Система местного самоуправления украины

Система местного самоуправления в Украине

Суть местного самоуправления как формы самоорганизации местного населения заключается в том, что функционально и организационно оно является определенной социальной системой или тем организационно-правовым механизмом, благодаря которому территориальные общины непосредственно и через избираемые ими органы осуществляют функции и полномочия местного самоуправления.

Согласно Закону «О местном самоуправлении в Украине», местное самоуправление осуществляется территориальными общинами сел, поселков, городов как непосредственно, так и через сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, а также через районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, города (ст. 2).
Институты местной демократии (прямая и представительная демократия) обеспечивают тесную связь населения, территориальной общины в целом с органами и должностными лицами местного самоуправления и гарантируют решение всех вопросов местного значения в интересах территориальной громады.

Совокупность различных организационных форм и институтов местной демократии, через которые осуществляются функции и полномочия местного самоуправления, образует систему местного самоуправления.
Вместе с тем следует отметить, что в юридической литературе понятие «система местного самоуправления» рассматривается в двух значениях – как система местного самоуправления вообще и как система местного самоуправления конкретного села, поселка, города.

Согласно Закону Украины «О местном самоуправлении в Украине» (ст. 6), система местного самоуправления включает:
– Территориальную общину;
– Сельский, поселковый, городской совет;
– Сельского, поселкового, городского председателя;
– Исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;
– Районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов;
– Органы самоорганизации населения.

Первичным субъектом и самым распространенным элементом системы местного самоуправления является территориальная община. Право территориальной общины на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина Украины участвовать в местном самоуправлении. Согласно ст. 3 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине», граждане Украины реализуют свое право на участие в местном самоуправлении по признаку принадлежности к соответствующим территориальным общинам. При этом какие-либо ограничения этого права в зависимости от их расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного состояния, срока проживания на соответствующей территории, по языковым или другим признакам запрещаются.

Основными формами участия граждан в осуществлении местного самоуправления являются:
– Местный референдум;
– Выборы депутатов соответствующего местного совета и предусмотренных законом должностных лиц местного самоуправления (местные выборы)
– Общие собрания (конференции) граждан по месту жительства;
– Коллективные и индивидуальные обращения (петиции) в органы и должностных лиц городского самоуправления;
– Общественные слушания;
– Местные инициативы;
– Участие в работе органов местного самоуправления и работа на выборных должностях городского самоуправления;
– Другие, не запрещенные законом, формы.
Территориальную общину представляет Совет, осуществляющее от ее имени и в ее интересах функции и полномочия местного самоуправления (ст. 10 Закона Украины «О местном самоуправлении»). Советами, в свою очередь, создаются исполнительные органы, которые подконтрольны и подотчетны перед ней (ст. 11 Закона Украины «О местном самоуправлении»).

Особенностью местного самоуправления является то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и выступают самостоятельным элементом системы местного самоуправления. Кроме того, в системе местного самоуправления не действует принцип разделения властей, по которому построена система центральных органов государственной власти. Поэтому система местного самоуправления на уровне территориальных общин сел, поселков, городов сама принимает соответствующие решения и сама, собственными силами выполняет их. Особенностью мисцевего самоуправления является и то, что полномочия его органов продолжаются как и на региональном уровне, в лице районных, областных советов, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов, так и на микроуровне, которые представляют интересы домов, улиц, кварталов , микрорайонов, отдельных сел, объединенных с другими населенными пунктами в одну административно-территориальную единицу – сельсовет (Конституция Украины (ст. 140), Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» (статьи 14, 26) и Закон Украины « об органах самоорганизации населения »от 11 июля 2001). Кроме того, самостоятельным элементом системы местного самоуправления является сельский, поселковый, городской председатель, который избирается территориальной общиной села, поселка, города и который возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях.

Еще одной особенностью местного самоуправления является то, что в городах Киеве и Севастополе исполнительные органы городского и районных в городах советов должны совмещать функции исполнительного органа соответствующего совета и функции местной государственной администрации.

Конституционное право Украины

Местное самоуправление » Система местного самоуправления и его принципы

Местное самоуправление представляет собой соответствующую систему, которая функционирует на конституционно-правовых основах.

Система местного самоуправления — это совокупность органов и разнообразных организационных форм, с помощью которых соответствующее территориальную общину или ее составные части решают вопрос местного значения, осуществляют задание и функции местного самоуправления.

Закон «О местном самоуправлении в Украине» (ст. 5) к элементам системы местного самоуправления относит: а) территориальное общество; ) сельский, поселковый, городской советы; в) сельского, поселкового, городского председателя; г) исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета; ґ) районные в городе советы, которые создаются в городах с районным делением по решению территориальной общины города или городского совета; д) районные и областные советы, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов; е) органы самоорганизации населения.

Территориальную общину — основной субъект местного самоуправления. К ней входят жители села (нескольких сел), поселка, города. Это выплывает из действующего законодательства. Да, в соответствии с Законом «О местном самоуправлении в Украине», первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальную общину села, поселка, города (п. 1 ст. 6), которую составляют жители, что постоянно проживают в пределах села, поселка, города, которые являются самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, которые имеют единственный административный центр (ч. 1 ст. 1). Следует отметить то, что территориальные общества соседних сел могут объединяться в одно территориальное общество, создавать единственные органы местного самоуправления и избирать единственного сельского председателя. При этом добровольное объединение этих обществ происходит по решению местных референдумов соответствующих территориальных общин сел. Выход из состава сельской общины также осуществляется по решению референдума соответствующего территориальной общины (п. 4 ст. 6 Закона).

В органы местного самоуправления принадлежат сельские, поселковые, городские советы, которые состоят из депутатов, которые избираются на основе общего, ровного, прямого избирательного права путем тайного голосования. Районные и областные советы представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов. Мировая практика свидетельствует о том, что именно выборные органы местного самоуправления являются основными носителями полномочий относительно самоуправления, главной формой самоорганизации территориальных общин.

Местное самоуправление в Украине. Понятие и система. Местные выборы. Статус депутатов местных советов

Местное самоуправление — это право территориальной общины (жителей села или добровольного объединения в сельскую общину жителей нескольких сел, поселка, города) самостоятельно решать вопросы местного значения в пределах Конституции и законов Украины. Граждане Украины реализуют свое право на участие в местном самоуправлении по принадлежности к соответствующим территориальным общинам. Ограничение прав территориальных общин на местное самоуправление может быть применено лишь в условиях военного или чрезвычайного положения.

Закон «О местном самоуправлении» от 21 мая 1997 г. провозгласил, что самоуправление в Украине осуществляется на принципах народовластия, законности, гласности, коллегиальности, сочетания государственных и местных интересов, выборности и т.д.

Система местного самоуправления в Украине включает:

— сельский, поселковый, городской совет;

— сельского, поселкового, городского председателя;

— исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета;

-районные и областные советы, что представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов;

— органы самоорганизации населения.

Территориальная община села, поселка, города есть первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий.

Местный референдум является формой решения территориальной громадой вопросов местного значения путем прямого волеизъявления.

Формой непосредственного участия граждан в решении вопросов местного значения является также общее собрание граждан по месту жительства. Решение общего собрания граждан учитываются органами местного самоуправления в их деятельности.

Сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации населения и наделять их часть собственной компетенции, финансов, имущества. их полномочия определяется специальным законом.

Территориальная община имеет право проводить общественные слушания — встречаться с депутатами соответствующего совета и должностными лицами местного самоуправления, во время которых члены территориальной общины могут заслушивать их, поднимать вопросы и вносить предложения по вопросам местного значения, относящихся к подчинению местного самоуправления. Общественные слушания проводятся не реже одного раза в год. Предложения, которые вносятся по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления.

Сельские, поселковые, городские советы являются органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные общины и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией и законами Украины.

Решение сельского, поселкового, городского совета может быть приостановлено сельским, поселковым, городским головой и внесено на повторное рассмотрение соответствующего совета. Если совет двумя третями депутатов от общего состава совета отклонила замечания председателя, то оно вступает в силу.

Полномочия сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета могут быть досрочно прекращены в случаях:

— если совет принял решение с нарушением Конституции Украины, законов, прав и свобод граждан, игнорируя при этом требования компетентных органов о приведении этих решений в соответствие с законом;

— если сессии совета не проводятся без уважительных причин в сроки, установленные законом, или совет не решает вопросов, отнесенных к ее полномочиям.

Полномочия сельского, поселкового, городского, районного в городе совета могут быть прекращены досрочно по решению местного референдума.

Исполнительные органы советов — органы, которые создаются сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах (в случае их создания) советами для осуществления исполнительных функций и полномочий местного самоуправления в пределах, определенных законами.

Исполнительными органами сельских, поселковых, городских, районных в городах (в случае их создания) советов являются их исполнительные комитеты, отделы, управления и другие создаваемые советами исполнительные органы. Исполнительные органы сельских, поселковых, городских, районных в городах советов подконтрольны и подотчетны соответствующим советам, а по вопросам осуществления делегированных им полномочий органов исполнительной власти — также подконтрольными соответствующим органам исполнительной власти. В сельских советах, их представляющих территориальные общины, которые насчитывают до 600 жителей, по решению соответствующей территориальной общины или сельского совета исполнительный орган совета может не создаваться. В этом случае функции исполнительного органа совета (кроме распоряжения земельными и природными ресурсами) осуществляет сельский председатель единолично.

Сельский, поселковый, городской голова есть главным должностным лицом территориальной общины соответственно села (добровольного объединения в одну территориальную громаду жителей нескольких сел), поселка, города. Голова возглавляет исполнительный комитет соответствующего сельского, поселкового, городского совета, председательствует на ее заседаниях. Он не может быть депутатом любого совета, совмещать свою служебную деятельность с другой должностью, в том числе на общественных началах (кроме преподавательской, научной и творческой работы во вне-рабочее время), заниматься предпринимательской деятельностью, получать от этого прибыль.

Сельский, поселковый, городской голова избирается соответствующей территориальной громадой на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права путем тайного голосования сроком на четыре года.

Сельский, поселковый, городской совет может принять решение о недоверии сельскому, поселковому, городскому голове.

Решение о проведении местного референдума о досрочном прекращении полномочий сельского, поселкового, городского председателя принимается сельским, поселковым, городским советом как по собственной инициативе, так и по требованию не менее одной десятой части граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право голоса.

Во время осуществления предоставленных полномочий сельский, поселковый, городской голова является подотчетным, подконтрольным и ответственным перед территориальной громадой, ответственным — перед соответствующим советом, а по вопросам осуществления исполнительными органами совета полномочий органов исполнительной власти — также подконтрольным соответствующим органам исполнительной власти.

Областные и районные советы есть органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных общин сел, поселков, городов, в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины и законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами. Председатель районного, областного, районного в городе (в случае ее создания) совета избирается соответствующим советом из числа ее депутатов в пределах срока полномочий совета тайным голосованием. В своей деятельности председатель районного, областного, районного в городе совета подотчетен совету и может быть освобожден от должности советом, если за его освобождение проголосовало не менее чем две трети депутатов от общего состава совета путем тайного голосования. Вопрос об освобождении председателя совета может быть внесен на рассмотрение совета по требованию не менее трети депутатов от общего состава совета.

Срок полномочий местных советов — пять лет. Местный совет считается правомочным при условии избрания не менее двух третей депутатов от общего состава совета. Если в совет избрано менее двух третей ее состава, до избрания необходимого количества депутатов продолжает осуществлять полномочия совет предыдущего созыва. В случае досрочного прекращения полномочий некоторых депутатов, в результате чего в состав совета входит менее как две трети депутатов, до избрания необходимого количества депутатов такой совет считается правомочным при наличии более половины депутатов от общего состава совета.

Местный совет проводит свою работу сессионно. Сессия состоит из пленарных заседаний совета, а также заседаний постоянных комиссий совета. Сессия совета созывается по необходимости, но не реже одного раза в квартал. Сессия совета является правомочной, если в ее пленарном заседании принимает участие более половины депутатов от общего состава совета.

Полномочия депутата совета начинаются с момента официального объявления соответствующей территориальной избирательной комиссией на сессии совета решения об итогах выборов и признании полномочий депутатов и заканчиваются в день первой сессии совета нового созыва.

Акты органов и должностных лиц местного самоуправления по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины признаются незаконными в судебном порядке.

Система местного самоуправления украины

Важным признаком местного самоуправления является его системный характер»Местное самоуправление, говорится в. Конституции Украины, осуществляется территориальной громадой в порядке, установленном законом как непосредственно, так и через органы местного самоуправления: сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы. Органами местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных х громад сел, поселков и городов, являются районные и областные советы. Сельские, поселковые, городские советы могут разрешать по инициативе жителей создавать домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации н аселення и наделять их частью собственной компетенции, финансов, имущества (в 140140).

Перечисленные элементы этого организационного механизма представляют собой систему местного самоуправления (в 5. Закона) есть. Основной. Закон и. Закон Украины»О местном самоуправлении в Украине»определяют ь основные принципы построения системы местного самоуправления и ее составляющие элементти.

Итак, система местного самоуправления Украины — это определенная. Конституцией и законами Украины совокупность субъектов местного самоуправления, что, согласно. Конституции и законов Украины, осуществляю ют основные функции местного самоуправления.

Система местного самоуправления имеет свою внутреннюю построение — структуру местного самоуправления, является сложной и разноуровневой по своему характеру. Она представлена ??сельскими, поселковыми, городскими, районными в городах (в случае их создания), областными и. Киевской и. Севастопольской городскими советами и их должностными и служебными лицами; сельскими, поселковыми, городскими головами; органами самоорг ции населения на местах (домовые, уличные, квартальные и другие органы самоорганизации),

Система местного самоуправления на уровне села, поселка, города отмечается как единством, так и ее дифференциацией. Так, территориальная община соответствии с частями 1, 3 ст 140. Конституции Украины, а также же. Закона Украины»О местном самоуправлении в Украине»(ч 1 ст 6) является первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий, т.е. наиболее полномочным элементом сист еми местного самоуправленияання.

Сельский, поселковый, городской совет является органом местного самоуправления, который представляет соответствующую территориальную общину и осуществляет от имени и в ее интересах функции и полномочия местного самоуправления ування (ч 1 ст 10. Законау).

Исполнительные органы (исполнительный комитет, отделы и управления и другие исполнительные органы отраслевой и функциональной компетенции) сельских, поселковых, городских советов создаются указанными советами и является им подков онтрольнимы и подотчетными (части 1 2 ст 11. Законау).

Возглавляет исполнительный орган совета и председательствует на его заседаниях сельский, поселковый, городской голова — должностное лицо, избираемое соответствующей территориальной общиной и е подотчетным, подконтрольным и отв ответственное перед ней а также ответственным перед соответствующим советом (ч. 2 ст 141. Конституции Украины, статьи 12,42. Законану).

Существенной особенностью местного самоуправления является то, что в его системе не действует принцип разделения властей, присущий механизма государства. Зато существует единство представительных 1 исполнительный органов местного са амоврядування. Система местного самоуправления на уровне территориальных громад сел, поселков, городов должна функционировать как так называемая»работающая корпорация», которая самостоятельно принимает соответствующие решения и самости йно их выполнятьує.

Одной из характерных особенностей системы местного самоуправления, осуществляемого на уровне территориальных общин сел, поселков, городов, является то, что она имеет свое продолжение как на региональном уровне, в лице и районных, областных советов-органов местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов, так и на микроуровне (домов, улиц, кварталов, микрорайонов), в лице так называемых органов самоорганизации населения — домовых, уличных, квартальных комитетов, комитетов микрорайонов. Перечисленные органы также определяются как самостоятельные элементы системы местного с амоврядування, своего рода ее»микроструктура»(ч 1 ст 5. Законану).

В городах с районным делением в систему местного самоуправления этих городов относят также районные в городе территориальные общины, а также районные в этих городах советы и их исполнительные органы (ч 1 ст 142, п п 8. Раздела XV»Переходные положения»Конституции Украины, ч. 2 ст 5, ч 5 ст 6. ЗаконаЗакону).

Особый правовой статус в системе местного самоуправления села, поселка, города имеет сельский, поселковый, городской голова. Действующий. Закон о местном самоуправлении определяет сельского, поселкового, миськог го голову как главную должностное лицо самой территориальной общины (ч 1 ст 1212).

Свои особенности имеют системы местного самоуправления в городах. Киеве и. Севастополе.

Особенности местного самоуправления в г.. Киеве закреплены. Законом Украины»О столице Украины — городе-герое. Киеве», их суть сводится к тому, что городская и районные в этом городе совета должны формировать с свои власти исполнительные органы»на базе соответствующих государственных администраций, которые параллельно выполняют функции государственной исполнительной власти»(п. 2. Заключительных положений. Законау).

Что же касается системы местного самоуправления в г. Севастополе, то она пока не приведена в соответствие с действующей. Конституцией Украины, поскольку специальный закон о статусе этого города пока не принятьй.

Система местного самоуправления, в первую очередь, определяется его основными функциями. Эти категории являются взаимосвязанными: система определяет организационную структуру местного самоуправления, а функции — основные направления и виды деятельности местного самоуправленияя.

Итак, функции местного самоуправления — это определенные. Конституцией и законами Украины основные направления и виды деятельности местного самоуправления в Украине

Функции местного самоуправления осуществляются на принципах народовластия, законности, компетентности, сочетания местных и государственных интересов, системности и других принципов.

Функции местного самоуправления многообразными и различаются по своему назначению и юридическими свойствами.

В первую очередь, функции местного самоуправления делятся по объектам — политические, экономические, социальные, культурные (духовные) и другие функции местного самоуправления.

Политические функции местного самоуправления, как правило, связанные с реализацией форм непосредственной демократии на местах в соответствии с. Конституцией и законами Украины.

частности, политические функции местного самоуправления предусматривают: обеспечение проведения местных референдумов и реализацию их результатов, обеспечение проведения местных выборов и других форм без зпосередньои демократии на местах; объединение в ассоциации местного самоуправления тощ.

Экономические функции местного самоуправления предусматривают управление имуществом, находящимся в коммунальной собственности; создании, реорганизации и ликвидации коммунальных предприятий, организаций и учреждений, а также же осуществление контроля за их деятельностью; утверждение бюджетов соответствующих административно-территориальных единиц и контроль за их выполнением, установление местных налогов и сборов в соответствии с зако на; образование внебюджетных целевых средств; регулирования земельных отношений; решение вопросов о предоставлении разрешения на специальное использование природных ресурсов и. И.

Важное значение имеют социальные функции местного самоуправления. Это, прежде всего, утверждение программ социально-экономического развития соответствующих областей и районов и контроль за их выполнением; зао утверждение градостроительных программ, управление учреждениями здравоохранения, которые принадлежат территориальным общинам; оказанию социальной помощи инвалидам, ветеранам войны и труда, семьям погибших военных ослужбовцив, а также военнослужащим, уволенным в запас или отставку, инвалидам с детства, многодетным семьям; решение в установленном законом порядке вопросов опеки и попечительства; осуществления контроля за обеспечением социальной защиты работников, занятых на работах с вредными условиями труда и ин.

Следующим видом объектных функций местного самоуправления является его культурные функции, реализация которых предусматривает: утверждение программ культурного развития соответствующих областей и районов и контроль за а их выполнением, управление учреждениями образования и культуры, которые принадлежат территориальным общинам: основания местных. СМИ соответствующих местных советов; объявления объектов, имеющих историческую, культурную или научную ценность памятниками истории или культуры; решение вопросов о рабочий язык совета в соответствии с законодательством о языках; возрождения ячеек традиционного народного творчества и и.

Осуществление субъектами местного самоуправления такой деятельности, как организация территорий и объектов природно-заповедного фонда местного значения; объявлении природных объектов, имеющих экологическую ц ценность, памятниками природы и т.д., позволяет выделить такой вид их объектных функций, как экологические функции местного самоуправления. Впрочем правовая природа экологических функций местного самоуправления я нуждается в дополнительном обоснованиия.

Функции местного самоуправления также могут быть классифицированы по субъектами местного самоуправления, что дает основания выделить функции территориальных общин; функции местных советов; функции исполнительного их органов; функции сельских, поселковых и городских голов; функции органов самоорганизации населения тощ.

Направления и виды деятельности местного самоуправления также могут быть классифицированы по способами и средствами их осуществления (правоприменительная; нормотворческая; организационная, воспитательная, прогностическая и др.); ум языках осуществления — время (постоянные, временные) и территория осуществления (согласно системы административно-территориального устройства Украины) тощо.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

§2. Система местного самоуправления в Украине

Определение системы местного самоуправления и ее элементов является достаточно сложным, поскольку само понятие местного самоуправления, как было указано ранее, может рассматриваться в разных плоскостях. Поскольку за современного состояния дел в Украине каждая из этих плоскостей-аспектов выражается в определенных формах, то в процессе описания системы украинского местного самоуправления необходимо учитывать все эти аспекты.

Определенной сложности добавляет и законодатель, формулируя в ст.5 Закона «О местном самоуправлении в Украине», что система местного самоуправления включает: территориальную общину, сельский, поселковый, городской совет, сельского, поселкового, городского голову, исполнительные органы сельского, поселкового, городского совета, районные и областные советы, органы самоорганизации населения. Но из самого понятия местного самоуправления, которое дает нам Закон «О местном самоуправлении», следует, что это не только право, но и реальная способность общины самостоятельно или под ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления решать вопросы местного значения. А эту способность община может самостоятельно реализовать только используя разнообразные формы непосредственного народовластия. Поэтому законодательное определение системы местного самоуправления является неполным и может рассматриваться только как система субъектов местного самоуправления, или, как отмечается в некоторой учебной литературе, как система местного самоуправления в структурно-организационном плане.

Согласно ст.5 Конституции народ осуществляет свою власть непосредственно и через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Таким образом, закрепляются две основные группы форм реализации народовластия: формы непосредственного и опосредованного народовластия. Аналогичным образом определяются эти формы на местном уровне.

Следовательно, система местного самоуправления может быть рассмотрена в двух аспектах. Нужно различать систему форм осуществления местного самоуправления и систему субъектов местного самоуправления.

Систему форм осуществления местного самоуправления составляют:

1. Формы непосредственной демократии, используемые в системе местного самоуправления. К ним относятся:

— местный референдум — форма решения территориальной громадой вопросов местного значения путем прямого волеизъявления;

— местные выборы — выборы депутатов соответствующего местного совета и сельских, поселковых, городских голов;

— общее собрание граждан — собрание всех или части жителей территориальной общины по месту жительства для решения вопросов местного значения;

— местные инициативы — предложение членов общины об обязательном рассмотрении на открытом заседании совета любого вопроса, отнесенного к ведению местного самоуправления. Порядок внесения местной инициативы определяется советом или уставом общества. Внесена местная инициатива подлежит обов’зковому рассмотрению на открытом заседании совета при участии членов инициативной группы;

— общественные слушания — это заслушивание не реже одного раза в год обществом отчетов депутатов совета и должностных лиц местного самоуправления, во время которого могут нарушаться различные вопросы и вноситься предложения по вопросам местного значения;

— организация и участие в митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях на местном уровне;

— участие населения в работе органов местного самоуправления на добровольных началах (в качестве экспертов, специалистов, консультантов, общественных контролеров).

2. Формы представительной демократии, используемые в системе местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, местные главы, органы самоорганизации населения, которые избираются населением и через деятельность которых граждане могут влиять на осуществление местного самоуправления на подведомственной территории.

Остановимся теперь более подробно на характеристике некоторых элементов системы форм непосредственной демократии на местном уровне.

Местный референдум является высшей нормативной формой непосредственного волеизъявления территориальной общины по решению вопросов местного значения. Его организация и проведение пока что регламентируется Законом Украины «О всеукраинском и местные рефередуми» от 03.07.1991 г. №1286-XI , хотя он и значительно устарел.

Согласно действующему законодательству, местный референдум может проводиться по вопросам местного значения, которыми могут быть, например, принятие, изменение или отмена решений по вопросам, относящимся к ведению местного самоуправления, принятие актов, которые определяют содержание решений советов и их исполнительных органов. Что касается вопросов наименования и переименования населенных пунктов, создания и ликвидации районов, установления и изменения границ районов и городов, отнесение населенных пунктов к категории городов, то согласно Конституции, эти вопросы отнесены к компетенции Верховной Рады Украины, хоть они обязательно решаются с учетом мнения населения соответствующей общины (например, путем проведения консультативного референдума).

Предметом местного референдума не могут быть вопросы, отнесенные законом к ведению органов государственной власти.

В местном референдуме имеют право участвовать граждане Украины, которые достигли возраста 18 лет и постоянно проживают на территории соответствующей общины. Не имеют права голоса недееспособные. Подготовка и проведение местного референдума осуществляется за счет местного бюджета.

Можно выделить несколько стадий референдного процесса: 1) назначение местного референдума; 2) подготовка и проведение местного референдума; 3) голосование и определение итогов референдума; 4) опубликование и введение в действие решений, принятых местным референдумом.

На первой стадии происходит образование инициативных групп, их регистрация и сбор подписей, а также принятия решения о назначении местного референдума. Инициативная группа сельского, поселкового, городского референдума образуется на собрании с участием не менее 50, а областного или районного референдума — не менее 200 граждан. Не позднее чем за 10 дней до проведения собрания их инициаторы должны письменно сообщить местного председателя или председателя совета.

Перед началом собрания проводится регистрация участников, составляется их список, избирается председатель и секретарь собрания. Предложение о проведении референдума принимается большинством участников собрания, утверждается формулировки вопросов, которые предлагается вынести на местный референдум и избирается инициативная группа, состоящая не менее чем из 10 человек. О проведении собрания составляется протокол.

Инициативная группа местного референдума регистрируется сельским, поселковым, городским председателем, председателем областного, районного, районного в городе совета, для чего подаются соответствующие документы — список участников собрания, протокол собрания, точная формулировка вопроса местного референдума, список членов инициативной группы. Председатель регистрирует инициативную группу и выдает свидетельство о регистрации, после чего в течение одного месяца группа осуществляет сбор подписей за проведение местного референдума. После завершения этой работы инициативная группа составляет итоговый протокол и передает подписные листы голове, который в 15-дневный срок организует проведение проверки документов и подведения итогов сбора подписей, о чем составляется соответствующий акт. Акт подписывает председатель и представители инициативной группы, после чего вопрос о проведении местного референдума выносится на рассмотрение сессии совета.

Местный референдум назначает представительный орган местного самоуправления на требование, подписанное 1/10 частью граждан, которые постоянно проживают на соответствующей территории и имеющих право участвовать в референдуме. Совет определяет дату проведения, название проекта решения или содержание вопроса, выносимого на местный референдум и об этом объявляется в местных средствах массовой информации.

На подготовительной стадии соответствующими советами или головами образуются участки с количеством от 20 до 3000 граждан, а также областные, районные, городские, сельские, поселковые комиссии референдума и участковые комиссии. Сельские, поселковые, городские головы или главы областных, районных, районных в городе советов обеспечивают составление списков граждан, имеющих право участвовать в местном референдуме и передают участковым комиссиям списки, в которых граждане могут ознакомиться со списком и проверить правильность его составления.

Содержание и форма бюллетеня для голосования устанавливается местным советом и вручается участковым комиссиям. Голосование проводится с 7 до 20 ч. Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой комиссии, заносятся в протокол и направляются соответственно в областной, районной, городской, районной в городе, сельской, поселковой, городской комиссии по референдуму, которая признает результаты местного референдума.

Проект решения считается принятым, если за него было подано большинство голосов граждан от числа тех, кто принял участие в местном референдуме. Референдум признается несостоявшимся, если в нем приняло участие менее ½ граждан, внесенных в списки для голосования. Если же во время проведения референдума были допущены грубые нарушения закона, соответствующий местный совет в 15-дневный срок может назначить повторный местный референдум. Сообщение о результате местного референдума публикуется не позднее чем на 10 день после его проведения.

Решение, принятое местным референдумом, выступает основным актом локального нормотворчества общины, который позволяет ей принимать прямое участие в управлении местными делами, не нуждается в утверждении должностными лицами или органами местного самоуправления и является обязательным для исполнения на соответствующей территории.

Одной из важнейших составных частей системы местного самоуправления выступают общие собрания граждан. Закон «О местном самоуправлении в Украине» подчеркивает, что порядок проведения собрания определяется законом и уставом территориальной общины. Однако такой Закон еще не принят и поэтому при реализации этой формы демократии руководствуются Положением об общих собраниях граждан по месту жительства в Украине, утвержденным постановлением Верховной Рады Украины № 3748-XII от 17.12.1993 г.

Собрание созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в год по месту жительства граждан села, поселка, микрорайона, жилищного комплекса, улицы, квартала, дома для обсуждения важнейших вопросов местного значения. В их работе имеют право принимать участие граждане с 18 лет, постоянно проживающие на соответствующей территории, депутаты местных советов, представители государственных органов, трудовых коллективов, объединений граждан.

На основе анализа Положения можно выделить несколько видов собраний граждан:

1. Общее собрание всех граждан, проживающих на соответствующей территории и имеющих право участвовать в выборах (правомочно при наличии более 1/2 граждан).

2. Собрание или конференция представителей граждан соответствующих территориальных образований (является правомочным при наличии не менее 2/3 представителей) — созывается в случае, если созыва общего собрания связано с организационными трудностями. Представители избираются на общем собрании или определяются органами самоорганизации населения.

Собрание созывается председателем совета или исполнительным комитетом, органами самоорганизации населения, а также по предложению не менее 1/3 от общего количества жителей, совета, постоянной комиссии совета, трудового коллектива, объединения граждан. Если собрание созывается органами самоорганизации населения, они должны сообщить об этом совету или его исполкома, которые оказывают помощь в подготовке и проведении собрания. Решение о созыве собрания доводится до сведения жителей не позднее чем за 7 дней до дня проведения с указанием времени, места, повестки дня.

Собрание открывают и ведут председатель совета, его заместитель, а если собрание созвано по решению органа самоорганизации населения — его руководитель. Для ведения собрания может избираться президиум собрания, секретарь для ведения протокола и счетная комиссия.

По результатам обсуждения вопросов собрания принимается большинством голосов присутствующих решения, которые воплощаются в жизнь местными главами, советами, исполкомами, органами самоорганизации граждан.

К компетенции собрания относятся разнообразные вопросы, среди которых наиболее важными являются обсуждение проектов решений местных советов по важнейшим вопросам местной жизни, внесение предложений по вопросам повестки дня сессии местных советов, вопрос о внесении на рассмотрение местных советов предложений по проведению местного референдума, информирования населения о принятых органами местного самоуправления решения, о законодательстве Украины по вопросам, которые касаются интересов граждан и др.

Общественные слушания, которые также являются формой непосредственного участия территориальной громады в решении вопросов местного значения, проходят в форме встреч ее членов с депутатами местного совета и должностными лицами местного самоуправления. Предложения, которые вносятся по результатам общественных слушаний, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления. Порядок организации, периодичность и сроки их проведения не определены законодательно и должны быть закреплены уставом общества.

В ст.5 Закона «О местном самоуправлении в Украине» закреплена система субъектов местного самоуправления, среди которых в зависимости от значимости и влияния на осуществление задач и функций местного самоуправления условно можно выделить несколько уровней, первичным из которых является территориальная община села, поселка, города как основной носитель функций и полномочий местного самоуправления.

Ее составляют жители, объединенные постоянным проживанием в пределах села, поселка, города, являющихся самостоятельными административно-территориальными единицами, или добровольное объединение жителей нескольких сел, имеющих единый административный центр. Причем такое объединение территориальных общин соседних деревень происходит по решению местных референдумов, которое является предоставлением согласия на создание совместных органов местного самоуправления, формирование общего бюджета и муниципального имущества.

Действующим законодательством Украины не предусмотрено функционирование областных и районных территориальных общин, поскольку критерием объединения граждан в территориальную общину является не просто административно-территориальная единица, а населенный пункт. Иными словами, территориальная община представляет собой коллектив граждан по месту жительства, объединенных общей заинтересованностью в оптимальном решении общественных проблем в пределах населенного пункта. Что касается территориальных общин районов в городах, то законодатель допускает их самостоятельное существование, о чем свидетельствует, например, п.5 ст.6 Закона «О местном самоуправлении в Украине» («в городах с районным делением территориальные общины районов в городах действуют как субъекты права собственности») или п.4 ст.16 указанного акта.

Территориальная община является особым субъектом местного самоуправления, сочетая в себе одновременно как функции низовой административно-территориальной единицы, так и функции носителя местного самоуправления, института местной власти. Она выполняет важные общественные функции с целью удовлетворения коллективных потребностей и защиты законных прав и интересов граждан.

Необходимо отметить, что, поскольку членами территориальной общины являются все жители населенного пункта, которые имеют разный правовой статус (граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства), то и объем их правосубъектности как членов территориальных сообществ является различным, поскольку иностранцы и лица без гражданства не имеют активного и пассивного избирательного права на территории общества, не могут участвовать в местном референдуме и общих собраниях граждан.

Второй уровень системы составляют органы местного самоуправления — сельские, поселковые, городские, районные в городах (в случае их создания) советы и их исполнительные органы, а также районные и областные советы и сельский, поселковый, городской голова. К третьему уровню относятся органы самоорганизации населения. Более детально особенности этих субъектов будут рассмотрены в следующем разделе.

В итоге, систему местного самоуправления можно определить как совокупность субъектов и форм осуществления местного самоуправления, через которые население территориальной общины реализует предоставленные ему функции и полномочия.

Смотрите еще:

  • Учетная программа для ооо на усн Бухгалтерские программы скачать бесплатно для малого бизнеса! для работы в 2018 году Бухгалтерские программы (также работают в сетевом режиме) Предприятие 2018 (в том числе и Зарплата и Учетная политика […]
  • Защита прав свидетелей обвинения Защита свидетелей и потерпевших. Статьи по предмету Уголовный процесс ЗАЩИТА СВИДЕТЕЛЕЙ И ПОТЕРПЕВШИХ Механизм защиты свидетелей и потерпевших в уголовном судопроизводстве включает в себя ряд процессуальных аспектов, […]
  • Как быстро заработать деньги в корсарах гпк Как быстро заработать деньги в корсарах гпк Советы и обмен опытом по способам заработка и обогащения в игре Немного о выгодной продаже стратегических товаров продавать стратегические товары выгоднее всего там, где […]
  • Ст235 гк рф Статья 235. Основания прекращения права собственности 1. Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении […]
  • Гражданский процесс российской федерации под ред власова аа Гражданский процесс Российской Федерации. Под ред. Власова А.А. М.: 200 3 . — 584 с. Учебник и практикум подготовлены кафедрой гражданского, арбитражного и административного процессуального права Российской академии […]
  • Адвокат адвокату друг товарищ и Человек не терпит насилия! ХАБІБУЛЛІН ВАДИМ МОНЕВ’ЯРОВИЧ ХАБИБУЛЛИН ВАДИМ МОНЭВЯРОВИЧ ВІДКРИТИЙ ЛИСТ п’ятниця, 13 травня 2005 року (1). Вищій кваліфікаційній комісії Адвокатури при Кабінеті міністрів України; (2). […]