Признание лицом без гражданства в судебном порядке

Признание отцовства отцом

Мать — лицо без гражданства, проживает на территории России с 2000 года. Родила ребенка в 2002 году, имеется российское свидетельство о рождении в котором записи об отце и о гражданстве отсутствуют. Отец — гражданин России обратился в ЗАГС в 2014 году с заявлением о регистрации установления отцовства, но получил отказ. Как в судебном порядке установить отцовство, если мать и ребенок не возражают.

Ответы юристов (14)

Здравствуйте, Сергей Иванович! Ваш вопрос принят в работу. Для подготовки ответа потребуется некоторое время.

Есть вопрос к юристу?

Пусть мать обращается с иском к нему в порядке, установленном СК РФ

Статья 49. Установление отцовства в судебном порядке
В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица.

А отец признает иск. Суд вынесет решение. Оно и будет оснвоанием для выдачи нового свидетельства

Уточнение клиента

Как быть, если у матери нет никаких документов (даже паспорта СССР), а получить их из Грузии невозможно, пробовали. ЗАГС именно на это и ссылается. А как идти в суд?

25 Января 2015, 00:22

Здравствуйте, Сергей Иванович! Ответ на ваш вопрос уже готовится и будет представлен в ближайшее время.

Как быть, если у матери нет никаких документов (даже паспорта СССР), а получить их из Грузии невозможно, пробовали. ЗАГС именно на это и ссылается. А как идти в суд?

А как она проживает тут?? Все 15 лет без документов?

Уточнение клиента

к сожалению это не единственный случай, так и живут в деревне без документов.

25 Января 2015, 00:29

В принципе значения не имеет. Пусть подает иск, в иске пишет что просит рассмотреть без ее участия. В суд не является. В суд являетесь ВЫ и все признаете. Так можно

Уточнение клиента

Сейчас суды требуют копию паспорта для установления права подписи искового заявления, если не приложить и просить о рассмотрении в отсутствие, то могут возвратить.

25 Января 2015, 00:40

В вашем случае можно подать в суд об установление отцовства самому отцу. Статья 49. Установление отцовства в судебном порядке[Семейный кодекс РФ] [Глава 10] [Статья 49]

В случае рождения ребенка у родителей, не состоящих в браке между собой, и при отсутствии совместного заявления родителей или заявления отца ребенка (пункт 4 статьи 48 настоящего Кодекса) происхождение ребенка от конкретного лица (отцовство) устанавливается в судебном порядке по заявлению одного из родителей, опекуна (попечителя) ребенка или по заявлению лица, на иждивении которого находится ребенок, а также по заявлению самого ребенка по достижении им совершеннолетия. При этом суд принимает во внимание любые доказательства, с достоверностью подтверждающие происхождение ребенка от конкретного лица

Уточнение клиента

У матери нет документов совсем, даже паспорта СССР, её даже в суд не пропустят. ЗАГС и отказал потому, что мать без документов. А если иск подавать отцу, то все равно возникнет вопрос об установлении личности матери (ответчика)

25 Января 2015, 00:35

к сожалению это не единственный случай, так и живут в деревне без документов.

Ясно… Действуйте как указано выше

А у матери ребенка, вообще нет никаких документов, удостоверяющие личность?

Уточнение клиента

к сожалению нет и так она живет почти 15 лет в деревне.

25 Января 2015, 00:47

У матери нет документов совсем, даже паспорта СССР, её даже в суд не пропустят. ЗАГС и отказал потому, что мать без документов. А если иск подавать отцу, то все равно возникнет вопрос об установлении личности матери (ответчика)

Пусть мать подает, а не Вы. А в суд н5е6 является. Суд спросит — знаете такую то? Знаю? Были в связи с ней? Был. Знаете что ребенок родился? Знаю. Признаете что Ваш? Конечно признаю… И все

Уточнение клиента

Сейчас суды требуют копию паспорта для установления права подписи искового заявления, если не приложить и просить о рассмотрении в отсутствие, то могут возвратить.

25 Января 2015, 00:42

Сейчас суды требуют копию паспорта для установления права подписи искового заявления, если не приложить и просить о рассмотрении в отсутствие, то могут возвратить.

Первый раз слышу про такое… Откуда такие сведения?

Уточнение клиента

В Ростовской области такая практика, тем более что в электронной системе делопроизводства судов необходимо вносить паспортные данные сторон.

25 Января 2015, 00:45

В Ростовской области такая практика, тем более что в электронной системе делопроизводства судов необходимо вносить паспортные данные сторон.

/Первый раз слышу про такие новшества. В таком случае Вам придется вести свидетелей в суд, который подтвердят, что мать ребенка это именно та кто пришла в суд. Суд установит этот факт

Отправьте исковое заявление по почте, его обязаны принять.

Уточнение клиента

Принять может и примут, а при принятии обязан суд проверить право на подачу и подписание иска. Тогда чем подтверждать?

25 Января 2015, 00:52

Принять может и примут, а при принятии обязан суд проверить право на подачу и подписание иска.

Суд не проверяет паспортные данные. Нет в ГПК требований о приложении копий паспорта

Уточнение клиента

хорошо, всем спасибо, попробуем преодолеть.

25 Января 2015, 00:55

Рекомендую матери ребенка через УФМС, в том числе, в судебном порядке приобретать гражданство РФ, ведя не имея гражданства у нее не будет право на пенсию. Пока она молодая, пускай действует.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Как получить гражданство РФ, если родился в РФ?

Здравствуйте))Подскажите,Я проживаю в Луганске паспорт у меня гражданина Украины,я хочу переехать в Ростовскую область и хочу получить Российское гражданство,в чем сам вопрос) Родился я в 1992году в Ростовской области мать у меня Россиянка отец Украинец,записали меня по свидетельству о рождении что я родился в Украине,можно ли как то получить подтверждение что я рожден в России и пройти процедуру получения Российского гражданства в ускоренном темпе?

Ответы юристов (2)

Вы и без подтверждения того, что родились в России можете претендовать на получение гражданства РФ в упрощенном порядке, если Ваша мать имеет гражданство РФ и проживает на территории РФ (пп. «а» п. 1 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ»):

Статья 14. Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке
1. Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктом «а» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона, если указанные граждане и лица:
а)имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;

С уважением, Наталья

Уточнение клиента

Немного не так сформулировал))Мать Россиянка но вышла замуж за отца гразжданина Украины и получила гражданство Украины

16 Мая 2016, 11:22

В таком случае Вам нет никакого смысла подтверждать тот факт, что Вы родились в России, это достаточно непростой процесс. Придется решать этот вопрос в судебном порядке в соответствии с законодательством государства, компетентными органами которого выдано свидетельство о рождении (т.е. Украины) для чего потребуется собрать документальные подтверждения факта Вашего рождения в России. И на основании судебного решения в Ваше свидетельство о рождении будут внесены изменения

Я не знаю Вашу ситуацию в деталях, но полагаю, что для получения гражданства РФ Вам возможно будет проще выбрать вариант признания Вас носителем русского языка в Вашей ситуации в соответствии со ст. 33.1. ФЗ «О гражданстве РФ», порядок следующий:

1. Иностранный гражданин или лицо без гражданства по результатам собеседования, проведенного с ними комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия), могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и повседневно использующими его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации.
2. Комиссии формируются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами. Порядок формирования и работы комиссий, требования к специалистам, входящим в состав комиссии, правила проведения комиссией указанного в части первой настоящей статьи собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, требования к форме заявления о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка и форме решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Заявление о признании временно пребывающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее пятнадцати суток до истечения срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
4. Заявление о признании проживающего на территории Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка подается в комиссию не позднее чем за три месяца до истечения срока проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации.
5. По результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства комиссия принимает решение о признании либо непризнании этого иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка.
6. Решение комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка выдается данному иностранному
гражданину
или лицу без гражданства для подачи заявления о выдаче вида на жительство или заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии с частью второй.1 статьи 14 настоящего Федерального закона, а в случае выезда иностранного гражданина или лица без гражданства из Российской Федерации для решения вопроса о последующем въезде данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российскую Федерацию.
7. Срок действия решения комиссии о признании иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка не ограничен.
8. В случае признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка проведение повторного собеседования, указанного в части первой настоящей статьи, не допускается.
9. Иностранный гражданин или лицо без гражданства, которые не признаны носителями русского языка, вправе вновь обратиться с заявлением о признании носителем русского языка не ранее чем по истечении одного года после принятия в отношении данного иностранного гражданина или лица без гражданства предыдущего решения о непризнании носителем русского языка.

Почитайте, возможно этот вариант Вам подойдет, в этом случае Вы сможете получить гражданство РФ в упрощенном порядке

Либо один из следующих вариантов (п. 2 ст. 14 ФЗ «О гражданстве РФ»):

е) получили после 1 июля 2002 годапрофессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях
Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации;
ж) являются индивидуальными предпринимателями и осуществляют предпринимательскую деятельность в Российской Федерации не менее трех лет, предшествующих году обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации, и в этот период их ежегодная выручка от реализации товаров (работ, услуг) в результате осуществления предпринимательской деятельности в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности составляет не менее 10 миллионов рублей;
з) являются инвесторами, чья доля вклада в уставном (складочном) капитале российского юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации видах экономической деятельности, составляет не менее 10 процентов. При этом размер уставного (складочного) капитала такого юридического лица и размер его чистых активов должны составлять не менее 100 миллионов рублей каждый либо сумма уплаченных таким юридическим лицом налогов в бюджетную систему Российской Федерации и обязательных страховых платежей должна составлять не менее 6 миллионов рублей в год на протяжении не менее трех лет со дня осуществления инвестиций;
и) осуществляют не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

Других вариантов получения гражданства РФ в упрощенном порядке законодательство РФ не предусматривает в данной ситуации

С уважением, Наталья

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Дело N402-О.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 8 ноября 2005 г. N 402-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ ФАТУЛЛАЕВОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ

КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14

ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О ГРАЖДАНСТВЕ

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи Н.В. Мельникова, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации » предварительное изучение жалобы гражданки Г.В. Фатуллаевой,

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Г.В. Фатуллаева просит проверить конституционность части четвертой статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации «, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства , имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации , принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а», «в» и «д» части первой статьи 13 данного Федерального закона, и без представления вида на жительство, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

Как следует из жалобы и приложенных к ней материалов, заявительница родилась в 1951 году в городе Черемхово Иркутской области и проживала там до выезда в 1989 году с семьей в Азербайджанскую ССР на постоянное место жительства. С 2001 года проживает в Москве, имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года со штампом о наличии гражданства Республики Азербайджан. Замоскворецкий районный суд города Москвы решением от 27 июля 2004 года, принятым по заявлению Г.В. Фатуллаевой, подтвердил факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года. Ходатайство правозащитной организации «Восход» о приеме Г.В. Фатуллаевой в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке 25 января 2005 года было отклонено паспортно-визовым управлением ГУВД Москвы со ссылкой на то, что установление судом факта постоянного проживания на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года не отнесено Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации » к основаниям для рассмотрения уполномоченными государственными органами заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и что Г.В. Фатуллаева может обратиться с таким заявлением после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации .

Заявительница утверждает, что часть четвертая статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «, предоставляющая возможность принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке только тем иностранным гражданам и лицам без гражданства , которые имели регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 года, — при том что представлять документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации по месту жительства либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации , обязаны и лица, факт постоянного проживания которых в Российской Федерации установлен судебным решением, — противоречит статьям 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. Согласно статье 6 (часть 1) Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом.

Таким федеральным законом в настоящее время является Федеральный закон от 31 мая 2002 года «О гражданстве Российской Федерации», предусматривающий возможность приема в гражданство Российской Федерации как в общем, так и в упрощенном порядке. Для иностранных граждан и лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР (именно к этой категории относится заявительница), в качестве необходимого условия принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке данный Федеральный закон называет наличие у ходатайствующего лица регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года или разрешения на временное проживание в Российской Федерации.

Сам по себе установленный судом факт постоянного проживания лица на территории Российской Федерации на 1 июля 2002 года не отнесен законодателем к правообразующим юридическим фактам, т.е. служащим основанием для принятия решения о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, поскольку Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» под проживанием понимает проживание на территории Российской Федерации на законном основании (абзац восьмой статьи 3), а Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации » под законно находящимся на территории Российской Федерации иностранным гражданином признает лицо, имеющее действительный вид на жительство либо разрешение на временное проживание, либо визу или иные предусмотренные данным Федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации .

Таким образом, часть четвертая статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «, закрепляющая требование о наличии у иностранных граждан и лиц без гражданства , имевших гражданство СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, регистрации по месту жительства на территории Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года, во взаимосвязи с положениями законодательства Российской Федерации о порядке пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая права и свободы, вытекающие из статей 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Доводы, представленные заявительницей в обоснование своей позиции, свидетельствуют о том, что, по существу, она ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о дополнении Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» новым положением об условиях принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке. Разрешение таких вопросов не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации , как она установлена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации «, а является прерогативой федерального законодателя.

Вместе с тем само по себе отсутствие регистрации по месту жительства по состоянию на 1 июля 2002 года не исключает для заявительницы после получения разрешения на временное проживание в Российской Федерации возможность приема в гражданство Российской Федерации на основании части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации » или — как родившейся на территории РСФСР и имевшей гражданство бывшего СССР — на основании пункта «а» части второй той же статьи.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации «, Конституционный Суд Российской Федерации

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Фатуллаевой Галины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой, и поскольку разрешение поставленного заявительницей вопроса Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Л. КОНОНОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 8 НОЯБРЯ 2005 ГОДА N 402-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ

Г.В. ФАТУЛЛАЕВОЙ НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ

ЧАСТЬЮ ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «

Заявляя о своем несогласии с принятым решением по данному делу, предлагаю иное конституционное толкование правовой ситуации, сложившейся в связи с применением оспариваемой нормы, которое должно учитывать конституционный приоритет гуманитарных ценностей, принципы гарантированности государством прав и свобод, а также основанное на правовых позициях Конституционного Суда, выработанных в более ранний период.

1. В соответствии со статьей 6 Конституции Российской Федерации гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его. Эти конституционные положения согласуются со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает: «Каждый человек имеет право на гражданство. Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое гражданство».

Вопрос о конституционности законодательной нормы о приобретении российского гражданства бывшим гражданином СССР, родившимся на территории Российской Федерации, проживавшим за ее пределами и после прекращения существования СССР вернувшимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства, уже был предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.

В сохраняющем свою силу Постановлении от 16 мая 1996 года по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации установил, что лица, родившиеся на территории Российской Федерации, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению не только в прошлом, до утраты ими гражданства бывшего СССР; и после этого они продолжали и продолжают сохранять российское гражданство вплоть до момента, пока оно не будет прекращено на основании их собственного волеизъявления. Они не утрачивают его в силу одного только факта проживания за пределами Российской Федерации. Иное понимание не соответствует статье 27 Конституции Российской Федерации, согласно которой гражданин Российской Федерации имеет право свободно выезжать за пределы Российской Федерации, не утрачивая гражданства, и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

Все, состоявшие в гражданстве Российской Федерации по рождению, независимо от времени их возвращения в Российскую Федерацию, должны пользоваться равными правами, включая равное право на гражданство. Признание принадлежности к гражданству Российской Федерации не требует ни каких-либо действий со стороны граждан, ни вынесения по этому вопросу какого бы то ни было решения государственными органами. При признании бывших граждан СССР гражданами Российской Федерации они считаются состоящими в российском гражданстве с момента первоначального приобретения ими гражданства СССР.

Конституционный Суд отмечает также, что конституционный запрет на лишение и прекращение гражданства Российской Федерации без свободного волеизъявления гражданина исходит из того, что в сфере любых правоотношений, в том числе связанных с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать уважение достоинства личности (статья 21, часть 1, Конституции Российской Федерации) при реализации права на гражданство. Произвольное, без учета волеизъявления гражданина, лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства, нарушая статью 6 Конституции Российской Федерации, умаляет достоинство личности, что в соответствии со статьями 18, 21 (часть 1) и 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации является недопустимым как при издании, так и при применении законов.

Из указанной позиции Конституционного Суда Российской Федерации и из смысла статьи 6 (часть 3) Конституции Российской Федерации вытекает, что прекращение гражданства Российской Федерации возможно лишь по добровольному волеизъявлению гражданина в условиях свободного выбора. Действующий Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» предусматривает лишь единственную форму выхода из гражданства — на основании добровольного волеизъявления о выходе путем подачи соответствующего письменного заявления по установленной форме, решение по которому принимается лично Президентом Российской Федерации (часть первая статьи 19, часть первая статьи 29, статья 33). Таким образом, факт принятия гражданином Российской Федерации иного, иностранного гражданства не означает сам по себе добровольное волеизъявление о выходе из российского гражданства и не может автоматически лишать его такового. Статья 6 указанного Федерального закона прямо предусматривает, что гражданин Российской Федерации , имеющий также иное гражданство , рассматривается только как гражданин Российской Федерации , за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом . Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации . Таким образом, рассматриваемый Закон не лишает заявительницу права признания ее гражданкой Российской Федерации по рождению.

2. Оспариваемые в жалобе Г.В. Фатуллаевой положения части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации » предусматривают упрощенный порядок приобретения российского гражданства для бывших граждан СССР, прибывших в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР при условии их регистрации по месту жительства на 1 июня 2002 года, либо получении ими разрешения на временное проживание, если они до 1 января 2006 года заявят о своем намерении приобрести гражданство Российской Федерации .

Поскольку указанное положение относится исключительно к лицам, официально заявившим о своем намерении приобрести российское гражданство, законность их пребывания на территории Российской Федерации оправдана уже по этому основанию и не может быть поставлена под сомнение до разрешения данного вопроса. В соответствии с частью шестой статьи 4 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», определяющей принципы гражданства, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. При этом положительное разрешение вопроса о гражданстве Российской Федерации не может быть связано только с формальным наличием регистрации по месту жительства или временного пребывания.

Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция Российской Федерации (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие или отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте временного пребывания. Уведомительная регистрация имеет исключительно учетный характер и не является обстоятельством, от наличия или отсутствия которого зависит приобретение или прекращение гражданства. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (Постановления от 24 ноября 1995 года N 14-П, от 4 апреля 1996 года N 9-П, от 16 мая 1996 года N 12-П, от 15 января 1998 года N 2-П, от 2 февраля 1998 года N 4-П, Определение от 5 октября 2000 года N 199-О и др.).

Судя по материалам жалобы Г.В. Фатуллаевой, факт ее постоянного проживания на территории Российской Федерации с 1 июня 2002 года был установлен в судебном порядке. Из решения суда усматривается, что суд установил это обстоятельство в порядке статей 264, 265 ГПК Российской Федерации именно как факт, имеющий юридическое значение для получения гражданства России на основании Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», поскольку заявительница не имела возможности в ином порядке получить надлежащие документы, удостоверяющие эти факты.

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На основании статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» требует неукоснительного исполнения всех вступивших в законную силу судебных решений на всей территории Российской Федерации и утверждает их обязательность для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных и других физических и юридических лиц (часть 1 статьи 6).

Из приведенных нормативных положений и правовых позиций Конституционного Суда вытекает обязательность вступившего в законную силу судебного решения, признавшего юридический факт постоянного проживания на территории Российской Федерации для решения вопроса о гражданстве в порядке части четвертой статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «. Это решение окончательно и не требует дополнительного утверждения и признания какими-либо органами и должностными лицами.

Таким образом, с учетом ранее высказанных и сохраняющих свою силу позиций Конституционного Суда, оспариваемое Г.В. Фатуллаевой законоположение не препятствует ей в приобретении гражданства Российской Федерации и по данному основанию, если она того пожелает.

Признание лицом без гражданства в судебном порядке

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Лопатина Н.Н. Дело № 33-…/2010

Докладчик Букреев Д.Ю.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

… января 2010 года судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе

председательствующего Лепёхиной Н.В.,

судей Михалевой О.В., Букреева Д.Ю.,

при секретаре Хуторной А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по кассационной жалобе заявителя М.М.М. на решение Советского районного суда г. Липецка от 27 ноября 2009 года, которым постановлено

В удовлетворении заявления М.М.М. об оспаривании решения должностного лица Управления Федеральной миграционной службы по Липецкой области об отказе в признании лицом без гражданства — отказать.

Заслушав доклад судьи Букреева Д.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

М.М.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения должностного лица Управления Федеральной миграционной службы по Липецкой области (УФМС по Липецкой области) об отказе в признании его лицом без гражданства. В обоснование заявления указал, что он прибыл на территорию РФ (г.Липецк) из Армении в 2001 году в несовершеннолетнем возврате вместе с родителями. С этого времени он постоянно проживает в селе К. Задонского района Липецкой области, и территорию РФ не покидал. Посольством Армении в РФ выдана справка о том, что он не является гражданином Республики Армения. В октябре 2009 г. он обратился в УФМС РФ по Липецкой области с заявлением о признании его лицом без гражданства с целью последующей легализации пребывания на территории РФ посредством получения разрешения на временное пребывание и принятия гражданства РФ. Однако оспариваемым решением в удовлетворении его заявления отказано по мотиву отсутствия документа, удостоверяющего личность и проживания без регистрации, что квалифицировано как нарушение режима пребывания иностранного гражданина в РФ. При этом ему рекомендовано получить в посольстве Республики Армения в РФ свидетельство о возвращении на родину; в стране исхода (Республика Армения) получить документ, удостоверяющий личность и при наличии такого документа обратиться в установленном порядке с заявлением о получении разрешения на временное проживание в РФ. Он же считает, что при наличии сообщения посольства Республики Армения в РФ об отсутствии у него гражданства Республики Армения, и прекращении правовых связей со страной исхода, необходимость в реализации указанной в оспариваемом решении процедуры отсутствует, и он должен быть признан лицом без гражданства.

По изложенным основаниям М.М.М. просил обязать Управление ФМС РФ по Липецкой области принять решение о признании его лицом без гражданства.

В судебном заседании М.М.М. заявление поддержал.

Представитель УФМС РФ по Липецкой области по доверенности Мельник Э.А. возражала против заявления. В обоснование возражений указала, что заявитель находится на территории РФ нелегально, поскольку не имеет документа, удостоверяющего личность, и регистрации. Для получения разрешения на временное проживание на территории РФ необходим документ, удостоверяющий личность. Такой документ может быть выдан уполномоченным органом страны исхода (бывшей гражданской принадлежности). Принятие же специального решения о признании гражданина лицом без гражданства законом не предусмотрено.

Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В кассационной жалобе М.М.М. просит об отмене судебного решения, считая вывод об отсутствии оснований для признания его лицом без гражданства результатом неправильного применения закона.

Выслушав М.М.М., поддержавшего жалобу, его представителя адвоката Бэккера А.Э., обсудив их доводы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает решение правильным.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Как видно из материалов дела, М.М.М., 4 мая 1986 года рождения, уроженец Армянской ССР, прибыл на территорию РФ с родителями в 2001 году в несовершеннолетнем возрасте, по свидетельству о рождении, выданному отделом ЗАГС исполкома Араратского райсовета народных депутатов Армянской ССР.

Согласно сообщению отдела адресно-справочной работы УФМС РФ по Липецкой области М.М.М. не имеет регистрации на территории Липецкой области, и это обстоятельство не оспаривается (л.д. 34).

20 августа 2009 года М.М.М. обратился в УФМС РФ по Липецкой области с заявлением о признании его лицом без гражданства, с целью легализации своего пребывания в РФ.

Решением заместителя начальника УФМС РФ по Липецкой области от 27 октября 2009 года в удовлетворении заявления М.М.М. отказано по мотиву необходимости, для легализации пребывания в РФ, получить документ, удостоверяющий личность, в стране исхода (Республике Армения).

Суд дал надлежащую правовую оценку обстоятельствам дела, правильно применил закон, и пришел к обоснованному выводу о законности оспариваемого решения.

При этом суд правильно исходил из того, что статус лица без гражданства определяется де-факто по совокупности соответствующих условий, определенных законом, который, в свою очередь, не предусматривает принятие специального решения для установления такого статуса.

В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимных безвизовых поездках граждан Российской Федерации и граждан Республики Армения (Москва, 25 сентября 2000 г.) граждане государств Сторон обязаны после въезда в соответствии с настоящим Соглашением на территорию государства другой Стороны выполнять правила пребывания, предусмотренные законодательством государства этой Стороны. Граждане государств Сторон, нарушившие положения настоящего Соглашения или правила пребывания на территории государств Сторон, подлежат возвращению в государство своего гражданства в порядке, предусматриваемом законодательством государств Сторон.

Указанным Соглашением установлен Перечень документов граждан Российской Федерации для въезда, выезда, пребывания и передвижения по территории Республики Армения и по территории Российской Федерации.

Согласно ст.10 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются:

1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

2) разрешение на временное проживание;

3) вид на жительство;

4) иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

Согласно ст.13 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица: а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства.

Согласно «Положению о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденному Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325 при подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется — должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.

Согласно ст.8 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.

Согласно «Положению о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» (утв. постановлением Правительства РФ от 1 ноября 2002 г. N 794) при подаче заявления иностранный гражданин (лицо без гражданства) представляет следующие документы:

а) документы, удостоверяющие его личность и гражданство;

б) оформленное в установленном порядке разрешение на временное проживание.

Заявление не принимается к рассмотрению, если предъявляемый при его подаче документ, удостоверяющий личность, имеет срок действия менее 6 месяцев.

Имеющиеся доказательства, в числе которых объяснения М.М.М., заявление в УФМС РФ по Липецкой области, свидетельствуют о том, что М.М.М. обращался в миграционную службу именно с целью принятия решения о признании его лицом без гражданства. В свою очередь, целью такого признания он указал легализацию пребывания в РФ.

Непосредственно вопрос о выдаче разрешения на временное проживание в РФ М.М.М. не ставил, в то время как данный вопрос разрешается в заявительном порядке.

Принятие специального решения о признании лицом без гражданства закон не предусматривает.

При таких обстоятельствах у суда не имелось оснований для признания решения миграционной службы незаконным.

Заявитель же не лишен возможности инициировать вопрос о выдаче разрешения на временное проживание в РФ, как лицу без гражданства, с соблюдением соответствующей процедуры.

Доводы кассатора, направленные на иную оценку обстоятельств дела, и иное толкование закона, не могут повлечь отмену судебного решения.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Советского районного суда г.Липецка от 27 ноября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.

Смотрите еще:

  • Судебная практика по ч 3 ст 1714 коап рф Комментарии к СТ 17.14 КоАП РФ Статья 17.14 КоАП РФ. Нарушение законодательства об исполнительном производстве Комментарий к статье 17.14 КоАП РФ: 1. Настоящая статья предусматривает административную ответственность за […]
  • Гражданские служащие в вооруженных силах Приказ Минобороны РФ от 14 декабря 2009 г. N 1396 "О вопросах, связанных с обращениями за пенсией за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих Министерства обороны Российской Федерации" (не вступил в […]
  • Ребенок родился после развода Алименты на ребенка, рожденного после развода(вне брака) Здравствуйте. Помогите ответить на вопрос: во время беременности женщины был заключен брак, который был расторгнут до рождения ребенка. Когда женщина ходила […]
  • Мироненко яВ Адвокат Адвокат Мироненко О.В. в Красноярске Красноярского края Отзывы про Адвокат Мироненко О.В. в Красноярске Еще Адвокаты в Красноярске Адвокат Легков Андрей Олегович адрес г. Красноярск, К. Маркса, 48 Телефон 89130373085 […]
  • Караганда требуется юрист Караганда требуется юрист РЕЗЮМЕ на должность юриста I. ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Ф.И.О.: Санекеев Мерхаят Санекеулы Место проживания: г.Караганда, мкр. Степной-3, д.3 Уровень образования: Высшее Дата рождения: 15.11.1982 года […]
  • Страховые выплаты при дтп по осаго с пострадавшими Выплаты по осаго при ДТП Пострадавшие при аварии транспортных средств лица имеют право на получение компенсации по ОСАГО. Этот вид страхования можно отнести к тем, которые касаются гражданской ответственности лиц, […]