Психофизиологические требования к водителям

Психофизиологические особенности труда водителя

Управляя автомобилем, водитель должен постоянно оценивать обстановку движения, принимать правильное решение и соответствующим образом воздействовать на органы управления автомобилем.

Точность, скорость и надежность этих процессов и действий, а значит, и мастерство вождения автомобиля зависят от личных качеств и навыков водителя. Чтобы хорошо управлять автомобилем, каждый водитель должен знать уровень развития своих качеств, от которых зависит быстрая оценка дорожной обстановки, принятие правильного решения и его своевременное выполнение. Он должен также знать наиболее целесообразные пути и средства развития указанных качеств. Ниже излагаются краткие сведения по психологии и психофизиологии водителя при управлении автомобилем.

Зрение играет ведущую роль в работе водителя. Чтобы управлять автомобилем, он должен видеть на дороге транспортные средства, пешеходов, дорожные знаки и сигналы.

Водителю необходимо зрительно оценивать положение автомобиля на дороге, направление и скорость движения, положение и расстояние до предметов. Орган зрения — глаз позволяет различать предметы, их цвет и свойства, определять расстояние до них. Первым условием зрительного восприятия предмета является его выделение из фона. Такое выделение затрудняется при слабом освещении, одинаковой окраске предмета и фона, ослеплении глаз ярким светом или при въезде с освещенной улицы в темный проезд.

Однако, чтобы опознать объект, его надо не только выделить из фона, но и воспринять форму, а это зависит от остроты зрения.

Когда человек смотрит двумя глазами, поля зрения правого и левого глаза совмещаются, и он видит перед собой определенное пространство, ограничиваемое горизонтальным углом зрения (обзорностью) около 160—180°. Объекты, находящиеся близко, в центре поля зрения и на небольшом расстоянии от него, рассматриваются более четко, и человек способен наиболее точно определить размеры, особенности объектов и расстояние до них; это так называемое бинокулярное острое зрение. Рассматривание удаляющегося объекта затруднено.

Объекты, расположенные вне поля острого зрения (сбоку), глаза улавливают, хотя детали этих объектов рассмотреть трудно. Такое зрение называют боковым или периферическим (обзорным). Оно имеет для водителя большое значение. Благодаря периферическому зрению водитель получает представление о том, что делается за пределами бинокулярного острого зрения. Обзорность уменьшается в зависимости от скорости движения: при скорости 50 км/ч — до 105°, а при скорости 100 км/ч—до 50°.

Некоторые люди не различают отдельные цвета (например, красный и зеленый). Это заболевание называется дальтонизмом или цветовой слепотой. Дальтоники не могут быть водителями.

Адаптация зрения — это способность глаза приспосабливаться к изменению освещенности. При быстром переходе от темноты к свету или наоборот наступает временное ослепление, продолжительностью от нескольких секунд до 2—4 мин, и за это время фактически неуправляемый автомобиль проходит значительное расстояние (при 30 км/ч автомобиль проходит за 1 сек 8,33 м).

Правила дорожного движения разрешают пользоваться дальним светом фар только на неосвещенных участках улиц и дорог и требуют переключения дальнего света на ближний не менее чем за 150 м до движущегося навстречу транспортного средства, а также во всех случаях, когда дальний свет может ослепить других водителей. Ослепленный водитель обязан остановиться.

Большую роль при управлении играет восприятие времени — умение оценивать продолжительность действий и перемещений, совершаемых самим водителем, другими транспортными средствами и пешеходами. На этом восприятии основано и представление о времени, требуемом для выполнения действий, предотвращающих наезды и столкновения.

При вождении исключительно важное значение имеют зрительное восприятие скорости, направления движения и их изменения. Опытный водитель довольно точно по ориентирам определяет скорость автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после длительного движения с высокой скоростью на загородном шоссе он нередко значительно переоценивает снижение им скорости при въезде в населенные пункты и вследствие этого превышает допустимую скорость движения.

Изменение скорости и направления движения определяется также ощущением равновесия, возникающего в вестибулярном аппарате. На поворотах это ощущение позволяет опытному водителю довольно точно оценивать предельную скорость, безопасную для поворота.

Водитель должен иметь хороший слух, который помогает ему в дополнение к зрению воспринимать расстояния и направления и обнаруживать по шуму транспортные средства, движущиеся в попутном и встречном направлениях. Слух также помогает обнаруживать неисправности автомобиля, возникшие при движении.

С точки зрения психологии примерная схема управления автомобилем следующая. Водитель оценивает положение, скорость, направление движения управляемого им автомобиля и их изменение главным образом при помощи зрения, слуха и ощущения равновесия. В соответствии с этой оценкой он воздействует на органы управления автомобилем.

Такое объединение восприятий положения и движения автомобиля на дороге и соответствующих им действий рычагами управления называется координацией. Она создается постепенно в процессе обучения и совершенствуется с приобретением опыта.

Опыт и мастерство водителя проявляются в точности вождения в разных условиях. При встрече с непредвиденной опасностью на дороге водитель должен быстро сообразить, как ее избежать без ущерба для других участников движения. Особенности дороги и препятствий, которые нельзя учесть заранее, можно охарактеризовать как возможные. Действия водителя определяются в этом случае возможной, а не очевидной опасностью.

Опыт и мастерство проявляются также и в предусмотрительности водителя, который дол лее н учитывать возможность ошибки или нарушений правил дорожного движения другими участниками движения.

Внимание может быть сосредоточенным или распределенным. Внимание водителя должно быть, как правило, распределено между оценкой положения автомобиля на дороге, восприятием дорожных знаков, линий разметки, сигналов светофоров, наблюдением за другими транспортными средствами и пешеходами.

Для водителя особенно важно уметь сосредоточивать внимание на факторах, определяющих его действия (например, появление детей или других пешеходов).

Ввиду того что тротуар находится ближе к автомобилю с правой стороны, водитель должен больше внимания уделять этой стороне. Приближаясь к автобусам и троллейбусам, стоящим на остановке, необходимо снижать скорость, а проезжая мимо стоящих транспортных средств, увеличивать интервал на случай появления пешехода. Это позволит уменьшить возможность наезда.

Таким образом, водитель должен наблюдать окружающую обстановку так, чтобы в каждый данный момент отчетливее видеть объекты, от которых в наибольшей степени зависит безопасность движения.

При небольшой скорости взгляд можно направлять ближе, т. е. под большим углом к дороге, а при увеличении скорости — дальше, чтобы при появлении помехи для движения оставалось достаточно времени для принятия мер. Однако опасность может возникнуть сзади или сбоку. Поэтому водитель должен смотреть не только вперед, но и по сторонам и назад (в зеркало заднего вида).

Очень важно учитывать, ч: о перемещение взгляда занимает определенное время в зависимости от скорости и от окружающей обстановки (обзорности).

Таким образом, водитель должен переключать внимание с одного объекта на другой. Чем опытнее водитель, тем он делает это лучше.

Подъезжая к нерегулируемому перекрестку, опытный водитель может по поведению пешеходов, переходящих пересекающую улицу, заблаговременно предугадать осложнение обстановки из-за приближения транспортного средства, имеющего преимущественное право проезда.

Временем реакции водителя называется время, протекающее от момента обнаружения опасности до момента начала действия механизмами управления.

Если водитель при виде опасности или появления сигнала, запрещающего движение, примет простое, заранее известное действие, чаще всего торможение, то реакция будет простой и время ее не превысит 0,6 с; за это время он должен перенести ногу с педали управления дросселем на тормозную педаль.

Если водитель начнет объезжать препятствие, остановит автомобиль или увеличит скорость при проезде места опасности, реакция будет сложной и время ее в сравнении с временем простой реакции значительно увеличится. Например, время, которое затрачивает водитель на обзор обстановки через зеркало заднего вида с последующей ее оценкой и принятием решения, может достигнуть приблизительно 2 с.

В городских условиях реакция водителя будет быстрее, чем при движении на дорогах, так как он постоянно готов к изменению обстановки.

Время реакции увеличивается при усталости после длительной работы, расстройстве или болезни. Резкое увеличение времени реакции вызывается алкоголем. Даже при употреблении небольшой дозы алкоголя нарушается восприятие водителем скорости управляемого автомобиля, движения других транспортных средств и пешеходов, сигналов светофоров и т. д. Время реакции в нетрезвом состоянии возрастает в 2—3 раза.

Серьезное усложнение обстановки движения и возникающая в связи с этим опасность, как правило, вызывают изменения психического состояния водителя. Опытные, уверенные в себе водители, обладающие твердым и решительным характером, действуют в опасной ситуации точно и быстро, в ряде случаев даже лучше, чем в обычных условиях. Некоторые, чаще неопытные, водители действуют слишком торопливо и поэтому не вполне точно. Другие же, как правило, неопытные, теряются, не выполняют необходимых действий или вместо них совершают ненужные действия. Способность не поддаваться растерянности и страху, точно и быстро действовать в сложной и опасной ситуации называется эмоциональной устойчивостью и является одним из важнейших качеств водителя.

Длительное вождение автомобиля даже при благоприятных условиях вызывает усталость организма, при этом уменьшается внимание, увеличивается время реакции.

Статистика показывает, что дорожно-транспортные происшествия случаются чаще всего после 10—11 ч работы водителя и характеризуются тяжелыми последствиями.

При ухудшении рабочей обстановки утомляемость резко повышается. Чтобы ее снизить, водитель должен принимать меры к созданию хороших условий работы. Сиденье следует установить по росту водителя. Кабина должна проветриваться, курение в автомобиле с закрытыми стеклами не рекомендуется. Инструмент и груз должны быть надежно закреплены, так как всякие посторонние шумы и стуки возникающие при движении автомобиля, резко увеличивают утомляемость водителя. При длительных загородных поездках для снижения утомления можно включить радио (в условиях городского движения пользоваться приемником не рекомендуется).

При длительных поездках необходимо через 1,5—2 ч делать остановку, выходить из кабины для осмотра автомобиля и отдыха на 15— 20 мин. Через 5—6 ч делать длительный перерыв для отдыха и принятия пищи.

Вести автомобиль необходимо со скоростью основного потока. Следует помнить, что неуверенное вождение и пониженная скорость не уменьшают, а увеличивают возможность дорожного происшествия, поскольку водитель мешает другим автомобилям, движущимся с нормальной скоростью.

У водителя, помимо дисциплины, чувства ответственности, должно быть развито самообладание, которое выражается в спокойствии при управлении автомобилем, в умении быть вежливым и внимательным по отношению к другим участникам движения. Кроме этого, водитель должен обладать решительностью, чтобы быстро найти наиболее целесообразный выход при внезапном осложнении дорожной обстановки. Для этого необходимо изучать свои слабые и сильные стороны, вдумчиво относиться к своему водительскому опыту и опыту товарищей.

Глава 1. Надежность водителя в системе «Водитель-Автомобиль-Дорога-Среда»

1.2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ

Психофизиология — наука о протекании физиологических реакций при изменяющихся психологических условиях. Психология (от греч. psyche — душа и logos — понятие, учение) изучает закономерности человеческой психики. Физиология изучает функционирование органов и систем человеческого организма.

Психофизиология труда — это наука о протекании психических и физиологических процессов при трудовой деятельности человека и их влиянии на его состояние и работоспособность.

Психофизиология труда водителя изучает психофизиологические особенности его труда, требования, предъявляемые к его психическим процессам и физиологическим функциям в различных видах водительской деятельности, и разрабатывает мероприятия, направленные на повышение надежности водителей, эффективности труда и сохранение их здоровья.

Для правильного понимания деятельности водителя и требований, которые эта деятельность предъявляет к его психофизиологическим качествам, необходимо учитывать условия, в которых ему приходится работать. Поэтому говорят о психофизиологических особенностях труда водителя, к которым можно отнести следующие.

1. Действия водителя автомобиля. Они являются ответными реакциями на невероятное многообразие неожиданно возникающих дорожных ситуаций, порой совершенно непредсказуемых. Неожиданность требует быстрого переключения одной двигательной установки на другую. Это вызывает выраженное нервное напряжение, что нередко приводит к ошибкам. Смена установки в подобных случаях оказывается посильной и доступной не всем водителям. В подобных ситуациях главное — не скорость реакций, а умение управлять ими, ускорять или замедлять их при необходимости. Особенно важна точность реакции переключения, основанной на быстрой и верной оценке результатов уже выполненных действий и своевременном исправлении допущенных ошибок. Велика и оперативная насыщенность работы водителя в условиях интенсивного дорожного движения. По данным Г. М. Далецкой, водитель автомобиля за рабочий день (7-8 ч) оценивает в среднем 2000 дискретных производственно важных раздражителей и производит 7000 ответных действий, машинист электровоза за то же время работы воспринимает лишь 1300 раздражителей и производит 1100 ответных действий. По данным А. К. Сабирова, общее число трудовых операций в течение смены (7-8 ч) у водителей городского автобуса — 5600, у водителей такси — 5300.

2. Периодическое чередование двух противоположных, отрицательно влияющих на продуктивность работы условий — монотонности и информационной перегрузки. Монотонность (однообразие) возникает при низкой интенсивности движения, отсутствии других участников движения, однообразном ландшафте окружающей местности, на прямых участках дороги большой протяженности, продолжительном движении в колонне с постоянной скоростью, длительном воздействии однообразных световых или звуковых раздражителей через равные промежутки времени, а также при фиксации взгляда на световом раздражителе. Такими раздражителями для водителя могут быть шум от двигающегося рядом продолжительное время грузового автомобиля, шум от своего автомобиля, фиксация взгляда на солнечном блике бампеpa впереди идущего автомобиля и т. п. Монотонность приводит к снижению двигательной активности, сонливости и, как следствие, к грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки, а иногда к засыпанию за рулем. Информационная перегрузка возникает при интенсивном дорожном движении, особенно в условиях большого города или при движении на больших скоростях.

3. Выраженное нервно-психическое напряжение водителя. Оно определяется повышенной опасностью автомобиля как транспортного средства повышенной опасности. Поэтому водитель постоянно испытывает чувство высокой ответственности за жизнь пассажиров, сохранность груза, автомобиля, а также за свою собственную безопасность. При этом нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнение, постоянное ожидание возникновения аварийных ситуаций и неуверенность в их благополучном исходе. Такие чувства испытывает каждый водитель, однако у опытного, обладающего высокой устойчивостью к нервным перегрузкам водителя степень нервного напряжения будет значительно меньше, чем у эмоционально неустойчивого новичка. Чрезмерное или длительное нервное напряжение приводит к нарушению таких процессов, как восприятие, внимание, мышление, память; отмечается также увеличение времени реакции и нарушение координации движений.

4. Непрерывность и дискретность. В деятельности водителя эта особенность выражается в том, что, с одной стороны, он заинтересован как можно быстрее, без перерывов и с соблюдением Правил дорожного движения доставить груз или пассажиров из одного пункта в другой, а с другой стороны, непрерывность движения постоянно замедляется или прерывается возникающими помехами (другими автомобилями, пешеходами, состоянием дороги, сигналами светофоров, плохой видимостью и т.д.). Возникающие в связи с этим частые остановки и возобновление движения, уменьшение или увеличение скорости и другие противоположные действия предъявляют высокие требования к подвижности нервных процессов водителя и являются одной из причин развития утомления. Так, по данным А. К. Сабирова, водители автобуса за рабочую смену (7-8 ч) делают 400-500 остановок, до 2000 раз включают сцепление и переключают передачи. За 1 км пути водитель такси выполняет в среднем 19,9 операций, а водитель автобуса — 40,5. Хронометраж, проведенный во Франции, показал, что при вождении автомобиля в большом городе у водителя в среднем за 1 ч управления уходит: 15 мин — на торможение, 10 мин — на стоянку перед перекрестком, 16 мин — на трогание с места и разгон и лишь 19 мин — непосредственно на езду.

5. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Навязанный и произвольный темпы работы можно проиллюстрировать на простом примере. На экране загораются, периодически чередуясь, лампочки красного и зеленого цвета. Испытуемый должен гасить красную лампочку нажатием на кнопку правого выносного пульта, а зеленую — левого. При произвольном темпе лампочка будет гореть, пока он ее не погасит. Очередная лампочка вспыхивает только после того, как он погасит предыдущую. Это произвольный темп. При навязанном темпе лампочки автоматически вспыхивают через определенные промежутки времени независимо от действий испытуемого, который должен успеть нажать нужную кнопку, пока лампочка не погасла. В простых дорожных условиях водитель работает в произвольном темпе. Он в соответствии со своими возможностями выбирает скорость движения и не очень ограничен временем при выполнении различных маневров.

Работа в навязанном темпе возникает при вождении автомобиля на высокой скорости, в условиях интенсивного движения в больших городах и на скоростных дорогах, а также при возникновении опасных ситуаций. Навязанный темп и дефицит времени имеют место при управлении оперативными автомобилями (милиции, пожарными, скорой медицинской помощи), когда водитель вынужден вести автомобиль на большой скорости, нередко в условиях оживленного городского движения. В таких случаях водитель не успевает воспринимать необходимую дорожную информацию, правильно оценивать ее и своевременно выполнять необходимые управляющие действия. В ограниченные временные условия попадает водитель при неожиданном возникновении опасных ситуаций, особенно, когда такие ситуации возникают одна за другой. Так, сделав резкий поворот, чтобы не наехать на пешехода, водитель оказывается перед движущимся навстречу автомобилем. В таких ситуациях он иногда непроизвольно продолжает действие, которое в изменившихся условиях должно быть прекращено. По этой причине водитель запаздывает с выполнением необходимых управляющих действий в новой ситуации. Автогонщик, для того чтобы победить, должен постоянно выдерживать максимальную скорость, которую он старается лишь минимально снижать только при преодолении препятствий и на поворотах. Поэтому он постоянно работает в навязанном темпе и при дефиците времени. Надежность водителя при навязанном темпе не только требует высокой профессиональной подготовки, но и предъявляет большие требования к скоростным параметрам нервной деятельности, скорости и точности сенсомоторных реакций.

6. Постоянная и высокая степень готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Она предъявляет особенно высокие требования к вниманию водителя. Однако интенсивность и устойчивость его внимания непроизвольно то повышается, то снижается. Если при снижении внимания внезапно возникает опасная ситуация, то ошибки водителя и ее неблагоприятный исход более вероятны. Поэтому водитель должен уметь рационально использовать различные качества внимания. Это достигается произвольным его напряжением или, наоборот, снижением, в зависимости от дорожной обстановки.

7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации. При движении в простых дорожных условиях на дорогах с низкой интенсивностью движения водитель иногда в течение продолжительного времени может не получать никаких значимых раздражителей, требующих немедленных ответных действий. В условиях интенсивного городского движения или на скоростных до рогах нередко в течение одной секунды и даже одномоментно он должен воспринять и отреагировать на неожиданно возникающие раздражители или изменения дорожной обстановки. Информационная насыщенность на дорогах меняется при въезде в населенные пункты и выезде из них, при въезде со скоростной магистрали на дорогу с низкой интенсивностью движения, с главной улицы на боковую, и наоборот. Неопределенность поступающей информации выражается в том, что водитель никогда не может быть абсолютно уверен, что события на дороге будут развиваться так, как он предполагает.

8. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятностного развития дорожной обстановки. Это свойство в психологии называется антиципацией (от лат. anticipatio — предвосхищение, предугадывание событий). Профессиональный опыт в значительной степени облегчает развитие этого качества, так как в основе прогнозирования лежит использование информации о прошлом для предвидения будущего. Особенно большие трудности при прогнозировании возникают, когда водитель должен одновременно предвидеть пове дение на дороге двух, а иногда и более объектов. При этом проис ходит раздвоение мышления, так как водитель одновременно должен предвидеть минимум два действия — свои и пешехода или свои и водителя другого автомобиля. Неожиданные препятствия или помехи иногда застают водителя врасплох. В этих случаях направление, в котором он должен двигаться, чтобы избежать ДТП, открывается в последние секунды. Эти периоды наибольшей психической нагрузки являются теми критическими моментами в работе водителя, во время которых оценка обстановки и необходимые действия для предотвращения ДТП должны быть выполнены почти мгновенно. Транспортные средства и пешеходы, движения которых должны быть приняты во внимание водителем, не только движутся в определенном направлении и с определенной скоростью, но и изменяют их, что подчиняется действию случайности. Однако эти изменения не всегда бывают неожиданными. Опытный водитель нередко по некоторым мелким, даже не всегда осознанным признакам может уловить, почувствовать намерение водителя другого автомобиля или пешехода. У него со временем вырабатывается особая форма наблюдательности, помогающая ему не только видеть в каждый момент наиболее опасные действия других участников движения, но и предвидеть их последствия и своевременными действиями предотвратить возникновение опасных ситуаций.

9. Активный поиск недостающей информации в условиях ограниченной видимости. При управлении автомобилем в темное время суток, в тумане, при сильном снегопаде, во время дождя водитель плохо видит дорогу, дорожные знаки, дорожную разметку, пешеходов и другие автомобили. Он затрудняется в определении положения своего автомобиля по отношению к другим участникам движения и активно ищет необходимую информацию для такой оценки. При этом появляется состояние нервного напряжения, неуверенности, тягостного ожидания возникновения аварийной ситуации. Такое состояние приводит к нарушению способности быстро воспринимать и правильно оценивать дорожную обстановку, своевременно принимать решения и выполнять необходимые управляющие действия, что при реальном усложнении дорожной обстановки может быть причиной грубых ошибок и ДТП.

Психофизиологические особенности управления автомобилем свидетельствуют о сложности водительской деятельности и обусловленных этим высоких требованиях, предъявляемых к водителю. Поэтому при конструировании новых или совершенствовании конструкций старых автомобилей, строительстве и обустройстве дорог, а также при организации дорожного движения необходимо учитывать психологические возможности водителей, разрешающую способность их нервной системы и органов чувств. Вместе с тем разработка мероприятий по рациональному режиму труда и отдыха водителей, методов их профессионального отбора, подготовки и совершенствования их профессионального мастерства должны проводиться с учетом требований, которые предъявляются к водителю автомобиля, технико-эксплуатационным показателям автомобиля, дорожным условиям и среде движения.

Психофизиологические характеристики водителя

Психофизиологические характеристики водителя

Похожие главы из других книг

5.1.3. Психофизиологические аспекты

5.1.3. Психофизиологические аспекты Чтобы добиться от объекта ожидаемого реагирования, необходимо понимать особенности человеческого восприятия:— смысл фраз, составленных более чем из 13 слов (по другим данным из 7 слов), сознание обычно не воспринимает, поэтому нет смысла

4.3. Психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения

Документы водителя

ГЛАВА 4 ЭТОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ СОБАК

Задержание водителя

Задержание водителя Задержание милицией может быть применено в случае происшествия. Разница между задержанием и арестом в том, что при задержании не нужна санкция прокурора. Закон предусматривает два типа задержания:? административное задержание — не более чем на 3 ч по

МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ

МАСТЕРСТВО ВОДИТЕЛЯ Снимай напряжение Водитель полностью самостоятелен — сам выбирает дорогу, скорость, дистанцию, интервал, принимает другие решения. В потоке движения он сочетает свои маневры с действиями других водителей и пешеходов. В пути не от кого получать

ДТП по вине водителя

ДТП по вине водителя Явные причиныВодитель полностью самостоятелен — сам выбирает маршрут, скорость движения, дистанцию, интервал, принимает другие решения, сочетая свои маневры с действиями других водителей и пешеходов. Не все готовы к такой самостоятельности: один

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля Понятие о деятельности водителя Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен

Рабочее место водителя

Рабочее место водителя Безошибочность управления автомобилем зависит не только от психофизиологических особенностей человека, но и от условий, в которых совершается процесс управления. К таким условиям следует отнести в первую очередь условия на рабочем месте

Главные книги водителя

Главные книги водителя Итак, вспомним школьные годы и запишем список литературы, который нам будет полезен. Не пугайтесь, вам не нужно сломя голову бежать покупать эти книжки и изучать их. Достаточно того, что теперь вы будете знать, куда заглянуть, если вдруг потребуется

Манипуляторы водителя

Манипуляторы водителя Для управления автомобиль оборудуют соответствующими рычагами и педалями. Они подразделяются на две группы: ножные (педаль управления подачей топлива, педали тормоза и сцепления) и ручные (рулевое колесо, рычаги стояночного тормоза и коробки

УСЛОВИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ

УСЛОВИЯ ТРУДА ВОДИТЕЛЯ Микроклимат кабины автомобиля Микроклимат кабины — это температура воздуха в кабине, его влажность и давление.Температура воздуха в кабине зависит в основном от температуры наружного воздуха и от тепла, выделяемого двигателем. Еще один фактор,

Сопротивление водителя

Сопротивление водителя Я понимаю, что у большинства читателей нет ни времени, ни средств для кардинального улучшения аэродинамики их байков. Но если обращать внимание на позу за рулем, улучшений можно добиться бесплатно. Например, новички теряют примерно 7–8 миль в час от

ЧАСТЬ 5. ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ

ЧАСТЬ 5. ПОДГОТОВКА ВОДИТЕЛЯ

3.1.1. Посадка водителя

3.1.1. Посадка водителя Потеря контроля над автомобилем из-за неправильного хвата руляОписание ситуации (рис. 14)Водитель легковой машины двигался по загородной дороге (илл. 1). Поскольку дорожная ситуация длительное время была достаточно спокойной, водитель почувствовал

Административная ответственность водителя

Административная ответственность водителя В Российской Федерации к участникам дорожного движения (водителям, пешеходам, пассажирам), совершившим административные правонарушения, могут применяться следующие виды административных

Глава 33. Психофизиологические и психические качества

Водителя

Общие положения

Психофизиология объединяет два научных направления — психологию и физиологию. Психологии — наука о закономерностях человеческой психики. Физиология — паука о функционировании органов и систем че­ловеческого организма. Психофизиология труда изучает протекание пси­хических и физиологических процессов при трудовой деятельности че­ловека и требования, предъявляемые к этим процессам в различных ви­дах труда.

Психофизиология труда водителей изучает психофизиологические особенности их профессиональной деятельности, требования, предъявляемые к физическому состоянию и психическим процессам водителей в различ­ных видах деятельности, разрабатывает мероприятия, направленные на повышение их надежности, сохранение здоровья и обеспечение возмож­ности выполнения поставленных задач в установленные сроки.

Для правильного понимания и оценки допускаемых ошибок, которые являются наиболее частой причиной ДТП, необходимо учитывать психофизиологические особенности труда водителей.

К ним можно отнести следующие:

1. Значительное нервно — психическое напряжение, обусловленное тем, что автобус является транспортным средством повышенной опасности. Поэтому при управлении им нередко преобладают отрицательные эмоции: страх, тревога, сомнения, неуверенность, постоянное ожидание аварийных ситуаций.

2. Непрерывность и дискретность. В деятельности водителя эта особенность выражается в том, что, с одной стороны, он заинтересован как можно скорее и с соблюдением Правил дорожного движения выполнить поставленную задачу по перевозке пассажиров. С другой стороны, своевременное и точное выполнение задачи постоянно замедляется или даже прерывается возникающими помехами (другими автомобилями, пешеходами, сигналами светофора, состоянием дороги и т.д.).

3. Работа в условиях навязанного темпа и дефицита времени. Эти особенности в деятельности водителя возникают при вождении автобуса набольших скоростях, в плотном транспортном потоке и при возникновении критических дорожных ситуаций.

4. Прогнозирование, т.е. предвидение вероятного развития дорожной обстановки. В основе прогнозирования лежит использование информа­ции о прошлом для предвидения будущего. Опытный водитель, быстро сопоставляя текущую информацию о дорожной обстановке с запечатлен­ными в его сознании аналогичными ситуациями, может понять намерения водителей других автомобилей или пешеходов, что позволяет ему пре­дупредить возникновение аварийной ситуации.

5. Устойчивость и интенсивность внимания. Эта особенность проявляется в постоянной и высокой готовности к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки.

6. Монотонность (однообразность). Ее причиной является недостаток информации, возникающей при отсутствии или небольшом количестве других участников дорожного движения, однообразном ландшафте окружающей местности, при движении в транспортном потоке с постоянной скоростью на прямых участках дороги большой протяженности. Монотонность приводит к снижению двигательной активности, сонливости, резкому снижению готовности, и, как следствие, грубым ошибкам при внезапном усложнении дорожной обстановки.

7. Неравномерность и неопределенность поступающей информации. Неравномерность выражается в том, что при езде за городом или второстепенной дороге значимых раздражителей в течении минуты и более может вообще не быть, а при въезде в населенный пункт или на главную дорогу количество таких раздражителей может достигать 10 и более в секунду. Это обстоятельство приводит к возникновению у водителя чувства неуверенности, поэтому возникновение критических дорожных ситуаций может быть для него неожиданным.

8. Активный поиск недостающей информации при управлении автобусом в условиях плохой видимости (ночью, в тумане, в дождь, снегопад).

9. Нервное напряжение. Этому способствует высокая ответственность за перевозимых пассажиров, сохранность самого автобуса.

К особенностям деятельности водителя следует отнести и воздействующие на него внешние неблагоприятные факторы: жара и холод, высокая влажность воздуха, неудовлетворительное состояние дороги, шум, вибра­ция и т.д.

Психологическая надежность водителей — это соответствие их психологических качеств, требованиям водительской деятельности. Психоло­гическая надежность зависит от особенностей этих качеств, к которым относятся: ощущения и восприятия, скорость и точность сенсомоторных реакций, внимание, мышление и память, эмоции и воля, а также такие осо­бенности личности, как морально — нравственные качества, способности и интересы, темперамент и характер.

Ощущения

Ощущения – это отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира, возникающее в результате их действия на органы чувств. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, двигательные и др.

Зрительный анализатор является основным источником информации, Проведенные исследования показали, что водителей, имеющих дефекты зрения и виновных в совершении ДТП, в 5 — 6 раз больше, чем водителей с нормальным зрением. Важное значение при скоростном вождении автобуса имеет так называемое «чувство машины», когда опытный водитель ощущает малей­шие изменения в положении автобуса и в сцеплении колес с дорогой. Это чувство является результатом комплекса зрительных, слуховых, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений.

Рисунок 33.1 — Зона остроты зрения

Поле зрения — это видимое пространство, ко­торое человек может охватить взглядом при не­подвижном глазном яб­локе. Поле зрения для белого цвета распрост­раняется к наружной стороне на 90°, к внут­ренней — на 60°, вверх -на 50° и вниз на 70°, но это монокулярное поле зрения, т.е. для одного глаза. Бинокулярное поле зрения (двумя глазами) составляет 120 — 130° и практически охватывает все пространство перед автомобилем. Поле зре­ния при перемещении взора может быть увеличено до 180°, что обеспечи­вает большую безопасность движения. При сужении поля зрения водите­ли могут допускать ошибки в управлении автомобилем, например, не за­метить пешехода на обочине дороги, неправильно оценить расстояние до стоящего или обгоняемого автомобиля, упустить важные детали дорож­ной обстановки.

Острота зрения — это способность различать мелкие предметы или их детали на значительном удалении от них. Она определяется мини­мальным расстоянием между двумя линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. Чем меньше расстояние, тем выше острота зрения. Наи­лучшая острота зрения в центральном поле зрения, а к периферии она снижается. Поэтому дорожные знаки должны размещаться в пределах зрительного конуса с углом не более 12° (рисунок 33.1.) . Если из центра глаза условно провести конус, то отличная острота зрения будет в конусе с углом 3°, хорошая — в конусе 5 — 6°, и удовлетворительная в ко­нусе 12- 14°.

Ограниченность центрального поля зрения требует для четкого вос­приятия объектов дорожной обстановки перевода взгляда водителя в зоны периферического зрения, для чего нужно определенное время. Это время, например, для переезда перекрестка, складывается из времени движения глаз влево (0,15 — 0,23 с), фиксации глаз на левой стороне (0,10 — 0,30 с), перевода глаз вправо (0,15 — 0,30с), фиксации глаз на правой стороне (0,1-0,30 с). Общее время обозрения составляет 0,50 -1,16 с. За это время, когда водитель отвлекается от проезжей части дороги, автобус в зависимости от скорости проходит от 10 до 25 м, что нередко приводит к ДТП.

Глубинное зрение — это свойство различать расстояние до различных объектов и между объектами. Систематическая тренировка в определении расстояния развивает глазомер — важное качество водителя, которое явля­ется элементом его профессионального мастерства.

С увеличением скорости движения водитель направляет свой взгляд на участок дороги все дальше от автомобиля. Чем дальше переносит свой взгляд водитель, тем шире участок дороги он воспринимает, тем больше объектов в его поле зрения. Так, на расстоянии 30 м водитель восприни­мает участок дороги шириной 1,5 м, на расстоянии 500 м ] 6 м. Для обгона впереди идущего автомобиля водитель должен видеть перед собой дорогу на расстояние не менее 600 — 800 м, что обеспечивает наибольшую безо­пасность движения. Важную информацию водитель получает от восприя­тия дорожных знаков. Четкость и быстрота их восприятия во многом зависит от размеров знаков, расстояние от места их установки до водителя, сам- »-о места расположения, скорости движения автомобиля, освещенно­сти, контрастности букв, символов и т.д. Очевидно, что все эти обстоя­тельства учитываются при разработке соответствующих Государственных стандартов, регламентирующих порядок установки дорожных знаков.

Не все люди хорошо различают цвета. Некоторые не могут отличить красный цвет от зеленого. Люди с нарушением цветного зрения называ­ются дальтониками. Среди мужчин они составляют 4-6 %, среди женщин — 0,5 %. Лица с выраженным дефектом цветоразличия к управлению авто­мобилем не допускаются.

Решающее значение для зрения имеют условия освещенности. Для того чтобы глаза могли опознать предмет, необходим •определенный уровень освещенности. Предметы могут распознаваться по силуэту, когда яркость объекта ниже яркости окружающего его фона, и по обратному силуэту, когда яркость -объекта больше яркости окружающего фона.

При изменении уровня освещенности происходит приспособление зрительного анализатора к новым условиям. Этот процесс называется адаптацией. Световая чувствительность зрительно-то анализатора меняется в очень широких пределах при изменении уровня внешнего светового воздействия. Наибольшая световая чувствительность достигается при темновой адаптации в течение 3. 4 ч. Чувствительность к освещению разной цветности при темновой адаптации различна.

Время адаптации, т. е. время, необходимое для перестройки глаз на новый режим освещения, является важной физиологической особенностью зрения водителя, непосредственно сказывающейся на безопасности движения. При переходе от темноты к свету глаз приспосабливается быстрее, чем при переходе от света к темноте. Наибольшие затруднения для водителя возникают при резких изменениях освещенности дороги, при движении в условиях недостаточной освещенности, при недостаточной контрастности объектов на дороге. Во всех этих случаях про­цесс зрительного восприятия существенно замедляется.

Быстрое изменение уровней освещенности вызывает настолько сильное раздражение сетчатки глаз, что наступает временное ослепление. Ослепление может наступить при освещении водителя светом фар встречных автомобилей, светом уличных светильников, блеском отраженного света и т. д. Время ослеп­ления колеблется в широких пределах и в зависимости от субъ­ективных качеств человека и от степени раздражения сетчатки может продолжаться от нескольких секунд до нескольких минут.

Слуховые ощущения. Как средство получения информации, слуховые ощущения являются для человека вторыми по значению после зрительных. Слуховое восприятие зависит от трех факторов: слухового анализатора; источника звука; среды, которая передает изменения давления от источника звука к слуховому анализатору. Процессы, происходящие в слуховой системе, чрезвычайно сложны. Более того, до сих пор нет полной ясности о механизме переработки слуховой информации в нервной системе. Звук, рассматриваемый с позиции слуховой системы, есть явление, субъективно воспринимаемое органом чувств человека. Обычно считается, что человек воспринимает звуки в интервале частот 16.. .20 000 Гц, Звуки с частотой ниже 16 Гц

Восприятия

Водитель в процессе своей профессиональной деятельности постоянно на основе нескончаемого потока ин­формации совершает действия, соответствующие его пониманию сложившейся и прогнозируемой дорожно-транспортной ситуа­ции. При этом водитель руководствуется рядом тактических задач: соблюдением безопасной скорости движения, диктуемой целью транспортного процесса, необходимостью остановок, стоянок и пр. В основе его тактического поведения — стратегия достижения намеченной цели поездки: своевременное прибытие в конечный пункт, сохранность перевозимого груза и др.

Таким образом, стратегия достижения цели в деятельности водителя может быть косвенно проявлена в реализации приня­тых им решений в процессе движения, которые, в свою очередь, являются результатом восприятия.

Восприятие — субъективный процесс отражения в сознании потенциальных свойств объектов. Восприятие — более сложный познавательный процесс, нежели ощущение и отличается от него тем, что при восприятии отдельные качества и свойства предметов отражаются во взаимодействии. Процесс восприятия связан с пониманием сущности предметов и явлений. Водитель, управляя автомобилем, должен воспринимать большое число зрительных, звуковых и других раздражителей, совокупность которых формирует дорожно-транспортную ситуацию. Качество восприятия водителя, т. е. его быстрота, полнота, своевременность, точность, во многом зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

При управлении автомобилем исключительно важная роль принадлежит зрительному восприятию скорости, направления движения и их изменению. Водитель по относительному перемещению поверхности дороги и предметов может судить о скорости и направлении собственного движения. Известно, что опытный водитель довольно точно воспринимает скорость движения автомобиля, не глядя на спидометр. Однако после про­должительной езды с большой скоростью в результате инерци­онности процесса восприятия последующее снижение скорости водителем оценивается неверно, вследствие чего нередко завы­шается допустимая скорость движения. Эту ошибку восприятия необходимо учитывать после продолжительной езды с большой скоростью.

Безошибочность принятия решения зависит и от способности человека к восприятию пространства и времени.

Восприятие пространства — свойство человека оценивать расстояние до предметов и удаленность их друг от друга. Нич­то не воспринимается изолированно, в отрыве от общего окру­жения. Вот почему так важно для водителя знание размеров предметов, наиболее часто встречающихся при управлении автомобилем. Восприятие и оценка расстояний от водителя до движущихся объектов (автомобилей, пешеходов и пр.) и меж­ду движущимися объектами — значительно более сложный процесс восприятия.

На оценку расстояния до предметов оказывает влияние цвет, в который окрашены эти предметы. Например, расстояние до автомобиля, окрашенного в темные тона (в черный или синий), переоценивается, т. е. автомобиль кажется водителю дальше, .а расстояние до автомобиля, окрашенного в яркие светлые тона ((оранжевый, желтый), наоборот, — кажется меньше.

Восприятие времени — умение точно оценивать интервалы между действиями и их продолжительность. Это качество осо­бенно важно при совершении различных маневров автомобиля на больших скоростях. Неправильная оценка временного интер­вала приводит к нервозности, резким приемам управления и, как следствие, к возникновению опасной ситуации. Так, например, большинство ошибок водителей при обгоне связано с неправильной оценкой расстояния до встречного автомобиля и его скоростью и, как следствие, неверной оценкой временного ин­тервала для совершения безопасного обгона.

Анализ многочисленных экспериментальных исследований восприятия различных источников информации позволил выявить общие закономерности, характерные для профессиональной дея­тельности водителя. Некоторые из этих закономерностей изложены ниже.

Закономерности восприятия. Организация информации — явление, характерное для любого процесса восприятия (зри­тельного, слухового). Оно распространяется как на отдельные объекты, так и на сочетание объектов информации. Это проявляется как в управляемом, так и в неуправляемом (подсознательном) сознании человека, позволяющем вкладывать смысловое содержание в воспринимаемую информацию (известную ранее, неизвестную, имеющую смысл, бессодержательную), сообразуясь со своим опытом, знаниями, мышлением, психофизиологическим состоянием. Один и тот же объект при организации информации в зависимости от целевой деятельности может по-разному восприниматься человеком. Например, стоящее на обочине дерево в одном случае водителем воспринимается как объект на фоне лесозащитной полосы вдоль дороги, в другом случае как фон, на котором объектом восприятия являете» человек.

Кроме того, интерпретация информации при ее организации может быть различной в зависимости от взаиморасположения объекта (группы объектов) и наблюдателя. Это явление осо­бенно характерно для участников движения, воспринимающих одни и те же объекты с различных точек наблюдения.

Знакомство с источником информации увеличивает вероятность правильного и безошибочного его восприятия. Так, обще­известно, что движение по знакомому маршруту требует от водителя не только значительно меньших затрат энергии, но » позволяет с большей вероятностью безошибочно воспринимать средства организации дорожного движения. Особенно это явление характерно для средств информации, имеющих недоста­точный уровень информативности.

Процесс восприятия отдельных объектов не может быть изолированным (неизолированность восприятия). Например, дви­жущийся в транспортном потоке автомобиль не может воспри­ниматься водителем как отдельный участник движения без уче­та движущихся рядом транспортных средств, числа полос движения, состояния покрытия, наличия разметки и т. д.

На восприятие последующей информации оказывает влия­ние предыдущая информация (инерционность восприятия), и это влияние тем ощутимее, чем длительнее и интенсивнее длит­ся процесс восприятия предыдущей информации. Это явление особенно явно проявляется при движении в свободном режиме на прямолинейных участках дорог (явление монотонности), когда постоянно и длительно воспринимается практически одна и та же информация в виде бегущего навстречу дорожного покры­тия. Длительное отсутствие активной информации, требующей постоянного принятия решения и выполнения действий, затор­маживает психику человека, что при неподготовленности аппа­рата восприятия и внезапном изменении ситуации, требующей оперативного восприятия и выполнения действия, может приве­сти к аварийной ситуации.

При последовательном восприятии объектов, один из кото­рых обладает высокой степенью стимуляции (высокая яркость источника света, ярко окрашенная поверхность, высокая интен­сивность звука и пр.), а другой — меньшей степенью стимуля­ции, последний воспринимается как объект, свойства которого ниже фактически присущих ему (эффект последствия). Более того, при последовательном восприятии цветов может качест­венно измениться цветовая характеристика воспринимаемого объекта. Например, при первоначальном восприятии красного цвета, а затем белого, последний будет воспринят как зеленый; если первоначальный цвет был синий, а последующий белый,, то он будет воспринят как желтый.

Таким образом, свойства явлений, предметов и, особенно, ситуаций при восприятии их человеком, претерпевая этапы пе­реработки, интерпретации и анализа, в результате изложенных закономерностей могут представляться человеку отличными от их первоначального значения. В этих случаях воспринятая ин­формация может быть неверна или даже диаметрально проти­воположна по своему смысловому содержанию исходной. При­чинами подобного явления могут явиться: недостаток сущест­венной информации; избыток несущественной информации; ис­ходная информация сформирована таким образом, что из нее можно извлечь несколько смысловых различных содержаний; исходная информация объекта сформирована без учета взаимо­влияния среды и других источников информации; отсутствие или недостаток априорной информации (знания законов дорож­ного движения).

Память

Процесс принятия решения не может быть осущест­влен без участия памяти как свойства нервной системы хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма на эти события.

В настоящее время различают три различных типа памяти: «непосредственный отпечаток» сенсорной информации, кратко­временная и долговременная память.

«Непосредственный отпечаток» сенсорной информации рас­сматривается как свойство памяти сохранять довольно точную картину внешнего мира, воспринимаемую органами чувств в те­чение 0,1 . 0,5 с.

Кратковременная память рассматривается как свойство хра­нить интерпретацию событий, а не достоверное отображение в сознании этих событий, в течение времени от нескольких секунд, до десятков минут.

Долговременная память рассматривается как свойство хра­нения интерпретации событий внешнего мира в течение време­ни, соизмеряемого с продолжительностью существования само­го организма. Эта память является наиболее важной.

Емкость долговременной памяти в отличие от первых двух видов памяти считается практически неограниченной.

Одним из основных свойств памяти является ее способность отыскивать по мере необходимости определенные сведения, хранящиеся в ней. Очевидным является то, что интерпретация воспринимаемой информации будет различной у различных лю­дей, имеющих неодинаковый объем сведений, содержащихся в долговременной памяти. В процессе обучения при накоплении опыта и знаний в памяти закрепляются приемы работы, соот­ветствующие определенным ситуациям. В результате обучения и практики вырабатывается навык выполнения движений точно и быстро, без большого труда, без осмысливания каждого со­ставляющего движения, т. е. автоматически. У человека, автомати­чески выполняющего работу, могут возникнуть психические про­цессы, не связанные с работой. В памяти одновременно могут происходить два различных процесса: один связан с работой, а второй, наоборот, отвлекает от нее. От личностных характери­стик водителя, его способности сосредоточивать свое внимание зависит, насколько он сможет использовать эти процессы для облегчения своего труда. Если на пути движения автомобиля возникает опасность, то для выполнения необходимых действий водитель использует сочетание таких психических факторов, как внимание, практический опыт, мышление, память, быстрота реакции. Вместе с ними важную роль играет способность водителя к прогнозированию последующей дорожно-транспортной ситуации. И чем большей способностью к предвидению облада­ет водитель, тем меньше вероятность его попадания в аварийную ситуацию.

Мышление

Управление автомобилем требует от водителя выдерживания такого режима движения, который учитывал бы постоянное изменение ситуации. Эту сложную психическую деятельность выполняет мышление. Мышление неразрывно свя­зано с ощущениями, восприятиями, памятью, соображением, и его важнейшая роль заключается в упорядочении, координации и синтезе этих процессов. Результатом мышления является принятие решения, следствием которого — выполнение определен­ных действий. Для водителей важна скорость мышления, так как умозаключения и следующие за ними действия должны выполняться тем быстрее, чем больше скорость движения автомобиля. Одновременно с этим у водителя должна быть развита широта мышления, т. е. способность предвидеть различные по­следствия своих действий и в соответствии с оценкой этих по­следствий принимать необходимые и правильные решения.

Реакция водителя

Время реакции. Время реакции — это интервал времени между момен­том появления сигнала об опасности и окончанием ответного действия.

Время реакции может изменяться по мере накопления профессиональ­ного опыта, а также в результате тренировки.

Сенсомоторные реакции. Слово сенсомоторика состоит из двух частей: сенсо — в переводе на русский язык означает — ощущение; моторика — дви­жение. Реакции бывают простые и сложные. Простая сенсомоторная реакция — это очень быстрый ответ заранее известным простым движением на внезапно появляющийся, но известный сигнал. Например, нажатие на педаль тормоза при появлении красного сигнала светофора, если води­тель, ожидая сигнал, подготовился к торможению. Сложная сенсомоторная реакция (реакция выбора) — это когда предъявляется несколько заранее известных сигналов, на каждый из которых следует ответить опреде­ленным, также заранее известным движением.

Значение времени реакции водителя определяется тем, что от него зависит остановочный путь автомобиля, а, следовательно, и исход аварийной ситуации. Общее время, необходимое для остановки автомобиля, вклю­чает в себя время реакции водителя (с момента восприятия препятствия до начала нажатия на педаль тормоза); время срабатывания привода тормозов (с момента нажатия на педаль тормоза до момента начала срабатыва­ния привода) и время действия полностью включенных тормозов (от на­чала торможения до остановки автомобиля).

Время реакции водителя на препятствие в темное время суток возрастает в среднем на 0,6 — 0,7с. Увеличивается время реакции и с возрастом, а опыт пожилых водителей, в частности умение прогнозировать изменение дорожной обстановки, далеко не всегда компенсирует это увеличение.

Время реакции водителя является важным показателем его профессиональной подготовленности.

Внимание

Важнейшими качествами внимания, необходимыми водителю автомобиля, являются устойчивость, концентрация, объем, распре­деление и переключение.

Устойчивость внимания — это способность удерживать объект восприятия в сознании в течение определенного времени, причем временной ин­тервал устойчивости может колебаться от долей секунды до нескольких часов. Как показали исследования, устойчивость интенсивного внимания может сохраняться в течении 40 минут без заметного ослабления.

С устойчивостью внимания связано такое его качество, как концент­рация — сосредоточение внимания на одном только объекте с одновремен­ным отвлечением от всего остального. У водителя автобуса такая концен­трация внимания может проявляться в течение незначительного промежутка времени, например, при проезде пешеходного переезда, остановок маршрутных транспортных средств, железнодорожных переездов, при встречном разъезде, проезд «узких» мест и т.п.

Объем внимания характеризуется количеством объектов, которые мо­гут быть восприняты одновременно. Человек может одновременно охва­тывать 4-6 разных объектов, если условия восприятия не слишком слож­ные. У опытных водителей объем восприятия больше.

Распределение внимания — это способность удерживать и контролиро­вать в сознании одновременно несколько выполняемых различных видов деятельности. Человек может распределять внимание между двумя разнородными действиями, если хотя бы одно из них для него привычно. На­пример, вождение автобуса наиболее безопасно, если водитель все внима­ние уделяет дорожной обстановке, выполняя все движения рук и ног авто­матически. Успешное распределение внимания между совершенно незна­комыми видами деятельности затруднительно. В условиях критической ситуации требования к распределению внимания водителя повышаются. Он должен одновременно воспринимать, думать и действовать. Единство и сложность этих сторон направленности внимания обеспечивает правильные действия водителя в сложной обстановке.

Переключение внимания — это способность перехода в сознании от восприятия объектов одного вида деятельности к восприятию объектов другого вида деятельности. Быстрота переключения внимания помогает водителю воспринимать те объекты, которые при распределении внимания он не может охватить одновременно.

В отличие от произвольного непроизвольное (пассивное) внимание возникает без сознательного намерения и не требует от человека усилий.

Безопасность движения находится в зависимости от таких факторов, как возраст, физическое состояние, мастерство вождения, психофизиологическое состояние, характеристика личности водителя и др.

Физические нагрузки, испытываемые опытным водителем при управлении транспортным средством, сравнительно невелики в зависимости от типа транспортного средства (легковой автомобиль, грузовой или автобус). Большее воздействие на водителя оказывают психологические нагрузки.

Статистика показывает, что количество аварий с увеличением возраста водителей уменьшается; водители в возрасте 18-21 года значительно чаще совершают ДТП, чем водители старшего возраста; максимальная частота совершения происшествий наблюдается у водителей в возрасте до 19 лет. Однако, для безопасного управления транспортным средством опыт и мастерство вождения имеют большее значение, чем возраст.

Мастерство вождения — комплекс навыков, обеспечивающих эффективное использование эксплуатационных качеств автомобиля и безопас­ность движения, оптимальное расходование ресурса транспортного сред­ства при обеспечении высокой надежности работы водителя.

Навык водителя характеризуется быстротой и точностью ответных реакций или двигательных действий на изменение дорожной обстановки. Подобные действия или рабочие операции принято называть сенсомоторными реакциями. В каждой сенсомоторной реакции различают скрытый (латентный) период-то, что принято называть временем реакции водите­ля, и период реализации двигательного действия или моторный компо­нент. Длительность реакции у малоопытных водителей может быть в 1,5 — 8 раз больше, чем у водителей, имеющих высокий уровень профессиональ­ного мастерства.

Выполняемые водителем рабочие операции по управлению транспортным средством могут характеризоваться определенным темпом (количе­ством операций в единицу времени).

Установлено, что темп выполнения рабочих операций водителями бывает очень высоким, нередко граничащим с верхним пределом обеспе­чения безопасности движения. Так, например, в условиях интенсивного движения водитель может выполнять в среднем 40 — 50 операций на 1 км пути. В этом случае на одну операцию приходится в среднем 3 — 4 с. При возрастании темпа необходимо снизить скорость движения.

Дата добавления: 2016-09-26 ; просмотров: 3272 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Смотрите еще:

  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • 39 173 гпк рф 39 173 гпк рф Судебный участок № 126 Еланского района Волгоградской области О П Р Е Д Е Л Е Н И Е р.п. Елань Волгоградской области 14 марта 2012 года Мировой судья судебного участка № 126 (Еланский район) […]
  • Как продать квартиру неприватизированную и с долгом Как продать неприватизированную квартиру с долгами по ЖКХ? Здравствуйте. Вопрос стоит в том,что у моей семьи есть 2х комнатная квартира. В которой я прописана,но к своему счастью не проживаю. Они ее целиком и полностью […]
  • Адвокат завгородний Адвокат завгородний ЗАПИСНАЯ КНИЖКА НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ РЕКЛАМА ТРИБУНА ФОТОАЛЬБОМ МАГАЗИН ГОСТЕВАЯ КНИГА ФОРУМ ГАЗЕТА БИЗНЕС-АДВОКАТ ЖУРНАЛ ДОМАШНИЙ АДВОКАТ ПОДПИСКА СУДЫ г.МОСКВЫ Контактная информация: […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Как не потерять стаж при увольнении Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на […]