Полномочия органов внутренних дел статья

Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел

СТ 36 НК РФ.

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми
органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим
Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы
обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в
соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комментарий к Ст. 36 Налогового кодекса

В соответствии с комментируемой статьей органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с последними при проведении выездных налоговых проверок.

Форма и порядок направления такого запроса устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами .
———————————
Приказ Министерства внутренних дел РФ от 30 июня 2009 года N 495, Федеральной налоговой службы РФ от 30 июня 2009 года N ММ-7-2-347 // Российская газета. N 173. 16 сентября 2009 года.

Органы внутренних дел привлекаются для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях :

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.
———————————
Письмо Федеральной налоговой службы РФ от 25 июля 2013 года N АС-4-2/13622 // Официальные документы. 6 — 12 августа 2013 года. N 28.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной, в том числе в повторной выездной проверке, может быть направлен как до начала, так и в процессе проведения проверки .
———————————
Там же.

При рассмотрении данной статьи возникает вопрос о том, может ли быть решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по итогам проведения выездной налоговой проверки основано на документах, полученных органами внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Судебной практикой выработан подход, согласно которому налоговые органы вправе принимать решения о привлечении к налоговой ответственности на основе доказательств, полученных органами внутренних дел .
———————————
Определение ВАС РФ от 23 марта 2012 г. N ВАС-2574/12.

Передача материалов выездной налоговой проверки в органы внутренних дел и приостановление проверки возможны также при неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога в размерах, позволяющих судить о признаках состава преступления. Данная обязанность налоговых органов предусмотрена ст. 32 НК РФ. В связи с этим на практике часто возникает вопрос о разграничении оснований для направления материалов проверки органам внутренних дел и ее приостановлении в порядке ст. 32 НК РФ и в порядке комментируемой статьи.

Судами была высказана позиция, согласно которой передача материалов выездной налоговой проверки органам внутренних дел является основанием для ее приостановления. При этом тот факт, что уголовное дело было возбуждено на основании рапортов сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в налоговой проверке, а не в порядке пункта 3 статьи 32 Кодекса, не влияет на обоснованность приостановления налоговой проверки .
———————————
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 9 июня 2012 г. по делу N А29-8253/2011.

Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комментарии к ст. 36 НК РФ

При применении статьи 36 НК РФ следует учитывать Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (МВД России), утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19.07.2004 N 927, а также Приказ МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений».

Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов

Новая редакция Ст. 36 НК РФ

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комментарий к Статье 36 НК РФ

В структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ есть Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям Министерства внутренних дел РФ, возглавляемая заместителем Министра внутренних дел. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно МВД России, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель Министра внутренних дел РФ — начальник Службы криминальной милиции. Соответствующие подразделения указанной Федеральной службы МВД РФ, ОВД субъектов РФ, ОВД в городах, районах и т.п. (главные управления, управления, отделы и т.п.) ведут борьбу с налоговыми преступлениями.

По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Другой комментарий к Ст. 36 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 36 Кодекса закреплено полномочие органов внутренних дел по запросу налоговых органов участвовать вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Право милиции участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов закреплено также в п. 33 ст. 11 Закона РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ) .

———————————
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 16. Ст. 503; СЗ РФ. 2003. N 27. Ч. 1. Ст. 2700.

Согласно ст. 5 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» органы внутренних дел обязаны оказывать практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей, обеспечивая принятие предусмотренных законом мер по привлечению к ответственности лиц, насильственным образом препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций.

В соответствии с приведенными положениями в целях организации взаимодействия между органами внутренних дел и налоговыми органами по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» утверждена Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок. Указанная Инструкция включает в себя четыре раздела:

раздел I. Общие положения;

раздел II. Подготовка к проведению выездной налоговой проверки;

раздел III. Начало и основные этапы проведения выездной налоговой проверки;

раздел IV. Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки.

Пунктом 1 ст. 37 Кодекса установлено, что причиненные налогоплательщикам при проведении мероприятий, предусмотренных п. 1 комментируемой статьи, убытки возмещаются за счет федерального бюджета в порядке, предусмотренном Кодексом и иными федеральными законами (см. комментарий к ст. 37 Кодекса).

Согласно п. 35, введенному Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, ст. 11 Закона РФ «О милиции» органы внутренних дел имеют право при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Предшественником» вида проверок, предусмотренных п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», являются проводимые ранее (до 1 июля 2003 г.) проверки налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции в соответствии с подп. 5 п. 2 ст. 36 Кодекса в ранее действовавшей редакции. Как указывал Пленум ВАС России в п. 28 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, такие проверки органы налоговой полиции вправе проводить в целях, по основаниям и в порядке, установленном законодательством об оперативно-розыскной деятельности и уголовно-процессуальным законодательством. Такими законодательными актами являются Федеральный закон от 12 августа 1995 г. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и УПК РФ.

Полномочия милиции при проведении проверок, указанных в п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции», сводятся к возможностям осуществления следующих прав:

в соответствии с п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводить такой вид оперативно-розыскных мероприятий, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. При этом следует иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается только на основании судебного решения и только при наличии определенной в той же ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» информации;

в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» производить при проведении оперативно-розыскных мероприятий (в частности, указанного выше обследования) изъятие предметов, материалов и сообщений. Несмотря на то, что в приведенной норме не говорится о возможности изъятия документов, в решении ВС России от 23 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-898 положение о возможности изъятия подлинных документов при проведении проверки налогоплательщика в рамках оперативно-розыскной деятельности признано полностью соответствующим требованиям Закона. В новой редакции п. 8 ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» также закреплено право изъятия органами внутренних дел на основании их постановлений первичных учетных документов (следует обратить внимание, что указанное право в Федеральном законе «О бухгалтерском учете» не распространяется на изъятие регистров бухгалтерского учета);

на основании ч. 5 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» использовать помощь специалистов, обладающих научными, техническими и иными специальными знаниями. Исходя из ст. 1 указанного Закона, в рамках проведения проверки обследование и, соответственно, изъятие при этом документов вправе осуществлять сотрудники оперативных подразделений органов Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям МВД России (ФСЭНП). Однако для проведения проверки необходимы знания в области налогообложения, которыми оперативные сотрудники милиции, как правило, в достаточной степени не обладают. Соответственно, к участию в проверке привлекаются специалисты в области налогообложения — штатные сотрудники ревизионных подразделений органов ФСЭНП. Необходимо иметь в виду, что сотрудники-ревизоры милиции правом самостоятельного проведения оперативно-розыскных мероприятий не обладают;

в соответствии с п. 4 ст. 11 Закона РФ «О милиции» получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы и копии с них;

в соответствии с п. 3 ст. 11 Закона РФ «О милиции» вызывать граждан и должностных лиц по делам и материалам, находящимся в производстве милиции. Там же указано, что подвергаться приводу могут только уклоняющиеся без уважительных причин от явки по вызову граждане и должностные лица и только в случаях и в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

В целях обеспечения законности и обоснованности проводимых сотрудниками милиции в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции» проверок Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. N 177 утверждены:

Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

Перечень должностных лиц органов внутренних дел, уполномоченных выносить постановления о проведении проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

2. Органы внутренних дел, являющиеся правоохранительными органами, не наделены полномочиями по принятию решений в рамках налогового контроля. Соответственно, п. 2 ст. 36 Кодекса установлено, что при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Указанным выше Приказом МВД России и МНС России от 22 января 2004 г. N 76/АС-3-06/37 утверждена Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, для принятия по ним решения.

В соответствии с п. 2 указанной Инструкции при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении организации, орган внутренних дел направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:

в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции» — в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если указанные действия не проводились — в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Налоговым кодексом РФ к полномочиям налоговых органов.

При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, в отношении физического лица, орган внутренних дел согласно п. 2 Инструкции направляет материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения:

в случае проведения органом внутренних дел проверки, ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ «О милиции» либо проверки при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанных с нарушением законодательства о налогах и сборах, в соответствии с п. 35 ст. 11 Закона РФ «О милиции» — в десятидневный срок со дня подписания соответствующего акта проверки, ревизии;

в случае если указанные действия не проводились — в десятидневный срок со дня выявления обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных Кодексом к полномочиям налоговых органов.

Пунктом 5 Инструкции установлено, что не позднее десяти дней с даты поступления материалов, налоговый орган уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о принятом по ним решении:

о назначении выездной налоговой проверки (с указанием планируемого срока начала ее проведения) или о планируемом проведении камеральной налоговой проверки с истребованием дополнительных сведений, получением объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и уплаты налогов, а также проведением других действий по осуществлению налогового контроля в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

об отказе в проведении мероприятий налогового контроля (с указанием оснований данного отказа).

В свою очередь, налоговые органы, являющиеся органами контроля, не наделены правоохранительными полномочиями. Соответственно, п. 3 ст. 32 Кодекса установлено, что налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (см. комментарий к ст. 32 Кодекса).

Статья 36 НК РФ. Полномочия органов внутренних дел, следственных органов (действующая редакция)

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 36 НК РФ

В соответствии с комментируемой статьей органы внутренних дел по запросу налоговых органов участвуют вместе с последними при проведении выездных налоговых проверок.

Форма и порядок направления такого запроса устанавливается подзаконными нормативными правовыми актами.

Органы внутренних дел привлекаются для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки преступлений, предусмотренных статьями Уголовного кодекса Российской Федерации;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной, в том числе в повторной выездной проверке, может быть направлен как до начала, так и в процессе проведения проверки.

При рассмотрении данной статьи возникает вопрос о том, может ли быть решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по итогам проведения выездной налоговой проверки основано на документах, полученных органами внутренних дел в рамках оперативно-розыскных мероприятий. Судебной практикой выработан подход, согласно которому налоговые органы вправе принимать решения о привлечении к налоговой ответственности на основе доказательств, полученных органами внутренних дел.

Передача материалов выездной налоговой проверки в органы внутренних дел и приостановление проверки возможны также при неисполнении налогоплательщиком требования об уплате налога в размерах, позволяющих судить о признаках состава преступления. Данная обязанность налоговых органов предусмотрена ст. 32 НК РФ. В связи с этим на практике часто возникает вопрос о разграничении оснований для направления материалов проверки органам внутренних дел и ее приостановлении в порядке ст. 32 НК РФ и в порядке комментируемой статьи.

Судами была высказана позиция, согласно которой передача материалов выездной налоговой проверки органам внутренних дел является основанием для ее приостановления. При этом тот факт, что уголовное дело было возбуждено на основании рапортов сотрудников органов внутренних дел, принимавших участие в налоговой проверке, а не в порядке пункта 3 статьи 32 Кодекса, не влияет на обоснованность приостановления налоговой проверки.

Закон РБ О военном положении
Статья 29. Полномочия органов внутренних дел Республики Беларусь

Министерство внутренних дел Республики Беларусь при обеспечении военного положения:

представляет Генеральному штабу информацию, необходимую для применения мер по обеспечению военного положения;

осуществляет совместно с Вооруженными Силами подготовку к обороне, принимает участие в создании единой системы управления государством в период военного времени;

планирует мероприятия по усилению охраны общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, организаций, осуществляющих издательскую и полиграфическую деятельность, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды, по обеспечению безопасности объектов, подлежащих государственной охране;

организует интернирование граждан иностранного государства (иностранных государств), совершившего (совершивших) нападение;

определяет форму пропуска, порядок его выдачи и замены, государственные органы, уполномоченные на его выдачу;

обеспечивает с привлечением сил и средств территориальных органов внутренних дел Республики Беларусь ограничение движения транспортных средств;

организует взаимодействие с внутренними войсками Министерства внутренних дел Республики Беларусь, государственными органами, органами военного управления, иными организациями;

определяет порядок временного изъятия у граждан и организаций оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций – временного изъятия также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ, химически опасных веществ, порядок передачи временно изъятых оружия и боеприпасов, взрывчатых веществ, боевой и учебной военной техники подразделениям Вооруженных Сил, другим войскам и воинским формированиям;

планирует и осуществляет дообеспечение органов внутренних дел Республики Беларусь материальными и иными средствами в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

готовит проекты нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь об ограничении или запрете на въезд в Республику Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства, о порядке интернирования граждан иностранного государства (иностранных государств), совершившего (совершивших) нападение;

готовит предложения о привлечении подразделений Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, военизированных организаций к усилению охраны объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды;

осуществляет иные полномочия по обеспечению военного положения в соответствии с законодательными актами.

Территориальные органы внутренних дел Республики Беларусь при обеспечении военного положения:

осуществляют охрану общественного порядка, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, организаций, осуществляющих издательскую и полиграфическую деятельность, объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья граждан и окружающей среды, обеспечивают безопасность объектов, подлежащих государственной охране;

участвуют в оцеплении районов чрезвычайных ситуаций, районов (очагов) поражения, осуществляют патрульно-постовую службу, патрулирование;

ограничивают движение транспортных средств, осуществляют досмотр транспортных средств и провозимых на них вещей, задерживают транспортные средства в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

осуществляют проверку документов, удостоверяющих или подтверждающих личность граждан, пропусков, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей и документов, изъятие документов, предметов и вещей в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами;

осуществляют осмотр жилищ, иных законных владений граждан, помещений и иных объектов организаций;

изымают у граждан и организаций имущество, находящееся в их собственности, необходимое для нужд обороны, в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

осуществляют временное изъятие или арест печатной продукции, содержащей информацию, указанную в абзаце четвертом части четвертой статьи 11 настоящего Закона, изготовление и распространение которой осуществляются в нарушение требований настоящего Закона, радиопередающих устройств;

осуществляют временное изъятие у граждан и организаций оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций – временное изъятие также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ, химически опасных веществ в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства;

осуществляют задержание граждан за нарушение ими законодательства о военном положении, а также граждан, подозреваемых в совершении преступлений, в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами;

обеспечивают размещение, осуществляют охрану граждан иностранного государства (иностранных государств), совершившего (совершивших) нападение, которые интернированы, в соответствии с настоящим Законом;

осуществляют охрану и сопровождение граждан, временно отселяемых с территории, на которой ведутся военные действия, из зоны чрезвычайной ситуации, прогнозируемого очага поражения в безопасные районы;

осуществляют охрану и сопровождение материальных и историко-культурных ценностей, эвакуируемых в безопасные районы, если существует реальная угроза их хищения, уничтожения или повреждения;

ведут учет граждан (граждане, которые достигли 16 лет и не старше: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, способные к выполнению работ по состоянию здоровья), привлеченных к работам оборонного характера, ликвидации последствий применения оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

осуществляют иные полномочия по обеспечению военного положения в соответствии с настоящим Законом и иными законодательными актами.

Налоговый кодекс РФ Статья 36. Полномочия органов внутренних дел

Статья 36 НК РФ:

1. По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

2. При выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных настоящим Кодексом к полномочиям налоговых органов, органы внутренних дел, следственные органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в соответствующий налоговый орган для принятия по ним решения.

Комментарий к статье 36 НК РФ:

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Кроме того, если органы внутренних дел при осуществлении своих полномочий выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме N АС-4-2/[email protected] поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-однодневок, используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда N А41-22718/08, НК РФ не запрещает участие органов внутренних дел в налоговых проверках (совместные проверки) по запросам самих органов внутренних дел, а также не запрещает использовать полученные от таких органов документы, связанные с деятельностью налогоплательщика при проведении налоговых проверок, в том числе документы, полученные органами внутренних дел раньше начала проведения налоговой проверки.

Объяснение, полученное в порядке, установленном Федеральным законом N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», не может служить надлежащим доказательством фактов, указанных в акте проверки и решении налогового органа. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны быть подтверждены мероприятиями налогового контроля в порядке, установленном статьями 90 — 99 НК РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении N 18-О, и с учетом статей 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РФ результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

На это указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда N А41-44551/11.

В Постановлении ФАС Центрального округа N А35-104/2012 суд пришел к выводу о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

Как отметил суд, протокол обследования помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия документов проведен вне рамок выездной налоговой проверки, составлен работником УМВД России по субъекту РФ, который не является должностным лицом налогового органа.

С учетом изложенного суд указал, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 64 и статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

В Постановлении ФАС Московского округа N А41-24972/10 отмечено, что оперуполномоченный УФСИН России по субъекту РФ допрашивал гражданина на основании запроса налогового органа, что не нарушает норму закона.

В Постановлении N Ф09-9203/12 ФАС Уральского округа, оценив объяснения и показания работников, полученные сотрудником органов внутренних дел и сотрудниками налогового органа, признал их допустимыми доказательствами. Объяснения работников, полученные сотрудником органа внутренних дел, включенным в состав проверяющих лиц, получены в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а не в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности.

УСН
ЕНВД
Налоговый учет
Функции налогов
Социальное обеспечение

Назад | | Вверх

Смотрите еще:

  • Все организации в ногинске Справочник «Ногинск» Каталог организаций — 3.284 предприятия Доска объявлений Ногинска Жёлтые страницы Ногинска Печатный справочник. Выпуск № 9/253 подписан в печать 2016-10-07, тираж 35.000 экз., 80 стр., 1100 […]
  • Агромаш-30 тк 122 Трактор АГРОМАШ 30ТК Цена: 710 000 руб. Предназначен для выполнения предпосевной обработки почвы, посева, посадки овощей, ухода за посевами, междурядной обработки овощных культур и садов, уборки сена, работ на фермах, […]
  • Выплата детских пособий на работе Как получить пособия на ребенка График оформления и выплаты детских пособий Пособия для всех семей, имеющих детей При рождении ребенка При усыновлении ребенка Дополнительные виды пособий Семьям […]
  • Субсидия на улучшение жилищных условий в 2014 Справочник Субсидии на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов Принадлежность оказания государственной поддержки Федеральная и […]
  • Земельный закон 93-фз Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого […]
  • Стоимость страховки авто на украину Зеленая карта или ОСАГО? Страховка для тех, кто собрался ехать в Украину на автомобиле. Тема такая, россияне и просто проживающие в России граждане. Многие из вас едут на Украину на автомобиле. К родственникам, домой, […]