Сми защита прав ребенка

Содержание:

Родительский Комитет

ЭРОТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Еженедельник «Молоток»

Журнал «Cool-girl»

Журнал «Шестнадцать»

Защитите своих детей

Защита прав ребенка в области средств массовой информации

Средства массовой информации и права детей

Действующее российское законодательство не устанавливает для детей каких-либо ограничений в доступе к информации. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 29) каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Это положение Конституции РФ, в соответствии со ст. 17 Конвенции о правах ребенка, обеспечивает каждому ребенку возможность доступа к информации и материалам, которые направлены на содействие его социальному, духовному и моральному благополучию, а также здоровому физическому и психическому развитию ребенка. С другой стороны, любой субъект информационного пространства имеет возможность предоставлять детям любую информацию и материалы, самостоятельно определять их характер и направленность. Такое положение содержит в себе потенциальную возможность нарушения прав детей путем предоставления им информации и материалов, наносящих вред их здоровью и благополучию, физическому, нравственному и психическому развитию. Ситуация усугубляется тем, что ребенок в силу своей физической и умственной незрелости не может в полной мере отдавать отчет своим действиям, «фильтровать» предоставляемую ему информацию, критически воспринимать направленные на него действия других лиц. Поэтому необходимы надлежащие принципы защиты детей в области массовой информации.

К сожалению, законодательство России не содержит эффективных средств защиты прав и интересов детей в области средств массовой информации.

Основными законами, регулирующими доступ ребенка к информации, является Закон РФ «О средствах массовой информации» и Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Закон РФ «О СМИ» не содержит запрета на распространение информации, нарушающей нормы общественной нравственности. Сколь угодно можно нарушать права и свободы граждан (за исключением авторских, издательских, иных прав на интеллектуальную собственность, порочить честь, достоинство, деловую репутацию). Удивительно, но даже формально не запрещено существование детских эротических СМИ, средств массовой информации, систематически эксплуатирующих интерес детей к сексу, распространяющих для детей информацию и материалы эротического характера, провоцирующих ребенка на антисоциальное, уголовно наказуемое деяние, либо поведение, в результате которого может быть причинен вред здоровью или развитию детей. Меры уголовной ответственности в этой части не действуют, так как не возможно привлечь к уголовной ответственности юридические лица.

Закон «О СМИ» (ст. 4) не расценивает как злоупотребление свободой массовой информации разовое распространение порнографии периодическими печатными изданиями. В совокупности со статьей 242 Уголовного кодекса РФ «Незаконное распространение порнографических материалов или предметов» это положение Закона «О СМИ» делает распространение порнографии периодическими печатными изданиями законным и не подлежащим ответственности. Привлечь к ответственности СМИ за пропаганду порнографии также почти не возможно, так как вопрос о том, является ли информация порнографией и имеет ли место ее пропаганда решается экспертами.

Статья 14 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» обязывает органы государственной власти России принимать меры по защите ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. Однако это положение Федерального закона не является ограничением свободы массовой информации в смысле ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, не налагает на средства массовой информации каких-либо обязательств или ограничений. Кроме того, этот Федеральный закон не устанавливает механизмов реализации прав детей на защиту и охрану от вредной для них информации, что делает положения этой статьи чисто декларативными.

Подтверждением доводов о полной незащищенности детей в области средств массовой информации служит Периодический доклад о реализации в Российской Федерации Конвенции о правах ребенка в 1993–1997 годах. Пункт 161 Доклада с неуместным пафосом сообщает о фактическом отсутствии в России мер правовой защиты «для охраны общественной нравственности, защиты несовершеннолетних от отрицательного воздействия на их психику информации порнографического и грубо эротического содержания, пропагандирующей культ жестокости и насилия». Ситуация сохраняется и до настоящего времени.

Представляется, что для кардинального изменения сложившейся ситуации по защите прав детей в области средств массовой информации и приведения его в соответствие с международными обязательствами России, во-первых, необходимо внесение изменений и дополнений в Закон «О СМИ» с учетом следующих положений:

— дать более точное определение эротических средств массовой информации, установив, что такими средствами массовой информации могут быть не только печатные издания, но и иные формы периодического распространения массовой информации;

— установить запрет на распространение сообщений и материалов эротического и сексуального характера средствами массовой информации, не зарегистрированными в качестве эротических, в том числе на выпуск специализированных радио- и телепрограмм эротического характера без кодирования сигнала;

— дать определение понятию «злоупотребление свободой массовой информации» в соответствии с принципами и нормами международного права, Конституцией РФ и положениями гражданского законодательства России. В частности, установив недопустимость нарушения норм общественной нравственности, прав и свобод других лиц при осуществлении свободы массовой информации;

— установить запрет на распространение средствами массовой информации сообщений и материалов, содержащих натуралистичные, циничные изображения или описания наготы человеческого тела, половых органов, сексуальных действий, противоречащие нормам морали и нравственности российского общества;

— наделить должностных лиц органов государственной власти надлежащими полномочиями для эффективного реагирования по фактам злоупотребления свободой массовой информации, включая право обращения с иском о приостановлении и прекращении деятельности средства массовой информации, изъятия и приостановления распространения продукции средства массовой информации до вынесения судебного решения и т.п.;

— установить адекватную, в том числе материальную ответственность за злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в распространении сообщений и материалов эротического характера средством массовой информации, не зарегистрированным в качестве эротического.

Во-вторых, помимо изменений в законодательстве, каждый родитель должен проявлять активную принципиальную позицию по вопросам влияния деятельности средств массовой информации на здоровье, развитие и воспитание ребенка. В частности, каждый родитель в соответствии со ст. 17 Конституции РФ вправе требовать от редакций средств массовой информации не нарушать права и интересы ребенка при осуществлении своей деятельности. Формой выражения такой позиции могут быть частные и коллективные заявления и обращения к своим депутатам, в прокуратуру, в Минпечати, в суд, создание общественных родительских организаций, имеющих право выступать в защиту неограниченного круга несовершеннолетних (по принципу обществ защиты прав потребителей), либо участвовать в деятельности уже созданных организаций.

Мы, родители, не можем безучастно наблюдать, как растлевают и калечат наших детей, и ожидать, когда деятельность какого-нибудь СМИ причинит вред ребенку. НП «Родительский комитет» надеется, что этот краткий анализ законодательства о СМИ сориентирует Вас в работе по защите прав ребенка. В свою очередь юристы НП «Родительский комитет» готовы и оказать посильную помощь по вопросам защиты прав детей по защите от вредной для них информации в различных сферах общественной жизни.

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

О Генпрокуратуре России

Международное сотрудничество

Взаимодействие со СМИ

Правовое просвещение

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Защищаются интересы детей

Прокурором Плюсского района Псковской области опротестованы приказы директора местного профессионального училища № 17 о лишении 10 учащихся (сирот) стипендии за неуспеваемость.

Приказы были изданы в нарушение Федерального закона РФ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года и Инструкции «О порядке назначения и выплаты стипендии учащимся профессионально-технических училищ», утвержденных приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 30 декабря 1988 года.

Этим законом и Инструкцией не предусмотрено лишение стипендий учащихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за неуспеваемость и наличие текущих академических задолженностей.

Протест прокурора удовлетворен, учащимся выплачена стипендия.

Прокуратура этой же области установила, что по вине местной администрации в области не исполняется областной закон «О социальной поддержке многодетных семей» от 11 января 2005 года.

Этим законом для многодетных семей установлена ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка, оплата коммунальных услуг, первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения и другие виды социальной поддержки.

Администрация области была обязана определить порядок реализации льгот, издать соответствующий нормативный акт и довести его до органов местного самоуправления. Все это закреплено в названном законе.

Прокурор области внес представление главе региона с требованием выполнить положения закона.

На днях администрация области выполнила требования прокурора.

Прокуратурой Ленинградской области проведена проверка соблюдения закона при выплате опекунских пособий на территории области. Установлено, что в нынешнем году не был определен порядок финансирования из областного бюджета ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что привело к нарушению предусмотренных законом прав и интересов детей, лишенных попечения родителей.

В соответствии со ст. 5 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов РФ.

В соответствии с п.5 ст. 150 Семейного кодекса РФ, на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законами субъекта РФ.

Дети, помещенные в семьи опекунов и попечителей, согласно ст. 1 Федерального Закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеют право на полное государственное обеспечение . Это право реализуется путем выплаты опекунам (попечителям) денежных средств на содержание ребенка (опекунское пособие). Именно поэтому опекунские пособия являются государственной гарантией и источником их финансирования не может быть бюджет муниципальных образований.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 года «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», установлены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Прокуратура Ленинградской области обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия законодательного собрания и губернатора области. Прокуратура просит суд обязать законодательное собрание и губернатора Ленинградской области устранить в полном объеме допущенное нарушение прав детей, лишенных попечения родителей.

Омской области прокуратура проверила исполнение законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По результатам проверки в органы власти, управления образования и здравоохранения, администрации детских учреждений внесено 56 представлений, опротестовано 15 незаконных правовых актов, привлечено к административной ответственности 7 человек, направлено 3 предостережения и 84 заявления в суд.

Установлено, что органами управления образования и здравоохранения не всегда своевременно принимают меры к устранению выявленных нарушений. В 2002-2004 годах, например, в Азовском детском доме проведено 6 проверок местными органами по вопросам организации воспитания, обучения и содержания детей. Тем не менее, выявленные в ходе этих проверок упущения были устранены только после вмешательства прокуроров.

Во многих образовательных учреждениях области учебно-материальная база не отвечает требованиям по обеспечению помещениями автотранспортом, оборудованием для организации воспитательного и образовательного процессов, спортивных и массовых мероприятий, санитарно-гигиенического и хозяйственно-бытового обслуживания воспитанников.

Правила публикации информации о детях

В этих рекомендациях мы разбираем правовые аспекты публикации изображений и персональных данных несовершеннолетних, то есть лиц, не достигших 18 лет.

Общее правило

В большинстве случаев для публикации такой информации (неважно где: в СМИ, на рекламном носителе, на сайте, в соцсети или портфолио фотографа) необходимо согласие родителя (опекуна или попечителя). Если родители ребенка лишены родительских прав, то согласие нужно получать у руководства учреждения, в котором находится ребенок.

Важно! Во всех остальных случаях работники детских учреждений не уполномочены давать согласие на публикацию изображений или персональных данных несовершеннолетних. Если, например, на уроке в школе директор или учитель разрешает проводить фото- или видеосъемку, это не означает, что материалы можно публиковать. Согласие нужно брать только у родителей (опекунов, попечителей).

Как регулируется публикация фотографий детей?

Как правило, публикация изображений детей требует согласия со стороны их родителей или заменяющих их лиц.

Однако есть случаи, когда публиковать снимки детей можно свободно, не получая разрешения.

1. Наличие общественного интереса.

В этом случае редакция СМИ или автор должны быть готовы обосновать, что публикация изображения ребенка была необходима для раскрытия проблемы, которая важна для общества. На практике такие случаи встречаются редко.

2. Съемка проводится в публичном месте, и при этом ребенок – не основной объект на изображении.

Сюда относятся фото и видео с детских праздников, школьных линеек 1 сентября, выпускных, концертов и т. д. Главная проблема: нет однозначного ответа на вопрос, являются ли некоторые учреждения (школа, детский сад) публичными местами. На практике чаще всего они недоступны для свободного посещения, и значит, признаются закрытыми учреждениями. Поэтому в каждой ситуации нужно исходить из конкретных условий: в каком режиме работает учреждение, где проходит съемка. Если мероприятие открыто для посещения всеми желающими — публиковать фото и видео с него можно без согласия.

Если изображение ребенка публикуется крупным планом, то необходимо разрешение родителей для публикации, даже если съемка проводилась в публичном месте. Однако и в этом случае есть исключение: согласие не требуется, если изображение раскрывает ход мероприятия (например, это репортажная фотография, на которой запечатлен фрагмент действия).

Особые правила действуют в ситуация с распространением изображения детей-жертв и детей-правонарушителей. Подробнее об этом — ниже.

Какая ответственность предусмотрена за незаконную публикацию изображения?

Право гражданина на изображение регулирует ст. 152.1 ГК РФ. Родители ребенка могут обратиться в суд с иском и требованием компенсации морального вреда.

Персональные данные детей

Персональные данные — это любая информация, позволяющая идентифицировать личность ребенка. К персональным данным относятся фамилия и имя, школа, где он учится, адрес проживания, ФИО его родителей и т.д.

При публикации персональных данных ребенка есть случаи, когда необходимо получать письменное согласие родителей (опекунов, попечителей или руководства детского дома) по форме, установленной законодательством:

— когда публикуются данные о состоянии здоровья ребенка;

— когда публикуются персональные данные вместе с фотографией;

— когда ребенок стал жертвой преступления;

— когда его данные используются для предвыборной агитации.

Во всех других случаях согласие может быть дано в любой форме. Подойдет даже сообщение в социальной сети с одобрением публикации. Но письменное является более надежным с правовой точки зрения.

Важно учитывать, какой объем данных идентифицирует ребенка. Иногда для идентификации достаточно номера школы и фамилии. Но если речь идет, например, о Москве, где очень большое население, то такие сведения не будут являться идентифицирующей информацией. Не существует четкого указания, сколько персональных данных нужно упомянуть, чтобы ребенок был идентифицирован. Это решается в каждом конкретном случае Роскомнадзором или судом.

Когда можно не брать согласие на публикацию персональных данных ребенка?

1. При наличии общественного интереса,

2. При реализации журналистами профессиональной деятельности.

В этих случаях важно, чтобы публикация персональных данных ребенка не была избыточной. То есть необходимо публиковать ровно столько информации, сколько нужно для достижения цели публикации. К примеру, чтобы рассказать, что какой-то ребенок победил в школьной олимпиаде, достаточно сообщить лишь фамилию и в каком классе он учится. И совсем не обязательно рассказывать о его отношениях с родителями или месте, где он живет. В противном случае профессиональная деятельность журналиста или общественный интерес не оправдают разглашение персональных данных.

Есть ли какие-то особые случаи?

Особые правила действуют при распространении персональных данных детей-жертв и детей-правонарушителей.

Статья 4 закона «О СМИ» запрещает распространять информацию, которая напрямую или косвенно идентифицирует их личность. В статье четко описываются виды информации, которые могут идентифицировать ребенка. Это фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дата рождения ребенка, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы. Но это не исчерпывающий список.

Распространять информацию, которая идентифицирует ребенка, можно при соблюдении двух условий:

1. Наличие согласия родителей (если ребенку до 14 лет) или согласия и родителей, и ребенка (если больше 14 лет);

2. Наличие цели в виде защиты прав и интересов этого ребенка, например, если нужно найти потерявшегося ребенка или преступника. Важно, что информацию нельзя распространять после того, как достигнута цель.

Можно не брать согласие ребенка, если он жертва и преступником в отношении него является его собственный родитель.

Особые правила действуют, если речь идет о сексуальном насилии. В этих случаях, публиковать информацию можно для достижения только трех целей:

1. Расследования преступления,

2. Установления лиц, причастных к совершению преступления,

3. Розыска пропавших несовершеннолетних в объеме.

Итог: если нет согласия родителя, но публикацией преследуется цель найти преступников, найти ребенка, провести эффективное расследование, нужно дать информацию таким образом, чтобы ребенок был не полностью узнаваем.

Ребенка, который уже осужден за преступление, или находится под следствием, можно прямо или косвенно идентифицировать только с согласия родителя. Цель – не важна. Правила согласия такие, же как в ситуации с детьми-жертвами.

При этом в защиту прав детей-правонарушителей могут выступить только родители, Роскомнадзор не контролирует распространение информации о детях-правонарушителях.

Дети в кризисных ситуациях

При распространении информации о детях, которые находятся в кризисных ситуациях, например, бродяжничают или воспитываются в неблагополучных семьях, действуют общие правила о распространении персональных данных, данных о частной жизни. Так, ребенок, находящийся в кризисном центре, имеет право на частную жизнь, поэтому нужно особенно аккуратно распространять информацию о состоянии его здоровья, родственниках и т.д.

Важно убедиться, что в публикации ставится не проблема отдельной семьи, а расширяется до проблемы общества. В этом случае, распространение персональных данных или данных о частной жизни может иметь общественный интерес, если же это просто история одной семьи, например, если ребенок часто убегает из дома или его периодически забирают из семьи, то необходимо брать согласие на распространение данных о ребенке или не идентифицировать его полностью.

Ответственность:

К ответственности может быть привлечено любое лицо, которое распространяет персональные данные.

За незаконную публикацию персональных данных может наступать гражданская или административная ответственность.

В первом случае родители (опекуны) ребенка могут обратиться в суд с иском и требованием компенсации морального вреда. Во втором случае они могут обратиться с жалобой в Роскомнадзор, и нарушитель будет привлечен к административной ответственности по статье 13.11 КоАП и заплатит штраф.

Источник: Центр защиты прав СМИ

Права ребенка: для журналистов региональных СМИ. Терминологический словарь-справочник

Права ребенка: для журналистов региональных СМИ. Терминологический словарь-справочник / Ижевская городская общественная организация «Центр социальных и образовательных инициатив». — Ижевск, 2009. — 104 с.

Словарь раскрывает терминологию прав детей и проблематику детства, ориентирован на оказание помощи обучающимся журналистике и профессионально занимающимся ею. Пособие — своеобразный компас, помогающий квалифицированно освещать тему обеспечения и защиты прав ребенка в журналистских материалах различных жанров.
Издание может быть интересно не только профессиональному сообществу журналистов, но и студентам факультетов журналистики, а также обучающимся на других гуманитарных специальностях, овладевающих умениями взаимодействовать со средствами массовой информации в области детской политики. Может быть также использовано в работе пресс-служб органов государственной власти и местного самоуправления, общественных советов различного уровня, некоммерческих организаций, работающих в интересах семьи и детей.

Анна Кузнецова: защита прав ребенка для меня — это миссия

В сентябре 2016 года Анна Кузнецова была назначена уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка. О необходимости закрепления статуса детского омбудсмена в федеральном законе, планах по поддержке многодетных семей и введении льгот на образование для сирот, а также о борьбе с контролерами и кондукторами, высаживающими детей из общественного транспорта, она рассказала в интервью ТАСС.

Недавно вы сообщили, что в Совете Федерации подготовлен законопроект об уполномоченном по правам ребенка. Какие полномочия он предусматривает? И какие полномочия вам необходимы для эффективной защиты прав детей?

— Я пришла на эту должность, чтобы помогать детям, семьям, чем занималась и раньше, и буду продолжать это делать независимо от статуса и принятия законов «Об уполномоченном», как и большинство детских омбудсменов в регионах. Потому что защита прав ребенка для меня — это миссия.

Защита прав детей и проблемы жестокого обращения с несовершеннолетними в современном российском обществе

Главные вкладки

Номер журнала:

  • Володина Нина Витальевна – доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных, социальных, экономических и информационно-правовых дисциплин Академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации;
  • Болотова Екатерина Дмитриевн – студент Академии Генеральной Прокуратуры Российской Федерации.

В особой защите в современном российском обществе нуждаются несовершеннолетние, являющееся одной из самых не защищенных категорий населения. К сожалению на комплекс мер, проводимых различными организациями и учреждениями, количество преступлений связанных с жестоким обращением остается достаточно высоким в настоящее время. В российском законодательстве предусмотрена, гражданско-правовая, административная, уголовная ответственность, но современная правоприменительная практик показывает что этого явно недостаточно для решения создавшихся проблем в этой области. Анализ судебной практики по вопросам защиты прав детей в связи с жестоким обращением с несовершеннолетними показал, что привлечение к ответственности за совершенное деяние достаточно затруднительно и не всегда возможно. Требуется дальнейшее совершенствование законодательства, как на национальном уровне, так и международном уровне.

жестокое обращение с детьми, несовершеннолетние, насилие в семье, физическое насилие, сексуальное насилие, психологическое насилие, наказание, жестокость, жертвы насилия, защита прав ребенка, международное право, латентность преступлений.

Будущее любого государства – дети, которые нуждаются в особой защите в современном мире. Законодательство Российской Федерации в качестве несовершеннолетних рассматривает всех лиц моложе 18 лет. По мнению многих специалистов в Российской Федерации необходимо усилить законодательное регулирование в области охраны прав несовершеннолетних. Ориентиром должны быть в первую очередь международные акты и федеральное законодательство в сфере регулирования прав ребенка.

Отметим, что особое внимание уделено этим проблемам на Международном конгрессе по охране детей проходил в июле 1913 года, в котором принимала участие и Россия. Министр юстиции Бельгии А. Картон де Виар заметил, что «этот конгресс, несомненно, надо считать первым конгрессом, на котором только дети, и никто более, являлись фокусом, центром, на котором сосредоточено все исключительное внимание» [1]. В ХХ веке приняты по защите прав детей правовые акты, например, Всеобщая Декларация прав человека (1948), Декларация прав ребенка (1959), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Международный пакта о гражданских и политических правах (1966), Конвенция о правах ребенка (1989) [2] и другие. Особо отметим, что в Конвенции нашли закрепление как права любого человека применительно к несовершеннолетним, так и специальные права ребенка.

Что касается российского законодательства, то в Основном законе страны — Конституции РФ (ст. 38) указывается, «материнство и детство, семья находятся под защитой государства». Из чего следует, государство обязано защищать и охранять права несовершеннолетних, принимать усилия для создания достойной жизни гражданам России, и в первую очередь детям.

В целях защиты прав детей выделены две категории: первая — дети, воспитывающиеся в семьях родителей, вторая — дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей [3].

Защита прав ребенка от жестокого обращения особо актуальна для современной России, так как произошло снижение уровня жизни большей части населения страны, изменение нравственных и ценностных ориентиров и многие другие причины, как показывает практика, приводят к правонарушениям или к преступлениям. Педагогический энциклопедический словарь указывает: «Жестоким обращением с детьми считают, умышленные действия (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящие ущерб физическому или психическому здоровью ребёнка». В международных общепринятых нормах и специальных исследованиях, под жестоким («ненадлежащим») обращением понимается пренебрежение основными нуждами несовершеннолетнего и различные формы насилия в отношении него [4].

«Жестокое обращение с детьми и пренебрежение ими, иногда также называемое плохим обращением с детьми, определены в Мировом отчете о насилии и здоровье, как все формы физической и/или эмоциональной жестокости, сексуального насилия, пренебрежения или небрежного обращения, коммерческой или другой эксплуатации, приводящей к фактическому или потенциальному вреду здоровью ребенка, его жизни, развитию или достоинству в контексте ответственности, доверия или власти» (ВОЗ, 1999 и 2002 гг.).

Под понятием «жестокое обращение» как любых умышленные действия или бездействие со стороны родителей, лиц, их заменяющих, лиц, на которых возложены по закону обязанности по воспитанию ребенка, а также лиц, обязанных осуществлять надзор за ребенком, причинившие вред его физическому или психическому здоровью, или вследствие которых нарушилось естественное развитие ребенка, либо возникла реальная угроза для его жизни или здоровья. Именно в этом заключается принципиальное отличие жестокого обращения от иных преступлений в отношении детей [5].

В нормах по защите детей, разработанных «Коалицией за безопасность детей», указывается, что организации несут ответственность по защите детей, с которыми они работают. Важно выявлять детей, нуждающихся в защите, и распознавать конкретные инциденты жестокого обращения [6].

Д.А. Медведев в Посл ании Федеральному Собранию от 1 декабря 2010 года указал, что «26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать ее достойными гражданами. К сожалению, в нашей стране еще тысячи ребят остаются вне семейной заботы. У них нет ни родителей, ни опекунов, они лишены главного — семейного тепла. И нужно еще очень многое сделать, чтобы само понятие «брошенные дети» уходило из нашей жизни. Органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приемным семьям. Вообще «ничьих» детей в нашей стране быть не должно» [7]. В то же время существует удручающая статистика преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние. Только за 2012 год в стране умерли насильственным образом почти полторы тысячи подростков. Особой уязвимости подвержены дети из неблагополучных семей, сироты, и подростки, которые остались без попечения родителей. Более 10 законов находятся на рассмотрении по защите прав детей [8].

Формы жестокого обращения зависят от характера преобладающего вреда, причиненного ребенку. В настоящее время известны следующие виды жестокого обращения с несовершеннолетними:

1.Физическое насилие — это любое неслучайное нанесение повреждения ребёнку в возрасте до 18 лет. Физическое насилие также трактуется как действия или отсутствие действий со стороны родителей или других взрослых, в результате которых физическое или умственное здоровье ребёнка нарушается, или находится под угрозой повреждения. К физическому насилию относятся: телесные наказания, удары ладонью, пинки, царапанье, ожоги, удушение, грубые хватания, толкание, плевки, применение палки, ремня, ножа и т.д. [9] Таким образом, нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков и есть физическое насилие.

Наиболее распространено бытовое насилие. Оно непосредственно связано не только с разрушением в конкретном случае семейных отношений, но в целом с утерей устоев семьи и моральных ценностей. В результате бытового насилия более слабые члены семьи становятся жертвами побоев, всевозможных издевательств и оскорблений. Ребенок, в таких условиях, получает с малых лет тяжелейшую моральную травму — ежедневное насилие становится для него обыденным явлением, затем воспринимается как должное, а потом повторяется с его стороны. Итак, лица, подвергшиеся физическому насилию в детстве, в подростковом возрасте, могут быть жестоки с окружающими. Очень важной чертой жертв во взрослом возрасте является неспособность справляться с проблемами, а так же искать и получать помощь от окружающих людей. Когда ребёнок не получает помощи от собственных родителей, это подрывает его способности к поиску помощи и взаимоотношениям с людьми в будущем.

2. Психическое насилие, к нему, как правило, относят: обвинения в адрес ребёнка (брань, крики); принижение его успехов, унижение его достоинства; длительное лишение ребёнка любви, нежности, заботы и безопасности со стороны родителей; принуждение к одиночеству; совершение в присутствии ребёнка насилия по отношению к супругу или другим детям; похищение ребёнка; причинение боли домашним животным с целью запугивания ребёнка; экономическое насилие.

Итак, отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.) относятся к психическому насилию.

3. Сексуальное насилие – это использование ребёнка или подростка другим лицом для получения сексуального удовлетворения. Нередко сексуальное насилие выражено во внутрисемейном поле. В связи с чем, проблема латентности инцестов представляется достаточно сложной. Как правило, она обусловлена тем, что детям трудно рассказывать о случившемся. Можно назвать наиболее типичные причины умолчания о случаях сексуального насилия. Во-первых, дети могут не иметь средств выразить происходящее, или им могут не разрешать это делать. Действительно, дети могут быть слишком малы или вообще не уметь говорить. Могут не иметь подходящего словарного запаса. Если ребёнок не доверяет близким взрослым, то он может не знать, куда ещё обратиться. Во-вторых, дети подвергаются давлению и угрозам ради сохранения тайны происходящего. Дети могут быть запуганы как угрозами физической расправы, так и моральной грозой стать «крайним» человеком, действия которого принесут семье несчастье (отца посадят, мать узнает, будет мучиться, или уйдёт). Ещё один немаловажный вопрос – как будут воспринимать тебя товарищи и учителя. Безвыходное положение усугубляется отсутствием образцов альтернативного поведения родителей, отсутствием психологических критериев оценки происходящего. В-третьих, дети могут не уметь распознать сексуальное злоупотребление, могут быть обманутыми или даже подкупленными чем-то. Речь идет о том, что родитель может представить им сексуальное злоупотребление как часть очень близких отношений, он даже может сказать, что ради близких отношений надо чем-то пожертвовать. Угроза потерять любимого отца (любовь отца) может соседствовать с достижение статуса любимого ребёнка любой ценой. Из этого перечисления причин видно, что часть ответственности за то, что детям трудно сказать о трудностях в семье, лежит на обществе. Общество должно стать более открытым к вопросам инцеста, чтобы детям стало легче говорить об этом.

Итак, использование ребёнка для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых, вовлечение в занятия проституцией детской, используя порнографическую литературу, фотографии, кинофильмы с целью извлечения прибыли, а также пренебрежение основными потребностями ребенка, такими как, отсутствие условий для достойной жизни несовершеннолетнего, заботы о его здоровье и развитии и есть сексуальное насилие.

Многие специалисты выделяют еще одну форму – «пренебрежение». Пренебрежение – это хроническая неспособность родителя или лица, осуществляющего уход за несовершеннолетним, обеспечить его основные потребности в пище, одежде, жилье, медицинском уходе, образовании, защите и в целом — присмотре.

Несмотря на то, что достаточно много преступлений в отношении несовершеннолетних закреплено в уголовном законе, за жестокое обращение с детьми можно привлечь к ответственности только по с т. 156 УК РФ. Такая норма связана с выполнением требований СК РФ (ст. с т. 63 и 6 5). Уголовная ответственность по ст. 156 УК РФ наступает в случае жестокого обращения с несовершеннолетним со стороны лиц, на которых специально возложены обязанности по воспитанию (родителей, заменяющих их лиц, педагогов, других работников образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним) [5]. Таким образом, предусматривается уголовная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним. Неисполнение указанных обязанностей может привести к ухудшению здоровья, нарушению нормального психического развития ребенка и формирования его личности.

В соответствии УК РФ неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего наказывается штрафом в размере до сорока тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года либо ограничением свободы на срок до трех лет.

В качестве примера можно привести одно из таких уголовных дел, рассмотренных в текущем году в городе Калуге мировым судом. Приговор вынесен в отношении опекуна ребенка. Женщина признана виновной в совершении ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего внука-инвалида 1 группы, соединенного с жестоким обращением с ребенком (ст. 156 УК РФ).

Опекун в течение длительного периода времени не готовила внуку еду, не кормила его, не покупала продукты питания, одежду и постельные принадлежности, не убиралась в квартире, не следила и не ухаживала за ребенком, неоднократно оставляла его дома без присмотра одного. При этом она злоупотребляла спиртными напитками. В результате ребенок был доставлен в детскую городскую больницу с диагнозом: выраженное истощение как следствие недостаточного питания. Суд согласился с мнением государственного обвинителя о доказанности вины опекуна и назначил ей наказание в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Одной из основных проблем по вопросам жестокого обращения с несовершеннолетними — разрушение основных механизмов защиты их прав, находящихся вне сферы заботы государства. В результате дети не получают того, что им гарантирует Консти туция Российской Федерации.

Согласно принятому в России определению, понятие злоупотребления и жестокого обращения распространяется на ребёнка, не достигшего восемнадцати лет, чей родитель или другое лицо, юридически ответственное за заботу о нём:

  • причиняет или позволяет причинять несовершеннолетнему серьёзные физические повреждения;
  • создаёт или позволяет создавать существенный риск причинения серьёзного повреждения несовершеннолетнему;
  • совершает или допускает сексуальное злоупотребление в отношении несовершеннолетнего.

К тому же, О.В. Пристанская констатирует, что сложившаяся следственно-судебная практика не отвечает задачам общей и специальной профилактики жестокого обращения с детьми, попустительствует семейному насилию, создает в обществе представление о фактической безнаказанности родительского и педагогического произвола. В Информационном письме № 22-06-86 Министерства образования РФ «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков» от 26 января 2000 г. «жестокое обращение взрослых с детьми и подростками приводит их к отчаянию, безысходности, депрессиям и, как следствие, к самоубийству». По данным Генеральной прокуратуры РФ, 62% всех самоубийств несовершеннолетних вызвано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. За последнее десятилетие втрое выросло число детей, бежавших от родителей или из учебно-воспитательных учреждений. От самоубийств ежегодно погибает около 2800 детей и подростков в возрасте от 5 до 18 лет (без учета неоконченных суицидальных попыток), что составляет 12,7% умерших от неестественных причин. Поверхностный, неквалифицированный подход к расследованию дел рассматриваемой категории противоречит принципу приоритетной защиты основных, базовых прав и законных интересов детей, провозглашенному международным и российским законодательством. Грубо нарушаются положения Декларации прав ребенка, признающей, что «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту», статьи 37 Конвенции о правах ребенка, возлагающей на государства-участников обязанность обеспечивать такие условия, при которых бы «ни один ребенок не был подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения или наказания». Не соблюдаются требования Федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 3 июля 1998 года, которым в п. 1 ст. 9 установлено, что «при осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении… или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка». Выполнение этих крайне важных рекомендаций и устранение пробелов российского законодательства в части установления правовых гарантий безопасности детей следовало бы сочетать с повышением эффективности применения уже действующих норм отечественного права, в том числе уголовно-правовых норм, ориентированных на предупреждение и пресечение жестокого обращения с несовершеннолетними. Такое решение соответствовало бы рекомендациям Комитета по правам ребенка Генеральной Ассамблеи ООН, принятым 8 октября 1999 г. на XXII сессии в адрес Российской Федерации, относительно необходимости ускорения процесса реформирования законодательства… в области защиты детей от … любого рода насилия (включая бытовое) и жестокого обращения. Комитет предложил государству-участнику Конвенции о правах ребенка уделять особое внимание проблеме жестокого обращения, отсутствия заботы о детях и злоупотреблений в отношении детей, как в семье, так и вне нее [10]. До настоящего времени эти проблемы остаются актуальными и требуют дальнейшего рассмотрения.

По разным оценкам преступным посягательствам подвергаются до 100 тысяч несовершеннолетних. Почти половина из них переживают насильственные действия со стороны взрослых, причём в 6% случаев это происходит в семьях. В роли субъектов жестокого обращения чаще всего выступают родители (85% случаев), другие взрослые члены семьи и лица, осуществляющие опеку над ребёнком. При этом женщин среди обидчиков в полтора-два раза больше, чем мужчин [11]. Находясь в глубокой зависимости от обидчиков и не будучи осведомлены о своих правах, они иногда в течение многих лет не получают квалифицированной помощи и защиты.

По данным исследования «Фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации», более половины современных родителей наказывают детей физически. «Родители, которые прибегают к такому воздействию, зачастую сами так воспитывались. Насилие становится единственной моделью отношений, – объясняет заместитель директора по научной работе «Центра исследований проблем воспитания» Татьяна Раифшнайдер. – подзатыльник требует меньше всего ума и способностей от родителей, нежели попытка вникнуть в проблему» [12].

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии. Ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, они позже начинают ходить, говорить, реже смеяться. У таких детей часть наблюдаются «дурные привычки»: сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание. У детей старшего возраста возможно развитие тяжкой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяют нарушения, физического и психического развития ребенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоциональные нарушения, социальные последствия. Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Решение своих проблем несовершеннолетние — жертвы насилия — часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопровождается с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотиками, они начинают воровать и совершать другие противоправные действия. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Для того, чтобы привлечь внимание людей к проблеме бытового насилия, а так же узнать, как они информированы об этой проблеме, был проведен социологический опрос среди учащихся московских школ (всего было опрошено 200 респондентов: 100 школьников в возрасте от 10 до 14 лет и 100 учеников от 15 до 18 лет).

В процессе исследования важно было получить ответы по следующим направлениям:

  • Представление и суждение о насилии, его видах и причинах возникновения в семье, факторах, его обуславливающих, объектах семейного насилия.
  • Отношение к данной проблеме.
  • Идентификация респондента с исследуемой проблемой: считает ли он себя жертвой насилия.
  • Информированность респондентов об учреждениях и видах оказания помощи, правовых документах защиты семьи от насилия.

В 2012 году Болотовой Е. Д. проведен социологический опрос (МОУ СОШ) по рассматриваемой теме. Результаты проведенного опроса показали, что дети в возрасте от 10 до 14 лет гораздо чаще понимают насилие именно как причинение физического вреда (65%), а подростки в возрасте 15 – 18 лет уже представляют себе насилие как нарушение прав человека (44%).

Тем не менее, на вопрос: «Какой вид насилия наиболее распространён в современной семье?» большинство респондентов первой группы (44%) ответили, что именно психологическое, а опрошенные второй группы наоборот – физическое. Однако все участники опроса считают, что в большинстве случаев жертвами насилия становятся дети.

В ходе проведённого опроса также выяснилось, что респонденты не считают наказание детей насилием, и утверждают, что своих детей наказывать будут только в редких случаях (65%, 73%). Оказалось, что способом наказания в детстве чаще всего являлось вербальное наказание (30%, 40%) и лишь 5%, 17% наказывали с помощью физического воздействия.

Опрос показал, что причиной насилия большинство респондентов видят пьянство родителей (50%, 46%), а 15%, 22% считают, что виновата демонстрация насилия в СМИ.

На вопрос: «Что, по вашему мнению, нужно сделать, чтобы сократить случаи насилия?» большинство опрошенных в возрасте 10-14 лет затруднились ответить (65%), а респонденты 15-18 лет считают, что чтобы решить эту проблему нужно усилить наказание обидчикам (42%).

В ходе опроса выяснилось, что 20% опрошенных первой группы, и всего 2% второй, затрудняются ответить на вопрос: «В какие учреждения можно обратиться, если вы стали жертвой насилия?». Остальные подростки указали, что такими организациями являются полиция, школа и органы опеки.

В целом же, большинство респондентов считают себя защищёнными и любимыми в своей семье (70%, 59%).

Результаты социологического исследования показывают, что в семьях опрошенных учащихся факты жестокости и насилия все же имеют место. Изложенное позволяет сказать, что в современных российских реалиях существует объективная необходимость создания условий для обеспечения максимально полной социально-психологической реабилитации жертв насилия и объединении усилий государственных органов и общественных объединений, по оказанию психологической, медицинской, педагогической и юридической помощи.

Отметим, что российским законодательством установлено несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с несовершеннолетними: административная, гражданско-правовая, уголовная.

Таким образом, четкого определения понятия «жесткое обращение» в национальном законодательстве не содержится. Чаще всего оно определяется как чрезмерно суровое, неадекватное характеру поступка воздействие на несовершеннолетнего. Примером могут служить в этом случаи побои или истязания. К тому же, жестокое обращение должно сочетаться с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей по воспитанию детей. Жестокое обращение должно носить систематический характер действий, а возможно и бездействия. Несовершеннолетние не всегда могут обратиться в правоохранительные органы, поэтому можно говорить о латентности преступлений. Анализируя судебную практику по вопросам защиты прав детей в связи с жестоким обращением с несовершеннолетними в современном российском обществе, можно констатировать, что по стать е 156 Уголовного Кодекса Российской Федерации привлечение к ответственности за совершенное преступление достаточно затруднительно и не всегда возможно. Истоки жестокого обращения с несовершеннолетними исходят, в первую очередь, из социальной политики государства, проводимой в современной России недостаточно эффективно, к тому не до сих пор, закрепленное в Конституции РФ понятие «достойная жизнь» является формальным и не существует четкого понимания достойной жизни.[14]

Смотрите еще:

  • Земельный закон 93-фз Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого […]
  • Комментарии к статье 22 гк рф Статья 22. Недопустимость лишения и ограничения правоспособности и дееспособности гражданина 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных […]
  • Ходченкова развод Светлана Ходченкова: вся правда о разводе Увидеть вместе бывших супругов – Светлану Ходченкову и Владимира Яглыча – теперь можно только на экране: в новом фильме «Пять невест», премьера которого состоится 29 сентября. […]
  • Гарантии граждан при сокращении в тк рф Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении численности или штата работников организации Статья 180. Гарантии и компенсации работникам при ликвидации организации, сокращении […]
  • Развод леры Лера Кудрявцева высказалась о расставании с супругом Телеведущая удивлена, что в Сети распространяют сплетни об их предстоящем разводе. По ее мнению, подобные разговоры беспочвенны. Лера Кудрявцева поделилась, как […]
  • Федеральный закон 213 ст 13 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О свободном порте Владивосток" Федеральный закон от 13 […]