Развод петра 1

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО РОССИИ ПЕРИОДА ИМПЕРИИ

Реформы Петра I положили начало новому периоду в развитии семейного права. Прежде всего усиливается роль светского законодательства, в основном императорских указов, служащих для восполнения пробелов в каноническом праве.

Решающее значение стало придаваться добровольности вступления в брак.

Это положение затем получило закрепление в Своде Законов Российской Империи. Статья 12 Законов гражданских указывала, что «брак не может быть законно совершен без добровольного и непринужденного согласия сочетающихся лиц»1. Указом 1722 г. было запрещено женить «дураков, которые ни в науку, ни в службу не годятся».

Указом 1714 г. Петр попытался ввести образовательный ценз для дворян, вступающих в брак, требуя при венчании справки о знании арифметики и геометрии. Но эта попытка также не увенчалась успехом. При Петре 1 обручение становится расторжимым. Запрещается снабжать его сговорной записью и включать в нее условие о неустойке (заряде) на случай, если брак не состоится. В дальнейшем это положение получило развитие в Своде Законов. Часть 2 ст. 12 Законов гражданских гласила, что брак не может быть предметом гражданско-правовых сделок, и потому обещание вступить в брак может быть свободно не выполнено без всяких последствий для обещавшего. В 1775 г. обручение сливается по времени с венчанием.

В 1721 г. православные христиане впервые получили в России возможность вступать в браки с христианами других конфессий. Это нововведение было связано с тем, что после войны России со Швецией Петр I хотел поселить пленных шведов в Сибири и привлечь их к ее освоению, дав им российское гражданство. Однако по законам того времени они не могли вступить в брак с православными, не приняв предварительно православную веру. В связи с этим и было установле- 1 Свод Законов Российской Империи. Законы гражданские. Т. 10. СПб., 1916 Ч 1. 54

Раздел II История семейного права

но правило (существующее в каноническом праве и в настоящее время) о том, что христианин другой конфессии вправе вступить в брак с православным, дав подписку о том, что он не будет совращать православного супруга в свою веру и обязуется воспитывать детей в православии. В 1810г. Синод составил перечень запрещенных степеней родства. Согласно каноническим правилам запрещались браки восходящих, нисходящих родственников, а также боковых родственников до седьмой степени включительно. До такой же степени запрещались и браки между свойственниками. Светское законодательство распространило ограничения только до четвертой степени бокового родства и свойства. Препятствием к браку по-прежнему оставалось и духовное родство. В 1744 г. Указом Синода были запрещены браки лиц старше 80 лет. «Брак от Бога установлен, — гласит Указ, — для продолжения рода человеческого, чего от имеющего за 80 надеяться весьма отчаянно»1. В 1830г. повышается возраст для вступления в брак до 18 лет для мужчин и 16 лет для женщин. Для вступления в брак необходимо было получить согласие родителей независимо от возраста жениха и невесты (ст. 6 Законов гражданских). Брак, заключенный без согласия родителей, тем не менее признавался действительным, но дети лишались права наследовать имущество родителей по закону, если родители их не простили. Лица, состоявшие на гражданской или военной службе, обязывались получить согласие на брак своего начальства (ст. 9 Законов гражданских). За брак, заключенный без такого разрешения, они подвергались дисциплинарному взысканию. Законодательство того периода знает и случаи ограничения брачной правоспособности в судебном порядке. Приговором суда запрещалось вступать в брак лицам, осужденным за двоебрачие, а также тому из супругов, брак с которым был расторгнут из-за его неспособности к брачной жизни. Заключение брака с 1775 г. могло производиться только в приходской церкви одного из вступающих в брак. Венчанию по-прежнему предшествовало оглашение. Брак заключался при личном присутствии жениха и невесты. Исключение делалось лишь для лиц императорской фамилии, венчающихся с иностранными принцессами.

Согласно ст. 31 Законов гражданских, брак мог быть признан недействительным при совершении его в результате насилия или при сумасшествии одного или обоих супругов. Недействительным являлся и брак между лицами, состоявшими в запрещенных степенях кровного

Глава 6 Семейное право России периода империи 55

1 Латкип ВН Учебник истории русского гражданского права периода империи СПб, 1909 С 513

или духовного родства или свойства; при наличии другого нерасторгнутого брака; с лицом старше 80 лет; с лицом духовного сословия, обреченным на безбрачие; православных с нехристианами. Если брак заключался с лицом, не достигшим брачного возраста, установленного светским законодательством (16 и 18 лет), но достигшим канонического брачного возраста (13 и 15 лет), супруги разлучались до наступления возраста, предусмотренного светским законом. После этого они могли снова выразить свою волю и продолжать брак, который признавался действительным. Право требовать признания брака недействительным по данному основанию принадлежало только несовершеннолетнему супругу по достижении совершеннолетия.

Развод в период империи становится все менее свободным. Развод по взаимному согласию прямо запрещается ст. 46 Законов гражданских. Поводами к разводу являлись: прелюбодеяние любого из супругов; двоебрачие; неспособность к брачному сожитию; безвестное отсутствие супруга свыше 5 лет, если оно не было вызвано виновным поведением оставшегося супруга; покушение на жизнь супруга; принятие монашества; ссылка в каторжные работы с лишением всех прав состояния. В допетровскую эпоху ссылка не оказывала влияния на брак, и жена следовала за сосланным мужем. Начиная с 1720 г. жены ссыльных могли оставаться в своих имениях, полученных в приданое Однако до 1753 года развода в этом случае не требовалось. Брак считался прекращенным автоматически с момента вынесения приговора уголовным судом, как если бы сосланный супруг умер. Это было связано с тем, что ссылка на каторгу сопровождалась лишением всех прав состояния и считалась гражданской смертью. С 1753 г. стало необходимым ходатайствовать о разводе с осужденным супругом.

Процедура развода в императорской России была очень сложной. Бракоразводный процесс осуществлялся судами Духовных консисторий. Сам процесс носил смешанный состязательно- розыскной характер. Решение выносилось на основании формальной оценки доказательств, т.е. решающее значение придавалось не убедительности доказательств для судей, а наличию строго определенных доказательств, которыми, например при прелюбодеянии, являлись показания двух или трех свидетелей-очевидцев. Само по себе признание супругом, совершившим прелюбодеяние, своей вины не принималось во внимание, если оно не подтверждалось формально необходимыми доказательствами. На практике это приводило к многочисленным злоупотреблениям и часто вынуждало к подкупу лжесвидетелей.

Прелюбодеяние являлось одновременно уголовным преступлением и могло рассматриваться также уголовным судом по жалобе другого 56

Раздел II История семейного права

супруга. Суд вправе был подвергнуть виновного тюремному заключению на срок от трех до восьми месяцев, а его соучастника — на срок от двух до четырех месяцев, если он был холост, и на срок от четырех до восьми месяцев, если он состоял в браке.

Одновременное возбуждение уголовного дела и дела о разводе не допускалось, так как развод тоже считался наказанием, а за одно и то же преступление лицо не могло наказываться дважды. У невиновного супруга оставалось право выбора между уголовным преследованием и сохранением брака или разводом. Виновному в прелюбодеянии супругу после развода разрешалось вступить в новый брак только после церковного покаяния.

В случае многобрачия было возможно и уголовное наказание, и признание брака недействительным в духовном суде. При этом уголовный суд, особенно после введения суда присяжных, основываясь на свободной оценке доказательств, мог вынести приговор, противоречащий решению духовного суда, связанному формальной оценкой доказательств.

Дореволюционная Россия так и не дошла до создания единого для всех подданных законодательства о браке. Российское брачное законодательство, и светское, и каноническое, всегда строилось на основании религиозных правил. Поэтому лица разных вероисповеданий и конфессий попадали под действие различных законов в зависимости от предписаний своей религии.

С одной стороны, это было свидетельством веротерпимости (гораздо хуже было бы навязывание всему населению империи православных представлений о браке), с другой стороны, на рубеже XIX—XX вв. начала настоятельно ощущаться потребность в хотя бы альтернативном едином светском законодательстве, допускающем браки между лицами разных религий, развод по взаимному согласию в светском органе и т. д.

Мусульманам разрешалось заключать полигамные браки. Развод между мусульманами регулировался законами Шариата, которые предусматривали развод по взаимному согласию и по воле мужа в одностороннем порядке.

Брак между католиками был нерасторжим, дозволялась только сепарация — судебное разлучение супругов. Вступить в новый брак супруги, получившие решение о сепарации, не могли. Протестантская церковь допускала бблыпую свободу разводов, в том числе и при «отвращении супруга к брачной жизни».

По иудейским религиозным законам муж мог развестись со своей женой при наличии любой серьезной причины. Жена же имела право требовать развода только в строго определенных случаях.

Глава 6. Семейное право России периода империи 57

Личные права и обязанности супругов в период империи также претерпели существенные изменения. Прежде всего с восприятием европейских форм жизни изменилось само положение женщин в обществе. Власть мужа, формально сохранившаяся до 1917 г., приобретает более цивилизованные формы. С 1845 г. муж не вправе подвергнуть жену физическому наказанию. Насильственное пострижение в монахини также становится невозможным.

Законодатель в этот период все более активно пытается регулировать внутренние отношения супругов в браке. «Муж обязан любить свою жену, как собственное тело, жить с нею в согласии, уважать, защищать, извинять ее недостатки и облегчать ей немощи», — гласит ст. 106 Законов гражданских. Статья 107 так формулирует обязанности жены: «жена обязана повиноваться мужу своему как главе семейства, пребывать к нему в любви и неограниченном послушании, оказывать ему всяческое угождение и привязанность как хозяйка дома».

По сути своей все эти правила не что иное, как мнимые права, санкций за них установлено не было, а с отменой права мужа физически наказывать жену они не могли быть осуществлены и непосредственным принуждением.

Место жительства супругов определялось по месту жительства мужа. Жена обязана была следовать за ним, в противном случае она могла быть водворена в дом мужа принудительно. Только ссылка мужа освобождала жену от этой обязанности.

Начиная с XVIII в. жена получила право требовать судебного разлучения в случае жестокого обращения. Только в начале XX в. в Свод Законов была введена ст. 1031, в соответствии с которой за супругом признавалось право отказаться от совместной жизни, если она «представляется для него невыносимой». Совместная жизнь могла быть признана невыносимой вследствие жестокого обращения с супругом или детьми, нанесения тяжких оскорблений, явного злоупотребления супружескими правами, бесчеловечного или порочного поведения супруга, а также если супруг «одержим тяжкой душевной болезнью или иной прилипчивой и отвратительной болезнью, которая представляет опасность для жизни и здоровья другого супруга или его потомства».

Жена имела право и была обязана носить имя мужа и следовать его состоянию. Исключением из этого правила признавалась лишь привилегия дворянок, вышедших замуж за лиц недворянского звания, сохранить дворянство, не сообщая его мужу.

Значительную эволюцию претерпела обязанность следовать состоянию супруга лиц несвободных сословий. Рапсе действовало правило о том, что вступивший в брак с крепостным сам утрачивал свобо- 58

Раздел II История семейного права

ду, если специально не выговорил ее сохранение у господина своего будущего супруга. Эта норма была отменена в отношении мужчин, вступивших в брак с крепостными, при Екатерине II, а в отношении женщин — при Александре I.

Имущественные отношения супругов с XVIII в.

Право на содержание признавалось только за женой, которую муж обязан был содержать «по состоянию и возможностям своим» (ст. 106). Эта обязанность прекращалась, если жена не выполняла своих супружеских обязанностей, в частности отказывалась следовать за мужем. В начале XX в. Свод Законов был дополнен ст. 1061, в соответствии с которой жена сохраняла право на содержание, если уклонялась от совместной жизни с мужем, по вине которого совместная жизнь супругов была судом признана невыносимой.

Следует еще раз подчеркнуть, что до самой революции брачное законодательство России не было светским. Российские законодатели упорно отказывались от проведения реформ, признанных необходимыми всеми ведущими специалистами в области гражданского права.

Глава 6 Семейное право России периода империи 59

Особенно негативным было отношение законодателей к введению гражданского брака. Гражданский брак не только не допускался в самой Российской Империи, Россия так никогда формально и не признала гражданские браки, заключенные в странах, где они существовали. В 1902 г. Россия отказалась подписать Гаагскую конвенцию, так как она предусматривала взаимное признание браков, заключенных в иностранных государствах по их законам.

Единственной уступкой стало разрешение раскольникам заключать гражданские браки, подлежавшие регистрации в полицейском управлении. Их введение было вызвано тем, что, не признавая раскольничьего духовенства, российское правительство не признавало и заключаемые им браки. Раскольники, следовательно, не могли вступить в законнный брак, не приняв предварительно православия. С 1906 г., после издания указа о веротерпимости, стали допускаться церковные браки между раскольниками. Гражданские браки сохранили значение только для раскольников-беспоповцев.

В петровские времена смягчается власть родителей над детьми: родители уже не вправе насильственно венчать своих детей или отдавать их в монастырь.

Право родителей применять физические наказания в отношении детей так и не было отменено в дореволюционной России. Начиная с XVIII в. оно постепенно стало ограничиваться запретом калечить и ранить детей, а также ответственностью за доведение их до самоубийства. Но и в конце XIX в., если за умышленное убийство своих детей родители наказывались даже строже, чем за убийство постороннего лица, то за неосторожное убийство детей в процессе наказания они подвергались гораздо менее тяжкой каре, чем другие неосторожные убийцы. За особо жестокое обращение с детьми родителям делалось внушение совестным судом за закрытыми дверьми.

Родители по-прежнему могли использовать и публично-правовые меры против непокорных детей. Уложение о наказаниях (ст. 1593) разрешало по требованию родителей заключать детей в тюрьму на срок от трех до четырех месяцев за неповиновение родителям или развратную жизнь. В XIX в. такая мера стала настолько противоречить существующим в то время в обществе представлениям, что

губернаторы, к которым родители все еще изредка обращались с подобными требованиями,

отказывались ее осуществлять .

Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестной суд, который не только вел разбирательство, но и при-

1 См Загоровский И A Kypt t сменного права С 307 60

Раздел II История семейного права

мирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивали, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло бы квалифицироваться как «наветы на родителей» или «выражение непочтения», это только усугубляло вину детей.

В Своде Законов (ст. 161 Законов гражданских) было записано, что «власть родителей простирается на детей особого пола и всякого возраста с различием в пределах, законом ддя сего поставляемых». Родительская власть несколько ограничивалась с поступлением сыновей на службу и выходом дочерей замуж, поскольку дочь не могла одновременно находиться под неограниченной властью мужа и родителей.

Родители имели право требовать выдачи детей от любого лица независимо от того, отвечало это интересам детей или нет.

Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере.

Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно все более перестает соответствовать общественным представлениям. Это положение прекрасно охарактеризовал Г.Ф. Шерше-невич. «Объектом права личной власти, — писал он, — является само подвластное лицо, а не какие-либо действия с его стороны. Однако в настоящее время, с признанием личности за каждым человеком, эти права попадают в безвыходное противоречие с нормами, охраняющими свободу

каждого лица. Отсюда обнаруживается теоретическая несостоятельность этих прав и практическая их

Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к полезной деятельности: определению сыновей на службу, а дочерей — замуж. Родители должны были также предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.

В XVIII в. незаконнорожденные дети следовали состоянию матери, но дети дворянок не получали дворянства, хотя нередко оно им жаловалось императорским указом. Отец обязан был только содержать незаконнорожденного ребенка и его мать, но это содержание рассматривалось не как алименты, а в качестве возмещения вреда. Воинский артикул 1716г. обязывал холостого человека, чья незамуж-

ШершриевичГФ Русское 1|>ажданскос право С 458 I лава 6. Семейное право России периода империи 61

няя любовница родила ребенка, доставлять ей и ребенку средства к существованию. Одновременно предусматривалось и уголовное наказание за этот проступок. Требование о содержании рассматривалось не гражданским судом, а уголовным, как гражданский иск в уголовном процессе. Узаконение детей в XVIII в. осуществлялось только по высочайшему повелению, каждый раз в индивидуальном порядке. В XIX в. правила об узаконении менялись чрезвычайно часто. В царствование Александра I стало разрешаться узаконение детей, рожденных до брака, в случае вступления их родителей в брак между собой. Это правило не распространялось на детей, рожденных от прелюбодеяния. При Николае II издается высочайшее повеление, запрещающее такое узаконение. При Александре II оно опять разрешается.

Закон от 3 июля 1902 г., внесший изменения в Свод Законов, впервые позволил рассматривать иски внебрачных детей о содержании в порядке гражданского, а не уголовного судопроизводства. Согласно этому Закону, происхождение ребенка от отца могло подтверждаться любыми доказательствами. Однако речь шла не об установлении отцовства как семейно-правовой связи с ребенком, а лишь о праве ребенка на содержание. Добровольное признание отцовства не допускалось. Правовая связь с матерью ребенка устанавливалась на основании признания ею ребенка своим. При отсутствии признания происхождение ребенка от матери могло быть подтверждено только метрической записью или ее собственноручным письменным удостоверением. В данном случае устанавливалась именно семейно-правовая связь между матерью и ребенком. Такое ограничение в способах доказывания обосновывалось необходимостью защиты девушек из благородных семей, родивших ребенка вне брака, от возможного шантажа.

Родительская власть в отношении внебрачного ребенка принадлежала матери (ст. 1321 Законов фажданских). Фамилия ребенку давалась по фамилии матери, но только если она выражала на это согласие. Отчество записывалось по имени крестного. Отец обязан был предоставлять ребенку содержание в случае его нуждаемости и в соответствии с общественным положением матери (ст. 1324 Законов гражданских). Мать также должна была содержать ребенка. Отец, выплачивающий ребенку содержание, имел преимущественное право быть назначенным его опекуном или попечителем, а также право контролиро-вать его воспитание и содержание (ст. 13210 Законов гражданских). Внебрачные дети могли наследовать только благоприобретенное имущество матери. Наследование по закону ее родового имущества и наследование после отца не допускалось. 62

Раздел II История семейного права

Глава 7 Семейное право России с 1917 по 1926 год

Узаконение детей по-прежнему разрешалось лишь в случае брака родителей, ноет. 1441 Законов гражданских отменяла запрет на узаконение детей, рожденных от прелюбодеяния. Производилось узаконение окружным судом. Как и раньше, наряду с этими правилами сохранялась и возможность узаконения индивидуальными императорскими указами.

Усыновление в России традиционно разрешалось свободно всем сословиям, кроме дворян, которые могли усыновлять лишь при отсутствии нисходящих и боковых родственников той же фамилии. Усыновление допускалось только в отношении родственников, но не чужих детей. Усыновление дворянами каждый раз оформлялось индивидуальным актом императора.

Крестьяне могли усыновлять путем приписки ребенка к своему семейству, но право на надел он приобретал только в том случае, если усыновление было произведено с разрешения общины. В конце XIX — начале XX в. законодательство об усыновлении изменилась. Все сословия получили право свободно усыновлять. В регулировании усыновления четко прослеживается взгляд на него, как на средство устранения невозможности создания собственной семьи. Усыновителем могло быть лишь лицо старше 50 лет, между ним и усыновленным должна была быть разница в возрасте не менее 18 лет. Запрещалось усыновлять лицам, состоявшим в браке и имевшим собственных детей (ст. 145 Законов гражданских). Усыновитель и усыновляемый должны были быть одного вероисповедания. На усыновление необходимо было получить согласие супруга усыновителя, родителей усыновляемого, самого усыновляемого старше 14 лет. С 1902 г. было разрешено усыновлять своих незаконнорожденных детей. Усыновление производилось окружным судом. Усыновленные приобретали права родных детей, за исключением права наследовать родовое имущество, которое переходило только к кровным родственникам.

Подводя итог, можно заключить, что в регулировании брачно-се-мейных отношений в предреволюционной России был сделан значительный шаг вперед. Семейное законодательство в целом находилось примерно на том же уровне развития, что и законодательство большинства европейских стран.

Наиболее остро стояла проблема введения гражданской формы брака, упрощения процедуры развода, а также уравнения в правах внебрачных детей.

Временное правительство в мае 1917 г. создало особое совещание, в которое были включены крупнейшие юристы, в том числе и профессор Л.И. Петражицкий. Целью совещания являлась подготовка закона

«О поводах к разводу». Предполагалось расширить число поводов к разводу, однако подведомственность дел о расторжении брака судам духовных консисторий сохранялась. Закон так и не вступил в силу.

Развод без девичьей фамилии. Как Петр I с супругой расстался

Россия не видела разводов правящих особ более 300 лет.

Политическая свадьба

Венчание Петра и Евдокии состоялось в январе 1689 года, причем невеста была на три года старше будущего супруга – ему было 17, ей 20 лет.

Сказать, что этот брак был не по любви – значит, ничего не сказать. Юный царь в выборах невесты и в самом решении о браке не принимал никакого участия – весь процесс взяла в свои руки его мать Наталья Кирилловна Нарышкина, вдова царя Алексея Михайловича. Кстати сказать, Наталья Кирилловна и сама была второй женой царя. Правда, Алексей Михайлович не разводился – его первая жена, родившая тринадцать детей, скончалась от последствий очередных родов.

Наталья Кирилловна, устраивая брак сына, пеклась не столько о его семейном счастье, сколько о вопросах большой политики. В России к тому времени сложилась непростая ситуация: после стрелецкого бунта официально на троне оказалась два царя – Иван и Петр, обязанности регента при которых исполняла их старшая сестра Софья. Различные политические силы пытались укрепить свое влияние.

Царь Иван Алексеевич вступил в брак с Прасковьей Салтыковой, и пара ждала ребенка. В этой ситуации отец семейства Иван в глазах общества выглядел более легитимным главой государства, нежели не обзаведшийся семьей Петр. К тому же брак в то время обществом воспринимался как достижение совершеннолетия, что позволяло царю избавиться от настойчивой опеки старшей сестры.

Наталья Кирилловна выбрала в качестве невесты для сына Евдокию Лопухину неспроста – Лопухины выступали в качестве союзников Нарышкиных, были популярны в стрелецких войсках, к тому же этот род был чрезвычайно многочисленным, что тоже было немаловажным фактором.

Не сошлись характерами

Петр был уже увлечен армией, кораблестроением, западным образом жизни, в то время как Евдокия была воспитана в традициях Домостроя. Тем не менее, примерно в течение года отношения у супругов были отношениями влюбленной пары. Это неудивительно – в традициях того времени опыта первой любви у молодых людей попросту не было, и их друг к другу тянула новизна новых ощущений.

В течение первых трех лет Евдокия родила Петру троих сыновей: Алексея, Александра и Павла, однако двое младших умерли во младенчестве.

Царский брак трещал по швам: в 1692 году Петр Первый завел роман с жительницей Немецкой слободы Анной Монс. До смерти Натальи Кирилловны в 1694 году царь, тем не менее, старался не выражать своего негативного отношения к жене.

Смерть за любовь

К 1697 году царственные супруги даже не переписывались, и более того, царица примкнула к партии противников Петра Первого. После этого царь принял окончательное решение о разводе. Находясь в Великом посольстве за границей, он отдал приказ оставшимся в Москве ближним боярам склонить Евдокию к постригу в монахини – именно такая судьба ждала цариц-«разведенок» в России в этот период времени.

Евдокия отказалась, мотивируя это заботой о сыне, царевиче Алексее.

Сторонников у царицы было более чем достаточно, даже патриарх Андриан пытался «вразумить» Петра.

Это, однако, дало обратный эффект – разъяренный царь отдал приказ постричь Евдокию в монахини насильно. В сентябре 1698 года царицу заточили в Суздальско-Покровский монастырь, где она стала монахиней под именем Елена. Более того – царь не выделил денег на содержание бывшей жены, поручив заботы о ней ее родственникам Лопухиным.

Петр не учел одного – силы русских традиций и степени сопротивления его реформам. Пока он, занятый строительством Петербурга, флота, войной со шведами, не вспоминал о бывшей супруге, та жила в монастыре мирянкой, вступала в контакт с противниками царя, принимала почести, положенные царице и, что уж было совсем немыслимо, завела себе любовника.

Отношения Евдокии с майором Степаном Глебовым начались примерно в 1709 году и продолжались длительное время. Правда всплыла в ходе расследования «дела царевича Алексея», когда Петр Первый заподозрил сына и его окружение в заговоре.

К следствию о заговоре в 1718 году была привлечена и Евдокия. На допросе связи с Глебовым она не отрицала, за что по приговору суда священнослужителей была выпорота кнутом. Многие из окружения царицы были казнены.

Самая страшная участь выпала на долю Степана Глебова – его долго пытали, добиваясь признания в заговоре против государя. Глебов, признавшийся в связи с царицей, это обвинение отрицал. Он был казнен посажением на кол и мучительно умирал в течение 14 часов. Некоторые современники утверждали, что Евдокию заставили присутствовать при казни любовника.

Проклятие Евдокии

Самая царица была перевезена в Ладожский монастырь, а спустя семь лет в Шлиссельбург.

Ей досталась удивительная судьба – Евдокия пережила мужа, вторую жену Петра, сына и даже внука Петра II, который освободил ее из заключения, выделил денежное содержание и восстановил ее во всех правах.

В 1730 году, после скоропостижной смерти Петра II, Евдокия Лопухина называлась в качестве претендентки на престол. Однако ей к тому времени уже исполнилось 60 лет, здоровье было подорвано во время заключения.

Умерла Евдокия Лопухина 27 августа 1731 года в Москве, была похоронена в Новодевичьем монастыре.

Евдокии Лопухиной приписывают проклятье, пророчащее гибель Петербургу. «Месту сему пусту быть!» – якобы воскликнула царица, когда ее увозили в монастырь. Кто-то считает, что пророчество исполнилось в период чудовищной блокады Ленинграда, кто-то видит его исполнение в потере Питером столичного статуса, кому-то опустошение Северной столицы видится в будущем.

Развод петра 1

В Москве судачили: «Государь не русской породы, и не царя Алексея Михайловича сын». Однозначным доказательством служило то, что царь благоволит к немцам – значит и сам из их числа. Спорили только о том, когда и кто подменил монарха.

Говорят, царь не настоящий!

По одной версии случилось это еще в колыбели. Коварные чужеземцы выкрали царевича у зазевавшихся мамок и заменили «немчонком».
По другой легенде виновата в подмене сама царица Наталья Кирилловна. Дескать, супруг Алексей Михайлович грозил «разлюбить» жену, если она родит ему дочь, потому новорожденную царевну подменили мальчиком, взятым в немецкой слободе. Его потенциальным отцом называют, естественно, Франца Лефорта, одного из верных соратников Петра.
Слухи о подмене набирают силу после возвращения Петра из-за границы. Говорят, царя замуровали в стену в Риге, засмолили в бочке где-то в Германии или даже замучили в Стокгольме по личному приказу королевы Кристины. А на его место прислали, разумеется, «немца».
Наиболее фантастический вариант этой легенды создают старообрядцы, которым тоже изрядно досталось от Петра. По их мнению, он – антихрист на престоле, а истинный царь принял старообрядчество и скрывается в скитах.

Кукуйская царица

Петр действительно был тесно связан с немцами, с некоторыми – особыми узами. В 1690-м году на пиру в доме виноторговца Иоганна Георга Монса Франц Лефорт знакомит молодого царя с дочерью хозяина дома, красавицей Анной. На долгие годы девушка становится фавориткой Петра I.
Удивительно, но русский царь не просто увлекся хорошенькой немкой, а всерьез собирался жениться на ней. Москвичи не любили Анну за взяточничество, и воспринимали ее как причину ссылки Евдокии Лопухиной, жены Петра, и ссоры царя с сыном. Ее насмешливо прозвали «Кукуйской царицей» по названию немецкой слободы – Кукуя.
И быть на русском престоле императрице Анне, если бы не вскрылись ее измены Петру. Оскорбленный царь повелел посадить коварную возлюбленную под домашний арест. Лишь через несколько лет ей разрешили вступить в брак, который, впрочем, оказался недолгим.
Существует романтическая легенда, будто Петр и Анна познакомились во время страшных событий 1689 года, когда юная немка спасла царевича от стрелецкого бунта.

Темная башня

Во время стрелецкого бунта полк Лаврентия Сухарева встал на защиту царевича Петра. В память об этом Петр приказывает возвести Сухаревскую башню.
Долгое время там находилась Школа математических и навигационных наук – первое в России учебное заведение, готовившее военных инженеров. Но была у башни и тайная жизнь. Существует предание, что в Рапирном (фехтовальной) зале, наверху Сухаревой башни проходили заседания секретного Нептунова общества под председательством Франца Лефорта и Якова Брюса, возглавлявшего школу. Молва называла Брюса чернокнижником, говорили, что он продал душу дьяволу. Слухи были не беспочвенны: он интересовался астрономией и алхимией, выпустил популярный календарь с пророчествами. Что же касается загадочного Нептунова общества, в которое входил сам царь, то его считают первой на Руси масонской ложей.
Так это или нет, но до самого своего конца башня привлекала кладоискателей и любителей загадок, мечтавших найти рукописи и эликсиры, спрятанные «колдуном с Сухаревской башни».

«Петербургу быть пусту»

Первым браком Петр был женат на русской дворянке Евдокии Лопухиной. Молодую жену, навязанную матерью, император не любил, несмотря на то, что она подарила ему сына и будущего наследника. Через год после заключения брака Петр сошелся с Анной Монс. Евдокию уговаривали уйти в монастырь, но царица отказывалась, объясняя, что ей нужно заботиться о малолетнем сыне.
Наконец, раздосадованный ее упрямством Петр, велит насильно увести супругу в монастырь. Тут-то царица и изрекла свое пророчество, повторенное впоследствии, многими недругами Петра: «Месту сему быть пусту!»
Кроме гибели Петербурга, опальная царица якобы предсказала, что царя охватит страшная болезнь, и только она сможет его исцелить. Тогда Петр снова призовет ее к себе, и заживут они лучше прежнего. Узнаем мы это из протоколов допроса царевича Алексея. Печальная история слишком напоминает фантазии мальчика о том, как «папа и мама снова будут жить вместе». Евдокия пережила неверного мужа, горемычного сына, и счастливых соперниц, выйдя из заточения при кратком правлении своего внука Петра II.

Шекспировские страсти

В конце XVIII века в подвалах Кунтскамеры были обнаружены две заспиртованные головы. Одна принадлежала Виллиму Монсу (брату той самой Анны) – фавориту Екатерины I, который был казнен ревнивым Петром. Другая, женская – Марии Гамильтон, фрейлине императрицы и любовнице императора. За что же была обезглавлена прекрасная шотландка?
Мария пользовалась благосклонностью Петра, но свое сердце отдала царскому денщику Ивану Орлову. Чтобы любимый к ней не охладел, девушка дарила ему драгоценности, похищенные у императрицы. Когда же Мария забеременела, то решила скрыть этот факт, а новорожденного своими руками утопила и велела горничной избавиться от мертвого младенца. Преступление раскрыли, а Мария была обезглавлена на Троицкой площади. По некоторым версиям, царь отказался смягчить наказание юной фрейлине потому, что убитый ребенок мог с равным успехом быть его сыном.

Внебрачный сын

Михаил Васильевич Ломоносов – фигура для российской науки столь же значимая, сколь Петр I – для российской политики.
Существует легенда, что Михайло Ломоносов – сын Петра. Какие же аргументы приводят ее сторонники?
Во-первых, внешнее сходство – оба были высоки ростом, с маленькими ступнями и руками. Во-вторых, похожий характер – и царь, и ученый отличались вспыльчивым нравом. В-третьих, удивительный путь, проделанный Ломоносовым: от старообрядческой деревни до императорского дворца и Академии наук. И, наконец, невероятная, можно сказать, сыновья почтительность, с которой Ломоносов говорил о Петре.
Возможно, причиной появления легенды стало то, что Ломоносов при поступлении в Славяно-Греко-Латинскую академию пришлось выдавать себя за внебрачного сына некоего видного дворянина.

Завещание Петра

Петр I умер, не успев назначить наследника. После него престол заняла Екатерина I, а затем последовала долгая политическая чехарда, именуемая Эпохой дворцовых переворотов.
В 1812 году после краха наполеоновского нашествия становится известно о неком «Завещании Петра I». В 1836 году оно публикуется, правда, на французском языке. В завещании Петр, якобы, призывал преемников вести постоянные войны с Европой, разделить Польшу, завоевать Индию и нейтрализовать Турцию. В общем, добиться полной и окончательной гегемонии в Евразии.
Достоверность документу придавала часть уже исполненных «заветов», к примеру, раздел Польши. Но, в конце XIX века документ был тщательно изучен и признан поддельным.

Развод петра 1

Нужны маскарадные костюмы и лох с фотоаппаратом.

Мой знакомый из маленького городка в Тверской области. Художник, дизайнер. Зарплата у него маленькая, восприятие окружающего восторженное, телосложение щуплое. Приехал в том году с женой в культурную столицу на выходные. Был в приятном изумлении от местных красот. Когда на Дворцовой площади к ним подошли ряженые Пётр I и Екатерина (наверное тоже первая) и предложили сфотографироваться, он ничего не заподозрил. Фотографировались сначала с одним персонажем, потом с другим. Кнопочку на фотоаппарате нажала сначала «Екатерина», потом «Пётр». За две фотки с собой они постфактум потребовали 500 рублей. И пригрозили не отдать фотоаппарат, если не заплатят. Провинциал расстроился, что попал на деньги, да ещё на глазах жены, но выкупил свой фотик. Против Петра не попрёшь. Он богатырского роста, буйного нрава и вроде как при исполнении.

  • Лучшие сверху
  • Первые сверху
  • Актуальные сверху

62 комментария

Нет, чтоб достать мобилу и начать набирать 02. Это ж не конец 90-х — начало 2000-х, когда мобилы были в дефиците.

Отобрали, не хотят отдавать — грабеж. В своих нарядах они вряд ли быстро бегают.

Если бы начался кипишь заявление в полиции восприняли бы максимально серьёзно:

«Вымогали деньги, не дал. В связи с этим меня изрядно отмудохали Пётр I и Екатерина Великая. Наркотики не употребляю, до белки не напиваюсь»

Может это была дружеская потасовка Петра с его арапом?

История разводов: от Древней Руси до России XX века

Разводились боги и люди, духи и литературные герои. Развелся египетский бог земли Геб с богиней неба Нут. Разводился, ссылая жен в монастырь, Иван Грозный. Хотел развестись с Анной Карениной ее муж Алексей Александрович Каренин. Рассказываем о том, как относились в такому явлению у нас на родине: начиная от истории Древней Руси и заканчивая современной Россией XX-го века.

Как именно разводились на Руси до ее крещения, сегодня доподлинно неизвестно. Известно только, что разводились, причем, судя по всему, достаточно активно — даже христианство не смогло положить этому конец и вынуждено было с этим как-то сообразовываться. Начиная с одиннадцатого века руководство семейными делами на Руси было передано Церкви. «Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных», изданный на рубеже тысячелетий, передает в ведение церковного суда многочисленные категории дел, в том числе о ведовстве и еретичестве, незаконных связях и изнасилованиях.


«Семейный раздел». Максимов Василий Максимович (1844−1911)

Как именно должен был пастырь мирить или разводить поссорившихся супругов, князь Владимир умалчивает. Но об этом более подробно говорится в первом письменном своде законов — «Уставе князя Ярослава о церковных судах», который был издан в середине одиннадцатого века и расширен преемниками князя. За самовольный развод с женой «Устав» предлагал карать мужа рублем или гривной, причем сумма менялась в зависимости от социального статуса супругов. Интересно, что сумма, которую получала жена «за сором», совпадала с суммой, которую получал митрополит, хотя он «сорому» и не терпел.

А вот за развод по взаимному согласию штрафовали по-разному, в зависимости от того, был ли брак венчанным. Развод невенчанных супругов стоил шесть гривен, венчанных — двенадцать. Впрочем, в те годы простой народ на Руси в основном жил в невенчанных браках — Церковь этому не препятствовала и такие браки признавала.

«Устав Ярослава» запрещал разводиться с женой, которую поразил «лихой недуг», слепота или «долгая болезнь». С больным мужем тоже нельзя было разводиться. Не рекомендовалось также разводиться с женами, которые были изобличены в чародействе, волшбе и изготовлении зелий, — таковых жен мужьям надлежало воспитывать. Побои, наносимые мужу женой, не рассматривались как причина для развода.

«Устав» предусматривал и законные причины для развода — все они были связаны с провинностями жены. Так, мужу следовало бросить жену, которая, узнав о готовящемся покушении на князя, не сообщила об этом своему супругу. В числе прочих причин были доказанное прелюбодеяние, покушение на убийство мужа или недонесение о готовящемся на него покушении, а также воровство у мужа.

У жен, живших по «Уставу», не было права не только на игрища, но и на развод. Значительно либеральнее подходили к этому вопросу новгородцы: они разрешали женщинам разводиться с мужьями-импотентами. Кроме того, если муж «начнет красть одежду жены или пропивать», развод новгородцами не поощрялся, но допускался: обворованная жена могла купить себе свободу ценой трехлетней епитимьи. И наконец, та же епитимья разрешала проблему, «если будет очень худо, так, что муж не сможет жить с женой или жена с мужем».

Иногда мужья отсылали жен под самыми неожиданными предлогами. Так, в середине четырнадцатого века великий князь Владимирский и Московский Симеон Гордый развелся, уверяя, что жену «испортили» на свадьбе и ночью она кажется ему мертвецом. Впрочем, второй муж Евпраксии, фоминский князь Федор, ничего подобного за женой не заметил и благополучно родил с ней четырех сыновей.

Документы пятнадцатого века свидетельствуют, что развод разрешался, «аще муж не лазитъ на жену свою без совета» и «аще муж на целомудрие своей жены коромолит» — то есть клевещет. При этом, если в семье были дети, муж должен был оставить им и жене все свое имущество.

Если говорить о формальностях, то развод, при котором один из супругов постригался в монастырь, обычно сопровождался заключением специального документа — «разводной записи», в котором супруги расписывались в своем взаимном согласии. Впрочем, уделом разведенной жены в семнадцатом веке не обязательно становился монастырь.

В начале восемнадцатого века петровские реформы, всколыхнувшие самые основы государства, не обошли и семейное законодательство. С этого времени процедура развода усложняется, через некоторое время развод по взаимному согласию попадает под запрет. Правда, у жен теперь была вполне реальная возможность избавиться от мужа, обвинив его в жестоком обращении, но это вело не к разводу, а только к разлучению супругов. Отделаться от первого мужа таким способом было возможно, а вот обзавестись вторым — нет.

Новшеством стало провозглашенное указом Петра I прекращение брака с лицами, осужденными на вечные каторжные работы. Петр весьма логично обосновал свое постановление: ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому ссыльный становился «подобно якобы умре», а значит, и супруг его автоматически приравнивался ко вдовцу или вдовице. Неспособность одного из супругов к брачному сожительству признавалась уважительной причиной для развода, но ее приходилось долго доказывать. Основной причиной, по которой Церковь в синодальный период (с 1700 по 1917 год) допускала развод, было прелюбодеяние, причем не только жены, но и мужа ( раньше муж отделывался епитимьей ). Практическая невозможность разойтись по любой другой причине, кроме прелюбодеяния, толкала супругов на необходимость выслеживать друг друга и поливать грязью.

Невозможность получить законный развод привела к тому, что в восемнадцатом веке среди низших слоев населения получили распространение так называемые «разводные письма», которые не имели юридической силы, но все же придавали фактическому разрыву супругов какую-то видимость приличия в глазах окружающих. Супруги подписывали эти письма друг для друга, после чего порой вступали в новый «брак», который не признавался ни законом, ни Церковью, но иногда признавался друзьями и родственниками. Это было продолжением традиции, идущей еще со времен Ярослава. Нередко случалось, что такие письма, вопреки указам Синода, оформляли для своих прихожан сами священники. В 1730 году Синод издал указ, в котором осудил эту практику и пригрозил нарушителям «тяжким штрафом и лишением священства».

Число разводов постепенно росло, однако вплоть до революции 1917 года оставалось ничтожным по сравнению с общим количеством браков. На страну с многомиллионным населением в 1840 году приходилось 198 разводов, в 1880 — 920, а в 1890 — 942. Согласно данным переписи 1897 года, на 1000 женатых мужчин приходился один разведенный, а на тысячу замужних женщин — две разведенные, хотя фактически распавшихся семей было во много раз больше.

Российская православная церковь значительно расширила права супругов на развод практически одновременно с советской властью ( на соборе 1917—1918 годов ).


Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917−1918 г.

После Октябрьской революции 1917 года, в рамках проведения реформы семейного законодательства, был принят важнейший законодательный акт в истории разводов — декрет «О расторжении брака», на основании которого бракоразводные дела изымались из компетенции Церкви и передавались в ведение местных судов. Дела о разводах отныне могли возбуждаться по одностороннему заявлению супруга.

Когда новые церковные законы еще только обсуждались, член Поместного собора, крестьянин из Ярославской губернии Н. Г. Малыгин, сказал: «Не губите деревни принятием этой статьи; там эта статья совершенно неприменима. Если принята будет эта статья, то в деревне хоть каждый день разводись». Подобной точки зрения придерживался и крестьянин из Олонецкой губернии, член отдела церковной дисциплины А. И. Июдин — он опасался, что «теперь мужья будут нарочно избивать жен, чтобы те подали на развод, и заявил, что свобода разводов приведет к служению антихристову».

С 1926 года процедура расторжения брака еще более упростилась. Браки расторгались прямо в органах ЗАГСа, причем без обязательного присутствия второго супруга. Однако уже в 1944 году процедура развода вновь ужесточилась. Теперь брак, как и в былые времена, расторгался в судебном порядке, причем суд имел право отказать в удовлетворении такого иска, даже если на разводе настаивали оба супруга. Дела о расторжении брака рассматривались сначала народным судом, призванным принять меры к примирению супругов, а затем судом второй инстанции, рассматривавшим вопрос уже по существу.

С 1969 года процедура развода снова стала либеральной. Теперь брак можно расторгнуть через орган ЗАГС, и лишь при отсутствии согласия второго супруга, наличии в семье несовершеннолетних детей и некоторых других обстоятельствах спор о расторжении брака разрешается судом.

Сегодня в России «развестись» нельзя вообще, и термина «развод» не существует. Вместо него говорят: «Расторжение брака». Особой разницы нет, тем не менее слова «развод» в Семейном кодексе РФ вы не найдете. А расторгнуть брак достаточно просто — проще, чем в большинстве стран мира. При взаимном согласии супругов и при отсутствии детей это можно сделать через ЗАГС. Остальные должны обращаться в суд. В 2007 году в нашей стране на тысячу человек населения пришлось 4,8 развода.

Смотрите еще:

  • Таганрог список адвокатов Юристы и адвокаты в г. Таганрог Фильтр по юристам - юридические консультации и правовая помощь по гражданскому, семейному, жилищному, трудовому, наследственному, уголовному, налоговому и административному праву, […]
  • 64670 воинская часть ФБУ-Войсковая Часть 64670 информация актуальна на 11.10.2018 на карточке организациис учетом всех используемыхисточников данных."> разделы Анкета Ликвидация Реквизиты Учредители Арбитраж Связи ОКВЭД […]
  • Как подать встречный иск во время суда Как подать встречный иск о порядке встреч с ребенком, если назначен суд по алиментам? Здравствуйте,подскажите пожалуйста,завтра у меня суд по алиментам,могу ли я подать встречный иск,о том, чтобы судом было назначено […]
  • Ук рф поправки ст166 Из УК РФ предлагают исключить статью об уголовной ответственности за угон транспортных средств без цели хищения С указанной инициативой выступила группа депутатов Госдумы. Внесенным ими законопроектом планируется […]
  • Фото рассрочка платежа Фото рассрочка платежа На заказы, оформленные через интернет-магазин, условия рассрочки НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ! С 1 июня 2018 года в фирменных магазинах «Пинскдрев» введены новые условия для приобретения мебели в […]
  • Участники шоу без страховки 2018 Новый штраф за отсутствие у водителя полиса ОСАГО с 1 сентября 2018 года С 1 сентября текущего года в силу вступил новый штраф за отсутствие у водителя полиса ОСАГО. Стоит отметить, что полис ОСАГО является […]