Режим чрезвычайного положения меры административного пресечения

Меры административного пресечения

  • Понятие административного права
  • Предмет административного права
  • Управленческие отношения
  • Методы административного права
  • Система административного права
  • Источники административного права
  • Функции административного права
  • Административное право как наука
  • Административная правовая политика
  • Нормы административного права

Меры административного пресечения

Меры административного пресечения применяются в целях прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. Эти меры, так же как и административно-предупредительные, достаточно многообразны и осуществляются различными субъектами системы исполнительной власти во многих сферах государственного управления. Наиболее типичные из них связаны:

  • с требованием прекратить противоправное деяние;
  • административным задержанием лица, совершившего административное правонарушение;
  • принудительным лечением лиц, страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;
  • временным отстранением от работы инфекционных больных;
  • запрещением эксплуатации транспортных средств, если их техническое состояние не отвечает установленным требованиям;
  • запрещением или ограничением ремонтно-строительных и других работ, если не соблюдаются необходимые требования по обеспечению общественной безопасности;
  • непосредственным физическим воздействием;
  • применением специальных средств (резиновых палок, слезоточивого газа, наручников, водометов и т. п.) для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий и учреждений; применением и использованием оружия и др.

Например, в соответствии с Законом РФ «О полиции» ей предоставлено право применять следующие меры административного пресечения:

  • требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий;
  • производить оцепление (блокирование) участков местности при пресечении массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций;
  • запрещать эксплуатацию транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортным средством;
  • ограничивать или запрещать проведение ремонтно-строительных и других работ на улицах и дорогах, если не соблюдаются требования по обеспечению общественной безопасности;
  • давать обязательные для исполнения предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил содержания мест хранения и использования огнестрельного оружия, боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • запрещать деятельность объектов обращения огнестрельного оружия в случаях нарушений там установленных правил содержания, хранения и использования оружия, а также боеприпасов к нему и взрывчатых материалов;
  • аннулировать разрешения на создание негосударственных детективных служб при выявлении нарушений установленных правил их деятельности и др.

Из рассмотренных в гл. 16 полномочий государственных санитарных врачей при осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора многие обусловлены необходимостью применения в тех или иных случаях мер административного пресечения. Их осуществление допустимо в соответствии с положениями Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из числа предусмотренных этим Законом мер в качестве мер административного пресечения могут:

  • давать гражданам и юридическим лицам обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил;
  • запрещать реализацию не соответствующей санитарным правилам или не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  • приостанавливать впредь до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности соблюдения этих правил — прекращать работы по строительству и введению в эксплуатацию различных объектов;
  • приостанавливать или запрещать в случаях нарушений санитарных правил работу предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков;
  • эксплуатацию помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнение отдельных видов работ и производственной деятельности;
  • запрещать в случаях нарушений санитарных правил производство, хранение, транспортировку и реализацию продовольственного сырья, пищевых добавок, пищевых продуктов, питьевой воды и контактирующих с ними материалов и изделий;
  • запрещать ввоз на территорию РФ продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения о ее соответствии санитарным правилам;
  • запрещать ввоз на территорию РФ не зарегистрированных в установленном порядке потенциально опасных для человека химических, биологических, радиоактивных веществ, отдельных видов продукции, товаров и грузов и др.

В условиях чрезвычайного положения в соответствии с Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении» уполномоченные на то органы исполнительной власти могут осуществлять следующие меры административного пресечения:

  • приостанавливать деятельность политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;
  • выдворять в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы;
  • вводить карантин, проводить санитарно-противоэпидемические, ветеринарные и другие мероприятия;
  • отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей государственных организаций в связи с ненадлежащим исполнением ими своих обязанностей;
  • отстранять от работы на период действия чрезвычайного положения руководителей негосударственных организаций в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими некоторых мер, предусмотренных Федеральным конституционным законом «О чрезвычайном положении».

Можно привести еще множество примеров применения должностными лицами Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, надзорных органов, других органов исполнительной власти различных мер административного пресечения в случаях совершения предприятиями, учреждениями, другими организациями, гражданами правонарушений в сфере государственного управления.

Рубрикатор

Меры административного принуждения, применяемые в условиях чрезвычайного положения

Чрезвычайное положение, вводимое в соответствии с Конституцией РФ и Законом «О Чрезвычайном положении» (далее — Закон) на всей либо на части территории РФ, означает особый правовой режим деятельности органов государственной власти и управления, предприятий, учреждений и организаций, допускающий установленные Законом ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя республики. Целью введения чрезвычайного положения является скорейшая нормализация обстановки, восстановление законности и правопорядка, устранение угрозы безопасности граждан и оказание им необходимой помощи. Чрезвычайное положение может вводиться лишь в условиях, когда обстоятельства, служащие основанием для введения чрезвычайного положения, представляют собой реальную, чрезвычайную и неизбежную угрозу безопасности граждан или конституционному строю республики, устранение которой невозможно без применения чрезвычайных мер.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: а) попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в отдельных ее местностях вводится указом Президента РФ. В обстоятельствах, требующих неотложных мер по спасению населения, чрезвычайное положение может быть введено немедленно и без предупреждения.

В указе о введении чрезвычайного положения должны быть указаны: а) обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, б) основание необходимости введения чрезвычайного положения, в) перечень и пределы чрезвычайных мер и исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан г) государственные органы, ответственные за осуществление мер чрезвычайного положения, и точные пределы чрезвычайных полномочий этих органов; д) границы территории, на которой вводится чрезвычайное положение; е) время вступления в силу указа, а также точный срок, на который вводится чрезвычайное положение.

Указ о введении чрезвычайного положения доводится до сведения населения через средства массовой информации не менее чем за 6 часов до вступления его в силу.

Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 дней, вводимого на части территории РФ — не может превышать 60 дней.

По истечении этого срока чрезвычайное положение прекращается или продлевается на такой же срок. На территории, где введено чрезвычайное положение, указом о введении чрезвычайного положения отдельным указом могут вводиться особые формы управления в соответствии с Законом. Высшие органы государственной власти и управления РФ вправе отменить любое решение нижестоящих органов, действующих на территории, где введено чрезвычайное положение.

Государственные органы, осуществляющие управление в условиях чрезвычайного положения, могут наделяться чрезвычайными полномочиями для принятия мер, необходимых для скорейшей нормализации обстановки, восстановления правопорядка и законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. Эти чрезвычайные меры могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.

Органы исполнительной власти территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть поставлены в прямое подчинение Президенту. Для координации работ по ликвидации обстоятельств, вызвавших введение чрезвычайного положения, а также в случае ненадлежащего осуществления своих функций органами государственной власти и управления территории, на которой введено чрезвычайное положение, могут быть образованы специальные временные органы. Этим органам могут быть переданы полностью или частично распорядительные и исполнительные полномочия органов государственной власти и управления на территориях, где введено чрезвычайное положение.

Все государственные органы, предприятия, учреждения, общественные организации и граждане, находящиеся на территории, где введено чрезвычайное положение, обязаны оказывать всемерную поддержку государственным органам РФ.

Невыполнение распоряжений и приказов влечет ответственность, установленную статьями 30 и 31 Закона. Для обеспечения общественного порядка, охраны жизни, здоровья, безопасности, прав, свобод и законных интересов граждан используются силы и средства органов внутренних дел территории, на которой объявлено чрезвычайное положение.

По предложению министра внутренних дел РФ или председателя ФСБ РФ Президент РФ обеспечивает привлечение дополнительных сил и средств органов МВД и ФСБ.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: а) особый режим въезда и выезда, а также ограничение свобод передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; б) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения; в) приостановление, после соответствующего предупреждения, деятельности политических партий, общественных организаций и массовых движений, препятствующих нормализации обстановки;

Так же могут применяться следующие меры: а) временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений;б) введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости; в) установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий; г) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции, иные изменения производственной деятельности, необходимые для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ;

Порядок и условия применения силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами РФ и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения. Граждане, нарушившие правила комендантского часа, задерживаются силами охраны правопорядка до окончания комендантского часа, а лица, не имеющие при себе документов, — до установления их личности, но не более чем на трое суток; задержанные лица и находящиеся при них вещи могут быть подвергнуты досмотру. Нарушение гражданами требований режима чрезвычайного положения, за исключением правил комендантского часа, влечет административное взыскание в виде штрафа, если эти нарушения не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях. Неоднократное нарушение установленных требований режима чрезвычайного положения, действия, провоцирующие нарушение правопорядка или разжигающие национальную рознь, а также нарушающие общественный порядок, активное воспрепятствование осуществлению гражданами и должностными лицами их законных прав и обязанностей, а равно неповиновению законному распоряжению или требованию сотрудника органов внутренних дел или ФСБ при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа или административный арест, если эти действия не влекут за собой уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Акты, принятые для обеспечения режима чрезвычайного положения, утрачивают силу одновременно с прекращением чрезвычайного положения без специального о том уведомления. Отмена чрезвычайного положения влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях режима чрезвычайного положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту. Неправомерное применение силы сотрудниками органов внутренних дел и военнослужащими, превышение должностными лицами служебных полномочий, включая нарушения гарантий прав граждан, установленных настоящим Законом, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РФ. Правосудие на территории, где введено чрезвычайное положение, осуществляется только судом. Учреждение каких-либо форм или видов чрезвычайных судов запрещается. Все судопроизводство во всех судах ведется в соответствии с действовавшими на момент введения чрезвычайного положения законами РФ. Использование любых видов и форм ускоренного или чрезвычайного судопроизводства запрещается.

Основы административного права

Источники, запрещающие, обязывающие и уполномочивающие административно-правовые нормы и различия между ними. Меры административного принуждения в условиях чрезвычайного положения и в условиях военного положения. Система органов исполнительной власти.

Соглашение об использовании материалов сайта

Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Обязывающие, управомачивающие и запрещающие нормы административного права. Административно-правовые обязанности граждан и последствия их несоблюдения. Сравнительный анализ видов мер административного принуждения. Главные стадии производства по делам.

контрольная работа [29,9 K], добавлен 03.02.2013

Формы реализации и классификация норм административного права: материальные и процессуальные, обязывающие, запрещающие, уполномочивающие, стимулирующие и рекомендательные. Система источников административного права Российской Федерации и их особенности.

курсовая работа [36,5 K], добавлен 16.12.2014

Понятие, особенности норм административного права. Обязывающие, стимулирующие, уполномочивающие, рекомендательные и запрещающие нормы. Структура: гипотеза, диспозиция и санкция. Характеристика основных способов реализации административно-правовых норм.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 03.06.2016

Основы правового регулирования административного принуждения в РФ. Система мер административного принуждения в РФ: административно-предупредительные; административного пресечения. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях.

курсовая работа [30,5 K], добавлен 18.01.2011

Понятие и особенности административного принуждения. Рассмотрение видов административного принуждения и их правовая характеристика. Административно-процессуальные, предупредительны меры и правовые санкции. Меры взыскания как вид ответственности.

курсовая работа [33,8 K], добавлен 20.11.2014

Понятие административного принуждения. Виды административного принуждения, их правовая характеристика. Административно-предупредительные меры. Меры административного пресечения. Меры взыскания.

курсовая работа [20,2 K], добавлен 07.08.2003

Административно-правовой статус правительства РФ. Система федеральных органов исполнительной власти (службы, агентства). Органы исполнительной власти Алтайского края. Понятие, признаки, виды и юридический состав административного правонарушения.

контрольная работа [34,1 K], добавлен 19.03.2013

Понятие и общие положения режима чрезвычайного положения в Российской Федерации. Главные способы его обеспечения, методические и правовые основы введения. Деятельность федеральных органов исполнительной власти для осуществления своих полномочий.

курсовая работа [33,3 K], добавлен 06.04.2016

Понятие, законодательные и нормативно-правовые акты, признаки и особенности административного принуждения. Меры административного предупреждения, пресечения и ответственности. Проблемы реализации административного принуждения в современных условиях.

курсовая работа [42,5 K], добавлен 10.01.2013

Состав науки административного права. Нормы административного (публичного) права. Практическая реализация государственного управления. Правоприменительная деятельность органов исполнительной власти и должностных лиц. Виды управленческих отношений.

реферат [46,3 K], добавлен 12.01.2011

Применение мер административного принуждения в особых правовых режимах

Рубрика: Государство и право

Дата публикации: 05.12.2014 2014-12-05

Статья просмотрена: 3150 раз

Библиографическое описание:

Логвиненко И. Ю. Применение мер административного принуждения в особых правовых режимах // Молодой ученый. — 2014. — №20. — С. 485-488. — URL https://moluch.ru/archive/79/14112/ (дата обращения: 11.10.2018).

Актуальность настоящей статьи заключается в том, что вопросы применения мер административного принуждения в условиях введения особых правовых режимов являются одним из важнейших показателей степени демократизации общества, а само их применение — необходимой мерой для нормализации обстановки, восстановления правопорядка, законности и ликвидации угрозы безопасности граждан. В этих условиях меры административного принуждения могут предусматривать временное ограничение прав и свобод граждан.

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Как известно, «административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), использование прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий». [5]

Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресекать, в-третьих, предупреждать правонарушения.

Меры административного принуждения имеют универсальный характер. Они могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений. Примером могут служить некоторые ограничения, применяемые при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения. Существует и иное мнение. Например, Д. Н. Бахрах считает, что административное принуждение — это особый вид государственного принуждения, состоящий в применении субъектами функциональной власти, установленных нормами административного права принудительных мер в связи с административными правонарушениями. [5] Также он отмечает, что всякую принудительную меру следует рассматривать, как дозволено в виде исключения нарушения неприкосновенности личности и ее прав. Мерой принуждения может быть только индивидуальный акт, имеющий конкретного адресата. Административное принуждение применяется только к правонарушителям в случаях и в порядке, указанном в законе.

Севрюгин В. Е. в свою очередь утверждает, что административное принуждение — это разновидность юридического (правового) принуждения и включающая в себя применение уполномоченными на то административно-юрисдикционными органами (должностными лицами), народными судами (судьями) установленные нормами административного права принудительные меры воздействия к правонарушителям в связи с неисполнением правовых предписаний. [9]

Административное принуждение — широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, что обуславливается разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют. Административное принуждение служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.

В условиях особых правовых режимов административное принуждение, применяемое на то уполномоченными органами, является необходимой мерой для выполнения задач, направленных на ликвидацию угрозы безопасности граждан и восстановления правопорядка.

В Российском законодательстве дается определение понятий только двух видов особых правовых режимов: чрезвычайное положение и военное положение.

Чрезвычайное положение — это «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей». [2. п.1 ст.1]

Военное положение — это «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии». [3. ст.1]

Установление особых правовых режимов в Российской Федерации осуществляется посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства. Данную меру следует рассматривать как естественную и необходимую реакцию государства на конкретный вид угрозы внутригосударственного или внешнего характера, способную повлечь за собой возможность наступления чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и государства в целом.

«Чрезвычайное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающих внутренним организационным единством и системным характером». [6] Оно является неотъемлемой частью системы действующего законодательства РФ, при этом в его основе заложены соответствующие нормы международного права. Юридическую силу наступает на определенный срок при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени и предусматривает возможность ограничения конституционных прав и свобод определенного вида субъектов права. Содержание особых правовых режимов включает в себя комплекс экономических, политических, административных, правовых и других мер, которые направлены на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Административным мерам отведена ведущая роль в реализации властных предписаний, установленных государством.

В условиях особых правовых режимов происходит усиление в применении мер административного принуждения во всех его проявлениях. Что же касается органов государственной власти, осуществляющих управления в этих условиях, то они в свою очередь наделяются особыми полномочиями в соответствии с нормами международного права. Их применение обусловлено необходимостью для скорейшей нормализации обстановки, восстановлению законности и ликвидации угрозы безопасности государства.

Следует отметить тот факт, что государство реагирует на угрозы чрезвычайных ситуаций посредством введения временных ограничений на ряд конституционных прав и свобод. Также государство вправе, в качестве меры предупредительного характера, потребовать от общества предоставление себе прав и возможностей для ограничения некоторых конституционных прав и свобод, до введения в действие норм чрезвычайного законодательства.

В период особого правового положения согласно чрезвычайному законодательству РФ устанавливаются следующие меры:

1) ограничение передвижения, а также въезда и выезда граждан за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение;

2) усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

3) временное приостановление деятельности политических партий и общественных организаций для нормализации обстановки;

4) проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей и транспортных средств;

5) введение ограничения или полного запрещения продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия, ядовитых и взрывчатых веществ в исключительных случаях;

6) изъятие у граждан и организаций имущества необходимого для нужд обороны с последующей выплатой государственной стоимости изъятого имущества.

Также могут применяться следующие меры:

1) временная эвакуация граждан из районов, опасных для проживания и расселение их в стационарных или временных жилых помещений;

2) установление особого порядка по распределению продуктов питания и предметов первой необходимости;

3) наложение запрета или ограничения на проведение собраний, митингов и демонстраций;

4) мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, необходимых для проведения аварийно-спасательных работ;

5) мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения аварийно-спасательных работ в исключительных случаях.

Справедливости ради стоит заметить, вышеперечисленное не является исчерпывающим перечнем мер, применяемых в условиях особых правовых режимов, однако все они вступают в силу с введением как чрезвычайного, так и военного положения.

Одной из административно-предупредительных мер, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, в условиях введения чрезвычайного или военного положения, является применение разнообразных санкций, в том числе и экономических. Например, штрафные санкции или замораживание активов противостоящих государств.

Многие специалисты в области административного права, такие как М. И. Еропкин, А. П. Коренев и другие, считают применение огнестрельного оружия в качестве одной из крайних мер административного пресечения. В частности, в отношении водителей транспортных средств, игнорирующих требование автоинспекторов остановиться и создающих обстановку реальной угрозы общественному порядку.

Однако существует и другая точка зрения, например В. Е. Севрюгин утверждает, что огнестрельное оружие должно применяться только к лицам, совершившим тяжкое преступление, но никак не административное правонарушение. Поэтому, на взгляд данного автора, применение оружия является мерой уголовного, а не административного принуждения.

Так или иначе, порядок и условия применения огнестрельного оружия, состоящего на вооружении органов внутренних дел, регулируется законами РФ и не подлежит изменению в условиях чрезвычайного положения. В то же время, на органы внутренних дел, в условиях особых правовых режимов, возлагаются особые обязанности и более широкие полномочия, с целью восстановления правопорядка. [7; 8]

Одновременно с процессом установления особого правового режима на определенной территории протекает процесс ужесточения мер юридической ответственности, а также появляется возможность для формирования новых составов правонарушений. Установление ограничений может иметь постепенный характер, а их объем должен соответствовать характеру и объему реальных угроз.

Обеспечение особых правовых режимов реализуется с помощью механизма правового регулирования, включающего в себя подзаконные нормативно-правовые акты, определяющие роль и место конкретных федеральных органов исполнительной власти в процессе ликвидации возникших угроз. Примером может служить, деятельность МВД России в чрезвычайных ситуациях. В таких условиях они решают три основные задачи:

1) осуществляют мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности и правопорядка, а также ведут борьбу с преступностью.

2) участвуют в мероприятиях, которые направлены на защиту и спасение граждан и их материальных ценностей.

3) оказывают содействие иным государственным органом исполнительной власти в успешном осуществлении ими своих функций.

Граждане, нарушившие правила комендантского часа, подлежат задержанию до окончания комендантского часа. Лица, не имеющие при себе документов, немедленно задерживаются до установления их личности на срок не более чем трое суток. Вещи задержанных лиц могут быть подвергнуты досмотру.

Не соблюдение гражданами требований режима чрезвычайного положения влечет административное взыскание в виде штрафа, но только в тех случаях, когда эти нарушения не подлежат уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ. [4 гл.20.5.] Взыскание налагается в порядке, установленном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Неоднократное нарушение установленных требований в условиях особых правовых режимов, а также совершение действий, провоцирующих или разжигающих национальную рознь, несоблюдение общественного порядка и неповиновению законному распоряжению или требованию правоохранительных органов при исполнении ими служебных обязанностей по охране общественного порядка, влекут за собой наложение штрафа или административный арест, но только в тех случаях, когда эти нарушения не подлежат уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.

Акты, которые были приняты в условиях особых правовых режимов, утрачивают свою силу или отменяются органами, издавшими их, одновременно с прекращением чрезвычайного или военного положения. Отмена особого правового статуса влечет за собой прекращение производства по делам о нарушениях специальных режима положения и немедленное освобождение лиц, подвергнутых административному аресту. Неправомерное применение силы правоохранительными органами, превышение ими служебных полномочий, влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству РФ.

Правосудие на территории, где введено чрезвычайное или военное положение, осуществляется только судом. На данной территории осуществляют свою деятельность все суды, установленные Конституцией РФ. При этом процесс судопроизводства может осуществляться только в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами РФ. Также важно понимать и то, что применение любых форм или видов ускоренного или чрезвычайного судопроизводства не допускается.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что процесс применения чрезвычайного законодательства влечет за собой необходимость введения ограничительных мер на основные конституционные права и свободы, определяемые государством. В данном случае основные принципы демократии соблюдаются, но в более узком объеме, позволяющем сохранить незыблемость базисных институтов общества. Чрезвычайное законодательство отражает универсальный характер права и может выступать не только эффективным средством защиты конституционных прав и свобод субъектов права, но и мощным оружием насилия в руках государства.

1. Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 1993. № 237, 25 дек.

2. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О Чрезвычайном положении» // «Собрание законодательства РФ» 2001, № 23, ст.2277.

3. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1 «О Военном положении» // «Собрание законодательства РФ» 2002, № 5, ст.375.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 дек. 2001г. № 195-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru [Доступ за 14.11.2014г.]

5. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. -3-е изд., — М.: Норма, 2007.-816 с.

6. Мелехин А. В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С.18.

7. Микаилов С. М. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации по обеспечению имущественной безопасности юридических и физических лиц. // Дисс. канд.юрид.наук.12.00.11. Академия управления МВД России. Москва. 2011.

8. Микаилов С. М. Деятельность вневедомственной охраны полиции в сфере обеспечения общественной безопасности [Текст] / С. М. Микаилов // Закон и право. 2013. № 6

9. Севрюгин В. Е. Проблемы административного права. Уч. пособие. — Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 1994, с. 90.

§3. Меры административного пресечения

Понятие и сущность мер административного пресечения. Как разновидность административно-правового принуждения рассматриваемые меры обладают всеми его признаками. Особенность их состоит в целевом назначении и самой сущности мер.

последствий, а также в целях создания возможности для последующею привлечения нарушителя к юридической ответственности.

Вмгесте с тем рассматриваемые меры используются не только для пресечения правонарушений, но и для прекращения обще-ственнс опасных действий, совершаемых лицами, не достигшими 16 лет, т.е. административно-деликтоспособного возраста, а также невменяемыми.

Применение мер пресечения связано с непосредственным вмешательством в противоправные и иные опасные действия. В ряде случаев они являются не только эффективным, но и един-ственнс возможным средством пресечения преступления (например, применение оружия).

Меры пресечения используются как в интересах общества, государства, так и в интересах самого правонарушителя. Скажем, помещение правонарушителя, находящегося в общественном месте в сильной степени опьянения, в медицинский вытрезвитель предохраняет его от возможного ограбления, а иногда (при низкой температуре воздуха) предохраняет его от утраты здоровья и замерзания. Целям оказания медицинской помощи служит принудительное лечение. Пресечение противоправной деятельности нередко позволяет предотвратить действия и события, которые усугубили бы вину нарушителя и, следовательно, усилили бы ответственность виновного.

Арсенал мер пресечения весьма разнообразен: от требования прекратить правонарушение до применения оружия. По своей сущности это могут быть меры психического (угроза применить средства принуждения), материального или физического воздействия, в том числе с использованием технических (специальных) средств и оружия, а также оперативные действия, связанные с личным, организационным или имущественным ограничением, благодаря совершению которых правонарушитель лишается возможности продолжать правонарушение, побуждается к исполнению правовых обязанностей.

Перечень средств и способов пресечения, содержащихся в правовых актах, не является исчерпывающим. В сложных экстремальных ситуациях допускается пресечение противоправных действий средствами и способами, не указанными в законодательстве. Так, согласно российскому закону «О милиции» сотрудник милиции, находясь в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости, при отсутствии специальных средств

ила огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства.

Основания, порядок применения и использования мер административного пресечения определяются законами и иными нормативно-правовыми актами.

Классификация мер административного пресечения. Исходя из целей, характера и объекта воздействия, их можно подразделить на меры пресечения:

— применяемые к нарушителю;

К мерам пресечения, применяемым к нарушителю, относятся:

— требование прекратить противоправные и иные действия, препятствующие выполнению функций государственных органов и должностных лиц;

— непосредственное применение физической силы, специальных средств и оружия;

— задержание и доставление;

— принудительное лечение страдающих заболеваниями, опасными для окружающих;

— временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей.

Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции и др.) имеют право требовать от граждан и должностных лиц прекращения преступления или административного правонарушения, а также действий, препятствующих осуществлению их полномочий, законной деятельности депутатов, кандидатов в депутаты, представителей государственных органов, учреждений и общественных объединений. Сущность этой меры пресечения заключается в указании правонарушителю на необходимость немедленного прекращения совершаемых им действий.

Сотрудники милиции и других правоохранительных органов, а также иных государственных органов и уполномоченные на то законом представители негосударственных объединений имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, для пресечения преступлений и административных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодо-

ления противодействия законным требованиям, если ненасильственные способы не обеспечивают выполнения возложенных на них обязанностей.

Сотрудники милиции, ФСБ и других специальных служб обладают правом применять специальные средства: резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, светозвуковые средства отвлекающего воздействия, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта, водометы, резиновые пули, бронемашины, специальные окрашивающие средства, служебных собак и др. Полный перечень специальных средств устанавливается Правительством Российской Федерации. Основания и порядок их применения регламентируются законами «О милиции», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и др., постановлениями Правительства Российской Федерации и иными нормативными актами. В частности, сотрудники милиции имеют право применять специальные средства, находящиеся на вооружении милиции, для отражения нападения на граждан и сотрудников милиции, для пресечения оказываемого сотруднику милиции сопротивления, для пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций, для освобождения захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств, земельных участков и т.д.

Специальные средства и интенсивность их применения избираются с учетом складывающейся обстановки, характера правонарушения и личности правонарушителя. При их применении должна сводиться к минимуму возможность причинения вреда здоровью граждан.

Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, а также при пресечении незаконных собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций ненасильственного характера, которые не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций.

Уполномоченные должностные лица (сотрудники милиции, ФСБ, налоговой полиции и др.), охранники служб частной детективной и охранной деятельности имеют право применять и

использовать огнестрельное оружие. Согласно Закону РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» оружие применяется в следующих случаях:

1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;

2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;

3) для освобождения заложников;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого преступления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;

5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;

6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.

Сотрудники милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря не неоднократные требования сотрудника милиции;

2) для обезвреживания животного, угрожающего жизни и здоровью граждан;

3) для предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

Запрещается применять оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику милиции, кроме случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей, а также при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

О каждом случае применения оружия сотрудник милиции в течение 24 часов с момента его применения обязан представить

рапорт начальнику органа милиции по месту своей службы или месту применения огнестрельного оружия.

В аналогичном порядке применяется и используется огнестрельное оружие и другими уполномоченными на то должностными лицами государственных органов.

Охранники служб частной детективной и охранной деятельности имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

— для отражения нападения, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности;

— для отражения группового или вооруженного нападения на охраняемую собственность.

Охранник может использовать оружие для предупреждения (выстрелом в воздух) о намерении применить оружие, а также для подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

О каждом случае применения огнестрельного оружия охранник обязан незамедлительно информировать орган внутренних дел по песту применения оружия.

Применению физической силы, специальных средств и оружия, за исключением тех случаев, когда промедление в их применении создает непосредственную опасность жизни или здоровью граждан и лиц, уполномоченных применять эти меры пресечения, должно предшествовать предупреждение о намерении их применения и предоставление достаточного времени для выполнения требования лица, наделенного правом применять меры пресечения.

Задержание и доставление. Под задержанием и доставлением как мерами административного пресечения понимается временное лишение гражданина личной свободы с целью пресечения его противоправных действий и обеспечения правопорядка.

Задержание может быть произведено в административно-правовом и уголовно-процессуальном порядке. Административному задержанию подвергаются лица, совершившие административный проступок или подозреваемые в его совершении, а уголовно-про-цессуальному — подозреваемые в совершении преступления . Единого законодательного акта, устанавливающего основания, порядок, сроки и перечень органов и должностных лиц, имеющих право

1 См.: Ст. 122 УПК РСФСР.

производить административное задержание и доставление, не существует.

Административное задержание по целям его применения подразделяется на два вида: превентивно-пресекательное и процессуальное.

Превентивно-пресекательное задержание применяется к правонарушителю с целью предотвращения новых противоправных деяний с его стороны. Оно применяется также к неделиктоспособ-ным лицам. К превентивно-пресекательному задержанию относятся: помещение в медицинские учреждения либо в дежурные части органов внутренних дел и содержание в них до вытрезвления лиц, находящихся в общественных местах в состоянии опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, либо могущих причинить вред окружающим или себе, скажем, оказаться объектом преступного посягательства или несчастного случая; временное содержание лица в приемнике-распределителе в порядке, предусмотренном законом; неотложная принудительная госпитализация лица, нуждающегося в психиатрическом лечении; задержание лица, совершившего противоправные действия на судах водного и воздушного транспорта; задержание нарушителей комендантского часа в местностях, где введен режим чрезвычайного положения, и др.

Административно-процессуальное задержание применяется в целях предотвращения уклонения нарушителя от ответственности и обеспечения возможности для наложения на виновного административного взыскания. Порядок, органы (должностные лица), правомочные осуществлять административное задержание, и сроки задержания регламентируются законодательством об административных правонарушениях.

Фактическое задержание лица может сопровождаться доставлением. Так, милиции предоставляется право: задерживать и доставлять в специальные учреждения лиц, уклоняющихся от прохождения назначенных им в установленном порядке принудительных мер медицинского и воспитательного характера; задерживать и доставлять в приемники-распределители несовершеннолетних и других лиц в случаях и порядке, предусмотренных законом, и др. Здесь доставление выступает в качестве превентивно-пресека-тельной меры, но оно, так же как и задержание, может быть мерой административно-процессуального обеспечения. В целях составления протокола об административном правонарушении при невозможности составить его на месте (если составление

протокола является обязательным) нарушитель может быть доставлен в милицию. Доставление должно быть произведено в возможно короткий срок.

Принудительное лечение. Как мера пресечения принудительное лечение применяется в интересах общества и самого больного, является средством обеспечения общественной безопасности и здоровья нарушителя. Законодательство предусматривает три вида принудительного лечения: страдающих психическими заболеваниями, заразных больных, хронических алкоголиков и наркоманов.

Принудительное (недобровольное) лечение лиц, страдающих психическими расстройствами, предусмотрено Законом Российской Федерации от 2 июня 1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» . Согласно закону основанием для госпитализации в психиатрический стационар в недобровольном порядке до постановления судьи служит то, что обследование возможно только в стационарных условиях, а психическое расстройство больного является тяжелым и обусловливает его непосредственную опасность для себя или окружающих, или его беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи.

Сотрудники милиции обязаны оказывать содействие медицинским работникам при осуществлении недобровольной госпитализации и обеспечивать безопасные условия для доступа к госпитализируемому лицу и его осмотра. В случаях необходимости предотвращения действий, угрожающих жизни и здоровью окружающих со стороны госпитализируемого лица или других лиц, а также при необходимости розыска и задержания лица, подлежащего госпитализации, сотрудники милиции действуют в порядке, установленном Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции».

Принудительное лечение заразных больных применяется после медицинского освидетельствования и принятия решения учреждениями здравоохранения или органами санитарно-эпиде-миологической службы. Так, должностные лица государственной

См.: Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 33. Ст. 1913.

санитарно-эпидемиологической службы имеют право принимать решения об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих. Принудительному лечению подлежат лица, которые страдают венерическими заболеваниями или заражены вирусом иммунодефицита человека.

В случае неявки указанные лица доставляются в учреждения здравоохранения при содействии органов внутренних дел. Милиция осуществляет привод больных в учреждения здравоохранения по их представлениям, санкционированным прокурором.

Принудительному лечению подвергаются также лица, страдающие хроническим алкоголизмом или наркоманией. Принудительное лечение к этим лицам применяется при наличии социального и медицинского критериев. Социальным критерием является противоправное поведение больного, совершающего нарушения общественного порядка, несмотря на принятые к нему меры общественного и административного воздействия. Медицинскими критериями являются систематическое злоупотребление алкоголем (наркотиками), уклонение от добровольного лечения или продолжение систематического пьянства и употребления наркотиков.

Материалы на алкоголиков и наркоманов оформляют органы внутренних дел. Медицинское заключение о необходимости принудительного лечения больных дается врачебно-консульта-ционными комиссиями.

Постановление о направлении алкоголика или наркомана на принудительное лечение в Центры медико-социальной реабилитации выносит суд. Постановление суда приводится в исполнение органами внутренних дел.

Временное отстранение от работы инфекционных больных, а также лиц, находящихся в болезненном или ином состоянии, препятствующем безопасному для окружающих выполнению ими обязанностей. В целях обеспечения общественной безопасности и санитарного благополучия санитарные врачи службы санитар-но-эпидемиологического надзора наделены правом принимать решения о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты.

Правомочными органами и должностными лицами могут быть отстранены от работы граждане, находящиеся в болезненном или ином состоянии, которое препятствует безопасному выполнению

ими трудовых или служебных обязанностей, создает угрозу личной и общественной безопасности (например, отстранение пьяного водителя от управления транспортным средством).

Меры пресечения имущественного характера. Эти меры применяются в целях пресечения правонарушения, связанного с незаконным владением, ненадлежащим использованием и хранением имущества, предметов, вещей, а также в целях возмещения вреда, причиненного проступком.

К мерам пресечения данного вида, например, относятся:

— выселение в административном порядке лиц, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом;

— снос самовольно возведенной постройки;

— изъятие у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов и других веществ при обнаружении нарушений правил их хранения и использования.

Выселение в административном порядке с санкции прокурора лид, самоуправно занявших жилое помещение или проживающих в домах, грозящих обвалом. Дело о выселении возбуждается по заявлению органа, в ведении которого находится жилое помещение, жилой дом. С заявлением о выселении может обратиться также заинтересованный гражданин. Дело о выселении в административном порядке вправе по собственной инициативе возбудить прокурор.

Постановление прокурора о выселении в административном порядке подлежит принудительному исполнению по истечении семи дней со дня его вручения гражданам, выселяемым из жилого помещения. В случаях, не терпящих отлагательства, постановление исполняется немедленно.

Принудительное исполнение постановления о выселении в административном порядке производится судебным исполнителем районного (городского) суда по месту нахождения дома, из которого осуществляется выселение, по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.

В случае отказа выселяемых лиц допустить судебного исполнителя в занимаемое помещение, совершения действий, препятствующих исполнению постановления о выселении в административном порядке, выселение производится при содействии милиции.

Лица, выселенные из самоуправно занятых жилых помещений, возмещают фактические расходы, связанные с выселением.

Выселение лиц из домов (жилых помещений), грозящих обвалом, производится за счет соответствующих жилищных организаций органов местного (муниципального) самоуправления.

Снос самовольно возведенной постройки. Самовольной постройкой согласно ст. 222 ГК РФ являются жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданные на земельном участке, не отведенном для этих целей, в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданные без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Самовольная постройка (дом, гараж, дача, сарай и т.п.) подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Вначале орган местного самоуправления обязывает лицо, самовольно возведшее строение, добровольно своими силами снести строение и привести земельный участок, на котором оно было воздвигнуто, в надлежащий порядок. Бели это предписание органа не будет выполнено в установленный срок, глава администрации местного органа самоуправления дает распоряжение соответствующей муниципальной службе о сносе строения силами этой службы. В этом случае расходы, связанные со сносом постройки, взыскиваются в судебном порядке с виновного.

Изъятие у граждан, должностных лиц и организаций огнестрельного оружия, боеприпасов к нему, взрывчатых материалов и других веществ при обнаружении нарушений правил их хранения и использования производится уполномоченными на то органами (органами внутренних дел и др.).

Изъятие, как правило, производится в случае невыполнения предшествующего изъятию предписания об устранении выявленных в процессе проверки нарушений.

Меры, пресечения технического характера. Рассматриваемые меры направлены на обеспечение личной и общественной безопасности, на пресечение эксплуатации неисправных источников повышенной опасности (например, транспортных средств), на приостановление работы предприятий, учреждений и организаций с нарушением технических норм и правил, которые угрожают здоровью людей, личной и общественной безопасности. Эти меры многочисленны. К ним, например, относятся:

— приостановление эксплуатации автомототранспортных и иных транспортных средств, техническое состояние которых не отвечает установленным требованиям;

— приостановление работы предприятий и иных производственных объектов в связи с нарушением правил техники безопасности или правил пожарной безопасности;

— запрещение или ограничение производства ремонтно-строи-тельных работ на дорогах, улицах и других строительных объектах, если они ведутся с нарушением технических правил и других требований по обеспечению общественной безопасности.

Меры пресечения технического характера применяют контрольно-надзорные и другие органы исполнительной власти (Гос-гортехнадзор, Госатомнадзор, ГАИ, Госпожнадзор и другие органы и службы) и их должностные лица.

Меры пресечения санитарно-эпидемиологического характера. Данные меры направлены на пресечение нарушений санитарного законодательства, на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия, т.е. такого состояния общественного здоровья и среды обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности.

К мерам санитарно-эпидемиологического характера, которые применяются органами и должностными лицами Госкомсанэпид-надзора России, относятся: приостановление до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся нарушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращение:

— работы по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных строительством, реконструированных объектов и их пусковых комплексов;

— эксплуатации действующих предприятий, организаций, отдельных производственных цехов, участков, помещений, зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, а также выполнения отдельных видов работ и производственной деятельности;

— разработки, постановки на производство, производства и применения (использования) промышленной и иной продукции;

— производства, хранения, транспортировки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, использования воды (водоисточников) для питьевых, хозяйственных и культурно-оздоровительных целей.

К рассматриваемым мерам пресечения относятся упомянутые ранее: временное отстранение от работы граждан, являющих-

ся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источниками их распространения; обязательная госпитализация и изоляция (карантин) инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих.

Меры пресечения финансово-кредитного характера. Применяются в целях пресечения правонарушений в области финансов и кредита, обеспечения финансовой дисциплины. Мерами пресечения являются:

— изъятие (взимание) в доход бюджета сумм, полученных предприятиями, учреждениями и организациями путем нарушения финансовой дисциплины, законодательства о ценах, о реализации нестандартной продукции и др. Решения об изъятии принимаются органами исполнительной власти, осуществляющими контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений и организаций;

— приостановление финансирования (кредитования) работ по проектированию, строительству, а также хозяйственной деятельности предприятий, организаций и физических лиц в случае невыполнения ими санитарных правил, постановлений органов и учреждений санэпиднадзора России о приостановлении или прекращении этой деятельности. Эту меру пресечения применяют органы санэпиднадзора;

— приостановление операций юридических и физических лиц по расчетам и другим счетам в банках и иных финансово-кредитных учреждениях в случае непредставления (или отказа представить) государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей в бюджет. Приостановление этих операций по расчетам и счетам производится государственными налоговыми инспекциями. Правом приостановления указанных операций обладают также федеральные органы налоговой полиции в случае непредставления документов, связанных с исчислением и уплатой налогов.

Государственные налоговые инспекции и федеральные органы налоговой полиции имеют право требовать от руководителей и других должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, физических лиц

устранения нарушений законодательства о налогах и других обязательных платежах в бюджет и контролировать выполнение этих требовании.

К числу мер административного принуждения относятся меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания, которые применяются в случае совершения административного правонарушения.

Меры административно-процессуального обеспечения используются в целях обнаружения правонарушения, установления личности нарушителя, получения доказательств и создания иных условий для объективного рассмотрения дела о правонарушении и вынесения постановления по делу, а также обеспечения его исполнения.

Под административным взысканием понимается наказание, применяемое в установленном порядке уполномоченным органом (должностным лицом) к виновному физическому или юридическому лицу. Административное взыскание может выражаться в моральном или материальном воздействии на правонарушителя либо во временном лишении его специального права. Отдельные административные взыскания могут сочетать в себе все эти элементы .

Применение и использование мер административного принуждения усиливается в условиях чрезвычайного положения. Это обусловливается необходимостью скорейшей ликвидации угрозы безопасности граждан, восстановления нормальных условий для жизнедеятельности населения и правопорядка. Законодательство о чрезвычайном положении наделяет государственные органы, осуществляющие управление в этих условиях, чрезвычайными полномочиями.

На период чрезвычайного положения могут устанавливаться следующие меры: особый режим въезда и выезда, а также ограничение свобод передвижения по территории, на которой введено чрезвычайное положение; запрещение проведения собраний,

1 Меры административно-процессуального обеспечения и административные взыскания, а также порядок их применения будут рассматриваться в части III (Административная юрисдикция) учебника.

митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий; запрещение забастовок; комендантский час, т.е. запрет находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность, в установленное время суток; проверка документов в местах скопления граждан, а в исключительных случаях, при имеющихся данных о наличии у граждан оружия, — личный досмотр, досмотр вещей, жилища и транспортных средств; ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан огнестрельного и холодного оружия и боеприпасов; выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено чрезвычайное положение, за их счет.

Кроме того, законодательством о чрезвычайном положении предусматривается возможность временного выселения (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; установление карантина и проведение других сани-тарно-противоэпидемиологических мероприятий и др. В исключительных обстоятельствах, связанных с необходимостью неотложного проведения аварийно-спасательных работ, допустима мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств для проведения указанных работ.

Порядок и условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, состоящих на вооружении органов внутренних дел, регулируются законами и не подлежат изменению в условиях чрезвычайного положения.

Смотрите еще:

  • Ст 135 трудового кодекса российской федерации Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 135 ТК РФ: официальный текст Ст. 135 ТК РФ: вопросы и ответы Ст. 135 ТК РФ содержит основные правила установления работникам вознаграждения за труд (зарплаты). Рассмотрим вопросы, […]
  • Мат капитал в 2018 году на второго ребенка Материнский капитал в 2018 году В 2018 году размер материнского капитала составляет 453026 рублей. Оформить именной сертификат могут семьи, в которых с 1 января 2007 года был рожден (усыновлен) второй или последующий […]
  • Как вернуть деньги за забронированный тур Отказ от тура: можно ли вернуть все деньги и как это сделать? На фоне нынешней лихорадки на финансовом рынке, неспокойной обстановки в странах арабского мира и Азии, постоянных скандалов вокруг туроператоров и […]
  • Заявление об уходе с работы на час раньше Заявление об увольнении Упростите работу с документами! Онлайн-сервис для автоматического заполнения документов Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Печать документов с изображением […]
  • Сумма долга составляет с состоянием на Виды государственного долга Государственные финансы и финансовая политика государства Бюджетная система и ее основные принципы Типы бюджетных систем Уровни бюджетной системы РФ Государственный […]
  • Получить гражданство рф если есть вид на жительство Как с видом на жительство получить гражданство РФ Не секрет, что конечной целью пребывания в России для многих иностранцев является оформление гражданства. Несомненно, каждому иммигранту интересны особенности и […]