Наказания за административные правонарушения несовершеннолетних

Наказания за административные правонарушения несовершеннолетних

Прокуратура Республики Коми Официальный сайт

Административная ответственность несовершеннолетних: проблемы интерпретации и применения

Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Согласно Основам государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, уважения прав и законных интересов других лиц. Развитие страны и формирование правового государства в современных условиях непосредственно связаны с правовым просвещением. Немалая роль в этих процессах отведена органам прокуратуры. Осуществляя надзорные полномочия, прокурор выполняет и просветительскую функцию.

Правовое просвещение неразрывно связано с решением задач профилактики и предупреждения правонарушений. Вопросам организации этой работы посвящен приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 10.09.2008 № 182 «Об организации работы по взаимодействию с общественностью, разъяснению законодательства и правовому просвещению».

Своевременное правовое информирование, разъяснение населению законодательства является особым видом прокурорской деятельности. Возможности настоящего раздела официального сайта прокуратуры Республики Коми направлены не только на информирование населения о существующих нормах закона, но и формирование навыков, способов ориентирования человека в значимой для него правовой ситуации, осознанного выбора своего правового поведения на основе должных правовых взглядов и убеждений.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП РФ).

По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН).

Именно данным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ч. 3 ст. 29.5 КоАП РФ).

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением иных (но не несовершеннолетних) виновных в этом лиц к административной ответственности.

Здесь необходимо дополнить, что применяемые административные наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, преследуют своей целью прежде всего восстановление социальной справедливости, а также исправление и предупреждение совершения новых правонарушений и преступлений. Высшие судебные инстанции постоянно обращают внимание на то, что административное наказание в отношении указанных лиц должно быть подчинено прежде всего этим целям.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Ответственность по КоАП РФ родителей предусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. Поэтому указанные правонарушения подростков являются одновременно и частью основания для применения административной ответственности к родителям, и самостоятельным основанием для применения принудительных средств к ним самим.

Административную ответственность родителей или иных законных представителей несовершеннолетних нельзя рассматривать в отрыве от правовых обязанностей по воспитанию, обучению детей и надзору за ними.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

Наказания за административные правонарушения несовершеннолетних

Административная ответственность несовершеннолетних на сегодняшний день является весьма актуальной темой и в юридической литературе этой проблеме уделяется немало внимания. Актуальность вопроса прежде всего состоит в особенности правового статуса несовершеннолетнего лица. Существует такое понятие как «специальный статус», которое означает статус лица, отнесенного к определенной категории граждан. К такой категории относятся и несовершеннолетние граждане, поскольку они имеют некие льготы и преимущества.

Целью данной статьи является изучение проблемы административной ответственности несовершеннолетних и поиск альтернатив в совершенствовании законодательства в данной отрасли.

В соответствии с целью, выделяются следующие задачи:

1. Раскрытие понятия административной ответственности несовершеннолетних;

2. Выделение особенностей административной ответственности несовершеннолетних исходя из их правового статуса.

К основным нормативным актам, регулирующим административную ответственность несовершеннолетних, относятся не только КоАП РФ, но и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положение о комиссиях по делам несовершеннолетних от 3 июня 1967 г. (далее – Положение 1967 г.) и ряд других нормативных актов, включая положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав на региональном уровне, которые также являются субъектами административной юрисдикции. Деятельность этих комиссий ограничена действием Положения от 1967 г. и нормами КоАП РФ. Такой подход к построению законодательства об административной ответственности приводит к возникновению коллизий, поэтому представляется целесообразным именно КоАП РФ считать единственным законодательным актом, регулирующим вопросы административной ответственности несовершеннолетних.

Административная ответственность несовершеннолетних представляет особый вид юридической ответственности. Можно дать следующее определение этого понятия:

Административная ответственность несовершеннолетних – это форма реагирования государства на административные правонарушения, выраженная в применении к этим субъектам административного принуждения в виде конкретных административных наказаний, предусмотренных санкциями нарушенных норм, и одновременно их специфическая обязанность нести неблагоприятные последствия, связанные с применением указанных мер.

Стоит отметить, что в действующем законодательстве отсутствует определение административной ответственности, хотя в КоАП РФ есть указание на то, что мерой административной ответственности является административное наказание, которое применяется с целью перевоспитания лица, совершившего административное правонарушение, и предотвращения совершения правонарушений.

При исследовании сущности административной ответственности несовершеннолетних можно выделить следующие дующие особенности данной категории.

В первую очередь это качается мер наказания, применяемых к несовершеннолетним.

Логично, что к несовершеннолетним не могут применяться такие же меры наказания, как и для взрослых правонарушителей. Например, это касается такого вида наказания, как административный арест. Согласно ст.3.9 п.2 КоАП РФ, административный арест не применяется к лицам, не достигшим 18-летнего возраста.

Анализируя меры воздействия, применяемые в отношении несовершеннолетних, можно сделать вывод о том, что чаще всего к несовершеннолетним применяются только два вида административного наказания – это предупреждение и административный штраф.

Также следует отметить, что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, которые применяются только к несовершеннолетним, но всё же есть определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Рационально, по мнению некоторых ученых-административистов, введение в законодательство альтернативу такой мере административного взыскания, как штраф. В частности, предполагается ввести трехчасовую отработку несовершеннолетним правонарушителем на общественно-полезных работах, к примеру, по уборке общественных мест и благоустройству территории. По моему мнению, целесообразность введения данной меры вполне оправдано (прежде всего различными условиями материального положения несовершеннолетних и их семей). Административный штраф как мера наказания может назначаться, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка (или имущества). При отсутствии последнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2 КоАП РФ). К тому же при определении административного наказания несовершеннолетнему стоит учитывать его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку стоит задача не столько реализовать само наказание, сколько провести с его помощью воспитательных функций.

В КоАП РФ существуют пробелы относительно вопросов, кем и в каком порядке определяется состояние невменяемости лица (несовершеннолетнего), которое совершило правонарушение. Так как КоАП РФ не указывает возможность проведения судебно-психиатрической экспертизы, некоторые учение предлагают закрепить в нем необходимость проведения психиатрического осмотра несовершеннолетних, если есть основания считать, что у них имеется психическое расстройство. Постановку вопроса перед соответствующими медицинскими учреждениями о проверке наличия у несовершеннолетнего психического расстройства целесообразно возложить на комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, закрепив их права, обязанности и порядок направления на психиатрическую экспертизу в соответствующем нормативном акте. Также спецификой в данном вопросе обладают цели административной ответственности, применяемой к несовершеннолетним.

Меры государственного принуждения в отношении несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность взрослых правонарушителей, имеют морально-воспитательные цели, поэтому перевоспитание и исправление правонарушителей возможны и без применения мер административной ответственности, ведь главное – это осознание «юным правонарушителем» своей вины и нанесенного вреда, посредством его действий.

Рассмотрение дел об административных правонарушениях несовершеннолетних, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, производится в судебном порядке судами, которые наделены правом привлечения к административной ответственности этой категории субъектов, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия воспитательного характера:

— объявление выговора или строгого выговора;

— передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей;

— направление в специальное лечебно-воспитательное учреждение;

— помещение несовершеннолетнего в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков (специальную школу, специальное профессионально-техническое училище);

— установление обязанности для несовершеннолетнего принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

Рассматривая административно-правовые нормы, регулирующие административную ответственность несовершеннолетних, можно прийти к выводу о необходимости совершенствования действующего административного законодательства по следующим направлениям:

Во-первых, как предлагает Самигуллина Э.Ф. в своей научной статье «К проблеме административной ответственности несовершеннолетних», следует поставить вопрос о введении отдельной главы в КоАП РФ – «Административная ответственность несовершеннолетних». Для начала в этой главе необходимо дать определение самого понятия административной ответственности несовершеннолетних. Так же целесообразно выделить специфические меры наказания для подростков. Например, это может быть краткосрочный домашний арест или арест в помещении органа внутренних дел на непродолжительный период в пару часов. По-моему, мнению, в той же главе имеет место определить виды административных наказаний, порядок их применения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, а также освобождение от административной ответственности.

Во-вторых, необходимо разработать и включить в КоАП РФ комплекс мер воздействия принудительно-воспитательного характера. К примеру, общественно-полезные работы. Данные меры должны быть направлены на исправление несовершеннолетних правонарушителей и предупреждение совершения ими новых административных правонарушений и преступлений.

Есть пример судебного наказания в одном из штатов США. Группа детей ломала деревья, их привлекли к судебной ответственности. Судья определил им наказание, по которому они должны написать эссе на десяти страницах о пользе леса.

В-третьих, данные статистики показывают, что большое количество правонарушений совершаются лицами, не достигшими возраста административной ответственности. Это дает основания говорить о целесообразности снижения возраста административной ответственности до 14 лет, так как, я считаю, что несовершеннолетние в указанном возрасте, в силу своего физиологического и психического развития, полностью понимают суть и последствия своих поступков и могут руководить ими.

В-четвертых, многие авторы, например, Обыденнова Т.В., указывают на необходимость существенной дальнейшей доработки законодательства (на уровне федерации и субъектов федерации) о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку наблюдается несогласованность (а иногда и противоречивость) норм таких базовых актов, как КоАП РФ, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», все еще действующего Указа Президиума ВС РСФСР 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» и множественного регионального законодательства. Очевидно, что единственный, существующий весьма формально федеральный специальный нормативный акт (Положение от 1967 г.) заставляет органы государственной власти субъектов РФ искать самостоятельное решение многих вопросов, что, соответственно, не позволяет говорить об унифицированном подходе при определении положения несовершеннолетних правонарушителей.

Таким образом, правовое регулирование института административной ответственности несовершеннолетних на сегодняшний день нуждается реформировании. Прежде всего требуют внимания меры, направленные на повышение эффективности действующего законодательства об административной ответственности несовершеннолетних, главным образом административной ответственности родителей и лиц, их заменяющих, ответственных за воспитание несовершеннолетних и не исполняющих свои конституционные обязанности. К тому же многие авторы научных работ по данной теме указывают, что также следует разработать более совершенную систему органов и учреждений системы профилактики правонарушений несовершеннолетних.

Наказания за административные правонарушения несовершеннолетних

Административная и уголовная ответственность несовершеннолетних

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста. Однако, по общему правилу, к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные «Положением о комиссии по делам несовершеннолетних». Что же это за меры?

· Обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему.

· Объявить выговор или строгий выговор,

· Возложить на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, обязанность возместить причиненный материальный ущерб.

· Наложить на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штраф.

· Передать несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц их заменяющих, или общественных воспитателей, а так же под наблюдение трудового коллектива или общественной организации.

· Передать несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу.

· Направить несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение.

К несовершеннолетним могут применяться специальные меры воспитательного воздействия:

а) возложение на подростка обязанности принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему. Применение этой меры целесообразно, если совершен незначительный проступок и виновный, осознав неправильность своего поведения, искренне раскаивается в содеянном. Извинение может быть принесено публично: либо на заседании комиссии, либо на собрании коллектива, либо при личной беседе с потерпевшим;

б) вынесение предупреждения. Эта мера применяется при совершении малозначительных правонарушений. Комиссия в письменной форме предупреждает несовершеннолетнего о возможных последствиях при совершении им повторных правонарушений;

в) объявление выговора или строгого выговора на заседании комиссии. Постановление об объявлении выговора направляется по месту учебы или работы подростка. Данная мера воздействия действует в течение 1 года, она считается снятой, если в течение этого срока не совершено нового правонарушения;

г) возложение обязанности возместить причиненный ущерб или своим трудом устранить его. Эта мера может применяться к несовершеннолетним, имеющим свой заработок (стипендию), и если сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда;

д) наложение штрафа также возможно только в отношении работающих подростков;

е) передача несовершеннолетнего под надзор родителей или заменяющих их лиц, или под наблюдение трудового коллектива, общественной организации с их согласия. Комиссия сама проявляет инициативу в поиске и выборе организаций или граждан, которые смогли бы обеспечить перевоспитание несовершеннолетних;

ж) передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу по их ходатайствам. Для передачи на поруки требуется согласие правонарушителя и ходатайство той или иной организации, которая, хорошо зная несовершеннолетнего, ручается за него и берет на себя ответственность за надлежащее его поведение;

з) направление в профессионально-техническое училище. Самая серьезная мера воздействия. Она применяется в случаях систематического совершения правонарушения, когда административному проступку предшествовали другие общественно опасные деяния, нарушения общественного порядка, применялись другие меры воздействия, которые не возымели действия. В специальных школах несовершеннолетние могут содержаться до достижения 15 лет, а в специальных ПТУ — до 18 лет. Несовершеннолетние находятся в специальных учебно-воспитательных учреждениях до исправления, но не более 3 лет. Учащиеся специальных школ, достигшие 15 лет, но не исправившие своего поведения, комиссией по делам несовершеннолетних по месту нахождения таких школ могут быть направлены в специальные ПТУ. Вопрос о целесообразности дальнейшего пребывания несовершеннолетнего в специальных учебных заведениях и лечебно-воспитательных учреждениях периодически, но не реже 1 раза в год, рассматривается комиссиями. Указанная мера может применяться условно с годичным испытательным сроком.

В случае совершения лицами от 16 до 18 лет наиболее серьезных и наиболее часто встречающихся правонарушений, как то:

ст. 49 — мелкое хищение государственного или общественного имущества;

ст. 114-122 КоАП РФ — ряд административных проступков, связанных с нарушением правил дорожного движения и транспортных средств;

ст. 148, ст. 172-175 КоАП РФ — нарушение правил использования, хранения, продажи огнестрельного оружия и боеприпасов;

ст. 158 — мелкое хулиганство;

ст. 159 — стрельба из огнестрельного оружия в населенных пунктах;

ст. 165 — злостное неповиновение законным распоряжениям работника милиции;

ряда других правонарушений — они подлежат административной ответственности на общих основаниях.

Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Ст. 20.1. Мелкое хулиганство

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам или другие действия, демонстративно нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, — влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Ст. 20.20. Распитие пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах.

1. Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других, в других общественных местах: — влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех МРОТ.

2. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление одурманивающих веществ на улицах, стадионах, скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти МРОТ.

3. Потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо потребление иных одурманивающих веществ на улицах, стадионах и скверах, а также в других общественных местах — влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати размеров МРОТ.

Ст. 21.21. Появление в общественных местах в состоянии опьянения: — влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти МРОТ.

Ст. 20.22. Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах: — влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в размере от трех до пяти МРОТ.

В соответствии со ст. 60 Конституции Российской Федерации гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

В соответствии со ст. 87 УК РФ несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. По отношению к несовершеннолетним действующее законодательство предусматривает общее правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН). Именно данным государственным органам и принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных несовершеннолетними. КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два – это предупреждение и административный штраф. Штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, не ограниченные судом в объеме родительских прав, опекуны и попечители.

Существенная особенность административной ответственности несовершеннолетних закреплена в ст. 2.3 КоАП РФ, где законодатель установил возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Уголовным кодексом РФ предусмотрен общий минимальный возраст уголовной ответственности – 16 лет.

В ч. 2 ст. 20 УК РФ перечисляются составы преступлений, по которым устанавливается пониженный до 14 лет возраст уголовной ответственности. Их можно разделить на несколько групп:

1. Связанные с физическим насилием или его угрозой — убийство (ст. 105 УК), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК), изнасилование (ст. 131 УК), насильственные действия сексуального характера (ст. 132 УК).

2. Связанные с завладением чужим имуществом — кража (ст. 158 УК), грабеж (ст. 161 УК), разбой (ст. 162 УК), вымогательство (ст. 163 УК), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166 УК), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст. 226 УК), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229 УК);

3. Связанные с уничтожением или повреждением имущества — умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 167 УК), террористический акт (ст. 205 УК), вандализм (ст. 214 УК), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267 УК);

4. Иные — похищение человека (ст. 126 УК), захват заложника (ст. 206 УК), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК), хулиганство при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 213 УК).

Часть 3 ст. 20 УК РФ устанавливает необходимость учёта так называемого психологического возраста субъекта. Согласно ей, если несовершеннолетний достиг возраста 14 или 16 лет, но вследствие отставания в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не мог в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности.

Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, в соответствии со ст. 88 УК РФ являются:

б) лишение права заниматься определенной деятельностью;

в) обязательные работы;

г) исправительные работы;

д) ограничение свободы;

е) лишение свободы на определенный срок.

Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет.

Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые.

Какие правонарушения наиболее часто встречаются среди несовершеннолетних? Помимо кражи («мелкое хищение» статья 7.27 КоАП) и хулиганства («мелкое хулиганство» ст. 20.1 КоАП), наиболее распространенными правонарушениями являются распитие пива и алкогольной продукции в общественных местах, в общественном транспорте, в организациях культуры и спортивных сооружениях, а также потребление наркотических и психотропных веществ, и появление в состоянии опьянения в общественных местах (статьи 20.20 и 20.21 КоАП).

Административная ответственность несовершеннолетних

По отношению к несовершеннолетним правонарушителям действующее законодательство предусматривает правило, согласно которому к лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее — КДН).

Именно КДН принадлежит преимущественное право рассмотрения дел об административных правонарушениях, совершенных

несовершеннолетними. Исключение составляют правонарушения, предусмотренные ст. 11.18 КоАП РФ (безбилетный проезд), а также дела об административных правонарушениях, перечисленные в гл. 12 КоАП РФ, в области дорожного движения, которые могут рассматриваться другими органами.

КДН рассматривают дела об административных правонарушениях по месту жительства несовершеннолетнего правонарушителя.

Административное наказание может быть наложено на несовершеннолетних или их родителей по общим правилам не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушения при длящемся правонарушении — не позднее двух месяцев со дня его обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ).

Важной особенностью ответственности несовершеннолетних лиц, устанавливаемой КоАП РФ, является то, что совершение административного правонарушения несовершеннолетним признается смягчающим вину обстоятельством, а вовлечение такого лица в совершение административного правонарушения — отягчающим вину обстоятельством. Причем, эти обстоятельства следует четко отграничивать от таких правонарушений, как вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ (ст. 6.10 КоАП РФ), неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних (ст. 5.35 КоАП РФ), поскольку они образуют самостоятельные составы административных правонарушений с привлечением виновных в этом лиц к административной ответственности.

Из десяти видов административных наказаний, указанных в КоАП РФ, к несовершеннолетним чаще всего применяются только два — это предупреждение и административный штраф. Кодекс не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, но существуют определенные особенности при применении некоторых видов административных наказаний.

Так, штраф может назначаться как мера наказания, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка, штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей, к которым относятся родители, опекуны и попечители.

В ст. 2.3 КоАП РФ установлена возможность КДН, с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение, в возрасте от 16 до 18 лет, решать вопрос об освобождении его от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Закон не позволяет применять к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, административного ареста (ч. 2 ст. 3.9 КоАП РФ).

Не является административным арестом изоляция несовершеннолетних, совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение. В этом случае несовершеннолетние помещаются в специальные учреждения органов внутренних дел — Центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, режим содержания в которых направлен исключительно на проведение индивидуальной профилактической работы с лицами, причастными к совершению административного правонарушения.

КДН рассматривают дела в отношении родителей несовершеннолетних или лиц, их заменяющих, об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.35 КоАП РФ — неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, а также за нарушение порядка или сроков представления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренных ст. 5.36 КоАП РФ.

§ 6. Особенности административной ответственности несовершеннолетних

Как было показано в предыдущем параграфе, АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХявляется составной частью общего института административной ответственности. Видимо, исходя из этого положения, действующий КоАП РФ в отличие от ранее действовавшего КоАП РСФСР не содержит специальной статьи об административной ответственности несовершеннолетних.

Несмотря на то что ст. 2.3 КоАП РФ определяет возраст -16 лет, – по достижении которого административная ответственность наступает в полном объеме, для граждан, не достигших 18-летнего возраста, законодателем установлены значительные исключения:

1) несовершеннолетний возраст определяется КоАП РФ как обстоятельство, смягчающее административную ответственность (ст. 4.2);

2) с учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, органом специальной юрисдикции – комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, – а также судом или уполномоченным должностным лицом и органом это лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних;

3) практически все категории дел об административных правонарушениях рассматриваются во внесудебном порядке комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав (большинство составов) или уполномоченными органами и должностными лицами (например, ст. 11.18 «Безбилетный проезд», гл. 12 «Административные правонарушения в области дорожного движения») в том случае, если органы или должностные лица, к которым поступает дело, не принимают решения о передаче дел на рассмотрение комиссий;

4) административная ответственность несовершеннолетних в большей степени, чем административная ответственность полностью дееспособных нарушителей, преследует цель воспитания нарушителя посредством убеждения и порицания, т. е. посредством использования морально-нравственных мер воздействия. Именно поэтому к несовершеннолетним правонарушителям сугубо репрессивные наказательные средства административного воздействия применяются достаточно редко, в виде исключения, причем, например, такая мера наказания, как административный арест, к несовершеннолетним, не достигшим возраста 18 лет, не применяется вообще.

Кроме того, при определении административного наказания, назначаемого несовершеннолетнему, должны учитываться его возрастные, психические и индивидуальные особенности, поскольку здесь необходимо не только реализовать общеправовые принципы, но и обеспечить с помощью административного наказания и надлежащего процесса его исполнения формирование у подростка стойкого неприятия антиобщественных, аморальных тенденций и отрицания противоправного поведения.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что несовершеннолетний является специальным субъектом производства по делам об административных правонарушениях. Наличие такого административно-процессуального статуса позволяет в производстве по делу об административном правонарушении применять к несовершеннолетним особые меры правового воздействия, имеющие воспитательный, профилактический характер. Эти меры определены федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних, в частности Законом о профилактике безнадзорности, где установлены:

• категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 5);

• основания проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 6);

• сроки проведения индивидуальной профилактической работы (ст. 7);

• права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа (ст. 8).

Реализация наказательной функции административной ответственности в отношении несовершеннолетних также обладает собственной спецификой. В частности, можно констатировать, что меры наказания предусмотрены не только в КоАП РФ, но и в специальных нормативных правовых актах федерального уровня.

1. Закон о профилактике безнадзорности в ст. 8^1^ «Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определяет, что за нарушения установленного порядка содержания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием и центрах временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел к несовершеннолетним могут применяться такие меры взыскания, как предупреждение, выговор, строгий выговор. К несовершеннолетним, находящимся в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа органов управления образованием, могут также применяться такие меры взыскания, как сообщение родителям или иным законным представителям, исключение из специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа органа управления образованием на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанного учреждения.

При реализации данных мер наказательно-воспитательного воздействия законодателем предусматривается «двойная» защита несовершеннолетних от необоснованного, неправомерного и незаконного принуждения, поскольку, с одной стороны, при реализации любого государственного принудительного воздействия должны реализовываться общеправовые принципы и гарантии (например, принципы законности, гласности, уважения чести и достоинства и др.), а с другой – в специальных актах, в частности в рассматриваемом Законе о профилактике безнадзорности, установлены дополнительные, детализирующие и учитывающие специфику несовершеннолетних субъектов ответственности гарантии. Так, согласно ст. 8^1^ этого акта по отношению к несовершеннолетним не допускаются:

• применение физического и психического насилия;

• применение мер воздействия без учета возраста несовершеннолетних;

• применение мер, носящих антипедагогический характер, унижающих человеческое достоинство;

• ограничение контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями;

• уменьшение норм питания;

2. Среди мер ответственности несовершеннолетних можно назвать и меры, предусмотренные все еще формально действующим Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. «Об утверждении Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних» (в ред.

• возложение обязанности принести публичное или сделанное в иной форме извинение потерпевшему;

• объявление выговора или строгого выговора;

• возложение обязанности на несовершеннолетнего, достигшего 15-летнего возраста, возместить причиненный материальный ущерб, если несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок и сумма ущерба не превышает 1/2 минимального размера оплаты труда, или своим трудом устранить причиненный материальный ущерб, не превышающий 1/2 минимального размера оплаты труда;

• наложение на несовершеннолетнего, достигшего 16-летнего возраста и имеющего самостоятельный заработок, штрафа в случаях и в размерах, предусмотренных законодательством РФ;

• передача несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, или общественных воспитателей, а также под наблюдение трудового коллектива или общественной организации с их согласия;

• передача несовершеннолетнего на поруки трудовому коллективу, общественной организации по их ходатайствам;

• направление несовершеннолетнего в специальное лечебно-воспитательное учреждение, кроме лечебно-воспитательного профилактория для больных наркоманией;

• помещение несовершеннолетнего в случае совершения им общественно опасных действий или злостного и систематического нарушения правил общественного поведения в специальное учебно-воспитательное учреждение. Данная мера может назначаться условно с испытательным сроком в один год. Несовершеннолетний в возрасте от 11 до 14 лет может быть направлен в специальную школу, а в возрасте от 14 до 18 лет – в специальное профессионально-техническое училище.

Только в том случае, если у комиссии есть серьезные основания полагать, что никакая из вышеперечисленных мер воздействия не будет способствовать исправлению несовершеннолетнего правонарушителя, ею налагаются предусмотренные КоАП РФ меры административного наказания.

Полномочия комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют четко определенную нормами права компетенцию, причем законодатель особенно подчеркнул значимость этих субъектов административной юрисдикции тем, что комиссии, образуемые органами местного самоуправления, включил в общегосударственную систему органов, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Так, например, в ст. 4 Закона Московской области от 30 декабря 2005 г. № 273/2005-03 «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Московской области» определена система комиссий, которую составляют:

1) Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области;

2) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских округов и муниципальных районов Московской области.

Еще одна особенность административной ответственности несовершеннолетних заключается в том, что в значительном числе случаев к административной ответственности привлекаются не сами несовершеннолетние правонарушители (например, при недостижении ими возраста 16 лет или в случае отсутствия у них собственного источника дохода), а их родители (опекуны, попечители). Именно поэтому вопросы административной ответственности несовершеннолетних и их родителей взаимосвязаны и должны рассматриваться комплексно.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙпредусмотрена законодательством в связи с совершением подростками таких нарушений правопорядка, за которые сами несовершеннолетние не несут юридической ответственности, но подвергаются иным мерам правового принуждения. В этих случаях административные правонарушения, совершенные несовершеннолетними, рассматриваются и как основания административной ответственности либо применения иных средств государственного принуждения к их родителям, опекунам, попечителям (законным представителям). Например, в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ «Исполнение постановления о наложении административного штрафа» при отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

К институту административной ответственности несовершеннолетних теснейшим образом примыкает институт административной ответственности за правонарушения с участием несовершеннолетних и (или) ущемлением (нарушением) их прав, свобод и законных интересов. Так, КоАП РФ в Особенной части предусматривает следующие виды составов :

• статья 5.35 «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних»;

• статья 5.36 «Нарушение порядка или сроков предоставления сведений о несовершеннолетних, нуждающихся в передаче на воспитание в семью либо в учреждения для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей»;

• статья 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения»;

• статья 6.10 «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление пива и напитков, изготавливаемых на его основе, спиртных напитков или одурманивающих веществ» (причем те же действия, совершенные родителями или иными законными представителями несовершеннолетних, а также лицами, на которых возложены обязанности по обучению и воспитанию несовершеннолетних, влекут наложение более жесткого административного наказания);

• статья 6.13 «Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры»;

• статья 20.22 «Появление в состоянии опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» влечет наложение административного штрафа на родителей или иных законных представителей.

И последнее, что важно отметить, завершая характеристику особенностей административной ответственности несовершеннолетних, – несмотря на то что КоАП РФ не предусматривает специальных видов административных наказаний, применяемых только к несовершеннолетним, он устанавливает особенности при применении к этим специальным субъектам некоторых видов административных наказаний. Например:

1) штраф может назначаться как мера наказания, как правило, при наличии у несовершеннолетнего самостоятельного заработка или имущества. При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей (ст. 32.2);

2) административный арест как мера административного наказания к несовершеннолетним не применяется (ст. 3.9).

Смотрите еще:

  • Земельный участок используется не по целевому назначению Статья 8.8. Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению Информация об […]
  • 39 173 гпк рф 39 173 гпк рф Судебный участок № 126 Еланского района Волгоградской области О П Р Е Д Е Л Е Н И Е р.п. Елань Волгоградской области 14 марта 2012 года Мировой судья судебного участка № 126 (Еланский район) […]
  • Как продать квартиру неприватизированную и с долгом Как продать неприватизированную квартиру с долгами по ЖКХ? Здравствуйте. Вопрос стоит в том,что у моей семьи есть 2х комнатная квартира. В которой я прописана,но к своему счастью не проживаю. Они ее целиком и полностью […]
  • Адвокат завгородний Адвокат завгородний ЗАПИСНАЯ КНИЖКА НОВОСТИ О ПРОЕКТЕ РЕКЛАМА ТРИБУНА ФОТОАЛЬБОМ МАГАЗИН ГОСТЕВАЯ КНИГА ФОРУМ ГАЗЕТА БИЗНЕС-АДВОКАТ ЖУРНАЛ ДОМАШНИЙ АДВОКАТ ПОДПИСКА СУДЫ г.МОСКВЫ Контактная информация: […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Права и обязанности нанимателя жк рф Статья 67 ЖК РФ. Права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма 1. Наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: 1) вселять в занимаемое […]