своевременно и тщательно подготовиться к защите. Ознакомление с материалами дела должно обеспечиваться субъектом правоприменения до того, как они будут направлены для рассмотрения. Следует также сказать, что привлекаемое к административной ответственности лицо вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении как самостоятельно, так и с участием защитника. Однако практика органов внутренних дел показывает, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, правом ознакомления со всеми материалами дела пользуется крайне редко.

2. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право давать устные и письменные объяснения (по существу и не по существу обвинения), которые могут содержать ссылки на фактические обстоятельства дела. Давая такие объяснения, лицо имеет личную заинтересованность в исходе дела. В связи с этим на содержание объяснений влияют следующие цели:

-стремление избежать административного наказания или добиться смягчения административной ответственности.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в большинстве случаев выступают доказательствами по делу. Следует сказать, что никто не может принудить данного участника производства давать объяснения, поскольку это его право, а не обязанность. Тем не менее, с одной стороны, право давать объяснения — важная процессуальная гарантия, позволяющая обеспечить полное, объективное и всестороннее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом; с другой стороны, доводы, содержащиеся в объяснениях, служат источником информации для субъекта, рассматривающего и разрешающего дело об административном правонарушении по существу, и тем самым могут влиять на оценку противоправного деяния.

Также лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право представлять доказательства, и это право должно быть ему обеспечено.

3 Элементом совокупности прав лица, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, выступает его возможность заявлять ходатайства.

В толковом словаре русского языка термин «ходатайство» объясняется как официальная просьба. Ходатайство подается в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Но, как показывает практика, с подачей ходатайств могут возникать различные сложности.

Помимо ходатайств лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу об административном правонарушении, вправе заявлять отводы участникам производства, что должно обеспечивать объективность в рассмотрении дела.

4. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, имеет право воспользоваться юридической помощью защитника. В специальной литературе долгое время велись бурные дискуссии, с какого момента в производстве по делам об административных правонарушениях защитник вправе оказывать помощь лицу, привлекаемому к административной ответственности. Федеральный закон от 27 ноября 2007 года №273-ФЗ окончательно определил ясность в этот вопросе, внеся изменения в ст.25.5 КоАП. Согласно части 4 этой статью защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела, т.е. с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства или осмотра места совершения правонарушения, или составления протокола об административном правонарушении, или определения или постановления о возбуждении дела.

5. Одним из основополагающих прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, является право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении. Это право и процедура обжалования будут детально рассмотрены в одной из последующих лекций.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях затрагивается ряд конституционных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. К таковым, в частности, относятся:

— право на защиту чести и достоинства;

— право личной неприкосновенности и неприкосновенности частной жизни;

— право на личную и семейную тайну;

— право на неприкосновенность жилища;

— право на свободу совести, свободу вероисповедания.

Таким образом, субъекту, рассматривающему и разрешающему дело об административном правонарушении по существу, необходимо учитывать эти права и не допускать их нарушения.

Также следует сказать, что на лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, возлагаются процессуальные обязанности. Их неисполнение может повлечь применение процессуальных мер обеспечения, например привод в случае неявки на рассмотрение дела.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

При рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест или административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства, присутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, является обязательным. Кроме того, как мы уже отмечали выше, в отсутствие лица может рассматривается дело в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28,6 КоАП при документировании правонарушений, ответственность за которые предусмотрена главой 12 КоАП, при помощи специальных технических средств.

Потерпевшим согласно ст. 25.2 КоАП РФ является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 КоАП РФ как свидетель

Защиту прав и законных интересов физического лица (ст.25.3 КоАП) , в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители.

Законными представителями физического лица являются его родители, усыновители, опекуны или попечители.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (ст.25.4 КоАП).

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Дела об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, рассматриваются с участием их законных представителей или защитников. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения и если от них не поступило ходатайство об отложении дела либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения. Судья или иное должностное лицо вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица.

Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель (ст. 25.5 КоАП).

В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

В качестве свидетеля (ст.25.6 КоАП) по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

В качестве понятого (ст.25.7 КоАП) может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо. Число понятых должно быть не менее двух. Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. В случае необходимости понятой может быть опрошен в качестве свидетеля.

В качестве специалиста (ст.25.8 КоАП) для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее познаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

В качестве эксперта (ст.25.9 КоАП) может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

В качестве переводчика (ст.25.10 КоАП) может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языками или навыками сурдоперевода (понимающее знаки немого или глухого), необходимыми для перевода или сурдоперевода при производстве по делу об административном правонарушении.

Переводчик обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выполнить полно и точно порученный ему перевод и удостоверить верность перевода своей подписью.

Прокурор (ст. 25.11 КоАП) в пределах своих полномочий вправе:

Судья, рассматривающий жалобу на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении, не вправе принимать новые доказательства

Как известно, при рассмотрении жалоб на постановления должностных лиц по делам об административных правонарушениях судьи используют одни и те же правила гл. 30 КоАП РФ, что и вышестоящие административные органы (должностные лица) при пересмотре таких же постановлений, выносимых их подчиненными (п.п. 3 и 3.1 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ). Эта особенность сохранилась исторически: ранее рассмотрение жалоб вообще не считалось правосудием.

В результате, например, и сейчас должностные лица административного органа, вынесшего постановления наделены правом обжаловать постановления, но полноценными участниками пересмотра не являются: они могут быть привлечены лишь для дачи пояснений как свидетели (других подходящих способов КоАП РФ не содержит) (абз. 1 п. 10 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), а значит, должны быть удалены из зала до начала судебного заседания (несмотря на то, что кодекс прямого указания не содержит, такие действия целесообразны, поскольку могут возникнуть сомнения в объективности их показаний), по собственной инициативе на доводы жалобы не возражают (не иначе как в форме ответа на поступивший вопрос), документы и материалы (вроде отзывов) от них не принимаются, а принятые считаются недопустимыми доказательствами (других форм участия свидетелей в производстве, кроме озвученных, КоАП РФ не знает) (ст.ст. 25,6 26.2, 26.4, 26.11 КоАП РФ, п. 18 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), и т.д.

В моей практике при рассмотрении жалобы на постановление о назначении административного наказания городским судом возник еще один вопрос: вправе ли судья принять дополнительные доказательства, отсутствовавшие на момент окончания административной процедуры рассмотрения дела и вынесения должностным лицом постановления, если они представлены невластным субъектом. С одной стороны, в п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ сказано именно так. Здесь «проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом».

Однако в современной России судьи, хотя и применяют указанные нормы наряду с иными должностными лицами, отправляют правосудие[1]. Имеются и другие подтверждения. В частности, ведение заседания в мантии (ч. 2 ст. 34 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации), являющейся атрибутикой судопроизводства, протокол судебного заседания (чего КоАП РФ не предусматривает) (абз. 2 п. 9 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях») и т.п.

Сравнивая полномочия судьи, реализуемые в рамках иных форм правосудия по административным делам (урегулированных другими законами), настораживает тот факт, что Верховный Суд РФ, демонстрируя приверженность курсу Высшего Арбитражного Суда РФ, который был впервые предложен в постановлении Президиума от 18.10.2011 № ВАС-5851/11, обоснован в проектах постановлений Пленума по применению ч. 1 НК РФ (в ред. сентября 2011 года) и о внесении изменений в некоторые постановления по вопросам рассмотрения дел об административных правонарушениях (в ред. октября 2011 года), и впоследствии закреплен в абз. 1. п. 11 постановления Пленума от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», разъясняет, что при оспаривании административных актов, принятых по результатам административных [таможенных] процедур, в целом нельзя представлять новые доказательства, не раскрытые в процедуре. В порядке исключения их можно принять, если они не были представлены и не исследовались по уважительной причине. Позже им указано, что суд не вправе проводить экспертизы для целей пересмотра решений налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, выносимых в порядке, предусмотренном НК РФ (можно только в целях опровержения имеющихся доказательств)[2].

В арбитражном процессе, применительно к которому дано толкование, прямой запрет не содержится.

Конечно, окончательно место судебного контроля за государственной администрацией не определено.

В частности, Конституционный Суд РФ имеет прямо противоположную позицию[3], в абз. 2. п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» содержится еще более категоричная позиция (нельзя исследовать обстоятельства [то есть уже не доказательства], не исследованные при прохождении административной процедуры). Не было единообразия и в Высшем Арбитражном Суде РФ (например, в постановлении Президиума от 27.11.2012 № 8658/12 он разрешает судам отменять решения о привлечении к административной ответственности по итогам оценки обстоятельств, мотивы которых не приведены в решении, но соответствующие доказательства есть в деле, а вот заявлять о существенных нарушениях процедуры вынесения решения по результатам налоговой проверки можно лишь тогда, когда эти доводы содержались в административной жалобе, тогда как речь идет о вышеуказанном арбитражном процессе)[4].

Между тем общее есть – это критическое восприятие доказательств, отсутствовавших при прохождении административной процедуры, обоснованное как раз тем, что в ином случае суд подменяет собой административный орган: такие полномочия, пока законом не установлено иное, характерны для вышестоящего должностного лица, которому нижестоящий орган подчинен линейно (по общему правилу, он управляет деятельностью последнего и вправе фактически выступать как первая инстанция). Суду должностное лицо организационно не подчинено, таким образом, принимая новые доказательства, добытые в рамках административной процедуры, его действия напоминают новый этап рассмотрения дела, но в данном случае это компетенция административного органа.

Отмечу, что судья все же приняла мои доказательства, объяснив, что в противном случае возникает множество вопросов (например, обладает ли такими полномочиями вышестоящий суд, который впоследствии будет рассматривать жалобу на ее решение, допустимо ли, чтобы одна и та же норма применялась по-разному). Конечно, мы не возражали, но на мой взгляд, ее позиция не учитывает дополнительные требования, влияющие на применение п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ в анализируемой ситуации, например, те же необходимость разграничения правосудия и административного пересмотра; вышестоящий суд все же с городским судом составляют единую систему и т.д.

Уважаемые коллеги! В связи с тем, что возник спор о полномочиях суда при контроле постановлений по делам об административных правонарушениях, я постарался несколько ярче показать значение тех подходов, которые предлагаются мной. Исправления в текст обсуждения вносить не стал по понятным причинам.

Напомним, что государственная администрация подчинена суду функционально: суд контролирует уже состоявшийся административный акт (действие, бездействие). Между тем, принимая дополнительные доказательства, отсутствовавшие на момент завершения соответствующей административной процедуры, он фактически сводит судопроизводство к ее продолжению, а судебный контроль к исправлению ее ошибок, напоминая деятельность, которую осуществляет вышестоящее должностное лицо к нижестоящему. Такой подход не только не способствует повышению качества прохождения административных процедур (в том числе и административного пересмотра), но и влечет определенные негативные последствия для развития административного судопроизводства: подменяя собой линейного руководителя, суд мотивирован к сращиванию с государственной администрацией. Полагаем, именно поэтому ВАС РФ в постановлении Президиума от 18.10.2011 № ВАС-5851/11 призывал раскрывать все доказательства при прохождении соответствующих административных процедур, а затем в проектах постановлений Пленума ВАС РФ по применению ч. 1 НК РФ (в ред. сентября 2011 года) и о внесении изменений в некоторые постановления по вопросам рассмотрения дел об административных правонарушениях (в ред. октября 2011 года) предложил принимать новые доказательства, отсутствовавшие в административной процедуре, лишь только при обосновании причин их непредставления до вынесения оспариваемого акта, которые суд сочтет уважительными.

Дополнение от 30.01.2018: эти редакции были отвергнуты, но в гораздо более мягком виде подобные разъяснения закреплены в п. 10.1 постановления Пленума от 02.06.2004 № 10 по вопросам КоАП РФ, внесенном в 2011 году. Пленум повторяет позицию постановления Президиума от 18.10.2011 и отмечает, что обстоятельства, установленные на основе доказательств, имеющихся на момент рассмотрения дела, должны быть отражены в постановлении по делу об административном правонарушении. Безусловно, это был определенный задел под дальнейшее исследование о том, какие юридические последствия влечет непредставление указанных доказательств, однако он так и не был раскрыт (за исключением случая, указанного в сноске 3). С другой стороны, также демонстрирует стремление ВАС РФ к ограничению в представлении доказательств во время любых форм судебного контроля.

Впоследствии ВС РФ, демонстрируя приверженность курсу ВАС РФ в абз. 1. п. 11 постановления Пленума от 12.05.2016 № 18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства», разъясняет, что при оспаривании административных актов, принятых по результатам административных [таможенных] процедур, в целом нельзя представлять новые доказательства, не раскрытые в процедуре (в порядке исключения их можно принять). Эта аргументация построена не на специфике таможенных процедур, а обоснована общими полномочиями суда при отправлении правосудия по административным делам. Наконец, таким же образом указано, что суд не вправе проводить экспертизы для целей пересмотра решений налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения, выносимых в порядке, предусмотренном НК РФ (можно только в целях опровержения имеющихся доказательств) [1] . Аргументация также строилась не на специфике налогового контроля, а на разграничении полномочий судов и вышестоящих налоговых органов.

К сожалению, единого стандарта отправления правосудия по административным делам до настоящего времени нет. В частности, КС РФ имеет прямо противоположную позицию [2] . В абз. 2. п. 61 постановления Пленума от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» Верховный суд стал более категоричен: нельзя исследовать обстоятельства, не анализировавшиеся при прохождении административной процедуры. Вместе с тем, поскольку принятие новых доказательств влечет и переоценку обстоятельств, полагаем, что отчасти его подход схож с вышеприведенным [3] .

[1] См.: определение ВС РФ от 01.12.2016 по делу № А32-2277/2015; п. 8 обзора практики рассмотрения … дел, связанных с применением … раздела V.1 НК РФ, утвержденного Президиумом ВС РФ 16.02.2017.

Полномочия судьи, пересматривающего постановление о назначении административного наказания, принимать новые материалы (п. 8 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ) в расчет не принимаются: порядок исторически сконструирован по правилам административной процедуры, реализуемой вышестоящим должностным лицом. Однако судьи, отправляя правосудие (постановление КС РФ от 28.05.1999 № 9-П), обязаны руководствоваться общими принципами, а не формальным следованием закону.

[2] См.: определение от 12.07.2006 № 267-О.

[3] Ср.: в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.11.2012 № 8658/12 разрешает судам производить оценку решений о привлечении к административной ответственности, если оценка обстоятельств в нем не дана, но соответствующие доказательства есть в деле.

Однако заявлять о существенных нарушениях процедуры вынесения решения по результатам налоговой проверки можно лишь тогда, когда эти доводы содержались в административной жалобе, хотя полномочия арбитражного суда аналогичны. п. 68 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

[1] Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.1999 № 9-П.

[2] Определение Верховного Суда РФ от 01.12.2016 по делу № А32-2277/2015; п. 8 обзора практики рассмотрения … дел, связанных с применением … раздела V.1 НК РФ, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017.

[3] Определение от 12.07.2006 № 267-О.

[4] См. п. 68 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Смотрите еще:

  • Алименты в украине с частных предпринимателей Как начисляются алименты с частного предпринимателя? Мой бывший муж предприниматель,как начисляются с него алименты? В зависимости от решения суда. у вас определена часть в сумме от доходов? в размере1/4части всех […]
  • Таганрог список адвокатов Юристы и адвокаты в г. Таганрог Фильтр по юристам - юридические консультации и правовая помощь по гражданскому, семейному, жилищному, трудовому, наследственному, уголовному, налоговому и административному праву, […]
  • Опыт закона о народонаселении краткое содержание «Теория» народонаселения Мальтуса Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил […]
  • Развод кировского района Развод кировского района Руководитель: Николенко Татьяна Анатольевна Адрес: 443077, Самарская область, г.Самара, ул.Каховская, 23 Телефон: (846) 992-32-47, 992-33-42, 992-99-32 Распорядок работы: вторник, среда, […]
  • Договор р купли-продажи ооо Договор купли-продажи доли в ООО: образец Согласно Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", участник общества вправе продать или осуществить отчуждение иным образом […]
  • Нужна ли доверенность на ребенка из россии в украину На Украину с детьми: разъяснения Погранслужбы РФ «Примечания» уже писали о тонкостях поездки с несовершеннолетними на украинский «материк». Большинство из этих разъяснений касалось ситуаций, поджидающих […]