Ликвидация юридического лица влечет его прекращение

Изменения в процессе ликвидации и прекращения юридических лиц

Наиболее существенными изменениями, внесенными в нормы о ликвидации юридического лица, являются следующие:

  • для принудительной ликвидации юридического лица, при создании которого были допущены неустранимые грубые нарушения, необходимо сначала признать недействительным его государственную регистрацию (подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • установлены дополнительные основания принудительной ликвидации юридического лица ( подп. 1, 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ);
  • урегулирован вопрос с расходами на проведение ликвидации (п. 5 ст. 61, подп. 2, 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено дополнительное основание исключения юридического лица из ЕГРЮЛ (п. 6 ст. 62 ГК РФ);
  • установлено основание для принудительной ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • предусмотрен случай продажи имущества ликвидируемого юридического лица без торгов (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • установлена процедура распределения обнаруженного имущества исключенного из ЕГРЮЛ юридического лица (п. 5.2. ст. 64 ГК РФ);
  • установлены дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица (ст. 64.1 ГК РФ).

В новой редакции ст. 61 ГК РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам. При этом с момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • в иных случаях, предусмотренных законом.

Также установлено, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно.

Необходимо обратить внимание на то, что подп. 1 п. 3 ст. 61 ГК РФ допускается принудительная ликвидация юридического лица не только в случае наличия неустранимых грубых нарушений при его создании, но в других случаях признания его государственной регистрации недействительной.

Ст. 62 ГК РФ, устанавливающая обязанности лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, существенно дополнена. В частности, в нее включены следующие положения:

  • учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны опубликовать сведения о принятии решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ);
  • учредители (участники) юридического лица обязаны совершить действия по ликвидации юридического лица за счет имущества юридического лица, а при недостаточности имущества — солидарно за свой счет (п. 2 ст. 62 ГК РФ);
  • ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов (абз. 1 п. 4 ст. 62 ГК РФ);
  • в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения учредителями (участниками) юридического лица обязанностей по его ликвидации заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе потребовать в судебном порядке ликвидации юридического лица и назначения для этого арбитражного управляющего (п. 5 ст. 62 ГК РФ);
  • при невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников) юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

В п. 1 ст. 62 ГК РФ также включен срок уведомления уполномоченного государственного органа о принятии решения о ликвидации – три рабочих дня после даты принятия этого решения (ранее в п. 1 ст. 62 ГК РФ говорилось о незамедлительном сообщении, а трехдневный срок был установлен п. 1 ст. 20 Закона о регистрации).

Статья 63 ГК РФ, устанавливающая порядок ликвидации, была дополнена следующими нормами:

  • промежуточный ликвидационный баланс должен содержать дополнительно перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ);
  • в случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам ГК РФ, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 3 ст. 63 ГК РФ);
  • при недостаточности имущества юридического лица для удовлетворения требований кредиторов, для продажи объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу) проведение торгов не требуется (п. 4 ст. 63 ГК РФ);
  • при наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов (п. 8 ст. 63 ГК РФ);
  • при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели, если иное не установлено ГК РФ или другим законом (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

Из п. 4 ст. 63 ГК РФ исключено правило, в соответствии с которым выплаты кредиторам третьей и четвертой очереди производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Теперь на этих лиц распространяется общее правило о выплатах в порядке очередности со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Подвергся изменениям и порядок удовлетворения требований кредиторов ликвидируемого юридического лица, установленный в ст. 64 ГК РФ.

Прежде всего, следует отметить, что п. 1 ст. 64 ГК РФ дополнен положением о том, что требования кредиторов любой очереди удовлетворяются только после погашения текущих расходов, необходимых для осуществления ликвидации.

Введена возможность удовлетворения требований кредиторов даже после окончания процедуры ликвидации юридического лица. Это становится возможным, если после ликвидации обнаруживается какое-либо имущество этого юридического лица.

В случае обнаружения имущества ликвидированного юридического лица, исключенного из ЕГРЮЛ, заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. К указанному имуществу относятся также требования ликвидированного юридического лица к третьим лицам, в том числе возникшие из-за нарушения очередности удовлетворения требований кредиторов, вследствие которого заинтересованное лицо не получило исполнение в полном объеме. В этом случае суд назначает арбитражного управляющего, на которого возлагается обязанность распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица.

Заявление о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть подано в течение пяти лет с момента внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении юридического лица. Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица может быть назначена при наличии средств, достаточных для осуществления данной процедуры, и возможности распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Процедура распределения обнаруженного имущества ликвидированного юридического лица осуществляется по правилам ГК РФ о ликвидации юридических лиц.

Также, установлена норма, в соответствии с которой требования кредиторов о возмещении убытков в виде упущенной выгоды, о взыскании неустойки (штрафа, пени), в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате обязательных платежей, удовлетворяются после удовлетворения требований кредиторов первой, второй, третьей и четвертой очереди.

В новую редакцию ГК РФ включена статья 64.1, устанавливающая дополнительные меры по защите прав кредиторов ликвидируемого юридического лица.

В частности, предусмотрено, что в случае отказа ликвидационной комиссии удовлетворить требование кредитора или уклонения от его рассмотрения кредитор до утверждения ликвидационного баланса юридического лица вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении его требования к ликвидируемому юридическому лицу. В случае удовлетворения судом иска кредитора выплата присужденной ему денежной суммы производится в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ (п. 1 ст. 64.1 ГК РФ).

Члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) по требованию учредителей (участников) ликвидированного юридического лица или по требованию его кредиторов обязаны возместить убытки, причиненные ими учредителям (участникам) ликвидированного юридического лица или его кредиторам, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены ст. 53.1 ГК РФ (п. 2 ст. 64.1 ГК РФ).

Кроме того, ГК РФ дополнен статьей 64.2, устанавливающей основания прекращения недействующего юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 64.2 ГК РФ считается фактически прекратившим свою деятельность и подлежит исключению из ЕГРЮЛ в порядке, установленном Законом о регистрации, юридическое лицо, которое в течение двенадцати месяцев, предшествующих его исключению из реестра, не представляло документы отчетности и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету (недействующее юридическое лицо).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ влечет правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами применительно к ликвидированным юридическим лицам (п. 2 ст. 64.2 ГК РФ).

Исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не препятствует привлечению к ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица на основании ст. 53.1 ГК РФ (п. 3 ст. 64.2 ГК РФ).

Ст. 61 ГК РФ — Гражданский кодекс

Статья 61. Ликвидация юридического лица.

Можно ли решением суда ликвидировать организацию, выполняющую работы по капитальному ремонту здания без должного допуска?

В 2014 году в ГК РФ были внесены изменения, урегулировавшие этот вопрос — статья 61 ГК РФ изложена в новой редакции.

Сразу стоит отметить, что без свидетельства о допуске нельзя выполнять работы, которые влияют на безопасность объектов капитального строительства, в частности, производить ремонт, затрагивающий капитальные конструкции здания. Для работ по реконструкции или капитальному ремонту зданий, которые могут оказать влияние на безопасность, юридические лица получают необходимый допуск. Его отсутствие влечёт для организации наложение штрафа, согласно КоАП РФ.

В предшествующей редакции ст 61 ГК РФ не было такого основания для ликвидации организации судебным решением, как выполнение работ, предполагающих наличие разрешения по требованиям безопасности, без свидетельства о допуске к ним. Но в некоторых случаях, с учётом всех обстоятельств, суд признавал работы без допуска грубым нарушением закона.П 3 ст 61 ГК РФ в новой редакции устанавливает, что юрлицо можно ликвидировать решением суда, если оно действует без лицензии или необходимого по закону допуска к определенному виду работ. Суд выносит решение по иску государственного органа или органа местного самоуправления (МСУ), которые имеют право предъявлять требования о ликвидации организации.

Итак, в ГК РФ прямо указано, что организацию можно ликвидировать решением суда, если она выполняла работы по капитальному ремонту здания, которые могли повлиять на безопасность, без должного допуска. Орган МСУ или гос. орган, наделенный правом требования, при необходимости подаёт иск о ликвидации такой организации.

Может ли организация быть ликвидирована, из-за того что её юридический адрес не совпадает с фактическим?

Исходя из сформировавшегося подхода к определению места нахождения юридического лица, на законодательном уровне не предусмотрена возможность существования у организации двух адресов — юридического и фактического.

В законах и нормативных актах используется словосочетание — “место нахождения юридического лица”. И из законодательства следует, что местом нахождения юрлица считается место его государственной регистрации.

Несовпадение у организации юридического и фактического адресов — административное правонарушение, которое влечёт предупреждение и последующее наложение штрафа на должностных лиц (в размере 5 тыс.руб.) или дисквалификацию сроком до 3 лет (если были предоставлены заведомо ложные сведения, и такое предоставление не содержит признака уголовно наказуемого деяния).

Основания для ликвидации организации по решению суда прописаны в п 2 ст 61 ГК РФ. Организация ликвидируется решением суда, если:

она была создана с грубыми нарушениями закона, неустранимого характера;

она действует без лицензии, в случае когда разрешение необходимо;

она осуществляет запрещенную законом деятельность;

она действует с нарушениями Конституции;

она неоднократно или грубо нарушает закон при осуществлении своей деятельности;

являясь некоммерческой организацией или фондом, она действует вопреки уставу;

в иных случаях предусмотренных ГК РФ.

Согласно ФЗ N 129-ФЗ, регистрирующий орган, заметив грубые и неустранимые нарушения или неоднократные нарушения законов и нормативных актов, может обратиться в суд. Он имеет право требовать ликвидации организации. Однако, позиция Верховного суда такова, что юридические лица не могут быть ликвидированы, если допущенные ими нарушения малозначительны по характеру, или их последствия легко устранимы.

Как правило, несовпадение юридического адреса организации с фактическим суд не расценивает как грубое нарушение закона, а, соответственно, не считает основанием для принудительной ликвидации.

Поэтому, если государственный орган, имеющий право подать иск о ликвидации, обосновывает её необходимость только несовпадением таких адресов, то вероятность его удовлетворения судом минимальна.

Однако, если в дополнение к этому нарушению у организации будут выявлены еще какие-либо неоднократные либо грубые несоблюдения закона (к примеру, неуплата налогов или просрочка при сдаче бухгалтерской отчетности), то суд вполне может удовлетворить требования уполномоченного органа о ликвидации организации.

Гражданский кодекс

Статья 61. Ликвидация юридического лица

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

2. Юридическое лицо может быть ликвидировано:

по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;

по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

3. Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

4. Юридическое лицо, за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 настоящего Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом). Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 настоящего Кодекса.

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 03.01.2006 N 6-ФЗ.

Ликвидация юридического лица

Ликвидация юридического лица — прекращение юридического лица без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Разъяснение

Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ). Порядок ликвидации юридического лица определен в статьях 61 — 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).

Выделяют формы ликвидации юридического лица:

Добровольная ликвидация юридического лица по решению его учаственников (акционеров) (п. 2 ст. 61 ГК РФ);

Ликвидация юридического лица по решению суда (п. 3 ст. 61 ГК РФ);

Ликвидация юридического лица в результате его признания несостоятельным (банкротом) (ст. 65 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

1) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия данного решения обязаны сообщить в письменной форме об этом в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, а также опубликовать сведения о принятии данного решения в порядке, установленном законом (п. 1 ст. 62 ГК РФ).

Порядок уведомления о ликвидации юридического лица изложен в статье 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2) Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом (п. 3 ст. 62 ГК РФ).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде. Ликвидационная комиссия обязана действовать добросовестно и разумно в интересах ликвидируемого юридического лица, а также его кредиторов.

Если ликвидационной комиссией установлена недостаточность имущества юридического лица для удовлетворения всех требований кредиторов, дальнейшая ликвидация юридического лица может осуществляться только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 4 ст. 62 ГК РФ).

3) Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

4) После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

5) Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ).

6) После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 6 ст. 63 ГК РФ).

7) Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица (п. 8 ст. 63 ГК РФ).

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим законом, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 9 ст. 63 ГК РФ).

Бухгалтерская отчетность при ликвидации

Особенность составления бухгалтерской отчетности при ликвидации юридического лица определена в ст. 17 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»:

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Статья 61 ГК РФ. Ликвидация юридического лица

Новая редакция Ст. 61 ГК РФ

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных статьей 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Комментарий к Ст. 61 ГК РФ

Ликвидация — это один из способов прекращения деятельности юридического лица. Существенным отличием его от реорганизации является то обстоятельство, что при ликвидации права и обязанности юридического лица не переходят в порядке правопреемства к другим лицам.

Ликвидация может быть осуществлена в добровольном (по решению участников или самого юридического лица) или принудительном (по решению суда) порядке. Также ликвидация всегда является следствием признания соответствующих юридических лиц несостоятельными (банкротами).

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому предоставлено законом право на предъявление такого требования. При рассмотрении указанных исков и оценке обоснованности заявленных требований необходимо выявлять наличие оснований для ликвидации соответствующего юридического лица, на которые ссылается истец. Исследования вопроса о финансовом положении ответчика по такого рода делам не требуется (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 05.12.1997 N 23).

Устанавливая правовое положение юридических лиц как участников гражданского оборота и субъектов предпринимательской деятельности, ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо в случае осуществления им деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов может быть ликвидировано по решению суда (п. 2 ст. 61). Названная норма под угрозой содержащейся в ней санкции понуждает юридические лица — коммерческие организации различных организационно-правовых форм, включая производственные кооперативы, осуществлять предпринимательскую деятельность в рамках существующего правопорядка, не нарушая соответствующие предписания законодательства, и тем самым призвана обеспечить защиту прав и законных интересов других лиц.

Отсутствие в п. 2 ст. 61 ГК РФ конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, т.е. его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию — в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить арбитражному суду — с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, — принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (Постановление КС РФ от 18.07.2003 N 14-П).

При рассмотрении заявлений о ликвидации юридических лиц по мотиву осуществления ими деятельности с неоднократными нарушениями закона, иных правовых актов необходимо исследовать характер нарушений, их продолжительность и последующую после совершения нарушений деятельность юридического лица. Юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 N 84).

Другой комментарий к Ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Пункт 1 комментируемой статьи содержит определение ликвидации юридического лица и призван отграничить ее от реорганизации. Строго говоря, в связи с ликвидацией не наступает лишь универсального правопреемства, как это имеет место при реорганизации. В ходе процедуры ликвидации правопреемство происходит, но оно носит частный (сингулярный) характер, а именно имущество юридического лица получают кредиторы (по решению ликвидационной комиссии — п. 4 ст. 63 ГК РФ) и учредители, которым принадлежит вещное или обязательственное право на имущество должника (п. 7 ст. 63 ГК РФ).

2. В п. 2 решается, по существу, два вопроса: а) кто может принимать решение о ликвидации, б) основания принятия данного решения.

Решение может принимать само юридическое лицо (или орган, которому учредительными документами предоставлено такое право) либо суд.

Само юридическое лицо (кроме фонда — п. 2 ст. 119 ГК РФ) может принять решение о ликвидации по любому основанию. Среди оснований п. 2 комментируемой статьи выделяет истечение срока, на который создана данная организация, или достижение ею своих целей. Это означает, что даже при наличии указанных оснований (срок и цель) существование юридического лица не прекращается автоматически, необходимо принятие специального решения и прохождение установленной процедуры регистрации.

В ряде случаев, предусмотренных законом, если юридическое лицо не принимает решения о самоликвидации, вопрос рассматривается судом. Непосредственно в комментируемой статье основаниями для принудительной ликвидации названы грубые нарушения закона, допущенные при создании юридического лица, если они носят неустранимый характер; осуществление деятельности без лицензии или вообще запрещенной законом; совершение иных грубых или неоднократных нарушений закона (или иных нормативных актов).

Гражданский кодекс предусматривает ряд иных оснований принудительной ликвидации отдельных видов юридических лиц. Такие основания установлены для ликвидации полных товариществ (ст. 81 и п. 1 ст. 76); товариществ на вере (п. 1 ст. 86); обществ с ограниченной ответственностью (п. 1 ст. 88, п. п. 3, 4 ст. 90); акционерных обществ (абз. 3 п. 2 ст. 97 и п. 4 ст. 99). Иные основания ликвидации в судебном порядке отдельных видов юридических лиц могут быть названы законодательством об этих видах.

В п. 2 ст. 61 предусматривается, что не только в перечисленных, но и в иных случаях, указанных в ГК, может быть принято решение о принудительной ликвидации юридического лица. Возникает вопрос, можно ли в судебном порядке ликвидировать юридическое лицо, если оно систематически или грубо нарушает требования, содержащиеся в иных нормативных правовых актах. При ответе на этот вопрос надо исходить из п. 2 ст. 49 ГК. В п. 23 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 разъясняется, что, поскольку юридическое лицо ликвидируется по решению суда лишь в случаях, предусмотренных ГК (п. 2 ст. 61), неисполнение юридическим лицом требований иных законов может служить основанием для ликвидации, если суд квалифицирует соответствующие действия (бездействие) как неоднократные или грубые нарушения данного правового акта.

3. Если принятие решения о самоликвидации не состоялось, в суд с соответствующим иском может обратиться государственный либо муниципальный орган, которому такое право предоставлено. С иском в суд может обратиться, в частности, орган, осуществляющий регистрацию юридических лиц.

В суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае существенных и неустранимых нарушений закона, допущенных при его создании, в частности при его регистрации, может обратиться регистрирующий орган, как это предусмотрено Законом о регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Этот же орган вправе обратиться с иском о прекращении юридического лица и при наличии специально предусмотренных оснований (см., например, п. 1 ст. 76, п. 1 ст. 86, п. 1 ст. 88 ГК и т.д.). В этих случаях возникает противоречивая ситуация. С одной стороны, имеются обстоятельства, которые невозможно преодолеть, и потому надо принимать решение о ликвидации (в некоторых случаях — о преобразовании). С другой стороны, кредиторы могут противодействовать ликвидации юридического лица до удовлетворения их требований.

При возникновении такой коллизии следует исходить из интересов добросовестных кредиторов. Если их требования возникли до появления оснований, позволяющих ликвидировать должника, или во время возникновения права требования они не знали о наличии таких оснований, они вправе требовать отсрочки принятия или исполнения решения о ликвидации до полного удовлетворения своих требований либо предъявить требование об объявлении должника несостоятельным (банкротом).

Из смысла абз. 2 п. 3 ст. 61 вытекает, что юридическое лицо, в отношении которого принято соответствующее решение, само принимает меры к его исполнению, т.е. осуществляет ликвидацию. Но суд может возложить такую обязанность и на учредителей либо на орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации.

4. Если в п. 2 комментируемой статьи установлены условия принудительной ликвидации юридического лица в связи с нарушениями в процессе его создания или функционирования, то п. 4 предусматривает возможность ликвидации в связи с неудовлетворительными результатами его деятельности, а именно по причине его несостоятельности и признания банкротом. В порядке ст. 65 ГК могут быть ликвидированы лишь организации, названные в абз. 1 п. 4 ст. 61 (в ред. Федерального закона от 03.01.2006 N 6-ФЗ). В этом случае вопрос о ликвидации ставит кредитор (кредиторы).

Государственные и муниципальные органы власти, а также сам должник вправе выбирать то основание, по которому следует принимать решение о ликвидации юридического лица.

Однако при наличии сведений о том, что имущества ликвидируемой организации недостаточно для удовлетворения требований всех кредиторов, вопрос должен решаться в порядке, установленном ст. 65 ГК и Законом о банкротстве.

Ликвидация юридического лица: понятие и основания

Страницы в журнале: 102-107

А.Ш. ХАБИБУЛЛИНА,

аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета desmodium @ rambler . ru

Освещаются теоретические и практические вопросы, возникающие при ликвидации юридического лица. Особое внимание уделяется понятию ликвидации организации. Формулируется вывод о том, что ликвидация юридического лица представляет собой многоаспектное явление и может быть соотнесена с различными правовыми конструкциями.

Ключевые слова: юридическое лицо, ответственность, правоотношение, юридический факт, прекращение, ликвидация, банкротство.

Liquidation of legal entity: notion and reasons

Highlights the theoretical and practical issues arising from the liquidation of a legal entity. Particular attention is paid to the notion of liquidation. We formulate a conclusion that the elimination of the legal entity is a multidimensional phenomenon and can be correlated with different legal structures.

Keywords: legal entity, liability, legal relationships, juridical fact, dissolution, liquidation, bankruptcy.

В современной юридической литературе ликвидацию юридического лица зачастую определяют как способ прекращения его деятельности, отождествляя таким образом прекращение организации с прекращением деятельности юридического лица[1]. При этом также высказывается мнение о необходимости различать основания, способы и формы прекращения деятельности юридических лиц[2]. Отметим, что ликвидация юридического лица всегда влечет прекращение его деятельности, тогда как последнее не означает того, что юридического лица более не существует. Следует согласиться с точкой зрения Н.И. Чарковской и А.А. Красовской, что прекращение юридического лица можно связать с прекращением его правоспособности, которое наступает с внесением записи в единый государственный реестр о его исключении[3]. Необходимо отметить, что в проекте федерального закона о внесении изменений в ГК РФ, подготовленном Исследовательским центром частного права при Президенте РФ, абзац первый п. 3 ст. 49 ГК РФ предлагается изложить в следующей редакции: «Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи об этом в единый государственный реестр юридических лиц»[4]. В нашем понимании указанная запись имеет правопрекращающее значение и представляет собой юридический факт правопрекращающего характера, форму реализации воли государственной власти (в принудительном порядке) или участников (учредителей) (в добровольном порядке) о прекращении юридического лица как субъекта права[5].

Указание на последствие ликвидации организации содержится в п. 1 ст. 61 ГК РФ, в соответствии с которым ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Аналогичное положение приводится в словарях юридических терминов [ 6 ] . А что необходимо понимать под прекращением юридического лица, законодатель не указывает.

Совершенно справедливо связывать ликвидацию юридического лица с прекращением его как субъекта права и участника гражданского оборота без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам.

Ликвидация представляет собой многоаспектное явление и может быть соотнесена с различными правовыми конструкциями. Нередко в юридической литературе и правоприменительной практике сущность ее раскрывают через следующие категории: ответственность, юридическая процедура, правоотношение, юридический факт, сделка. Опираясь на достигнутые результаты исследований в данных областях, остановимся лишь на вопросах, которые,

с нашей точки зрения, требуют уточнения, и проанализируем, насколько целесообразно употреблять обозначенные конструкции для определения ликвидации юридического лица.

Судебная практика допускает возможность использования категории ответственности и меры защиты прав и законных интересов других лиц для обозначения ликвидации организаций в принудительном порядке. Так, проверяя конституционность положений п. 2 ст. 61 ГК РФ, КС РФ указал, что ликвидация юридического лица, предусмотренная этой нормой, является санкцией за нарушение обязательных для юридических лиц нормативных актов. При этом данная санкция по своему конституционно-правовому принципу не может быть назначена по одному лишь формальному основанию неоднократности нарушений законодательства, а должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям[7]. Возникает вопрос: какова природа этой ответственности?

Под юридической ответственностью (в негативном, ретроспективном смысле) понимается обязанность субъекта правонарушения претерпевать неблагоприятные последствия[8]. В зависимости от отраслевой принадлежности норм, закрепляющих юридическую ответственность, различают гражданско-правовую, административную, уголовную, дисциплинарную ответственность. Применение того или иного вида юридической ответственности зависит от характера правонарушения и от того, к какой отрасли права принадлежит тот или иной институт. Однако, являясь институтом гражданского права, ликвидация юридического лица в принудительном порядке выступает в качестве средства не гражданской, а публично-правовой административной ответственности. Таким образом, ликвидация юридического лица представляет собой яркий пример взаимодействия частного и публичного права. Это один из случаев межотраслевых отношений, в которых институт гражданского права находит широкое применение в публичном праве. Подобное заимствование представляет собой реализацию межотраслевых связей в гражданском праве. Возможность использования последних при исследовании института ликвидации юридического лица может быть подтверждена обоснованным мнением профессора М.Ю. Челышева о том, что «межотраслевые связи гражданского права проявляются при исследовании самой сути ликвидации. Действительно, прекращение юридического лица в сфере действия гражданского права в форме ликвидации означает одновременно и прекращение существования данного субъекта в иных правоотраслевых областях. При этом исчезают не только частноправовые, но и публично-правовые грани юридического лица как субъекта права. Ликвидация как правовое явление имеет сама по себе межотраслевое значение. Это выражается в том, что не только в гражданском праве предусматриваются нормы о ликвидации, но они закрепляются и в нормах иных правовых образований»[9].

В юридической литературе была высказана точка зрения, согласно которой ликвидация организации представляет собой правоотношение, существующее в развитии и в то же время являющееся правовым состоянием, т. е. юридическим фактом, влекущим прекращение правоотношений, облекающихся в форму юридического лица и составляющих его содержание[10].

С нашей точки зрения, ликвидация юридического лица представляет собой сложное, длительное явление, состоящее из определенных этапов, мероприятий, в рамках которых возникают разного рода правоотношения. Последние в совокупности образуют систему правоотношений, возникающих в связи или по поводу ликвидации организации. Этимологическое понимание системы сводится к форме организации чего-нибудь, к целому, представляющему собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей (элементов)[11]. Взяв за основу данную дефиницию, следует отметить, что ликвидация юридического лица представляет собой целостную структуру последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов). В связи с этим определять ликвидацию организации необходимо не как правоотношение, а как систему последовательных правоотношений, находящихся в динамике, влекущих абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам. Логичнее, на наш взгляд, оперировать понятием «правоотношения (система правоотношений), возникающие в связи, по поводу, в ходе, при ликвидации юридического лица».

Думается, что ликвидацию организации можно обозначить как юридическую процедуру, представляющую собой целостную структурированную систему последовательных взаимосвязанных правоотношений (элементов), находящихся в динамике, в основе возникновения, изменения или прекращения которых лежит комплекс различных юридических фактов и фактических составов. Данная юридическая процедура влечет абсолютное прекращение юридического лица без перехода его прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам, сопровождается рядом определенных действий органов юридического лица, его представителей, органов государственной власти и завершается внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ.

По общему правилу юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном (судебном) порядке на основании судебного акта. Примечательно, что в отношении большинства юридических лиц добровольная ликвидация не препятствует обращению в суд с иском о принудительной ликвидации в случае наличия для этого оснований. При этом невыполнение решения учредителей (участников) юридического лица о его добровольной ликвидации, а также принятие решения о ликвидации без назначения ликвидационной комиссии и без определения порядка и сроков ликвидации не являются основаниями для обращения в суд с иском о принудительной ликвидации этого юридического лица, если в его деятельности не установлены неоднократные или грубые нарушения закона или иных правовых норм[12].

Добровольная ликвидация юридического лица возможна по решению учредителей либо органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями принятия такого решения могут быть, например, достижение цели, ради которой организация была создана, либо истечение срока, на который она создавалась. Перечень оснований добровольной ликвидации юридического лица не является исчерпывающим.

Принудительная ликвидация юридического лица осуществляется по решению суда в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 61 ГК РФ, на основании исков соответствующих государственных органов и органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено законом. К таким основаниям относятся: наличие допущенных при создании юридического лица грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом или с нарушением Конституции РФ, с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или других правовых актов, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Пленумы ВС РФ и ВАС РФ, разъясняя свою позицию, в п. 23 постановления от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» отметили, что юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда, если суд квалифицирует его действия (бездействие), связанные с неисполнением требований, содержащихся в других законах, как неоднократные или грубые нарушения данного закона или иного правового акта[13]. Помимо этого необходимо руководствоваться постановлением КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, в котором указано: нельзя ликвидировать юридическое лицо по формальному признаку неоднократности нарушений, должны быть проанализированы все обстоятельства дела. Также согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации»[14]юридическое лицо не может быть ликвидировано, если допущенные им нарушения носят малозначительный характер или вредные последствия таких нарушений устранены.

Основанием для ликвидации юридического лица в принудительном порядке может стать также несоответствие закону его учредительных документов. Президиум ВАС РФ в п. 4 информационного письма от 13.01.2000 № 50 указал: «Тот факт, что акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью не привели свои учредительные документы в соответствие с законом, регулирующим порядок их создания и деятельности, может являться основанием для их ликвидации»[15].

Существуют и особые случаи ликвидации организации. К их числу можно отнести признание юридического лица несостоятельным (банкротом), за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий, религиозных организаций. Если стоимость имущества юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в результате признания его банкротом (ст. 65 ГК РФ).

Федеральный закон от 08.08.2000. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает возможность исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа в упрощенном порядке без обращения в суд. Открытым остается вопрос о том, какое место среди способов прекращения организации занимает исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ: можно ли его признать отдельным способом прекращения юридических лиц наряду с процедурами ликвидации и реорганизации, либо оно является особым упрощенным случаем ликвидации организации[16]. ВАС РФ также не выработал единой позиции по данному вопросу. В одних разъяснениях судом сделаны выводы о том, что по основаниям, указанным в п. 2 ст. 61 ГК РФ, может быть ликвидировано только действующее юридическое лицо (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84), процедура исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ является специальным основанием прекращения юридического лица, не связанным с его ликвидацией[17]. Между тем существует противоположное указание суда, допускающее административный порядок ликвидации недействующего юридического лица[18].

Полагаем, допустимо признать исключение из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц в качестве одного из способов прекращения организации, который имеет много общего с ликвидацией юридического лица. Так же как и при ликвидации, последствиями исключения недействующей организации из ЕГРЮЛ являются прекращение юридического лица и отсутствие правопреемства. Основное отличие заключается в том, что ликвидация организации должна применяться в отношении действующих юридических лиц и представляет собой сложную, длительную процедуру. На стадии ликвидации организация остается действующим субъектом права, в отношении которого существуют особые ограничения, установленные законодательством, и определенный правовой режим управления им.

В Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 октября 2009 г.; далее — Концепция) указано, что признание в судебном порядке государственной регистрации юридического лица недействительной должно стать самостоятельным основанием для ликвидации юридического лица. В этом случае на учредителей (участников) юридического лица должна быть возложена солидарная обязанность по его ликвидации. В случае неисполнения ими этой обязанности в установленные сроки ликвидацию может проводить назначенный судом ликвидатор (который может быть назначен из числа арбитражных управляющих), осуществляющий свою деятельность за счет сбора (штрафа), уплачиваемого в этом случае обязанными лицами. Согласно информационному письму Президиума ВАС РФ от 09.06.2000 № 54 «О сделках юридического лица, регистрация которого признана недействительной» признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной[19]. Если допустить возможность признания регистрации юридического лица недействительной, есть основания полагать, что субъект права не был создан и, следовательно, все действия такого несуществующего явления не могли породить каких-либо последствий. Иными словами, «в отсутствие субъекта не может возникнуть и существовать сделка. Организация, имеющая порок, делающий невозможным дальнейшее ее существование, естественно, не может иметь правоспособности»[20]. На наш взгляд, нельзя безоговорочно согласиться с указанным положением Концепции в силу того, что юридическое лицо как субъект права должно продолжить свое существование, даже если оно создано с какими-либо нарушениями, которые будут выявлены впоследствии.

Обобщая вышеизложенное, отметим, что как действующее законодательство о ликвидации юридических лиц, так и практика его применения требуют постоянного изучения и анализа. Сегодня остро ощущается необходимость в осмыслении теоретических и практических проблем, возникающих при ликвидации организаций, и в поиске оптимальных вариантов их решения.

1 См., например: Гражданское право: учеб.: в 2 т. Т. 1 / под ред. Е.А. Суханова. — М., 2004; Гражданское право: учеб. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. — М., 1999. С. 141.

2 См.: Советское гражданское право. Часть первая / под общ. ред. В.Ф. Маслова, А.А. Пушкина. — К., 1977. С. 124.

3 См.: Чарковская Н.И., Красовская А.А. К вопросу об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра // Исполнительное право. 2008. № 1.

4 URL : http :// www . privlaw . ru

5 Справедливо с этой позиции заключение А.В. Габова о том, что « de facto ликвидация рассматривается как юридический состав, а прекращение — как следствие его реализации и как юридический факт, последний в этом составе» (см.: Габов А.В. Законодательство о ликвидации юридических лиц в свете проекта изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации // Вестн. гражданского права. 2011. № 4. С. 32—83).

6 См.: Большой юридический словарь / под ред. проф. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. — М., 2007. С. 370.

7 См.: Постановление КС РФ от 18.07.2003 № 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 35 Федерального закона “Об акционерных обществах”, статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Б. Борисова, ЗАО “Медиа-Мост” и ЗАО “Московская Независимая Вещательная Корпорация”» // Вестн. КС РФ. 2003. № 5.

8 См., например: Большой юридический словарь. 3-е изд. С. 846; Пионтковский А.А. О понятии уголовной ответственности // Советское государство и право. 1967. № 12. С. 40; Малеин Н.С. Имущественная ответственность в хозяйственных отношениях. — М., 1968. С. 8; Шаргородский М.Д. Детерминизм и ответственность // Правоведение. 1968. № 1. С. 46.

9 Челышев М.Ю. Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование: дис. … д-ра юрид. наук. — Казань, 2009. С. 28.

10 См.: Нода Е.В. Ликвидация юридического лица по законодательству Российской Федерации: атореф. дис. … канд. юрид. наук. — М., 2005.

11 См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. — М., 1997. С. 719.

12 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 № 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)» // Вестн. ВАС РФ. 2000. № 3.

1 3 Вестн. ВАС РФ. 1996. № 9.

1 4 Там же. 2004. № 10.

15 См. также: Постановление Пленума ВС РФ № 4 и Пленума ВАС РФ № 2 от 05.02.1998 «О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона “Об акционерных обществах”» // Вестн. ВАС РФ. 1998. № 4.

16 В юридической литературе можно встретить точки зрения, согласно которым исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ представляет собой специальный случай ликвидации организации — упрощенный или внесудебный (административный) порядок. «Упрощенная процедура ликвидации юридического лица направлена на поддержание “чистоты” реестра, поскольку позволяет оперативно “очищать” его от юридических лиц, которые существуют de jure , но не de facto » (см.: Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1 / под ред. А.П. Сергеева. — М., 2010. См. также: Марков П.А. Ликвидация недействующих юридических лиц // Российская юстиция. 2006. № 9; Пантюшов О. Ликвидация организации и субсидиарная ответственность учредителей по налоговым долгам организации // Корпоративный юрист. 2006. № 5). Существует и противоположное мнение, в соответствии с которым процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ должна быть обозначена в ГК РФ как один из способов прекращения правоспособности юридического лица со ссылкой на соответствующий закон (см.: Чарковская Н.И., Красовская А.А. Указ. ст.).

17 См.: Постановление Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц» // Вестн. ВАС РФ. 2007. № 2.

18 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 № 100 «О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”» // Вестн. ВАС РФ. 2006. № 4.

19 Вестн. ВАС РФ. 2000. № 7. См. также: постановления ФАС Поволжского округа от 15.01.2004 № А57-238/03-21, ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.04.2005 № А58-2343/03-Ф02-1323/05-С2.

20 См.: Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / под общ. ред. В.А. Белова. — М., 2009. С. 113.

Смотрите еще:

  • 62 статья упк рф Статья 62 УПК РФ. Недопустимость участия в производстве по уголовному делу лиц, подлежащих отводу Новая редакция Ст. 62 УПК РФ 1. При наличии оснований для отвода, предусмотренных настоящей главой, судья, прокурор, […]
  • Гражданский кодекс российской федерации часть iii Главная | Гражданский кодекс РФ (Часть 3) ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1 ноября 2001 года 14 ноября 2001 года ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ Часть первая, часть вторая и часть четвертая Гражданского кодекса РФ введены в […]
  • Опыт закона о народонаселении краткое содержание «Теория» народонаселения Мальтуса Мальтус рассматривал проблему народонаселения безотносительно к какому-либо определенному способу производства и общественному развитию вообще. О «законе народонаселения» он говорил […]
  • Вакансии в астрахани юрист Работа юристом в Астрахани ( 3 вакансии ) На территории работодателя • Полный рабочий день • Высшее образование • Опыт работы от 1 года 1.Юридическая обработка документов (анализ документа для дальнейшей работы […]
  • Право наследования на денежные средства Деньги по наследству Краткое содержание Как получить деньги по наследству Под наследованием ст. 1110 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) понимает переход имущества от умершего лица к иным лицам по правилам универсального […]
  • Ч 4 ст 159 ук рф условно Мошенничество - возможно ли наказание без лишения свободы? Я являюсь обвиняемой по ч.3 ст.159, ч.3 ст.159, ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 УК РФ по незаконному возмещению НДС. Могу ли я избежать наказания или получить срок без […]