Исполнение бюджета рф начинается

Исполнение бюджета рф начинается

3.6. Исполнение бюджета в Российской Федерации

Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса ставит задачу выполнения доходной и расходной частей бюджетов всех уровней.

В процессе исполнения бюджета органы исполнительной власти могут вносить изменения в пределах утвержденных ассигнований по статьям функциональной классификации расходов бюджетной классификации РФ по каждому направлению расходования средств. Важнейшие задачи исполнения бюджета: [25]

– обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику;

– финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет;

– правильное и экономически обоснованное распределение всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляющегося по бюджетной росписи доходов и расходов.

Бюджетная роспись – документ, который составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

БК РФ определяются принципы исполнения бюджета в современных условиях.

1. Финансирование осуществляется с единого счета бюджета (все средства бюджетополучателей (распорядителей бюджетных ассигнований, непосредственно осуществляющих расчеты за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги) находятся на едином счете) – принцип единства кассы, который предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения:

– появляется возможность предварительного и текущего контроля за целевым расходованием средств. Предварительный контроль – это контроль над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения. Текущий контроль расходов осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств;

– минимизируется прохождение средств по расчетным счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа казначейства;

– появляется возможность перераспределения средств. Это позволяет учитывать остатки на расчетных счетах при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.

2. Исполнение бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, открываемых на едином учетном регистре казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета. На лицевом счете отражаются бюджетные средства, которыми вправе располагать владелец лицевого счета.

3. Планирование и исполнение бюджета ведутся в разрезе детальной бюджетной классификации РФ – принцип прозрачности бюджета. Для установления должного контроля за исполнением бюджета необходимо строго придерживаться бюджетной классификации на этапе подготовки и принятия распоряжений на финансирование.

4. Принятие бюджетными учреждениями денежных обязательств по осуществлению расходов и платежей возможно лишь в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств. БК РФ вводит понятие бюджетного обязательства и лимита бюджетных обязательств.

Бюджетное обязательство – признанная органом, исполняющим бюджет, обязанность совершить расходование средств соответствующего бюджета в течение определенного срока, возникающая в соответствии с законом о бюджете и со сводной бюджетной росписью.

Лимит бюджетных обязательств – объем бюджетных обязательств, определяемый и утверждаемый для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на период, не превышающий три месяца.

Лимиты бюджетных обязательств ужесточают контроль за финансированием, соизмеряя его с реальными доходами бюджета. Возможны два варианта: ведение месячных лимитов или ведение квартальных лимитов. Месячные лимиты составляются ежемесячно и ограничивают объем бюджетных средств, обязательных для расходования в течение одного месяца. Объем квартальных лимитов бюджетных обязательств не должен превышать бюджетные ассигнования за соответствующий квартал.

5. Осуществление регистрации договоров, проведение конкурсов с целью закупок товаров, работ или услуг для нужд бюджетных учреждений. Казначейское исполнение бюджета позволяет значительно повышать качество планирования расходов за счет остатков средств на лицевых счетах распорядителей и получателей бюджетных средств в разрезе бюджетной классификации и по срокам нахождения на счетах неиспользуемых средств. Санкционируя договоры, орган казначейства совместно с финансовым органом может проводить оптимальное планирование расходов во времени, сокращать суммы финансирования по тем статьям, по которым регулярно остаются остатки на счетах.

Участниками процесса исполнения бюджета являются главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств, бюджетные учреждения, а также финансовые и банковские учреждения.

Главный распорядитель бюджетных средств федерального бюджета орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, определенных ведомственной классификацией расходов федерального бюджета. Он составляет бюджетную роспись, распределяет лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главными распорядителями бюджетных средств являются министерства. Главный распорядитель выступает в суде от имени казны РФ: по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности; по искам подведомственных распорядителей и получателей средств федерального бюджета, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности. Выплата средств по исполнительным листам производится за счет казны РФ из средств федерального бюджета, выделенных главным распорядителем средств.

Распорядитель бюджетных средств – орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям.

Бюджетное учреждение – организация, созданная органами государственной власти РФ, субъектов РФ или органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Получатель бюджетных средств – бюджетное или иное учреждение, имеющее право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год. Получатель бюджетных средств – это последнее звено в цепочке администраторов бюджетных расходов, это та организация, которая имеет право от имени государства или органов местного самоуправления принять бюджетные обязательства и исполнить их в соответствии с доведенными лимитами. Фактически это только государственные или муниципальные (бюджетные) учреждения, в том числе органы власти, которые как юридические лица действуют в качестве бюджетных учреждений.

Проведение такой границы открывает возможности для реструктуризации бюджетной сети. Нет необходимости расширять перечень получателей бюджетных средств, например, включая в него организации новых организационно-правовых форм, предоставляющие государственные (муниципальные) услуги. Такие организации будут получать бюджетные средства в виде субсидий или в рамках государственных (муниципальных) контрактов, но это не значит, что они наделяются бюджетными полномочиями и, например, должны предоставлять бюджетную отчетность.

Одна из новаций, которую предстоит еще развивать, состоит во введении внутреннего финансового контроля или аудита. Поскольку увеличиваются права и ответственность главных распорядителей, каждый главный распорядитель или даже каждое крупное бюджетное учреждение должны иметь в своем составе специализированное подразделение, подчиняющееся непосредственно руководителю, которое занималось бы разработкой внутренних стандартов и процедур планирования, составлением отчетности и контролем за достижением результатов и, самое главное, контролировало бы соблюдение этих процедур. Это должен быть своего рода «внутренний» аналитический или консультационный центр. А внешний контроль должен постепенно переориентироваться на то, чтобы проверять, есть ли такие подразделения, как они работают, насколько эффективна их деятельность.

Завершается бюджетный процесс составлением и рассмотрением отчетности об исполнении. Точнее, должен завершаться, потому что в настоящее время на федеральном уровне этот цикл разорван. Так, отчет об исполнении федерального бюджета за 2004 г. был рассмотрен Думой в марте-апреле 2006 года, когда его актуальность уже потеряна. Между тем бюджетная отчетность содержит огромный массив крайне ценной для бюджетного планирования информации. Генерирование такой информации, наряду с собственно контролем за исполнением бюджета, – основная цель бюджетной отчетности, которая нужна прежде всего для принятия управленческих решений в следующем бюджетном цикле.

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета начинается с 1 января или после его утверждения законодательными органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов.

Основная задача исполнения бюджета — обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других платежей и финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм.

Счета Федерального казначейства находятся в Банке России и кредитных организациях, которые ведут их на основании договоров.
Все операции, связанные с поступлением доходов бюджетов и поступлениями из источников финансирования дефицитов бюджетов, а также с санкционированием и финансированием расходов бюджетов, регистрируются органами казначейства в Главной книге казначейства. Казначейство ведет сводный реестр получателей бюджетных средств в соответствии с порядком регистрации и учета получателей бюджетных средств, установленным Министерством финансов РФ. Главная книга казначейства ведется на основе плана счетов, утвержденного Федеральным казначейством. Записи в Главной книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения бюджетов. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджетов.
Если в процессе исполнения бюджета на всех уровнях управления происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов, применяется режим секвестра — пропорциональное сокращение расходов по всем статьям бюджетной классификации.
Стадия исполнения бюджета длится 1 год и завершается 31 декабря. Счета Федерального казначейства, используемые для исполнения бюджетов завершаемого года, подлежат закрытию в 24 часа 31 декабря.
После завершения операций по принятым бюджетным обязательствам завершившегося года остаток средств на едином счете бюджета подлежит учету в качестве остатка средств на начало очередного финансового года.
После окончания финансового года Министерством финансов составляется отчет об исполнении бюджета, который утверждается на следующий год.

Контрольные вопросы Назовите стадии бюджетного процесса. Перечислите участников бюджетного процесса. Какие бюджетные полномочия имеют федеральные органы законодательной и исполнительной власти? Какой состав имеет бюджетная классификация РФ? Чем определяется ее значение в бюджетном процессе? В чем заключается процесс составления проекта бюджета? Дайте характеристику процедуры рассмотрения и утверждения бюджета. Каковы задачи стадии исполнения бюджета? Какой орган власти осуществляет кассовое исполнение федерального бюджета, в чем оно заключается? В чем отличие казначейской системы исполнения бюджета от банковской?

Стадия исполнения бюджета

В последние годы государство активно переходит на казначейскую систему исполнения бюджетов. Необходимость этого обусловлена неустойчивой деятельностью многих коммерческих банков, в том числе тех, которые уполномочены органами власти различного уровня участвовать в исполнении бюджетов. Зачастую коммерческие банки в ущерб интересам государства используют бюджетные средства по своему усмотрению, не проводят контроль за своевременным зачислением на бюджетные счета доходов бюджетов, а также целевым характером осуществления расходов бюджетных средств.

Нередко уполномоченные банки проявляют недостаточную оперативность по зачислению доходных и заемных источников на текущие бюджетные счета, на длительный срок задерживают оплату платежных поручений, передаваемых им уполномоченными плательщиками. Имеют место случаи представления уполномоченными банками искаженной информации об операциях с бюджетными средствами.

Но самый главный недостаток банковского исполнения бюджетов заключается в том, что распорядители бюджетных средств практически лишены возможности оперативно маневрировать финансовыми ресурсами в процессе кассового исполнения расходов за счет средств соответствующего бюджета.

Потребность в переходе к казначейской системе исполнения бюджетов всех уровней обусловлена также тем, что действующий механизм банковского исполнения неспособен обеспечить прозрачность соответствующего бюджета и эффективность контроля за правомерным и эффективным расходованием бюджетных средств.

Концепция казначейского исполнения бюджетов предполагает реализацию правомочий определения направления и режима движения денежных средств, учета всех операций и самих денежных средств через казначейство. Положение ст. 215 Бюджетного кодекса РФ устанавливает в стране казначейское исполнение бюджетов, что означает вменение в обязанность органам исполнительной власти организовать исполнение бюджетов только через казначейства.

Пока неясно, означает ли это, что на уровне регионов тоже будут созданы свои казначейства (муниципальные образования такие права имеют). Это также не означает, что все три уровня бюджетной системы будут обязаны исполнять свои бюджеты только через Федеральное казначейство РФ.

Как отмечалось выше, реализация этой концепции возможна только на основе соответствующих соглашений. Например, в Щелковском районе Московской области установлен порядок, согласно которому кассовое исполнение бюджетов органов местного самоуправления должно осуществляться в соответствии с договорами администрации с казначейством либо с уполномоченными банками*. Кассовое исполнение бюджетов субъектов РФ и муниципалитетов со стороны Федерального казначейства РФ осуществляется его территориальными органами на возмездной основе. При этом 30% дохода направляется в адрес федерального бюджета, остальные деньги идут на совершенствование материально-технической базы указанных территориальных органов казначейства

Для федерального бюджета казначейское исполнение предполагает осуществление казначейством регистрации поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Казначейства как элемент в системе органов исполнительной власти принимают на себя обязанности по организации исполнения бюджетов, управления счетами бюджетов и всеми бюджетными средствами. Они являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и в этом качестве обязаны осуществлять от имени бюджетных учреждений (при условии представления ими таких поручений) платежи за счет средств соответствующих бюджетов.

Процедура расходования средств бюджетов напоминает обычные платежи, осуществляемые через банки. Ее отличие только в том, что казначейства имеют право давать разрешения на осуществление платежей и проводить соответствующий контроль. Коммерческие банки по отношению к своим клиентам таким правом не обладают.

Чтобы понять роль казначейства в организации обращения бюджетных средств, следует отметить, что денежные средства бюджетов обращаются, как правило, в безналичной форме. Казначейство обычно не имеет дело с наличными средствами, поэтому и денежные средства у себя не хранит.

Функции хранения денежных средств и непосредственного осуществления денежных операций по переводу денег получателям, их зачислению на счет и т.п., как правило, реализуют субъекты банковской системы. Все остальное осуществляется или должно осуществляться казначействами. Помимо Банка России бюджетные счета могут открываться на основе гражданско-правовых договоров в других кредитных организациях.

Организационной основой казначейского исполнения бюджетов страны является принцип единства кассы, предусматривающий зачисление всех доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета на единый счет бюджета и осуществление всех предусмотренных расходов с единого счета бюджета. Значение этого принципа состоит в усилении контроля за движением бюджетных средств. При осуществлении расходов бюджета использование единого счета позволяет учитывать фактическое наличие средств на данном счету. Принцип единства кассы должен применяться независимо от наличия или отсутствия казначейского исполнения соответствующего бюджета. Но в совокупности с принципом казначейского исполнения бюджетов он предполагает, что единый счет бюджета должен быть закреплен за казначейством.

Еще одним принципом исполнения бюджета является бюджетный учет, предполагающий, что все доходы и расходы бюджета, источники финансирования его дефицита, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету. Данный учет организуется Минфином РФ (в частности, Федеральным казначейством РФ) или аналогичными органами на уровне субъектов РФ, муниципалитетов. Бюджетный учет реализуется через применение единого плана счетов, который согласно ст. 240 БК РФ должен устанавливаться для всех бюджетов Правительством РФ.

Реализация данного принципа на федеральном уровне выражается в том, что исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства РФ. Эти счета используются Федеральным казначейством в целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей.

Федеральное казначейство РФ открывает также единый счет федерального бюджета в Банке России, на который должны поступать все доходы федерального бюджета. Как уже отмечалось, допускается возможность открытия счетов Федерального казначейства в других кредитных организациях с оформлением гражданско-правовых договоров. Определенные особенности в порядок заключения таких договоров вносит бюджетное законодательство, предусматривающее, например, проведение конкурса для выбора уполномоченного банка по ведению счетов бюджетных средств.

Все операции с денежными средствами федерального бюджета, а также другие операции должны фиксироваться в системе балансовых счетов. Запрещено осуществлять операции по исполнению федерального бюджета, минуя указанную систему Федерального казначейства.

Федеральному казначейству РФ принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения режима их использования. Оно также утверждает план счетов и регистрирует его в Главной книге Федерального казначейства. Без разрешения Федерального казначейства открытие и закрытие счетов федерального бюджета, изменение их режима не допускаются.

Все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлением из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также осуществлением расходов федерального бюджета с использованием балансовых счетов, регистрируются в Главной книге Федерального казначейства. Записи в этой книге осуществляются по факту совершения соответствующих операций в процессе исполнения федерального бюджета.

В соответствии с порядком регистрации и учета получателей средств федерального бюджета, установленным Министерством финансов РФ, Федеральное казначейство в той же Главной книге казначейства обязано вести сводный реестр получателей средств федерального бюджета.

Казначейство, кроме того, должно отражать в регистрах учета все доходы и расходы федерального бюджета. Данные Главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении федерального бюджета.

Исполнение бюджетов предполагает для каждого уровня бюджета составление бюджетной росписи. Бюджетная роспись, как уже было отмечено ранее, — это документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 6 БК РФ).

Вначале бюджетная роспись составляется главными распорядителями бюджетных средств. В течение 10 дней после утверждения соответствующего бюджета они обязаны составить бюджетную роспись по другим распорядителям и получателям бюджетных средств с учетом функциональной и экономической классификации расходов бюджетов. Бюджетная роспись также включает поквартальную разбивку доходов и расходов.

Затем подготовленные бюджетные росписи поступают в министерства финансов или соответствующие финансовые органы (отвечающие за подготовку проектов бюджетов), которые, в свою очередь, составляют сводные бюджетные росписи в течение 15 дней после утверждения соответствующего бюджета. После этого сводные бюджетные росписи в течение двух дней утверждаются руководителями указанных органов и направляются в органы, исполняющие и контролирующие бюджет. Данные бюджетной росписи в течение 10 дней после ее утверждения доводятся до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств, чтобы они знали о выделенных им на текущий бюджетный год ассигнованиях.

Исполнение бюджета на федеральном уровне начинается с составления Министерством финансов РФ сводной бюджетной росписи в течение 15 дней после принятия федерального закона о бюджете. Затем данный документ передается на исполнение Федеральному казначейству и направляется для сведения в Федеральное Собрание и Счетную палату РФ.

На основании сводной бюджетной росписи и объема ассигнований из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, орган, исполняющий бюджет, в течение 20 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи федерального бюджета уведомляет нижестоящих распорядителей и получателей об объемах бюджетных ассигнований. Они, в свою очередь, представляют информацию о подтверждении денежных обязательств на основе утвержденных Правительством РФ перечня и форм документов.

На базе бюджетной росписи для бюджетных учреждений составляются и утверждаются сметы доходов и расходов, на основе которых осуществляется непосредственное расходование бюджетных средств. Бюджетные учреждения в течение 10 дней после получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязаны представить указанную смету для утверждения вышестоящему распорядителю бюджетных средств. Если бюджетное учреждение само является главным распорядителем бюджетных средств, то соответствующая смета этого учреждения утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств. Утвержденная смета доходов и расходов бюджетного учреждения подлежит передаче в орган, исполняющий бюджет.

На основе бюджетной росписи начинается исполнение бюджетов по доходам. Это предполагает перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета, распределение регулирующих доходов, возврат в установленных законом случаях излишне уплаченных в бюджет сумм доходов и учет доходов бюджета, составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Например, исполнение доходов федерального бюджета предусматривает перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета, распределение федеральных регулирующих налогов, возврат излишне уплаченных сумм доходов и учет доходов федерального бюджета.

Исполнение бюджетов по расходам означает осуществление определенных процедур санкционирования и финансирования. Оно всегда ограничено фактическим наличием на счету бюджетных средств и занимает несколько этапов. Так, основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов после составления и утверждения бюджетной росписи являются утверждение и доведение сведений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям. Следующим этапом является утверждение и уведомление о лимитах бюджетных обязательств распорядителей и получателей бюджетных средств

Затем осуществляется принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств и подтверждение этого, а также выверка исполнения денежных обязательств.

По сути санкционирование представляет собой своего рода особый порядок, предполагающий последовательное соблюдение некоторых процедур, применяемых в целях исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным законом о бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований бюджета.

На федеральном уровне правила и порядок санкционирования расходов федерального бюджета устанавливаются Федеральным казначейством РФ и предназначены для исключения принятия к финансированию расходов и совершения платежей, не предусмотренных утвержденным федеральным законом о федеральном бюджете или не обеспеченных поступлениями доходов и средствами заимствований федерального бюджета (ст. 247 БК РФ).

Финансирование предполагает расходование бюджетных средств. Оно осуществляется путем списания денежных средств с единого счета бюджета в пределах подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. В то же время допускается реализация процессов финансирования расходов путем зачета денежных средств, что может реализоваться в случае установления встречных обязательств между бюджетом и получателем бюджетных средств (исключительно при условии наличия задолженности получателя бюджетных средств по платежам в бюджет).

Непосредственно механизм финансирования представляет собой последовательно совершаемые действия, основными из которых являются разрешение на платеж и осуществление платежа. На федеральном уровне эти действия исполняются только Федеральным казначейством. При этом запрещено, чтобы одно и то же должностное лицо давало разрешение на платеж и распоряжение об осуществлении того же платежа.

В основе процессов финансирования лежит бюджетное обязательство, представляющее собой обязанность органа, исполняющего бюджет, совершать расходование средств данного бюджета в течение определенного срока в соответствии со сводной бюджетной росписью. Бюджетное обязательство имеет природу и функцию, близкие платежному поручению. Однако есть и отличие, состоящее в том, что применение бюджетного обязательства базируется на механизме разрешения, выдаваемого казначейством. При использовании казначейской системы расчетов, точнее платежей, плательщики имеют право направлять денежные средства только на те цели, которые для них определены. Кроме того, действия плательщиков в части осуществления платежей подконтрольны казначейству.

Орган, исполняющий бюджет, устанавливает также лимиты бюджетных обязательств, которые представляют собой объем распорядительных прав получателей бюджета по поводу денежных обязательств бюджета, определяемый и утверждаемый для распорядителей и получателей бюджетных средств на период, не превышающий трех месяцев. Эти лимиты доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее чем за пять дней до начала периода их действия.

Для федерального бюджета лимиты бюджетных обязательств, предназначенные для главных распорядителей, утверждаются Федеральным казначейством. Следует учитывать, что Бюджетный кодекс предусматривает представление в контрольный орган при законодательной власти сводного реестра лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств.

Лимит бюджетных обязательств должен совпадать с объемом бюджетных ассигнований в расчете на квартал. Он может быть изменен только в определенных законом случаях при изменении бюджетных ассигнований или при отсрочке исполнения предоставленных лимитов. Например, для федерального бюджета Федеральное казначейство РФ вправе отсрочить предоставление прав на принятие бюджетных обязательств распорядителям и получателям средств этого бюджета на период до трех месяцев. После истечения половины срока лимитов бюджетных обязательств изменение их не допускается.

Механизм осуществления платежа из федерального бюджета состоит в списании в пользу других бюджетов, а также физических и юридических лиц денежных средств с единого счета федерального бюджета и записи выполненной операции на лицевом счете. Все это должно осуществляться в день совершения разрешительной надписи подразделениями казначейства на основании представленных получателем средств федерального бюджета платежных документов.

Лицевые счета бюджетных средств, на которые производится перечисление средств при осуществлении платежей из бюджета, открываются в едином учетном регистре соответствующего территориального подразделения Федерального казначейства для каждого главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета. На этом счете отражается объем средств федерального бюджета, которыми располагают распорядители либо получатели данных средств, в процессе реализации процедур санкционирования и финансирования расходов федерального бюджета.

На этот же лицевой счет зачисляются средства от разрешенной предпринимательской деятельности бюджетных учреждений. Затем бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. Средства от предпринимательской деятельности могут быть использованы для решения) заданий органов исполнительной власти в случае недостатка средств бюджета. При этом сумма, превышающая фактически полученные бюджетным учреждением средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности над средствами, учтенными в смете доходов и расходов, остается в распоряжении бюджетного учреждения.

Во избежание неясностей с очередностью списания денежных средств в Бюджетном кодексе установлена очередность их списания со счета бюджета и лицевых счетов получателей бюджетных средств (см. также ст. 855 ГК РФ). При наличии средств на счете списание этих средств осуществляется на основе принципа календарной очередности.

Что касается получателей бюджетных средств, то им предоставляется право принять денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей путем составления платежных и иных документов, необходимых для этого, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов.

Получатели средств федерального бюджета на основе полученных уведомлений о выделенных лимитах бюджетных обязательств, а также согласно смете доходов и расходов вправе осуществлять закупки, начислять установленные денежные выплаты, в том числе авансовые платежи (предоплату), принимать иные денежные обязательства федерального бюджета.

В свою очередь орган, исполняющий бюджет, вправе расходовать бюджетные средства после проверки соответствия платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и лимитам бюджетных обязательств. Он же осуществляет процедуру подтверждения исполнения денежных обязательств и не позднее трех дней с момента представления платежных документов совершает разрешительную надпись. Бюджетный кодекс определяет исчерпывающий (закрытый) перечень случаев, при наличии которых орган, исполняющий бюджет, может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства. Это положение БК РФ направлено на защиту прав получателей бюджетных ассигнований (ч. 4 ст. 226 БК РФ).

На федеральном уровне Федеральное казначейство, прежде чем совершить разрешительную надпись, обязано в течение трех дней осуществить процедуру выверки и подтверждения исполнения денежных обязательств. Факт подтверждения денежных обязательств является основанием для расходования средств бюджета. При этом ст. 251 Бюджетного кодекса устанавливает правило, согласно которому объем принятых денежных обязательств не может превышать лимиты бюджетных обязательств.

В Бюджетном кодексе предусмотрен особый режим расходов бюджета, если в процессе его исполнения происходит снижение объема поступлений доходов бюджета или поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, что приводит к неполному (по сравнению с показателями, утвержденными законом о бюджете) финансированию расходов, но не более чем на 5% годовых назначений. В этом случае руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение о введении режима сокращения расходов бюджета. Для федерального уровня бюджета таким правомочием наделен министр финансов.

Если снижение размеров доходов превышает 5%, но ниже 10% по сравнению с показателями утвержденного бюджета, то решение о введении режима сокращения расходов принимает соответствующий орган исполнительной власти (на уровне Правительства РФ для федерального уровня). При этом сокращение расходов бюджета осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и всех получателей бюджетных средств, а также по всем объектам, включенным в адресную инвестиционную программу, о чем уведомляются все распорядители и получатели бюджетных средств не позднее чем за 15 дней до даты его введения.

Если же снижение объемов поступлений доходов бюджета превышает 10% от показателей принятого законом бюджета, то орган исполнительной власти обязан представить законодательному органу проект закона о внесении изменений и дополнений в закон о бюджете. Представительный орган должен принять соответствующий закон. В противном случае орган исполнительной власти имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу при условии, что законом (решением) о бюджете не предусмотрено иное.

При выделении бюджетных ассигнований главным распорядителям бюджетных средств на выполнение определенных задач и одновременном невыполнении ими условий выделения бюджетных средств к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств руководитель финансового органа вправе принять решение о введении механизма блокировки расходов бюджета. Блокировка расходов бюджета предполагает сокращение лимитов бюджетных обязательств по сравнению с показателями бюджетных ассигнований. Допускается и отказ в подтверждении принятых бюджетных обязательств. Блокировка расходов бюджета на любом этапе исполнения бюджета вводится также в случае выявления органом, исполняющим бюджет, и органами государственного финансового контроля фактов нецелевого использования бюджетных средств. В случае устранения недостатков, ставших причиной блокировки, эта мера может быть отменена.

Конкретно блокировке могут быть подвергнуты только те расходы, которые были связаны с нарушением условий, определенных бюджетным законодательством. В остальных случаях при отсутствии фактов нецелевого использования бюджетных средств запрещено применять блокировку расходов. Запрещено также подвергать блокировке расходов в большем размере, чем это связано с конкретными направлениями финансирования, по которым допущены нарушения.

Отдельно определяется режим использования доходов, которые получены в казну в процессе исполнения бюджета дополнительно к утвержденным в нем показателям. Дополнительные средства предлагается направлять на уменьшение размера дефицита бюджета и сокращение его долговых обязательств на основе дополнительной бюджетной росписи. Аналогичное превышение доходов от показателей бюджета на 10% влечет соответствующее изменение бюджета. При этом Бюджетный кодекс подробно регламентирует порядок внесения соответствующих изменений в закон о бюджете.

В определенных случаях главным распорядителям бюджетных средств предоставляется право перемещать бюджетные ассигнования между их получателями в объеме не более 5% ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств. В целом полномочие главных распорядителей бюджетных средств в течение года по изменению объема бюджетных ассигнований ограничивается 10%. Для конкретного получателя расхождение объема бюджетных ассигнований может отличаться от запланированных показателей не более чем на 15%.

В свою очередь орган, исполняющий бюджет, вправе перемещать бюджетные ассигнования, выделенные отдельным главным распорядителям бюджетных средств, между разделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации в пределах 10% бюджетных ассигнований, выделенных этим субъектам.

Впервые в бюджетном законодательстве, в частности в Бюджетном кодексе РФ, определяются права бюджетного учреждения при неполном финансировании и его задержке. Речь идет о тех бюджетных учреждениях, которые финансируются на основе сметы доходов и расходов. В случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75% объема бюджетных ассигнований за квартал бюджетным учреждениям предоставлены права определять объемы бюджетных ассигнований по предметным статьям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации и уточнять смету доходов и расходов. При этом бюджетные учреждения обязаны уведомить о данном факте распорядителя бюджетных средств и орган, исполняющий бюджет. Исключения по применению указанного права определены в БК РФ.

Получатели бюджетных средств также имеют право на компенсацию в размере недофинансирования при наличии данного факта в течение нормативного срока. В то же время вышеназванные права бюджетных учреждений и получателей бюджетных средств не предполагают автоматической передачи в этих случаях средств из бюджетов. Таким образом констатируется иммунитет бюджетов. Последний представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта, предусматривающего: возмещение в размере недофинансирования и возмещение убытков, причиненных физическим или юридическим лицам в результате незаконных действий государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов.

§ 3. Формирование и исполнение федерального бюджета

Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета, а также порядок работы над документами и материалами, обязательными для представления одновременно с проектом федерального бюджета, определяются Правительством РФ. Бюджетный кодекс РФ определяет лишь основные этапы составления проекта бюджета.

Первый этап формирования федерального бюджета — разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики на очередной финансовый год, содержащего основные макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики.

На основании выбранного Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики Российской Федерации на очередной финансовый год Минфин России осуществляет разработку основных характеристик федерального бюджета и распределение расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации и проектировок основных доходов и расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу.

Минфин России в установленный срок со дня принятия Правительством РФ основных характеристик федерального бюджета и распределения расходов федерального бюджета на очередной финансовый год: 1)

направляет бюджетные проектировки федеральным органам исполнительной власти для распределения по конкретным получателям средств федерального бюджета; 2)

уведомляет органы исполнительной власти субъектов Федерации об определенной законодательством России методике формирования межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Федерации на очередной финансовый год и на среднесрочную перспективу.

Второй этап формирования федерального бюджета — распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год, а также разработка указанными органами предложений о проведении структурных и организационных преобразований в отраслях экономики и социальной сфере, об отмене нормативных правовых актов, исполнение которых влечет расходование бюджетных средств, не обеспеченное реальными источниками финансирования в очередном финансовом году, о приостановлении действия указанных нормативных правовых актов или об их поэтапном введении.

Одновременно уполномоченный орган исполнительной власти формирует перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию из средств федерального бюджета в очередном финансовом году, согласовывает объемы их финансирования в предстоящем году и на среднесрочную перспективу.

Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу подлежат рассмотрению межведомственной правительственной комиссией, возглавляемой министром финансов.

Разработка и согласование федеральными органами исполнительной власти показателей проекта федерального бюджета на очередной финансовый год, представляемых одновременно с ним документов и материалов, законопроектов о минимальном размере оплаты труда, о минимальном размере государственных пенсий, о порядке индексации заработной платы работников бюджетной сферы и государственных пенсий в очередном финансовом году, а также составляемого в виде приложения к проекту федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год перечня законодательных актов (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год в связи с тем, что бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию, завершаются к установленному сроку.

Правительство РФ рассматривает прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и уточненные параметры прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год, проект перспективного финансового плана, другие документы и материалы, характеризующие бюджетно-финансовую политику в очередном финансовом году и на среднесрочную перспективу, представленные Министерством финансов РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, другими федеральными органами исполнительной власти, и утверждает проект федерального закона о федеральном бюджете для внесения его в Государственную Думу РФ.

Рассмотрение и утверждение федерального бюджета. Необходимо отметить, что на данный момент существует стабильная процедура рассмотрения и утверждения федерального бюджета, предусмотренная БК РФ. На сегодняшний день она выглядит следующим образом.

Правительство РФ до начала рассмотрения проекта бюджета, наряду с проектом закона о федеральном бюджете, представляет Государственной Думе РФ следующие документы: 1)

основные направления бюджетной и налоговой политики на очередной финансовый год и плановый период; 2)

предварительные итоги социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год; 3)

прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период; 4)

оценка ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год; 5)

прогноз основных параметров бюджетной системы Российской Федерации; 6)

пояснительная записка; 7)

расчеты по статьям классификации доходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета.

Кроме того, вместе с проектом федерального бюджета должны представляться проекты изменений и дополнений в законодательство о налогах.

До рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете в первом чтении данный проект обсуждается в комитетах и комиссиях Государственной Думы. Предложения по поводу законопроекта обобщаются в комитете по бюджету и налогам, который готовит заключение по проекту федерального бюджета и представляет его на рассмотрение Государственной Думы.

Проект федерального бюджета рассматривается Государственной Думой в трех чтениях.

При рассмотрении проекта в первом чтении, которое должно состояться в течение 30 дней со дня внесения проекта бюджета, Государственная Дума рассматривает концепцию, прогноз социально-экономического развития, основные направления бюджетной и налоговой политики и утверждает основные показатели федерального бюджета.

В случае отклонения проекта федерального бюджета в первом чтении образуется согласительная комиссия из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ, которая представляет уточненный проект федерального бюджета на рассмотрение Государственной Думы повторно в первом чтении. Кроме того, Госдума может вернуть проект в Правительство либо поставить вопрос о недоверии Правительству.

При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении, которое должно состояться в течение 35 дней с момента принятия документа в первом чтении, Государственная Дума обсуждает и утверждает ассигнования по разделам бюджетной классификации и др.

Через 15 дней с момента принятия документа во втором чтении, при обсуждении проекта бюджета в третьем чтении, утверждаются расходы бюджета по подразделам бюджетной классификации.

В дальнейшем процесс утверждения проекта федерального бюджета происходит в порядке, установленном Конституцией РФ.

В случае непринятия до 1 января федерального закона о федеральном бюджете Министерство финансов РФ осуществляет временное управление федеральным бюджетом на I квартал.

Исполнение федерального бюджета. Исполнение бюджета — это практическая реализация бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. Исполнение бюджетов относится к функциям исполнительной ветви власти. В процессе исполнения бюджета министр финансов РФ может разрешить перераспределение средств федерального бюджета по разделам, подразделам, видам расходов и предметным статьям в пределах средств, выделенных главному распорядителю или получателю средств федерального бюджета, в размере не более 10% ассигнований, выделенных главному распорядителю средств федерального бюджета.

Оперативное исполнение бюджета осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью (росписью доходов и расходов), утверждаемой Министерством финансов РФ и передаваемой на исполнение Федеральному казначейству. Опера- тивное исполнение бюджета заключается в принятии мер к поступлению запланированных доходов, в предоставлении финансовых средств на мероприятия, предусмотренные бюджетной росписью, контроле за правильным их использованием.

В исполнении бюджета в какой-то мере участвуют все государственные органы, бюджетные и другие организации. Однако наиболее существенная роль в этой области принадлежит финансовым органам, особенно Федеральной налоговой службе, ответственной за сбор налогов, и Федеральному казначейству, осуществляющему казначейское исполнение федерального бюджета.

При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.

Главной задачей Федеральной налоговой службы, находящейся в ведении Министерства финансов РФ, является осуществление контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. Как видно из определения, данная служба в основном обеспечивает исполнение доходной части бюджета. Для этого она наделена существенными правами: 1)

производить проверки денежных документов, бухгалтерских книг, отчетов, планов, связанных с учетом налогов, получать необходимую информацию, справки, объяснения; 2)

обследовать складские, торговые и иные помещения предприятий и граждан; 3)

приостанавливать операции по расчетным и другим счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов и других документов; 4)

применять к предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, налагать административные штрафы и др.

Ключевая роль в исполнении бюджета принадлежит Федеральному казначейству, которое также является структурным подразделением Министерства финансов РФ. Его основными задачами являются: 1)

контроль за исполнением федерального бюджета; 2)

управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках; 3)

сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов и др.

Для осуществления данных задач Федеральное казначейство: 1)

организует бюджетное и финансовое исполнение федерального бюджета; 2)

доводит до территориальных органов Федерального казначейства размеры ассигнований из федерального бюджета по обслуживаемым этими органами территориям; 3)

ведет сводный реестр распорядителей средств федерального бюджета; 4)

организует и осуществляет краткосрочное прогнозирование средств федерального бюджета; 5)

организует и осуществляет сводный учет операций по движению средств федерального бюджета; 6)

организует и осуществляет управление доходами и расходами федерального бюджета.

Непосредственной же работой по целевому финансированию организаций, по осуществлению операций со средствами федерального бюджета занимаются территориальные органы Федерального казначейства.

Органы Федерального казначейства наделены достаточно серьезными правами, в частности правом приостанавливать операции по счетам организаций, использующих средства федерального бюджета, в случае допущения ими определенных нарушений финансовой дисциплины, правом взыскивать с юридических лиц в бесспорном порядке средства федерального бюджета, используемые не по целевому назначению, и т. п.

Функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере осуществляет Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении Министерства финансов РФ. В частности, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет контроль и надзор:

1) за использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности; ц,, 2) соблюдением резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций и валютных бирж) валютного законодательства Российской Федерации; 3)

исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет в рамках своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с законодательством Российской Федерации и др.

В целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Служба имеет право: 1)

проверять в организациях, получающих средства федерального бюджета, денежные документы, регистры бухгалтерского учета, отчеты, планы, сметы и иные документы, фактическое наличие, сохранность и правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей, а также получать необходимые письменные объяснения должностных, материально ответственных и иных лиц, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе ревизий и проверок, и заверенные копии документов, необходимых для проведения контрольных и надзорных мероприятий; 2)

проводить в организациях любых форм собственности, получивших от проверяемой организации денежные средства, материальные ценности и документы, сличение записей, документов и данных с соответствующими записями, документами и данными проверяемой организации (встречная проверка); 3)

направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений; 4)

осуществлять контроль за своевременностью и полнотой устранения проверяемыми организациями и (или) их вышестоящими органами нарушений законодательства в финансово- бюджетной сфере, в том числе путем добровольного возмещения средств, и др.

Исполнение расходной части федерального бюджета. Оно связано с распределением средств федерального бюджета. Право распоряжаться денежными средствами, выделенными из бюджета, предоставлено законодательством руководителям организаций, которые называются распорядителями бюджетных средств. Распорядители бюджетных средств подразделяются на главных и нижестоящих. К главным распорядителям относятся государственные органы, органы местного самоуправления и др. Российской Федерации. К нижестоящим относятся руководители организаций, получающих средства от главных распорядителей для распределения между подведомственными организациями, а также руководители организаций, получающих эти средства для их целевого использования.

Расходование средств федерального бюджета происходит в различных формах и на различные цели (например, предоставление кредитов иностранным государствам и др.), но основная часть денежных средств распределяется путем финансирования, под которым понимается предоставление средств федерального бюджета в распоряжение организациям на основе безвозвратности и безвозмездности.

Финансирование чаще всего осуществляется на принципах целенаправленности, другими словами, средства, предоставляемые организациям, имеют строго целевое назначение (выплата заработной платы, стипендий, реконструкция здания и т. п.).

Формы бюджетного финансирования.

/. Финансирование государственных (унитарных) предприятий. Государственные предприятия ныне выступают в качестве самостоятельных хозяйствующих субъектов, чья деятельность направлена на получение прибыли. Государство чаще всего не может вмешиваться в хозяйственную деятельность унитарных предприятий. Как правило, предприятие должно обеспечивать свои расходы за счет собственных средств. Поэтому бюджетное финансирование не должно быть основным источником средств для предприятия, однако оно необходимо для убыточных, но социально значимых предприятий.

2. Сметно-бюджетное финансирование учреждений. Учреждения не являются коммерческими юридическими лицами и поэтому, как правило, не имеют собственных доходов или их объем не бывает значительным. Поэтому все расходы учреждений покрываются за счет средств бюджета на основе финансовых планов — смет расходов, устанавливающих объем, целевое направление и поквартальное распределение средств, выделенных из бюджета. Статьи расходов имеют обязательный характер и не могут быть изменены по воле руководителя учреждения. К учреждениям, находящимся на сметно-бюджетном финансировании, относятся учреждения образования, здравоохранения, науки, органов Министерства обороны РФ, государственный аппарат Российской Федерации, правоохранительные органы.

Исполнение бюджетов заканчивается заключением бюджетов, под которым понимается закрытие счетов, используемых для исполнения бюджета (оно происходит 31 декабря).

Отчет об исполнении бюджета. После заключения бюджета начинается работа по составлению отчета об исполнении бюджета, которая практически проводится Министерством финансов РФ на основе сведений, представляемых всеми органами, организациями, распорядителями бюджетных средств, имеющих отношение к исполнению бюджета.

Отчет об исполнении бюджета должен составляться по всем основным показателям доходов и расходов с необходимым анализом использования доходов и расходования средств и до его утверждения направляется в Счетную палату РФ.

Отчет об исполнении федерального бюджета вместе с заключением Счетной палаты РФ представляется Правительством РФ в форме проекта федерального закона в Государственную Думу для утверждения. Указанный федеральный закон должен быть обязательно опубликован в печати.

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Она предусматривается БК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение порядка рассмотрения проектов бюджетов, исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней.

К нарушителям бюджетного законодательства могут быть применены следующие санкции: 1)

блокировка расходов; 3)

изъятие бюджетных средств; 4)

приостановление операций по счетам в кредитных организациях; 5)

Смотрите еще:

  • Договор займа у фирмы Процесс заключения договора займа между учредителем и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) Нередко фирме или ее учредителю может не хватать денег на покупку чего-то важного. В таком случае средства можно […]
  • Учет по беременности вид на жительство Как встать на учет по беременности в РФ для граждан РБ? Добрый день! Подскажите, пжста: Я гражданка РБ, работаю и проживаю сейчас в РФ. Вид на жительство еще я не получила. Могу ли бесплатно стать на учет в женской […]
  • Адвокат действующее вещество АДВОКАТ КАПЛИ для животных: собак и кошек форма выпуска: капли профилактика и избавление от блох, вшей, власоедов демодекоз отодектоз саркоптоз энтомозы кишечные нематодозы дирофиляриоз СПОСОБ […]
  • Федеральный закон 247 статья 10 Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Горисполком минск очередь на жилье Очередь на жилье в Минске: зачем вставать, как попасть и сколько ждать Ожидание в очереди на жилье, которое строится по госзаказу, в Беларуси может растягиваться надолго: по некоторым данным, ожидание приглашения к […]
  • Требуется юрист нижневартовска Требуется юрист нижневартовска Банк вакансий Нижневартовского центра занятости населения Все вакансии Вакансии для инвалидов 12 Октября 2018 file: Загрузить Вакансии Нижневартовского ЦЗН 12 Октября 2018 file: […]