Питер брейгель младший деревенский адвокат

Феномен Брейгелей

Выставка «Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза» открылась в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина. В экспозиции представлены 29 живописных работ фламандских художников — представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их последователей.

В главном здании музея выставлены произведения сыновей Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким: Питера Брейгеля Младшего (получившего прозвище Адский) и Яна Брейгеля Старшего (Бархатного), а также его внука Яна Брейгеля Младшего. Труднодоступные для широкого зрителя сокровища частного собрания демонстрируются рядом с работами этих мастеров из постоянной экспозиции ГМИИ.

Значительная часть произведений династии Брейгелей сегодня находится в музейных собраниях. Работы Питера Брейгеля Старшего после его смерти попали в коллекцию чудаковатого императора Священной Римской Империи Рудольфа II, а после различных политических перипетий в середине XVII века оказались в собрании австрийских императоров. Крупнейшим собранием его живописных работ располагает столица Австрии. В России его произведений нет.

Со временем ажиотаж вокруг этой фламандской фамилии поутих, и только в XIX-XX веках состоялось их новое «открытие». Катализатором всплеска интереса коллекционеров к работам и художественному наследию Брейгелей послужила выставка 1934 года в Амстердаме. С этих пор ценители искусства спорят за покупку картин знаменитой семьи на аукционах.

Коллекция Константина Мауергауза сложилась сравнительно недавно, но, по мнению специалистов, включает произведения Брейгелей такого качества и тематического разнообразия, которые делают ее одной из лучших в Голландии. Она собрана путем закупок за рубежом, а главный конкурент Мауергауза в праве обладания полотнами фламандских мастеров — французский бизнесмен Бернар Арно, владелец контрольного пакета компании LVMH, большой почитатель творчества Брейгелей.

Родоначальник династии Питер Брейгель Старший умер в 1569 году сравнительно молодым, не дожив до 45 лет, и обрел славу уже после смерти. Сыновья художника, видя, что спрос на работы мастера растет, а самих живописных произведений немного, решили продолжить дело отца. Они создавали произведения в его манере, при этом каждый сохранял яркую индивидуальность.

Один из сыновей, Питер Брейгель Младший, стал представителем массовой культуры: его многочисленные работы адресованы широкому зрителю. Для них характерны морально-назидательная направленность, внимание к деталям и интерес к обыденным проявлениям человеческой жизни. Художник на холсте описывал жизнь деревенских и городских мастеров, природу своей страны.

В ГМИИ выставлены эталонные «Бобовый король (Король пьет!)», «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)» и «Проповедь Св. Иоанна Крестителя в пустыне», выполненные на дубовых досках.

Другой сын, Ян Брейгель Старший, прозванный Бархатным из-за «бархатной» цветовой гаммы своих работ, наоборот, писал картины для знатоков и ценителей искусства. Это небольшие по размеру, тщательно выписанные произведения. Он считается одним из создателей и самым ярким представителем изысканного стиля миниатюрной живописи. Кроме того, художник знаменит своими детальными изображениями цветов. На выставке в Пушкинском музее представлены его «Большой букет» и «Обезьяний пир (Шалости обезьян)».

Внук основателя династии, Ян Брейгель Младший, продолжил развивать традиции рафинированной «кабинетной» живописи, был соавтором работ многих антверпенских мастеров, в том числе Рубенса. При этом уровень мастерства Яна Брейгеля Младшего так высок, что исследователи зачастую затрудняются разграничить авторство отца и сына. Лучше всего художнику удавались крупные пейзажи. Примером тому служит «Деревенский пейзаж с колодцем», выполненный совместно с Йосом Де Момпером Младшим, представленный в ГМИИ.

В состав выставки также вошли работы Яна Ван Кесселя Старшего («Волк, олень и овечка», «Лев и вепрь», «Медведь и пчелы») и пейзажи Йоса (Иоссе) Де Момпера Младшего, которые стали предтечей европейского пленэра и, в более широком смысле, импрессионизма.

Экспозиция дополняется картинами семейства Брейгелей из собрания ГМИИ, которые поступили в музей в разные годы из московских частных собраний (среди них «Весна. Работа в саду» Питера Брейгеля Младшего и «Крещение Христа» Хендрика ван Балена и Яна Брейгеля Младшего). В состав экспозиции включены небольшая картина круглой формы «Сбор яблок», созданная Яном Брейгелем Младшим, и натюрморт кисти Яна Ван Кесселя Старшего «Цветы в стеклянной бутыли».

Познакомиться с творчеством ярчайших представителей фламандской школы XVII века можно до 28 июня.

Адский и Бархатный

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским. «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)»

Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

Ян Брейгель Старший. «Обезьяний пир (Шалости обезьян)»

Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским. «Деревенский адвокат (Крестьяне у сборщика налогов)»

Фото: пресс-служба ГМИИ им. Пушкина

Ян Брейгель Старший. «Обезьяний пир (Шалости обезьян)»

Журнальный зал

Русский
толстый журнал как эстетический феномен

  • Новые поступления
  • Журналы
    • ЖУРНАЛЬНЫЙ ЗАЛ
    • Арион
    • Вестник Европы
    • Волга
    • Дружба Народов
    • Звезда
    • Знамя
    • Иностранная литература
    • Нева
    • Новая Юность
    • Новый Журнал
    • Новый Мир
    • Октябрь
    • Урал
    • НОН-ФИКШН
    • Вопросы литературы
    • НЛО
    • Неприкосновенный запас
    • НОВОЕ В ЖЗ
    • Homo Legens
    • Prosōdia
    • ©оюз Писателей
    • День и ночь
    • Дети Ра
    • Зеркало
    • Иерусалимский журнал
    • Интерпоэзия
    • Крещатик
    • Новый Берег
    • АРХИВ
    • ВОЛГА-ХХI век
    • Зарубежные записки
    • Континент
    • Критическая Масса
    • Логос
    • Новая Русская Книга
    • Новый ЛИК
    • Отечественные записки
    • Сибирские огни
    • Слово\Word
    • Старое литературное обозрение
    • Студия
    • Уральская новь
  • Проекты
    • Вечера в Клубе ЖЗ
    • Египетские ночи
    • Премия «Поэт»
    • Премия Алданова
    • Премия журнала «Интерпоэзия»
    • Поэтическая премия «Anthologia»
    • Страница Литературной премии И.П.Белкина
    • Страница Литературной премии им. Ю.Казакова
    • Академия русской современной словесности
    • Страница Карабчиевского
    • Страница Татьяны Тихоновой
  • Авторы
  • Выбор читателя
  • О проекте
  • Архив
  • Контакты

Опубликовано в журнале: Звезда 2002, 7

Антреприза «Брейгель»

Письма в редакцию

В XVI веке копирование картин известных художников было хорошо налаженным производством. Многие художники сами делали копии своих работ. Известно, что этим занимался Ханс Мемлинг, Ян ван Эйк — изобретатель масляной живописи, Питер ван дер Вейден и его брат Роже ван дер Вейден. Копии картин были как бы открытками своего времени. И стоили они чуть дороже, чем гравюры. Изготовить копию было легче, чем создавать картину. Но если в XV веке копии делались анонимно, то с XVI века они стали подписными.

Приобрести мастерскую известного художника, где сохранились заготовки картин, рисунки, наброски, гравюры, не говоря уж о подлинниках, считалось большой удачей, потому что давало возможность заниматься копированием и обеспечить свое существование. В середине ХVI века в Антверпене в гильдии художников было зарегистрировано 383 члена. Многие из них жили за счет изготовления копий. Кто покупал эти произведения? Средняя буржуазия для украшения домов.

Много копий изготовлялось для Испании, которая в то время была владычицей Фландрии, а также для церквей, которые потом награждали ими прихожан, совершивших паломничество, или использовали их в качестве индульгенций.

Питер Брейгель Старший был одним из самых знаменитых художников своего времени. Его работы стоили дорого. Его патронами были известные люди. У некоторых коллекционеров были собрания работ Брейгеля. Например, у Рубенса их было 15, у кардинала Гранвелла — 7, у известного фламандского купца Николаса Йонделинка — 16.

Те, кто не мог приобрести подлинники Питера Брейгеля Старшего, довольствовались копиями. Его работы копировали больше, чем работы других художников, даже больше, чем работы Рубенса. И сто лет спустя после смерти художника изготовление копий его работ продолжалось.

Копирование произведений отца стало главным делом для Питера Брейгеля Младшего. Когда Брейгель Старший (Мужицкий) умер в 1569 году, его сыну было 6 лет, так что вряд ли он мог чему-то научиться у своего отца. Тем не менее его мастерская стала главным центром по изготовлению копий работ Брейгеля Мужицкого. За 50 лет их было изготовлено свыше 1500.

Питер Брейгель Младший не стремился обмануть публику и выдать свои собственные работы за работы своего отца. Хотя, конечно, соблазн был. Причина — огромная разница в цене. Если работы отца продавались по 700 гульденов, то за копии можно было получить от 10 до 70 гульденов, то есть в 10 раз меньше. Питер Брейгель подписывал произведения своим именем, идентичным имени отца, и на большинстве из них ставил год изготовления.

Центром внимания проходящей сейчас в Брюсселе выставки Антреприза «Брейгель» являются четыре картины, созданные Питером Брейгелем Старшим и повторенные Питером Брейгелем Младшим. Картины отца выставлены в окружении 40 копий. Это «Поклонение волхвов в снегу», «Перепись младенцев в Вифлееме», «Зимний пейзаж с капканом для птиц» и «Деревенский адвокат».

После смерти Питера Брейгеля Старшего в семье остались картоны — заготовки картин, гравюры, наброски отца. С них Брейгель Младший и делал копии. Оригиналы нескольких работ достались Яну Брейгелю, младшему сыну художника, некоторые — вдове. Помимо домов своих родственников, Питер Брейгель Младший мог видеть подлинники отца у антверпенских коллекционеров.

Наверное, знакомство с работами отца объясняет тот факт, почему одни картины Питера Брейгеля Старшего существуют в десятках экземпляров, а у других вообще не находится повторений. Это одно объяснение, второе: некоторые работы были более популярны у публики, другие — менее.

На выставке из существующих 36 копий «Поклонения волхвов в снегу» показано 8. «Перепись младенцев в Вифлееме» дана в 7 копиях из известных 13. К «Зимнему пейзажу с капканом для птиц» из существующих 130 копий приложено 13 копий. «Деревенский адвокат» представлен в 10 копиях из существующих 91.

Копии почти в точности повторяют оригиналы и по размеру, и по цветовой гамме, отличаясь от них разве что в мелких деталях. Картины Брейгелей — небольшие по размеру, но на каждой из них в подробностях запечатлен целый мир. И они имеют магическое свойство — чем дольше на них смотришь, тем труднее оторваться, потому что открываешь для себя все больше и больше.

На трех из представленных работ художник показал деревенскую Фландрию, занесенные снегом дома, замерзшие реки и озера, крестьян в деревянных сабо, спешащих по своим делам. Но если вглядеться пристальнее, можно заметить некоторые отклонения от обычных зимних пейзажей. Главное — всюду солдаты. Это уже создает тревожное настроение. Второе — библейские фигуры сосуществуют с крестьянами, одеты как они, ведут такую же жизнь, как они, и так же не подозревают об опасности.

Художник жил в трудное для Фландрии время. Казни, костры инквизиции, поголовное обнищание жителей — все это изображено в романе Шарля де Костера «Тиль Уленшпигель». В середине ХVI века, к концу царствования Карла Пятого, в стране было казнено 150 000 человек. После прихода к власти его сына Филиппа Второго дела пошли еще хуже. Филипп Второй решил полностью истребить фламандцев. За первые семь лет его правления было казнено 50 000.

Некоторые исследователи стараются в картинах Брейгеля найти объяснение загадке — пытался ли он своим искусством ответить на ситуацию в стране. Солдаты, ощущение опасности — не отображение ли это тяжелой участи Фландрии? Или его эти вопросы не мучили? Художник наслаждался привилегированным положением, дружил с кардиналом Гранвеллом, который был главным инквизитором страны, не замечая казней, обнищания населения, гнета испанского владычества? В это трудно поверить.

Последняя работа, выполненная за несколько месяцев до смерти, которой нет на выставке, называется «Сорока, сидящая на виселице». На переднем плане виселица, на которой сидит птица. И все. Загадочная картина. Художник завещал ее жене и просил сохранить. И несмотря на то, что картина сохранялась в семье, не обнаружено ни одной копии. Не страх ли удерживал Питера Брейгеля Младшего от их изготовления?

В «Поклонении волхвов в снегу» на заднем плане между домами прячутся солдаты, ожидая сигнала начать наступление. Разве может защитить от них хрупкий сарай, в котором укрываются от холода Мария и Младенец?

В «Переписи младенцев в Вифлееме» представлен постоялый двор, перед которым толпится народ, пришедший зарегистрировать новорожденных. И к этому строению пробирается Иосиф, ведущий осла, на котором сидит Мария. В глубине у чего-то горящего, очень напоминающего костер инквизиции, толпятся солдаты. Поблескивают пики.

В «Зимнем пейзаже с капканом для птиц» на переднем плане привлекает внимание капкан с поднятой, как гильотина, задвижкой. Ловушка может в любой миг захлопнуться, а сами пернатые кормятся рядом. На другом берегу пруда, по тонкому льду которого катаются на коньках дети, у занесенного снегом дома изображена фигура Иосифа, седлающего осла (на двух из 13 копий). Картину пронизывает ощущение опасности, угрозы, о которой беспечные участники пейзажа и не подозревают. Эта картина была самой популярной работой Питера Брейгеля Старшего, и потому до наших дней дошло такое большое число ее копий.

На картине «Деревенский адвокат» изображена контора сельского адвоката, крестьяне, толпящиеся в небольшом помещении у стола, заваленного бумагами. За столом адвокат-проныра принимает дань от клиентов живой натурой: куры, яйца, овощи и так далее.

Эта последняя картина вызывает большие подозрения у специалистов. Манера письма указывает на авторство Питера Брейгеля Старшего, но нет никаких сведений, что он когда-либо писал картину на подобный сюжет. Второй пункт — на картине изображен адвокат-пройдоха, а вот физиономия самого адвоката — вылитый портрет Рудольфа Второго Габсбургского. Это уже оскорбление его величества — большое преступление, за которое и в тюрьму недолго загреметь.

Вполне допустимо, что это авторская работа сына и что он скрылся за спиной отца, пытаясь обезопасить себя.

Питер Брейгель Младший был не только копиистом, но и самостоятельным художником. И этот пример вполне может служить доказательством его самобытности. На выставке есть и другие его работы. Копирование не принесло ему богатств, что служит еще одним подтверждением того, что он не пытался продавать свои картины как подлинники отца. В 1597 году у него не было дома, и он запаздывал с платой за наем мастерской. Его «Деревенский адвокат» продавался по 24 гульдена, в то время как работы его брата Яна Брейгеля продавались по 70—600 гульденов. Все-таки в мире всегда ценились оригинальные вещи.

Время шло, не все копиисты подписывали свои работы, а если и подписывали, как Питер Брейгель Младший, то без указания года. Научная атрибуция началась только в ХХ веке, и только тогда научились распознавать работы отца и работы сына.

Смонтированная на выставке мастерская художника, жившего и работавшего в ХVI веке, помогает понять процесс изготовления копий, а лаборатория с научными методами атрибуции картин позволяет познакомиться с достижениями в области исследования живописи. Методы радиографии, рефлектографии, исследование инфракрасными и ультрафиолетовыми лучами, стереоскопия и дендрохронология определяют все на картине — от возраста деревянных панелей до грунта, лака, красок, масла.

В истории искусствоведения приводятся десятки примеров того, как музеи покупали картины Брейгеля, думая, что это Старший, и лишь недавно узнали, что это Младший.

Приведу широко известный случай с двумя «Икарами» Брейгеля Старшего. В брюссельском Музее изобразительных искусств с 1911 года хранится «Падение Икара», одно из самых прославленных произведений художника и одно из главных сокровищ музея. В 1953 году семья брюссельских коллекционеров, Алиса и Давид ван Буунен, приобрели у парижского антиквара Жака Эрбранда «Падение Икара» Брейгеля Старшего. Семья ван Буунен создала в своем брюссельском доме музей. И с этого года началась настоящая война между двумя музеями. Оба музея утверждали, что обладают подлинниками. Специалисты растерялись. Никто не мог доказать, кто прав.

Все разрешилось несколько лет назад, когда появилась дендрохронология. Дендрохронология — новый метод, позволяющий определить год, когда было срублено дерево, из которого изготавливались дубовые панели. Оказалось, что и в том, и в другом случае оба дуба — ибо картины сделаны на дубовых досках — были срублены уже после смерти Питера Брейгеля Старшего. То есть обе картины — копии исчезнувшего подлинника. Но нет никаких сведений, что они выполнены в ателье его сына. И вообще неизвестно, когда они были сделаны и кто копиист.

На экспозиции обе эти картины выставлены рядом, что случилось впервые с 1953 года. Сравнить их интересно. На одной есть и летящий Икар, и упавший. На другой — только упавший. Летящая фигура Икара, освещенная сверкающим солнцем, делает картину слишком красивой. Вариант без Икара летящего сильнее и аскетичнее. В остальном все совпадает.

Выполненные на дубовых досках, подписанные (не все) работы Брейгеля Младшего находятся в самых разных музеях мира, куда давно попали как подлинники отца.

Центральной работой, представленной на экспозиции, является картина «Поражение восставших ангелов» — подлинник Брейгеля Старшего (Мужицкого) на сюжет из Апокалипсиса. К этой трагичной картине, которая хранится в Антверпенском музее, не обнаружено ни одного повторения. Возможно, именно в ней художник выразил свое отношение к религиозным войнам, раздиравшим Фландрию. Клубки тел, отчаяние, напряжение эмоциональное и физическое, яростное движение, гнев Святого Михаила, центральной фигуры, разящей мечом восставших, — все это создает сильный эмоциональный посыл. По сравнению с воинственными ангелами восставшие кажутся маленькими, испуганными. Наказание слишком сурово, несоизмеримо с преступлением. Чтобы выразить переполнявшие его чувства, художник прибегнул к образности своего жившего на полвека раньше соотечественника Иеронима Босха. Восставшие ангелы — фантастические чудища, которые погибают и катятся в преисподнюю.

Всего в мире существует 45 подлинников Питера Брейгеля Старшего. С 1919 года ни одной значительной работы художника на рынок не поступало, и трудно представить, что поступит. Работы сына иногда появляются на художественных аукционах, последний раз это случилось в 1990 году в Нью-Йорке, когда его копия Питера Брейгеля Старшего была продана за 1,5 млн. долларов.

Время шло. Религиозные войны прекратились. В Нидерландах утвердилась протестантская религия. И Брейгели на 200 лет были позабыты.

Сейчас в это трудно поверить. Но впервые ими заинтересовались уже в ХХ веке. В 1935 году в Амстердаме состоялась большая выставка произведений Питера Брейгеля Младшего и его брата Яна Брейгеля. На ней было собрано 400 работ. Вторая огромная выставка состоялась в Брюсселе в 1980 году. Тут уже была представлена вся семья живописцев: отец, два сына, внук Питер Брейгель Бархатный, отец жены Питера Брейгеля Старшего, который был его учителем и тоже известным живописцем.

Нынче слава Брейгелей неоспорима. Работы Питера Брейгеля Старшего бесценны. Нам импонирует его философия, очевидное влияние на него средневековой эстетики и тезиса о быстротечности жизни. Нам интересно расшифровывать символы, которые мастер рассыпал по своим работам. Нас завораживает противопоставление мира живущих и мертвых — занятых своим трудом землепашца, пастуха и рыбака, которые не обращают внимания на торчащие из воды ноги утонувшего Икара в «Падении Икара». Нас пугают опасности, подстерегающие наивных детей, Марию, Иосифа.

Брейгель смог создать в своих загадочных и тревожных живописных работах внутреннее напряжение, которое возбуждает эмоции зрителей. Нам близка скрытая, ненавязчивая религиозность его работ, которую он передал без нравоучений, без сентенций.

Глава 8 Питер Брейгель Младший

Питер Брейгель Младший

Питер Брейгель (Bruegel) Младший – нидерландский живописец, старший сын Питера Брейгеля Старшего; родился в 1564 году в Брюсселе, умер в 1638 году в Антверпене. В возрасте 5 лет потерял отца, в 14 лет – мать. Осиротевшие дети: Питер Брейгель Младший, Ян Брейгель Старший (позднее прозванный Бархатным) и их сестра Мария были приняты на воспитание бабушкой по материнской линии, вдовой художника Питера Кука ван Альста, которая сама также была художницей и дала первые уроки живописи своим внукам. В конце 1570-х семья переселилась в Антверпен, где Питер Брейгель Младший стал учиться живописи у пейзажиста Гиллиса ван Конингсло (1544–1607). Кисти Питера Брейгеля Младшего принадлежат такие картины, как «Несение креста» (1607 год, Частное собрание), «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» (1601 год, Прадо, Мадрид), «Кермесса в день святого Георгия» (1628 год, Частное собрание), «Деревенский адвокат» (1621 год. Музей изящных искусств, Гент), «Поклонение волхвов» (около 1600 года, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Когда умер отец, ему не было еще и пяти лет, поэтому о том, что Питер Брейгель Младший являлся учеником Питера Брейгеля Старшего, говорить, к сожалению, не приходится. Но, безусловно, дух отцовской живописи витал в доме, и молодой живописец не мог не находиться под его влиянием. Кроме того, мать Питера Брейгеля Старшего также была художницей. Поэтому с юных лет мальчик жил в атмосфере искусства, и первые свои творческие годы он посвятил копированию картин отца. Но его собственные работы были настолько талантливы, что здесь можно говорить не просто о копировании, а о совершенно самостоятельном творчестве. Впоследствии он уходит от отцовских сюжетов и начинает искать свои собственные. Все это характеризует уже молодого Брейгеля как мыслящего и самостоятельного мастера.

В наши дни работы Питера Брейгеля Младшего достигли воистину запредельной популярности. Выставленная уже не в первый раз на аукционе Sotheby’s картина «Шествие на Голгофу», написанная художником в 1607 году, была приобретена 5 июля 2006 года за рекордную сумму – 5,1 миллиона английских фунтов. Эта картина до Великой французской революции находилась в епископском дворце в Антверпене, затем (до 1897) в Антверпенском Королевском музее изящных искусств, а позднее перешла в собственность вдовы бельгийского политика Эрнеста Слингенеера (1820–1894) – баронессы Эрнестины де Госвин (1830–1909). Их внуком – бароном Робертом Слингенеером де Госвин она была продана на аукционе Sotheby’s в 1987 году.

Христос на пути на Голгофу

Фрагмент. 1607 год. Частная коллекция

Христос на пути на Голгофу

1607 год. Частная коллекция

Зимний пейзаж с ловушкой для птиц

1601 год. Прадо, Мадрид

У Питера Брейгеля Младшего религиозные сюжеты не так уж редки, но лучше всего ему удавались проникновенные картины крестьянского быта и социальные жанровые сцены. Такие жанровые сцены из повседневной жизни очень характерны для нидерландской живописи XVII века. Художники писали и гуляющих на свадьбах гостей, и менял, сидящих в лавках, и людей, катающихся на коньках. Но у Питера Брейгеля Младшего даже во всех этих жанровых сценах присутствует совершенно дивный фламандский пейзаж. Его «Зимний пейзаж с ловушкой для птиц» прекрасен и радостен по колориту. Здесь присутствует сдержанная голубовато-бежевая гамма, передающая чистоту и пушистость снега. Катающиеся на коньках люди создают идиллическое настроение, их маленькие фигурки похожи на чернеющих на фоне белого снега птиц, собравшихся вокруг ловушки. Питер Брейгель Младший словно говорит нам здесь: «Не забывайте, что вы всего лишь скользите по поверхности, и безмятежное веселье человека так же хрупко, как белый снег на льду».

Еще одной картиной Питера Брейгеля Младшего на народный сюжет является картина «Кермесса в день святого Георгия». Это полотно, написанное в 1628 году, было продано на аукционе Sotheby’s в 2004 году за 3,7 миллиона английских фунтов.

Кермесса (голландское kermesse) – название церковного праздника в честь местного святого покровителя или святого, которому посвящена приходская церковь (т. е. приходский праздник). Изначально кермесса означала богослужение, совершавшееся в годовщину освящения храма. Само голландское слово «kermesse» или «kermis» происходит от сочетания двух голландских слов: «kerk» (церковь) и «mis» (месса). Обычно кермессы представляют собой веселые празднества, сопровождаемые пиршеством, плясками и спортивными состязаниями.

Творчество Питера Брейгеля Младшего, в отличие от произведений его отца, обладает огромной социальной направленностью. В этом плане совершенно уникальна картина, которая называется «Деревенский адвокат». Картина переносит нас в атмосферу начала XVII века, мы видим темное помещение, где собраны люди. На лицах этих людей отражены самые низменные чувства: алчность, страх, заискивание и высокомерие.

Кермесса в день святого Георгия

1628 год. Частная коллекция

Деревенский адвокат

1621 год. Музей изящных искусств, Гент

Сборщик податей стоит, облеченный властью, среди этих людей, и лицо его крайне неприятно. Он сознает, что все людишки, которые здесь собрались, находятся в его власти, и он может сделать с ними все, что угодно. И люди покорно несут ему все, что есть в их домах… С тех пор прошло четыреста лет. Но эта сцена встает перед нами как живая. Мы видим костюмы, быт людей и ощущаем атмосферу той эпохи.

Женщина, взятая в прелюбодеянии

1628 год. Частная коллекция

Еще одна картина социальной направленности – «Женщина, взятая в прелюбодеянии» – написана на евангельский сюжет. Христос склонился над таинственной надписью, которую начертил на земле, но уже готов обличить лицемерие фарисеев и сказать им суровые слова: «Кто из вас без греха, первым брось в нее камень».

В завершение стоит рассказать о картине Питера Брейгеля Младшего «Поклонение волхвов». Хотя из евангельского рассказа ясно, что это событие происходило в Палестине, в городе Вифлееме, Питер Брейгель Младший изображает город, покрытый снегом. Возникает такое ощущение, что Младенец Христос родился в Нидерландах.

Поклонение волхвов

Ок. 1600 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Живописец не раз возвращался к этому сюжету. Картины Питера Брейгеля Младшего «Поклонение волхвов» находятся в Музее Коррер в Венеции и в Народной галерее в Праге.

Сам сюжет разработан Питером Брейгелем Младшим на основе картины своего отца Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов в снегу». Как мы уже говорили, Питер Брейгель Младший часто копировал картины своего отца, иногда немного видоизменяя их. Так, на картине Питера Брейгеля Старшего «Поклонение волхвов в снегу» видно, что идет снег. А в картине Питера Брейгеля Младшего «Поклонение волхвов» снег уже не идет, а лишь лежит на земле и на крышах зданий.

Питер брейгель младший деревенский адвокат

«Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза»

Все фотографии, кроме первой – из интернета.
Выставка «Младшие Брейгели. Картины из собрания Константина Мауергауза» проходила в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина летом 2015 года.. В экспозиции были представлены 29 живописных работ фламандских художников — представителей младшего поколения семьи Брейгелей и их последователей. Сегодня в мире лишь два крупных коллекционера специализируются на работах семьи Брейгелей: Константин Мауергауз и французский бизнесмен Бернар Арно. Данное собрание, представляющее одну из лучших коллекций работ семейства Брейгелей в мире, сформировалось в течение последних лет путем приобретений в авторитетных европейских галереях и на крупнейших аукционах, включая прославленные Sotheby’s и Christie’s. Его отличают сюжетно- тематическое разнообразие, и высокое художественное качество произведений. Среди принадлежащих ныне К.Ю. Мауергаузу произведений есть как хорошо известные специалистам работы (достаточно назвать «“Доброго пастыря” Кронакера»), так и те, что достаточно давно фигурируют на европейском антикварном рынке, но не рассмотрены в искусствоведческой литературе и, по сути, впервые вводятся в научный оборот благодаря данной выставке.

-Мартен ван Клеве (Клеф) Старший Антверпен, 1524 — Антверпен, 1581
Представитель семьи антверпенских художников (ровесник Питера Брейгеля Мужицкого, создавший немало копий его картин) — сын живописца Виллема ван Клеве, старший брат известного пейзажиста Хендрика III ван Клеве, отец и наставник Мартена ван Клеве Младшего. Профессиональное образование получил в мастерской известного антверпенского «романиста» Франса Флориса. Мастер гильдии св. Луки в Антверпене с 1551 года. В этом городе работал почти безвыездно на протяжении трех десятков лет. Возглавлял большую процветавшую художественную мастерскую. Современники оценили талант Мартина: среди них он считался большим мастером писать человеческие фигуры. Наибольшей же известности он достиг в больших жанровых композициях, которые привлекали зрителя своим увлекательным рассказом, массой занимательных деталей, меткими характеристиками и острой наблюдательностью.


Мартен ван Клеве Старший «Избиение младенцев» дерево (дуб) масло

«Избиение младенцев»— это измененная в деталях копия с полотна Питера Брейгеля Старшего, созданная примерно в 1566 году. Брейгель перенес евангельский сюжет в типичную нидерландскую деревню и свел его конфликт к противостоянию между напуганными простолюдинами и военным отрядом. Ван Клеве уменьшил число персонажей и изменил пропорции: из-под его кисти вышли крупные фигуры, вписанные в пейзаж, а не брейгелевские люди-песчинки, затерянные в окружающем мире. Полотно долгое время считалась одной из 14 копий картины, выполненных Питером Брейгелем Младшим.


Мартен Ван Клеве Старший «Возвращение стада» дерево (дуб) масло
«Возвращение стада» – авторская интерпретация ван Клеве темы из брейгелевского цикла «Месяцы».

Питер Брейгель Младший, прозванный Адским Брюссель, 1564 — Антверпен, 1637 /1638
Сын великого нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого), умершего, когда Питеру Младшему было всего пять лет, старший брат Яна Брейгеля Старшего (Бархатного). Профессиональное художественное образование получил под руководством своей бабки, миниатюристки Марии Верхюлст, в Брюсселе, затем обучался у Гиллиса ван Конинкслоо в Антверпене. Работал преимущественно в этом городе, где в 1585 году стал мастером гильдии св. Луки. На протяжении нескольких десятилетий возглавлял мастерскую, в которой не только работали многочисленные ассистенты, но и обучались молодые художники, среди которых было немало выдающихся творческих индивидуальностей — например, прославленный мастер натюрморта Франс СнейдерсДо 1616 года свои картины подписывал Brueghel, после Breughel. Многократно копировал работы своего гениального отца, Питера Брейгеля Старшего, привнося в их интерпретацию много нового и индивидуального; его работы занимательны в деталях, камерны и декоративны. Художник оказал большое влияние на многих мастеров, следовавших в фарватере его творческих достижений.
На выставке было представлено 12 работ Питера Брейгеля Младшего, что по количеству превосходит собрания картин этого мастера в Эрмитаже и ГМИИ им. А.С. Пушкина (5 и 3 соответственно).


Питер Брейгель младший Адский «Проповедь св. Иоанна Крестителя в пустыне» _дерево (дуб) масло

«Проповедь Иоанна Крестителя» с минимальными изменениями воспроизводит знаменитую картину отца художника. Кроме этой реплики было «еще не менее 14 вариантов, исполненных в мастерской Питера Брейгеля Младшего. Во времена Питера Брейгеля Старшего приверженцы кальвинизма, которым было запрещено собираться в городах, устраивали проповеди в чистом поле. Картина Брейгеля отца «Проповедь Иоанна Крестителя» изображает именно такую сцену. В довершение аналогии, святой Иоанн был казнен (как во времена Брейгеля – многие кальвинисты) за то, что распространял еретическое учение, которое в те времена считалось христианство.
Пустыня здесь напоминает типичный ренессансный пейзаж — с извивом реки, рощицей и едва различимой группкой людей на одном берегу, крышами города на другом, и бледным силуэтом горы, увенчанной развалинами замка, вдали… Впереди же, на первом плане, — плотная толпа любопытствующих, пестрое сборище , характерное для такого космополитического торгового города, каким тогда был Антверпен. Возможно – справа, на пригорке Брейгель Мужицкий изобразил себя, а сын повторил этот портрет. В плотной толпе слушателей одинаковых лиц практически нет. Едва ли не каждого Питер Младший наделяет характерной чертой внешности, наряда или выражения лица. На лицах путников, выпивох с красными носами, загорелых крестьян и основательных седобородых горожан, а также благочестивых хозяек художник проявляет широкий диапазон эмоций: от поэтической завороженной рыжей девушки в розовом платье до напряженного запрокинутого лица слепого, которому сосед, видимо, описывает проповедника… В толпе вовсю работают «прорицатели» — значит, вера не так крепка.


Питер Брейгель младший Адский «Крестьянская свадебный танец»_дерево (дуб) масло


Питер Брейгель младший Адский «Посещение крестьянского дома» _дерево (дуб) масло

В картине Питера Брейгеля Младшего «Посещение крестьянского дома» пара богатых горожан приходит к многодетному крестьянскому семейству. Сюда, по всей видимости, отдан на воспитание их незаконнорожденный ребенок.


Питер Брейгель младший Адский »Деревенский адвокат» (Крестьяне у сборщика налогов) дерево (дуб) масло

Известное полотно художника, картина 1618 года «Кабинет деревенского адвоката»– одна из множества копий картины «Уплата десятины», воссоздаваемой Брейгелем Младшим многократно под разными именами. Версии, созданные художником в разное время, отличаются друг от друга цветом одежды помощника юриста с гусиным пером, сосредоточенно склонившегося над бумагой, и крестьянина, стоящего неподалеку от двери. Возможно, что поводом для подобной трактовки названия послужило бурное развитие публичного нотариата в крупных торговых городах Нидерландов в Средние века и Новое время. Первые профессиональные нотариусы появились в Антверпене менее чем за одно столетие до создания картины. С поклоном к сборщику десятины, облаченному в красное (красный цвет считался символом власти) идет крестьянский люд. Внимательно всматриваясь в документ и удерживая кипу бумаг другой рукой, он внимательно выслушивает крестьянина. Контора с трудом вмещает несчетное количество бумаг. На столе чернильница – непременный атрибут нотариуса, вручаемый при вступлении в должность, и песочные часы, хрупкость которых, как и короткий, отмеряемый ими интервал, напоминают о быстротечности времени. Клочки бумаг, разбросанные по полу, корзинка с яйцами, небрежно принимаемая крестьянином из рук женщины, протягивающей ее не глядя, корзина с сожженными документами, мертвая дичь, ветхая, заплатанная одежда крестьян (отдавая последнее, они мнут в руках свои шляпы) , отсутствие фрагментов оконного стекла также напоминают о бренности бытия.


Питер Брейгель младший Адский «Добрый пастырь».дерево (дуб) масло

«Добрый пастырь», начиная с 1920-х гг находился в коллекции Н.К. Рериха, который, по причине мирового экономического кризиса, был вынужден в 1930 г. продать картину музею Принстонского университета. В 1960– 1980-х гг. картина принадлежала бельгийскому барону Кронакеру, по фамилии которого в литературе это полотно нередко именуется «Добрым пастырем Кронакера». Чуть более 30 лет назад, в 1981 году на выставке в Брюсселе картина считалась оригиналом Питера Брейгеля Мужицкого, но по результатам новейших исследований, прежде всего хроно-дендрологическим, удалось установить, что доска, на которой написана картина, была спилена не ранее 1589 года, когда Мужицкого уже давно не было на свете.


Питер Брейгель младший Адский «Семь деяний милосердия» дерево (дуб) масло

На картине изображены семь деяний милосердия, взятых из Матфея 25.
В соответствии с Евангелием католическая церковь перечисляет шесть деяний милосердия: 1. Накормить голодного. 2. Напоить жаждущего. 3. Дать приют страннику. 4. Одеть нагого. 5. Посетить больного. 6. Посетить заключённого в темницу. К ним добавляется из Ветхого Завета 7. Похоронить мёртвого.


Питер Брейгель младший Адский «Крестьянский праздник»_дерево (дуб) масло

Самое большое полотно мастера — «Крестьянский праздник» повторяет популярную в немецкоязычных странах ксилографию нюрнбергского мастера Ганса Зебальда Бехама Вроде бы обычная сценка из жизни фламандской деревни XVI века — отмечают свадьбу. «Здесь мы видим всякие шаржированные сцены потасовок между разными группами людей, здесь хождение по шпагам, но в целом — самые разные сюжеты, которые дают нам представление о картине народной жизни. Такого рода изображения крестьян, которых в ту пору считали детьми природы, с одной стороны — добродушными людьми, такими прямолинейными, а с другой — грубыми и невоспитанными, — своеобразный взгляд горожанина с некоторой долей высокомерия, иронии», — пояснил куратор выставки Владимир Садков.


Питер Брейгель младший Адский «Бобовый король» дерево (дуб) масло

Работа Питера Брейгеля Младшего «Бобовый король (Король пьет!)» (1620) более шестидесяти лет находилась в частном собрании в Барселоне. По старой нидерландской традиции 6 января — день национального праздника «трех волхвов» или «трех королей» — к столу подавали пирог, в который был запечен боб. Боб символизировал путеводную звезду, которая привела волхвов в Вифлеем, чтобы поклониться младенцу Христу. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». На него надевалась бутафорская корона и он выбирал себе «королеву» и назначал «штат придворных» — от министра до шута. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет!». В XVII веке подобные пиры начинались пополудни и затягивались за полночь.


Питер Брейгель младший Адский «Невеста духова дня»_дерево (дуб) масло

«Невеста Духова дня», по-видимому, является самостоятельно разработанной композицией Брейгеля младшего.
В день празднования Святой Новозаветной Троицы христиане, надев свои лучшие костюмы, вспоминали о сошествии Святого Духа на апостолов. Организовывалось шествие, возглавляемое маленькой девочкой в платье невесты и с короной на голове. Дети славили Святую Троицу, переходили от дома к дому и выпрашивали у взрослых гостинцы.


Питер Брейгель Младший Адский «Крестьянская свадьба» дерево(дуб)масло

«Крестьянская свадьба» с минимальными изменениями воспроизводит знаменитую картину отца художника;
Свадьба проходит на гумне крестьянского двора. В XVI веке больших столов не было даже в богатых домах, их делали на время праздника из досок. Крайний справа, одетый в черное мужчина, сидит на перевернутом кверху дном чане, остальные на лавках из необструганных досок. На единственном стуле со спинкой сидит старик, возможно нотариус, приглашенный для заключения брачного договора. На переднем плане два человека подают миски с кашей, в качестве подноса служит снятая с петель дверь. Тот, который слева, является самой большой фигурой на полотне.. На шляпе у него, также как и на инструментах игроков на волынках, привязан пучок лент. Такие ленты обычно использовались в те времена для подвязки штанов, а наличие их на шляпе и инструментах указывало на принадлежность к определенной группе. Молодые люди в то время объединялись в клики по возрастному признаку для совместного времяпровождения. Две связки колосьев висят на граблях, рукоятка которых глубоко воткнута в сложенную в амбаре пшеницу. Зрителю не сразу заметно, что фоном полотна служит необмолоченная пшеница. Картина наполненного до краев амбара в XVI веке значила намного больше, чем в сегодняшнее время. Зерновые служили основой пищи и в виде каши и хлеба были неотъемлемой частью любого крестьянского стола. Понятно, что люди, изображенные на полотне, не будут голодать следующие 12 месяцев. В те времена голод в Европе был обычным делом, урожайные годы чередовались с неурожайными, что приводило к резкому росту цен на зерно и как следствие этого недоеданию, голоду, эпидемиям. Большую часть зерновых молотили в период с сентября по январь. В эти же месяцы обычно играли и свадьбы. Ложка в шляпе у разносчика еды указывает на то, что он беден. После отмены крепостного права количество безземельных крестьян существенно выросло. Они стали сезонными рабочими, помогавшими при сборе урожая, жатве или, как на полотне, работали в качестве прислуги на праздниках. Как правило жили они в хижинах, семьи не имели, поскольку на ее содержание у них не было средств. Они постоянно кочевали с места на место в поисках работы. Поэтому ложка в шляпе и сума через плечо, ремень которой виден на полотне. Круглая ложка сделана из дерева. Овальные появились позже. Универсальным инструментом в ту пору был нож. Даже у ребенка, изображенного на переднем плане, есть нож, висящий на поясе. Господин в черном костюме, вероятно, хозяин двора. Он дворянин, либо богатый горожанин, что сложно определить точнее так как привилегии дворянина носить на боку меч в то время уже не придерживались. Он разговаривает с монахом. В то время эти два сословия были тесно связаны друг с другом. Обычно младшие дети дворян становились священнослужителями, соответственно церковь получала многочисленные земельные наделы и денежные пожертвования. В отличие от невесты, жених на полотне не обозначен столь явно. Вероятно это человек, наполняющий кувшины, место которого свободно в торце стола. Он сидит между двумя мужчинами, а невеста между двумя женщинами. Место, на котором сидит невеста, выделено зеленым сукном и висящим над нею венцом. Невеста производит странное впечатление: полузакрытые глаза, полностью неподвижна, со сцепленными руками. По обычаю, невесте в день свадьбы не положено было что-либо делать. В крестьянской жизни, полной ежедневной изнуряющей работой, ей разрешалось один день побездельничать. Невеста изображена единственной из женщин с непокрытой головой. В последний раз показывает она на людях роскошь своих волос. После замужества она, как и все замужние женщины, будет покрывать голову платком. На голове у нее обруч, так называемый свадебный венок. Его цена была точно определена, также как и сколько гостей должно быть приглашено, сколько блюд должны подавать к столу и сколько должны стоить подарки невесте.


Питер Брейгель младший Адский Из цикла «Нидерландские пословицы_Крестьянин засыпает колодец, когда в нём утонул телёнок»_дерево(дуб)масло

Дурень, засыпающий яму, после того, как в нее свалился теленок – представляет собой целую галараю глупостей – неумений предвидеть и вовремя принять меры.


_Питер Брейгель младший Адский Из цикла «Нидерландские пословицы._У неё в одной руке огонь, в другой вода (она двулична и лжива)»_дерево (дуб) масло

Смотрите еще:

  • Единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь Приложение N 3. Положение о порядке единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и выплаты материальной помощи государственным гражданским служащим Федерального агентства по […]
  • Предварительная преступная деятельность возможна только § 1. Понятие и виды стадий совершения умышленного преступления Предусмотренные в нормах Особенной части УК РФ составы преступлений формулируются как оконченные криминальные деяния. Однако в реальной жизни […]
  • Нужен ли санитарный паспорт на транспортное средство Нужен ли санитарный паспорт на транспортное средство Санпаспорт: как обойтись «малой кровью» «. Вчера ИДПС оштрафовал водителя на 2500 рублей за отсутствие санпаспорта. Правомерны ли действия инспектора и откуда […]
  • Учение римских юристов о естественном праве Учение римских юристов о праве В Древнем Риме занятие правом первоначально было делом коллегии жрецов (понтификов). Юриспруденция освобождается от понтификов. Начало светской юриспруденции, согласно преданию, связано с […]
  • Как выписать рецепт на кетанов Кружок любознательных — Есть вопрос? У нас есть ответ! Никакого нового закона нет, есть вступивший в силу новый приказ министерства здравоохранения о порядке отпуска лекарств аптечными организациями и индивидуальными […]
  • Калдина ст 197 Кнопки кондиционера Toyota Caldina СТ-197 3С-Е в Нерюнгри Заметка к объявлению Toyota Caldina, CT196, CT196V, CT197, CT197V, CT198, CT198V, CT199, CT199V, ET196, ET196V, ST198, ST198V Toyota Carina, AT190, AT191, […]