Норма права и нормативно-правовые акты Закон и подзаконные акты

Норма права и нормативно-правовые акты Закон и подзаконные акты

Результатом правотворческой деятельности являются разнообразные нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовые акты — это предписания субъектов правотворчества, содержащие юридические нормы.

Нормативно-правовые акты — основной источник права не только в Российской Федерации. Они стали таковыми в настоящее время практически во всех правовых системах мира, даже там, где исторически господствовали правовой обычай и судебный (административный) прецедент.

По сравнению с правовым обычаем и судебным (административным) прецедентом нормативно-правовой акт как источник права обладает большими преимуществами: исходит от строго определенных — правотворческих органов и лиц, наделенных строго определенной компетенцией; принимается в четко обозначенном порядке; имеет установленную форму и реквизиты, порядок вступления в силу и сферу действия; может быть быстро изменен в зависимости от социальных потребностей.

Нормативно-правовым актам присущ ряд особенностей. Они, во-первых, имеют государственный характер. Государство наделяет органы, организации, должностных лиц правом готовить и принимать нормативно-правовые акты, т.е. правотворческой компетенцией. Оно же обеспечивает и реализацию принятых нормативно-правовых актов, включая и принудительное воздействие на лиц, уклоняющихся от их исполнения. Государственным характером нормативно-правовые акты отличаются от нормативных актов общественных организаций (уставы партий, общественно-политических движений). Во-вторых, нормативно-правовые акты принимаются не всеми, а строго определенными субъектами, специально уполномоченными на то государством. При этом каждый субъект правотворческой деятельности связан рамками своей компетенции. Министр, например, может издать нормативный приказ, но не уполномочен на принятие указа или постановления. В-третьих, указанные акты принимаются с соблюдением определенной процедуры (особенно это относится к законодательным актам), а также требований к содержанию и форме и представляют собой акт-документ. В-четвертых, они имеют временные, пространственные и субъектные пределы действия. В-пятых, всегда содержат юридические нормы. Наличие в этих актах юридических норм и делает их нормативными, общеобязательными.

В этой связи нормативно-правовые акты следует отличать от индивидуальных и интерпретационных актов.

Индивидуальные правовые акты — это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц, выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда, приказ руководителя предприятия или учреждения и др.). Индивидуальные акты — это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными. Они имеют, как правило, разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими.

В отличие от индивидуальных, нормативно-правовые акты имеют общеобязательный характер и отличаются

неконкретностью адресата, те. обязательны не для отдельного конкретного лица, а для всех субъектов, на которых они распространяются. Действуют нормативно-правовые акты относительно долгое время и не исчерпывают себя фактами их применения — применяться они могут бесчисленное множество раз при наличии необходимых для этого предпосылок.

Нормативно-правовые акты следует также отличать от интерпретационных актов, т.е. актов разъяснения (толкования) норм права. От нормативно-правовых последние отличаются тем, что не содержат новых юридических норм, а лишь разъясняют существующие.

Нормативно-правовой акт — понятие собирательное, оно охватывает самые разнообразные нормативные государственные предписания. Нормативно-правовые акты целесообразно классифицировать по трем основаниям: юридической силе, сфере действия и субъектам, их издающим.

По юридической силе различают: законы — акты, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты — акты, основанные на законах и им не противоречащие. Абсолютно все нормативно-правовые акты, кроме законов, являются подзаконными.

По сфере действия выделяются акты внешнего и акты внутреннего действия.

Акты внешнего действия охватывают всех субъектов, кому они адресованы — организации и лиц, независимо от их трудовой и служебной деятельности. Это, например, российские законы «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 г., «О залоге» 1992 г. и др.

Нормативно-правовые акты внутреннего действия касаются только субъектов, входящих в состав определенного министерства (ведомства), организации или проживающих на той или иной территории. Причем такие акты могут приниматься не только министерствами и нижестоящими субъектами правотворчества, но и высшими органами власти и управления. Примером может служить Закон «О милиции» 1991 г., принятый Верховным Советом России, «Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации» 1992 г., утвержденное Верховным Советом России.

Актами внутреннего действия являются также многочисленные локальные предписания, разрабатываемые и принимаемые предприятиями и действующими в их рамках, предписания, применяемые только на определенной территории (область, край, районы Крайнего Севера и т.д.).

По субъектам, издающим (принимающим) нормативно-правовые акты [1] , последние подразделяются на акты: референдума, органов государственной власти, Президента, органов управления, должностных лиц государственных и негосударственных организаций.

При этом следует иметь в виду акты, принятые одним органом, и акты, разработанные и принятые совместно несколькими государственными органами.

Последний вид нормативно-правовых актов принимается во вопросам общего ведения, совместной деятельности. Таковы совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства безопасности по борьбе с преступностью, особенно с организованными ее формами, совместные приказы Министерства внутренних дел и Министерства путей сообщения о сохранности грузов и др.

С нормативно-правовыми актами тесно связано понятие законодательства, которым широко оперируют юридическая наука и правоприменительная практика, трактуя, кстати, его содержание весьма неоднозначно.

Законодательство — совокупность нормативно-правовых актов, изданных высшими органами государственной власти и управления.

Часто к законодательству относят все без исключения нормативные акты, в том числе ведомственные и акты местных органов власти и управления. Таково же понимание законодательства и в обиходе. В связи с усилением роли закона в регулировании общественных отношений и необходимостью подчинить закону ведомственное нормативное регулирование нередко в специальной (юридической) и публицистической литературе высказывается мысль о том, что под законодательством

следует понимать только совокупность законов. Именно их предлагается называть законодательными актами.

Наиболее верным представляется такое понимание законодательства, когда к нему относятся акты высших органов государственной власти и управления. Законодательство Российской Федерации в этом случае представляет собой совокупность: 1) законов и иных нормативных актов, принимаемых высшими представительными органами России, т.е. органами законодательной власти; 2) указов Президента РФ; нормативных актов Совета Министров — Правительства РФ.

Российское законодательство делится на определенные блоки в зависимости от сфер регулируемых им общественных отношений. По этому основанию выделяются гражданское законодательство, административное законодательство, уголовное законодательство и другие отрасли законодательства.

Такое деление совпадает с делением системы права на отрасли, но полного совпадения здесь не наблюдается. Например, нет отрасли права — капитальное строительство, но есть законодательство о капитальном строительстве.

При компоновке отрасли законодательства руководствуются, наряду с объективными, и факторами субъективного порядка — удобством пользования, традициями и т.д. Во многом именно этими обстоятельствами определяются разделы различных собраний законодательства.

[1] Виды нормативно-правовых актов, определяемых субъектами правотворчества, довольно изменчивы и зависят от существующей на тот или иной момент структуры государственных органов.

Норма права и нормативно-правовые акты

Норма права выступает разновидностью социальных норм, пер­вичным элементом механизма правового регулирования. Нормам права присущи все общие характеристики социальных норм, но они также обладают специфическими свойствами.

Норма права — это общеобязательное, формально определен­ное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государст­вом и направленное на урегулирование общественных отношений. Норма права выступает в качестве образца возможного или должного поведения и является мерой свободы и ответственности формально равных субъектов общественных отношений, она обеспечивается и охраняется принудительной силой государственной власти.

Норма права имеет следующие признаки (см. рис. 1.6):

— общеобязательность (властное предписание компетентных

органов государства о вариантах возможного и должного поведения);

— формальная определенность (фиксация и закрепление норм в юридических документах — законах и подзаконных актах в виде кон­кретных предписаний, что обеспечивает их правильное применение и реализацию);

— государственно-властный характер (предписание, закреп­ленное нормой права, исходит от государства и охраняет государст­венно значимые интересы, обеспечивается мерами государственного воздействия — стимулированием и принуждением);

— предоставительно-обязывающий характер (норма права — двустороннее правило поведения, одним субъектам она предоставляет права, на других возлагает обязанности);

— микросистемность (норма права — системное правило пове­дения, каждая норма права обладает специфической микросистемой, состоящей из таких взаимоупорядоченных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция. Кроме того, она выступает в единстве с други­ми нормами как элемент системы права).

Норма права обладает и некоторыми другими отличительными признаками. В отличие от индивидуальных предписаний государст­венных органов, нормы права имеют неперсонифицированный ха­рактер. Это означает, что их требования обращены не к конкретным лицам, а к неопределенному кругу лиц, т.е. ко всем, кто окажется в тех обстоятельствах, на которые рассчитано действие нормы права, при­чем не только в настоящее время, но и в будущем. К примеру, если суд принимает решение взыскать с конкретного гражданина Иванова штраф, то это — не норма права, а предписание, носящее индивидуаль­ный характер, обязательное только для одного гражданина Иванова. А если законом устанавливается размер штрафа за какое-то нарушение, например санитарных правил, то такой штраф взыскивается со всех, кто уже совершил или еще только совершит подобное нарушение в течение всего времени действия данного закона. Следовательно, нор­ма права всегда обращена в будущее и рассчитана на многократное применение.

Любая норма права имеет свою структуру (см. рис. 1.6), т.е. внутреннее строение, которое можно выразить в виде схемы: «Если., то., иначе.». Ответить на вопрос о структуре правовой нормы, значит выяснить, из каких частей (элементов) она состоит и устано­вить связь между ними.

Для того чтобы норма права полностью выполнила свое пред­назначение — быть государственным регулятором поведения людей — в ней необходимо указать на три момента:

1. Когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма вступает в действие и на кого она распространяется.

2. Каким может и должно быть поведение тех субъектов права, которые окажутся в условиях, описанных в гипотезе, т.е. указываются их права и обязанности. Этот элемент называется — диспозиция.

3. Какие меры государственного воздействия будут применены к нарушителю этого правила. Они указываются в той части нормы, которая называется санкцией.

Рис. 1.6. Признаки и структура нормы права

Норма права представляет собой целостное единство, возник­шее в результате объединения всех трех элементов. Необходимо учи­тывать, что речь идет о логической структуре правовой нормы, т.е. какой она должна быть с точки зрения логики. Однако в действитель­ности точно установить гипотезу, диспозицию и санкцию конкретной нормы можно только после специального анализа статей официально­го государственного акта, в которых изложены, в письменной форме закреплены нормы права. Эти акты называются нормативными пра­вовыми или нормативно-правовыми актами.

Приведем пример изложения текста законодательства (ст. 173 ГК РФ) в виде нормы права: если сделка совершается юридическим лицом (гипотеза), то она должна соответствовать целям деятельно­сти, определенно ограниченным в его учредительных документах (диспозиция), иначе она может быть признана судом недействитель­ной (санкция).

В зависимости от способа, которым санкции охраняют право­порядок, обеспечивают исполнение предусмотренных в нормах обя­занностей, санкции делятся на правовосстановительные и штрафные (карательные).

По степени определенности санкции делятся на:

— относительно-определенные (в них указан высший и низший предел наказания);

— абсолютно-определенные (содержат строго определенную норму наказания);

— альтернативные (позволяющие сделать выбор).

Классификация норм права, т.е. деление их на виды, может

быть проведена по разным основаниям, в связи с чем выделяют раз­личные виды правовых норм. Назовем наиболее распространенные из них.

По предмету правового регулирования (в зависимости от того, какого вида общественные отношения они регулируют) нормы права делятся на нормы конституционного, трудового, финансового, уго­ловного и иных отраслей права.

В зависимости от того, какой орган государства установил те или иные нормы права, они подразделяются на законодательные нормы (нормы закона), обладающие высшей юридической силой, и подзаконные нормы (нормы подзаконных актов), которые не должны противоречить законодательным нормам.

По характеру диспозиции нормы права делятся на управомо­чивающие (в диспозиции указываются права), обязывающие (в диспо­зиции — обязанности) и запрещающие (в диспозиции закрепляются правовые запреты).

Внутренняя структура нормы права не во всех случаях совпада­ет с внешней. Статья нормативного акта и норма права могут не сов­падать. Выделяют три способа изложения норм права в статьях нор­мативно-правовых актов.

Прямой способ изложения состоит в том, что в статье норма­тивно-правового акта излагаются все три элемента правовой нормы.

Отсылочный способ изложения имеет место в тех случаях, когда в тексте акта имеются не все элементы правовой нормы и со­держится определенная отсылка к другим статьям данного акта, где находятся иные элементы нормы права.

Бланкетный способ изложения означает, что в статье норма­тивно-правового акта устанавливается неопределенная отсылка к группе актов, правилам, инструкциям, которые не определены точно.

ГИА по обществознанию

6.2 Норма права. Нормативный правовой акт

Норма права — это выраженное в законах или иных источниках права общеобязательное правило поведения, охраняемое от нарушений мерами государственного принуждения.

Виды правовых норм:

  • Регулятивные — устанавливают субъективные права и обязанности (порядок заключения брака).
  • Охранительные — устанавливают условия применения мер государственно-принудительного воздействия (моральный ущерб).
  • Обязывающие — обязывают совершать определенные действия (оплата за проезд).
  • Управомочивающие — предоставляют возможность совершить определенные действия (подать иск в суд).
  • Запрещающие.

Нормативный правовой акт — официальный акт, изданный государственным органом, в котором содержатся нормы права. Он является основным источником права в Российской Федерации. Нормативный правовой акт характеризуется рядом признаков:

  • содержит нормы права;
  • исходит от государства или от организаций, которым государство передало это право;
  • принимается с соблюдением определенной процедуры и имеет заранее установленную юридическую силу;
  • имеет признаки официального письменного документа: название акта, указание на то, где, когда и кем был принят; наличие в необходимых случаях подписи соответствующего должностного лица и регистрационного номера;
  • обладает четкими временными, пространственными и субъективными пределами действия.

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется той территорией, в рамках которой он обладает юридической силой.

Действие нормативно-правового акта во времени определяется моментом вступления акта в юридическую силу и моментом ее прекращения.

Действие нормативных актов по кругу лиц определяется кругом субъектов, на которых распространяется акт, если в самом законе не указано иное. По общему правилу все субъекты права, находящиеся на территории государства, попадают под сферу действия его законодательства.

Все издаваемые нормативно-правовые акты связаны между собой и находятся в строгой иерархии. Эта иерархия служит основой для их классификации. Ведущим критерием классификации является юридическая сила нормативно-правового акта. Она указывает на место акта, его значение, его верховенство или подчиненность, зависит от положения и роли органа, издавшего акт. Выделяют следующие виды нормативных актов 1:

Виды законов:

  • Конституция (закон законов) — основополагающий учредительный политико-правовой акт, закрепляющий конституционный строй, права и свободы человека и гражданина, определяющий форму правления и государственного устройства, учреждающий федеральные органы государственной власти;
  • федеральные конституционные законы — принимаются по вопросам, предусмотренным и органически связанным с Конституцией РФ (например, федеральные конституционные законы об арбитражных судах, о военных судах, о Конституционном Суде РФ, о судебной системе, о референдуме, о Правительстве России и т.п.);
  • федеральные законы — это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам социально-экономической, политической и духовной жизни общества (например, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и пр.);
  • законы субъектов Федерации — издаются их представительными органами и действие их распространяется только на соответствующую территорию (например, закон Саратовской области о муниципальной службе в Саратовской области, о социальных гарантиях и т.п.).

Виды подзаконных актов:

  • указы Президента РФ — высшие по юридической силе подзаконные нормативные акты;
  • постановления Правительства РФ — акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами;
  • приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры;
  • решения и постановления местных органов государственной власти;
  • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
  • нормативные акты муниципальных органов;
  • локальные нормативные акты — это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). 2

Поскольку закон — это акт, принятый в особом порядке, следует обратить внимание на процесс создания закона, т.е. законотворческий процесс. Он включает в себя несколько последовательных этапов:

  • Законодательная инициатива — официальное предложение от управомоченных лиц или государственных органов (депутаты, президент, правительство) принять тот или иной нормативный правовой акт путем внесения в законодательный орган законопроектов, подлежащих обязательному рассмотрению.
  • Обсуждение законопроекта — осуществляется в правотворческом органе, как правило, в нескольких чтениях.
  • Принятие закона — происходит на заседании законодательного органа путем подачи голосов «за» или «против».
  • Опубликование (промульгация) закона — т.е. доведение до сведения населения его содержания. Опубликование закона, как правило, состоит из подписания принятого закона главой государства и последующего его официального опубликования. 3

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА

6. НОРМА ПРАВА, ЗАКОН И ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ, КОНСТИТУЦИЯ, ОТРАСЛИ ПРАВА

Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений.

Элементы структуры нормы права: 1) гипотеза – описывает обстоятельства, при наступлении которых возникают определенные отношения; 2) диспозиция – устанавливает отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой; 3) санкция – определяет меры ответственности в случае совершения действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.

Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения. Признаки закона: 1) принимается парламентом или на референдуме; 2) регулирует наиболее значимые общественные отношения; 3) является нормативным по содержанию; 4) включает максимально общие нормы, которые развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами; 5) принимается, изменяется и отменяется с применением особой процедуры – законодательного процесса; 6) обладает верховенством над иными актами, которое заключается в том, что все остальные акты должны быть основаны на законах и не противоречить им. В случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон как акт большей юридической силы. Законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа. Никто не вправе отменить или изменить закон кроме органа, его издавшего.

Виды подзаконных актов: указы президента; постановления правительства; ведомственные акты; акты субъектов Федерации и субъектов местного самоуправления; корпоративные акты, санкционированные государством.

Конституция РФ – универсальный нормативный акт, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Устанавливая основы и принципы иных правовых отраслей, выступает в качестве основы российской правовой системы в целом, обладает верховенством и высшей юридической силой, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений специфическим для данной отрасли методом (уголовное право, гражданское право, конституционное право и др.). Критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Как правило, в каждой отрасли права условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет основные определения, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

1.7. Норма права и нормативно-правовой акт

Регулирование общественных отношений осуществляется посредством системы социальных норм: нормы морали, нормы нравственности, религиозные нормы, нормы права. Последним из них принадлежит особая роль, поскольку за ними стоит механизм государственного принуждения.

Норма права— общеобязательное правило поведения, устанавливаемое государством и обеспечиваемое его принудительной силой.

Норма права определяет границы возможного и должного поведения людей, меру их внутренней и внешней свободы в конкретных взаимоотношениях. Правовые нормы регулируют определенные виды и разновидности общественных отношений, объективно нуждающихся именно в такого рода воздействии. Норма права представляет собой структурную единицу системы права. Норма права устанавливается или санкционируется государством, закрепляясь в официальных государственных актах. Нормой права устанавливаются свобода действий и обязанность совершать или воздерживаться от совершения каких- либо поступков. Нарушение границ свободы дозволенного и необходимого поведения влечет за собой применение мер юридической ответственности к правонарушителю.

Исходя из нормативистской концепции, право представляет собой совокупность создаваемых и охраняемых государством норм. Это строго согласованная и взаимозависимая целостная система, в которой нормы выстраиваются, группируются в определенном порядке.

Норма права, будучи структурной единицей права, сама имеет свое внутреннее строение. Норма права имеет трехзвенную структуру — гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза представляет собой условие действия нормы, т.е. устанавливает, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом поведения^ Например, имея право на пенсионное обеспечение по возрасту, его реализация возможна только по достижении установленного законом возраста.

Диспозиция как структурный элемент нормы права указывает, каким может быть и должно быть поведение социального субъекта при наличии условий, означенных гипотезой. Следовательно ^диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей .J

Санкция характеризует последствия действия нормы. Различают позитивную и негативную разновидности санкции. Позитивная санкция связана с системой поощрений (например, выплата премии, награждение орденами и медалями), а негативная — с системой мер государственного взыскания, которые могут применяться к нарушителю правила, предусмотренного диспозицией.

Регулятивная роль нормы права может быть осуществлена только при наличии всех ее структурных элементов. Поскольку существуют различные способы изложения правовых норм (прямой, отсылочный, бланкетный), то не всегда названные структурные элементы нормы права присутствуют в одной статье нормативно-правового акта. Таким образом, норма права не тождественна статье нормативно-правового акта. Они соотносятся как содержание (логически завершенное правило поведения) и форма.

Нормы права различаются по своему конкретному содержанию, характеру предписаний, сферам действия, формам выражения, предмету и методам регулирования, санкциям и т.д. Так, по методу правового регулирования различают императив- ные (не предусматривающие вариантов поведения для субъектов (например, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы (ч. 2 ст. 15) и диспозитивные (предусматривающие варианты поведения, например, каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции РФ), поощрительные (ъа- рактерны для трудового права, где действуют разного рода премиальные системы, направленные на стимулирование моральной и материальной заинтересованности в росте производительности труда; а также встречаются в административном праве, когда устанавливаются порядок награждения граждан орденами и медалями, присвоения почетных званий) и рекомендательные нормы права (свойственные для земельного права); по форме выражения — управомочивающие у например, граждане РФ имеют право на участие в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), обязывающие, например, каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ), запрещающие у например, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя.

Нормы права группируются в отдельные части — отрасли, институты.

Отрасль права — это объективно обособившаяся совокупность однородных правовых норм, регулирующих определенную область (сферу) общественных отношений.

Институт права представляет собой совокупность норм, регулирующих узкооднотипные отношения в рамках отрасли. Правовые институты призваны регламентировать отдельные участки, фрагменты, стороны общественной жизни. В качестве примеров конституционных институтов можно назвать институт гражданства, институт народовластия; в рамках международного публичного права — институт правопреемства, институт признания, институт ответственности и др.

В огромном множестве юридических норм могут возникать отдельные расхождения и противоречия (коллизии), но установлены общие подходы к их разрешению, чтобы обеспечить единство правовой системы.

Систематизация норм права осуществляется в нормативноправовых актах. Нормативно-правовой акт— это принятый в установленном порядке уполномоченным на то органом письменный официальный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

Нормативно-правовые акты следует отличать от нормативно-вспомогательных актов (не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а предназначены для введения в действие юридических нормы (например, ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 137-Ф3 «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации») и актов применения права (содержат индивидуальное государственно-властное веление по применению права (например, требование оплатить штраф, направленное конкретному лицу).

Нормативно-правовые акты можно классифицировать по различным основаниям. Так, по предмету правового регулирования различают гражданско-правовые; уголовно-правовые; адми- нистративно-правовые акты и т.д.; по территории действия — общегосударственные, региональные, местные.

Нормативно-правовые акты обладают определенной юридической силой, которая характеризует место нормативно-правового акта в системе законодательства. С этих позиций все нормативно-правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

Нормативно-правовые акты подлежат официальному опубликованию, которое выражается в помещении полного текста нормативного акта в официальном издании (либо в информационном бюллетене «Собрание законодательства Российской Федерации», либо в «Российской газете»).

Нормативно-правовые акты прекращают свое действие во времени по истечении срока, заранее установленного в самом нормативном акте (например, федеральный закон о федеральном бюджете действует только в течение одного финансового года); в случае их отмены; при замене данного акта другим, устанавливающим новые правила регулирования этих же общественных отношений.

Действие нормативно-правого акта в пространстве связано с распространением его на всю территорию государства или только на ее часть, что особенно характерно для федеративного государства, где субъекты вправе создавать свою систему законодательства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц означает по общему правилу распространение его на всех субъектов, находящихся в рамках территориальной сферы действия того или иного акта. Исключения связаны, например, с наличием дипломатического иммунитета (выведены из-под юрисдикции государства пребывания); с отсутствием гражданства государства пребывания (иностранным гражданам и лицам без гражданства не адресуется право участвовать в управлении делами государства проживания или пребывания). Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативно-правовой акт, может определяться по другим основаниям, например, по признаку пола (только мужчинам в России адресуется воинская обязанность); по возрастному цензу (несовершеннолетние); по профессиональной принадлежности (военнослужащие).

Таким образом, норма права выступает структурной единицей нормативно-правового акта, который в свою очередь — элемент системы законодательства.

Норма права, закон и подзаконные акты, конституция, отрасли права

Норма права – установленное государством, обеспеченное его защитой, общеобязательное, формально определенное правило поведения, выступающее регулятором общественных отношений путем установления взаимных прав и обязанностей участников этих отношений.

Элементы структуры нормы права:

  1. гипотеза – описывает обстоятельства, при наступлении которых возникают определенные отношения;
  2. диспозиция – устанавливает отношение, возникающее при наличии обстоятельств, предусмотренных гипотезой;
  3. санкция – определяет меры ответственности в случае совершения действий, которые противоречат отношениям, установленным диспозицией нормы.

Закон – нормативно-правовой акт, принимаемый на референдуме или высшим представительным (законодательным) органом государства в особом порядке, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения. Признаки закона:

  1. принимается парламентом или на референдуме;
  2. регулирует наиболее значимые общественные отношения;
  3. является нормативным по содержанию;
  4. включает максимально общие нормы, которые развиваются, конкретизируются, дополняются подзаконными нормативно-правовыми актами;
  5. принимается, изменяется и отменяется с применением особой процедуры – законодательного процесса;
  6. обладает верховенством над иными актами, которое заключается в том, что все остальные акты должны быть основаны на законах и не противоречить им.

В случае каких-либо расхождений между нормативными актами действует именно закон как акт большей юридической силы. Законы не подлежат утверждению (одобрению, санкционированию) со стороны какого-либо исполнительного, судебного или иного органа. Никто не вправе отменить или изменить закон кроме органа, его издавшего.

Виды подзаконных актов: указы президента; постановления правительства; ведомственные акты; акты субъектов Федерации и субъектов местного самоуправления; корпоративные акты, санкционированные государством.

Конституция РФ – универсальный нормативный акт, принятый на общероссийском референдуме 12 декабря 1993 г. Содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Устанавливая основы и принципы иных правовых отраслей, выступает в качестве основы российской правовой системы в целом, обладает верховенством и высшей юридической силой, ее отличает особый, усложненный порядок принятия и изменения.

Отрасль права – совокупность правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений специфическим для данной отрасли методом (уголовное право, гражданское право, конституционное право и др.). Критериями деления на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Как правило, в каждой отрасли права условно выделяют общую и особенную части. Общая часть закрепляет основные определения, принципы, правовые основы отраслевого регулирования, особенная – специализированные правовые институты.

Смотрите еще:

  • Сделать водительские права для ребенка Выдают ли детские права? В некоторых городах России существуют автошколы, в которые принимают школьников, начиная с 7-летнего возраста. По окончании прохождения курса юный водитель имеет возможность сдать экзамен […]
  • Закон об акционерных обществах книга Книга Федеральный закон "Об акционерных обществах" Снят с продажи Последняя цена: 75 р. Начислим ON-бонусов: 1 р. За свои покупки вы получаете ОН-бонусы, которыми сможете оплатить следующие покупки. 1 ОN-бонус = 1 […]
  • По какой статье увольняют сотрудника по собственному желанию Увольнение по собственному желанию в 2018, порядок и нюансы Трудовое Законодательство РФ предусматривает несколько вариантов расторжения трудового договора, один из которых по инициативе работника (ч.3 ст. 77 ТК РФ). […]
  • Назначение судебной экспертизы в гпк Назначение судебной экспертизы по гражданским делам Давайте рассмотрим вопросы назначения судебной экспертизы по гражданским делам. Заключение эксперта является одним из доказательств по искам. Порядок назначения и […]
  • Пристройка к вашему дому Пристройка к вашему дому Очень часто после возведения дома возникает желание пристроить к нему веранду, террасу или другое помещение. Как это сделать, лучше, и, с одной стороны не навредить самому дому, а с другой – […]
  • Декларация на доход физических лиц как заполнять Заполнение Налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц Декларация по налогу на доходы физических лиц (по тексту — Декларация) подается в налоговый орган на бланке установленной формы, утвержденной приказом […]