Культурные свободы и права рф

Содержание культурных прав и свобод человека

Культурные права отражены в Конституции РФ в статье 44.

В соответствии с содержанием статьи 44 Конституции Российской Федерации каждому гарантирована свобода художественного, литературного, научного, технического и иных видов творчества, свобода преподавания. Также гарантируется право на участие в культурных мероприятиях и культурной жизни общества, право на пользование учреждениями культуры и прав на свободный доступ к культурным ценностям.

Государство гарантирует каждому доступность всех достижений культуры, где бы человек ни проживал. Данная возможность обеспечивается общедоступностью разнообразных ценностей отечественной и мировой культуры, которые находятся в государственных и общественных фондах. Реализации содержания этого права также способствует постоянное развитие и равномерное размещение культурно-просветительных учреждений на территории всего государства, стимулирование развития телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, общегосударственной сети библиотек, активным расширением культурного обмена со странами из различных частей и уголков мира.

Важным условием в деле обеспечения свободы технического, научного и художественного творчества выступает полное устранение всевозможных идеологических ограничений, которые затрагивают не только научную сферу, но и искусство и художественную плоскость. Это позволяет более полно раскрывать содержание и потенциал данных сфер общественной жизни, что в конечном итоге способствует прогрессивному развитию государства и полноценному удовлетворению прав и потребностей общества.

Однако в последние годы положительное значение развития данной сферы снижается по причине недостаточной государственной поддержки науки и искусства, которые финансируются по остаточному принципу. Нехватка финансирования научных и культурных учреждений приводит к снижению качественных показателей их работы, что сказывается на эффективности и результативности их деятельности.

Таким образом, изучение содержания культурных прав и свобод человека позволяет раскрыть их внутреннюю сущность.

3.8 Культурные права

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В этих документах оговариваются условия полного осуществления права на образование, обязательное и бесплатное начальное образование для всех; доступность среднего, профессионально-технического и высшего образования; свобода родителей выбирать школы для своих детей и обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии с собственными убеждениями. Отдельные лица и учреждения имеют право создавать частные учебные заведения и руководить ими только при условии соответствия образования в них минимуму требований, установленных государством.

Международно-правовые нормы устанавливают также приоритетные цели образования: полное развитие человеческой личности и ее достоинства, уважение к правам и свободам человека, необходимость образования, создание возможностей быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями, этническими и религиозными группами.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования направлена на предоставление всем равенства возможностей в получении образования без всякого различия, исключения, ограничения или предпочтения по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждении, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения». Для этого государства обязуются: а) сделать начальное образование обязательным и бесплатным; среднее — общедоступным, а высшее — доступным на основе полного равенства и в зависимости от способностей каждого; 6) обеспечить во всех государственных заведениях в равной ступени одинаковый уровень образования и качества обучения; в) поощрять получение и повышение образования; обеспечить подготовку к преподавательской профессии.

Международным стандартам в сфере образования соответствуют положения ст. 43 Конституции РФ, которая гарантирует получение бесплатного основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и предприятиях. Принципы государственной политики Российской Федерации и государственные гарантии права граждан на образование определены также Федеральным законом от 10 июля 1992 г.

Важной составляющей правового статуса личности является право на участие в культурной жизни и связанная с ним свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества, гарантированная ст. 44 Конституции РФ. Свобода творчества включает в себя возможность защиты моральных и материальных интересов, возникающих в связи с любыми научными, литературными или художественными трудами, интеллектуальной собственностью. Статья 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах провозглашает уважение свободы, «безусловно необходимой для научных исследований и творческой деятельности».

Важнейшими правовыми актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных Конституцией свобод, являются Основы законодательства Российской Федерации о культуре (1992 г.), федеральные законы от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах», Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г., от 26 мая 1996 г. «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации».

Содержание и гарантии осуществления культурных прав были развиты и дополнены в ряде рекомендаций, принятых ЮНЕСКО (1968, 1980, 1982). В них, в частности, отмечено, что развитие собственной культуры является правом и долгом каждого народа; одинаковое право на сохранение и развитие традиций культуры имеют все нации, национальные меньшинства, этнические группы; каждому человеку должны быть обеспечены доступ к знаниям и возможность наслаждаться искусством и литературой всех народов, участвовать в прогрессе науки во всех частях земного шара, пользоваться его благами и содействовать обогащению культурной жизни; государства должны принимать меры по демократизации культуры, обеспечению прав на культуру и гарантиям участия в ее результатах без каких-нибудь ограничений; государства должны защищать свободу творчества, оказывать содействие творческим работникам, обеспечивать их право создавать профсоюзы и профессиональные организации по своему выбору.

Поощрение и защита культурных прав человека непосредственно входят в круг задач международной специализированной организации — ЮНЕСКО. Здесь главной действующей структурой, принимающей жалобы, является Комитет по конвенциям и рекомендациям. Комитет на каждой сессии представляет Исполнительному совету ЮНЕСКО доклады, содержащие информацию о рассмотренных жалобах и сделанных рекомендациях. Под компетенцию ЮНЕСКО подпадает защита права на образование, права на использование научных достижений, права на беспрепятственное участие в культурной жизни, права на информацию, в том числе права иметь свое мнение и выражать его, и др.

Культурные свободы и права гражданина

Человек представляет собой существо изначально свободное, которое в таком качестве вступает в общество. В этом, на мой взгляд, заключается его достоинство. Кроме того, эту свою способность человек сохраняет и развивает.

«Свобода совести, свобода мысли — вот присущий человеку божественный огонь; вот источник всякой духовной силы, всякого жизненного движения, всякого разумного устройства; вот что дает человеку знания бесконечные. Все достоинство человека основано на свободе; на ней зиждутся права человеческой личности». Тема прав человека тесно связана с теорией личности, получившей развитие в политической философии XVIII в. Самой существенной особенностью данной теории стало предположение о возможности гармоничного соотношения интересов личности и государства.

В советской публицистике сама идея прав человека не стояла на первом месте при упоминании в различных общественных науках. Права человека находились в тени коллективных интересов.

Взаимоотношения личности и государства определяют состояние общества в целом и предопределяют тенденции его развития.

Когда-то первые идеи прав и свобод человека воспринимались как социальная утопия. Современному человеку трудно это представить. Идеи великих мыслителей прошлого, на много опередивших свое время и оказавших огромное влияние на все последующие политические события, очень медленно и трудно приживались в сознании людей и обществе в целом. Однако вплоть до гигантских социальных потрясений XX века — Первой мировой войны, Октябрьской революции 1917 г., Второй мировой войны — даже в государствах с давними республиканскими и демократическими традициями фактически не признавалось не только равенство всех людей, но и возможность защиты человека, за которым признаются индивидуальность и полное уважение его прав вне зависимости от взглядов, уровня культуры, образования, места в обществе, благосостояния, расы, национальности и цвета кожи.

Но уже в годы брежневского «застоя» советские юристы начали разработку новых подходов к основам конституционного строя, где центральное место занимал гражданин, а не государство: «юридические гарантии прав и свобод личности», «правовое положение личности», «достоинство личности» — эти понятия позволили перевести проблематику из плоскости «государство и личность» в плоскость «права и свободы человека и гражданина». Процесс таких преобразований завершился принятием Декларации прав и свобод человека. Этот документ провозглашал: «Высшая ценность нашего общества — свобода человека, его честь и достоинство» (Преамбула), «Каждый человек обладает естественными, неотъемлемыми, ненарушимыми правами и свободами» (ст. 1).

Таким образом, принятие Декларации прав человека в российском варианте Верховным Советом РСФСР и внесение многочисленных поправок к Конституции РСФСР ознаменовали начало новой эпохи в развитии правового статуса личности в постсоветской России.

Под правовым статусом человека подразумевается совокупность его прав, свобод и обязанностей.

Действительно, во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей. Различными отраслями права предусмотрены определенные условия участия человека в качестве субъекта тех или иных правоотношений, которые определены нормами конкретной отрасли права, при реализации им своей правоспособности.

Иначе говоря, правовое положение человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Права личности как права гражданина конкретного государства (так же, как свободы и обязанности) являются частью объективного права, т.е. определенной разновидностью правовых норм в рамках системы действующего права, и одновременно это субъективные права, поскольку они принадлежат отдельным гражданам как субъектам права. Субъективные права личности — это те конкретные правомочия, которые возникают у человека как у индивидуально-определенного субъекта права на основе норм объективного права. Другими словами, это те юридические возможности конкретного человека, которые непосредственно вытекают из общих, абстрактных правил поведения, установленных законодателем. Опять же здесь встает вопрос о наличии возможности реализации прав личностью, так как любая юридическая норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею предоставляемой.

Например, законодательное провозглашение в России права всех граждан на здоровую и благоприятную окружающую природную среду не означает, к сожалению, того, что каждый гражданин уже имеет фактическую возможность жить и работать в условиях здоровой окружающей природной среды. Однако наличие данной юридической нормы позволяет заинтересованным гражданам и организациям требовать от государства ее обеспечения, а последнее обязано принимать в каждом конкретном случае в пределах имеющихся возможностей все меры по защите прав граждан, что практически может привести к желаемому результату. В частности, в соответствии с указанным правом граждане могут требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов, могут ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иск о возмещении вреда, причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями.

Говоря о свободах человека, нормативно закрепленных, государство делает акцент именно на свободном, то есть максимально самостоятельном самоопределении человека в различных сферах жизнедеятельности. Таким образом, государство стремится к минимальной регламентации поведения человека именно через невмешательство в его жизнь, как со своей стороны, так и со стороны других лиц.

Оптимальным представляется разделение всех прав и свобод на 4 большие группы прав в соответствии с выделением наиболее важных сфер человеческой жизни: личные, политические, социально-экономические, культурные.

Политические права и свободы личности — это возможности человека в государственной и общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение и свободу, участие в управлении государством и обществом.

Личные права и свободы — это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить существование, своеобразие и автономию личности.

Социально-экономические права и свободы — это возможности личности в сфере производства и распределения материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно связанных с ними духовных потребностей и интересов человека.

Культурные права и свободы — это возможности человека пользоваться духовными, культурными благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со своими склонностями и способностями.

Объем прав и свобод человека, их реализация зависят от состояния общества, уровня его развития и характера организации, от того, в какой мере права человека освоены общественным сознанием.

Реальный объем прав и свобод граждан в каждой стране — это всегда компромисс, которого удается достичь в данном сообществе.

Проблемой, остающейся актуальной и сейчас, является четкое разделение всех существующих прав и свобод человека по различным критериям. Следует отметить, что эффективность реализации человеком своих прав и свобод зависит от их правильного теоретического осмысления, нормативного закрепления, включения в той или иной форме (норма права, норма морали, норма обычаев) в систему нормативного регулирования общества, закрепления в международных актах.

Конституция РФ закрепила достаточно широкий перечень прав и свобод человека и гражданина.

В теории государства и права принято выделять следующие группы прав и свобод:

— гражданские (личные) права и свободы;
— политические права и свободы;
— экономические, социальные и культурные права и свободы.

При этом несправедливо группа культурных прав и свобод объединена с группой экономических и социальных прав.

Из всего многообразия прав и свобод выделяются, конечно, основополагающие права человека, такие как право на жизнь, право на свободу, право на равенство.

Так сложилось, что наибольшее внимание ученых (теоретиков) и юристов-практиков привлечено к экономическим и социальным правам и свободам.

Говоря о культурных правах и свободах, закрепленных в Конституции РФ, следует сказать, что перечень этих прав и свобод до сих пор не является исчерпывающим и конкретизированным, а, следовательно, возможны коллизии при их правовом регулировании.

Проблема разграничения социальных прав, с одной стороны, и экономических и культурных прав — с другой, является более сложной из-за укоренившейся в отечественном правоведении традиции единого понимания этих групп прав.

Следуя общепризнанным принципам и нормам международного права, ст. 44 Конституции РФ закрепляет важнейшие права и свободы граждан России — право на свободу во всех сферах творческой деятельности. Это означает, что государство принимает на себя обязанность обеспечить своим гражданам эффективные средства юридической защиты этих прав и свобод.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции право каждого на участие в культурной жизни в значительной мере обеспечивается доступностью учреждений культуры. Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности.

Если в ч. ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции говорится о правах, то в ч. 3 речь идет об обязанности каждого гражданина заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Сфера культурных прав и свобод лежит в особой плоскости и изобилует терминами, не совсем привычными для теоретиков права. Основополагающими терминами являются «культура» и «творчество».

Культура (от лат. cultura — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) — исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных.

Свобода творчества — одна из важнейших духовных свобод. Свобода творчества не является абсолютной, так как существуют некоторые ограничения в этой сфере (как и во всех остальных). Каким бы творческим ни был человек, он живет в обществе, которое подчиняется определенным нормам и соблюдает необходимые правила поведения.

В действующем законодательстве нет легального определения понятия «творчество».

Одно из определений понятия «творчество» звучит как «процесс творческой деятельности» и «результат творческой деятельности, облеченный в конкретную объективную форму».

Творческая деятельность — создание культурных ценностей и их интерпретация.

Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее. Деятельность может выступать как творчество в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической и т.д. — там, где создается, открывается, изобретается нечто новое.

Помимо Конституции РФ культурные права и свободы достаточно подробно описаны в Законе РФ N 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» (с изменениями и дополнениями).

Это право на творчество, право на личную, культурную самобытность, право на приобщение к культурным ценностям, право на гуманитарное и художественное образование и свободу преподавания, право собственности в области культуры, право создавать организации, учреждения и предприятия в области культуры, право создавать общественные объединения в области культуры, право вывозить за границу результаты своей творческой деятельности, право на культурную деятельность в зарубежных странах, права иностранных граждан и лиц без гражданства в области культуры.

Таким образом, достаточно остро стоит вопрос об обособлении культурных прав и свобод от социальных (социально-экономических) в системе прав и свобод человека и гражданина как возможности появления нового института культурных прав.

В связи с нечеткостью и неопределенностью понятия «культурные права человека» как в международно-правовых документах, так и в национальном законодательстве, значение имеет интерпретация и уточнение содержания указанного понятия.

Культурные права требуют особой правовой регламентации, уточнения конкретных параметров их содержания.

Так, в теории государства и права выделяют три поколения прав человека, и распределение культурных прав и свобод произведено по-разному: при одном подходе культурные права и свободы относятся (наряду с экономическими и социальными) ко второму поколению, при другом — к третьему поколению (при этом культурные права входят в социальные).

Существует и совершенно другое определение культурных прав, при котором они не только представляют собой самостоятельный комплекс прав, но и включают в себя социальные права и свободы.

Однако нельзя недооценивать взаимосвязь культурных прав с экономической ситуацией в стране и политикой государства. Культурные права человека — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам относятся право на образование, свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, культурные права включают как социальные (право на образование), так и личные (свобода творчества) права и свободы. В РФ культурные права человека закреплены в ст. ст. 43 и 44 Конституции РФ.

Таким образом, из всего многообразия определений и упоминаний следует сделать вывод о том, что в настоящее время статусное определение комплекса культурных прав еще не завершено и подлежит дальнейшему изучению.

Рассуждая о «мультикультуризме» и многонациональности в РФ, следует задуматься о более четком, расширенном и конкретном правовом регулировании культурных прав и свобод человека и гражданина. Ведь конкретные притязания человека в области культуры, искусства, науки, так же как и все остальные, должны носить объективный характер и означать для человека возможность его полноценного, всестороннего и свободного развития.

Человек, будучи одновременно существом биологическим, эмоционально-психическим и социокультурным, выступает еще как индивидуум, как член статусной группы в коллективе и в сообществе в целом. Концепция прав личности обретет новые контуры, если включит в свое обоснование и оправдание сущность основных человеческих потребностей, уточнит содержание прав человека и гражданина и обоснует реальность объема личных прав человека в новых исторических условиях.

В настоящее время, на мой взгляд, происходит «размывание» границ между социальными и культурными правами и свободами.

В юридической литературе отсутствует какой-либо анализ такого вида прав и свобод, как культурные права и свободы человека, следовательно, правильное восприятие их не представляется возможным.

При этом выделение культурных прав из общего блока социально-экономических прав и исследование их особенностей имеет, помимо теоретического, и практический аспект.

Социальные права человека, которые законодательно признаются, закрепляются и расширяются, конституционно гарантируются, юридически обеспечиваются, охраняются и защищаются, не имеют при этом общепризнанного или согласованного своего перечня. Тем более это касается и культурных прав и свобод, так как это другое понятие.

Таким образом, необходимы исследования для определения места культурных прав и свобод в общей системе прав и свобод человека, и, в частности, в конструкции смежных прав и свобод (социальных и экономических). Культурные права — это права, которые способствуют развитию духовного мира человека, которые позволяют человеку овладеть культурой. Следует рассмотреть возможность выделения культурных прав и свобод из комплекса социальных (социально-экономических) прав и свобод, придать нормам о культурных правах и свободах большую независимость и самостоятельность, разрешить проблему четкого их определения и законодательного закрепления в отдельных нормах права. Кроме того, в настоящее время нет определенности в том, какое место культурные права занимают среди всех остальных прав и свобод.

Практический опыт показывает, что существуют единство и взаимосвязь всех видов прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод, подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны. Трудно согласиться также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущество политических и личных (гражданских) прав вплоть до полного отрицания социально-экономических прав и свобод. Ведь без определенного минимума культурных и социально-экономических прав наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие культурные права наравне с другими правами и свободами человека.

Целью данной работы не является придание блоку культурных прав и свобод особого статуса, превосходного по отношению к другим правам и свободам положения, но придание данной категории именно равного статуса наряду с личными, политическими и социально-экономическими.

В политических, экономических, социальных и культурных правах раскрывается важная грань социального правового государства. Оно не может и не должно раздавать всем гражданам правовые, материальные и духовные блага, но обязано обеспечить им возможность защищать свое право на достойную жизнь. Однако для этого надо разумно ограничить свободу других. Если государство не сделает этого, то общество будет постоянно раздираться острыми социальными противоречиями и, в конце концов, погибнет.

Авторское право
Административное право
Гражданское право
Наследственное право
Обязательственное право
Публичное право

Назад | | Вверх

Духовно-культурные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

Духовно-культурные права и свободы создают условия и возможности для повышения образовательного, культурного и духовного уровня человека, способствуют его всестороннему и гармоничному развитию.

В Конституции РФ определены следующие основные духовно-культурные права и свободы:

– право на образование (ч. 1 ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44);

– право на охрану интеллектуальной собственности (ч. 1 ст. 44);

– право на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры (ч. 2 ст. 44);

– свобода совести (ст. 28).

В соответствии с ч. 1 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Данное право является комплексным и обеспечивается закрепленной в ст. 43 Конституции РФ группой более частных прав и гарантий, к которым относятся: а) гарантия общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч. 2); б) право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии (ч. 3); в) обязательность основного общего образования, получение которого обеспечивают государство и родители или лица, их заменяющие (ч. 4); г) установление в Российской Федерации федеральных государственных образовательных стандартов, поддержка государством различных форм образования и самообразования (ч. 5).

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конкретизирует положения Конституции РФ, определяет механизм реализации данного права.

В соответствии со ч. 1 ст. 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания.

Свобода творчества и преподавания конституционно гарантируется целым рядом более частных прав и обязанностей: правом на охрану интеллектуальной собственности; правом на доступ к культурным ценностям, на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры; обязанностью каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Творчество непосредственно связано со способностями. В ст. 10 Основ законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. определяется, что каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Свобода творчества – одна из важнейших духовных свобод, означающая, что государство должно осуществлять минимум вмешательства в творческую деятельность, одновременно обеспечивая правовые гарантии охраны данной свободы. В частности, в ч. 5 ст. 29 Конституции РФ запрещается цензура, чем гарантируется свобода не только массовой информации, но и других видов творчества.

Свобода творчества гарантируется и тем, что на этот вид деятельности не распространяются ограничения, предъявляемые к занятиям определенного рода. Например, согласно ч. 3 ст. 97 Конституции РФ депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Свобода творчества не может быть абсолютной, так как возможно злоупотребление ею. С целью защиты интересов и прав других лиц, обеспечения нравственности и безопасности общества, российская Конституция и законодательство содержат определенные ограничения данной свободы.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ упоминаются отдельные виды творчества (литературное, художественное, научное и техническое), а также закрепляется положение о том, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

Интеллектуальная собственность – это результат интеллектуальной творческой деятельности, имеющей как духовную, так и рационально-материальную основы.

Согласно ч. 2 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Культурная жизнь выражается в разнообразной деятельности. Широкий спектр форм культурной жизни предопределяет и многообразие способов участия в ней, предполагающего реализацию возможностей каждого человека приобщиться к культуре, получить соответствующее образование, вступить в какую-либо творческую группу, заниматься творческой деятельностью и т.п.

Гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального парода Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры народов) Российской Федерации». Каждый имеет право на беспрепятственное получение информации об объекте культурного наследия в порядке, установленном названным Федеральным законом, в пределах данных, содержащихся в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

К числу духовных свобод можно отнести свободу совести и вероисповедания, особенностью которой является одновременная ее принадлежность к личным свободам.

Реализация свободы совести и свободы вероисповедания способствует духовному развитию человека, формированию его как личности с определенной системой нравственно-религиозных воззрений.

Конституция РФ в ст. 28 фиксирует несколько важных элементов, раскрывающих содержание категории свободы совести. Нередко совесть и ее свобода отождествляются лишь с вероисповеданием, атеизмом либо с выбором между ними. Однако совесть в более широком понимании означает, что религиозная нравственность, хотя и составляет ядро, тем не менее не исчерпывает ее содержания. В философско-этическом понимании совесть есть особое духовное свойство каждого человека, которое состоит во врожденном ощущении, познании и восприятии добра и зла. В связи с этим суть свободы совести в юридическом смысле заключается в том, что человек в своей жизни свободен в выборе той или иной нравственно-духовной, в том числе религиозной, основы. Он вправе сам определять систему ценностей, составляющую основу его жизнедеятельности (если она, конечно, не наносит вреда другим людям), может исповедовать или не исповедовать то или иное вероучение, придерживаться или не придерживаться той или иной религии.

Составной частью свободы совести является свобода вероисповедания. Понятие «свобода вероисповедания» связано с многообразием религиозных взглядов, получающих свое выражение в принятии или непринятии тех или иных учений, исторически сложившихся как на территории России, так и вне ее. Православие, католичество, протестантство, иудаизм, ислам, буддизм, а также различные секты данных и иных религий, имеющие своих приверженцев, представляют собой конкретные вероисповедания, возможность беспрепятственного приобщения человека по своему добровольному выбору к какому-либо из них и составляет сущность свободы вероисповедания.

Содержание исповедания любого вероучения раскрывается в деятельности в соответствии со своими внутренними установлениями религиозных организаций, что гарантировано Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Важным обстоятельством для правоприменительной деятельности является то, что свобода совести и вероисповедания не может быть ограничена даже в условиях чрезвычайного положения (ч. 3 ст. 56 Конституции РФ).

48. Культурные права человека и гражданина по Конституции РФ

Конституция Российской Федерации гарантировала право каждого на участие в

культурной жизни, что предполагает возможность осуществления деятельности по

сохранению, созданию, распространению и освоению культурных ценностей всех наций

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфесси-ональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Мы имеем конституционные права:

— право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности;

— на приобщение к культурным ценностям (т. е. на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности);

— на гуманитарное и художественное образование;

— на собственность в области культуры (т. е. последнее распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты);

— создавать общественные объединения культурно-просветительского профиля (т. е. ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях);

— на свободу творчества (являющуюся стержнем конституционного права на культурную деятельность).

Реализуется данная свобода в творческой деятельности, создании культурных

ценностей и их интерпретации. Выделяются отдельные виды творчества:

научное и техническое. Каждый человек имеет право на все виды творческой

деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Право человека заниматься подобной деятельностью может осуществляться как на

профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.

Текущее законодательство в области культуры постоянно совершенствуется.

Культурные права и свободы человека

Главная > Реферат >Государство и право

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Культурные права человека – это особый комплекс прав и свобод человека, гарантированных конституцией или законом и предоставляющих

возможности самореализации человека в сфере культурной и научной жизни.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, право на доступ к культурным ценностям. Таким образом, любой современный человек в полной мере использует свои культурные права в течение всей своей жизни. Этим объясняется актуальность выбранной темы — культурные права – неотъемлемая часть современной жизни. И чтобы извлечь максимальную пользу, нужно подробнее рассмотреть тему «Культурные права и свободы в жизни человека и гражданина».

Глава 1. Права и свободы человека и гражданина.

1.1 Понятие «права человека».

Возникновение понятия «права человека», осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Уже в V–IV вв. до н. э. древнегреческие философы (Ликофрон, Антифон и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, дарованные природой права. Аристотель одним из основополагающих считал право на частную собственность, которое отражает природу самого человека и основано на его любви к самому себе. В период феодализма многие естественно-правовые идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием имущественных отношений права человека постепенно переходили в реальную действительность, закрепляясь в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступая критерием демократичности той или иной системы правового и государственного устройства.

Одним из первых юридических документов, отражающих права человека в систематизированном виде, была Верджинская декларация (1776 г.), положенная в основу Билля о правах Конституции США (1791 г.). Немаловажное значение имеет французская Декларация прав человека и гражданина (1789 г.). Основополагающие права человека, закрепленные в этом правовом документе (на собственность, личную свободу и безопасность, на сопротивление насилию), до сих пор не утратили своей актуальности. В развернутом виде права человека получили отражение во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН (1948 г.). Важную роль с точки зрения реальности, гарантий осуществления прав и свобод человека играют Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.). В настоящее время права человека получили широкое отражение в конституциях и законодательных актах большинства государств, являющихся членами Организации Объединенных Наций. Стремление нашей страны решительно и в полном объеме учитывать в законодательстве и соблюдать на практике права человека выражено в принятии Декларации прав человека и гражданина (1991 г.) и Конституции Российской Федерации (1993г.).

Права человека это неотъемлемые свойства каждого человека и существенные признаки его бытия. Государство не «дарует» права, оно только закрепляет их в законе и обеспечивает реализацию. В этом случае его можно считать правовым. Если государство игнорирует естественные права человека или, более того, ущемляет, уничтожает их, препятствует их осуществлению или создает условия для реализации прав только для определенной группы лиц, сословия, класса, то оно характеризуется как антидемократическое (авторитарное, тоталитарное и т. п.).

Права человека – это естественные возможности индивида, обеспечивающие его жизнь, человеческое достоинство и свободу деятельности во всех сферах общественной жизни.

Наряду с категорией «права» употребляется термин «свободы»: свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и свобода слова и т. д. По смыслу и содержанию эти категории можно считать равными.

1.2 Права человека. Права гражданина.

Не очень лестный приговор.

Но твой ли он? тобой ли сказан?

Ты мог бы правильней судить:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Ах! будет с нас купцов, кадетов,

Мещан, чиновников, дворян,

Довольно даже нам поэтов,

Но нужно, нужно нам граждан!

Но где ж они? Кто не сенатор,

Не сочинитель, не герой,

Не предводитель, не плантатор,

Кто гражданин страны родной?

Где ты, откликнись? Нет ответа.

И даже чужд душе поэта

Его могучий идеал!

Но если есть он между нами,

Какими плачет он слезами!

Ему тяжелый жребий пал,

Но доли лучшей он не просит:

Он, как свои, на теле носит

Все язвы родины своей.

Н.А. Некрасов «Поэт и гражданин»

Тема курсовой работы звучит как «Культурные права и свободы человека и гражданина». Не случайно выделены понятия «Человек» и «Гражданин». В обиходе их используют на равных, не вдаваясь в суть и значение каждого из понятий. В этом параграфе мы рассмотрим определения терминов «Человек» и «гражданин», их особенности, некоторые исторические справки об этих понятиях, а так же чем отличаются «права человека» от «прав гражданина».

Человек — это родовое понятие, употребляемое для характеристики определенных биологических черт hоmо sарiеns, на известной стадии развития мира выделившегося из биологической среды. Но для нас существенное значение имеет другая его сторона, а именно его социальная природа, так как определяющее воздействие на него оказывают, прежде всего, социальные законы. Человек — единственное живое существо, наделенное сознанием.

Человек — один из видов животного царства с высокоразвитым мозгом, сложной социальной организацией и трудовой деятельностью, формирующими сознание и делающими малозаметными биологические первоосновы организма.

Человек — по И.Т.Фролову — субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, творческой активностью и нравственным самосознанием.

Права человека имеют естественную природу и неотъемлемы от индивида, они не ограничиваются территориальными или национальными рамками, существуют независимо от закрепления в законодательных актах государства, являются объектом международно-правового регулирования и защиты. Они характеризуют человека как представителя рода человеческого и в этом смысле выступают наиболее общими и в то же время лишь основными (коренными) правомочиями, необходимыми для его нормального существования. В случае закрепления прав человека в законодательных актах конкретного государства они становятся и правами гражданина данного государства.

Права гражданина есть совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно государством декларируется и обеспечивается их защита. Они квалифицируют человека как члена государственно-организованного сообщества.

Права личности понимают как правомочия, принадлежащие конкретному индивиду в конкретной ситуации. Объем их может зависеть от социально-экономического положения, общественно-политического статуса человека, условий его работы и проживания. Под «личностью» подразумевают человека, гражданина, иностранного гражданина, лица без гражданства, беженца. Права личности характеризуют индивидуальные особенности человека, степень его социальной зрелости, способность осознавать право и отвечать за свои действия.

В настоящее время в международно-правовых актах, литературе и законодательстве развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» употребляются обычно в одном и том же значении. Использование отдельных категорий обусловлено чаще всего логическими и стилистическими правилами или необходимостью выделения того или иного аспекта проблемы прав человека.

Эти две категории прав обычно упоминаются в одном смысле, однако их содержание не одинаково. Права человека проистекают из теории естественного права, а права гражданина – из теории позитивного, хотя и те и другие носят неотъемлемый характер. Права человека являются базовыми, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляются за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство). Таким образом, каждый гражданин, того или иного государства обладает всем набором прав, относящихся к общепризнанным правам человека плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве. Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы», объединяющий обе группы прав и свобод.

Права гражданина – своеобразное ограничение равенства между людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране, но не имеющие гражданства. Эти права обычно предполагают возможность участия в государственных делах в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска в своей стране к государственной службе. Следовательно, лица, не имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют. Такая дискриминация, допускаемая международным сообществом, объясняется правомерным желанием каждого государства предоставить указанные права только лицам, устойчиво связанным с судьбой страны и в полной мере несущим конституционные обязанности. Это не означает, что лица без гражданства не несут никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

Некоторые права предоставляются исключительно гражданам по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации право частной собственности относится к категории прав человека, а право частной собственности на землю относится только к категории прав граждан) или в силу особенностей некоторых гарантий (Российское государство, в состоянии гарантировать защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего – рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам временно не приобретают гражданства государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова «каждый имеет право на. «, «никто не может быть лишен. «, «все». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющим гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, т е. объема прав и обязанностей человека и гражданина. 1

В настоящем законодательстве на данный момент существует обширная совокупность прав и свобод человека и гражданина. Для того, чтобы было легче их рассматривать, существует их классификация на отдельные группы. Данная классификация помогает лучшему уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы Традиционно в науке права и свободы делятся на три группы: 1. личные; 2. политические; 3. экономические, социальные и культурные. В действующей Конституции данное разделение прав и свобод прямо не делается, хотя в изложении заметна данная сгруппированность прав и свобод по указанным критериям. Данной классификации присуща такая черта как ее условность, поскольку отдельные виды прав могут быть отнесены к разным группам.

1.2 Культурные права человека.

К правам человека в сфере культуры относятся право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Конституция РФ гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

В области получения высшего образования Конституция РФ ограничивается нормами о том, что «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

Государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Вопросы организации системы образования регламентируются Федеральным законом от 10 июля 1992 г. «Об образовании».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».

Свобода интеллектуального творчества (ч. 1 ст. 44) означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах.

Свобода интеллектуального творчества может быть реализована в виде художественного, научного, технического и других видов творчества. Результатом реализации данной свободы является создание объектов интеллектуальной собственности, на защиту которой направлен целый ряд международно-правовых актов и актов национального законодательства.

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44) обеспечивает человеку возможность приобщиться к ценностям мировой и отечественной культуры. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров и др.) для всех граждан. 2

Закрепляя право на образование, Конституция РФ (ст. 43) устанавливает различные подходы к получению основных видов образования. Дошкольное, основное общее (средняя школа в объеме 9 классов) и среднее профессиональное (техникумы и училища) образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях является общедоступным и бесплатным.

Гарантируется также бесплатность высшего образования. Однако Конституция не предусматривает полной общедоступности этого уровня образования, а предоставляет гражданам право на его получение на конкурсной основе. Речь опять же идет только о государственном или муниципальном образовательном учреждении. Что касается негосударственных вузов, то каждый гражданин вправе поступить в такое частное, т. е. платное, высшее учебное заведение без всяких ограничений со стороны закона.

Основные принципы организации системы образования определены Законом об образовании от 13 января 1996 г. Закон регламентирует права и обязанности обучающихся и преподавателей, закрепляет основы взаимоотношений между учебными заведениями и их учредителями. Государство поддерживает различные формы образования и самообразования. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» включает среднее (полное) образование в государственный минимальный социальный стандарт основных показателей жизни детей.

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования,- а следовательно, и закрепление прав граждан в этой области осуществляется Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». 3

Основы государственной политики в области образования сформулированы в Федеральной программе развития образования, утвержденной Федеральным законом от 10 апреля 2000 г.

Свобода творчества гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и др.) на любую тему и в любой манере. Таким же правом пользуются художники, работающие в области изобразительного искусства, графики или скульптуры, а также ученые, изобретатели, рационализаторы и др. Преподаватели учебных заведений свободны в создании учебников и в изложении своих взглядов перед учащимися и студентами.

Закрепление этой свободы в Конституции означает, что органы государственной власти и местного самоуправления не имеют права вмешиваться в творческую деятельность граждан, диктовать им, что и как надо писать или публиковать. Этого не могут делать и творческие объединения (союзы писателей, художников и др.), которые в прошлом выступали как проводники жесткого партийного контроля над творческой мыслью. Свобода творчества каждого отдельного человека, обладающего соответствующим дарованием, является решающим условием культурного прогресса общества, инструментом его самопознания и самосовершенствования.

Конкретные правовые гарантии провозглашенной Конституцией свободы творчества содержатся в Основах законодательства Российской Федерации о культуре. Всемерно поддерживая свободу творчества и создавая условия для ее реализации, закон в то же время напоминает о недопустимости использования этой свободы во вред обществу, другим людям. Государство обязано противостоять «творчеству», направленному на пропаганду войны, насилия, жестокости, порнографии, разжигания расовой и национальной вражды, религиозной и классовой нетерпимости. Такая «культурная» деятельность может быть запрещена в судебном порядке, а авторы подобных произведений, как и органы, публикующие их, несут уголовную ответственность.

Права граждан, вытекающие из свободы творчества, закрепляются также в Законе РФ об авторском праве и смежных правах, в Федеральном законе о государственной поддержке кинематографии Российской Федерации от 22 августа 1996 г. и ряде других законов. Свобода творчества в области науки гарантируется Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». Органы государственной власти РФ в соответствии с этим Федеральным законом:

• гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности свободу творчества, предоставляя им право выбора направлений и методов проведения научных исследований и экспериментальных разработок;

• гарантируют субъектам научной и (или) научно-технической деятельности защиту от недобросовестной конкуренции;

• признают право на обоснованный риск в научной и (или) научно-технической деятельности;

• обеспечивают свободу доступа к научной и научно-технической информации, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации в отношении государственной, служебной или коммерческой тайны;

• гарантируют подготовку, повышение квалификации и переподготовку научных работников и специалистов государственных научных организаций;

• гарантируют финансирование проектов, выполняемых по государственным заказам.

Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художественных выставок, музеев для всех граждан. Особенно важно приобщать детей к культурной жизни, к занятию любительским искусством и др. Развитые государства имеют широкую сеть музыкальных и художественных школ, училищ и вузов, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, кредитов и др. Учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их часть, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений. 4

Основы законодательства Российской Федерации о культуре устанавливают, что культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального или социального происхождения, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и других обстоятельств. Каждый человек имеет право на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности.

Целям сохранения и развития Музейного фонда Российской Федерации и музеев РФ служит Федеральный закон от 26 мая 1996 г. Закон, в частности, устанавливает, что ограничение доступа к музейным предметам и музейным коллекциям из соображений цензуры не допускается (ст. 35).

Смотрите еще:

  • Малые предприятия краснодарского края Малые предприятия краснодарского края В настоящее время в городе работает порядка 76 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Фото: photl.com Как сообщает пресс-служба городской администрации, эти данные […]
  • Временный запрет на выезд из рф Как отменяется временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Временное […]
  • Трудовой кодекс рб статья 47 Статья 48. Трудового кодекса РБВыходное пособие Выходное пособие выплачивается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением. При прекращении […]
  • Получение бланка лицензии Глава 2. Порядок оформления документов, представляемых для получения лицензии или переоформления бланка лицензии Глава 2. Порядок оформления документов, представляемых для получения лицензии или переоформления бланка […]
  • Можно ли заключать дополнительное соглашение к контракту Обязан ли заказчик оформлять дополнительное соглашение к контракту только в электронном виде, если контракт заключен после электронного аукциона? Или он должен только в бумажном виде подписать дополнительное соглашение […]
  • Гражданский кодекс конституционный закон Федеральный конституционный закон от 01.07.2017 N 2-ФКЗ "О внесении изменения в Федеральный конституционный закон "О военном положении" ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ […]