Новгородская система власти

Новгородская республика. Политическая система Новгорода

Совершенно особый путь в период государственной раздробленности Руси прошел Новгород. Если на основной территории страны в это время закладывались основы авторитарной государственной власти, то в Новгороде возобладали тенденции к демократии. Там сложилась другая политическая культура, другие ценностные ориентации населения, отличные от традиции сильной центральной власти и коллективных ценностей Московской Руси.

Находясь на северо-западе, Новгород был относительно защищен от прямого нападения татаро-монголов в XIII-XIV вв. Это позволило сформироваться в Новгороде особому варианту развития российской цивилизации.

По своим масштабам новгородская земля в XIII – XV вв. — большое государство, способное соперничать по территории с любым из королевств Европы. Через владения Новгорода обеспечивался выход к Балтийскому морю по Неве и к Белому по Северной Двине. На юге его земли доходили до Волоколамска, Великих Лук и Торжка. На северо-востоке они включали Урал. На этой территории возникли крупные города: Псков, Вологда, Вятка и другие. В отличие от южных и центральных княжеств, Новгород был повернут лицом к Европе, защищал рубежи Руси от агрессии немецких и шведских феодалов.

К XIII в. в Новгороде уже существовала богатая политическая и правовая традиция. Еще в начале XI в., княжа в этом городе, Ярослав Мудрый отказался платить дань Киеву и тем положил начало независимости Новгорода. Ярослав же в 1017 г. за помощь новгородцев в освобождении Киева от поляков и князя-братоубийцы Святополка даровал Новгороду особые грамоты, ставшие юридическим основанием независимости. Впоследствии в течение многих столетий все князья, которых приглашал Новгород, давали клятвы на этих грамотах, обязуясь не нарушать вольности новгородцев.

Падение значения торгового пути “из варяг в греки”, подорвавшее влияние Киева, почти не сказалось на процветании Новгорода. Изменилось лишь направление движения товаров: главным стал вывоз пушнины с северо-востока в Европу. В Новгороде бывали купцы не только из Германии, Дании, Швеции, но и из далекой Италии. Сами новгородцы вели морскую торговлю в Балтийском море, ввозя из-за границы сукно, железо, соль, хлеб, лошадей, предметы роскоши. Другим важным направлением была торговля по Волге и Каспийскому морю с государствами арабского мира.

Политическая система Новгорода

Ослабление Киева помогло органам городского самоуправления взять верх над княжеской властью. В 1136 г. в Новгороде произошло народное восстание, закончившееся смещением князя и ограничением его прав, закреплением власти за избиравшимся на вече посадником, епископом и тысяцким. Новгородцы провозгласили “вольность в князьях”, т. е. они могли назначать и смещать князя по своему желанию. По особому договору князья были лишены права раздавать волости, владеть собственностью на территории новгородской земли, судить жителей Новгорода, давать особые преимущества (иммунитеты), торговать со странами Европы помимо новгородцев, даже охотиться вне определенной зоны поблизости от города. Были ограничены и доходы князей. Наконец, как это бывало и в Европе, княжеский двор был выселен из города на Рюриково городище, чтобы нельзя было захватить власть в Новгороде военной силой.

С другой стороны, значительно увеличивалась власть городского веча, на котором были представлены все семьи города, а также пригороды и волости, т. е. подчиненные города и земли. Формально вечу принадлежала теперь вся власть в городе. Именно оно призывало князя и смещало его. На нем выбирались градоначальник – посадник и тысяцкий, руководитель военной тысяцкой организации. Это означало введение в Новгороде демократического, республиканского государственного устройства, роднившего его с западноевропейскими свободными городами. Основной ценностью новгородцев стала теперь не верность князю или другому феодалу, а преданность городской общине — господину Великому Новгороду.

Однако в отличие, от европейских средневековых городов, в Новгороде веча носили неоформленный, архаический характер. Это приводило к тому, что власть все более переходила в руки боярской олигархии, нескольких наиболее богатых семей. Они благодаря подкупу бедняков часто могли управлять вечем, навязывать ему выгодные им решения.

Новгород и Москва

Усиление московского княжества привязало Новгород к московским князьям. Парадоксально, но факт — новгородцы использовали подкуп татарских вельмож для того, чтобы великое княжение продолжали получать московские князья. Возвышение московских князей было бы затруднительно без богатств Новгорода, без его поддержки в борьбе с тверскими князьями. Однако результатом лояльности Новгорода к Москве было все большее ущемление его прав.

С присоединением в конце XIV в. к Москве поволжских земель Новгород оказался в трудной ситуации: москвичи могли отрезать подвоз к городу жизненно необходимого хлеба, которого было недостаточно на севере Руси. Результатом этого в XV в. стали поиски союзника в Литве. Таким союзником мог стать Казимир Великий, который уже объединил многие русские земли и присвоил себе титул господина Русской земли. Казимир, в отличие от московских князей, не отменял прежний порядок управления. Грамота Казимира провозглашала полную самостоятельность собственников земель, их власть над зависимыми крестьянами, Большие привилегии предоставлялись городам. В этих условиях ценность сохранения остатков демократии и самоуправления взяла верх над ценностью национальной независимости.

Этот конфликт был разрешен военным путем. Необученное новгородское войско в битве при Шелони в 1471 г. бежало перед привычным к воине московским войском, в которое входили и татары. Перед лицом угрозы голода и военного разгрома город был сдан. Хотя условия мира были довольно милостивыми, основы независимости Новгорода оказались подорваны. Иван III сумел захватить двинскую землю и тем самым отрезал Новгород от богатств Урала и Зауралья. Усилилась зависимость новгородского архиепископа от московского митрополита. Однако новгородцы отказались согласиться на требования великого князя, желавшего, чтобы его наместник мог жить в центре города и вести суд независимо от воли граждан. В ответ Иван III в 1478 г. вновь захватил Новгород, заставив новгородцев принять присягу, по которой они становились подданными великого князя. Вольности города были уничтожены. Преследования мятежных новгородцев продолжались еще десятки лет, пока большая часть населения города не была выселена в другие земли.

Новгородский вариант российской цивилизации был уничтожен. Однако культурные традиции, заложенные Новгородом, остались жить в культуре и быту северной России. Для населяющих ее русских характерны предприимчивость и расчетливость, проявление индивидуализма. Эти качества проявились в ходе освоения русскими Сибири, в котором приняли участие многие новгородцы. В этих областях гораздо яснее представление населения о своих имущественных правах, и в целом правосознание, почти отсутствующее в Центральной России.

История России

1 половина 19 века

2 половина 19 века

1 четверть 20 века

2 четверть 20 века

3 четверть 20 века

4 четверть 20 века

Особенности развития Новгородской земли

Новгородская республика в составе Киевской Руси (882 — 1136 гг.)

Несмотря на то, что после 882 года центр русской земли отодвигался в Киев, Новгородской земле удается сохранить свою независимость.

В 980 году новгородский князь Владимир Святославович лишает власти киевского князя Ярополка при помощи варяжской дружины;

В 1015 — 1019 гг. Ярослав Мудрый (новгородский князь) лишает власти Святополка (киевский князь);

В 1020 и 1067 гг. на Новгородскую землю напали полоцкие Изяславичи;

В 1088 году в Новгород в качестве нового князя Всеволодом Ярославичем был прислан его внук — Мстислав (сын Владимира Мономаха).

Во второй половине 12 века Владимиром Мономахом были приняты различные меры для укрепления позиций центральной власти в Новгородской земле. В 1117 году, несмотря на недовольство новгородских бояр, на престол в Новгороде взошел Всеволод Мстиславович.

В период начала феодальной раздробленности и смерти Мстислава Великого (1132 г.) князь на новгородской земле был лишен поддержки центральной власти. В 1134 году Всеволода изгнали из Новгорода, а по возвращении ему ничего не оставалось, кроме как заключить с новгородцами «ряд условий» ограничивающих его полномочия. Но это не помогло, и 28 мая 1136 года князь Всеволод был взят новгородцами под стражу и вновь выгнан из Новгорода.

Республиканский период (1136 — 1478 гг.)

В 1136 году после того, как Всеволода выгнали из Новгорода, государственное управление в Новгородской республике выполнялось с помощью системы вечевых органов (в Новгородской земле установили республиканскую форму правления).

Известно, что когда татаро-монголы совершали свои набеги на Русь, новгородские земли не были подвержены завоеванию.

В республиканский период князьями новгородской земли являлись в основном Суздальские и Владимирские князья, затем Московские великие князья и Литовские.

С 1236 по 1240 гг. и с 1241 по 1252 гг. княжил Александр Невский, с 1328 по 1337 гг. — Иван Калита.

Новгородские и Псковские земли, располагавшиеся на северо-западе, в 12 веке были в составе Киевской земли. В 1348 году Псков, входящий в состав Новгородской земли, стал большим торговым и ремесленным центром и отделился от Новгорода, став самостоятельной республикой.

Государственный и политический строй Новгородской феодальной республики

Главной политической особенностью Новгородской земли в 12 веке, являлась республиканская форма правления в отличие от других русских княжеских земель.

Высшим государственным органом Новгородской республики считалось вече (парламент-митинг).

Вече выбирало (изгоняло) князей, решало вопросы, касаемо войны и мира, составляло законодательные акты и свершало суд над руководителям высших исполнительных органов государственной власти.

Князь (как правило, из Рюриковичей) призывался на управление вечем. Князь являлся символом государства. Вместе с посадником князь выполнял судебные функции, назначал судей и судебных приставов.

Архиепископ — глава церкви, обладал некоторыми привилегиями, в том числе в суде, также он являлся председателем Боярского совета, называемый в Новгороде «Оспода», а в Пскове — «Господа».

Посадник — выбирался вечем на определенный срок, имел определенные судебные полномочия, решал вопросы, касаемо жизни Новгородской республики.

Экономика Новгородской земли

Большая часть населения в Новгороде занималась сельским хозяйством. До 13 века сельское хозяйство в Новгородской земле развивалось крайне медленно. Этому поспособствовали внешние факторы: низкая урожайность, эпидемии, гибель скота, набеги грабителей. В 13 веке подсеку (система земледелия, основанная на вырубке и выжигании леса) заменила новая трехпольная система, которая являлась более эффективной. Самым добываемым из зерновых тут была рожь. Также выращивались и другие зерновые. Выращивались и некоторые виды овощей. В Новгородских водах водилась рыба, которую успешно продавали. Было развито бортничество (промысел меда). Благодаря изобилию в Новгородских лесах разных видов зверей, Новгород считался огромным экспортером мехов в Европу.

Культура Новгородской земли

Новгородцы пользовались берестяными грамотами для передачи письменной информации. Новгородские стили архитектуры и живописи тоже широко известны. Основной религией тут было православие. Новгородский язык отличался от языка других русских княжеств, называемый «новгородским диалектом».

Падение Новгородской республики

С 14 века Великое княжество Литовское, Московское, и Тверское княжества пытались подчинить Новгород себе. Новгородская верховная власть была против сбора дани Москвой и просила поддержку у Литвы.

Московский князь Иван 3 встревоженный назревавшим новгородско-литовским союзом обвинил Новгород в предательстве и после Шелонской битвы (1471 г.), а также последующего совершенного им похода на Новгород в 1478 году способствовал присоединению Новгородской республики к Московскому княжеству. Благодаря этому, Москва унаследовала прежние отношения Новгородской республики с соседями. Территория Новгородской земли в эпоху Московского царства (16 — 17 вв.) разделялась на 5 пятин: Водскую, Шелонскую, Обонежскую, Деревскую и Бежецкую. С помощью погостов (единица административного деления) определялось географическое местоположение селений, и производился подсчет населения с их имуществом для подати.

21 марта 1499 года Великим князем Новгородским и Псковским стал сын Ивана 3 — Василий. В апреле 1502 года Василий стал соправителем Ивана 3, а после его кончины в 1505 году — единоличным монархом.

Новгородская феодальная республика – вечевое управление

Период феодальной раздробленности на большинстве территории Руси совпал с монголо-татарским нашествием. Поэтому этот период характеризуется отсутствием самостоятельной государственной власти как таковой, не говоря уже об исполнении ею законодательных функций. Исключение составляет Новгородская ремесленно-торговая республика. По причине отсутствия княжеской власти и в силу ряда объективных причин социально-экономического развития именно в Новгороде, как нигде на Руси, проявилась роль вече как законодательного органа власти. В XI-XIII вв. вече имело наибольший набор признаков законодательного органа, отдаленно напоминавшего законодательный орган парламентской республики.

Новгород прошел длительный период политической эволюции, прежде чем установился республиканский развитый строй. На отдельных этапах реальная власть князя, посадника, вечевых органов была различной. Лишь в XV в. государственность приобрела окончательную форму, при этом уже переживая кризис демократических институтов.

Такой тип организации государственной власти, как ремесленно-торговая республика, относится к числу недолговечных и неустойчивых конструкций. Поэтому подобный тип организации законодательных органов, несмотря на высокий уровень развития демократии, представляет собой тупик в историческом плане и не может рассматриваться как закономерность для всей России.

Причины возникновения Новгородской феодальной республики и ее административное устройство

В вопросе о становлении республиканской государственности следует выделить две причины, связанные со специфической расстановкой социальных и политических сил, ослаблявших друг друга в политической борьбе.

Первая причина обусловлена тем, что в древности Новгород не стал наследственным владением ветвей Рюриковичей. Занятые борьбой с кочевниками князья были заинтересованы в новгородской дани и там властвовали либо князь, либо посадник (при отсутствии суверенитета Киева). Возможность частой смены князя ослабляла положение Новгорода. С конца XI в., когда начинается борьба за городские вольности, политические верхи Новгорода стали активно бороться за “угодных князей”. Иногда даже устанавливали своеобразное “двоевластие”: “князь — посадник”. Частая смена князей препятствовала развитию княжеского землевладения, системы вассалитета. В 1126 г. новгородцы получили право выбирать независимых посадников из граждан города, а после волнений 1136 г. стали выбирать князей. Ранее подчиненная князьям администрация становилась выборной.

Вторая причина связана с мощью торгово-предпринимательских слоев в экономической и вечевой жизни Новгорода. Там существовали благоприятные условия для торговли, внутренней и внешней. Запасы пушнины, меда, воска, кожи стимулировали производство, обмен, приток в город драгоценных металлов. По наблюдениям, из Новгорода ежегодно вывозили до полумиллиона беличьих шкурок. Такая ситуация привела к созданию мощных социальных прослоек собственников, от мелких до крупных, которые чувствовали экономическую значимость и “вкус борьбы” за “нужных” князей. Особенно выделялось новгородское боярство. 30 крупнейших боярских фамилий сосредоточили в своих руках политико-экономический потенциал, “теснили” князей, стремились к созданию олигархических органов власти. [3]

В ремесло и торговлю втягивалось огромное число свободных горожан, независимых собственников, которые на вечевых собраниях представляли значительную силу. И их собственные позиции, и агитация администрации города, и имевший место “подкуп” со стороны боярства порой направляли эту активную массу против политики князей и ослабляли власть. Отношения с князьями получили договорно-правовую основу.

Большую роль в общественно-политическом развитии Новгорода сыграло его географическое положение. Новгород располагался в сравнительно суровой природно-климатической зоне, что существенно затрудняло развитие традиционного на Руси пашенного земледелия и производство хлеба. Хлеб и другие продукты сельского хозяйства Новгород вынужден был закупать в соседних российских землях, обменивая их на продукты ремесел и товары, ввозимые с Запада. С одной стороны, особенности географического положения и экономического развития привели к сдерживанию процессов развития сельского хозяйства феодально-крепостнического типа из-за относительной малочисленности крестьян и бесперспективности их закрепощения. С другой стороны, развитие ремесла и торговли способствовали экономической независимости и большей, по сравнению с Киевским государством, социальной значимости ремесленников и купцов, а также развитию инфраструктуры городов и городского самоуправления. Таким образом к IX-XI вв. сформировалась ремесленно-торговая республика. [1]

Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычайную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями (городами ганзейского торгового союза) и с русскими княжествами.

По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй. Развитие ремесел и торговли, более интенсивнее, чем в других русских землях (что объяснялось выходом к морям), потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (своего рода хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с “заграницей” (“гости”). [2]

Республика представляла собой государственное образование с центром в столице, где была сосредоточена политическая жизнь. На обширных северных территориях Новгородской земли существовали высокоразвитые города с давними культурными традициями — Вологда, Торжок, Городец и т.д. Раскопки берестяных грамот показали высокую степень грамотности рядовых граждан, а следовательно, наличие развитой системы школ и образования. Берестяные грамоты известны из раскопов, относящихся к XI в. Письменность играла большую роль в торговых операциях граждан республик.

Основная масса торгового населения Новгорода сосредотачивалась на торговой стороне города, на правом берегу реки Волхов, делившей город пополам. На левом берегу располагалась Софийская часть, по названию храма Св. Софии. Здесь проживала преобладающая часть боярства и знатных семей. Не раз через Волховский мост сходились в кровавых стычках распаленные политической агитацией жители города. Не одну загубленную политикой жизнь поглотил Волхов.

Вся территория Новгорода делилась на пять концов, два — на Торговой части, три на Софийской. Новгородские концы делились на сотни, по две в каждом. Сотни делились на улицы — самые мелкие территории. К пяти новгородским концам принадлежали пять пятин по всей территории государства. [3]

Система вечевых органов Новгородской феодальной республики

Государственное управление Новгородом осуществлялось через систему вечевых органов: в столице существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшем важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых должностных лиц. Решения на собрании должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет (“Оспода”), включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа. [2]

Формально-юридически городское вече было высшим органом власти. Ему принадлежали высшие права в издании законов, заключений международных договоров, вопросах войны и мира, оно утверждало князей и выбирало высших должностных лиц, утверждало налоги и т.д. В вечевых собраниях участвовали взрослые свободные мужчины.

В деятельности этого органа много неясного. Считалось, что вече собиралось по звону колокола на Ярославском дворище. Однако раскопки показали, что на дворище могло поместиться несколько сот человек, но никак не все жители. Вероятно, там собиралась какая-то элитарная часть жителей, и трудно разделить отношения ее с остальной массой свободных участников вече. В.О. Ключевский считал, что в работе вечевого собрания было много анархии, усобиц, шума и крика. Четких способов голосования не существовало. Тем не менее выступления проходили со специального места — степени (трибуна), руководил вече степенный посадник, велось делопроизводство и имелся архив документов. Но решения вечевых собраний зачастую “подготавливались” городской администрацией и интересов граждан не выражали. [3]

Среди историков нет единства в оценке полномочий веча. Причиной тому — нестабильность этого правового института. Зачастую вече само определяло свою компетенцию, поэтому в разные исторические периоды, сравнительно мало удаленные друг от друга, она была различной. По мнению историка В.И. Сергеевича, деятельность веча в древнерусских городах обычно ограничивалась призванием князя, законодательной функцией, объявлением войны и заключением мира. Эту позицию в основном разделяет И.Я. Фроянов, который утверждает, что в XI в. вече на Руси ведало вопросами войны и мира, санкционировало сборы средств для военных предприятий, меняло князей. Однако И.Я. Фроянов не включает в компетенцию веча такую важную функцию, как законодательная, поскольку, по его мнению, летописные данные, относящиеся к XI в., рисуют вече как верховный демократический орган власти, развивавшийся наряду с княжеской властью. Очевидно, именно последней автор и приписывает выполнение законодательной функции.

О.В. Мартышину на основе анализа большого исторического материала все же удалось выделить основные наиболее важные и часто встречающиеся в источниках полномочия веча:

• заключение и расторжение договора с князем;

• избрание и смещение посадников, тысяцких, владык;

• назначение новгородских воевод, посадников и воевод в провинции;

• контроль за деятельностью князя, посадников, тысяцких, владыки и других должностных лиц;

• Законодательство, примером которого служит Новгородская судная грамота;

• внешние сношения, решение вопросов войны и мира, торговые отношения с Западом;

• распоряжение земельной собственностью Новгорода в хозяйственном и юридическом отношении, пожалование земель;

• установление торговых правил и льгот;

• установление повинностей населения, контроль за их отбыванием;

• контроль за судебными сроками и исполнением решений; в случаях, волновавших весь город, непосредственное разбирательство дел; предоставление судебных льгот.

О.В. Мартышин, представляя убедительные аргументы наличия у веча законодательных функций (принятия судебной грамоты), доказывает, что вече не только выполняло законодательные функции, но и выступало органом исполнительной и судебной власти. Таким образом, можно заключить, что Новгород в рассматриваемый период представлял собой аналог парламентской республики Запада. [1]

Исполнительная власть и высшие должностные лица

Высшими должностными лицами “Господина Великого Новгорода” были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на один-два года, руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях.

Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение.

Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов (основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии).

В XII в. с формированием республиканского строя особое место занял глава новгородской церкви (владыка) — архиепископ. Он сосредоточивал в своих руках высшие управленческие функции в области финансов, торговли, суда, был главой городского совета знати, оказывал идеологическое влияние на рядовых граждан. Вторым по значению лицом был посадник, избиравшийся на ограниченный срок. Действующий посадник назывался степенным, переизбранный — старым. Переизбранные посадники продолжали влиять на политику государства. Посадниками избирались именитые граждане. По мнению исследователей, в XIII в. большинство посадников избиралось от двух фамилий — “Михалчичей” и “Незденичей”. [3]

Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную и судебную деятельность разделял с посадником. По договорам с городом (известно около 80 договоров XIII-XV вв.) князю запрещалось приобретать землю в Новгороде, раздавать землю новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договоров князь мог быть изгнан. [2]

Есть известная загадка в том, почему княжеская власть в Новгороде не была ликвидирована. Основная задача приглашенных князей состояла в вооруженной защите и организации обороны республики при опоре на княжеские дружины. Но неужели воинственные новгородцы не могли при этом ограничиться собственными военачальниками и ополчением? Очевидно, в политическом сознании того времени власть князя была таким явлением, без которого люди не помышляли обойтись.

Роль князей заметно ограничивается в XIII в. С князьями заключались договоры, в которых предусматривались их права и обязанности, окончательно кандидатуру князя утверждало вече. Предварительно кандидатура обсуждалась на заседании боярского совета, его мнение имело большое значение. Три древнейшие известные договорные грамоты Новгорода с великим князем Ярославом относятся к 1264-1270 гг. Они типичны для последующих документов такого рода и имеют следующее содержание.

Все они начинаются с княжеской клятвы (целование креста) о соблюдении договора и старинных городских вольностей Новгорода, под которыми понимались вечевая организация, выборность администрации и сохранение политических порядков. Запрещались “насильственные” действия князя в Новгороде, его политика должна была согласовываться с администрацией. Предполагалось, что князь участвует в управлении республикой, но подробно сфера деятельности не регламентирована. Скорее всего, вопросы управления решались коллегиально (с посадником, боярским советом, тысяцким и т.д.).

Значительно больше внимания уделяется в договорных грамотах ограничению княжеских полномочий. Князь не мог творить суд единолично (только вместе с посадником), единолично пересматривать судебные приговоры, не мог без контроля посадника раздавать новгородские земли и государственные “грамоты”. Запрещалось приобретать земли в республике князю и его вассалам. Князь мог охотиться только в установленных местах. Постановления об ограничениях земельных раздач и приобретений делали невозможным формирование экономической мощи князей и создание прослойки зависимых от него лиц, способных поддержать княжескую политику. Запрещалось лишать должности администрацию на периферии “без вины”. Законодательная и дипломатическая деятельность не могла проводиться единолично. Князьям запрещалось принимать в зависимость новгородских людей, облагать население налогами и вести с иноземцами самостоятельную торговлю. Однако деятельность князей не была безвозмездной, они получали определенную часть финансовых доходов республики. [3]

В Новгородской судной грамоте упоминаются все элементы политической системы Новгорода: вече, посадники, тысяцкие, боярский совет, владыка, князь, и каждому из должностных лиц грамота отводит определенное место в иерархии власти. Власть князя предстает ограниченной: “без посадника ти, княже, суда не судити”, то же и с другими. Лишь вече выступает как орган, их объединяющий: “посадники, тысяцкие, бояре, житьи люди, купцы, черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на вече на Ярославском дворе” принимают решение. Таким образом, юридически высшим органом власти в Новгороде считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. [1]

Эволюция республиканской государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег (в руках боярства) и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская государственность претерпела изменения от относительного демократизма до откровенной олигархической системы правления к XV в. (через совет боярства). В XIII в. образовался орган (совет) из представителей пяти концов Новгорода, из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно “играл” интересами народа на вече. В начале XV в. решения веча уже почти целиком подготавливались советом.

В результате реформ начала XV в. роль совета еще более повысилась, а значение веча упало. Новгород становился похож на олигархические структуры Италии (Венеция, Флоренция). Новгородское боярство вразрез с интересами рядовых граждан активно препятствовало присоединению к Москве. Рядовые граждане, напротив, тяготели к Москве. [3]

Новая система – лучше старых двух: представляем обновленную структуру исполнительной власти Новгородской области

В среду, 10 января, первый вице-губернатор Сергей Сорокин рассказал , что представляет из себя структура органов исполнительной власти Новгородской области после реформы.

Если говорить в двух словах, то в результате изменений так называемое хозяйственное обеспечение органов власти переходит к вновь созданной администрации губернатора (юридическая, кадровая службы, секретариат, закупки, связь, эксплуатация), которую возглавит Сергей Сорокин, а целевые отраслевые задачи были разделены между 13-ю министерствами, шестью комитетами и двумя инспекциями.

А глава региона Андрей Никитин будет выполнять функции губернатора и председателя правительства. Ему в этом будут помогать шесть заместителей председателя и четыре замгубернатора, всего – 8 человек (должности двух помощников пересекаются).

Как мы писали ранее, причиной реформы стало, в том числе, и то, что Андрею Никитину таким образом будет удобнее управлять регионом. К тому же, по словам Сорокина, разделение полномочий позволит сэкономить более 300 млн рублей только на госзакупках.

К тому же в результате реструктуризации было сокращено 236 позиций, часть сотрудников была трудоустроена в другие органы. А также были повышены зарплаты госслужащих органов исполнительной власти на 15-20%.

Источник фото: quantumacid.tumblr.com

Интернет-газета «Ваши новости» работает на новгородском рынке СМИ с 2008 года.
Читательской аудиторией «Ваших новостей» является широкий социально-активный круг населения Новгородской области, в том числе первые лица города и области, депутаты, чиновники, руководители и служащие крупных и средних предприятий, частные предприниматели, специалисты различных направлений. Наше издание всегда открыто для свободного выражения разнообразных мнений и ориентируется на ожидания своих читателей.

Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов. Все права на любые материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с российским законодательством об авторском праве и смежных правах. Частичное использование любых материалов, в том числе фото- и видеосюжетов, размещенных на сайте, допускается со ссылкой на сайт ИГ «Ваши Новости» (для интернет-проектов — с гиперссылкой «вашиновости.рф» или «vnnews.ru»), а полное использование материалов допускается только с разрешения правообладателя. Статьи, помеченные значком , публикуются на правах рекламы

Материалы предоставлены информационным агентством: «Интернет-газета Ваши новости»
Учредитель: ООО «ВАШИ НОВОСТИ»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-62864 от 20 августа 2015 года. Свидетельство выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Адрес редакции: г. Великий Новгород,
ул. Тимура Фрунзе-Оловянка, д.21 (2-ой этаж)
тел/факс.: (8162) 946-156,
e-mail: [email protected]
Главный редактор — Андреев Иван Валерьевич, м.т.: +7-908-291-73-04

По вопросам информационной поддержки и рекламы: +7-963-333-43-01

Организация государственной власти в Новгородской и Псковской феодальных республиках.

Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в. , предположительно в 1136г. , бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство.

Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.

В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средне вековой Руси форма государственного правления — феодальная республика.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечем— собранием полноправных жителе* мужского пода. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы В полномочия веча входило избрание князя. Решения на ее собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба.

Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная дельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор натур избираемых на вече должностных лиц и др. Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.

Высшими должностными лицами Великого Новгорода были — посадник, тысяцкий, архиепископ и князь. Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами. Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового уда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы

управления, помогая посаднику.

Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов.

Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он назначался не митрополитом, а на вече (вече избирало трех кандидатов, какой из них займет должность — решала жеребьевка). Архиепископ (владыка) не только руководил новгородской епархией, но и выполнял светские обязанности: хранил казну и архив, вел дипломатические переговоры.

Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника. Он не мог смещать или назначать на должности, считавшиеся выборными. В договоре предусматривались и размеры вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. Князю, его жене и дружинникам запрещалось приобретать села в Новгородской земле, вести заграничную торговлю, не прибегая к посредничеству новгородских купцов. Несколько иным было положение князя в Пскове, где он мог назначать своих наместников в пригороды.

Новгородская республика была огромной страной. Ее территория простиралась от Белого моря до уральских гор. Сам Новгород был густонаселенным городом, возникшим в результате слияния нескольких поселений. Он имел внутреннее административно-территориальное устройство — делился на концы, т. е. на районы, где созывались свои кончанские веча. В каждом районе было по две сотни, которые имели свой сход и избирали сотских. В военное время они составляли основу народного ополчения.

Управление остальной территорией государства осуществлялось из Новгорода. Она делилась на земли (позднее «пятины»). Кроме столичных, в обеих республиках были и другие города, называвшиеся пригородами, где было свое вечевое устройство, функционировавшее, однако, под контролем присылаемых из Новгорода наместников.

Схемы государственного управления

Схема 1. Система управления Древнерусским государством в X в.

Схема 2. Система управления Новгородской феодальной республикой («господином Великим Новгородом»)

1 Высший орган власти в Новгороде, собрание свободных горожан – владельцев дворов и усадеб.

2 Приглашался вечем.

3 Осуществлял управление и вершил суд, контролировал деятельность князя.

4 Возглавлял народное ополчение, вершил суд по торговым делам.

5 С 1156 г. – выборная должность. Возглавлял церковь в Новгороде, ведал казной республики и ее внешними сношениями.

6 Самоуправляющиеся территориально‑административные и политические единицы.

Схема 3. Высший, центральный и местный государственный аппарат России в XVII в.

Схема 4. Социально‑сословное представительство на Земских соборах XVII в.

Схема 5. Органы власти и управления в Российской империи в 20–70 гг. XVIII в.

Схема 6. Сословная структура Российской империи во второй половине XVIII в.

Схема 7. Органы власти и управления губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 8. Судебные учреждения губернии и уезда в конце XVIII в.

Схема 9. Управление городом в конце XVIII в.

Схема 10. Структура управления Российской империей в первой четверти XIX в.

1 Абсолютный монарх.

2 Сохранил свои функции высшего законосовещательного, административного и судебного правительственного учреждения по делам Русской православной церкви со времени Петра Великого.

3 «Хранитель законов» империи – высший орган надзора за соблюдением законодательства.

4 Учрежден в 1810 г. по инициативе М. М. Сперанского как высший законосовещательный орган. Председатель и члены назначались императором из влиятельных чиновников. По должности в состав Государственного совета входили министры.

5 Высшее административное учреждение, совещание императора с высшими чиновниками по вопросам управления государством. Создан одновременно с министерствами. Состоял из министров и главноуправляющих на правах министров. После учреждения Государственного совета его председатель и председатели департаментов Совета вошли в Комитет министров.

6 Общегосударственное высшее учреждение, орган, связывающий императора со всеми правительственными учреждениями по важнейшим вопросам внутренней политики. В ее составе было создано (в разные годы) 6 отделений. Особое место среди них занимало III отделение – орган политического сыска и следствия.

7 Центральные органы управления, созданные на основе единоначалия в 1802 г. взамен коллегиальных органов. Подверглись преобразованиям в 1810–1811 гг.

Схема 11. Высшие и центральные государственные учреждения Российской империи после 1905 г.

Схема 12. Высшие органы государственной власти и управления Российской империи в годы Первой мировой войны (1914–1917)

1 Верховным Главнокомандующим с июня 1914 г. был великий князь Николай Николаевич, в августе 1915 г. Николай II возложил эти обязанности на себя.

2 Не собирался с июля 1914 по январь 1915 гг.

3 Не собиралась с июля 1914 по январь 1915 гг.

4 Совету министров 24 июня 1914 г. были предоставлены чрезвычайные полномочия: самостоятельно разрешать большинство дел от имени императора, утверждать всеподданнейшие доклады.

5 Особое совещание министров для объединения всех мероприятий по снабжению армии и флота и организации тыла при председателе Совета министров. Осуществляло высший надзор за деятельностью всех правительственных и частных предприятий, изготовлявших предметы боевого и материального снабжения фронта, содействовало созданию новых и перепрофилированию имеющихся предприятий, распределяло правительственные военные заказы и контролировало их исполнение. Обладало широкими полномочиями, вплоть до секвестра и реквизиции имущества.

Высшие правительственные учреждения под председательством министров, подотчетные только императору. Созданы в противовес общественным военно‑хозяйственным организациям.

Схема 13. Общероссийские общественные военно‑хозяйственные организации в 1914–1918 гг.

Схема 14. Высшие органы государственной власти и управления в России в феврале – октябре 1917 г.

1 Высший орган государственной власти, сформированный после Февральской революции. За время существования временного правительства сменилось четыре его состава. «Совет пяти» – орган государственного управления, коллегия пяти министров Временного правительства. Объявила Россию республикой. Перестала существовать с образованием 3‑го коалиционного Временного правительства.

3 Должность обер‑прокурора была упразднена (5 августа 1917 г.), а на основе его канцелярии и Департамента духовных дел иностранных исповеданий создано Министерство исповеданий.

4 В составе Сената были упразднены Верховный уголовный суд, Особое присутствие, Высший дисциплинарный суд.

5 Фактически бездействовал.

6 Создан на Демократическом совещании как постоянно действующий представительный орган всех российских партий до созыва Учредительного собрания. Был ограничен совещательными функциями. Распущен Петроградским ВРК.

7 Образован депутатами Государственной думы в ходе Февральской революции. Первого марта взял на себя функции органа высшей государственной власти, создал (по согласованию с Петросоветом) Временное правительство, затем действовал как представительный орган Думы (до 6 октября).

8 Создано в марте 1917 г. для предварительного рассмотрения законопроектов.

9 После Февральской революции сохранили свои задачи и функции.

10 Создан 21 июня для выработки общего плана организации народного хозяйства и мер по регулированию хозяйственной жизни.

11 Регулирующий орган для проведения отдельными ведомствами и учреждениями мероприятий по упорядочению хозяйственной жизни страны. Создан одновременно с Экономическим советом.

12 Учрежден 25 июля из пяти министров 2‑го коалиционного Временного правительства. Определенных функций не имел.

Схема 15. Высшие органы власти и управления РСФСР в 1918–1922 гг.

1 Высший орган государственной власти в РСФСР.

2 Высший орган законодательной, исполнительной и распорядительной власти в период между Всероссийскими съездами.

3 Постоянно действовавший оперативный орган ВЦИК, высший орган власти в период между сессиями ВЦИК.

4 Правительство Российской Республики. Осуществлял общее управление делами, издавал декреты, имеющие силу закона, координировал деятельность местных органов.

5 Постоянная комиссия СНК, чрезвычайный орган, осуществлявший мобилизацию всех сил в интересах обороны государства. В апреле 1920 г. преобразован в Совет труда и обороны, руководивший по окончании Гражданской войны экономической работой в стране.

6 Постоянная комиссия СНК. Рассматривал финансовые и экономические вопросы.

7 Единый орган руководства всеми военными учреждениями и вооруженными силами страны.

8 Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и саботажем. Первоначально на ВЧК возлагалось лишь расследование и предупреждение преступлений. После объявления «красного террора» осенью 1918 г.

9 Создана в составе народного комиссариата юстиции как орган надзора за соблюдением революционной законности. Прокурором Республики, как правило, являлся нарком юстиции либо его заместитель.

10 Образован в декабре 1917 г. как единый общеэкономический центр. После создания Совета рабочей и крестьянской обороны стал органом руководства промышленностью, капитальным строительством и автотранспортом. С 1920 г. окончательно складывается как промышленный наркомат.

Схема 16. Высшие и центральные органы власти и управления СССР в 1922–1936 гг.

1 Высший орган государственной власти в СССР.

2 Высший орган государственной власти между Всесоюзными съездами Советов.

3 Высший законодательный, исполнительный и распорядительный орган власти в период между сессиями ЦИК СССР.

4 Назначался Президиумом ЦИК СССР. Прокуроры союзных республик ему не подчинялись.

5 Исполнительно‑распорядительный орган ЦИК СССР, частично выполнявший и законодательные функции (подготовка и предварительное рассмотрение декретов и постановлений, которые выносились на обсуждение ЦИК СССР и его Президиума).

6 Создан при наркомате по военным и морским делам на правах коллегии. Председатель РВС СССР одновременно являлся наркомом.

7 Общесоюзный орган по охране государственной безопасности при СНК СССР. Упразднен после создания НКВД СССР, функции перешли к главному управлению государственной безопасности (ГУГБ) НКВД.

8 Объединенный (союзно‑республиканский) наркомат. Руководил промышленностью на всей территории СССР

9 Орган государственного контроля. Действовала совместно с Центральной комиссией ВКП(б) как единый партийно‑советский орган.

10 Руководил наркоматами, ведающими хозяйственными и оборонными вопросами, корректировал хозяйственные и финансовые планы.

11 Создано при СНК СССР. Возглавляло всю систему государственной статистики. В 1926 г. наделено правами наркомата. В 1930 г. ликвидировано как самостоятельное учреждение, вошло в Госплан СССР как Центральное управление народохозяйственного учета (ЦУНХУ).

12 Главное управление по делам литературы и издательств. Создан в 1922 г. Орган цензуры.

Схема 17. Высшие органы власти и управления CCCР по Конституции 1936 г.

1 Единственный общесоюзный законодательный орган, высший орган государственной власти в СССР. Состоял из двух палат. Сессия должна была созываться два раза в год. Верховный Совет избирал Президиум, образовывал правительство (СНК), назначал Верховный суд и Генерального прокурора СССР.

2 Высший законодательный и исполнительно‑распорядительный орган в период между сессиями Верховного Совета СССР. Избирался палатами и был им подотчетен. Постепенно полномочия Президиума расширялись. С 1938 г. он получил право объявлять военное положение в стране, контролировал работу подотчетных органов – правительства, Верховного суда, Генерального прокурора.

3 Высший орган государственного управления – правительство. Утратил законодательные функции и стал исполнительно‑распорядительным органом. Слагал свои полномочия перед вновь избранным Верховным Советом СССР, который на 1‑й сессии образовывал новое правительство. В 1944 г. было создано Бюро СНК для повседневного руководства подведомственными учреждениями и организациями (в 1953 г. преобразовано в Президиум). В 1946 г. СНК переименован в Совет Министров.

4 В 1946 г. переименованы в министерства.

5 Создан в ноябре 1937 г. вместо Совета труда и обороны как постоянная комиссия при СНК СССР. Орган оперативного хозяйственного руководства. Существовал до 1944 г.

Схема 18. Органы государственной власти и управления СССР в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

1 В годы войны секретарь ЦК ВКП(б) И. В. Cталин сосредоточил в своих руках всю полноту власти. Он одновременно являлся Председателем СНК, председателем ГКО (30 июня 1941 – 4 сентября 1945), возглавлял Ставку Верховного Главнокомандования (10 июля 1941 – сентябрь1945), был наркомом обороны (16 июля 1941 – сентябрь 1947), Верховным Главнокомандующим (8 августа 1941 – сентябрь 1945).

2 Чрезвычайный орган, возглавлявший все государственное, военное и хозяйственное руководство в стране.

3 25 июня 1941 г. Президиум принял решение отложить выборы в Верховный Совет СССР, полномочия депутатов которого истекали осенью 1941 г. Первые послевоенные выборы состоялись в марте 1946 г. Фактически система Советов была подчинена партийным комитетам разных уровней.

4 Высший орган стратегического руководства (с 23 июня 1941 г.).

5 Рабочий орган Ставки Верховного Главнокомандования.

6 Создан в мае 1942 г.

7 Осуществляло общее руководство партийно‑политической работой в армии. Действовало на правах военного отдела ЦК партии.

Схема 19. Органы государственной власти и управления СССР по Конституции 1977 г.

1 Согласно статье 6 Конституции СССР 1977 г. КПСС признавалась руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций.

2 Республиканские, краевые, областные и другие партийные организации и их комитеты организовывали исполнение директив ЦК КПСС.

3 Высший орган государственной власти в СССР, возглавляющий единую систему Советов. Состоял из двух равноправных и равновеликих палат. Сессии ВС СССР созывались два раза в год.

4 Избирался по избирательным округам с равной численностью населения.

5 Избирался по норме: 32 депутата от каждой союзной республики, 11 – от каждой автономной республики, 5 – от автономной области, 1 – от автономного округа.

6 Высший орган государственной власти, постоянно действовавший в период между сессиями ВС СССР. Избирался на совместном заседании палат в составе Председателя Президиума, первого заместителя Председателя, 15 заместителей Председателя (по одному от каждой республики) и 21 члена Президиума ВС СССР. Был подотчетен ВС СССР.

7 Правительство СССР – высший орган государственного управления, формировался на 1‑й сессии ВС СССР нового созыва, был ответствен перед ВС СССР и подотчетен ему, в период между сессиями ВС СССР – подотчетен Президиуму ВС СССР. Имел право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ союзных республик.

8 Центральные органы государственного управления: 32 общесоюзных и 30 союзно‑республиканских министерств СССР, 6 общесоюзных и 12 союзно‑республиканских государственных комитетов СССР.

9 Правительства союзных республик. Были ответственны перед ВС союзных республик и подотчетны им. Имели право приостанавливать исполнение постановлений и распоряжений СМ автономных республик, отменять распоряжения и решения исполнительных комитетов краевых, областных и нижестоящих народных депутатов.

10 Высшие органы власти в союзных республиках.

11 Возглавлял систему органов народного контроля, избирался ВС СССР сроком на 5 лет.

12 Высший судебный орган СССР, на который возлагался надзор за судебной деятельностью судов СССР. С 1979 г. выступал в качестве суда первой инстанции, рассматривал дела в порядке надзора и в кассационном порядке. Избирался ВС СССР сроком на 5 лет в составе Председателя, его заместителей, членов и народных заседателей, кроме того, в его состав входили председатели Верховных судов союзных республик по должности.

13 Назначался ВС СССР сроком на 5 лет, был подотчетен ему, в период между сессиями ВС – Президиуму ВС СССР; назначал прокуроров союзных и автономных республик, краев, областей и автономных областей, по его представлению ВС СССР назначал Главного военного прокурора.

Смотрите еще:

  • Наследственное право по закону по псковской судной грамоте НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО Судная грамота довольно подробно регулировала наследование имущества. Этому вопросу посвящено 14 статей (14, 15, 53, 55, 84, 85, 86, 88, 89, 90, 91, 94, 95 и 100). Анализ этих форм позволяет придти […]
  • Введение новой системы оплаты труда в образовании Введение новой системы оплаты труда в образовании Лето – пора школьных ремонтов. Как это мероприятие прошло в вашей школе? Качественно и быстро Закончили, конечно, но с нарушениями и некачественными материалами Лучше […]
  • Сообщение на тему адвокат Самые знаменитые адвокаты в истории Адвокат – моряк, умело курсирующий между рифами законов Термин «адвокат» произошел от латинского "advocat", что в переводе означает, "призывать на помощь". Пожалуй, нет такого […]
  • Тк рф для учителей отпуск Тк рф для учителей отпуск Лето – пора школьных ремонтов. Как это мероприятие прошло в вашей школе? Качественно и быстро Закончили, конечно, но с нарушениями и некачественными материалами Лучше бы не начинали – стало […]
  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • Как продать квартиру неприватизированную и с долгом Как продать неприватизированную квартиру с долгами по ЖКХ? Здравствуйте. Вопрос стоит в том,что у моей семьи есть 2х комнатная квартира. В которой я прописана,но к своему счастью не проживаю. Они ее целиком и полностью […]