Как оформить правильно грузовой автомобиль в бухгалтерии

Организации (собственнику) были оказаны услуги по переоборудованию транспортного средства автомобиля марки КамАЗ-43118 путем замены рамы марки 43118 на раму марки 44108. Остальные узлы и агрегаты (двигатель, мосты, коробки и прочее) остались прежними. Как в бухгалтерском и налоговом учете должны быть отражены данные затраты (как модернизация существующего или как создание нового основного средства)?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Замену рамы грузового автомобиля, при которой отчасти меняются эксплуатационные характеристики объекта ОС, следует квалифицировать как реконструкцию, переоборудование или модернизацию. Действующие нормы бухгалтерского и налогового законодательства не содержат положений, которые в рассматриваемых обстоятельствах обязывали бы организацию — владельца транспортного средства отразить ликвидацию объекта ОС с последующим принятием на баланс нового объекта.
Решение о судьбе объекта ОС (как единицы бухгалтерского учета или инвентарного объекта) в целом отнесено к компетенции самой организации-владельца (в лице компетентной комиссии, создаваемой в организации).

Обоснование позиции:
Шасси автомобиля КамАЗ — это собранный комплект агрегатов трансмиссии, ходовой части и механизмов управления (смотрите официальный сайт автопроизводителя: http://www.kamaz.ru/production/serial/shassi/ или сайт официального дилера: http://auto-kam.ru/catalogue/trucks-kamaz/chassis/). Конструкция шасси определяется общим числом осей и числом ведущих осей. Шасси предназначены под установку различного спецоборудования: фургонов, топливозаправщиков, автокранов, экскаваторов, цистерн и т.п.
Из открытых источников в сети «Интернет» можно почерпнуть следующую информацию: автомобильные шасси КамАЗ-44108 и КамАЗ-43118 характеризуются колесной формулой 6х6, предназначены для монтажа различного специализированного оборудования и эксплуатации по дорогам, рассчитанным на пропуск автомобилей с осевой нагрузкой до 10 тс, а также по местности. Вместе с тем зачастую автомобили на шасси КамАЗ-43118 квалифицируются как грузовые автомобили повышенной проходимости с бортовой платформой, тогда как КамАЗ-44108 — это, чаще всего, седельный тягач.
Здесь же отметим, что с точки зрения гражданского законодательства транспортные средства являются движимым имуществом (ст. 130 ГК РФ). По общему правилу, возникновение или прекращение права собственности на движимое имущество не обусловлено государственной регистрацией (ст.ст. 218, 219 ГК РФ), в том числе в подразделениях ГИБДД.

Бухгалтерский учет

В терминологии ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01) в рассматриваемой ситуации речь может идти или о восстановлении, или о выбытии объекта ОС.
Как указано в п. 26 ПБУ 6/01, восстановление объекта основных средств может осуществляться посредством ремонта, модернизации и реконструкции. Затраты на восстановление объекта основных средств отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся. При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).
Согласно п. 29 ПБУ 6/01 выбытие объекта ОС имеет место, в частности, в случае: продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; выявления недостачи и порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции.
Здесь, полагаем, целесообразно обратиться к отраслевым документам, например к Методическим рекомендациям по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО N 001МР/СЭ (утверждены ГНИИ автомобильного транспорта Минтранса России, Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России, Экспертно-криминалистическим центром МВД России и НПСО «Объединение транспортных экспертов» 12, 18, 20 октября 2004 г., далее — Методические рекомендации). В частности, замена рамы грузового автомобиля в названных Методических рекомендациях рассматривается исключительно в рамках капитального ремонта.
Прежде всего указывается на то, что нормы, правила и процедуры ремонта транспортных средств устанавливаются заводами — изготовителями транспортных средств с учетом условий их эксплуатации (п. 6.1 Методических рекомендаций). Однако в п. 6.1.1 Методических рекомендаций предусмотрено, что грузовые автомобили направляются на капитальный ремонт при необходимости одновременной замены (капитального ремонта) рамы, кабины, а также не менее трех других агрегатов в любом их сочетании. Указано при этом, что капитальный ремонт предусматривает полную разборку транспортного средства, дефектовку, восстановление или замену составных частей, сборку, регулировку и проверку работоспособности. В настоящее время полнокомплектный капитальный ремонт транспортных средств практически не проводится.
Вместе с тем, как следует из указанных нами в самом начале характеристик модификаций рам КамАЗ-43118 и КамАЗ-44108, в рассматриваемой ситуации изменяются эксплуатационные характеристики транспортного средства. Фактически бортовой грузовой автомобиль переоборудуется в седельный тягач. Тем самым в бухгалтерском учете, по нашему мнению, работы по грузовому автомобилю, осуществленные подрядным способом, должны быть отражены как реконструкция объекта ОС с возможной частичной ликвидацией. Однако частичная ликвидация вовсе не означает необходимость отражения списания объекта ОС с последующим принятием на баланс нового объекта. Частичная ликвидация означает уменьшение первоначальной стоимости объекта на стоимость его части, окончательно демонтируемой в ходе реконструкции.
Например, как указано в п. 72 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств (утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, далее — Методические указания) в случае наличия у объекта ОС нескольких частей, учитывающихся как отдельные инвентарные объекты и имеющих разный срок полезного использования, замена каждой такой части при восстановлении учитывается как выбытие и приобретение самостоятельного инвентарного объекта.
В соответствии с п. 77 Методических указаний для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта ОС, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Для участия в работе комиссии могут приглашаться представители инспекций, на которых в соответствии с законодательством возложены функции регистрации и надзора на отдельные виды имущества. К компетенции упомянутой комиссии отнесена, в том числе, оценка возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов выбывающего объекта основных средств и их оценка исходя из текущей рыночной стоимости.
Отметим, что согласно п. 6 ПБУ 6/01 единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов — это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. В случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно отличаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.
Мы не видим оснований для учета рамы грузового автомобиля в качестве отдельного инвентарного объекта. Если компетентной комиссией будет принято решение о возможности дальнейшего использования демонтированной рамы, например при ремонте иных объектов транспорта, то первоначальную стоимость реконструированного объекта следует уменьшить на стоимость рамы, определенную комиссией. Соответственно, стоимость вновь установленной рамы увеличивает первоначальную стоимость грузового автомобиля в порядке, предусмотренном для отражения капитальных вложений (п. 27 ПБУ 6/01, п. 70 Методических указаний).
Вместе с тем мы не исключаем, что компетентной комиссией будет принято решение о необходимости ликвидации, по тем или иным причинам, имеющегося транспортного средства, например в связи с невозможностью его эксплуатации в прежнем режиме и в том же качестве, или «высвобождающейся рамы».
Действительно, при рассмотрении споров эксплуатантов транспортных средств с соответствующими подразделениями ГИБДД, возникающих по поводу внесения изменений в регистрационные документы в связи с изменением конструкции транспортных средств, суды в ряде случаев исходят из следующего. В результате замены кузова или рамы (шасси) автомобиль утрачивает основной элемент базового транспортного средства, допущенного к участию в дорожном движении, и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, которое может быть допущено к участию в дорожном движении после проведения оценки его соответствия требованиям безопасности. Вне зависимости от того, что взамен прежних установлены типовые сертифицированные аналогичные основные элементы транспортного средства заводского производства, данное обстоятельство не свидетельствует о том, что транспортное средство не утратило прежние основные элементы и фактически осталось базовым транспортным средством. Выпуск транспортного средства после замены кузова или рамы (шасси) в обращение без документов, подтверждающих его соответствие требованиям безопасности, является нарушением требований названных положений действующего законодательства. Из этого, в частности, исходил АС Северо-Кавказского округа в постановлении от 23.07.2015 N Ф08-4659/15 по делу N А63-7585/2014, подобные доводы нашли отражение в постановлении АС Поволжского округа от 10.06.2015 N Ф06-23981/15 по делу N А72-8361/2014, постановлении АС Северо-Западного округа от 11.02.2015 N Ф07-1101/14 по делу N А52-2784/2013 и др.
Подчеркнем, что приведенные выше судебные решения основывались прежде всего на нормативных документах, регулирующих сферу отношений в области безопасности дорожного движения. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон о бухучете), других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ст. 4 Закона о бухучете).
Частью 1 ст. 21 Закона о бухучете к документам в области регулирования бухгалтерского учета отнесены:
1) федеральные стандарты;
2) отраслевые стандарты;
3) рекомендации в области бухгалтерского учета;
4) стандарты экономического субъекта.
Исходя из п. 5 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н) при постановке бухгалтерского учета организации вменено руководствоваться: законодательством РФ о бухгалтерском учете, нормативными актами Минфина России и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета. При этом организация самостоятельно формирует свою учетную политику исходя из своей структуры, отраслевой принадлежности и других особенностей деятельности.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации мы не видим обстоятельств и каких-либо указаний действующих нормативно-правовых актов, которые обязывали бы организацию отразить ликвидацию переданного на реконструкцию (переоборудование) транспортного средства. Вместе с тем мы не видим также и препятствий для этого в случае, если компетентной комиссией будет принято соответствующее решение. Полагаем, что при этом, помимо прочего, следует оценить целесообразность отражения выбытия объекта с последующим принятием на баланс вновь созданного транспортного средства исходя из трудоемкости учетной и сопутствующей этому работы.
Например, согласно п. 79 Методических указаний детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта ОС, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости на дату списания объектов основных средств.
При этом, напомним, одним из основных требований к учетной политике организации является требование рациональности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Налоговый учет

Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по иным аналогичным основаниям.
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
В целях главы 25 НК РФ к реконструкции относится переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
Нормы главы 25 НК РФ не содержат описания обстоятельств, при которых объекты амортизируемого имущества подлежат ликвидации с отражением соответствующей операции в налоговом учете. По нашему мнению, замену рамы грузового автомобиля можно квалифицировать в равной степени как модернизацию, реконструкцию либо перевооружение, что в любом случае влечет увеличение первоначальной стоимости объекта.
Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации ОС, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, а также расходы на ликвидацию иного имущества, монтаж которого не завершен (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), учитываются для целей налогообложения на основании пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ. Однако, как указано в письме Минфина России от 03.08.2012 N 03-03-06/1/378, в случае частичной ликвидации объект основных средств не выводится из эксплуатации. В частности, разъяснено, что положения пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ не применимы в отношении учета недоначисленной амортизации по той части объекта основного средства, которая подлежала ликвидации.
Таким образом, действующие нормы налогового законодательства, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации не обязывают организацию ликвидировать реконструированное (или переоборудованное) транспортное средство, в том числе если имела место частичная ликвидация объекта ОС в ходе реконструкции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Гильмутдинов Дамир

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

5 ноября 2015 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Поступление автотранспорта на предприятие

Автомобиль уже давно не роскошь, а средство передвижения и перевозки грузов. Во многих организациях автомобильные перевозки производятся силами собственного транспорта. Его количество зависит от рода деятельности данной организации и определяется производственной необходимостью.

Время от времени каждая организация совершает дорогостоящие покупки. При этом выбирается самый выгодный вариант вложения денег. При покупке автотранспортного средства нужно учитывать множество факторов.

Предположим, торговая фирма «Жаклин» расширяет свою деятельность и открывает еще один магазин. Для доставки товара решено приобрести автофургон «Газель». Как это сделать?

Во-первых, можно купить машину за счет собственных средств. Однако при одинаковой цене автомобиля у разных продавцов нужно учитывать, кто из них является плательщиком НДС. Лучше покупать машину у тех, кто начисляет данный налог. В этом случае частично расходы предприятия может компенсировать государство. Фактически покупатель уменьшает свой долг перед бюджетом на сумму налога, которая составляет примерно 16,67 % общей стоимости машины.

Если предприятие покупает автомобиль у частного лица, не являющегося предпринимателем, получить вычет по НДС оно не может. Поэтому его цена должна составлять 83,33 % рыночной цены.

Приобретая машину, организация уменьшает и налог на прибыль. (На стоимость автотранспортных средств начисляется амортизация, которая уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль.)

Во-вторых, можно взять кредит или заем. При этом организация платит по долгам не сразу, а через некоторое время, следовательно, кредит может принести немалую прибыль.

За привлеченные средства надо платить. Но такие платежи учитываются при налогообложении прибыли. Кроме того, организация может вложить свои средства в производство или торговлю, а это позволит получить дополнительную прибыль.

Деньги возвращаются кредитору через какое-то время, и к моменту возврата они частично обесценятся.

В-третьих, грузовик можно взять в лизинг. При этом фирма станет его собственником только через определенный в договоре срок. Учитывать на своем балансе лизинговое имущество может как лизингодатель, так и лизингополучатель, только это условие необходимо сразу оговорить в договоре. Тем не менее фирмам выгодно получать основное средство в лизинг. Амортизацию по такому транспортному средству можно начислять в три раза быстрее. В зависимости от того, на чьем балансе учитывается лизинговое имущество, этим правом может воспользоваться как лизингодатель, так и лизингополучатель. А лизинговые платежи уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, чтобы обзавестись автотранспортным средством, можно использовать любой вариант его приобретения. На наш взгляд, выгоднее всего купить автотранспортное средство по договору лизинга. Если же это сделать не удается, то целесообразно взять кредит на приобретение автомобиля. И, наконец, если кредит взять невозможно, придется покупать транспорт за счет собственных средств.

Автомобиль можно арендовать. Однако в этом случае предприятие не получает машину в собственность. Кроме того, стоимость аренды может увеличиться. Такой способ не стоит использовать организациям, которым транспорт нужен постоянно, зато подходит тем, кому автомобиль нужен время от времени. И опять гораздо выгоднее арендовать у организации, которая является плательщиком НДС.

Мы перечислили наиболее распространенные варианты. Теперь рассмотрим некоторые из них подробнее с точки зрения бухгалтерского и налогового учета.

Покупка транспортного средства

Покупка транспортного средства, независимо от того, новое оно или бывшее в употреблении, осуществляется по договору купли-продажи. Фирму, в которой выгоднее всего приобрести автомобиль, найдет руководитель предприятия, технические данные оценит водитель. Отражение же покупки автомобиля в учете — задача бухгалтера.

Приобретая автотранспортные средства, организация получает от поставщика счет-фактуру и накладную, подтверждающую количество, стоимость и факт передачи приобретенного имущества, а также техническую документацию.

Приобретаемый организацией автомобиль принимается к бухгалтерскому учету как объект основных средств (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина РФ от 30 марта 2001 г. № 26н; далее — ПБУ 6/01).

Первоначальная стоимость автомобиля складывается из всей совокупности затрат на приобретение (п. 7 ПБУ 06/01). Такими затратами, например, могут быть:

  • сумма, уплаченная в соответствии с договором продавцу;
  • сумма, уплаченная за доставку автомобиля в организацию;
  • таможенные пошлины;
  • вознаграждения посредникам;
  • регистрационные сборы и другие расходы, связанные с регистрацией в ГАИ;
  • другие затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

В стоимость автомобиля включается стоимость запасного колеса с покрышкой, камерой и ободной лентой, а также комплект инструментов.

Все расходы на приобретение автомобиля учитываются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы».

Проводка, связанная с приобретением автомобиля, будет такой:

Дебет счета 08 субсчет 4 «Приобретение основных средств» Кредит счета 60 — учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением автомобиля.

Затем, когда предприятие вводит автомобиль в эксплуатацию, эти расходы списываются в дебет счета 01 «Основные средства». В бухгалтерском учете эта операция отражается следующим образом:

Дебет счета 01 Кредит счета 08 — автомобиль введен в эксплуатацию.

Принятие автомобиля к бухгалтерскому учету осуществляется на основании утвержденного руководителем акта приемки-передачи основных средств, составленного по форме ОС-1. Согласно этим документам в бухгалтерии организации открывается инвентарная карточка на автомобиль по форме ОС-6. Эти формы утверждены постановлением Госкомстата от 21 января 2003 г. № 7.

Сумма НДС, уплаченная при приобретении легкового автомобиля, подлежит налоговому вычету в общеустановленном порядке (ст. 171–172 НК РФ).

Для того чтобы возместить НДС, должны быть выполнены следующие условия:

  • автомобиль принят к учету;
  • цель приобретения автомобиля связана с осуществлением производственной деятельности или иных операций, облагаемых НДС, или для перепродажи;
  • организация получила от продавца счет-фактуру на приобретенный автомобиль, в котором указана сумма налога.

Если автомобиль будет использоваться для осуществления деятельности, которая НДС не облагается, то сумма налога к вычету не принимается, а увеличивает первоначальную стоимость автомобиля (ст. 170 НК РФ). Это может быть в том случае, когда организация:

  • освобождена от обязанности плательщика НДС на основании ст. 145 НК РФ;
  • операции, осуществляемые налогоплательщиком, не являются объектом обложения НДС на основании ст. 146 НК РФ или не подлежат обложению этим налогом на основании ст. 149 НК РФ;
  • реализует свои товары за пределами РФ (ст. 148 НК РФ).

В бухгалтерском учете суммы НДС отражаются следующим образом:

Дебет счета 19 Кредит счета 60 — на основании полученного счета-фактуры учтен НДС по затратам, связанным с приобретением автомобиля;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — сумма НДС предъявлена к налоговому вычету.

Вполне возможно, что организация, которая продала свое основное средство, выставит счет-фактуру, где будет указан НДС, начисленный не на полную стоимость автотранспортного средства, а лишь на часть этой стоимости. Это означает, что у предыдущего владельца данный объект учитывался по стоимости, включающей «входной» НДС.

В таких случаях налогом облагается только разница между ценой реализуемого имущества и его остаточной стоимостью (п. 3 ст. 154 НК РФ). Причем НДС в этом случае рассчитывают так: сначала умножают указанную разницу на 18 %, а затем делят полученный результат на 118 % (п. 4 ст. 164 НК РФ).

В марте 2008 г. ООО «Верея» приобрело микроавтобус за 559 000 руб. По данным организации-продавца остаточная стоимость автомобиля составляла 500 000 руб. с учетом включенного в нее НДС.

При продаже в счете-фактуре была указана сумма НДС в размере 9000 руб. ((559 000. – 500 000) × 18 / 118).

Указанную сумму НДС ООО «Верея» сможет принять к налоговому вычету. Первоначальная стоимость автомобиля в бухгалтерском учете будет составлять 550 000 руб. (559 000 – 9000).

Регистрация в ГАИ

Купив новый автомобиль, фирма должна зарегистрировать его в государственной автоинспекции. В противном случае транспортное средство не будет допущено к дорожному движению (ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автотранспортных средств и других видов самоходной техники на территории РФ»).

Правила регистрации автомобилей в ГАИ установлены приказом МВД от 27 января 2003 г. № 59. На нее отводится пять дней после приобретения машины или в течение срока действия регистрационного знака «Транзит». Если предприятие в этот срок не уложится, его могут оштрафовать на сумму от 1000 до 3000 руб. (ст. 19.22 КоАП). Потребовать уплатить штраф в размере от 100 до 300 руб. могут и с должностных лиц провинившейся фирмы.

Регистрировать автомобили в ГАИ нужно по месту нахождения организации. Если же машина приобретена для филиала или представительства, то ее можно поставить на учет по месту нахождения этого подразделения.

Для регистрации собственники транспортных средств обязаны представить документы об уплате платежей за выдачу и замену регистрационных документов, паспортов транспортных средств (подп. «г» п. 35 Правил).

Затраты на регистрацию в ГАИ включаются организацией в фактические расходы на приобретение автомобиля (п. 8 ПБУ 06/01) и увеличивают первоначальную стоимость транспортного средства в бухгалтерском учете. Помимо государственной пошлины в первоначальную стоимость следует включать и плату за проведение государственного технического осмотра, уплачиваемую в связи с приобретением автомобиля (письмо Минфина РФ от 5 июля 2006 г. № 03-06-01-04/138).

Поскольку все автомобили подлежат государственной регистрации в ГАИ, проводку по дебету счета 01 нужно делать после того, как такая регистрация проведена.

В 2008 г. ООО «Валентин» приобрело по договору купли-продажи новый легковой автомобиль ВАЗ-21099. Стоимость автомобиля согласно договору с продавцом — 236 000 руб., в том числе НДС — 36 000 руб. Услуги сторонней организации, которая доставила автомобиль, стоят 11 800 руб., в том числе НДС — 1800 руб.

В бухгалтерском учете ООО «Валентин» были сделаны следующие проводки:

Дебет счета 08 Кредит счета 60 — 200 000 руб. (236 000 – 36 000) — оприходован автомобиль на балансе организации (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 60 — 6000 руб. — учтена сумма НДС согласно счету-фактуре;

Дебет счета 60 Кредит счета 51 — 236 000 руб. — оплачен счет продавца;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 76 — 10 000 руб. (11 800 – 1800 руб.) — отражены расходы на доставку автомобиля (без НДС);

Дебет счета 19-1 Кредит счета 76 — 1800 руб. — учтена сумма НДС по расходам на доставку;

Дебет счета 76 Кредит счета 51 — 11 800 руб. — оплачены услуги по доставке автомобиля.

За регистрацию автомобиля в ГАИ (технический осмотр, получение свидетельства о регистрации транспортного средства и номерных знаков) было заплачено 1000 руб.

Дебет счета 71 Кредит счета 50 — 1000 руб. — выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты регистрационных сборов;

Дебет счета 08-4 Кредит счета 71 — 1000 руб. — плата за регистрацию учтена в балансовой стоимости автомобиля на основании авансового отчета подотчетного лица.

Когда автомобиль будет введен в эксплуатацию, необходимо сделать такие проводки:

Дебет счета 01 Кредит счета 08-4 — 211 000 руб. (200 000 + 10 000 + 1000)— — автомобиль зачислен в состав основных средств организации;

Дебет счета 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — 37 800 руб. (36 000 + 1800) — произведен налоговый вычет.

Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Федеральный закон № 40-ФЗ) обязывает предприятия, имеющие автотранспорт, страховать риск своей гражданской ответственности.

Застраховать гражданскую ответственность необходимо не позднее, чем через 5 дней после того, как организация получит право владения автотранспортным средством (п. 2 ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ). В противном случае автомобиль не допустят к техосмотру, не зарегистрируют в ГАИ, а организацию оштрафуют на сумму 300 руб. (ст. 12.37 Кодекса об административных правонарушениях РФ). Кроме того, если риск ответственности владельцев транспортных средств не застрахован, то вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потерпевших, они возмещают за свой счет.

Суммы расходов по обязательному и добровольному страхованию автомобиля не учитываются в его первоначальной стоимости (письмо УФНС по г. Москве от 2 марта 2006 г. № 20-12/16322).

Организация, купившая автомобиль для его использования в производственных (управленческих) целях, вправе учесть расходы по его обязательному и добровольному страхованию (ОСАГО и КАСКО) для целей налогообложения прибыли в следующем порядке (письмо Минфина РФ от 7 сентября 2005 г. № 03-03-02/74, письмо ФНС РФ от 18 апреля 2005 г. № 02-3-10/564-04, письмо УФНС РФ по г. Москве от 1 августа 2007 № 20-12/073169).

Указанные расходы включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством РФ. Если подобные тарифы не утверждены, то расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат.

Если налогоплательщик ведет учет доходов и расходов методом начисления, то затраты по обязательному страхованию признаются в качестве расхода в том отчетном периоде, в котором были перечислены денежные средства на уплату страховых взносов (п. 6 ст. 272 НК РФ). По условиям договора страхования может быть предусмотрена уплата страхового взноса разовым платежом. Если подобный договор заключен на срок более одного отчетного периода, то расходы на обязательное страхование признаются равномерно в течение срока действия договора пропорционально количеству календарных дней действия договора в отчетном периоде.

Налоговый учет приобретенного автомобиля

В налоговом учете первоначальная стоимость транспортного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ).

По мнению специалистов Минфина РФ, в целях налогообложения расходы по уплате государственной пошлины подлежат включению в первоначальную стоимость автомобиля (письмо Минфина РФ от 15 декабря 2006 г. № 03-03-04/1/831). В результате указанные затраты будут списываться в составе расходов, уменьшающих доходы текущего отчетного (налогового) периода, путем начисления амортизации в порядке, предусмотренном ст. 259 НК РФ.

Используем условия предыдущего примера.

В налоговом учете первоначальная стоимость автомобиля будет равна первоначальной стоимости этого объекта в бухгалтерском учете и составит 211 000 руб. (200 000 + 10 000 + 1000).

Использование личного автомобиля сотрудника

Нередко сотрудники предприятий по какой-либо причине используют свой автомобиль в служебных целях. Есть два способа компенсировать работнику его расходы на эксплуатацию личного автомобиля: можно заключить договор аренды автомобиля, а можно — выплачивать работнику компенсацию за использование личного автомобиля в служебных целях.

Порядок выплаты компенсации

Статья 188 ТК РФ устанавливает обязанность работодателя компенсировать работнику затраты, понесенные последним при использовании личного имущества, в том числе и автомобилей.

При выплате компенсации следует руководствоваться письмом Минфина РФ от 21 июля 1992 г. № 57 «Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок».

Денежная компенсация положена не всем работникам предприятия, а только тем сотрудникам, работа которых связана с постоянными служебными разъездами. Это может быть, например, курьер, менеджер, торговый представитель, исполнительный директор и т. д. Разъездной порядок работы должен быть закреплен в должностных инструкциях. Пример записи приведен ниже.

Сумму компенсации определяет руководитель организации по договоренности с работником. Как правило, размер компенсации зависит от интенсивности использования автомобиля, который используется в служебных целях, и от его марки. Компенсация назначается с учетом того, что работник должен оплатить свои расходы, связанные с покупкой бензина, текущим ремонтом автомобиля и т. д. Поэтому если сотрудник получает компенсацию, никакие дополнительные деньги, связанные с оплатой расходов по эксплуатации машины, ему не полагаются.

Компенсация начисляется на основании приказа руководителя (письмо Минфина РФ № 21 июля 1992 г. № 57). Типового бланка для такого приказа нет, поэтому он составляется в произвольной форме. Как правило, в приказе указывают фамилию, имя, отчество сотрудника, которому назначается компенсация, его должность и ежемесячную сумму компенсации. Пример оформления приказа приведен ниже.

Для того чтобы получить компенсацию, работник должен представить в бухгалтерию нотариально заверенную копию технического паспорта автомобиля (письмо Минфина РФ от 16 ноября 2006 г. № 03-03-02/275, письмо УФНС по г. Москве от 22 февраля 2007 г. № 20-12/016776).

Компенсация выплачивается один раз в месяц. Если же автомобиль сотрудником не используется (отпуск, болезнь, командировка), то компенсацию выплачивать нельзя.

Налогообложение компенсации за использование личного автомобиля

Как мы уже говорили, компенсация может выплачиваться в любой сумме. Однако для целей налогообложения сумма компенсации нормируется.

Подпунктом 11 п. 1 ст. 264 НК РФ установлено, что компенсации за использование личных легковых автомобилей для служебных поездок относятся к прочим расходам. При налогообложении прибыли эти компенсации учитываются в пределах норм, установленных постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2002 г. № 92 и действуют с 1января 2002 г.

Размер компенсации за использование личных легковых автомобилей не привязан к конкретным маркам автомобилей, а зависит только от мощности двигателя.

Если объем двигателя меньше 2 л, то сумма компенсации составляет 1200 руб. в месяц. Если объем двигателя больше, ежемесячная норма компенсации — 1500 руб. Работникам, которые используют в служебных целях мотоциклы, полагается компенсация в пределах 600 руб.

Порядок налогообложения компенсаций представлен в табл. 1.

Таблица 1. Порядок налогообложения компенсации за использование личного автомобиля

Как оформить правильно грузовой автомобиль в бухгалтерии

Публикации

Бух. программы

Рубрикатор

Справочник

Приобрести автомобиль сейчас несложно. Причем это можно сделать, даже не имея в своем распоряжении достаточной суммы. Автосалоны активно привлекают клиентов новыми, все более выгодными, схемами покупки – от беспроцентного кредита до лизинга. Как правило, беспроцентный кредит связан для покупателя с обязательной покупкой страхового полиса КАСКО (риск угона и причинения ущерба автомобилю). Такой полис недешев и требуется далеко не всем.

Поэтому часть фирм пользуется лизинговой схемой. Ее основное преимущество по сравнению с покупкой за счет кредитных ресурсов в том, что лизинговая комиссия облагается НДС, а значит, вы сможете предъявить налог к вычету. Подробнее об этом и других преимуществах договора лизинга мы уже писали в № 3 за этот год в статье «Лизинговая минимизация».

И тем не менее самым распространенным способом приобретения автомобиля все же является его покупка. Об оформлении этой операции и пойдет речь в статье.

Подумали и купили

Как новые, так и бывшие в употреблении машины покупают по договору купли-продажи с обязательным оформлением счета-фактуры и накладной.

Поскольку автотранспорт относится к основным средствам, то он принимается к учету на основании акта приема-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1). На основании этого документа оформляется инвентарная карточка (форма № ОС-6). Напомним, что образцы бланков можно найти в постановлении Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

В бухгалтерском учете первоначальную стоимость основного средства определяют в соответствии с ПБУ 6/01. То есть суммируют все фактические затраты организации на приобретение автомобиля за исключением НДС.

Фактические затраты – это сумма, уплаченная в соответствии с договором купли-продажи, а также стоимость консультационных и информационных услуг, проценты по заемным средствам, привлеченным для покупки автомобиля, и прочие затраты, непосредственно связанные с его приобретением. Кроме того, в первоначальную стоимость автотранспортного средства включаются затраты на установку дополнительного оборудования, сигнализации, проведение антикоррозийной обработки и т. п., а также стоимость комплекта запасных шин.

Купив автомобиль, собственник должен поставить его на учет в ГИБДД. Сроки установлены в постановлении Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938. Так, зарегистрироваться нужно в течение пяти дней с момента приобретения или снятия с учета транспортного средства либо в течение срока действия регистрационного знака «Транзит».

Когда государственная регистрация осуществлена, фирма принимает автомобиль на учет в качестве основного средства на основании приказа руководителя. Регистрационный сбор, государственные пошлины и другие платежи, произведенные в связи с регистрацией автомобиля, включаются в первоначальную стоимость основного средства.

ООО «Нева» приобрело автомобиль ВАЗ-2110 за 200 600 руб. (в том числе НДС – 30 600 руб.) Сумма сборов за регистрацию транспортного средства составила 1000 руб. Бухгалтер «Невы» сделал следующие проводки:

Дебет 08 Кредит 60

– 170 000 руб. – отражена в учете стоимость покупки автомобиля без НДС;

Дебет 19 Кредит 60

– 30 600 руб. – учтена сумма НДС по приобретенному автомобилю;

Дебет 08 Кредит 76

– 1000 руб. – отражена сумма регистрационного сбора;

Дебет 76 Кредит 51

– 1000 руб. – оплачен регистрационный сбор;

Дебет 60 Кредит 51

– 200 600 руб. – произведена оплата по договору купли-продажи автомобиля;

Дебет 01 Кредит 08

– 171 000 руб. (170 000 + 1000) – оприходован автомобиль по первоначальной стоимости;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 30 600 руб. – принята к вычету сумма НДС по приобретенному автомобилю.

Для целей налогового учета прибыли первоначальная стоимость приобретенной машины определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 257 Налогового кодекса РФ. Она складывается из расходов на покупку автомобиля, доставку и доведение его до состояния, пригодного для использования. Таким образом, первоначальная стоимость в бухгалтерском и налоговом учете в целом совпадают. Исключение составляют проценты по заемным средствам (подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ) и суммовые разницы (подп. 5.1 п. 1 ст. 265 НК РФ). Для целей налогообложения эти траты являются внереализационными расходами и относятся на финансовый результат в текущем налоговом периоде.

Без страховки не обойтись

Все владельцы автотранспорта должны заcтраховать риск автогражданской ответственности. Без этого вы не сможете пройти государственный технический осмотр и регистрацию.*

Договор обязательного страхования обычно заключается на один год и в дальнейшем продлевается. Поскольку расходы по страхованию относятся к нескольким периодам, то они отражаются в бухгалтерском учете на счете 97 «Расходы будущих периодов» и их равномерно списывают в течение срока действия договора.

Для целей налогообложения расходы на обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств включаются в состав прочих расходов в пределах утвержденных тарифов (п. 2 ст. 263 НК РФ).

Для организаций, которые применяют метод начисления, порядок списания расходов указан в пункте 6 статьи 272 Налогового кодекса. Если договор заключен на срок, равный отчетному периоду или меньше его, затраты признаются в том отчетном периоде, в котором были оплачены страховые взносы. Когда по условиям договора страхования предусмотрена оплата страхового взноса разовым платежом за срок более одного отчетного периода, то он признается в расходах равномерно в течение срока действия договора.

При использовании кассового метода страховые взносы можно исключить из налогооблагаемой прибыли в тот день, когда они перечислены страховщику (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Начисление амортизации по автотранспорту ничем не отличается от амортизации других основных средств. Единственная особенность установлена в пункте 9 статьи 259 Налогового кодекса РФ. К норме амортизации легковых автомобилей и микроавтобусов стоимостью свыше 300 000 и 400 000 рублей соответственно применяется понижающий коэффициент 0,5.

Основной вид затрат при эксплуатации автомобилей – приобретение горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей. При приобретении ГСМ за наличный расчет водителю или другому лицу, эксплуатирующему данное транспортное средство (например директору), выдается под отчет определенная сумма денег. После представления подотчетным лицом авансовый отчет с приложенными кассовыми чеками АЗС утверждается руководителем предприятия. На основании этого документа приобретенное топливо принимается к учету.

С точки зрения бухгалтерии удобнее приобретать топливо по договору поставки с условием оплаты по безналичному расчету. Поставляемые таким образом ГСМ принимаются к учету на основании полученных от поставщика накладной и счета-фактуры. Другой удобный вариант – оплачивать горючее по топливным талонам.

ООО «АЗС» заключило с ООО «Автомобиль» договор поставки бензина марки А-95 посредством отпуска по талонам. По договору фирма «Автомобиль» заплатила 17 700 руб. (в том числе НДС – 2700 руб.) за 1000 л бензина по 17,7 руб. за литр. Оплата по безналичному расчету произведена 27 сентября 2005 года. ООО «АЗС» выдало 50 талонов на 20 л бензина каждый. В тот же день все талоны были переданы водителям под отчет. До конца месяца были израсходованы пять талонов по 20 л. По окончании месяца 30 сентября 2005 года составлен акт приемки-передачи топлива. Согласно акту, «Автомобиль» получил 100 л бензина на сумму 1770 руб. (17,7 руб. ( 100 л), в том числе НДС – 270 руб.

Бухгалтер ООО «Автомобиль» сделал в учете следующие проводки:

Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51

– 17 700 руб. – перечислены денежные средства в качестве предоплаты за бензин;

Дебет 50-3 Кредит 60 (76)

– 17 700 руб. – получены в кассу топливные талоны;

Дебет 71 Кредит 50-3

– 17 700 руб. – выданы талоны водителям под отчет.

Дебет 10-3 Кредит 71

– 1500 руб. – оприходовано приобретенное топливо;

Дебет 19 Кредит 71

– 270 руб. – учтен НДС по топливу, приобретенному по талонам;

Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»

– 1770 руб. – зачтена часть аванса, уплаченного поставщику бензина;

Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19

– 270 руб. – принят к вычету НДС по оплаченному и оприходованному топливу;

Дебет 20 (23, 25, 26, 44. ) Кредит 10-3

– 1500 руб. – списаны на затраты расходы по ГСМ.

В ходе эксплуатации автотранспортного средства топливо расходуется и списывается на затраты предприятия. Документальным подтверждением расхода топлива служит путевой лист. Его форма утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78. Однако она является обязательной только для автотранспортных организаций. Что касается остальных фирм, то они могут разработать свою форму путевого листа, в которой будут отражены все реквизиты, предусмотренные пунктом 2 статьи 9 Закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Такую позицию подтверждает письмо Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/117.

Будут и другие траты

Кроме расходов на горюче-смазочные материалы фирме придется периодически тратиться на ремонт автомобиля. Как правило, он выполняется силами специализированных организаций – автосервисов.

Между заказчиком и автосервисом заключается письменный договор (его может заменить наряд-заказ, квитанция или иной документ). Там фиксируется вся необходимая информация: наименования сторон, дата приема и выполнения заказа, объем работ, их стоимость, гарантийный срок и др.

Кроме того, регулярной замены требуют шины автомобиля. Если шины, покупаемые с новым автомобилем, учитываются в стоимости основного средства, то покупаемые взамен изношенных учитываются в составе материалов на счете 10 субсчет 5 «Запасные части». В дальнейшем их замена учитывается как проведение текущего ремонта.

Не забудьте, что после регистрации автомобиля на фирму, у вас появится обязанность платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ). Он зависит от мощности двигателя транспортного средства в лошадиных силах. Организации должны самостоятельно рассчитывать сумму налога и перечислять его в сроки, установленные законами субъектов РФ. О тонкостях исчисления и уплаты данного налога шла речь в статье «Транспортный налог заплатит собственник» (ПБ № 7, 2005). Также надо иметь в виду, что стоимость машины увеличит базу по налогу на имущество.

Продали за ненадобностью

Если автомобиль больше не нужен, его всегда можно продать. Передача фирмой автотранспортного средства в собственность другого лица оформляется актом приемки-передачи основных средств по форме № ОС-1. На его основании делают запись в инвентарной карточке формы № ОС-6. Инвентарные карточки по выбывшим объектам хранятся в бухгалтерии отдельно не менее чем в течение пяти лет после продажи автомобиля (п. 193 Перечня, утвержденного Федеральной архивной службой 6 октября 2000 г.). Выручка от продажи автомобиля оговаривается сторонами в договоре и облагается НДС.

ООО «Балтика» решило продать автомобиль ВАЗ-21093 ЗАО «Столица» за 112 100 руб. Первоначальная стоимость машины составляет 150 000 руб., сумма начисленной амортизации – 65 000 руб. Расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД составили 500 руб. При этом бухгалтер ООО «Балтика» сделал в учете следующие записи:

Дебет 62 Кредит 91-1

– 112 100 руб. – отражен доход от реализации машины;

Дебет 91-3 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 17 100 руб. (112 100 x 18/118) – начислен НДС с продажной стоимости;

Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01

– 150 000 руб. – списана первоначальная стоимость;

Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 65 000 руб. – списана сумма начисленной амортизации;

Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– 85 000 руб. (150 000 – 65 000) – списана остаточная стоимость автомобиля;

Дебет 76 Кредит 51

– 500 руб. – оплачены расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;

Дебет 91-2 Кредит 76

– 500 руб. – списаны расходы по снятию автомобиля с учета в ГИБДД;

Дебет 51 Кредит 62

– 112 100 руб. – получены денежные средства за проданную автомашину;

Дебет 91-9 Кредит 99

– 9 500 руб. (112 100 – 17 100 – 85 000 – 500) – списана прибыль от продажи основного средства.

* О том, как действует договор ОСАГО при ДТП, вы можете прочитать в статье «Автомобиль попал в аварию» (ПБ № 6, 2005).

Расходы на ГСМ инспекторы разрешают относить на затраты по налогу на прибыль только в пределах лимитов. Таковыми они считают Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные Минтрансом РФ 29 апреля 2003 г. Руководящий документ № Р3112194-0366-03. Однако глава 25 Налогового кодекса не устанавливает других ограничений для отнесения на расходы топлива и смазочных материалов кроме экономической обоснованности и документальной подтвержденности. Таким образом, руководитель фирмы может своим приказом утвердить иные нормы расхода, обоснованные расчетами. Подробно мы рассказывали об этом в статье «Без путевого листа списать ГСМ не получится» (ПБ № 7, 2005).

А. Стунжас, старший финансовый менеджер

Смотрите еще:

  • Статья упк 151 Уголовно-процессуальный кодекс РКСтатья 151. Сроки содержания под стражей и порядок их продления 1. Срок содержания под стражей при досудебном расследовании не может превышать два месяца, кроме исключительных случаев, […]
  • Задержание за вождение в нетрезвом виде Уволят ли военнослужащего по статье, если он повторно задержан за езду в нетрезвом виде? Здравствуйте. Прохожу службу по контракту уже 10 лет. Был задержан за вождение в нетрезвом виде в нерабочие время на нерабочей […]
  • Договор купли продажи аварийного автомобиля образец Договор-купли продажи битого автомобиля Как правильно продавать и оформлять договор купли-продажи битого а-м? Что должно быть прописано в договоре? Ответы юристов (2) Как правильно продавать и оформлять договор […]
  • Комментарий к ст 396 гк рф Комментарий к ст 396 гк рф Законодательные акты, которые могут пригодиться при создании ТСЖ Ответственность и исполнение обязательства в натуре 1. Уплата неустойки и возмещение убытков в случае ненадлежащего исполнения […]
  • Где взять справку что не получаю алименты Где взять справку, что не получаю алименты на ребенка по своему месту прописки? Доры день!Где я могу взять справку ,что не получаю алименты на ребенка?По своему месту прописки или месту прописки отца.? Ответы юристов […]
  • Белозерова галина сергеевна адвокат Белозерова Галина Сергеевна Основные данные: При добавлении отзыва на страницу Белозерова Галина Сергеевна, постарайтесь быть объективными. Любой комментарий проходит проверку модераторов, это занимает время. Ваши […]