Собственные наименования в русском языке 7 класс

О морфологическом разборе имён собственных

К собственным именам существительным традиционно причисляют все те названия, которые соотносятся с единичными предметами: «Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов» (Баранов М.Т., Костяева Т.А. и др. Русский язык: Справ. материалы: — М., 1993). Однако единичные предметы могут быть названы как именами существительными (Пушкин, Бим, Нева, Марс, Рождество, «Идиот» и под.), так и неоднословными комплексами (Александр Сергеевич Пушкин, Белый Бим Чёрное Ухо, Малая Невка, Большая Медведица, Новый год, «Война и мир» и под.). При морфологическом разборе неоднословных названий учащиеся могут столкнуться с целым рядом затруднений. В качестве примера приводим рекомендацию, которая содержится в пособии для абитуриентов: «Неоднословные личные имена людей (Иван Иванович Иванов, Владимир Красное Солнышко, Маша Петрова) представляют собой одно (неделимое) имя собственное и разбираются как одно слово». (Богданова Н.В. В чём, собственно, трудность? Основы лингвистического анализа текста: Пособие для абитуриентов. — СПб., 2007). Однако такую рекомендацию трудно выполнить. Во-первых, разбирая, например, Владимир Красное Солнышко, учащийся явно видит перед собой три графических слова, которые ему без всяких объяснений предписано рассматривать как одно имя. Во-вторых, трудно понять, почему это имя собственное предложено считать неделимым. Очевидно, что одно и то же лицо может быть названо по-разному: и князь Владимир Красное Солнышко, и просто князь Владимир. В-третьих, как склонять такое имя собственное: к Владимиру Красное Солнышко или к Владимиру Красному Солнышку? Можно приблизительно представить ход рассуждений учащегося, которому предстоит сделать морфологический разбор данных имён собственных: Владимир и Владимир Красное Солнышко — это названия лиц; следовательно, Владимир и Владимир Красное Солнышко — это существительные собственные; все существительные обладают морфологическими признаками рода, числа и падежа; следовательно, Владимир — это имя существительное в форме мужского рода, единственного числа, именительного падежа; Владимир Красное Солнышко — это имя существительное (?) в форме…(?).

Как видим, трудности возникают при анализе неоднословных имён собственных. Но единичные предметы могут быть названы не только собственными именами существительными, но и собственными наименованиями: «Следует отличать собственные имена существительные (Москва) от собственных наименований (Великая Отечественная война)» (Баранов М.Т., Костяева Т.А. и др. Русский язык: Справ. материалы: — М., 1993). Следовательно, в область рассмотрения включается большой пласт различных собственных наименований: географические названия, названия литературных произведений, названия исторических событий, названия картин, кинофильмов, спектаклей, названия предприятий и т.д. Перечисленные собственные наименования в структурном отношении могут быть чрезвычайно разнородны. Особенно ярко это выявляется при сопоставлении названий произведений литературы, искусства и кино, ср.:

«Идиот», «Накануне», «Цирк», «Двенадцать» (однословные названия); «Война и мир», «Медный всадник», «Папа, мама, служанка и я» (сочетания слов и словосочетания); «Кому на Руси жить хорошо», «Грачи прилетели», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» (предложения).

Таким образом, среди собственных наименований следует различать такие, которые являются типичными существительными («Идиот», «Цирк», Рождество), и такие, морфологический разбор которых, как давно уже отмечено, «представляет для учащихся большие, возможно непреодолимые, трудности» (Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. М., 1976).

Какой же выход может быть предложен в случае необходимости морфологического разбора собственных наименований, не являющихся именами существительными (типа «Двенадцать» (числительное), «Накануне» (наречие) и под.), а также неоднословных разноструктурных наименований? Во-первых, при морфологическом разборе можно, конечно, просто исключить из рассмотрения те наименования, что не являются собственно именами существительными, а также неоднословные наименования (словосочетания, сочетания слов и предложения). Но можно предложить и другое решение. Собственные наименования любого из рассмотренных типов одинаковым образом индивидуализируют названные ими предметы (произведения литературы, искусства и т.д.), т.е. с функциональной точки зрения вполне могут рассматриваться вместе. Аналогичный подход мы можем видеть и в отношении слов, относящихся к другим частям речи. Так, например, в силу функциональной общности в качестве числительных рассматриваются не только слова семь или восемь, но и многословные комплексы типа сто двадцать семь или миллион двести тридцать восемь. Или, к примеру, друг друга толкуется как местоимение, несмотря на то что в его составе два графических слова. Таким образом, при изучении имён собственных представляется целесообразным рассматривать наименования всех типов, разделяя их при этом на имена собственные в узком и широком смысле слова. В соответствии с таким толкованием можно предложить следующую классификацию имён собственных.

  1. Имена собственные в узком смысле слова, то есть однословные имена собственные и однословные наименования:
    1. личные имена, фамилии, отчества, прозвища, клички животных, географические и астрономические названия, например: Александр, Петров, Тимофеевна, Клетчатый, Каштанка, Европа, Саратов, Сатурн и т.п.;
    2. однословные наименования, в составе которых употребляются только существительные, например: «Подросток», «Обрыв», «Метель» и под.

    Вся эта группа имён собственных в узком смысле противопоставляется именам существительным нарицательным и не вызывает затруднений при определении их морфологических признаков (рода, числа, падежа).

  2. Имена собственные в широком понимании:
    1. однословные наименования, включающие в свой состав слова любой части речи, кроме существительных, например: «Накануне», «Двенадцать», «Пересолил», «Хорошо!», «Трое» и под.;
    2. неоднословные имена собственные людей, клички животных, географические и астрономические названия, например: Василий Третий Тёмный, Белый Бим Чёрное Ухо, Верхние Альпы, Большая Медведица и под.;
    3. неоднословные наименования, представляющие собой сочетания слов и словосочетания, например: «Двадцать лет спустя», «Мёртвые души», «Сватовство майора» и под.;
    4. неоднословные наименования-предложения, например: «Спать хочется», «Жди меня», «Дом, в котором я живу» и под.

    Имена собственные в широком смысле морфологическому разбору не подлежат, так как не являются собственно именами существительными.

Статья опубликована в журнале «Русский язык в школе» № 4, 2013 г.

Русский язык. Имена собственные. Большая буква в написании имен собственных

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.

Задачи:

  • Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
  • Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
  • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

  • Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем исследовательского характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
  • Дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие «имена собственные».

Оборудование:

  • мультимедиа проектор
  • доска
  • иллюстративный материал
  • учебник
  • книги, задания для групп, карта
  • символы для оценки

1. Организационный момент.

Добрый день уважаемые гости и ребята.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики!

Начать урок мне поможет одна вещица.

Отгадай, что за вещица, —
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке —
На листах твоей тетрадки.

Открываем тетради, записываем число.

Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву «Ш, ш». А вы расскажете, что она делает (анимированный плакат).

Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.

3. Мотивация учащихся. Постановка проблемы.

Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус. (Приложение 3).

Урок русского языка по теме «Имя существительное (обобщение)». 2-й класс

Цели урока:

  • Обобщение знаний учащихся об имени существительном, закрепление умения классифицировать на одушевленные и неодушевленные, нарицательные и собственные имена существительные.
  • Развивать орфографическую зоркость, умение находить в тексте имена существительные, определять их грамматические признаки.
  • Развивать логическое мышление, память и внимание.
  • Развивать умение работать в парах, оценивать свою работу и работу товарища.
  • Обогащать словарный запас.
  • Воспитывать внимательность, интерес к русскому языку.

Оборудование: учебник Желтовская Л.Я.«Русский язык, 2 класс», карточки на доску со словами, карточка №1 (тренинг), карточка №2 (деформированный текст), магниты-флажки

1. Организационный момент

Ежели вы добры – улыбнитесь,
Ежели вы дружны – возьмитесь за руки,
Ежели вы вежливы – поздоровайтесь с нашими гостями.
Сегодня на уроке вас ждут интересные задания. Желаю вам быть внимательными и активными на уроке.

А) Игра «Пожалуйста»

Повторяйте за мной или делайте то, о чём попрошу, но только , если прозвучит слово « пожалуйста». Последние команды : « Садитесь», « Садитесь, пожалуйста».

Б) Оформим работу в тетради.

Запишем дату, классная работа. Подчеркните орфограммы. Проверьте себя.

Рефлексия. Кто доволен выполненной работой (написал безошибочно и каллиграфически верно) поднимите руки. Молодцы!

2. Сообщение темы и цели урока.

Словарная работа.

– Тему сегодняшнего урока вы узнаете, если внимательно, без ошибок выполните следующее задание. Прочитайте слова (на доске):

ГОРОДСКОЙ
БЕРЁЗОВЫЙ
ОВОЩНОЙ
СОЛОВЕЙ
РЕБЯЧИЙ
РОССИЙСКИЙ
МОСКОВСКИЙ
ДЕРЕВЕНСКИЙ

– Какое слово «лишнее»? (Соловей) Почему вы так считаете? (Существительное) Это слово определило тему сегодняшнего урока. Кто догадался? Какой части речи будет посвящён сегодняшний урок? (Имя существительное)
– Давайте вспомним, что мы знаем об имени существительном и « восстановим» схему. (На доске карточки, несколько перевёрнутых)

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
ЧАСТЬ РЕЧИ
ПРЕДМЕТ
КТО? ?
? НЕОДУШЕВЛЁННОЕ
СОБСТВЕННОЕ……………….
В ФОРМЕ ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА………………?

Работа в паре. По этой схеме докажите своему соседу, что слово «соловей» – существительное. Начинают ребята первого варианта, по сигналу начнут рассказывать ребята второго варианта.

Рефлексия. Поднимите руки, кому ответ товарища понравился. Теперь один ученик докажет, что слово «соловей» – существительное.

Запишем это слово в тетрадь с большой буквы, хором проговорим. Выделите орфограммы. Подберём к остальным словам из столбика родственные существительные и запишем их.
(Соловей, город, берёза, овощи, ребята, Россия, Москва, деревня.)
Давайте хором прочитаем слова, которые вы записали. Выделите орфограммы. Какой общей орфограммой объединены данные слова? (Непроверяемая безударная гласная) Какие ещё встретились орфограммы ? (Удвоенная согласная, парный согласный на конце слова, заглавная буква) Возьмите карандаш, проверьте себя по образцу (карточки со словами на доске ).

Рефлексия. Поднимите руки, кто написал без ошибок, кто допустил 1-2 ошибки.

3. Обобщение и систематизация знаний об имени существительном

Работа по учебнику

Откройте учебник с. 88, упражнение №1. Прочитайте задание.

Объедини в пары названия предметов и их собственные наименования. Запиши эти пары слов.

Кот, озеро, деревня, страна, фамилия.
Байкал, Россия, Корольков, Отрадное, Мурзик.

Названия (наименования) каких предметов называют собственными именами существительными?

4.Физкультминутка

Если я назову существительное, которое отвечает на вопрос кто? приседают девочки. Если произнесу существительное, отвечающее на вопрос что? мальчики.
Море, рысь, малыш, камень, гараж, еж, чайка, снежинка, жизнь, окно, окунь, девочка, плот.

5. Тренинг (Карточка №1)

1. В какой группе все им.сущ.:

А) бегать, весёлый, хороший
Б) сон, прыжок, радость
В) стрельба, смотрел, окно

2. В какой группе все им.сущ. неодушевлённые:

А) комар, рыба, мальчик
Б) ветер, дерево, медведь
В) цветок, книга, море

3. В какой группе все слова употреблены в форме множественного числа:

А) горы, облака, звери
Б) муха, кот, дрова
В) собака, хлеб, кисточка

А сейчас вам предоставляется возможность проверить свои знания об имени существительном. Возьмите карточку №1. Прочитайте задания и отметьте вариант ответа.
Дети работают самостоятельно несколько минут. При проверке около правильного варианта поставим «+», около неправильного варианта « – » Коллективная проверка. У кого три плюса поставьте себе «5», у кого два плюса – «4». Поднимите руки у кого «4», « 5». Молодцы!

6. Работа с деформированным текстом (Карточка №2)

Наша деревня

На берегу ____ Дон стоит деревня ______. Кругом густые леса и широкие _______. На лугу корова _________ жуёт сочную ______. Весной ребята Ваня и Оля сажают ________. Скоро ________ соловьи и запоют свою ___________ песенку.

Возьмите карточку №2. Прочитайте название текста. Этот текст необходимо восстановить , дополнив его словами. Эти слова записаны на доске.

Запишите эти слова на строчках, заполнив пропуски в тексте. В словах много орфограмм, будьте внимательны , не допустите ошибок при написании. Выбор слов , если затрудняетесь, можете обсудить с соседом. Один ученик читает текст. У кого так?

Взаимопроверка. Поменяйтесь карточками. Проверьте, правильно ли ваш товарищ написал орфограммы во вставленных словах. Работаем коллективно, один ученик доказывает какая орфограмма в слове и какую букву нужно было писать, остальные работают в карточках карандашом.
Кто не зачеркнул ни единой буквы в работе у товарища, поднимите руку. Верните карточку товарищу, посмотрите на ошибки, у кого они есть.

Работа по вариантам. 1 вариант найдет в тексте третье предложение и несколько раз орфографически его прочитает.2вариант найдёт в тексте четвёртое предложение. Переверните карточки с текстом вниз, запишите по памяти свои предложения. Проверьте написанные предложения по образцу, посмотрев в карточку. Кто написал без ошибок поставьте на полях «+».

  • В своих предложениях одной чертой подчеркните имена нарицательные, двумя – имена собственные.
  • Возьмите зелёную ручку. Над всеми им.сущ. в своём предложении определите одушевлённое или неодушевлённое.

7. Итог урока

Итак, о какой части речи мы говорили сегодня на уроке? Дайте полное определение имени существительному, ориентируясь на схему.

8. Рефлексия

Нашу работу на сегодняшнем уроке можно сравнить с восхождением на высокую гору. Мы, как альпинисты, поднимались на вершину горы под названием «Имя существительное». Вспомните свои удачные ответы, свои ошибки и попытайтесь определить, какой высоты знаний об имени существительном вы достигли. Дети выставляют магниты-флажки на том уровне высоты горы, где они считают нужным.(без ошибок – вершина, 1-2 ошибки – середина )

Имена собственные и имена нарицательные

Образец: Баба-Яга, Василиса Премудрая, Кащей Бессмертный, Сивка-Бурка – . сказочные персонажи

  • В.Г. Перов, И.Н. Крамской, А.К. Саврасов, В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.И. Левитан – .
  • Санкт-Петербург, Владимир, Новгород, Тюмень, Москва – .
  • И.А. Бунин, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский, К.Г. Паустовский – .
  • Нева, Москва, Волга, Дон, Днепр – .
  • П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков, М.И. Глинка, Д.Д. Шостакович – .
  • «Волга», «Нива», «Жигули», «Лада», «КаМАЗ»– .
  • А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, М.И. Цветаева, А.А. Ахматова, Б.Л. Пастернак – .

Все имена существительные в задании являются именами собственными.

Обратите внимание: названия пишутся не только с большой буквы, но и в кавычках!

Кстати, а Рассеянный – это имя собственное или имя нарицательное? Вспомним начало стихотворения С. Маршака:

Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки –
Оказалось, это брюки.
Вот какой рассеянный
С улицы Бассейной!

Запомни: Имена нарицательные могут переходить в разряд имен собственных и наоборот. В данном случае имя нарицательное (рассеянный человек) стало именем собственным (Рассеянный с улицы Бассейной).

Так превратились и нарицательные имена существительные вера, надежда, любовь в имена собственные Вера, Надежда, Любовь. Другой пример кличка собаки Шарик.

История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:

  • Так, большая усовершенствованная гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян).
  • Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
  • Кольт, Максим, Маузер, Наган — известные изобретатели оружия.
  • Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту — саксофону.
  • Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. .
  • Иногда предметы получают свои названия по месту, откуда они были вывезены: кофе (от названия страны Каффа, находившейся в Африке), персик (от Персия — современный Иран), апельсин (голландское слово appelsien буквально переводится как «китайское яблоко»). Слово брюки происходит от названия голландского города Брюгге.

Прежде отчества носили только знатные люди, представители купечества, дворянства и церковной власти (Алёша Попов-сын = Алёша Попович), а простой человек, крестьянин, именовался по принадлежности к своему хозяину или месту, откуда он родом: Илья из Мурома = Илья Муромец. Если вы хотите узнать больше об именах, загляните в электронный или бумажный словарь имён (http://lib.deport.ru/slovar/nam.html или используйте раздел об именах на нашем сайте.

Об именах читайте в разделе «Обо всем понемножку»

Какие из данных слов являются именами собственными, а какие – именами нарицательными (не именами собственными):

столетие, мечта, ласточка, Снежок, голос, водяной, Лист, песня, ягода, рыба, «Калинка–Малинка», солдат, Кутузов, певица, Буратино, Кострома, Владимирская губерния.

Объясните подчеркнутые слова: что вы знаете об обозначаемых ими понятиях? От каких существительных можно образовать форму множественного числа, а от каких – нельзя?

Вывод: Имена собственные не имеют формы множественного числа (за исключением фамилий лиц, относящихся к одной семье – семья Ивановых, господа Петровы).

Переведите существительные из предыдущего упражнения на вам знакомый другой язык. Какие существительные и почему переводу не поддаются?

Вывод: Имена собственные никогда не переводятся, а только транслитерируются (записываются буквами другого языка), например: Ирина = Irina

Имена собственные и кавычки:
Так, какие имена собственные нужно писать в кавычках, а какие – нет? Помогите Рассеянному расставить кавычки:

Дом отдыха Турист, пёс Шарик, газета Новости, господин Иванов, роман Обломов, математик Ильин, созвездие Девы, духи Москва, город Москва, автомобиль Нива, гора Алатау, журнал Рыболов.

Вывод: В кавычках пишутся марки машин; марки и названия духов, сигарет; названия газет, журналов и литературных произведений. Без кавычек пишутся: имена собственные людей и литературных персонажей, географические и астрономические названия.

Исправьте ошибки в работе своего немецкого друга. Как вы думаете, почему он сделал эти ошибки?

За моим окном стоит золотая Осень. Я очень люблю это Время года. В Октябре всегда бывает Франкфуртская книжная Ярмарка. В прошлом Году я купил здесь Книгу Сказки на Русском Языке.

В немецком пишутся все существительные с большой буквы, в английском названия дней недели и месяцев. В русском языке этих правил нет. Однако в этих случаях «октябрь»и «времена года» пишутся с большой буквы? ПОчему?

фабрика «Красный Октябрь», П.И. Чайковский или Антонио Вивальди «Времена года».

Не забывай: Названия пишутся с большой буквы и в кавычках!

  • Город, который «летает»– _________________________
  • Самая длинная в мире река – ______________________
  • Река, носящая имя девочки – _______________________
  • Самое глубокое озеро в мире – _____________________
  • Море, в котором нет воды – _________________________
  • Моря, носящие «цветные»названия – ___________________
  • Самый большой океан – _________________________
  • Океан, носящий название страны – _________________

С какими событиями в истории России связаны данные даты? Попросите помощи у родителей. Запишите свои ответы и найдите в них имена собственные.

  • 988 год
  • 7 сентября 1812 года
  • декабрь 1825 года
  • 1905–1907 годы
  • октябрь 1917 года
  • сентябрь 1939 года
  • 22 июня 1941 года
  • 9 мая 1945 года
  • 12 апреля 1961 года

(Это даты, которые по нашему мнению должен знать любой образрванный человек.)

Разработка урока по русскому языку «Собственные и нарицательные имена существительные» (2 класс)

— формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

— через применение ИКТ повышать учебную мотивацию;

— развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию речи учащихся;

— воспитывать любовь к родному языку, краю, прививать интерес к познанию, воспитание самостоятельности.

I . Психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок мы наш начнём.

— А начнём наш урок русского языка со слов-посвящения:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник.

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык.

II . Постановка учебной задачи.

— На каждом уроке русского языка мы узнаём что-то новое. Сегодня на уроке мы будем не только закреплять знания о грамматических признаках имени существительного, но и узнаем ещё на какие 2 группы делятся существительные. Итак, тема нашего урока (читаем хором) «Собственные и нарицательные имена существительные». А начнём с небольшого БЛИЦ-опроса. На поставленный вопрос вы отвечаете либо «да», либо «нет».

III . Актуализация знаний

— Имя существительное обозначает признак предмета? ( НЕТ)

Имя существительное обозначает действие предмета? ( НЕТ)

— Имя существительное обозначает предмет? (ДА)

Имена существительные бывают только одушевлённые? ( НЕТ)

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые? (ДА)

— О душевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? (ДА)

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (ДА)

— Слова «пишут», «читают», «слушают» — это существительные? ( НЕТ)

Имена существительные изменяются по числам? (ДА)

Проверка: нет, нет, да, нет, да, да, да, нет, да.

Вывод: — Дайте определение имени существительного.

(Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? )

— Какие существительные различают?

( Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных.)

(Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы.)

2. Задание «ПОМОГИ СОВЕ» (работа с электронным приложением)

Следующее задание будет связано с распределением одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Надо помочь сове построить лестницы к её домикам, т.е. дуплам. Для этого надо будет правильно распределить дощечки по деревьям.

(Жасмин, осина, жираф, зебра, сирень, слон, кабан, тополь, тюлень, камень)

3. Словарная работа «Впечатай пропущенные буквы»

(работа с электронным приложением) (письмо с комментированием)

— К какой части речи относятся записанные слова?

— Назовите одушевлённые имена существительные.

— Назовите неодушевлённые имена существительные.

IV . Изучение нового материала.

Записанные имена существительные являются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ, так как они являются общими для целой группы предметов.

т…варищ (у каждого человека есть товарищ)

ст…лица ( каждая страна, Республика имеет свою столицу)

гор…д (городов на земле много, разных и неповторимых)

с…бака (собак тоже много, разных пород и мастей)

с…лдат (все юноши, будущие солдаты, должны пройти службу в армии)

1. Самоопределение к деятельности. (работа у доски)

— К слову товарищ напиши имя своего друга. Какое правило надо помнить?

— Какой город является столицей Республики Башкортостан?

— Напиши название своего города.

— Придумай кличку собаки.

— К слову солдат — любую фамилию.

Данные слова являются собственными. Их употребляют, когда хотят выделить среди других имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек. На письме имена собственные пишутся с большой буквы. Некоторые имена собственные помимо того, что они пишутся с большой буквы, они ещё заключаются в кавычки. Это названия книг, газет, журналов, мультфильмов, телепередач, названия предприятий, детских садов, магазинов и т.д.

— Как называется наша местная газета? (газета «Время»)

— Как называется близлежащий магазин? (магазин «Ярмарка»)

2. Анимация. Профессор Самоваров (работа с электронным приложением)

А теперь прослушайте профессора Самоварова

Прочитайте нарицательные имена существительные.

— Прочитайте собственные имена существительные.

— Что мы обозначили именами собственными?

— Запишите название реки (словосочетание река Волга)

Информация: река Волга – одна из крупнейших рек всего земного шара и самая большая река в Европе, её называют «царицей наших рек», Волга-матушка, длина реки – 3530 км. (Показ иллюстрации) Запись в тетради.

— Если я буду называть собственное имя существительное, вы должны будете высоко поднять руки, потому что имена собственные пишутся с большой буквы. Если я буду называть нарицательное имя существительное, вы должны будете присесть, вытянув руки вперёд:

кошка, Мальвина, Бурёнка, воробей, папа, Жучка, ученик, Иван Петрович, спектакль, Васька, репка (репка: и нарицательное, если это овощ, и собственное, если это название русской народной сказки). Похлопали себе.

3. Задание «Помоги пчёлам собрать мёд»

(работа с электронным приложением)

— Внизу находятся бочонки с мёдом. К ним прикреплены слова, имена собственные и имена нарицательные. Ваша задача: расставить бочонки с мёдом в соты так, чтобы получились правильные предложения.

— Как вы будете отличать собственные имена существительные от нарицательных? (собственные имена существительные пишутся с большой буквы)

За ночь землю усыпал пушистый . . (снежок)

Утром были слышны крики … . (петухов)

Я посвистел, и навстречу мне выбежал пушистый … . (Снежок)

Максим …бегал быстрее всех. (Петухов)

Расправив крылья, в небе парил … . (орёл)

Мы приехали в гости к бабушке в город … . (Орёл)

Информация : Орлы – род крупных птиц семейства ястребиных. Это крупные, хищные птицы, размах их крыльев доходит до 2,5 м. (Показ иллюстрации)

Орёл – город России, расположен в 368 км к юго-западу от Москвы. Раз город называется Орёл, то одной из достопримечательностей этого города является памятник этой благородной птице. (Показ иллюстрации )

V . Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику, стр.81 упр.106

В России много древних городов. Один из самых древних – Новгород . Он был построен на реке Волхове . На реке Волге расположены старинные города Ярославль и Тверь .

— Названия каких городов встретились в этом тексте? ( Новгород, Ярославль, Тверь).

— Названия каких рек встретились в этом тексте? ( Волхов, Волга)

2. Задание «Запиши слова без ошибок» (работа с электронным приложением)

Назовите собственные имена существительные. Что вы должны помнить? Запишите эти слова (Нева, Москва)

Назовите нарицательные имена существительные. Запишите (народ, улица, учебник)

VI . Подведение итогов урока.

— Подведём итоги. На какие две группы делятся имена существительные?

— С какой буквы пишутся собственные имена существительные?

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— У кого хорошее настроение и кому урок понравился, похлопайте в ладоши.

VIII . Домашнее задание: стр.83 упр.111

Инструктаж: Выберите и запишите сначала фамилии писателей, потом названия городов, затем названия стран.

Цели:

— формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные;

— через применение ИКТ повышать учебную мотивацию;

— развивать орфографическую зоркость, способствовать развитию речи учащихся;

— воспитывать любовь к родному языку, краю, прививать интерес к познанию, воспитание самостоятельности.

I . Психологический настрой учащихся.

Прозвенел звонок для нас!

Вы зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Тихо сели, спинки прямо.

Все легонечко вздохнём,

И урок мы наш начнём.

— А начнём наш урок русского языка со слов-посвящения:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник.

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык.

II . Постановка учебной задачи.

— На каждом уроке русского языка мы узнаём что-то новое. Сегодня на уроке мы будем не только закреплять знания о грамматических признаках имени существительного, но и узнаем ещё на какие 2 группы делятся существительные. Итак, тема нашего урока (читаем хором) «Собственные и нарицательные имена существительные». А начнём с небольшого БЛИЦ-опроса. На поставленный вопрос вы отвечаете либо «да», либо «нет».

III . Актуализация знаний

1. Блиц-опрос.

— Имя существительное обозначает признак предмета? ( НЕТ)

Имя существительное обозначает действие предмета? (НЕТ)

— Имя существительное обозначает предмет? (ДА)

Имена существительные бывают только одушевлённые? (НЕТ)

Имена существительные бывают одушевлённые и неодушевлённые? (ДА)

— Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос КТО? (ДА)

Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос ЧТО? (ДА)

— Слова «пишут», «читают», «слушают» — это существительные? (НЕТ)

Имена существительные изменяются по числам? (ДА)

Проверка: нет, нет, да, нет, да, да, да, нет, да.

Вывод: — Дайте определение имени существительного.

(Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

— Какие существительные различают?

(Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? и обозначают людей и животных.)

(Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? и обозначают неживые предметы.)

2. Задание «ПОМОГИ СОВЕ» (работа с электронным приложением)

Следующее задание будет связано с распределением одушевлённых и неодушевлённых имён существительных. Надо помочь сове построить лестницы к её домикам, т.е. дуплам. Для этого надо будет правильно распределить дощечки по деревьям.

(Жасмин, осина, жираф, зебра, сирень, слон, кабан, тополь, тюлень, камень)

3. Словарная работа «Впечатай пропущенные буквы»

(работа с электронным приложением) (письмо с комментированием)

— К какой части речи относятся записанные слова?

— Назовите одушевлённые имена существительные.

— Назовите неодушевлённые имена существительные.

IV . Изучение нового материала.

Записанные имена существительные являются НАРИЦАТЕЛЬНЫМИ, так как они являются общими для целой группы предметов.

т…варищ (у каждого человека есть товарищ)

ст…лица ( каждая страна, Республика имеет свою столицу)

гор…д (городов на земле много, разных и неповторимых)

с…бака (собак тоже много, разных пород и мастей)

с…лдат (все юноши, будущие солдаты, должны пройти службу в армии)

1. Самоопределение к деятельности. (работа у доски)

— К слову товарищ напиши имя своего друга. Какое правило надо помнить?

— Какой город является столицей Республики Башкортостан?

— Напиши название своего города.

— Придумай кличку собаки.

— К слову солдат — любую фамилию.

Данные слова являются собственными. Их употребляют, когда хотят выделить среди других имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек. На письме имена собственные пишутся с большой буквы. Некоторые имена собственные помимо того, что они пишутся с большой буквы, они ещё заключаются в кавычки. Это названия книг, газет, журналов, мультфильмов, телепередач, названия предприятий, детских садов, магазинов и т.д.

— Как называется наша местная газета? (газета «Время»)

— Как называется близлежащий магазин? (магазин «Ярмарка»)

2. Анимация. Профессор Самоваров (работа с электронным приложением)

А теперь прослушайте профессора Самоварова

Прочитайте нарицательные имена существительные.

— Прочитайте собственные имена существительные.

— Что мы обозначили именами собственными?

— Запишите название реки (словосочетание река Волга)

Информация: река Волга – одна из крупнейших рек всего земного шара и самая большая река в Европе, её называют «царицей наших рек», Волга-матушка, длина реки – 3530 км. (Показ иллюстрации) Запись в тетради.

— Если я буду называть собственное имя существительное, вы должны будете высоко поднять руки, потому что имена собственные пишутся с большой буквы. Если я буду называть нарицательное имя существительное, вы должны будете присесть, вытянув руки вперёд:

кошка, Мальвина, Бурёнка, воробей, папа, Жучка, ученик, Иван Петрович, спектакль, Васька, репка (репка: и нарицательное, если это овощ, и собственное, если это название русской народной сказки). Похлопали себе.

3. Задание «Помоги пчёлам собрать мёд»

(работа с электронным приложением)

— Внизу находятся бочонки с мёдом. К ним прикреплены слова, имена собственные и имена нарицательные. Ваша задача: расставить бочонки с мёдом в соты так, чтобы получились правильные предложения.

— Как вы будете отличать собственные имена существительные от нарицательных? (собственные имена существительные пишутся с большой буквы)

За ночь землю усыпал пушистый . . (снежок)

Утром были слышны крики … . (петухов)

Я посвистел, и навстречу мне выбежал пушистый … . (Снежок)

Максим …бегал быстрее всех. (Петухов)

Расправив крылья, в небе парил … . (орёл)

Мы приехали в гости к бабушке в город … . (Орёл)

Информация: Орлы – род крупных птиц семейства ястребиных. Это крупные, хищные птицы, размах их крыльев доходит до 2,5 м. (Показ иллюстрации)

Орёл – город России, расположен в 368 км к юго-западу от Москвы. Раз город называется Орёл, то одной из достопримечательностей этого города является памятник этой благородной птице. (Показ иллюстрации )

V . Закрепление изученного.

1. Работа по учебнику, стр.81 упр.106

В России много древних городов. Один из самых древних – Новгород. Он был построен на реке Волхове. На реке Волге расположены старинные города Ярославль и Тверь.

— Названия каких городов встретились в этом тексте? (Новгород, Ярославль, Тверь).

— Названия каких рек встретились в этом тексте? (Волхов, Волга)

2. Задание «Запиши слова без ошибок» (работа с электронным приложением)

Назовите собственные имена существительные. Что вы должны помнить? Запишите эти слова (Нева, Москва)

Назовите нарицательные имена существительные. Запишите (народ, улица, учебник)

VI . Подведение итогов урока.

— Подведём итоги. На какие две группы делятся имена существительные?

— С какой буквы пишутся собственные имена существительные?

VII . Рефлексия.

— Что особенно вам понравилось на уроке?

— У кого хорошее настроение и кому урок понравился, похлопайте в ладоши.

VIII . Домашнее задание: стр.83 упр.111

Инструктаж: Выберите и запишите сначала фамилии писателей, потом названия городов, затем названия стран.

Смотрите еще:

  • Куплю прицеп к легковому автомобилю в санкт-петербурге Легковые прицепы в Санкт-Петербурге Прицеп-центр "КОМ-БИ" Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Маршала Блюхера, 1, корп. 2 Телефоны: +7 (812) 295-86-31 +7 (812) 295-81-81 График работы: Пн-Сб: 9.00-18.00 Вс: выходной Адрес: […]
  • Неисполнение определения арбитражного суда об обеспечении иска К вопросу об ответственности за неисполнение судебных актов о применении обеспечительных мер в цивилистическом процессе (Котлярова В.В.) Дата размещения статьи: 22.01.2016 Целевая направленность института […]
  • Признание права собственности на дом по расписке Как оформить право собственности на дом и земельный участок, купленные по расписке В 1993 г. мать купила жилой дом с земельным участком в деревне. Документально ничего не оформила, т.е. договора никакого нет. Есть […]
  • Защита прав ребенка в вологодской области Защита прав ребенка в вологодской области Службы по правам ребенка Правительства Вологодской области - Уполномоченный по правам ребенка Правовые основания деятельности: постановлением губернатора Вологодской области от […]
  • Страхование жизни и здоровья сотрудников уис Обязательное страхование жизни и здоровья сотрудников уголовно-исполнительной системы: некоторые проблемы правового регулирования. Статьи по предмету Страховое право ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ […]
  • Комментарий к ст 128 коап рф Комментарии к СТ 12.8 КоАП РФ Статья 12.8 КоАП РФ. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии […]