Гражданский кодекс конституционный закон

Федеральный конституционный закон от 01.07.2017 N 2-ФКЗ «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон «О военном положении»

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЯ

В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН «О ВОЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ»

23 июня 2017 года

28 июня 2017 года

Внести в главу II Федерального конституционного закона от 30 января 2002 года N 1-ФКЗ «О военном положении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 5, ст. 375) изменение, дополнив ее статьей 10.1 следующего содержания:

«Статья 10.1. Ведение территориальной обороны

На территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации с учетом мер, применяемых в период действия военного положения, ведется территориальная оборона.».

Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Гражданские законы

Ст. 76 Конституции РФ различает по юридической силе и объектам регулирования федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Высшей юридической силой обладает среди федеральных конституционных законов Конституция РФ, а ее нормы обладают основополагающим значением для гражданско-правового регулирования особенно в определении форм собственности и содержания права собственности (ст. 8, 9, 34-36 и др. Конституции РФ), параметров правоспособности граждан (ст. 17-25, 35, 44 и др. Конституции РФ).

Гражданский кодекс, являясь федеральным законом, занимает высшую юридическую силу среди других гражданских законов, нормы которых должны соответствовать п. 2 ст. 3 ГК.

При коллизии гражданско-правовых норм, содержащиеся в ГК и др. федеральных законах и тем более других источниках гражданского права, руководствоваться следует нормами ГК, если только в самом кодексе не предусмотрено иное (п. 3 ст. 22, п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 197 и др. ГК).

В настоящее время действуют части 1-ая и 2-ая Гражданского кодекса РФ 1994 — 1995 гг. Вскоре будет принята 3-я часть. ГК РСФСР 1964 г . (разделы IV — VIII) применяются поскольку не противоречат 1 и 2 частям ГК.

Большое место среди источников гражданского права занимают федеральные законы. Круг отношений, которые они регламентируют, определен ГК (п. 3 ст. 1, п. 1, 2 ст. 2 ГК). Это так называемые специальные законодательные акты, регулирующие определенный вид гражданско-правовых отношений. В соответствии с положениями ГК (ст. 96, 107, 117, 291 и др. ГК) приняты федеральные законы: «Об общественных организациях», «О профессиональных союзах, их права и гарантиях деятельности», «О производственных кооперативах», «О товариществах собственников жилья», «Об акционерных обществах», «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», «Об актах гражданского состояния», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О несостоятельности (банкротстве)», «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О некоммерческих организациях».

Особое значение имеют законы, регулирующие отношения в сфере интеллектуальной деятельности: закон «Об авторских и смежных правах», «Патентный закон»; закон «О защите прав потребителей», охватывающий широкую область предпринимательских отношений по предоставлению гражданам товаров, работ, услуг и др.

Является ли Гражданский кодекс Федеральным законом?

Гражданский Кодекс — это федеральный закон ? . или это разные вещи?

Ответы юристов (9)

ГК РФ — это федеральный закон. Вот его №51-ФЗ. Обозначение «ФЗ» и говорит о том, что это федеральный закон.

Есть вопрос к юристу?

гражданский кодекс — это кодекс. утвержден он был федеральным законом.

Уточнение клиента

Когда в законе идёт ссылка на Федеральный закон, то эта ссылка подразумевает Гражданский Кодекс РФ или нет ?

29 Апреля 2017, 16:33

Гражданский кодекс это Федеральный закон. Если точнее — Кодифицированный свод федеральных законов объединяющих гражданское право.

Ссылка на ФЗ, в том числе может подразумевать и ГК, но как правило, указывается ГК. Принципиальной разницы нет, есть сложившаяся традиция в терминологии.

Уточнение клиента

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

статья 6 часть 2.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Здесь есть ссылка на федеральные законы. ГК РФ входит в эти федеральные законы?

29 Апреля 2017, 16:40

Для решения вопроса нужна конкретика! Конкретный пример приведите!

Уточнение клиента

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

статья 6 часть 2.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Здесь есть ссылка на федеральные законы. ГК РФ входит в эти федеральные законы?

29 Апреля 2017, 16:41

нет, когда идет ссылка — это на другой закон. если ссылка на кодекс, то так и пишется «настоящим кодексом», например.

Уточнение клиента

Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-ФЗ (ред. от 02.06.2016) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

статья 6 часть 2.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, адвокат должен иметь ордер на исполнение поручения, выдаваемый соответствующим адвокатским образованием. Форма ордера утверждается федеральным органом юстиции. В иных случаях адвокат представляет доверителя на основании доверенности.

Здесь есть ссылка на федеральные законы. ГК РФ входит в эти федеральные законы?

29 Апреля 2017, 16:42

Владимир, разумеется, когда указывает ФЗ, то подразумеваются все Кодексы тоже. Понятие Федеральный закон включает в себя и Кодекс.

Да, в приведенном Вами примере ГК — это тоже ФЗ.

Здесь идет речь о всем федеральном законодательстве в целом, в том числе и о ГК, если он регулирует отношения в этой части.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

О придании гражданскому кодексу Российской Федерации статуса федерального конституционного закона *

Фоков Анатолий Павлович, доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи анализирует предложения ученых и практических работников о возможности придания Гражданскому кодексу Российской Федерации статуса федерального конституционного закона.

Ключевые слова: судебная власть, Концепция, гражданское законодательство, Совет при Президенте РФ, законопроект, модернизация, Гражданский кодекс Российской Федерации, федеральный конституционный закон.

The author of the article analyses the proposals of scientists and practitioners on the possibility of assigning of the status of the Federal Constitutional Law to the Civil Code of the Russian Federation.

Key words: judicial power, Conception, civil legislation, Council attached to the President of the RF, draft law, modernization, Civil Code of the Russian Federation, Federal Constitutional Law.

На совещании в Конституционном Суде РФ 15 мая 2009 г. при обсуждении Концепции совершенствования Гражданского кодекса, с учетом образования в отечественном гражданском законодательстве (на основе пополненных и измененных норм ГК) новых отраслей права, как то: корпоративного и вещного права и иных институтов, Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин предложил придать Гражданскому кодексу Российской Федерации статус федерального конституционного закона (официальный сайт Конституционного Суда РФ (дата обращения: 08.06.2013)).

Впоследствии Председатель Конституционного Суда В.Д. Зорькин, 15 июля 2009 г., давая интервью «КонсультантПлюс», высказал суждение о том, что, когда обсуждалась Концепция развития гражданского законодательства, было высказано такое предложение, продиктованное опытом и логикой конституционного судопроизводства при рассмотрении жалоб граждан на нарушение их прав законоположениями в области гражданского права. Это предложение было обусловлено и значимостью гражданского законодательства и потребностью в сохранении его стабильности, присущего Кодексу единства правового регулирования.

Действительно, нельзя отрицать того обстоятельства, что Гражданский кодекс РФ прежде всего направлен на реализацию всех базовых конституционных прав граждан в сфере частного права, вытекающих из положений главы 2 Конституции РФ, он регулирует, по существу, основы гражданского существования общества. Подобную задачу не решает и не призван решать ни один иной кодифицированный правовой акт российского законодательства. И как таковой в целях поддержания доверия граждан к закону и действиям государства Гражданский кодекс РФ должен обеспечивать последовательность и непротиворечивость регулирования гражданско-правовых отношений, являющихся базисом всех отношений в обществе.

В то же время, по мнению Председателя Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькина, гражданское законодательство подвергается многочисленным «корректировкам» с позиций сиюминутной значимости той или иной задачи. Не секрет, что многие законодательные поправки вносятся в интересах определенных групп — региональных, промышленных, финансовых и т.п. Обеспечение же баланса таких интересов зачастую заменяется приспособлением инструментов гражданско-правового регулирования для их обслуживания. Причем не просчитываются последствия вносимых изменений в гражданское законодательство нормами, содержащимися в специализированных законах. В результате нарастает дисбаланс между целями и задачами гражданского законодательства и теми правовыми механизмами их реализации, которые вводятся специальными законами, разрушаются системные взаимосвязи действующего правового регулирования, искажается логика развития права.

В.Д. Зорькин полагает, что его позиция основана на выполнении задач Гражданского кодекса РФ, которые позволили бы их реализовать в статусе федерального конституционного закона: обеспечение определенности гражданско-правового регулирования, отказ от внесения произвольных изменений в действующую систему норм гражданского законодательства, предсказуемость законодательной политики в этой сфере.

Тем не менее, сознавая сложность высказанного предложения, В.Д. Зорькин тем самым предлагает теоретикам и практикам задуматься над данной проблемой, так как перспектива расширения экономического пространства, таможенного, ВТО уже в то время создавала новые ориентиры судебной международной практики (официальный сайт «КонсультантПлюс», в проведении интервью с В.Д. Зорькиным участвовали специальный корреспондент А. Кузнецов и редактор сайта «КонсультантПлюс» Н. Лашкина (дата обращения: 08.06.2013)).

Монография Н.В. Витрука «Общая теория юридической ответственности» включена в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2009 (2-е издание, исправленное и дополненное).

Выдающийся отечественный ученый Н.В. Витрук (судья Конституционного Суда РФ в отставке) в своих научных трудах (Верность Конституции: Монография. М.: РАП, 2008; Общая теория юридической ответственности. М., 2008) не отвергал наличие иных поименованных в Конституции РФ ФКЗ.

Монография Н.В. Витрука «Общая теория юридической ответственности» включена в информационный банк согласно публикации — НОРМА, 2009 (2-е издание, исправленное и дополненное).

Н.В. Витрук полагал, что ФКЗ — нормативный правовой акт, юридическая сила которого выше юридической силы федерального закона и который принимается в особом по сравнению с федеральным законом порядке. Федеральный закон, дополняющий или изменяющий нормы и институты права, не может противоречить ФКЗ, что закреплено в ч. 3 ст. 76 Конституции РФ. При этом ученый, достаточно квалифицированно обосновывая «правовые позиции Конституционного Суда РФ по тем или иным гражданско-правовым нормам, достаточно веско говорит о том, что ФКЗ повышает гражданско-правовую ответственность и ее разновидности (международно-правовую ответственность) исключает (освобождает от юридической ответственности) (Витрук Н.В. Общая теория юридической ответственности: Монография. М.: РАП, 2008. С. 140 — 148, 149 — 152; 244 — 249; 250 — 266).

Действительно, ФКЗ принимается в особом порядке, для его принятия необходимо квалифицированное большинство обеих палат (не менее трех четвертей голосов от общего числа членов СФ и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов ГД).

Совершенно справедливо, что ФКЗ не может быть отклонен Президентом РФ, и в течение 14 дней закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию.

Со многими представителями ученых и практических работников, отстаивающих придание статуса ФКЗ Гражданскому кодексу РФ, могут дискутировать оппоненты, ссылаясь на то обстоятельство, что федеральные конституционные законы в соответствии с ч. 1 ст. 108 Конституции РФ принимаются исключительно по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ: о порядке изменения статуса субъекта РФ по взаимному согласию РФ и субъекта РФ (ч. 5 ст. 66, ч. 1 ст. 137); о референдуме (п. «в» ст. 84); об Уполномоченном по правам человека (подп. «е» п. 1 ст. 103); о порядке деятельности Правительства РФ (ч. 2 ст. 114); о судебной системе РФ (ч. 3 ст. 118); о полномочиях, порядке образования и деятельности Конституционного Суда РФ (ст. 128); о полномочиях, порядке образования и деятельности Верховного Суда РФ (ст. 128); об арбитражных судах РФ (ст. 128); о военных судах РФ (ст. 128); о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65 и ч. 1 ст. 137); о государственных флаге, гербе и гимне РФ (ч. 1 ст. 70); об обстоятельствах и порядке введения чрезвычайного положения на всей территории РФ и в отдельных ее местностях (ч. 2 ст. 56); о режиме военного положения (ч. 3 ст. 87); о Конституционном собрании (ст. 135).

В последнее время проводится достаточно много региональных и международных мероприятий, где поднимаются правовые вопросы, в том числе и тот, которому посвящено рассуждение главного редактора. В целом все вопросы тематически направлены на то, как максимально оперативно, гарантированно и законодательно надежно защитить права и законные интересы граждан в различных сферах жизни. Тезис о том, что Гражданский кодекс РФ — это своеобразная экономическая Конституция страны, уже никого не удивляет. Все дело в том, как нам сегодня обустроить Гражданский кодекс РФ, с тем чтобы не было междискуссионных решений Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые иной раз по-разному понимают правовые институты и нормы ГК, несмотря на правовые позиции Конституционного Суда РФ.

Неудивительно, что органы СМИ констатируют, что до настоящего времени 44 решения Конституционного Суда еще не исполнены, отсутствует сотрудничество с Высшим Арбитражным Судом РФ (Закатнова А. Всем исполнять // Российская газета. 2013. 6 июня. N 120(6096)).

О необходимости единения судебных систем, исключения мелочных коллизий, например об организации административных судов, достаточно четко высказался на международной конференции в РАП (17 апреля 2013 г.) советник Президента РФ В.Ф. Яковлев: «Кодекс административного судопроизводства РФ необходимо принимать, а что касается административных судов, только тогда, когда сможем обеспечить их деятельность финансово».

Полагаю, что этого вполне достаточно, чтобы каждый ответственный судебный чиновник понимал, что «нельзя подрывать взаимный ресурс доверия высших судебных органов страны, так же как право не должно забывать о морали», по убеждению В.Д. Зорькина, рассуждающего о конкуренции и сотрудничестве судов (Закатнова А. Понятие о суде // Российская газета. 2013. 17 мая. N 104(6080)).

Как пояснил Председатель Верховного Суда РФ В.М. Лебедев 28 мая 2013 г. на круглом столе в РАП, «стабильность законодательства, в том числе гражданского», должна вырабатываться совместно со всеми заинтересованными учеными и практическими работниками, судебными структурами и Европейским судом по правам человека. Все должно быть для блага российских граждан.

Следовательно, полемика о придании Гражданскому кодексу Российской Федерации статуса федерального конституционного закона вполне может иметь право на жизнь, опять же во благо граждан России.

Федеральные законы Российской Федерации

1) Конституция Российской Федерации

2) Гражданский кодекс Российской Федерации

3) Трудовой кодекс Российской Федерации

4) Жилищный кодекс Российской Федерации

5) Налоговый кодекс Российской Федерации

6) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях

7) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации

8) Градостроительный кодекс Российской Федерации

9) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации»

10) Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г. N 2-ФКЗ «О Государственном гербе Российской Федерации»

11) Закон Российской Федерации от 7 июля 1993 г. N 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»

12) Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I

13) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ «Об общественных объединениях»

14) Федеральный закон от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»

15) Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

16) Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

17) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»

18) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

19) Федеральный закон от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии»

20) Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях»

21) Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»

22) Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

23) Федеральный закон от 30 апреля 1999 г. N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации»

24) Федеральный закон от 17 декабря 1999 г. N 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»

25) Федеральный закон от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»

26) Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ «О политических партиях»

27) Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»

28) Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»

29) Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

30) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»

31) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

32) Федеральный закон от 27 ноября 2002 г. N 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»

33) Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

34) Федеральный закон от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

35) Федеральный закон от 5 декабря 2005 г. N 154-ФЗ «О государственной службе российского казачества»

36) Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации»

37) Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»

38) Федеральный закон от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании»

39) Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»

40) Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

41) Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»

42) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации представления государственных и муниципальных услуг»

43) Федеральный закон от 6 мая 2011 г. N 100-ФЗ «О добровольной пожарной охране»

44) Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Что выше по силе закона Федеральный закон или Кодекс?

Что выше по силе закона Фз или Кодекс?

Вопрос относится к городу Уфа

Есть отличный материал в системе Консультант Плюс на эту тему — про структуру нормативных актов и их приоритет и силу. Обратитесь в поддержку Консультант Плюс в Вашем городе и попросите прислать — очень он полезный.

К нормативным правовым актам в РФ относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, законы субъектов РФ, а также подзаконные акты субъектов РФ.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). При этом федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 3 ст. 76 Конституции РФ).

Следует отметить, что кодексы являются федеральными законами*(1), которые содержат общие нормы и выполняют основополагающую роль в правовом регулировании определенных сфер общественных отношений. Однако Конституция РФ не предусматривает приоритет одного федерального закона над другим. Вместе с тем во многих кодифицированных актах закреплена необходимость соответствия иных законов в данной сфере кодексу, как содержащему основополагающие положения (смотрите, например, п. 1 ст. 1 Налогового кодекса РФ , п. 2 ст. 3 Семейного кодекса РФ, п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 1 Гражданского процессуального кодекса РФ и другие).

Как следует из п.п. 2-4 ст. 3 ГК РФ, гражданское законодательство состоит из ГК РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, а также указов Президента РФ, на основании и во исполнение которых Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права. При этом нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК РФ. Следовательно, все принимаемые законы, регулирующие гражданско-правовые отношения, должны соответствовать ГК РФ.

Относительно иерархии федеральных законов хотелось бы обратить внимание на некоторые правовые позиции Конституционного Суда РФ.

В определении от 05.11.1999 N 182-О при рассмотрении вопроса о приоритете ГК РФ над положениями Федерального закона от 02.12.1990 N 395-I «О банках и банковской деятельности» Конституционный Суд РФ отметил, что в ст. 76 Конституции РФ не определяется и не может определяться иерархия актов внутри одного их вида, в данном случае — федеральных законов. Ни один федеральный закон в силу ст. 76 Конституции РФ не обладает по отношению к другому федеральному закону большей юридической силой.

В постановлении от 29.06.2004 N 13-П Конституционный Суд РФ отметил, что Уголовно-процессуальный кодекс РФ, который, согласно ч. 1 его ст. 1, устанавливает порядок уголовного судопроизводства на территории РФ, будучи обычным федеральным законом, не имеет преимущества перед другими федеральными законами с точки зрения определенной непосредственно Конституцией РФ иерархии нормативных актов. Однако указано, что федеральный законодатель в целях реализации конституционных принципов правового государства, равенства и единого режима законности, обеспечения государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере уголовной юстиции, кодифицируя нормы, регулирующие производство по уголовным делам, вправе установить приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед иными федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных отношений.

При этом в определении от 08.11.2005 N 439-О Конституционным Судом РФ было разъяснено, что приоритет Уголовно-процессуального кодекса РФ перед другими федеральными законами не является безусловным: он может быть ограничен как установленной Конституцией РФ (ч. 3 ст. 76) иерархией федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов (к их числу относится и Уголовно-процессуальный кодекс РФ), так и правилами о том, что в случае коллизии между различными законами равной юридической силы приоритетными признаются последующий закон и закон, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. О безусловном приоритете норм Уголовно-процессуального кодекса РФ не может идти речь и в случаях, когда в иных, помимо Уголовно-процессуального кодекса РФ, закрепляющего общие правила уголовного судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или иные дополнительные гарантии прав и свобод (смотрите также определение Конституционного Суда РФ от 02.03.2006 N 54-О ).

Касательно соотношения положений ГК РФ и Закона N 208-ФЗ отметим, что Закон N 208-ФЗ является специальным по отношению к ГК РФ, поскольку Закон N 208-ФЗ в соответствии с ГК РФ определяет порядок создания, реорганизации, ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров (п. 1 ст. 1 Закона N 208-ФЗ). Соответственно, применяется правило о приоритете специальной нормы над общей. При этом в ситуации, если в специальном законе (в рассматриваемом случае в Законе N 208-ФЗ) не предусмотрены определенные положения, будут применяться общие правила, предусмотренные ГК РФ.

Правило о приоритете специальной нормы над общей косвенно подтверждено в определении Конституционного Суда РФ от 18.06.2004 N 263-О. Конституционным Судом РФ при рассмотрении вопроса о соотношении абзаца первого п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ с п. 1 ст. 67 ГК РФ отмечено, что Закон N 208-ФЗ, являясь специальным актом по отношению к ГК РФ, устанавливает порядок и условия реализации тех положений, которые содержатся в ГК РФ, в том числе в п. 1 ст. 67 ГК РФ. Абзац первый п. 1 ст. 91 Закона N 208-ФЗ, развивающий названное положение ГК РФ и обязывающий акционерное общество обеспечить акционерам доступ к документам, предусмотренным п. 1 ст. 89 Закона N 208-ФЗ, в то же время устанавливает, что к документам бухгалтерского учета и протоколам заседаний коллегиального исполнительного органа имеют право доступа акционеры (акционер), имеющие в совокупности не менее 25% голосующих акций общества. Таким образом, законодатель с учетом особенностей предпринимательской деятельности в форме акционерного общества, а также специфики и объема предоставляемой информации вправе установить ограничения в виде определенного порядка или условий доступа к такой информации.

Аналогичная позиция о том, что положения Закона N 208-ФЗ являются специальными по отношению к нормам ГК РФ, отражена в судебной практике (смотрите, например, п. 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16.05.2014 N 28, постановления ФАС Поволжского округа от 29.11.2011 N Ф06-9921/11, ФАС Северо-Кавказского округа от 16.02.2012 N Ф08-132/12, ФАС Центрального округа от 26.07.2013 N Ф10-1807/13).

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что кодексы и ФЗ находятся на одном уровне.

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В соответствии с юридической силой нормативные правовые акты подразделяются на законы (законы РФ и законы субъектов РФ), подзаконные акты, международные договоры и соглашения, внутригосударственные договоры. Законы Законы РФ — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Высшую юридическую силу имеет «Конституция» РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Законы РФ принимаются в виде: — законов РФ о поправках к «Конституции» РФ; — федеральных конституционных законов; — федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам. К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации. Подзаконные акты Подзаконные акты — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить «Конституции» РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Нормативные правовые акты Правительства принимаются, как правило, в форме постановлений. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только «Конституции» РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ. Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. Международные договоры Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией. В соответствии с «Конституцией» РФ международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Внутригосударственные договоры Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между Российской Федерацией и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

1.2. Иная официальная правовая информация К иной (ненормативной) официальной правовой информации можно отнести: — ненормативные акты общего характера; — акты официального разъяснения; — правоприменительные акты. Акты общего характера, не являясь нормативными, создают серию правоотношений, в их исполнении участвуют многие субъекты, но они исчерпываются однократным исполнением (решение о проведении профилактических прививок, о строительстве завода и т.п.). Такого рода акты принимаются полномочными государственными органами. Акты официального разъяснения действующих норм — это акты толкования «Конституции» РФ Конституционным Судом РФ, руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и др. По вопросу правовой природы этих актов в научной литературе нет единства мнений. Одни авторы относят акты официального разъяснения к актам толкования, не содержащим новых норм, другие — к нормативным правовым актам. При этом не подвергается сомнению реальное значение указанных актов в обеспечении единообразного применения законов в судебной практике. Правоприменительные акты — это индивидуально — правовые акты, принимаемые органами законодательной, исполнительной власти, судебными, прокурорскими органами, государственными инспекциями и т.д. Они относятся не к любому лицу, органу, организации (как нормативный акт), а к определенному, конкретному субъекту правоотношения, регулируемого данным актом (судебный приговор, решение о назначении пенсии, Указ Президента РФ о назначении на должность министра и т.д.).

1.3. Формы правовых актов Существует зависимость формы акта от его нормативного содержания. НПА принимаются (издаются) в форме законов, указов, постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций, положений. Порядок подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируется действующим законодательством. В соответствии с «Постановлением» Правительства РФ от 13.08.97 N 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются только «в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается». Однако данное правило в законотворческой практике иногда нарушается. Например, ЦБ РФ своим Приказом от 15.09.97 N 02-395 «О положении Банка России «О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов Банка России» «(п. 1.5» Положения) определяет перечень форм, в которых могут издаваться нормативные акты Банка России: указание, положение, инструкция. Это противоречит «Постановлению» Правительства РФ N 1009 в части отнесения указания к форме нормативного правового акта. Вместе с тем, в соответствии со «ст. 7» Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. Минюст РФ в «»Разъяснениях» о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации», утвержденных Приказом от 04.05.2007 N 88, подчеркивает, что со дня вступления в силу «Постановления» Правительства РФ N 1009 НПА федеральных органов исполнительной власти издаются только в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер. Ненормативные акты издаются в самых разных формах. Однако следует обратить внимание на следующее. По установившемуся положению, если акты изданы в форме законов, правил, инструкций, положений, то они являются нормативными. Тем не менее существуют исключения из этого правила. Так, в 1994 — 1996 гг. были приняты ненормативные акты в форме, традиционно присущей только нормативным актам, а именно: было принято 9 законов, регламентирующих материальное обеспечение и медицинское обслуживание отдельных семей погибших депутатов. Эти законы являются индивидуально — правовыми актами и не носят нормативного характера, так как они персонифицированы. Юридическая теория отрицательно относится к практике издания такого рода актов в форме законов.

2. Информация индивидуально — правового характера, имеющая юридическое значение

Этот вид правовой информации отличается от официальной правовой информации тем, что исходит не от полномочных государственных органов, а от различных субъектов права, не имеющих властных полномочий, — граждан, организаций. Правовую информацию индивидуально — правового характера, имеющую юридическое значение, можно подразделить на: — договоры (сделки); — жалобы, заявления, порождающие юридические последствия. Общие черты этих актов: — носят индивидуально — правовой характер, — направлены на создание (изменение, прекращение) конкретных правоотношений. Конкретный договор поставки заключается между двумя конкретными организациями, влечет определенные юридические последствия — устанавливает права и обязанности сторон договора, прекращается после исполнения условий договора. Иск, предъявленный конкретным гражданином к конкретной организации по определенному поводу, также порождает определенные юридические последствия.

3. Неофициальная правовая информация

Неофициальная правовая информация, представляющая собой материалы и сведения о законодательстве и практике его применения, отличается от официальной правовой информации и правовой информации, имеющей юридическое значение, прежде всего тем, что не влечет правовых последствий. Ее можно подразделить на следующие группы: — материалы подготовки, обсуждения и принятия законов и иных нормативных правовых актов; — материалы учета и систематизации законодательства (картотеки учета нормативных правовых актов, предварительные материалы подготовки собраний и сводов законов, неофициальные сборники нормативных правовых актов и т.д.); — материалы статистики по правовым вопросам (статистические данные о состоянии преступности, правонарушениях и т.д.); — образцы деловых бумаг; — комментарии законодательства; — научные, научно — популярные, учебные и иные труды по вопросам законодательства. Неофициальная правовая информация, не являясь нормативной и порождающей правовые последствия, имеет тем не менее важное значение для эффективной реализации норм права. Так, мнения известных ученых, комментирующих, разъясняющих законодательство, представляют интерес как для специалистов, так и для широких кругов населения и используются при реализации, применении правовых норм.

Смотрите еще:

  • Малые предприятия краснодарского края Малые предприятия краснодарского края В настоящее время в городе работает порядка 76 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. Фото: photl.com Как сообщает пресс-служба городской администрации, эти данные […]
  • Трудовой кодекс рб статья 47 Статья 48. Трудового кодекса РБВыходное пособие Выходное пособие выплачивается в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства, коллективным договором, соглашением. При прекращении […]
  • Уголовный кодекс с комментариями 2011 Уголовный кодекс (УК РФ) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ С изменениями и дополнениями от: 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 […]
  • Ученое звание доцента доплата Определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 29 июля 2003 г. N КАС 03-286 В соответствии с нормами законодательства о высшем и послевузовском профессиональном образовании процентные надбавки установлены […]
  • Приватбанк кредит под залог авто Условия кредитования Кредит выдается под залог автомобиля наличными в кассе Банка. При определении суммы и срока кредита имеет значение тип, к которому отнесен автомобиль согласно установленной классификации Банка: […]
  • Выплата за третьего ребенка в омске Омская область увеличит в 2018 году выплаты многодетным семьям на 20% ОМСК, 30 октября. /Корр. ТАСС Алексей Петров/. Омская область с 2018 года увеличит на 20% размер социальной выплаты многодетным семьям, сообщила […]