Недвижимое имущество в рк это

Недвижимое имущество по законодательству Казахстана: понятие, структура и правовой режим

Деление вещей на движимые и недвижимые является новым для Казахстана и вследствие этого недостаточно разработанным и противоречивым как в законодательстве, так и в цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Сегодня можно говорить о двух основных проблемах классификации веще

Деление вещей на движимые и недвижимые является новым для Казахстана и вследствие этого недостаточно разработанным и противоречивым как в законодательстве, так и в цивилистической доктрине и правоприменительной практике. Сегодня можно говорить о двух основных проблемах классификации вещей на движимые и недвижимые для законодательства Республики Казахстан: 1) определение понятий “движимых” и “недвижимых” вещей, 2) отличительных особенностей правового режима каждой категории вещей.

Понятие и структура недвижимых вещей (недвижимости, недвижимого имущества [1] ) в общем виде закреплена в п. 1 ст. 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан (далее — ГК). К недвижимости отнесены: земельные участки, здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Буквальное толкование этого положения закона позволяет утверждать, что перечень недвижимости имеет исчерпывающий характер. Законодатель при формулировании этого правила использовал не конкретный и подробный перечень (что представляется трудновыполнимым), а закрепил правило, следуя которому можно на практике без особых затруднений определить недвижимые вещи.

Высказанное нами суждение противоположно мнению о том, что перечень недвижимости в ГК имеет примерный характер [2] . Данная позиция является весьма распространенной в Казахстане. На это указывают, в том числе материалы недавно опубликованной конференции [3] .

Утверждение об открытом перечне недвижимости свойственно и российской цивилистической доктрины. Например, Л.В. Щенникова выделяет следующие характерные черты недвижимости:

1) учет законодателем, при отнесении вещей к недвижимому имуществу, естественных свойств последний, в частности, необходимость их нахождения в одном и том же месте;

2) применение законодателем для обозначения круга недвижимостей метода перечня, который не является исчерпывающим;

3) законодатель устанавливает особый правовой режим недвижимого имущества, который основывается на необходимости обеспечения устойчивости прав на это имущество и определения специального порядка распоряжения им [4] .

В казахстанской цивилистической науке на указанные особенности недвижимости обращается меньше внимание. Например, Р.А. Маметова выделяет следующие отличительные черты недвижимого имущества от движимого:

1) прикрепленность к земле;

2) специальные законодательные требования к регистрации сделок с недвижимостью;

3) возникновение права собственности (производных вещных прав) на недвижимость с момента регистрации в установленном законодательстве порядке;

4) сохранение закона места нахождения недвижимого имущества при изменении места жительства его обладателя [5] .

Высказанной точке зрения созвучно мнение Ю.Г. Жарикова и М.Г. Масевич, которые объясняют выделение недвижимости из остального имущества важностью для экономики страны имеющихся природных ресурсов, тесной связи другой недвижимости с земельными участками, а так же отнесением к ней наиболее ценных и общественно значимых объектов. Это, по мнению авторов, требует специальной регламентации участия недвижимости в гражданском обороте, что находит отражение в особенностях содержания многих правоотношений, особом порядке и форме заключения договоров, предметом которых является недвижимое имущество, установлении особых правил для приобретения права собственности на недвижимость и в ряде других случаев. При этом особо подчеркивается, что правовой режим отдельных видов недвижимого имущества существенно отличается друг от друга [6] .

На наш взгляд, мнение о примерном (незакрытом) перечне объектов недвижимости основывается не на положении указанном выше п. 1 ст. 117, а на содержании п. 2 этой же статьи ГК, согласно которому к недвижимым вещам приравниваются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. При этом законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Проанализируем содержание соответствующих предписаний закона.

По нашему мнению, главная трудность толкования и применения п.п. 1 и 2 ст. 117 ГК заключается в последнем предложении п. 2 этой статьи. Если буквальное толкование п. 1, как уже было сказано выше, позволяет говорить об исчерпывающем перечне недвижимого имущества, а первое предложение п. 2 о приравнивании к недвижимости движимых по природе вещей, то смысл второго предложения п. 2 ст. 117 не поддается логическому объяснению. Мы полагаем, что его правильное толкование заключается в том, что законодательством может быть дополнительно определен перечень движимых вещей, которые приравниваются к недвижимым [7] .

Здесь важно проводить различие между понятием собственно недвижимых вещей и вещей, на которые в определенной степени распространяется правовой режим недвижимого имущества, но которые таковыми по существу не являются. Подобный подход подтверждается правилом, изложенным в п. 6 ст. 1 Указа Президента Республики Казахстан от 23 декабря 1995 г. № 2723 «Об ипотеке недвижимого имущества» [8] . Согласно ему к недвижимости отнесены: земельные участки, а также здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Данное положение созвучно п. 1 ст. 117 ГК в редакции закона от 2 марта 1998 г.

Возвращаясь к структуре недвижимости, необходимо ответить на вопрос: что, собственно, составляет понятие недвижимости по гражданскому законодательству Республики Казахстан?

Вполне очевидно, что основу понятие недвижимости составляет земля, правильнее — земельный участок. Земля традиционно во всех странах является особым объектом права собственности и иных вещных прав. В Казахстане законодательная база вовлечения земли в гражданский оборот только создается. За сравнительно короткий период было принято три нормативных правовых акта, регулирующих земельные отношения наряду с ГК: 1) Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, от 22 декабря 1995 г. № 2717 О земле [9] ; 2) Закон Республики Казахстан от 24 января 2001 г. № 152-II “О земле” [10] ; 3) Земельный кодекс Республики Казахстан от 20 июня 2003 года № 442-II [11] . При этом принципиальных изменений в определение земельного участка внесено не было. Так, в соответствии с п. 13 ст. 12 ЗК земельный участок — выделенная в замкнутых границах часть земли, закрепляемая в установленном ЗК порядке за субъектами земельных отношений. В качестве общего правила для земли установлен правовой режим государственной собственности. Частноправовой (гражданско-правовой) режим земельных участков допускается на основаниях, условиях и в пределах, установленных ЗК (ст. 3 ЗК).

В Казахстане земля, в соответствии с целевым назначением, разделена на следующие категории (п. 1 ст. 1 ЗК):

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного несельскохозяйственного назначения;

4) земли особо охраняемых природных территорий;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

При этом объектом гражданского оборота становится земля не всех категорий, а только некоторых из них (см. п.п. 2-4 ст. 23, ст. 24 и другие ЗК) и на вопрос какие собственно земельные участки находятся в гражданском обороте и могут ли быть предметами сделок, в законодательстве до сих пор не дан четкий ответ. Вместо того, , чтобы законодательно определить категории земельных участков, которые могут быть объектами права собственности и иных вещных прав, ЗК только указывает для каких целей соответствующие земельные участки предоставляются. Следовательно можно заключить, что негосударственным субъектам могут быть предоставлены земельные участки любой категории. Важно, чтобы их использование соответствовало указанным в законе целям (ст.ст. 23 и 24 ЗК).

Не вызывает сомнений то, что на праве собственности и праве землепользования могут быть предоставлены земельные участки отнесенные, например, к землям сельскохозяйственного назначения, некоторых земель населенных пунктов, несельскохозяйственного значения, лесного и водного фондов. Эти земельные участки, практически независимо от их принадлежности к определенной категории, потенциально могут быть объектами совершения гражданско-правовых сделок [12] . Определенный вопрос возникает о выделении земельных участков особо охраняемых природных территорий, земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. Сложившаяся судебная практика знает такие примеры. Так, определением судебной коллегии по гражданским делам Алматинского областного суда по иску прокуратуры было признано законным решение акима Талгарского района о предоставлении в частную собственность гр-ну З. земельного участка в урочище «Бельбулак». Суд, на основе действующего в тот момент ч. 1 ст. 18 Указа о земле, постановил, что З. является собственником жилого дома и в этом случае к приобретателю переходит и право собственности на земельный участок [13] .

Не вдаваясь в анализ целесообразности и обоснованности данного решения только укажем на то, что в нашем законодательстве, правовой доктрине и практике преобладает рассмотрении земельных участков в качестве принадлежностей зданий и сооружений, а не наоборот. При этом важно отметить, что сегодня существует определенная законодательная база для оборота земельных участков. Главную роль здесь играют нормы Указа об ипотеке и ЗК. Как это не парадоксально заметить, ГК в обороте недвижимости играет незначительную роль и большая часть его норм о договорных обязательствах по передаче имущества в пользование или в собственность может быть применена только по аналогии, используя общие положения, например, купли-продажи и имущественного найма, их отдельных разновидностей.

Таким образом, земельные участки являются основным объектом недвижимости. Но понятие недвижимости отнюдь не исчерпывается землей, которая является очень важной ее составляющей, но не перестает быть лишь одним из объектов. В этом плане достаточно серьезную проблему представляет собой иное недвижимое имущество, которое мы склонны определять его в качестве принадлежностей земельного участка (ст. 122 ГК), а не наоборот.

Определению принадлежностей земельного участка, относящиеся к объектам недвижимости, в законодательстве уделены только общие положения. Так, согласно п. 1 ст. 117 ГК РК к таковым отнесены: здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. П. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации предлагает более развернутый перечень недвижимости, относя сюда, помимо земельных участков, участки недр, обособленные водные объекты, леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Таким образом, и тот и другой нормативный акт понятие недвижимости связывает с землей (земельными участками) и содержит правило, следуя которому можно непосредственно на практике определить, является та или иная вещь недвижимой.

Интересную особенность цивилистической доктрины по этому вопросу заметил Е.А. Суханов, который указывает, что в классическом обороте главной вещью всегда признается земля (земельный участок), а принадлежностью — расположенные на ней объекты, включая недвижимость. В условиях признания исключительной собственности государства на землю в отечественном правопорядке главным объектом стали считаться расположенные на земле здания, сооружения и тому подобные объекты, за которыми в случае их отчуждения автоматически следовало право землепользования. При этом автор указывает, что признание частной собственности на землю автоматически должно влечь возврат к традиционному подходу, при котором отчуждатель и приобретатель объекта недвижимости будут, прежде всего, решать вопрос о судьбе земли, на которой он расположен [14] . Как уже было нами отмечено, мы так же придерживаемся этой позиции и считаем, что дальнейшее развитие гражданского оборота земельных участков и иных объектов недвижимости настоятельно потребует пересмотра положения об определении земельных участков в качестве принадлежностей зданий и сооружений.

Данный тезис подтверждается практикой правового регулирования развитых стран. Например, Инго Риш указывает, что «…на застроенных земельных участках принципиально все здания и части зданий с вещной точки зрения имеют ту же правовую принадлежность (rechtliches Schicksal), что и сам земельный участок… Это означает, что с застройкой сооружения становятся согласно § 93 ГК (Германии — С.С.) существенной составной частью земельного участка и автоматически переходят в собственность владельца земли (см. § 946 ГК)» [15] .

Надо сказать, что рассмотрение земельного участка в качестве главной вещи характерно в определенной степени и для законодательства Республики Казахстан. Данное обстоятельство наглядно демонстрирует пример приобретение прав на самовольные постройки (ст. 244 ГК).

Нам представляется заслуживающей внимание структура недвижимости, которая была предложена С.А. Беляцким. В этом случае недвижимость — это земля со всем тем, что образует с ней составную часть. Помимо земельных участков С.А. Беляцкий к недвижимости относит: то, что прочно и навсегда (бессрочно — С.С.) соединено с землей: сооружения, как каменный дом; затем все то, что образует постоянную принадлежность земли — постройки, и, наконец, такие предметы, как растущий лес, хлеб на корню и прочее, которые составляют до момента отделения единую вещь с землей. По мнению Беляцкого в состав недвижимости относится пространство над участком — воздушный столб — и под участком, в глубине земли настолько, насколько простирается интерес управомоченного лица [16] .

Данное доктринальное положение корреспондирует с одним из положений действующего законодательства. Так, согласно ст. 42 ЗК вещные права на земельный участок распространяются на находящиеся в границах этого участка поверхностный почвенный слой, замкнутые водоемы, лесные насаждения. При этом собственник земельного участка или землепользователь вправе использовать по своему усмотрению и без необходимости получения каких-либо разрешений все, что находится над и под поверхностью этого участка, если такое использование не нарушает права других лиц или государства, в том числе права на недра, воды, леса и воздушное пространство. Таким образом, можно заключить, что концепция принадлежности реализована в ЗК относительно естественных принадлежностей земельного участка, указанных выше. Это будет означать, что при отчуждении земельного участка, если об этом в акте об отчуждении специально не предусмотрено иное, к приобретателю переходят все принадлежности земельного участка, предусмотренные ст. 42 ЗК и специально это оговаривать не нужно.

В качестве естественных принадлежностей земельного участка должно быть определено и то, что находиться под поверхностью земельных участков: недра, полезные ископаемые и минеральное сырье и другое. Для этих частей недвижимости законодатель установил несколько режимов. Во-первых, режим права государственной собственности в целом недра, в том числе полезные ископаемые на недра (п. 3 ст. 6 Конституции Республики Казахстан, а так же п. 1 ст. 5 Указа Президента, имеющего силу закона, “О недрах и недропользовании” [17] ). Во-вторых, полезные ископаемые, будучи отделенными от земельного участка или участка недр, а) выступают движимыми вещами, б) на них распространяется соответствующий правовой режим и в) могут принадлежать недропользователю на праве собственности (ст. 5 Указа о недрах). В-третьих, право постоянного и безвозмездного недропользования предоставлено недропользователю на земельных участках, принадлежащих ему на праве частной собственности или постоянного землепользования, для осуществления добычи общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд (п. 3 ст. 10 Указа о недрах).

Сложнее дело обстоит в отношении прочих принадлежностей земельного участка, указанных в п. 1 ст. 117 ГК. Прежде всего это относится к рассмотрению в качестве объектов недвижимости зданий и сооружений, которые могут быть: 1) на поверхности и под поверхностью земельных участков, 2) предназначены для проживания и иметь иное предназначение.

Правовой режим сооружений, расположенных под поверхностью земельного участка, регулируется Указом о недрах. Так, согласно п.п. 17 и 25 ст. 1 Указа операциями по недропользованию выступают: работы по строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, для общего хозяйственного назначения, а также для захоронения радиоактивных отходов, вредных веществ и сточных вод. Непосредственно регулированию правового режима сооружений под поверхностью земельного участка, посвящена только ст. 19 Указа о недрах, в п. 1 которой к строительству и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей, применяются правила Указа о недрах, связанные с добычей, если иное не предусмотрено законодательством. П. 2 этой же статьи указывает на необходимость получения лицензии на строительство и/или на эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Здания и сооружения, которые расположены на поверхности земельного участка, могут быть двух категорий: предназначенные для проживания людей и нежилые здания и сооружения. При этом, если относительно жилых помещений законодательство достаточно развито, то большинство нормативных актов по нежилым помещениям а) преимущественно имеют подзаконный характер; б) предназначены для имущества, отнесенного к государственной собственности.

Осуществление права собственности на жилые помещения регламентированы Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года № 94-1 “О жилищных отношениях” [18] . Их принципиальной особенностью является то, что все они непосредственно предназначены или косвенным образом связаны с главной целью — проживание граждан. Но вместе с тем, Закон “О жилищных отношениях” предусматривает возможность использование указанных объектов и для иных целей, не связанных с проживанием. Так, согласно п. 2 ст. 19 закона использование собственником жилища или его части по нежилому назначению не требует разрешения на это государственных органов, но может быть реализовано собственником лишь при соблюдении строительных, санитарных, противопожарных и других обязательных норм и правил.

Достаточно много вопросов, в том числе и связанных со структурой недвижимости, породило введение в жилищное законодательство понятия «кондоминиума». Следует не согласиться с распространенным у нас мнением о том, что кондоминиум есть своеобразная, объективно существующая форма собственности [19] . На наш взгляд правильнее его определить как имущественный комплекс недвижимости. И именно здесь концепция «земельный участок — главная вещь, а все прочие недвижимости являются его принадлежностями» вступает в противоречие с действующим законодательством, чему еще будет уделено внимание ниже.

Примерно аналогичную ситуацию мы имеем с водами. Потенциально законодательство не исключает их из объектов частной собственности, но в тоже время устанавливает для них режим государственной собственности [21] .

В качестве особого объекта, отнесенного к недвижимому имуществу, выступает предприятие — как имущественный комплекс (п. 1 ст. 119 ГК РК).

В литературе по поводу признания предприятия в качестве недвижимого имущества были высказаны различные суждения.

По мнению О.М. Козырь особый характер предприятия как объект гражданский прав заключается в трех качествах: 1) формально предприятие не упоминается в определении недвижимости в статье 130 ГК РФ, а «вводится» в статье 132, которая расположена после блока статей о недвижимости; 2) по составляющим его элементам объект этот настолько неоднороден, что отнесение его к той или иной группе объектов может быть осуществлено только исходя из характеристики его как особого имущественного комплекса, но не основываясь на природе составляющих его элементов, многие из которых, такие как права требования, долги, исключительные права, к недвижимости не относятся. Предприятие является недвижимостью не в силу его неразрывной связанности с землей, а по решению законодателя распространить на этот специфический объект особенности правового режима, устанавливаемого для недвижимого имущества; 3) предприятие является объектом, который «выпадает» из классификации недвижимых и движимых вещей, поскольку оно вещью, даже сложной, не является [22] . Далее автор указывает, что, признав предприятие недвижимостью, в дальнейшем ГК не подчиняет его автоматически всем общим правилам о недвижимости, а устанавливает для сделок с предприятиями особый, более формализованный и строгий режим [23] .

Р.А. Маметова и Б.В. Покровский отмечают только два качества предприятия как особого объекта права:

1) это не просто одна или несколько разнородных вещей, а единый имущественный комплекс, обычно включающий в себя как вещи, так и имущественные права и обязанности;

2) этот комплекс предназначен для предпринимательской деятельности [24] .

По нашему мнению, предприятие в качестве особого имущественного комплекса нельзя признать ни в качестве недвижимого имущества, ни в качестве объекта вещи, т.е. объекта права собственности и иных вещных прав.

Данное утверждение связано с тем, что структуру предприятия как имущественного комплекса образуют не только вещи, но и другое имущество, которое призвано выступать объектом соответствующих гражданских прав, например, исключительных — право на фирменное наименование, торговый знак и другие. Кроме того, имущественный комплекс предприятия может включать и долги, определенные обязательства, а право собственности на обязанности является ничем иным как юридическим нонсенсом. Далее, в самом понятии предприятие заключены качества объекта и субъекта гражданского права и по сути, например в случае совершения сделки в отношении предприятия как имущественного комплекса, речь должна идти о нескольких различных юридических ситуациях:

а) передача вещей (движимых и недвижимых),

б) перевод долга,

в) уступка требования,

г) переход исключительных прав и другое.

Таким образом, перед нами сделка, объемлющая собой несколько юридических понятий и конструкций. Поэтому, насколько нам известно, ни одна попытка произвести государственную регистрацию предприятия в качестве недвижимости по ст. 119 ГК и другим, не увенчалась успехом. Регистрирующему органу удалось только зарегистрировать собственно недвижимость в узком значении этого слова (п. 1 ст. 117 ГК).

Итак, можно сделать предварительные выводы:

1) понятие и структуру недвижимости образует земельный участок и его принадлежности: здания, сооружения, многолетние насаждения и иное имущество, прочно связанное с землей;

2) относительно принадлежностей земельного участка, который находиться в частной собственности, должны быть законодательно закреплены положения о том, что все прочие вещи, выступающие в качестве принадлежностей земельного участка, как-то замкнутые в границах участка водные объекты, леса, общераспространенные полезные ископаемые, должны принадлежать собственнику со всеми вытекающими отсюда правовыми последствиями;

3) правовой режим недвижимости должен безусловно учитывать ее естественные свойства и заключаться в двух основных моментах: а) должна быть легально закреплена конструкция о том, что недвижимостью являются земельный участок и его принадлежности, которые прочно связаны с землей, и б) права на недвижимость, их приобретение, осуществление и прекращение, напрямую зависят от государственной регистрации.

Концепция «земельный участок — главная вещь, а все прочее, что тесно и неразрывно с ним связано, является его принадлежностью», должна стать центральным звеном правового режима недвижимого имущества. Во всяком случае того, который ориентирован на будущее развитие гражданско-правовых отношений с ней. Вместе с тем, реализация этого положения на практике будет затруднена в силу определенных, прежде всего исторических, причин. С одной стороны, как уже было указано нами ранее, земельные участки стали основными структурными элементами современного понятия недвижимости, с другой — постсоветские реалии в определенных случаях исключают применение этой концепции. Прежде всего это относится к жилищной сфере (для граждан) и зданиям, сооружениям и просто помещениям, которые используются по нежилому назначению. Исключение из гражданского оборота земельных участков привело к тому, что именно здания и сооружения стали выступать в качестве главных вещей. Приватизация этих объектов повлекла за собой практически автоматическое наделение юридическим титулом на владение земельным участком, занимаемым соответствующим зданием и сооружением. В жилищной сфере это обстоятельство усугубилось еще и тем, что аналогичный земельный участок передавался не одному лицу, а всем тем, кто приватизировал жилье.

В рассматриваемых ситуациях концепция «земельный участок — главная вещь, а здания и сооружения его принадлежности» не может даже заработать. Она рассчитана на классические ситуации: первоначально предоставляется земельный участок, а в последующем он обрастает принадлежностями. У нас же имела место прямо обратная ситуация: вовлечение в оборот жилого и нежилого фонда повлекло за собой необходимость легализации и вовлечение в оборот земельных участков. Здесь на помощь приходит другая концепция — концепция сложной вещи. П. 1 ст. 121 ГК в качестве сложной вещи определяет ситуацию, когда разнородные вещи образуют единое целое, позволяющее использовать его по назначению, определяемому существом соединения, они рассматриваются как одна вещь. В Казахстане ее автором для недвижимости является К.М. Ильясова [25] .

По нашему мнению концепция сложной вещи для недвижимости заключается в следующем. При реализации прав на недвижимость (прежде всего на земельный участок) правообладатель (преимущественно собственник) может установить различный правовой режим для разных структурных элементов, которые составляют конкретное недвижимое имущество. Например, земельный участок имеет одного правообладателя. Возведенное на нем здание — другого или других. В этом случае единое понятие недвижимости как бы распадается на несколько составляющих: земельный участок является одной вещью, здание — другой. Каждый из этих объектов имеет самостоятельное значение, как для оборота, так и для осуществления прав на эти вещи и для целей государственной регистрации прав на них. Особенно это наглядно проявляется в понятии кондоминиума, которое уже отчасти было затронуто нами. В этом случае мы как раз имеем сложную вещь, которую образуют несколько составляющих:

1) квартиры и/или нежилые помещения, являющиеся самостоятельными объектами,

2) общее имущество, которое предназначено для обслуживания вещей первой категории (подъезды, подвалы, линии коммуникаций и т.п.),

3) земельный участок, на котором располагается соответствующее здание и/или сооружение.

Таким образом, можно заключить, что концепция «земельный участок главная вещь, а здания и сооружения его принадлежности», во-первых, должна быть рассчитана преимущественно на будущие отношения в сфере недвижимости, и, во-вторых, должна выступать в качестве общего правила, исключением из которого должно стать другая концепция — концепция недвижимости как сложной вещи.

Еще одним важным моментом понятия недвижимости по законодательству Казахстана является правовой режим, который установлен для данного объекта гражданских прав.

Главной составляющей правового режима недвижимости по нашему мнению является действующая система государственной регистрации прав на нее. Как уже было отмечено ранее, именно в особенностях государственной регистрации прав на недвижимость и регистрации прав на приравниваемые ГК к недвижимым вещам воздушных и морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов плавания «река-море», космических объектов и иного имущества (п. 2 ст. 117 ГК), заключается наиболее существенные особенности понимания и структуры недвижимого имущества. Проиллюстрируем этой тезис действующим законодательством Республики Казахстан.

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество можно определить как публично осуществляемую при посредстве органов общественной власти гласное утверждение соединения вещного права лица с индивидуально-определенной вещью. Регистрация способствует достижению следующих целей:

а) фиксации момента возникновения вещного права. Иначе говоря, регистрация прав на недвижимость имеет правообразующее значение;

б) публичности, т.е. о наличии вещного права на определенную вещь у конкретного лица становится известным всем, особенно заинтересованным лицам; в) индивидуализации и конкретизации правового режима недвижимого имущества. Объектами регистрации являются определенные виды субъективных гражданских прав на недвижимое имущество, их изменение и прекращение в результате сделок и иных юридических фактов (п.п. 1 и 2 ст. 2 Указа “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”);

г) регистрация осуществляется путем составления особого письменного акта, который свидетельствует о существовании вещного права;

д) документ о регистрации вещного права рассматривается в качестве основного доказательства его существования. Последнее имеет существенное значение при защите вещных прав, при распоряжении правом и других ситуациях.

В свою очередь движимые вещи, как мы уже отмечали, можно классифицировать на две категории:

1) движимые вещи, для которых необходима регистрация. В этом случае считается, что правовой режим движимости приравнен к правовому режиму недвижимого имущества;

2) движимые вещи, для который гражданским законодательством установлен общий правовой режим, не требующий регистрации.

Движимые вещи, для которых необходима регистрация, могут быть весьма различными. П. 2 ст. 117 ГК РК к таковым относит: воздушные и морские суда, суда внутреннего водного плавания, суда плавания «река-море», космические объекты. При этом законодательными актами к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

По нашему мнению следует в данном случае разделять понятия:

1) регистрация прав на недвижимое имущество

2) регистрация движимого имущества.

Следует указать, что указанные термины не совпадают друг с другом как по определению (форме), так и по содержанию. Если в первом случае объектами государственной регистрации выступают права, то во втором — сами вещи. Например, п. 1 ст. 13 Закона Республики Казахстан от 15 декабря 2001 года № 271-II “О государственном регулировании гражданской авиации” [26] гражданские воздушные суда Республики Казахстан, права на них и сделки, совершаемые с ними, подлежат обязательной государственной регистрации уполномоченным органом в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Государственной регистрацией является процедура учета уполномоченным органом права собственности и других прав, а также обременений на гражданские воздушные суда, в Государственном реестре гражданских воздушных судов Республики Казахстан. Аналогичные правила предусмотрены для автомототранспортных средств [27] .

По нашему мнению, государственная регистрация движимого имущества преследует иные цели и не является аналогом регистрации прав на недвижимое имущество. По существу ее можно назвать технической регистрацией определенных движимых вещей. Такая регистрация может влиять лишь на осуществление гражданских прав, но не на их возникновение, изменение или прекращение.

Таким образом, регистрация движимых вещей имеет два принципиальных отличия от регистрации прав на недвижимое имущество:

1) объектом регистрации движимых вещей являются они сами, а не права, которые существуют на эти вещи;

2) подобная регистрация не имеет правопорождающего значения, но является необходимым условием осуществления права собственности и иных вещных прав на это имущество.

Последний тезис подтверждается п. 1 ст. 8 Закона Республики Казахстан от 30 июня 1998 г. № 254-1 “О регистрации залога движимого имущества” [28] , согласно которому правовое значение регистрации залога движимого имущества состоит в том, что она устанавливает очередность (дату) удовлетворения требования залогодержателя по отношению к требованиям других залогодержателей, претендующих на данное имущество залогодателя, в соответствии с положениями ГК и других законодательных актов. При этом каждый предшествующий зарегистрированный залогодержатель имеет приоритет при обеспечении исполнения обязательства перед всеми последующими зарегистрированными залогодержателями, а также перед всеми незарегистрированными залогодержателями данного имущества.

В качестве выводов можно заключить следующее:

1) в законодательстве Республики Казахстан о недвижимости должна быть реализована в качестве общего правила концепция — земельный участок есть главная вещь, а все прочие составляющие понятие недвижимости (п. 1 ст. 117 ГК) есть его принадлежности;

2) концепция сложной вещи должна быть рассмотрена в качестве исключения из общего правила и может быть применена в случаях:

а) прямо предусмотренных в законе

б) при установлении присвоенности земельного участка и его принадлежностей разным лицам;

3) понятие недвижимости имеет исчерпывающий характер, а вещи, указанные в п. 2 ст. 117 ГК должны признаваться движимыми вещами, которые к тому же имеют правовой режим, отличный от правового режима недвижимых вещей;

4) недопустимо рассматривать в качестве недвижимого имущества предприятие (ст. 119 ГК), которое следует определять в качестве имущественного комплекса, состоящего из разнородных объектов гражданских прав (ст. 115 ГК).

О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 25 декабря 1995 года N 2727. Утратил силу — Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года N 310.

Сноска. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, от 25 декабря 1995 года N 2727 утратил силу Законом Республики Казахстан от 26 июля 2007 года N 310 (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его официального опубликования).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Казахстан от 10 декабря 1993 г. «О временном делегировании Президенту Республики Казахстан и главам местных администраций дополнительных полномочий» издаю настоящий Указ.

Глава 1
Общие положения

Статья 1. Термины и определения

Применяемые в настоящем Указе термины и определения означают следующее:
1) государственная регистрация — процедура учета регистрирующим органом права собственности и других прав, а также обременений на недвижимое имущество в порядке, установленном настоящим Указом;
2) кадастровый номер — индивидуальный, не повторяющийся на территории Республики Казахстан код земельного участка, который присваивается в соответствии с процедурой, установленной законодательством, и сохраняется, пока земельный участок существует как единое целое;
3) недвижимое имущество (недвижимость) — земельные участки, а также здания, сооружения и иное имущество, прочно связанное с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно;
4) обременения — ограничение прав на недвижимое имущество, в том числе наличие на него определенных прав третьих лиц, арест имущества;
5) правовой кадастр — единый государственный реестр зарегистрированных прав на недвижимое имущество;
6) регистрация сделок — регистрация прав на недвижимое имущество, возникающих из сделок;
7) сервитут — право ограниченного пользования чужим недвижимым имуществом;
8) поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество — разовое мероприятие, проводимое регистрирующим органом на территории определенной административно-территориальной единицы путем регистрации всех существующих прав (обременений прав) на недвижимое имущество, не зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в том числе прав (обременений прав), возникших до введения системы регистрации.
Сноска. В статью 1 внесены изменения — Законом РК от 9 июля 2004 г. N 585 .

Статья 2. Объекты государственной регистрации

1. Объектами государственной регистрации в порядке, установленном настоящим Указом, являются права на недвижимое имущество. Регистрации подлежат:
1) право собственности;
2) право хозяйственного ведения;
3) право оперативного управления;
4) право землепользования на срок свыше года;
5) право пользования на срок свыше года;
6) право доверительного управления на срок свыше года;
7) залог;
8) рента;
9) иные права на недвижимое имущество, а также обременение прав на недвижимое имущество.
2. Регистрации подлежат также изменение и прекращение прав (обременений) на недвижимое имущество в результате сделок и иных юридических фактов.
3. Действие настоящего Указа не распространяется на воздушные и морские суда, а также иные приравненные к недвижимым вещам объекты (пункт 2 статьи 117 Гражданского кодекса Республики Казахстан).

Статья 3. Правовое значение государственной регистрации

1. Права на недвижимое имущество, перечисленные в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 2 настоящего Указа, возникают с момента их регистрации.
2. Иные права на недвижимое имущество возникают с момента совершения сделки или наступления иного юридического факта как основания возникновения таких прав, однако зарегистрированные заинтересованными лицами права имеют приоритет перед незарегистрированными.

Статья 3-1. Поэтапная регистрация прав
(обременений прав) на недвижимое
имущество

1. Поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество проводится регистрирующим органом с целью пополнения данных о правообладателях объектов недвижимого имущества, не прошедших государственную регистрацию прав (обременений прав) на недвижимое имущество и сделок с ним.
2. Поэтапная регистрация прав (обременений прав) на недвижимое имущество осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
3. Порядок взаимодействия государственных органов, территория и сроки проведения поэтапной регистрации прав (обременений прав) на недвижимое имущество определяются Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Дополнен статьей 3-1 — Законом РК от 9 июля 2004 г. N 585 .

Статья 4. Обременения, не подлежащие регистрации

Не подлежат регистрации обременения, выступающие как общие правила и запреты, установленные законодательством (о здравоохранении, общественной безопасности, охране окружающей природной среды и др.), а также обусловленные общественными нуждами (право доступа к линиям электропередачи, телефонным и телеграфным линиям и столбам, трубопроводам и т.п.).

Статья 5. Регистрирующий орган

Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют Министерство юстиции Республики Казахстан и подведомственные органам юстиции государственные предприятия.
Сноска. Статья 5 — в редакции Закона РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Статья 5-1. Сбор за государственную регистрацию прав
на недвижимое имущество и сделок с ним

За государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним взимается сбор в порядке, определяемом Налоговым кодексом Республики Казахстан.
Сноска. Дополнен статьей 5-1 -Законом РК от 24 декабря 2001 г. N 276 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Статья 6. Плата за информационные услуги

За оказание информационных услуг регистрирующий орган взимает плату в соответствии с законодательством.
Сноска. В статью 6 внесены изменения -Законом РК от 24 декабря 2001 г. N 276 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Глава 2
Правовой кадастр

Статья 7. Ведение правового кадастра

1. Правовой кадастр ведется Министерством юстиции Республики Казахстан и его регистрирующими органами на местах по единой для Республики Казахстан системе.
2. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется с учетом идентификационных, технических, стоимостных, правовых, а также других характеристик объектов недвижимости, необходимых для ведения правового кадастра, по месту нахождения объекта недвижимости регистрирующими органами в соответствующих административно-территориальных единицах.
3. Система регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в правовом кадастре осуществляется по объектному принципу, привязывается к земельным участкам и является единой для всех категорий земель и расположенных на них других объектов недвижимости.
4. Все записи о правах на объекты недвижимости, их возникновении, переходе, обременении (ограничении) и прекращении идентифицируются в правовом кадастре кадастровым номером объекта недвижимости, который присваивается в установленном законодательством порядке государственными органами, уполномоченными вести земельный и правовой кадастры.
5. Форма регистрационного листа правового кадастра утверждается Правительством Республики Казахстан.
Сноска. Статья 7 — в редакции Закона РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Статья 8. Состав правового кадастра

1. Правовой кадастр состоит из:
1) земельно-кадастровой карты (схемы, плана);
2) регистрационной книги;
3) регистрационных дел.
Сноска. В статью 8 внесены изменения — Законом РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Статья 9. Земельно-кадастровая карта

1. Органы, ведущие земельный кадастр, обеспечивают регистрирующий орган Министерства юстиции Республики Казахстан земельно-кадастровыми картами (схемами, планами земельных участков). Земельно-кадастровые карты (схемы) административного района (города) могут составляться в нескольких частях.
2. Данные земельно-кадастровой карты могут дополняться топографическим планом земельного участка, который хранится в регистрационном деле.
Сноска. Статья 9 — в редакции Закона РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Статья 10 исключена, статьи 11-33 считать соответственно статьями 10-32 — Законом РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Статья 10. Регистрационная книга

1. Регистрационная книга состоит из регистрационных листов на каждый земельный участок.
2. Регистрационный лист состоит из трех разделов:
1) идентификационных характеристик земельного участка;
2) реестра прав на недвижимое имущество;
3) реестра обременений с выделением залога.
3. Форма регистрационного листа определяется Правительством Республики Казахстан.

Статья 11. Регистрационное дело

1. Регистрационное дело ведется на каждый земельный участок и содержит копии документов, указанных в регистрационном листе.
2. На земельный участок, идентифицированный кадастровым номером, заводится только одно регистрационное дело, за исключением случаев, предусмотренных статьей 25 настоящего Указа.

Статья 12. Последствия объединения и разделения
земельных участков

1. Объединение и разделение земельных участков осуществляется в порядке, определяемом законодательством о земле.
2. При объединении и разделении земельных участков регистрация прав осуществляется в порядке, установленном настоящим Указом.
3. В регистрационных листах и регистрационных делах, оформленных на вновь образованные земельные участки, должны содержаться сведения о прежних кадастровых номерах и регистрационных делах, заведенных на земельные участки до их объединения или разделения.
Сноска. Статья 12 — в редакции Закона РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Глава 3
Порядок регистрации

Статья 13. Прием документов для регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним

1. Регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет регистрационный орган на основании заявления правообладателя или уполномоченного государственного органа, а если право возникло из договора — на основании заявления любой его стороны.
2. Заявитель должен представить регистрирующему органу:
1) заявление с просьбой о регистрации права на недвижимое имущество;
2) документы, подтверждающие право на недвижимое имущество;
3) документ, подтверждающий уплату в бюджет суммы сбора за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Заявитель обязан представить документы, удостоверяющие его личность, а представители юридического лица — также документы, подтверждающие их полномочия.
2-1. В случае регистрации прав на легализованное в соответствии со статьей 11 Закона Республики Казахстан от 5 июля 2006 г. «Об амнистии в связи с легализацией имущества» недвижимое имущество к документам, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, заявитель также представляет документ, подтверждающий уплату сбора за легализацию имущества, за исключением случаев, установленных частью второй настоящего пункта.
Заявитель освобождается от представления документа, подтверждающего уплату сбора за легализацию имущества, в случаях, если лицо:
1) не является плательщиком сбора за легализацию имущества;
2) представило документ об уплате сбора за легализацию имущества в местный исполнительный орган.
Информация о лицах, указанных в подпунктах 1) и 2) части второй настоящего пункта, предоставляется в регистрирующий орган комиссией по проведению легализации имущества.
Сноска. Статья 13 дополнена пунктом 2-1 — Законом РК от 16 ноября 2006 года N 188 (вводится в действие со дня его официального опубликования).
3. При регистрации прав общей собственности на недвижимое имущество заявление о регистрации подписывается всеми собственниками с представлением каждым из них документов, подтверждающих их право собственности, и предъявлением документов, удостоверяющих их личность. Данное правило распространяется также на право хозяйственного ведения, право оперативного управления и право землепользования.
4. При передаче части недвижимого имущества в залог, аренду или безвозмездное пользование документация, сданная на регистрацию, должна включать карту (схему) или общий план, на которых показана сданная в залог, аренду или безвозмездное пользование часть недвижимого имущества.
5. Отказ в приеме документов на регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним допускается только по мотивам представления ненадлежащих документов.
Сноска. В статью 13 внесены изменения -Законом РК от 24 декабря 2001 г. N 276 (вводится в действие с 1 января 2002 г.).

Статья 14. Сроки проведения государственной регистрации

1. Регистрация прав заявителя должна быть произведена в течение пяти рабочих дней со дня подачи документов, перечисленных в статье 13 настоящего Указа, в регистрирующий орган.
2. При наличии нескольких заявок на регистрацию одного и того же права регистрируются право по ранее поданной заявке.
Сноска. В статью 14 внесены изменения — Законом РК от 29 октября 2002 г. N 348 .

Статья 15. Требования к документам, представляемым
на регистрацию

1. Документы, подтверждающие возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество, принимаются в надлежаще оформленном виде. Не принимаются документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные неоговоренные исправления, а также документы, исполненные карандашом.
2. Все документы, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, представляются в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинником или нотариально заверенной копией. Подлинник документа (нотариально заверенная копия) после регистрации возвращается владельцу прав.

Статья 16. Указания точного времени представления
документов

1. По получении документов на регистрацию прав на недвижимое имущество регистрирующий орган обязан зарегистрировать дату, час и минуту поступления документов.
2. Заявителю выдается расписка в получении соответствующих документов на регистрацию с указанием даты, часа и минуты поступления документов на регистрацию.

Статья 17. Удостоверение произведенной регистрации

Регистрирующий орган обязан по ходатайству заявителя удостоверить произведенную регистрацию в течение пяти рабочих дней со дня подачи ходатайства путем совершения надписи на документе, представленном для регистрации.
Сноска. В статью 17 внесены изменения — Законом РК от 29 октября 2002 г. N 348 .

Статья 18. Основания для приостановления
государственной регистрации

По заявлению лица, оспаривающего право, за регистрацией которого обратилось другое лицо, регистрация этого права может быть приостановлена на срок не более десяти дней. Если в течение этого срока лицо, оспаривающее право, не представит доказательств предъявления им иска, регистрация прав должна быть осуществлена, а при представлении доказательств предъявления иска регистрация оспариваемого права приостанавливается до разрешения дела судом.
Регистрация права может быть приостановлена на основании актов прокурорского надзора до устранения нарушения закона.
Сноска. В статью 18 внесены изменения — Законом РК от 9 августа 2002 г. N 346 .

Статья 19. Основания для отказа в государственной
регистрации

1. В регистрации может быть отказано в случае, если:
1) предъявленные документы не отвечают требованиям, установленным статьями 16 и 23 настоящего Указа;
2) с просьбой о регистрации права обратился недееспособный гражданин.
2. В случае приостановления (статья 19 настоящего Указа) или отказа в регистрации в правовом кадастре производится соответствующая запись. При отказе заявителю направляется в письменной форме сообщения о причине отказа. Копия письма помещается в дело, заведенное ранее на данное недвижимое имущество.

Статья 20. Исправление ошибок, допущенных при
регистрации

1. Ошибки, допущенные при регистрации, не изменяющие принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, могут быть исправлены регистрирующим органом самостоятельно с уведомлением всех заинтересованных лиц.
2. Исправление ошибок, изменяющих принадлежность, характер или содержание зарегистрированного права, допускается только с письменного согласия заинтересованных лиц.
3. Если регистрация прав произведена на основании документа, удостоверенного уполномоченным органом, исправление ошибок допускается при условии внесения этим органом соответствующих изменений в указанный документ.

Статья 21. Доступ к данным, содержащимся в правовом
кадастре

1. Сведения правового кадастра, кроме сведений, относящихся к государственным секретам, коммерческой тайне или иной охраняемой законодательными актами Республики Казахстан тайне, являются общедоступными и представляются заинтересованным лицам в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
2. Данные о произведенной регистрации и зарегистрированных правах на недвижимое имущество должны быть представлены регистрирующим органом на платной основе любому лицу, а в случаях, предусмотренных законодательством, бесплатно в срок не более пяти рабочих дней с момента его письменного обращения.
3. Данные о производственной регистрации и зарегистрированных правах хранятся в правовом кадастре бессрочно.
Сноска. Пункт 1 — в редакции Закона РК от 12 ноября 1997 г. N 189 . Внесены изменения — Законом РК от 29 октября 2002 г. N 348 .

Глава 4
Особенности регистрации
отдельных видов прав

Статья 22. Особенности регистрации сделок с недвижимым
имуществом

1. Сделки с недвижимым имуществом, создающие, изменяющие или прекращающие права, перечисленные в подпунктах 1-8 пункта 1 статьи 2 настоящего Указа, считаются совершенными с момента их регистрации. Указанное правило не распространяется на сделки, создающие, изменяющие или прекращающие иные права на недвижимое имущество.
2. Регистрируемые сделки должны содержать подписи и полные имена (наименования) совершивших их лиц, краткое описание объекта недвижимости, указание его местонахождения, а также регистрируемого права.
3. Если сделка нотариально не удостоверена, регистрирующий орган обязан проверить подлинность подписей лиц, совершивших сделку, а также соответствие их воли волеизъявлению.
4. Если сделка с недвижимым имуществом совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. В этом случае сделка регистрируется в соответствии с решением суда.

Статья 23. Регистрация прав на недвижимое имущество,
расположенное на незарегистрированном
земельном участке

Регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на земельном участке, право на который не зарегистрировано, но подтверждается соответствующим документами, должна осуществляться в том же порядке, как и регистрация прав на недвижимое имущество, расположенное на зарегистрированном земельном участке. При этом незарегистрированному земельному участку присваивается условный номер.

Статья 24. Регистрация прав на квартиры и другие
помещения, расположенные в зданиях,
находящихся в общей собственности

1. В зданиях, где отдельные квартиры и/или помещения принадлежат гражданам и юридическим лицам, каждая квартира и /или помещение рассматривается как отдельная единица недвижимого имущества, имеющая собственный регистрационный номер. Разные регистрационные номера квартир и/или помещений существуют в рамках единого кода земельного участка, на котором находится данное здание. На каждую такую квартиру и/или помещение заводится отдельное регистрационное дело.
2. В правовом кадастре дается список владельцев квартир и/или помещений в здании с указанием имени (наименования) каждого владельца и идентификационного номера его квартиры и/или помещения.
3. Изменения владельца квартиры и/или помещения отражается в правовом кадастре путем добавления имени (наименования) нового владельца к списку владельцев и исключения имени (наименования) выбывшего владельца.

Статья 25. Регистрация сервитутов

Регистрация сервитутов производится в правовом кадастре. К документам прилагается план земельного участка, на котором показано расположение объекта и сфера действия сервитута.

Статья 26. Регистрация права государственной
собственности

При приобретении недвижимого имущества государственными юридическими лицами у физических или негосударственных юридических лиц одновременно с регистрацией права хозяйственного ведения или оперативного управления производится регистрация права государственной собственности.

Статья 27. Регистрация прав, установленных решением
суда

1. Право на недвижимое имущество, установленное решением суда, подлежит регистрации на общих основаниях. Регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации прав, установленных решением суда.
2. Факты принятия судом постановлений, определений, решений, а также приговоров, которые касаются прав на недвижимое имущество, регистрируются с момента принятия.
Регистрации подлежат также факты их обжалования или опротестования.

Статья 28. Регистрация перехода права на недвижимое
имущество

Любые изменения права на недвижимое имущество, связанные со смертью или объявление умершим держателя этих прав, должны быть зарегистрированы на основе документа, в соответствии с которым право на недвижимое имущество передается.

Глава 5
Порядок разрешения споров. Ответственность за
нарушение порядка регистрации

Статья 29. Порядок разрешения споров

Споры связанные с регистрацией прав на недвижимое имущество, сделок с ним, в том числе споры по поводу прохождения границы земельного участка, разрешаются судом.

Статья 30. Ответственность за нарушение порядка
регистрации и выдачи информации о
регистрации

Убытки, причиненные заявителю нарушением порядка регистрации и выдачи информации, подлежат возмещению регистрирующим органом.

Глава 6
Переходные и
заключительные положения

Статья 31. Меры по реализации настоящего Указа

В целях реализации настоящего Указа Правительству Республики Казахстан:
1) привести решения Правительства Республики Казахстан в соответствие с настоящим Указом;
2) обеспечить пересмотр и отмену министерствами, ведомствами и государственными комитетами Республики Казахстан их нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Указу;
3) организовать службы по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в системе органов юстиции;
4) обеспечить передачу функций по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Министерству юстиции Республики Казахстан от других органов государственного управления, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
5) определить размер платы за регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также за оказание информационных услуг и порядок распределения полученных средств;
6) разработать порядок учета земельных участков для целей регистрации;
7) утвердить форму регистрационного листа;
8) принять другие меры, вытекающие из настоящего Указа.

Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Указа

1. Настоящий Указ вступает в силу с 1 марта 1996 года.
2. Права, возникающие до вступления в силу настоящего Указа, признаются действительными при условии, что они соответствуют законам, действовавшим при их возникновении.
3. При переходе ранее существовавших прав на недвижимое имущество к другому лицу, изменении или прекращении соответствующих прав они подлежат регистрации на общих основаниях в соответствии с настоящим Указом.
4. Положение статьи 5 настоящего Указа действует с момента создания в установленном порядке регистрирующих органов при Министерстве юстиции Республики Казахстан. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, произведенная до создания регистрирующих органов другими государственными организациями, созданными в установленном порядке для регистрации недвижимости, имеет юридическую силу.
Сноска. Статья дополнена пунктом 4 — Законом РК от 12 ноября 1997 г. N 189 .

Президент
Республики Казахстан

Смотрите еще:

  • Документ подтверждающий создание обособленного подразделения Открытие обособленного подразделения компании Скачать форму на открытие обособленного подразделения и пример ее заполнения можно здесь. Цена открытия обособленного подразделения в нашем ЦТО - 2000 рублей. Что такое […]
  • Создание обособленного подразделения бланк 2014 Подаем сообщение о создании обособленного подразделения Ваша организация открывает обособленное подразделение. Вы уже точно определились, что у вас будет именно просто подразделение, а не филиал или представительство. […]
  • Фку военный комиссариат курганской области Военкоматы Список телефонов и адресов отделов военного комиссариата Курганской области Наименование отдела военного комиссариата 640018, г. Курган, ул. Советская-151 Варгашинский Белозерский Мокроусовский 641230, […]
  • Когда пересчитываются алименты Уплата алиментов в твердой денежной сумме - автоматически пересчитывается на прожиточный минимум? Нет, в ст. 117 СК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 363-ФЗ) не сказано, что размер алиментов, уплачиваемых […]
  • Получил разрешение на ввод в эксплуатацию Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешений на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 4 части 5 и пункте 1 части 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской […]
  • Представить на досмотр Статья 117. Личный таможенный досмотр Статья 117. Личный таможенный досмотр Информация об изменениях: Протоколом от 16 апреля 2010 г. в пункт 1 статьи 117 настоящего Кодекса внесены изменения 1. Личный таможенный […]