Конституция как источник образовательного права

Образовательное право

Образовательным правом называют совокупность правовых норм, регулирующих получение образования и работу образовательных учреждений.

Источники образовательного права многочисленны. Статья 43 Конституции РФ гарантирует каждому россиянину бесплатное дошкольное, школьное, среднее специальное и высшее образование (высшее – на конкурсной основе). Основное общее образование признаётся Конституцией обязательным.

Основной источник образовательного права в России – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Закон регулирует систему образования, работу образовательных учреждений, права и обязанности участников системы образования, образовательные программы, вмешательство государства в образовательную деятельность и её финансовое обеспечение.

На международном уровне образовательное право регламентируется Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребёнка, Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах и некоторыми другими международными соглашениями и решениями международных судов.

Субъекты образовательного права

Участниками отношений в образовательном праве являются образовательные учреждения и их сотрудники с одной стороны, учащиеся и их законные представители с другой стороны.

Право на образовательную деятельность имеют только лицензированные государством образовательные учреждения. Получать лицензию не обязаны только индивидуальные предприниматели, которые непосредственно занимаются обучением населения.

Лицензия на право образовательной деятельности выдаётся федеральным органом исполнительной власти. В приложении к лицензии указаны виды и уровни образования в данном учреждении, а также адреса осуществления образовательной деятельности.

Права образовательных учреждений

Права образовательных учреждений перечислены в статье 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Образовательная организация имеет право:

  • разрабатывать локальные нормативные акты (например, правила внутреннего и трудового распорядка);
  • устанавливать штатное расписание;
  • принимать на работу сотрудников через трудовые договоры;
  • разрабатывать и утверждать образовательные программы и программы развития образовательного учреждения;
  • выбирать учебники из списка рекомендованных и допущенных государственными органами;
  • определять формы и порядок контроля успеваемости;
  • поощрять обучающихся за успехи;
  • использовать и совершенствовать методы образования и воспитания;
  • принимать учащихся для проживания в интернате, обеспечивая необходимые условия жизни;
  • организовывать социально-психологическое тестирование;
  • вести научно-методическую работу, заниматься подготовкой научных кадров;
  • иметь официальный сайт в Интернете;
  • осуществлять просветительскую деятельность для населения;
  • осуществлять организацию отдыха учащихся на каникулах.

Обязанности образовательных учреждений

Вкупе с правами идут и обязанности образовательных учреждений. Организации обязаны:

  • охранять и укреплять здоровье обучающихся, создавать условия для безопасного обучения;
  • соблюдать права и свободы сотрудников, учащихся и их представителей;
  • отчитываться перед учредителями и общественностью о поступлении и расходовании финансов;
  • следить за соответствием материально-технического обеспечения учреждений принятым нормам;
  • собирать и хранить информацию о результатах учебной деятельности;
  • организовывать питание для обучающихся и сотрудников;
  • создавать условия для занятия обучающихся спортом;
  • содействовать деятельности общественных объединений учащихся и их родителей;
  • обеспечивать полное выполнение образовательных программ.

За невыполнение своих обязанностей образовательное учреждение и должностные лица несут административную ответственность согласно Кодексу об администратиыных правонарушениях РФ.

Защита образовательных прав в Москве

Административных нарушений в области образовательного права, к сожалению, немало. Не все образовательные учреждения в полной мере выполняют свои обязанности. Нарушаются права учеников, родителей, учителей. Отмечаются и уголовные преступления, например, коррупция при зачислении учащихся или при сдаче экзаменов.

Защитить права учащихся и педагогов поможет юридическая Компания «Правовое решение». Наши эксперты следят за всеми изменениями в области образовательного права в РФ и в мире и могут дать профессиональную консультацию по любому вопросу, найти решение проблемы и реализовать это решение на практике. Мы обжалуем отказ в зачислении ребёнка в образовательное учреждение, защитим от обвинений в коррупции, представим интересы сотрудников при нарушении администрацией трудового права.

Юридическая консультация по образовательному праву
Оформление документа (жалобы, заявления, договора)
Досудебное урегулирование спора в области образовательного права
Ведение судебного дела по спору в области образовательного права

Оставьте свой номер телефона и мы перезвоним вам в течении 15 минут.

Заказать обратный звонок

с ПН по ПТ с 10:00 ч. до 19:00 ч.

г. Москва , Гамсоновский пер., д. 2, стр. 1

© 2016, Все права защищены.
При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

Услуги адвоката в Москве

Ни для кого не секрет, что правовое поле без участия квалифицированное адвоката – минное. Для того чтобы выйти победителем и не запутаться в стремительно меняющихся законах понадобится тяжелая артиллерия в виде профессиональных юристов.

Примером гармоничного сочетания демократичной стоимости и достойного качества юридических услуг является компания «Правовое решение». Наши специалисты компетентны в таких законодательных сферах, как:

  • финансовая
  • налоговая
  • административная
  • уголовная
  • жилищная

Услуги адвоката по гражданским делам

В юридическом бюро «Правовое решение» сформирована и успешно применяется практика гражданского права. Наши адвокаты ведут дела в сфере трудового, семейного и гражданского права.

Главная цель нашей компании – реальная помощь и защита клиента. Юристы компании «Правовое решение» занимаются не только семейными, жилищными и кредитными спорами, но и ведут дела, связанные с трудовыми правом и страховыми вопросами. В услуги адвокатов по гражданским делам входит:

  • компетентная консультация по гражданскому праву;
  • составление и подготовка необходимой документации;
  • юридическое сопровождение в ходе исполнительного производства;
  • ведение дел от имени клиента;
  • защита интересов клиента в суде;
  • представление интересов клиента в кассационном или апелляционном порядке.

Услуги адвоката по уголовным делам

Решение уголовных вопросов является весьма ответственным и трудным занятием. Именно потому за ведение уголовных дел берутся лишь опытные и квалифицированные адвокаты. Если лицу грозит уголовное наказание, поиск юридически подкованного защитника становится задачей первостепенной важности.

Проволочки и затягивание с обращением за помощью чреваты потерей не только имущества и денег, но и лишением драгоценной свободы. В услуги адвоката по уголовным делам входит не только грамотное составление необходимой для судебной защиты документации, но и подготовка тактики защиты клиента.

Специалисты компании «Правовое решение» гарантируют своим клиентам необходимый уровень психологического комфорта и защиту на квалифицированном и достойном уровне.

Стоимость услуг адвоката в Москве

Стоит отметить, что услуги адвоката не могут быть бесплатными. Их оплачивает либо клиент, либо компания, либо государство. Стоимость услуг наших адвокатов варьируется в широком диапазоне и зависит от следующих нюансов:

  • юридическая сфера вопроса;
  • количество предоставляемых услуг;
  • сложность вопроса.

Зачастую услуги адвоката в суде касаются не только таких общих правомочий, как ознакомление с делом или непосредственное участие в судебном процессе, но и специальных, в которые входит сбор документации, опрос свидетелей или иные услуги. Клиент всегда самостоятельно решает, какой объем предоставляемых адвокатом услуг ему потребуется. Исходя из этого, формируется и конечная цена адвокатских услуг.

Многие задаются вопросом — сколько стоят услуги адвоката и насколько они соответствуют качеству? Тарифы нашей компании позволяют адвокату получить достойное вознаграждение за кропотливый труд, при этом не отвлекаясь и не распыляясь на прочие мелкие заказы. А это гарантированный 100% результат погружения в проблему клиента.

Юристы компании «Правовое решение» помогут дать квалифицированную оценку сложившейся ситуации, проведут компетентный анализ проблемы и помогут выработать наиболее успешную позицию клиента. Для решения интересующего Вас вопроса и достижения необходимого результата наши юристы используют все возможные способы. Звоните!

Раздел IV. Источники образовательного права

Глава 1. Понятие и виды источников образовательного права

Нормы образовательного права выражаются, закрепляются в разного рода правовых источниках. Под источниками права российские правоведы понимают письменные документы при , помощи которых правотворче-ские органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права ( изменении действующих норм, признании их утратившими силу) и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В числе основных ис-точников права признаются нормативно-правовые акты, судебные преце-денты, нормативные договоры и правовые обычаи.

В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор.

Ряд российских правоведов под нормативно-правовым актом пони-мают правовой акт, содержащий нормы права ( Г.В. Назаренко. 46. С. 103). Однако, это определение является чрезмерно широким. Далеко не всякий правовой акт, содержащий нормы права, является источником пра-ва.

Во-первых, не признаются источниками права акты органов испол-нительной власти, которыми доводятся до сведения подчиненных им орга-нов, учреждений и предприятий нормативные акты, принятые вышестоя-щими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительст-ва РФ и др. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких эк-земплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к све-дению и неукоснительному руководству Постановление Совета Минист-ров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что . ». Затем дословно приводился текст самого постановления.

В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президен-та РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опуб-ликования, необходимость в издании подобных актов отпала. Однако Ми-нобразование России и другие федеральные министерства по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, уч-реждений, организаций актов Президента РФ и Правительства РФ. Напри-мер, инструктивным письмом Государственного комитета РФ по высшему образованию от 26 июня 1996 г. было доведено до сведения ректоров ву-зов постановление Правительства РФ от 11 июня 1996, № 695.

Акты, содержание которых составляют нормы другого источника права, являются безусловно правовыми, содержат нормы права, но не об-ладают признаками нормативно-правового акта. Это всего лишь разно-видность информационных актов, которые оформляются как ведомствен-ные, но не имеют силы ведомственного акта. В них отсутствует собствен-ная воля центрального органа исполнительной власти, направленная не создание новых норм или изменение действующих. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. имеют силу закона, указа, постановления, которая ни при каких условиях не пере-ходит на воспроизводящие их акты других органов.

Нормативно-правовой акт ? это не любая совокупность действую-щих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых, оригинальных норм права. В нормативно-правовом акте должна содержаться одна, как минимум, оригинальная норма. Правовой акт, со-стоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не за-крепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.

В систему нормативно-правовых актов не входят также правовые ак-ты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых ориги-нальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкова-ния, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъяс-няющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму феде-ральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором разъяснялись положения Кодекса, вызвавшие определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.

В систему нормативно-правовых актов не включаются акты, содер-жащие оригинальные нормы права, но принятые некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу дея-тельности другого органа.

За пределами компетенции правотворческого органа принимаются нормативно-правовые акты по вопросам, отнесенным к ведению другого органа, а также нормы права, противоречащие Конституции РФ, федераль-ным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия при-знаются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответствен-но, и принятые такими способами нормы права оказываются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются раз-новидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедли-тельной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными за-конами порядке.

В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты, кото-рые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой пере-чень нормативно-правовых актов, утративших силу. После принятия ново-го нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специ-альное решение о том, какие ранее принятые нормативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают действие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь реквизиты актов, утративших силу. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательным нормативным актом.

Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действую-щих норм права путем приятия новых норм права или решения, на-правленного на отмену устаревших актов.

Другим источником образовательного права является нормативный договор, т.е. соглашение государственных органов, иных лиц, которое ус-танавливает нормы права, обязательные для лиц, заключивших это согла-шение, и иных заинтересованных лиц. Нормативные договоры выступают чаще всего источниками международного права. С их помощью определя-ются общеобязательные правила, нормы права, регулирующиет отноше-ния между отдельными государствами, гражданами этих государств, ины-ми лицами. Однако в случаях, прямо предусмотренных Конституцией РФ либо федеральными законами, государственным органам или иным лицам разрешается заключать договоры с целью установления и закрепления ка-ких-либо норм права.

Особенность нормативного договора как источника права характери-зуется тем, что он, во-первых, принимается только при добровольном со-гласии всех лиц его подписавших. Для принятия нормативно-правового акта коллегиальным правотворческим органом достаточно согласия боль-шей части его членов. Во-вторых, нормативный договор предусматривает взаимную ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее вы-полнение договора и его положения являются обязательными как для лиц, подписавших договор, так и для других заинтересованных лиц. Во всех случаях неисполнения норм, закрепленных нормативным договором, заинтересованное лицо может обратиться в суд либо в иные государствен-ные органы за защитой своего нарушенного права.

Примером нормативного договора служит Федеративный договор «О разграничении предметов ведения и полномочий между органами госу-дарственной власти Российской федерации и органами власти республик в составе Российской Федерации». Этот договор, заключенный между феде-ральными органами и республиками в составе Российской Федерации, со-держит нормы права, которыми нужно руководствоваться при решении вопросов о компетенции федеральных органов государственной власти и органов субъектов Российской Федерации.

Применяемые в сфере образовательного права нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативно-правовые акты.

Согласно ст. 3 Закона РФ «Об образовании» данная отрасль права включает в себя Конституцию Российской Федерации, настоящий Феде-ральный закон, принимаемые в соответствии с ним другие законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, а также законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской федерации в области образования.

Таким образом, система законов в сфере образования является трех-уровневой и состоит из Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации. Ведущую роль в этой системе играют Конституция РФ, а так же федеральные законы, т.е. нормативно-правовые акты, принимаемые Государственной Думой Федерального Собрания Рос-сийской Федерации.

Конституция РФ как акт высшей юридической силы устанавливает права и свободы человека и гражданина в области образования. Реальное право человека на образование в Российской Федерации обеспечивается и некоторыми другими статьями Конституции РФ, в том числе закрепляю-щими право гражданина на судебную защиту своих конституционных и иных прав, на пользование учреждениями культуры, на доступ к культур-ным ценностям, свободу творчества и преподавания и др.

Конституционные нормы по вопросам образования содержатся так-же в конституциях республик Российской Федерации.

Следующими после Конституции РФ актами высшей юридической силы являются федеральные законы, принимаемые Государственной Ду-мой Федерального Собрания Российской Федерации. Основополагающий из них Закон РФ «Об образовании» устанавливает исходные, первичные нормы правого регулирования в области образования. Его нормативные положения дополняются и конкретизируются другими федеральными за-конами, а также законами субъектов Российской Федерации. В числе наи-более значимых федеральных законов, принятых по вопросам образования, можно назвать:

Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональ-ном образовании»;

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;

Федеральный закон «О компенсационных выплатах на питание обу-чающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных уч-реждениях начального профессионального и среднего профессионального образования».

Особую значимость законодатель и педагогическая общественность придавали подготовке Федеральной программы развития образования, ко-торая была утверждена Федеральным законом, принятым Государственной Думой 15 марта 2000 г. Данный акт содержит перечень мероприятий, которые законодатель признает необходимыми провести до 2005 г. в целях «развития системы образования в интересах формирования гармонично развитой, социально активной, творческой личности и в качестве одного из факторов экономического и социального прогресса общества».

Однако система федеральных законов по вопросам образования пока незавершена. Ряд федеральных законов, прямо предусмотренных Законом РФ «Об образовании», но еще по тем или иным причинам не принятых Го-сударственной Думой. Это, в частности, федеральные законы о порядке регистрации и деятельности образовательных учреждений, о государст-венном образовательном стандарте основного общего образования, о госу-дарственной аттестационной службе. Предполагается принять специаль-ные федеральные законы по каждому отдельному уровню образования ? общему, начальному профессиональному, среднему профессиональному и дополнительному образованию.

Поскольку вопросы образования являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, то в соответствии со ст. 29 Закона РФ «Об образовании» субъекты Российской Федерации могут при-нимать законы и иные нормативно-правовые акты, направленные на регу-лирование образовательных отношений. В частности, им предоставляется право определять особенности порядка создания, реорганизации, ликвида-ции и финансирования образовательных учреждений, разрабатывать и реа-лизовывать республиканские, региональные программы развития образо-вания, устанавливать национально-региональные компоненты государст-венных образовательных стандартов, определять местные налоги и сборы на нужды образования, республиканские, региональные нормативы финан-сирования образования и др.

Конституционное право субъектов Российской Федерации осущест-влять нормативно-правовое регулирование общественных отношений в сфере образования позволяет им существенно дополнять Закон РФ “Об образовании” с учетом национальных, социально-экономических, геогра-фических, демографических и других конкретно-исторических особенно-стей региона и тем самым полнее учитывать интересы отдельных социаль-ных слоев региона, закреплять дополнительные гарантии их конституци-онного права на образование.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации за-крепляют исходные, первичные нормы в сфере образования, которые до-полняются и конкретизируются развитой системой подзаконных норма-тивно-правовых актов, состоящей из четырех элементов: федеральных подзаконных нормативно-правовых актов; подзаконных нормативно-правовых актов государственных органов субъектов Российской Федера-ции; нормативно-правовых актов органов местного самоуправления; ло-кальных нормативно-правовых актов, принимаемых образовательными уч-реждениями.

В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают нормативные указы Президента Российской Федерации как главы государства. В области образования эти указы решают вопросы, связанные с установлением размеров стипендий и предоставлением льгот студентам и аспирантам, закреплением мер соци-альной защиты работников образовательных учреждений, определением правового статуса отдельных видов образовательных учреждений, и дру-гие вопросы. Например, Указом Президента РФ от 13 июня 1996 г. № 903 «О государственной поддержке интеграции высшего образования и фун-даментальной науки» были одобрены основные направления государст-венной поддержки интеграции высшего образования и фундаментальной науки, а также дано поручение Правительству РФ в развитие указа подго-товить федеральную целевую программу и представить ее на утверждение Президента РФ.

Среди федеральных подзаконных нормативно-правовых актов по во-просам образования наиболее распространены нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации. Свои нормативные решения Пра-вительство принимает в виде постановлений или распоряжений. Как феде-ральный орган исполнительной власти, Правительство принимает норма-тивные решения по всем вопросам, связанным с реализацией федеральных законов в сфере образования. Оно определяет порядок применения тех или иных мер социальной защиты участников образовательных отношений, присвоения ученых степеней и званий, размеры и порядок оплаты труда работникам образовательных учреждений и др.

В системе нормативно-правовых актов Правительства по вопросам образования особое значение имеют типовые положения об образователь-ных учреждениях соответствующих типов и видов, например, Типовое по-ложение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановле-нием Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196, Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденное постановлением Правительст-ва РФ от 5 апреля 2001 г. № 264.

Типовые положения об образовательных учреждениях соответст-вующего типа или вида закрепляют порядок деятельности образователь-ных учреждений, их права и обязанности при осуществлении образова-тельной деятельности, управлении этими учреждениями, порядок государ-ственного контроля за их деятельность, решают иные вопросы.

Нормативные акты Правительство РФ принимает нормативно-правовые акты и по вопросам дальнейшего развития, совершенствования законодательства. Одним из таких актов является распоряжение Прави-тельства РФ от 28 декабря 2001 г. № 1576-Р «Об утверждении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года».

Названная Концепция ставит практически те же цели, что и Феде-ральная программа развития образования, утвержденная Федеральным за-коном в 2000 г., но предусматривает меры, противоречащие Федеральной программе. Так, если Федеральная программа закрепляет меры, направ-ленных на формирование и обеспечение социально-экономических меха-низмов расширения доступа граждан к получению высшего профессио-нального образования за счет средств федерального бюджета, то Концеп-ция Правительства РФ в числе одной из основных мер по финансовому укреплению образовательных учреждений называет «спонсорскую помощь семьи». Подобная мера признается реальной, поскольку Правительство РФ уверено в том, что доходы семей и предприятий «позволят существенно увеличить платежеспособный спрос на образование».

Значительный удельный вес в системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов занимают нормативно-правовые акты Мини-стерства образования РФ. В соответствии с Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 марта 2000 г. № 258, Минобразование России устанавливает порядок приема граждан в го-сударственные учреждения среднего и высшего профессионального обра-зования, разрабатывает и утверждает типовые положения об образователь-ных учреждениях, федеральные компоненты государственных образова-тельных стандартов, утверждает положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников образовательных учреждений, решает другие во-просы, отнесенные к его компетенции.

Нормативно-правовые акты Минобразования России принимаются в форме приказов, писем, инструкций, разъяснений, решений Коллегии. Ми-нобразование России устанавливает нормы, регулирующие собственные отношения Министерства, своих органов, образовательных учреждений с гражданами, иными учреждениями, организациями, не входящими в сис-тему Министерства. Такие акты принято называть общеобязательными и все они подлежит регистрации в Министерстве юстиции РФ. Общеобяза-тельные нормативно-правовые акты Минобразования России, равно как и других центральных органов исполнительной власти, не прошедшие дан-ной процедуры и не имеющие номера государственной регистрации в Ми-нистерстве юстиции РФ, не могут вступать в действие, а содержащиеся в них нормы права ? регулировать общественные отношения.

Подзаконные нормативно-правовые акты по вопросам образования могут приниматься органами исполнительной власти субъектов Россий-ской Федерации, главой их исполнительной власти , либо органами управ-ления образованием. Акты могут приниматься в пределах компетенции этих органов и в строгом соответствии с действующими федеральными за-конами, законами соответствующего субъекта Российской Федерации, ука-зами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. На этом уров-не правового регулирования могут приниматься нормы, закрепляющие республиканские, региональные нормативы финансирования образования, дополнительные к федеральным льготы обучающимся и работникам обра-зовательных учреждений, дополнительные к федеральным требования к образовательным учреждениям в части строительных норм и санитарных правил и по другим вопросам.

Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления при-нимаются по вопросам, отнесенным к компетенции этих органов. Согласно

ст. 31 Закона РФ «Об образовании» органы местного самоуправления мо-гут осуществлять нормативно-правовое регулирование отношений собст-венности в системе образования, устанавливать дополнительные налоги и льготы, стимулирующие развитие образования, местные нормативы фи-нансирования системы образования, утверждать местные бюджеты расхо-дов на образование.

Замыкают рассматриваемую систему подзаконных нормативно-правовых актов в области образования локальные нормативно-правовые акты образовательных учреждений. Благодаря им, образовательному уч-реждению предоставляется возможность конкретизировать и дополнить нормы законов, указов Президента РФ, нормативно-правовых актов госу-дарственных органов исполнительной власти и органов местного само-управления применительно к специфике образовательного учреждения, особенностям его педагогической и иной деятельности в сфере образова-ния.

Правотворческая деятельность в образовательных учреждениях осу-ществляется учредителями, органами управления либо их коллективом учреждения. Перечень вопросов, по которым могут принимать норматив-но-правовые акты органы управления образовательным учреждением, по-рядок принятия таких актов закрепляются в уставе учреждения. Большие права в подготовке и принятии локальных актов предоставлены коллекти-ву образовательного учреждения. В частности, он принимает правила внутреннего трудового распорядка, рассматривает проекты годовых учеб-ных планов, определет перечень и порядок предоставления работникам образовательных учреждений социальных льгот из фондов трудового кол-лектива.

Среди локальных актов образовательного учреждения особое место занимает его устав. Согласно ч. 12 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», Ус-тав принимаемый трудовым коллективом, закрепляет нормы права по ос-новным вопросам организации и деятельности образовательного учрежде-ния, в том числе его финансовой, хозяйственной деятельности, порядок ор-ганизации, изменения и прекращения деятельности, права и обязанности участников образовательных отношений. При этом остальные локальные акты образовательного учреждения не могут противоречить его уставу. Как правильно подчеркивают авторы работы «Управление школой: теоре-тические основы и методы», устав « является важнейшим правовым доку-ментом, своеобразной «конституцией» конкретного образовательного уч-реждения» ( 90. С.293).

Признавая устав в качестве одного из важнейших источников права, призванного конкретизировать академические свободы образовательного учреждения, пределы и порядок пользования ими, нельзя не отметить и некоторых недостаточно корректных решений законодателя в части со-держания устава. На уровень локального регулирования оказался передан-ным ряд вопросов, связанных с реализацией некоторых конституционных прав и установлением ограничений в пользовании этими правами.

Закон РФ «Об образовании» предоставил право образовательным учреждениям самостоятельно определять возраст, с которого допускается прием граждан в образовательное учреждение (ч. 2 ст. 19), порядок и осно-вания отчисления обучающихся ( ч. 5 ст. 13), формы участия обучающихся в управлении делами образовательного учреждения ( ч. 4 ст. 50). Учреди-тель может конкретизировать порядок приема граждан в образовательное учреждение (ч. 1 ст. 16) и устанавливать порядок предоставления препода-вателям длительного отпуска сроком до одного года (ч. 5 ст. 55).

Согласно ст. 55 Конституции РФ права и свободы могут ограничи-ваться только федеральным законом и, следовательно, на этом уровне нормативно-правового регулирования надлежит устанавливать возраст, до достижения которого ребенок не может посещать школу. Равным обра-зом, только федеральный закон ограничивает конституционное право на образование посредством установления порядка и основания отчисления обучающихся из образовательных учреждений. Ни учредитель, ни образо-вательное учреждение не правомочны по своему усмотрению решать во-прос о реализации конституционного права педагогических работников на отдых, в том числе и на получение длительного отпуска сроком до одного года.

В сфере образовательного права наиболее широкое распространение имеют четыре вида нормативных договоров: соглашения, заключаемые между федеральными органами исполнительной власти и органами испол-нительной власти субъектов Российской Федерации; договор учредителей о создании образовательного учреждения; договор, заключаемый между учредителем и образовательным учреждением; коллективный договор ме-жду работодателями и работниками, принимаемый в целях регулирования социально-трудовых отношений в образовательном учреждении.

В соответствии со ст. 78 Конституции РФ Правительство РФ и орга-ны исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут заклю-чать специальные соглашения и договоры для передачи части полномочий федеральных органов исполнительной власти органам субъектов Россий-ской Федерации, равно как и наоборот, передачи части вопросов, отнесен-ных к ведению субъектов Российской Федерации, на федеральный уро-вень. В значительной части таких договоров и соглашений имеются нормы по вопросам перераспределения полномочий в сфере образования между Федерацией и ее субъектами. В отдельных случаях принимаются и специ-альные договора или соглашения. Например, 29 мая 1996 г. заключено Со-глашение между Правительством РФ и администрацией Ростовской облас-ти о разграничении полномочий в области науки, среднего, высшего и по-слевузовского профессионального образования.

В настоящее время практика заключения подобных соглашений признана недостаточно совершенной и ведется активный поиск более эф-фективных путей и способов распределения предметов ведения Федера-ции и ее субъектов.

Нормативный договор является основной формой конституирования образовательного учреждения. Первый этап на пути его создания — за-ключение договора между его учредителями о правах и обязанностях уч-редителей между собой и по отношению к создаваемому образовательному учреждению, а также порядок и основания прекращения деятельности это-го учреждения. Такой договор устанавливает общеобязательные правила поведения для учредителей, других лиц и выступает одним из наиболее распространенных локальных источников образовательного права.

Другим локальным источником образовательного права является до-говор между учредителем и образовательным учреждением, который оп-ределяет основные права и обязанности последнего, основные направления деятельности, порядок оплаты труда работников образовательного учреж-дения, предоставления им льгот и иных форм социальной защиты, порядок использования имущества, передаваемого учредителем образовательному учреждению и другие вопросы.

Коллективные договоры заключаются между руководителем (рабо-тодателем) и трудовым коллективом образовательного учреждения с це-лью урегулирования социально-трудовых отношений. Чаще всего в кол-лективных договорах содержатся локальные нормы права по вопросам оп-латы труда, размеров премий и иных выплат, предоставляемых из фондов образовательного учреждения, добровольного и обязательного медицин-ского страхования, льгот для отдельных категорий трудового коллектива образовательного учреждения и др. Заключенные и вступившие в силу коллективные договоры являются общеобязательными. К лицам, винов-ным в неисполнении норм коллективного договора, применяются меры го-сударственного принуждения в том же порядке, что и за нарушения норм права, установленных законами и иными нормативно-правовыми актами.

Совокупность действующих источников образовательного права достаточно велика. В сфере образования по самым скромным оценкам на-считывается более 20.000 нормативно-правовых актов и нормативных до-говоров. Только на федеральном уровне за последние восемь лет было принято более 500 нормативно-правовых актов в форме федеральных за-конов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и норма-тивных актов Минобразования России.

Обилие источников права по вопросам образования убедительно свидетельствует о том, что образовательное право в полной мере обладает и четвертым признаком отрасли права – наличием развитой системы ис-точников Не всякая традиционная отрасль российского права может «по-хвастаться» подобной совокупностью источников права. Поэтому задача ученых-юристов видится в том, чтобы по достоинству оценить этот факт и внести соответствующие коррективы в свои представления об образова-тельном праве.

Конечно, система действующих источников образовательного пра-ва, далека от идеального состояния и нуждается в дальнейшем совершен-ствовании. Множественность органов и организаций, правомочных осуще-ствлять нормативно-правовое регулирование образовательных отношений, неизбежно создает дополнительные препятствия на пути создания полной и логически последовательной системы норм права. Беспокойство вызы-вают три существенных недостатка системы источников права: 1) наличие противоречий между нормами федерального законодательства и нормами законов субъектов Российской Федерации; 2) пробельность федерального законодательства; 3) декларативность значительной части норм образова-тельного права.

В современных условиях система источников образовательного права, состоящая только из нормативно-правовых актов внутригосударст-венного правотворчества является неполной. Согласно ч. 4 ст. 15 Консти-туции РФ составной частью правовой системы Российской Федерации яв-ляются общепризнанные нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. Поэтому характеристике действующего законодательства в сфере образования целесообразно предпослать краткий обзор нормативно-правовых актов международного права по вопросам об-разования.

Источники права в сфере образования: (теоретико-правовое исследование) Кананыкина Елена Сергеевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Кананыкина Елена Сергеевна. Источники права в сфере образования: (теоретико-правовое исследование) : диссертация . кандидата юридических наук : 12.00.01.- Екатеринбург, 2006.- 223 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-12/1770

Содержание к диссертации

Глава 1. Источники права в сфере образования: понятие, место в системе источников права, особенности 12

1.1. Генезис понятия и система источников права 12

1.2. Образовательное право в политико-правовом пространстве общества 33

1.3. Источники права в сфере образовании в системе источников права 45

1.4. Особенности источников образовательного права в Российской Федерации 56

Глава 2. Источники образовательного права в основных правовых семьях 116

2.1. Зарубежное образовательное право в контексте правовой компаративистики (общая характеристика) 116

2.2. Особенности источников образовательного права в странах романо-германской правовой системы 132

2.3. Особенности источников образовательного права в странах системы общего права161

Список использованных источников 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Состояние, тенденции и перспективы развития образования как особого социального института становятся в настоящее

время предметом исключительного внимания во всем мире со стороны представителей не только и даже уже не столько педагогической науки. Все чаще к многочисленным аспектам образования обращаются социологи, политологи, экономисты, юристы, религиозные деятели. Вопросы управления и развития образования занимают все большее место в предвыборных кампаниях, обсуждаются в парламентах, отражаются в программных документах политических партий.

Образовательная политика как элемент национальной идеологии сегодня уже определяет не только внутриполитическую ситуацию в стране, но и координирует межнациональные, межгосударственные связи. Для успешной координации многофункциональных образовательных связей, как внутри конкретного государства, конкретной национальной правовой системы, так и на межгосударственном уровне, необходим ряд условий, среди которых важнейшее место занимает сильная юридическая база образования, представляющая собой систему нормативных правовых документов, отражающих закрепление основных направлений национальной и межнациональной политики в сфере обучения и воспитания 1 .

Вместе с тем, для общественных отношений, складывающихся в сфере образования и выступающих предметом правового регулирования, характерно отсутствие четко структурированной нормативно-правовой базы, способной объективно соответствовать ожиданиям и потребностям того или иного общества. Поэтому в настоящее время резко актуализируется проблема систематизации образовательного законодательства, чему объективно должны предшествовать целенаправленные исследования различных аспектов правового регулирования образовательных отношений и элементов механизма этого регулирования. В таком контексте существенно повышается роль и значение теоретико-правового анализа действия и эффективности механизма правового регулирования отношений в сфере образования, чему, к сожалению, уделяется

См. н-р.: Указ Президента РФ «О Концепции государственной национальной политики Российской Федерации» от 15 июня 1996 г. № 909 // СЗ РФ. — 1996. № 25. -Ст. 2965.

явно недостаточное внимание со стороны общеправовой науки. При этом особое внимание не может не вызывать комплекс вопросов, связанных с теоретико-правовым изучением источников образовательного права и, прежде всего, нормативных правовых актов, выступающих одним из ведущих элементов содержания и эффективности правового регулирования образовательных отношений.

I Образование является элементом политики устойчивого развития обще-

ства, развития, удовлетворяющего потребности настоящего времени, позволяющего моделировать вызовы и угрозы будущего, способного выработать средства и способы предупредить и нейтрализовать последние, обеспечивающего оптимальные условия цивилизационного и цивилизованного развития последующих поколений. Сказанное имеет особое значение для нашей страны. Именно поэтому, инициированный Президентом России В.В. Путиным приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России и эффективно содействовать становлению гражданского общества и современного образовательного менеджмента. Сегодня образование рассматривается как важнейший фактор и ресурс развития общества и государства 1 .

Данный проект предполагает стимулирование инновационных программ
высшего профессионального и общего образования (лучших школ); инфор
матизацию образования; поддержку инициативной, способной, талантливой
молодежи; развитие системы профессиональной подготовки в армии;
создание новых университетов и бизнес-школ, а также дополнительное
вознаграждение за классное руководство и поощрение лучших учителей. Как
указано в протоколе президиума Совета при Президенте Российской

Федерации, целенаправленная поддержка лидеров — инновационных общеобразовательных школ и лучших учителей позволит получить действующие ус-

* пешные образцы инновационной практики, нового качества образования, соз-

дать механизмы их распространения во всей образовательной системе.

1 См.: Протокол решения президиума Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов «Направления, основные мероприятия и параметры приоритетного национального проекта «Образование» от 23 декабря 2005 г. № 2 // www. rost. ru/mail/news.

В XXI в. политика гармонизации образовательного пространства в миро
вом масштабе направлена на проектирование таких потребностей и их успеш
ную реализацию. Проведение в жизнь данного процесса возможно путем за
имствования образовательных тенденций одной страны и внедрение их на
почву иных общественных систем. Такое заимствование предполагает прове
дение сравнительного исследования не только политической, идеологической
I и экономической, но и, далеко, не в последнюю очередь, правовой, прежде

всего, законодательной базы системы образования. В этом отношении значительно усиливается роль сравнительно-правовых исследований в области образовательного права, целенаправленное и системное проведение которых только начинается.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественном правоведении отдельные теоретические аспекты правового регулирования отношений, складывающихся в сфере образования, лишь в последнее десятилетие стали объектом специального научного анализа. Системных исследований, как показывает анализ образовательно-правовой библиографии, все же пока еще не проводилось. Одна из первых такого рода попыток предпринята известным отечественным теоретиком права проф. В.М. Сырых’. Однако исследователем рассмотрены далеко не все теоретико-правовые аспекты правового регулирования образовательных отношений, что дает стимул для развертывания такой работы. Отдельным теоретико-правовым и преимущественно отраслевым правовым сторонам образовательно-правового регулирования посвящены работы других исследователей: юристов, педагогов, экономистов, философов: Е.В. Буслова, СВ. Барабановой, Д.Н. Бахраха, Е.Д. Волоховой, В.И. Ерошина, Ю.А. Кудрявцева, В.В. Кваниной, СВ. Курова, В.В. Насонкина, О.Н. Смолина, О.А. Тепляковой, М.Ю. Федоровой, В.И. Шкатуллы, Д.А. Ягофарова и др.

Проблематика источников образовательного права, как показывает тот же
библиографический анализ, остается їіедостаточно изученной. Исследование
f В.М. Сырых и В.И. Шкатуллой вопросов, касающихся источников образова-

тельного права, и представляющих несомненный значительный научный и практический интерес, носят, тем не менее, незаконченный характер. В частности, пробелом можно считать отсутствие четкой научно-теоретической клас-

1 См.: Сырых В.М. Образовательное право как отрасль российского права. — М, 2000; Он же. Введение в теорию образовательного права. — М, 2002.

6 сификации действующих в Российской Федерации и в зарубежных правовых системах источников образовательного права, а также отсутствие четко выраженных специфических черт этих источников. Такое положение не может не стимулировать к целенаправленному теоретико-правовому и сравнительно-правовому анализу источников образовательного права, результаты которого могут, представляется, дать еще один импульс к дальнейшему развертыванию теоретических образовательно-правовых исследований.

Целями настоящего исследования являются: а) проведение теоретико-правового анализа источников права в сфере образования в Российской Федерации и в некоторых зарубежных странах, принадлежащих к основным правовым семьям современности; б) выявление возможностей оптимизации образовательного законодательства, особенно в условиях вхождения России в единое европейское образовательное пространство.

Достижение поставленных целей предполагает решение следующих основных исследовательских задач:

общетеоретическая характеристика понятия и современной системы источников права;

раскрытие содержания понятий образовательного права и источника образовательного права (источника права в сфере образования), выявление их особенностей и места в общей системе источников права;

исследование специфики и системы источников образовательного права в российской правовой системе;

общетеоретическая характеристика понятия правовой системы, их классификация;

выявление и характеристика особенностей источников образовательного права в ведущих правовых семьях современности (романо-германской правовой семье и семье общего права);

изучение возможностей гармонизации российского и зарубежного образовательного законодательства в условиях формирования единого европейского образовательно-правового пространства.

Объектом настоящего диссертационного исследования является правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере образования как одной из ведущих социальных систем.

Предметом непосредственного анализа выступают источники права, как элементы механизма правового регулирования образовательных отношений.

Методологической основой диссертационного исследования является
материалистическая диалектика, как ведущий метод научного познания, по
зволяющий наиболее полно, глубоко и всесторонне раскрыть ведущие зако
номерности генезиса и развития социальных, в том числе социально-
t правовых, явлений. Наряду с этим основополагающим методом научного по-

знания, в работе широко используются традиционные для теоретико-правовых исследований общенаучные, частно-научные и специальные методы: исторический подход, формально-юридический метод, метод сравнительного правоведения, метод толкования (интерпретации) права, статистический метод и др.

Теоретическую основу диссертационной работы, при обращении к вопросу роли и места источников и форм права, их влияния на организацию жизни общества, составили труды русских и зарубежных классиков философии права и теоретиков юриспруденции: Г.В.Ф. Гегеля, Р. Давида, Г.Ф. Шер-шеневича, С.Ф. Михайловского, С.С. Алексеева, Д.А. Керимова, И.ГО. Богда-новской и др.

При определении особенностей правового регулирования образования в России использовались нормативные материалы — законодательные акты и нормативные договоры, судебная практика, а также работы известных юристов и педагогов. К ним отнесем, помимо упомянутых ранее, таких ученых юристов и педагогов, как В.Н. Денисов, И.В. Дмитриева, А.В. Баранников, Г.Н.Сериков, В.Е.Чинков и др.

При проведении сравнительных характеристик институтов образователь
ного права в правовых системах использовались работы таких российских
и зарубежных исследователей в области правовой теории и различных граней
соотношения образования и права, как Э.Г, Ермольевой, Н.Б. Маньшиной,
‘ И.Б. Марцинковского, И.Е. Синицыной, Г.Ф. Ткач, Г.А. Касвин, З.А. Малько-

вой, Е.А. Суханова, Б. Альвареса, Дж. Мора, Е.Б. Саймона, Р. Найта, М.Д. Ян-га, Д. Роувича, С. Паттерсона, Ч. Лукаса, Дж. Жерома, Дж. Янсепа, П. Энсли-на, А. Смита, Л. Смита, Ж-Л. Бержеля и др.

Эмпирическая база исследования. Проведенное исследование основано на изучении обширного нормативного правового материала, включающего,

8 в частности, Конституции Российской Федерации, Соединенных Штатов Америки, Французской Республики, Южно-Африканской Республики, федеральные и региональные законы, иные нормативные акты, договоры и соглашения о сотрудничестве в сфере образования европейских, североамериканских, латиноамериканских и африканских стран.

В настоящей работе были использованы материалы судебной практики

І> России, Великобритании, Соединенных Штатов Америки и Европейского су-

да по делам, связанным с разрешением споров в сфере обучения и воспитания, а также кодифицированные и систематизированные нормативные акты, такие, как Кодекс образования Франции, Проект Общей части Кодекса об образовании Российской Федерации и Концепция его Особенной части. Автором также были подвергнуты анализу нормативные акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, локальные нормативные акты, образовательные доктрины, исторические документы по вопросам воспитания и обучения.

Важное место в работе занимает использование источников международ-

ного образовательного права, содержащих положения, принципы и нормы

конвенционного, декларативного характера, а также решения международных судебных органов. К таким источникам относятся документы по вопросам образования международных организаций — Организации Объединенных наций (далее — ООН), Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры <далее - ЮНЕСКО), Международной Организации Труда (далееМОТ) и ЮНЕСКО, а также документы межрегиональных организаций европейского региона, Содружества Независимых Государств (далее -СНГ) по вопросам образования. Кроме того, в настоящем диссертационном исследовании подвергнуты анализу многосторонние и двусторонние договоры в сфере образования, решения Европейского суда по правам человека на реализацию конституционного принципа доступности и всеобщности, обязатель-

> ности образования, а также концепции международных кодифицированных

актов об образовании — модельного закона и модельного кодекса об образовании стран СНГ.

В диссертационном исследовании применялись материалы аналитических отчетов, контент-анализа функционирования образовательного законодатель-

ства, документы различных неправительственных организаций, дающих оценку деятельности органов управления образования в России и за рубежом.

Научная новизна исследования выражена в положениях, выносимых на

Категории «право» и «образование» являются специфическими феноменами общественного сознания и бытия, занимают особое и взаимообусловленное место в категориально-понятийном аппарате правовой и педагогической науках. В контексте социального управления эти категории лежат в основе методологического подхода юридической науки к выявлению специфики правового регулирования общественных отношений в сфере воспитания и обучения как особой системы осмысления соотношений социальной свободы и социальной необходимости в их правовой форме и, в частности, через специфические формы закрепления права на образование.

Образование как особый социальный институт занимает определенное место в правовом пространстве всякого общества. Оно выступает в качестве специфического объекта правового воздействия, а отношения, складывающиеся в этой сфере — предметом специального правового регулирования. В зависимости от особенностей национальных правовых систем и складывающихся в настоящее время региональных правовых систем можно, и должно, говорить как об особенностях правового регулирования образовательных отношений вообще, так и об особенностях источников образовательного права в различных правовых системах.

Правовое регулирование отношений, складывающихся в сфере образования как особого социального института, обладает и общими чертами, присущими для правового регулирования любых общественных отношений, и специфическими. К числу таких специфических черт относятся источники образовательного права, в которых находят своеобразное сочетание императивный и диспозитивный методы, отражающие особенности образовательного права, как комплексной отрасли права.

Источники образовательного права являются специфической разновидностью источников права, как таковых, и занимают в системе последних вполне определенное место. Специфика источников образовательного права выражается, с одной стороны, в том, что механизм их действия и их содержание обусловлены содержанием и характером отношений, складывающихся

10 в сфере образования, а также образовательных отношений, выступающих разновидностью первых. В этом смысле действие источников образовательного права практически не отличается от действия всякого другого источника права. С другой стороны, особенность образовательных отношений, ядром которых выступают отношения по воспитанию и обучению, детерминируют особенности, как содержания этих источников, так и их взаимосвязь между собой, и характер действия,

Классификация источников образовательного права в целом незначительно отличается от общепризнанных классификаций источников права. В то же время, наиболее яркими особенностями этих источников являются: во-первых, их договорная форма выражения, что отражает возрастающую роль рыночных отношений, их проникновение в сферу образования; во-вторых, отражение в них формы государственного устройства; в-третьих, сложность систематизации и особенно кодификации нормативных актов об образовании. Степень важности последней из особенностей возрастает в условиях формирования образовательного пространства на мировом и региональном уровнях.

Содержание, форма выражения и характер действия источников права в странах, относящихся к романо-германской и англо-саксонской правовым семьям, характеризуются значительной спецификой, достаточно отчетливо отличающей их от источников образовательного права в Российской Федерации. В то же время, учитывая закономерное сближение российского и международного законодательства в различных сферах, в том числе в сфере образования, есть все основания говорить о необходимости сближения и унификации образовательного законодательства различных стран. В контексте вступления России в Болонский процесс актуальность данной проблемы более чем очевидна.

Образовательно-правовая компаративистика, как одно из направлений сравнительно-правовых исследований, приобретает все более значимый характер для обеспечения вхождения России в международное образовательно-правовое пространство. Проведение сравнительно-правового анализа различных элементов, в том числе и, особенно, источников образовательного права национальных правовых систем должно занимать одно из центральных мест как теоретико-правовых, так и отраслевых юридических исследований.

Практическое значение диссертационной работы состоит в предпринятом систематизированном анализе источников права об образовании, поиске гармоничного сочетания нормы поведения индивида, вида юридической формы. Автором предложена теоретико-правовая характеристика основ методологии источников образовательного права в конкретных правовых системах, представлена трактовка источников образовательного права, признаки сходства и различий источников права об образовании в различных формах государственного устройства, основанных на сходстве или различии опыта наций в сфере нормотворчества, применения права, их вековых обычаев и традиций.

Результаты такого анализа могут иметь значение для юридической практики работников органов системы образования, а также в сфере образовательного законотворчества государственных и муниципальных органов власти, в сфере правового образования и дальнейшего исследования педагогической науки, научного направления, отрасли и учебной дисциплины образовательного права.

Структура настоящей работы обусловлена целью и логикой предпринятого исследования и включает в себя: введение, две главы, объединенные в семь параграфов и представляющие собой последовательный теоретико-правовой анализ понятия источников права, его генезиса, места источников образовательного права в системе источников права, а также анализ правовых систем и национальных систем права сквозь призму источников права в сфере образования. В заключительной части работы формулируются основные выводы результатов проведенного теоретико-правового исследования, представлен ряд предложений по совершенствованию российского законодательства об образовании с учетом западноевропейского опыта, указан список использованных нормативных и литературных источников.

Генезис понятия и система источников права

Право, рассматриваемое, независимо от множества существующих методологических подходов к трактовке его сущности и происхождению, как важнейший регулятор общественных отношений, характеризующийся специфическими свойствами и признаками, обладает, как и всякий иной социальный феномен, особыми формами своего бытия. Именно эти формы бытия дают людям сначала первоначальные сведения, а затем и более глубокие и системные знания о содержании правового регулирования и затем, что вполне закономерно, о сущности права в целом.

Такая методологическая посылка вполне объясняет то значение, которое имеет исследование проблематики источников права, посредством чего, в том числе, осуществляется правовое регулирование в различных сферах человеческой жизнедеятельности, включая и сферу образования.

Системообразующим и в то же время исходным звеном в изучении источников права и их различных особенностей, видов и роли в правовой системе всякого общества следует признать само понятие «источник права» и, затем, систему источников права.

Понятие «источник права». Понятие источника права, как свидетельствует анализ литературы, относится к числу спорных и неоднозначно толкуемых понятий общей теории права. Несмотря на более чем двухтысячелетний «возраст» этого понятия, ни в правовой теории, ни в юридической практике так и не достигнуто единство точек зрения на его содержание.

Формирование понятийного аппарата правовой науки вообще, а общеправовой теории, в особенности, функционально зависит от того, какое значение придается тому или иному слову в том или ином языке. В русском языке слово «источник» имеет множество значений, что обусловлено различными методологическими подходами к толкованию смыслов, заключенных в слове «источник».

Материальный подход к источнику права основывается на анализе содержания слова «источник» в литературном русском языке: «Источник — это то, что дает начало чему-либо, откуда исходит что-либо», «то, из чего берется, черпается что-либо, служит основой чего-либо». В качестве такой основы права ряд ученых признают материальные условия жизни общества, всю сложную и многоуровневую систему экономико-хозяйственных связей в обществе.

В историческом смысле речь идет об источниках как «письменных памятниках, документах, на основе которых строится научное исследование» . В то же время, данное смысловое значение близко и к юридическом подходу, поскольку анализ конкретных правовых актов-документов является органической частью большинства правовых исследований.

Принято считать, что в научный оборот термин «источник права» ввели римские юристы. Оно впервые, по мнению ряда исследователей3, встречается у Тита Ливия, который называет Закон XII таблиц «источником всего публичного и частного права» (Jons omnis publicipr tvatique iuris). Исходя из того, что этот памятник действительно играл в свое время роль подлинного источника, из которого люди «черпали» сведения (информацию) о должном и дозволенном поведении в обществе, то не удивительно, что такое смысловое значение естественным образом сохранилось и до наших дней.

Тем не менее, в наше время термин «источник права» употребляется в нескольких смысловых значениях .

Источники права как источники познания правовой действительности (права). Под источниками познания права подразумевается все то, что содержит в себе данные для познания права определенного общества в ту или иную эпоху. В этом смысле большинство ученых говорят о правовых памятниках, которые когда-то имели значение действующих юридических актов. На исследовании этих памятников и формируются знания о правовых системах прошлого («Законы Хаммурапи», те же Законы XII таблиц, «Салическая правда», «Русская Правда» и др.). Сюда относятся также тексты законов, записи обычаев, летописи, памятники народной словесности и т.д.

Источники права как фактор правообразования. Правообразование как социально обусловленный процесс формирования права под влиянием комплекса разнородных причин и условий объективно-субъективного свойства, есть, в сущности, процесс становления права как формы2. В такой трактовке право является специфической формой бытия действительного (реально существующего) долженствования особого свойства (качества) или особая форма (способ) взаимоотношения, взаимосвязи людей как социальных субъектов. Источниками права в рассматриваемом смысле выступают те самые факторы (причины и условия) объективного и субъективного, материального и нематериального (духовного) свойства, которые детерминируют возникновение, становление и развитие права как специфического социального регулятора. Среди таких факторов преобладают: во-первых, правосознание как основной субъективный фактор, слагаемый под влиянием различных общественных интересов, нравственных идей и религиозных верований (отсюда сложилось употребление понятия источника права в идеологическом смысле), во-вторых, то, что связано с «силой, из которой что-либо исходит» (объективный фактор).

В качестве такой силы, «творящей» право, одни мыслители признавали силу Бога (Ф. Аквинский, И. ВолоцкиЙ), другие видели в этой силе волю народа (Ж.Ж. Руссо)3 либо государственную волю (Н.Г. Александров, А.Ф. Ше-банов, С.Л. Зивс)4.

Нетрадиционный подход к решению вопроса правообразования предложил в начале прошлого века В.И. Михайловский. Все факторы, творящие право, он делит на объективные и субъективные. К объективным факторам В.И. Михайловский отнес социальную среду со всеми ее местными и временными условиями (географическое положение, естественные богатства, характер народа, расовые особенности, его историческая традиция; религия, экономика; свойства человеческой природы). В группу субъективных факторов входит человече ское сознание, для которого все объективные факторы доставляют материал. Но, для бытия права необходимо, чтобы соответствующее субъективное право сознание объективировалось в одну из форм права и превратилось в юридиче скую норму. Таким образом, формальные источники права — это формы объек тивирования субъективного правосознания. Такое положение сообщает источ- никам права безусловно-обязательный характер

Источники права в формальном смысле или факты, вызывающие пози-тивацию права. Таким источником являются те внешние факторы, которые детерминируют позитивацию права, т.е. установление объективно обязательных и внешне выраженных в определенной форме юридических норм.

С существованием источников права в такой (формально-юридической) трактовке связан один из наиболее дискуссионных вопросов, касающийся соотношения понятий «источник права» и «форма права». В контексте темы настоящего исследования анализ этого соотношения имеет существенное значение. Обратимся к наиболее спорным моментам, имеющимся по данной теме дискуссии.

Проблема соотношения понятий «форма» и «источник права» имеет многовековой опыт. Высказаны разнообразные точки зрения относительно как разграничения, так и отождествления дефиниций.

Образовательное право в политико-правовом пространстве общества

В третьем тысячелетии именно с развитием образования все в большей степени связываются воедино духовный прогресс человечества и интеграция в мировое сообщество, сохранение национальных традиций, а также решение многих других острейших проблем современности. Исследователи, обращаясь к анализу феномена образования, причем, не только с собственно образовательных (педагогических), но, все чаще, с позиций представления об образовании как политико-правовом феномене, пытаются углубить знания о нем, сделать его понимание созвучным современной эпохе, что является важным условием успешного поиска новых эффективных путей и способов воспитания и обучения подрастающих поколений, а также путей закрепления разнообразных доктринальных подходов в нормативных актах государств1. Роль и значение образования со всей очевидностью отражают, как никакой другой социальный феномен, возрастание роли и значения человеческой личности на современном уровне развития человеческой цивилизации, его адаптации в политическом и правовом пространстве.

В традиционной системе прав человека, политико-правовая составляющая которой вполне очевидна, особенно в наше время, право на образование занимает свое особое место. Это право входит в международные и, в частности, европейские стандарты прав человека, что нашло свое отражение в части 1 статьи 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 г., в части 1 статьи 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., в статье 2 Протокола № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в статье 14 Хартии Европейского Союза об основных правах 2000 г. Общие вопросы права на образования также закреплены в статье 43 Конституции Российской Федерации.

Наряду с термином и соответствующим ему понятием «право на образование» широкое распространение в научной литературе и образовательной практике получил термин образовательное право, используемый для обозначения нескольких одноименных понятий.

Во-первых, термином «образовательное право» обозначается комплексная отрасль права, предметом регулирования которой являются образовательные отношения.

Во-вторых, данным термином обозначается совокупность законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования. В этом смысле понятие «образовательное право» идентично по содержанию и объему понятию «образовательное законодательство» (в «широком» смысле понятия «законодательство»).

В-третьих, термином «образовательное право» может обозначаться одно из прав (свобод) участников образовательных отношений, совпадающее фактически с каким-либо субъективным правом, предоставляемым и гарантируемым действующим образовательным законодательством. К примеру, предусмотренное статьей Конституции Российской Федерации право на образование есть, в сущности, одно из основополагающих образовательных прав гражданина России и иного индивида, проживающего на законных основаниях на территории Российской Федерации.

В-четвертых, термин «образовательное право» включен в наименование новой дисциплины российской юридической науки, входящей в блок дисциплин предметной подготовки федерального компонента государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 032700 Юриспруденция (квалификация выпускника — «учитель права»)1.

Наконец, в-пятых, термином «образовательное право» в последнее время обоснованно обозначается одно из актуальных и перспективных научных направлений, находящееся на стыке целого ряда научных дисциплин: педагогики, правоведения, философии и теории образования и права.

Из всех перечисленных понятий наибольший интерес, в контексте стоящих перед настоящим исследованием целей, имеет трактовка права как комплексной отрасли права. В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников (к ним относятся, прежде всего, представители гражданского и административного права, а также некоторые теоретики права -ЕЛ, Суханов, В.Н. Синюков и др.) является апеллирование к тому обстоятельству, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений — главные критерии отраслевой дифференциации.

Зарубежное образовательное право в контексте правовой компаративистики (общая характеристика)

Анализ роли и места источников образовательного права в различных правовых системах логически обусловливает необходимость первоочередного обращения, во-первых, к самим понятиям правовой системы и правовой семьи и, во-вторых, к характеристике места и роли в правовых системах образования как социального института.

Правовые системы современности. В работах ученых-теоретиков права содержатся достаточно разноречивые определения правовой системы1. В разных странах преобладают свои подходы к изучению правовой системы: в США — прагматический, во Франции — сравнительно-правовой, в Германии — философский. Такой диапазон подходов объясняется, прежде всего, тем, что правовая система — сложное социальное явление, многогранность которого можно определить только с помощью системы научных категорий. Так, по мнению А.Х. Саидова, для понимания правовой системы ключевыми являются категории «правопонимание», «правотворчество», «правоприменение», поэтому исследование правовой системы должно охватывать, во-первых, систему взглядов, идей, представлений, теорий, т.е. правопонимание в данный исторический период, во-вторых, анализ нормативной основы, ее структуры; в-третьих, систему осуществления права.

Правовая система — это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей»

В современном сравнительном правоведении выделяются различные подходы к типологии правовых систем. При этом в основу классификации могут быть положены как идеологические, экономические, так и юридические, этнические, религиозные, географические, философские и другие критерии. Категория «правовая система» состоит из нескольких взаимосвязанных концептуальных понятий «национальная правовая система», «группа правовых систем», «семья правовых систем», «исторический тип права», «правовая карта мира». Однако не все ее элементы развиваются одинаковыми темпами.

Исходя из понимания национальной правовой системы как конкретно-исторической совокупности национального законодательства, юридической практики и господствующей правовой идеологии государства, она представляет собой элемент того или иного конкретно-исторического типа общества и отражает социально-экономические, политические, культурные и правовые особенности этого общества. Кроме того, органичным элементом правовой системы выступает институциональная структура права (система права), которая раскрывает взаимосвязи, соотношение и строение отраслей права. С понятием системы права самым тесным образом связано и понятие источника (формы) права.

Группа правовых систем представляет собой объединение, построенное, исходя из общности географических, этнических и историко-культурных факторов. Так, в рамках романо-германской правовой семьи выделяют: — группу романского права (Франция, Италия, Бельгия, Испания); — группу германского права (Германия, Австрия, Россия); — группу латинских правовых систем; — группу латиноамериканских правовых систем; — группу скандинавских (северных) правовых систем; — группу национальных правовых систем бывших европейских социалистических государств, в настоящее время лишь формирующуюся.

Третье значение правовой системы — правовая семья — категория специфическая. Здесь, Р. Давид использует термин «семья правовых систем»1, И. Сабо -«форма правовых систем», С.С. Алексеев — «структурная общность»

Категория «правовая семья» служит для обозначения группы правовых систем, имеющих сходные юридические признаки, позволяющие говорить об относительном единстве этих систем. По мнению С.С. Алексеева, наиболее важной чертой, выделяющей правовую семью с юридической стороны, является свойственное ей построение трех ее основных компонентов: права как системы юридических норм, практики, правовой идеологии1.

Таким образом, под правовой семьей понимается более или менее широкая совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью исторического формирования, структуры, источников, институтов и отраслей, правоприменения, понятийно-категориального аппарата юридической науки, правовой культуры и традиций2.

Для определения всех существующих в мире национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляется термин «правовая карта мира» (В.М. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д.

В настоящее время вопрос о классификации правовых систем современности приобретает большее, чем когда бы то ни было ранее, значение. В XX в. число национальных правовых систем увеличилось почти втрое и приблизилось к двумстам. Сложность правовой классификации состоит не только в разнообразии национальных правовых систем, но и в том, что неравномерность социального и исторического развития обусловливает возможность существования на одном синхронном срезе разных стадий правового развития.

Особенности источников образовательного права в странах романо-германской правовой системы

К романо-германской правовой семье относятся национальные правовые системы, в основе которых лежит римское правовое наследие. Такие национальные системы объединены общностью структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата2. К романо-германской правовой семье относят обычно правовые системы стран континентальной Европы, латинской Америки и некоторых азиатских стран в основе которых (правовых систем) — различные варианты сочетания римских, канонических и местных правовых традиций.

В системе источников права этой семьи главное место занимает закон. Так, авторитет Конституции проявляется в установлении большинством государств судебного контроля за конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права. Европейская юридическая доктрина и законодательная практика различают три разновидности законов: кодексы, специальные законы, сводные тексты норм.

Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права. Он может действовать не только secundum lege (в дополнение к закону), но и praetor lege (кроме закона). Возможны ситуации, когда обычай занимает положение contra lege (против закона). В целом, однако, сегодня обычай потерял характер самостоятельного источника права.

По вопросу о судебной практике как источнике романо-германского права позиция доктрины весьма противоречива. Несмотря на это, можно сделать вывод о возможности отнесения судебной практики к числу вспомогательных источников. В первую очередь, это касается «кассационного прецедента» особого статуса решения высшей судебной инстанции — Касса ционного суда. Поэтому, в сущности, и простое решение, основанное, например, на аналогии или на общих принципах, благополучно пройдя кассационный этап, может восприниматься другими судами при решении подобных дел как фактический прецедент.

В системе романо-германского права особое место занимает доктрина, разработавшая основные принципы построения этой правовой семьи. Доктрина играет весьма важную роль в подготовке законов, однако используется и в правоприменительной деятельности, например, в толковании законов.

Источники права об образовании в романо-германской системе права условно можно разделить на первичные и вторичные. Первую группу составляют государственные нормативные акты. Вторую — судебная практика, доктрина и общие принципы права1. К группе нормативных актов относятся Конституция, фундаментальные, рамочные и специальные законы об образовании, правительственные и ведомственные нормативные акты. Обратимся прежде к дифференцированным законам.

Важно также отметить, что стратегические, общенациональные и общественно значимые принципы развития системы образования не утверждаются в виде отдельных документов, будь то концепция или доктрина, а фиксируются либо в законодательных актах об образовании, либо становятся преамбулой в государственных программах развития образования. Подобное включение, с одной стороны, вбирает в себя все жизненно важные для общества и государства принципы, цели и задачи образования, основные направления его развития и личностные и общественные ожидания, а с другой — формирует методологию и систему мер по реализации общенациональных или федеральных целей становления и развития системы образования, отвечающей запросам времени . Поэтому законодательство об образовании принято выполнять следующие функции:

1. общественную функцию, т.к. все законодательство зависит от политической конфигурации парламента, выбора избирателей и приоритетов, зафиксированных в государственной политике;

2. нормативную функцию (вопросы управления), т.к. законодательные документы, в первую очередь, включают нормы и правила, которые регулируют отношения между людьми и государственными и общественными институтами, устанавливают свободы и ограничения, определяют административную и финансовую ответственно. Они как бы заключают в себе нормативные условия и законодательное пространство государства1.

Конституционные акты в странах данной правовой семьи относятся к разряду «писаных» актов. Все «писаные» конституции, выступая в качестве основного закона государства, содержат нормы, касающиеся гарантий прав граждан на образование. Конституционные положения отражают фундаментальные принципы права на образование без каких-либо дискриминаций, свободу учащихся и устанавливают иные принципы воспитания и обучения.

Фундаментальный закон в области образования — это основной закон правил и нормативов, регулирующий отношения между государством (правительством) и субъектами управления по поводу совокупности элементов образования и систем — объектов управления. В его положениях фиксируются права, свободы, обязанности, социальные нормы, ценности, направления, в которых общество организуется, отношения между властями, общественные институты и отражает нормы конституций и других государств.

Рамочные законы об образовании определяют общие цели образования, служащие ориентирами при проектировании административных (государственных) декретов и законодательных актов. Рамочный закон почти всегда сопровождается законами и декретами, обеспечивающими его применение. Такой закон содержит основные положения о целях образования, структуре, типах общественных институтов, видах сертификатов об образовании, финансовой помощи и ответственности, правах меньшинств, правах и обязанностях преподавателей, родителей, учащихся2.

Смотрите еще:

  • Протокол собрания учредителей на выплату дивидендов Протокол о выплате дивидендов ООО Протокол о выплате дивидендов ООО, образец и бланк которого можно скачать ниже, – бумага, необходимая для документального подтверждения получения лицами прибыли от компании в виде […]
  • Гражданский кодекс рф 2018 статья 196 Гражданский кодекс рф 2018 статья 196 Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Ходатайство о привлечении к участию в деле третьего лица пример Ходатайство о привлечении третьего лица в гражданском процессе Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. Для чего привлекают третью […]
  • Мировой суд 3 участок нижегородского района Участки мировых судей Нижегородского района города Н. Новгорода Территориальная подсудность мирового участка №1: улицы: 3-я Ямская, Академика Блохиной, Большие Овраги, Ванеева (дома № 1, 1 а, 3), Ереванская, […]
  • Как подать в суд на горгаз Как подать в суд на горгаз, если по их вине давление газа не обеспечивается? Здравствуйте.Помогите,пожалуйста. Из-за того,что на нашу частную трубу горгаз незаконно подключил уйму домов без нашего согласия,мы остались […]
  • Ребенок родился и не задышал Ребенок на ивл после рождения.У кого так было? Здравствуйте дорогие мамы! У кого ребенок лежал после рождения в кувезе на ивл? На какой неделе вы были? С каким весом ростом родились? У меня двойни.Родила путем ПКС 36.4 […]