Служебные наделы земельное право

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Права и обязанности лиц, использующих служебные наделы, определяются в соответствии с правилами пункта 1 статьи 41 и абзацев второго — четвертого, седьмого — девятого статьи 42 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 24 ЗК РФ

1. Право безвозмездного срочного пользования является правом, на основании которого могут быть предоставлены земельные участки на относительно небольшой срок. До принятия ЗК земельные участки не так редко предоставлялись гражданам и юридическим лицам во временное пользование. Хотя правовые отношения временного пользования были урегулированы не вполне четко, тем не менее на практике данное право предоставлялось на основе договора и имело возмездный характер, что делало его отличным от краткосрочной аренды лишь по формальным признакам.

Согласно ст. 29 ЗК РФ правом предоставления во временное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обладают органы государственной власти или местного самоуправления, наделенные ЗК общими полномочиями по предоставлению соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.

Согласно ст. 20 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления для выполнения ими возложенных на них функций.

Комментируемой статьей установлено, что в безвозмездное срочное пользование земельные участки могут быть предоставлены и гражданами. Однако среди граждан таким правом на основании комментируемой статьи наделены только собственники земельных участков. Лица, владеющие земельными участками на основании иных правовых титулов, правом предоставления участка в безвозмездное срочное пользование не обладают. Это положение отличается от норм ГК. Так, согласно п. 1 ст. 267 «Распоряжение земельным участком, находящимся в пожизненном наследуемом владении» владелец земельного участка может передавать его другим лицам в аренду или безвозмездное срочное пользование.

Срок использования земельного участка на основании права безвозмездного срочного пользования определяется государственным актом или актом местного самоуправления о предоставлении земельного участка либо договором о передаче участка. Исключение составляют служебные земельные наделы, срок использования которых на основании ЗК зависит от срока исполнения пользователем трудовых обязанностей.

2. Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором). Предоставление осуществляется, как правило, из земель промышленности или иного специального назначения для сельскохозяйственного использования (см., например, комментарий к ст. 93 ЗК). Перечень земель, установленный комментируемой статьей, из которых могут быть предоставлены служебные земельные наделы, является открытым. Основы правового режима служебного земельного надела определяются ЗК (см. комментарии к ст. ст. 42, 43, 49 ЗК и др.).

Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ (Определение от 3 ноября 2004 г. N 56-Г04-25) была рассмотрена кассационная жалоба Законодательного собрания Приморского края на решение Приморского краевого суда по следующему делу.

Заместитель Генерального прокурора РФ обратился в Приморский краевой суд с заявлением о признании п. 2 ст. 15 Закона Приморского края от 29 декабря 2003 г. N 90-КЗ «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению.

Решением Приморского краевого суда от 6 августа 2004 г. заявление прокурора удовлетворено.

В кассационной жалобе Законодательного собрания Приморского края поставлен вопрос об отмене решения суда в связи с нарушением норм материального права.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ 3 ноября 2004 г. в удовлетворении жалобы отказала по следующим основаниям.

Согласно п. «к» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В силу ч. ч. 2 и 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ; законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам.

Указанные конституционные принципы закреплены и в п. 1 ст. 3 ФЗ об общих принципах организации органов государственной власти субъектов РФ.

Как предусмотрено в п. 1 ст. 2 ЗК РФ, земельное законодательство состоит из ЗК, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ. Нормы земельного права, содержащиеся в других законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать ЗК.

В ст. 24 ЗК определены порядок и условия предоставления служебных наделов работникам в связи с трудовыми отношениями.

Статья 47 ЗК содержит основания прекращения права на служебный надел, сохранения такого права как за работником, так и за одним из членов его семьи.

Согласно п. 2 ст. 47 ЗК право на служебный надел прекращается в силу прекращения работником трудовых отношений, в связи с которыми служебный надел был предоставлен, за исключением случаев, указанных в п. п. 3 и 4 ст. 47 ЗК.

Пунктом 3 ст. 47 ЗК установлено, что право на служебный надел сохраняется за работником, прекратившим трудовые отношения при переходе его на пенсию по старости или пенсию по инвалидности.

В силу п. 4 ст. 47 Кодекса право на служебный надел сохраняется за одним из членов семьи: 1) работника, призванного на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы; 2) работника, поступившего на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении; 3) работника, погибшего в связи с исполнением служебных обязанностей. Право на служебный надел сохраняется за нетрудоспособным супругом и престарелыми родителями работника пожизненно, детьми работников до их совершеннолетия.

Суд правильно признал несостоятельным довод представителя Законодательного собрания Приморского края о том, что право работника на служебный надел не прекращается при призыве его на действительную военную службу или поступлении на учебу.

При этом суд обоснованно указал в решении, что согласно содержанию ст. 47 ЗК федеральным законодательством закреплено общее правило о прекращении права на служебный надел, если с работником прекращены трудовые отношения, в связи с которыми служебный надел был предоставлен.

В случае призыва работника на действительную срочную военную службу или поступления на учебу трудовой договор с ним расторгается по соответствующим статьям ТК.

В то же время в федеральном законодательстве содержится исчерпывающий перечень случаев, когда право на служебный надел сохраняется либо за самим работником (п. 3 ст. 47 ЗК), либо за членами его семьи (п. 4 ст. 47 ЗК). Нормы о сохранении права на земельный надел за работником, призванным на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, на весь срок прохождения службы или за работником, поступившим на учебу, на весь срок обучения в образовательном учреждении федеральным законодательством не предусмотрено.

При таких обстоятельствах доводы представителя Законодательного собрания о том, что п. 2 ст. 15 Закона Приморского края «О регулировании земельных отношений в Приморском крае» не установлены дополнительные, не предусмотренные ЗК основания сохранения за работником, прекратившим трудовые отношения, права на служебный надел, суд правильно признал несостоятельными.

Оспариваемым п. 2 ст. 15 Закона Приморского края, как обоснованно указал суд, незаконно расширен перечень случаев, при которых право на земельный надел не прекращается.

Поскольку члены семьи работника, призванного на действительную военную службу или альтернативную службу, а также поступившего на учебу, не являются работниками организации, предоставившей служебный надел, и права на самостоятельное предоставление им служебного надела не имеют, за ними только сохраняется такое право, однако это не свидетельствует о том, что сам работник названное право не утрачивает.

Суд также обоснованно признал несостоятельными доводы представителя Законодательного собрания Приморского края, указавшего, что альтернативная гражданская служба входит в понятие «военная служба», исходя из следующего.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военная служба определена как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах РФ.

В ст. 23 этого Закона приведены категории граждан, освобожденных от призыва на военную службу, сюда включены проходящие альтернативную гражданскую службу.

В п. 2 ст. 15 Закона Приморского края нет положений о сохранении права на служебный надел за одним из членов семьи работника, призванного на альтернативную гражданскую службу, на весь срок ее прохождения, а содержится норма о сохранении такого права за работником, призванным на военную службу, что противоречит подп. 1 п. 4 ст. 47 ЗК.

Следовательно, суд обоснованно удовлетворил заявление прокурора.

Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ решение Приморского краевого суда оставила без изменения, а кассационную жалобу Законодательного собрания Приморского края — без удовлетворения.

Земельное Право

Особый правовой режим имеют служебные земельные наделы, которые могут быть предоставлены, при наличии законных оснований, только гражданам.

Служебные земельные наделы предоставляются для сельскохозяйственного использования отдельным категориям работников организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков. Такие земельные наделы предоставляются на время работы, в связи с которой они выделены. Когда на служебном наделе посеяны сельскохозяйственные культуры, право пользования уволенного работника служебным наделом прекращается после снятия урожая.

Основания прекращения права на служебный земельный надел установлены в ст. 47 ЗК РФ, в соответствии с которой прекращение права безвозмездного срочного пользования возможно по решению того лица, которое предоставило земельный участок в пользование, или при наличии соглашения сторон о прекращении договора. Прежде всего таким основанием может быть истечение срока, на который был заключен договор. Основаниями прекращения права пользования земельным участком могут быть также отказ землепользователя от права на земельный участок или прекращение права пользования в принудительном порядке, т.е. случаи, предусмотренные в п. 1 и 2 ст. 45 ЗК РФ.

По общему правилу, право пользования служебным земельным наделом сохраняется до момента прекращения работником трудовых отношений. Прекращение права на служебный надел оформляется приказом руководителя организации, предоставившей в пользование земельный участок.

Однако работник в случае прекращения трудовых отношений имеет право использовать служебный земельный надел в течение срока, необходимого для окончания сельскохозяйственных работ.

Предусмотрены основания сохранения служебного земельного надела за работником, несмотря на прекращение трудовых отношений с соответствующей организацией. Это случай перехода на пенсию по старости или инвалидности.

Кроме того, ЗК РФ предусматривает основания сохранения права на служебный земельный надел за одним из членов семьи работника при наличии следующих условий. Если работник призван на действительную срочную военную службу или альтернативную службу, право пользования наделом сохраняется на весь срок службы. Если работник поступил на учебу, то право на служебный земельный надел сохраняется на весь срок обучения. Право на служебный земельный надел сохраняется за указанными лицами и в том случае, если работник погиб в связи с исполнением служебных обязанностей.

Нетрудоспособный супруг и престарелые родители сохраняют в этих случаях право на надел пожизненно, а дети – до их совершеннолетия.

24. Договор безвозмездного срочного пользования земельными участками

Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно, а от постоянного (бессрочного) пользования землей — временным характером отношений (прежде он так и назывался – «временное пользование»).

При безвозмездном срочном пользовании земельные участки предоставляются на срок, установленный законом (для участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности), договором (для участков из земель, находящихся в частной собственности) или на период трудовых отношений (служебные наделы). Земельный кодекс выделяет, таким образом, три возможных вида безвозмездного срочного пользования в зависимости от того, кому принадлежат предоставляемые в пользование земли: государству (муниципальным образованиям), организациям отраслей, работники которых имеют право на служебные земельные наделы, или иным юридическим лицам и гражданам.

Из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, земельные участки в безвозмездное срочное пользование предоставляются только государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Иные юридические лица и граждане могут получить такие участки в аренду. Этот вид безвозмездного срочного пользования возникает на основании акта органа исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Безвозмездное срочное пользование граждан и юридических лиц земельными участками, принадлежащими другим гражданам или юридическим лицам, осуществляется на основе договора. При этом в соответствии с п. 2 ст. 690 ГК РФ коммерческая организация не вправе передавать имущество (в том числе земельный участок) в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля.

Порядок заключения и исполнения договора безвозмездного пользования регулируется ст. 689 — 701 ГК РФ, по отношению к нему применяются также некоторые правила о договоре аренды, во многом сходном с рассматриваемым договором.

По договору безвозмездного срочного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать другой стороне земельный участок в пользование бесплатно на определенный срок (или без указания конкретного срока), а другая сторона обязуется использовать земельный участок в соответствии с его целевым назначением и условиями договора и вернуть его собственнику в надлежащем состоянии. Как любые сделки с землей, такой договор подлежит государственной регистрации. Если он заключен без указания срока, каждая сторона вправе во всякое время отказаться от договора, известив об этом другую сторону за 1 месяц (если договором не предусмотрен иной срок извещения). Землепользователь же вправе во всякое время отказаться и от договора, заключенного с указанием срока (если этим договором не предусмотрено иное), также предупредив собственника за один месяц.

Договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается в случае смерти гражданина-землепользователя или ликвидации юридического лица-землепользователя, если иное не предусмотрено договором. В случае же смерти собственника земельного участка или реорганизации юридического лица-собственника, предоставившего земельный участок, их права и обязанности по рассматриваемому договору переходят к наследнику (правопреемнику), также к новому собственнику переходят права и обязанности по договору безвозмездного пользования в случае отчуждения земельного участка.

Порядок предоставления организациями в безвозмездное пользование служебных земельных наделов своим работникам практически без изменений существовал в течение многих лет в советском, затем российском законодательстве, и ныне воспроизведен ЗК.

Право предоставления служебных земельных наделов имеют организации только определенных отраслей и только установленные категории работников таких отраслей. В настоящее время действует Постановление Совета Министров РСФСР от 20.03.1965 № 369 «О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, охотничьих хозяйств, линейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог и речного флота, связи и магистральных трубопроводов»[53]. Этим Постановлением для перечисленных категорий работников, проживающих в сельской местности, поселках городского типа и городах районного подчинения, установлен размер предоставляемого служебного надела (сенокоса и пашни) на семью.

Так, служебный надел предоставляется:

1) для лесников, постоянных рабочих, инженерно-технических работников и служащих лесхозов, лесничеств, лесных питомников, леспромхозов, лесопунктов, химлесхозов, рейдов, запаней, сплавных контор и других лесохозяйственных и лесозаготовительных предприятий, работников строительных участков (управлений), осуществляющих строительство лесозаготовительных и лесосплавных предприятий, работников лесной охраны заповедников и государственных лесоохотничьих хозяйств, егерей охотничьих хозяйств и заказников предоставляется пахотной земли — до 0,30 га, а в многолесных районах — до 0,50 га; сенокоса — от 1 до 2 га;

2) линейных работников автомобильных дорог и железнодорожного транспорта, список которых приведен в приложении к Постановлению, — пахотной земли до 0,25 га и сенокоса до 1 га, а в малонаселенных районах — пахотной земли до 0,50 га и сенокоса от 1 до 2 га;

3) линейных работников связи (работников линейных, линейно-технических и кабельных участков, усилительных пунктов и промежуточных радиорелейных станций эксплуатационно-технических узлов связи и управлений (районов) кабельных и радиорелейных магистралей) — пахотной земли до 0,25 га и сенокоса до 1 га;

4) линейных работников магистральных трубопроводов (нефтепроводов, продуктопроводов, газопроводов) и речного флота (судоходной обстановки и гидротехнических сооружений) — пахотной земли до 0,15 га и сенокоса до 1 га.

Основанием для выделения служебного земельного надела служит решение соответствующей организации. В статье 24 ЗК РФ не сказано достаточно четко о том, что участки в качестве служебного земельного надела выделяются только из земель, принадлежащих данной организации на праве собственности. Поэтому остается вопрос, могут ли быть предоставлены наделы из арендуемых земель? По крайней мере, прямого запрета на этот счет в законодательстве нет.

Последний абзац комментируемой статьи упоминает о правах и обязанностях лиц, использующих служебный земельный надел. Но необходимо иметь в виду, что нормы статей, на которые содержит отсылку данный абзац, распространяются на всех землепользователей, т.е. они также регулируют права и обязанности лиц, использующих землю и на основе других видов права безвозмездного срочного пользования, кроме служебных земельных наделов.

[53] Свод законов РСФСР. 1988. Т. 4. С. 112.

Статья 59. Сохранение права на служебный земельный надел

Право на служебный земельный надел, предоставленный до вступ­ления в силу настоящего Кодекса, сохраняется, если иное не установ­лено законодательными актами:

за работником, вышедшим на пенсию по возрасту или инвалид­ности, — пожизненно;

за членами семьи работника, перешедшего на выборную долж­ность, проходящего военную службу по призыву, обучающегося в

1 Об установлении типовой формы договора аренды земельного участка: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2008 г. № 427 // НРПА. 2008. № 70. 5/27379; 2008. № 209. 5/28212; 2009. № 14. 5/29081, № 109. 5/29680.

2 Об утверждении форм свидетельства (удостоверения) о государственной регистрации и Инструкции о порядке заполнения регистраторами свиде­ тельства (удостоверения) о государственной регистрации: постановление Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 24 авгу­ ста 2006 г. № 26 // НРПА. 2006. № 165. 8/15096; 2007. N° 201. 8/16968; 2008. № 95. 8/18628; № 199. 8/19318.

учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, в дневной форме обучения, — на время соответственно работы на вы­борной должности, военной службы, обучения;

за членами семьи умершего работника — в течение десяти лет со дня смерти работника. После истечения указанного срока право пользования служебным земельным наделом прекращается.

Работник, прекративший трудовые отношения с юридическим лицом, предоставившим ему служебный земельный надел, за ис­ключением случаев, указанных в части первой настоящей статьи, имеет право использовать этот надел после прекращения трудовых отношений в течение срока, необходимого для уборки выращенного урожая. После истечения срока, необходимого для уборки урожая, право пользования служебным земельным наделом прекращается.

Кодекс о земле не предусматривает такую цель предоставле­ния земельного участка, как служебное землепользование (слу­жебный земельный надел), однако сохраняет право пользова­ния ранее предоставленным служебным земельным наделом с уточнением оснований, субъектов и сроков пользования.

Ранее действовавший КоЗ закреплял данное основание для приобретения земельного участка в отношении отдельных кате­горий работников — граждан Республики Беларусь — определен­ных отраслей народного хозяйства — транспорта, лесного хо­зяйства, лесной промышленности, связи, водного, рыбного, охот­ничьего хозяйства и др. Перечень категорий работников опре­делялся Советом Министров Республики Беларусь. Так, соглас­но постановлению Совета Министров БССР от 4 мая 1965 г. № 1981 (утратившему силу2) служебный земельный надел мог

1 О служебных земельных наделах работников лесного хозяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, ли­ нейных работников железнодорожного транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов: постановление Со­ вета Министров Белорусской ССР от 4 мая 1965 г. № 198 // Собрание зако­ нов, указов Президиума Верховного Совета Белорусской ССР, постановле­ ний и распоряжений Совета Министров Белорусской ССР. 1965. № 18. Ст. 182. Собрание постановлений Правительства БССР. 1991. № 18. Ст. 207.

2 О признании утратившими силу некоторых решений правительства БССР: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 1825 // НРПА. 2008. № 15. 5/26563.

быть предоставлен указанным в нем работникам лесного хо­зяйства и лесной промышленности, заповедников, заказников и охотничьих хозяйств, линейным работникам железнодорожно­го транспорта, автомобильных дорог, речного флота, связи и магистральных трубопроводов. Предоставление служебных зе­мельных наделов соответствующим работникам производилось в силу того, что они состояли в трудовых отношениях с опреде­ленными организациями. Наличие трудовых отношений слу­жило необходимой предпосылкой как возникновения, так и существования права пользования служебным земельным на­делом.

При предоставлении служебного земельного надела возника­ла проблема определения права на земельный участок и его правовой природы. КоЗ не конкретизировал, в какое именно пользование — временное или постоянное — предоставлялся зе­мельный участок (этот пробел сохранился и в новом Кодексе о земле). Исходя из того, что законодательство не предусматрива­ло право постоянного пользования земельными участками граж­дан, следовало, что в данном случае подразумевается право вре­менного пользования. Но поскольку право временного пользо­вания подразделялось на краткосрочное (до трех лет) и долго­срочное (от трех до десяти лет), а служебные земельные наделы предоставлялись на время существования трудовых отношений, можно было говорить об особой разновидности права временно­го пользования, имеющей также специфику права пользования, оснований возникновения и прекращения, возможности сохра­нения права пользования.

Служебные земельные наделы могли предоставляться юри­дическими лицами по решению администрации организации из земель, находящихся в их постоянном пользовании, а при недо­статке таких земель — районными исполнительными и распоря­дительными органами по их решению из земель запаса и земель лесного фонда в размерах: пахотных земель — до 0,4 гектара; сенокосных земель при наличии в собственности сельскохозяй­ственных животных — до 1 гектара.

Правовая природа возникающего в этом случае так называ­емого вторичного землепользования неоднозначно оценивалась в юридической литературе. Некоторые авторы считали, что ука-

занное вторичное землепользование не имеет под собой закон­ных оснований, поскольку предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю могло производиться только после изъятия этого участка в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь. Поэтому де­лался вывод о существовавшей коллизии норм, не позволяв­шей юридическим лицам предоставлять земельные участки во вторичное пользование гражданам, и предлагалось ее устране­ние путем введения в КоЗ титула «вторичное землепользова­ние», предоставляемого без изъятия земельных участков и вне­сения соответствующих изменений в Положение о порядке изъя­тия и предоставления земельных участков1.

При наличии в семье нескольких работников, имеющих пра­во на служебный земельный надел, предоставлялся один слу­жебный земельный надел.

Участки пахотных земель могут быть использованы для вы­ращивания сельскохозяйственных культур. Возводить на этих участках капитальные строения пользователям запрещено. Пра­во возведения жилых строений законодательством предусмот­рено лишь в отношении некоторых категорий работников. Се­нокосные земли могут быть использованы для обеспечения кор­мами сельскохозяйственных животных, находящихся у работ­ников в собственности.

Граждане Республики Беларусь, которым служебные земель­ные наделы были предоставлены районными исполнительными комитетами, являются плательщиками земельного налога (ст. 5 Закона о платежах за землю). В то же время районные советы депутатов в пределах своей компетенции могут по мотивирован­ной просьбе плательщика — физического лица предоставлять льготы по уплате земельного налога за земельные участки, за исключением используемых при осуществлении предприниматель­ской деятельности (ст. 18 указанного Закона). В случае предос­тавления служебных земельных наделов юридическими лицами у организации нет оснований для возмещения сумм земельного налога со своих работников.

1 Шахрай И.С. Право специального лесопользования / И.С. Шахрай. Минск, 2006. С. 105.

Основания прекращения права пользования служебным зе­мельным наделом Кодексом о земле четко не определены. Пре­кращение пользования связывается, главным образом, с пре­кращением трудовых отношений с организацией, предоставив­шей надел. Независимо от момента прекращения трудовых от­ношений за работником сохраняется право использовать слу­жебный земельный надел в течение срока, необходимого для уборки выращенного урожая. Кроме того, в случаях, указанных в ч. 1 комментируемой статьи, право пользования наделом со­храняется и после прекращения трудовых отношений: пожиз­ненно — за работником при выходе его на пенсию по возрасту или инвалидности; в течение десяти лет со дня смерти работни­ка — за членами семьи умершего работника; на время работы на выборной должности, военной службы, обучения — за членами семьи работника, перешедшего соответственно на выборную дол­жность, проходящего военную службу по призыву, обучающего­ся в учреждениях образования, обеспечивающих получение выс­шего, среднего специального и профессионально-технического образования в дневной форме обучения. Если рассматривать право на служебный земельный надел в качестве особой разно­видности права временного пользования, также можно приме­нить основания его прекращения, предусмотренные ст. 63 Ко­декса о земле (см. комментарий к ст. 63)

Порядок прекращения права пользования служебным земель­ным наделом законодательством не определен. Представляет­ся, что прекращение права пользования может оформляться ре­шением организации, предоставившей служебный земельный надел, хотя законодательство не содержит никаких указаний на этот счет, или решением районного исполнительного коми­тета — если служебный надел предоставлялся по его решению.

Безвозмездное срочное пользование земельными участками

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса РФ земельные участки по договору безвозмездного срочного пользования могут предоставляться для нескольких целей различными субъектами, в том числе из государственных или муниципальных земель, а также из земель, находящихся в частной собственности:

  1. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления государственным и муниципальным учреждениям и казенным предприятиям на срок не более чем один год.
  2. Из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора.
  3. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления религиозным организациям для строительства.
  4. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления лицам, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт на строительство объекта недвижимости, осуществляемого полностью за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации или средств местного бюджета, на основе заказа, размещенного в соответствии с ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», на срок строительства объекта недвижимости.
  5. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления жилищно-строительным кооперативам в случаях, предусмотренных федеральным законом (ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»).
  6. Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренных Лесным кодексом РФ.

Служебный земельный надел — земельный участок, который предоставляется организацией гражданину в связи с исполнением им трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором).

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам указанных выше организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Государственную землю в собственность: Видео

20. Право безвозмездного пользования земельным участком

Понятие и субъекты — право, возникающее на основании договора о передаче на определенный срок земельного участка в безвозмездное пользование.

Из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельные участки передаются в безвозмездное срочное пользование государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления на срок не более чем один год. Если есть постоянная необходимость в пользовании таким участком перечисленными лицами, им предоставляется право постоянного (бессрочного) пользования.

В безвозмездное срочное пользование такие участки предоставляются также религиозным организациям.

Земельные участки, находящиеся в частной собственности, предоставляются их собственниками в безвозмездное срочное пользование иных граждан или юридических лиц на срок, определенный соглашением сторон.

В безвозмездное пользование передаются также земельные участки гражданам в виде служебного надела на срок их участия в трудовых отношениях с организациями отдельных отраслей экономики (транспорта, л/х, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, гос. природных заповедников и национальных парков).

Содержание — лицо, обладающее правом безвозмездного срочного пользования, осуществляет безвозмездное владение и пользование земельным участком, распоряжение правом не допускается.

Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками

1. В безвозмездное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на условиях и в порядке, которые установлены статьей 39.10 настоящего Кодекса, в том числе в виде служебного надела;

2) находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора, в том числе в виде служебного надела.

1.1. Договор безвозмездного пользования земельным участком заключается в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.

2. Служебные наделы предоставляются в безвозмездное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, организаций, осуществляющих деятельность в сфере охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Одним из видов прав на земельные участки, предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации (далее – ЗК РФ), является право безвозмездного срочного пользования. Право безвозмездного срочного пользования земельными участками является обязательственным правом.

Так, по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (п.1 ст.689 ГК РФ).

Особенности договора безвозмездного срочного пользования земельным участком:

1) безвозмездность (отношения сторон являются безвозмездными);

2) предметом договора является земельный участок или часть земельного участка, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (индивидуально-определенная непотребляемая вещь). В договоре безвозмездного срочного пользования должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить земельный участок, подлежащий. Земельный участок, подлежащий передаче по договору, определяется путем указания его кадастрового номера (учетного номера части земельного участка), категории земель, вида разрешенного использования, местоположения (адреса), площади. При отсутствии этих данных в договоре условие считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным;

3) срочность (пользование земельным участком ограничено во времени);

4) по истечении указанного времени (срока) земельный участок должен быть возвращен.

На основе ст.24 ЗК «Безвозмездное срочное пользование земельными участками»

Земли, которые могут предоставляться в безвозмездное срочное пользование (безвозмездное и безвозмездное срочное — это одно и тоже):

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, юридическим лицам (казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий), на срок не более чем один год;

Смотрите еще:

  • Судебная практика статья 322 ук рф Судебная практика статья 322 ук рф «14» марта 2018 года г. Севск Севский районный суд Брянской области в составе председательствующего судьи Павлютенковой М.А., при секретаре Яковлевой О.В., с участием государственного […]
  • Мировой суд курган 38 Мировой суд курган 38 Судебный участок №38 судебного района города Кургана Курганской области В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации», в связи временным отсутствием […]
  • Исполнение областного бюджета за 2011 Закон Томской области от 6 июля 2012 г. N 127-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" (принят постановлением Законодательной Думы Томской области от 26 июня 2012 г. N 379) Закон Томской области от 6 июля 2012 […]
  • Коап рф действующая редакция 2018 ст 204 Статья 28.4. Возбуждение дел об административных правонарушениях прокурором 1. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.6, 5.7, 5.21, 5.23 — 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 — […]
  • Гпк 130 Статья 130. Выдача судебного приказа взыскателю Статья 130. Выдача судебного приказа взыскателю См. комментарии к статье 130 ГПК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 8 марта 2015 г. N 41-ФЗ в часть 1 […]
  • Различия брачного договора и соглашения о разделе имущества Чем отличается брачный договор от соглашения о разделе имущества супругов? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. С целью раздела […]