Предоставление жилья детям-сиротам в 2014 году

Предоставление жилья детям-сиротам в 2018 году

Государство обязано предоставлять своим гражданам социальные гарантии. Это основная цель его создания и существования. В первую очередь данное обстоятельство проявляется, когда речь идет о самых незащищенных. А в их число входят дети, в силу различных обстоятельств оставшиеся без заботы родителей.

Одной из самых сложных проблем для молодых граждан этой категории является обретение собственного жилья. Будут ли выделяться квартиры для сирот в 2018 году, как получить ее молодому человеку данной категории, об этом далее.

Определение сироты

Люди попадают в разные ситуации. Поэтому дадим определение понятию сирота так, как оно трактуется действующим законодательством. Под такую категорию подпадают маленькие граждане, не отпраздновавшие 18-летия, у которых физические родители:

  • ушли из жизни;
  • лишены судебным решением права заботиться о потомках;
  • утратили дееспособность;
  • наказаны за преступление и находятся в тюрьме;
  • имеют недуг, не позволяющих выполнять обязанности в отношении деток;
  • признаны безвестно отсутствующими, то есть правоохранительные органы ведут их розыск.

Ребенку присваивается официальный статус:

  • сироты;
  • дитя, лишенного родительского попечения.

Этой работой занимаются государственные органы опеки местной администрации. Только после признания статуса и получения соответствующего документа маленький гражданин большой страны может рассчитывать на господдержку, в том числе и на жилье детям-сиротам.

Важно: для присвоения категории имеет значение два обстоятельства:

  • невозможность получать заботу и материальную поддержку от родителей по указанным причинам (или другим — решается в индивидуальном порядке);
  • недостижение предельного возраста (18 лет).

Основные законы и необходимость изменения в них

Акты законодательства, на которые опираются специалисты при решении вопроса, таковы:

Ранее правила обеспечения сирот и приравненных квадратными метрами выглядели так:

  • их не ставили в очередь, а сразу давали те помещения, что имелись у муниципалитета;
  • особого разбирательства по поводу прав не проводилось;
  • если до 23-летия сирота жилыми метрами не обеспечивался, его снимают с учета;
  • оформлялась жилплощадь в порядке социального найма.

В ходе разбирательства разных ситуаций было выяснено, что подобные правила открывают возможности для махинаций. В частности, молодые люди, получившие «дармовую» жилплощадь:

  • продавали ее, прельстившись чем-то менее ценным, но на настоящий момент желанным;
  • передавали мошенникам под влиянием их давления.

Скачать для просмотра и печати:

Важно: изменения, принятые в 2014 году, пресекли вероятность мошенничества в отношении квартир молодых людей — сирот.

Кому положено жилье от государства

По действующим в 2018 году нормам законодательства жилыми метрами сирот и граждан, лишенных родительской заботы, обеспечивают муниципалитеты. Квартиры им положено выдавать из социального фонда, если он имеется.

Важно: жилплощадь сироте могут заменить сертификатом на целевые средства. Потратить их разрешено только на приобретение жилья.

Сам механизм обеспечения домами граждан данной категории претерпел серьезные изменения. Коснулись они практически всех аспектов вопроса, кроме главного — получателя госпомощи.

Ограничения по возрасту

В 2018 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

  • имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;
  • возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;
  • этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

  • квартиры;
  • дома;
  • сертификата на их покупку.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Имущественные критерии

Следующий пробел, исправленный законодателем, связан с имущественным правом. На дату принятия указанного акта (1996 год) этот институт в Российской Федерации еще не был развит, потому его не учли в старой редакции закона. Теперь же брешь для мошенничества исправлена. Прежде чем выдать сироте жилье, тщательно проверяются его иные имущественные права.

Скачать для просмотра и печати:

Так, госорган, занимающийся решением данного вопроса, обязан проверить:

  • имеется ли у соискателя либо других родственников, с которыми он проживает, квартира (дом), переданная по договору найма;
  • есть ли в его собственности жилые помещения либо их доли;
  • владеют ли какими-либо квартирами или домами члены его семейства;
  • в каких условиях ныне проживает соискатель с семейством.

Важно: если у претендента уже есть какое-либо жилое помещение, то это еще не означает, что его не поставят на очередь. Квартира должна соответствовать:

  • нормативам площади, установленным в регионе;
  • санитарным условиям, указанным в ЖК .

Ограничения, связанные с имеющимся жильем

В некоторых ситуациях сирота просто не может воспользоваться той площадью, на которую имеет право. Это тоже учтено в законодательстве. Так, было введено понятие «невозможности проживания на нынешнем месте». Связано оно с выявлений обстоятельств, вредящих сироте, ущемляющих его права.

К таковым обстоятельствам относятся следующие:

  1. Проживание претендента на господдержку в одной квартире с лицом, пораженным тяжким недугом. Этот человек нуждается в постоянной заботе, не может самостоятельно себя обеспечивать, кроме того, неизлечим.
  2. Если сироте приходится делить квадратные метры с родителями, лишенными своих прав в его отношении.
  3. Данная жилплощадь по закону признана непригодной для целевого использования (идет под снос, к примеру).
  4. Квартира не соответствует санитарным требованиям (ЖК РФ).
  5. Доля в жилом помещении или все оно полностью имеет площадь ниже, чем норматив, принятый в данном регионе на одного человека.

Важно: каждое из перечисленных обстоятельств доказывается документально. Просто заявить о нем недостаточно. Нужно при написании заявления еще и бумаги приложить.

Как реализуется предоставление жилья на практике

Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

  • достижения ими 18-летия;
  • в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;
  • признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

  1. Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.
  2. Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.
  3. По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

Заявление и документы

В связи с тем, что обеспечение сирот квартирами и иным отдельным жильем входит в компетенцию регионов, они сами разрабатывают порядок работы с этой категорией граждан. В том числе, поручают работу по этому направлению разным департаментам. Как правило, ею занимается орган опеки и попечительства.

В госорган нужно подать заявление. Без инициативы со стороны льготника его проблемы никто решать не станет. В администрацию следует идти с такими бумагами (и копиями):

  • паспорт гражданина РФ (отксерокопировать также страничку с пропиской);
  • справка о составе семьи (оригинал);
  • документ, подтверждающий статус сироты или ребенка, лишенного родительского попечения;
  • документальное подтверждение отсутствия жилья в собственности;
  • свидетельства (при наличии):
    • о браке;
    • о рождении детей;
  • справку с места трудоустройства или прохождения обучения (органов занятости, если человек стоит там на учете).

Выше описан основной пакет. В некоторых регионах могут потребовать дополнительные документы. Это зависит от установленных правил. Кроме того, относительно формы заявления федеральное законодательство ничего не говорит. В принципе, его можно составить на свое усмотрение. Однако регион может разработать собственную форму этого документа. Желательно справиться об этом у специалиста администрации.

Важно: при посещении администрации обязательно иметь при себе все оригиналы бумаг.

С января 2019 г. подавать указанные заявления смогут не только сами сироты, но и их законные представители. Если по истечении 3-х месяцев с момента исполнения ребенку-сироте 14-ти лет последние это не сделают, такое право возникает у органов опеки.

Дополнительные документы

В случае, когда жизненная ситуация гражданина подпадает под один из вышеперечисленных особых критериев, нужно запастись другими документами.

  1. Если приходится жить с родителями, которых лишили прав в отношении сироты, то потребуется решение суда. Этот документ имеется в органе опеки и попечительства того региона, где жило семейство во время судопроизводства.
  2. Если площадь не соответствует санитарной норме или признана нежилой, то справку можно взять в муниципалитете.
  3. О болезни родственника, прописанного в квартире совместно с сиротой, выдает документ больница.
  4. То, что доля имущества слишком мала для проживания, подтверждает документ о собственности. В нем должны быть указаны все владельцы и общая жилая площадь.

Важно: если у гражданина есть несколько обстоятельств, способствующих выделению ему отдельной квартиры, то необходимо подтвердить все.

Об очереди для сирот

Учет всех деток данной категории осуществляется госорганами опеки и попечительства. В том числе, госслужащие тщательно контролируют соблюдение жилищных прав сирот. Тех, кто нуждается в квартирах, по достижении 18-летия ставят в очередь. Она формируется на данных о дате рождения сирот, зарегистрированных соответствующим органом.

Когда молодой человек инициирует выдачу жилья, он попадает в очередь на то место, куда его поставил специалист органа опеки и попечительства. Получит он квартиру сразу после того, как удовлетворят требования граждан, стоящих на учете перед ним.

Важно: изменения в законе отменили внеочередную выдачу сиротам жилплощади. Теперь их требования удовлетворяются в зависимости от возможностей муниципалитетов.

С января 2019 г. порядок учета сирот в жилье изменится. Теперь постановка на учет осуществляется с момента исполнения ребенку-сироте 14-лет. Обязанность по их постановке возлагается на законных представителей. А в случае бездействия последних в течение 3-х месяцев после исполнения подопечному 14-лет — на органы опеки. С 18-ти лет сирота может обратиться с заявлением лично для постановки на учет.

Совет юриста сироте

Молодые люди, воспитывающиеся в интернатах, зачастую не имеют понятия о собственных правах. Другой вариант — не понимают, куда обращаться за их реализацией. А подсказать некому, близких нет.

Алгоритм действий прост.

  1. После 18 дня рождения (в другое время, но как можно ближе к этой дате) следует отправиться в орган опеки и попечительства, где молодой человек стоит на учете. А он находится в регионе, из которого этот маленький гражданин был отправлен в интернат.
  2. Специалисту искомого органа нужно заявить о своих проблемах.

Важно: при этом следует учитывать, что в органах опеки трудятся госслужащие, чьей основной обязанностью является обеспечение выполнения прав деток, которые остались без родительской поддержки, защита их интересов. Они за это получают зарплату.

  1. Данные госслужащие обязаны предпринять все усилия, чтобы помочь заявителю в решении его проблем. То есть, они подскажут:
    • где писать заявление;
    • как его составить;
    • какие бумаги собрать;
    • иное, по ситуации.

Внимание: нужно задавать госслужащим вопросы, касающиеся нюансов ситуации. Они не всегда имеют представление, как обстоят дела на самом деле. Необходимо посвятить этих людей во все тонкости, чтобы получить квалифицированную помощь.

В случае отказа в помощи (продолжение рекомендаций юриста)

Если в органе опеки и попечительства отказываются отвечать на вопросы, то следует понимать: люди не желают выполнять собственные обязанности. Следовательно, на них нужно пожаловаться:

  • руководству (это в местной администрации);
  • вышестоящей организации (министерство соответствующего региона);
  • в прокуратуру.

Важно: в компетенцию органов прокуратуры входит надзор за работой исполнительных властей. Они тщательно следят, чтобы сирот обеспечивали всем, что положено по закону.

Подведем итоги

  1. Государство проводит необходимую работу для обеспечения детей, лишенных родительских забот и поддержки, отдельной жилой площадью. С этой целью в 2014 году внесены изменения соответствующие законодательные акты. Они позволили:
    • усовершенствовать механизм предоставления квартир;
    • защитить молодых людей — сирот от происков мошенников и собственных ошибок.
  2. Правилами предусмотрено обеспечение квадратными метрами сирот и приравненных, заявивших о своих проблемах. Кроме того, на жилплощадь за счет средств бюджета могут рассчитывать только те льготники, у которых нет собственного жилья.
  3. Все дети, нуждающиеся в поддержке, строго учитываются. Для заявления о проблемах им отведены конкретные сроки: с 18 до 23 лет. Пропустившим шанс квартиры не предоставляются.
  4. В очереди сироты стоят до тех пор, пока их право на жилье не реализуется.
  5. Механизм выдачи квартир таков, что владелец — сирота не сможет передать помещения другому лицу ни при каких обстоятельствах.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Изменения в 2018 году

В 2018 г. принят новый закон, существенно изменяющий порядок учета детей-сирот, нуждающихся в жилье.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Разъясняем законодательство

С 2013 года начнет действовать новый порядок предоставления жилья детям-сиротам

Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ внесены изменения в ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которые вступают в силу с 1 января 2013 года.

Закон предусматривает право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Данное право предоставляется указанным лицам при условии, что они не являются нанимателями или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По письменному заявлению жилые помещения предоставляются данным лицам по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, в ранее занимаемых жилых помещениях, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с проживанием в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей, лиц, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, непригодностью жилых помещений для постоянного проживания или их несоответствия установленным санитарным нормам, обеспеченностью общей площадью жилого помещения, менее учетной нормы площади жилого помещения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством субъекта РФ.

Также предусматривается формирование уполномоченным органом исполнительной власти субъектов РФ списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Основанием для исключения данных лиц из списка является предоставление жилых помещений.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения составляет пять лет. В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок.

По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения с лицами указанной категории заключается договор социального найма.

Право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Число обеспеченных жильем детей-сирот в 2015 г. уменьшилось по сравнению с 2014 г. на 1,38 тыс. человек или на 4,8%

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности расходования средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2014-2015 годах и истекшем периоде 2016 года)». Проверка проведена в соответствии с поручением Президента Российской Федерации.

Объекты контрольного мероприятия: Минобрнауки России, Минфин России, Правительство Ростовской области, Правительство Саратовской области, Администрация Приморского края, Администрация Смоленской области; Администрация Кемеровской области.

Проверяемый период: 2014–2015 гг. и истекший период 2016 г.

С докладом выступил аудитор Владимир Катренко.

Как было отмечено на Коллегии, результаты проведенной проверки не позволяют пока говорить о решении в ближайшей перспективе проблемы, связанной с обеспечением жильём детей-сирот.

Согласно полученным в ходе проверки данным, численность детей–сирот, состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, за 2014-2015 гг. выросла на 15,4%, составив на 1 января 2016 г. 229,82 тыс. человек. Численность детей–сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилась на 20,9%, составив на 1 января 2016 г. 140,24 тыс. человек или 61% от общей численности детей–сирот, состоящих на жилищном учете. При этом численность детей–сирот, обеспеченных жилыми помещениями, уменьшилась на 1,38 тыс. человек или на 4,8% (в 2015 г. обеспечено 26,91 тыс. человек, в 2014 г. – 28,29 тыс. человек).

«Мы видим, что темпы обеспечения жилыми помещениями детей–сирот не соответствуют темпам роста численности нуждающихся в обеспечении жильем. В результате задолженность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями не снижается. Анализ ситуации, складывающейся в 2016 году, также не позволяет прогнозировать тенденцию снижения задолженности перед детьми-сиротами. На 1 июля 2016 г. задолженность сложилась в отношении 142,2 тыс. детей-сирот, или 62% от общей численности детей-сирот, включенных в список», — заявил в ходе своего выступления на Коллегии Владимир Катренко.

За 2014-2015 гг. на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями было израсходовано 67,5 млрд рублей, из них 14,7 млрд рублей (21,8%) – средства федерального бюджета, 52,8 млрд рублей (78,2%) – средства региональных бюджетов.

В 2014 г. главным распорядителем средств федерального бюджета на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями был Минфин России, с 2015 г. – им стало Минобрнауки России.

Как было отмечено на Коллегии, при смене главного распорядителя Минфином не были переданы в Минобрнауки сведения о расходовании регионами предоставляемых субсидий. Со стороны Минобрнауки меры для получения этих сведений также не принимались. «Данная ситуация привела к тому, что кассовые расходы за счет субсидии в бюджетном учете за 2015 год были отражены Минобрнауки без учета расходования регионами разрешенных к использованию в 2015 году остатков субсидии 2014 года».

Проверка показала, что перечисление субсидий регионам осуществлялось Минобрнауки позже срока, предусмотренного в заявках. Так, в первом полугодии 2016 г. было перечислено только 1,8 млрд рублей из заявленных 5,3 млрд рублей.

Требуемый уровень финансирования расходных обязательств за счет собственных средств субъекта в 2014 г. не обеспечен в 4 регионах на сумму 170 млн рублей, в 2015 г. – в 1 регионе на сумму 31 млн рублей. По указанным фактам подготовлено уведомление в Минфин о применении бюджетных мер принуждения.

На Коллегии также отмечалось, что расчет субсидии на 2015 год регионам был осуществлен без учета уровня расчетной бюджетной обеспеченности. В результате 38 регионам объем субсидии в 2015 году был завышен, а 47 субъектам – занижен. Общая сумма отклонений составила 18 млн рублей.

Неиспользованные за 2015 год остатки субсидий в объеме около 526 млн рублей в 2016 году возвращены в доход федерального бюджета (в 2014 году регионами было возвращено в федеральный бюджет более 570 млн. рублей). При этом информация о потребности регионов в неиспользованных остатках за 2015 год Минобрнауки направлена в Минфин с нарушением установленного Правительством срока, что явилось причиной отказа Минфина в согласовании их использования. По оценке Счетной палаты, в целом по Российской Федерации потребность регионов в средствах для погашения задолженности по обеспечению жильем детей–сирот составляет более 142 млрд рублей.

Недостатки нормативного регулирования

С 1 января 2013 года обеспечение детей-сирот жилыми помещениями отнесено к полномочиям органов государственной власти регионов. В 62 регионах полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями переданы органам местного самоуправления.

Как было установлено в ходе проверки, контроль за исполнением переданных регионам государственных полномочий на должном уровне не осуществляется. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, не определен. Деятельность регионов по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется в отсутствие установленных единых подходов.

В частности, отсутствуют единые подходы к формированию первичного списка детей–сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на муниципальном уровне и списка детей–сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в целом по региону, в том числе в пределах одного региона. Сроки формирования единых списков не установлены, межведомственное взаимодействие не налажено. Информация о детях–сиротах, включенных в муниципальные списки, представляется органами местного самоуправления в орган исполнительный власти региона, уполномоченный на ведение единого списка и организацию контроля за его формированием, несвоевременно и некачественно. Контроль за формированием списков на должном уровне не осуществляется.

Так, включение детей–сирот в единый список в Приморском крае в 2014-2016 гг. осуществлялось в срок от 4 месяцев до 1 года с момента поступления необходимых документов. Установлен факт отказа в августе 2015 г. ребенку-сироте во включении в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в связи с непредставлением территориальным органом опеки и попечительства документа, подтверждающего изменение фамилии матери. По состоянию на август 2016 г. необходимый документ не представлен, меры по оказанию содействия ребенку в получении данного документа не приняты.

В Ростовской области в 2014–2016 гг. по 32 учетным делам детей–сирот документы, необходимые для их включения в единый список, органами местного самоуправления направлялись в министерство общего и профессионального образования от 3 дней до 11 месяцев позже установленного срока.

Отсутствие взаимодействия между муниципальными образованиями сопряжено с риском возникновения ситуации, при которой дети-сироты, включенные в список в одном муниципальном образовании, а затем переехавшие в другой и вновь обратившиеся в соответствующий орган местного самоуправления, могут получить жилое помещение дважды. В ходе проверки выявлен факт, когда ребенок–сирота в 2015 г. получивший жилое помещение в г. Новокузнецке Кемеровской области, по состоянию на 1 июля 2016 года состоял на жилищном учете в г. Киселевске той же области.

Таким образом, имеющиеся данные о численности детей–сирот, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и, соответственно, об объемах средств бюджетов бюджетной системы для удовлетворения этой потребности, нельзя считать достоверными. Соответственно, оценить эффективность обеспечения жилыми помещениями детей–сирот не представляется возможным.

На Коллегии также обращалось внимание на различие подходов регионов к реализации прав детей–сирот на жилое помещение.

Так, в Ростовской области дети–сироты обеспечиваются жильем детей-сирот исходя из даты включения их в список. В Кемеровской области жилье в первую очередь предоставляется тем детям–сиротам, в отношении которых вынесены решения судов о предоставлении жилых помещений. В Саратовской области жилые помещения предоставляются посредством проведения жеребьевки. При этом жеребьевка проводится в основном среди лиц, имеющих судебные решения.

Проверка также показала, что без судебных решений получить жилое помещение детям–сиротам практически невозможно. «Во всех регионах более 95% жилых помещений предоставляются детям-сиротам по судебным решениям», — отметил аудитор.

По данным ФССП России на 1 июля 2016 года количество неоконченных исполнительных производств, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, составило 21 563 (на 1 января 2014 года – 14 710, на 1 января 2015 года – 16 181, на 1 января 2016 года – 20 400).

За 2014-2015 годы и первое полугодие 2016 года исполнено 22 251 судебное решение (в 2014 году – 8 629 судебных решений, в 2015 году – 9 267 судебных решений, в первом полугодии 2016 года – 4 355 судебных решений).

Нарушения, допущенные регионами при предоставлении жилых помещений для детей-сирот

Проверка показала, что предоставление детям-сиротам жилых помещений осуществляется с многочисленными нарушениями законодательства.

Например, в Смоленской области в нарушение Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду на 209 жилых помещений отсутствовали технические паспорта и заключения об их соответствии предъявляемым требованиям.

В специализированном жилом фонде Смоленской области выявлено 10 квартир, приобретенных в 2013-2016 гг. и до настоящего времени детям-сиротам не предоставленных. Еще 5 приобретенных в 2013 г. жилых помещений не переданы в специализированный жилищный фонд для детей–сирот и, соответственно, не предоставлены детям-сиротам. При этом расходы на приобретение вышеуказанных жилых помещений составили свыше 15 млн рублей.

В Приморском крае сроки включения жилых помещений в состав специализированного жилищного фонда, установленные законодательством региона, были нарушены на один месяц.

Как показала проверка, приоритетным способом формирования специализированного жилищного фонда для детей–сирот в 48 регионах являлось приобретение жилья. При этом половина жилья приобреталось на вторичном рынке. «Учитывая, что средняя стоимость приобретения жилья на первичном рынке в 2015 году составила 51,53 тыс. рублей за кв. метр общей площади, а на вторичном рынке – 56,28 тыс. рублей, по оценке Счетной палаты в экономия от приобретения нового жилья составила бы около 1 млрд рублей», — отметил Владимир Катренко.

По информации 80 регионов за проверяемый период из 69,45 тыс. жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд для детей-сирот, 77 жилых помещений были признаны в дальнейшем непригодными для проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Установлены факты предоставления недостаточно качественных жилых помещений, приобретаемых на вторичном рынке жилья в многоквартирных домах 1948-1972 годов постройки, с высокой степенью износа, требующих ремонта.

Так, в Смоленской области в 6 из 31 осмотренного в ходе проверки жилого помещения требуется ремонт газового отопления, труб водоснабжения, замена лаг в прихожей и на кухне, текущий ремонт санузлов и потолков.

К примеру, в ходе осмотра жилого помещения, приобретенного в Смоленской области, установлено, что в двухквартирном одноэтажном доме деревянной постройки отсутствуют ванная или душевая кабина, мойка на кухне не подключена, входная дверь в жилое помещение, сертификаты или документация на которую отсутствует, выполнена из неустановленного легкого материала, который не обеспечивает защиты квартиры. При этом администрацией Краснинского поселения жилое помещение принято как соответствующее всем требованиям. «Указанный факт, — отметил Владимир Катренко, — свидетельствует о несоблюдении прав ребенка-сироты на обеспечение благоустроенным жилым помещением и неэффективном расходовании бюджетных средств в размере 760,19 тыс. рублей». По данному факту будет направлено обращение в Генеральную прокуратуру.

Зачастую жилые помещения для детей-сирот приобретаются в населенных пунктах со слабо развитой социальной инфраструктурой и проблемами в части обеспечения занятости населения. Так, в Смоленской области жилье для детей-сирот было приобретено в поселке Пронино, в котором объекты социальной инфраструктуры (поликлиники, школы, детские сады, аптеки) отсутствуют.

Как было отмечено на Коллегии, дети-сироты от предлагаемого жилого помещения отказываются крайне редко. Так, за 2014–2016 гг. в Ростовской области зарегистрировано только 9 случаев отказа детей–сирот от предлагаемых жилых помещений по причине неудовлетворенности местностью, на территории которой располагается жилое помещение, в Смоленской области — 15 случаев, в Саратовской области – 7 случаев. При этом следует отметить, что меры по перераспределению этих жилых помещений другим детям–сиротам, состоящим на учете на получение жилья, не принимаются.

Фактический срок ожидания обеспечения жилыми помещениями детей-сирот с момента исполнения ребенку 18 лет в целом по Российской Федерации в среднем составляет 5-7 лет. Однако в ходе проверки установлены случаи, когда ожидание обеспечения жилым помещением составляет более 20 лет. Так, в 2014 г. в Кемеровской области жилым помещением были обеспечены лица из числа детей-сирот 1973 и 1975 года рождения, состоящие на учете с 1994 и 1996 годов.

В ходе проверки также были установлены нарушения при заключении с детьми-сиротами договоров найма жилого помещения.

Например, в Ростовской области и Приморском крае договоры найма, заключаемые с детьми-сиротами, в ряде случаев не соответствовали типовому договору, установленному Правительством, что создавало риски нарушения прав ребенка, например, на регистрацию по месту жительства в предоставленном жилом помещении. В Саратовской области в нарушение Федерального закона № 159-ФЗ 11 договоров с детьми-сиротами были заключены на 4 года вместо 5 лет.

В нарушение Жилищного кодекса в Кемеровской области договоры найма специализированных жилых помещений заключались с детьми–сиротами до возникновения права собственности муниципальных образований на них. В Ростовской области с детьми–сиротами заключены 5 договоров найма на жилые помещения, не включенные в специализированный жилищный фонд.

Коллегия приняла решение направить информационные письма главе государства и в Правительство Российской Федерации, представления — в Минобрнауки России, правительства Ростовской области, Саратовской области и Приморского края, администрации Кемеровской и Смоленской областей, уведомление о применении бюджетных мер принуждения – в Минфин России, обращение – в Генпрокуратуру. Отчет о результатах проверки будет направлен в палаты Федерального Собрания.

Государственные гарантии жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Ключевые факты

За 2014-2015 гг. на обеспечение детей-сирот жилыми помещениями было израсходовано 67,5 млрд рублей, из них 14,7 млрд рублей (21,8%) – средства федерального бюджета, 52,8 млрд рублей (78,2%) – средства региональных бюджетов.

По оценке Счетной палаты, в целом по Российской Федерации потребность регионов в средствах для погашения задолженности по обеспечению жильем детей–сирот составляет более 142 млрд рублей.

Во всех регионах более 95% жилых помещений предоставляются детям-сиротам по судебным решениям. По данным ФССП России на 1 июля 2016 года количество неоконченных исполнительных производств, связанных с предоставлением жилых помещений детям-сиротам, составило 21 563.

По информации 80 регионов за проверяемый период из 69,45 тыс. жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд для детей-сирот, 77 жилых помещений были признаны в дальнейшем непригодными для проживания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обеспечение жильем детей-сирот в крае идет по плану!

По состоянию на 01 января 2016 года в Хабаровском крае включены в список на предоставление жилых помещений государственного жилищного фонда края 3684 человека, относящихся к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа (далее — дети-сироты), в том числе право на предоставление жилых помещений возникло у 2659 детей-сирот, из них по договору социального найма — 419 человек, по договору найма специализированного жилого помещения – 2240 человек.

Губернатором края обеспечение жильем детей-сирот определено как приоритетное направление деятельности органов государственной власти.

Предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, в зависимости от времени принятия на учет и (или) даты вступления в законную силу судебных решений.

Всего предоставлено жилых помещений 1135 детям-сиротам, из них в 2012 году – 110 чел., в 2013 году – 46 чел., 2014 году – 300 человек.

В 2015 году обеспечены жилыми помещениями государственного жилищного фонда края – 526 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты), в том числе во исполнение судебных решений 457 человек. Этот показатель более чем в 1,7 раз превышает данные 2014 года.

Квартиры для детей-сирот предоставляются как в приобретенном на вторичном рынке, так и во вновь построенном.

В Хабаровском крае на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот в 2015 году израсходовано 621,51 млн. рублей, в том числе:

1) средства краевого бюджета в сумме 453,83 млн. рублей;

2) субсидии из средств федерального бюджета в сумме 167,68 млн. рублей.

В 2016 году предусмотрено 795,7 млн. рублей, в том числе:

1) средства краевого бюджета в сумме 614,3 млн. рублей;

2) субсидии из средств федерального бюджета в сумме 181,4 млн. рублей.

Для оптимального решения задачи по обеспечению жильем детей-сирот осуществляется комплексное строительство жилья.

Согласно информации министерства строительства края для безусловного ввода в эксплуатацию в 2016 году не менее 450 квартир для обеспечения детей-сирот министерством строительства края:

1. Осуществляется строительство 324 квартир с вводом в эксплуатацию в 2016 году:

— 23 квартиры в г. Хабаровске по ул. Хорышева – ул. Таймырская;

— 154 квартир в с. Мирное Хабаровского района, квартал «Твердохлебово» I очередь;

— 147 квартир в с. Мирное Хабаровского района, квартал «Твердохлебово» II очередь.

2. Проводится работа по объявлению аукционов на:

— долевое строительство 97 квартир в г. Хабаровске с вводом в эксплуатацию в 4 квартале 2016 года;

— выполнение строительных работ по объекту: «Комплекс жилых домов социального назначения для инвалидов, детей-сирот и семей, имеющих детей-инвалидов, в г. Хабаровске», в котором предусмотрено, в том числе строительство 68 квартир для детей-сирот с вводом в эксплуатацию в 2016 году.

В 2016 году предоставлено 46 квартир. В настоящее время министерством завершается работа по заселению детей-сирот в оставшиеся 4 квартиры в г. Хабаровске по ул. Совхозной, дом 31д.

С 01 января 2014 г ода в крае детям-сиротам предоставляется ежемесячная компенсация расходов за наем (поднаем) жилых помещений до обеспечения их жильем (далее – ежемесячная компенсация).

Ежемесячная компенсация назначается за наем (поднаем) одного отдельного жилого помещения, расположенного на территории Хабаровского края, в размере, установленном договором найма (поднайма) жилого помещения и не превышающем:

1) в городских округах «Город Хабаровск» и «Город Комсомольск-на-Амуре» – 10 000 рублей;

2) в административных центрах муниципальных районов – 5 000 рублей;

3) в других сельских поселениях и населенных пунктах – 2 700 рублей.

В 2015 году ежемесячная компенсация выплачивалась 914 гражданам из числа детей-сирот, общая сумма выплат составила 86,5 млн. рублей.

На 03 февраля 2016 года получателями указанной выплаты являются 706 человек. На 2016 год в краевом бюджете на эти цели предусмотрено 67,2 млн. руб.

Данное мероприятие позволило снизить в крае социальную напряженность среди детей-сирот.

Смотрите еще:

  • Области трудоустройства юристов Трудоустройство выпускников юридических специальностей в 2014 году Поиск работы – это, как известно, задача не из легких, а особенно для выпускников-юристов. Препятствиями на пути к цели многих соискателей являются […]
  • Магазин 4 лапы товар Интернет магазин товаров для животных Мы рады приветствовать Вас в нашем интернет-магазине. Вашему вниманию представлен широкий ассортимент товаров для домашних любимцев. Только у нас вы сможете найти: корма для […]
  • Запрет на выезд за пределы рф мвд В какие страны сотрудникам МВД можно выезжать на отдых? Сотрудникам МВД разрешили выезд за границу в 2018 году в 13 стран. Соответствующее распоряжение подписал Министр внутренних дел РФ Владимир […]
  • Как заполнить извещение о дтп согласие Образец заполнения извещения о ДТП: лицевая и обратная сторона +бланк Извещение о ДТП представляет собой акт, который подтверждает виновность или невиновность участника происшествия. Правильно заполненное извещение о […]
  • Какие документы нужны для сдачи квартиры в аренду для налоговой Какие документы нужны для оформления договора аренды квартиры При снятии квартиры в аренду важно не только прочитать текст договора, но и проверить все документы, связанные с квартирой и арендодателем. Да и самому […]
  • Юрист гражданский образование Юриспруденция: Гражданское право Профиль: Гражданское право Квалификация (степень) – «Бакалавр» Форма и срок обучения: Очно-заочно - 5 лет (для лиц, имеющих среднее общее или среднее профессиональное […]