Шариат система мусульманского права

Шариат — система мусульманского права

Особенности становления и развития

Одновременно с возникновением халифата формировалось и его право — шариат. Большую роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех халифов, при которых были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.

Мусульманское право сформировалось в цельную систему, защищавшую интересы государственной верхушки, землевладельцев, богатых купцов, мусульманского духовенства. Шариат с самого начала возник и развивался как часть религии. Отсюда нормативная часть (фикх) включает в себя не только правовые установления, но и религиозную догматику ислама, мусульманскую мораль. Однако к IX в., когда процесс становления шариата в основном завершился, он содержал в себе ряд разработанных и обособленных новых правовых норм, отражающих потребности развивающегося феодализма. Шариат — экстерриториальная правовая система, распространяющаяся только на мусульман.

Источники мусульманского права

Важнейшими источники шариата являются:

  1. Коран — главная священная книга ислама. Содержащиеся предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
  2. Сунна — сборник преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит в значительной части предписания относительно семейного, наследственного и процессуального права.
  3. Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в вышеназванных источниках, и впоследствии получившие признание выдающихся правоведов-теологов.
  4. Фетва — решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
  5. Кияс — решение правовых дел по аналогии.
  6. Местные обычаи (урф и адат).
  7. Указания и распоряжения халифов (кануны и фирманы).

Гражданское право. Собственность, договоры, брак, семья, наследование

В праве халифата получили развитие нормы, регулирующие отношения собственности. Необходимо отметить, что в мусульманском праве подробно разработан вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рассудке. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии опьянения, и т. д.

Классификация вещей: государственные, частные, общественные, нечистые (свинина, спиртные напитки), вакуф (священные вещи), брошенные (ничейные).

Способы возникновения права собственности: завоевание земли (в собственность государства), захват имущества (делилось на части: добытчику, государству, мечетям), наследование, договор, находка.

В Арабском халифате существовал институт частной собственности относительно движимых вещей. Отсутствовала частная соб-

ственность на землю. Харадж — государственная собственность на землю. Мульк — индивидуальное владение землей, свободное от повинностей. Икта — условное владение землей, владелец несет гражданскую или военную службу (со временем стала передаваться по наследству).

Особым дефицитом была вода. Первоначально вода являлась общественным достоянием. В IX в. сформировался институт собственности на источники воды. Появляется сервитутное право (сервитут жажды).

Система обязательств мусульманского права отличается значительной разработанностью. Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние (специфические обязательства — обеты), срочные и бессрочные. Договор мог быть оформлен в различных видах: устно, письменно и в неофициальном письме.

  • наличие правовой дееспособности;
  • договор должен был соответствовать правилам шариата;
  • договор являлся делом добровольным, насилие запрещалось;
  • предусматривалась возможность расторжения договоров по обоюдному согласию.
  • объектом договора не могли быть священные и будущие вещи, а также вещи нечистые (вино, свинина и т. д.).

Способы обеспечения договоров: залог и поручительство третьих лиц.

Запрещалось также выделять мусульман среди покупателей. Продавец нес ответственность за качество вещи и обязан был предупредить о скрытых недостатках. Воспрещалось ростовщичество.

В шариате были подробно регламентированы различные виды договоров: купли-продажи, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество и союз. Большое внимание уделялось отношениям имущественного найма, прежде всего, аренде земли.

Брачно-семейное право. Брак в мусульманском праве рассматривался как обязанность мусульманина. Безбрачие осуждалось. Формально для заключения брака требовалось согласие сторон, но фактически отец распоряжался судьбой дочерей, стремясь получить высокий выкуп. Границы брачного возраста отсутствуют. Не запрещаются и браки с родственниками. Коран признавал за мусульманином право иметь до четырех жен и неограниченное число наложниц. Муж обязан содержать своих жен, также мог применять к ним различные наказания. Строго по шариату наказывали за прелюбодеяние (вплоть до смертной казни).

Предусматривалась свобода развода для мужчин. Жена могла требовать развода только через суд, если: муж не выполнял супружеские обязанности, жестоко обращался с ней или не выделял средств на содержание.

Наследственное право было запутанным и сложным. Признавалось два вида наследования:

По закону. Были установлены три очереди наследников:

  • дети, внуки, отец, мать;
  • братья, сестры, дед, бабка;
  • все прочие боковые родственники.

Переживший муж наследовал 1/2 имущества при отсутствии детей, при детях — 1/4. Наследственная доля женщин была в два раза меньше, чем у мужчин.

По завещанию. Свобода завещания была ограничена обязательной долей наследования (2/3 части). Наследованию подлежали только имущественные права умершего, а не обязанности. Завещание должно было быть заверено двумя свидетелями.

Нормы уголовного права отличались архаичностью. Отсутствовало общее понятие преступления.

1. Тяжкие преступления, запрещенные Кораном (худуд): отступление от веры, кража, прелюбодеяние, употребление спиртных напитков, ложное обвинение.

Виды наказаний: смерть, казнь, либо членовредительные (за первую кражу отрубали руку, за вторую отсекали левую ногу). За прелюбодеяние забрасывали камнями.

2. Против личности: убийство, причинение телесных повреждений. Различались умысел и неосторожность. Наказание: кровная месть (за умышленное), штраф (за неумышленное убийство), членовредительные по принципу талиона. Мусульманское право знало также имущественные санкции (конфискации и т. п.) и позорящие наказания — бритье бороды, лишение права носить чалму и др.

Особенности уголовного права: неразработанность, свободное судейское усмотрение, принцип талиона, возможность откупиться от наказания, различие умысла и неосторожности, непроработанность системы государственных преступлений. Особенностью судопроизводства в мусульманском праве является различие гражданского и уголовного процессов.

Уголовный процесс возбуждался государственными органами. Следствие и розыск преступников осуществлялись шуртой (уголовной полицией).

Гражданский процесс возбуждался частными лицами. Сбор доказательств по существу дела осуществлялся сторонами.

Основными видами доказательств являлись: свидетельские показания, вещественные доказательства, религиозная клятва. Практиковались пытки. Приговор был окончательным, пересмотру не подлежал (кроме как по вновь открывшимся обстоятельствам).

Шариат система мусульманского права

Жизнь мусульманина началась не с момента его появления на свет, а задолго до него. Она зародилась тогда, когда Всевышний сотворил души всех людей, которые будут существовать, и спросил у них: «Разве не Я ваш Владыка?». И все они ответили Ему: «Да, это так».

Каждой душе Аллах отвел определенное время на земле, на протяжении которого Он будет испытывать ее. По истечении этого срока Он решит ее дальнейшую участь – безграничное блаженство или вечные страдания.

Земная жизнь – путешествие, а мы – странники. Есть миллионы путей, но только лишь один из них правильный – шариат, мусульманская система права .

Божественное руководство

«Шариат» в переводе с арабского языка означает «чистая, протоптанная тропа к воде». Как вода жизненно необходима для человека, так и правила шариата важны для его ума и души.

Всевышний Аллах послал Пророков, дабы направить людей на истинный путь, ведущий к счастью и в этом мире, и в том. Пророк Мухаммад (Да благословит его Аллах и приветствует) стал последним Посланником, а его шариат – это окончательное и безоговорочное божественное руководство для всего человечества.

Правовое руководство

Все человеческие поступки регулируются нормами шариата и делятся на пять категорий:

  1. обязательные – фард;
  2. рекомендуемые – мандуб;
  3. разрешенные – мубах;
  4. неодобряемые – макрух;
  5. запрещенные – харам.

Обязательные поступки ДОЛЖНЫ быть совершены, но только с благими намерениями, тогда они будут вознаграждены. Противоположные им запрещенные поступки достойны наказания, которое последует на суде шариата. Рекомендуемые поступки стоит совершать, а неодобряемые – нет. Большинство поступков человека попадают под категорию разрешенных поступков, за которые по законам шариата человеку не полагается ни награды, ни наказания.

Оценка каждого поступка основана на том, какими помыслами руководствовался человек. Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал, что поступки совершаются по намерениям, и человек получит за них воздаяние в соответствии с тем, каковы были его намерения.

Постоянство шариата

Шариат обладает одинаковой юридической силой при любых обстоятельствах. То, что было предопределено Господом, может подвергаться изменениям только с Его позволения. Будучи проявлением бесконечной Мудрости и Милосердия, шариат не может подстраиваться под постоянно меняющиеся человеческие ценности и стандарты.

Мусульманское право никогда не выступало против передовых технологий и достижений науки. Напротив, оно устремляется к знаниям и дарует просветленное мировоззрение.

Жизнь по правилам шариата

Шариат – это не просто собрание обязанностей, запретов и свод законов, предусматривающий наказания за проступки. Это путь безопасности и нравственности, жизнь в соответствии с Волей и Милостью нашего Господа. Это кодекс поведения, установленный Исламом и таящий в себе огромную силу для осуществления чаяний мусульман, которые желают найти себя и встать на верный путь. Он охватывает все аспекты человеческой жизни и включает в себя правила, связанные с богослужением и коммерческим делом, нормы семейного и уголовного права.

Основными источниками мусульманского права являются Священный Коран, ниспосланный Всевышним Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует) и Сунна (собрание хадисов — рассказов о поступках и словах Пророка, мир ему, в той или иной ситуации). Чтобы понять всю суть и особенности Шариата, необходимо уверовать в Господа. «Нет божеств, которые заслуживают поклонения, кроме Единого Аллаха, и Мухаммад – Пророк Его!». Это и есть фундамент Исламского вероисповедания и закон жизни мусульман.

Отношение человека к Всевышнему выражается в самом слове «Ислам», что означает «поклонение» и «покорность». Каждый праведный мусульманин поклоняется Своему Создателю и Единственному Господу, следует Его Воле и всецело отдает ей себя.

Ни одна сфера жизни не освобождается от божественного руководства и Его суда. Человеку предоставлена свобода выбора: идти за Своим Господом или нет. Но однажды приняв решение, нужно неотступно следовать пути, который благословлен Аллахом.

Джамаат — объединение мусульман для совместного изучения основ Ислама, общения и совершения религиозных обрядов. Во главе джамаата стоит имам, в распоряжении которого 1 или 2 помощника. Это зависит от количества верующих в общине.

Однако в 1990-2000 гг. на территории России, на Северном Кавказе и в Поволжье, появился джамаат «Шариат» – террористическая группировка, которая в своем сумасшествии дошла до убийств мусульманских ученых и праведных людей.

Ханафитский мазхаб

Это одна из четырех правовых школ в суннизме. Ее основатели – Абу Ханифа и его ученики шейхи Абу Юсуф и Мухаммад. Правовые предписания в соответствии с ханафитским методом основываются на следующих источниках:

  1. Коран;
  2. Сунна;
  3. Иджма Сахаба – единое мнение сподвижников Пророка Мухаммада (Да благословит его Аллах и приветствует);
  4. Кыяс – сопоставление правовой проблемы с уже имеющимся в шариате прецедентом;
  5. Истихсан – одобрение и предпочтение, целесообразное для данной ситуации.

Ханафиты разработали всеобъемлющую школу мусульманского права, способную решить проблемы, которые связаны с вопросами соблюдения мусульманских обрядов, нравственных норм и социального поведения.

© 2018 Информационно-аналитический федеральный портал «Ислам Сегодня»

Шариат система мусульманского права

Вопрос 22. Мусульманское право

Мусульманское право было тесно связано с религией. Основным источником права признавался Коран – священная книга мусульман. Его автором считается Мухаммед, признаваемый пророком-законодателем – шариат. Соответственно с этим мусульманское право получило название «шариата». Существовали дополнения к Корану, которыми являлись сборники преданий о судебных решениях Мухаммеда и толкования авторитетных мусульманских законоведов.

Согласно мусульманскому праву, существовали следующие линии поведения человека:

Следует отметить, что система обязательств мусульманского права отличается большой продуманностью и довольно четкой для того времени регламентацией. Обязательства из договора распадаются на две группы:

1) договоры мены, займа, найма имущества, купли-продажи;

2) договоры товарищества, поклажи, поручения.

Характерной чертой мусульманского права является правило, согласно которому риск случайной гибели вещи лежит на продавце, а также в сравнительно облегченном порядке расторжения договора (если купленная вещь с изъяном, если покупатель, совершив сделку не видя вещи, сочтет, что она ему не подходит, и пр.). Что касается семейных отношений, то мусульманское право исходит из безусловного преобладания прав мужчины над женщиной. Шариат разрешает мужчине иметь четырех законных жен и неограниченное число наложниц. Согласия на брак от женщины не требовалось. В заключении брачного договора она не участвовала. Выйдя замуж, она переходила во власть мужа, должна была избегать встречи с посторонними мужчинами, не показываться в общественных местах и т. д. Муж мог прибегать к телесным наказаниям жены. Развод по мусульманскому праву сравнительно легко осуществим, но не со стороны женщины. Большой разработанностью отличается мусульманское наследственное право. Завещатель имеет право распоряжаться по своему усмотрению не более чем одной третью имущества. Отличительной чертой мусульманского наследственного права является то, что к наследникам переходят только права, но не обязательства наследодателя, только то имущество, которое остается за вычетом всех уплат, следуемых по долгам умершего.

Уголовное право. По характеру ответственности все преступления можно разделить на два вида:

1) те, за которые виновный должен ответить своим телом или своей жизнью (сюда можно отнести кражу и разбой (влекущие за собой отсечение руки), прелюбодеяние жены, убийство в разбое (наказуемое смертной казнью) и др.;

2) те, которые он может искупить уплатой штрафа – убийство (умышленное и неосторожное), случаи причинения увечий и ран.

Признавая кровную месть, шариат разрешает родственникам убитого отомстить за преступление по принципу талиона. Однако они могут и простить убийцу, если последний или его родственники согласятся уплатить соответствующий денежный выкуп. Судебные функции в странах халифата исполнялись кадиями. Они назначались халифом или его представителями на местах из лиц, отвечавших необходимым условиям, обычным для классового общества. Помимо судебных функций им поручались и многие другие, в том числе надзор за распределением наследства, выдача замуж женщин, не имеющих попечителей, установление опеки и др. Процессуального права как такового шариат не знает. Кадий не был связан никаким сколько-нибудь определенным порядком судопроизводства. Прокурора и адвоката мусульманский процесс не знает. Писаного делопроизводства не существовало, так же как и судебных сроков, за исключением одного: каким бы сложным ни было дело, кадий должен был решить его в один день.

Шариат система мусульманского права

Гражданское право Собственность, договоры, брак, семья, наследование.

В праве времен Халифата получили некоторое развитие нормы, регулирующие отношения собственности. Необходимо отметить, что в мусульманском праве подробную разработку получил вопрос о гражданской дееспособности, которая была необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособностью обладали лица:

— и находившиеся в здравом рассудке.

Было известно понятие ограниченной дееспособности для:

— лиц, находившихся в состоянии опьянения

— нечистые (свинина, спиртные напитки),

— вакуф (священные вещи),

Способы возникновения права собственности:

— завоевание земли (в собственность государства),

— захват имущества (делилось на части: добытчику, государству, мечетям),

В Арабском Халифате существовал институт частной собственности на движимые вещи.

Отсутствовала частная собственность на землю: харадж — государственная собственность на землю.

Мульк — индивидуальное владение землей, свободное от повинностей.

Икта — условное владение землей, владелец несет гражданскую или военную службу (со временем стала передаваться по наследству.)

Особым дефицитом была вода. Первоначально вода — общее достояние. В 9 в. сформировался институт собственности на источники воды. Появляется сервитутное право (сервитут жажды).

Мусульманское право. Шариат

Главная > Контрольная работа >Государство и право

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВЫСШИЙ ЮДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

по учебной дисциплине: «Теория государства и права»

«Мусульманское право. Шариат»

студент 3 курса

г. Березники, 2007

2.Особенности становления и развития мусульманского права. 4

2.1 Переплетение права и религии. 9

2.2Сравнение с каноническим правом. 10

3. Источники права. 12

3.1 Теория источников мусульманского права. 12

3.2 Коран и Сунна. 14

4. Характеристика мусульманского права. 19

4.1 Преступления и наказания. 20

4.2 Судебный процесс. 22

5. Заключение. 24

6. Список использованной литературы. 25

В последнее время взаимоотношения мира мусульманского и немусульманского довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти как в России (война в Чечне), так и в других странах (война в Ираке, Косовский конфликт, противостояние Израиля и Палестины). Можно сказать, что в этих конфликтах основную роль играет политика, но правовой аспект тоже исключать никак нельзя. И чтобы эти конфликты реже переходили в стадию вооруженного столкновения, необходимо знать те правовые основы, обычаи и религиозные тонкости, на которых основывается миропонимание мусульманского человека. Рассуждать о шариате значит коснуться важнейшей стороны ислама — одной из ве­ликих мировых религий, возраст которой приближается к четырнадцати векам, а чис­ленность последователей превышает 1/6 населения современного мира. Попытка представить себе это явление, пусть даже в самом общем виде, осложняется тем, что до последнего времени ислам удостаивался серьезного внимания и объективного анализа разве только в академических изданиях. В средствах же массовой информации и обыденном сознании большинства граждан (прежде всего — немусульман) эта религия представлялась как достаточно примитивное, обращенное в прошлое учение, оправдывающее слепой фанатизм, нетерпимость и ограниченность. Считалось, что ислам не имеет будущего, да и к нынешним условиям мало подходит, поскольку сохраняет свои позиции лишь там, где налицо отсталость, средневековые пережитки, архаич­ные традиции. К пережиточным институтам причислялся сам ислам, а значит и шариат.

В мусульманском праве регламентируются имущественные и семейные отношение, и то, как в нем происходит совершение правосудия.

2.Особенности становления и развития мусульманского права.

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилиза­ции на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственно­сти от небольшой патриархально-религиозной общины в начале VII в. (при пророке Мухаммеде) до одной из крупнейших империй VIII—Х вв. при династиях Омейядов и Аббасидов.

После падения Арабского халифата мусульманское право не только не потеряло свое былое значение, но приобрело как бы «вторую жизнь» (подобно римскому праву в средневековой Евро­пе) и стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших в той или иной степени ислам (Египет, Индия, Оттоманская империя и т.д).

Мусульманское право вобрало в себя многие элементы пред­шествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и на завоеванных арабами территориях. Так, при Омейядах некоторое время продолжало применяться право сасанидского Ирана, Визан­тии, а также частично и римское право. Все эти источники оказали некоторое, хотя внешне и малозаметное влияние на становление шариата, символизируя тем самым связь восточной и западной цивилизаций. Но не они определили в конечном счете неповтори­мость и своеобразие шариата как самостоятельной и оригинальной правовой системы. Исключительно важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков пророка были составлены священные книги мусульман — Коран и Сунна.

Шариат с самого начала сложился и развивался (по крайней мере в первые два века) как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с теологией ислама, пронизано его рели­гиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы единого божест­венного порядка и закона, которым управляется мир. Особенно на первых порах шариат в целом и его собственно доктринально-нормативная часть (фикх) вобрали в себя не только правовые ус­тановления, но и религиозную догматику и мораль. Такая слит­ность (синкретизм, нерасчлененность) шариата нашла свое специ­фическое выражение в .том, что его нормы (правила, предписания), с одной стороны, регулировали общественные («человеческие») от­ношения, а с другой — определяли отношения мусульман с Алла­хом (ибадат). Введение в шариат божественного проведения и ре­лигиозно-нравственного начала нашло свое отражение в своеобра­зии правопонимания, а также оценке правомерного и неправомер­ного поведения. Так, тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и мо­рально-религиозный смысл’ обязательные, рекомендуемые, дозво­ленные, предосудительные, но не влекущие за собой применения наказания, запрещенные и подлежащие наказанию. Признание бо­жественного предопределения в шариате с неизбежностью породило и большую значимость вопроса о свободе воли мусульманина и ее пределах. Столкнувшиеся по этому поводу религиозно-фило­софские школы заняли разную позицию Так, одна из этих школ (джабариты) вообще отрицала свободу воли человека.

Для шариата, особенно на первых стадиях его развития, ха­рактерно внимание не к правам мусульманина, а к его обязанно­стям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанно­сти, достаточно широко представлены в шариате, и они определя­ли всю жизнь правоверного мусульманина (ежедневное соверше­ние молитвы, соблюдение поста и правил захоронения и т.д.). Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях меж­ду мусульманами. Раннему исламу и шариату были присущи ус­тановления (нормы), восходящие еще к общинному строю, содер­жащие элементы коллективизма, милосердия, заботы о калеках и иных обездоленных. Но в шариате нашли свое отражение и пред­ставления о бессилии человека перед богом, о вытекающей отсюда созерцательности и покорности. В Коране особенно подчеркива­лась необходимость для мусульманина проявлять терпение и сми­рение: «Терпите, ведь Аллах с терпеливыми» (8.48). Таким же об­разом в шариате закреплялась обязанность мусульманина подчи­няться халифу и государственной власти- «Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди Вас» .

Мистико-религиозная оболочка шариата обусловила большое своеобразие составляющих его собственно правовых конструкций и понятий, тормозила формирование в нем рационалистических начал и логически обоснованной внутренней системы, как это име­ло место в римском праве. Однако к VIII—IX вв., когда шариат перерастает рамки патриархально-общинного и племенного вос­приятия мира и сталкивается с феодализирующимися обществен­ными отношениями, он, благодаря активной деятельности мусуль­манских богословов-правоведов, все в большей степени движется от божественного правопонимания к рационалистическому, от ка­зуальных методов выведения правовых норм — к логико-систем­ным. Мусульманские ученые-юристы, не порывая с основопола­гающими и традиционными началами шариата, выработали целую серию новых правовых доктрин и норм (фикх), имеющих сугубо юридическую природу. Из них особую известность и авторитет в мусульманском мире приобрели Абу Ханифа, получивший титул «великого учителя» (умер в 767 году), Малик ибн Анас (умер в 795 году), Мухаммед ибн Идрис Шафии (умер в 820 году), Ахмед ибн Ханбаль (умер в 855 году).

Доктринальная разработка мусульманского права учеными-юристами, внося в него логико-рационалистическое начало и имея своим следствием создание огромной массы новых правовых норм (усложнение фикха), не означала разрыва с классическим исламом, выраженным в Коране и в Сунне. Наоборот, презюмировалось, что такие новые нормы и доктрины являются истинными, идущими от ортодоксального ислама, если только они не извращены в самой судебной практике муфтиев и муджтахидов. Таким образом, в ша­риате сформировались представления о том, что ислам дает нор­мативные ориентиры на все случаи жизни и что правильное сле­дование ему исключает возможность внутреннего противоречия между правовыми нормами, даже если внешне они исключают друг друга.

Одной из характерных черт средневекового мусульманского права (особенно в первые века) была его относительная целост­ность. Вместе с представлениями о едином боге — Аллахе — ут­вердилась идея единого правового порядка, имеющего универсаль­ный характер. Более того, возникнув первоначально на Аравий­ском полуострове, мусульманское право по мере расширения гра­ниц халифата распространяло свое действие на новые территории.

Но оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой дру­гой стране (например, с торговыми целями), должен был соблю­дать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распро­странением ислама и превращением его в одну из основных рели­гий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как пар­тикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласо­ванность и т.д.

Как конфессиональное право шариат отличался и от канони­ческого права в странах Европы в том отношении, что он регули­ровал не строго очерченные сферы общественной и церковной жиз­ни, а выступал в качестве всеохватывающей и всеобъемлющей нормативной системы, утвердившейся в целом ряде стран Азии и Африки Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной Азии. Однако столь бурное и широкое распространение ислама и шариа­та повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых ин­ститутов и решений конкретных правовых споров. Так, со време­нем с утверждением двух главных направлений в исламе соответ­ствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое на­правление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени име­ет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сто­рон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматрива­ется правовой порядок передачи государственной власти по на­следству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Бо­лее того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.

Постепенно и сторонники ортодоксального направления ша­риата (сунниты) сгруппировались в четыре основных толка (маз-хаба), представлявших собой по существу самостоятельные право­вые школы, связанные с именами перечисленных выше четырех виднейших мусульманских правоведов: ханифиты, маликиты, ша-фииты, ханбалиты. Наиболее распространенный из них ханифит-ский мазхаб (от Абу Ханифа) имел своих последователей прежде всего в таких странах, как Египет, Турция, Индия, а также на территории нашей страны.

Деятельность основных школ-мазхабов способствовала даль­нейшему развитию мусульманского права, рациональному осмыс­лению новых явлений общественной жизни, выработке целого ряда абстрактных правил, отказу от некоторых явно устаревших («пе­режиточных норм»). Но постепенно углублялись противоречия и расхождения между этими школами по важнейшим вопросам права.

Ряд самостоятельных школ возник и на базе шиизма: исмаи-литская, джафаритская, зейдитская и др. Таким образом, к концу средневековья шариат, доктринальная и нормативная основа кото­рого усложнилась и претерпела существенные изменения, стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением.

Шариат – система мусульманского права: общая характеристика. Источники мусульманского права

Одновременно с возникновением Арабского халифата формировалось и его право — шариат («праведный путь»), по мере расширения границ гос. расширялось и действие мусульманского права.

Мусульманское право изначально формировалось как важнейшая часть религии, носило конфессиональный характер. Шариат регулировал не отдельные сферы обществен. и церковной жизни, а выступал как всеохватывающая нормативная система, имевшая относительно цельный характер. Единственный бог — Аллах обеспечивал единый и универсальный правовой порядок.

Основными источниками мусульманского права являются:

— Коран — главная священная книга мусульман, включает114 глав, поделенных на

6219 стихов. Однако лишь 500 из них содержат предписания правил поведения мусульман, причем только 80 из них можно- рассматривать как собственно юр.

— Сунна — сборник преданий о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. Содержит предписания семейно-наследственного и судебного права.

— Иджма — решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в Коране и Сунне.

— Фетва — письменное заключение отдельных религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.

— Кияс — решение правовых дел по аналогии.

— Урф и адаты — правовые обычаи, не противоречившие принципами нормам ислама.

Право собственности и обязательства в Арабском Халифате.

Право выделяло особую категорию вещей, которые не могли находиться в собственности мусульманина (воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и так называемые «нечистые вещи» — вино, свинина, книги, противоречащие исламу). Шариат знал деление вещей на движимые и недвижимые, заменимые и незаменимые.

Способы приобретения права собственности на имущество: наследование, договор, находка вещи. Имущество, захваченное как военная добыча, делилась на 3 части (1/3 переходила в собственность добытчика, 1/3 — государству, 1/3 мечетям).

Обязательства делились на возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние, срочные и бессрочные. Договор рассматривался как результат взаимного соглашения сторон. Обязательной формы договора не было.

Наибольшее распространение получили договоры купли-продажи, хранения, найма имущества, займа, союза и товарищества.

185.238.139.36 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Смотрите еще:

  • Статья 14 фз 132 Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации” (постатейный) Комментарий будет полезен не только обычным путешественникам, но и […]
  • Малые предприятия краснодарского края Малые предприятия краснодарского края В настоящее время в городе работает порядка 76 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Фото: photl.com Как сообщает пресс-служба городской администрации, эти данные […]
  • Подготовка к судебному разбирательству уголовный процесс Подготовка дела к судебному заседанию Сущность и значение стадии подготовки дела к судебному заседанию Сущность данной стадии процесса заключается в том, что судья единолично или в порядке предварительного слушания […]
  • Honda civic 5d дверь задняя левая купить Honda Civic Hatchback EGGоистка › Бортжурнал › НУЖНА ДВЕРЬ ЗАДНЯЯ ЛЕВАЯ Друзья, может кто ссылкой поделится или подскажет мне!Мне нужна в разбор задняя левая дверь от CIVIC 5d IX поколения, и желательно(вот я оборзел […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Ст 135 трудового кодекса российской федерации Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 135 ТК РФ: официальный текст Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 135 ТК РФ содержит основные правила установления работникам вознаграждения за труд (зарплаты). Рассмотрим вопросы, […]