Кудрякова инна адвокат

Полный неулет. Что делать, если задержали рейс

Май — самое время для путешествий. Билеты куплены, отель забронирован, чемоданы собраны. Пора в путь. Но неожиданно планы рушатся: рейс отменяют. Шанс не вылететь в назначеное время велик, поэтому лучше заранее подготовится к столь неприятному событию.
По данным Росавиации в прошлом году российские авиакомпании совершили 788 тысяч рейсов (регулярных и не регулярных). При этом вылет 28 тыс. рейсов был задержан как минимум на два часа. А по данным сервиса Flightstats.com, ежедневно в мире задерживаются примерно от 10 до 16 тысячи рейсов. Как действовать в случае задержки и на что может претендовать пассажир, не улетевший по чужой вине, знают немногие. Life.ru разобрался, какие права в случае задержки рейса есть у пассажира и что нужно сделать, чтобы ими воспользоваться.

И покормят, и спать уложат

Для начала, договор вы заключаете только с авиакомпанией (покупаете билет), а с аэропортом у вас нет никаких правовых отношений, поэтому службы аэропорта вам в принципе ничем не обязаны. Если вы летите российской авиакомпанией куда-либо, то ваши базовые права описаны в Федеральных авиационных правилах (ФАП-82). В них оговаривается, что при задержке рейса более 8 часов днем и 6 часов ночью (вне зависимости от причины), вас должны поместить в гостиницу. В правилах некоторых авиакомпаний оговаривается звездность отеля. И вас могут оставить без ночлега, если в городе просто нет подходящей гостиницы. Тогда ничего не остается, кроме как покупать еду самому, переночевать в аэропорту или постараться найти гостиницу самостоятельно.

В гостиницу вас должны отвезти, также вам положены два звонка или два имейла, напитки (и то, и другое при задержке от двух часов), комната матери и ребенка, питание через четыре часа и далее каждые шесть часов.

Когда рейс задерживают за рубежом, и летите вы иностранной авиакомпанией — она уже подчиняется законам своей страны. Например, в США вообще нет единого законодательства, которое регламентировало бы все обязательства между пассажиром и авиаперевозчиками. Все зависит от правил отдельных компании: так, Delta Airlines обещает полностью вернуть стоимость билета, если задержка больше 1,5 часов — то же правило действует, когда пассажир пропускает стыковку по вине компании.

Что касается авиакомпаний из Евросоюза, то право на напитки, питание и гостиницу имеют все пассажиры, рейсы которых задерживаются на два часа минимум (при расстоянии полета до 1500 км), на три часа — для всех перевозок внутри ЕС и все рейсы дальностью от 1500 до 3000 км, на четыре часа — все остальные пассажиры. Если задержка составляет пять часов и более, то пассажир имеет право на возврат полной стоимости билета. Если из-за европейской авиакомпании вы опоздали на стыковочный рейс, то также можете требовать билет до пункта начала путешествия.

Россиянам предоставляются компенсации за задержку рейса. Мизерные: пассажир отечественной авиакомпании может «выбить» себе по закону несколько сотен рублей, а вот европейской — до 600 евро (в зависимости от длительности задержки и расстояния перелета). Так, если ваш рейс из России в Европу (выполняемый авиакомпанией, зарегистрированной в ЕС) задерживается больше трех часов, а расстояние полета меньше 1500 км, то сумма вашей компенсации составит 250 евро. Если расстояние от 1500 до 3500 км, то 400 евро, а если более 2500 км — 600 евро. При этом если задержка менее трех часов, то компенсация не полагается, равно как и в случае если вас уведомили о задержке рейса минимум за 14 дней или если компания предложила альтернативный рейс по такому же маршруту и с таким же временем вылета.

25 рублей в час

По российским законам (120-я статья Воздушного кодекса), за час просрочки пассажир вправе получить 25% от МРОТ за каждый час просрочки, но не более 50% стоимости авиабилета. Но за минимальный размер оплаты труда здесь принимается не 6204 рублей (официально установленный МРОТ на 2016 год) — при начислении штрафов и сборов МРОТ эквивалентен 100 рублям. 25 рублей в час — такую компенсацию можно потребовать либо в представительстве авиакомпании (если вы находитесь в другой стране или в другом городе), либо в офисе компании.

В случае отказа перевозчика, а также за дополнительными компенсациями юристы рекомендуют идти в суд, здесь шансы на оплату чеков почти 100%-ные, но шансы возместить моральный ущерб и прочее довольно низки. Когда авиакомпания хитрит и не хочет возмещать положенную сумму, а вы готовы довести дело до суда, факт опоздания по требованию суда могут подтвердить в Госкорпорации по ОрВД (занимается аэронавигацией).

Кстати россияне нередко ходят в суды за компенсациями: с начала 2016 года с применением статьи 120 Воздушного кодекса суды вынесли десятки решений. Например, в конце января Волжский районный суд Саратова подтвердил обязанность «Саратовских авиалиний» выплатить пассажирам по 75 рублей за три часа задержки самолета, а также 800 рублей за моральный ущерб.

Но никто не должен будет извиняться деньгами, кормить, поить и укладывать спать в случае форс-мажора, «обстоятельств непреодолимой силы» (794 статья Гражданского кодекса РФ), явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий. К форс-мажору причисляются и государственные запреты на полет в ту или иную страну, забастовки сотрудников компании, нехватка топлива или других расходных материалов. Такие же форс-мажорные исключения действуют и в других странах, например в странах Евросоюза и в США.

Длительные задержки, от 12 часов до нескольких дней, редки и обычно связаны с изменением суточного плана полетов компании, поломкой самолета (и как следствие, за пассажирами должен вылететь другой самолет), задержкой во время предыдущего вылета конкретного самолета (оборотные рейсы). Если о задержке известно за несколько дней, то авиакомпания уведомляет об этом пассажира с помощью звонка из call-центра, письма на электронную почту или SMS. Если билет куплен с помощью посреднического сервиса, то уведомлять должны и посредник, и сама авиакомпания.

Если рейс задержали и вам по какой-то причине не подходит новое время вылета (например, из-за стыковки) — вы всегда можете отказаться от перевозки. Согласно ФАП-82, это квалифицируется как вынужденный отказ от перевозки и авиакомпания должна вам предложить альтернативный, удобный вам вариант перевозки или же возместить полную стоимость билета. Это распространяется и на невозвратные билеты: при задержке их можно сдать с полной компенсацией.

Во-первых, нужно сначала зафиксировать задержку у представителя авиакомпании (например, он должен сделать соответствующую отметку в билете) и взять на всякий случай справку у представителя аэропорта о задержке рейса — она понадобится если вдруг вы решите довести дело до суда. Если вы покупали билет в одном из офисов продаж, то и возврат билета оформляется там же. Если онлайн — то нужно обращаться в службу продаж авиакомпании или посредника.

Другой вопрос, если у вас стыковочный рейс оформлен на две разные авиакомпании — то есть это не один билет, а два разных. Стоимость первого, задержанного рейса вам возместят, а второй билет безнадежно потерян. Если же стыковочный рейс оформлен одним билетом (и перевозка совершается одной компанией или по код-шеринговому соглашению), то тогда перевозчик должен возместить стоимость всего билета.

Такое случается редко, но бывает — виза страны заканчивается одновременно с датой вылета из этой страны. Тогда уже не до компенсаций, лишь бы улететь. По идее в таких случаях пассажир не должен покидать так называемую чистую зону аэропорта. В крупных аэропортах есть консульские пункты в точках пропуска через госграницу (например, консульские пункты российского МИДа находятся в «Шереметьево», «Домодедово», «Внуково», «Пулково» и др.). Там пассажиру, у которого закончилась виза и он не успел вылететь, в частности из-за задержки рейса, могут оперативно продлить ее на день или на два.

Теперь допустим, вы в стране проездом и у вас нет визы транзитного государства, а рейс отменили на неприлично долгое время (то есть на такое, когда пересидеть в чистой зоне аэропорта без потери нервов и лишних трат не получится), то авиакомпания может вас отправить в гостиницу, которая находится в транзитной зоне. Когда такого отеля нет, авиакомпания может или договориться с таможенными структурами и разместить пассажиров за пределами транзитной зоны, но вы будете практически под домашним арестом. В худшем случае (но не наихудшем) вас оставят в терминале, обеспечив едой и напитками.

ФАС просят установить предельные цены на авиабилеты экономкласса

Федеральная антимонопольная служба может установить верхнюю ценовую границу стоимости авиабилета экономкласса. С такой инициативой к главе ФАС Игорю Артемьеву обратился депутат от ЛДПР и зампредседателя комитета Госдумы по транспорту Александр Старовойтов (письмо есть у «Известий»).

Как следует из письма Старовойтова, регулировать ФАС следует только цены в экономклассе, стоимость авиабилета в бизнес-классе и других классах повышенной комфортности регулироваться не будет. Такое решение, следует из письма, поможет воплотить в жизнь старые инициативы главы ведомства Игоря Артемьева, который на протяжении последних нескольких лет пытался бороться с целым рядом принципов тарифообразования в авиации. Теперь Артемьеву будет проще регулировать стоимость авиабилетов — на этой неделе Федеральная служба по тарифам была упразднена, а все ее полномочия переданы ФАС. Подробностей о том, как антимонопольщики распорядятся таким счастьем, еще не поступало.

— Предлагаю вернуться к рассмотрению неправомерных действий авиаперевозчиков и совместно продумать меры ограничения формирования несправедливых по отношению к пассажиру тарифов. Как одну из возможных мер предлагаю рассмотреть вариант установления верхней границы стоимости авиабилета в экономклассе, — пишет Старовойтов. — С одной стороны, такая мера не нарушит рыночной конкуренции между авиаперевозчиками — каждый из них сможет предложить конкурентоспособную цену авиабилета, а с другой — предохранит пассажиров от вынужденной покупки слишком дорогого билета. Также такое регулирование не помешает авиакомпаниям устанавливать произвольную стоимость в других классах обслуживания.

Как пишет Старовойтов, ранее сам Игорь Артемьев и его ведомство не раз высказывали недовольство тарифной политикой авиакомпаний. Претензий у ФАС действительно в разное время была масса: от монопольно высоких цен на авиабилеты на некоторых маршрутах, где работает несколько перевозчиков, до подорожания стоимости билета по мере приближения к дате вылета.

— На основании уже сформированной позиции ФАС по этой проблеме и особо учитывая, что функции Федеральной службы по тарифам перешли к ФАС, полагаю целесообразным усилить контроль с целью выявления неправомерных действий авиаперевозчиков и выработать меры ограничения формирования завышенных тарифов, — пишет Старовойтов.

В пресс-службе ФАС «Известиям» заявили, что письмо пока не дошло, но когда дойдет — готовы рассмотреть.

Что касается монопольно высоких цен, то с начала 2011 года ФАС возбудила против авиаперевозчиков более 30 дел за необоснованное завышение тарифов. Но отстоять свою правоту ФАС удалось лишь несколько раз. Например, осенью 2014 года ФАС выиграла суд против «Сибири». Тогда ведомство посчитало, что монопольно высокие цены установлены на маршрутах Хабаровск–Токио и Хабаровск–Пекин. Проигрывать антимонопольной службе приходилось гораздо чаще. В 2013 году ФАС обвинила «ЮТэйр», «Сибирь», «Уральские авиалинии» и другие компании в ценовом сговоре при продаже авиабилетов на рейсы Москва–Иркутск. Как следует из иска авиаперевозчиков к ведомству, ФАС возбудила дело на основании обращения пассажиров, которые посчитали, что перевозчики необоснованно завышают стоимость авиабилетов на этом маршруте. Разбирательство дошло до Верховного суда, но отстоять свою позицию у ведомства все равно не получилось. Не получилось у ведомства в марте 2014 года доказать и то, что «Сибирь» завышала стоимость авиабилетов на маршруте Новосибирск–Анапа и Новосибирск–Сочи годом ранее.

У Артемьева, который возглавляет ФАС с момента создания службы в 2004 году, были и другие претензии к тарифам авиаперевозчиков. Так, например, в интервью РБК в прошлом году Артемьев заявлял, что его не устраивает, что стоимость авиабилета может значительно различаться при одинаковой протяженности рейсов, выполненных к тому же на одной модели самолета. Тогда он посчитал, что это происходит «исключительно благодаря монополизму». Правда, тогда никаких решительных действий от ФАС не последовало.

Руководитель ФАС в 2014 году проявлял недовольство тем, что авиакомпании даже при незаполненных рейсах удерживают высокую стоимость авиабилета. Артемьев предлагал авиакомпаниям устраивать распродажу нераскупленных билетов за день-два до рейса, снижая их стоимость примерно на четверть. Эта проблема, как поясняли в ФАС, упиралась в смену систем бронирования — они автоматически повышают стоимость билета по мере наступления даты вылета. Авиакомпании возражали, что если устраивать скидки за пару дней до вылета, то пассажиры не будут покупать билеты заранее, ожидая падения их стоимости. Артемьев же говорил, что ведомство хочет вывести из обращения эти системы бронирования и вместо них разработать свою.

Эксперты по-разному оценивают предложение Старовойтова. Однозначно поддерживает своего коллегу по цеху депутат от «Справедливой России» Олег Нилов, о чем он заявил «Известиям». Председатель Союза пассажиров Кирилл Янков частично поддерживает идею: он сообщил, что видит смысл вводить госрегулирование только на определенные маршруты, на которых работают 2–3 перевозчика.

— В отдельных случаях этот инструмент должен быть, — считает он. — Но стоит отметить, что его явно не стоит применять на субсидируемых направлениях: Симферополь, Калининград и др.

Против идеи выступает гендиректор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

— В XX веке такое регулирование цен существовало в Европе и США, но в развитых странах этого нет уже как минимум 30 лет. В СССР были монополии на маршруты: тогда организации, которые осуществляли перевозки на том или ином маршруте, подавали заявление в Центр регулирования тарифов и им устанавливали максимальную и минимальную стоимость авиабилета, — рассказал эксперт. — А вот если бы не было той системы тарифов, которая создавалась на протяжении последних двух десятков лет всей мировой гражданской авиацией, если бы были плоские тарифы, то сейчас час полета стоил бы примерно 10 тыс. рублей на всех рейсах. Та система, которая есть, позволяет делать какую-то часть билетов дешевой, какую-то — подороже, третью — совсем дорогой. Система построена таким образом, чтобы на конкретном рынке максимизировать выручку и маржу, иначе бы пришлось закрывать часть невыгодных маршрутов.

Как отмечает управляющий партнер юридической фирмы Vegas Lex Александр Ситников, ФАС вполне могла бы предпринять попытки для введения госрегулирования авиабилетов.

— Учитывая, что теперь ФАС переданы функции ФСТ, в теории у ведомства действительно есть возможность ввести полное или частичное госрегулирование стоимости авиабилетов. Для этого ФАС необходимо инициировать регулирование цен в федеральном законодательстве, например изменить ст. 64 Воздушного кодекса РФ — «Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов». Вместе с этим нужно понимать, что госрегулирование никогда не гарантировало низкий уровень цен и могло приводить к сокращению количества участников соответствующего рынка.

— Если регулирование будет установлено в том виде, в котором это предлагает сделать Старовойтов, то, на мой взгляд, нарушения закона «О конкуренции» не будет, — говорит адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов Инна Кудрякова.

В «Аэрофлоте» и «ЮТэйр» от комментариев отказались. В пресс-службе «Трансаэро» заявили, что «для реализации данных предложений депутата необходимо внести существенные изменения в российское законодательство, в том числе и в Воздушный кодекс РФ, а это, как известно, является исключительной прерогативой законодательных органов». В «Сибири» и «Уральских авиалиниях» не ответили на запрос «Известий».

«Победа» начинает регулярные рейсы в Калининград

Лоукостер «Победа» (на 100% принадлежит группе «Аэрофлот») с 4 ноября начнет выполнять по два рейса из Москвы в Калининград ежедневно. Об этом «Известиям» сообщили в пресс-службе «Аэрофлота». Продажа билетов начнется сегодня, 15 октября.

Минимальная стоимость билета составит 999 рублей с учетом сборов. Какова будет максимальная цена авиабилета, в компании не сказали. На первый рейс по 999 рублей будет продано 30% билетов.

Эксперты считают, что с 2016 года авиакомпания попытается вступить в программу субсидирования рейсов в Калининград, по ней максимальная стоимость билета в одну сторону для пассажира составляет 3,8 тыс. рублей, еще на столько же в расчете на одного пассажира могут претендовать авиакомпании от государства.

— Направление тяжелое, там высокого платежеспособного спроса нет. Вряд ли кто-то может обеспечить рентабельную эксплуатацию в Калининграде без учета субсидирования. Экономически выгодный тариф, без учета субсидирования, у такого самолета, как Boeing 737, в Калининград составляет около 9 тыс рублей в одну сторону, — считает директор консалтинговой компании «Инфомост» Борис Рыбак.

Калининград можно назвать первым международным рейсом авиакомпании «Победа», так как для его выполнения необходимо получить статус международного перевозчика, говорит адвокат Межрегиональной коллегии адвокатов Инна Кудрякова.

— При перелете из Москвы в Калининград необходимо пересечь воздушное пространство Латвии, Литвы и Эстонии, — пояснила она.

Недавно «Победа» добилась поправок в действующие Федеральные авиационные правила (ФАП). Ранее, согласно ФАП, авиакомпания перед выполнением международных перевозок обязана была совершать внутрироссийские рейсы на протяжении 2 лет («Победа» официально летает с декабря 2014 года). Несколько дней назад Минюст опубликовал новую редакцию ФАП, по которой это условие отменяется, если у материнской авиакомпании есть допуск на международные полеты. Росавиация в конце сентября отказала лоукостеру в предоставлении допуска из-за отсутствия двухлетнего опыта на внутренних перевозках, и 12 октября «Победа» подала новую заявку на общий допуск к международным рейсам.

— 7 октября Минюст зарегистрировал приказ Минтранса № 246 от 13.08.2015, отменяющий условие обязательного двухлетнего стажа полетов по РФ для авиакомпаний, учредителем которых является компания с международным допуском. В связи с этим 12 октября «Победа» подала в Росавиацию заявку на внесение соответствующих изменений в сертификат эксплуатанта, — сообщили в пресс-службе «Аэрофлота».

Как говорит источник в Минтрансе, эта заявка одобрена.

Ранее «Победа» подавала заявление на маршруты в Венгрию, Эстонию, Азербайджан, Болгарию, Испанию, Израиль, Италию, Францию, Кубу, Иорданию, Латвию и Нидерланды — в отличие от «Добролета» на «Победу» не наложены западные санкции.

В конце сентября Росавиация предварительно одобрила семь маршрутов — в Братиславу (Словакия), Дрезден (Германия), Кельн (Германия), Бергамо (Италия), Зальцбург (Австрия), Шамбери (Франция), Верону (Италия).

Сейчас «Победа» выполняет только внутрироссийские рейсы. Во время зимнего расписания-2015/16 лоукостер будет летать из Москвы в 20 городов, в том числе Екатеринбург, Краснодар, Махачкалу, Сочи. Недавно авиакомпания открыла рейсы между Санкт-Петербургом и Краснодаром, а также Санкт-Петербургом и Екатеринбургом.

Кудрякова инна адвокат

Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда России подтвердила постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, который признал Русскую рыбную компанию (входит в ГК «Русская аквакультура»), «Атлант-пасифик», «Мегалайн», «Амифиш», ТД «Первомайский хладокомбинат» невиновными в создании картеля на рынке поставок вьетнамского пангасиуса. К такому решению коллегия пришла на заседании 10 февраля, рассказали «Ведомостям» представитель суда и адвокат Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) Инна Кудрякова.

Рыбные компании пытались обжаловать решение ФАС в судах пять раз, в пользу поставщиков решение было вынесено дважды – в апелляционном суде и Верховном суде, говорит Кудрякова.

Разбирательства по этому делу идут уже около трех лет. Основанием для претензий стали проверки, которые ФАС провела в 2012 г. после того, как Рыбный союз, объединяющий больше 20 импортеров и переработчиков морепродуктов, пожаловался Россельхознадзору и ФАС на попытку крупных игроков монополизировать поставки из Норвегии и Вьетнама. В 2013 г. ФАС признала нарушение антимонопольного законодательства и наложила на компании штраф на общую сумму более 30 млн руб.

В ходе проверок ФАС установила, что еще в начале 2008 г. российские компании-импортеры осуществляли поставки филе пангасиуса с вьетнамских заводов-производителей напрямую — без участия организаций, координирующих и контролирующих вопросы объемов и цен закупок товара. Но со второго полугодия 2008 г. на рынке начали происходить существенные изменения по составу импортеров, дифференциации закупочных цен для различных участников рынка и общих объемов импортных поставок в целом, которые не могли быть вызваны объективными экономическими причинами, говорилось в решении службы от 2013 г. Если в начале 2008 г. участники соглашения ввезли 27,7% всего замороженного филе пангасиуса в Россию из Вьетнама, то к первому полугодию уже 65,2%, отмечала ФАС. Русская рыбная компания, «Атлант-пасифик» и ТД «Первомайский хладокомбинат» заключили взаимовыгодное антиконкурентное соглашение, к которому затем присоединились «Мегалайн» и «Амифиш», решила коллегия ФАС.

В решении ФАС полностью отсутствуют экономические доказательства существования сговора, сказано в определении председателя Верховного суда о передаче дела на рассмотрение коллегии. Не исследованы также факторы, влияющие на экономические процессы на товарном рынке, отмечается там же.

Русская рыбная компания была вынуждена отстаивать свою честь в суде, несмотря на то что всегда с уважением относилась к работе ФАС, говорит гендиректор компании Дмитрий Дангауэр. По его словам, компания уже оплатила штраф, но как будет возмещен ущерб, говорить еще рано. Решение Верховного суда, скорее всего, не повлияет на подобные дела о картелях на рыбном рынке — они никак не связаны, считает Дангауэр.

ФАС не согласна с решением суда, служба будет оспаривать его в установленном порядке, говорит начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. Определение коллегии может быть обжаловано в президиуме Верховного суда, сказала советник гражданско-правовой практики юрфирмы Sameta Олеся Богун.

Кудрякова Инна Александровна

Основные данные:

При добавлении отзыва на страницу Кудрякова Инна Александровна, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, это занимает время. Ваши слова должны быть ПОДКРЕПЛЕНЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО(чеки, решения суда и пр.)! Оставляйте контакты, иначе ваш отзыв рискует быть удаленным!

Вся доступная информация об адвокате Кудрякова Инна Александровна. Информация взята с открытого источника: сайта Минюста РФ и предоставляется посетителям на безвозмездной основе. Если вы Кудрякова Инна Александровна и хотели бы дополнить, изменить или удалить информацию о себе, напишите нам письмо.
Данная страница не является официальной страницей адвоката. Данный адвокат не является сотрудником сайта ТопЮрист.РУ и не оказывает здесь консультаций. Если вы хотите решить свою проблему, то воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией от наших партнеров.

12.02.2016
Газета «ВЕДОМОСТИ», Статья опубликована в № 4014 от 12.02.2016 под заголовком: ФАС осталась без улова

Поставщики пангасиуса на российский рынок смогли отбиться от обвинений в сговоре, в котором их несколько лет назад уличила Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
10 февраля 2016 г. Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного суда России подтвердила постановление Девятого арбитражного апелляционного суда, рассказали «Ведомостям» представитель суда и адвокат Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка (Рыбная ассоциация) Инна Кудрякова.

Таким образом, коллегия отменила постановление Арбитражного суда Московского округа от середины 2015 г., уточнил представитель Верховного суда. Отмененное постановление было вынесено в пользу ФАС и отказывало Русской рыбной компании (входит в ГК «Русская аквакультура»), «Атлант-пасифик», «Мегалайну», «Амифиш» и ТД «Первомайский хладокомбинат» в оспаривании штрафов за картельный сговор. Вместе с тем коллегия Верховного суда оставила в силе постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от начала 2015 г. – оно признавало поставщиков невиновными в создании картеля на рынке поставок вьетнамского пангасиуса.

Разбирательства по этому делу идут уже около трех лет. Основанием для претензий стали проверки ФАС от 2012 г. Служба провела их после того, как Рыбная ассоциация, объединяющая больше 20 импортеров и переработчиков морепродуктов, пожаловалась Россельхознадзору и ФАС на попытку крупных игроков монополизировать поставки из Норвегии и Вьетнама.
В ходе проверок ФАС установила, что еще в начале 2008 г. российские компании-импортеры осуществляли поставки филе пангасиуса с вьетнамских заводов-производителей напрямую – без участия организаций, координирующих и контролирующих вопросы объемов и цен закупок товара.

Но со второго полугодия 2008 г. на рынке начали происходить существенные изменения по составу импортеров, дифференциации закупочных цен для различных участников рынка и общим объемам импортных поставок в целом, которые не могли быть вызваны объективными экономическими причинами, говорилось в решении службы от 2013 г. Если в начале 2008 г. участники соглашения ввезли 27,7% всего замороженного филе пангасиуса в Россию из Вьетнама, то к первому полугодию – уже 65,2%, отмечала ФАС. Русская рыбная компания, «Атлант-пасифик» и ТД «Первомайский хладокомбинат» заключили взаимовыгодное антиконкурентное соглашение, к которому после присоединились «Мегалайн» и «Амифиш», решила коллегия ФАС.

В 2013 г. ФАС признала нарушение антимонопольного законодательства и наложила на компании штраф на общую сумму более 30 млн руб.
Рыбные компании пытались обжаловать решение ФАС в судах пять раз, в пользу рыбных компаний решение было вынесено дважды – в апелляционном суде и в Верховном суде, говорит Кудрякова.
В решении ФАС полностью отсутствуют экономические доказательства существования сговора, говорится в определении председателя Верховного суда о передаче дела на рассмотрение коллегии. Не исследованы также факторы, влияющие на экономические процессы на товарном рынке, отмечается там же.

Русская рыбная компания уже оплатила штраф, но как будет возмещен ущерб – говорить еще рано, отмечает гендиректор компании Дмитрий Дангауэр. Решение Верховного суда, скорее всего, не повлияет на подобные дела о картелях на рыбном рынке – они никак не связаны, считает Дангауэр.

Подобные дела в отношении некоторых рыбных компаний ведутся по картельным сговорам импортеров норвежского лосося и семги, причем состав ответчиков по ним частично пересекается. В 2013 г. ФАС наложила штраф на общую сумму около 113 млн руб. на Ассоциацию добытчиков минтая, а также на экспортеров минтая — «Магаданрыбу», «Камчатимпекс», «Остров Сахалин» и др.

ФАС не согласна с решением суда, служба будет оспаривать его в установленном порядке, говорит начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. Теоретически определение коллегии может быть обжаловано в президиуме Верховного суда, сказали советник гражданско-правовой практики юрфирмы Sameta Олеся Богун и партнер KK&P Максим Кульков.

ФАС действительно может обратиться к председателю Верховного суда, говорит Кудрякова. Но рыбные поставщики уже обращались к председателю Верховного суда после первоначального отказа судьи рассмотреть дело и председатель встал на сторону компаний, говорит она. Так что фактически президиум высказал свою точку зрения по данному делу, считает Кудрякова.

Смотрите еще:

  • Земельный участок цена вологда Земельные участки в Вологде Всего 624 объявления Всего 624 объявления Продажа земельного участка, 16 соток. вчера в 15:26 81 Риелтор Пожаловаться Заметка Продаю земельный участок, 4.5 сотки. 10 […]
  • Статья 18 16 Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических […]
  • Презентация зоны таможенного контроля 1 – Служебно-производственное здание. 2 – Здание таможенного контроля и оформления перевозок (въезд). 3 – Здание таможенного контроля и оформления перевозок. - презентация Презентация была опубликована 4 года назад […]
  • Коап рб ч8 Консультация адвоката. Превышение на камеру, а потом - "на жезл": имеет ли право инспектор привлечь как за повторное? 30 октября 2014 в 7:53 AUTO.TUT.BY Напомним, вопросы адвокату вы можете присылать на […]
  • Уголовный кодекс молдовы 1961 Уголовный кодекс молдовы 1961 24 марта 1961 г. СОДЕРЖАНИЕ УГОЛОВНОГО КОДЕКСА Статья 1. Задачи Уголовного кодекса Статья 3. Основания уголовной ответственности Статья 4. Действие настоящего Кодекса в отношении деяний, […]
  • Гпк корсары патч Патч «Корсары: Город Потерянных Кораблей» v1.1 Список вносимых исправлений и изменений: 1. Сдваивание мушкетеров на палубах. 2. Поправлен патч ходьбы в Порт-о-Принсе и Порт-оф-Спейне. 3. Дождь в таверне Порт-о-Принса. […]