Нарушение прав граждан на оплату труда

Нарушение прав граждан на оплату труда

ИНТЕРФАКС-УКРАИНА. Киев. 8 октября

Факты нарушения прав граждан на оплату труда могут быть предметом разбирательства между работником и предприятием, но не основанием для расторжения приватизационного договора, считает адвокат Адвокатского объединения «Волков Козьяков и Патнеры» Леся Ковтун.
Так она прокомментировала проект постановления Верховной Рады Украины о недопущении нарушений прав на труд и оплату труда в условиях финансово-экономического кризиса, которым предлагается поручить Фонду государственного имущества (ФГИ), органам местного самоуправления при выявлении фактов нарушения прав работников приватизированных предприятий, принимать меры к расторжению договоров купли-продажи таких предприятий и их возврату в государственную или коммунальную собственность.
«Правовые вопросы приватизации регламентируются законом «О приватизации государственного имущества», согласно которому приватизационный договор купли-продажи может быть расторгнут по требованию одной из сторон в судебном порядке только в случае неисполнения одной из сторон обязательств, предусмотренных договором», — сказала она в интервью агентству «Интерфакс-Украина».
Как пояснила адвокат исходя из того, что надлежащим доказательством нарушения трудовых прав работников может быть только решение суда по трудовому спору, вступившее в законную силу, ссылка на данный проект постановления Верховной Рады как основание для расторжения приватизационных договоров купли-продажи предприятий будет неправомерной.
Помимо этого, данные договора должны содержать точное указание на обязательства собственника предприятия, которое будет находиться в прямой связи с нарушением, установленным решением суда по трудовому спору. «В противном случае вряд ли можно говорить о законных основаниях требований о расторжении приватизационных договоров», — резюмировала Л.Ковтун.
Как сообщалось, проект постановления о недопущении нарушений прав на труд и оплату труда в условиях финансово-экономического кризиса Верховная Рада поддержала в первом чтении.
Документом Генеральной прокуратуре предлагается обеспечить системный надзор за соблюдением прав трудящихся и в случае их нарушения безотлагательно принимать меры прокурорского реагирования.
Инициатор проекта постановления – председатель Верховной Рады Владимир Литвин.

ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРОКУРАТУРА ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

У К А З А Н И Е

5 июля 2007 года

Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в части соблюдения прав граждан на оплату труда

Обобщение результатов прокурорского надзора за соблюдением законодательства в части соблюдения прав граждан на оплату труда свидетельствует, что несмотря на снижение задолженности по заработной плате на территории области с 71 млн. руб. на 01.06.06 до 7,7 млн. руб. на 01.06.07, положение с обеспечением конституционного права граждан на своевременную оплату труда все еще не отвечает предъявляемым требованиям. Несмотря на при­нимаемые прокуратурой меры руководители предприятий, учреждений, организаций продолжают нарушать трудовое законодательство.

Зачастую организация надзора носит кампанейский характер. Анализируя состояние за­конности и планируя работу, прокуроры ориентируются на сведения государственного статистического наблюдения, которые не отражают реального уровня задолженности по зара­ботной плате.

Вне поля зрения прокуроров оказались субъекты малого предпринимательства, не представляющие сведения о наличии задолженности по зарплате в органы статистики. Не уделяется должного внимания надзору за соблюдением прав граждан на оплату труда на предприятиях-должниках, в отношении которых применены процедуры банкротства. Без должного внимания прокуроров остается задолженность по заработной плате, образовавшая­ся из-за несвоевременного перечисления бюджетных средств.

Учитывая актуальность и особую общественную значимость проблемы реализации кон­ституционного права граждан на вознаграждение за труд, во исполнение указания Генераль­ной прокуратуры Российской Федерации N 72/1-32д-2007 от 28.06.07 и руководствуясь ст. 18 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

ТРЕБУЮ:

1. Всем районным, межрайонным прокурорам, прокурору г. Нововоронежа, Воронежскому прокурору по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах. Воро­нежскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях:

1.1. Во взаимодействии с органами местного самоуправления, Государственной инспекции труда, членскими организациями Воронежского областного совета профсоюзов, правоохранительными и иными органами принять дополнительные меры к активизации ра­боты, направленной на реализацию конституционного права граждан на вознаграждение за труд.

1.2. Своевременно и тщательно проверять каждый факт несвоевременной выплаты зароботной платы на предприятиях и в организациях всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности, количества лиц, в отношении которых допущена задержка выплаты заработной платы. Для этого в каждом районе истребовать сведения о задолженности по заработной плате. Предметно по каждому предприятию разбираться в причинах, и реализовывать меры по устранению нарушений закона и защите трудовых прав граждан, ис­пользуя все предоставленные законом полномочия.

1.3. Усилить прокурорский надзор за соблюдением законов судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных решений о взыскании задолженности по заработной плате, применяя меры прокурорского реагирования по каждому факту волокиты испол­нительных действий.

1.4. Более тщательно готовить иски в защиту прав граждан на оплату труда, указывать в заявлении правовое обоснование невозможности предъявления иска самим гражданином.

1.5. Своевременно принимать меры к опротестованию в случаях вынесения судом ре­шений с нарушением норм материального и процессуального права, по постановлениям, воз­бужденным прокурорами по ч. ч. 1 и 2 ст. 5.27 КоАП РФ; в случаях нарушения судами сро­ков рассмотрения дел об административных правонарушениях, повлекшего освобождение правонарушителя от административной ответственности, обращаться в квалификационные коллегии судей с постановкой вопроса об ответственности судей.

1.6. При выявлении фактов невыплаты заработной платы свыше двух месяцев органи­зовывать проверки в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательст­вом.

2. Всем районным, межрайонным прокурорам, прокурору г.Нововоронежа, прокуроам специализированных прокуратур аналитические справки о проводимой работе на дан­ном направлении деятельности с приложением таблицы по итогам работы следует представ­ить нарастающим итогом ежеквартально к 10 числу следующего за кварталом месяца начиная с 10 июля т. г. в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства прокуратуры области.

Справки должны содержать анализ состояния законности в сфере оплаты труда в целом по району и краткие выводы о причинах и условиях, способствующих совершению наруше­ний прав граждан. Должны быть сформулированы конкретные предложения но укреплению вконности и правопорядка в данной сфере и принятые меры прокурорского реагирования. Кроме того, следует указать проблемы правоприменительной практики, связанные с законодательством об оплате труда, и предложения по его совершенствованию.

3. Управлению по надзору за соблюдением федерального законодательства:

3.1. Обеспечить регулярное поступление в органы прокуратуры информации о наличии задолженности по заработной плате на предприятиях в региона.

3.2. Повысить требовательность к территориальному подразделению Федеральной службы по труду и занятости в части использования им полномочий по выявлению и устранению нарушений трудового законодательства в указанной сфере и наказанию виновных.

3.3. Информировать Генеральную прокуратуру Российской Федерации о фактах невыплате заработной платы работникам предприятий, находящихся в ведомственном подчиненении федеральных органов государственной власти.

3.4. Принять меры к обеспечению исполнения постановления Правительства РФ от N 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц».

3.5. Осуществлять ежеквартальное обобщение и подготовку информации о состоянии законности в сфере оплаты труда.

4. Управлению по надзору за уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деяюстью и отделу по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе ежеквартально к 12 числу следующего за кварталом месяца представлять в управление по надзору за соблюдением федерального законодательства обобщенные статистические данные по 9, 12, 13-14 строкам прилагаемой таблицы.

5. Контроль за исполнением настоящего указания возложить на заместителя прокурора области Замараева И. И.

6. Указание прокурора области N 12/7 от 29.07.05 «О ежеквартальном предоставлении информации о состоянии законности в сфере оплаты труда» считать утратившим силу.

С указанием ознакомить всех районных, межрайонных прокуроров, прокурора г. Ново-воронежа. Воронежского прокурора по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, Воронежского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, сотрудников аппарата прокуратуры области.

Нарушение прав граждан на оплату труда

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ (ТК РФ) под заработной платой понимается вознаграждение за труд, а также компенсационные выплаты (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению) и стимулирующие выплаты (премии и иные поощрительные выплаты).

Выплата заработной платы в РФ производится в денежной форме. В соответствии с трудовым договором и только по письменному заявлению работника оплата труда может производиться в иных формах, при этом размер выплаты, осуществленной в неденежной форме, не может превышать 20% от месячной оплаты труда (ст.131 ТК РФ). Не допускается выплата заработной платы в бонах, купонах, в форме долговых обязательств, а также в виде спиртных напитков, оружия, вредных и иных токсических веществ и иных предметов, ограниченных или запрещенных в свободном обороте.

В целях соблюдения права граждан на достойную оплату труда в РФ устанавливается минимальный размер оплаты труда (МРОТ). Месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже МРОТ (с 1 июня 2011 года составляет 4611 руб.).

Региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться МРОТ в субъекте РФ. 01.12.2011 в Санкт-Петербурге заключено «Региональное соглашение о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2012 год» от 28 декабря 2010 года, которое установило МРОТ на территории города в размере 7781 рубль.

Порядок, сроки и место выплаты заработной платы работнику:

— выплачивается в месте выполнения работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке;

— выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором;

— выплата производится не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором. (При совпадении дня выплаты с выходным или нерабочим праздничным днем выплата производится накануне этого дня);

— оплата отпуска производится не позднее, чем за три дня до его начала (ст.136 ТК РФ).

Сверхурочная работа оплачивается за первые 2 часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере; по желанию работника, ему может быть предоставлен другой день отдыха, в этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха не оплачивается.

В РФ ограничено право работодателя на удержания из заработной платы работника, и установлены предельные размеры удержаний (ст.137 ТК РФ):

1. Для погашения задолженности работника работодателю могут производиться удержания:

а) для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет зп;

б) для погашения неизрасходованного и не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

в) для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда или простое;

г) при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска (такие удержания не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п.п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, а также п.п. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 ТК РФ).

Работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возврата соответствующих сумм (подпункты «а», «б» и «в» настоящего пункта), и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

— если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда или простое;

— если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

2. Для погашения задолженности перед другими лицами и организациями работодатель обязан производить следующие удержания из заработной платы работника:

— по исполнительным листам, полученным на основании решений судов РФ, предъявленным в службу судебных приставов;

— на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа;

— из оплаты труда осужденных к исправительным работам в размере, установленном приговором (постановлением) суда;

— из заработной платы и иных доходов осужденных к лишению свободы — для возмещения расходов по их содержанию.

Общий размер всех удержаний при каждой выплате заработной платы не может превышать 20%, за исключением:

— в соответствии с Уголовно-исполнительным Кодексом РФ и Федеральным законом «Об исполнительном производстве» — до 50% (при удержании по нескольким исполнительным документам за работником, во всяком случае, должно быть сохранено 50 % оплаты труда);

— при отбывании исправительных работ, взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью другого лица, возмещении вреда лицам, понесшим ущерб в связи со смертью кормильца, и возмещении ущерба, причиненного преступлением – до 70% (статья 138 ТК РФ).

В случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней работник имеет право, письменно известив работодателя, приостановить работу до выплаты задержанной суммы. В период приостановления работы работник имеет право отсутствовать на рабочем месте, однако обязан выйти на работу не позднее следующего рабочего дня после получения письменного уведомления от работодателя о готовности произвести выплату задержанной заработной платы в день выхода работника на работу (ст.142 ТК РФ).

При увольнении выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работает, то расчет производится не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования. В случае возникновения спора о размере сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан выплатить неоспариваемую сумму (ст.140 ТК РФ).

При нарушении срока выплаты денежных средств, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (не ниже 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ), начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета (статья 236 ТК РФ).

За нарушение законодательства о труде предусмотрена административная и уголовная ответственность. Так, уголовная ответственность предусмотрена за совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности руководителем организации или ее обособленного структурного подразделения полную (в срок свыше 2-х месяцев) или частичную (в срок свыше 3-х месяцев) невыплату заработной платы. При этом под частичной невыплатой заработной платы понимается осуществление платежа в размере менее половины подлежащей выплате суммы (статья 145-1 УК РФ). Административная ответственность предусмотрена статьей 5.27 КоАП РФ.

Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства, осуществляется федеральной инспекцией труда (Государственная инспекция труда в городе Санкт-Петербурге: ул. Зои Космодемьянской, д.28, лит. А; тел. 747-37-84) и органами прокуратуры Российской Федерации.

Ответственность за нарушение трудовых прав граждан

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ, ст. 21 Трудового кодекса РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд, которое не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статьей 136 Трудового кодекса РФ регламентированы порядок, сроки и место выплаты заработной платы работникам.

Так, заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором, как правило, в месте выполнения работником работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным или трудовым договором.

В случае прекращения трудовых отношений выплата всех сумм, причитающихся работнику, производится в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то деньги должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете (ст. 140 ТК РФ).

Согласно ст. 362 Трудового Кодекса РФ руководители и иные должностные лица организаций, а также работодатели — физические лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, которые установлены указанным Кодексом и иными федеральными законами.

На основании ст. 419 Трудового Кодекса РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Материальная ответственность предусмотрена ст. 236 Трудового кодекса РФ, из которой следует, что при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов. При этом обязанность выплаты денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Меры административной ответственности за нарушения трудового законодательства установлены статьями 5.27 и 5.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которым виновным лицам могут быть назначены следующие виды наказания: предупреждение, административный штраф в отношении должностных лиц в размере до 20 000 рублей, в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – до 40 000 рублей, юридических лиц – до 200 000 рублей. При этом за совершение повторного аналогичного правонарушения к должностному лицу может быть применена дисквалификация на срок от одного года до трех лет.

Данный вид наказания заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, должности муниципальной службы, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров, осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, либо заниматься деятельностью по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо в сфере подготовки спортсменов, организации и проведения спортивных мероприятий.

В случае частичной невыплаты свыше трех месяцев, полной невыплаты свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат или выплата заработной платы свыше двух месяцев в размере ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, совершенные руководителем организации из корыстной или иной личной заинтересованности, законодателем предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ и наказание до пяти лет лишения свободы.

Перечень способов защиты трудовых прав работников назван в ст. 352 ТК РФ. Основными способами защиты трудовых прав и законных интересов являются: государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав, судебная защита.

В соответствии с полномочиями, предоставленными ч.1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ, заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту или по другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Однако указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему гражданина о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, в том числе в сфере трудовых отношений.

В связи с важностью и актуальностью в регионе вопроса о защите трудовых прав граждан, работа по выявлению задолженности перед работниками предприятий ведется органами прокуратуры на постоянной основе. В текущем году сохраняется положительная динамика увеличения количества предъявляемых прокурорами области исков в защиту трудовых прав граждан, а также рассмотрения и удовлетворения указанных исков судом, что приводит к восстановлению трудовых прав граждан на своевременную оплату труда.

Таким образом, если право гражданина на своевременное получение заработной платы нарушено, он может обратиться в прокуратуру по месту нахождения работодателя (предприятия-должника) с заявлением о предъявлении прокурором иска или заявления в защиту его интересов, указав сумму задолженности, подлежащую взысканию. К обращению следует приложить копию трудовой книжки и, если имеется, справку о размере начисленной, но неполученной заработной платы.

Следует иметь в виду, что органы прокуратуры при определении суммы подлежащей взысканию будут исходить из сведений о размере задолженности, предоставленных работодателем. Поэтому, если гражданин полагает, что подлежащая взысканию сумма отличается от этого значения, эти доводы необходимо обосновать документально.

Ответственность за нарушение прав граждан на оплату труда

Вопросы невыплаты заработной платы, а равно иных социальных выплат, являются приоритетным надзорным направлением и находятся на постоянном контроле органов прокуратуры.

В соответствии с Конституцией РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Порядок, сроки и форма оплаты труда могут быть установлены положениями об оплате труда, премировании и материальном стимулировании; приказами и другими организационно-распорядительными документами предприятия.

Заработная плата должна выплачиваться гражданам, состоящим с предприятием (организацией) в трудовых отношениях, то есть заключившим договор (контракт), что нельзя путать с вознаграждением за выполненные работы по договору подряда, комиссии, поручения и другим гражданско-правовым договорам.

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права осуществляет Государственная инспекция труда и ее территориальные органы, куда следует обращаться с жалобой на нарушение работодателем трудовых прав, в том числе, при невыплате заработной платы.

В случаях нарушения трудового законодательства организации, а также их непосредственные руководители подлежат привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 5.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Статьей 145.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за частичную невыплату свыше 3-х месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, полную невыплату свыше 2-х месяцев названных выплат или выплату заработной платы свыше 2-х месяцев в размере ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, если они совершены из корыстной или иной личной заинтересованности, а также за перечисленные деяния, если они повлекли тяжкие последствия.

Уголовную ответственность по ст. 145.1 УК РФ несут лица, наделенные организационно-распорядительными (и) или административно-хозяйственными полномочиями, установленными учредительными документами, приказами, должностными инструкциями, штатным расписанием и т.д.

Организация доследственных проверок осуществляется Следственного комитета РФ по Иркутской области.

Поводами к проведению проверок могут являться заявления о преступлении, поступившие от лиц, в течение длительного времени не получавших указанные выплаты, либо материалы проверок от контрольно-надзорных органов (федеральной инспекции труда, органов прокуратуры и др.), которым стало известно о признаках совершаемого преступления.

ТИПИЧНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА СВОЕВРЕМЕННОЕ И ПОЛНОЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ЗА ТРУД

57 ТК РФ, своевременно ли им выплачивается заработная плата, обеспечиваются ли безопасные условия труда и т.д.
Нарушения, связанные с выплатой заработной платы или ее части в форме неучтенной наличности. Недобросовестные работодатели с целью уменьшения налогообложения решают финансовые проблемы предприятий путем выплаты заработной платы или ее части в форме неучтенной наличности, лишая тем самым работников права на обеспечение социальным пакетом.
Следует отметить, что подобная незаконная практика оплаты труда выгодна только работодателю, для работника плюсов в такой ситуации нет. Выплата заработной платы без предусмотренного законодательством налогообложения лишает работников права на начисление пенсии и оплату больничного листа. Кроме того, при увольнении, как правило, работникам с учетом их невысокой «официальной» зарплаты производятся выплаты в значительно меньшем объеме, чем они могли бы получить.
Выявление и пресечение нарушений, связанных с выплатой «серых зарплат», невозможно без тесного взаимодействия прокуратуры с правоохранительными органами и органами контроля. Проведение проверок в рассматриваемой сфере рекомендуется проводить совместно с государственными инспекциями труда субъектов Российской Федерации. В необходимых случаях этому контролирующему органу поручается проведение самостоятельных проверок.
Нарушения работодателем прав работников на выплату справедливой заработной платы. Большинство людей значительную часть жизни проводят на работе, но далеко не все получают за свой труд справедливое вознаграждение. Особенно остро вопрос справедливой оплаты труда ощущается во внебюджетном секторе, где у одной категории работников «заоблачные» зарплаты, а у других настолько низкие, что не позволяют им должным образом содержать свои семьи.
Восстановление справедливости по поводу оплаты труда в результате является распространенной причиной трудовых споров, конфликтов, обращений граждан с исками в суд, жалобами в прокуратуру.
В соответствии со ст. 132 ТК РФ заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. При этом запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ). Прокурорам следует принимать все необходимые меры к защите обоснованных требований граждан на справедливую оплату труда.
Помимо работодателей и собственников предприятий права граждан в сфере оплаты труда нарушаются действиями, а в ряде случаев и бездействием должностных лиц государственных органов, обязанных в силу своих полномочий обеспечивать гражданам реализацию их конституционного права на вознаграждение за труд.
Нарушения прав и свобод человека и гражданина в деятельности инспекторов территориальных органов по труду и занятости.
На должностных лиц этих органов возложено осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав граждан. Особое место в деятельности гострудинспекций занимает контроль за соблюдением законодательства по выплате заработной платы.
По сведениям Роструда, в целях обеспечения трудовых прав граждан на своевременную и в полном размере выплату заработной платы должностными лицами федеральной инспекции труда в 2011 г. было проведено более 55,8 тыс. проверок соблюдения законодательства об оплате труда, по результатам которых были произведены выплаты задержанной заработной платы более 459,2 тыс. работников на общую сумму свыше 6,5 млрд руб. Количество выявленных в 2011 г. нарушений по вопросам оплаты труда составило более 91,8 тыс. (в среднем 1,6 нарушений, выявленных в ходе одной проверки).
В бюджетных учреждениях в 2011 г. должностными лицами федеральной инспекции труда было проведено более 9,3 тыс. проверок по вопросам оплаты труда (в 2010 г. — 8,9 тыс.), по результатам которых руководителям выдано свыше 6 тыс. предписаний (2010 г. — 5,6 тыс.) об устранении выявленных нарушений. При этом общая сумма выплаченной 30,2 тыс. работников этих организаций задержанной заработной платы составила 231,94 млн руб. (в 2010 г. — 498 млн руб.).
По результатам проведенных в 2011 г. проверок по вопросам оплаты труда за допущенные нарушения трудового законодательства в части оплаты труда оштрафовано более 27,7 тыс. руководителей и других виновных должностных лиц организаций и 7,9 тыс. юридических лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на общую сумму более 205,9 млн руб., привлечено к дисциплинарной ответственности 1708 виновных должностных лиц (в 2010 г. — 1665).
В 2011 г. только за выявленные нарушения законодательства об оплате труда, предусмотренные ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, в суды направлено 347 протоколов об административных правонарушениях в целях привлечения лиц к административной ответственности в виде дисквалификации — лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, осуществлять предпринимательскую деятельность либо управление юридическим лицом. По результатам рассмотрения указанных протоколов судами было дисквалифицировано 170 виновных должностных лиц. Для привлечения работодателей к уголовной ответственности по результатам проверок по оплате труда в органы прокуратуры направлено 1102 материала, по итогам рассмотрения которых возбуждено 36 уголовных дел. При этом семь виновных лиц осуждено судом по ст. 145.1 УК РФ.
Наиболее распространенными нарушениями требований трудового законодательства, регулирующего порядок оплаты труда, являются:
невыплата работникам заработной платы (нарушение абз. 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ);
невыплата работникам заработной платы в полном размере; нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение ст. 136 ТК РФ);
невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение ст. 140 ТК РФ);
нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение ст. 136 ТК РФ); отсутствие повышенной оплаты труда за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение ст. 146, 147, 148, 315, 316, 317 ТК РФ)[34].
Эффективность и результативность работы инспекторов территориальных органов по труду в обозначенной сфере требует пристального внимания надзирающего прокурора.
В соответствии с приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» при надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений, необходимо проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности, а в случае бездействия органов контроля ставить вопрос об ответственности их руководителей.
Нарушения прав и свобод человека и гражданина в деятельности должностных лиц службы судебных приставов. В повседневной жизни граждане нередко сталкиваются с проблемами исполнения решений судов о взыскании заработных плат. В связи с этим следует отметить неудовлетворительную работу служб судебных приставов по осуществлению ими своевременного и реального исполнения судебных постановлений о взыскании задолженности по заработной плате.
Кроме того, в деятельности судебных приставов наблюдаются и другие нарушения: несоблюдение сроков возбуждения и окончания исполнительных производств, несвоевременное направление запросов в уполномоченные органы об имущественном положении предприятий-должников, отсутствие должного контроля за полнотой и своевременностью запрашиваемых сведений, необоснованное прекращение исполнительных производств, факты несвоевременного совершения исполнительных действий.
При наличии фактов нарушения требований законодательства об исполнительном производстве принимаются меры прокурорского реагирования.
Органами прокуратуры также проводятся совместные совещания с судебными приставами-исполнителями о взаимодействии при исполнении судебных приказов и решений судов о взыскании заработной платы и иных выплат.
Нарушения требований законов в деятельности должностных лиц органов государственной статистики. Федеральное государственное статистическое наблюдение как форма деятельности направлено на получение и анализ наиболее полных и всесторонних сведений о жизни общества и государства.
В то же время материалы прокурорских проверок свидетельствуют об имеющихся фактах сокрытия информации о задолженности по заработной плате от органов государственной статистики руководством предприятия, то есть субъекты, на которые законом возлагается обязанность по предоставлению статистической отчетности в уполномоченный государственный орган, допускают искажение данных. На основе этой информации органы государственной статистики представляют заниженные данные о задолженности по оплате труда перед работниками. В результате отражаемые сведения о состоянии законности в сфере оплаты труда в регионах не соответствуют действительности.
В связи с этим органам прокуратуры необходимо проводить проверки органов статистики по вопросу исполнения законов по формированию официальной статистической информации в сфере оплаты труда.
Нарушения в сфере оплаты труда в деятельности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Нарушения в сфере оплаты труда, касающиеся работников бюджетной сферы, нередко обусловлены действиями или бездействием должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Практика показывает, что одна из причин образования задолженности по зарплате местных бюджетов заключается в задержке перечисления межбюджетных трансфертов из региональных бюджетов в местные бюджеты. При этом в условиях распространенности нарушений бюджетного законодательства органами прокуратуры не всегда уделяется должное внимание вопросам обеспечения законности в сфере бюджетных правоотношений на региональном и местном уровнях.
В связи с этим актуален вопрос проведения проверок исполнения бюджетного законодательства в деятельности региональных, местных финансовых органов, а именно законности и своевременности движения бюджетных средств, выделенных на оплату труда. Надзорную деятельность за исполнением бюджетного законодательства рекомендуется осуществлять во взаимодействии с органами финансового контроля.

Проблемы с выплатой заработной платы работникам муниципальных предприятий нередко связаны с непринятием мер по взысканию дебиторской задолженности перед муниципальными учреждениями и предприятиями. Причем происходит это в ситуации, когда руководители указанных предприятий обладают возможностью взыскать с контрагентов значительные денежные средства, но они этого не делают. Поэтому таких нерадивых начальников необходимо побуждать к активизации претензионной работы на предприятии.
Таковы встречающиеся на практике типичные нарушения в сфере оплаты труда. Знание этих проблем существенно помогает прокурорам в их надзорной деятельности за трудовой сферой.

Смотрите еще:

  • Савеловский осп уфссп россии по г москве Савеловский отдел судебных приставов Почтовый ящик: [email protected] Время приема: вт с 09.00 до 13.00, чт с 13.00 до 18.00 Тел. 8 (499) 558-32-71 В Управлении Федеральной службы судебных приставов по Москве […]
  • Мировой суд г Воронежа Мировые Судьи Коминтерновского района Мировые судьи являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ и входят в единую судебную систему РФ. Мировые судьи – это судьи низших судебных звеньев или судов 1-й инстанции […]
  • Запись на прием к главе администрации Запись на прием к главе администрации График приёма населения на 2018 год Согласно утверждённому Губернатором Московской области графику проведения в 2018 году тематических приёмов граждан с 8 февраля по 24 мая 2018 […]
  • Телефон горячей линии службы судебных приставов москва Телефоны доверияГорячие линии Телефон доверия, в отличии от горячей линии, по определению, является анонимным. Имейте это ввиду, когда Вас, разговаривая по телефону доверия, попросят представиться, а Вам бы этого не […]
  • Договор на вывоз мусора образец с ип Договор на вывоз мусора (отходов) Договор на вывоз мусора является гарантией юридически защищенных взаимоотношений между заказчиком и организацией, предоставляющей услуги по вывозу отходов. Договор может иметь […]
  • Мировой суд г калуги Судебный участок мирового судьи №52 Калужского судебного района Мировой судья: Плиев Ибрагим Хазбиевич Телефон: 8 (4842) 53-78-97 E-mail: [email protected] График работы: пн - чт: 09:00 - 18:15, пятница: 09:00 - […]