Малое предпринимательство гк рф

Понятие субъектов малого предпринимательства

Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в пункте 1 статьи 3 Закона №88-ФЗ:

«Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

в промышленности — 100 человек;

в строительстве — 100 человек;

на транспорте — 100 человек;

в сельском хозяйстве — 60 человек;

в научно-технической сфере — 60 человек;

в оптовой торговле — 50 человек;

в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек;

в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

— организация должна быть только коммерческой;

— доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25 %;

— доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25 %;

— средняя численность работников за отчетный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не будет соответствовать хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по городу Москве от 3 мая 2006 года №18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по городу Москве от 9 марта 2004 года №21-09/15153).

Согласно пункту 1 статьи 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с пунктом 2 статьи 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

— хозяйственных товариществ и обществ;

— государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс РФ предусматривает возможность создания:

— хозяйственных товариществ (пункт 2 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) полного товарищества;

б) товарищества на вере;

— хозяйственных обществ (пункт 3 статьи 66 ГК РФ) в форме:

а) общества с ограниченной ответственностью;

б) акционерного общества;

в) общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением пункт 1 статьи 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенное хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (пункт 6 статьи 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с пункт 1 статьи 107 ГК РФ признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно пункту 1 статьи 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно пункту 3 статьи 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (пункт 1 статьи 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (пункт 2 статьи 113 ГК РФ).

Как было отмечено выше, Законом №88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчетном периоде. При этом пункт 2 статьи 3 данного Закона о поддержке малого предпринимательства, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учетом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Отметим, что критериев отнесения субъектов к малому бизнесу по объемам выручки Закон не содержит. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли (пункт 1 статьи 3 №88-ФЗ).

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (статья 3 №88-ФЗ).

В соответствии с нормами статьи 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законодательством.

Причем в физические лицами в гражданском законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Иностранным гражданином в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание, постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином — лицо, получившее вид на жительство.

Пункт 1 статьи 23 ГК РФ устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно статье 21 ГК РФ по достижении 18 лет.

Итак, прежде чем начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Более подробно с вопросами, касающихся применения различных режимов налогообложения субъектами малого предпринимательства, формы и порядок представления бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности, порядка государственной регистрации хозяйствующих субъектов, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Деятельность субъектов малого предпринимательства».

Малые предприятия в 2018 году — какие компании попадают в эту категорию

В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».

В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.

Основные критерии определения малого предприятия 2018

С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:

Доля участия других лиц в капитале

Доля участия государственных образований (РФ, субъектов РФ, муниципальных образований), общественных и религиозных организаций и фондов не более 25% в сумме.

Доля участия обычных юридических лиц (в том числе иностранных) не более 49% в сумме.

Доля участия юрлиц, которые сами субъекты малого и среднего предпринимательства, не ограничена.

Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.

Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:

  • акционеров высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики;
  • участников проекта «Сколково»;
  • компании, которые практически применяют новейшие технологии, разработанные их учредителями — бюджетными или научными учреждениями;
  • компании, учредители которых включены в правительственный перечень лиц, оказывающих господдержку инновационной деятельности.

Единый реестр малых и средних предприятий

С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:

  • сведений о доходах;
  • среднесписочной численности сотрудников;
  • данных из Единого госреестра юридических лиц и Единого госреестра индивидуальных предпринимателей;
  • информации от других государственных органов.

Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.

Льготы для малых предприятий в 2018 году

Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами.

  • Они могут не устанавливать лимит наличных средств, находящихся в кассе (п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 № 3210-У). За хранение наличных в кассе свыше определенной суммы предусмотрен штраф по ст. 15.1 КоАП. Субъекты малого бизнеса могут держать в кассе деньги в любом количестве. Правда, если лимит наличных до этого был установлен на предприятии, то его необходимо отменить — издать соответствующий приказ. Приказ можно оформить в любой момент — у этого типа предприятий есть такое право.
  • Ведут в 2018-м упрощенный бухгалтерский учет (п. 4 ст. 6 ФЗ N 402). Для ИП эта льгота не актуальна, поскольку они и так освобождены от обязанности вести бухучет. А вот компании амортизацию вправе начислять один раз в год, а не каждый месяц. Материальные производственные затраты списывать в полной сумме сразу, а не по мере использования. В каждом ПБУ перечислены упрощенные способы ведения учета, которыми пользуются льготники. Микропредприятия могут даже вести бухгалтерский учет сплошным методом регистрации хозяйственных операций. Важно! Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
  • Получают в 2018-м субсидии от региональных властей — для спецрежимников регионы снижают налоговые ставки. Также для малого бизнеса на уровне регионов предусмотрены льготы по налогу на имущество.
  • Субъекты такого предпринимательства в 2018-м имеют преимущественное право покупки государственной и муниципальной недвижимости, которая находится у них в аренде (ФЗ от 29.06.2015 N 158).
  • Микропредприятия вправе полностью или частично отказаться от принятия локальных нормативных актов, таких как правила внутреннего распорядка, графики сменности, положения о премировании и т.д. Но в таком случае работодатель включает все необходимые условия в трудовой договор с сотрудником. Такие трудовые договоры должны заключаться по типовой форме, которая утверждена Постановлением Правительства от 27.08.2016 N 585. Однако при утрате статуса микропредприятия работодатель в течение 4 месяцев должен будет восстановить все локальные нормативные акты.

Проверки малых предприятий 2018

Для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок — 15 часов в год.

В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.

Налоговые каникулы в регионах

Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.

Подтверждение статуса малым предприятиям не требуется

Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.

Малое предпринимательство: сущность и предпосылки эффективного развития

Черников Анатолий Николаевич, аудитор, ООО «Аудит-стандарт», г. Саратов, Россия

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации — от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Состояние российского малого предпринимательства вызывает тревогу. Мы по сей день путаемся даже в определении его сущности, хотя этому сектору экономики в капиталистическом мире уже более двух веков.

Характеристику малому предпринимательству дали известные экономисты-рыночники еще на рубеже XYII–XYIII веков. Кантильон [2] обозначил его, как рисковый бизнес с применением нововведений, вложением личных и привлеченных средств в новое дело, часто подвергая себя риску. Австрийский экономист Шумпетер создал теорию предпринимателя-новатора, как агента, «…реализующего новые и новые комбинации факторов производства за счет обновления товарной продукции [3].

В развитых рыночных странах, например в США, звание предприниматель присваивается тому, кто создает «…что-то новое и отличное от уже имеющегося, применяет и преобразовывает «ценностные установки» [4].

Предпринимательство как новаторство

Гражданский кодекс РФ определил малое предпринимательство, как «самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1]. Этим определением в ГК РФ законодатель лишил предпринимателя исторически присущих ему функций: новатора и застрельщика во внедрении научно-технических достижений. В начале 90-х годов прошлого века некоторые организации и недобросовестные граждане, занимающиеся под прикрытием закона сомнительной деятельностью, попали в категорию «малого предпринимательства». Миллионы людей пострадали от «услуг» исчезнувших теперь банков и финансовых «пирамид», которые в свое время были зарегистрированы «в установленном законом порядке».

Малый бизнес отличается от малого предпринимательства. Сущность первого, как системы, составляет совокупность отношений между людьми, складывающиеся в процессе производства, обмена и потребления. Малому предпринимательству характерна инновационная направленность деятельности и наличие таких признаков, как инициатива, новаторство, способность и готовность принимать на себя экономические риски. Это определение и надо закрепить в Гражданском кодексе РФ.

Рекомендуемое определение малого предпринимательства позволяет оценить его деятельность не только с количественной, но и с качественной стороны при помощи следующих показателей: фондоотдача, коэффициент обновления основных фондов, соотношение стоимости производственного и вспомогательного оборудования в его общей стоимости, удельный расход топлива и электроэнергии, содержание основного вещества и вредных примесей и др. Критериальный показатель – повышение производительности труда.

К сожалению, в настоящее время качественная оценка деятельности малого предпринимательства в российском законодательстве отсутствует. Но именно она дает возможность показать эффективную взаимосвязь бизнеса с гражданским обществом, которая заключается в следующем: предпринимательство разрабатывает и внедряет в производство новые высокие технологии и конкурентноспособные товары, в результате чего:

− повышается производительность труда и на рынке продаются относительно дешевая продукция, но более высокого качества и надежности;

− появляется возможность получить государственные субсидии и займы.

Управление малым предпринимательством со стороны государства

Из определения сущности малого предпринимательства вытекает необходимость эффективного управления им со стороны государства. Наглядным примером может служить опыт США, где этот сектор экономики курирует непосредственно Президент страны и малое предпринимательство успешно развивается. К сожалению, в России «пошли своим путем».

С июня 1995 по 1998 годы его подчинили Государственному комитету по поддержке и развитию малого предпринимательства (далее Комитет), образованный указом Президента РФ от 06.06.1995 № 563.

В этот период времени были, на наш взгляд, правильно определены источники финансирования, правила передачи результатов НИОКР, инновационных программ, незавершенных и пустующих объектов недвижимости, нерентабельных предприятий на льготных условиях.

Однако идентичность понятий малого бизнеса и малого предпринимательства в законодательстве направило его дальнейшее развитие по пути роста хозяйствующих субъектов, занимающихся торговой деятельностью. Если в 1997 году количество малых предприятий в России было 861,1 тыс., то к 1998 году их насчитывалось 868 тысяч (рост 0,8%). Число же малых предприятий, занимающихся наукой и научным обслуживанием, составило только 0,04% от общего их количества, в то время как субъектов торговли и общественного питания − 45,5% [6].

В 1998 году малое предпринимательство перешло «под крыло» Министерства антимонопольной политики РФ, но существенных изменений не произошло. С 1999 по 2004 годы количество малых предприятий, занимающихся наукой и научным обслуживанием, уменьшилось на 16,4 тысяч (с 37,1 тыс. до 20,7 тыс.) или 33% [7].

С 2004 году малый бизнес стало «опекать» Министерство экономического развития РФ, однако падение эффективности этого сектора экономики продолжилось. Если в 2007 году приток инвестиций в основной капитал малых предприятий составил 1,8% от общего объема инвестиций, то через два последующих года он уменьшился до 0,06%. За этот же период времени поступление инвестиций за счет собственных средств сократилось с 0,8% до 0,021%, величина бюджетных инвестиций опустилась до отметки 0,07% [8].

Таким образом, многолетний путь управления малым предпринимательством со стороны государственных структур показал свою несостоятельность и должен измениться. Автор данной статьи предлагает следующую схему управления: Президент РФ − руководители регионов и муниципалитетов – фонды поддержки малого предпринимательства.

Проблема непрозрачной финансовой отчетности

Для того чтобы эффективно управлять малым предпринимательством, необходимы критерии, опираясь на которые можно достичь желаемого результата. Одним из главных инструментов управления является бухгалтерский учет.

Но, к сожалению, в ноябре 1996 Федеральный закон № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 30.062003 г.) освободил от ведения бухгалтерского учета организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (кроме учета основных средств и нематериальных активов). В результате, учетная информация в малом бизнесе приняла неофициальный характер и на нее нельзя ссылаться при составлении договорных обязательств с деловыми партнерами, а также с финансовыми структурами при оформлении кредитов.

Без финансового бухгалтерского учета невозможно на высоком уровне создать бухгалтерский управленческий учет. Только в единстве они повысят конкретность и быстроту информации в необходимые сроки и удобном для восприятия виде и создадут оперативный простор для анализа хозяйственной деятельности. Его острая необходимость диктуется кардинальными переменами в экономике, происходящими в настоящее время, а именно: повышением эффективности производства, конкурентноспособностью выпускаемой продукции (работ, услуг) на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективными формами хозяйствования и управления производством, активизацией предпринимательства, что в конечном счете приведет к снижению материальных и трудовых затрат, требующих строжайшего учета.

Наконец, без ведения бухгалтерского учета невозможно выстроить эффективную налоговую систему, направление которой сформулировал еще Адам Смит [10]. По его мнению, она должна быть ориентирована на экономическое развитие и, прежде всего, рост производства [1].

К сожалению, в России до сего дня не наблюдаются процессы повышения эффективности малого предпринимательства, что приводит к нерациональному расходованию финансовых средств на его развитие. На эти цели в 2010 году Правительство России выделило 800 млн долл. США [11]. Но из-за сложности и многоступенчатости организационной структуры, государственная поддержка оказалась ограниченной для широкого круга предпринимателей, которым эта помощь предназначалась. В итоге уровень нарождающего российского инновационного бизнеса продолжает оставаться самым низким (в 3, 5 раза ниже, чем в среднем по странам GEM [12]).

Укрепление российской экономики справедливо связывают с развитием малого предпринимательства. Ему необходимо создать условия для проявления своих лучших качеств. Автор данной статьи предложил новую трактовку понятия сущности этого сектора экономики, перечень качественных показателей, характеризующих его деятельность и пути совершенствования государственного управления им со стороны государства.

[1] Примечание редакции. Это упущение законодательства фактически уже исправлено: с 1 января 2013 года вступает в силу новый Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с п. 2 ст. 6 которого бухгалтерский учет разрешено не вести только трем категориям субъектов: индивидуальным предпринимателям и лицам, занимающимся частной практикой, а также российским филиалам зарубежных организаций, ведущим учет в соответствии с законодательством соответствующего государства. Сделано послабление также для организаций – участников исследований в соответствии с Федеральным законом от 08.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»» (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) – им разрешено вести бухучет по упрощенной форме. Все остальные, в том числе малые предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, с нового года будут обязаны вести бухгалтерский учет по общеустановленной системе.

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241

Опубликовано в журнале


Российское предпринимательство
Индексируется РИНЦ
Включен в Перечень ВАК
Импакт-фактор РИНЦ: 0,486

Закон о предпринимательской деятельности в РФ

Предпринимательская деятельность в Российской Федерации развита и поэтому внедрить что-то новое достаточно трудно. Для успешного развития бизнеса предприниматели привлекают в свою деятельность инвесторов. Благодаря инвестициям у любого бизнеса есть шанс выиграть в конкурентной борьбе на рынках РФ.

Согласно законодательству Российской Федерации предпринимателем может быть юридическое или физическое лицо (индивидуальный предприниматель). Для урегулирования отношений, которые возникают в процессе ведения предпринимательской деятельности, был создан закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства», речь о котором пойдет ниже.

Описание ФЗ-209 «О развитии малого и среднего предпринимательства»

Федеральный закон №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 6 июля 2007 года, а одобрен спустя 5 дней того же года. Последние изменения были внесены 26 июля 2017 года. Закон содержит одну главу и 27 статей.

ФЗ №209 был создан для регулирования отношений между:

  • Физическими и юридическими лицами;
  • Органами гос. власти РФ;
  • Органами гос. власти субъектов РФ;
  • Органами местного самоуправления, работающие над развитием среднего и малого бизнеса.

В статье 3 настоящего ФЗ о предприятиях и предпринимательской деятельности подробно перечислены следующие понятия:

  • Субъекты малого и среднего бизнеса;
  • Инфраструктура поддержки субъектов;
  • Формы и виды поддержки.

В ФЗ №209 присутствуют статьи, на основании которых осуществляется сбор статистических данных о деятельности субъектов среднего и малого предпринимательства. Собранные статистические данные сортируются по ежемесячным и ежеквартальным отчетам. Если малый бизнес еще не развит, но продолжает работать, то руководители организации должны предоставить в бюро статистики данные каждые 12 месяцев. Иногда проводятся выборочные статистические наблюдения о деятельности бизнеса по решению Правительства Российской Федерации.

Скачать закон о частном предпринимательстве РФ

Для развития деятельности в сфере бизнеса в РФ применяется отдельная государственная политика, которая реализуется местными властями. Она направлена на достижение целей и принципов, установленных Федеральным законом №209.

Цели государственной политики:

  • Формирование конкурентной среды в экономике РФ;
  • Обеспечение благоприятных условий для ведения деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • Обеспечение конкурентоспособности;
  • Оказание помощи субъектам предпринимательской деятельности в области продвижения товаров и услуг;
  • Увеличение количества субъектов среднего и малого предпринимательства;
  • Увеличение доли налогов, уплаченных субъектами предпринимательства.

Принципы государственной политики:

  • Разделение обязанностей между гос. властями при оказании помощи среднему и малому предпринимательству;
  • Ответственность федеральных органов гос. власти за правильное ведение бизнеса. Создание необходимых условий для экономического развития субъектов предпринимательства.

Чтобы скачать Федеральный закон с внесенными изменениями и дополнениями, перейдите по ссылке.

Изменения в законе о развитии предпринимательства

Последние изменения в Федеральный закон были внесены 26 июля 2017 года. Речь идет о 4 статье закона №209.

П 2 статьи 4

В п 2 говорится о численности работников на малых предприятиях. В подобной организации могут работать до 100 сотрудников. Руководство микропредприятия может устроить на работу до 15 человек. Численность сотрудников в средних предприятиях не должна превышать 200 человек.

П 2.1 статьи 4

П 2.1 статьи ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» гласит о том, что депутаты Государственной Думы могут самостоятельно установить предельный порог численности сотрудников на предприятии.

Ч 3 статьи 4

В этой части описываются правила, по которым определяется категория субъекта среднего и малого предпринимательства. Если физическое или юридическое лицо (гражданин в качестве индивидуального предпринимателя) в течение предшествующего года не трудоустраивал других граждан РФ на трудовую деятельность, то категория определяется исходя из размера прибыли за предшествующий год. Другие категории субъектов определяются в зависимости от численности сотрудников на предприятии.

Категория субъекта предпринимательской деятельности может быть изменена в случае, если в показатели сортировки были внесены изменения. Если индивидуальный предприниматель снова регистрируется в государственном реестре, то категория субъекта остается прежней.

Все ФЗ о предпринимательской деятельности в РФ

Под Федеральными законами понимаются законодательные акты, которые содержат нормы и права, регулирующие отношения, возникающие между предпринимателями или непосредственно с их участием в предпринимательской деятельности.

Список Федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:

  • ФЗ «О рынке ценных бумаг» — описывает состояние рынка на территории Российской Федедерации;
  • ФЗ «Об акционерных обществах» — описывает правовое положение предпринимательской деятельности;
  • ФЗ «О рекламе» — описывает законодательные положения, которые регулируют отдельные виды предпринимательской деятельности;
  • ФЗ «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» — содержит правильный порядок ведения предпринимательской деятельности.

Несмотря на немалое количество Федеральных законов, ни одно законодательное положение не содержит принципы взаимодействия между государством и бизнесом. В статьях Гражданского кодекса РФ в качестве правил по торговому обороту присутствует указание о том, что государство не может вмешиваться в частные дела предпринимательской деятельности без каких-либо оснований.

Но если бы закон содержал принципы взаимодействия между государством и предпринимательством, каких-либо противоречий между несколькими ФЗ не было.

Чтобы скачать изменения и дополнения настоящего Федерального закона №209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», перейдите по ссылке.

Малое предпринимательство гк рф

Определение понятия «субъект малого предпринимательства» приведено в п. 1 ст. 3 Закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»: «Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчётный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

– в промышленности – 100 человек;

– в строительстве – 100 человек;

– на транспорте – 100 человек;

– в сельском хозяйстве – 60 человек;

– в научно-технической сфере – 60 человек;

– в оптовой торговле – 50 человек;

– в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

– в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица».

Таким образом, для того чтобы организация считалась субъектом малого предпринимательства, должны быть выполнены следующие условия:

– организация должна быть только коммерческой;

– доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов в уставном капитале организации не должна превышать 25%;

– доля в уставном капитале, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, также не должна превышать 25%;

– средняя численность работников за отчётный период, не должна превышать допустимую среднюю численность для соответствующего вида деятельности.

Если организация не соответствует хотя бы одному из вышеперечисленных условий, она не может быть признана субъектом малого предпринимательства.

Налоговые органы не раз обращали внимание, что некоммерческие организации не относятся к малым предприятиям ни при каких условиях (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 03.05.2006 № 18-11/3/36722, Письмо УМНС РФ по г. Москве от 09.03.2004 № 21-09/15153).

Согласно п. 1 ст. 50 ГК РФ коммерческими организациями признаются: «…организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности». Коммерческие организации в соответствии с п. 2 ст. 50 ГК РФ могут создаваться в виде:

– хозяйственных товариществ и обществ;

– государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривает возможность создания:

а) хозяйственных товариществ (п. 2 ст. 66 ГК РФ) в форме:

– товарищества на вере;

б) хозяйственных обществ (п. 3 ст. 66 ГК РФ) в форме:

– общества с ограниченной ответственностью;

– общества с дополнительной ответственностью.

В соответствии с положением п. 1 ст. 66 ГК РФ хозяйственными товариществами и обществами признаются коммерческие организации с разделённым на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счёт вкладов учредителей (участников), а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности, принадлежит ему на праве собственности.

Вкладом в имущество хозяйственного товарищества или общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества, а в некоторых случаях, предусмотренных законом, подлежит независимой экспертной проверке (п. 6 ст. 66 ГК РФ). Хозяйственные товарищества, а также общества с ограниченной и дополнительной ответственностью не вправе выпускать акции.

Производственным кооперативом в соответствии с п. 1 ст. 107 ГК РФ признаётся добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.

Имущество, находящееся в собственности производственного кооператива, согласно п. 1 ст. 109 ГК РФ делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием, если иной порядок не предусмотрен законом и уставом кооператива. Согласно п. 3 ст. 109 ГК РФ кооператив не вправе выпускать акции.

Унитарным предприятием признаётся коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия» (п. 1 ст. 113 ГК РФ).

Имущество государственного или муниципального унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 ст. 113 ГК РФ).

Законом № 88-ФЗ для каждого вида деятельности предусмотрена допустимая средняя численность работников в отчётном периоде. При этом п. 2 ст. 3 данного Закона, предусмотрено, что средняя численность работников в этом случае определяется с учётом всех работников малого предприятия, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица. Критериев отнесения субъектов к малому бизнесу по объёмам выручки Закон не содержит. Иначе говоря, организация с численностью 100 человек, имеющая огромную выручку, с точки зрения законодательства будет относиться к малым предприятиям и вправе претендовать на государственную поддержку.

Если малое предприятие осуществляет несколько видов деятельности (многопрофильное), то оно относится к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объёме оборота или годовом объёме прибыли (п. 1 ст. 3 № 88-ФЗ).

Кроме организаций под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ст. 3 № 88-ФЗ).

В соответствии с нормами ст. 2 ГК РФ под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в порядке, установленном законодательством. Причём физические лицами в гражданском законодательстве признаются как граждане Российской Федерации, так и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Иностранным гражданином в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства, а лицом без гражданства считается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Временно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином считается лицо, получившее разрешение на временное проживание; постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином – лицо, получившее вид на жительство.

П. 1 ст. 23 ГК РФ устанавливает право граждан заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это право может быть реализовано с момента наступления полной дееспособности гражданина, т.е. согласно ст. 21 ГК РФ по достижении 18 лет.

Прежде чем начать предпринимательскую деятельность, субъекту малого предпринимательства необходимо прежде всего зарегистрироваться и получить лицензию на отдельные виды деятельности (если выбранный вид деятельности подлежит лицензированию).

Предпринимательство как процесс организации производства товаров и оказания услуг для удовлетворения постоянно возобновляемого спроса и получения прибыли, а также как функция управления этим процессом имеет свою историю и динамику развития.

Терминологическая сущность и содержание понятия «предпринимательство» менялись в процессе развития экономической теории. Во времена римского права под «предпринимательством» понимали занятия, деятельность в части коммерции.

Считается, что одним из первых учёных, кто серьёзно заинтересовался предпринимательством, был А. Смит. Однако до него этот «феномен» исследовал Р. Кантильйон, который сформулировал тезис, согласно которому расхождения между спросом и предложением на рынке дают возможность отдельным субъектам рыночных отношений покупать товары дешевле и продавать их дороже. Именно он признал этих субъектов рынка предпринимателями (в переводе с французского языка – посредник).

В современной экономической ненормативной литературе чёткого определения предпринимательства нет. Сущность этого явления в основном определяется целью предпринимательской деятельности. Например, А. Н. Азриллян в своём «Большом экономическом словаре» даёт следующее определение: «Предпринимательство есть инициативная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица». Почти такой подход господствует сегодня в Украине, поскольку он закреплён законодательно, в частности, в хозяйственном Кодексе Украины, других нормативных документах, которыми руководствуются в случае осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательство можно рассматривать как:

– деятельность, направленную на максимизацию прибыли;

– инициативная деятельность граждан, направленную на получение прибыли, которая заключается в выработке товаров и оказании услуг;

– прямую функцию реализации собственности;

– основную производственную функцию;

– процесс организационной новации с целью получения прибыли;

– действия, направленные на рост капитала, развитие и получение прибыли;

– специфический вид деятельности, направленный на непрерывный поиск изменений в существующих формах жизни предприятий и общества, постоянная реализация этих изменений.

В большинстве случаев акцент делается на получение прибыли, рассматривая его как конечную цель предпринимательской деятельности. Однако предпринимательство имеет своей конечной целью не столько прибыль, сколько без воспроизводственного процесса, связанного с формированием платёжеспособного спроса и удовлетворением меняющихся и постоянно растущих в направлении требовательности потребностей индивидуума. Поэтому содержание предпринимательства следует определять через призму отношений исследования потребностей потребителей. Для удовлетворения потребностей следует использовать современные методы и способы организации сбыта, маркетинга, логистики, менеджмента, ориентированных на инновационные разработки.

Эволюция терминологической и содержательной сущности понятий «предприниматель» и «предпринимательская деятельность» тесно связана с историей становления воспроизводственных отношений (в том числе с его составными элементами: производством, обменом, распределением и потреблением), а также с уровнем развития научно-технического прогресса. Наиболее весомые определения этих категорий приведены в табл. 4.2.

Смотрите еще:

  • Аванс 5700 Скидка -10% по программе/ Продаётся в лизинг/ Аванс от 10%, до 60 мес Мусоровоз МК-4452-02 в Уфе Заметка к объявлению ««Лизинговая компания реализует различную технику от официальных дилеров и поставщиков, действует […]
  • Как правильно продать аккумулятор Открываем магазин автомобильных аккумуляторов Сферы бизнеса Основные доводы в пользу открытия специализированного магазина по продаже автомобильных аккумуляторов: для открытия магазина не нужны большие торговые […]
  • Договор социального найма жилого помещения необходимые документы Как заключить договор социального найма? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. По договору социального найма гражданам, относящимся к […]
  • Как не потерять стаж при увольнении Когда прерывается трудовой стаж после увольнения С 01 января 2007 года действует несколько другой порядок определения непрерывности трудового стажа гражданина. До этого, если при переходе с одного места работы на […]
  • Развод поплавской гинзбурга Яна Поплавская и Евгений Яковлев готовятся к свадьбе 28 июня 2017 1:00 31 Яне Поплавской исполнилось 50 лет. Фото: TASS/ООО «Издательский дом Родионова», кадр из фильма 28 июня звезда фильма «Красная Шапочка» Яна […]
  • Право на управление и распоряжение муниципальным имуществом Статья 60. Управление, распоряжение муниципальным имуществом, контроль за управлением муниципальной собственностью Статья 60. Управление, распоряжение муниципальным имуществом, контроль за управлением муниципальной […]