Конституционное право субъект правоотношений

Конституционное право России

Учебники для вузов

1.4.Конституционно-правовые отношения

Конституционно-правовое отношение — возникающая на основе норм конституционного права общественная связь между субъектами, выражающаяся в форме субъективных юридических прав и обязанностей и поддерживаемая принудительной силой государства.

Особенностями конституционно-правовых отношений являются:

1) специфика содержания. Конституционно-правовые отношения возникают в области общественных отношений, которые составляют предмет конституционного права;

2) специфика субъектного состава. Некоторые субъекты могут быть участниками только конституционно-правовых отношений;

3) специфика объектов конституционно-правовых отношений;

4) многообразие видов конституционно-правовых отношений и значительный удельный вес в нем общих (общерегулятивных) отношений.

Элементами, составными частями конституционно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

Субъекты конституционно-правовых отношений — участники общественных отношений, регулируемых конституционным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм конституционного права. Способность выступать субъектом конституционно-правовых отношений называется конституционной правосубъектностью.

Круг субъектов конституционно-правовых отношений отличается определенной спецификой. Субъектами конституционно-правовых отношений могут выступать:

1. Народ как исторически сложившаяся в рамках определенной территории общность людей, которая является носителем суверенитета и единственным источником власти. Народ выступает в качестве субъекта в отношениях по осуществлению своей власти: избирательные отношения, референдумные отношения. Субъектом конституционного права в соответствующих отношениях является также население субъекта Российской Федерации, население муниципального образования.

2. Государство и ею территориальные единицы: Российская Федерация, республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, муниципальные образования. Эти субъекты выступают в отношениях суверенитета, обладания территорией и т. п. В отличие от, например, гражданских правоотношений в конституционно-правовых отношениях данные субъекты выступают сами по себе, а не через свои государственные органы, органы местного самоуправления.

3. Государственные органы: федеральные органы законодательной, исполнительной и судебной власти; законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Федерации; местные органы государственной власти * Правосубъектность государственных органов особая и называется компетенцией. Компетенция государственного органа — это совокупность предметов ведения (круга вопросов, по которым данный орган вправе принимать решения) и полномочий (прав и обязанностей) государственного органа.

* В ряде субъектов Федерации наряду с органами местного самоуправления на местном уровне действуют местные органы государственной власти (например, Удмуртская Республика).

4. Органы местного самоуправления.

5. Общественные и религиозные объединения — корпоративные субъекты, представляющие собой общности граждан, объединившихся по какому-либо признаку или для достижения определенных совместных целей.

6. Физические лица (индивиды) — граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

7. Члены коллегиальных государственных органов и органов местного самоуправления — депутаты, члены избирательных комиссий и др.

Объектами конституционно-правовых отношений выступают высшие социальные ценности (блага) общества и индивида. Это социально-политические ценности: суверенитет, воспроизводство власти посредством выборов, республиканская форма правления, федерализм, разделение властей и т. п.; социально-экономические блага — собственность, земля и другие природные ресурсы и др.; личные блага — жизнь, достоинство личности, свобода, личная неприкосновенность и т. д.

Содержание конституционно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой конституционного права. Фактическое содержание — это фактическое поведение субъектов конституционно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъективное право в юридическом содержании конституционно-правового отношения — это мера дозволенного поведения лица, наделенного этим правом. Субъективная обязанность — предписанная лицу мера необходимого поведения. Обязанности субъектов конституционно-правовых отношений различны. Выделяются общие обязанности, которые распространяются на всех субъектов (например, обязанность соблюдать Конституцию и законы), обязанности, которые могут принадлежать только определенным субъектам (например, обязанность общественных объединений ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с таким отчетом), конкретные обязанности, то есть такие, которые могут принадлежать только конкретному субъекту конституционного права (например, обязанность Президента РФ в течение четырнадцати дней подписать и обнародовать принятый федеральный конституционный закон).

Для возникновения, изменения или прекращения конституционно-правовых отношений необходимы юридические факты — жизненные обстоятельства, с которыми правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами могут быть либо события, либо действия.

События — это обстоятельства, не зависящие от воли людей. Например, рождение человека становится основанием возникновения у него личных прав — права на жизнь, на личную неприкосновенность, достоинство личности и др.

Действия как волевое поведение людей, внешнее выражение их воли и сознания разделяются на правомерные и неправомерные. Правомерное действие — это волевое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, согласуется с содержанием прав и обязанностей субъектов. Неправомерное действие — это волевое поведение, которое не соответствует правовым предписаниям, ущемляет субъективные права, не согласуется с возложенными на лиц юридическими обязанностями.

Особенностью юридических фактов в конституционном праве является широкое распространение юридических фактов-состояний, то есть обстоятельств, которые существуют длительное время, непрерывно или периодически. К таким юридическим состояниям относится, например, состояние гражданства. Следует отметить, что правовые состояния одновременно сами являются правоотношениями.

Конституционно-правовые отношения, как правило, возникают, изменяются или прекращаются под действием не одного, а нескольких юридических фактов, образующих фактический состав. Фактический состав — система юридических фактов, необходимых для наступления юридических последствий (возникновения, изменения, прекращения правоотношения). Например, для возникновения у лица права быть избранным Президентом РФ необходим фактический состав, включающий несколько юридических фактов: гражданство Российской Федерации, достижение 35-летнего возраста, постоянное проживание в Российской Федерации в течение 10 лет, а также несостояние лица в должности Президента РФ в течение двух предыдущих сроков полномочий.

Классификация конституционно-правовых отношений проводится по нескольким основаниям.

1. По способу индивидуализации субъектов конституционно-правовые отношения разделяются на общие и конкретные. Общими правоотношениями являются правоотношения, основанные на таких общих правах и обязанностях. субъекты которых не имеют поименной индивидуализации. Субъектами таких правоотношений выступают все субъекты в рамках правовой системы, каждый находится в отношении с каждым. Положение каждого субъекта общего правоотношения отличается особым юридическим состоянием, особыми юридическими позициями в отношении других субъектов. Например, право на охрану здоровья и медицинскую помощь принадлежит каждому человеку, всякий обязан не противодействовать другому в реализации этого права.

Конкретные правоотношения — это отношения, субъекты (хотя бы одна из сторон правоотношения) которых определены путем поименной индивидуализации. Конкретные правоотношения разделяются на относительные и абсолютные. В относительных правоотношениях поименно определены все субъекты (например, правоотношение между Государственной Думой и Президентом РФ по даче согласия на назначение Председателя Правительства РФ). В абсолютных правоотношениях поименно определена одна сторона — носитель субъективного права. Все другие лица являются носителями юридической обязанности не препятствовать осуществлению управомоченным лицом своего права. Абсолютным, например, является правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 105 Конституции РФ, которая устанавливает, что федеральные законы принимаются Государственной Думой. Таким образом, только Государственная Дума выступает носителем права принимать федеральные законы. Все остальные государственные органы и должностные лица не вправе нарушать это право каким-либо образом и обязаны соблюдать его.

2. В зависимости от функций норм, на основе которых возникают конституционно-правовые отношения, последние разделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Регулятивные отношения возникают вследствие правомерного поведения их субъектов на основе действия регулятивных норм, через них реализуются их права и обязанности. Охранительные отношения возникают вследствие неправомерного поведения субъектов на основе охранительных юридических норм, через них реализуются меры юридической ответственности и меры защиты субъективных прав.

3. Регулятивные отношения в зависимости от характера прав и обязанностей субъектов и разновидностей регулятивных конституционно-правовых норм разделяются на правоотношения активного и пассивного типа. Правоотношения активного типа складываются на основании обязывающих норм, возлагают на лицо обязанность совершить определенные действия (например, правоотношение, возникающее на основе ч. 1 ст. 112 Конституции РФ, содержанием которого является обязанность Председателя Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представить Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти). Конституционно-правовые отношения пассивного типа складываются на основании управомочивающих и запрещающих норм и характеризуются пассивной обязанностью обязанного субъекта соблюдать права другого лица (в случае действия управомочивающих норм примером может быть уже упоминавшаяся ч. 1 ст. 105 Конституции РФ) или соблюдать установленный запрет (в отношении, основанном на запрещающей норме, например, норме ч. 2 ст. 37 Конституции РФ, запрещающей принудительный труд).

Конституционно-правовые отношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, например, на материальные и процессуальные, на временные и постоянные (правовые состояния), по конституционно-правовым институтам, на основе которых они воаникают, и т. д.

Субъекты конституционно-правовых отношений

Субъекты конституционно-правовых отношений — те лица, объединения, органы, территориальные образования, за которыми признается возможность быть участником правоотношений, носителем субъективных прав и юридических обязанностей, причем такая их возможность закрепляется нормами права.

Особенностью конституционного права является то, что круг субъектов конституционно-правовых отношений весьма широк, причем некоторые из них могут быть участниками только данных отношений и их невозможно представить в иных правоотношениях.

Все субъекты конституционно-правовых отношений условно можно подразделить на следующие группы:

1) социальные общности: многонациональный народ, население, нация, народы, проживающие на соответствующе территории, этнические общности, национальные меньшинства;

2) Российская Федерация как государство;

3) органы государственной власти.

На федеральном уровне — это Президент РФ, Федеральное Собрание (и его палаты — Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и иные федеральные органы исполнительной власти, Конституционный Суд РФ, а в ряде случаев и иные федеральные суды, прокуратура, а также многие другие государственные органы, нередко принимающие участие в конституционно-правовых отношениях, — Центральная избирательная комиссия РФ, Уполномоченный по правам человека, Банк России, Счетная палата РФ и др.

На уровне субъектов Федерации субъектами конституционных правоотношений выступают высшие должностные лица (главы исполнительной власти) субъектов, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов, высшие коллегиальные и иные исполнительные органы государственной власти субъектов, конституционные (уставные) суды субъектов, а в ряде случаев также и другие суды, кроме того, органы субъектов, аналогичные названным выше федеральным органам, —избирательные комиссии субъектов РФ, уполномоченные по правам человека, счетные (контрольно-счетные) палаты и др.;

4) органы местного самоуправления — представительные органы местного самоуправления, главы муниципальных образований, местные администрации, контрольные органы местного самоуправления, избирательные комиссии муниципальных образований, иные органы местного самоуправления, а также входящие в систему местного самоуправления территориальные органы общественного самоуправления.

5) должностные лица, структурные подразделения органов государственной власти и местного самоуправления (например, депутаты представительных органов, должностные лица и внутренние органы, организующие текущую работу, комитеты и комиссии);

6) участники избирательных правоотношений (субъекты выдвижения кандидатов в депутаты и на выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления; сами кандидаты; их доверенные лица; избирательные объединения; избирательные комиссии, члены избирательных комиссий с правом решающего и совещательного голоса; сотрудники аппаратов избирательных комиссий; наблюдатели; избиратели, участвующие в этом своем качестве в мероприятиях избирательных кампаний и в голосовании;

7) граждане, иностранные граждане, лица с двойным гражданством, лица без гражданства, российские соотечественники за рубежом;

9) общественные объединения, в том числе политические партии, религиозные группы и религиозные организации.

Однако круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда данным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов власти.

Эта статья еще не написана, но вы можете сделать это.

Субъекты конституционного права

Субъект конституционного права – лицо, организация или другое образование, за которыми законом признается способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Следует сделать акцент на том, что только закон может устанавливать и признавать то особое юридическое качество или свойство, которое позволяет лицу или организации стать субъектом правоотношения. Это качество, или свойство, называется правосубъектностью. Для того чтобы лицо имело право быть участником правоотношения, оно обязательно должно владеть кроме правоспособности еще и дееспособностью, т.е. способностью своими действиями приобретать право и создавать для себя юридические обязанности, а также нести ответственность за осуществимые правонарушения (т.е. обладать деликтоспособностью).

Субъекты конституционного права делятся на две группы (схема 1.4):

а) физические лица;

б) общественные образования.

К первой группе субъектов относятся граждане, иностранцы, группы граждан, избиратели и депутаты как лица со специальной правоспособностью и их группы (в Италии и Словении, например, группы избирателей являются субъектами права законодательной инициативы). Физические лица различаются по своему статусу. Объем прав, предоставленных национальным конституционным правом, бывает разным и зависит от того, находится данное физическое лицо в гражданстве этого государства или явля-

Схема 1.4. Субъекты конституционного права

ется иностранцем либо лицом без гражданства. Соответственно, национальное конституционное право каждой отдельной страны содержит определенную совокупность правовых норм, которые регулируют порядок приобретения и потери гражданства, его статус, правовой режим иностранцев, правовой статус лиц без гражданства. Данные нормы определяют наиболее общие стороны правосубъектности индивидов, устанавливая их основные права и обязанности. Если политические права, как правило, принадлежат гражданам (хотя и этот постулат конституционного права сегодня подвергается пересмотру в странах Европейского Союза), то личные права и свободы закрепляются за всеми лицами независимо от различий в их правовом статусе.

Кроме этой группы субъектов особый характер имеет конституционная правосубъектность депутатов, прежде всего депутатов парламента. Их правосубъектность, конечно, связана с компетенцией органа народного представительства. Депутаты не являются должностными лицами, они представляют нацию и в качестве ее представителей являются органической частью представительного органа. Отдельные конституции наделяют членов парламента специальной правосубъектностью. Так, согласно ст. 69 Конституции Греции доклады в парламент «подаются через соответствующего депутата или передаются главе государства». Статья 70 Конституции Италии наделяет законодательной инициативой любого члена палаты. Из ч. 1 ст. 77 Конституции Испании вытекает, что петиции от демонстраций граждан принимаются через депутатов.

Ко второй группе субъектов конституционного права относят население государства в целом, органы государства (парламент, глава государства, правительство и др.), иногда их отдельные части (например, палаты, комиссии, партийные группы в парламентах), отдельные социальные сообщества (территориальные коллективы самоуправления и их органы), общественные объединения (профсоюзы, объединения лиц свободных профессий), политические партии, в некоторых государствах – церковь.

Важнейшей специфической особенностью национального конституционного права является то, что носителем прав и обязанностей может выступить население государства в целом, т.е. народ в форме публичной организации в лице государства, а также народ непосредственно как население страны, что решает многие вопросы ее государственно-правового развития. Конституционное право подавляющего большинства государств признает источником власти только народ в целом, при этом конституции нередко подчеркивают, что никакое лицо, никакая часть народа не могут осуществлять государственную власть. Свое полновластие народ реализует с помощью определенных юридических процедур: общего избирательного права, референдума, т.е. народной инициативы, и др. Государство в целом как субъект конституционного права является участником правоотношения, которое непосредственно выражает его суверенитет. Так, государство в целом выступает участником конституционно-правовых отношений в сфере судопроизводства. С этим связаны, в частности, процессуальные гарантии прав и свобод личности, реализация которых обеспечивается авторитетом государства. В таких правоотношениях государственные органы и должностные лица выступают как представители государства в целом. Примером, когда государство является субъектом конституционного права, служат правоотношения, связанные с гражданством (его обретением и прекращением). В данном случае соответствующие государственные органы и должностные лица, осуществляя свои полномочия, выступают не как самостоятельные участники правоотношения, а как представители государства в целом. Государство находится в тех же условиях, которые предусмотрены нормами конституционного права для других участников правоотношения, и тогда, когда идет речь об отношениях федеративного государства с субъектами федерации. Оно действует или через государственные органы, или с помощью референдума.

Субъектами конституционного права являются государственные органы. Как субъекты правоотношения они наделяются определенной компетенцией согласно возложенным на них задачам (издание законов, контроль за деятельностью других органов, исполнение законов и т.п.).

Нередко конституционной правосубъектностью наделяются группы депутатов. Например, ст. 183 Конституции Португалии закрепляет за парламентскими группами права: а) принимать участие в работе комиссий Ассамблеи; б) высказываться при составлении повестки дня и обращаться к пленарному заседанию для просмотра подготовленной повестки дня; в) требовать от Постоянной комиссии содействия в созыве Ассамблеи; г) требовать создания парламентских комиссий; д) осуществлять законодательную инициативу; е) вносить резолюцию об отклонении программы Правительства; ж) вносить резолюцию недоверия Правительству; з) регулярно получать информацию непосредственно от Правительства о прохождении принципиальных вопросов, которые представляют общественный интерес.

В некоторых странах субъектами конституционного права выступают группы избирателей, которые наделены правом народной законодательной инициативы.

В конституционно-правовой сфере действуют субъекты права, которые присущи именно этой области правоотношения. Так, почти во всех современных государствах существуют территориальные самоуправляющиеся коллективы, которые имеют в своем распоряжении собственные выборные представительные органы. Эти территориальные самоуправляющиеся коллективы владеют довольно широким кругом полномочий в сфере ведения преимущественно местных дел. Они реализуют свои права через собственные органы или непосредственно с помощью референдума.

К субъектам конституционного права относят также политические партии, которые играют исключительно важную роль в формировании и практическом функционировании некоторых государств (например, ст. 4 Конституции Франции). В конституциях государств (ст. 39 Конституции Италии, ст. 28 Конституции Японии) определяется правосубъектность профсоюзов. В некоторых государствах субъектом конституционного права является и церковь (Великобритания, Швеция).

Характерной особенностью конкретных конституционноправовых отношений является то, что их субъекты – стороны неравноправные. В этих отношениях действует принцип властвования и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть подчиненной стороной. Так, внесение депутатом Бундестага в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а прибытие избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией.

Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политико-государственного властвования в обществе.

Предмет науки конституционного права зарубежных стран – общие закономерности конституционного развития зарубежных стран и особенности конституционно-правового регулирования наиболее важных общественных отношений в зарубежных странах.

Методы конституционно-правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Наука конституционного права зарубежных стран подробно изучает отрасль конституционного права зарубежных стран, анализирует отдельные правовые институты, их взаимосвязи, тенденции, закономерности развития конституционного права, многие иные вопросы конституционного права.

Учебная дисциплина – понятие более узкое, чем наука. Отличие учебной дисциплины «Конституционное право» от одноименной науки в том, что цель учебной дисциплины – доведение до определенного круга (например, студентов) наиболее важных положений науки, т.е. не изучение отрасли, а ознакомление с ней.

Конституционное право зарубежных стран образует определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов.

Основной элемент системы конституционного права зарубежных стран – правовой институт – группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования.

Основы теории конституционного права зарубежных стран включают в себя следующие основные институты:

– основные права и свободы человека и гражданина;

– формы государственного устройства;

– основы избирательного права;

– институт главы государства;

– законодательную власть и т.д.

Конституционно-правовое регулирование осуществляется с помощью конституционно-правовых норм – выраженных в конституции, законах, иных источниках общеобязательных правил должного или возможного поведения, защищенных принудительной силой государства.

Существенные отличия конституционно-правовых норм от норм других отраслей права состоят в том, что конституционно- правовые нормы характеризуются: основополагающим, базовым характером, а также повышенной стабильностью.

Субъектами (т.е. участниками) конституционно-правовых отношений являются: человек (гражданин, иностранец, лицо без гражданства); группы людей – партии, общественные организации, собрания избирателей и т.д.; народ в целом; государственные органы; органы местного самоуправления; составные части государства – субъекты федерации, административно-территориальные образования; государство; иные субъекты.

Субъекты конституционных правоотношений

Субъекты конституционных правоотношений весьма разнообразны и они, собственно, создают специфику этих отношений, которая произрастает из-за неповторимого (для других отраслей права) состава субъектов данных правоотношений. Также специфику конституционно-правовых отношений создает уникальность субъектов этих отношений, которые существуют, с точки зрения закона, только в данных правоотношениях. Например, ни в одних других правоотношениях нет таких участников, как многонациональный народ, избиратели, парламент. Обозначить основной круг лиц, обладающих правосубъектностью в конституционно-правовых отношениях и отметить значительные особенности этих субъектов – основная задача данной работы.

Главным субъектом конституционно-правовых отношений, без сомнения, является человек (М.В. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации», 2007). Под этим понятием подразумевается гражданин Российской Федерации, гражданин иностранного государства, лицо без гражданства. Правосубъектность человека носит общий характер. Это значит, что он постоянно находится в конституционно-правовых отношениях, обладая при этом правами и, при необходимости, защитой своих законных интересов государством, а также необходимостью осуществлять свои конституционные обязанности, например, платить законно установленные налоги и сборы. Также этот субъект конституционных правоотношений может обладать специальной правосубъектностью в рамках конституционного права, если его дополнительные права и/или обязанности установлены нормами конституционного права.

Не менее важным субъектом конституционных правоотношений является многонациональный народ. . Главной особенностью данного субъекта правоотношений является его уникальность, а именно то, что он не встречается ни в одной другой отрасли права. Стоит также отметить, что количество правоотношений, в которых непосредственно участвует данный субъект, сравнительно мало – референдум и свободные выборы. Все остальное участие многонационального народа как субъекта конституционных правоотношений опосредованно и осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления. В теории конституционного права данную особенность обуславливают абстрактностью понятия «многонациональный народ» с юридической точки зрения (М.В. Баглай, «Конституционное право Российской Федерации», 2007), следовательно, законодатель нечасто использует этот термин ввиду его неопределенности и индивидуализирует установленные права и обязанности (или, например, компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления), указывая более конкретных субъектов конституционных правоотношений.

Также субъектом конституционных правоотношений выступает государство – Российская Федерация. Именно этому субъекту народ передает значительный объем своих прав для того, чтобы оно могло полноценно оберегать человека и гражданина, защищать его права и свободы. Из этого вытекает, что именно государство обладает наибольшим количеством обязанностей перед другими субъектами. Примером таких обязанностей может служить: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение целостности и неприкосновенности своей территории, обеспечение достойной жизни и свободного развития человека.. Можно сказать, что через обязанности государства и выражена его основная конституционная правосубъектность.

Некоторые ученые считают, что к государству как субъекту конституционных правоотношений относятся и республики в составе РФ (например, данное мнение выражено в учебнике Конституционного права Российской Федерации М.В. Баглая, 2007, страница 25), однако республики в составе РФ не могут признаваться субъектами конституционного права наравне с РФ, так как они полноценно не обладают такими признаками государства как внешний суверенитет, денежная эмиссия. Также в Конституции РФ закреплено равноправие субъектов Российской Федерации, следовательно, республика не может приобретать положение, равное Российской Федерации – это бы дало ей дополнительную правосубъектность, а значит и нарушило бы принцип равенства субъектов РФ, установленный Конституцией РФ. Следовательно, республики РФ как государства не являются субъектами конституционных правоотношений, но являются субъектами конституционных правоотношений как субъекты РФ.

Довольно объемным субъектом конституционных правоотношений является субъект РФ, который в свою очередь делится на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Правосубъектность этого образования весьма широка – она определена через предмет ведения и полномочия субъектов РФ, указанные в статье 71 Конституции о совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и статье 73 Конституции, которая дает всю полноту государственной власти субъекту РФ вне пределов ведения Российской Федерации.

Безусловно, важным субъектом конституционных правоотношений являются государственные органы, которые осуществляют государственную власть. В соответствии с Конституцией государственную власть осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и образуемые субъектом РФ органы государственной власти. Правосубъектность государственных органов осуществляется посредством их компетенции, которая определена Конституцией РФ и, в некоторых случаях, соответствующими законами, например ФКЗ от 17.12.1997 N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Следующий субъект конституционно-правовых отношений – орган местного самоуправления. Его правосубъектность также определена его компетенцией, в которые входит решение вопросов местного значения: управление муниципальной собственностью, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, осуществление охраны общественного порядка.

Политические партии, религиозные объединения, общественные организации и другие общественные объединения являются субъектами конституционно-правовых отношений и имеют конституционное право осуществлять свою деятельность на территории РФ, если она не противоречит закону. Также общественные объединения несут общие обязанности, а именно они должны соблюдать Конституцию РФ, а также они несут конкретные обязанности, предписанные федеральным законом. Например, необходимость государственной регистрации политической партии и ее региональных отделений в соответствии с ФЗ от 11.07.2011 N 95-ФЗ «О политических партиях».

Таким образом, каждый субъект конституционно-правовых отношений обладает рядом уникальных, неповторимых особенностей, которые, в своей совокупности, и составляют специфику конституционных правоотношений.

§ 3. Субъекты конституционных правоотношений: характер взаимосвязей, порядок защиты нарушенных прав

Понятие «правоотношения» было и остается одним из наиболее спорных в юридической науке. Исследованию этой проблемы посвящали свои труды О.С. Иоффе, С.Ф. Кечекьян, М.Д. Шаргородский, A.

А. Пионтковский, Б.В. Шейндлин, С.И. Русинова и многие другие. Предложенные ими подходы к определению понятия правоотношений были проанализированы и обобщены видным советским юристом B.C. Основиным, который указал на ряд признаков государственно-правовых отношенийх(156). На основе выдвинутой им концепции конституционно-правовые отношения могут быть определены как реальные, фактические отношения между субъектами конституционных правомочий и обязанностей, содержание которых определено нормами конституционного права. Иначе говоря, «конституционно-правовое отношение — общественное отношение, урегулированное нормой конституционного права, содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой»х(157).

Между тем предлагаемое рядом юристов деление всех конституционных правоотношений на общие правоотношения, правоотношения статуса и конкретные правоотношения не соответствует изложенному выше определению.

Под общими правоотношениями понимаются отношения, возникающие на основании нормдеклараций, содержащихся в конституционном праве. В качестве примера такой нормы можно привести ст. 1 Конституции РФ: «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Отмечается, что в общих правоотношениях нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, да и сами стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениямих(158). Для них характерны высокий уровень обобщения и наиболее абстрактная форма взаимодействия субъектовх(159).

Однако, как следует из указанного выше определения, конституционные правоотношения представляют собой фактические отношения между субъектами, обладающими взаимными правами и обязанностями. Такие отношения не могут возникнуть на основании норм, в которых отсутствует указание на существенные элементы правоотношения. В связи с этим следует признать правильной позицию, согласно которой реализация декларативных норм происходит не непосредственно в правоотношениях, а через акты, детализирующие их принципиальные положениях(160).

Признание за нормами-декларациями способности самостоятельно порождать конституционные правоотношения не только не соответствует определению понятия правоотношения, но и является опасным с правоприменительной точки зрения. Дело в том, что, как правило, эти нормы содержат в себе положения, единого понимания которых не существует, например: «демократия», «правовое государство», «гарант Конституции» и многие другие. Соответственно, отсутствует возможность их единообразного практического применения. Так, В.О. Лучин, придерживаясь изложенной классификации конституционных правоотношений, тем не менее указывает, что «конституционное установление о том, что Президент является гарантом Конституции (статья 80), породило немало спекуляций и по существу стало оправданием его вседозволенности»^ 161). Именно таких последствий следует опасаться, наделяя декларативные нормы способностью порождать правоотношения в отсутствие четко определенных субъектов, их взаимных прав и обязанностей.

В качестве другого вида конституционно-правовых отношений предъявляются правовые состояния, например, состояние в гражданстве определенного государства. Указывается, что характерной чертой правовых состояний, в отличие от общих правоотношений, является четкая определенность субъектов отношений. Однако содержание взаимных прав и обязанностей субъектов, как правило, конкретно не определено, оно выводится из большого массива действующих конституционно-правовых нормх(162). Таким образом, в рамках правового состояния не устанавливается необходимая для возникновения правоотношения юридическая связь субъектов. Как заметил B.

А. Тархов, нельзя согласиться с тем, будто субъективные права могут существовать сами по себе, без корреспондирующих им обязанностей либо, наоборот, обязанности без соответствующих субъективных правЦбЗ). Реализация соответствующего правового статуса требует от его носителя обращения к другому субъекту — обладателю корреспондирующих прав или обязанностей на основании соответствующей нормы конституционного права, или, иначе говоря, вступления в конкретное правоотношение. Следует заметить, что некоторые юристы не выделяют правовые состояния в отдельный вид конституционных правоотношений, отождествляя их с общими правоотношениямих(164).

Конкретное правоотношение — третий вид конституционных правоотношений, для которых характерно наличие определенных сторон и определенных взаимоотношений между нимих(165). Из рассмотренной классификации лишь конкретные правоотношения подпадают под определение конституционных правоотношений и могут быть признаны таковыми. Отношения, возникающие на основании нормдеклараций и норм, закрепляющих правовое состояние, полностью оправдывают тезис B.

C. Основина, что «далеко не всякая правовая норма реализуется в правоотношениях» *Т166).

Субъектами конституционно-правовых отношений являются их участники, которые в конкретном правоотношении осуществляют свои права и несут соответствующие юридические обязанности х(16 7). Проблеме состава участников государственных (конституционных) правоотношений уделяли внимание многие российские юристы. В их числе С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Е.И. Козлова, Е.И. Колюшин, C.

С. Кравчук, О.Е. Кутафин, А.И. Лепешкин, В.О. Лучин, B.C. Основин, Б.В. Щетинин и другие. Поскольку субъекты конституционно-правовых отношений весьма разнообразны, подходы к их определению среди юристов также существенно различаются.

Одни полагают, что круг субъектов конституционно-правовых отношений настолько широк, что не может быть конкретизирован: «В общей форме можно сказать, что субъектами конституционно-правовых отношений могут быть все, на кого правовые нормы данной отрасли возлагают определенные обязанности и предоставляют права»х(168).

По мнению других юристов, главным из субъектов конституционных правоотношений является человек, как в статусе гражданина, так и без оного. При этом люди выступают субъектами конституционных правоотношений не только индивидуально, но и через добровольно созданные объединения: политические партии, общественные организации, собрания избирателей и др. Иным субъектом выступает народ, например, когда проводится всенародное голосование или формулируется источник принятия Конституции. Далее субъектами выступают: Россия, республики, входящие в ее состав, а также субъекты РФ, т.е. края, области, города федерального значения, автономные области и округа. Эти субъекты являются участниками конституционных правоотношений как в целом, так и через органы власти и управления, должностных лиц, депутатов, избирательные и парламентские комиссии и т.д . В соответствии с изложенным подходом объединения граждан, органы власти и управления государства и субъектов Федерации исключаются из состава самостоятельных участников конституционных правоотношений, что не соответствует фактическому положению вещей.

Е.И. Колюшин считает, что к числу субъектов конституционных правоотношений следует отнести: граждан России, объединения граждан, иностранцев, лиц без гражданства, в целом российский народ, Россию как государство и субъекты РФ, а также государственные органы и должностные лица, местное самоуправление и его органы, население муниципальных образований Х(170).

Обобщая различные точки зрения на состав субъектов конституционно-правовых отношений, О.Е. Кутафин к их числу относит: —

народ России и образующие его нации и народности России; —

граждан РФ, их группы и собрания, лиц без гражданства и иностранцев; —

государственные органы России и ее субъектов; —

органы местного самоуправления; —

должностных лиц; депутатов законодательных органов РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления, членов Совета Федерации ФС РФ, а также их объединения; —

общественные объединения гражданці71).

Вместе с тем необходимо согласиться с С.А. Авакьяном, отметившим, что круг субъектов конституционно-правовых отношений не является чем-то раз и навсегда установленным. Он зависит от конкретной страны, ее строя и ценностных подходов к тем или иным конституционно-правовым явлениям и институтам, эволюции институтов властих(172).

Как видно из вышесказанного, участниками конституционных правоотношений могут быть как лица, наделенные государственной властью, так и подчиненные этой власти лица. В связи с этим возникает вопрос о характере связей субъектов конституционных правоотношений.

Одни государствоведы полагают, что особенность государственно-правовых отношений состоит в том, что эти отношения носят характер властеотношений, поскольку хотя бы один из субъектов этих отношений обязательно должен быть представителем государственной властиві73). По мнению Е.И. Колюшина: «Отличительной особенностью конституционно-правовых отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны. Так, внесение депутатом Государственной Думы в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а приход избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между ним и участковой избирательной комиссией. В конституционно-правовых отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях

может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной»х(174).

Действительно, конституционное право как отрасль права публичного порождает значительное число правоотношений, имеющих в своем составе субъекта, наделенного властными полномочиями по отношению к иным субъектам этих правоотношений. Соответствующие нормы содержатся как в Конституции РФ, так и в иных нормативных актах конституционного права. Согласно ч. 2 ст. 85 Конституции РФ: «Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом». В силу ч. 2 ст. 115 Конституции РФ: «Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации». В соответствии с п. 10 ст. 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения вышестоящей избирательной комиссии, комиссии референдума, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий, комиссии референдума. Властные отношения возникают между Конституционным Судом РФ и участниками конституционного судопроизводства, между лицами, ходатайствующими о приеме в гражданство РФ, и Президентом РФ, а также между многими иными субъектами конституционного права.

Между тем не все конституционные правоотношения построены на этом принципе*Т1751. B.C. Основин отмечал, что далеко не всегда одним из субъектов государственно-правовых отношений является представитель государственной власти*fl761. Аналогичной точки зрения придерживается О.Е. Кутафинх(177). На примере современного конституционного права можно утверждать, что властные отношения отсутствуют между гражданами — учредителями политической партии, принимающими решение о ее создании на учредительном съезде, между депутатами Государственной Думы ФС РФ, участвующими в создании депутатской группы. Невластными являются отношения муниципальных образований, учреждающих совет муниципальных образований субъекта РФ на соответствующем съезде.

Субъекты конституционного права, участвующие в данных правоотношениях, обладают одинаковой конституционной правоспособностью, т.е. являются юридически равноправнымих(178). Возникающие между ними невластные отношения характеризуются наличием общей цели, объединяющей всех участников: создание политической партии, депутатского образования или совета муниципальных образований.

Возможность возникновения правоотношений между юридически равноправными субъектами конституционного права предусматривает и Конституция РФ. Она провозглашает равноправие субъектов РФ между собой (ч. 1 ст. 5 Конституции РФ) и равноправие всех субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). Далее в ч. 4 ст. 66 Конституция РФ указывает: «Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться. договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области». Таким образом, допускается возможность участия субъектов РФ, обладающих одинаковой конституционной правоспособностью, в договорных правоотношениях.

Одновременно в конституционном праве существуют субъекты, которые, не являясь равноправными юридически, обладают равенством при решении определенных вопросов. Например, нельзя назвать властными правоотношения, возникающие между палатами ФС РФ в рамках процедуры создания и деятельности согласительной комиссии по преодолению разногласий, возникших при принятии федерального закона (ч. 4 ст. 105 Конституции РФ). Не являются властными правоотношения между юридически неравноправными сторонами конституционно-правовых договоров, речь о которых пойдет в следующем параграфе настоящей работы. Субъекты таких правоотношений оказываются в равном положении с точки зрения отношения к государственной власти и лишаются возможности использовать свои властные полномочия для решения тех или иных вопросов.

Таким образом, утверждение, что любые правоотношения в конституционном праве строятся исключительно на основании власти и подчинения, не соответствует позитивному праву России, которое предусматривает возможность возникновения конституционных правоотношений без участия субъекта, наделенного властными полномочиями по отношению к другим субъектам правоотношений. Причем такие субъекты совсем не обязательно должны быть равноправны юридически. Юридическое равноправие субъектов конституционных правоотношений является лишь частным проявлением равенства участников правоотношений с позиции подчинения вышестоящей власти, которое возможно и при различии содержания их правоспособностей.

Невластные конституционные правоотношения могут быть разделены на две группы. Первую группу составляют правоотношения, возникающие между субъектами конституционного права, обладающими одинаковой правоспособностью, то есть равными друг другу как с точки зрения подчинения государственной власти, так и равноправными юридически. Вторую группу составляют правоотношения, возникающие между субъектами конституционного права, обладающими различной конституционной правоспособностью, но равными друг другу с точки зрения подчинения государственной власти при решении определенных вопросов. Обе указанные группы конституционных правоотношений обнаруживают свое сходство с правоотношениями, возникающими в рамках частного права, равенство субъектов которых выделяется как свойственное только им отличиех(179).

Таким образом, далеко не все правоотношения, возникающие в рамках современного конституционного права России, соответствуют рассмотренной в первой главе настоящей работы формальной теории разделения права на публичное и частное по различию положения субъектов в правоотношении.

Анализ формальной теории разделения права на публичное и частное по инициативе защиты нарушенных прав позволил прийти к следующему выводу: инициатива защиты частных прав принадлежит непосредственно субъектам частных правоотношений, в то время как инициатива защиты публичных прав может исходить не только от непосредственных участников публичных правоотношений, но и от иных уполномоченных государством органов. Рассмотрим данный вывод применительно к процедуре защиты нарушенных конституционных прав.

Одно из основных свойств права — нормативность — заключается в защите общеобязательности правовой нормы, за которой стоит мощь государства ПВО). Отсутствие законодательно закрепленной возможности защиты права, предоставленного законом, нивелирует нормативный характер права, низводя его до уровня деклараций.

В настоящее время вопрос защиты нарушенных прав наиболее проработан в науке частного права и закреплен в нормах гражданского законодательства. В ст. 12 ГК РФ приводится значительный перечень способов защиты нарушенных гражданских прав, а также содержится указание на возможность защиты нарушенного права иными способами, основанными на законе. Эти способы могут носить юрисдикционный и неюрисдикционный характер и применяются, в подавляющем большинстве случаев, по инициативе лица, право которого нарушено.

Вследствие отсутствия кодификации конституционного права единого перечня способов защиты нарушенных конституционных прав не существует. Возможные способы защиты конституционных прав закреплены в различных нормативных актах. К числу таких способов относятся: обжалование действия или решения, нарушающего конституционные права и свободы граждан; признание недействительным ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающего конституционные права и свободы граждан; признание несоответствующим Конституции РФ нормативного акта органа государственной власти и другие способы. Кроме того, защита конституционных прав осуществляется путем применения к нарушителю мер конституционно-правовой ответственности — нового института конституционного права России.

Одним из способов защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина является обжалование в суд действий и решений, нарушивших эти права и свободы. В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»х(181) каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц, государственных служащих нарушены его права и свободы. В ст. 2 названного закона к действиям, которые могут быть обжалованы в суд, отнесены коллегиальные и единоличные действия (решения), в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения действий (принятия решений), в результате которых: —

нарушены права и свободы гражданина; —

созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод; —

незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность, или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Правовые нормы, закрепляющие возможность обжалования действий, нарушающих конституционные права и свободы граждан, содержатся также в специальном законодательстве. Например, согласно ст. 8 Закона РФ от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 «О вынужденных переселенцах»х(182), обжалованию в суд подлежат решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и должностных лиц указанных органов, нарушающие данный закон. В соответствии со ст. 40 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»х(183) отказ в рассмотрении заявления по вопросам гражданства РФ и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве РФ и порядок исполнения решений по вопросам гражданства РФ действия должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.

Во всех перечисленных примерах субъектом, которому принадлежит инициатива защиты нарушенных конституционных прав, является гражданин, право которого было нарушено. Однако инициатива защиты конституционных прав может исходить не только от их непосредственных обладателей, но и от специально уполномоченных государством органов.

Так, в соответствии со ст. 84 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»х(184) правом на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности указанных в ст. 125 (ч. 2) Конституции РФ нормативных актов органов государственной власти и договоров между ними обладают Президент РФ, Совет Федерации ФС РФ, Государственная Дума ФС РФ, одна пятая членов (депутатов) Совета Федерации ФС РФ или депутатов Государственной Думы ФС РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. N22021 «О прокуратуре Российской Федерации»х(185) одной из функций прокуратуры Российской Федерации является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. При обнаружении нарушений прав и свобод человека и гражданина прокурор вправе возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении, а также принести протест на акт, нарушающий права и свободы человека и гражданина, или внести представление об устранении выявленных нарушений.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях» в случае несоблюдения требований данного закона политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда РФ. Инициатива обращения с заявлением о ликвидации политической партии принадлежит федеральному уполномоченному органу РФ.

Перечисленные нормы иллюстрируют возможность защиты конституционных прав по инициативе уполномоченных государством органов, которые, как правило, не являются непосредственными участниками спорных правоотношений.

В последние годы возник новый способ защиты нарушенных конституционных прав — конституционно-правовая ответственность.

Юридическая ответственность является важнейшим институтом любой правовой системы, одним из сущностных признаков права, необходимым элементом механизма его действия. В силу этого проблема юридической ответственности занимает одно из центральных мест как в общей теории права, так и в отраслевых юридических науках, включая конституционное правох(18б).

Как известно, наука государственного права советского периода не признавала существования отраслевой юридической ответственности. Закрепленные в законодательстве государственно-правовые нормы в основной своей массе носили отсылочный характер и не были снабжены таким структурным элементом, как санкция, наличие которой является необходимой предпосылкой для возникновения юридической ответственности. Ведь юридическая ответственность это не что иное, как реализация санкции правовой нормых(187). Эти условия определили отношение к ответственности в государственном праве как к политической или моральной, выполняющей исключительно профилактическую функциюх(188).

С развитием общественных отношений, расширением предмета правового регулирования конституционного права, превращением его в правовую отрасль, имеющую значительное практическое применение, возникла необходимость в организации системы эффективной охраны конституционно-правовых отношений. Постоянная отсылка к нормам административного, уголовного или иного права уже не удовлетворяла современным потребностям этой отрасли, поскольку не в состоянии была обеспечить полноценную защиту и надлежащее применение всего спектра конституционно-правовых предписаний, вследствие чего многие ее нормы оказывались не обеспеченными силой государственного принуждения. В итоге размывался принцип неотвратимости ответственности за правонарушение, который является необходимым условием законности и определяет нормативность права.

Надо сказать, что начиная с 80-х гг. XX в. в отечественной правовой литературе проявляется значительный интерес к проблеме конституционно-правовой ответственности. Наиболее обращают на себя внимание работы таких авторов, как С.А. Авакьян, Ю.А. Дмитриев, Т.Д. Зражевская, О.Е. Кутафин, Д.Т. Шон. Вместе с тем общей точки зрения по многим, даже самым основным, теоретическим аспектам конституционно-правовой ответственности выработать пока не удалось.

Однако правовое регулирование не стоит на месте: несмотря на то, что в науке конституционного права намечаются лишь первые контуры институтов деликта х(189) и юридической ответственностих(190), потребности государственного развития уже предопределили их появление на позитивном уровне. Так, ряд конституционно-правовых норм в области избирательного права был снабжен санкциями, предусматривающими неблагоприятные последствия для нарушителей предусмотренных ими правил поведения. Например, ст. 76 и ст. 77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливают ответственность за нарушение ряда положений законодательства о выборах в виде отмены регистрации кандидата, отмены решения об итогах голосования или о результатах выборов. Причем законодатель четко отделил данный вид ответственности от ответственности, предусмотренной иными отраслями права, отсылка к которым содержится в ст. 79 этого же закона.

Современная теория права, опираясь на многочисленные учения о юридической ответственности, называет следующие ее отличительные признаки.

заключается в применении мер государственного принуждения; —

следует за правонарушением и обращена на правонарушителя; —

влечет негативные последствия (лишения) для правонарушителя в виде ущемления его прав или возложения дополнительных обязанностей в соответствии с указанием, изложенным в санкции правовой нормы; —

реализуется в строго определенных законодательством порядке и Формах1911.

Перечисленные черты юридической ответственности позволяют отграничить ее от иных видов

социальной ответственности (моральной, политической и другой). В силу этих признаков, например, нельзя отнести к юридической ответственности такой конституционно-правовой институт, как предусмотренное ст. 117 Конституции РФ выражение Государственной Думой ФС РФ недоверия Правительству РФ, поскольку: во-первых, выражение недоверия неравнозначно понятию принуждения; во-вторых, применение этого вида ответственности необязательно является следствием совершенного Правительством РФ правонарушения; в-третьих, само по себе выражение недоверия не влечет негативных последствий для Правительства РФ, а является лишь предпосылкой для такого рода последствий, которые при определенных условиях могут и не наступить.

Кроме того, изложенные признаки юридической ответственности не позволяют согласиться с мнением ряда юристов, которые, по сути, ставят знак равенства между конституционно-правовой ответственностью и ответственностью политической. Например, Т.Д. Зражевская утверждает, что важнейшей чертой конституционно-правовой ответственности является ее ярко выраженный политико-правовой характер, обусловленный реализацией данного вида ответственности в сфере осуществления народовластия *Т192). Возражая против такого подхода, О.Е. Кутафин пишет: «. представляется, что политическая ответственность и юридическая ответственность — разные понятия. В отличие от политической юридическая ответственность всегда связана с нарушением каких-либо юридических норм, без чего невозможно ее применение, то есть использование соответствующей меры принуждения, реализация санкции определенной правовой нормы»*Т193).

Юридическая ответственность обладает ретроспективным характером, т.е. всегда следует за совершенным правонарушением. Поэтому нельзя признать мерой конституционно-правовой ответственности отставку Президентом РФ Правительства РФ на основании указанной выше статьи основного закона, поскольку юридически она осуществляется без указания причин. В этом случае мы имеем дело с политической ответственностью высшего органа исполнительной власти перед главой государства, или, иначе говоря, позитивной ответственностью. Этот вид ответственности представляет собой ответственное отношение лица к обязанностям, возложенным на него законом, правильное, добросовестное, успешное, эффективное исполнение, действенный государственный и общественный контроль над таким исполнением обязанностейх(194).

Руководствуясь сказанным, конституционно-правовую ответственность в наиболее общем виде можно определить как одну из форм государственного принуждения, заключающуюся в применении к правонарушителю конституционно-правовых санкций, влекущих для него неблагоприятные последствия.

Инициатива защиты конституционных прав путем применения мер юридической ответственности принадлежит как непосредственным участникам конституционных правоотношений, так и иным уполномоченным государством органам. Так, меры конституционно-правовой ответственности, предусмотренные ст. 76-77 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в виде аннулирования, отмены регистрации кандидата, списка кандидатов, отмены регистрации инициативной группы по проведению референдума, отмены решения об итогах голосования, о результатах выборов, референдума, могут применяться судами по инициативе избирателей, участников референдума, кандидатов, их доверенных лиц, избирательных объединений и их доверенных лиц, иных общественных объединений, инициативной группы по проведению референдума и ее уполномоченных представителей, наблюдателей, а также избирательных комиссий, комиссий референдума. Такая мера конституционно-правовой ответственности, как роспуск представительного органа местного самоуправления, предусмотренная ст. 73 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N ІЗІ-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», применяется по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который обязан в установленных случаях внести в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ проект закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования.

Как видно из изложенного, современное конституционное право России наделяет инициативой защиты нарушенных конституционных прав не только непосредственных участников конституционных правоотношений, права которых нарушены, но и обладающие специальной компетенцией государственные органы. Это в полной мере соответствует выводам, которые были сделаны в первой главе настоящей работы по итогам анализа формальной теории разделения права на публичное и частное по инициативе защиты нарушенных прав.

Смотрите еще:

  • Конституционное право государственное устройство рф Конституционное право России Учебники для вузов 3.2.4. Федеративное государство Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Форма государственного устройства - это территориальная […]
  • Понятие задачи и система таможенных органов Понятие задачи и система таможенных органов §1. Понятие, задачи и система таможенных органов Таможенные органы - одни из старейших правоохранительных органов, история возникновения и развития которых неразрывно […]
  • Гк рф аналогия права и аналогия закона Аналогия закона и аналогия права. В случае пробелов в праве их восполнение осуществляется за счет аналогии права (ст. 6 ГК РФ), т.е. исходя из принципов. « Принципы гражданского права (ст. 1 ГК РФ): признание […]
  • Статья 58 6 Статья 58 6 center"> И з истории статьи 58-10 УК РСФСР Недавно в Москве в продаже появился каталог " 58-10 . Надзорные производства прокуратуры СССР по делам об антисоветской пропаганде и агитации. Март 1953 - 1991". […]
  • Техническое обеспечение на атп Система материально-технического снабжения Основными задачами материально-технического снабжения АТП являются: своевременное обеспечение предприятия всеми материалами, необходимыми для бесперебойной работы подвижного […]
  • Усыновление ребенка санкт-петербурга Усыновление ребенка санкт-петербурга Региональный оператор ГБД о детях, оставшихся без попечения родителей Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга 190000, Санкт-Петербург, Антоненко пер., д.6 Телефон: (812) […]