Инструменты исполнение бюджета

Бюджетирование. Контроль и анализ бюджета.

Система бюджетирования — это не просто система взаимосвязанных бюджетов. Бюджетирование – это система обязательных процедур и правил на всех этапах, начиная с планирования и заканчивая анализом исполнения бюджета, и, конечно, включая промежуточные этапы – учет, контроль и принятие решений.

Исполнение бюджета – это управление предприятием в течение всего бюджетного периода с целью достижения финансовых и производственных результатов в соответствии с параметрами утвержденного бюджета. В своей ежедневной работе менеджеры руководствуются плановыми показателями. Финансовая служба контролирует исполнение бюджета с помощью различных инструментов.

При заказе семинара по бюджетированию 29-30 ноября онлайн обучение » Практика бюджетирования » — в подарок!

Вы экономите 12 000 рублей! Заказать >>>

Инструменты исполнения бюджетов включают в себя процедуры:

  • управленческий учет
  • оперативное планирование
  • управление договорами
  • управление платежами
  • управление денежными потоками
  • управление материальными потоками
  • управление финансовыми рисками
  • контроль соответствия бюджету
  • анализ исполнения бюджета
  • корректировки бюджета

Контроль исполнения бюджета бывает текущий (оперативный) и заключительный. Любой контроль исполнения бюджета базируется на сравнении факта с планом.

Оперативный контроль исполнения бюджета происходит в текущем месяце и включает:

  • управление платежами и согласование заявок на оплату с целью контроля затрат в соответствии с бюджетом предприятия,
  • операционный менеджмент (управление производством, логистикой) с целью мониторинга наличия необходимых ресурсов для обеспечения плановых продаж,
  • управление продажами и мониторинг поступления денег от клиентов с целью обеспечения бесперебойного денежного потока в соответствии с бюджетом.

Оперативный контроль проводится ежедневно и еженедельно по данным оперативной отчетности. При оперативном контроле мониторинг осуществляется фрагментировано, по тем данным, которые проще всего получить моментально – это все поступления и платежи по банковским выпискам, данные по производству и по отгрузкам в денежном и натуральном показателях и т.д.

Заключительный контроль – это анализ выполнения планов и подведение итогов после окончания периода. Как правило, анализ исполнения бюджета проводится в компаниях по окончании каждого месяца. Такая регулярность позволяет менеджменту контролировать реализацию текущих задач и оперативно реагировать на возникающие отклонения от планов.

Контроль исполнения бюджета – выявление отклонений фактических показателей от запланированных.

Анализ исполнения бюджета – выявление причин отклонений фактических показателей от запланированных.

Заключительный план-факт анализ эффективен на более длительных бюджетных периодах, чем месяц. Детальный анализ исполнения бюджета и подробный разбор причин отклонений проводится раз в квартал. Такой период позволяет увидеть не только случайные проблемы, которые уже заметны по итогам месяца, но и выявить определенные тенденции в развитии компании и системные отклонения. Контролируя и анализируя отклонения, менеджмент компании может и должен принять эффективные управленческие решения для выравнивания показателей по году, либо для принятия решения о пересмотре бюджета.

Виды анализа исполнения бюджета

План-факт анализ исполнения бюджета – это базовый способ оценить результаты работы компании по итогам месяца/квартала/года. В отчетах об исполнении бюджетов приводятся фактические и плановые данные за истекший период, рассчитываются отклонения в абсолютном и в относительном выражении. Дополнение отчета фактическими данными нарастающим итогом с начала года, а также прибавление плановых значений будущих периодов до конца года поможет сделать выводы о существующих тенденциях и спрогнозировать возможность выполнения бюджета по итогам года.

В дополнение к план-факт анализу целесообразно также проводить сравнительный анализ факта текущего года к факту прошлого года, чтобы увидеть развитие компании в динамике — прогресс или регресс в целом и по отдельным направлениям. Также полезен факторный анализ, который помогает выделить и разложить влияние каждого элемента по отдельности в формате: статья дохода/расхода – сумма отклонения – процент (вклад) выполнения/невыполнения плана по прибыли.

  • сравнение фактических данных за текущий период с запланированными (план-факт)
  • прогнозирование результатов года (факт прошедших месяцев плюс план будущих месяцев)
  • сравнение фактических данных за текущий период и аналогичный период прошлого года
  • оценка влияния факторов на исполнения бюджета (факторный анализ)

Задача план-факт и факторного анализа – выявление причин, повлиявших на величину отклонений, и выработка рекомендаций по их устранению. Чем именно были вызваны расхождения по той или иной статье бюджета, кто ответственный за полученный результат. В зависимости от типа и суммы отклонений руководством предприятия принимаются оперативные управленческие решения. Также необходимо разработать мероприятия по минимизации влияния внешних негативных факторов, обнаруженных в ходе анализа.

В общем виде последовательность действий:

  1. сбор информации и формирование отчетности
  2. выявление и анализ причин отклонений факта от плана
  3. принятие управленческих решений

По окончанию бюджетного периода подводятся итоги, при выполнении и перевыполнении планов определяются премии и бонусы. А что происходит, если план не выполняется?

Существенность отклонений

Отклонения без корректировок бюджета допустимы, когда факт отличается от плана в пределах до 10 процентов. Свыше – есть все основания для пересмотра бюджета. Но это общий подход. Определение пределов допустимости зависит от отрасли, в которой работает предприятие. В некоторых отраслях допустимыми считаются и 15 — 20 процентов. Также следует установить критерии допустимых отклонений по видам затрат. Например, превышение в 10 % по себестоимости будет критичным, а превышение расходов на обучение на 10 % не критично. Обычно предел устанавливается процентах и в абсолютном значении, например, не более 5 % или 100 тысяч рублей. Таким образом ограничение будет охватывать значимые статьи (ограничение по процентам) и менее значимые (ограничение по сумме).

Помимо предела допустимости следует определить вид отклонения, ведь в зависимости от вида могут быть приняты разные управленческие решения.

Виды отклонений:

  • Благоприятные и неблагоприятные отклонения
  • Контролируемые и неконтролируемые отклонения
  • Временные и систематические отклонения

Учитывая вид и масштаб отклонения, принятие решения о корректирующих действиях делегируется руководителям разных уровней – от руководителя ЦФО до Генерального директора.

Корректировка бюджета

Пересмотр бюджета (перебюджетирование) целесообразно проводить в случае существенных изменений функционирования предприятия (кризис, новые собственники, смена технологии и т.д.), или существенных отклонений от принятого бюджета.

Необходимо заранее определить ключевые (контрольные) показатели бюджета и допустимый предел их отклонений. При существенном отклонении выше условной нормы запускается процедура перебюджетирования. Как правило, такими показателями являются выручка, валовая прибыль, чистая прибыль (БДР — бюджет доходов и расходов) и поступления от клиентов и чистый денежный поток от операционной деятельности (БДДС — бюджет движения денежных средств).

Нужно с осторожностью подходить к внесению корректировок и к перебюджетированию. Вместо того, чтобы приложить усилия и попытаться достичь поставленных целей, руководство просто их пересматривает. План для того и нужен, чтобы пытаться его достичь. Пересмотр бюджета обычно происходит раз в полугодие. Не нужно прибегать к квартальным корректировкам бюджета, иначе бюджетирование превращается в пустую формальность. Стремление часто пересматривать бюджетные показатели может слишком перегрузить бюджетный процесс и превратить работу финансово-экономической службы в череду бесконечных корректировок. А результатом этих работ будет множество вариантов бюджета и непонимание менеджеров, на какие цели следует ориентироваться.

Регламенты исполнения бюджета

Регламентация процедур и автоматизация процессов повышает дисциплину исполнения и делает ее обязательной для всех. Необходимо создать регламент бюджетного контроля и зафиксировать в нем все виды проверок, их периодичность, ключевые показатели и диапазоны их отклонений, порядок пересмотра бюджетов. систему мотивации. Это сделает процесс контроля прозрачным и понятным для всех участников бюджетного процесса.

При заказе семинара по бюджетированию 29-30 ноября онлайн обучение » Практика бюджетирования » — в подарок!

Вы экономите 12 000 рублей! Заказать >>>

Регламент согласования платежей

Регламент согласования платежей определяет правила платежной дисциплины в компании и фиксирует:

  • порядок прохождения заявок на оплату
  • сроки и ответственных на каждом этапе
  • обязанности и полномочия сотрудников
  • последовательность действий

Заявка должна проходить три уровня контроля:

  • Руководитель ЦФО проверяет целесообразность и обоснованность платежа
  • Сотрудник бухгалтерии – правильность оформления документов на оплату
  • Бюджетный контролер – наличие лимита в бюджете по данной статье

В случае превышения бюджета и/или спорности ситуации маршрут согласования удлиняется на дополнительных участников, имеющих полномочия принимать решение по платежу.

Другие статьи по бюджетированию:

Инструменты исполнение бюджета

Для эффективности действий необходимо установить соответствующие методы контроля и убедиться в компетентности сотрудников предприятия в вопросах анализа доходов и своевременного контроля затрат, что позволит с заданной периодичностью правильно заполнять бюджетные формы.

БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Бюджетный контроль — это процесс сопоставления фактических результатов с бюджетными, анализ отклонений и внесение необходимых корректировок в бюджеты следующих периодов.

Теоретически после окончательного согласования бюджета бюджетные доходы должны быть получены, а бюджетные затраты — не превышены.

Конечно, эта цель скорее идеальна, чем реальна, поскольку внутренние и внешние обстоятельства могут измениться, что оказывает на бюджет предприятия определенное влияние: положительное или отрицательное. Поэтому на практике бюджеты подлежат постоянному пересмотру, в них могут вноситься поправки на заседании бюджетного комитета. Тем не менее следует стремиться к достижению поставленной цели, иначе не имеет смысла приступать к составлению бюджета.

Методы контроля

Для того чтобы легче соблюдать бюджет, необходимо установить методы контроля:

  • легко применимые;
  • регулярные;
  • осуществимые на самом нижнем уровне управления.

Легко применимые методы предполагают, что текущий контроль над доходами, затратами, прибылью, движением денежных средств, состоянием активов и пассивов компании является легким и быстрым, а не трудным и отнимающим много времени. Важно также, чтобы данные были легко доступны в любое время, когда в них возникнет необходимость.

Регулярность — это неукоснительное соблюдение установленных на предприятии сроков формирования и предоставления заинтересованным лицам управленческой отчетности.

Эффективный контроль над бюджетом обычно предполагает, что процедуры начинаются на самом нижнем уровне управления компанией — т. е. непосредственно там, где получены доходы и понесены затраты.

Основная цель анализа исполнения бюджета — получение приоритетных показателей, дающих объективную картину финансового состояния предприятия.

Для этого выработаны следующие методы анализа:

  • горизонтальный;
  • вертикальный;
  • сравнительный;
  • факторный;
  • маржинальный;
  • метод финансовых коэффициентов.

Горизонтальный (или временной) анализ предполагает сравнение показателей отчетности с аналогичными параметрами предыдущих периодов. Применяется простое сравнение статей отчетности по принципу «план-факт» и изучение причин их резких изменений, а также анализ изменения одних статей отчетности по сравнению с колебаниями других.

Вертикальный (или структурный) анализ осуществляют с целью определения удельного веса отдельных статей отчета, например, баланса, в общем итоговом показателе и последующего сравнения полученного результата с данными прошлого периода. Горизонтальный и вертикальный анализ дополняют друг друга и при составлении аналитических таблиц могут применяться одновременно.

Сравнительный (или пространственный) анализ проводят на основе показателей подобных компаний (имеются в виду конкуренты или просто компании, имеющие аналогичные схемы ведения бизнеса).

Факторный анализ предполагает изучение влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Метод финансовых коэффициентов — это расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязи показателей и их интерпретация.

ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА

Горизонтальный (план-фактный) анализ

План-фактный анализ проводится для всех основных бюджетов, а при необходимости более тщательного изучения причин отклонений — для отдельных операционных и функциональных бюджетов. Он может проводиться и для компании в целом, и для отдельных направлений деятельности (чтобы выявить, за счет какого из них возникают отрицательные или положительные отклонения). В любом случае выбор объекта этого анализа — внутреннее дело предприятия, обоснованное поставленными его руководством целями и задачами бюджетирования.

Следует соблюдать одно из основных требований системы бюджетирования — бюджетные и фактические данные должны представляться в едином формате, иначе их сравнение окажется некорректным.

Отклонения, выявленные между этими данными за период, часто служат базой для оценки каждого центра финансовой ответственности или функциональной области (снабжение, производство, сбыт, логистика, финансы, кадры и т. п.) и принятия регулятивных решений.

Руководствуясь принципом управления по отклонениям, менеджер концентрирует внимание только на значительных отклонениях от плана и не учитывает показатели, выполняемые удовлетворительно.

Приходится мириться с существенными отклонениями, которые объясняются объективными причинами — например, падение спроса, закрытие предприятий клиентов. Однако в подобной ситуации необходимо срочно пересмотреть бюджет продаж, связанные с ним бюджеты и основной, так как исполнение неточного бюджета может оказаться пагубным. При этом, возможно, окажутся неоправданными выполнение производственных графиков и закупка капитального оборудования без поступления необходимых доходов.

Выявленные отклонения — первый шаг в оценке деятельности предприятия, позволяющий выявить области эффективности (неэффективности) всей деятельности или отдельных областей и функций предприятия.

В качестве критерия для определения важности затрат следует использовать конечные итоговые бюджетные показатели, например, величину чистого денежного потока в бюджете движения денежных средств. Рассмотрим пример простого анализа отклонений бюджета с учетом двух вариантов развития событий (табл. 1). Рассчитав влияние конкретного отклонения фактических показателей от плановых значений на величину чистого денежного потока, можно понять, необходима ли корректировка плана следующего периода.

Первый вариант. Произошло несущественное снижение объема продаж, цен на единицу готовой продукции и увеличились цены на сырье. Однако покупатели оплатили 80,9 % отгруженной продукции, а не запланированные 80 %, что привело к снижению выручки на 1,2 % и чистого денежного потока на 1,4 %. Такое снижение не является существенным, и планы следующего месяца можно не корректировать.

Второй вариант. Произошло отклонение большего количества факторов — заметно уменьшилось количество проданной продукции — до 174 т, упала цена тонны продукции, возросли цена тонны сырья и накладные затраты. В результате выручка уменьшилась на 4,6 %, а чистый денежный поток — на62,8% (8271 грн. против запланированных 22 238 грн.). Естественно, планы будущего периода должны быть скорректированы. Имея программу моделирования бюджета, можно определить объем продаж следующего месяца, который позволит предприятию компенсировать существенные отклонения апреля. Путем прямого подбора нетрудно установить, что для выполнения плана по чистому денежному потоку (на уровне 22 238 грн.) и компенсации недополученных денежных средств в размере 13 967 грн. (т. е. получения денежного потока в сумме 36 205 грн.) необходимо в следующем месяце продать 201,5 т продукции вместо запланированных 182 т. К тому же дополнительно следует произвести и продать 19,5 т продукции, установив условия оплаты на уровне 90 % отгруженного, и вернуться на бюджетные позиции по всем остальным показателям, включая цены на продукцию, сырье, а также переменные и постоянные накладные затраты.

Факторный анализ

Анализ отклонений, ориентированный на последующие управленческие решения, предполагает более детальный факторный анализ влияния различных отклонений параметров бизнеса на итоговый показатель бюджета (в рассматриваемом случае — на чистый денежный поток). По существу, происходит декомпозиция влияния всех отклонений на величину чистого денежного потока. Контроль проводится поэтапно:

  1. установление всех факторов, влияющих на величину чистого денежного потока;
  2. определение суммарного отклонения чистого денежного потока от бюджетного значения;
  3. определение отклонения чистого денежного потока в результате отклонения каждого отдельного фактора;
  4. составление таблицы приоритетов влияния, в которой все факторы располагаются по порядку, начиная с более значимых;
  5. составление окончательных выводов и рекомендаций в части управленческих решений, направленных на выполнение бюджета.

Как видно из таблицы 1, отклонения чистого денежного потока во втором варианте весьма существенны — 62,8 %. Это свидетельствует о необходимости факторного анализа отклонений и выяснения, какое отклонение имел бы годовой денежный поток, если бы каждый фактор действовал отдельно. Поэтому следует произвести многократный пересчет бюджета для каждого отдельно взятого фактора при условии его фактического значения и сохранения плановых значений всех остальных показателей бюджета (табл. 2).

Выводы относительно приоритетов влияния факторов определяют управленческие решения, которые могут быть рекомендованы соответствующим функциональным подразделениям предприятия. Из данных таблицы 2 следует, что основными факторами, повлекшими за собой существенное уменьшение чистого денежного потока, являются процент оплаты покупателями в текущем периоде отгруженной продукции, объем продаж, цена реализации. Поэтому центр ответственности за невыполнение бюджета — отдела маркетинга и продаж. Очевидно, что нужно обратить особое внимание на неэффективность работы этого отдела, усилить контроль выполнения текущих заказов покупателей, улучшить систему прогнозирования объемов продаж и оплат, проводить более сдержанную политику в предоставлении покупателям товарного кредита, ценовых скидок и т. п.

Горизонтальный (план-фактный) и факторный анализ, как правило, осуществляется в рамках шага планирования, т. е. если плановый бюджет формируется помесячно, то и анализ его исполнения проводится помесячно.

Метод финансовых коэффициентов

Для анализа исполнения бюджета относительно крупных временных промежутков (например, квартала, полугодия, года) можно применять метод финансовых коэффициентов.

Финансы — это язык бизнеса. Неудивительно, что самые важные коэффициенты — те, которые основаны на финансах. Однако каждый менеджер понимает, что финансовые показатели — лишь отражение того, что в действительности происходит в бизнесе, и необходимо управлять реальными процессами, а не соотношением чисел.

Эффективность деятельности любой компании можно оценить с помощью основных экономических и финансовых показателей, которые выводятся из соотношений, существующих между основными финансовыми параметрами бизнеса. Анализ финансовых коэффициентов основан на расчете относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главное при проведении такого анализа не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты.

Информационной базой для проведения анализа служат три итоговых бюджета: бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств и управленческий баланс.

Ликвидность баланса показывает, в какой степени предприятие способно расплатиться по краткосрочным обязательствам текущими активами.

Для оценки ликвидности используют коэффициенты:

Общей ликвидности = Текущие активы / Текущие обязательства;

Быстрой ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность)/ Текущие обязательства;

Абсолютной ликвидности = (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения)/ Текущие обязательства.

Слишком низкое значение ликвидности показывает неспособность предприятия удовлетворить свои краткосрочные обязательства, слишком высокое — является благоприятным для кредиторов-заимодателей, но свидетельствует о чрезмерных инвестициях в рабочий капитал, не производящих дохода. Рациональный коэффициент общей ликвидности должен быть в пределах 1-2.

Для оценки эффективности использования собственных оборотных средств берут показатели оборачиваемости и длительности периодов оборота активов:

Период оборота текущих активов = (Средний объем текущих активов / Полная себестоимость в объеме продаж) * Число дней периода;

Период оборота дебиторской задолженности = (Средний объем дебиторской задолженности / Объем продаж за период) * Число дней периода;

Период оборота кредиторской задолженности = (Средний объем кредиторской задолженности / Полная себестоимость в объеме продаж) * Число дней периода.

При больших объемах продаж увеличение периода оборота дебиторской задолженности даже на два-три дня может улучшить показатель рентабельности на несколько процентов.

Если при управлении текущими активами и дебиторской задолженностью основное внимание должно быть направлено на увеличение показателей оборачиваемости, то при управлении кредиторской задолженностью и текущими пассивами в целом необходимо насколько возможно затягивать платежи, уменьшая показатель оборачиваемости.

Если есть разрыв в периодах (например, дебиторская задолженность оборачивается в два раза медленнее, чем кредиторская), то предприятию необходимо привлекать кредиты.

Финансовая устойчивость отражает уровень риска деятельности предприятия в зависимости от заемного капитала.

В качестве оценочных коэффициентов используют:

Коэффициент финансовой стабильности = Собственные средства / Заемные средства;

Коэффициент финансовой автономии = Собственные средства / Всего активов;

Коэффициент маневренности собственных средств = Собственные оборотные средства / Собственные средства.

Рассмотрим расчет основных финансовых показателей (табл. 3, 4, 5).

Рассчитаем коэффициенты ликвидности, эффективности деятельности предприятия, эффективности использования оборотных средств, показатели финансовой устойчивости предприятия.

Для представления всех аналитических финансовых коэффициентов составляем таблицу 5, формат которой позволяет проанализировать полученные коэффициенты в сравнении не только с предыдущим периодом, но и с признанными стандартами. Можно вместо признанных стандартов использовать информацию об аналогичных показателях предприятий-конкурентов или лидеров в отрасли.

Разделив сумму текущих активов 1 174 125 грн. на сумму текущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент общей ликвидности 7,2.

Сравнив его с коэффициентом предыдущего периода и признанным стандартом, можно заключить, что общая ликвидность предприятия увеличилась практически вдвое. Это произошло потому, что одновременно с уменьшением задолженности по кредиту и кредиторской задолженности увеличились дебиторская задолженность и остаток денежных средств. Подобная картина, является скорее идеальной, ведь в реальной жизни такие показатели практически не встречаются. Признанный стандарт коэффициента общей ликвидности равен 2.

Сложив суммы денежных средств 189 459 грн. и дебиторской задолженности 503 280 грн. и разделив результат на сумму текущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент быстрой ликвидности 4,3. Причины такого роста данного показателя те же. Признанный стандарт равен 1,5.

Разделив сумму денежных средств 189 459 грн. на сумму текущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент абсолютной ликвидности 1,19. Признанный стандарт коэффициента абсолютной ликвидности равен 0,2.

Анализ эффективности деятельности предприятия

Рентабельность продаж. Разделив сумму операционной прибыли (данные из бюджета доходов и расходов) 434 149 грн. на выручку от реализации 1 913 350 грн. и умножив результат на 100, получим 22,7 %. Таким же образом этот показатель рассчитывается по каждому направлению.

Рентабельность активов. Разделив сумму операционной прибыли 434 149 грн. на средний объем активов за период 2 190916грн. (расчетныеданные), получим 19,8%.

Рентабельность собственного капитала. Разделив сумму операционной прибыли 434 149 грн. на средний объем собственного капитала 1 962 169 грн. (расчетные данные), получим 22,1 %.

Расчет периодов оборота

Период оборота текущих активов. Разделив средний объем текущих активов 1 084 263 грн. (расчетные данные) на общую сумму расходов из бюджета доходов и расходов 1 479 201 грн. и умножив на 30 дней в месяце, получим 23 дня.

Период оборота дебиторской задолженности. Разделив средний объем дебиторской задолженности 434 405 грн. (расчетные данные) на сумму выручки от реализации 1 913 350 и умножив на 30 дней, получим 7 дней.

Период оборота кредиторской задолженности. Разделив средний объем кредиторской задолженности 228 703 грн. (расчетные данные) на сумму расходов за период 1 479 201 и умножив на 30 дней, получим 5 дней.

Анализ финансовой устойчивости предприятия

Коэффициент финансовой стабильности. Разделив сумму собственного капитала 2 124 337 грн. на сумму екущих обязательств 163 006 грн., получим коэффициент 13.

Коэффициент финансовой автономии. Разделив сумму собственного капитала 2 124 337 грн. на сумму активов предприятия 2 287 343 грн., получим коэффициент 0,9.

Коэффициент маневренности собственных средств. Для расчета суммы собственных оборотных средств из общей суммы оборотных активов 1 174 125 грн. вычтем сумму текущих обязательств 163 006 грн. и получим 1 011 119 грн. Разделив это значение на сумму собственного капитала 2 124 337 грн., получим коэффициент 0,5.

За отчетный период увеличился собственный капитал предприятия и уменьшилась сумма заемных средств в активах баланса. Следовательно, возросли финансовая независимость и финансовая устойчивость предприятия, о чем свидетельствуют соответствующие показатели.

Высокие показатели финансовой устойчивости имеют предприятия, стратегия которых предполагает использование собственных ресурсов для целей развития. Однако большинство отечественных компаний в последние годы предпочитало использовать для развития кредитные ресурсы. Поэтому предприятия, не уделявшие должного внимания контролю показателей финансовой устойчивости, сегодня оказались в сложной финансовой ситуации.

Бюджетирование без обратной связи — зря потраченное время. Любая система жизнеспособна, если имеет в своем составе элементы обратной связи, предусматривающие анализ сделанного и текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Роль обратной связи в бюджетировании играет контроль исполнения бюджета, который, на основании рассмотренных методов анализа, поможет представить картину состояния бизнеса по итогам выполнения бюджета.

newinspire

Цели, методы и инструменты анализа бюджета

Рассмотрим цели, методы и инструменты анализа бюджета .

В течение года и по его завершении центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения бюджета.

Целями анализа бюджета являются:

• оценка конечных результатов формирования, составления и исполнения бюджета;

• обоснование бюджетной политики государства и территориальных образований;

• обоснование параметров показателей, использованных при формировании бюджета;

• выявление причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;

• выявление резервов в процессе исполнения бюджета;

• выявление отрицательных моментов в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;

• разработка методов и методик рационального и эффективного планирования и использования бюджетных средств;

• совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Анализ бюджета позволяет:

• уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;

• определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;

• вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;

• выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.

Методы анализа бюджета

В целях проведения анализа бюджета и бюджетного процесса используется на практике ряд методов, в частности, методы сравнения, группировки, цепных постановок, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и др.

Метод сравнения является наиболее простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели отчетного периода сравниваются с плановыми или с аналогичными показателями за предыдущие периоды (квартал, год), которые называют базовыми.

Путем сравнения показателей за определенный период добиваются их сопоставимости методом пересчета с учетом инфляционных процессов в экономике.

Метод группировки сводится к группировке показателей бюджетов и сведению их в таблицы, что позволяет делать аналитические расчеты, выявить тенденции развития отдельных факторов, установить взаимосвязи с другими факторами и условиями, влияющими на изменение показателей бюджета.

Метод цепных постановок (метод элиминирования) заключается в замене отдельного отчетного показателя базисным при неизменности остальных показателей, что позволяет выявлять влияние отдельных факторов на совокупный бюджетный показатель.

Горизонтальный анализ используется для сравнения текущих показателей бюджета с показателями за текущие периоды или сравнения плановых показателей с фактическими.

Вертикальный анализ позволяет выявить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном показателе и их влияние на общие результаты.

Ретроспективный анализ (трендовый) проводится в целях выявления тенденций изменения динамики бюджетных показателей на основе сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет проводить более точное прогнозирование бюджетных показателей на перспективу.

Факторный анализ заключается в выявлении влияния отдельных факторов на бюджетные показатели, например на показатели расходов на экономическую или социальную сферу.

Инструменты анализа бюджета

В качестве инструментов бюджетного анализа используются на практике бюджетные коэффициенты, представляющие собой относительные или абсолютные показатели финансового состояния государства или территориального образования.

Бюджетные коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретного территориального образования с аналогичными показателями других территориальных образований в интересах выявления динамики развития тенденций изменения финансового состояния территории.

В качестве примера приведем метод анализа устойчивости территориального бюджета. Уровень устойчивости территориального бюджета можно охарактеризовать объемом средств, которые необходимо иметь в составе бюджета для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Объем минимальных бюджетных расходов — это сумма средств, необходимая для обеспечения жизнедеятельности населения территориального образования. Иначе, это средства, предусмотренные бюджетом для финансирования конституционно гарантированных мероприятий по жизнеобеспечению населения, а именно на содержание учреждений, предприятий и организаций, состоящих на бюджетном обеспечении и представляющих бесплатные или на льготных условиях услуги и товары населению.

Устойчивость бюджета можно характеризовать следующими состояниями:

Устойчивость состояния характеризуется в абсолютных величинах: в объемах доходов и расходов денежных средств.

Рассчитав и проанализировав бюджет по приведенным коэффициентам, можно вскрыть факторы, влияющие на его состояние, и выявить причины негативных явлений в бюджетном процессе в интересах оптимального планирования и рационального использования бюджетных средств.

Бюджетный анализ, как свидетельствует опыт, проводится по результатам составления бюджета.

Анализ составления бюджета проводится по следующим направлениям исследования бюджетного процесса:

• анализ финансового состояния сферы материального производства;

• анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

• анализ показателей сводного финансового баланса;

• анализ доходной части проекта бюджета по источникам дохода;

• анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:

• анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;

• анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;

• анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

• анализ налогового исполнения бюджета;

• анализ неналогового исполнения бюджета.

Совместный анализ бюджета по всем абсолютным и относительным показателям, по составлению и исполнению бюджета является комплексным анализом бюджета, позволяющим получить наиболее полную и объективную информацию органам власти для принятия решения по корректировке бюджетной политики, формированию доходности бюджета, его исполнению, выявлению резервов в мобилизацию средств на главных программах и их экономном расходовании, усилению мер контроля за рациональным использованием бюджетных средств.

Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации Казимирова Елена Евгеньевна

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Казимирова Елена Евгеньевна. Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации : Дис. . канд. экон. наук : 08.00.10 : Москва, 2000 144 c. РГБ ОД, 61:01-8/1447-2

Содержание к диссертации

Глава 1. Необходимость формирования казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации 8

1.1. Место и роль федерального бюджета в бюджетной системе страны 8

1.2. Причины бюджетного кризиса в Российской Федерации 19

1.3. Предпосылки создания казначейской системы 31

Глава 2. Становление и развитие Федеральной казначейской системы 43

2.1. Основные этапы формирования казначейства Российской Федерации 43

2.2. Структура Федерального казначейства в системе бюджетно-правовых отношений Российской Федерации 50

2.2. Особенности организации исполнения бюджета территориальным отделением Федерального казначейства. 58

Глава 3. Механизм казначейской системы исполнения бюджета на территориальном уровне 74

3.1. Экономические инструменты казначейского исполнения бюджета 74

3.2. Совершенствование технологии казначейского исполнения бюджета 90

3.3. Пути повышения эффективности казначейского исполнения бюджета в Российской Федерации 111

Библиографический список используемой литературы 130

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Контроль за исполнением бюджета имеет большое социально-экономическое и политическое значение. Перестройка финансовой системы в Российской Федерации в ходе рыночных преобразований сопровождалась коренными изменениями как в самой бюджетной системе, так и в организации финансового контроля.

Создание бюджетной системы в соответствии с новыми принципами ее формирования в период бюджетного кризиса сопровождалось в ходе исполнения бюджетов разных уровней возникновением ряда проблем. Они в определенной мере обусловлены изменениями в банковской системе страны, которые привели к потере такого централизованного органа финансового контроля за исполнением бюджета, как Государственный Банк. Распыление бюджетных средств между многочисленными коммерческими банками создало предпосылки для несанкционированного использования и бесконтрольного движения государственных денежных потоков.

Переход на современную казначейскую систему исполнения бюджета был связан с необходимостью восстановить в значительной мере способность государства управлять исполнением бюджета. Однако проблемы, возникающие в ходе исполнения бюджета не теряют своей остроты и остаются актуальными, несмотря на то, что казначейская система в России существует уже почти восемь лет.

Исследование указанных проблем нуждается в научном обсуждении и анализе не только с точки зрения обобщения опыта работы существующей казначейской системы Российской Федерации, но и целью поиска путей совершенствования этой работы и наиболее эффективного решения задач, способствующих своевременному и полному исполнению бюджета как по доходам, так и по расходам.

В экономической литературе последних лет, посвященной казна-

— 4 -чейской системе исполнения бюджета, в основном, отражается история

становления и опыт работы Федерального казначейства РФ, но в аспекте проблем, связанных с деятельностью территориальных органов казначейской системы, обстоятельных исследований нет.

Казначейская система страны имеет огромное значение в реализации программы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы, и деятельность территориальных органов Федерального казначейства, направленная на усиление совершенствование финансового контроля, требует к себе постоянного внимания, что и обуславливает необходимость и важность данного диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью диссертации является комплексное теоретическое исследование технологии казначейского исполнения федерального бюджета и разработка предложений по совершенствованию методологических принципов организации деятельности казначейской системы, прежде всего, ее территориальных отделений.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

определение основ теоретической концепции структуры казначейской системы на базе обоснования возможных границ распространения функций Федерального казначейства РФ;

оценка эффективности перехода исполнения федерального бюджета органами казначейства Российской Федерации;

исследование технологии казначейского исполнения бюджета на основе анализа отдельных экономических инструментов, используемых Федеральным казначейством РФ в процессе своей деятельности;

анализ причин противоречий, существующих в настоящее время в деятельности казначейской системы, и определение путей их устранения;

обоснование целесообразности полномасштабного перехода на каз-

начейское исполнение бюджетов всех уровней;

— изучение зарубежного опыта организации исполнения бюджета с целью его использования в российской казначейской системе исполнения бюджета.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования служит механизм функционирования казначейской системы исполнения федерального бюджета на территориальном уровне.

Объектом исследования является деятельность Федерального казначейства Российской Федерации как необходимого элемента бюджетного процесса.

Теоретическая и методологическая основы проведенного научного исследования состоят в системном подходе к анализу исполнения центрального звена бюджетной системы — федерального бюджета страны и роли Федерального казначейства РФ в бюджетном процессе. В диссертации использованы монографические работы, публикации российских экономистов по проблемам бюджетной системы и бюджетного процесса. Теоретические и практические аспекты бюджетного процесса нашли отражение в работах отечественных авторов: Абалкина Л.И., Врублевской О.В., Жукова Е.Ф., Дробозиной Л.А., Задорнова М.Н., Игудина А.Г., Кашина В.А., Ковалевой A.M., Лушина С.Л., Любимцева Ю.Ф., Павловой Л.П., Панскова В.Г., Поляка Г.Б., Родионовой В.М., Сабанти Б.М., Сенчагова В.К., Ходоровича М.Н., Христенко В., Ясина Е.Г. .

Информационной базой исследования послужили материалы российской и зарубежной печати, нормативные документы Федерального Собрания РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, статистические материалы Госкомстата РФ и экспертные оценки, опубликованные в средствах массовой информации.

В работе применены методы логического и системного анализа и

— 6 -синтеза, экспертных оценок.

Научная новизна исследования заключается в разработке основных концептуальных положений совершенствования казначейской системы и технологии казначейского исполнения бюджета.

В результате проведенного исследования сформулированы и обоснованы следующие положения, выносимые на защиту:

определены основы теоретической концепции структуры казначейской системы Российской Федерации;

выделены основные этапы становления и развития казначейской системы в Российской Федерации;

определены факторы, препятствующие централизации всех государственных средств на счетах Федерального казначейства РФ;

внесены предложения по совершенствованию порядка перечисления средств федерального бюджета на распределительный счет органов Федерального казначейства РФ;

определены необходимые направления усиления контроля за движением бюджетных средств через систему Федерального казначейства;

обоснована целесообразность расширения прав бюджетополучателей в части использования выделяемых государственных средств в соответствии с опытом Швеции;

охарактеризованы основные тенденции развития казначейского механизма исполнения бюджета.

Практическая значимость исследования заключается в выделении отдельных этапов становления Федерального казначейства и анализе их особенностей, что дает возможность использовать этот опыт при переводе на казначейскую систему исполнения бюджетов всех уровней.

Разработанный механизм казначейской системы исполнения бюджета, отработанный на материалах территориального отделения Федерального казначейства РФ, позволяет усовершенствовать процесс ис-

— 7 -полнения как федерального бюджета, так и бюджетов других региональных и местных территориальных образований.

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений.

Место и роль федерального бюджета в бюджетной системе страны

Бюджетная система любого государства определяется государственным и административно-территориальным устройством и формируется на основе всей совокупности социально-экономических, правовых и других особенностей, характеризующих то или иное государство.

В странах,имеющих унитарное устройство (например, в Великобритании, Франции и др.), бюджетная система имеет как бы двухъярусное построение — государственный и местные бюджеты. В странах с федеративным государственным устройством (США, Германия, Швейцария) имеется как бы промежуточное звено — бюджеты штатов (США), земель (Германия), кантонов (Швейцария) и соответствующих им административных образований.

Россия является федеративным государством, включающим в себя республики, края, области, города федерального подчинения, автономную область и автономные округа как субъекты Федерации. В связи с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации вытекает необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

Но в границах Федерации соотношение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации может быть неодинаковым. Усиление централизации в управлении народным хозяйством неизбежно ведет к формированию единого государственного бюджета с включением в -него бюджетов всех уровней и широкими полномочиями федеральных органов в распределении и перераспределении бюджетных средств. И наоборот, децентрализация в управлении экономикой предполагает большую самостоятельность субъектов Федерации, а следовательно, и возможность обособленного существования бюджетов субъектов Федерации.

Для Российской Федерации на разных этапах развития ее государственности характерны оба указанных варианта. Практически для всего периода развития страны в составе СССР характерно централизованное руководство экономикой по единому государственному плану. Это предопределяло вхождение Государственного бюджета РСФСР, как и бюджетов других союзных республик, в единый Государственный бюджет СССР. В свою очередь, бюджеты автономных республик в составе РСФСР, областей, краев, городов республиканского подчинения, других административно-территориальных образований составной частью входили в Государственный бюджет РСФСР.

Таким образом, до 1991 года бюджетная система Союза ССР объединяла в государственном бюджете СССР союзный бюджет, бюджет социального страхования и государственные бюджеты 15 союзных республик, в состав которых входили республиканские бюджеты союзных республик, государственные бюджеты 20 автономных республик и более 53 тыс. местных бюджетов (краев, областей, округов, городов, районов, сельских и поселковых Советов). Организация бюджетной системы базировалась в это время на трех основных принципах: демократического централизма, национальной политики и единства. Такая система существовала в нашей стране с 1924 года, когда государственные бюджеты союзных республик были впервые законодательно закреплены Конституцией СССР.

Основные этапы формирования казначейства Российской Федерации

«Включение» Федерального казначейства в бюджетный процесс Российской Федерации прошло максимально планомерно и последовательно. Достаточно коротко рассмотреть основные этапы формирования казначейства в России:

На начальном этапе становления территориальных органов федерального казначейства РФ главной задачей было установление контроля за движением денежных потоков, как поступающих в федеральный бюджет, так и выделенных из него. В 1992-1993 годах это проявилось прежде всего в контроле за коммерческими банками, где проводились ежемесячные проверки соблюдения банками сроков прохождения платежных поручений налогоплательщиков на перечисление платежей в Федеральный бюджет, а также своевременности зачисления средств федерального бюджета на счета получателей и их целевого использования на местах.

Контроль Федерального казначейства за передвижением бюджетных средств на счетах коммерческих банков позволил восстановить способность государства видеть и анализировать процесс исполнения бюджета.

С декабря 1993 года в расчетно-кассовых центрах Центробанка России начали открываться счета территориальных органов казначейства, на которые были переведены федеральные средства, что позволило территориальным органам казначейства вести большую работу по учету доходов, обработке платежных документов и составлению отчетности о поступлении платежей в бюджет. 1994 год ознаменовал начало работы казначейской системы с доходной частью федерального бюджета, обеспечивающее расщипление и зачисление в каждый из уровней бюджетной системы причитающейся квоты налогов с учетом льгот, предоставленных каждым уровнем власти. Так как закрепленное в действующем тогда налоговом законодательстве требование о распределении регулирующих налоговых поступлений на уровне самих плательщиков практически не реализовывалось из-за неудобств для налогоплательщиков, налоговых органов и банков, в частности в связи с трех-четырехкратным увеличением документооборота, Федеральное казначейство открыло с 1 августа 1994 года транзитный счет для учета их поступления с ежедневным списанием его остатка на доходные счета бюджетов соответствующих уровней, что способствовало более правильному формированию доходной части бюджетов.

В 1995 году казначейской системой осваивалась работа с расходной частью бюджета. Была задействована четкая схема доведения выделенных из федерального бюджета средств до каждой бюджетной единицы, при этом по всей «вертикали» средства физически не попадали на счета соответствующих распорядителей (Министерств, Главков и т.п), а доводились до конечных получателей на основании распределительных решений их вышестоящих органов (в пределах выделенных средств) через казначейские счета. Так за счет изменения схемы финансирования сокращено количество денежных трансакций (т.е. федеральные деньги стали перечисляться по «прямому» назначению, минуя различные вышестоящие ведомства), сократилась цепочка бюджетных счетов.

Экономические инструменты казначейского исполнения бюджета

Исполнение федерального бюджета является последней стадией бюджетного процесса и представляет собой практическую реализацию федерального бюджета по всем предусмотренным показателям его доходной и расходной частей. Существенная роль в исполнении федерального бюджета принадлежит территориальным органам Федерального казначейства Российской Федерации.

Исполнение федерального бюджета территориальными органами Федерального казначейства Российской Федерации происходит на основании федерального закона «О бюджете—» на очередной год и представляет собой два параллельно осуществляемых процесса:

— исполнение бюджета по доходам

— исполнение бюджета по расходам

Исполнение федерального бюджета осуществляется территориальными органами Федерального казначейства на счетах, открытых в Центральном банке РФ и его учреждениях (главных управлениях или расчетно-кассовых центрах) на основании распоряжения Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации.

В процессе казначейского исполнения федерального бюджета в Российской Федерации используются специфические экономические инструменты , к основным из которых относятся:

— бюджетная роспись федерального бюджета;

— уведомление об ассигнованиях из федерального бюджета;

— бюджетное обязательство и лимит бюджетных средств;

— подтвержденное платежное обязательство федерального бюджета;

— лицевые бюджетные счета;

— главная книга казначейства;

— государственный контракт и заказ.

На основе бюджетной росписи осуществляется исполнение федерального бюджета, в т.ч. по подразделениям бюджетной классификации и распорядителям бюджетных ассигнований, посредством составления росписи доходов и расходов.

На основе росписи доходов и расходов федерального бюджета и утвержденных ассигнованиях из федерального бюджета, сообщенных Федеральным казначейством, составляется уведомление об ассигнованиях из федерального бюджета.

Согласно бюджетного обязательства орган, исполняющий бюджет, подтверждает свою обязанность совериить расходование средств бюджета в течение определенного срока, возникающую на основе бюджетной росписи.

На основании бюджетных обязательств рассчитываются лимиты бюджетных обязательств , размер которых определяется и утверждается для распорядителя и получателя бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, на основании росписи доходов и расходов, доведенных бюджетных ассигнований и прогноза поступления доходов и средств заимствований федерального бюджета.

Согласие территориальных органов Федерального казначейства на совершение расходования бюджетных средств после проведения соответствующей проверки оформляется в виде лодтверженного платежного обязательства федерального бюджета.

Смотрите еще:

  • Работа в челябинске после армии Как устроиться на работу в МЧС? Как устроиться на работу в МЧС России? Такой вопрос нередко волнует людей, особенно молодых и здоровых, и объясняется это повышением статуса профессии спасателя в последние годы. Если […]
  • Запрет на отчуждение квартиры Как снять запрет отчуждения имущества от налоговой? Добрый день. У меня такая ситуация: Налоговой наложен запрет отчуждения на имущество, запрету уже более 3ч лет, сейчас появилась возможность часть его реализовать, […]
  • Как выписать семена почтой цена Добро пожаловать в интернет-магазин "Семена почтой"! Мы предлагаем в широком ассортименте и по отличным ценам семена цветов, овощей, зелени, пряных и редких культур. Вы можете купить у нас на сайте посевной материал и […]
  • Украина юридическая консультация Украина юридическая консультация Юрист онлайн - это специалист обладающий профессиональными навыками и знаниями в области разрешения правовых споров специалист с юридическим образованием, который готов предоставить и […]
  • Бракоразводный процесс с разделом имущества Раздел имущества супругов в Украине Раздел имущества супругов в Украине Для заказа юридической услуги при разделении имущества супругов в Украине, свяжитесь с нами: тел: +38 099 071 81 22, e-mail: info​ @ […]
  • Долг по коммунальным платежам при покупке квартиры Что делать, если купил квартиру с коммунальными долгами? Вопрос: Я покупаю квартиру, хозяин которой не может расплатиться по долгам за коммунальные услуги. Как мне поступить? И что делать, если я уже купил квартиру с […]