Каким образом работники могут защищать свои трудовые права и свободы

Статья 45 Конституции РФ

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Комментарий к Статье 45 Конституции РФ

1. Право на государственную защиту прав и свобод — важнейшая составляющая правового статуса личности в Российской Федерации, в которой как демократическом федеративном правовом государстве в соответствии с основами конституционного строя человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства (ст. 1 и 2 Конституции). Соответствующую обязанность Конституция непосредственно возлагает в первую очередь на органы государственной власти РФ и ее субъектов, относя правовое регулирование в данной сфере к ведению Федерации, а защиту прав и свобод человека и гражданина к совместному ведению (п. «а» ст. 71, п. «б» ч. 1 ст. 72).

Как предмет государственной защиты права и свободы могут принадлежать отдельному гражданину или их объединению вне зависимости от того, имеет соответствующее объединение статус юридического лица или нет. Их обладателями могут быть иностранные граждане и организации, а также лица без гражданства, если иное не установлено федеральным законом или международным договором (ч. 3 ст. 62 Конституции).

Исполнение государством соответствующей обязанности не только требует наличия необходимых социально-экономических и политических условий, обеспечивающих реализацию прав и свобод человека и гражданина, но и предполагает функционирование государственно-правового механизма, предназначенного для предупреждения нарушений в этой сфере, а также восстановления прав и свобод в случаях их нарушения. Соответственно в России он создан, действует и последовательно развивается, гарантируя каждому возможность прибегнуть к доступным ему средствам защиты прав и свобод. При этом механизм государственной защиты прав и свобод включает в себя не только деятельность собственно государственных органов и их должностных лиц.

Так, значительный вклад в исполнение соответствующей обязанности государства вносят органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти. Однако при решении муниципальных вопросов они в координации с государственными органами обеспечивают реализацию и защиту прав и свобод на подконтрольной им территории, доводя до нижнего уровня организации публичной власти в Российской Федерации систему государственной защиты прав. При этом органам местного самоуправления могут предаваться и отдельные государственные полномочия с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств (ч. 2 ст. 133 Конституции). Государство предоставляет дотации, субвенции и иную финансовую помощь органам местного самоуправления не только при наделении их государственными полномочиями, но и для решения местных вопросов (ст. 60-63 Закон о местном самоуправлении). Столь тесное взаимодействие с государством, а также само предназначение в системе публичной власти страны органов местного самоуправления, обеспечивающих реализацию самых насущных потребностей населения на соответствующей территории, делает их деятельность в этой сфере неотделимой от механизма государственной защиты прав.

На защиту прав и свобод человека и гражданина направлена деятельность многих общественных объединений, часть из которых действует в тесной координации с государством, другие функционируют независимо от него, и даже нередко находятся в оппозиции к политике и практике государственных органов в этой сфере. Однако в любом случае они положительно влияют на повышение эффективности правозащитной деятельности государства, поскольку добровольно берут на себя часть его обязанностей, вскрывают в деятельности государственных институтов имеющиеся упущения, привлекая к ним внимание и способствуя этим разрешению и устранению возникающих проблем и недостатков. Причем вне зависимости от субъективной оценки деятельности государства по защите прав и свобод общественные объединения для достижения своих целей чаще всего не могут обойтись без обращения к соответствующим государственным институтам, в том числе к органам судебной власти.

Исключать негосударственные институты из государственно-правового механизма защиты прав нельзя также потому, что государство формирует правовую основу их деятельности, содействует выполнению ими правозащитных функций, в том числе посредством оказания экономической помощи. В частности, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать экономическую поддержку в различных формах некоммерческим организациям (ст. 31 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

В государственную систему защиты следует включать и деятельность межгосударственных органов по защите прав и свобод человека, к которым каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обратиться при исчерпании всех имеющихся внутригосударственных средств правовой защиты (ч. 3 ст. 46 Конституции). Государство в таких случаях в соответствии с международными договорами передает часть своих полномочий в этой сфере соответствующим межгосударственным органам, включая их деятельность как субсидиарную в комплекс правовых средств, гарантирующих защиту прав и свобод человека внутри страны. При этом оно как равноправный субъект соглашения принимает участие в формировании и работе соответствующих межгосударственных институтов, в их финансировании и решении других вопросов в порядке, предусмотренном международным договором. Практика межгосударственных органов положительно влияет и на деятельность внутригосударственных институтов по защите прав и свобод человека и гражданина, поскольку позволяет им учитывать применительно к российской действительности международно-правовые стандарты в качестве образца при разрешении типичных ситуаций.

Вместе с тем общественные и международные правозащитные институты в государственном механизме защиты прав и свобод играют все же вспомогательную роль, поскольку лишь дополняют соответствующую деятельность федеральных и региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, на которых и лежит основная обязанность в данной сфере. При этом особое положение среди государственных органов занимает Президент РФ, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80).

При исполнении конституционных полномочий гаранта прав и свобод человека и гражданина Президент опирается на деятельность многих государственных и негосударственных институтов. Среди них особое место занимают специальные правозащитные структуры, к числу которых относится Совет при Президенте по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Он является консультативным органом, образованным в целях содействия главе государства в реализации его конституционных полномочий в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, информирования Президента о положении дел в этой области, содействия развитию институтов гражданского общества (п. 1 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 06.11.2004 N 1417).

Заметный вклад в правозащитную деятельность вносит также Общественная палата РФ, созданная и действующая на основании Федерального закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» (в ред. от 10.06.2008). Своей деятельностью она обеспечивает взаимодействие граждан с федеральными и региональными органами государственной власти, органами местного самоуправления в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля за деятельностью федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти (ст. 1 названного Закона). Президент принимает непосредственное участие в формировании Общественной палаты, утверждая одну треть ее состава, а также инициируя в связи с истечением срока полномочий процедуру формирования ее нового состава (ст. 6, 8 Закона).

Президент является гарантом прав и свобод на территории РФ, которая включает в себя территории всех ее субъектов. Вместе с тем защита прав и свобод относится к сфере совместного ведения, поэтому в полномочия всех руководителей субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т.д.) их конституции (уставы) включают защиту прав и свобод человека и гражданина на территории соответствующего региона. При выполнении этой функции руководитель субъекта Федерации также опирается на деятельность специализированных государственных и негосударственных правозащитных институтов, существующих в регионах. К примеру, в субъектах Федерации также создаются общественные палаты, цели и задачи которых идентичны целям и задачам Общественной палаты РФ, но на региональном уровне.

Права и свободы человека и гражданина определяют деятельность всех органов государственной власти и местного самоуправления, но обязанность по осуществлению мер исполнительного характера, направленных на их обеспечение и защиту на территории всей страны, Конституция непосредственно возлагает на Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти в России, отнеся определение порядка его деятельности к ведению федерального конституционного закона (п. «е» ч. 1, ч. 2 ст. 114). Соответственно, Правительство в пределах своих полномочий организует, в том числе и в области защиты прав и свобод, исполнение Конституции, федеральных законов, указов Президента, международных договоров, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства.

Для осуществления функций исполнительной власти с учетом специфики различных направлений общественной жизни создаются подконтрольные Правительству РФ федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы (ст. 4, 12-22 Закона о Правительстве РФ). Субъектами Федерации также создаются собственные органы исполнительной власти, которые в пределах федерального ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют с федеральными органами единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, подконтрольную Правительству РФ (ч. 2 ст. 77 Конституции, ст. 43-44 названного Закона).

В целях обеспечения в стране гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами Конституция предусматривает специальную должность Уполномоченного по правам человека в РФ, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом (п. «д» ч. 1 ст. 103). В соответствии с региональными конституциями (уставами) и законами в тех же целях может учреждаться должность Уполномоченного по правам человека и в субъектах Федерации (ст. 5 Закона об Уполномоченном по правам человека).

В соответствии с названным Законом (ст. 3, 15, 16) деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, при этом основным ее направлением является рассмотрение жалоб на нарушение прав. В случае установления факта нарушения прав заявителя Уполномоченный по результатам рассмотрения жалобы обязан принять меры в пределах его компетенции, при этом он вправе воспользоваться полномочиями, предусмотренными ст. 29-32 названного Закона. В частности, обратиться в суд, в том числе в Конституционный, а также к компетентным государственным органам и должностным лицам с требованием устранить нарушения, поставить вопрос о привлечении к дисциплинарной, административной либо уголовной ответственности должностных лиц, в решениях или действиях (бездействии) которых усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Конституционным органом, обеспечивающим государственную защиту прав и свобод, является также прокуратура РФ, составляющая на всей территории страны единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ; полномочия, организация и порядок ее деятельности определяются федеральным законом (ст. 129 Конституции). Основная функция прокуратуры РФ состоит в осуществлении надзора за соблюдением законности, специальной разновидностью которого является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 1, 26 Закона о прокуратуре).

Предметом этого вида прокурорского надзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Однако цель защиты прав очевидна и во всех других направлениях деятельности прокуратуры, поскольку именно права и свободы человека и гражданина согласно ст. 18 Конституции определяют смысл, содержание и применение законов, регулирующих отношения во всех сферах общественной жизни.

Для осуществления возложенных на него функций прокурор наделяется специальными полномочиями (ст. 22, 27, 30, 33 Закона о прокуратуре). В частности, он рассматривает и проверяет обращения о нарушении прав и свобод, разъясняет порядок их защиты, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, а в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством, вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и их объединений, а также публичных интересов (см. комментарий к ст. 129).

Необходимость обращения Уполномоченного по правам человека, прокурора и других представителей правозащитных структур в суд обычно возникает в случаях несогласия предполагаемого нарушителя с претензиями по поводу нарушения им прав и отказа принять восстановительные меры. Полномочиями по разрешению возникшего в связи с этим спора, по принятию общеобязательных окончательных решений, в том числе о применении юридических санкций за правонарушение, в механизме государственной защиты прав наделен только суд как орган государственной (судебной) власти, как орган правосудия. При этом подавляющее число судебных дел возбуждается по инициативе самих заинтересованных лиц, реализующих посредством обращения в суд право на судебную защиту (см. комментарий к ст. 46).

Механизм государственной защиты прав предусматривает также внесудебный административный порядок разрешения правовых споров, возникающих чаще всего в публичной сфере, когда граждане и организации обращаются с жалобой в вышестоящий орган или к вышестоящему должностному лицу на нарушение их прав и свобод. При этом заинтересованные лица реализуют не только конституционное право на государственную защиту, но и право направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33 Конституции). Общие правила производства по таким обращениям сформулированы в Федеральном законе от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Вместе с тем отдельные федеральные законы, в том числе ГК, НК, ТК ТС и др., предусматривают и отличающиеся от них правила разрешения споров в административном порядке.

По общему правилу заинтересованные лица имеют право выбора, обратиться им за разрешением спора в административном порядке, что не препятствует в последующем передаче спора в суд, или же сразу прибегнуть к средствам судебной защиты. Однако для некоторых споров федеральным законом предусмотрен обязательный досудебный порядок их разрешения, что направлено на оперативное разрешение конфликтов непосредственно в государственных органах и не препятствует при необходимости реализации права на судебную защиту (см. Определение КС РФ от 08.04.2003 N 158-О*(596)).

В соответствии с федеральным законом отдельные категории споров могут разрешаться специально созданными для этого органами, не входящими в судебную систему страны. Такие органы создаются в системе исполнительной власти, на общественной или смешанной основе.

К примеру, часть споров, связанных с защитой интеллектуальных прав, рассматривается Патентной палатой, образуемой при федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (ст. 1248 ГК). Для рассмотрения трудовых споров предназначены комиссии по трудовым спорам (КТС), которые образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя (ст. 382, 384 ТК).

Большое количество гражданско-правовых споров рассматриваются третейскими судами, порядок образования и деятельности которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации». Обычно это постоянно действующие третейские суды, которые образуются при торговых палатах, биржах, общественных объединениях предпринимателей и потребителей, иных организациях, однако стороны для разрешения конкретного спора могут сами образовать разовый третейский суд.

Деятельность всех названных и подобных им юрисдикционных органов правосудием не является, она сама находится под судебным контролем. В частности, решения Патентной палаты и КТС могут быть обжалованы в суд; предусмотрена возможность оспаривания в государственный суд и решений третейского суда, требуется судебная санкция и на их принудительное исполнение.

Кроме разрешения споров по жалобам граждан и организаций на нарушение прав и свобод, многие органы в системе исполнительной власти и местного самоуправления наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях с применением соответствующих санкций. К примеру, районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела о неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями своих обязанностей и другие дела, связанные с неисполнением родительских обязанностей и нарушением прав несовершеннолетних (ст. 5.35, 5.36, 6.10, 23.2 КоАП). Деятельность соответствующих органов также находится под контролем суда, в который может быть обжаловано любое постановление об административном правонарушении (ст. 30.1 КоАП).

Производство по делам об административных правонарушениях, так же как и уголовное преследование, является одной из форм реализации государством своей обязанности по защите прав человека и гражданина, когда они становятся объектом посягательства со стороны правонарушителя (см. Постановление КС РФ от 24.04.2003 N 7-П*(597)). Однако при этом должны обеспечиваться гарантии защиты прав и лица, привлекаемого к ответственности.

2. Кроме юрисдикционных форм защиты прав (судебной, административной, общественной, смешанной) существуют неюрисдикционные формы их защиты. Они представляют собой деятельность граждан и организаций по защите своих прав или прав других лиц без обращения за помощью к государственным и иным юрисдикционным органам, уполномоченным на принятие необходимых мер для восстановления нарушенного права и пресечения правонарушения. Юрисдикционные и неюрисдикционные формы защиты взаимосвязаны со способами защиты прав, причем настолько, что в законодательстве и юридической литературе они нередко отождествляются или смешиваются. Однако большинство авторов, специально исследовавших данную проблему, приходят к выводу о необходимости различения этих взаимосвязанных понятий. При этом формы защиты обычно определяются как порядок или разновидность деятельности по защите прав в целом, а способы защиты — как действия, которые непосредственно направлены на устранение препятствий в осуществлении прав заинтересованными лицами*(598). При всем том следует заметить, что конституционное положение о праве каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, относится и к формам защиты прав, поскольку одно без другого не существует.

Используя предложенные в приведенном определении критерии, к неюрисдикционным формам защиты прав могут быть отнесены — деятельность различных правозащитных организаций и движений, собрания граждан, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования, самозащита и др. Что касается способов защиты прав, то они могут различаться в зависимости от принадлежности спорных правоотношений к той или иной отрасли права; их примерный перечень обычно приводится в отраслевом законодательстве, а иногда на них указывается непосредственно в Конституции.

К примеру, основные способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 ГК (признание права; восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, и др.), гражданское и арбитражное процессуальное право предусматривают специфические процессуальные способы защиты тех же прав в рамках судебной формы (обращение в суд с соответствующим требованием, ведение дела через представителей, участие в доказывании обстоятельств дела и т.д.). Конституция (ч. 4 ст. 125) указывает на такой способ судебной защиты, как обращение в Конституционный Суд с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле. Порядок же производства по соответствующей жалобе устанавливается Законом о Конституционном Суде РФ, который предусматривает для субъектов судебного спора возможность совершения целого комплекса действий, обеспечивающих их полноценное участие в процессе в целях защиты спорного права с помощью суда.

Вместе с тем в законодательстве невозможно предусмотреть все конкретные действия, которые могут быть выбраны для защиты прав и свобод, особенно если используются неюрисдикционные формы защиты. Заинтересованное лицо вправе по своему усмотрению использовать любые формы и способы защиты прав, однако при этом оно не должно совершать действия, запрещенные законом. Причем такой запрет не обязательно должен быть прямым, он может быть обусловлен установленным законом порядком реализации соответствующего права, учитывающим, в частности, и законные интересы другой стороны в спорных правоотношениях, государственная защита прав которой также гарантируется. Во всяком случае, осуществление прав и свобод заинтересованным лицом не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции).

Очевидно, что для защиты прав не могут совершаться действия, которые в различных отраслях права определяются как правонарушения. В частности, уголовное законодательство рассматривает как преступление самоуправство, т.е. самовольное, вопреки установленному законом или иным правовым актом порядку совершения каких-либо действий, правомерность которых оспаривается организацией или гражданином, если такими действиями причинен существенный вред (ст. 330 Уголовного Кодекса РФ). Те же действия, не причинившие существенного вреда гражданам или юридическим лицам, в соответствии с законодательством рассматриваются как административное правонарушение (ст. 19.1 КоАП). Предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (ст. 20.2 КоАП).

Предусмотрены ограничения в использовании действий по защите прав и в других отраслях законодательства. К примеру, согласно ст. 14 ГК способы самозащиты гражданских прав должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. При обращении за защитой права в суд заинтересованное лицо обязано соблюдать установленную законом процедуру и не вправе выбирать по своему усмотрению любые способы защиты (см., например, Определение КС РФ от 13.01.2000 N 6-О*(599)).

Каким образом работники могут защищать свои трудовые права и свободы

Нежелание соблюдать работодателями требования законодательства, регулирующего трудовые отношения, в Санкт-Петербурге имеет значительное распространение.

В своих обращениях в адрес Уполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге граждане жалуются в основном на незаконные увольнения, невыплату заработной платы, нарушение правил охраны труда.

К сожалению, зачастую граждане жалуются на нарушение своих прав уже спустя большое количество времени с момента, когда произошло их нарушение.

В основном это происходит из-за незнания законодательства.

Между тем, Трудовой кодекс РФ (далее – ТК РФ) устанавливает способы защиты трудовых прав и свобод. Так, в соответствии со статьей 352 ТК РФ каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами такой защиты являются:

самозащита работниками трудовых прав.

Статья 142 ТК РФ дает право работникам приостановить работу в случае, если задержка выплаты заработной платы составляет более 15 дней, предварительно письменно известив об этом работодателя. При этом необходимо учитывать, что согласно пункту 57 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 приостановление работы допускается не только в случае, когда задержка выплаты заработной платы на срок более 15 дней произошла по вине работодателя, но и при отсутствии таковой.

Согласно статье 380 ТК РФ работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты своих трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства.

Данный вид защиты трудовых прав граждан, согласно статьям 353,356 ТК РФ, возложен на государственные инспекции труда и прокуратуру;

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на судебную защиту.

При этом гражданин по собственному усмотрению может выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора.

Гражданин, считающий, что его трудовые права нарушены, вправе либо сначала обратиться в комиссию по трудовым спорам, если таковая имеется в организации, где он работает (кроме случаев, которые рассматриваются непосредственно судом), а при несогласии с ее решением — в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии в судебные органы, либо сразу – в судебные органы (ст. 382, ч.2 ст.390, ст. 391 ТК РФ).

Важно отметить, что каждое ведомство осуществляет защиту трудовых прав граждан строго в рамках своей компетенции.

Так, например, в компетенцию Государственной инспекции труда не входит проведение проверки на предмет подлинности подписи гражданина в платежных документах в получении денежных средств. Это прерогатива органов внутренних дел, а именно – подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, куда граждане имеют право обратиться с заявлением о необходимости проведения соответствующей проверки.

Сотрудники, исполняющие государственную функцию по защите трудовых прав граждан – должностные лица Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, несут ответственность за действия (бездействие) и решения, принятые (осуществляемые) при исполнении своих обязанностей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В случае несогласия с решениями, принятыми сотрудниками или уполномоченными должностными лицами, гражданин имеет право обжаловать их путем обращения к руководителю Государственной инспекции труда в городе Санкт-Петербурге, в органы прокуратуры или суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В случае невыплаты заработной платы в течение двух и более месяцев гражданин вправе обратиться Следственный отдел Главного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Санкт-Петербургу с доводами о нарушении его трудовых прав и в прокуратуру, заявив ходатайство о внесении руководителю организации, в которой он работает, представления об устранении нарушений трудового законодательства в части невыплаты заработной платы, о направлении в следственные органы материалов для возбуждения в отношении руководителя уголовного дела по статье 145.1 УК РФ по факту невыплаты заработной платы в течение двух и более месяцев, об обращении в суд с исковым заявлением о взыскании задолженности по заработной плате в защиту нарушенных трудовых прав заявителя.

Кроме того, он вправе самостоятельно обратиться в судебные органы за защитой своих прав и интересов, изложив свои доводы в обоснование судебного иска.

В соответствии со статьей 392 ТК РФ работник имеет право обратиться
в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении — в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. При пропуске по уважительным причинам сроков обращения в суд, они могут быть восстановлены судом.

При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

При проведении в отношении организации процедуры банкротства кредиторы (бывшие работники) должны обратиться к конкурсному управляющему для включения их требований в реестр требований кредиторов второй очереди (ст. 136 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Статья 352 ТК РФ. Способы защиты трудовых прав и свобод (действующая редакция)

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 352 ТК РФ

1. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Поскольку в трудовом правоотношении стороны не равны, а работник является менее защищенной стороной, нормы ТК, направленные на защиту прав и законных интересов работников, играют значительную роль. Работодатель как сторона экономически независимая не только имеет возможность самостоятельно отстоять свои права, но и обладает в отношении работников, с которыми заключил трудовые договоры, дисциплинарной властью. Невыполнение или ненадлежащее выполнение работником своих трудовых обязанностей является составом дисциплинарного проступка, за совершение которого работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.

У работника возможностей защититься от произвола работодателя значительно меньше. Работник имеет право отстаивать свои права в суде, однако возможность доказать свою правоту для работника значительно затруднена. Это объясняется различными причинами:

— экономическими — во многих регионах России, где есть градообразующие предприятия, работнику зачастую невозможно устроиться на другую работу к другому работодателю, т.к. это будет связано с переездом в другую местность и проч.

К экономическим причинам можно отнести и стремление некоторых работодателей в целях минимизации издержек не оформлять работников или платить им официально минимальные заработные платы, переходя на так называемые серые и черные схемы. При таких условиях работник вообще лишается возможности в судебном порядке получить ту заработную плату и тот социальный пакет, которые были ему обещаны при трудоустройстве;

— социальными — к социальным причинам следует отнести низкую активность работников, нежелание вступать в профессиональные союзы, которые могут успешно противостоять работодателям, социальное иждивенчество, состоящее в отсутствии активных действий по отстаиванию собственного социального статуса и ожидании мер, которые предпримет центральная власть;

— поведенческими (субъективными). К субъективным причинам следует отнести низкую правовую грамотность населения и недоступность квалифицированной правовой помощи.

В этих условиях особую актуальность приобретает контрольно-надзорная деятельность государственных органов.

Исходя из изложенного, законодатель определяет, что каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

2. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

— самозащита работниками трудовых прав (см. ст. ст. 379, 380 и коммент. к ним);

— защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами (см. ст. ст. 370 — 373 и коммент. к ним);

— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляемые системой специально уполномоченных на это государственных органов (см. гл. 57 ТК и коммент. к ее статьям);

— судебная защита трудовых прав.

3. Статья 22 ГПК РФ относит трудовые споры к подведомственности судов общей юрисдикции. Дела о восстановлении на работе и дела о разрешении коллективных трудовых споров рассматриваются районным судом в качестве суда первой инстанции (см. ст. 24 ГПК РФ, а также ст. ст. 382, 383, 391 — 396, 413 ТК и коммент. к ним).

Статья 352 ТК РФ. Способы защиты трудовых прав и свобод

Новая редакция Ст. 352 ТК РФ

Каждый имеет право защищать свои трудовые права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются:

самозащита работниками трудовых прав;

защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;

Комментарий к Статье 352 ТК РФ

Трудовой кодекс относит к основным способам защиты трудовых прав и законных интересов работников:

— государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;

— защита трудовых прав работников профессиональными союзами;

— самозащита работниками своих трудовых прав.

Если указанные способы оказались недейственными, то работники вправе обратиться за разрешением соответствующего трудового спора в комиссии по трудовым спорам или суды.

Под индивидуальным трудовым спором трудовое законодательство понимает неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению трудовых споров.

Индивидуальным трудовым спором признается в том числе спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Согласно статье 385 Кодекса индивидуальный трудовой спор подлежит рассмотрению в комиссии по трудовым спорам в том случае, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Суды рассматривают индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам. Впрочем, в суд можно обратиться и минуя комиссию по трудовым спорам. Кроме того, инициатором может стать и прокурор, если решение упомянутой комиссии не соответствует законам или иным нормативным правовым актам.

Другой комментарий к Ст. 352 Трудового кодекса Российской Федерации

1. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Под защитой права обычно понимается устранение препятствий в его осуществлении либо восстановление нарушенного права и возмещение причиненного этим нарушением ущерба. В понятие защиты субъективных трудовых прав и свобод включается и деятельность уполномоченных государственных органов, а также профессиональных союзов по предупреждению и пресечению нарушений трудовых прав и свобод. Защита трудовых прав работника, таким образом, представляет собой совокупность материально-правовых мер, организационных и процессуальных способов пресечения и предупреждения нарушений трудового законодательства, восстановления нарушенных трудовых прав граждан и возмещения понесенного вследствие таких нарушений ущерба.

2. О самозащите работниками трудовых прав см. ст. ст. 379, 380 ТК РФ и комментарий к ним.

О защите трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами см. гл. 58 (ст. ст. 370 — 378) ТК РФ и комментарий к ней.

О государственном надзоре и контроле за соблюдением трудового законодательства см. гл. 57 ТК РФ (ст. ст. 353 — 369 и комментарий к ним).

3. Судебная защита трудовых прав и свобод осуществляется путем обращения в органы по рассмотрению и разрешению трудовых споров, а также путем обжалования в суд действий и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления, нарушающих трудовые права граждан.

Обращение работников в органы по разрешению трудовых споров и принятие этими органами соответствующих решений есть наиболее эффективный и демократичный способ защиты прав и законных интересов работников. О рассмотрении и разрешении трудовых споров см. гл. 60 и 61 ТК РФ (ст. ст. 381 — 418 и комментарий к ним).

4. Обжалование в суд действий и решений государственных органов, органов местного самоуправления регулируется Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

§1. Защита трудовых прав работников и ее особенности

Защита прав человека может быть осуществлена с применением норм различных отраслей права. В юридической литературе правильно обращают внимание на то, что
права человека не реализуются автоматически даже при благоприятных условиях, поэтому необходимы усилия и даже борьба человека за свои права и свободы, которые должны органично включаться в систему мер, составляющих единый механизм защиты прав человека [1] .

Исследуя проблемы международного регулирования труда, С.А. Иванов пришел к пониманию того, что трудовые права являются правами человека. Они значительно раньше других прав подверглись международному регулированию. Не будет ошибкой сказать, что у истоков международной защиты прав человека, как считает автор, лежит международная охрана труда, осуществляемая МОТ уже более семидесяти лет [3] . В свою очередь в ст. 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гарантировано право на эффективность правовой защиты прав и свобод человека и гражданина, к числу которых относятся и трудовые права работников. Очевидно, что эффективной защита нарушенного права может быть признана только после устранения нарушения и восстановления нарушенного права.

В связи с изложенным можно выделить три обстоятельства, характеризующих правовое понятие защиты прав человека: 1) осуществление защиты полномочным субъектом; 2) осуществление этим субъектом деятельности с соблюдением норм законодательства; 3) обеспечение восстановления нарушенного права.

К числу полномочных субъектов по защите трудовых прав, исходя из общей

теории защиты прав человека, традиционно относили юрисдикционные органы .

Нельзя не заметить, что деятельность юрисдикционных органов осуществляется с применением процессуальных норм. Следовательно, защита прав человека должна рассматриваться как процессуальная деятельность уполномоченных на ее осуществление субъектов.

Защита трудовых прав работников имеет свои особенности. Данные особенности должны адекватно отражать неравное положение работника и работодателя как субъектов трудового права. В качестве самостоятельной отрасли трудовое право сформировалось как совокупность норм, призванных обеспечить защиту работников от произвольных действий работодателя. По этой причине к числу полномочных субъектов по защите трудовых прав относятся не только юрисдикционные органы, но и представители работников, а также непосредственно работники, которые могут осуществлять самозащиту своих прав. Видимо, не должно вызывать сомнений, что не только деятельность юрисдикционных органов входит в защиту трудовых прав работников. Как уже отмечалось, представители работников, сами работники также могут осуществлять защиту трудовых прав. Поэтому защита трудовых прав работников имеет дополнительные по сравнению с другими правами и свободами способы восстановления нарушенного права и законного интереса.

В учебной литературе по административному праву концептуально определено, что в реальной жизни все способы защиты тесно связаны, чаще всего они используются
одновременно, гражданин может защищать свои права самостоятельно и с помощью государственных органов и негосударственных организаций, инициируя их правозащитную деятельность, что может рассматриваться как процессуальная защита прав человека [4] .

Такой вывод напрашивается и из определения защиты прав человека, которая может быть осуществлена полномочным субъектом на основании процессуальных норм. Работники, их представители отнесены к числу субъектов защиты трудовых прав, они осуществляют свою деятельность с применением процессуальных норм. Отсутствие специального процессуального нормативного акта, регламентирующего деятельность работников и их представителей как полномочных субъектов защиты трудовых прав, не свидетельствует о том, что данный вид деятельности не входит в защиту трудовых прав. Очевидно, что представители работников в лице профсоюзов, работники используют процессуальные нормы при защите трудовых прав. Например, составляют процессуальные документы и направляют их работодателю для устранения допущенных им нарушений. В частности, работодателю может быть направлено исковое заявление с приложением к нему документов, подтверждающих нарушение трудовых прав. Данные действия основаны на нормах процессуального права, но они не порождают возникновение трудового спора, который в ст. 381 ТК РФ определен как неурегулированные между работником и работодателем разногласия. Следовательно, процессуальные нормы могут быть использованы полномочными субъектами в досудебном и внесудебном порядке защиты трудовых прав.

В связи с изложенным защита трудовых прав может рассматриваться как процессуальная деятельность полномочных субъектов, круг которых существенно расширен по сравнению с субъектами, обладающими полномочиями по защите прав человека, гарантированных нормами других отраслей права. Поэтому, наряду с традиционными способами защиты прав человека, в частности с судебной защитой, существуют специальные способы защиты трудовых прав, например деятельность органов государственного надзора и контроля по защите трудовых прав работников.

В ст. 352 ТК РФ дан перечень способов защиты трудовых прав. Федеральным законом от 30.06.2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании недействующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» [5] в данную норму внесены изменения. К числу способов защиты трудовых прав и свобод отнесена судебная защита, из ее названия исключено указание на защиту трудовых прав работников. В связи с изложенным напрашивается вывод о том, что включение в число способов судебной защиты трудовых прав позволяет говорить о защите трудовых прав не только работников, но и работодателей, поскольку в судебном порядке могут быть защищены как права работников, так и права работодателей. Тогда как другие способы защиты могут быть применены исключительно для защиты трудовых прав и свобод граждан, как ищущих работу, так и вступивших в трудовые отношения. Следовательно, в законодательстве предусмотрено дополнительные способы защиты трудовых прав работников по сравнению с защитой прав работодателей.

Нельзя не заметить, что в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека (ст. 23), Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах (ст. 6, 7, 8), трудовые права непосредственно связаны с личностью конкретного работника.

Поэтому и нормы трудового права, исходя из концепции названных международно- правовых актов, призваны обеспечить защиту личных прав работников. Однако в нормах трудового права (ст. 22 ТК РФ) перечислены права работодателей. Субъективные права работодателей корреспондируют в личные трудовые права работников. Поэтому нормы трудового права призваны дать примерный перечень прав работников, которые могут быть расширены работодателем за счет собственных средств, а также исчерпывающим образом определить права работодателей, корреспондирующие обязанностям работника.

Исходя из содержания ст. 352 ТК РФ, защита трудовых прав и свобод может быть определена как совокупность способов, перечисленных в этой норме, использование которых полномочными субъектами происходит с применением процессуальных правил. Основными способами защиты трудовых прав и свобод являются: самозащита работниками трудовых прав; защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; судебная защита.12

Перечисленные способы могут быть использованы для защиты действительно или мнимо нарушенных трудовых прав.

Следовательно, перечисленные способы защиты трудовых прав и законных интересов могут быть реализованы через действия субъектов трудового права, которые приводят к возникновению соответствующих отношений. В свою очередь в рамках этих отношений могут быть выявлены нарушения трудовых прав и свобод. Данные нарушения и должны быть устранены в перечисленных отношениях, содержанием которых является осуществление процессуальной деятельности с целью устранения нарушений трудовых прав. Данная деятельность подлежит надлежащему процессуальному оформлению. Без процессуального оформления использование любого способа защиты не может привести к восстановлению нарушенных прав работников. Поэтому, в нашем понимании, защита трудовых прав осуществляется определенными способами, которые перечислены в нормах материального права (ст. 352 ТК РФ), и с использованием установленных процессуальным законодательством форм устранения нарушений трудовых прав. Отсутствие процессуальных форм восстановления нарушенного права приводит к тому, что способы защиты трудовых прав не выполняют своей роли, поскольку использование любого из перечисленных способов может привести к восстановлению нарушенного материального права только при надлежащем процессуальном оформлении. Следовательно, устранение нарушений трудовых прав и свобод в рамках возникших отношений по их защите требует специального процессуального оформления, то есть оно происходит в определенных процессуальным законодательством формах. В связи с этим только при сочетании способов, перечисленных в ст. 352 ТК РФ, с процессуальными формами защиты прав можно добиться восстановления трудовых прав и законных интересов. Поэтому защита трудовых прав не может рассматриваться исключительно как совокупность способов, которые включают в себя действия полномочных субъектов,
которые являются основанием для возникновения соответствующих отношений. В защиту трудовых прав, на наш взгляд, следует включать и процессуальные формы, которые могут быть использованы для устранения выявленных в этих отношениях нарушений трудовых прав.

Сказанное, полагаем, позволяет определить защиту трудовых прав и законных интересов как совокупность способов и процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенных прав и законных интересов.

Защита трудовых прав и законных интересов имеет свои особенности. Как уже отмечалось, защита трудовых прав включает в себя несколько способов и соответствующих им процессуальных форм, которые могут быть использованы для восстановления нарушенного права.

На наш взгляд, одной из главных особенностей защиты трудовых прав является возможность использования работниками не запрещенных законодательством способов и процессуальных форм по восстановлению нарушенных прав и законных интересов. Тогда как работодатель должен использовать только предусмотренные законом способы и формы защиты своих прав, в частности судебную защиту, поскольку до внесения изменений в ст. 352 ТК РФ, которая дополнена указанием на судебную защиту трудовых прав, данная норма и перечисленные в ней способы могли быть использованы только для защиты трудовых прав работников. Следовательно, защита трудовых прав работников включает в себя особые способы и соответствующие им процессуальные формы восстановления нарушенных прав и законных интересов работников. К числу таких способов относится государственный надзор и контроль, который может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами для устранения нарушений прав и законных интересов работников.

Способы и процессуальные формы образуют единое понятие защиты трудовых прав, которая призвана обеспечить восстановление нарушенных прав и законных интересов. В связи с этим защитой трудовых прав может быть признана деятельность, в результате которой обеспечено восстановление прав и законных интересов. При этом не может иметь, на наш взгляд, правового значения, каким способом или способами и в каких процессуальных формах восстановлено нарушенное право и законный интерес. Следовательно, защита трудового права предполагает его восстановление способами, предусмотренными законодательством, в соответствующих им процессуальных формах. Очевидно, что восстановление нарушенного права может состояться с использованием одного из способов в соответствующей процессуальной форме, например, работник может быть восстановлен на работе на основании решения суда. Однако работники не лишены права использовать различные способы и процессуальные формы с целью защиты трудовых прав и законных интересов. Использование таких способов и соответствующих им процессуальных форм, по нашему мнению, должно признаваться защитой трудовых прав только после реального устранения нарушений прав и законных интересов работников.

Таким образом, работники могут использовать различные способы и процессуальные формы защиты, которые следует рассматривать как защиту трудовых прав работников в тех случаях, когда такое использование привело к устранению нарушенных прав и законных интересов работника.

Предметом настоящего исследования является государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников как один из видов деятельности по защите трудовых прав. Такая деятельность может приводить к восстановлению нарушенного права. Однако зачастую для защиты трудовых прав используются и другие способы и процессуальные формы восстановления нарушенного права и законных интересов. Причем для защиты трудовых прав государственный надзор и контроль может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами.

Поэтому данный вид деятельности также, по нашему мнению, должен рассматриваться в качестве способа, использование которого приводит к возникновению соответствующих отношений, в рамках этих отношений в определенных процессуальных формах и может происходить восстановление нарушенных трудовых прав работников. Естественно, как способ защиты в определенных процессуальных формах государственный надзор и контроль входит в общее понятие защиты трудовых прав и законных интересов работников, то есть он может быть использован наряду с другими способами и процессуальными формами для восстановления нарушенных прав и законных интересов работников. По этой причине особенности защиты трудовых прав и законных интересов работников, по нашему мнению, необходимо исследовать с точки зрения соотношения государственного надзора и контроля с другими способами и процессуальными формами, образующими единое понятие защиты трудовых прав и законных интересов работников.

Таким образом, защита трудовых прав работников, на наш взгляд, включает в себя способы и соответствующие им процессуальные формы, обеспечивающие реальное восстановление нарушенных прав и законных интересов работников.

Смотрите еще:

  • Договор социального найма жилого помещения необходимые документы Как заключить договор социального найма? Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас. По договору социального найма гражданам, относящимся к […]
  • Гпк права не нарушены Комментарии к СТ 3 ГПК РФ Статья 3 ГПК РФ. Право на обращение в суд Комментарий к статье 3 ГПК РФ: 1. В качестве заинтересованных лиц, которые могут обратиться в суд, выступают лица, права и законные интересы которых […]
  • Купить гараж в гск в химках Купить гараж в гск в химках Метр квадратный – Вся недвижимость России Недвижимость Подмосковья Гаражи в Подмосковье Химки Ховрино Планерная Ленинградское Куркинское Новосходненское Продаю: […]
  • Не прошел испытательный срок как уволиться Увольнение не прошедшего испытательный срок В ст. 71 ТК РФ сказано, что если работник не прошёл испытательный срок, работодатель может его уволить. Однако есть несколько особенностей увольнения на испытательном сроке […]
  • Сколько нужно отрабатывать при увольнении на испытательном сроке Нужно ли отрабатывать 2 недели при увольнении на испытательном сроке Иногда работник сталкивается с необходимостью уволиться с работы во время испытательного срока. Естественно, что его при этом волнует нужно ил […]
  • Увольнение с отработкой 2 недели как считать трудовой кодекс Как считать две недели отработки при увольнении Актуально на: 31 января 2017 г. Сколько должен отработать работник при увольнении по собственному желанию? По общему правилу 2 недели. Именно за такой срок работник […]