Статья в конституции про здоровье

Статья в конституции про здоровье

Статья 41. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь
[Конституция] [Глава 2] [Статья 41]

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

1 комментарий к записи “Статья 41 Конституция РФ. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь”

1. Данная статья Конституции перекликается со многими, рассмотренными ранее — об охране труда, охране материнства и детства. Международное право четко закрепило требования и нормы, регулирующие гарантии по охране здоровья. Право это предоставляется людям независимо от гражданства, пола, расы, социальных, религиозных и иных различий. Под охраной здоровья понимается совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, санитарно-гигиенического характера. Медицинская помощь включает профилактическую, лечебную, диагностическую, реабилитационную, зубопротезную помощь. Право на охрану здоровья состоит в возможности получить бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Право на бесплатную медицинскую помощь принадлежит гражданам России и гарантируется наличием системы социального страхования (Закон РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» 1991 г.).

2. Конституция указывает в части 2 статьи 41 на обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, необходимость принятия мер по развитию государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

3. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. устанавливают, что граждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременной информации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональных нормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарным нормам и правилам, о других факторах. Эта информация предоставляется местной администрацией через средства массовой информации или непосредственно гражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

4. Гарантиями медицинской помощи в соответствии с Основами законодательства об охране здоровья граждан являются: первичная медико-санитарная помощь, скорая медицинская помощь, специализированная медицинская помощь, медико-социальная помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, медико-социальная помощь гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинского обслуживания и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, медицинской профилактики важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое образование; проведение мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства, других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Первичная медико-санитарная помощь обеспечивается учреждениями муниципальной системы здравоохранения и санитарно-эпидемиологической службы. В оказании первичной медико-санитарной помощи могут также участвовать учреждения государственной и частной систем здравоохранения на основе договоров со страховыми медицинскими организациями.

5. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), осуществляется безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности медицинскими работниками, а также лицами, обязанными ее оказывать в виде первой помощи по закону или по специальному правилу. Скорая медицинская помощь оказывается специальной службой скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения РФ. Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно за счет средств бюджетов всех уровней. При угрозе жизни гражданина медицинские работники имеют право использовать бесплатно любой имеющийся вид транспорта для перевозки гражданина в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение. В случае отказа должностного лица или владельца транспортного средства выполнить законное требование медицинского работника о предоставлении транспорта для перевозки пострадавшего они несут ответственность, установленную законодательством РФ.

6. Специализированная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных медицинских технологий. Специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами в лечебно-профилактических учреждениях, получивших лицензию на медицинскую деятельность.

7. Учитывая практику прошлых лет, Конституция особо оговаривает, что сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Это является важной гарантией защиты здоровья человека, поскольку распространение заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. может привести к ужасному результату. Эта ответственность установлена УК РФ (статья 237).

Какие статьи конституции РФ регламентируют обязанности по сохранению своего здоровья?

В каких статьях Конституции РФ указаны обязанности граждан России по сохранению своего здоровья. Нашла 41-ую статью. Там не указаны обязанности, только права.

Какие ещё законы, кроме Конституции, регламентируют эти обязанности?

Если можно, или ссылку, или выдержку из законов.

Ответы юристов (15)

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ
(ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015)
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
(с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015)

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья
1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3.
Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в
том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и
правила поведения пациента в медицинских организациях.

Уточнение клиента

А в Конституции самой не указаны обязанности?

11 Октября 2015, 15:54

Есть вопрос к юристу?

Знаете, праву каждого гражданина на здоровье корреспондирует обязанность не причинять вред здоровью других лиц. Например заболев туберкулезом, вы можете поставить других лиц в опасное положение, поэтому вы и обязаны следить за своим здоровьем дабы не причинить вред другим. Охраняя свое здоровье вы обеспечиваете право других лиц на охрану здоровья
и медицинскую помощь.

Статья 41
1. Каждый имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь.
Медицинская помощь в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам
бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов,
других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья
населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной,
частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая
укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

В соответствии с ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

1. Граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.
2. Граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.
3. Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Так же имеются дополнительные НПА, которые косвенно обязывают проводить мероприятия медицинского характера.

ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»

Статья 5. Права и обязанности граждан при осуществлении иммунопрофилактики

2. Отсутствие профилактических прививок влечет:

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти
3. При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:
выполнять предписания медицинских работников;

в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

В самой конституции обязанность не указана, но это вытекает из других статей конституции о здоровье. Например той же ст. 41

Нет в Конституции РФ отсутствуют положения обязывающие граждан сохранять свое здоровье.

Так же существует НПА в отношение больных определенных категорий

Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации»

Статья 13. Обязанности лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больных туберкулезом

Лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больные туберкулезом обязаны:
проводить назначенные медицинскими работниками лечебно-оздоровительные мероприятия;
выполнять правила внутреннего распорядка медицинских противотуберкулезных организаций во время нахождения в таких организациях;
выполнять санитарно-гигиенические правила, установленные для больных туберкулезом, в общественных местах.

Здравствуйте. а в чем конкретно вопрос?

нет ОБЯЗАННОСТИ такое. есть ПРАВО — на оказание мед помощи, на вакцинацию, на охрану здоровья… но все это ваши права, а не обязанности.

государство эти права гарантирует- конституцией, фз об охране здоровья граждан и многими другими.

обязанности по сохранению, поддержанию своего здоровья в рф нет. это личное дело каждого. как нет и обязанности лечиться ( за небольшими исключениями о которых решение принимает суд)

Уточнение клиента

Вопрос в том, какие статьи регламентируют обязанности. Не права. С правами понятно.

Например, обязанность проходить регулярные медосмотры.

11 Октября 2015, 16:00

Добрый день. А такой статьи нет в Конституции. В связи с чем такой вопрос?

Уточнение клиента

Да мне Ваши коллеги уже выше написали, что такой статьи нет.

11 Октября 2015, 16:02

По медосмотр есть положения в Трудовом кодексе, но не в Конституции

Уточнение клиента

Да это понятно. Спасибо.

11 Октября 2015, 16:03

так вот в чем дело. это совсем иной вопрос

это обязанность есть — трудовой кодекс

Статья 213. Медицинские осмотры некоторых категорий работников

Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры.
Работники организаций пищевой промышленности, общественного питания и торговли, водопроводных сооружений, медицинских организаций и детских учреждений, а также некоторых других работодателей проходят указанные медицинские осмотры в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний.

Настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.
Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, порядок проведения таких осмотров определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В случае необходимости по решению органов местного самоуправления у отдельных работодателей могут вводиться дополнительные условия и показания к проведению обязательных медицинских осмотров.
Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для отдельных категорий работников медицинскими осмотрами может предусматриваться проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Предусмотренные настоящей статьей медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.
+ ПРИКАЗ МИНЗДРАВА №302Н

там даны параметры какие необходимо проходить мед осмотры и кому, а так же в какие сроки.

Уточнение клиента

Не, я вообще не про медосмотры спрашивала. Это как пример.

Просто права везде расписаны, а обязанности не найдёшь нигде.

11 Октября 2015, 16:08

обязанности следить за своим здоровьем нет

но есть обязанности проходить мед осмотры если это связано с работой.

тут просто есть нюансы. -в зависимости от сферы вопроса

тоже самое как нет обязанности лечиться, прививки делать.

если вы ради интереса спрашиваете- то этих сведений вам хватит, если какая то конкретная проблема тогда надо смотреть конкретно ее.

Так же статья 212,214 ТК РФ предусматривает обязанность по охране здоровья сотрудников

Статья 212. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 212]
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан обеспечить:
безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
создание и функционирование системы управления охраной труда;
применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;
недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
Статья 214. Обязанности работника в области охраны труда
[Трудовой кодекс РФ] [Глава 34] [Статья 214]
Работник обязан:
соблюдать требования охраны труда;
правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
проходить обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;
немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния своего здоровья, в том числе о проявлении признаков острого профессионального заболевания (отравления);
проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, другие обязательные медицинские осмотры, а также проходить внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Уточните в связи с чем возник вопрос? Возможно в связи с уточнением сможем более развернутый дать ответ

Есть такие сферы общественных отношений в которых не может быть обязанноестей.

Например обязанность любить супруга в браке, или обязанность знать математику

Добрый вечер, Елена!

Перечисляем известные нам нормативные правовые акты, содержащие обязанности граждан по охране собственного здоровья:

1. Статья 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

2. Часть 2 статьи 2, статья 10 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

3. Статья 13 Федерального закона от 18.06.2001 N 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

4. Статья 7 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».

5. Взаимосвязь статей 14 и 59 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

6. Статья 9 Федерального закона от 23.02.2013 N 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

7. Статья 16 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

8. Статья 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495.

9. Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р.

Здравствуйте, Елена!

Конституцией РФ закреплено только право на охрану здоровья, а не обязанность.

Однако статьей 27 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 13.07.2015, с изм. от 30.09.2015) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и другими НПА установлены обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Это продиктовано интересами не только отдельно взятого гражданина и человека, но и общества в целом. Подробнее:

Грачева Т.Ю., Пучкова В.В., Корнеева О.В., Вахрушева Ю.Н. Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2014.
Статья 27. Обязанности граждан в сфере охраны здоровья

Комментарий к статье 27

1. В комментируемой статье определены обязанности граждан в сфере охраны здоровья. Они обязаны соблюдать законодательство об охране здоровья, бережно относиться к своему здоровью, здоровью детей и окружающих лиц. Также граждане должны не только заботиться о своем здоровье и здоровье своих детей, но и приучать их к здоровому образу жизни. Они должны проходить обязательные медицинские осмотры. Те граждане, которые страдают заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, обязаны проходить обследование, лечение и заниматься профилактикой своих заболеваний. Лица, которые находятся на лечении, обязаны соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников (отметим, что о реализации данной нормы Закон пояснений не дает).
Следует обратиться к Конституции РФ, которая регламентирует, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, то есть обращение за медицинской помощью является добровольным. Это значит, что каждый человек вправе обратиться за медицинской помощью в лечебные учреждения в случае заболевания или не обращаться. Это прежде всего право каждого гражданина, а не обязанность. Никто не может привлекаться к обязательным медицинским осмотрам, за исключением граждан, которые в соответствии со своей профессией обязаны их проходить. Перечень этих профессий утверждается постановлением Правительства РФ. Обязательные медицинские осмотры предусмотрены для определенных категорий граждан. В соответствии со ст. 213 ТК РФ некоторые категории граждан обязаны проходить медицинское освидетельствование (медицинский осмотр) с целью охраны их здоровья или здоровья населения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» вводится новый Порядок проведения медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В действие вводятся новые перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ.
При поступлении на работу проводятся предварительные медицинские осмотры. Поступающему на работу лицу или работнику выдается направление под роспись, на основании которого осуществляется медицинский осмотр. При обращении в медицинскую организацию с целью прохождения медицинского осмотра заводится медицинская карта, которая хранится в медицинской организации. Кроме этого, на каждого работника, проходившего медицинский осмотр, заводится паспорт здоровья, если он ранее не оформлялся.
Каждому паспорту здоровья присваивается номер, и указывается дата его заполнения. По окончании прохождения лицом, поступающим на работу, предварительного осмотра медицинской организацией оформляется заключение по результатам предварительного (периодического) медицинского осмотра. Периодические медицинские осмотры проводятся в сроки, установленные в зависимости от степени и типов вредности и (или) опасности производственных факторов согласно Перечню факторов и Перечню работ, утвержденным вышеназванным Приказом. Могут проводиться и внеочередные медицинские осмотры, но только по медицинскому заключению.
Периодические медицинские осмотры проводятся на основании списков работников, подлежащих периодическим осмотрам. В списке обязательно указывается вредный или опасный производственный фактор, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, которые могут оказывать вредное воздействие на организм человека.
Медицинская организация осуществляет медицинский осмотр лиц на основании направления, которое выдается работодателем, и в десятидневный срок с момента получения от него письменного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра. Для проведения медицинских осмотров создается врачебная комиссия, формирование которой осуществляется врачами-специалистами. Кроме того, в ходе медицинских осмотров определяются виды и объемы лабораторных и функциональных исследований. На работника, проходящего периодический осмотр, в медицинской организации оформляются медицинская карта и паспорт здоровья. По окончании прохождения работником периодического осмотра медицинской организацией оформляется медицинское заключение.
Сейчас в России введена обязательная диспансеризация для всего населения. Лица старше 21 года должны проходить диспансеризацию один раз в 3 года, а дети, студенты и ветераны должны проходить медицинское обследование ежегодно. Медицинские обследования направлены на выявление хронических неинфекционных заболеваний, которые могут повлиять на развитие инвалидности и преждевременной смертности.
Так, Приказом Минздрава России от 3 декабря 2012 г. N 1006н утвержден Порядок проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения.
В отличие от обязательных медицинских осмотров в диспансеризации могут участвовать работники всех профессий. Несмотря на то что законом регламентировано положение об обязательном участии граждан в диспансеризации, нельзя обязать работника проходить диспансеризацию. Участие в диспансеризации является для работника правом, а не обязанностью. При организации диспансеризации не проводится медицинский осмотр работника всеми врачами-специалистами, а также в отношении работника не выполняется полный объем лабораторных и функциональных исследований, предусмотренных в Перечне факторов или Перечне работ, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н.
2. Граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, обязаны проходить медицинское обследование и лечение. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, например, туберкулез, гепатит B, гепатит C, сахарный диабет, болезнь, вызванная вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), злокачественные новообразования, психические расстройства и расстройства поведения и другие.
В субъектах РФ принимаются меры по реализации данного Постановления Правительства РФ путем введения в действие нормативных правовых актов для улучшения положения лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями. Например, в Ставропольском крае Постановлением правительства Ставропольского края от 19 апреля 2006 г. N 49-п «Об организации предоставления мер социальной поддержки гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих» утвержден Перечень лекарственных препаратов и медицинских изделий, предоставляемых гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями. Помимо этого, утвержден Порядок и условия предоставления лекарственных препаратов, медицинских изделий гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и лекарственных препаратов гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих.
Социально значимым и опасным для окружающих является туберкулез. Политика государства должна быть направлена прежде всего на предупреждение распространения туберкулеза. В связи с этим население подлежит профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза не реже 1 раза в 2 года.
Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, за исключением случаев, когда такая помощь оказывается независимо от их согласия, предусмотренных ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в РФ» и другими федеральными законами.
Лица, больные заразными формами туберкулеза, которые нарушают санитарно-противоэпидемический режим, а также уклоняются от обследования в целях выявления или лечения туберкулеза, подлежат госпитализации на основании решения суда в специализированные медицинские противотуберкулезные организации для обязательных обследований и лечения. Решение о госпитализации принимается судом по месту нахождения медицинской противотуберкулезной организации, в которой больной туберкулезом находится под диспансерным наблюдением.
3. Граждане, которые находятся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях. Режим лечения устанавливается лечащим врачом с учетом конкретного заболевания гражданина и особенностей состояния его здоровья. Правила поведения пациентов в медицинской организации утверждаются с учетом установленных правил внутреннего распорядка. Нарушение без уважительных причин режима лечения, предписанного лечащим врачом, является основанием для снижения пособия по временной нетрудоспособности.
Таким образом, реализация прав граждан в сфере охраны здоровья должна соответствовать обязанности каждого гражданина заботиться о своем здоровье и о здоровье своих детей. С этой целью необходимо проходить периодические медицинские осмотры и диспансеризацию, потому что каждый гражданин должен быть ответственен за свое здоровье и его поведение должно исключать действия, причиняющие вред своему здоровью. Норма об обязанности сохранения своего здоровья направлена прежде всего на повышение ответственности гражданина за состояние своего здоровья. В России должна проводиться работа относительно повышения правовой культуры населения на основе предоставления адресной медицинской информации, которая должна предусматривать получение как общей, так и индивидуальной информации для поддержания гражданами своего здоровья и соблюдения основ здорового образа жизни.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Статья 41 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.»

1. Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Основы»).

Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 2 Основ охрана здоровья граждан — это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основополагающим правовым актом, устанавливающим правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан в Алтайском крае, является закон Алтайского края от 08.04.2013 № 10-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края».

Закрепление права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Согласно ст. 29 Основ государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных выше в пункте 1);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В государственной и муниципальной системах здравоохранения гражданам предоставляется медицинская помощь бесплатно. В рассматриваемой статье Конституции РФ подчеркивается безвозмездное оказание медицинских услуг только гражданам России. Для иностранных граждан и лиц без гражданства медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 №186.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В данной Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения является важной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Основной целью данных программ является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями

В субъектах РФ действуют региональные программы.

Еще одной важной гарантией государства является принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. К таким мерам можно отнести осуществление дополнительного финансирования и создание механизмов развития ряда сегментов здравоохранения в части медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и др.

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Формирование здорового поколения – одна из наиболее приоритетных социальных проблем любого государства. В России она стала особенно злободневной. Здоровый образ жизни людей и здоровье нации в конечном счете зависят от того, как будет сформирован активный интерес к физической культуре и спорту, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию у молодежи и подрастающего поколения.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам России свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Так, ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации. Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья (ст. 212 Трудовой кодекс РФ).

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Смотрите еще:

  • Протокол заседания подкомиссии по экономической интеграции Протокол заседания подкомиссии по экономической интеграции МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 декабря 2012 года N 769 О создании Рабочей группы по вопросам участия Российской Федерации во […]
  • Коап рф действующая редакция 2018 ст 204 Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — […]
  • Ндс по договору аренды с ип Аренда муниципального имущества и НДС 2016 - 2017 Актуально на: 17 февраля 2017 г. Организация или ИП может выступать налоговым агентом по НДС в нескольких случаях. Один из них – это аренда на территории РФ […]
  • Гпк 130 Статья 130. Выдача судебного приказа взыскателю Статья 130. Выдача судебного приказа взыскателю См. комментарии к статье 130 ГПК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ в часть 1 […]
  • Различия брачного договора и соглашения о разделе имущества Чем отличается брачный договор от соглашения о разделе имущества супругов? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. С целью раздела […]
  • Важнейшие права гражданина в сфере исполнительной власти включают § 2. Права и обязанности граждан в сфере реализации исполнительной власти Следует учитывать, что права и свободы граждан либо непо­средственно реализуются в сфере деятельности субъектов испол­нительной власти, либо […]