Новый трудовой кодекс казахстана

Содержание:

Трудовой кодекс РК
Статья 53. Порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя

1. Работодатель при расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 1) и 2) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, обязан письменно уведомить работника о расторжении трудового договора не менее чем за один месяц, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления. С письменного согласия работника расторжение трудового договора может быть произведено до истечения срока уведомления.

Не допускается расторжение трудового договора с работниками до достижения пенсионного возраста, установленного Законом Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», которым осталось менее двух лет, по основаниям, предусмотренным подпунктами 2) и 4) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, без наличия положительного решения комиссии, созданной из равного числа представителей от работодателя и работников.

2. При расторжении трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 3) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, работодатель обязан письменно уведомить работников о расторжении трудового договора за пятнадцать рабочих дней, если в трудовом, коллективном договорах не предусмотрен более длительный срок уведомления. По соглашению сторон срок уведомления может быть заменен выплатой заработной платы, пропорциональной неотработанному сроку. В уведомлении работодатель обязан указать причины, послужившие основанием для расторжения трудового договора.

Расторжение трудового договора по данному основанию возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

1) закрытие структурного подразделения (цеха, участка);

2) отсутствие возможности перевода работника на другую работу;

3) письменное уведомление не менее чем за один месяц представителей работников с указанием причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора (наличие непосредственной связи между экономическими изменениями у работодателя и необходимостью расторжения трудового договора).

3. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 4) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, должно основываться на решении аттестационной комиссии, в составе которой должен участвовать представитель работников, если иное не установлено законами Республики Казахстан.

Порядок, условия и периодичность проведения аттестации работников определяются коллективным договором или актом работодателя.

4. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 5) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, должно основываться на решении экзаменационной комиссии, создаваемой в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

5. Для расторжения трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 6) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья, препятствующего продолжению данной работы, должно быть подтверждено медицинским заключением в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

6. Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным подпунктами 8), 9), 10), 11), 12), 13), 14), 15), 16), 17) и 18) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, производится с соблюдением порядка применения дисциплинарного взыскания, предусмотренного статьей 65, и требований статьи 66 настоящего Кодекса.

7. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 9) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, должно быть подтверждено медицинским заключением.

Решение о направлении работника на медицинское освидетельствование принимается лицом, уполномоченным работодателем. В случае отказа работника от прохождения медицинского освидетельствования составляется соответствующий акт.

8. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 20) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается после представления работником листа временной нетрудоспособности.

9. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 24) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается по достижении работником пенсионного возраста, установленного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», с уведомлением работника после достижения им пенсионного возраста не менее чем за один месяц до даты расторжения трудового договора и выплатой компенсации в размере, определяемом трудовым, коллективным договорами и (или) актом работодателя.

10. Расторжение трудового договора по основанию, предусмотренному подпунктом 25) пункта 1 статьи 52 настоящего Кодекса, допускается при непредоставлении работником информации о причинах отсутствия в течение десяти календарных дней со дня направления работодателем работнику акта об отсутствии письмом с уведомлением.

Сноска. Статья 53 с изменениями, внесенными законами РК от 06.04.2016 № 483-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 16.04.2018 № 147-VІ (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 02.07.2018 № 165-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Новый трудовой кодекс казахстана

В рамках реализации Плана нации – 100 шагов по реализации пяти институциональных реформ, а именно 83 шаг либерализация трудовых отношений, обозначенных Главой государства, министерством разработан новый Трудовой кодекс Республики Казахстан.

К разработке кодекса были привлечены эксперты и руководители республиканских и отраслевых профсоюзов, представители Национальной палаты предпринимателей, ученые в области трудового права, представители Международной организации труда и Всемирного банка.

Концептуальная модель нового Трудового кодекса четко определяет границы государственного вмешательства в сферу трудовых отношений между работодателем и работниками, и с учетом обеспечения баланса интересов сторон, распределяет их роль и ответственность.

Государством установлены минимальные трудовые стандарты, базовые гарантии и компенсации работникам, определены основные права и обязанности, обеспечивается контроль их исполнение со стороны работодателей.

Отношения между работодателем и работниками должны в большей степени строиться на принципах саморегулирования, с усилением потенциала коллективных переговоров и заключаемых между ними соглашений в таких сферах, как найм, кадровое перемещение и увольнение работников, рабочее время, условия и оплата их труда.

Кодексом для работодателей упрощены процедуры найма, кадрового перемещения, увольнения, определения условий и оплаты труда работников. При этом закреплены базовые трудовые гарантии и права работников с возможностью их расширения через заключаемые индивидуальные, коллективные договоры и соглашения, а также инструменты защиты их прав и интересов.

Расширена роль профсоюзов в обеспечении прав и интересов работников, в том числе с учетом возможностей, предусмотренных в недавно принятом законе «О профессиональных союзах».

Таким образом, повышается заинтересованность сторон в заключении коллективных договоров и соглашений.

Данная модель регулирования трудовых отношений соответствует стандартам ОЭСР.

Основными нововведениями являются:

1. Упрощение процедур изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике.

Эта новелла предусматривает создание таких условий, когда работодателю вместо сокращения численности проще вводить режим неполного рабочего времени и временного перевода работников на другую работу.

К примеру, в целях сохранения рабочих мест, установлен срок временного перемещения работников на весь период простоя предприятия (вместо одного месяца). Также предусматривается право работодателя на перевод работника (в случае простоя предприятия) на любые имеющиеся вакансии, работа по которым не противопоказана по состоянию здоровья.

2. Введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации».

По старому Трудовому кодексу сокращение работников производилось по основанию «сокращение численности или штата работников» (подпункт 2 пункта 1 ст. 54 действующего кодекса). При этом работник уведомляется за один месяц без объяснения причин, и при сокращении выплачивается компенсация в размере средней зарплаты за один месяц.

Учитывая, что в нынешних кризисных условиях, существует большая вероятность применения работодателем мер по сокращению работников, вышеуказанное основание выделено отдельно, но при этом расторжение трудового договора возможно при одновременном соблюдении следующих условий:

– закрытие структурного подразделения (цеха, участка);

– отсутствие возможности перевода работника на другую работу;

– письменное уведомление профсоюза не менее чем за один месяц c указанием экономических причин, послуживших основанием для расторжения трудового договора.

При расторжении трудовых отношений по данному основанию работникам выплачивается компенсация в размере двухмесячной заработной платы.

Кроме того, предоставлено работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения. При этом закреплена возможность ежегодного продления трудового договора с работником, достигшим пенсионного возраста и обладающим высоким профессиональным и квалификационным уровнем, с учетом его работоспособности.

3. Предоставлено работодателю право установления испытательного срока любым категориям работников.

Данное нововведение обусловлено тем, что существующий запрет для работодателей на установление испытательного срока для лиц, не достигших 18 лет, инвалидов, выпускников ВУЗов и ТиПО, впервые приступивших к работе, не способствуют трудоустройству граждан, относящихся к данным категориям, так как работодатели, как правило, не принимают их на работу.

4. В вопросах оплаты труда работников в Кодекса предусмотрено положение о том, что работодатель самостоятельно (путем принятия актов работодателя) или по инициативе представителей работников (посредством заключения коллективного договора) решает вопрос выбора формы, системы и размеров заработной платы работников.

Таким образом, предоставлено право работодателям и представителям работников регулировать трудовым и коллективным договорами размеры компенсационных выплат за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также в режиме сверхурочного времени. При этом оплата за работу сверх установленных норм времени не должна быть меньше чем в полуторном размере от основной ставки.

5. Усилена сфера общественного контроля, введя институт технических инспекторов из числа работников, выдвигаемых профсоюзом, и предусмотреть их полномочия в рамках производственных советов по безопасности и охране труда, создаваемых на паритетных началах.

На вышеуказанные советы планируется возложить следующие функции: организация совместных действий работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах, информирование работников об их результатах.

Возглавлять производственные советы на паритетных условиях будут представителями работников и работодателя на ротационной основе с периодичностью 2 года. Решения производственного совета будут обязательны для работодателя.

С введением в действие Кодекса наступил новый виток развития трудовых отношений. И сегодня на всех уровнях проводится серьезная разъяснительная работа для работодателей и работников по разъяснению их прав и обязанностей по отношению к друг другу и обществу, а также необходимо добиться понимания того, что профсоюзы и коллективные договоры должны быть на каждом предприятии.

В целях разъяснения основных изменений, внесенные в новый Трудовой кодекс и исполнение в последующем предприятиями и организациями, управлением по инспекции труда на постоянной основе проводится работа.

Так, за 2016 год госинспекторами труда проведено 120 семинаров и занятий с работодателями и должностными лицами предприятий и организаций, где охват слушателей составил 3354 человека.

Организовано 58 выступлений в печати и по телевидению, в том числе и по разъяснению нового Трудового кодекса Республики Казахстан.

Проведены в учебных комбинатах 10 диалоговых площадок по обсуждению с работодателями актуальных вопросов в сфере трудового законодательства, где охват слушателей составил 139 человек.

В учебно-консультативных центрах, созданных в городах Астана, Кокшетау и Степногорск осуществляющих обучение и проверку знаний по вопросам безопасности и охраны труда, в течение 2016 года прошли обучение и аттестацию 1556 руководителей и специалистов, в том числе были проведены выездные обучения в Сандыктауском, Ерейментауском, Астраханском, Егиндыкольском, Целиноградском, Атбасарском, Жаксынском, Есильском, Бурабайском районах.

Принимаемые ГИТ меры, направлены прежде всего, на пресечение нарушений трудовых прав работников, улучшению условии и охраны труда на предприятиях и организациях области, в том числе своевременной выплате заработной платы.

На постоянной основе, совместно, с органами прокуратуры и другими государственными органами ведется мониторинг ситуации в сфере труда, а также работа по погашению выявленной задолженности по заработной плате.

В этих целях за 2016 года проверено 551 предприятий и организаций области. В том числе осуществлено 15 выборочных проверок и 536 внеплановых.

В ходе проверок выявлено 608 нарушений, в том числе по трудовым отношениям 447, по безопасности и охране труда 156, по занятости населения 5.

По результатам проверок работодателям выдано 357 предписаний с указанием сроков исполнения, в том числе по трудовым отношениям 272, по безопасности и охране труда 82, по занятости населения 3.

В 2017 году проверено 168 предприятий и организаций области по соблюдению работодателями требований трудового законодательства, выявлено 183 нарушений, в том числе по трудовым отношениям 151, по безопасности и охране труда 32.

Выдано 103 предписаний с указанием сроков исполнения, в том числе по трудовым отношениям 88, по безопасности и охране труда 15.

Внедрены международные и национальные стандарты безопасности и охраны труда в 175 предприятиях и организациях области.

Проводится работа по прохождение обучения руководителями и ответственными лицами по вопросам безопасности и охраны труда, а также по проведению предприятиями и организациями аттестации рабочих объектов, это первичные мероприятия, по объективной оценке, состояния безопасности и охраны труда, начала работы по снижению рисков, профилактика несчастных случаев, травматизма и профзаболеваний.

Так, в 2016 году в 73 предприятиях проведена аттестация производственных объектов по условиям труда.

С начало 2017 года проведена аттестация производственных объектов по условиям труда в 21 предприятиях. В учебно-консультативных центрах обучено 281 руководителей и специалистов.

Проведено 65 семинаров и занятий с работодателями и должностными лицами, охват слушателей составил 1121 человек, 3 диалоговые площадки, где охват слушателей составил 57 человек. Организовано 13 выступлений в печати и по телевидению.

В целях обеспечения соблюдения требований безопасности и охраны труда введены в 465 производственных предприятиях, где число работников более 50 человек освобожденных единиц инженеров по безопасности и охраны труда.

В целях соблюдения требований трудового законодательства, в том числе по своевременной выплате заработной платы в 2016 году рассмотрены 1294 обращений физических и юридических лиц, из них 387 обращений по вопросу не выплаты заработной платы работникам.

В 87 предприятиях и организациях области в ходе проверок выявлена задолженность по заработной плате в общей сумме 303,5 млн. тенге перед 3214-мя работниками.

Общая задолженность по заработной плате с учетом предприятий, находящихся в стадии реабилитации и банкротства составляла 625,6 млн. тенге перед 3931 работниками. В стадии реабилитации и банкротства находились 12 предприятий с общей суммой задолженности по заработной плате 322,1 млн. тенге перед 717 работниками.

На сегодняшний день в результате принятых мер задолженность по заработной плате выявленная в ходе проверок погашена полностью, в предприятиях, находящихся в стадии реабилитации и банкротства сократилась и составляет по 3-м предприятиям в общей сумме – 15,5 млн. тенге перед 185 работниками ( это: ТОО «Шантобе Энерго»-2,9 (107 раб.), ТОО «Енбек-Нан»-2,3 (39 раб.), ТОО «Арка-К»-10,3 (39 раб.).

Задолженность по заработной плате в предприятиях банкротах погашается в соответствии с Законом РК «О реабилитации и банкротстве».

За нарушения трудового законодательства в 2016 году административные меры воздействия применены к 240 должностным и юридическим лицам на общую сумму 27 млн. 264,9 тыс. тенге, из них за несвоевременную выплату заработной платы 87 на сумму 13,4 млн. тенге.

Проведено 3 заседания антикризисного штаба по вопросу имеющейся задолженности по заработной плате, заслушаны 13 предприятий.

А также, подготовлены материалы на 5 заседаний по 8 предприятиям, имевшим задолженность по заработной плате для рассмотрения в рамках трехсторонней комиссии по социальному партнерству и регулированию социально-трудовых отношений.

С начало 2017 года рассмотрено 387 обращений физических и юридических лиц, из которых 101 обращения по вопросу не выплаты заработной платы работникам.

Проведено 2 заседания антикризисного штаба, где были заслушаны 3 предприятия.

За 1 квартал 2017 года в 31 предприятиях и организациях выявлена задолженность по заработной плате в общей сумме 53,2 млн. тенге перед 442 работниками.

По итогам принятых мер задолженность полностью погашена, защищены права 442 работников.

За не выплату заработной платы к 31 юридическим лицам применены меры административного воздействия на общую сумму 4,7 млн. тенге.

Одним из действенных факторов социальной поддержки и гарантий работников является заключение коллективных договоров. Во исполнение общереспубликанской акции «Заключите коллективный договор» продолжается работа с предприятиями и организациями по заключению коллективных договоров.

При проверках среди трудовых коллективов предприятий и организаций, на семинарах, обучающих курсах ведется лекционная разъяснительная работа о целесообразности заключения коллективных договоров, а также по вопросам разработки, подготовки проектов и заключения коллективных договоров. При необходимости представители предприятий и организаций обеспечиваются типовым макетом коллективного договора.

Данная работа проводится в сотрудничестве с представителями профсоюзного центра области, в тесном контакте с акиматами городов и районов области и управлением координации занятости и социальных программ Акмолинской области.

Так, мониторинг показывает, что по состоянию на 1 января 2017 года предприятиями и организациями области было заключено и действовало 5337 коллективных договора, что составляло 72,2 % от общей численности действующих предприятий и организаций области в количестве 7392.

В текущем году за счет увеличение количества действующих предприятий и организаций области на 1099 предприятий, общее количество составило 8491, при этом процент заключенных коллективных договоров составил 64,2 % (5449 кол.дог.). Работа в данном направлении продолжается.

Согласно данным мониторинга социальной напряженности и рисков возникновения трудовых конфликтов в Акмолинской области сохраняется незначительный фон социальной напряженности.

С начала 2017 года социально-трудовых конфликтов по Акмолинской области не зарегистрировано.

В настоящее время государственной инспекцией труда продолжается работа по осуществлению системного, государственного контроля в области трудовых отношений, техники безопасности и охраны труда в предприятиях и организациях области.

Что изменилось с принятием нового Трудового кодекса РК — мнение

С 1 января 2016 года вступил в действие новый Трудовой кодекс Республики Казахстан. Тогда лидеры казахстанских профсоюзных организаций обеспокоились новшествами, которые внесли в новый документ. Они считали, что права наемного рабочего минимизированы, а полномочия работодателя расширены. Корреспондент Tengrinews.kz попытался разобраться в том, что изменилось на рынке труда с принятием Трудового кодекса и какие проблемы возникли при реализации нововведений.

Юристы компании PricewaterhouseCoopers отметили, что принятие нового Трудового кодекса в большей степени повлияло на работодателей, которые должны теперь привести в соответствие кадровую документацию и отразить все новые положения в них. При этом, по их информации, вступление в силу кодекса вызвало также и некоторые дополнительные вопросы как у работодателей, так и у работников.

Во-первых, норма об установлении и выплате заработной платы в национальной валюте. «Можно ли сделать привязку к доллару, или прописывать условия индексации? Данное условие пришлись не по «вкусу» работникам, у кого в трудовом договоре заработная плата была установлена в валюте. В свою очередь, работодатель обязуется привести в соответствие трудовые договора с нормами нового Трудового кодекса», — подчеркнули юристы.

Во-вторых, положение о необходимости заключения трудового договора с главой филиала/представительства. «Ранее норма Трудового кодекса была неоднозначной и толковалась двояко, основным аргументом послужило то, что филиал не является юридическим лицом и трудовой договор с главой филиала/представительства заключала головная компания, зарегистрированная за рубежом. Вставал вопрос применимого права, то есть какое право необходимо применять казахстанское или зарубежное. Теперь вопрос более-менее понятен. Новый Трудовой кодекс определил, что его действие распространяется на работников и работодателей, расположенных на территории Казахстана, в том числе на филиалы и представительства иностранных юридических лиц. Хотя, несомненно, данную статью можно было бы прописать более четко», — подчеркнули собеседники.

В-третьих, норма о необходимости создания согласительных комиссий. «Должны ли они быть созданы, к примеру, в небольших компаниях, которые имеют в штате 3-4 работника? В соответствии с новым Трудовым кодексом, индивидуальные трудовые споры будут рассматриваться последовательно согласительными комиссиями, а по вопросам, не урегулированным, либо при неисполнении решения согласительной комиссии — судами. За счет новых изменений законодатель пытается разгрузить суды от трудовых споров, а также дать возможность сторонам разрешить спор мирным путем», — добавили юристы. В целом специалисты пришли к выводу, что фактически отношения работника и работодателя не претерпели существенных изменений, трудовые договоры и отношения продолжают действовать, но только с учетом новых положений.

По сути, по словам юристов, многие изменения направлены на диалог между работодателем и работником. Другими словами, у работника или его представителя появилась возможность обеспечить себе немало привилегий, если перед заключением трудового или коллективного договора детально обсудить условия трудоустройства с работодателем.

Подтверждает данное мнение экспертов несколько положений в документе. Так, например, ранее Трудовым кодексом была предусмотрена компенсация в размере не менее средней заработной платы за год при расторжении трудового договора без процедуры уведомления работника работодателем. Сейчас же, по их информации, в новом Трудовом кодексе, при таком виде увольнения, предусмотрена компенсация, которая устанавливается соглашением сторон. Поэтому юристы рекомендуют обращать внимание на размер компенсационных выплат и в случае, если компенсация не устраивает работника, он вправе предложить свои условия.

«Более того, новый Трудовой кодекс включил изменения в статью «содержание и структуру коллективного договора» взаимные обязательства работника и работодателя, которые могут быть отражены в коллективном договоре и, при правильном подходе, коллективный договор может существенно улучшить социальный пакет работника», — пояснили эксперты.

Также, в качестве примера, специалисты привели новое основание расторжения трудового договора -«в случае снижения объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшего ухудшение экономического состояния работодателя», которое ранее вызвало особое опасение у работников.

«На практике данное основание неудобно в использовании, работодатель понимает, что это сложный процесс и более того дорогостоящий, так как необходимо произвести компенсацию в размере средней заработной платы за два месяца. Этот пример показывает, что, казалось бы, права работодателя расширены, но реализовать такие права не так просто, как кажется на первый взгляд. Возникает вопрос, будет ли вообще применять данное основание работодатель, и, как следствие, подтвердятся ли утверждения работника на этот счет», — добавили юристы.

По мнению экспертов, несмотря на то, что положения нового Трудового кодекса в какой-то мере ухудшили положение работника, например, сократив компенсации за работу в праздничные и выходные дни, однако стоит рассчитывать, что трудовые отношения будут разворачиваться на базе договорных отношений, где переговорный процесс будет превалировать, за исключением случаев, когда Трудовой кодекс предусматривает конкретные нормы.

Ранее эксперт по трудовому законодательству, в прошлом судья Инесса Куанова заявляла, что работник по новому Трудовому кодексу будет иметь меньше прав и соответственно хуже защищен с юридической стороны. В целом некоторые общественные деятели считали, что права наемного рабочего минимизированы, а полномочия работодателя расширены. Тогда же юристы компании PricewaterhouseCoopers отмечали, что на их взгляд претензии общественности вызваны тем, что новые нормы проекта Трудового кодекса пока не проработаны на практике, для некоторых работодателей будет в новинку применять их, хотя есть положительные моменты их внедрения.

Изменения в Трудовом Кодексе РК, вступившие в силу с 1 января 2017 года

Изменения в Трудовом Кодексе РК 2017, касающиеся лабораторий специализированных организаций, проводящих аттестацию по условиям труда

Изменения коснулись специализированных организаций, проводящих аттестации по условиям труда. Как Вы знаете, производственные объекты подлежат обязательной периодической аттестации по условиям труда, согласно пункту 1 статьи 183 Трудового кодекса РК.

Согласно старой редакции Трудового кодекса РК, аттестацию могли проводить специализированные организации, имеющие в своем составе лаборатории по лабораторным и инструментальным исследованиям факторов производственной среды и условий труда или заключившие договоры с организациями, имеющие такие лаборатории.

В соответствии с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2017 года, аттестацию производственных объектов по условиям труда могут проводить только специализированные организации, имеющие в своем составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством РК.

То есть, организации, не имеющие в своем составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством РК, не имеют право проводить аттестацию производственных объектов по условиям труда.

Подпункт 64, пункт 1, статья 1.

Старая редакция, действовавшая до 31 декабря 2016 года

Подпункт 64, пункт 1, статья 1.

Новая редакция, действующая с 1 января 2017 года

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов — организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своем составе лаборатории по лабораторным и инструментальным исследованиям факторов производственной среды и условий труда или заключившие договоры с организациями, имеющими такие лаборатории.

В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

64) специализированные организации по проведению аттестации производственных объектов — организации, осуществляющие деятельность по проведению аттестации производственных объектов по условиям труда, обладающие квалифицированными кадрами и имеющие в своем составе испытательные лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Изменения в Трудовом Кодексе РК 2017, касающиеся вопросов оформления отношений с иностранцами, прибывшими в Казахстан для самостоятельного трудоустройства

Все остальные изменения, введенные в действие пунктом 2 статьи 204 Трудового Кодекса РК касаются отношений с иностранцами, прибывшими в Казахстан для самостоятельного трудоустройства. Ранее, иностранцам для самостоятельного трудоустройства в РК выдавалось разрешение на трудоустройство в порядке, установленном Правительством РК. С 1 января 2017 года вместо разрешения таким иностранцам будет выдаваться справка о соответствии квалификации иностранца для работы в РК. В связи с этим ряд статей Трудового Кодекса претерпел изменения. А именно:

Ранее подпунктом 4 пункта 1 статьи 26 Трудового Кодекса РК устанавливалось, что не допускается заключение трудового договора с с иностранным работником до получения разрешения на трудоустройство в порядке установленном Правительством Республики Казахстан. С 1 января 2017 года в данном пункте разрешение на трудоустройство заменено на понятие «Справка о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства».

Ранее подпунктом 6, пункта 1, статьи 30 Трудового Кодекса РК устанавливалось, что трудовой договор может быть заключен в пределах срока разрешения на трудоустройство, выданного иностранному работнику. С 1 января 2017 года уточнено, что трудовой договор с иностранными работниками, прибывшими для самостоятельного трудоустройства, может быть заключен на срок в пределах, устанавливаемых законодательством Республики Казахстан.

Ранее подпунктом 1, пункта 1, статьи 57 Трудового Кодекса РК устанавливалось, что трудовой договор подлежит прекращению, по обстоятельствам не зависящим от воли сторон, при отзыве местными исполнительными органами разрешений иностранному работнику на трудоустройство. С 1 января 2017 года данное условие было исключено.

Ранее подпунктом 3, статьи 60 Трудового Кодекса РК устанавливалось, что трудовой договор подлежит прекращению вследствие нарушения условий заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения трудовых отношений в случае заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке разрешений иностранному работнику на трудоустройство. С 1 января 2017 года в данном пункте разрешение на трудоустройство заменено на понятие «Справка о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства».

Более подробно о справке о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства Вы можете ознакомиться в статье на нашем сайте «Иностранцы самостоятельно прибывшие в Казахстан для поиска и трудоустройства на работу».

Для Вашего удобства мы также предлагаем Вам информацию об изменениях в табличной форме:

Статья 26. Запреты и ограничения на заключение трудового договора и трудоустройство​

Подпункт 4, пункт 1, статья 26

Старая редакция, действовавшая до 31 декабря 2016 года

Подпункт 4, пункт 1, статья 26.

Новая редакция, действующая с 1 января 2017 года

1. Не допускается заключение трудового договора:

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо иностранным работником до получения разрешения на трудоустройство в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан.

Положение настоящего подпункта не распространяются на иностранного работника государственного органа.

1. Не допускается заключение трудового договора:

4) с иностранцами и лицами без гражданства, временно пребывающими на территории Республики Казахстан, до получения разрешения местного исполнительного органа на привлечение иностранной рабочей силы либо справки о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства, выданной в порядке, определяемом уполномоченным органом по вопросам миграции населения, иностранным работникам, либо до получения разрешения трудовому иммигранту, выдаваемого органами внутренних дел в порядке, установленном Министерством внутренних дел Республики Казахстан, или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан;

Статья 30. Срок трудового договора

Подпункт 6, пункт 1, статья 30

Старая редакция, действовавшая до 31 декабря 2016 года

Подпункт 6, пункт 1, статья 30

Новая редакция, действующая с 1 января 2017 года

Трудовой договор может быть заключен:

6) в пределах устанавливаемых законодательством Республики Казахстан сроков разрешений на привлечение иностранной рабочей силы, иностранному работнику на трудоустройство, выданных местным исполнительным органом, либо разрешения трудовому мигранту, выданного органами внутренних дел.

Трудовой договор может быть заключен:

6) в пределах устанавливаемых законодательством Республики Казахстан сроков осуществления трудовой деятельности иностранными работниками, прибывающими для самостоятельного трудоустройства, выданных местным исполнительным органом разрешений на привлечение иностранной рабочей силы либо выданного органами внутренних дел разрешения трудовому иммигранту.

Статья 57. Основания прекращения трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Подпункт 1, пункт 1, статья 57

Старая редакция, действовавшая до 31 декабря 2016 года

Подпункт 1, пункт 1, статья 57

Новая редакция, действующая с 1 января 2017 года

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

  1. при отзыве местными исполнительными органами разрешений иностранному работнику на трудоустройство либо на привлечение иностранной рабочей силы либо истечении срока действия вида на жительство.

Трудовой договор подлежит прекращению по следующим обстоятельствам, не зависящим от воли сторон:

  1. при отзыве местными исполнительными органами разрешения на привлечение иностранной рабочей силы либо истечении срока действия вида на жительство.

Статья 60. Основания прекращения трудового договора вследствие нарушения условий заключения трудового договора

Подпункт 3, статья 60

Старая редакция, действовавшая до 31 декабря 2016 года

Подпункт 3, статья 60

Новая редакция, действующая с 1 января 2017 года

Трудовой договор подлежит прекращению вследствие нарушения условий заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения трудовых отношений в случаях:

3) заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке разрешений иностранному работнику на трудоустройство либо на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан

Трудовой договор подлежит прекращению вследствие нарушения условий заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения трудовых отношений в случаях:

3) заключения трудового договора с иностранцами и лицами без гражданства без получения в установленном порядке справок о соответствии квалификации для самостоятельного трудоустройства либо разрешения на привлечение иностранной рабочей силы или без соблюдения ограничений или изъятий, установленных законами Республики Казахстан

Уважаемые пользователи! Информация в статье соответствует нормам законодательства Республики Казахстан, действовавшим на момент (дату) публикации.

Новый Трудовой кодекс Казахстана четко разъяснил вопрос переработки

ФОТО : «Мир 24» / Алан Кациев

В казахстанском Мажилисе бурно обсуждают новую модель Трудового кодекса. Больше всего вопросов у парламентариев о сверхурочной работе государственных служащих, передает телеканал «МИР 24».

Министра труда спросили о переработке бюджетников. В каких случаях начальник имеет право задерживать подчиненных на работе до поздней ночи. Этим злоупотребляют чиновники в абсолютно разных учреждениях: от больниц и школ, до крупных предприятий.

«Официальное время окончания работы в 18.00 часов ничего не значит. Причем переработка не предусматривает дополнительной оплаты. Таким образом, руководитель, не сумевший правильно организовать работу, превышая свои полномочия, задерживает чиновников и работников, что само по себе уже является нарушением, и забывает, что сотрудники — это чьи-то папа и мама», — отметила депутат Мажилиса парламента Казахстана Ирина Смирнова.

«Если сверхурочные работы, то в сутки это должно быть два часа, в месяц 12 часов, в год 120 часов. При этом на сверхурочную работу можно привлечь только по письменному согласию работника», — подчеркнула министр труда и соцзащиты населения Казахстана Тамара Дуйсенова.

В случае невыполнения этих норм, министр рекомендует написать заявление работодателю о несогласии со сверхурочной работой. Если мирно урегулировать вопрос не получится, стоит обратиться в Инспекцию труда, а потом в суд.

Новый трудовой кодекс казахстана

Назарбаев подписал новый Трудовой кодекс Казахстана

Президент Казахстана подписал новый Трудовой кодекс республики, сообщила пресс-служба главы государства.

Среди прочих нововведений Министерство здравоохранения и социального развития предлагает исключить норму, запрещающую работодателям сокращать людей предпенсионного возраста.

По действующему законодательству при сокращении штата сотрудников работодатель не может уволить беременную женщину, женщину, находящуюся в декретном отпуске, женщину, которая одна воспитывает несовершеннолетних детей, и работников в возрасте от 55 лет и до достижения пенсионного возраста. Теперь все работники будут уравнены в правах, вне зависимости от возраста.

Кроме того, упрощается процедура изменения условий трудового договора, особенно в условиях кризисных явлений в экономике. Теперь работодатели вместо сокращения численности сотрудников могут вводить режим неполного рабочего времени.

Также владельцу предприятия будет легче увольнять людей, так как введено основание расторжения трудового договора по инициативе работодателя при «снижении объема производства, выполняемых работ и оказываемых услуг, повлекшем ухудшение экономического состояния организации». Кроме того, предлагается предоставить работодателю право прекращать трудовой договор с работниками, достигшими пенсионного возраста, установленного законодательством РК, четко регламентировав порядок прекращения.

Благодаря новому Трудовому кодексу работодатели имеют право устанавливать испытательный срок любым категориям работников.

Смотрите еще:

  • Вакансии в астрахани юрист Работа юристом в Астрахани ( 3 вакансии ) На территории работодателя • Полный рабочий день • Высшее образование • Опыт работы от 1 года 1.Юридическая обработка документов (анализ документа для дальнейшей работы […]
  • Статья 202 часть 1 Статья 202 часть 1 1. Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных […]
  • Ст 54 жк п1 Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях 1. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если: 1) не представлены […]
  • Договор социального найма жилого помещения необходимые документы Как заключить договор социального найма? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. По договору социального найма гражданам, относящимся к […]
  • Ликвидация юридического лица влечет его прекращение Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие: для принудительной ликвидации юридического […]
  • Выплата на третьего ребенка 2012 Пособие за 3 ребенка до 3 лет Меню для навигации по странице Ежемесячная выплата на 3 ребенка и последующих детей до 3 лет была введена в 2012 г. одним из так называемых «майских указов» Владимира Путина — а именно […]