Электронная система арбитражных судов

Арбитражный суд Калужской области

Назначение судьи

И Н Ф О Р М А Ц И Я о результатах проведения конкурса на включение в кадровый резерв Арбитражного суда Калужской области

Объявление об открытии конкурса на замещение вакантных должностей федеральной государственной гражданской службы в аппарате Арбитражного суда Калужской области

Система арбитражных судов Российской Федерации

В рамках судебной реформы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами «О судебной системе Российской Федерации» и «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в стране создана единая судебная система.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды — это специализированные суды по разрешению имущественных, коммерческих споров между предприятиями.

Они также рассматривают иски предпринимателей о признании недействительными актов государственных органов, нарушающих их права и законные интересы. Это — налоговые, земельные и иные споры, возникающие из административных, финансовых и иных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают споры с участием иностранных предпринимателей.

Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы.
Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют:

  • арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);
  • арбитражные апелляционные суды;
  • арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах;
  • специализированные арбитражные суды.

Арбитражные суды округов

Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом. Арбитражные суды округов являются также судами первой инстанции по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым арбитражными судами, или за нарушение права на исполнение судебных актов в разумный срок, принятых арбитражными судами.

Арбитражный суд округа действует в составе президиума арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений и судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов округов определены в Главе III Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Арбитражные апелляционные суды

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных апелляционных судов округов определены в Главе III.1 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации

В субъектах Российской Федерации действуют арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов.
В них рассматриваются в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам, за исключением дел, отнесенных к компетенции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Кроме того, арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает в апелляционной инстанции повторно дела, рассмотренные в этом суде в первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.
Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов субъектов Российской Федерации определены в Главе IV Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Система арбитражных судов Центрального федерального округа

Электронное правосудие

Система электронного документооборота (СЭДО) ВАС РФ

Система электронного документооборота предназначена для автоматизации процессов общего делопроизводства и перехода к безбумажным технологиям в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации.

Система автоматизирует деятельность сотрудников, связанную с регистрацией, обработкой, подготовкой, согласованием, хранением и учетом документов, контролем исполнительской дисциплины, обеспечивает ведение телефонного справочника. Структура системы СЭДО разработана по многозвенной клиент-серверной технологии, позволившей реализовать:

централизованное хранение и обработку данных на сервере;

совместную работу пользователей с общими данными без нарушения целостности базы данных;

минимизацию объема передаваемой информации по сети от сервера базы данных пользователям;

снижение вычислительной нагрузки на клиентские компьютеры, что позволяет увеличить производительность системы простым увеличением мощности сервера.

Структурно СЭДО представляет собой комплекс прикладных клиентских и серверных подсистем.

Такое разбиение позволяет поддерживать масштабируемость системы и обеспечивает ее распределенность.

СЭДО ВАС РФ состоит из следующих взаимосвязанных подсистем:

— Подсистема регистрации предназначена для учета входящих, исходящих, внутренних документов, обеспечения процессов регистрации и работы с документами.

— Подсистема учета резолюций/заданий предназначена для учета заданий, назначенных сотрудникам по поступившим документам, и обеспечения возможности контроля исполнения заданий.

— Подсистема журналирования истории исполнения регистрационной карточки и карточки задания предназначена для фиксации и учета действий по переводу карточек в различные состояния, изменения учетных характеристик регистрационной карточки документа и карточки задания и функционирует в составе подсистем регистрации и учета резолюций/заданий.

— Подсистема учёта движения документов предназначена для автоматизации учёта приёма/передачи бумажных экземпляров документов. Обеспечивает автоматическое внесение записи в журнал передачи регистрационной карточки при сканировании документа с помощью ручного сканера штрих-кода, а также путём выполнения групповой операции приёма/передачи документов.

— Подсистема шаблонов выполняет следующие функции:

  • Формирование шаблона регистрационной карточки
  • Формирование шаблона резолюции
  • Формирование шаблона маршрута согласования документов

Шаблон регистрационной карточкипредназначен для оптимизации работы пользователей СЭДО с типовыми документами. Типовые документы выделяются в шаблон, который доступен всем пользователям СЭДО. При создании РК исполнитель может воспользоваться шаблоном и отредактировать необходимые реквизиты.

Шаблон резолюции предназначен для оптимизации работы пользователей СЭДО с одинаковыми резолюциями на документы. Типовые резолюции выделяются в шаблон, который доступен всем пользователям СЭДО. При создании резолюции документа исполнитель может воспользоваться шаблоном и отредактировать необходимые для создаваемой резолюции реквизиты.

Шаблон маршрутов согласования документов предназначен для оптимизации работы пользователей СЭДО с маршрутами согласования документов. Типовые маршруты выделяются в шаблон, который доступен всем пользователям СЭДО. При создании маршрута исполнитель может воспользоваться шаблоном и отредактировать необходимые реквизиты.

— Подсистема подготовки телефонного справочника сотрудников предназначена для ведения телефонного справочника Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

— Подсистема контроля предназначена для контроля исполнения резолюций руководства Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

— Подсистема формирования отчетов предназначена для построения пользователями отчетов с требуемыми параметрами. Среди отчетов можно отметить:

  • Справка о выполнении поручений руководства ВАС РФ
  • Сводка об исполнении (по входящим)
  • Сводка по документообороту (контрольные документы) для ВАС РФ
  • Статистика по эксплуатации СЭДО
  • Список контрольных документов
  • Опись дел
  • Лист-заверитель дела

— Подсистема потокового сканирования предназначена для сканирования входящей корреспонденции и прикрепления электронных образов документов к регистрационным карточкам.

— Подсистема настроек предназначена для установки параметров работы системы.

— Подсистема контроля исполнительской дисциплины предназначена для отслеживания состояния папок пользователей в СЭДО без запуска системы.

— Подсистема администрирования ролевой модели системы электронного документооборота обеспечивает гибкие настройки доступа пользователей к объектам СЭДО.

— Подсистема автоматизации архива автоматизирует работу с документами на последних этапах обработки и уменьшает нагрузку сотрудников отдела архива и секретарей, занимающихся архивным хранением документов.

— Подсистема групповых операций позволяет выполнять групповые операции с регистрационными карточками и заданиями:

  • Групповое наложение резолюций
  • Групповое исполнение заданий
  • Групповое принятие заданий в работу
  • Групповое внесение записи о приеме/передачи в журнал РК
  • Прикрепление документа в исполнение к группе КЗ

— Подсистема настраиваемых атрибутов регистрационной карточки и задания позволяет настраивать дополнительные поля регистрационной карточки и карточки задания, а также производить поиск по этим атрибутам.

— Подсистема автоматизации экспедиции предназначена для обработки исходящей корреспонденции.Она обеспечивает:

  • Формирование регистрируемого почтового отправления
  • Получение и присвоение идентификатора почтового отправления
  • Печать конвертов, наклеек
  • Печать уведомлений
  • Формирование и печать реестров отправляемой корреспонденции
  • Отметка о доставке/возврате отправляемой корреспонденции

— Подсистема интеграции системы электронного документооборота ВАС РФ с автоматизированной системой судебного делопроизводства ВАС РФ разработана для установления связей между жалобами в системе электронного документооборота ВАС РФ и надзорными производствами в системе судебного делопроизводства ВАС РФ.

Сервисы Арбитражного суда

Всемирная паутина проникла во многие сферы нашей жизни, и система правосудия – не исключение. Высший арбитражный суд создал сервис «Электронный страж», который поможет многим частным предпринимателям заниматься своей деятельностью более подготовлено и информировано.

Суть сервиса заключается в том, что каждый владелец бизнеса может получать информацию о судебных исках, которые подаются против его организации, отслеживать все движения в судебном процессе, тем самым, ограждая клиента от любых неожиданностей. С помощью этого сервиса можно выяснить, участвует ли потенциальный контрагент в судебных разбирательствах, проверить споры, где он был истцом и ответчиком. Так же, по электронной почте, или через SMS, клиент может получить сообщение, что, к примеру, суд вынес решение об аресте имущества организации.

Для поиска информации, в поле «Участник дела» необходимо указать название, ИНН или ОГРН контрагента или вашей организации и нажать кнопку «Найти». После этого сайт сформирует список дел. В нем можно увидеть истца и ответчика. Нажав на номер дела, можно просмотреть тексты решений.

Картотека арбитражных дел

После вступления в силу 228-ФЗ стала возможной подача документов в арбитражные суды в электронном виде. Сервис электронной подачи документов «Мой арбитр», поможет избежать очередей и излишнего общения с персоналом судов. Подать исковое заявление в суд можно не выходя из дома.

Вход в «Мой арбитр» осуществляется при помощи логина и пароля. Если у вас нет аккаунта, пройдите процедуру регистрации, она займет пару минут. После входа сервис предоставляет вам личный кабинет, из которого можно вести судебные дела.

Этот сайт пригодится, чтобы быстро подать иски и другие документы в арбитражный суд через интернет. Порядок передачи электронных заявлений определил Пленум ВАС РФ в постановлении от 08.11.13 № 80. Сервис поможет подать документы и в суд другого региона.

Для того, чтобы подать иск, нужно нажать на ссылку «Заявления и жалобы» и выбрать иск либо жалобу. Затем следует заполнить данные заявителя, выбрать суд, а также приложить отсканированные документы и нажать кнопку «Отправить». Если с документами все в порядке, то в личный кабинет придет уведомление об их получении.

Система подачи документов в Арбитражные суды в электронном виде

Автоматизированная информационная система «Банк решений арбитражных судов» (БРАС) является единым централизованным ресурсом, в котором размещены данные о реквизитах всех судебных дел и документов, всех инстанций, начиная с первой и заканчивая надзорной, а также тексты принятых судебных актов; и является бесплатной.

Система позволяет производить поиск по различным критериям, а именно: номер дела, наименование стороны, участвующей в деле, категория спора, текст судебного акта. Тексты судебных актов хранятся в формате Adobe PDF.

Процесс публикации документов полностью автоматизирован и все судебные акты (за исключением дел, связанных с государственной тайной) публикуются на портале в течение 5 суток с момента их принятия.

Электронный документооборот в системе арбитражных судов Российской Федерации.

Существуют 2 вида: — внутренний, — внешний (между судом и лицами участвующими в деле).

В большей степени он реализуется при принятии дел к производству.

Предоставление суду документов в электронном виде осуществляется через специальные разделы «личного кабинета» зарегистрированного пользователя (файл в пдф, чернобелый, не более 10 Мб ). После подачи документов в электронном виде в «личный кабинет» пользователя сначала приходит уведомление о поступлении документов в систему подачи документов с указанием даты поступления, а затем — уведомление о получении документов арбитражным судом или о том, что документы не признаются поступившими в суд (из-за несоблюдения требований к ним),т.е. получение уведомления суда о успешной регистрации и принятии дела к производству и 3. электронный страж(отслеживание изменений)

Электронным копиям приложенных к иску документов придается статус письменных доказательств, приобщаемых к делу, но при этом арбитражный суд вправе потребовать оригиналы, которые истец должен предоставить в предварительном судебном заседании.

Стоит обратить внимание на изменения, коснувшиеся извещения судом сторон арбитражного процесса. Если участник судебного спора единожды надлежащим образом извещен о возбужденном процессе, в дальнейшем суду дается право извещать его путем размещения информации о слушаниях в Интернете. Поэтому теперь необходимо следить за ходом процесса с помощью сервиса «Картотека арбитражных дел» на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ (http://kad.arbitr.ru). Иначе можно попросту не знать о назначении судебного заседания, но считаться надлежаще извещенным о времени и дате его назначения.

Также суду теперь позволено извещать стороны путем направления телефонограммы, телеграммы, факса или электронного письма по соответствующим номерам и электронным адресам, которые стороны теперь обязаны указывать в иске и отзыве на иск.

Раздел «Банк судебных решений». Содержит решения всех инстанций (первой инстанции, апелляционной и кассационной).

Раздел «Электронный календарь судебных заседаний». Оповещает судью о назначенных делах за месяц.

35. Электронный страж и видеоконференцсвязь в системе арбитражных судов: понятие, предназначение, субъекты, техническое оснащение, проблемы и перспективы развития. Аудиопротоколирование судебных заседаний. Судебные дела на цифровых носителях.

Одним из долгожданных новшеств в АПК РФ стала закрепленная в части 1 ст. 41 АПК РФ возможность лица, участвующего в деле, представлять в арбитражный суд документы в электронном виде, заполнять формы документов, размещенных на официальном сайте арбитражного суда, в сети Интернет.

Но данная возможность ограничена перечнем документов, к которым такой порядок применяться не может. В их числе — ходатайства о приостановлении исполнения судебных актов, заявления об обеспечении имущественных интересов или об обеспечении иска. Последнее будет считаться не поданным, если оно включено в электронное исковое заявление.

Для подачи в суд любого документа в электронном виде необходимо зарегистрироваться в системе «Электронный страж» на сайте ВАС РФ. Кроме того, «электронный страж», позволяет в режиме on-line узнавать о движении дела, о поступлении новых документов по делу. Эта система автоматически предупреждает о движении дела в отношении конкретного субъекта через электронную почту.

Видеоконференцсвязь в арбитражном процессе 1) ВКС в арбитражном процессе применяется тогда, когда лица участвующие в деле находятся в разных городах, при условии, что в этом городе есть арбитражный суд.

2) О том, что стороны желают использовать ВКС – заявляется Ходатайство.

3) ВКС также применяется в тех случаях, когда речь идет об обжаловании судебных актов в вышестоящий суд. Это делается для того, чтобы не ехать в апелляцию или в кассацию. Для этого также выносится Ходатайство.

4) Проблемы применения ВКС. В арбитражном процессе доказательства можно обозреть с помощью видеоаппаратуры. Но если есть необходимость обозревать оригиналы документов, то тогда приходиться заявлять участнику дела Ходатайство об отложении судебного разбирательства. Тогда доказательства будут направлены по почте.

5) Техника ВКС: web-камера, жидкокристаллический экран, ноутбук, Интернет, микрофон, плато видеоконференцсвязи.

Аудиопротоколирование – это ведение аудиозаписи всего судебного заседания на сервер арбитражного суда. По желанию сторон, участвующих в деле, аудиозапись может быть предоставлена участникам процесса по их Ходатайству на CD/DVD-носителях. Процедура аудиопротоколирования закреплена в АПК РФ.

Отсутствие технических возможностей проведения аудиозаписи – может стать поводом для отложения рассмотрения дела.

Электронная библиотека

Судебная власть представляет собой деятельность уполномоченных специальных государственных органов по осуществлению правосудия. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

Арбитражные суды в Российской Федерации являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Арбитражные суды в Российской Федерации осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных законами к их компетенции.

Полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в РФ устанавливаются:

· федеральным конституционным законом «О судебной системе в РФ»;

· федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ»;

· иными федеральными конституционными законами.

Порядок судопроизводства арбитражных судов в РФ определяется:

· федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ»;

· Арбитражно-процессуальным кодексом РФ.

Основными задачами арбитражных судов в Российской Федерации при рассмотрении подведомственных им споров являются:

· защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений, организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Деятельность арбитражных судов в Российской Федерации строится на основе принципов:

· равенства организаций и граждан перед законом и судом;

· состязательности и равноправия сторон;

· гласности разбирательства дел.

Систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют (рис. 1.1):

· Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;

· федеральные арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды субъектов Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации (ВАС РФ) является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов Российской Федерации и дает разъяснения по вопросам судебной практики

Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе: Пленума ВАС РФ, Президиума ВАС РФ, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе ВАС РФ по решению Пленума могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в первой инстанции:

· дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;

· дела о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

· экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

Высший Арбитражный Суд РФ осуществляет следующие полномочия:

· в порядке надзора рассматривает дела по проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в Российской Федерации;

· пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов;

· регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

· дает разъяснения по вопросам судебной практики;

· осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и другие судьи Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Федеральные арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов.

Федеральный арбитражный суд округа является вышестоящей кассационной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного округа арбитражным апелляционным судам и арбитражным судам субъектов Российской Федерации. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам, если имеются основания для пересмотра постановления, принятого по Существу заявленного спора

Федеральный арбитражный суд округа действует в составе президиума федерального арбитражного суда округа, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.

На территории Российской Федерации действует 10 федеральных арбитражных судов округов.

Судьи федеральных арбитражных судов округов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.

Арбитражный апелляционный суд действует в составе президиума арбитражного апелляционного суда, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе суда по решению Пленума ВАС РФ могут быть созданы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел, а также постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания арбитражного апелляционного суда.

На территории Российской Федерации действует 20 арбитражных апелляционных судов. Их территориальная юрисдикция определена ст. 33.1 федерального конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Судьи арбитражных апелляционных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Арбитражные суды субъектов Российской Федерации действуют в субъектах Российской Федерации: республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области и автономных округах. На территориях нескольких субъектов Российской Федерации судебную власть может осуществлять один арбитражный суд. Судебную власть на территории одного субъекта Российской Федерации могут осуществлять несколько арбитражных судов. В настоящее время действует 82 арбитражных суда субъектов Российской Федерации

Арбитражный суд субъекта Российской Федерации рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

В арбитражном суде субъекта Российской Федерации действует президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

Судьи арбитражных судов субъекта РФ назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Финансирование арбитражных судов производится за счет средств федерального бюджета.

Заинтересованное лицо (иные лица в случаях, предусмотренных АПК РФ) вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Отказ от права на обращение в суд недействителен.

Если федеральным законом установлен для определенной категории споров досудебный (претензионный) порядок урегулирования (например, федеральными законами «О связи», «О федеральном железнодорожном транспорте», «О почтовой связи») либо он предусмотрен договором, спор передается на разрешение арбитражного суда после соблюдения такого порядка.

По соглашению сторон спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия судом первой инстанции судебного акта, заканчивающего дело по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не установлено федеральным законом.

Обращение в арбитражный суд оформляется в форме (рис. 1.2):

В ходе судебного разбирательства арбитражный суд может принять следующие судебные акты (рис. 1.3):

Все судебные акты арбитражного суда должны быть законными, обоснованными и мотивированными.

Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории РФ.

Неисполнение судебных актов, а также невыполение требований арбитражных судов влечет за собой ответственность, установленную АПК РФ и другими федеральными законами

Дела в арбитражном суде первой инстанции могут рассматриваться судьей единолично, а также коллегиально в зависимости от содержания дела (рис. 1.4).

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной инстанций, а также в порядке надзора рассматриваются коллегиально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК РФ

Дело, рассмотрение которого начато одним судьей или составом суда, должно быть ими и рассмотрено.

Замена судьи или одного из судей (после замены рассмотрение начинается сначала) возможна в случаях:

· удовлетворенного самоотвода или отвода судьи;

· длительного отсутствия судьи ввиду болезни, отпуска, пребывания на учебе.

Судья не может участвовать в рассмотрении дела и подлежат отводу, если он:

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи и его повторное участие недопустимо;

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве прокурора, помощника судьи, секретаря судебного заседания, представителя, эксперта, переводчика или свидетеля;

· при предыдущем рассмотрении данного дела участвовал в нем в качестве судьи иностранного суда, третейского суда или арбитража является родственником лица, участвующего в деле, или его представителя;

· заинтересован в исходе дела или имеются другие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности;

· находится или ранее находился в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле или его представителя;

· делал публичные заявления или давал оценку по существу рассматриваемого дела.

Если в результате самоотводов или отводов невозможно сформировать новый состав суда для рассмотрения данного дела в том же арбитражном суде, дело передается в другой арбитражный суд того же уровня.

Современная система арбитражных судов в Российской Федерации

Рубрика: 9. Гражданское право и процесс

Дата публикации: 26.12.2016

Статья просмотрена: 1694 раза

Библиографическое описание:

Круглов В. В. Современная система арбитражных судов в Российской Федерации [Текст] // Право: современные тенденции: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2017 г.). — Краснодар: Новация, 2017. — С. 44-49. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/225/11669/ (дата обращения: 12.10.2018).

This article focuses on the key issues of the organization and functioning of the modern system of arbitration courts in the Russian Federation. The author highlights the peculiarities of the modern system of arbitration courts, stop on the key issues of its functioning, characterized by the structure of courts of arbitration, and examines the transformation in the modern system of arbitration courts.

Key words: justice, court of arbitration, judicial system, economic disputes, business turnover, «e-justice», summary proceedings

Судебно-правовая реформа, которая осуществляется в России, решила довольно много назревших вопросов функционирования судебной системы. Хотя с начала осуществления судебно-правовой реформы сделано немало, но для завершения этого процесса нужно приложить много усилий.

Идеология судебной реформы должна быть, прежде всего, увязанной с общим контекстом общественного реформирования, а введение новаторских подходов должно учитывать методологическое единство, системность, историческую и научную обоснованность изменений, организационную и структурную упорядоченность органов правосудия вместо ситуативной отмены или замены ее отдельных элементов.

Социальные и экономические преобразования, которые происходили в процессе развития российского государства, углубление экономических реформ, требовали дальнейшего совершенствования системы судоустройства, в частности, системы арбитражных судов.

Чтобы более глубоко понять место и роль арбитражного суда как правового института, который призван решать хозяйственные споры, необходимо исследовать исторические формы его существования, роль и место в системе государственных (судебных) органов и этапы его реформирования.

Необходимость научного осмысления процесса становления и деятельности арбитражных судов обусловлена, с одной стороны, практическими проблемами трансформации судебной ветви власти в целом и функционированием системы арбитражных судов РФ, в частности, а с другой — теоретическими проблемами, связанными с методологическим обеспечением дальнейшего проведения судебно-правовой реформы.

Цель статьи заключается в проведении комплексного анализа процесса формирования и развития современной системы арбитражных судов РФ, на основе которого выявить как положительные, так и отрицательные результаты деятельности указанных органов.

Изложение основного материала. Нынешняя система арбитражных судов образовалась после введения нового хозяйственного законодательства, основанного на принципах рыночной экономики (закон СССР № 8998-ХI от 26.05.1988 г. «О кооперации»; законы РСФСР № 443-I и 445-I от 24.12.1990 г. «О собственности в РСФСР» и «О предприятиях и предпринимательской деятельности») [9].

Созданный в 1991 году Высший арбитражный суд СССР (ВАС) — это первый арбитражный суд. В следующем году, для замены ВАС СССР, был создан Экономический суд СНГ. Но его функционирование было недостаточно эффективным — он не мог в полной мере выполнять свои функции.

Кроме того, 4 июля 1991 года в стране был принят закон РСФСР № 1543-I «Об арбитражном суде». Первой статьей закона устанавливалось, что арбитражным судом осуществляется судебная власть при разрешении споров, которые возникают из гражданских правовых отношений (споры экономического характера) и из правовых отношений в области управления, как вытекает из второго пункта Постановления Верховного Совета РСФСР «О введении в действие закона РСФСР «Об арбитражном суде», начиная с 01.10.1991 года все государственные арбитражи и арбитражи разных ведомств должны быть упразднены.

5 марта 1992 года был принят первый Арбитражно-процессуальный кодекс РФ (АПК РФ). Кодекс был введен в действие 15 апреля 1992 года. Фактически — это начало деятельности ВАС РСФСР и всей отечественной арбитражной судебной системы [1].

Развитие современной арбитражной судебной системы происходило в три этапа.

Началом первого этапа является создание этой системы, то есть 1992 год. Система арбитражных судов в тот период являлась двухзвенной. Первым звеном были арбитражные суды субъектов РФ (краев, республик, автономных округов, автономной области, городов федерального значения, областей), вторым звеном был ВАС РСФСР.

Арбитражными судами субъектов РФ разрешались дела по различным экономическим спорам и спорам, которые возникали в сфере управления, по проверке в кассационном порядке обоснованности и законности решений, вынесенных арбитражными судами, но не вступивших в силу.

ВАС РСФСР — высший экономический судебный орган РФ. Он осуществлял надзор за проводимой арбитражными судами судебной деятельностью.

Второй этап начался после принятия Конституции РФ в 1993 году и связанных с нею федеральных законов [4].

В согласии с положениями, закрепленными в Конституции РФ, было подготовлено и принято в 1995 году несколько законов. В частности, Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в РФ» от 28.04.1995 года, новый АПК РФ от 05.05.1995 года. Также был принят Федеральный конституционный закон «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 года. Эти законы закрепили на конституционном уровне систему арбитражных судов. Так, вся территория Российской Федерации разделена законодательно на десять арбитражных федеральных округов. Это качественно новый принципиальный этап в развитии конституционного права граждан на получение судебной защиты в экономической сфере [5].

Положение о создании трехзвенной системы арбитражных судов соответствует утвердившимся общемировым стандартам правосудия. Так, классическая судебная система включает в себя три составляющие. Судом первой инстанции рассматривается и разрешается основная масса дел. В целях проверки обоснованности и законности решений, вынесенных судом первой инстанции, а также для их обжалования, создано второе звено. И наконец, задачей высшей судебной инстанции любой страны, является обеспечение единообразия судебной практики.

Повышение уровня обеспечения гарантий судебной защиты произошло и по причине введения апелляционного порядка пересмотра решений, выносимых арбитражными судами, в каждом арбитражном суде субъектов РФ.

Третий этап развития системы арбитражных судов связан с принятием третьего по счету Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24 июля 2002 года и совершенствованием системы арбитражных судов России, в которой апелляционная инстанция была изъята из структуры арбитражных судов субъектов Федерации и превращена в самостоятельный орган судебной власти. В России появились 20 арбитражных апелляционных судов. Тем самым была выстроена четырехзвенная структура по разрешению экономических споров — первая инстанция, апелляция, кассация и надзорная инстанция — ВАС. Это одно из самых значимых достижений судебной реформы [10].

6 февраля 2014 г. был опубликован Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 05.02.2014 № 2 — ФКЗ «О Верховном Суде РФ и прокуратуре РФ», которым предусмотрено упразднение Высшего Арбитражного Суда РФ (далее — «ВАС РФ») и передача его полномочий в юрисдикцию нового Верховного Суда РФ (далее — «ВС РФ»).

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования. С данного момента был установлен переходный период сроком на шесть месяцев (до 6 августа 2014 г.), в течение которого ВАС РФ был полностью упразднен, а его полномочия были переданы новому ВС РФ.

Так, в 2014 году было принято несколько законов, на основании которых был внесен ряд поправок в законодательство РФ, связанное с ликвидацией ВАС РФ и созданием нового ВС РФ. Эти законы вступили в силу 06.08.2014 года. Кроме изменений общего характера, затрагивающих исключения тех или иных упоминаний о ВАС РФ и закрепления всех его полномочий за Верховным Судом РФ, а также кроме финансовых, организационных и административных изменений и технико-юридических поправок, в российское законодательство был внесен ряд важных изменений. Например, реформа коснулась внесения в АПК РФ целого перечня существенных поправок [3].

На законодательном и конституционном уровне была полностью реализована идея ликвидации Высшего арбитражного суда РФ в качестве высшей судебной инстанции. Также была реализована идея о создании нового единого высшего судебного органа, которым стал Верховный суд РФ. Им будет осуществляться судебный надзор за деятельностью, проводимой всеми судами в государстве (военными судами, арбитражными судами и судами общей юрисдикции) по всевозможным видам споров (уголовным, экономическим, административным, гражданским и другим делам) [7]. Из этого следует, что ВС РФ стал высшим судебным органом, в т. ч. и по экономическим спорам.

Соответствующие изменения внесены в Конституцию РФ, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1 – ФКЗ «О судебной системе РФ» (далее — «Закон о судебной системе»), Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» (далее — «Закон об арбитражных судах») и иные законодательные акты. Также 5 февраля 2014 г. был принят новый Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3-ФКЗ «О Верховном Суде РФ» (далее — «Закон о ВС РФ»), в котором определены полномочия нового ВС РФ и компетенция новых Пленума и Президиума ВС РФ, а также полномочия Председателя ВС РФ и его заместителей. Так, в частности, теперь по всем видам споров (в том числе, экономическим) Пленум ВС РФ осуществляет обобщение судебной практики, а Президиум ВС РФ рассматривает дела в порядке надзора. В этой связи в АПК РФ также признана утратившей силу прежняя глава 36 и введена новая глава 36.1, которая регламентирует порядок пересмотра дел по экономическим спорам в порядке надзора Президиумом ВС РФ.

Вместе с тем, нетронутыми остались полномочия Конституционного суда РФ как высшего независимого судебного органа конституционного контроля. Таким Ликвидация ВАС РФ и создание образом, теперь высшая судебная власть в нового ВС РФ представлена двумя судами:

− Конституционным Судом РФ — как высшим судебным органом, осуществляющим конституционное судопроизводство,

− ВС РФ — как высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам (в том числе, трудовым, жилищным, земельным, экологическим и др.), подсудным судам общей юрисдикции, арбитражным судам и военным судам.

При этом Конституционным Судом РФ проводимая реформа высшей судебной власти в РФ не была признана незаконной.

В составе ВС РФ помимо Пленума и Президиума ВС РФ будет функционировать семь судебных коллегий — апелляционная, по административным делам, по гражданским делам, по уголовным делам, по экономическим спорам (новая коллегия), по делам военнослужащих (вместо прежней военной коллегии) и дисциплинарная коллегия (вместо прежнего дисциплинарного судебного присутствия) [8].

Проводимая реформа не подразумевает собой упразднение или изменение системы арбитражных судов. Вместе с тем, в связи с ликвидацией, ВАС РФ исключен из перечня федеральных судов согласно Закону о судебной системе и из состава арбитражных судов согласно Закону об арбитражных судах.

Кроме того, федеральные арбитражные суды округов переименованы в арбитражные суды кругов (соответствующие изменения внесены в АПК РФ, Закон о судебной системе, Закон об арбитражных судах и другие законы). Данное изменение, однако, не затрагивает каких-либо полномочий или компетенцию арбитражных судов кассационной инстанции, а, по- видимому, связано с устранением излишнего указания на федеральный уровень арбитражных судов округов, которые в силу прямого указания на федеральный уровень арбитражных судов округов, которые в силу прямого указания закона итак относятся к федеральным судам.

Образование постоянных судебных присутствий в составе арбитражных апелляционных судов и арбитражных судов субъектов РФ теперь осуществляется только на основании федерального закона. Ранее решение данного вопроса осуществлялось исключительно ВАС РФ.

Образование новых арбитражных судов в связи с присоединением Крыма и г. Севастополя, хотя и вне связи с проводимой реформой, тем не менее, следует упомянуть о создании в РФ арбитражных судов Республики Крым и г. Севастополя, а также Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в составе Северо-Кавказского округа, который будет осуществлять проверку судебных актов, принимаемых указанными судами.

Изменениями в АПК РФ предусмотрено установление новой «двухступенчатой» процедуры обжалования судебных актов арбитражных судов в ВС РФ — в порядке «второго» кассационного производства и в порядке надзора.

В главе 35 АПК РФ введен второй уровень кассационного обжалования, который осуществляется ВС РФ (согласно новым ч. 3 ст. 273 и ст. ст. 291.1–291.15 АПК РФ). Теперь следующей ступенью после производства в арбитражных судах кассационной инстанции станет кассационное обжалование в Судебную коллегию ВС РФ (далее — «СК ВС РФ»).

Рассмотрение дел в СК ВС РФ станет «второй» кассационной инстанцией или «кассацией в надзоре», образующей четвертую судебную инстанцию в арбитражном процессе. Тем самым, теперь в рамках арбитражного процесса обращение в СК ВС РФ является обязательным для последующего обращения в Президиум ВС РФ в порядке надзора [6].

По новым правилам кассационная жалоба может быть подана в СК ВС РФ в срок не более двух месяцев со дня вступления в силу последнего обжалуемого судебного акта. Такая жалоба предварительно рассматривается единолично судьей ВС РФ, который решает вопрос о передаче либо об отказе в передаче дела в СК ВС РФ. Соответствующее определение выносится судьей ВС РФ в течение двух месяцев, если дело не истребовано, либо трех месяцев, если дело истребуется.

Если дело передается на рассмотрение в СК ВС РФ, последняя в течении двух месяцев должна рассмотреть дело, по существу. По результатам рассмотрения кассационной жалобы СК ВС РФ выносит определение по делу (в рамках полномочий, предусмотренных новой ст. 291.14 АПК РФ). При этом СК ВС РФ вправе выйти за пределы доводов кассационной жалобы, но не вправе проверять законность судебных актов в не обжалуемой части.

Основанием для отмены судебных актов арбитражных судов в порядке кассационного производства в СК ВС РФ является существенное нарушение ими норм материального и процессуального права. При этом основания, ранее предусмотренные прежней ст. 304 АПК РФ (нарушение единообразия в применении и толковании судами норм права, прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов), также сохранены в новой ст. 308.8 АПК РФ для отмены судебных актов в порядке надзора, то есть в рамках следующей судебной инстанции [2].

Определение СК ВС РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы в течение трех месяцев может быть обжаловано в Президиум ВС РФ в порядке надзора по правилам новой главы 36.1 АПК РФ (в том числе, посредством заполнения специальной формы, размещенной на сайте ВС РФ). Аналогичным образом, надзорная жалоба предварительно изучается единолично судьей ВС РФ в те же сроки (два месяца, если дело истребовано, три месяца, если нет), который принимает решение (также путем вынесения определения) о передаче либо об отказе в передаче дела на рассмотрение в Президиум ВС РФ. Тем самым, вопрос о том, имеются ли основания для передачи надзорной жалобы в Президиум ВС РФ, теперь решается не коллегиальным составом судей («тройкой» судей), как было в ВАС РФ, а единолично одним судьей ВС РФ. Если дело будет передано в Президиум ВС РФ, последний в течение двух месяцев рассматривает надзорную жалобу по существу [11].

Таким образом, введение между арбитражными судами округов и Президиумом ВС РФ еще одной инстанции представляет собой установление дополнительного «фильтра», призванного еще больше ограничить поступление дел в Президиум ВС РФ на рассмотрение в порядке надзора.

При этом необходимо учитывать, что определения СК ВС РФ по кассационным жалобам, в отличие от постановлений Президиума ВС РФ, не относятся к судебным актам, разрешающим вопросы судебной практики и содержащим правовые позиции ВС РФ по конкретным вопросам которыми должны руководствоваться арбитражные суды. Однако, вероятно, именно определения СК ВС РФ станут наиболее распространенными «высшими» судебными актами по экономическим спорам, поскольку постановления Президиума ВС РФ, скорее всего, как и сейчас, будут выноситься в единичных случаях.

Стоит также отметить, что ни в ГПК РФ, ни в новой главе 36.1 АПК РФ, ни в новом Законе о ВС РФ не предусмотрено каких- либо требований в отношении опубликования, а также размещения на официальном сайте ВС РФ принимаемых постановлений Президиума ВС РФ (в отличие от положений прежней ст. 307 АПК РФ, где такое требование прямо предусматривалось в отношении постановлений Президиума ВАС РФ) [13].

Также новыми положениями главы 36.1 АПК РФ не урегулирован ряд некоторых других процессуальных вопросов, в частности, связанных с вынесением ВС РФ определений по конкретным вопросам (к примеру, не ясно, требуется ли вынесение определения о принятии кассационной жалобы и в какие сроки).

Реформой предусмотрено изъятие из компетенции арбитражных судов полномочий по рассмотрению дел об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, в том числе, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Данные полномочия переданы в исключительное ведение ВС РФ и судов общей юрисдикции и подлежат реализации по правилам ГПК РФ. Таким образом, данные суды теперь являются единственными судебными органами в РФ, уполномоченными проверять законность любых нормативных правовых актов органов государственной власти во всех сферах деятельности (за исключением их соответствия Конституции РФ, что, как и прежде, остается в исключительном ведении КС РФ) [12].

Так, в качестве суда первой инстанции ВС РФ рассматривает дела об оспаривании нормативных правовых актов федеральных органов власти, а суды общей юрисдикции на уровне субъектов РФ (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов) — дела об оспаривании нормативных правовых актов органов власти соответствующих субъектов РФ.

Подводя итоги настоящей статьи, следует отметить, что арбитражные суды — это органы судебной власти в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматривающие подведомственные им дела в порядке гражданского и административного судопроизводства, установленном Конституцией России, АПК РФ и другими федеральными законами.

Современную систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют в настоящее время: Верховный Суд РФ; федеральные арбитражные суды округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов федерации — республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Введенные изменения — это наиболее объемная и значимая реформа верхушки отечественной судебной системы. ВАС РФ, начиная с 06.08.2014 года, прекратил свое существование. Полномочия ВАС РФ были переданы новому ВС РФ, ставшему высшим судебным органом в Российской Федерации, которым теперь рассматриваются всевозможные виды споров, подведомственные военным судам, арбитражным судам и судам общей юрисдикции. Кроме того осуществлено введение в арбитражный процесс новой судебной инстанции, призванной еще в большей степени ограничить Президиум Верховного Суда РФ в рассмотрении различных дел в порядке надзора. Действующие в настоящее время позиции и разъяснения ВАС РФ по различным вопросам сохраняют свою силу до тех пор, пока не будут заменены или отменены ВС РФ. При этом в некоторых положениях вносимых изменений уже сейчас прослеживается наличие определенных пробелов.

Мы рекомендуем более детально проанализировать вводимые изменения и возможные последствия их применения на практике, особенно тем компаниям, у которых имеются незавершенные судебные процессы. Мы будем рады вам помочь и ответить на интересующие вас вопросы.

  1. Буров В. С., Лукьянцев А. А. О системе пересмотра судебных актов арбитражных судов в порядке надзора // Законодательство и экономика. — М.: Законодательство и экономика, 2009, № 2. — С. 51–53.
  2. Калинин В. Н. Реформа системы арбитражных судов: за и против // Вестник Московского университета МВД России. — М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2014, № 2. — С. 26–32.
  3. Климшина Н. В. Организационно-правовые проблемы отправления правосудия в системе арбитражных судов России. Автореф. дис. канд. юрид. наук / Климшина Н. В. — Псков, 2011. С. 12.
  4. Колосков А. А. Место и роль арбитражных судов в системе разделения властей РФ // Вестник Тюменского государственного университета. — Тюмень: Изд-во ТюмГУ, 2009, № 2. — С. 228–231.
  5. Комбарова Е. В. Роль судов общей юрисдикции и арбитражных судов в разрешении разногласий в системе органов публичной власти // Конституционное развитие России: Межвузовский сборник научных статей. — Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009, Вып. 10. — С. 84.
  6. Кухарева О. А., Рябова Д. М. Новое в системе арбитражных судов // Законность и правопорядок в современном обществе: сборник материалов XVI Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. — С. 26.
  7. Назаров А. В. Место арбитражных судов в системе органов государственной власти Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. — М.: Медиа-ВАК, 2013, № 3. — С. 11.
  8. Серов Н. Н. Развитие системы арбитражных судов на современном этапе и основные направления её реформирования // Актуальные проблемы развития права и правоприменения в современных условиях: материалы научно-практической конференции, посвященной 20-летию Арбитражного суда Хабаровского края. — Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2013. — С. 11.
  9. Соловьев А. А., Филиппов Ю. М. Система арбитражных судов в Российской Федерации: итоги развития и перспективы // Нравственные императивы в праве. — М.: РОО «Ин-т государственно-конфессиональных отношений и права», 2013, № 2. — С. 4–11.
  10. Суходольская Н. Е. Формирование системы арбитражных судов в России: региональные аспекты судебной реформы // Историко-правовые проблемы: новый ракурс: Сборник научных статей. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2009, Вып. 2. — С. 206–212.
  11. Цатурян Т. В. Оптимизация судебной системы России путем слияния Верховного и Высшего арбитражного судов // Пробелы в российском законодательстве. — М.: Медиа-ВАК, 2014, № 1. — С. 17.
  12. Чуча С. Ю. Арбитражный суд в системе органов административной юстиции // Актуальные проблемы административной ответственности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Омск, 27 февраля 2009 г.). — Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-т, 2009. — С. 193.
  13. Шагапова Р. А. Арбитражный суд — особая ветвь российской системы органов судебной власти // Право и государство: теория и практика. — М.: Право и государство, 2009, № 8 (56). — С. 27.

Смотрите еще:

  • Оператор пк развод Работа оператором ПК на дому. Какие отзывы? В этой теме 3 ответа, 4 участника, последнее обновление tersenkov 8 мес. назад. Сообщений: 29 Товарищи, интересует работа удалённая оператором ПК на дому. Что входит в […]
  • Юрист 1 пенза Юристы по кредитованию в Пензе проверенных юристов со всей страны лет — средний стажнаших специалистов Мы вернём деньги, если юрист не сможет вам помочь! Узнать больше Найдено 26 юристов: Пенза, […]
  • Освобождение от ареста и исключение из описи имущества Освобождение имущества от ареста ( исключение имущества из акта описи) Случайное включение в опись ареста должника (осужденного) имущества, принадлежащего другим лицам либо имущества граждан, на которое не может быть […]
  • Земельный участок в городе фото Продажа земельных участков в Воронеже (246 шт.) под жилое Площадь земли: 4000.00 кв.м. Фото: 4 шт. Возможна ипотека! под жилое Площадь земли: 700.00 кв.м. Фото: 6 шт. Возможна ипотека! под жилое […]
  • Консультация юриста горячая линия бесплатно ЮРИДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ПО ТЕЛЕФОНУ Бесплатные звонки из Москвы и Санкт-Петербурга Консультации по любым отраслям и вопросам права Профессиональные ответы всего за несколько минут! Звонок бесплатный. Режим работы: […]
  • Устиновский мировой суд участок 3 Устиновский мировой суд участок 3 Судебный участок № 3 Устиновского района г.Ижевска Удмуртской Республики Аппарат мирового судьи Мировой судья Азиева Екатерина Юрьевна Помощник мирового судьи Расстриженкова Нина […]