Исполнение федерального бюджета российской федерации по годам

Правительство России приняло к исполнению федеральный бюджет на 2017 год

МОСКВА, 31 декабря. /ТАСС/. Правительство России приняло к исполнению федеральный бюджет на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годы. Соответствующее постановление размещено на официальном интернет-портале правовой информации.

«Главным администраторам доходов федерального бюджета принять меры по обеспечению поступления налогов, сборов и других обязательных платежей, а также по сокращению задолженности по их уплате и осуществлению мероприятий, препятствующих ее возникновению», — говорится в постановлении.

Постановление вступает в силу с 1 января 2017 года.

Федеральный закон о бюджете на 2017-2019 годы принят Государственной думой 9 декабря и одобрен Советом Федерации 14 декабря 2016 года. Президент РФ подписал закон 20 декабря.

Закон о федеральном бюджете на трехлетний период предусматривает доходы в 2017 г. в размере 13,487 трлн руб., расходы — 16,240 трлн рублей. Доходы на 2018 и 2019 гг. прогнозируются на уровне 14,028 трлн руб. и 14,844 трлн руб. соответственно, а расходы составят 16,039 трлн руб. в 2018 г. и 15,986 трлн руб. в 2019 году. Дефицит федерального бюджета в 2017 г. составит 2,753 трлн руб. и будет планомерно сокращаться до 2,011 трлн руб. в 2018 г. и до 1,142 трлн руб. в 2019 году.

Бюджет был подготовлен исходя из среднегодовой цены на нефть в $40 за баррель и инфляции не выше 4% на плановый период. Предполагается, что средний курс доллара в 2017 году составит 67,5 руб., в 2018 году — 68,7 руб., в 2019 году — 71,1 руб.

Развитие наукоградов

Премьер-министр России подписал постановление, утверждающее правила распределения субсидий регионам для развития наукоградов.

«Утвердить правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ для осуществления мероприятий по реализации стратегий социально- экономического развития наукоградов РФ, способствующих развитию научно-производственного комплекса наукоградов РФ, а также сохранению и развитию инфраструктуры наукоградов РФ», — говорится в документе.

Документ вступает в силу с 1 января. Как отмечается, субсидии регионам предоставляются в рамках подпрограммы «Институциональное развитие научно-исследовательского сектора» государственной программы «Развитие науки и технологий» на 2013-2020 годы.

Правительство России

Об исполнении федерального бюджета за 2017 год

Доклад Антона Силуанова на заседании Правительства.

Доклад Первого заместителя Председателя Правительства – Министра финансов Антона Силуанова на заседании Правительства

За прошлый год мы имеем один из лучших показателей по так называемому ненефтегазовому дефициту, который считается без учёта доходов, полученных от нефти и газа. Этот показатель составил 7,9% валового внутреннего продукта. Это лучший показатель за последние10 лет.

Снижение дефицита бюджета связано, безусловно, с ростом нефтегазовых доходов. Мы отмечаем более высокие цены на нефть по сравнению с запланированным уровнем. Цены на нефть составили 53 доллара за баррель в прошлом году против 41,7 в 2016 году.

В целях минимизации влияния цен на нефть на экономику, на динамику валютного курса, на бюджет в прошлом году мы начали внедрять бюджетные правила. В результате дополнительные нефтегазовые доходы, которые сформировались сверх цены на нефть 40 долларов за баррель, были направлены на пополнение Фонда национального благосостояния. Такая сумма составляет 829 млрд рублей.

Расходы федерального бюджета исполнены практически в полном объёме. Все обязательства государства выполнены.

Удалось реализовать целый ряд приоритетных проектов и достичь показателей этих приоритетных проектов. Я приведу лишь несколько цифр: 20 приоритетных проектов реализовывалось в прошлом году на сумму 187 млрд рублей.

Несколько показателей этих проектов, которые мы обеспечили: по ипотеке – годовой объём ввода жилья составил 78,6 млн кв. м; в моногородах создано 2,5 тыс. рабочих мест и привлечено почти 14 млрд рублей инвестиций; в образовании – создано 68 объектов общего образования; в здравоохранении – сооружены 34 вертолётные площадки на объектах здравоохранения; отремонтировано и благоустроено более 20 тыс. дворовых территорий. Все эти показатели приоритетных проектов, которые выполнены в прошлом году с привлечением бюджетных средств.

Несколько слов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации.

Также отмечалась положительная тенденция в исполнении региональных бюджетов. Темпы роста основных налогов превышали прошлогодние, то есть 2016 года. Например, по налогу на прибыль они составили 11%, по налогу на доходы физических лиц – 8%. Расходы увеличились почти на 9%, в том числе расходы инвестиционного характера – на 6%, а дефицит бюджета составил чуть больше 50 млрд, но важно, что по структуре субъектов Российской Федерации с профицитом исполнены бюджеты 38 регионов, что значительно больше, чем в 2016 году (тогда таких регионов было 29).

Впервые в прошлом году удалось номинально снизить долг субъектов Российской Федерации на 1,6% ВВП. В целях снижения долговой нагрузки был проведён целый ряд мероприятий: мы провели реструктуризацию задолженности по бюджетным кредитам и продлили срок возврата кредитов на семь лет, что позволило обеспечить дополнительные ресурсы в 2018–2019 годах у регионов в объёме 400 млрд рублей.

В прошлом году также были приняты значительные меры по повышению качества управления государственными финансами. Мы провели мероприятия по сокращению теневого сектора экономики, расширению налогооблагаемой базы основных ненефтегазовых доходов, что позволило в прошлом году увеличить собираемость таких важных налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц.

Продолжилось внедрение единого механизма администрирования налоговых и таможенных платежей. Внедрены системы прослеживаемости товаров, это достигнуто благодаря взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой. Были внедрены системы маркировки товаров, что обеспечило легализацию оборота целого ряда товарных групп, а также увеличение доходов казны.

Внесены изменения в закон о закупках, предусматривающие перевод всех процедур определения поставщиков в электронный вид. Расширено в целях усиления бюджетного контроля применение механизма казначейского сопровождения. Ужесточены сроки заключения соглашений с субъектами Российской Федерации в части предоставления субсидий, и все межбюджетные трансферты в этой части были выделены своевременно и в полном объёме.

Хотел бы обратить внимание на то, что в соответствии с нормами бюджетного законодательства мы утверждаем годовой отчёт об исполнении федерального бюджета, который содержит данные по исполнению доходов, расходов и источникам финансирования дефицита бюджета.

Наш аудитор – Счётная палата – провёл проверку годовых отчётов главных администраторов бюджета. Замечания Счётной палаты касались финансовой отчётности, не были связаны с показателями исполнения федерального бюджета. Поправки, уточнения, которые нам необходимо внести по замечаниям Счётной палаты, частично уже внесены, частично будут внесены в ходе окончательного уточнения отчёта по исполнению бюджета за прошлый год.

С учётом этой доработки, с учётом замечаний, устранения замечаний нашего аудитора прошу одобрить проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за 2017 год» и поручить Министерству финансов, Федеральному казначейству совместно с заинтересованными федеральными органами по результатам проверки Счётной палаты окончательно внести изменения в годовую бюджетную отчётность за 2017 год.

Бюджет Российской Федерации. Справка

ТАСС-ДОСЬЕ (Светлана Шведова). Бюджет — основной финансовый документ бюджетной системы РФ, объединяющий доходы и расходы государства. Его параметры связаны с основными макроэкономическими показателями: объемами инвестиций и производства, доходами населения, уровнем занятости, процентной ставкой и валютным курсом.

Из бюджета осуществляется финансирование государственных органов власти и управления, выделяются деньги на обеспечение обороноспособности государства, развитие науки и культуры, судебную систему, погашение государственного долга, создание финансовых резервов и др. Является основным финансовым планом государства на финансовый год (с 1 января по 31 декабря), формируется за счет федеральных налогов и неналоговых доходов.

Разрабатывается органами исполнительной власти и принимается органами законодательной (или представительной) власти. Порядок формирования и исполнения федерального бюджета регламентируется Бюджетным кодексом РФ, принятым в 1998 г.

В 2006 г. в своем Бюджетном послании президент РФ Владимир Путин предложил принимать бюджет не на один год, а на три. В июле 2007 г. глава государства подписал федеральный закон «О федеральном бюджете на 2008 и на плановый период 2009 и 2010 гг.». Это был первый в истории страны финансовый документ, рассчитанный на среднесрочную перспективу в три года.

Составление проекта федерального бюджета — прерогатива правительства РФ. Оно начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года и основывается на Бюджетном послании президента РФ (с 2014 г. является составной частью президентского Послания Федеральному собранию), прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях бюджетной и налоговой политики на очередной год.

В соответствии с Бюджетным кодексом, правительство РФ вносит на рассмотрение Государственной думы проект федерального бюджета не позднее 1 октября текущего года. Госдума рассматривает документ в трех чтениях.

В первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе прогнозируемый объем валового внутреннего продукта (ВВП) и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик бюджета, основные направления бюджетной и налоговой политики. В случае отклонения документа в первом чтении он передается в согласительную комиссию, которая в течение 10 дней разрабатывает вариант основных характеристик бюджета.

Во втором чтении рассматриваются приложения к федеральному бюджету, в частности, устанавливающие перечень главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, распределение между субъектами РФ межбюджетных трансфертов, бюджетные ассигнования и др.

При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, принятыми во втором чтении, утверждается ведомственная структура расходов бюджета на очередной финансовый год и плановый период. После того, как федеральный бюджет принят Государственной думой и одобрен Советом Федерации, его подписывает президент РФ.

Кроме федерального существует консолидированный бюджет, который представляет собой свод федерального и консолидированных бюджетов субъектов РФ без учета бюджетов государственных и территориальных внебюджетных фондов.

По итогам 2010 г. доходы бюджета составили 8 трлн 305 млрд рублей, расходы — 10 трлн 117 млрд рублей. Таким образом дефицит бюджета сложился на уровне 1,8 трлн рублей или 3,9% ВВП. В 2011 г., напротив, бюджет был исполнен с профицитом в 0,8% ВВП или 442 млрд рублей (доходы составили 11 трлн 367 млрд рублей, расходы — 10 трлн 995 млрд рублей).

По итогам 2012 г. бюджет был сведен с незначительным дефицитом в 0,06% ВВП (доходы составили — 12 трлн 854 млрд рублей, расходы — 12 трлн 895 млрд рублей). Бюджет 2013 г. вновь был дефицитным — 0,5% ВВП, доходы составили 13 трлн 19 млрд рублей, расходы — 13 трлн 342 млрд рублей. В бюджете на 2014 г. запланированы доходы в размере 14 трлн 238 млрд рублей, а расходы — 13 трлн 960 млрд рублей.

Как ожидается, бюджет в 2014 г. будет сведен с незначительным дефицитом. Проектом закона бюджета на 2015-2017 гг., который был одобрен на заседании правительства 18 сентября, на 2015 г. прогнозируются доходы в сумме 15 трлн 82 млрд руб., расходы — 15 трлн 513 млрд руб, дефицит — 0,6% ВВП.

Расходы федерального бюджета сформированы в рамках «бюджетного правила» (определяет максимальный уровень расходов, исходя из цен на нефть). Планируется, что в 2015-2017 гг базовая цена на нефть составит 96 долларов за баррель.

Совокупные расходы на образование, здравоохранение и социальную политику в 2015 г. будут расти — до 4 трлн 964 млрд руб в 2015 г. с 4 трлн 627 млрд руб в 2014 г. (рост — 7,3%).

Более высокие темпы роста расходов запланированы по статье «Национальная экономика»: до 2 трлн 722 млрд рублей в 2015 г. с 2 трлн 219 млрд рублей в 2014 г. (рост — 21,3%). Кроме того, планируется, что в следующем году будут проинвестированы средства из Фонда национального благосостояния на крупные инфраструктурные проекты.

На национальную оборону в 2015 г. предлагается выделить 2 трлн 999 млрд рублей против 2 трлн 471 млрд рублей в 2014 г. (рост на 21,4%). Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность также будут расти: до 2 трлн 153 млрд рублей в 2015 г. с 2 трлн 66 млрд трлн рублей в 2014 г.

Анализ доходов и расходов бюджета Российской Федерации

экономические науки

  • Доронин Борис Алексеевич , доктор наук, профессор, ведущий научный сотрудник
  • Бледных Татьяна Сергеевна , студент
  • Старенкова Анастасия Андреевна , бакалавр, студент
  • Ставропольский Государственный Аграрный Университет
  • СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ БЮДЖЕТА
  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ
  • ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
  • РАСХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Похожие материалы

Сбалансированность доходов и расходов федерального бюджета оказывает существенное влияние на стабильность страны в целом. При этом, вопрос о соотношении доходной и расходной части бюджета является особенно актуальным на сегодняшний день. Рассматривая динамику бюджетной системы Российской Федерации на 2016 год, можно заметить постепенное снижение доли доходов федерального бюджета по отношению к ВВП — с 20,9% в 2013 году до 17,5% в 2016 году, а также сокращением общего объема расходов федерального бюджета до 20,5% относительно ВВП [3].

Таблица 1. Основные показатели федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд. руб.

Согласно законопроекту о федеральном бюджете на 2017 год, доходы бюджета составили 14720,3 млрд. руб, а в 2016 — 13738,5 млрд. руб., т.е ярко выражено превышение доходов. Хорошо это или плохо?

По мнению МинФин, данный скачек доходов бюджета за всю историю считается точкой максимума, однако данный рост можно оправдать уровнем инфляции и заложенным в бюждет слабым рублем. Также следует отметить нефть как доходный источник бюджета, т.к по прогозу на следующие 2 года ставка за баррель составит около 40$.

Повышение доходов ведет, в первую очередь, к несбалансированности бюджета, поэтому единственный путь, способствующий укреплению бюджета — это сокращение федеральных расходов [1]. Для улучшения данной ситуации МинФин предлагает поменять состав использования суверенных фондов и больше использовать заемные средства (около 1005 млрд.руб.), что почти в два раза превышает заимствования в 2016 году.

На финансирование дефицита бюджета предполагается использовать 1150 млрд. руб. из Резервного Фонда, вследствие чего эти средства будут потрачены. В данной ситуации необходимо задействовать Фонд Национального Состояния, из которого МинФин желает израсходовать 660 млрд. руб. в течение 2017 года на покрытие дефицита. Пополнение суверенных фондов до 2020 года не запланировано [4].

Рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2013-2017 годы.

Таблица 2. Доходы федерального бюджета за 2013-2017 годы, млрд.руб.

Налог на прибыль

Дивиденды по акциям, принадлежащим РФ

По данным таблицы можно увидеть, что за рассматриваемый период наблюдается рост доходов. Рассмотрим доходы федерального бюджета с точки зрения налоговых и неналоговых поступлений. Достаточно долгий промежуток времени налоговые доходы составляют большую часть всех доходов федерального бюджета [2]. Так, и за период 2013-2017 гг. их объем составляет более 50 %, при этом эта доля значительно увеличилась за рассматриваемый промежуток времени на 10, 6 процентных пункта. Этот факт указывает на то, что государство, решая свои социально-экономические задачи, приняло решение пополнять финансовую базу за счет налоговых поступлений, в том числе НДПИ, налог на прибыль, акцизы, НДС и т.д.. Неналоговые доходы также играют существенную роль в формировании федерального бюджета, несмотря на то, что за 2013–2017 гг. их доля уменьшилась почти на 11,5 %. Данное снижение можно объяснить сокращением доходов от ВЭД. Эта тенденция не случайна, учитывая относительно сдержанную политику России на мировом рынке, так как на сегодняшний момент государство стремится развивать отечественный рынок.

Рассмотрим структуру расходов федерального бюджета за исследуемый период.

Таблица 3. Расходы федерального бюджета 2013-2017 годы, млрд. руб.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Анализируя таблицу, можно увидеть, в 2017 году доходы были выше, чем в предыдущих, т.е. видна тенденция роста расходной части бюджета. Данный факт можно обосновать тем, что в разрезе функциональных направлений бюджетных расходов больше всего планируется потратить на социальную политику — 5080 млрд. руб. По разделу «Национальная экономика» ассигнования составляют сумму почти 2300 млрд. руб. «Национальная оборона» потребует в открытой части бюджета около 2840 млрд руб. Это на 27% меньше, чем было выделено на национальную оборону за 2016 год [4]. Несмотря на некоторое повышение суммарной доли расходов на социальный блок, бюджет 2017 года нельзя назвать «социальным» с точки зрения заботы о развитии социальной сферы. Основные изменения в части пенсий свелись к сокращению масштабов запланированной индексации и очередной заморозке накопительной части.

Таким образом, можно подвести итог о том, что дисбаланс бюджета все же существует, и по словам МинФин РФ, к 2020 году дефицит должен снизится до 1,2%. В части населения государству необходимо улучшить политику в сфере здравоохранения и образования и уделить больше внимания на социальные аспекты развития государства.

Список литературы

  1. Государственное и муниципальное управление: Учебник/Под ред. Н.И. Захарова [Текст]. – М.: ИНФРА – М, 2015. – 278 с.
  2. Романовский М.В., Врублевская О.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 4-е изд., — СПб.: Питер, 2015. — 576 с.
  3. Сираева Р.Р. Контроль за исполнением бюджета как составная часть бюджетного процесса /Р.Р. Сираева, Г.Ф. Гарифуллина // Социально-экономическое развитие современного общества в условиях модернизации: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, 2016. — С. 158-159.
  4. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации /Ежемесячная информация об исполнении федерального бюджета (данные с 1 января 2011 г.) [Электронный ресурс]: http://minfin.ru/ru/

Сетевое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.

Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.

Исполнение федерального бюджета в 2017 году

Исполнение Россвязью федерального бюджета в 2017 году
по состоянию на 01.01.2018

Доходы

Код бюджетной классификации

Прогноз поступлений, тыс. руб.

Фактические поступления, тыс. руб.

084 1 08 10000 01 1000 110

Поступления от уплаты государственной пошлины
за получение ресурса нумерации оператором связи

084 1 08 11000 01 1000 110

Поступления от уплаты государственной пошлины
за регистрацию декларации
о соответствии средств связи и услуг связи

084 1 11 07011 01 6000 120

Поступления от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий по компетенции Федерального агентства связи, осуществляющего полномочия учредителя ФГУП

084 1 11 02012 01 6000 120

Проценты на остаток средств
в иностранной валюте, размещенных
в кредитных организациях

084 1 13 02991 01 6000 130

Поступления от возврата дебиторской задолженности прошлых лет
по компенсации затрат федерального бюджета и иные компенсации затрат федерального бюджета; возмещение затрат федерального бюджета (в том числе возмещение Фондом социального страхования Российской Федерации расходов на выплату страхового обеспечения
по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи
с материнством); плата, взимаемая
с работников при выдаче трудовой книжки или вкладыша в нее в качестве возмещения затрат, понесенных работодателем при их приобретении

084 1 14 02013 01 6000 410

Поступления от реализации имущества, находящегося
в оперативном управлении Федерального агентства связи (в части реализации основных средств по указанному имуществу); поступления от возмещения недостач, хищений
в части основных средств, выявленных в результате инвентаризации, по актам ревизии и материалам служебных проверок, зачисляемые в федеральный бюджет, по компетенции Федерального агентства связи

084 1 14 02013 01 6000 440

Поступления от реализации имущества, находящегося
в оперативном управлении Федерального агентства связи (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу); поступления от сдачи лома черных и цветных металлов и иных отходов; поступления от возмещения недостач, хищений
в части материальных запасов, выявленных в результате инвентаризации, по актам ревизии
и материалам служебных проверок, зачисляемые в федеральный бюджет, по компетенции Федерального агентства связи

08411633010016000140

Поступления от денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, в том числе неустойка (штраф, пеня) за нарушения условий государственного контракта (договора); средства в счет обеспечения заявки на участие
в конкурсе (аукционе) в случае уклонения победителя конкурса (аукциона) от заключения государственного контракта (договора)

084 1 17 09000 01 6000 180

Поступления отчислений операторов сети связи общего пользования
в резерв универсального обслуживания Российской Федерации)»

Исполнение федерального бюджета российской федерации по годам

В современных российских условиях, связанных с проведением экономических преобразований, важнейшим инструментом воздействия органов управления на социально-экономические процессы является федеральный бюджет. Именно он нацелен на поддержание макроэкономической стабильности, создание благоприятных условий для развития и функционирования реального сектора экономики за счет оптимизации и сокращения налоговой нагрузки.

Важно отметить, что при формировании федерального бюджета исполнительные органы власти должны исходить из того, что, с одной стороны, он является финансовым выражением государственной политики, а с другой – важнейшим механизмом реализации стратегических приоритетов.

Приоритетами в области бюджетной политики за рассматриваемый период являлись обеспечение устойчивости бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и безусловное исполнение принятых обязательств. Основные задачи бюджетной политики в 2011–2013 годах представлены на рисунке.

Основные задачи бюджетной политики в 2011–2013 гг.

В основу формирования доходной части федерального бюджета в рассматриваемый период положены перспективные и текущие задачи социально-экономического развития, бюджетной и налоговой политики с учетом динамики ряда макроэкономических показателей (табл. 1).

Макроэкономические показатели в 2011–2013 гг.

Экспорт товаров, млрд долл. США

Импорт товаров, млрд долл. США

Курс доллара США (среднегодовой) руб.

Фонд заработной платы, млрд руб.

Прибыль прибыльных организаций, млрд руб.

Средняя цена на нефть марки «Юралс», долл. США/баррель за год

Экспорт сырой нефти, млрд долл. США

Экспорт нефтепродуктов, млрд долл. США

Экспорт газа природного, млрд долл. США

Согласно данным табл. 1, экономическое развитие страны характеризуется позитивной динамикой ВВП, который вырос с 55644,0 млрд руб. в 2011 году до 66689,1 млрд руб. в 2013 году. В целом можно отметить положительную динамику базовых показателей экономического развития, однако для последующего периода считаем важным реализацию следующих направлений:

  • дальнейший рост внутреннего валового продукта;
  • увеличение реальных доходов населения в результате целевого ориентирования отраслей экономики и социальной сферы на достижение конкретных показателей роста;
  • развитие отраслей реального сектора экономики на основе диверсификации производства.

Динамика основных показателей исполнения федерального бюджета за 2011–2013 годы представлена в табл. 2.

Основные показатели федерального бюджета за 2011–2013 гг., млрд руб.

В % к закону о федеральном бюджете

В % к предыдущему году (в номинальном выражении)

В % к предыдущему году (в реальном выражении)

В общем объеме доходов, %

В общем объеме доходов, %

В % к уточненной росписи

В % к предыдущему году (в номинальном выражении)

В % к предыдущему году (в реальном выражении

Согласно данным табл. 2 в целом доходы федерального бюджета имеют тенденцию к увеличению. Однако отметим, что относительно ВВП наблюдается снижение с 20,4 % в 2011 году до 19,5 % в 2013 году. Анализ поступления доходов по отношению к ВВП в 2011–2013 годах свидетельствует о достаточно высокой зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры.

Отличительной особенностью формирования федерального бюджета является структура доходов в части их распределения на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы. По нашим расчетам в общей сумме доходов федерального бюджета за анализируемый период нефтегазовые доходы составили 50,4; 50,2; 50,2 %. В свою очередь ненефтегазовые доходы соответственно 49,6; 49,8; 49,8 %. При этом динамика доли нефтегазовых доходов в общей сумме доходов федерального бюджета соответствует изменениям мировых цен на нефть, экспортных цен на газ, объемов экспорта газа и товаров, выработанных из нефти.

Следует также учитывать, что снижение доли ненефтегазовых доходов в общей сумме доходов обусловлено изменениями в налоговом законодательстве, а также уменьшением поступлений доходов от управления средствами Резервного фонда и фонда национального благосостояния. В табл. 3 нами представлена структура доходов федерального бюджета по видам, согласно которой основная часть доходов в 2011–2013 годах обеспечена поступлениями вывозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и налога на добычу полезных ископаемых (табл. 3).

Структура доходов федерального бюджета по видам доходов, %

Налог на прибыль организаций

Ввозная таможенная пошлина

Вывозная таможенная пошлина

На долю указанных доходов в 2011 году приходилось 78,9 %, в 2012 году – 78,3 %, в 2013 году – 77,9 % всех доходов федерального бюджета, причем за указанный период их доля в общем объеме доходов имеет тенденцию к снижению.

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2011 году составило 10925,6 млрд рублей (19,6 % к ВВП, 98,2 % к уточненной росписи), в 2012 году составило 12895,0 млрд рублей (20,9 % к ВВП, 98,9 % к уточненной росписи), в 2013 году составило 13342,9 млрд рублей (20,0 % к ВВП, 99,7 % к законодательно утвержденным бюджетным ассигнованиям и 99,1 % к уточненной росписи) (табл. 3). В свою очередь исполнение расходов за анализируемый период осуществлялось по следующим основным направлениям (табл. 4).

Структура расходов федерального бюджета за 2011–2013 гг., %

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

Охрана окружающей среды

Физическая культура и спорт

Средства массовой информации

Обслуживание государственного и муниципального долга

Межбюджетные трансферты общего характера бюджета субъектов Российской Федерации и бюджетам муниципальных образований

Источник : Отчеты об исполнении федерального бюджета РФ за 2011–2013 гг., расчеты авторов.

Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета согласно данным табл. 4 занимают:

  • социальная сфера – 2011 г. – 28,7 %, 2012 г. – 33,8 %, 2013 г. – 33,8 % от общего объема расходов федерального бюджета (7,8 % ВВП);
  • национальная оборона – 2011 г. – 13,9 %, 2012 г. – 8,3 %, 2013 г. – 15,8 % от общего объема расходов федерального бюджета (3,2 % к ВВП);
  • национальная безопасность и правоохранительная деятельность – 2011 г. – 11,6 %, 2012 г. – 12,3 %, 2013 г. – 15,4 % от общего объема расходов (3,1 % к ВВП);
  • национальная экономика – 2011 г. – 16,4 %, 2012 г. – 16,8 %, 2013 г. – 13,9 % от общего объема расходов (2,8 % к ВВП);
  • обслуживание государственного долга Российской Федерации – 2011 г. – 2,3 %, 2012 г. – 2,8 %, 2013 г. – 2,7 % от общего объема расходов (0,5 % к ВВП).

При этом существенно учитывать то, что общими факторами формирования бюджетных расходов являются увеличение заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц, пенсии, рост ассигнований на реализацию приоритетных национальных проектов, программ, направленных на развитие инновационных отраслей науки и промышленности.

Важным направлением социально-экономического развития Российской Федерации является обеспечение финансовой устойчивости федерального бюджета, которое в свою очередь связано с соблюдением следующих принципиальных условий:

  • увеличением налогового потенциала путем расширения поступлений нефтегазовых доходов;
  • повышением эффективности расходования бюджетных средств.

В указанном контексте следует учитывать, что содержательная сторона налогового потенциала определяется его особенностями, которые характеризуются рядом положений: во-первых, налоговый потенциал исчисляется в соответствии с условиями действующего на соответствующий период времени налогового законодательства; во-вторых, он отражает величину максимально возможного налогового дохода (не фактического); в-третьих, его величина связана с территориальными особенностями социально-экономических, географических и иных факторов и условий; в четвертых, эффективность налогового потенциала достигается в результате использования всех территориальных ресурсов. При этом эффективность использования налогового потенциала обосновывается с позиций того, насколько бюджет способен выполнять функции по обеспечению воспроизводственных процессов на соответствующей территории [4].

Важно также учитывать, что налоговый потенциал должен содержать скрытые, неиспользованные возможности накопленных ресурсов, которые при определенных условиях могут быть приведены в действие для достижения поставленных целей социально-экономического развития соответствующих территорий.

Устойчивое развитие экономики и социальной жизни населения зависят от эффективности бюджетной политики, обеспечивающей повышение результативности и эффективности бюджетных расходов и улучшение качества и доступности государственных услуг. При этом именно в процессе планирования и исполнения бюджета изначально решается основная задача экономики – получение максимального объема благ в условиях ограниченности ресурсов, а рациональные объемы и их соотношение являются действенным инструментом влияния на экономику, поскольку, формируя приоритеты и структуру бюджетных расходов, государство реализует выработанную политику социально-экономического развития.

В контексте повышения эффективности расходования бюджетных средств необходимо соблюдение следующих условий. Во- первых, бюджетное планирование должно быть ориентированным на достижение конечных результатов и увязано со стратегическим экономическим планированием. Во-вторых, финансирование деятельности государственных учреждений должно происходить в рамках государственных заданий в зависимости от количества и качества оказываемых ими услуг. В-третьих, на федеральном уровне должно быть осуществлено обоснование единых подходов к классификации услуг, к оценке стоимости услуг, показателей качества оказания услуг, что создаст дополнительные условия для эффективности бюджетной деятельности.

В определении принципиальных тенденций социально-экономического развития в России важное место отводится реализации Государственной программы, предполагающей [2]:

  • сбалансированность бюджетов бюджетной системы РФ;
  • последовательное снижение нефтегазового дефицита федерального бюджета при аккумулировании конъюнктурно обусловленных доходов в суверенных фондах;
  • установление на экономически безопасном уровне объема государственного долга РФ и создание условий для минимизации рисков роста государственного долга субъектов РФ и муниципального долга;
  • полноту учета и прогнозирования используемых для достижения целей и результатов государственной политики финансовых ресурсов, обязательств и регулятивных инструментов;
  • формирование бюджетных параметров исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности исполнения;
  • принятие на основе оценки сравнительной эффективности новых расходных обязательств с учетом сроков и механизмов их реализации в пределах располагаемых ресурсов;
  • обеспечение достаточной гибкости предельных объемов и структуры бюджетных расходов;
  • формирование механизмов повышения результативности и эффективности бюджетных расходов, а также стимулов для выявления и использования резервов для достижения планируемых результатов;
  • использование в бюджетном планировании результатов анализа и оценки рисков для бюджетов бюджетной системы РФ.

Рецензенты:

Новоселова Н.Н., д.э.н., профессор кафедры «Бухгалтерский учёт и аудит», Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Тиникашвили Т.Ш., д.э.н., профессор кафедры «Финансы и кредит», Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.

Смотрите еще:

  • Требуется юрист нижневартовска Требуется юрист нижневартовска Банк вакансий Нижневартовского центра занятости населения Все вакансии Вакансии для инвалидов 12 Октября 2018 file: Загрузить Вакансии Нижневартовского ЦЗН 12 Октября 2018 file: […]
  • 324 фз статья 20 Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ"О бесплатной юридической помощи в […]
  • Военный комиссариат по аскизскому району Военный комиссариат по аскизскому району Если Вы наш рекламодатель или Вы уже зарегистрированы, воспользуйтесь формой входа На этот E-Mail придёт письмо с просьбой подтвердить регистрацию. От 6 до 20 символов и […]
  • По какой статье может уволиться генеральный директор Увольнение генерального директора по собственному желанию Руководитель организации – генеральный директор имеет право действовать от имени такой организации без доверенности, он несет ответственность за состояние дел, […]
  • Регистрация ооо в электросталь Регистрация предприятий в г. Электросталь Более 20 ЛЕТ основатели нашей Компании работают в сфере оказания юридических услуг предприятиям и предпринимателям. Данная страница сайта посвящена услугам, связанным с […]
  • Вычет ндфл на лечение детей Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к […]