Конституция украины как источник трудового права

Конституция украины как источник трудового права

ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА

§ 2.1. Понятие источников трудового права, их классификация и виды

В юридической литературе термин “источник права” используется в двух значениях — в значении “материального источника права” (источника права в материальном смысле) и в значении “формального источника права” (источника права в формальном смысле). Под “материальным источником права” понимаются причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум и т.д. (см. Нерсесянц B.C. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов.— М.: Издательская группа НОРМА — ИНФРА М, 1999.— С.400). Под “формальным источником права” понимается форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права (см. там же). В настоящем параграфе речь идет об источниках трудового права в формальном смысле, т.е. о формах трудового права.

Источники трудового права в формальном смысле следует определить как результаты правотворческой деятельности органов государства, а также совместного нормотворчества работников и работодателей в сфере применения наемного труда.

Источники трудового права можно классифицировать по различным основаниям. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые органами государства (законы, указы, постановления и др.), принимаемые по соглашению между работниками и работодателями (коллективные соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации МОТ и др.).

По юридической силе источники трудового права делятся на Конституцию Украины, акты международного регулирования труда (ратифицированные Украиной), законы, подзаконные нормативно-правовые акты, акты социального партнерства, акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты.

По степени обобщенности различают кодифицированные, комплексные и текущие нормативно-правовые акты как источники трудового права.

§ 2.2. Общая характеристика источников трудового права

Основным источником трудового права является Конституция Украины от 28 июня 1996 года, закрепляющая важнейшие трудовые права человека и гражданина и гарантии их реализации. Эти положения отражены в стст. 3,8,19, 21, 22,23, 24, 36,43,44,45,46, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 1, 64, 68 и некоторых других.

Источниками трудового права являются пакты о правах человека 1966 года, конвенции и рекомендации МОТ, ратифицированные Украиной. В отечественной литературе принято считать, что Конвенции и рекомендации Международной организации труда составляет Международный кодекс труда (Прокопенко B.I. Трудове право України. Підручник. — X.: Фiрма “Консум”, 1998. — С.91). На 01.11.2000 из 182 действующих конвенций МОТ Украина ратифицировала 53 конвенции. К источникам трудового права относятся и акты регионального европейского уровня. Украиной ратифицирована Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная 4 ноября 1950 г. государствами — членами Совета Европы. В настоящее время идет подготовительный процесс к ратификации Европейской социальной хартии (пересмотренной), подписанной государствами — членами Совета Европы в Страсбурге 3 мая 1996 года. Указом Президента Украины от 11 июня 1998 г. утверждена Стратегия интеграции Украины в Европейский Союз, которой предусмотрена адаптация к законодательству ЕС важнейших отраслей законодательства, определенных Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и Европейским Союзом (вступило в силу 1 марта 1998 г.), в том числе трудового законодательства Украины.

К международным актам как источникам трудового права относятся также двусторонние международные договоры: Соглашение между Правительством Украины и Правительством Словацкой Республики о взаимном трудоустройстве граждан (Відомості Верховної Ради України.— 1998.— № 24.— С.140), Соглашение между Правительством Украины и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о взаимном трудоустройстве граждан и их социальной защите (Відомості Верховної Ради України.— 1998.— №24.— С. 141) и другие.

Среди законов прежде всего необходимо назвать кодифицированный источник трудового права — Кодекс законов о труде Украины, утвержденный Законом УССР от 10 декабря 1971 г. и введенный в действие с 1 июня 1972 г. Кодекс состоит из 18 глав и 265 статей. За последние годы были внесены существенные изменения и дополнения в КЗоТ в связи с принятием важных законодательных актов. С 1987 года почти на одну треть обновлены главы I, II, III, V, VI, IX. КЗоТ дополнен главой III-A “Обеспечение занятости высвобождаемых работников”, главой XVI-А “Трудовой коллектив”. Несмотря на это, необходим новый кодифицированный закон, который надлежащим образом регулировал бы социально-трудовые отношения в новых условиях.

Среди законов Украины, направленных на регулирование трудовых отношений, следует назвать такие законы, как “О предприятиях в Украине” от 27 марта 1991 года, “О занятости населения” от 1 марта 1991 года, “Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине” от 21 марта 1991 года, “Об охране труда” от 14 октября 1992 года, “О коллективных договорах и соглашениях” от 1 июля 1993 года, “Об основных началах социальной защиты ветеранов труда и иных граждан преклонного возраста в Украине” от 16 декабря 1993 года, “О государственной службе” от 16 декабря 1993 года, “Об оплате труда” от 24 марта 1995 года, “Об отпусках” от 15 ноября 1996 года, “О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)” от 3 марта 1998 года, “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” от 15 сентября 1999 года и другие. Источниками трудового права также являются постановления Верховной Рады Украины, например, постановление от 3 декабря 1998 года “Об индексации денежных доходов населения”.

К подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим труд работников, необходимо отнести указы и распоряжения Президента Украины нормативного характера, которые издаются по разным вопросам регулирования общественных отношений в сфере труда.

К числу подзаконных нормативно-правовых актов относятся акты Министерства труда и социальной политики Украины, а также нормативно-правовые акты министерств, ведомств, государственных комитетов (носящие, как правило, отраслевой характер).

Акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления относятся к источникам трудового права в тех случаях, когда касаются сферы применения труда.

§ 2.3. Единство и дифференциация правового регулирования труда

Одной из особенностей источников трудового права является единство и дифференциация правового регулирования труда. Нормы трудового права делятся на две группы:

1) общие нормы, которые распространяются на всех работников;

2) специальные нормы, распространяющиеся на отдельные категории работников (несовершеннолетних; женщин; инвалидов; работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда; лиц, работающих в районах с особыми природными географическими и геологическими условиями и др.).

В соотношении общих и специальных норм выражаются единство и дифференциация трудового права.

§ 2.4. Значение решений Конституционного Суда Украины и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины

Заслуживает внимания рассмотрение вопроса о включении в систему источников трудового права решений Конституционного Суда Украины и руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Украины. Согласно п.2 ст. 150 Конституции Украины к полномочиям Конституционного Суда Украины относится официальное толкование Конституции Украины и законов Украины. По вопросам, предусмотренным указанной статьей, Конституционный Суд принимает решения, которые являются обязательными для исполнения на территории Украины, окончательными и не могут быть обжалованы (ч.3 ст. 150 Конституции Украины). В тех случаях, когда Конституционный Суд дает официальное толкование законов о труде, его решения следует признать источниками трудового права.

Конституция — основной источник трудового права

Ведущее место в системе источников трудового права занимает Конституция Украины. Конституция (от лат. constitutio — устройство) — Основной Закон государства, закрепляющий основы общественного и экономического строя в той или иной стране форму правления и форму государственного устройства, правовое положение личности, порядок организации и компетенцию органов власти и управления в стране, организацию и основные принципы правосудия. Конституция Украины принята 28 июня 1996 г. на пятой сессии Верховной Рады Украины второго созыва.

Согласно ст. 8 Основного Закона в Украине признается и действует принцип верховенства права. Конституционные права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют цели, задачи и содержание законов и других нормативных актов, направленность деятельности органов законодательной и исполнительной власти и обеспечиваются защитой правосудия. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе Конституции Украины и должны соответствовать ей. Нормы Конституции Украины являются нормами прямого действия. Суды при рассмотрении конкретных дел должны оценивать содержание любого закона или другого нормативно-правового акта с точки зрения его соответствия Конституции и во всех необходимых случаях применять Основной Закон как акт прямого действия. В случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли примененный закон или закон, который подлежит применению в конкретном деле, суд по ходатайству участников процесса или по собственной инициативе приостанавливает рассмотрение дела и обращается с мотивированным определением (постановлением) в Верховный Суд Украины, который согласно ст. 150 Основного Закона может ставить перед Конституционным Судом Украины вопрос о соответствии Конституции законов и других нормативных актов. Такое решение суд может принять в любой стадии рассмотрения дела. Суд непосредственно применяет Конституцию в случае, если:

1) из содержания норм Конституции не вытекает необходимость дополнительной регламентации ее положений законом;

2) закон, который был действующим до введения в действие Конституции или принятый после этого, противоречит ей;

3) правоотношения, которые рассматриваются судом, законом Украины не урегулирован, а нормативно-правовой акт, принятый Верховной Радой или Советом министров Автономной Республики Крым, противоречит Конституции Украины;

4) указы Президента Украины, которые вследствие их нормативно-правового характера подлежат применению судами при разрешении конкретных судебных дел, противоречат Конституции Украины.

Основной Закон провозглашает, что Украина является суверенным, независимым, демократическим, социальным, правовым государством. Она обеспечивает не только защиту прав всех субъектов права собственности и хозяйствования, но и социальную направленность экономики. В Конституции приведен такой перечень трудовых прав: а) право свободно распоряжаться своей способностью к труду, выбирать род занятий и профессию; б) право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда; в) право на своевременное получение заработной платы, не ниже определенной законом; г) право на защиту от безработицы; д) право на защиту своих прав через механизм индивидуальных и коллективных трудовых споров с использованием установленных законом способов их разрешения, включая право на забастовку; д) право на отдых и др.

Согласно положениям ст. 43 Основного Закона Украины каждый имеет право на труд. Это право включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который лицо свободно выбирает или на которую свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданами права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализует программы профессионально-технического обучения, подготовки и переподготовки кадров в соответствии с общественными потребностями. Впервые Конституция запретила использование принудительного труда. Не считается принудительным трудом военная или альтернативная (невоенная) служба, которая выполняется лицом по приговору или иному решению суда либо в соответствии с законами о военном и о чрезвычайном состояния. Каждый имеет право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату, не низшую от определенной законом. Это также было закреплено впервые. Гражданам гарантируется защита от незаконного увольнения. В статье 44 Конституции Украины впервые закреплено право тех, кто работает, на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. В Конституции Украины отражены такие права, как право на отдых (ст. 45), на социальную защиту (ст. 46), на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилье (ст. 48) и др.

Трудовое право Украины

курсовая работа Трудовое правоПравильная.doc

Локальные правовые нормы

Система источников трудового права отличается от источников других областей права тем, что в регулировании трудовых отношений важное место занимают локальные (местные) нормы права, которые принимаются непосредственно на предприятиях, в учреждениях, организациях владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с трудовым коллективом или профсоюзным комитетом.

Благодаря локальному регулированию трудовых отношений развиваются демократические основы в производственной деятельности. Соотношение же локального и централизованного регулирования является показателем демократизма существующей правовой системы общества.

Локальное нормотворчество осуществляется непосредственно участниками трудовых отношений, которые принимают участие в создании этих норм, могут влиять на их содержание. Это дает возможность работающим знать объем принадлежащих им прав и обязанностей, которые определены локальными нормами, максимально приспосабливая их для реализации своих интересов и удовлетворение нужд. [15. c. 356]

Для того чтобы осуществлялась локальное нормотворчество, необходимые два условия. Во-первых, нормы являются локальными и приобретают силу лишь при условии, что они приняты в порядке, предварительно определенному централизованным регулированием. Во-вторых, локальное нормотворчество возможно при наличии общей нормы, которая предоставляет определенным субъектам право заниматься нормотворчеством.

Это означает, что субъекты трудового права поставлены в определенные рамки локального нормотворчества. Здесь осуществляется принцип «разрешено лишь то, что определено законом». При этом сущность локальных норм сводится к развитию общих норм трудового права, которые распространяют свое действие только на отношения внутри конкретного предприятия или организации, где они приняты.

Таким образом, локальные нормы в трудовом праве Украины — правила общеобязательного поведения, которые предварительно санкционированы государством и принято в установленном законом порядке непосредственно на предприятии, организации, действует в его границах.

Основным локальным документом на предприятиях, в учреждениях, организациях есть коллективный договор.

Нормативные акты, которые непосредственно принимаются на предприятии, такие как коллективный договор, подлежат обязательному обсуждению и одобрению трудовым коллективом на общем собрании или конференциях работников данного предприятия, учреждения, организации. Но большинство локальных актов принимается владельцем или уполномоченным им органом совместно или по согласованию с профсоюзным комитетом.

Новые экономические отношения значительно расширили самостоятельность хозяйствующих субъектов в области правового регулирования условий работы рабочих и служащих. В частности, усилилось значение локального правового регулирования трудовых отношений с помощью которого улучшается организация работы и производства, укрепляется трудовая дисциплина, усиливаются моральное и материальное стимулирование, использование внутренних резервов, повышается производительность работы. [14. c.451]

Другим важным локальным правовым актом являются правила внутреннего трудового распорядка, которыми на предприятиях, в учреждениях, организациях устанавливается определенный режим работы, правила поведения участников общей работы, определяются их права и обязанности. Правила внутреннего трудового распорядка предприятия, учреждения, организации согласно ст. 142 КЗоТ утверждаются трудовыми коллективами по представлению владельца или уполномоченного им органа и профсоюзного комитета на основе типовых и отраслевых правил.

В правилах внутреннего трудового распорядка определяются порядок принятия на работу и увольнение с работы, порядок использования рабочего времени, поощрение работников, которые добросовестно выполняют свои трудовые обязанности, порядок привлечения работников к дисциплинарной ответственности в случае нарушения ими трудовой дисциплины.

Правила внутреннего трудового распорядка как локальный правовой акт дополняются техническими правилами и инструкциями, положениями о структурных подразделах предприятия, учреждения, организации. Эти нормы направлены на обеспечение правильной расстановки и применение работы рабочих и служащих, достижение единства в определении их обязанностей и квалификационных требований, которые к ним относятся, к уровню их общеобразовательных и профессиональных знаний, привычек и умений.

К локальной норме относятся также установление систем оплаты труда и форм материального поощрения, утверждение положений о премировании и выплате вознаграждения по итогам работы за год. Эти локальные акты принимаются владельцем или уполномоченным им органом по согласованию с профсоюзным комитетом, им предоставлены права устанавливать показатели и условия премирования для работников по профессиям, бригадам, цехам и другим структурным подразделениям. От того, насколько полно будут учитываться при локальной норме характер производства цеха, участка, изменения, оптимальны ли выбранные показатели и установлены размеры премирования, зависит эффективность применения материального стимулирования. [14. c. 459]

Положение о выплате вознаграждения по итогам годовой работы предприятия, как и ряд других локальных актов, представляет собой нормативное соглашение между владельцем или уполномоченным им органом и профсоюзным комитетом. В этих положениях определяются круг лиц, которые имеют право на вознаграждение, способ исчисления вознаграждения, продолжительность минимального трудового стажа, который дает право на вознаграждение, размер сумм, которые выплачиваются работнику в зависимости от его беспрерывного стажа работы на данном предприятии, случаи, когда работник может быть лишен вознаграждения.

Владелец предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган в случае отсутствия в нормативных актах об охране труда требований, которые необходимо выполнить для обеспечения безопасных и безвредных условий работы на определенных работах, обязан принять согласованые с органами государственного надзора за охраной труда мероприятия, которые обеспечивают безопасность работников (ч. 4 ст. 157 КЗоТ). Такие мероприятия разрабатываются владельцем или уполномоченным им органом при участии профсоюзов (ст. 161 КЗоТ).

Таким образом, локальные нормы, которые принимаются владельцем предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом совместно с трудовым коллективом или по согласованию с профсоюзным комитетом, являются составной частью системы трудового права. Они должны быть изначально согласованы с более общими правовыми нормами, которые занимают ведущее, определяющее место в иерархии правовых норм.

РАЗДЕЛ 2. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА УКРАИНЫ

2.1. Конституция Украины, как основной источник трудового права

Основным законом каждого государства есть конституция. Она закрепляет национальную идею распределения и организации государственной власти, ее соотношение с демократическими учреждениями общества, определяет права и свободы граждан и создает условия для их реализации.

Важным достоянием Конституции является то, что она закрепила национальный суверенитет, неприкосновенность территории Украины, обеспечила права человека, определила соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, решила экономические и другие важные для государства вопросы.

Народ Украины стремится построить правовое государство, в котором Конституция должна стать определяющим регулятором общественных отношений. Главным приоритетом деятельности государства должен быть человек как высочайшая социальная ценность. Граждане должны осуществлять свои права по принципу «разрешено то, что не запрещено законом». Права и свободы человека должны быть первоосновой существования и постепенного развития общества, идеалом которого является гуманизм. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица должны осуществлять свои полномочия по принципу «разрешено лишь то, что определено законом». [16 c. 154]

Украина стремится идти путем создания гражданского общества, обеспечения принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, утверждения необходимых гарантий развития национальных меньшинств. Ст. 1 Конституции Украины высочайшей социальной ценностью признает человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность.

Социальные аспекты жизни людей регулируются именно нормами трудового права, и потому ему должна принадлежать ведущая роль в реальном обеспечении социальных прав граждан.

Вместе с Конституцией Украины на территории Украины действуют другие законы, которые обеспечивают верховенство Основного Закона.

В Конституции Украины (ст. 44) впервые предусмотрено право работающих на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов. Данное право может быть использовано работающими для защиты своих экономических и социальных интересов, нарушаемых работодателем. Порядок осуществления права на забастовку устанавливается законом с учетом необходимости обеспечения национальной безопасности, здравоохранения, прав и свобод других людей. Так, согласно ст. 18 Закона Украины «О милиции» от 20 декабря 1990 г. сотрудникам милиции запрещается организовывать забастовки или принимать в них участие. Следует отметить, что забастовка имеет добровольный характер, никто не может быть принужден к участию или неучастию в ней. Запрет забастовки возможен только на основании закона.

Конституция Украины (ст. 36) предоставляет гражданам право на участие в профессиональных союзах с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав. Профессиональные союзы являются общественными организациями, объединяющими граждан, связанных общими интересами по роду их профессиональной деятельности. Профессиональные союзы создаются без предварительного разрешения на основе свободного выбора их членов. Все профессиональные союзы имеют равные права, никто не может быть принужден к вступлению в них. Ограничения относительно членства в профессиональных союзах устанавливаются исключительно Конституцией и законами Украины.
Тесно связанным с правом на труд является закрепленное в Конституции Украины (ст. 45) право работающих на отдых. Это право обеспечивается предоставлением дней еженедельного отдыха, а также оплачиваемого ежегодного отпуска, установлением сокращенного рабочего дня для отдельных профессий и производств, сокращенной продолжительности работы в ночное время. Максимальная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность отдыха и оплачиваемого ежегодного отпуска, выходные и праздничные дни, а также иные условия осуществления этого права определяются законом.

Конституция Украины (ст. 46) гарантирует право своим гражданам на социальную защиту, которое включает право на обеспечение их в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независимым от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием за счет страховых взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также бюджетных и других источников социального обеспечения; созданием сети государственных, коммунальных, частных учреждений для ухода за нетрудоспособными.

В Конституции Украины устанавливается важный социальный стандарт — пенсии, другие виды социальных выплат и пособий, которые являются основным источником существования, должны обеспечивать уровень жизни не ниже прожиточного минимума, установленного законом.
Следует отметить, что Конституция Украины в ст. 55 закрепила важнейшую юридическую гарантию прав, свобод и законных интересов человека и гражданина — право на судебную защиту. [15. c. 156]

Таким образом, Конституция Украины заложила фундамент для развития и обновления национального трудового законодательства, которое должно развиваться на основе конкретизации и развития ее положений. Все принимаемые нормативно- правовые акты, призванные регулировать трудовые и тесно с ними связанные отношения, должны соответствовать Конституции, а ранее изданные должны быть согласованы с ее положениями.

2.2. Кодекс законов о труде Украины, как источник трудового права

Кодекс законов о труде Украины — это нормативно-правовой акт, призванный комплексно регулировать вопросы в трудовых отношених и отношениях, тесно связанных с ними на территории Украины. [13. c. 23]

Кодекс законов о труде Украины был утвержден Верховной Радой Украины 10 декабря 1971 года и вступил в силу с 1 июня 1972 года. Он состоит из 18 глав и 256 статей.

Как мы видим, Кодекс законов о труде Украины был принят во времена советской власти и ориентирован на ситуацию, когда государство выступало и законодателем, и исполнителем собственных законов, а также практически единым работодателем. Изменения, которые произошли в обществе и экономике, появление разнообразных форм предпринимательской деятельности, потеря государством функции единого работодателя, снижение уровня контроля со стороны государства в сфере труда поставили на повестку дня вопросы по приведению законодательства о труде и непосредственно КЗоТа в соответствие с требованиями времени.

§ 2. Конституция Украины как основной источник трудового права

Основным законом любого государства является конституция. Она дает научное осмысление политических и экономических процессов в стране, закрепляет идею распределения и организации государственной власти, ее соотношение с демократическими институтами общества, определяет права и свободы граждан и создает условия для их реализации.

До сих пор считалось, что первой конституцией в мире была конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г. Однако уже доказано, что фактически первой в мире конституцией была Конституция Украины, принятая 5 апреля 1710 г. в Бендерах на казацкой раде, которая имела название «Пакты и Конституция прав и вольностей Запорожского Войска». Этот документ состоял из 16 пунктов и начинался с преамбулы: «Украина обеих сторон Днепра должна быть на вечные времена свободной от чужого господства». Все правительственные должности становились выборными, строго разграничилось государственное сокровище и личные средства гетмана. Запрещалось делать притеснения посполитым, налоги накладывались в зависимости от имущественного состояния.

Именно так гетман Украины Пилип Орлик отметил свое вступление на гетманство. Эта конституция была первой демократической конституцией не только в Европе, но и в мире, потому что была принята на 77 лет раньше конституции Соединенных Штатов.

Итак, основным постулатом Конституции Пилипа Орлика была независимость Украины как от России, так и от Польши. Ограничивалась власть гетмана и создавался казацкий парламент. Предполагалось установление национального суверенитета, определение границ Украинского государства, неприкосновенность Запорожской Сечи. Законодательным органом определялась Рада генеральной старшины, а главой исполнительной власти — гетман.

Особенно ценным в Конституции 1710 г. является то, что в ней речь шла об обеспечении прав человека, экономические и другие важные для государства вопросы. К сожалению, эта Конституция не нашла своего практического применения, так как колониальный гнет Российской империи во главе с Петром И сводился, а позже фактически привел к уничтожению гетманата как институции и украинской государственности.

За годы советской власти в Украине дословно воспроизводились конституции, которые принимались в Советском Союзе. Так было с конституцией 1936 p., которую называли сталинской, и с конституцией 1977 г., прозванной брежневской. Эти Конституции провозглашали основные права и свободы в области трудовых отношений, такие как право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, право на образование, право участвовать в управлении государственными и общественными делами, право на об’1 объединение в общественные организации, право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина признавались добросовестный труд в избранной им области общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины, сохранение и укрепление государственной собственности.

28 июня 1996 г. Верховная Рада приняла новую Конституцию Украины, которая стала чрезвычайно важным политико-правовым документом, который зафиксировал существующее состояние развития Украинского государства и общества, их правовой системы.

Конституция Украины принята в условиях противоречий между политическими партиями о пути развития нашей государственности, поэтому целый ряд ее положений далека от совершенства.

Несмотря на это, Конституция Украины 1996 г. создает правовую основу для совершенствования правового регулирования общественных отношений во всех сферах жизни. Она является надежной базой для деятельности предусмотренных ею государственных органов и политических институтов, интенсификации текущего законодательства, создание значительного количества кодифицированных правовых актов, поскольку современный массив законодательства Украины — это большое количество законов, указов, постановлений, инструкций, правил и других актов, часть которых принята еще в старые времена.

Конституция Украины провозгласила, что все люди свободны и равны в своем достоинстве и правах. Права и свободы человека являются неотчуждаемыми и нерушимыми, они не являются исчерпывающими. Каждый человек имеет право на свободное развитие своей личности, если при этом не нарушаются права и свободы других людей, и имеет обязанности перед обществом, в котором обеспечивается свободное и всестороннее развитие его личности.

Граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. Каждый имеет право на уважение его достоинства, на свободу и личную неприкосновенность.

Гражданам Украины принадлежит право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, результатами своей интеллектуальной, творческой деятельности, которая не запрещена законом, право на труд, который они свободно выбирают или на который свободно соглашаются, право на отдых, право на социальную защиту, право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи, включающий достаточное питание, одежду, жилище, право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и др.

Провозглашаемые Конституцией права можно назвать позитивными правами, которые в собственном смысле этого понятия не являются правами, поскольку им корреспондируют определенные обязанности, они не гарантируются и не могут гарантироваться в полном объеме, например, посредством судебной защиты.

На сегодня ни одна страна в мире не может создать надлежащих гарантий реализации и защиты экономических, социальных и культурных прав своим гражданам. Отсутствие же судебной защиты, который является наиболее эффективной формой правовых гарантий, превращает названные права на декларацию и тем самым дискредитирует саму идею прав человека.

В то же время право на труд, право на образование, право на жилище, право на охрану здоровья являются важнейшими экономическими, социальными и культурными правами. В современных условиях они могут быть только социальными намерениями государства, удостоверяющих ее гуманистическую цель.

Важным достоянием Конституции является то, что она закрепила национальный суверенитет, неприкосновенность территории Украины, обеспечила права человека, определила соотношение законодательной, исполнительной и судебной власти, развязала экономические и другие важные для государства вопросы.

Народ Украины стремится построить правовое государство, в котором Конституция должна стать определяющим регулятором общественных отношений. Главным приоритетом деятельности государства должен быть человек как высшая социальная ценность. Граждане должны осуществлять свои права по принципу «разрешено то, что не запрещено законом». Права и свободы человека должны быть первоосновой существования и постепенного развития общества, идеалом которого является гуманизм. Государственные органы, органы местного самоуправления, должностные лица должны осуществлять свои полномочия по принципу «разрешено только то, что определено законом».

Украина стремится идти по пути создания гражданского общества, обеспечения принципов верховенства права, приоритета прав и свобод человека, утверждение необходимых гарантий развития национальных меньшинств. Поэтому ст1 Конституции Украины наивысшей социальной ценностью признает человека, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность.

Социальные аспекты жизни людей регулируются именно нормами трудового права, и поэтому ему должна принадлежать ведущая роль в реальном обеспечении социальных прав граждан.

Вместе с Конституцией Украины на территории Украины действуют другие законы, которые обеспечивают верховенство Основного Закона.

Конституция украины как источник трудового права

§ 2 Источники трудового права

. Источники трудового права — это разнообразные нормативные акты органов государственной власти и управления, регулирующие трудовые и иные отношения, тесно с ними связанные. Однако поскольку источник трудового права является формой выражения трудо ового законодательства в соответствующем нормативном акте, такие нормативные акты по содержанию могут быть двух видов: а) содержат лишь нормы трудового права, например,. Кодекс законов о труде Украины, б) содержащие нормы различных отраслей права, в том числе трудового (их называют комплексными). Учитывая общую теорию национального права Украины можно утверждать, что источники права, в том числе и т. Рудова, могут иметь нормативный и ненормативный характер. Например, указы. Президента Украины о персональном награждении орденом. Ярослава. Мудрого или присвоении почетного звания»Заслуженный работник превысил ик науки»- это правовые акты правоприменительного характера, в то время как. Указ. Президента Украины от 26 апреля 1995 г»О введении на территории Украины региональных графиков начала рабочего дня»является нормативным актом трудового праварава.

По важности и подчиненностью источники трудового права делятся на законы и подзаконные акты трудового законодательства: конституционные (Конституция Украины от 28 июня 1996 г. Декларация о государств ный суверенитете Украины от 16 июля 1990 г,. Декларация прав национальностей Украины от 1 ноября 1991 г и др.) и обычные (Законы Украины»О занятости населения»от 1 марта 1991 г и»О е дпусткы»от 15 ноября 1996 т.тощо).

Источники трудового права классифицируются также по его системой и институтами. Так, законы Украины о труде могут быть кодифицированными (например. КЗоТ Украины) и текущими, касающиеся отдельных институтов трудового права (в частности. Закон Украины»О коллективных договорах и соглашениях?. От. И июля 1993 г,. Закон Украины»Об отпусках»от 15 ноября 1996 т.що).

Если классифицировать законы как источники трудового права согласно его системе (общей и особенной), то следует выделять источники, принадлежащие как к общей части, так и ко всем институтам особой й части трудового права (это. Конституция Украины и. КЗоТ Украины). Но есть законы, относятся только к определенного института трудового права (например,. Закона Украины»Об оплате труда»от 24 марта 199 5 г и»Об отпусках»от 15 ноября 1996р.).

Среди основных источников трудового права следует выделить. Конституцию Украины от 28 июня 1996 г и. КЗоТ Украины

Главная сущность. Конституции Украины заключается в закреплении основных трудовых прав с обязательным учетом того, что она имеет высшую юридическую силу. Законы и другие нормативно-правовые акты принимаются на основе. Конституции Украины и должны соответствовать ей (ч. 2 ст 8. Конституции Украины). Конституция Украины как. Основной. Закон нашего государства обеспечивает единство правового регулирования труда на всех пред приятиях независимо от формы собственности, закрепляет принципы такого регулирования, которые реально оказываются в конституционных трудовых правах, в юридических гарантиях по всей системы трудового законодательства частности,. Конституция Украины закрепляет равенство перед законом (ст. 24), право на участие в профсоюзах с целью защиты своих трудовых прав и интересов (в 36); равное право доступа к государственной службе (в 38), право на предпринимательскую деятельность, которая не запрещена законом (ст. 42), право на труд, на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда, на заработную плату не ниже определенной законом (ст. 43); право на забастовку для защиты своих экономических и социальных интересов (в 44), право на отдых (ст. 45), право на социальную защиту, в частности, по временной нетрудоспособности, безработице, старости и в других, предусмотренных законом случаях (в 46дках (ст. 46).

Основным. Законом Украины от 28 июня 1996 г не закреплены обязанности в области труда. Они предусмотрены вторым по важности нормативным актом в сфере труда -. КЗоТ Украины (статьи 2, 139

143) с обязательным учетом того, что. Конституция Украины имеет высшую юридическую силу

Главным источником трудового права является. КЗоТ Украины от 10 декабря 1971 г, как кодифицированный нормативно-правовой акт. Ему свойственна четкая последовательность размещения институтов в виде глав

Наряду. КЗоТ Украины действуют также другие законы Украины, принятие которых обусловлено новыми рыночными отношениями. Это, в частности, законы Украины»О занятости населения»от 1 марта 1991 г,»О коллективных и договорах и соглашениях»от 1 июля 1992,»Об оплате труда»от 24 марта 1995 г,»Об отпусках»от 15 ноября 1996 тощ тощо.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Трудовое право

Понятие источников трудового права и их общая характеристика

Источники права понимаются в двух смыслах — материальном и формально-юридическом.

По юридической силе источники трудового права делятся на Конституцию Украины, акты международного регулирования труда (ратифицированные Украиной), .законы, подзаконные нормативно-правовые акты, акты социального партнерства, акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты.

По степени обобщенности различают кодифицированные, комплексные и текущие нормативно-правовые акты как источники трудового права.

Различают традиционные и нетрадиционные источники трудового права.

К традиционным относятся Кодекс законов о труде Украины, Закон Украины «Об оплате труда». Закон Украины «Об отпусках» и др. Принадлежность таких актов к источникам трудового права видна уже по их названию. В месте с тем отдельные нормативные положения, являющиеся источником трудового права, содержаться в нормативно-правовых актах, которые относятся к источникам другой отрасли права: в Законе Украины «О собственности». Законе Украины «О приватизации государственного имущества» и др. додержаться нормы, относящиеся к трудовому праву.

Основным источником трудового права является Конституция Украины от 28 июня 1996 года, закрепляющая важнейшие трудовые права человека и гражданина и гарантии их реализации. Так, в ч. 2 ст. 43 Конституции Украины предусмотрена обязанность государства по созданию условий для полного осуществления гражданами права на труд, гарантированию равных возможностей в выборе профессии и рода трудовой деятельности, реализации программы профессионально-технического обучения, подготовке и переподготовке кадров в соответствии с общественными потребностями.

Среди законов прежде всего необходимо назвать кодифицированный источник трудового права — Кодекс законов о труде Украины, утвержденный Законом УССР от 10 декабря 1971 года и введенный в действие с 1 июня 1972 года.

Следует назвать ряд законов Украины, направленных на регулирование трудовых отношений: «О предприятиях Украины» от 27 марта 1991 года, «О занятости населения» от 1 марта 1991 года, «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21 марта 1991 г., «Об охране труда» от 14 октября 1992 года, «О коллективных договорах и соглашениях» от 1 июля 1993 г., «О государственной службе» от 16 декабря 1993 г., «Об отпусках» от 15 ноября 1996 г., «О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) от 3 марта 1998 г. и др.

К подзаконным нормативно-правовым актам, регулирующим труд работников, необходимо отнести указы и распоряжения Президента Украины нормативного характера, постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины, Министерства Труда и социальной политики Украины, акты местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

Источниками трудового права являются также акты социального партнерства (соглашения, заключаемые на государственное, отраслевом, региональном уровнях), локально нормативно-правовые акты: коллективные договора, правила внутреннего трудового распорядка, положения о премировании и др.

Большое значение для правильного применения действующего законодательства имеют руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Украины, решения Верховного Суда Украины по отдельным делам, решения нижестоящих судов, опробированные Верховным Судом Украины.

Смотрите еще:

  • Возмещение родителями расходов затраченных государством на содержание детей Закон Республики Беларусь от 19.07.2005 №37-З "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам возмещения расходов на содержание детей, находящихся на государственном […]
  • Федеральны закон о здравоохранении Рассматриваем 242-ФЗ «О применении информационных технологий в сфере охраны здоровья» Гусев Александр,Зам. директора по развитию, к.т.н. Гусев Александр Владимирович Участие в стратегическом развитии, консультации по […]
  • 217 221 гпк рк Гражданский процессуальный кодекс РКСтатья 217. Судебные прения 1. Судебные прения состоят из речей лиц, участвующих в деле, и их представителей. Участники судебных прений не вправе в своих выступлениях ссылаться на […]
  • Как получить рвп гражданину киргизии Как гражданину Киргизии получить гражданство РФ в 2018 году Получение гражданства Российской Федерации - юридически сложный процесс. Однако для граждан Киргизии схема смены гражданства была упрощена. Соответствующий […]
  • Продажа дачного участка в астрахани Дачи в Астрахани (продажа) водопровод, электричествоэтажей 2, кирпич, 2000 г отопление, водопровод, канализация, электричество, газэтажей 2, кирпич, 2017 г водопровод, электричество, газэтажей 1, Дерево, 1960 г, […]
  • Ст 122 нк рф применение ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ СТ. 122 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИТ.И. ОТЧЕСКАЯОтческая Татьяна Ивановна Судья Федерального арбитражного суда Западно - Сибирского округа, старший советник юстиции. […]