Предоставление жилья сиротам после 23 лет

Содержание:

Как получить жилье детям-сиротам после 23 лет?

Здравствуйте! Сейчас мне 24 года, являюсь сиротой с 2003 года. Хотелось бы узнать, возможно ли получить жил.площадь после 23 лет. На данный момент есть квартира, которая досталась от бабушки, она была в социальном найме. Жить в ней нельзя т.к отключен свет,газ, в ней просто голые стены, которые уже разваливаются. В этой квартире прописаны я и моя мама, которая является инвалидом ( недееспособна, есть опекун-сестра).

И как признать жилье не пригодным для проживания? Из документов на квартиру лишь карточка регистрации.

Ответы юристов (2)

Добрый день Анастасия! В соответствии с изменениями в Законодательстве, в настоящее время Вы имеете право встать на очередь на получения жилья и быть включенной в список, нуждающихся в получении жилья в органах опеки. Обращаться для этого в суд совершенно не обязательно, только в случае отказа, в постановке на учет. Для более подробного ответа на вопрос, необходима более точна информация об обстоятельствах дела.

Вопросы о признании жилых домов (жилых помещений) не пригодными для проживания решаются межведомственной комиссией, создаваемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые с учетом региональных особенностей расположения муниципальных образований и по согласованию с органами местного самоуправления могут создавать комиссии, действующие на территории одного или нескольких муниципальных образований.​

Кроме того, в соответствии с ч. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом, достижение лицом из числа детей-сирот, возраста 23 лет, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, основанием для отказа компетентными органами во внеочередном предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма не является.

Верховный суд РФ в обзоре по практике рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот жилыми помещениями, также отметил, что отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому надо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма подлежит удовлетворению.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Бремя доказывания. Право сироты на получение жилья после 23 лет

Ситуация, о которой нам хотелось бы рассказать, во многом типичная.

Ребенок-сирота. До совершеннолетия находился на обеспечении в социальном учреждении (детском доме). После этого пошел учиться в техникум, университет (или попал в места лишения свободы, или проходил военную службу, или вообще ничего не делал). Жилье не получал и особо не надеялся на него, полагаясь на свои собственные силы или просто разочаровавшись в государственных и муниципальных органах власти. На учете в качестве нуждающегося не состоял. Повзрослел, например, до 30 лет. Услышал где-то о том, что сироты имеют право на жилое помещение. Обратился в различные инстанции. Там ему сообщили о том, что с заявлением о предоставлении жилья нужно было обращаться до 23 лет, а теперь уже поздно.

Анализ судебной практики в целом по Российской Федерации показывает, что иногда удается добиться через суд признания права такого повзрослевшего сироты на жилое помещение. Однако подход судов к оценке одних и тех же обстоятельств зачастую прямо противоположный.

В настоящей статье мы хотели обратить внимание на эти спорные моменты на примере нескольких дел, рассмотренных судами в Архангельской области (Верховный Суд РФ также не нашел оснований для пересмотра).

1. Основной вывод, который можно сделать из последних судебных актов, сводится к тому, что требование о предоставлении жилого помещения взрослому сироте может быть удовлетворено только в том случае, если сирота подавал письменное заявление о предоставлении жилого помещения до 23 лет, и оно не было удовлетворено (необоснованно).

Поскольку в рассматриваемом нами случае не было доказательств наличия таких заявлений, суд отказал в удовлетворении требования о предоставлении жилого помещения.

При этом суды всех инстанций указали, что само по себе бездействие органов власти не является существенным нарушением и не является основанием для предоставления жилого помещения. Причем факт бездействия никем не был опровергнут и даже не был поставлен под сомнение в возражениях.

Из этого можно сделать вывод о том, что, по мнению суда, сирота ничем не отличается от любого другого гражданина и у органов власти нет никакой обязанности самостоятельно принимать меры по защите прав сироты до достижения им 23 лет.

С этим выводом судов напрямую связан вывод о том, что реализация сиротой права на получение жилого помещения и ранее, и сейчас носит строго заявительный характер, и из этого правила может быть сделано исключение только при наличии серьезных причин, например, при очень длительной болезни, недееспособности, пребывании в местах лишения свободы.

Есть несколько причин, по которым указанная практика судов вызывает вопросы.

2. Во-первых, статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон № 159-ФЗ) и ранее, и сейчас прямо не предусмотрен заявительный порядок обеспечения сирот по достижении 18 лет.

Вывод судов об обратном свидетельствует о неправильном применении норм права, а также о необоснованном снятии судами с органов опеки и опекунов обязанностей по защите прав детей.

Причем ранее Верховный Суд РФ давал разъяснения о том, что достижение возраста и отсутствие гражданина на учете в качестве нуждающегося не является безусловным основанием для отказа в признании права на получение жилья в соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013) указано, что одной из уважительных причин отсутствия гражданина на учете в качестве нуждающегося и основанием для судебной защиты является ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этого гражданина в тот период, когда он был несовершеннолетним, его опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых гражданин обучался и (или) воспитывался .

Более того, аналогичные рекомендации также давались и самим Архангельским областным судом. В частности, в пункте 3.2 Информационного бюллетеня судебной практики по гражданским делам Архангельского областного суда за четвертый квартал 2014 года.

Из норм Федерального закона № 159-ФЗ, указанного разъяснения или практики Верховного Суда РФ не следует, что для судебной защиты прав сироты на жилище необходимо, чтобы сирота непрерывно до достижения 23 лет был лишен возможности обратиться в органы власти.

Следовательно, вроде бы для судебной защиты достаточно одного нарушения, которое не было устранено, но, как указано выше, в последнее время (примерно с начала 2015 года) судами в Архангельской области эти разъяснения и положения закона не применяются. Из имеющихся судебных актов следует, что отсутствие заявления до 23 лет не может быть оправдано ничем, кроме полного лишения возможности подать заявление. Никакие иные причины и нарушения органов власти (органов опеки) таким оправданием не признаются.

3. Само по себе изменение подходов судов не является чем-то особенным. Это происходит постоянно. Но причины изменения практики судов в Архангельской области пока нам неизвестны.

В целях выяснения отношения судов в других субъектах Российской Федерации нами проведено небольшое исследование данного вопроса. В результате было выявлено, что практика очень отличается. Так, например, руководствуясь указанными разъяснениями Верховного Суда РФ, многие региональные суды исходят из того, что для признания права сироты на обеспечение жильем достаточно выявления нарушений со стороны органов власти или опекунов в период до достижения сиротой совершеннолетия (т.е. независимо от подачи заявления или наличия объективных препятствий для его подачи).

Такая практика подтверждается следующими апелляционными определениями.

определение Верховного суда Республики Башкортостан от 25 ноября 2014 года по делу № 33-16755/2014;

определение Волгоградского областного суда от 15 мая 2015 г. по делу № 33-5552/2015;

определение Калининградского областного суда от 30 июля 2014 г. по делу № 33-3262/2014;

определение Кировского областного суда от 30 июня 2015 г. по делу № 33-2482/2015;

определение Костромского областного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № 33-596;

определение Омского областного суда от 15 апреля 2015 г. по делу № 33-2409/2015;

определение Орловского областного суда от 18 марта 2014 г. по делу № 33-616;

определение Пермского краевого суда от 16 декабря 2014 г. по делу № 33-12115/2014;

определение Псковского областного суда от 13 января 2015 г. по делу № 33-2013/2014;

определение Самарского областного суда от 6 марта 2015 г. по делу № 33-2262/2015;

определение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 5 мая 2014 г. по делу № 33-969/2014;

определение Смоленского областного суда от 2 сентября 2014 г. по делу № 33-2910/2014;

определение Тульского областного суда от 2 апреля 2015 г. по делу № 33-944;

определение Тюменского областного суда от 8 апреля 2015 г. по делу № 33-2049/2015;

определение Ульяновского областного суда от 6 ноября 2014 г. по делу № 33-4368/2014;

определение Верховного суда Чувашской Республики от 30 марта 2015 г. по делу № 33-1124/2015.

В то же время в ряде случаев региональные суды, так же, как и Архангельский областной суд в рассматриваемом нами деле, разрешали дело исходя из того, что нарушения до 18 лет не имеют значения, если не было нарушений или иных препятствий в период с 18 до 23 лет.

При этом во всех таких случаях, как и в настоящем деле, суды основывают отказ в предоставлении жилья на том, что, по их мнению, и ранее, и сейчас предусмотрен заявительный порядок обеспечения сирот жильем.

Представляется, что подобные расхождения в подходах к оценке прав детей-сирот грубо нарушают принципы правовой определенности, равенства граждан, а также право на судебную защиту, гарантированное как статьей 46 Конституции Российской Федерации, так и статьей 6 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

4. Используя указанный подход (основанный на заявительном порядке), суды фактически ставят знак равенства между сиротой и государством в лице всех органов власти. Причем с точки зрения процессуального законодательства это может быть легко оправдано базовым стандартом доказывания, основанным на полном равенстве и состязательности сторон.

Однако при этом судами никак не учитывается, что суть спора заключается не в конфликте двух «хозяйствующих» субъектов, имеющих равные возможности, а в неисполнении органами власти своих полномочий и обязанностей в период, когда сирота (или лицо из числа детей-сирот) является наиболее уязвимым субъектом.

Хотя формально такой сирота не ограничен в дееспособности, фактически во многих отношениях им должна быть предоставлена дополнительная защита, в том числе судебная. Поэтому представляется, что по таким делам, как следует из указанной позиции Верховного Суда РФ, должен применяться другой стандарт доказывания, основанный на том, что именно орган власти и опекун должен доказать, что, не принимая мер по выявлению и обеспечению сохранности закрепленного жилого помещения или по постановке сироты на учет, они действовали абсолютно правомерно. Соответственно, если они не докажут правомерности своего бездействия, то иск о предоставлении жилья должен удовлетворяться.

Как следует из указанных в пункте 3 настоящей статьи судебных актов, суды, которые признавали факт нарушений прав сирот, исходили из того, что бремя доказывания законности бездействия органов опеки и опекунов лежит именно на этих органах и опекунах, а не на сиротах. Возложение судами бремени доказывания на сироту повлекло нарушение баланса доказательственных возможностей сторон и, в конечном итоге, права на судебную защиту.

Представляется, что устранение указанной неопределенности судебного правоприменения и дисбаланса доказательственных возможностей сторон, встречающегося в практике многих судов субъектов Российской Федерации, невозможно без внесения изменений в законодательство или без вмешательства Верховного Суда Российской Федерации, который мог бы дать более четкие разъяснения относительно распределения бремени доказывания по таким делам.

К сожалению, на данный момент во многих случаях вопросы распределения бремени доказывания решаются без реальной оценки доказательственных возможностей сторон. А это, естественно, приводит к отказу в судебной защите прав наиболее незащищенных граждан, что усугубляет их и без того тяжелое положение «совершенно законным образом».

Обновление от 15.11.2016. Практика рассмотрения таких исков о предоставлении жилья «взрослым сиротам» за последние месяцы подтверждает, что есть довольно высокий шанс на удовлетворение иска при наличии письменных доказательств обращения за получением жилья до 23 лет и наличии доказательств необеспеченности жильем ранее и сейчас. В частности, недавно областным судом завершено рассмотрение двух таких дел, по которым сотрудники бюро оказывали бесплатную юридическую помощь. Резолютивная часть решений судов по этим делам предусматривает обязанность местной администрации предоставить жилое помещение за счет субвенций из областного бюджета.

Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов и практики по состоянию на 11 февраля 2016 года, поэтому при использовании указанной информации необходимо учитывать те изменения, которые будут внесены в законодательство после этого.

Предоставление жилья детям сиротам после 23 лет

Здравствуйте! Сейчас мне 28 лет, я являлась сиротой, но правом на получения жилья, как сирота не воспользовалась,т.е. до 23 лет я не встала на учет на получение жилья, по причине не знания, и не была никем проинформирована.Узнала об этом только в 24 года, консультировалась с юристом, но тогда мне ответили, что поздно, закон только до 23 лет. А в этом году я узнала, что вышел закон, в котором нет возрастных ограничений, чтобы воспользоваться правом на получение жилья, т.е. даже в таком возрасте я могу встать на учет.У меня вопрос, правильно ли я понимаю закон? есть ли у меня право сейчас встать на учет на получение жилья как сирота? Реально ли будет добиться через суд положительного решения?

Ответы юристов (1)

Алена! В соответствии с изменениями в Законодательстве, в настоящее время Вы имеете право встать на очередь на получения жилья и быть включенной в список, нуждающихся в получении жилья в органах опеки. Обращаться для этого в суд совершенно не обязательно, только в случае отказа.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Новый порядок обеспечения жильём детей-сирот

В статье раскрываются основные положения порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, который реализуется с 1 января 2013 года.

Обновление от 11.02.2016: здесь размещен дополнительный материал по вопросу о судебной защите прав сирот после 23 лет.

Обеспечение детей-сирот жилым помещением

Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сироты, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Обеспечение указанных лиц жильём является одной из гарантий социальной поддержки.

К указанным лицам относятся (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Попечение отсутствует, если родители:

  • отсутствуют или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах,
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
  • признаны безвестно отсутствующими,
  • объявлены умершими,
  • признаны недееспособными (ограниченно недееспособными),
  • находятся в лечебных учреждениях,
  • отбывают наказание в виде лишения свободы,
  • находятся в следственных изоляторах,
  • в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Кроме того, на указанную поддержку имеют право лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Изменения в законодательстве

Напомним, что ранее эта категория граждан имела право на внеочередное предоставление жилья при окончании образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, возвращении из учреждений исполнения наказаний, завершении службы в армии, оставлении приёмной семьи, детского дома, прекращении опеки и попечительства (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса).

В целях совершенствования законодательства порядок обеспечения жильём был изменён. Теперь дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее в тексте используется «сироты») не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следует пояснить, что ранее сирота получал жилье по договору социального найма, мог сразу же приватизировать это жилье, приобретая таким образом право собственности. В дальнейшем из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты лишались этого собственного жилого помещения в силу различных причин (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). Сироты опять становились нуждающимися в жилых помещениях. Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным.

Можно предположить, что данная проблема стала одной из основных причин разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5). Законопроект был принят в 2012 году – Федеральный закон от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Им, в частности, были внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исключен пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с этими изменениями жилые помещения теперь предоставляются не по договору социального найма, а по договору специализированного найма на срок 5 лет, что исключает возможность приватизации в указанный период, а также обмен этого жилого помещения или сдачу в поднаём.

Кому может быть предоставлено жилое помещение

Право на получение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (кто к ним относится – см. выше), а также лица в возрасте 23 лет и старше, если они не были обеспечены жильём ранее. При этом указанные лица не должны являться нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения либо, при наличии у них прав на жилое помещение, должны не иметь возможности реализовать данное право.

Действия, необходимые для получения жилого помещения

В соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ предоставление жилых помещений осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Однако в Архангельской области эти полномочия переданы на местный уровень (статьи 45 и 46 областного закона от 20.09.2005 № 84-5-ОЗ).

Органы опеки и попечительства по месту выявления или жительства формируют списки лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, ведут учётные дела (статья 19 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ).

То есть сначала вам необходимо выяснить, включены ли вы в список. Сводный список сирот ведёт Министерство образования и науки Архангельской области (подпункт 37 пункта 8 Положения, утв. постановлением Правительства Архангельской области от 27.03.2012 № 120-пп). Также местные списки и учётные дела имеются в органе опеки и попечительства муниципального образования, где проживает сирота.

Для этого следует обратиться с запросом в Минобрнауки области или в орган опеки и попечительства по месту жительства.

Обращаем внимание, что теперь в список включаются сироты, достигшие 14 лет, т.е. достижение возраста уже является основанием для включения. Если же вам больше 18 лет, то включить вас в список могут на основании заявления. С таким заявлением следует обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства. К заявлению нужно приложить следующие документы:

  • копию свидетельства о рождении;
  • копию паспорта гражданина Российской Федерации;
  • копии документов, подтверждающих отсутствие родительского попечения. Такими документами могут быть, например, решение суда о лишении родительских прав, свидетельство о смерти родителей, постановление об установлении опеки или попечительства, об устройстве в приёмную семью, решение суда о признании недееспособным родителя или справка из учреждения, где находится родитель и т.д.

Если у вас есть жилое помещение, но вы не можете в нем проживать, также нужно приложить документы, подтверждающие такую невозможность, например:

  • копию решения суда о лишении родительских прав и об отказе в принудительном обмене жилого помещения,
  • заключение межведомственной комиссии о невозможности совместного проживания,
  • заключение медицинской организации о наличии у лиц, проживающих совместно с сиротой тяжёлой формы хронических заболеваний,
  • заключение комиссии о несоответствии жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам,
  • технический (кадастровый) паспорт жилого помещения, либо свидетельство о государственной регистрации, либо справку органа (организации) по государственному техническому учёту и (или) технической инвентаризации, содержащую информацию о площади жилого помещения; справку о составе семьи, копию лицевого счета или выписки из домовой книги, содержащей информацию о количестве человек, проживающих в жилом помещении.

Орган опеки и попечительства принимает решение по заявлению в течение 10 календарных дней, если требуется подтверждение обстоятельств невозможности проживания, то в течение 40 календарных дней.

В каких случаях может быть установлен факт невозможности проживания в имеющемся (ранее занимаемом) жилом помещении

Вселение в жилое помещение признается невозможным, если (ст. 16 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ):

  • в жилом помещении проживают родители, лишенные родительских прав (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
  • в жилом помещении проживают лица, страдающие тяжёлой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
  • жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам;
  • общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее нормы предоставления площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдёт в результате вселения в данное жилое помещение сирот;
  • наличие у сирот тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно.

При наличии одного или нескольких перечисленных обстоятельств нужно обратиться в орган опеки и попечительства по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения с заявлением об установлении факта невозможности проживания в таком жилом помещении.

Документы, подтверждающие обстоятельства, орган запрашивает самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия.

Орган опеки и попечительства рассматривает заявление в течение 30 календарных дней со дня обращения и выносит мотивированное заключение о наличии (отсутствии) обстоятельств, препятствующих проживанию сирот в ранее занимаемом жилом помещении, и о необходимости предоставления им другого жилого помещения.

Заключение доводится до сведения заявителя под расписку или направляется заказным письмом в течение 5 календарных дней со дня его принятия.

Если жилое помещение было признано непригодным, ветхим до достижения сиротой 23 лет, то имеется право на предоставление другого жилья как сирота. Если же после достижения 23 лет, то вы не можете претендовать на жилое помещение как сирота (п. 4 ст. 16 областного закона от 17.12.2012 № 591-36-ОЗ). Жилое помещение предоставляется в таком случае по договору социального найма во внеочередном порядке по общим основаниям обеспечения жилыми помещениями в результате признания имеющихся помещений непригодными для проживания. Рассматриваемый здесь порядок на такие случаи не распространяется.

Когда предоставляется жилое помещение

Жилое помещение предоставляется однократно:

  • до 18 лет в случае приобретении полной дееспособности;
  • по достижении 18 лет;
  • по окончании срока пребывания в учреждении, иных местах.

Если вам уже исполнилось 18 лет и вы находитесь в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, либо служите в армии, либо отбываете наказание в исправительных учреждениях, то жилое помещении предоставляется по окончании срока по вашему письменному заявлению. Форма заявления утверждается постановлением Минобрнауки области.

Местность, в которой может быть предоставлено жилое помещение

Жилое помещение предоставляется в границах территории соответствующего муниципального района или городского округа Архангельской области по месту жительства (пункт 4 статьи 13 областного закона — с 25.02.2015).

Ранее областной закон предусматривал возможность выбора (по месту жительства; первичного выявления на территории Архангельской области (поступление информации о сироте в орган опеки и попечительства); нахождения образовательного учреждения, учреждения социального обслуживания населения или иного учреждения на территории Архангельской области; трудоустройства; жительства лиц, у которых сироты находились под опекой (попечительством), или по месту нахождения в приёмных семьях; нахождения ранее занимаемого жилого помещения при наличии обстоятельств, препятствующих вселению сирот в ранее занимаемые жилые помещения.

Требования к жилому помещению

Может быть предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, предоставление иных видов жилых помещений не допускается.

Жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населённого пункта, т.е. уровень благоустроенности жилого помещения не должен быть ниже, чем уровень благоустроенности жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в этом населённом пункте (городе, посёлке, деревне).

Общая площадь должна быть не менее нормы предоставления площади жилого помещения по договорам социального найма, установленной органами местного самоуправления;

Жилое помещение должно соответствовать требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, санитарным, техническим и иным требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, предоставляемым гражданам для постоянного проживания.

Жилое помещение, предоставляемое в виде отдельной квартиры, не должно располагаться в цокольном, полуподвальном этаже, а также в многоквартирном или жилом доме, находящемся в аварийном либо ветхом состоянии.

Жилое помещение, предоставляемое в виде жилого дома, не должно находиться в аварийном либо ветхом состоянии.

Оговорка о характере информации, содержащейся в настоящей статье

Информация, предоставленная в настоящей статье, не является юридической консультацией и может оказаться неприменимой в конкретной ситуации. Для получения квалифицированной платной или бесплатной юридической помощи Вам следует обратиться к юристу (адвокату), специализирующемуся в соответствующих вопросах с предоставлением необходимых документов по делу.

Статья подготовлена на основе анализа нормативных правовых актов, действующих на территории Архангельской области, и сложившейся в нашей области правоприменительной практики по состоянию на 1 апреля 2013 года (проверка актуальности — 24.06.2016). В других регионах реализация указанных положений федерального законодательства может отличаться, в зависимости от распределения полномочий между органами власти различных уровней и иных факторов.

Обновление от 05.01.2014. При разрешении этой категории дел следует также учитывать рекомендации, содержащиеся в обзоре судебной практики, подготовленном Верховным Судом Российской Федерации. См. на нашем сайте.

Жилье сиротам после 23 лет

Телефонная консультация 8 800 505-92-65

27 ответов от юристов и адвокатов

Признание право на жилье за сиротой после 23 лет

Продолжаю свою серию публикаций на тему: «Записки практикующего адвоката» сегодня расскажу о том, как мы с одной из моих не верящих в судебную власть клиенток изменили судебную практику по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с .

Продолжаю свою серию публикаций на тему: «Записки практикующего адвоката» сегодня расскажу о том, как мы с одной из моих не верящих в судебную власть клиенток изменили судебную практику по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Система обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с 2013 года стала более понятна обывателям. Так сейчас лицо включенное в список лиц подлежащих обсечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда предназначенного для проживания детей-сирот может рассчитывать на получение жилого помещения. Другой момент когда? Но об этом я расскажу в следующей публикации.

Итак, на момент обращения ко мне клиентке было 40 лет, то есть возраст когда она могла по закону обратиться за включением ее в этот «волшебный» список прошел (до 23 лет). Но желание получить жилье и попытать счастье в суде слава богу у нее после первого отказа не отпало. С этим, выпиской из протокола заседания жилищной комиссии с отказом в обеспечении жилым помещение она ко мне пришла.

И мы пошли в суд с исковым заявление о признании за ней права на обеспечение жилым помещение и обязании включения в список. Однако суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал, обосновав отказ достижением 23 летнего возраста на момент обращения в комиссию. Надо отметить, что клиентка долго проживала в психоневрологическом интернате и социальные работники не задумывались помочь ей составить обращение на предоставления жилья до 23 лет. Больше возможности получить информацию о реализации своего права она не могла ни откуда. Обосновав апелляционную жалобу данными доводами мы пошли в Псковский областной суд, и о чудо!, наши доводы были услышаны и жалоба удовлетворена в полном объеме.

Кстати, решение состоялось в апреле 2017 года, но данной судебной практикой мне удалось положительно воспользоваться уже несколько раз.

Вывод хочется сделать такой, никогда не теряйте надежны на лучший исход.

Положено ли жилье сироте после 30 лет

Здравствуйте. После смерти мамы, над нами взяла опеку бабушка. Нас осталось четверо. Жилье выделили 57 квадратных метров, т.к. мы были не совершеннолетние жилье оформили на бабушку, социальные работники нас не просветили о том что нам нужно встать на учет на получение квартиры. Бабушка забрала все документы и уехала жить к дочери, сказав при этом это не ваша квартира а моя. Мне уже 36 лет, другим 31,38, 34 года. Есть ли у кого то из нас получить дополнительное жилье?

Ответы юристов (1)

После смерти мамы, над нами взяла опеку бабушка. Нас осталось четверо. Жилье выделили 57 квадратных метров, т.к. мы были не совершеннолетние жилье оформили на бабушку, социальные работники нас не просветили о том что нам нужно встать на учет на получение квартиры. Бабушка забрала все документы и уехала жить к дочери, сказав при этом это не ваша квартира а моя. Мне уже 36 лет, другим 31,38, 34 года. Есть ли у кого то из нас получить дополнительное жилье?

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N
159-ФЗ
«О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям,
оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а
также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются
нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи
нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками
жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых
помещениях признается невозможным,органом исполнительной власти субъекта
Российской Федерации
, на территории которого находится место жительства
указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта
Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые
помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма
специализированных жилых помещений.

Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего
пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими
полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по
достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего
пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по
окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях
социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных
учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения
профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по
призыву
При этом, специально закреплено, чтоправо на обеспечение жилыми
помещениями
по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей,
сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического
обеспечения их жилыми помещениями.

Таким образом, если Вы не получали жильё как дети сироты, то можете обратиться в администрацию по данному вопросу.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Смотрите еще:

  • Банк втб 24 официальный сайт вклады проценты Вклады ВТБ 24 для физических лиц - виды, условия 2018 года Вклады ВТБ 24 для физических лиц в 2018 году на сегодня Накопительный счёт Условия начисления процентов по программе «Накопительный счёт» Процентные ставки по […]
  • Тк рф ст641 Приказ Федеральной таможенной службы от 6 сентября 2010 г. № 1640 “О сертификатах Кимберлийского процесса и сертификатах вывоза необработанных природных алмазов” В целях реализации положений постановлений Правительства […]
  • Фз 184 ст 8 Федеральный закон «О Техническом регулировании» 2018 года (N 184-ФЗ (редакция 2018)) Федеральный закон «О Техническом регулировании» - N 184-ФЗ - контролирует процессы и отношения, появляющиеся в ходе разработки, […]
  • Право на достоинство личности ограничение Статья 56 Конституции РФ 1. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные […]
  • Мировой суд торопецкого района Обращения граждан Вы имеете право обратиться в судебный участок с запросом (предложение, заявление, жалоба), который будет зарегистрирован и рассмотрен в соответствии с порядком, установленным законодательством […]
  • Ст 195 упк Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы Статья 195. Порядок назначения судебной экспертизы См. комментарии к статье 195 УПК РФ О конституционно-правовом смысле положений части 1 статьи 195 настоящего Кодекса […]