Неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения

Решение суда не исполняется

Уважаемая Валенсия.Согласно решения суда Министерство ЖКХ обязано включить вас в список детей-сирот, которым должно быть предоставлено жилое помещение. Решение суда выполнено. Вы в списке. К сожалению, суд не устанавливает срок предоставления жилого помещения, т.к. ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот. » не предусматривает права первоочередного или внеочередного предоставления жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей. Вам не понравится мой ответ, но это так.

Удачи. Мой ответ — ваш отзыв.

Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» (229 ФЗ) содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Если сроки истекли можно снова подавать в суд, по ст. 315 УК РФ «Неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта». Как минимум пригрозите судебным разбирательством, если ситуация не проясняется, к сожалению, придется опять в суд. Главное вручить приставом главе администрации предупреждение об уголовное ответственности по ст. 315 УК РФ — злостное неисполнение решения суда. Добейтесь вручения приставом предупреждения, чуток подождете и, если положительных сдвигов не наметится, то с копией предупреждения обращайтесь в следственный комитет с вопросом о возбуждении уголовного дела.

Также в Вашем случае поступить так, если в течение значительного срока (обычно 1 год) должник без уважительной причины не исполняет решение суда, взыскатель может обратиться в суд с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда, ст. 203 ГПК РФ, в вашем случае — взыскать с должника стоимость квартиры по рыночным ценам в вашем городе.

Ваша ситуация является очень распространенной. Вам необходимо дождаться окончательного решения по исполнительному производству. Вероятно исполнительное производство будет прекращено ввиду невозможности его исполнения. В этом случае у Вас возникает право обратиться в суд с иском о взыскании с Министерства ЖКХ рыночной стоимости квартиры.

Давайте заглянем в закон «Об исполнительном производстве» (статья 123 и статья 128). Там прямо указано, что постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), могут быть обжалованы либо его непосредственному начальнику (начальнику отдела – старшему судебному приставу), либо в суд, в районе деятельности которого пристав исполняет свои обязанности (если исполнительный лист выдал арбитражный суд, то обжаловать можно туда).
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается только в письменной форме. В ней должны быть указаны: 1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются; 2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавшей жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации; 3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий; 4) требования лица, подавшего жалобу. По закону лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Когда вы напишете жалобу, передайте один экземпляр через канцелярию службы судебных приставов (либо отправьте по почте заказным письмом с уведомлением), потребуйте, чтобы на втором экземпляре в канцелярии поставили штамп о принятии. Ваше обращение обязаны рассмотреть в течение десяти дней с момента его поступления (ст. 126 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Если вам по каким-то причинам не понравится ответ старшего судебного пристава, обращайтесь к его непосредственному начальнику (Главному судебному приставу субъекта Российской Федерации). Если все это не помогло, то необходимо обращаться в суд. Привожу примерный образец такого обращения: В ____________ районный суд ________ Адрес: __________________________ от гражданина РФ________________, паспорт_________________________, выдан __________________________, проживающего по адресу: ________________________________ ЖАЛОБА на бездействие судебного пристава-исполнителя ______________________ отдела судебных приставов __________________района ________________________( Ф.И.О.) «______»_________________г. мировым судьей _______________судебного участка № _________________был выдан судебный приказ по делу ______________________(вступил в законную силу __________________г.) «___»________2011 г. исполнительный лист принят ССП ____________отдела судебных приставов _________________района________________, возбуждено исполнительное производство № __________________судебным приставом-исполнителем _______________________________ Указанные действия (возбуждение исполнительного производства) на дату подачи настоящей жалобы не привели к исполнению решения суда. По настоящее время каких-либо сведений о надлежащем исполнении исполнительного производства от судебного пристава-исполнителя не имеется. В соответствии со ст. 64 ФЗ «Об исполнительном производстве», в процессе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, в том числе: – вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; – запрашивать необходимые сведения у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; – проводить проверку, в том числе финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; – давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; – запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; – рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; – взыскивать исполнительский сбор и налагать штрафы на должника и иных лиц в случаях и порядке, которые установлены указанным Федеральным законом; – обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее – регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; – совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов. В соответствии со ст. 105 ФЗ «Об исполнительном производстве», в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

А я согласна с коллегой, Зубковым Сергеем Васильевичем. Согласно решению суда, которое вы выложили, вас должны были внести в список детей-сирот и в последствии предоставить жилье (что Министерство ЖКХ Хабаровского края собственно и сделало). При этом в решении суда ничего не сказано, что жилье вам должны предоставить вне очереди.

Также, согласно ст.57 Жилищного кодекса жилые помещения предоставляются вне очереди:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Ранее данная статья содержала пункт 2 который давал также право детям-сиротам на получение жилья вне очереди, как видите данный пункт утратил силу с 01.01.2013 года.

Таким образорм, обращение к судебным приставам не имеет смысла так как решение суда было выполнено и вы внесены в списки. Обращение в суд тоже не поможет, так как по закону у вас нет права на внеочередное получение жилого помещения (только если ваше жилье, в котором вы на данный момент проживаете будет признано непригодным, или если вы страдаете тяжелым хроническим заболеванием).

Добрый день! По существу вашего вопроса могу сообщить и пояснить следующее, что данные правоотношения регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, в соответствии с которым рекомендую следующее: Первое. Подать письменное заявление в адрес старшего судебного пристава ОСП, в котором подробно в хронологическом порядке изложите всю ситуацию и подробно опишите действия должностного лица ОСП, что, когда происходило, реакция на заявления и просьбы и.т.д. и соответственно просите: 1) Провести проверку по данному факту с правовой оценкой действий и без действий данного должностного лица. 2) Дать указание должностным лицам на устранение вышеуказанных замечаний и нарушений прав с выдачей подробной информации с копиями постановлений судебного пристава-исполнителя и документов исполнительного производства. 3) Провести разъяснительную работу и применить меры воздействия, в том числе и административного характера по отношению к должностным лицам и дать распоряжение на принудительное взыскание долга по исполнительному документу. 4) О принятом решении по существу прошу сообщить в установленные сроки и порядке в мой адрес. Второе. Подайте такое же подробное заявление в адрес прокуратуры (поскольку прокурор осуществляет надзор за приставами) в котором просите: 1) Осуществить прокурорский надзор за действиями должностных лиц ОСП в моём отношении с выдачей соответствующего прокурорского предписания на устранение нарушений закона в моём отношении. 2) Дать правовую оценку действиям должностных лиц ОСП с ссылкой на нормы закона и осуществить защиту моих прав в том числе и в судебном порядке. Данные заявления подавайте в двух экз. и на вторых (ваших) пусть поставят Вх.№ о приёме или можете отправить по почте с уведомлением о доставке. Ждите письменных ответов и реакций — по результатам которых примите решение о дальнейших действиях, в плоть до обращения в суд на бездействие судебных приставов. С Уважением…

НТВП «Кедр — Консультант»

Подписка на обзоры и консультационные материалы.

О неисполнении администрацией города решения суда о предоставлении квартиры на условиях социального найма

В 2013 году Воткинским городским судом принято решение об удовлетворении исковых требований заявительницы, а именно, об обязании Администрации г. Воткинска предоставить в пользование ее семье на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры в черте г. Воткинска.

В межрайонном отделе по особым исполнительным производствам Управления ФССП по УР на основании выданного судом исполнительного листа возбуждено исполнительное производство. Однако, в установленный срок требования исполнительного документа Администрацией г. Воткинска не были исполнены. Также в рамках исполнительного производства на Администрацию г. Воткинска неоднократно налагались штрафы, должностные лица предупреждались об уголовной ответственности.

По состоянию на 28.10.2015 года жилое помещение семье заявительницы до сих пор не было предоставлено и она вынуждена проживать у родственников. Администрация г. Воткинска, признавая обязательность исполнения решения суда, не может указать конкретные сроки, когда жилое помещение будет предоставлено.

Заявительница согласна на замену предоставления жилого помещения денежной компенсацией в размере рыночной цены квартиры.

Вопрос: существует ли предусмотренная законом возможность каким-то образом повлиять на должника для исполнения им требований судебного акта.

Статьей 13 ГПК РФ установлено, что «вступившие в законную силу судебные постановленияявляются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом».

В соответствии со статьей 36 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 года «Об исполнительном производстве», «содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства».

Требования исполнительного документа, согласно представленным заявительницей документам, Администрацией г. Воткинска не исполняются более чем два года.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 14.02.2002 года № 4-П, «вступившее в законную силу судебное решение должно быть исполнено, — в противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов, что несовместимо с конституционным принципом справедливого правосудия и полной судебной защиты, отрицательно сказывается на авторитете судебной власти и порождает сомнения в эффективности правовых средств защиты.».

Длительным неисполнением Решения суда нарушается право взыскателя на жилище провозглашенное статьей 40 Конституции РФ, а также право, предусмотренное статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 года, на справедливое судебное разбирательство, составляющей частью которого является исполнение решения суда.

В Постановлении Европейского Суда от 07.05.2002 года по делу «Бурдов против России» Европейский Суд по правам человека указал, что «предусмотренное пунктом 1 статьи 6 Конвенции «право на суд» было бы иллюзорным, если бы правовая система государства-участника Европейской Конвенции допускала, чтобы судебное решение, вступившее в законную силу и обязательное к исполнению, оставалось бы длительное время недействующим в отношении одной стороны в ущерб ее интересам.».

Так, в соответствии с частью 1 статьи 203 ГПК РФ, «суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.».

В силу статьи 434 ГПК РФ, «при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм.».

Принимая во внимание длительность неисполнения решения суда, а также непредставление Администрацией г. Воткинска доказательств, подтверждающих возможность исполнения решения в разумный срок, имеются обстоятельства, затрудняющие исполнение решения суда.

Необходимо обратить внимание, что при аналогичных обстоятельствах, когда имеет место длительный срок неисполнения судебных решений и отсутствуют достоверные сведения о том, что решение суда будет исполнено в разумный срок, судебной практикой признается обоснованность требований заявителей об изменении способа и порядка исполнения решения суда, а именно предоставления денежного эквивалента взамен жилого помещения (например: Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.10.2014 года по делу № 33-3943, Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 09.09.2014 года № 33-9652, Определение Костромского областного суда от 11.09.2013 года по делу № 33-1484).

В рассматриваемом случае изменение способа исполнения решения суда путем присуждения заявительнице компенсации стоимости жилого помещения за счет средств казны Администрации г. Воткинска позволит исполнить его должным образом и не нарушит права и интересы сторон.

На вопрос заявительницы, каким образом должна быть рассчитана сумма денежной компенсации и сколько составляет ее размер в настоящее время, было указано следующее:

При определении размера денежной компенсации необходимо руководствоваться сведениями Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (Удмуртстат) о средней стоимости одного квадратного метра общей площади по Удмуртской Республике в соответствующем квартале 2015 года.

Так, согласно официальной информации, размещенной на официальном сайте Удмуртстата (http://udmstat.gks.ru), средняя цена 1 квадратного метра общей площади на рынке жилья среднего типового качества в 3-ем квартале 2015 года составляет 44 226 рублей на первичном рынке и 43 009 рублей на вторичном рынке.

При определении стоимости жилья необходимо учитывать средние арифметические показатели цен между первичным и вторичным рынком в типовых квартирах ввиду того, что исполнительный документ предусматривает предоставление жилья, которое носит компенсационный характер и не предусматривает требований о конкретном рынке жилья.

По просьбе заявительницы был произведен предварительный расчет суммы денежной компенсации исходя из цен за 1 кв. метр жилья по состоянию на 3 квартал 2015 года и жилой площади, присужденной судом в размере 53,2 кв. м.:

(39,9 кв. м. +13.3. кв.м.) х (43 009 руб. + 44 226 руб.)/2 = 2 320 451 руб.

Таким образом, сумма компенсации составит 2 320 451 рублей.

По результатам консультации заявительнице было рекомендовано обратиться в суд, рассмотревший дело, с заявлением об изменении порядка и способа исполнения решения суда, обязательно приложив документы из исполнительного производства, подтверждающие длительный характер неисполнения решения суда.

Соболев Алексей Владимирович,

юрист ООО «ЮК «Бизнес Аналитика», тел. 8 912 753 60 15, почта: [email protected]

Консультация дана в ноябре 2015 г.

Неисполнение решения суда о предоставлении жилого помещения

7-8 декабря 2016 года в г.Москва прошел Координационный совет российских уполномоченных по правам человека. Одной из наиболее актуальных, стала тема по проблеме исполнения органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди, и пути ее решения. На фоне общей ситуации с соблюдением жилищных прав граждан выделяются сферы, где права граждан требуют особой защиты, оперативного и квалифицированного вмешательства.

Исполнение органами местного самоуправления решений судов о предоставлении гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди является одной из таких сфер.

Изучение информации, предоставленной Уполномоченными по правам человека в субъектах РФ, показывает, что названная проблема актуальна для всех регионов без исключения, носит системный, трудноразрешимый характер.

Аналогичная ситуация сложилась и в Республике Ингушетия.

Граждане, имеющие право на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, активно обращаются в суд с требованием обязать органы местного самоуправления предоставить социальное жилье вне очереди. Суды граждане выигрывают, но самое сложное начинается дальше, поскольку получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает.

Исполнение таких решений сталкивается с серьезными проблемами как объективного, так и субъективного характера, среди которых следует назвать

1. Отсутствие в бюджетах муниципальных образований денежных средств на строительство или приобретение жилых помещений. Об этом говорят сами представители муниципалитетов. В большинстве случаев на запрос в местную администрацию о выделении муниципального жилья, поступает ответ, что в муниципалитете отсутствует жилищный фонд

2.На территориях муниципальных образований строительство муниципального жилья социального использования, как правило, не ведется

3.Отсутствие свободных жилых помещений муниципального жилищного фонда социального использования.

В тоже время, ссылаясь на отсутствие денег, свободного жилья органам местного самоуправления необходимо понимать, что Европейский Суд по правам человека и Верховный Суд РФ исходят из того, что отсутствие финансовых средств или иных ресурсов не может служить основанием для неисполнения решения суда.

  1. Сложность и длительность процедуры покупки квартир в соответствии с ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
  2. Отсутствие реальных и эффективных механизмов привлечения лиц, виновных в длительном неисполнении решений судов к ответственности.

К сожалению, следует признать, что неисполнение судебных решений данной категории стало нормой. Сложилась ситуация, когда муниципальные власти знают, что к ответственности их не привлекут. Статья 315 Уголовного кодекса РФ, предусматривающая ответственность за неисполнение решения суда, не работает или работает неэффективно. В тоже время нельзя не согласиться с утверждением, что только от возбуждения уголовных дел количество построенного жилья не увеличится.

  1. Отсутствие действенных механизмов защиты прав граждан, в случае неисполнения решений судов о предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма вне очереди.

При нарушении права на исполнение судебного решения о предоставлении жилья вне очереди в разумный срок граждане не могут обратиться в суд и требовать компенсации в соответствии с ФЗ от 30.04.2010 N 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», так как правом на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок наделены лишь те взыскатели, право которых нарушено неисполнением в разумный срок судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации («Обзор практики рассмотрения судами общей юрисдикции дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок»). Обратиться за компенсацией морального вреда, причиненного непредоставлением жилого помещения по договору социального найма и длительным неисполнением решения суда, граждане не могут, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, а также другие федеральные законы, регулирующие жилищные отношения, не содержат норм, которые предусматривали бы возможность компенсации морального вреда в связи с нарушением прав гражданина на своевременное предоставление жилья по договору социального найма (определение Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 33-КГ16-16).

  1. В бюджетах муниципальных образований, как правило, не предусматриваются денежные средства на исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, а если и предусматриваются, то в крайне ограниченном объеме.
  2. Отсутствие в действующем законодательстве ответственности органов местного самоуправления, их должностных лиц за принятие правового акта о бюджете на очередной финансовый года, в котором не учтены расходы на строительство или покупку муниципального жилья социального использования, исполнение решений судов о предоставлении муниципальных жилых помещений по договорам социального найма.

Органы местного самоуправления пытаются различными способами решить проблему исполнения решений судов о предоставлении жилья, например, из-за отсутствия свободных жилых помещений. Вопрос исполнения решений судов о предоставлении социального жилья внеочередникам муниципалитеты пытаются решить посредством изменения способа исполнения решения суда (обязательство предоставить жилое помещение в натуре заменяется на обязательство выплатить гражданину рыночную стоимость подлежащего предоставлению жилого помещения). В муниципальном бюджете для этого предусматриваются денежные средства. Но такие случаи единичны. Более того, для изменения способа исполнения решений судов о предоставлении жилья в бюджете предусматривается ограниченное количество средств, которых явно недостаточно, чтобы полностью решить проблему исполнения решений судов.

Также необходимо учитывать, что суды, производя такое изменение способа исполнения, исходят из того, что гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать, став его собственником. Между тем реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограничена 1 марта 2017 г. И вполне возможно, что после указанной даты изменение способа исполнения решения суда о предоставлении жилья в названном варианте станет невозможно.

Проблему исполнения решений судов о предоставлении жилья гражданам решить только за счет бюджетных средств муниципальных образований на сегодняшний день практически не представляется возможным. Это связано, прежде всего, с ограниченными финансовыми возможностями муниципалитетов. Об этом говорят сами представители органов местного самоуправления, ссылаясь на то, что для решения проблемы жилищного обеспечения внеочередников необходима финансовая помощь федерального и регионального бюджетов.

Учитывая, что муниципальные образования из-за ограниченных возможностей местных бюджетов, не могут решить проблему исполнения решений судов, назрела необходимость выработки новых подходов к решению названной проблемы, привлечения и консолидации финансовых ресурсов на местном, региональном и федеральном уровне в соответствии с полномочиями.

Принимая во внимание вышеизложенное, с учетом предложений Уполномоченных по правам человека в субъектах РФ, можно предложить следующие шаги для решения проблемы исполнения органами местного самоуправления решений судов о предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма:

  1. Привлечение средств федерального, регионального, местных бюджетов для строительства социального жилья на условиях софинансирования, государственная финансовая поддержка муниципальных образований. Например, посредством разработки программ, которые предусматривали бы предоставление субсидий бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий по организации строительства муниципального жилищного фонда социального использования, обеспечению жильем граждан, имеющих право на получение муниципального жилья по договору социального найма вне очереди.
  2. Совершенствование процедуры покупки органами местного самоуправления жилых помещений для предоставления во исполнение решений судов о предоставлении жилья в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части упрощения процедуры и сокращения ее длительности.
  3. Внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих обязанность органов местного самоуправления ежегодно предусматривать в бюджете средства на строительство муниципального жилья социального использования и исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
  4. Совершенствование механизмом привлечения лиц, виновных в длительном неисполнении решений судов, к ответственности. Например, предусмотреть в действующем законодательстве ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за принятие правового акта о бюджете на очередной финансовый года, в котором не учтены расходы на строительство или покупку муниципального жилья социального использования, исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма.
  5. Совершенствование механизмов защиты прав граждан, в случае неисполнения решений судов о предоставлении жилья по договорам социального найма вне очереди. В частности, внесение изменений в действующее законодательство, предусматривающих право граждан на обращение в суд с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в соответствии с ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», а также возможность компенсации морального вреда, причиненного не предоставлением жилого помещения по договору социального найма и длительным неисполнением решения суда.
  6. Проведение регулярной инвентаризации и выявления свободных муниципальных жилых помещений, обращение в муниципальную собственность бесхозяйного или вымороченного жилья, выявление муниципальных жилых помещений, которые занимаются гражданами незаконно, освобождение названных жилых помещений в целях последующего предоставления во исполнение решений судов о предоставлении жилья.

Проблемы исполнения судебных решений о предоставлении жилых помещений

ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ СУДЕБНЫХ РЕШЕНИЙ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

А. В. ЗАКАРЛЮКА, Д. В. НОВИКОВ

——————————— Авторы данной статьи выражают благодарность за помощь в ее подготовке судебному приставу-исполнителю Ленинского отдела судебных приставов N 4 г. Екатеринбурга Кочергиной Наталье Анатольевне.

Закарлюка А. В., консультант управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.

Новиков Д. В., ведущий специалист юридического отдела управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области.

Конституция РФ гарантирует каждому право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов (ст. 40 ЖК РФ). Порядок предоставления жилых помещений гражданам России с 1 марта 2005 г. установлен ЖК РФ, главой 7 «Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма». При этом отказ в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий может быть обжалован им в судебном порядке (ст. ст. 54, 56 ЖК РФ). Практика службы судебных приставов Свердловской области свидетельствует о том, что случаев обращения к судебной защите граждан, претендующих на социальное жилье, немало, что следует из количества поступающих на исполнение исполнительных листов судов общей юрисдикции об обязании органов местного самоуправления предоставить гражданину жилое помещение, отвечающее определенным требованиям. Практика «принудительного» обеспечения граждан жилыми помещениями наиболее распространена в крупных городах, например в г. Екатеринбурге, что связано как с немалым количеством категорий льготников, так и с ветхостью жилищного фонда в областном (краевом, республиканском) центре. Однако получение на руки судебного решения о предоставлении жилого помещения само по себе жилищной проблемы не решает. В ряде случаев исполнение таких решений сталкивается с определенными препятствиями как объективного, так и субъективного характера. В связи с этим хотелось бы остановиться на некоторых проблемах исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения. Добровольное исполнение исполнительного документа. Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве) устанавливает срок для добровольного исполнения должником предъявленного к исполнению в службу судебных приставов исполнительного документа, который не может превышать 5 дней со дня возбуждения исполнительного производства (п. 3 ст. 9). В случае неисполнения должником (как правило, местной администрацией) исполнительного листа о предоставлении гражданину жилого помещения исполнение производится в принудительном порядке, а для должника наступают определенные правовые последствия: 1) взыскание с него исполнительского сбора или штрафа за неисполнение исполнительного документа (п. 1 ст. 81, п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве) ; 2) взыскание с него расходов по совершению исполнительных действий (п. 1 ст. 84 того же Закона). ——————————— Бесспорно, что за одно и то же правонарушение возможно применение только одного вида ответственности. В связи с этим представляется не соответствующим Конституции РФ положение п. 1 ст. 81 Закона об исполнительном производстве о взыскании с должника исполнительского сбора за неисполнение им без уважительных причин требований исполнительного документа неимущественного характера при одновременном наложении на него штрафа, предусмотренного п. 1 ст. 85 того же Закона. На практике в случае неисполнения исполнительных документов неимущественного характера без уважительных причин судебные приставы-исполнители ограничиваются взысканием с должника исполнительского сбора, не прибегая к штрафу, предусмотренному п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве.

Очевидно, что обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть исполнена местной администрацией в 5-дневный срок, что связано с длительностью процедур подбора жилого помещения и оформления жилищных прав гражданина в отношении его. Здесь, конечно, можно поставить в упрек администрации и то, что о необходимости предоставления гражданину жилого помещения стало известно еще по вступлении соответствующего решения суда в законную силу, а следовательно, установленный Законом об исполнительном производстве 5-дневный срок объективно продлевается на время с момента вступления решения суда в законную силу до момента обращения его к принудительному исполнению, и то, что сама администрация как аппарат «бюрократии» не торопится с решением поставленных перед ней задач. Но нельзя не учитывать и пассивность самого гражданина-взыскателя, который по получении на руки решения суда, как принято в постсоветской России, ждет причитающегося ему сложа руки, хотя без ряда необходимых данных (о количестве членов семьи гражданина, их возрасте и поле, наконец, фамилии, имени и отчестве) администрация-должник не может даже инициировать процедуру добровольного исполнения судебного решения. При исполнении таких решений руки администрации нередко связаны и отсутствием свободного жилищного фонда, а также денежных средств, заложенных в местном бюджете на текущий год, на приобретение необходимого жилья на рынке недвижимости . ——————————— Практика исполнения решений судов о предоставлении жилого помещения на территории г. Екатеринбурга свидетельствует о том, что отыскиваемое жилое помещение, как правило, приобретается администрацией г. Екатеринбурга на вторичном рынке жилья за счет средств, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, поскольку в г. Екатеринбурге не имеет места социальное строительство жилых домов, а участие в долевом (коммерческом) строительстве так называемых элитных жилых домов выливается муниципалитету «в копеечку».

Для оценки уважительности причин неисполнения должником исполнительного документа о предоставлении жилого помещения судебному приставу-исполнителю необходимо учитывать, в частности: — наличие-отсутствие на момент возбуждения исполнительного производства у администрации-должника свободной жилой площади; — при наличии свободной жилой площади — «расторопность» администрации к предложению гражданину-взыскателю жилого помещения, отвечающего предусмотренным решением суда требованиям (выдача «смотрового ордера» и пр.); — при отсутствии свободной жилой площади — обращение местной администрации в суд, выдавший исполнительный лист, с ходатайством об отсрочке его исполнения (ст. ст. 203, 434 ГПК РФ, ст. 18 Закона об исполнительном производстве); — при отсутствии свободной жилой площади — выход администрации в представительный орган муниципалитета с ходатайством о выделении дополнительных бюджетных средств на обеспечение гражданина жилым помещением. Указанные обстоятельства являются предметом проверки при рассмотрении судами дел по жалобам администраций-должников на постановления судебных приставов-исполнителей о взыскании исполнительского сбора. Изменение способа исполнения решения суда. В соответствии со ст. ст. 203, 434 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения. Аналогичная норма содержится в ст. 18 Закона об исполнительном производстве. Приведенные нормы допускают субсидиарное исполнение решений судов о предоставлении жилых помещений, имея в виду возможность изменения способа исполнения решения: предоставление жилого помещения на взыскание рыночной стоимости присужденного жилого помещения . Судебная практика, производя такое изменение способа исполнения, исходит из того, что гражданин, получивший жилое помещение по договору социального найма, имеет право впоследствии его приватизировать, став его собственником (ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями) (далее — Закон о приватизации)). ——————————— См.: БВС РФ. 1999. N 6. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «Некоторые вопросы судебной практики по гражданским делам ВС РФ» (п. 19) // БВС РФ. 1998. N 8 — 10. БВС РФ. 1991. N 28. Ст. 959.

Между тем реализация права на приватизацию жилого помещения на безвозмездных началах ограничена 1 января 2010 г. . Кроме того, жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2010 г., не подлежат приватизации (ст. 4 Закона о приватизации (в ред. Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»)) . ——————————— Закон о приватизации признан утратившим силу с 1 января 2010 г. (см.: ст. 2 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. 1). Ст. 15. Следует иметь в виду, что положение ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации (в ред. ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации»), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 г., признано не соответствующим Конституции РФ и утратило силу (Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. ст. 12 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации») в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М. Ш. Орлова, Х. Ф. Орлова и З. Х. Орловой» // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2876).

В связи с изложенным возникает вопрос о возможности изменения способа исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения по договору социального найма: возможно ли изменение такого способа на взыскание денежной компенсации с 1 марта 2010 г. Полагаем, что данный вопрос может быть разрешен следующим образом: 1) если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу до 1 марта 2010 г., то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации возможно, поскольку до указанной даты гражданин получил право на жилое помещение, хотя и не оформленное в порядке, установленном ЖК РФ (заключение договора социального найма). Не имеет, по нашему мнению, юридического значения здесь и факт обращения решения суда к исполнению; 2) если решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма вступило в законную силу после 1 марта 2010 г., то изменение способа его исполнения на взыскание денежной компенсации невозможно, поскольку гражданин, ставший нанимателем (членом его семьи) жилого помещения по договору социального найма после 1 марта 2010 г., лишен права на его приватизацию. В любом случае вопрос об изменении способа исполнения решения суда может ставить перед судом только взыскатель (гражданин). У судебного пристава-исполнителя и у должника (местной администрации) материального (законного) интереса в этом не имеется. Это обусловлено также принципом диспозитивности в гражданском процессе и исполнительном производстве. Фактическое исполнение исполнительного документа. Практике известны случаи отказа граждан-взыскателей от получения жилого помещения, предложенного должником-администрацией. Мотивы такого отказа различны: не тот административный район, не тот этаж, отсутствие надлежащей социальной инфраструктуры и пр. Данная проблема исходит из резолютивной части решения суда. Зачастую суды, разрешая дела о предоставлении жилых помещений, в резолютивной части решения указывают на необходимость предоставления «жилого помещения, равноценного ранее занимаемому». Что понимать под «равноценностью»: только общую площадь жилого помещения, расположенность его в данном населенном пункте и благоустроенность применительно к нему или также количество комнат (например, в коммунальной квартире), выход окон на ту же сторону (например, на юг), тот же этаж, наконец, строительство жилого дома, в котором предоставляется жилое помещение, из того же материала (кирпичный или панельный) и пр.? Очевидно, что последние обстоятельства юридического значения при исполнении решения суда не имеют. Не стоит забывать, что любая квартира (комната) — вещь индивидуально-определенная, единственная в своем роде, и найти абсолютно равнозначное жилое помещение объективно невозможно. В связи с указанным, если гражданин-взыскатель отказывается от предложенного ему жилого помещения по мотивам, не имеющим юридического значения, исполнительное производство подлежит окончанию возвращением исполнительного листа взыскателю по основанию, предусмотренному подп. 6 п. 1 ст. 26 Закона об исполнительном производстве (взыскатель своим бездействием препятствует исполнению исполнительного документа), что не препятствует гражданину предъявить такой исполнительный лист к взысканию заново в пределах установленного Федеральным законом срока исполнительной давности — трех лет (подп. 1 п. 1 ст. 14 Закона об исполнительном производстве).

Смотрите еще:

  • Ст 315 ук рф приставы Статья 315 УК РФ предусматривает ответственность за злостное неисполнение представителем власти решения суда Статья 315 УК РФ предусматривает ответственность за злостное неисполнение представителем власти, […]
  • Сроки давности штрафов по коап срок давности по ст 20.25 КоАП Здравствуйте. Сроки давности по административным делам определяются на основании статьи 31.9 КоАП. Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, […]
  • Мортон долевое участие Адвокаты Москвы Коллегия адвокатов "Правовая защита" На какую жилую площадь мы можем претендовать при сносе дома под метрополитен? Екатерина, Москва, 24 февраля 2018 года, 15:35 Здравствуйте!Три дня назад нас […]
  • Как приватизировать землю под многоквартирным домом в одиночку Плюсы и минусы приватизации придомовой территории многоквартирного дома Переход в собственность земельного участка под многоквартирными домами (МКД) и придомовой территории регламентируется Жилищным Кодексом (ЖК) […]
  • Тк рф ст 148 Статья 148. Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями Оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных […]
  • Фото рассрочка платежа Фото рассрочка платежа На заказы, оформленные через интернет-магазин, условия рассрочки НЕ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ! С 1 июня 2018 года в фирменных магазинах «Пинскдрев» введены новые условия для приобретения мебели в […]